Журнал ЖЖ. Картинки мифы древней руси


Иллюстрации Н.Букановой. Мифы и легенды древних славян

aira68Автор - Диаскоп. Это цитата этого сообщенияИллюстративное..N. Bukanovaранее картины были здесьMyths and legends of ancient Slavs Серия сообщений "Иллюстрации":Часть 1 - Девушки Фишера / Иллюстратор HARRISON FISHERЧасть 2 - Sam Timm|Зимнее......Часть 33 - Меня спасает Музыка... Jean Michel BenierЧасть 34 - Joseph Christian Leyendecker. Ретро-иллюстрацииЧасть 35 - Иллюстрации Н.Букановой. Мифы и легенды древних славян

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

aira68.livejournal.com

Змеи древней Руси - Рассказы о нечистой силе и волшебных существах

Нам рассказывали сказки, что ящеры или драконы мифические создания. Однако летописи говорят, что это были реальные животные, которые водились в ещё средневековой Руси.

Если внимательно почитать древние летописи, в них можно обнаружить факты, которые сделали бы честь любому фантастическому роману. Эти факты открывают для нас незнакомую и невероятную реальность.

Например, в 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым "богам" знают немногие.

Змей Горыныч

Многоголовость Горыныча — непременная его черта. Чаще всего он предстаёт трёхглавым. Другие черты упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у Змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело Горыныча в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих Змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь Горыныч носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии он связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время Змей Горыныч живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых былинах и сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».

Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч — страж. Он стережет границы колдовского "тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит — ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех сжигает или пожирает.

В других версиях Змей — опять-таки аналогично классическому дракону — стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, "держит вахту” при том, что в "тридесятом царстве” самое ценное — сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой — Иван Царевич либо Иван-дурак — должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.

В былинах XI века говорится, что Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто чтобы полакомиться ими. В русской былине "О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче" Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше походят на гадюк, чем на грозного отца и, почему-то оказываются в чистом поле без всякой защиты. У южных славян Змей считался виновником засухи, и его изгоняли, чтобы вызвать дождь.

Чудо-Юдо

Некоторые исследователи считают что это ещё одно имя Змея Горыныча. Действительно, внешне они очень похожи. Вообще, слово „чудо" в старину означало великана.

Возможно он исходит ещё из праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно. Единого мнения о происхождении персонажа, в работах этнографов и культурологов, на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях, зачастую, напоминает морские чудища античной мифологии.

Число голов обычно кратно трем, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. (ИМХО это перебор, всё таки головы, облепившие тело, как опёнки пень сильно ухудшают аэродинамику, да и шеи могут легко запутаться. Но оставим это на совести былинников.)

Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха.

Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого - волосы золотые.

Огненный Змей

В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.

В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.

Огненный змей - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек.

Огняник

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда — прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит.

Но и сам огняник подвержен чарам — надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

Змей Полоз

Чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.

«Когда ползет Полоз такой сильный, что от него трава горит.»

Змиулан

Персонаж восточнославянской мифологии.

Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В поверьях южных славян Змиулан - это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.

Является царём змей, имеет крылья.

Змей Саратовской губернии

Темноволосый, со ведро толщиной, две сажени (4,26 м) протяженностью, с человеческой головой. Говорит человеческим языком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.

Кокатрис или Змей-петух

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.

Он не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту — если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

Змей Велес (Цмок)

Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве "скотьяго" бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог, Цмок или Смог (Привет Толкину), что по старославянски значит Сосун.

Аспид

Аспид - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...

Можно заговорить и извести змея - разрушителя "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал".

Тугарин Змей

Все его имена обычно включают мотив "змеиности" - Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище.

В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.

Главный текст, в котором выступает Тугарин - былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями.

Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём (что-то былинники не в ладах с логикой).

Сем

Сем — был известен всему славянскому миру. Несмотря на распространение христианства, его изображения встречаются на надгробиях даже в XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.

Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.

Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.

Змей Ящер (Юша, Рыгл, Волховец)

В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.

Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях.

Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.

Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

Чёрный Змей

Чернобог, Кощей Бессмертный - воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового "Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого"; "У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов", то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Описания слишком туманны и крайне мифологизированы.

Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.

Тем не менее для Чернобога характарна противоречивая двойственность.

С одной стороны - это ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла.

С другой стороны - это сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.

Хала

В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, — шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами.

Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох - и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь - несчастный может сойти с ума.

Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек - если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки - полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа - Зду-хач - отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.

Йилбеган

В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.

Эпилог, или он, она и Змей

Образ древнерусского дракона весьма примечателен. С одной стороны, дракон на Руси воспринимался как персонифицированное зло: он крадет женщин (и, кстати, молодых мужчин — особенно знатного рода), разоряет волости и в целом ведет себя асоциально. Он также ассоциируется со стихией огня: "Горыныч" этимологически восходит к слову "гореть", а уж во вторую очередь — к слову "гора", внутри которой он проживает. Дракон многоголов, шумен и опасен. Таким образом, налицо вроде бы западный тип прожорливой крылатой рептилии.

С другой стороны, дракон в некоторых русских былинах предстает как существо широко мыслящее, умное (и впрямь, имея три головы, простаком быть неприлично), знающее закон и не чуждое тонкостям юридического крючкотворства. В одной из былин Змей предлагает Добрыне вместо кровопролития составить пакт о ненападении и, на основании этого документа, разойтись с миром. Но едва Добрыня, уверенный в том, что успешно и навсегда решил все вопросы, теряет бдительность, Змей начисто забывает о соглашении и тут же его нарушает. И, совсем уже в русле восточной традиции, дракон из русских сказок, который выступает в них под множеством творческих псевдонимов — Огненный Змей, Змей Тугарин, Змиулан, — не мыслит себе жизни без стихии воды: рек, озер, топей, низин и, конечно, дождей и гроз. Когда он появляется над Русью-матушкой, гром гремит и "дождь дождит". А ведь по сей день, когда по весне приходится ждать осадков особенно долго, иной китайский крестьянин уверен, что причина всему — плохое настроение драконов, которым попросту лень выползти из своих подземных нор, подняться в небо и устроить хороший ливень. Одним словом, русский Змей Горыныч — это западный дракон "с раскосыми и жадными глазами". Двумя лапами он в Европе, двумя — в Китае, то есть он — подлинный евразиец.

Впрочем, русская эпическая традиция не была бы собой, если бы не перевесила все же некоторые вывески. В особенно интересном свете предстает и проблема дракона как воплощения сексуальности.

Языческий русский дракон — это в первую голову опасный соперник мужчины в борьбе за сердце женщины. В былинах и сказках о нём, проблема героического драконоборения почти всегда сводится к сюжетной кульминации истории с адюльтером. Конечно, этот "любовный" мотив был силен и на Западе, но западная принцесса, если можно так выразиться, не столь падка на драконовы обольщения (или слишком труслива?). Западный дракон обычно завладевает принцессой силой, похищает и уносит ее, вопящую от ужаса, на своей спине (не в лапах!) и прячет в пещере. Но вот после этого, он почему-то теряет к ней всякий интерес и предпочитает терпеливо ждать, когда же наконец очередной «рыцарь без страха и упрёка» не соберётся освободить пленницу.

Мне всегда было интересно, зачем тогда было похищать глупую принцессу? И почему дракону бы не съесть или спалить её, завидев приближение освободителя и тем самым отравить ему триумф? К тому же мне кажется, что 90% «ланселотов» убедившись, что спасать больше не кого, предпочли бы с драконом не связываться, ведь уже нет той, за спасение которой король отвалит полцарства и сто сундуков золота впридачу. Похоже ленивый дракон похищает царевен для того, чтобы еда сама шла ему в лапы, заедается всё больше и больше, незаметно для себя набирая вес и теряет бдительность, покуда не растолстеет до того, что станет достаточно неповоротливым, чтобы враг смог его смог одолеть.

В то же время русскому дракону зачастую достаточно его личного обаяния, чтобы принцесса с радостью сбежала с ним сама. Да и имена многих древнерусских дараконов говорят сами за себя: Любак, Волокита, Любостай.

Sex appeal русского дракона побольше, чем у Роберта Паттинсона и вампира Алукарда вместе взятых. Быть может, поэтому уносить красавицу на свою территорию он стремится редко, предпочитая радостям пещерной страсти холостую жизнь наедине со своими драгметаллами и дензнаками, которых у него, как и у западного собрата, всегда "несчётно".

Зачастую русскому дракону достаточно лишь соблазнить красавицу — утвердив посредством этого свою мужественность и силу. Похищение же зачастую не входит в его планы. Русский дракон — это в первую очередь коварный ловелас, бессердечный сердцеед, дамский угодник в змеином обличье. Известна сказка, где Змей Горыныч, служащий поваром у Ивана, купеческого сына, соблазняет его жену, Елену Прекрасную. Прелюбодеи тщательно лелеют планы устранения обманутого супруга, однако случайность путает карты, и в конце сказки, как у Шекспира, гибнут все — и Иван, и дракон, и Елена. В другой сказке похотливому дракону удается добиться любви прекрасной царевны. Единственным препятствием для счастья нашей влюбленной пары является брат девушки, Иван-царевич, который, к сожалению, твердо стоит на позициях самой дремучей викторианской морали. Дракон учит царевну, как сжить брата со свету, однако Иван-царевич все же берет над хитростью верх и с мечом в руках объясняет прелюбодеям, что социальный запрет на межвидовой секс, пока ещё остаётся в силе, и наказание за него — пока что никто не отменял.

Итак, русский дракон — это персонификация стихии мощных сексуальных желаний, многие из которых, со всей очевидностью, проходят по ведомству "садо-мазо".

- Ты — безжалостный, сильный, жестокий, а я — маленькая, беспомощная, ранимая принцесса!

- Ты - мужественный, соблазнительный и умелый, а я - красивая, страстная и неудовлетворённая скучным, противным и повёрнутым на морали мужем. Как вариант — затюканная братьями-ханжами.

- Ты - невероятно крут, пафосен, потрясающе брутален, и до жутиков фатален! А я... Ну ты уже и так всё понял. ^_^

Дракон — порождение природы, которой изрядно надоела ханжеская культура с ее вечным "нельзя", это мужественность в своем первичном, не признающем табу обличье. А потому, чтобы завоевать свою Забаву Путятишну, русский герой должен сразиться с драконом, присвоив таким образом все его качества — в частности, неукротимость, роковое обаяние, изобретательность и, наконец, сокровища. Чтобы потом, самодовольно позируя былинникам речистым и безбожно завирая о своих подвигах, как бы невзначай бросить своей Забаве: "Теперь-то ты видишь, что я не менее крут, чем он?"

Взгляд на дракона как на соперника-соблазнителя, характерный для славянской языческой традиции, христианской русской культурой унаследован не был. По мере христианизации Руси набирал популярность совсем другой образ дракона, уже известный нам и из греческой мифологии, Откровения Иоанна Богослова и западной средневековой традиции — образ дракона-сатанаила, "твари богомерзкой".

Самым востребованным сюжетом драконоборения становится подвиг святого Георгия (также Егория Храброго). В четырнадцатом веке изображение Поединка Номер Один попадает на эмблему, а позднее — в центр герба города Москвы и становится частью государственного герба Российской империи, символизируя историческую драму народа-богоносца, наперекор всем напастям противостоящего Мировому Злу.

Тем не менее драконы ещё долго оставались популярны в качестве символа мужества и духовной силы, о чём свидетельствуют эти ювелирные украшения.

Позднее христианское отношение к драконам, всё таки, одержало верх, но драконы не зря обладают волшебной силой. Потерпевшие, казалось бы сокрушительное поражение, забытые и низведённые до уровня детских страшилок они смогли вернуться из небытия и снова расправить над миром свои крылья, делясь своей силой и мудростью со всеми - кто умеет слышать и слушать.

vision7.ru

Языческий мир Древней Руси в картинах ВИКТОРА КОРОЛЬКОВА

    Замечательный русский художник Виктор Анатольевич КОРОЛЬКОВ (1958 - 2004) все свое творчество посвятил истории наших далеких предков - восточных славян. В его картинах можно найти сцены из жизни славянских народов, пантеон славянских языческих богов, мифологические и былинные сюжеты.    Работы В. А. Королькова объединены в несколько художественных циклов:    "Деяния небожителей";    "Энциклопедия славянской мифологии";    "Русские легенды и предания";    "Русь ведическая";    "Сказки Пушкина" и др.     Стиль, в котором написаны картины Королькова, мне - дилетанту в искусствоведении - напоминает работы Альфонса Мухи и Всеволода Иванова. Предлагаю вашему вниманию подборку картин, которые вряд ли оставят равнодушными любителей как живописи, так и истории.     На всякий случай замечу, что пресловутую "Велесову книгу" я не считаю историческим источником, поскольку уже давно доказано, что это фальсификат. Но этот факт нисколько не делает картины В. А. Королькова менее интересными.

Виктор Анатольевич КОРОЛЬКОВ (1958 - 2004)

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com