Периодизация истории русской педагогики. Педагогики история россии


Периодизация истории русской педагогики — Мегаобучалка

Вся история развития отечественного образования может быть представлена тремя периодами:

I период — с X в. до XVIII в. — церковно-религиозная педагогика,

II период — с XVIII в. до второй половины XIX в. — государственная педагогика.

III период — со второй половины XIX в. до 1917 г. — общественная педагогика.

Церковная педагогика характеризуется преобладанием церкви и ее мировоззрения в народном образовании.

Период государственной педагогики отличается тем, что дело народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь. Образование теперь должно было служить государственным интересам, готовить просвещенных людей для государственной службы, быть практичным, профессиональным, а для этого сословным. Образование не должно выводить учащихся из тех сословий, к которым они принадлежат по рождению, но и не должно оставлять население вовсе без образования. Самое лучшее — давать образование в меру, каждому сословию — свой тип образования, свою школу, которая и будет готовить его к будущей деятельности. Государственность, профессиональность и сословность — вот самые характерные черты образования в этом периоде. Нуждаясь в образованных людях, государство сначала покровительствовало образованию, но, как только увидело, что оно грозит существующему политическому и социальному укладу жизни, стало сдерживать его.

Период общественной педагогики. Несмотря на то что государство имело сильное влияние на судьбу образования, общественность в лице земств, общественных организаций, отдельных деятелей просвещения внесла значительную лепту в развитие образования. Она выдвигала требования дать образование всему народу, обеспечить подрастающие поколения общечеловеческим развитием, сочетая его с национальными формами жизни. А для этого недостаточно открыть школы, необходима наука педагогика, педагогическая литература, собрания, общества, съезды педагогов. Все это создавало не правительство, а общество.

 

ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕДАГОГИКА.

Церковно-религиозная педагогика характеризуется господством церкви в просвещении народа, что отражалось в содержании и организации образования: изучали церковные книги, а учителями были духовные лица. Учились для того, чтобы лучше уразуметь церковные службы и тем приблизиться к Богу. Церковное образование была единственным типом для всех: богатых и бедных, мальчиков и девочек. Так как для древнерусской жизни был характерен патриархат, то его же поддерживала и педагогическая теория. Ветхозаветные идеи о семье и семейных отношениях, варварский взгляд на женщину, идеал отца, подавляющего самостоятельность детей, суровая необходимость домашней дисциплины •— все это было заимствовано из Ветхого Завета. Отношение родителей -к детям должно быть суровым: отец, не бойся всячески учить и наказывать детей; суровое отношение к детям не только не противоречит отеческой любви к ним, но, наоборот, свидетельствует о любви. Поэтому из любви к сыну не оставляй его без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет. «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами» и т.п

В XI—XII вв. появились своеобразные руководства по семейному воспитанию — «Поучения», имевшие хождение среди определенной части населения. Они создавались священниками, образованными людьми вообще и, несмотря на то, что были адресованы детям, воспринимались родителями как рекомендации к воспитанию. Таким было «Поучение», написанное князем Владимиром Мономахом своим детям и получившее популярность в других семьях.

Владимир Мономах (XII в.) — великий князь киевский, был в близких отношениях со многими европейскими государями и с некоторыми из них породнился через женитьбы и замужества своих детей.

 

 

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ СВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

С именем М.В. Ломоносова связано создание одного из ведущих в настоящее время университетов мира — Московского. Ломоносов приходит к идее создания нового университета и обращает свои взоры к Москве. Ломоносов составил и разработал, план университета и даже программу преподавания. Ломоносов первый стал читать лекции студентам на русском языке еще в Санкт-Петербургском университете в то время, когда в качестве языка науки в Европе и в России использовалась латынь. Ломоносов стал первопроходцем в России и в решении вопросов содержания, методов и организации обучения. М.В. Ломоносов отстаивал необходимость по-новому организовать занятия — ввести классно-урочную систему работы. Новая организация обучения была описана Ломоносовым, было разъяснено, как следует строить уроки и чем заниматься на разных его этапах. Большой заслугой Ломоносова является то, что классно-урочная система была впервые введена в России в академической и университетских гимназиях, а по их примеру и в кадетском корпусе. Ее применение делало обучение упорядоченным и более успешным, чем существовавший ранее порядок учения.

 

И.И. БЕЦКОЙ — ТЕОРЕТИК И ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Бецкой сформулировал понятие воспитания, которое, по его словам, должно придать известное направление воле и сердцу, выработать характер, внушить согласное с природой человека здравое чувство, нравы и правила, искоренить предрассудки. Результатом такого воспитания становилось, по мысли Бецкого, создание новой породы людей, свободных от пороков окружающего мира. Для этого маленьких детей следовало изолировать от дурного воздействия среды, в частности семьи, в закрытых учебных заведениях, где и выращивать совершенного человека с 6 до 18—20 лет.

Бецкой перечисляет добродетели и качества, «принадлежащие к доброму воспитанию»: «утверждать сердце в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию и чтоб страшились праздности как источника всякого зла и заблуждения; научить пристойному в делах и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких предерзостей; обучать их домоводству во всех оного подробностях и сколько в оном есть полезного; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте».

Ушинский.

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антрополо-

Гии»

— так назвал свой капитальный труд в двух томах К.Д. Ушинский. В «Педагогической антропологии» Ушинский исследовал физиологи-

megaobuchalka.ru

История педагогики

Часть 1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.

Уцебное пособие для педагогических университетов

Под редакцией академика РАО А. И. Пискунова

Творческий

Москва

1998

ББК 74.03 (0) И90

Печатается оо решению Совета психолого-педагогических кафедр МПГУ

Авторский коллектив:

академик РАО А. И. Пискунов(руководитель), проф.

  1. М. Кларин, проф. А.Н. Джуринский, доц. В.М. Петров, доц.

  2. Л. Савина,к.п.н. С.Н. Васильева, к.п.н. В.З. Клепиков.

Под общей редакцией академика РАО А.И. Пискунова

И90 История педагогики. Часть 1. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — М.: ТЦ

«Сфера», 1997. - 192 с. ISBN5-89144-034-2

ББК 74.03 (0)

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Часть 1

От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. Учебное пособие для педагогических университетов Под редакцией академика РАО А.И. Пискунова

Корректоры В.И. Хомутова, Г.В. АбатуроваКомпьтерная верстка Т. В. ЦветковаХудожник Д. С. Герасимова

Лицензия ЛР № 064177 от 31 07.95 Подписано к печати 12.05.98. Формат 84х ЮБ'/зг- Бумага офсетная Гарнитура Таймс. Печать офсетная.

Уел. печ л. 10,6. Уч.-изд. л. 6. Тираж 2500 экз. Заказ №152

Издательство «ТЦ Сфера».

12927В, Москва, ул. Кибальчича, 6. Тел. 283-53-60

© ТП «СЛепа* ЮТ»!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в современных условиях долж­но быть максимально ориентировано на становление их ин­дивидуальности и развитие творческого мышления, что не­мыслимо без осознания глубинных связей педагогических явлений в их целостности и взаимодействии с общекультур­ным процессом в мире. Однако решению таких задач педа­гогического образования в настоящее время не способство­вала сложившаяся за последние десятилетия в педвузах стра­ны структура истории педагогики как учебного предмета, разделяющая его на три изолированные и мало связанные друг с другом части: историю всеобщей (зарубежной), доре­волюционной отечественной и советской школы и педаго­гики.

Поиск новых подходов к преподаванию истории педаго­гики, обусловленный необходимостью перестройки препо­давания всех педагогических дисциплин, требует рассмот­рения истории отечественной и зарубежной педагогики в едином потоке всемирной истории человеческой цивилиза­ции.

В запланированном авторским коллективом учебном по­собии представлено нетрадиционное целостное рассмотре­ние истории педагогики как единого мирового педагогичес­кого процесса, основанного на тех общечеловеческих цен­ностях, которые всегда входили в золотой фонд всемирного педагогического наследия и составляют до настоящего вре­мени основу мировой педагогической культуры.

Первый выпуск охватывает вводную часть курса, а также историю воспитания в первобытном обществе и древнем мире.

Учебное пособие предназначено преподавателям педвузов, а также студентам, изучающим курс истории педагогики.

Авторский коллектив

Введение

Гуманизация и демократизация воспитания, отказ от ав­торитарно-догматических подходов к нему стали анамением времени. Переосмысление современных педагогических реа­лий требует их ретроспективного изучения, анализа и обоб­щения.

История педагогики является одной из научных дисцип­лин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования.

Предмет истории педагогики как отрасли педагогичес­кого знания составляет развитие теории и практики воспи­тания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее историчес­кого развития.

История педагогики давно включена в содержание педа­гогического образования. К XIX столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания. Многие деятели педагогики восприняли известное положе­ние философа Гегеля о том, что без знания прошлого нель­зя понять настоящее и разглядеть будущее. «Только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, — писал в начале XX в. русский историк педагогики М. И. Демков, — мы можем вполне понять и оценить значение и роль совре­менной теории воспитания, дидактики и методики, и те цен­ные приобретения, какие они сделали в течение веков»1.

Во второй половине XIX — начале XX в. был создан ряд капитальных историко-педагогических трудов, авторы ко­торых от комментированного изложения фактов перешли к попыткам выявления причин, вызывавших изменения в об­ласти практики воспитания. Работы такого рода появились и за рубежом, и в России2.

Для сложившейся к этому времени традиции рассмотре­ния истории воспитания было характерно, что авторы при­

1Демков М.И.Краткая история педагогики. — М., 1917. — С. 4.

2История педагогики К. Шмидта, изложенная во всемирно- историческом развитии и в органической связи с культурной жиз­нью народов: В 4-х т. — М., 1877—1881;Летурно Ш.Эволюция воспитания у различных человеческих рас. — Спб., 1900;Монро П. История педагогики: В 2-х. — М., 1911;Модзалевский Л. Н.Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: В 3-х вып. — Спб., 1866—1867;Каптерев П.Ф.История русской педа­гогии. — Спб., 1909;Соколов П. П.История педагогических сис­тем. — Пг., 1916, и др.

держивались различных подходов при рассмотрении исто- рико-педагогических явлений, что сказывалось на отборе и интерпретации фактического материала. У Ш. Летурно, на­пример, доминировал эволюционно-биологический подход, т. е. история воспитания и самого общества рассматрива­лась с точки зрения эволюции человеческого рода. В рабо­тах П. Монро выделялась философско-этическая сторона педагогических учений и практики воспитания. В много­томной истории педагогики К. Шмидта воспитание рассмат­ривалось как составная часть развития культуры. Другие ав­торы рассматривали трансформацию педагогической прак­тики и теории с точки зрения религиозной идеи. Так, П. Ф. Каптерев и П. П. Соколов интерпретировали истори- ко-педагогический процесс с точки зрения соотношения христианской церковно-теологической и светско-реалисти­ческой направленности воспитания.

В работах историков педагогики второй половины XIX — начала XX в. представлен обширный фонд историко-педа- гогических знаний, знакомство с которыми всегда интерес­но и полезно. Однако характерный для них односторонний подход к рассмотрению истории педагогики и школы сни­жал их продуктивность, поскольку по мере развития обще­ства воспитание все более дифференцировалось в специфи­ческий социальный институт, значение которого существенно гипертрофировалось. Так, на рубеже веков и в первые деся­тилетия XX в. в условиях социальных потрясений в разви­тых странах Европы и в России представители так называе­мой марксистской мысли рассматривали школу и воспитание преимущественно как орудие социальных преобразований (В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Виль­гельм и Карл Либкнехты, К. Цеткин и др.).

Диалектика как метод познания включает сформулиро­ванный еще Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассмат­риваться всесторонне, в развитии и «самодвижении», что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предпола­гает рассмотрение фактов и явлений практики воспитания в контексте всей школьной системы и школьных традиций; анализ идей, теорий педагогов прошлого — в связи с учетом их целостных концепций воспитания, а также философских и социальных концепций. Обращение к опыту прошлого, Ценностям мировой цивилизации предполагает выявление Их преемственности с современностью, соотнесение куль­

турного развития каждого народа с развитием всего челове­ческого сообщества.

В течение многих десятилетий обществоведческие науки в нашей стране были низведены до роли идеологического обслуживания административной системы. История педа­гогики не являлась в этом отношении каким-либо исключе­нием. Она представляла свою систему искаженного освеще­ния прошлого. Игнорировалась преемственность в разви­тии дореволюционной и советской школы и педагогики, историко-педагогического процесса в целом. Изоляционизм вел к противопоставлению советской и зарубежной школы и педагогики в логике противопоставления «загнивающего» Запада и «процветающего» СССР. Насаждалась односторонне нигилистическая оценка опыта школы 20-х годов, игнори­ровались творческие поиски педагогов тех лет, многие из которых были несправедливо опорочены и преданы забве­нию. Распространялись иллюзии о якобы характерном для последующих десятилетий неуклонном расцвете народного образования и педагогической науки, в то время как нарас­тавшие в этой области негативные явления и противоречия игнорировались и замалчивались.

Все это отрицательно сказалось не только на историко­педагогической науке, но и на историко-педагогическом об­разовании и соответственно исторической памяти учителя, что вело к его отчуждению от ценностей отечественной и мировой педагогической культуры.

В современных условиях вырабатываются новые подхо­ды с целью объективного освещения истории школы и пе­дагогики в нашем Отечестве, выявления ее глубинных свя­зей с единым историко-педагогическим процессом в мире.

История педагогики призвана решать ряд научно-теорети­ческих и социально-практических задач:

изучать закономерности воспитания как общечеловечес­кого и общественного явления, его зависимость от изменя­ющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, со­держания, организации воспитания с уровнем экономичес­кого развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;

выявлять рациональные и гуманистически ориентирован­ные педагогические средства, которые разработали поколе­ния прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь де­мократизации воспитания с общественным прогрессом и не­обходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;

раскрывать пути развития педагогической науки, харак тер взаимодействия педагогической теории и практики, обоб­щать то положительное, что было накоплено в предшест­вующие исторические эпохи;

на каждом этапе социально-исторического развития пред­ставлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;

в целом историко-педагогические знания должны актив­но влиять на формирование исторического сознания педа­гогов всех уровней, способствуя дальнейшему совершенст­вованию народного образования.

Взаимосвязь истории педагогики с другими науками ха­рактеризуется тем, что ее содержание включает как педа­гогические, так и обществоведческие знания. Она тыся­чами нитей связана не только с теорией педагогики, но и с историей общества, с историей культуры, с историей смежных наук — философии, психологии, частных мето­дик. Понимание этого позволяет рассматривать педагоги­ческие явления в тесной связи с историей общества и в то же время учитывать их специфику, избегая вульгарно-со­циологического подхода к историко-педагогическим яв­лениям.

Весьма важен вопрос о структуре истории педагогики как учебного предмета, поскольку характер и логика его изложения могут способствовать или, напротив, ослож­нять усвоение содержания этого курса будущими учите­лями.

Предлагаемая структура курса определяется стремлени­ем представить историю педагогики в едином потоке все­мирной истории человечества. С таким целостным подхо­дом к структуре курса связано синхронное, т. е. одновре­менное, рассмотрение развития воспитания в разных странах и регионах в каждый хронологический период, выделеный согласно общепринятой в исторической науке периодиза­ции: история первобытного общества, древний мир и анти­чность, средневековье, новое и новейшее время. В соответ­ствии с этим курс истории педагогики делится на следую­щие разделы:

воспитание в первобытном обществе; школа и воспитание в древнем мире и античную эпоху; воспитание и шкала в эпоху Средневековья и Возрожде­ния;

школа и педагогика в новое время; школа и педагогика в новейшее время.

Такой подход к рассмотрению истории педагогики явля­ется нетрадиционным, с чем связаны некоторые сложности. Дело в том, что ныне действующий учебник истории педа­гогики для педагогических вузов, созданный на основе учеб­ника Е. Н. Медынского 1947 г. и переиздававшийся в после­дующие годы без существенных изменений, излагает исто­рико-педагогический материал в традициях, сложившихся в 30—40-е годы1.

В соответствии с ними в духе противопоставления дог­матизированных идеологических ценностей всем остальным содержание курса разделено на три части: история всеоб­щей (зарубежной) педагогики отделена от истории отечест­венной педагогики, которая, в свою очередь, распадается на две обособленные части, разделенные Октябрем 1917 г. В такой же логике выдержаны и действующие до сих пор про­грамма и хрестоматии по истории педагогики2.

При ознакомлении с ‘такого рода литературой надо иметь в виду сложности двоякого рода: во-первых, раз­дробленность традиционного курса, присущая ему фраг­ментарность изложения мешают проследить целостный процесс развития практики воспитания и преемственность приращения педагогических знаний; во-вторых, отбор конкретно-исторического материала, его освещение и оценка во многом несут печать идеологизированных догм и стереотипов, которые десятилетиями насаждались во всех обществоведческих науках, в том числе и в истории педа­гогики. Поэтому при работе с этой литературой нужно обратить внимание в первую очередь на характер изложе­ния фактического материала, критически относиться к оценочным суждениям.

При самостоятельной работе при изучении курса исто­рии педагогики могут быть использованы материалы много­томного издания по истории школы и педагогики народов СССР, большая часть которого вышла в свет в 70-х — нача­

1 Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. — 5-е изд. — М., 1982.

2История педагогики: Программа педагогических институтов // Сб. приказов / МП СССР. - М., 1987. - № 22. - С. 153-169; Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводи, ст. А. И. Пискунов. — 2-е изд. — М., 1981; Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Сост. и автор вводи, ст. С. Ф. Его­ров. — 2-е изд. — М., 1986; Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Сост. М. И. Анисов. — М., 1972.

studfiles.net

2. История становления педагогики в России. История профессиональной педагогики

Похожие главы из других работ:

Жанры литургической музыки православной церкви в курсах музыкально-теоретических дисциплин детской музыкальной школы

1.1 История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России

Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова (1), В. Металлова (11), А. Преображенского (12, 13), Д. Разумовского (15), Н. Финдейзена (23)...

Изготовление кухонного набора из дерева с элементами художественной обработки как вид предпринимательской деятельности

1.1 История становления предпринимательства в России

Предпринимательство возникло давно. Еще во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов - звероловство и бортничества (лесное пчеловодство)...

История развития социальной педагогики в России

2.1 Педагогическая предпосылка становления отечественной социальной педагогики

Педагогической предпосылкой становления отечественной социальной педагогики в начале XX в. явилось развитие отечественной социально-педагогической мысли во второй половине XIX - начале XX в...

История становления социальной педагогики в России

1.2 Этапы становления социальной педагогики в современный период

Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том...

Методика преподавания подраздела "Электротехника" в девятом классе

- этапы становления технологического образования в России;

- исследовать и проанализировать методическую литературу 2. Разработать методику организации работы по разделу «Электронные технологии» (Электрорадиотехнология) 9 класс «Элементы электротехники»; - рассмотреть методы...

Методика преподавания подраздела "Электротехника" в девятом классе

1.2 Этапы становления технологического образования в России

Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое. Возрастают требования к научной обоснованности всего учебно-воспитательного процесса, к глубоким знаниям истории педагогики...

Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания

1.1 Этапы становления музейной педагогики

Одной из предпосылок возникновения музейной педагогики была идея создания естественнонаучных коллекций в университетах эпохи Возрождения, другой предпосылкой стали научные изыскания Я.А. Коменского...

Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе

1. Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека...

Образование детей с нарушениями психофизического развития в России

2.2 История становления социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России

Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений -- богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела»...

Проблемы обучения детей-мигрантов

1.2. История развития миграционной педагогики в России.

Понятие «мигрантская (миграционная) педагогика» в своем развитии в педагогической науке и практике России (как и в США) основывается на важнейших идеях гуманистической психологии, педагогики, процессах демократизации, толерантности...

Профессиональная ориентация старшеклассников

1.1. История становления профориентации

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. -- к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности...

Профориентация старших школьников

1. История становления профориентации.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г.--к момен-ту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности...

Психологические основы развития отечественной педагогики

3. Психологические основы развития отечественной педагогики в 1950-е - 2000-е гг. Оценка современного состояния педагогики в России

Советская педагогическая наука после Великой Отечественной войны представлена огромным числом исследований. Все более значимой становится работа научных коллективов: лабораторий, центров, институтов...

Работа с детьми, имеющими задержку психического развития, в современной школе

1.5 История возникновения и становления обучения детей с ЗПР в России

Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) началось в нашей стране с 1981 года, когда были открыты специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР. Социальные изменения общества, гуманистические веяния...

Система проблемных уроков по теме "Основной капитал предприятия" при изучении дисциплины "Экономика предприятия"

1.1. История развития и становления

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А...

ped.bobrodobro.ru

История образования и педагогики | Статья в сборнике международной научной конференции

Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений — важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма. [1, c 5]

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки — выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи. [2, c17]

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем. [3, c 25]

Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко-педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры. [4, c 50] В историко-педагогических исследованиях анализируются механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные исторические периоды. Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей — талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами. [5, c 13]

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития. [6, c 89]

История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи:

1)      изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;

2)      выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов;

3)      анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи;

4)      констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития. [7, c 36]

В связи с обширностью временного охвата и многообразием видов и типов существовавших образовательных институтов в истории педагогики и образования встает вопрос о периодизации историко-педагогического знания. По широте охвата историко-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история педагогики и образования Поволжья и др.). По разделению всемирного историко-педагогического процесса на исторические эпохи изучают историю педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. По отдельным областям педагогики рассматривают историю общей педагогики, дидактики, школоведения и др. По видам, уровням, отраслям образования выделяют историю общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т. д. Кроме того, в историко-педагогических исследованиях широко представлена «летопись» различных педагогических проблем, течений, направлений педагогической деятельности, типов образовательных учреждений. [8, c 48]

В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антропологического подходов к изучению историко-педагогического процесса.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогических исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции. [9, c 10]

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики — с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции. Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. [10, c 63]

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание; будущее, на достижение которого направлены его усилия. Цель воспитания в конечном итоге отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. В первобытно-общинном строе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью являлось вооружение человека опытом выживания. При рабовладельческом строе цели воспитания дифференцировались. Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности, знание «семи свободных искусств»; путь к всестороннему развитию лежал через «пайдейю» — познание всех вещей. Для рабов требовалось воспитание смирения, покорности, трудолюбия, знание «семи механических искусств» (ремесел). При феодализме классовое деление целей сохраняется: для феодалов — это рыцарское воспитание, для ремесленников и крестьян — трудовое. При капитализме воспитание и образование имеют своей целью формирование высококвалифицированных рабочих и компетентных и образованных буржуа, способных управлять производством. В демократическом обществе целью воспитания становится гармоничное развитие личности, предполагающее гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В современной трактовке эта цель формулируется как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В то же время в истории педагогики наблюдалось поразительное многообразие подходов к определению цели воспитания. В Античности был сформулирован идеал гармоничного развития личности, однако он по-разному трактовался различными мыслителями. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. По мнению Я. А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Д. Локк полагал, что цель воспитания — сформировать джентльмена — человека деятельного и инициативного, обладающего глубоким умом и практическими знаниями. В теории Ж.-Ж. Руссо цель воспитания подчинена формированию общечеловеческих ценностей. И. Г. Песталоцци утверждал, что целью воспитания должно стать развитие способностей и дарований человека, заложенных природой. Их необходимо постоянно совершенствовать и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей личности». И. Ф. Гербарт считал целью воспитания всестороннее развитие интересов ученика, направленное на его гармоническое развитие, идеалом личности ему представлялся добродетельный человек, умеющий приспосабливаться к существующим отношениям, уважающий установленный порядок. К. Д. Ушинский целью воспитания называл духовное и нравственное развитие. М. И. Демков считал, что целью воспитания должно стать укрепление нравственности и религиозности человека.

Принципы воспитания — это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.

1. Принцип природосообразности воспитания. идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я. А. Коменского Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Локка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И. Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П. Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С. И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский.

Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо. В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание — как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф. А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К. Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.

Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И. Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я. А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И. Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И. Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.

 

Литература:

 

1.      Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Ми-тюров. М., 1985.

2.      Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А. И. Соловников. М., 1985.

3.      Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990.

4.      Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987.

5.      Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. — сост. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М., 1994.

6.      Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.

7.      Белозерцев Е. П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994.

8.      Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

9.      Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. М., 1999.

10.  Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): история педагогики, воспитание, образование, цель воспитания, историко-педагогический процесс, идея, принцип обучения, всемирный историко-педагогический процесс, педагогическая теория, нравственное воспитание.

moluch.ru

Из истории педагогики. Русское педагогическое сознание, образование и воспитание Нового времени

Из истории педагогики. Русское педагогическое сознание, образование и воспитание Нового времени

Точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания стал ХVIII век и реформаторская деятельность Петра I.

Осмысливая сегодня произошедшее в эпоху Петра, надо прежде всего сказать, что в этот период Россия стала светской страной. Для России это означало, что была разрушена симфония государственной и духовной властей, мирской и духовной (религиозной) жизни, науки и богословия (теологии). С этого времени мирское начало (все связанное с ним: государственная власть, наука, светское искусство) вышли на первое место в жизни общества, а духовное – стало уходить на периферию. Эти перемены имели самое непосредственное отношение и к воспитанию, и к образованию, и к педагогическому сознанию.

В воспитании и образовании самым непосредственным образом это проявилось в том, что теперь на первое место в них все более выходили цели подготовки к жизни земной, а не вечной, цели благополучного устройства в этой жизни, а не вечного спасения; в образовании – в абсолютном преимуществе мирских предметов; духовные знания, а самое главное, духовные смыслы образования уходили на его периферию, а смыслообразующим началом образования на всех ступенях стала подготовка к земной жизни.

Педагогическое сознание становилось все более ориентированным на естественно-научное понимание мира, общества и воспитания, а православное педагогическое сознание в России постепенно уходит на периферию. Достаточно сказать, что в начале XX века православные теоретики-педагоги не входили в разряд широко известных в стране деятелей, хотя православные мыслители не уступали по своим знаниям, своей культуре деятелям светской научной педагогики, а самое главное уровню постановки и решения педагогических проблем. В этой связи можно указать на один интересный факт: так в «Российской педагогической энциклопедии», содержащей сотни имен, есть сведения только о двух православных педагогических деятелях: Феофане Прокоповиче и Феофане Затворнике.

Вместе с тем целый ряд выдающихся светских деятелей органично сочетали в себе и то, и другое начало, точнее они были истинно православными учеными, мыслителями например, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь и другие. Поэтому если мы исключим религиозное направление из русского образования и педагогической мысли, то мы никогда не поймем сущности развития российского воспитания и образования в этот период российского педагогического сознания.

Развитие педагогического сознания, образования и воспитания России в XVIII веке

Развитие образования и педагогики России в XVIII в. определили реформы Петра I, которые носили не только социально-политический, но и просветительский характер. Символично, что Петр всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра I в развитие общего просвещения начиная с выпуска первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры. И не менее значим его вклад в развитие образования. Именно в эпоху Петра были заложены основы современной школы.

Открываются новые начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа начальной школы: цифирные школы, по указанию Петра I с 1714 г. в России начинают открываться цифирные училища, «русские» адмиралтейские школы и гарнизонные школы, «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу современной средней и высшей школы России. В 1703 году им была открыта школа математических и навигационных наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы, в числе их – артиллерийская, иноязычные школы.

По прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. Из ее стен вышло много известных государственных и политических деятелей России.

В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук с университетом и гимназией. Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I – Феофан (Прокопович) и В.Н. Татищев.

Феофан (Прокопович) (1681–1736) реформировал систему церковного образования, в результате чего она приобрела трехступенчатый характер – училище, семинария, академия. Им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, которая многократно переиздавалась.

В.Н. Татищев (1686–1750) открывал горнозаводские школы на Урале. В своих научных и педагогических трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого человека.

Реформы Петра, в силу разных обстоятельств, несли в себе и целый ряд противоречий. Так форсированное развитие образования приводило к тому, что общество и люди не успевали осознать его необходимость. А потому, открывая школы, приходилось насильно набирать в них учеников. Открывая Академию наук и университет, пришлось завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для университетов. Усиление государственности и крепостной зависимости привело к тому, что образование не становилось потребностью широких слоев населения, а потому уровень общей грамотности в России в XVIII в. упал по сравнению с предшествующим веком. Вообще, зависимость русского образования после реформ Петра от государства была настолько сильна, что до середины XIX в. русский человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в. фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал и жесткий характер отношений в школах, интернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений, лишал детей семейного воспитания. К тому же жесткий государственный характер образования едва ли не до середины XIX в. исключал участие общественности в делах образования. Все это приводило к тому, что новое образование на русской почве приживалось с большим трудом. Примечательно, что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве, где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия. Конечно, отчасти эти противоречия объясняются исторической ситуацией, в которой оказалась Россия, когда ей пришлось догонять передовые страны Европы в области образования, а потому и образование приходилось насаждать сверху и быстро.

После смерти Петра идет реформирование заложенных им учебных заведений, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных заведений, создание частных учебных заведений.

Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII в. И связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского ученого и просветителя М.В. Ломоносова (1711–1766). Фактически его деятельность и роль в судьбе русского образования сопоставимы только с ролью Петра. Если Петр заложил фундамент современного российского образования, то Ломоносов стал основоположником отечественного (национального) образования, потому что национальное образование начинается с национальной культуры, причем культуры, освоенной образованием. М.В. Ломоносов стал основоположником российской науки и многих областей отечественной культуры. Благодаря М.В. Ломоносову наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой, и тем самым он подготовил почву и заложил основы отечественного образования.

И он же выступил основоположником национального образования. М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие Петербургской академии наук, которая XVIII в. была не только центром российской науки, но и важным учреждением просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль в открытии Московского императорского университета, при котором в 1766 году была открыта учительская семинария. М.В. Ломоносовым была налажена систематическая работа Петербургской гимназии, и по его проектам были открыты первые жизненные русские гимназии при Московском университете – со временем они стали главной формой подготовки к университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

Педагогические идеи М.В. Ломоносова от требования построения образования на научных основах до требования обучения на родном языке имели большое значение для развития педагогического сознания России.

Педагогические идеи и педагогическая практика М.В. Ломоносова нашли свое продолжение в работе многих его соратников и учеников.

Развитие российского образования второй половины XVIII в. прежде всего связано с правлением Екатерины II (1729–1796), которая хорошо знала педагогическую науку и разбиралась в вопросах образования и воспитания. Кратко ее роль в развитии русского воспитания и образования, если брать ее педагогическое наследие от указов до литературных сочинений, можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и просвещения на первое место в общественном (по крайней мере, официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания – воспитание гражданина и человека, воспитание русского человека на основе отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования (пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной культуры), инициатива и забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в этой сфере проходили либо под ее непосредственным руководством, либо при ее согласии. И именно она привлекла к реформированию образования ряд выдающихся людей Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

И.И. Бецкой (1704–1795). Один из самых образованных людей России, получивший блестящее образование за границей. Вернувшись в Россию, он многое сделал и для развития российского образования, и для развития педагогики. Собственно, он укоренил западно-европейскую педагогическую науку в России. Отчасти эти новые идеи были реализованы в учебно-воспитательных учреждениях, открытых по его проектам. Не менее важным было его личное влияние на образованное общество, благодаря чему эти идеи входили в широкое употребление.

Большая заслуга И.И. Бецкого состоит и в том, что он заставил задуматься общество не только об обучении, но и воспитании подрастающего поколения.

Им был подготовлен доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который в 1764 г. получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую идеологию русского Просвещения – воспитание «новой породы людей», согласно которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать своих детей.

В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус, создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России. Бецкой открывает сиротские учреждения, училища при Академии художеств и коммерческое училище, совершенствует работу ряда других учебных заведений.

Ф.И. Янкович (1744–1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава народных училищ в Российской империи», в соответствии с которым в России открывались малые и главные народные училища с двух- и пятилетним сроком обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные – более широкое: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика, география, грамматика и т.д. В 1782 г. Янковичем было открыто Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для народных училищ.

В конце XVIII в. в России было открыто 315 народных училищ, в которых училось около 20 тыс. человек.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот период сыграл Н.И. Новиков (1744–1818), который попытался организовать народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России), просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на пожертвованные деньги им были открыты училища для народа.

В своих изданиях Новиков не только знакомил русских людей с педагогическими идеями зарубежной науки, но и сам написал несколько работ по педагогике, в том числе и свой знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей», в котором рассматривал вопросы нравственного, умственного и физического воспитания детей.

А.И. Радищев (1749–1802). А.И. Радищев выступал с критикой существующей системы образования, особенно таких ее недостатков, как оторванность ребенка от семьи в закрытых учебных заведениях, бюрократизм в образовании и т.д. Вместе с тем он предложил ряд идей по совершенствованию и гуманизации образования и воспитания.

XVIII в. – это время становления научной педагогической мысли России и развития теоретического православного педагогического сознания. Это время жизни и деятельности великих православных педагогов: митрополита Димитрия Ростовского, митрополита Митрофана Воронежского, епископа Тихона Задонского, митрополита Платона (Левшина) и др. Митрополит Димитрий Ростовский (1651–1709). Автор многих богословских сочинений, среди них фундаментальный труд «Четьи Минеи». Создал первую собственно русскую школу Нового времени, в которой органично соединил народное начало и европейскую культуру.

Митрополит Митрофан Воронежский (1623–1703). Один из сподвижников Петра I. Многое сделал для утверждения православия и просвещения в Воронежской епархии.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783) известен как человек, написавший гениальные сочинения, в которых поставлены и разрешены фундаментальные богословско-педагогические проблемы; человек, его развитие, роль веры в развитии человека, правильная организация воспитания и образования человека. Будучи правящим архиереем Воронежской епархии, многое сделал для развития образования в крае: занимался просвещением населения, открывал в Воронежском крае школы, возобновил работу Воронежской духовной семинарии.

Митрополит Платон (Левшин) (1737–1812). Автор многих замечательных трудов по богословию. Способствовал упрочению святоотеческих начал в жизни Русской православной церкви и особенно включению святоотеческой литературы в учебно–воспитательный процесс Московской духовной академии.

XVIII век стал временем кардинальных перемен в содержании российского образования, технологиях обучения.

В этот период стало складываться принципиально новое содержание образования. Его важнейшими составляющими стали: наука и новая национальная культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания принадлежит Петру Великому, его сподвижникам и М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов, известных в школе, М.В. Ломоносовым и его учениками были написаны учебники, некоторые из них использовались в образовании десятилетия. Многое сделал для создания и утверждения нового содержания образования Ф.И. Янкович. Им и под его руководством были подготовлены учебники, пособия, таблицы для учащихся народных школ и учебные пособия для учителей.

В этот период разрабатываются новые формы и методы обучения для всех школ. В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Он многое сделал для введения в России классно-урочной системы.

Таким образом, в XVIII веке в России сформировалась идеология нового образования; в широком общественном сознании утвердилось понимание важности научного образования в судьбе государства и каждого человека; по существу, сложилась в определенной мере целостная система образования, состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений, начиная с малых народных училищ и заканчивая университетами (Московским и Санкт-Петербургским) и Санкт-Петербургской академией наук. Сложилась система церковных школ: училища, семинарии, с 1755 г. Московская духовная академия. Вместе с тем новое светское образование (и воспитание) во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной, культуры, что вело к пренебрежению отечественной культурой, отчуждению образованных и необразованных людей; расколу светского и духовного образования и как следствие – к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной областях.

С XVIII в. в России начинает формироваться научное теоретическое педагогическое направление педагогического сознания. Появляются деятели, которых по праву можно поставить в один ряд с деятелями Просвещения Западной Европы, как по уровню творческого гения (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др.), так и по уровню знаний и культуры (И.И. Бецкой, Е. Дашкова, Екатерина Великая и др.). И вместе с тем сформировалось теоретическое православное педагогическое сознание, наиболее глубокое выражение получившее в трудах великого святого и гениального богослова Тихона Задонского.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

История развития педагогики

Орловская региональная академия

государственной службы

Кафедра социологии и психологии

Реферат

на тему:

История развития педагогики

Выполнила студентка:

1 ЮЗСП

Рохлина О.А.

Проверила:

ст. преподаватель

Шеховцова Е.Ю.

Орел – 2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Зарождение систем воспитания……………………………….……….4

2. Развитие педагогических систем за рубежом………………………8

3. Становление и развитие педагогики в России……………..………..11

Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………………...23

Введение

История развития и становления воспитательных традиций связана с определен­ными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития обще­ства.

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социаль­но-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас тради­ций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного крите­рия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания пока­зывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-историче­ских, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания чело­века были и остаются семья, церковь, общество и государство.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на вос­питание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.

1. Зарождение систем воспитания

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принци­пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа­лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу­дарства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существу­ет до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного пе­риода развития человечества — XX и начала XXI века.

В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но глав­ным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообраз­ным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрас­тала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетичес­кому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предо­ставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.[1]

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточа­лись: Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвяща­лись в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус пол­ноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипер­трофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого, поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.

До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен­но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму­щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос­питание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии — общественном учреждении по совер­шенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво­бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет­рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно­гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос­питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не­бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплоти­лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.

В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные ста­дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча­ются намного раньше — в период династии Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.).[2]

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспи­тания джентльмена (Дж Локк).

Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по­слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержа­ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе­ние и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет маль­чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме­ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, преж­де всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физи­ческого развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Идеал воспитания по Локку — джентльмен — высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспи­тание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен — человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности лег­ли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав­ными составляющими его системы были:

• физическое воспитание, выработка характера, развитие воли, и нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

• трудовое воспитание;

• развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, сре­да и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, станов­ление человека как индивидуальности.

Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж­но мешать развитию этого совершенства, а потому следу­ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи­ли начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интереса­ми и желаниями детей и способствовать их развитию.

mirznanii.com

Разные ИСТОРИИ - ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

(курс для магистрантов)

Лекция 1.

Занятие 2

  • Киевские князья -- для развития образования (Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир II Мономах) - практическое задание.
    • ​Вопросы
      1. ​​Роль князя Владимира I (Красно Солнышко) в развитии воспитания и обучения в Русском государстве.
      2. Политика Ярослава Мудрого в развитии образования в Русском государстве.
      3. Вклад Владимира Мономаха в развитие образования и педагогической мысли в России.
  • Особенности развития воспитания и обучения в Киевский и Московский периоды Российского государства допетровской эпохи.
    • ​Вопросы:
      1. ​​Влияние монголо-татарского нашествия/ига и падения Византии на ход развития образования в Российском государстве.
      2. Российское образование и воспитание в XVII веке.
  • Образовательная политика в Российском государстве периода Просвещения (XVIII век) - практическое задание.
  • Педагогическая мысль  России в XVIII веке (выступления с докладами).
    1. ​Назовите российских просветителей, педагогов XVIII века и расскажите об их педагогических идеях и деятельности (доклады по выбору - по 5-7 мин о каждом педагоге).

 

Занятие 3

  • Педагогическая мысль в России (XIX век): Ушинский, Пирогов, Толстой, Стоюнин, Лесгафт (практическое задание)
    • ​Вопросы:
      1. ​​Основная направленность педагогических идей Стоюнина.
      2. Роль Л.Н.Толстого в развитии российской педагогической мысли.
      3. Основные положения педагогической теорииК.Д.Ушинского.
      4. Медики Пирогов и Лесгафт: вклад каждого в развитие российской педагогики.

Занятие 4

  • ​Вопросы
    1. ​​Компания по ликвидации неграмотности в Советской России
    2. Государственная политика в борьбе с беспризорностью и педагогическая деятельность А.С.Макаренко в детских трудовых колониях.
    3. Особенности государственной политики в области образования и развития педагогической мысли в 20-е и 30-е годы в Советской России / СССР
    4. Развитие государственной системы образования в СССР в послевоенный период.
    5. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского.
    6. Психологические исследования как основа разработки школьных методик обучения (Гальперин, Давыдов, Эльконин).
    7. Педагоги-новаторы советской школы (Шаталов, Амонашвили) 

 

ЛИТЕРАТУРА

ВОПРОСЫ к экзамену

ЭССЕ (по "Истории Российской педагогики"):

РЕФЕРАТЫ (для восполнения пропусков занятий)

Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

histories.ucoz.ru


Смотрите также