Кафедра истории России средних веков и нового времени. История россии университет


Первый университет в России. История высшего образования

Несмотря на то, что первый университет в России, преподавание в котором было устроено в соответствии с западноевропейскими стандартами, был открыт в Петербурге, история высшего образования начинается не с него. Первым высшим учебным заведением в Московском Царстве была Славяно-Греко-Латинская Академия, которая готовила главным образом переводчиков, владевших языками соседних крупных держав.

первый университет в россии

Первый университет в России

Первым университетом, устроенным по образцу западноевропейский учебных заведений, стал Санкт-Петербургский государственный университет, датой организации которого считается 28 января 1724 года. Однако с первого раза дела университета не задались, и вскоре по причине нехватки студентов он был закрыт и возобновил свою работу лишь в 1819 году.

Официальная версия гласит, что нынешний университет ведет свою родословную от петровского указа, хотя альтернативной точки зрения придерживаются многие ученые. Согласно альтернативному взгляду, университет современный СПбГУ был создан на основе Главного педагогического института, который, в свою очередь, представлял собой реорганизованную Учительскую семинарию, основанную в 1786 году.

Однако в советское время утвердился миф о преемственности нынешнего университета и учреждения, созданного еще Петром I. Этой же точки зрения придерживается и нынешнее руководство страны и самого учебного заведения. Таким образом, согласно официальной истории, первым университетом в России считается именно Петербургский. В 1999 году была торжественно отпразднована 275-я годовщина вуза. Так легенда о первом университете в России получила подтверждение на высшем уровне. Несмотря на всю сложность с определением исторического первенства, Петербургский университет остается сегодня одним из наиболее престижных высших учебных заведений в стране.

история мгу

История МГУ

Несмотря на то что университет в Москве был организован на тридцать лет позже Петербургского, его история, в отличие от первого, не прерывалась. Таким образом, не может быть сомнений в дате его основания, которая достоверно установлена на основании указа императрицы Елизаветы Петровны, подписанного 24 января 1755 года. В день основания университета студенты празднуют ежегодно Татьянин день, который считается праздником всего российского студенчества. Вразрез с официальной точкой зрения некоторые историки уверены, что первым университетов в России правильно считать Московский.

Первое здание университета находилось на Красной площади, на месте современного Исторического музея. Так как в восемнадцатом веке университет был государственным учреждением, то он подчинялся напрямую Правительствующему сенату, а для его профессуры существовали специальные условия суда и увольнения.

Уже в XVIII веке университет обзавелся собственной прессой, гимназией и в 1791 году получил право присуждения ученых степеней. Однако численность студентов на момент основания МГУ составляла всего сто человек.

Значительные перемены в студенческой жизни произошли в 1804 году, когда был принят новый устав императорского Московского университета. Им теперь должен был управлять Университетский совет, возглавляемый ректором, которого, тем не менее, утверждал лично император.

университеты российской империи

Современность Московского Университета

История МГУ всегда была неразрывно связана с Москвой и ее интеллектуальной элитой. Сегодня университет является крупнейшим и одним из самых престижных вузов страны. В распоряжении университета находятся более шестисот зданий и сооружений, самым знаменитым из которых считается главное здание на Воробьевых горах.

В 2017 году в структуре университета насчитывается сорок один факультет. Активно функционируют и развиваются исследовательские институты, работающие в тесной связке с научными структурами академии наук.

Помимо московских корпусов, функционируют также филиалы университета в таких городах, как Севастополь, Астана, Ереван, Баку, Бишкек, Ташкент и Душанбе. Каждый из филиалов вносит значительный вклад в развитие интеллектуальной среды городов, в которых они находятся.

императорский московский университет

Казанский и другие университеты

Казанский университет был открыт в 1805 году и сразу превратился в один из наиболее важных центров научных центров. Кроме того, не самое центральное положение на карте России позволяло поддерживать в университете определенный уровень свободы, который делал Казань центром притяжения для свободолюбивых студентов.

В конце девятнадцатого века Казанский университет стал центром социалистического движения благодаря нескольким студенческим кружкам, в которых принимал участие юный Владимир Ленин. Именно в его честь университет и был назван в 1924 году.

Помимо университетов, основанных по приказу того или иного российского монарха, на территории российской империи существовали и другие высшие школы. Например, Дерптский императорский университет был организован по распоряжению шведского короля Густава ll в 1632 году, когда Дерпт, нынешний эстонский Тарту, находился под властью Швеции.

До 1710 года в университете преподавали исключительно на шведском языке, после чего доминирующее положение в городе и университете заняли выходцы из немецких земель, а, следовательно, преподавание велось на немецком. Однако история университета прервалась в середине восемнадцатого века. Вновь свою работу он возобновил лишь в 1802 году по указу Павла l, который запретил отправлять студентов на обучение за границей. Как и в других университетах Российской империи, преподавание в новом учебном заведении велось на русском языке.

императорский дерптский университет

Дерптский университет в XX веке

После падения самодержавия и поражения России в Первой мировой войне в Дерпте начались гонения на русскоязычную профессуру и студентов, а сам университет был эвакуирован в Воронеж.

Именно на базе Дерптского и был создан Воронежский государственный университет. А воронежский художественный музей имени Крамского был создан на основе коллекции Дерптской галереи.

После присоединения Эстонии к СССР преподавание в университете возобновилось на русском языке, именно это время стало периодом расцвета местной науки. Всемирную славу университету принесла деятельность Юрия Михайловича Лотмана и его филологической школы, вошедшей в историю под именем Тартусской.

Современный Дерптский университет

После обретения Эстонией независимости и провозглашения эстонского единственным государственным языком преподавание в университете ведется на эстонском и английском языках.

Университет хорошо интегрирован в систему европейского и международного образования. В нем действует много программ международного обмена по европейской программе "Эразмус".

fb.ru

Вузы России со специальностью история – 46.03.01 на 2018 год

Наилучший результат у МГУ имени М.В. Ломоносова – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 111 вузов со специальностью 46.03.01. «История» занимает 9-ое место в рейтинге специальностей.

бакалавриат и специалитет

возраст

263 года

место в РФ | очки

1-ое 646.6

  • подразделение:Исторический факультет

  • предметы:иностранный язык, история, русский язык, история(*)

    • форма

      очная

    • места

      121

    • стоимость

      310 500

    • баллы егэ

      344

возраст

294 года

место в РФ | очки

2-ое 616.4

место в РФ | очки

4-ое 605.7

  • подразделение:Факультет гуманитарных наук

  • предметы:иностранный язык, история, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      60

    • стоимость

      260 000

    • баллы егэ

      271

место в РФ | очки

8-ое 569.3

  • подразделение:гуманитарный институт

  • предметы:история, обществознание, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      24

    • стоимость

      115 000

    • баллы егэ

      242

место в РФ | очки

9-ое 568.4

  • подразделение:Исторический факультет

  • предметы:история, обществознание, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      32

    • стоимость

      112 700

    • баллы егэ

      249

место в РФ | очки

10-ое 563.1

  • подразделение:институт международных отношений, истории и востоковедения

  • предметы:история, обществознание, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      23

    • стоимость

      102 390

    • баллы егэ

      240

место в РФ | очки

11-ое 557.5

место в РФ | очки

15-ое 547.0

место в РФ | очки

16-ое 546.2

  • подразделение:Факультет гуманитарных и социальных наук

  • предметы:иностранный язык, история, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      12

    • стоимость

      202 000

    • баллы егэ

      265

возраст

142 года

место в РФ | очки

21-ое 530.7

  • подразделение:историко-филологический факультет

  • предметы:история, обществознание, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      7

    • стоимость

      70 400

    • баллы егэ

      224

место в РФ | очки

24-ое 527.3

  • подразделение:школа гуманитарных наук

  • предметы:история, обществознание, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      25

    • стоимость

      140 000

    • баллы егэ

      211

место в РФ | очки

27-ое 526.2

  • подразделение:институт общественных наук (ИОН)

  • предметы:иностранный язык, история, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      15

    • стоимость

      225 000

    • баллы егэ

      261

Вузы со специальностью 46.03.01 в городах РФ:

Москва(13) Санкт-Петербург(5) остальные (106)

vuzoteka.ru

Основание Московского университета им. Ломоносова

Старое здание Московского университета

Старое здание Московского университета

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но  через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.

Необходимость  создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала  развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

И.И. Шувалов

И.И. Шувалов

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763). Молодой, обаятельный, патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал  русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова, родилась мысль о создании московского университета. Граф Шувалов нисколько не сомневался в том, что если России дать просвещение, то она станет на равных «соревноваться в образованности» со всеми развитыми народами Европы. Эти мысли и стремления сближали его с М.В.Ломоносовым, которого граф Шувалов ценил как выдающегося русского ученого.

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно:  чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Такого университета еще  не было в России. Правда, в 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому студентов и преподавателей предпочитали  иностранных, вместо того чтобы «открывать» в России отечественные таланты.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны , и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — они были  воспитанниками Петербургского академического университета.

Хотя Ломоносов не присутствовал на открытии университета и не преподавал там, он принимал деятельное участие в развитии Московского университета: добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Его старания увенчались успехом только через 3 года после его смерти. Согласно Указу Екатерины II, «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке».

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.

Только 30 студентов получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности».

В конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Тогда же было приказано выдавать казеннокоштным «в прибавок жалованья для пищи по полтине в месяц каждому». Инструкция директору университета (§22) запрещала студентам входить в классы в нагольных шубах, серых кафтанах и лаптях, что считалось одеждой бедняков. При жизни Ломоносова Московский университет ещё не был Императорским: учебное заведение подчинялось непосредственно Правительствующему сенату, а его профессура не подлежала никакому суду, кроме университетского. Деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». Только при Александре I, в 1804 г., был принят новый устав Его Императорского Величества Московского университета, согласно которому ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично императором. С этого времени до 1917 года университет именовался Императорским Московским университетом.

Нагрудный знак выпускника императорского Российского университета

Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому  в дальнейшем от платы  стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл видную  роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Татьянин день

Существует версия, что И.И. Шувалов представил  Елизавете Петровне Указ об Университете  именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученицы Татиана. Икона

Святая мученица Татиана. Икона

Святая  мученица Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 — 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась — и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. Три дня она подвергалась мучениям, но так и не отреклась от Христа.  Все пытки мучителей были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни.  Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

Праздник был такой веселый, что все, кто мог, присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: «В этот день выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли, в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования  в Московском университете Татьяниного дня.

Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

 

 

 

Похожие статьи:

  1. Основание Академии художеств (Санкт-Петербург)

www.rosimperija.info

История России — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Курс подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11 классов

Структура изложения тем по курсу истории России и многообразие дополнительного и увлекательного материала позволяет сделать подготовку к ЕГЭ комфортной и интересной. В каждом занятии выделены отдельные рубрики, посвященные людям, событиям, датам, которые облегчают усвоение и систематизацию знаний. 

 

Преподаватель, руководитель курса: Казаков Роман Борисович

Менеджер Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭЧлен Российского общества интеллектуальной историиСтарший преподаватель кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУЧлен Международного общества изучения XVIII векаАвтор статей и учебных пособий по истории и проблемам гуманитарных наукАвтор-составитель (в соавторстве) программ курсов для студентов и аспирантов исторических специальностей

Описание курса

В каждом занятии вы найдете увлекательный рассказ об историческом периоде, дополненный визуальными материалами и отрывками из исторических источников. После каждого занятия учащийся проходит тест, чтобы проверить уровень освоения темы занятия. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, поэтому особое внимание уделяется разбору важнейших проблем истории России (построение государственности, характеристика реформ разных эпох и т.п.), что позволяет качественно подготовиться к части 2 ЕГЭ по истории, требующей от учащегося навыков анализа исторического источника.

Курс продлится 36 недель (c 11.09.2017 г. по 03.06.2018 г.), которые будут включать:

  • 24 занятия, включающие учебные материалы и тесты для самопроверки
  • 4 промежуточных и 1 итоговый контроль освоения материалов, включающих задания письменной части экзамена, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • форум с преподавателем

Программа курса

Раздел 1. История России в VI-XVI веках
Ранняя этническая история народов Восточной Европы. Образование Древнерусского государства. Киевская Русь в IX – первой половине XII в. Международное положение Киевской Руси. Общественно-политический строй и социальная структура Древнерусского государства. Принятие христианства и его значение в истории Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси (IX – первая половина XII в.) Удельная Русь во второй половине XII – первой половине XIII века. Русские земли и княжества: направления социально-политического развития. Владимиро-Суздальская земля. Новгородская земля. Галицко-Волынская Русь. Ордынское завоевание русских земель в середине XIII века. Русь и Орда в XIII - первой половине XV века. Северо-Восточная Русь в условиях ордынского ига: новые традиции власти. Образование единого Российского государства. Предпосылки и условия объединения русских земель. Политические центры Северо-Восточной и Северо-Западной Руси и возвышение Московского княжества в XIV – первой половине XV века. Южная и Юго-Западная Руcь – Великое княжество Литовское. Российское государство во второй половине XV – первой половине XVI века. Особенности политического и социально-экономического развития. Внешняя политика Российского государства. Россия во второй половине XVI века: эпоха Ивана Грозного. Культура и быт русских земель и Российского государства во второй половине XIII – XVI веке.
Раздел 2. История России в XVI-XVIII веках
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смутное время. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Россия в первой половине XVII века. Россия во второй половине XVII века. Русская культура и общественная мысль XVII века. Россия в первой четверти XVIII века. Преобразования эпохи Петра Великого. Новые черты внутренней политики, экономики, торговли. Становление абсолютизма. Россия в европейской политике. Россия и Восток. Российская империя во второй четверти XVIII века. Эпоха «дворских бурь». Внутренняя политика, реформы власти и управления. Экономическое развитие России. Особенности внешней политики во второй четверти XVIII века. Российская империя второй половины XVIII века. Эпоха Екатерины II. Внутренняя политика и реформы власти и управления. Социально-экономическое развитие. Социальные движения. Внешняя политика. Русская культура, наука и общественная мысль XVIII века.
Раздел 3. История России в XIX веке.
Российская империя в первой половине XIX века: территория, социальный состав населения. Особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX века. Внутренняя политика Александра I и Николая I. Попытки реформ. Внешняя политика России в первой половине XIX века: новые направления. Культура России в первой половине XIX века. Общественная мысль и социальные движения в первой половине XIX века. Россия во второй половине XIX века. Реформы 60-70-х годов XIX века. Подготовка и проведение крестьянской реформы. Последствия реформ и время контрреформ в 80-х годах XIX века. Основные направления внутренней политики Александра II и Александра III. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века. Социальные движения в России во второй половине XIX века. Особенности политической борьбы во второй половине XIX века. Направления и особенности внешней политики России во второй половине XIX века. Культура России во второй половине XIX века. Россия в конце XIX – первые десятилетия XX век.
Раздел 4. История России в XX веке.
Россия в 1917 году: от Февраля к Октябрю. СССР в конце 20-х годов – 1941 году. СССР в годы Второй Мировой войны. СССР в завершающий этап своей истории.

fdp.hse.ru

Лекции по истории – Факультет гуманитарных наук – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Темы
  • Средние века и Возрождение
  • 18-19 века
  • 20 век
Лекторы
  • Бойцов Михаил Анатольевич
  • Будницкий Олег ВитальевичТемы: 18-19 века, 20 век
  • Виноградов Андрей Юрьевич
  • Воскобойников Олег Сергеевич
  • Данилевский Игорь Николаевич
  • Каменский Александр Борисович
  • Уваров Павел Юрьевич
  • Хлевнюк Олег Витальевич

Средние века и Возрождение

Бойцов Михаил Анатольевич

Профессор школы исторических наук

Рудольф I. Первый Габсбург на троне Священной Римской империи

Фридрих I Барбаросса. Король Германии и император Священной Римской империи

Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях

Знаки власти средневековых правителей

Власть папы римского

Рождение образа христианского государя

Вступление правителя в его город

Телесность власти в Средние века

Мертвое тело правителя в Средние века

Погребение правителей в средневековой Европе

Коронации в средневековой Европе

Виноградов Андрей Юрьевич

Доцент школы исторических наук

Как языческий Рим стал христианским миром

Путь языческого Рима к строительству христианской Ойкумены

Рождение христианской архитектуры в Закавказье

Готские граффити

Христианское средневековое зодчество Северного Кавказа

Как языческий Рим стал христианским миром

Внешняя политика Византии

Влияние Византии на искусство Кавказа

Апостол Андрей в русской и византийской традиции

Пещерные города Крыма

Воскобойников Олег Сергеевич

Профессор школы исторических наук

Патристика в культуре западного Средневековья

Культура эпохи Каролингов

Святая София Константинопольская

Первые христианские храмы

Формирование христианского символизма

Образ государя в эпоху Оттонов

Зарождение культа святых

Истоки христианского искусства

Столкновение языческой и христианской культур поздней античности

Роль Священного Писания в Западном Средневековье

Хронологические рамки раннего Средневековья

Праведные пчелы и правильные стерхи

Медиевистика

Готический собор

Институт Варбурга

Данилевский Игорь Николаевич

Профессор школы исторических наук

Может ли история быть точной наукой?

Как придумать историю страны

Повесть временных лет

Историческая реконструкция — между текстом и реальностью

Ледовое побоище

Цикл «История России»:

1. Первые князья

2. Ольга и Святой Владимир

3. Ярослав Мудрый

5. Владимир Мономах

6. Кирик Новгородец и Даниил Заточник

7. Андрей Боголюбский

8. Игорь Святославич

9. Чингизхан и потомки

10. Александр Невский

11. Даниил Галицкий

18. Витовт

22. Иван Грозный

23. Князь Андрей Курбский

24. Федор Иоаннович

25. Борис Годунов

26. Лжедмитрий

27. Минин и Пожарский

28. Алексей Михайлович

30. Император Пётр

36. Александр Радищев - Николай Новиков - Михаил Щербатов

37. Екатерина Воронцова-Дашкова

38. Федор Ушаков

39. Алексей Аракчеев

41. Самозванцы

47. Сергей Петрович Трубецкой

48. Павел Иванович Пестель

49. Никита Михайлович Муравьёв

50. Александр Христофорович Бенкендорф

51. Павел Дмитриевич Киселёв

52. Иван Федорович Паскевич

53. Павел Степанович Нахимов

55. Михаил Васильевич Петрашевский

58. Александр Михайлович Горчаков

62. Российские предприниматели

66. Георгий Валентинович Плеханов

67. Григорий Распутин

Уваров Павел Юрьевич

Профессор школы исторических наук

Зачем средневековой Европе понадобились университеты

Как средневековые крестьяне сделали Европу великой

История университета и парижские адвокаты

Средневековый университет

Мировое Средневековье

Фаворитка короля. Диана де Пуатье

Феодализм как понятие

Средневековые вызовы Старого Света

Споры вокруг Варфоломеевской ночи

Франция после религиозных войн

18-19 века

Будницкий Олег Витальевич

Профессор Школы исторических наук

Цикл «Непредсказуемое прошлое»:

Крымская война 1853–56 гг.

Вера Засулич и истоки террора в России

Охота на Александра II

Русский суд после реформы 1964 года

Адвокаты кн. А. Урусов и Ф. Плевако

А.Ф. Кони

Великие реформы Александра II (совместно с И.Христофоровым)

Император Александр II – человек и государственный деятель

Каменский Александр Борисович

Профессор школы исторических наук

Становление Российской империи

Екатерина II - личность политика, как исследовательская проблема

Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Реформы Екатерины Великой

Городская повседневность России XVIII века

Роль реформ в России XVIII века

Имперское самосознание

20 век

Будницкий Олег Витальевич

Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Директор центра

Первая волна русской эмиграции

Коллаборационизм в СССР в годы Второй мировой войны

Русская эмиграция и Вторая мировая война

Протестные настроения 1941-42 годов и сталинская юстиция

Пораженческие настроения 1941-1942 гг. и сталинская юстиция

Возможна ли научная история Великой Отечественной войны?

 

Цикл лекций «Евреи в период войн и революций»:

1. Лекция 1

2. Лекция 2

3. Лекция 3

4. Лекция 4

Хлевнюк Олег Витальевич

Профессор Школы исторических наук

Сталин. Что мы знаем сегодня

Предпосылки десталинизации

Приход Сталина к власти

Свёртывание НЭПа

Коллективизация

Кризис на рубеже первой и второй пятилеток

Умеренная политика второй пятилетки

Большой террор

Высшая политическая власть в годы Второй мировой войны

Противоречия сталинизма в послевоенный период

Власть и общество в сталинском СССР

Также вам может быть интересно:

Материалы лаборатории медиевистических исследований

hum.hse.ru

Учреждения высшего образования в Российской империи

"Науки юношей питают..."

"Науки юношей питают..."

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм. А первым высшим учебным заведением  России была Славяно-греко-латинская академия.

Славяно-греко-латинская академия

Первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1687 году, носило название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 год - Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год - Славяно-греко-латинской академии. Из Славяно-греко-латинской Академии образовались Императорский Московский университет (1755) и Московская духовная академия (1814).

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

Инициаторами создания Славяно-греко-латинской академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С. Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту), в которой выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята  к утверждению царем Федором Алексеевичем. В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов.

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий

Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.

Первыми преподавателями Академии были братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

Преподавание велось также и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. Академия была всесословным учреждением. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. В годы расцвета, в начале XIX века, в академии обучалось свыше 1600 человек.

Социальный состав учащихся был пестрым: сын конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая преподавателям. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.

Поэт В. Тредиаковский

Поэт В. Тредиаковский

В академии в разное время учились многие, ставшие известными в будущем люди — поэты, ученые, священнослужители: Амвросий (Протасов), Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков (будущий актер и режиссер), Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, Н. И. Попов, Карион Истомин, П. В. Постников, Н. Н. Поповский, Антон Барсов, Алексей Барсов, Дмитрий Виноградов, П. В. Победоносцев (писатель,    профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева), В. И. Ромодановский.

Высшие духовные учебные заведения

Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное заведение  как отдельное учебное заведение образовалось в 1814 г. в результате разделения Славяно-греко-латинской академии на Московский университет и Московскую духовную академию. Она была закрыта большевиками в 1919 г. и вновь возрождена в 1943 г.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Фотография 1890 г.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Фотография 1890 г.

Лучшим периодом  развития Академии считается период с 1775 по 1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митрополите Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церковная история, церковное право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церковный устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствования. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.

В 1814 году академия была преобразована и переведена в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Институты

Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском университете.

Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге

Инженерный замок

Инженерный замок

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок. Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу.

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию. Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей был Д.И. Менделеев, на базе училища П. Н. Яблочков работал  над созданием дуговой электролампы.

В. Перов "Портрет Ф.М. Достоевского"

В. Перов "Портрет Ф.М. Достоевского"

Среди выпускников – многие известные люди: писатель Ф.М. Достоевский, писатель Д.В. Григорович, епископ Игнатий (Брянчанинов  Дмитрий Александрович), ученый-физиолог И.М. Сеченов, композитор и музыкальный критик Ц.А. Кюи и другие.

Университеты

Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет. Он был открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

МГУ им. М.В. Ломоносова

МГУ им. М.В. Ломоносова

Старейший, крупнейший и ведущий университет Российской Федерации. Основан по инициативе М.В. Ломоносова и графа Шувалова в 1755 г.

Изначально университет располагался в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построенное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Впоследствии, после Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.

Здание МГУ на Моховой

Здание МГУ на Моховой

В XVIII столетии в составе университета были три факультета: философии, медицины и  права. В 1812 году при университете был создан колледж для подготовки будущих студентов. В 1779 году Михаил Херасков основал Благородный пансион, преобразованный в гимназию в 1830 году. Университетская пресса была основана Николаем Ивановичем Новиковым в 1780-х годах. При университете издавалась наиболее популярная газета Российской империи — «Московские ведомости».

В 1804 году был принят новый устав  Московского университета, согласно которому должность ректора становилась выборной. Ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично Императором.

Высшие женские учебные заведения

Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1870 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).

При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на учёные степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый — большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ. Русские женщины, не находя на родине доступа к высшему образованию, массами устремлялись в заграничные университеты.

Министр народного просвещения дал согласие на учреждение лишь «общих публичных лекций, то есть совокупно для мужчин и женщин, на основании общих постановлений о публичных лекциях». 2 января 1870 г. открылись в Санкт-Петербурге «публичные лекции для мужчин и женщин» по некоторым предметам естественным и словесно-историческим (известные под именем Владимирских курсов), лекции эти имели определенный систематический характер университетского преподавания; чтение каждого предмета рассчитано было на два года. Но уже в 1873 г. они были приостановлены по многим причинам. Однако в связи с тем, что многие русские женщины отправлялись для получения высшего образования за границу, в 1878 г. открылись высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания, причём открытие курсов признано было министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, делом полезным и даже необходимым в видах отвлечения русских женщин от обучения в заграничных университетах.

Бестужевские курсы

Здание высших женских (бестужевских) курсов

Здание высших женских (бестужевских) курсов

Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 г. заменил А.Н. Бекетов. Курс обучения первоначально был 3-летним, но вскоре его увеличили до 4 лет.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое; последние два различались только со второго курса. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали готовить и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц.

Курсы В.И. Герье

Н.А. Ярошенко "Курсистка"

Н.А. Ярошенко "Курсистка"

В 1872 году профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 года министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование.

Курс ученья сначала был двухлетний, но с 1879 года он стал трёхлетним, а из учебной программы был исключён общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом, курсы В. И. Герье приобрели историко-филологическую направленность.

Казанские курсы

В 1876 г., по ходатайству профессора Н. В. Сорокина, открылись высшие женские курсы в Казани. Первоначально они были устроены по образцу курсов В. И. Герье, но в 1879 г. последовало подразделение общеобразовательной программы курсов на две специальности: словесно-историческую и физико-математическую. На словесно-историческом отделении преподавались: русская грамматика и история русской литературы, естествоведение, всеобщая история, русская история, история физико-математических наук, история философии, эстетика, немецкая литература, английский язык, гигиена. Курс физико-математического отделения составляли: естествоведение, геометрия, приложение алгебры к геометрии, география, физика, история философии, гигиена, химия, история физико-математических наук, английский язык. В качестве необязательного предмета преподавался с 1884 г. латинский язык.

Казанские курсы не имели даже своей аудитории; лекции читались по вечерам в здании университета. На казанских курсах перебывало 575 женщин, из которых около 200 окончили курс с дипломом.

Киевские курсы

В 1878 г. открылись высшие женские курсы в Киеве. Курс ученья, первоначально двухлетний, к 1881 г. был постепенно расширен до четырёхлетнего. Разделялись киевские курсы на 2 отделения: словесно-историческое или историко-философское и физико-математическое.

Открытка с видом Московских высших женских курсов

Открытка с видом Московских высших женских курсов

Итак…

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. Наряду с общеобразовательными учреждениями, гимназиями и университетами, находившимися в подчинении Министерства просвещения (созданного в 1802-04 годах), существовало еще несколько важных научно-образовательных подсистем, игравших не меньшую роль, но ориентировавшихся на другие модели и находившихся в подчинении других ведомств. Еще в конце XVIII – начале XIX века были созданы образовательные, художественные и научные учреждения, которые курировали непосредственно члены царской  фамилии. Часть этих учреждений были объединены позже в Ведомстве Императрицы Марии (институты и гимназии) и Министерстве Императорского Двора (Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения).

Министерству промышленности и торговли подчинялись высшие политехнические, горные и коммерческие учебные заведения.

В процессе столыпинских реформ под руководством начальника департамента в сельскохозяйственном ведомстве графа П.Н. Игнатьева в 1909 – 1914 годах была создана стройная система начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений, подчинявшихся Главному управлению землеустройства и земледелия.

Целый ряд учебных заведений был подчинен Министерству внутренних дел, Министерству путей сообщения, Министерству юстиции, Министерству финансов, Его Императорского Величества Канцелярии.

Количество студентов в высших учебных заведениях России (в тысячах человек) на 1914 год

Университеты

Факультеты:

Богословский  0,13;  Историко-филологический 3,4; Физико-математический 9,9; Юридический 15,3; Медицинский 9,4; Восточных языков 0,18; Всего: 38,2.

Технические институты   26,5; Медицинские и ветеринарные институты 6,8; Духовные академии 0,8; Педагогические 2,1; Юридические 2,7; Сельскохозяйственные и лесные 7,0; Высшие женские учебные заведения 33,8 .

 

 

www.rosimperija.info

Кафедра истории России средних веков и нового времени

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, 2016 г.Благодарственное письмо ГАУДПО Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» за помощь в проведении курсов повышения квалификации для учителей и работников образования ЯМАО по авторским программам и пособиям, 2016 г. Диплом Оптинского форума за большой вклад в сохранение духовно-культурного наследия России, 2015 г.Лауреат Макариевской премии в номинации «Учебник или учебное пособие, представляющее вклад в науку в одной из соответствующих номинаций», 2015 г.Благодарственный адрес Администрации МО и депутатов Думы города Алапаевска за плодотворное сотрудничество в организации и проведении Царских Дней на Алапаевской земле, 2015 г.Грамота Международной общественной организации «Союз православных женщин» за благородный и светлый пример высокого и созидательного женского служения, совершаемого на пользу Отечества, Церкви и народа, 2015 г.Член Экспертной комиссии Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», 2014 г.Член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образованияЛауреат Всероссийской выставки «Золотой фонд отечественной науки» – пособие для учителей «Духовные основы русской культуры» - лучшее учебно-методическое издание в отрасли, 2014 г.Благодарность Министерства образования и науки Республики Марий Эл, 2013 г.Почетный Памятный знак Владивостокской епархии «За выдающиеся достижения в духовно-нравственном просвещении», 2012 г.Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2011 г.Диплом Академии международного сотрудничества и креативной педагогики, 2011 г.Диплом I степени по г. Москве Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», 2011 г.Грамота Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект», 2011 г.Лауреат Всероссийской (с международным участием) научной премии за 2009 год в области церковной истории и культуры имени проф. В.В. Болотова. Премия Первой степени и почетный нагрудный знак «За усердие к наукам» в номинации «Ученые –школе»

mgou.ru


Смотрите также