Славянские, русские традиции. Вечно живая старина. Щиты древней руси
Русский щит VIII–XI века | Русский след
Вторая половина IX века ознаменовалась возникновением на Восточноевропейской равнине нового государства — Киевской Руси. Географическое положение Древней Руси, сложные этнические и политические процессы привели к взаимопроникновению материальной и духовной культуры нового государства в культуру народов западной Европы, что более ярко проявилось в военном деле оружии древнерусских воинов. Данные археологии наглядно отражают процесс формирования комплекса вооружения древнерусских воинов на базе взаимодействия с различными воинскими традициями, многочисленными военными походами по торговому пути с севера на юг — «путь из варяг в греки», идущий от Варяжского (Балтийского) моря к морю Русскому (Чёрному морю).Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Слово «щит», возможно, происходит от слова из санскрита «каваСа» — kavaSa — щит, прикрываться, ховаться (страховаться). (англ. shield; shade-щит).
Щиты использовались с древнейших времён и применялись для защиты воинов вплоть до распространения огнестрельного оружия.
«…Русичи великая поля чремными щиты прегородиша…» («Слово о полку Игореве»).
Именно, щиты служили воинам единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах, как единственных средствах защиты воинов, упоминаются в византийских рукописях VI века:
Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».
Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружён двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но трудно переносимыми». Видимо, деревянные щиты были тяжёлыми, подобными по своим функциям с деревянными воротами, служащие защитой каждому дому. На санскрите «Варута» — varUtha — защита, щит, убежище, безопасное местожительство (родстренное слово в рус. яз. ворота)
В верхней части тяжелых щитов этого периода проделывали небольшое отверстие для обзора — амбразуры. В раннем средневековье простые воины часто не имели шлемов, из-за их дороговизны, поэтому прикрывались «с головой» большими щитами.
К сожалению, трудно представить внешний вид тяжёлых деревянных славянских щитов, так как из-за отсутствия металлических частей деревянная конструкция не сохранилась.
Самые ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X веку, так как они уже имели металлические детали.
На территории Древней Руси археологи нашли фрагменты 20 щитов, а именно деталь щита — умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, крепившаяся в центре щита, и защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов.
А.Н.Кирпичников выделяет среди найденных щитов два типа древнерусских металлических накладок (умбонов): полушаровидные щиты (найдено 13 экземпляров) и сфероконические щиты (3 экземпляра). Все найденные щиты стандартны по форме и по размерам — их диаметр 13,2-15,5 см, высота 5,5-7 см. Толщина металла на щите не превышает 1,5 мм.
Ко сфероконическому типу щитов относятся два умбона, найденые в Юго-Восточной части Приладожья, и один щит найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Сфероконические щиты довольно крупные, их диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см, на которых были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди от 2,5 до 5 см, редко заклепки, крепившие металлическую бляху на деревянном поле щита, толщиной в пределах 7-8 мм. На одном из найденных в Приладожье металлических блях для щита (умбонов) найдена заклепка длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, деревянную доску щита и планку-рукояти.
Металлические оковки, крепившиеся по краю деревянного щита, представляют собой тонкие (5-6 мм) железные, или бронзовые полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из металлических оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий.
Во время археологических раскопках Гнездовского курганного могильника под Смоленском были найдены неплохо сохранившиеся остатки древнерусского щита. Вот так его описывает автор раскопок: «Благодаря оставшимся от щита следам дерева, можно представить себе приблизительно размеры щита, измеряя расстояние этих кусочков дерева от центральной бляхи или умбона; при таком измерении ширина или длина щита доходит до 1 метра. В области лежавшего когда-то щита найдено много железных скрепок или обоймиц в виде железных согнутых вдвое пластинок с пробоинами или гвоздиками на концах, служивших для скрепления краев щита и прекрасно сохранивших внутри кусочки дерева; эти-то кусочки дерева представляют часто косые слои, которые объясняются явно тем, что доски, из которых щит состоял, имели на краях закругления, соответствующие окружности круга. Принимая во внимание сохранившиеся следы дерева на ближних камнях можно также смело утверждать, что щит имел круговое очертание. По железным обоймицам также можно легко определить толщину щитовых досок; можно считать также до некоторой степени вероятным, что щит был окрашен в красную краску, так как дерево в одной из обоймиц сохранило следы красной окраски».
Восполнить представление о древнерусском щите помогают археологические материалы сопредельных территорий Скандинавии, где они найдены в огромном количестве. Интересно, что древнерусское оружие и щиты, подобные скандинавским, найденные в районе Ладоги, дают возможность скандинавам мечтать о том, что эти территории Древней Руси в районе Ладоги в древности принадлежали им. Однако, это не так!
Очень часто «скандинавское оружие» было захвачено древнерусскими воинами в бою во время военных походов и привезено домой на Ладогу в качестве военных трофеев. Крупные оружейные производства были в Ладоге, Новгороде, Суздале, Пскове, Смоленске и Киеве.
Дружинно-торговый социум «русов» начал складываться не ранее последних десятилетий VIII — первых десятилетий IX вв., примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) слово с исконно русским корнем «rup» — гребцы приобретало новое значение «морское войско». (родственные слова в рус. яз.: гРАБить, гРЕБти…; англ.: robber — гРАБитель)
На Западе «росы» — gentis esse sueonum; на Востоке — «gentis» Славян; они и были и теми и другими одновременно. В Византии середины X века один из преемников великокняжеских послов «от рода Рускаго» перечислял скандинавские названия днепровских порогов «по-росски» (rosistі) и переводил «по-славянски» (sclavinysti); языком этих «росов» был ещё нордический, северный язык скандинавов.
Русь-Ладога князя Олега объединяет в начале X века и варяга, и словенина, «и прочих», хотя послы «великого князя рускаго», объявляя себя от рода Рускаго, носят сплошь скандинавские имена. Для определенного отрезка времени становления скандо-славянского социума «именно Ладога исключительно и была русью» (Stang 1996: 200).
Самая полная информация имеется о щитах, найденных в шведском могильнике Бирка, где было найдено 68 деревянных щитов круглой формы, диаметром от 80 до 95 см, толщина 5-6 мм, материал, из которого изготовлен щит — тис, клён, пихта. В Бирке были найдены оружие, фрагменты доспехов, многочисленные находки, свидетельствующие о том, что здесь длительное время проживала большая группа мужчин-воинов.
По подсчётам учёных, в IX–X веках в Бирке проживало около 1500 человек постоянного населения. Однако в летние месяцы, сюда со всей Балтики — «Русь-Ладога» приходили корабли с товарами, число жителей увеличивалось до 8 тысяч. Город Бирки был крупным речным портом и стоял на пересечении торговых путей, именно отсюда начинался путь «из варяг в греки», связывавший Русь Новгородскую с Византийской империей, Ближним Востоком, Средней Азией и центральной Европой в X–XII веках.
В городе Бирка были найдены восточные шёлковые ткани из Арабского халифата с арабскими надписями «Иллах» (Illah- Аллах), выполненными в куфическом стиле. Древнеперсидские надписи в геометрическом стиле куфического письма находили на восточных шёлковых лентах не только в могилах на территории города Бирка и в захоронениях в Уппсале, но и в Испании. Арабские надписи в куфическом стиле повсеместно присутствуют на одежде викингов в скандинавских могильниках. Возможно, погребения осуществлялись под влиянием ислама с идеей о вечной жизни в раю после смерти. Возможно, арабские надписи просто рассматривались, как декоративный затейливый орнамент.
В последней четверти X века — после 960 года город был оставлен, Бирка прекратила своё существование — странно и необъяснимо. Дружинно-торговый социум русов и скандинавов распался… русы ушли.
Как и в Древней Руси, основную часть находок остатков щитов составляют оловянные или бронзовые накладки различной формы (умбоны), и железные или бронзовые оковки по краю щита (от 2 до 45), крепившиеся двумя заклепками. Некоторые щиты были снабжены и металлическими или деревянными рукоятями из можжевельника, тополя, ольхи. Металлические рукояти щита из железа или бронзы украшены чеканкой или рельефным литьём. Фрагмент чеканной накладки найден в Старой Ладоге, и хранится в частной коллекции.
На древнерусских щитах сохранились скобки с подвижным кольцом для крепления плечевого ремня для ношения щита.В захоронениях в Норвегии в Бирки и Гокстаде найдены деревянные щиты из 7-8 сосновых дощечек разной ширины, толщиной около 7 мм. Внешняя сторона щитов была окрашена в чёрный или жёлтый цвета. На расстоянии 2 см от края щита и с интервалом около 3,5 см по всему периметру просверлены отверстия для крепления кожаной обшивки края щита, металлических деталей щита нет.
В Тирском торфянике на юго-западе Латвии обнаружен уникальный клад IX века, среди находок — два хорошо сохранившихся деревянных щита, изготовленных из еловых досок. Один из шитов толщиной 6 мм, круглой формы, диаметром 85,5 см. Внутренняя и внешняя стороны деревянного щита покрыты кожей, пришитой к щиту в центре и по краям, а между кожей и деревом проложена спрессованная трава. В центре деревянного щита пропилено отверстие диаметром 11,5 см, которое с внешней стороны закрывалось деревянной накладкой в форме полушария с краями, на которых имеется 14 отверстий для заклёпок. Подобный тип щита встречается в нескольких курганах Гнездовского и Михайловского могильников.
Второй щит, найденный в Тирском торфянике, был длиной 68 см, ширина — 11,8 см, толщиной — 1,4 см. Судя по краям доски, щит был выгнутым и имел круглую форму, а его диаметр составлял 73 см.
Во второй четверти XIII века появляются треугольные щиты с перегибом, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу, и выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время прямого удара копьём, как тараном.
В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом — тарч, который торчал из щита, и служил защитой для руки, удерживающей короткое копьё и облегчал воину защиту и нападение в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались Павеза (павез, павиза, павезе, павис; нем. große Pavese — большая павеза) — тип щита, широко применявшийся пехотой в XIV—XVI веках. Щит павез был прямоугольной формы, нижняя часть могла иметь овальную форму.
Известно, что щиты различных форм — круглые, трапециевидные, существовали в течение длительного времени.Богатые воины делали щиты из железа, но самые распространённые щиты для древнерусских воинов из дерева, камыша, и обшивали их кожей. Центр щита усиливали металлическим навершием — «умбоном». Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием — каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками — «столбцами». Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету в древнерусских доспехах отдавалось явное предпочтение на протяжении всей истории Древней Руси.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ЩИТА.
Исходя из информации, полученной из литературных источников, и материалов археологических раскопок, найденных на территории Древней Руси и скандинавских стран, можно представить примерную реконструкцию одного из типов щитов, имевшего распространение в X веке, как на территории Древней Руси, так и на территории Скандинавии.
Древнерусские щиты в X веке изготавливались из деревянных плоских дощечек и имели круглую форму. Диаметр щита варьировался от 80 до 100 см, а толщина редко превышала 6-7 мм. В некоторых случаях деревянный щит покрывали грубой кожей и окрашивали. В центре деревянного поля щита с внешней стороны крепили на гвоздях, загибавшихся с внутренней стороны, металлическую или деревянную накладку (умбон). С внутренней стороны щита поперёк досок крепилась деревянная рукоять, иногда с кольцами для крепления плечевого ремня. Кольца для плечевого ремня могли прикрепить и на поле щита. Крепление рукояти щита производилось с помощью металлических заклепок или деревянных гвоздей — нагелей. С помощью металлических оковок по краю щита закреплялась полоска кожи, которую пришивали и без металлических заклёпок.
Внешнюю, а иногда и внутреннюю сторону щита покрывали кожей и окрашивали красной, белой, чёрной или жёлтой краской. Раскраска воинских щитов имела ритуальное значение, белый щит считался символом мирных намерений, красный означал воинственность и готовность к бою. Судя по изображениям на поминальных камнях, а также миниатюрным подвескам-амулетам в виде щита, найденным как в Скандинавии, так и на территории Руси, самым популярным мотивом раскраски щита была «вихревая розетка», представляющая собой стилизованное изображение змеевика — оберега древнерусского воина. Змеевик — образ Великой Матери Земли, от которой древнерусский воин черпал силы.
Древнерусские подвески-обереги с изображением Змеевика
Оценивая боевые качества древнерусского деревянного щита, по его конструкции и весу, а также надёжности и удобству хвата рукояти щита, можно утверждать, что это было достаточно маневренное средство обороны, в некоторых ситуациях способное выполнять и роль наступательного ударного оружия. Снижение веса деревянного щита и маневренность во время боя достигались за счет более тонкой деревянной основы щита, который не долго мог служить воину защитой. Благодаря простоте конструкции деревянного щита, ремонт или изготовление нового щита, с использованием старых металлические детали, не представлял для воина особой трудности даже в «полевых» условиях.
Основной задачей древнерусских деревянных щитов была защита воина от метательного оружия противника — от стрел и дротиков.
Метод применения деревянного щита продемонстрирован в сцене осады крепости, изображенной на франкском ларце VIII века. Деталь ларца с изображением воина, защищающегося от стрел. VIII в. (Британский музей)
Удары меча и топора могла сдержать и отразить металлическая накладка (умбон) деревянного щита, хотя в исландских сагах встречаются описания попадания меча и топора противника в деревянное поле щита:
— «У Сигмунда был шлем на голове, у пояса меч, а в руках щит и копье. Он бросился на Скарпхедина и тотчас же нанёс ему удар копьём и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанёс Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч… ».
— «Навстречу Гуннару встал Вандиль. Он немедля, нанёс удар мечом, и удар пришёлся в щит. Гуннар быстро отвёл щит с застрявшим в нём мечом в сторону, и меч сломался у рукояти».
— «...Тогда Хрут повернулся к Атли. Тот немедля ударил секирой в щит Хрута и расколол его сверху донизу».
— «Ион бросился на Гуннара в сильном гневе и пробил ему копьём щит и руку. Гуннар с такой силой рванул щит, что копье сломалось у наконечника».
Круглая форма и непрочность щита предполагает, что более эффективно им можно было действовать в свободном строю, а не в плотно сомкнутом, именно, поэтому круглые деревянные щиты исчезли из оборонительного вооружения древнерусских воинов в XI веке.
Во второй половине X века меняется характер военных действий русских дружин. Если в конце IX — начале X веков древнерусские воины совершали стремительные рейды на кораблях с целью захвата добычи или получения дани, то во время Балканской кампании Святослава, длившейся с 969 г. по 971 г., осады и обороны крепостей, военные рейды чередовалась крупными полевыми сражениями против армии Византийской империи. Это не могло не привести к изменениям в тактике боя, что в целом повлияло на весь комплекс наступательного и оборонительного вооружения древнерусского воина.
Византийский автор Лев Диакон, подробно описавший ход войны 969 — 971 годах, называет построение древнерусских воинов фалангой, а, повествуя о битве под Доростолом в 971 году, подчеркивает, что «тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы». «Константин Философ (Кирилл, основатель кириллицы) застал в Крыму и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою». Он пишет о тоурси (они же тoypcïu) — *тауро-руси — *Ταυρο-ρως или Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι, что-то вроде «тавры-росы», обозначение племени, жившего к северу от дунайского устья, близ Ахиллова Бега.
В другом месте своего труда Лев Диакон описал щиты древнерусских воинов : «щиты у них прочны и для большей безопасности достигали ног»». К сожалению, из этого описания не ясна форма древнерусских щитов, но подобные описанию «вытянутые по вертикали» щиты получили широкое распространение не только в Древней Руси, но и в Западной Европе XI веке.
Древнерусский лучник X - XIII века Русский меч XII–XIII века
ru-sled.ru
Русский каплевидный щит 10 века
Памятник «Тысячелетие России» воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году, воплощает идею опоры самодержавной власти в государстве. Авторы монумента скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер. На памятнике помещены горельефы 109 исторических деятелей Руси, начиная с князя Рюрика, а также выдающиеся личности, прославившие Россию в различные периоды истории Русского государства. Первый новгородский князь Рюрик в остроконечном шлеме, и с миндалевидным щитом, на котором написано: «Лета STO», то есть по старому летосчислению «Лета 6370» от сотворения мира, или 862 год от Рождества Христова. Разница между летосчислением «от сотворения мира», и современным летосчислением «от Рождества Христова» равна 5508 лет, то есть (862+5508=6370 год).
Миндалевидный щит или щит-«капля», привычный нам по изображениям классического русского витязя, распространился на Руси на сто лет позже – во второй половине X века.
На самом деле миндалевидный или каплевидный щит, который действительно принято считать доспехами древнерусского воина, княжеского дружинника. Весь комплекс вооружения древнерусских воинов создавался на базе тесного взаимодействия с различными воинскими традициями, многочисленными военными походами по торговому пути с севера на юг — «путь из варяг в греки» — от Варяжского (Балтийского) моря к морю Русскому (Чёрному морю). Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов.
Слово «щит», возможно, происходит от слова из санскрита «каваСа» — kavaSa — щит, КОВАные доспехи воина. (по англ. shield; shade — в точности повторяет и заимствует русское слово «щит»). Считается, что миндалевидный щит изобретение западноевропейских мастеров. По словам известного британского исследователя древнего вооружения Эварта Окшотта, использовать такой щит в Европе стали в конце X века. Эварт Окшотт употребляет ещё один устоявшийся термин для данного щита — «норманнский», в то время как отечественный историк А. Н. Кирпичников считает такое название «неудачным».
Скульптура Рюрика на памятнике «Тысячелетие России» с щитом миндалевидной формы
На территории Древней Руси археологи нашли фрагменты 20 щитов, а именно центральную деталь щита — умбон (лат. umbo) — это металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, крепившаяся в центре щита, и защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов.
Конечно, археологические находи могли бы рассказать нам каплевидном щите средневековых русских воинов гораздо больше, если бы они сохранились. полностью, но деревянные щиты воинов, найденные в захоронениях сгнили, круглая или каплевидная форма умбона и, сохранившаяся по краям оковка, рассказывают исследователям о форме самого щита.
Исследователи древнего вооружения находят большое количество изображений в средневековых иллюстрированных литературных источниках, на основе которых можно сформировать определенное представление о вооружении и средствах защиты средневекового воина. Одним из ярких примеров средневекового изобразительного искусства, дошедшего до наших дней является мозаика и гобелен.
На знаменитом гобелене из Байё (Нормандия) конца XI века (фрагмент), изображена история завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем.
На фрагментах гобелена изображены сражения, и хорошо видно, что в конце XI века миндалевидными щитами пользуются не только воины Вильгельма, но и англичане, причём как всадники, так и пешие. Появление удлинённой формы каплевидного щита в оборонительных доспехах средневековых воинов объясняется развитием кавалерии, как основного рода войск средневековья. Лёгкий круглый щит, по всей видимости, оставался на вооружении пехоты, а более тяжёлые каплевидные щиты стали оборонительным оружием всадников. Новая каплевидная форма щита, появившаяся Х веке, позволяла полностью защитить не только всадника от плеча до колена, но и его боевого коня.
Миндалевидный щит появился в X веке
Исследователь древнерусского оружия Кирпичников указывает, что «древнейшие русские изображения миндалевидных щитов относятся к эпохе Ярослава Мудрого», то есть к концу X — середине XI века. Видимо, в домонгольской Руси миндалевидные щиты использовались как пешими, так и конными русскими воинами.
Во время передвижения по воде древнерусские воины вешали каплевидные щиты на борт ладьи, таким образом, создавая дополнительную оборону от нападения неприятеля и возможности вести обстрел с ладьи под прикрытием щитов. Для ведения ближнего боя пешие воины, использовали старый-добрый круглый щит.
Высота каплевидного щита варьировалась от половины до трети человеческого роста. Классический средневековый щит на Руси мастерили из дерева и снаружи обтягивали его толстой грубой кожей. Внутри с тыльной для удобного хвата крепили сразу несколько ремней. Воин продевал предплечье через один из них, второй он удерживал кистью руки. Кроме того, еще один ремень можно было перекинуть через шею для переноски за спиной.
Считается, что изначально, как и круглый предшественник, миндалевидный щит был плоским: так, на одном из отрывков все того же гобелена из Байё изображен фрагмент, где воины используют миндалевидный щит вместо стола. В Европе такие щиты, как правило, служили для защиты воина от удара копья, поэтому в качестве дополнительной защиты к середине наружной части крепился умбон. К концу XII века происходит постепенное совершенствование доспеха и брони в целом. Щит становится меньше, но более выпуклым, в связи с чем необходимость в умбоне пропадает. С постепенным исчезновением умбона все чаще на щите появляются различного рода изображения (например, гербы). Причем подобная тенденция характерна и для Европы, и для Руси в том числе.
Исследователь оружия Кирпичников отмечает, что на рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (ок. 1234 г.) на щите святого Георгия, который считается «первым изображением владимирского князя Георгия Всеволодовича» был высечен «лев или барс — эмблема Владимирской династии».
каплевидные щиты с фамильными львами
К началу XIII столетия «капля» все больше превращается в «треугольник», а потом и вовсе уступает ему место. Такой щит становится еще легче, что делает его использование на поле боя более удобным. Его уже можно было не только плотно прижимать к телу, как это делали с предшественником, но и всячески парировать им встречные удары, а острым нижним концом в случае отсутствия других вариантов, наверное, можно было даже воспользоваться и в качестве оружия, почти как баклером.
Баклер (нем. Faustschild, фр. boce, bocete, rondelle de poing, um. brochiero) — маленький, 20-40 см в диаметре (8-16 дюймов), чаще всего металлический круглый щит. Был рассчитан, главным образом, в качестве вспомогательного оружия с мечом или шпагой. Держался за ручку с обратной стороны.
Печати древнерусского Государства В Новгороде археологи нашли длинную надпись глаголицейru-sled.ru
История средневековых щитов
К сожалению, представить внешний вид вышеупомянутых славянских щитов не представляется возможным, так как ни изобразительных, ни археологических подтверждений письменным источникам нет. Очевидно, славянские щиты этого времени изготавливались целиком из органических материалов (досок, прутьев) и за отсутствием металлических частей не сохранились до наших дней.
Наиболее ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X в. За редким исключением это только металлические детали. Таким образом, информация для воссоздания внешнего вида и конструктивных особенностей щитов очень ограничена.
На территории Древней Руси археологически зафиксированы фрагменты не менее чем 20 щитов. Наиболее часто встречающаяся и четко определимая деталь щита- умбон, представляющий собой железную полусферу, крепившуюся в центре щита.
А.Н.Кирпичников выделяет два типа древнерусских умбонов: полушаровидные и сфероконические. К первому типу относятся 13 из 16 найденных экземпляров. Все они стандартны по форме - свод полушаровидной формы на низкой шейке, и по размерам -диаметр 13,2-15,5см, высота 5,5-7см. Толщина металла не превышает 1,5 мм.
Ко второму типу относятся три умбона, два из которых происходят из Юго-Восточного Приладожья и еще один найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Это умбо-ны сфероконической формы, наиболее четко выраженной у приладожских экземпляров. Они несколько крупнее умбонов первого типа: диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Шейка отсутствует. Умбон с Цимлянского городища отличается меньшим размером (диаметр 13,4 см, высота 5,5 см) и наличием на вершине свода небольшого выступа.Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см. На этих полях были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди (редко заклепки), крепившие умбон на деревянном поле щита. Сохранилось несколько крепежных гвоздей, которые позволяют примерно вычислить толщину деревянного поля под умбоном. При длине от 2,5 до 5 см гвозди загнуты таким образом, что толщина деревянного поля реконструируется в пределах 7-8 мм. В то же время на одном из найденных в Приладожье умбонов второго типа зафиксирована заклепка, не имеющая изгибов, длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, щит-ную доску и планку-рукоять.
Помимо умбонов определяемой частью щита являются металлические оковки, крепившиеся по краю щита. В шести случаях оковки найдены вместе с умбонами, в трех -без умбонов. Количество оковок колебалось от нескольких штук до двух десятков. Они представляют собой тонкие (0,5 мм) железные (в одном случае - бронзовые) полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий. Двумя маленькими заклепками оковки крепились на краю щита. Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для расположения кожаной полосы, проходящей по ребру щита. Расстояние между краями оковки во всех случаях составило 5-6 мм, что равнялось толщине деревянного поля на краю щита.
fishki.net
Какие были рисунки на щитах русских дружинников?
Николай Чеботарев
Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области. Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер. Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.
Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.
Кресты
Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен. На Руси, судя по изображениям — не очень. Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.
Животные
Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.
Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.
Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:
Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.К сожалению, рассмотреть щит в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:
Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.
Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника). В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.
Ее список — рукописная копия, был сделан в Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.
Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы
На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов. На створках врат немало изображений, и вот одно из них:
Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.
Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы, а пластинка вот осталась:Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.
Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.
Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.Однотонные каплевидные щиты с каймой
Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:
Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала. По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:Рисунки на больших круглых щитах
Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:- Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
- Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).
Изображения на малых круглых щитах
В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.
Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:
Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.
Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.
Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:
Итак…
Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.ПОДРОБНЕЕ:http://ludota.ru/kakie-risunki-na-shhitah-russkih-druzhin.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen
rustradition.blogspot.com
Какие были рисунки на щитах русских дружин?
Николай Чеботарев 21.01.2015
Щиты
11 век, 12 век, 13 век, 14 век, 15 век, 16 век, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Государственный Исторический музей, Киев, Кирпичников, Москва, Новгород, Псков, Русь, Тверское княжество, Тверь, Юрьев-Польской, Ярославль
Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области.
Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер.Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.
Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.
Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.
На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.
Кресты
Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.
На Руси, судя по изображениям — не очень.Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.
Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII—XIII веками.
«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.
Животные
Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.
Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.
Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.
Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:
Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.К сожалению, рассмотреть щит в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:
Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.
Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.
Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника). В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.
Ее список — рукописная копия, был сделан в Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.
Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.
Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы
На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов. На створках врат немало изображений, и вот одно из них:
Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.
Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы, а пластинка вот осталась:
Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.
Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.
Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.
Однотонные каплевидные щиты с каймой
Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:
Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.
По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:
Рисунки на больших круглых щитах
Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:
- Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
- Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).
Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.
Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.
Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирилловской церкви в Киеве:
Изображения на малых круглых щитах
В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.
Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:
Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.
Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.
Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:
Итак…
Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.
В любом случае простой, без украшательства щит, дешевле и если его разбивают в бою, то терять его не так уж и жалко. И кстати.
Если вам есть чем дополнить эту статью — пишите свои комментарии.Обсудим?
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи |
ludota.ru
Круглый щит эпохи викингов, древнерусский круглый щит, описания, история, особенности
Круглый щит — одна из древнейших форм щита, которая использовалась от начала первых воин человечества.
В данном случаи, мы остановимся на боевых щитах эпохи викингов (789- 1066 гг.), которые имели широкое распространение не только у викингов, но и на территории Древней Руси.
Статья просвещенна круглому щиту викингов, не случайно, а приурочена изготовленному ремесленникам мастерской «Зброевы фальварак» — Круглому щиту викингов, древнерусскому щиту.
Устройства и внешний вид щита эпохи викингов, древнерусского щита
Большое количество найденных археологами элементов от круглых щитов, а иногда и практически целых щитов (скандин. skjöldr) в основном в странах Скандинавии, а также, на землях Древней Руси, предоставляет нам возможность, достаточно точно описать внешний вид и технологию производства круглых щитов эпохи викингов.
Описание круглого щита:
Размеры окружности щита — в среднем, диаметр щитов составляла 80-90 см.
Поле щита имело плоскую поверхность и состояла из досок разной ширины из древесины хвойный породы — ель, сосна, пихта. Также, существует литературное упоминание досок из липы. Толщина планок (досок) была разной, в среднем от 6 до 10 мм. У некоторых щитов, наблюдается изменение толщина планки от центра к краю, иногда край имел толщину в 3 мм.
Доски каким то обзорам скреплялись, по видимому использовался какой то клей (костяной клей?), возможно доски сбивались между собой.
Дополнительно, доски связывались при помощи умбона. Но как показал мой опыт реконструкции подобного щита, основная роль в связывании досок щита приходилась на рукоять щита, которая проходила через все планки. Именно рукоять давал жесткость доскам (из опыта работы над щитом) и только затем жесткость щиту придавалась умбоном, обтяжкой поля и окантовкой краев. Рукоять щита, как правила выполнялась из древесины, в некоторых вариантах в нее вставляли металлические пластины с различными узорами.
Поля щитов, как правило покрывалась кожей. Иногда покрывалась только наружная часть щита, иногда обе.
Особое место в щите занимала металлическая деталь щита — умбон. Это центральный элемент щита выполненный из металла (существуют упоминания и о деревянных умбонах (Tirskom, Латвия)) дискообразное выпуклое изделия, основной задачей которого была защита кисти война удерживающего щит. Из-за конструкции щита, взяться за рукоять можно было только по центру, где находилось сквозное отверстие, прикрытое металлическим умбоном, который и выполнял роль защиты кисти руки. Дополнительная функция умбона, скрепление досок для их большой жесткости. Умбон, это одна из самых распространенных деталей щита, которые находят археологи.
В среднем диаметр умбона составлял 15 см, толщина стенки 2-5 мм. Умбон устанавливался либо на гвозди, который потом сгибались с другой стороны, либо на своеобразные заклепки.
Умбон имел две формы – ранний вариант умбона (высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)) и поздний вариант – низкий купол без «шеи».
Окантовка щита — как показывает исследование сохранившихся щитов, на их краях были найдены отверстия, которые с уверенностью дают нам возможность говорить, о существования окантовки. Она была выполнена из кожи, в местах стыков кожи, устанавливалась металлическая пластинка, которая декорировала стык и защищала окантовку от разрыва в местах стыка. Окантовка крепилась к щиту либо с помощью гвоздей, либо при помощи шнуровки.
Так же щит имел несколько металлических деталей — проушены для кожаного ремня, который использовался для переноски щита, а также для того, чтобы во время боя иметь возможность перебросить щит за плечо и использовать оружия двумя руками. Подобный способ ведения боя указывается во многих сагах.
Украшение щита:
Многие литературные, изобразительные и археологические источники указывают на то, что щиты были окрашены, либо имели рисунки. Предполагается что основными цветами щитов были черный, желтый, синий и красный цвет. Так, например Кирпичников указывает на то, что при раскопках в Гнездова, несмотря на то, что щит не сохранился, можно было увидеть его круглую форму, а также констатировать присутствие окраски в красный цвет. Что сопоставимо и с европейскими источниками, согласно которым. красный цвет щитов применялся часто. Кроме одноцветного окрашивания, древние мастера могли наносить и художественный рисунок.
Особенности использования:
Щит как правило не представлял собой, какой то вариант защиты останавливающий удар противника, скорее всего, щит предназначался для встречи удара оружия противника и распределения его силы на большую площадь щита, для «смягчения» удара. Воин мог использовать щит для эффективной защиты во многих направлениях. Многие травмы полученные участниками битв времен эпохи викингов указывают на то, что щит эффективно прикрывал тело война и основные смертельные и травмирующие удары приходились на ноги и голову.
Древнерусский круглый щит, особенности:
Заслуженный эксперт в области оружия и доспехов раннего средневековья Кирпичников А.Н. начинает свое повествования об история древнерусского щита, цитатой из литературного первоисточника: «Повести временных лет» — «И повеси щит свой ввратех, показуа победу«. Тем самым, можно говорить о том, что щит в Древней Руси был широко распространенным видом оборонительного комплекса вооружения древнего русского воина. Одной из особенностей истории ранних щитов, можно отнести тот факт, что не сохранилось ни одного сохранившегося варианта (Кирпичников). Единственный щит, форму которого можно было отследить был найден в Гнездова, форма его была круглая, диаметр окружности 1 метр, что вполне соотносится с размерами щитов из Скандинавии. У найденного щита имелся умбон, металлические детали с проушинами, за которые цеплялся ремень щита используемый для переноски. Также было найдено несколько металлических пластин, которые по все видимости использовались для усиления края щита. Предположительно, окантовка данного экземпляра была кожаной, но она имела большое количество пластин усиливающих края окантовки щита. Также, как писалось ранее, были найдены пигменты красного цвета, что указывает на окраску щита в красный цвет.
Как сам Кирпичников указывает, щит этот имел все схожие параметры щитов найденных в Скандинавии и Латвии. Данный вид щита, по всей видимости широко использовался на всем протяжении X в. Северной и Восточной Европе. Найденные умбоны щитов славян вполне попадают под типологию умбонов Скандинавских круглых щитов.
Большое количество художественных упоминаний щитов круглой формы, позволяет сделать вывод о их широком распространении на территории Древней Руси. По всей видимости, щиты круглой формы активно использовались на протяжении всего X века, затем на смену круглым щитам, пришли миндалевидные шиты.
Страны Скандинавии и Древняя Русь являлись теми территориями, где круглый щит скандинавского типа, широко употреблялся. Возможно, большое влияния на распространение щитов на территории Древней Руси играли викинги, который постоянно странствовали по речному пути из варяг в греки. Так, щит из Гнездова, вполне может иметь Скандинавское влияние, возможно и происхождение. Как известно, Гнездова одна из крупнейших стоянок викингов на землях Древней Руси.
Скандинавский щит — это один из интереснейших образчиков средневекового вооружения, и именно по этой причине, ремесленники мастерской «Зброевый фальварк» с удовольствием посвятили свое время попытке реконструкции (с элементами стилизации) щита эпохи викингов, древнерусского щита.
zbroevy-falvarak.by
Вооружение русских воинов в IX – X веках. Щиты
На территории Древней Руси целых щитов домонгольского периода до сих пор не найдено. Удалось обнаружить только отдельные металлические элементы. Почти все они найдены в курганах X в. Основными источниками, по которым можно судить о древнерусских щитах являются изображения на сохранившихся иконах, печатях, миниатюрах и пр.
Важной частью древнерусского щита, по которой, собственно, удается установить факт того, что на этом месте он когда-то находился, является умбон. Представляет собой умбон что-то вроде полусферической чаши, в которой свободно помещается кулак. С деревянной основой соединялся заклепками. Также встречались умбоны другой, в частности сфероконической, формы. Предназначен для усиления щита и защиты кисти руки, которой его держат. Для удержания используется перекладина, которая проходит через центр умбона. Такой хват называется кулачным. Как правило, щиты с кулачным хватом были круглыми. Хотя и необязательно. К примеру, римский скутум также обладал кулачным хватом.Единственный древнерусский щит из раскопок, для которого удалось определить форму, оказался круглым, плоским, с умбоном по центру и металлическими скобами по краю для лучшего скрепления досок. Также щит имел крепления для плечевого ремня. Подобные щиты были широко распространены у викингов и в Европе в целом. Собирались из досок, обтягивались кожей. По размерам достигали половины или трети роста человека.К концу X века на Руси распространился миндалевидный, или каплевидный щит, с которым чаще всего и изображают русских дружинников. Собственно распространился он не только на Руси, но и по всей Европе. Чаще с таким типом щита изображается пехота, однако его появление и популярность связаны с конницей. А именно с конными копейщиками, которые в Европе стали главной ударной силой. Миндалевидный щит позволил обеспечить более полное прикрытие конного копейщика – от колена до лица. Круглый щит, хоть и более маневренный, защиту ног не обеспечивал.
Миндалевидный щит был изогнут вдоль осевой линии, видимо для соскальзывания ударов. В отличие от круглого щита с кулачным хватом, для удержания миндалевидного использовалось подвесное ременное крепление. Умбон сохранился, но только как средство усиления. Именно его старались подставлять под сильные удары.Предыдущие материалы:Древняя Русь и ее соседиВооружение русских воинов в IX – X веках. Древковое колющее оружиеВооружение русских воинов в IX – X веках. Древковое рубящее оружиеВооружение русских воинов в IX – X веках. Клинковое оружиеВооружение русских воинов в IX – X веках. ДоспехВооружение русских воинов в IX – X веках. Шлема
arcanag.livejournal.com