Как на Руси Новый год встречали (стр. 1 из 4). Какого числа встречали новый год в древней руси
Новый год на Руси | Центр Льва Гумилёва
Этот праздник в Российском государстве получил запутанную и сложную историю. Новый Год нашего времени – это результат синтеза различных языческих праздников и календарной путаницы.Отмечать праздник в нынешнем его виде в России начали с указом Петра Великого в 1699 году, он постановил праздновать Новый Год по-европейски – 1 января.Петр повелел «…учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…», потешаться с огнем – разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом приказывалось и поздравлять друг друга с праздником.
Васильев вечер
Официальный Новый Год имел народный аналог – праздник Васильев вечер — отмечавшийся также в ночь на 1 января. Праздник этот был церковным — день памяти Василия Великого.
Праздник отмечался обильным пиром. Главным блюдом был жареный поросёнок – символ плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. В Васильев вечер на стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме: пышные пироги, сытные блины, колбасу, кутью. В обилии пили пиво, медовуху, водку. Также было принято одевать самую хорошую, неношеную одежду — чтобы весь грядущий год также хорошо одеваться. В этот день старались не давать никому денег, чтобы в течении года не испытывать недостатка в них, а получать деньги было хорошей приметой, это сулило прибыльный год.
Сентябрьский новый год
До этого в Христианской Руси новый год тоже был, он отмечался 1 сентября. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре. С приказом Петра в народе появилась традиция праздновать Новый Год дважды —1 сентября, как привыкли, а потом 31 декабря, по приказу реформатора. Осенний Новый Год Русь позаимствовала из Византии, когда в 988 году было принято Христианство.
Сентябрьский Новый год на Руси встречали чинно и торжественно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, в столице устраивались пышные торжества. Вечером перед новогодней ночью все члены одного семейства обязательно собирались в дом старшего в роду – главы семейства. Гостей угощали мёдом, заморскими винами пивом или медовухой. В полночь в крупных городах звучал выстрел вестовой пушки, возвещавшей начало Нового года, в церквях и храмах били колокола. Вообще, празднование Нового Года в Христианской Руси мало отличается от празднований нашего времени.
Языческий новый год древних славян
Иначе выглядит языческий Новый Год древних славян. Следы дохристианских праздников остались в новогоднем торжестве, однако, полностью восстановить языческий Новый Год проблемно. Ведь по-новогоднему в языческой Руси выглядели несколько праздников. Кроме этого различные традиции были у разных славянских племен. По-разному назывались праздники и имена ритуальных персонажей.
В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом — весной. Год начинался в марте — первом весеннем месяце – время, когда природа просыпается, начинается новый период в жизни животных и растений, новый сельскохозяйственный цикл. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Это было время новой луны перед весенним равноденствием.
С нашим Новым Годом соотносятся зимние праздники древних славян. Главный зимний праздник – это Коляда — праздник зимнего солнцеворота. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым Годом и Рождеством. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, ассоциировалось с новым жизненным и годовым циклом. Коляду отмечали 12 дней. Число 12 вообще было сакральным, и использовалось именно в новогодней обрядности. Сохранились предания о 12 старцах-жрецах, которые руководили ритуалом. По 12 снопам гадали о будущем урожае, воду из 12 колодцев использовали для подблюдных гаданий. 12 дней горел священный огонь на Коляду.
26 декабря нарождалось новое Солнце. Его символично представляло особое полено — Бадняк. Бадняк зажигали на Коляду и оттого зарождалось в новом цикле Светило.
Особая часть праздника — Колядки – новогодние песни. Изначально это были восхваления Коляды, а позже превратились в форму поздравлений и шуточных песен. В дальнейшем черты колядок перешли в святочные праздники.
В зимние праздники древние славяне, как и мы украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять злых духов, чтобы те не испортили праздник.
Был у древних славян и зимний дух – Морок, Трескун, Морозко – он насылал лютые морозы, сковывал реки льдом. Сурового духа задабривали – выставляли подарки на окно: блины, кутью и кисель. В традиции колядок это превратилось в угощение для ряженых, они помимо прочего носили символику зимнего духа.
Ночь на 1 января у некоторых славянских народов северо-западной Руси носила название Жирной кутьи или Щедрухи, в этот день было принято щедро угощвать друг друга самыми вкусными и жирными яствами.
Среди зимних славянских праздников упоминается Авсень — это и ритуальный персонаж и особое праздничное время — стык декабря и января, символизирующий начало годового цикла. По некоторым поверьям Авсень приезжает на огромном коне и везет с собой Новый Год. Авсень восходит к глубочайшей древности. Поэтому и он встречается и в зимних и в весенних новогодних обрядах. По некоторым преданиям, Авсень зажигал солнечное колесо и знаменовал начало года. Встречали этот персонаж кашей. Хозяйки варили кашу ночью. Приносили из амбара крупу и затапливали печь. Крупы нельзя было касаться, пока печь не истопится. В процессе приготовления каши, следовало шептать заклинания на будущий урожай. Горшок с кашей с поклоном отправляли в печь. По этой каше гадали. Если она вылезла из горшка или сам горшок лопнул – дому грозила большая беда. Если каша удалась, значит Авсень доволен хозяевами и пошлет им в новом году всяческие блага.
Даже те разрозненные сведения, которые мы можем найти в легендах и отголосках обрядов, показывают нам, что Новый Год был в Древней Руси логичным и гармоничным праздником, праздником нового солнца, новой жизни.
Елена Вавина
www.gumilev-center.ru
Новый год на Руси – история и традиции праздника – Село Старое Киркино
Празднование нового года на Руси уходит корнями в глубокую седую старину. Все языческие народы отмечали это событие каждый по-своему, согласно установившимся традициям. Египтяне праздновали воскрешение Озириса как новый год. В Греции новый года сопровождался веселыми народными играми, забавами и таинственными обрядами. Люди надевали на себя маски, бродили по городу, танцевали и пели. Женщины веселились, переодевшись в мужские платья, а вечерами занимались гаданием и пением песен. В те дни прекращались всякие распри и ссоры, все должны были примириться и дарить друг другу подарки.
Когда начали отмечать новый год на Руси точно не установлено. Долгое время у славян существовало так называемое пролетье – первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали овсень, который затем перешел на новый год.У восточных славян, занимавшихся земледелием, празднование нового года было тесно связано с началом полевых работ. Год начинался мартом, от которого шло времяисчисление.
По народным поверьям первые дни начала года считались опасными со стороны всякой нечисти. Поэтому древние русичи совершали специальные обряды, чтобы защитить дом, хозяйство, скот и птицу от враждебных сил. В проведении этих ритуальных действий обычно принимала участие вся семья. Люди обходили “магическим кругом” свой дом и хозяйство, проговаривая особые заклинания и заговоры. Затем отправлялись на скотный двор и трижды обходили скотину, повторяя заклинания. Новогодний праздник был как бы живой – он приходил и уходил, его встречали и провожали. Главным в новогоднем ритуальном действии считалась трапеза. Праздник солнцеворота – это праздник дней непобедимого солнца и начала нового периода у древних славян отмечают летописные источники.
После принятия христианства на Руси был установлен юлианский календарь, по которому православная церковь рассчитывала все праздники и службы. Этот календарь пришел к нам из Византии вместе с Крещением Руси. Новое летоисчисление велось от сотворения мира, и новый год начинался первого марта.
В средней и северной полосе России март не является датой начала полевых работ. А вот в южных областях с марта начиналась подготовка к севу. Однако, в Русской земле до 1348 года новый год официально справлялся 1 марта, и одновременно проводились январские гулянья с народными обрядами дохристианского происхождения, с которыми долгое время боролась православная церковь.
В конце 15 века в соответствии с постановлениями Никейского собора православная церковь перенесла начало нового года на первое сентября. При этом не учитывались климатические условия России. В русской деревне сроки окончания полевых работ приходились на конец сентября. И начало нового зимнего периода в жизни крестьянина падало на октябрь, не на сентябрь. Изменение календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами, только одним решением церкви.
В Новый год первого сентября церковь отмечает память Симеона Столпника, которого в народе величают Семеном – летопроводцем, поскольку этим днем заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день в Русском государстве обычно занимались сбором оброков, податей, решали судебные вопросы. Если воеводы и старосты не могли сами осудить преступников, то такие вопрос решала Верховная Дума и сам царь. Также к дню Симеона Столпника вносились необходимые платежи и пошлины.
Накануне Нового года по всей Москве били в колокола и проводили вечернюю службу. В самый день в Московском Кремле служил патриарх. На Ивановской площади Кремля ставили аналой с образом Симеона Столпника. После торжественной службы в Успенском соборе, на которой присутствовал государь, начинался крестный ход на Красную площадь. Там государь поздравлял всех присутствующих с новым годом и сыпал в толпу мелкие деньги. Богачи тоже не отставали. Они посылали по приютам и богадельням милостыню, а также слали всякие кушанья – калачи, пироги, пряники и прочее. Благотворительность в этот день была на высоте. Поздравлять народ с новым годом могли только высшие церковные деятели и сам царь. Обычай же поздравлять друг друга появился в России в середине 17 века.
7208 Декабря в 15 день Великий Государь, Царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, указал сказать: “известно ему Великому Государю стало не только что во многих Европейских странах и в народах Славянских которые с восточною православною нашею церковию во всем согласны, как Волохи, Молдавы, Серцы, Долматы, Болгары и самые его Великаго Государя подданые Черкесы и все Греки, от которых Вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои исчесляют от Рождества Христова в восьмый день спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год; а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый год 1700 купно новый и столетний век. И для того добраго и полезнаго дела указал Великий Государь впредь лета вычислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года; а в знак того добраго начиания и новаго столетняго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к богу и молебнаго пения в церкви, и кому случится и в доме своем и по большим проезжим и знатным улицам знатным людям, и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина впредь на воротах учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на гостинном дворе у нижней аптеки, или кому удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам учинить возможно; и людям скудным комуждо хотя по древу или ветви над воротами или над храминою своею поставить, и чтоб то поспело будащаго Генваря к 1 числу 1700 сего года; а стоять тому украшению Генваря по 7 число того-же года. Да Генваря-же в 1 день поздравлять с новым годом и столетним веком.Чинить сие, когда на большой Красной площади огневые потехи зачнут и стрельба будет, по знатным домам боярским, и окольническим, и думным, и ближним и знатных людей палатнаго, воинскаго и купескаго чина знаменитым людям, каждо на своем дворе, из небольших пушечек, у кого есть, и из мелкаго ружья учинять трижды стрельбу, и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; и по улицам большим, где пристойно есть, Января с 5 числа по 7 число, по ночам, огни зажигать из дров или из хвороста или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, тако-ж огонь класть, где кто похочет на столькаж по одной или по двеьили по три смоленыя и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать; а перед Бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням украшение по их разсмотрению быть же.”“Записки русских людей”, Записки Ивана Афанасьевича Желябужскаго, СПб, 1841 Стр. 75-77Иван Афанасьевич Желябужский родился 1638 года. Дневные записки Ивана Афанасьевича начинаются с 1692 года и оканчиваются известием о Полтавской победе. Как быль, как рассказ современника, оно давно сделалось достоянием истории и источниками, неопровержимыми для потомства.
С 1700 года дата празднования нового года переместилась на 1 января. Император Петр Первый посчитал нужным отмечать новый год так, как отмечают его в странах Западной Европы. И в конце 1699 года специальный указ царя постановил праздновать новый год 1 января, отменив счисление от сотворения мира. Также указывалось праздновать новый год торжественно с молебном, пышностью, с колокольным звоном, пушечной и ружейной стрельбой. Особенно ярко отмечали этот день в Москве. Дома были украшены зелеными ветвями, а улицы посыпаны еловыми ветками. В Кремль с распущенными знаменами и с барабанным боем двигались колонны солдат и офицеров. Сам император отправился на торжественную службу в Успенский собор, а после поздравлял и принимал поздравления от всех присутствующих. После службы состоялся грандиозный банкет для высшего духовенства, знатных вельмож и иностранных гостей. Не забыли и про народ. Перед дворцом были выставлены разные кушанья, бочки с пивом и вином, где каждый желающий мог угоститься по своему вкусу. Вечером в разных частях города зажигались потешные огни и фейерверки под грохот пушечных выстрелов.
К этому времени в русских городских домах начали появляться первые ёлки. В русской деревне не было обычая праздновать новый год с ёлкой. Этот обычай пришел к нам из Германии. В России любимое дерево русских обрядов – это береза, но никак не ель. Новогодняя елка не соответствует никаким обрядовым или православным традициям. И только в Западной Европе вечнозеленая ель символизировала вечную жизнь и была одобрена лютеранской церковью. В лютеранских храмах во время рождественского богослужения обязательно возжигалась елка.
Олег Полонский
Загрузка...kirkino.ru
Как праздновали Новый год на Руси
История современного Нового Года — праздника, который отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января, насчитывает чуть более трёх веков. Не так уж и много, по сравнению с тысячами лет, в течение которых языческие славяне отмечали время Зимнего Солнцеворота. О том, как это происходило, читайте далее.
Для языческих славян, как и для многих других древних народов, одними из самых важных праздников были те, что связаны с годовыми циклами движения Земли вокруг Солнца. 22 марта, 22 июня, 22 сентября, 22 декабря — это даты, в которые был заложен глубокий, сакральный смысл. Ещё до повсеместного введения на Руси юлианского календаря, славяне определяли точный день праздника по Лунному календарю, более тонко реагируя на изменения природы.
Каждая смена времени года была крайне важна для славян и праздник, знаменовавший её, нёс в себе особый жизненный смысл. Весну было принято встречать Масленницей-комоедицей, лето — праздником Купалы, осень — днём Таусеня-Овсеня. Ну а в декабре был один из самых главных праздников в году — встреча зимы и вновь рождённого солнца.
Согласно верованиям древних славян, 22 декабря каждого года Солнце переходило из одного состояния в другое, тем самым создавая условия для появления в нашем мире «навиев» — жителей другого мира. Их присутствие и влияние усиливалось вплоть до Водокреста, 19 января, а последняя неделя Водокреста считалась самой опасной и называлась «страшные вечера».
Славяне верили, что в это время люди находятся в большой опасности, связанной с тем, что их может захватить потусторонний мир, в котором не действуют наши законы и время течёт по-другому. Такие поверья бытовали у многих народов. Не даром в сказаниях и эпоса можно встретить массу историй о людях, которые были похищены злыми существами и не замечали как проходят дни, месяцы и годы.
Так вот именно для того, чтобы люди крепче держались за Явь, им и было дано чувство времени. Они могли всматриваться вперёд, в будущее, оглядываться назад, в прошлое и вообще следить за потоком времени, чтобы ценить каждое мгновение жизни. По преданиям, именно Коляда дал людям эту возможность и защиту от злых сил. Поэтому люди славят его, устраивая большой праздник радости земного существования.
Особым знаком этого праздника были свечи. Их обычно ставили на окна, чтобы всем было видно, что в этом доме чтут Коляду и рады его дару. Ряженые толпой вваливались в такие избы, кричали, смеялись, плясали, рассказывали друг другу истории. Кто-то из участников праздника начинал гадать, кто-то просил угощения. Всё это сопровождалось шумом, звоном, грохотом и лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок и сковородок.
Во многом эти старые традиции сохранились и сейчас, немного видоизменившись. Например, новогодний бал-маскарад или детский утренник в костюмах — это те же «ряженые». На Коляду славяне всегда переодевались в разных животных, чтобы защититься от злых существ, которые особенно сильны в это время. Традиционные песня или стишок, которые Дед Мороз просит рассказать детей на утренниках — это и есть отсылка к тем громким песням и пляскам, которые всегда устраивали на Коляду. Считалось, что чем громче петь и веселиться, тем сильнее можно напугать злых духов и отвадить их от домов.
В общем чтите традиции, не забывайте наши корни, всех с наступающим!
znaxar.com
Как на Руси Новый год встречали
Петрова Н. Г.
Обычай начинать год с сентября месяца пришел на Русь из Византии вместе с церковными обрядами и богослужебными книгами. Однако в светской жизни сентябрьский новый год утвердился только к концу XV в. О том, как отмечали на Руси начало мартовского года (и отмечали ли его вообще), мы не знаем. А вот о традиции сентябрьского новогодия, точнее новолетия, сохранилось немало сведений.
В первый день нового года совершалась особая церковная служба, именуемая действом нового лета или чином летопроводства. Поскольку по церковному календарю 1 сентября чтили память преподобного Симеона Столпника, то в народе его стали именовать Симеоном Летопроводцем, а 1 сентября — Семеновым днем, днем летопроводства или летопрошения. Действо нового лета совершалось с конца XVI и в XVII столетии оформилось в особую церемонию.
Происходила она во многих городах Руси, но особенным торжеством и великолепием отличалась, конечно же, в Москве, поскольку в ней участвовали патриарх и царь. Церемония празднования начала нового лета совершалась в Кремле, на Соборной площади.
Как же выглядело тогда место действия торжественной церемонии? На площади располагались Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы и Ивановская колокольня. На Соборную площадь помимо соборов выходила также Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных аудиенций и государевых застолий по особенно значимым поводам: венчание на царство, объявление царевичей наследниками престола, заключение брака, рождение наследника, большие праздники и пр.
Между Грановитой палатой и Благовещенским собором располагалась Золотая Срединная палата. Первоначально используемая для торжественных церемоний, со временем эта палата приобретет сугубо административное значение.
Роль Золотой Срединной палаты перейдет к Передней палате, в которой царь давал праздничные столы, принимал иноземных послов, бояре заслушивали челобитные и принимали по ним решения.
В Золотой Царицыной палате происходили торжества семейного характера.
Большую роль в торжественных церемониях играло Красное крыльцо, на которое вело несколько лестниц. Красная, или Золотая, лестница, идущая от Грановитой палаты, предназначалась для больших царских выходов. Иногда на Красном крыльце принимали и послов.
Но вернемся к первому дню нового года. С утра проходили праздничные службы в Успенском и Благовещенском соборах. Вот как описывают «Дворцовые разряды» происходившее: «187 году. Сентября в 1 числе, в день недельный, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, изволил из своих государевых хором приттить в соборную церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, что у него Великого Государя в сенях.
А из соборные церкви Успения Пресвятые Богородицы великий господин святейший Иоаким, патриарх Московский и всеа Русии, за святыми иконы и за честными кресты со всем освященным собором пришел на уготованное место против церкви собора архистратига Божия Михаила, где бывает, по прежнему обычаю, молебное пение о начале нового лета».
Затем начиналась самая торжественная и красочная часть церемонии. Послушаем одного из очевидцев, приглашенных на праздник.
«В девятом часу утра... прислан был от царя пристав с дьяком и переводчиком, и царским экипажем, проводить нас к месту, где должно было совершиться торжественное празднование Нового года», — вспоминает посол германского императора Адольф Лизек, присутствовавший на церемонии в 1675 году 10. На Соборную площадь в Кремле, где происходило торжество, послы ехали в сопровождении 10 вооруженных слуг, одетых в голубое платье, и 8 конных, чьи лошади шли под богатыми попонами. Повозка, окруженная телохранителями и толпою москвичей, замыкала процессию, дорогу которой расчищали 30 стрельцов.
А на площади, между царским Теремным дворцом и Успенским собором, уже стояли стрелецкие полки — каждый в платье особого цвета, с ружьями, знаменами и барабанами.
Напротив Красного крыльца на специально сооруженном помосте, устланном персидскими коврами, располагались два кресла «наподобие тронов, правое — для царя... покрыто драгоценным покрывалом, левое, назначенное для патриарха, покрыто персидским шелковым ковром».
Под звуки колоколов из Успенского собора, окончив праздничную службу, вышел патриарх в сопровождении духовенства и прошел крестным ходом до приготовленного на Соборной площади помоста.
В это же время из Благовещенского собора вышел Алексей Михайлович со свитой. «Как скоро царь подошел к ступеням трона, то патриарх, соразмерявший свои шаги с ходом царя, приблизился к нему с золотым, драгоценными камнями осыпанным крестом в руках и осенил им трижды».
После этого начиналось собственно действо новолетия: чтение Евангелия и Апостола, освящение воды патриархом и омовение икон. Действо завершалось торжественным поздравлением с Новым годом. Патриарх осенял крестом государя и «здравствовал» его, произнося, по словам А. Лизека, «довольно длинную речь по тетради, желая <...> счастливого нового лета». «Здравствуй, царь, государь, <...> нынешний год и впредь идущия лета в род и во веки», — заканчивал свою речь патриарх.
Вслед за тем все присутствовавшие на церемонии поздравляли царя и патриарха, проходя мимо помоста с низким поклоном. Поздравительную речь царю «за всех» во время церемонии, на которой присутствовал А. Лизек, говорил князь Одоевский, патриарху — один из епископов.
Наблюдательный посол не упустил в своем донесении ни одной мелочи, описывая церемонию, убранство площади и одежду присутствующих. Он замечает, что облачение патриарха украшено «золотом, жемчугом и драгоценными камнями», что крест лежит на «золотом блюде», и даже то, что края «тиар <...> архиепископов и епископов оторочены кожею куторы или морской мыши, варварски именуемой ирмелином», а глядя на Евангелие в переплете, украшенном золотом и драгоценными камнями, мысленно прикидывает его возможную стоимость: «как уверяют <...> больше ста тысяч злотых».
Немецкая практичность не помешала А. Лизеку проявить чувствительность и сентиментальность при описании завершающей части церемонии: «Когда князь и епископ кончили свои речи, то военачальники, находившиеся на левой стороне, и бесчисленное множество войск, наполнявших площадь, и весь народ, все в одно мгновение ока ударили челом до земли. Царь отвечал на их приветствие поклоном. Это была поистине самая трогательная картина благоговейного почтения венценосцу».
В многочисленных документах того времени сохранилось немало интересных подробностей и деталей как самого действа летопрошения, так и событий, с ним непосредственно связанных. Любопытная история, напоминающая сюжет авантюрного романа, произошла во время правления Бориса Годунова.
Известно, что сей правитель вступил на престол в 1598 г., но, наверное, мало кто знает, что произошло это 1 сентября, т.е. как раз в Новолетие. По традиции нового государя приезжали поздравлять иноземные послы, привозя с собой разнообразные дары. Отправил своих посланцев и германский император Рудольф II. Однако попытка гонцов добраться до Москвы через Польшу закончилась неудачей: давний недруг России король Сигизмунд не разрешил послам пересечь границу Речи Посполитой. Вот здесь и появляется главный герой нашей истории.
Михаил (он же Мартын) Шиль высоких должностей при дворе германского императора не занимал. Зато, судя по дальнейшим событиям, обладал весьма ценными для выполнения опасных поручений качествами. Ему и поручили добраться до далекой Московии, «как знает, насколько достанет у него смелости и сметливости».
Без багажа и верительных грамот, как частное лицо, едет он по территории Польши. Добравшись до Юрьева — древней русской крепости, отошедшей к полякам, Михаил переводит дух — до границы с Московией рукой подать. Но здесь-то его и задерживают. Начинается дознание. Да не прост был Михаил Шиль, не зря выбор императора пал именно на него: ловкий посол бежит из-под стражи и добирается до пограничного Пскова, а оттуда уже приезжает в Москву. Если читатель думает, что на этом и заканчиваются приключения придворного, то он ошибается.
Явившемуся без документов Михаилу никто в стольном городе не верит и к царю не допускает. Тянутся долгие и томительные дни ожидания. Может быть, посол действительно побоялся везти с собой документы, — рассуждают при дворе готовящегося к венчанию на царство Бориса Годунова, — но явиться на торжество без подарков? Нет, такого в Московии еще не видывали. Проявивший поистине чудеса изворотливости Шиль и здесь не растерялся: он решает предоставить в качестве подарка бывшие при нем часы, заметив, что в Москве они считаются редкостью.
Когда впервые появились часы на Руси, неизвестно, однако в 1404 г., как сообщает летописец, в Кремле устанавливаются башенные часы: «В лето 6912 (1404). О часех. Того же лета князь великий на своем дворе за Благовещением часы постави чюдни велми и с луною, мастер же бе чернец Лазарь Сербинъ, цена же их ста боле полутораста рублев».
В конце XVI в. башенные часы можно было уже увидеть на Спасской, Троицкой и Тайницкой башнях. В начале XVII в. появляются часы и на Никольской башне.
Цифры на часах в то время, как и вообще все цифры, обозначались буквами кириллицы. Нуля русская цифровая система не знала. Стрелок на башенных часах не было: оборачивался сам циферблат, или как его называли, «указное колесо». Час указывал неподвижный луч, укрепленный сверху.
Помимо башенных, известны в это время часы комнатные, а также воротные или зепные, которые носили на вороту или в кармане.
Часы в Московском государстве в XVI в. были диковинкой, их в основном дарили иноземные послы. К XVII в. в царских палатах и казне хранилась уже большая коллекция часов, где можно было увидеть и особенно затейливые: «часы колымага; часы паникадило; часы флягою, на высоком стоянце, с планидами; часы медные, под указом орел двоеглавый, по орлу над главами и по крылью и по шеям хрусталь белый, а около живота хрусталь же да каменье и смазни турские; у орла в ногах, в правой ноге палаш, в левой держава; вкруг орла круг, а по кругу каменье: бирюза и смазни и иные всяких цветов; сверх круга трава прорезная медная, в ней в средине кружок серебряной сканой, в средине парсуня человеческая по пояс; под каменьем репейки серебрёные сканные». Комнатные часы устанавливали на специальных подставках или на окнах.
mirznanii.com