История развития русского кинематографа. История кино россии


История российского кинематографа

«Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему  миру,  и Россия не осталась от этого в стороне. В 1886 году французы познакомили с кинематографом россиян, а в 1898 году появились на свет первые российские фильмы.

История российского кино своеобразна. Суровые  нравы плюс характерные черты определенных политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток. Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звезд и талантливых кинорежиссеров.

В конце 19-го начале 20 века короткометражные фильмы, которые снимались в России, были в основном посвящены жизни монаршей семьи, к тому же подвергались цензуре. В появившихся кинотеатрах транслировались иностранные фильмы, популярные в ту эпоху.

Первым российским фильмом считается картина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Режиссером фильма выступил  Владимир  Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Руководство и финансирование фильма осуществлялось предпринимателем Александром Дранковым. Как удалось пропустить сквозь цензуру тему про вольного казака Степана Разина, история умалчивает. Картина, естественно, прошла жесткую «чистку».

Фильм «Стенька Разин» был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм  имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того  времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах –  детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. В России появились первые кинозвезды - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.  

Вера Холодная  

Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Пролетарское искусство сложно было назвать высокохудожественным, тем не менее, оно вызывало интерес даже за рубежом.  Одно из ярких  русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности.  

Сергей Эйзенштейн  

Период 30-х – 40-х годов был неоднозначным. С одной стороны жесткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст. С другой стороны яркие комедии и новые звезды, такие, как актриса Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров. Фильмы, вышедшие в то время, в мире были практически неизвестны. Играл роль «железный занавес» и негативное восприятие жизни в России в западных странах. Сами же жители СССР свое кино очень любили.  Кинотеатры пользовались популярностью и часто были заполнены до отказа.  

Любовь Орлова  

Яркие имена в мире российского кинематографа в 60-х  - 80х годах  - это режиссеры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Известные фильмы – «Солярис», «Два бойца», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице» и многие другие.  

Андрей Тарковский  

Еще один переломный этап в истории русского кинематографа наметился в 90-е годы, в эпоху перестройки. Фильмы того времени отличались провокационностью, порой излишним негативизмом. Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.

www.letopis.info

История развития русского кинематографа — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Истоки русского кинематографа
  2. Послереволюционные годы в русском кинематографе
  3. «Соцреализм» довоенных годов
  4. Становление кинематографа России после военных лет
  5. Современный русский кинематограф

Российский кинематограф только начинает возвращать себе былую славу, пытаясь составить достойную конкуренцию европейским и американским фильмам, догнать успех великих режиссеров мирового кинематографа. В современных съемках в полной мере начинают использовать компьютерные эффекты, улучшенный звук и технологии, которые ранее не встречались. Тем не менее так было не всегда, ведь история русского кинематографа довольно богата и насыщена, а старые мэтры часто почитаются не меньше, чем мировые классики.

Истоки русского кинематографа

Подтвержденным фактом является и то, что саму индустрию кино в Россию привезли именно французы в 1896 году. Многие русские фотографы довольно быстро освоили технологию, потому спустя два года начали появляться уже их собственные труды. Естественно, поначалу они представляли собой небольшие документальные сюжеты. Лишь через 10 лет российским режиссерам удалось создать первый фильм. Александр Дранков в 1908 году создал первую кинокартину, которая называлась «Понизовая вольница».

Видео об истории русского кинематографа

Конечно же, это была небольшая немая «документалка», но она стала прародителем русского кинематографа. Уже в 1910-е годы количество фильмов начало расти, как на дрожжах. Опыт Александра Дранкова начали перенимать другие режиссеры, создавая свои шедевры. Многие из них стали классикой русского кино, а некоторые были известны за пределами России. Среди первых творцов русского кино выступали такие личности, как Яков Протазанов с лентами «Пиковая дама» и «Отец Сергий», Владимир Гардин с его «Дворянским гнездом», Евгений Бауэр («Преступная страсть» и «Сумерки женской души») и многие другие.

В дореволюционный период также проходил процесс становления таких звезд экрана и талантов, как Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин. Эти имена вошли в список первых русских кинематографов, которые стояли у самих истоков. За непродолжительный период их творчества они навсегда успели вписать себя в список самых известных классиков русского кинематографа.

Послереволюционные годы в русском кинематографе

Если дореволюционный период в истории отечественного кинематографа называют «серебряное кино», то после революции ему на смену приходит советский киноавангард. В тот период цензура Кремля еще не распространялась на сферу кинематографа, что позволило многим режиссерам экспериментировать. Безусловно, самой выдающейся личностью этого периода стал Сергей Эйзенштейн с его лентами «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Довольно интересным является тот факт, что эти ленты стали невероятно популярны на западе, что, безусловно, позволяет утверждать о мировой славе. Во многих книгах по истории мирового кино можно найти целую главу о творчестве Эйзенштейна и его современников.

Несмотря на главные направления кино и доминирование кинолент Сергея Эйзенштейна, все же создавалось и развлекательное кино. «Закройщик из Торжка», «Праздник Святого Йоргена» и другие работы Якова Протазанова также способствовали развитию индустрии, добавляя ей определенную легкость и альтернативу. Естественно, уже тогда было понятно, что славу «Октября» в тот период не сможет переплюнуть ни одна другая кинолента, потому остальное творчество находилось в тени. Тем не менее в то время также творили и многие мэтры русского кино, которые внесли существенный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой кинематографии.

«Соцреализм» довоенных годов

Довольно примечательным стал тот факт, что приход звука в кино совпал с ликвидацией свободы мысли и творчества для всех представителей русского кинематографа. Сталинский режим в полной мере взял на контроль всю сферу, отсеивая все, что было «нежеланным» и противоречило идеологии довоенных лет. Именно по этой причине Эйзенштейн, который вернулся со своей заграничной поездки, так и не смог добиться постановки своей киноленты «Бежин луг». Как результат, фильм просто уничтожили, оставив о нем лишь упоминание. Тем не менее зеленый свет для творчества получили те режиссеры, которые сумели не только использовать все преимущества «звукового» кино, но и могли донести саму послереволюционную идеологию в массы. Так образовалась целая прослойка режиссеров, которые сумели продолжить творчество, подстроившись под реалии режима. Братья Васильевы, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм и прочие стали основными представителями того времени.

Тем не менее несмотря на активную пропаганду, Сталин понимал, что перенасыщение идеологического материала может произвести обратный эффект, потому в довоенные годы на экраны также выходило немало комедий. Григорий Александров, который был учеником Эйзенштейна, стал настоящим «королем комедий» в 30-е годы. Его ленты «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга» и прочие пользовались огромной популярностью. Довольно примечательно то, что главной героиней всех фильмов стала супруга Александрова Любовь Орлова.

Видео об истории развития русского кинематографа

Становление кинематографа России после военных лет

История развития русского кинематографа в военные годы отличалась особой идеологической пропагандой. Несмотря на тяжелый период для всего мира, отечественная кинематография получила серьезный скачок в развитии и стала частью сталинской идеологии. Основной целью почти каждой ленты стал подъем народного духа и усиление культа личности. Именно кинематограф стал главной движущей силой режима. Тем не менее, огромное количество новых лент создавали немалые сложности в отслеживании, потому цензура перестала справляться со своей основной задачей. Именно поэтому было принято решение сделать основной акцент на качество, а не на количество. Это оказывало необходимый эффект и укрепляло веру населения, но при этом также способствовало развитию кинематографии, порождая талантливых режиссеров и настоящие шедевры.

После смерти Сталина произошел настоящий бум в индустрии. Не только новые таланты, но и «старые» режиссеры получили второй шанс. Например, именно в 60-е годы Михаил Ромм выпустил свои лучшие киноленты, среди которых небезызвестные «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года». Период оттепели позволил развиться таким талантам, как:

  • Андрей Тарковский.
  • Глеб Панфилов.
  • Леонид Гайдай.
  • Эльдар Рязанов.

Именно этот период можно назвать золотым веком советской кинематографии, когда создавались лучшие советские фильмы. В истории кинематографа также можно встретить упоминания отдельного термина «кинооттепель».

Со временем политика Кремля ужесточалась, что сказывалось на многих кинолентах, которые подвергались запрету еще до момента завершения съемок. Но, в целом, огромное количество талантливых режиссеров получили возможность творить настоящие шедевры, потому машину кинематографа уже нельзя было остановить никаким прессингом или гонениями. Это позволило сформироваться целой плеяде известных личностей, которые сейчас являются столпами российской киноиндустрии.

Современный русский кинематограф

Переломным моментом в сфере российского кинематографа можно считать 1992 год. Из-за резкого обогащения, многие люди начали активно искать потенциальные сферы для вложений, потому именно киноиндустрия стала настоящим лакомым куском. Такая ситуация поспособствовала появлению частных инвестиций, на которые снималась большая часть всех фильмов. В это период отмечаются настоящие взлеты и падения для многих режиссеров. Смена предпочтений и аудитории сыграла довольно злую шутку и для многих режиссеров, которые не смогли приспособиться к «культуре девяностых». В итоге их фильмы проваливались в прокате и не имели даже минимального зрительского успеха.

На дальнейшее развитие индустрии стали оказывать влияние именно экономические факторы. Если рассмотреть историю русского кинематографа кратко, то в этот период творчество многих режиссеров не всегда находило своего зрителя. Периоды дефолта, чеченской войны, а после мирового кризиса значительно сокращали количество вышедших на экраны фильмов. Тем не менее уже после 2008 года количество кинолент неуклонно продолжало расти.

Если в 2002-2005 общее число снятых фильмов едва достигало 80-90 штук, то после 2006 это количество увеличивалось почти до 200 единиц за год. Многие из них остались и вовсе неизвестными по причине провальных коммерческих сборов. В этот же период активно развиваются именно сериалы. С каждым годом их количество на ТВ росло почти в геометрической прогрессии, кардинально меняя направление развития киноиндустрии.

Какие фильмы русского кинематографа Вам больше всего нравятся, и почему? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

История кинематографа в России: основные этапы развития

История российского кинематографа началась достаточно давно – с первых документальных фильмов обычных фотографов. Началом кинематографа в России принято считать рождение «Великого Немого» в 1898 году. История отечественных фильмов прошла нелегкий путь, гордо преодолевая жесткую цензуру.

С чего все начиналось?

История говорит, что появился кинематограф в России в начале 20 века и был привезен французами. Но это не помешало фотографам быстро освоить операторское искусство и уже в 1898 году выпустить первые документальные ролики. Но только спустя 10 лет режиссер Александр Дранков создал первый русский фильм – «Понизовая вольница». Это было рождение великого немого кино на территории России, картина была черно-белая, немая, короткометражная и тем не менее весьма трогательная.

Работа Дранкова запустила механизм производства кино, и уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино.

Октябрьский переворот – период с 1918 по 1930 год

Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад. А военное время и вовсе было не лучшим для развития кино. Закрутилось-завертелось все снова в 20-х годах, когда вдохновленная революцией творческая молодежь оставила новое слово в развитии российского кино.

кинематограф российской империи

«Серебряный век» сменил советский киноавангард. Следует отметить такие экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) Широкую известность ленты получили преимущественно на Западе. Этот период запомнился такими режиссерами и их картинами, как Лев Кулешов – «По закону», Всеволод Пудовкин – «Мать», Дзиги Вертов – «Человек с киноаппаратом», Яков Протазанов – «Процесс о трех миллионах» и другие. Кинематограф 20 века в России – самый яркий период в истории существования российского кино.

Времена социального реализма – 1931-1940 годы

История кинематографа в России данного период начинается с великого события – в российском кино появилось звуковое сопровождение. Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» Николая Экка. Царивший в то время тоталитарный режим контролировал фактически каждый фильм. Именно поэтому, когда знаменитый Эйзенштейн вернулся на родину, пустить в прокат свою новую картину «Бежин луг» ему так и не удалось. Режиссеры столкнулись с жесткой цензурой кинематографа в России, поэтому фаворитами 30-х годов стали те, кому удалось не только освоить звуковое кино, но и воссоздать идеологическую мифологию Великой Революции.

пленочное кино

Свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры: Братья Васильевы и их «Чапаев», Михаил Ромм и «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер и «Великий гражданин». Но на самом деле все было не так плачевно, как может показаться на первый взгляд. Сталин понимал, что на «идеологических» хитах далеко не уедешь. Здесь настал звездный час известного режиссера Григория Александрова, который стал настоящим королем комедии. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экранов. Самые популярные фильмы Александрова – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга».

Роковые сороковые года – 1941-1949

Война изменила все. Именно в это время появляются полнометражные фильмы, где война уже была не полна легких побед и романтических событий, в кино пытались отразить всю жестокость, что происходила на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя». В это время свет увидела последняя картина С. Эйзенштейна – шедевральная трагедия «Иван Грозный». Предполагался выпуск второй серии этого фильма, однако он был запрещен Сталиным.

броненосец потемкин

Громкая победа, которая была завоевана ценой десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России, основывалась она на культе личности Сталина. К примеру, кремлевский режиссер М. Чиаурели в своих фильмах «Клятва» и «Падение Берлина» возвышал Сталина, представляя его чуть ли не божеством. К концу 40-х отслеживать каждую картину было достаточно сложно, поэтому советская власть придерживалась принципа: лучше меньше, да качественнее, чтобы в лучших традициях «соцреализма». Шедеврами того времени стали следующие ленты: «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна», «Кубанские сказки». Развитие кинематографа в России в те года основывалось на культе личности Сталина.

Оттепель – 1950-1968 годы

Настоящая кинооттепель началась после смерти Сталина. Вторая половина пятидесятых стала настоящим кинобумом не только в плане резкого увеличения производства фильмов, но и в появлении новых режиссерских и актерских дебютов. Данный период был весьма успешным для российского кинематографа. Стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли», которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Переплюнуть успех знаменитого режиссера и оператора и взять «ветвь» в Каннах не удалось ни одному российскому фильму. Самые заметные фигуры того периода – Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом», Михаил Ромм показал, что он еще в силах снимать достойное кино, и показал миру шедевральную картину «Обыкновенный фашизм».

Эпоха комедий

Режиссеры начали поднимать проблемы простых людей в своих лентах, например мелодрамы Марлена Хуциева – «Весна на Заречной улице» и «Два Федора» – успешно вышли в широкий прокат. Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая – «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». Нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!».

советские фильмы

Помимо комедий и Каннского фестиваля, период оттепели в кино подарил миру оскароносную «Войну и мир» С. Бондарчука, картина вызывала настоящий ажиотаж. Но данный период подарил нам не только великих режиссеров, но и не менее талантливых актеров. 50-60-е годы стали звездным часом для Олега Стриженова, Вячеслава Тихонова, Людмилы Савельевой, Анастасии Вертинской и многих других талантливейших актеров.

Конец оттепели – 1969-1984 годы

Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в развитии кинематографа, в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.

гайдай и леонов

Настоящий бум произвели мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит», которая взяла «Оскар» за лучший иностранный фильм, и боевик Бориса Дурова «Пираты 20-го века». И, конечно же, всего этого не было бы без талантливейших актеров, таких как Олег Даль, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Николай Еременко, Маргарита Терехова, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Инна Чурикова и другие.

Перестройка и кино – 1985-1991 годы

Главная особенность данного периода – ослабление цензурного гнета. После реабилитации Элем Климов и его картина «Иди и смотри» стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. По праву это кино можно отнести к беспощадному реализму Второй мировой войны. Послабление цензуры поспособствовало появлению первого российского фильма с откровенными сценами – «Маленькая Вера» Василия Пичулы, снятая в 1988 году.

Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.

бриллиантовая рука

Лишь немногие из отечественных фильмов доходили до кинопроката, зато популярность получили так называемые видеозалы, в которых транслировались такие желанные западные фильмы типа «Терминатора». Понятие цензуры фактически отсутствовало, на прилавках специализированных магазинов можно было отыскать все, что угодно. Отечественное кино не пользовалось спросом у людей, фильмы для массовой аудитории снимались непрофессионально, с бедной постановкой.

Постсоветское кино в России – 1990-2010

Конечно же, развал Советского Союза повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино еще долго находилось в упадке. Дефолт 1998 года больно ударил по режиссерам, финансирование кинопроизводства резко сократилось. Дабы не загубить кинематограф и иметь хоть какой-то шанс к развитию, открывались маленькие частные киностудии. Самыми кассовыми на те времена стали комедии «Ширли-мырли», «Особенности национальной охоты», а также фильмы «Вор» и «Анкор, еще анкор!». Кинематограф в 90-е годы в России переживал не лучшие времена.

Криминальное кино

Настоящий фурор в российском кинематографе произвела картина «Брат», выпущенная в 1997 году Алексеем Балабановым. Нулевые же ознаменовались рождением кинокомпаний, которые производили телевизионные фильмы и сериалы. Самыми популярными из них стали «Амедиа», «КостаФильм» и «Форвард-фильм». Особым успехом у зрителей пользовались криминальные сериалы, такие как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» и так далее. Такие сериалы отражали реалии непростых 90-х. У Женской аудитории пользовались большой популярностью мелодраматические сериалы, например «Обручальное кольцо», «Кармелита».

криминальное кино

2003 год подарил миру замечательные и достаточно прибыльные мультипликационные фильмы, такие как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья». Кинематограф постепенно восстанавливался от длительного кризиса, и уже в 2010 году было выпущено 98 художественных фильмов, а в 2011 г. – 103. Немалые усилия к возрождению отечественного кино приложила Русская Православная Церковь, благодаря которой на экраны вышли такие картины, как «Остров», «Поп», «Орда».

Расцвет после кризиса

Первыми достойными драматическими картинами после кризиса стали «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го» и «Остров». 2010 год стоит отметить как год создания новой волны «урбореализма». Корни данного направления уходят глубоко в советское кино, где стремились показать обычную жизнь простого человека. К таким фильмам можно отнести «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Караки», «О чем говорят мужчины» и так далее.

Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров.

Современный кинематограф в России

На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные.

Большинство режиссеров России часто подвергаются критике не только со стороны зрителей, но и профессионалов в области кино. Самые критикуемые режиссеры – Никита Михалков, Федор Бондарчук и Тимур Бекмамбетов. Многие критики пишут о том, что в России снизилось качество выпускаемых картин, а также некоторые специалисты отмечают низкую изобретательность сценаристов.

К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.

fb.ru

Развитие русского кинематографа, история кино в России

развитие кино в России

Иногда, просматривая современные 3D фильмы, понимаешь величие актерской игры, которая в немом кино, в отсутствии звука, поражала своим высочайшим уровнем.

В мае 1896 года Камилл Серф снял в России первое документальное кино. В этом же году в Москве прошли первые киносеансы в известном театре Солодовникова. В апреле месяце в Министерстве Императорского двора было зарегистрировано прошение о киносъемке коронации.

Тогда в нашу страну и приехал оператор, работавший в кинокомпании братьев Люмьер. Об этом много писали газеты того времени.

Эта съемка признана в мире первым кинорепортажем.

Первые кинематографические аппараты стали появляться в России в 1896 году. К нашему времени сохранилось всего лишь около 300 картин того времени.

Развитие кинематографа в России особенно энергично происходило в период с 1907 по 1920 годы. За это время было снято более 2700 кинофильмов.

Принято считать, что первые съемки отечественного кино осуществил актер одного из московских театров Владимир Сашин. Эти фильмы он показывал зрителям после своих спектаклей. Многие из фильмов действительно созданы с большим художественным вкусом.

А вот качественное художественное кино стали снимать позднее. Непритязательная любовная история и сейчас, почти через 90 лет, смотрится вполне с интересом. Ее можно посмотреть в оцифрованном виде, то есть в хорошем качестве.

кинопоказы стали модными

Кинопоказы очень быстро стали модными. В крупных городах России начали строить здания кинотеатров, в течении нескольких месяцев стационарные кинотеатры были открыты во многих городах России. Походы в кино превратились в популярное развлечение.

К сожалению, сейчас, в наш век умопомрачительных технологий, настоящая актерская игра стала отходить на второй план. Такая как, например, в комедии «Папиросница от Моссельпрома» снятой в 1924 году. В этом фильме были заняты актеры, которые вошли в историю российского театра и кино: Игорь Ильинский, Юлия Солнцева, Михаил Жаров. С него начинал свой путь российский кинематограф. Потом, в июле, в местной нижегородской газете была опубликована восторженная статья Максима Горького об этом событии.

Видео: фильм «Папиросница от Моссельпрома»

 Распространению кинематографа в русской общественной жизни способствовала деятельность антрепренера из Франции Шарля Омона. Демонстрация синематографа Люмьера в России происходила в театре «Аквариум». Постепенно количество художественных лент стало увеличиваться. Летом 1896 года Омон организовал грандиозный показ кино на Нижегородской ярмарке.

Ребриков подал прошение властям о разрешении киносъемки торжественной коронации царя. На кинопленке он запечатлел торжественную коронацию царя Николая II. Он демонстрировал кино не только в русских столицах, но и в провинциальных городах. Он снимал короткометражные фильмы съемочным аппаратом «Витаграф».

Уже в 1896 году в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, был открыт первый кинотеатр. Это было связано с началом сеансов кино в Париже.

 

Апр 29, 2016Грета

kinomoe.com

Кинематограф России

Росси́йское кино́ — киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 В Российской империи
    • 1.2 Советское кино
    • 1.3 Советский кинематограф в 1920-е и 1930-е годы
    • 1.4 Кинематограф СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени
    • 1.5 Постсоветское кино России
  • 2 Киноиндустрия
  • 3 Российское кино за рубежом
  • 4 Избранные кинофестивали
  • 5 Журналы
  • 6 Самые кассовые российские фильмы
  • 7 Самые высокобюджетные российские фильмы
  • 8 Критика
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

История

В Российской империи

Основная статья: Кинематограф Российской империи

Первый киносеанс в России состоялся 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум». С 1900 до 1918 года российское кино бурно развивалось, было очень распространено и популярно в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Баку, Тифлисе, Екатеринбурге; было популярно иностранное кино.

С 1906 до 1920 года работает Александр Ханжонков предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии». На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится лидером российского кинопроизводства, у Ханжонкова работают Василий Гончаров, Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин и Иван Мозжухин. В начале 1912 года акционерное общество «Ханжонков и К°», имеет уставной капитал 500 000 рублей.

В Санкт-Петербурге с февраля 1910 года по 1912 год выходил российский ежемесячный журнал Синематограф (журнал), посвященный кинематографу.

Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым и организует полноценное кинопроизводство в Ялте.

Советское кино

Основная статья: Кинематограф СССР

Советский кинематограф в 1920-е и 1930-е годы

В 1920е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всем мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х гг. были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.

Достижением советского кинематографа в 1930-е гг. оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всем мире как система Станиславского, с новейшими техническими приемами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф. Непохожая на остальные фильмы того же жанра, кинокомедия «Частная жизнь Петра Виноградова» режиссёра Александра Мачерета стала первой работой углубленного интереса к частной жизни героев и тонкого лиризма, ставшего визитной карточкой советского кинематографа в 60-е и 70-е гг. При этом официальной поддержкой государственной власти и свободным доступом на широкий экран пользовались комедии «массового смеха» и курьезных положений, разрешавшихся в итоге ко всеобщему благополучию в интересах коллективизма и победившего социализма, такие как «Веселые ребята», «Цирк», реж. Григория Александрова, «Богатая невеста» и «Трактористы» режиссёра Ивана Пырьева. Развивался художественно-исторический кинематограф, получивший наиболее яркое свое воплощение в фильме «Чапаев» режиссёров братьев Васильевых.Особняком от магистрального процесса движения советского кинематографа стоит попытка воплощения на киноэкране языка футуристического будущего, предпринятая в фильме «Строгий юноша» режиссёром Абрамом Роомом по сценарию Юрия Олеши. Этот фильм тогдашней критикой и кинематографической властью был признан неудачным и положен на полку, пока не был заново открыт уже новым поколением советских кинематографистов в 60-е гг. В 30-е гг. работали также такие мастера кино как Лео Арнштам,Сергей Юткевич, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Лев Кулешов, начинал свой труд прославленного документалиста Роман Кармен.

Кинематограф СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени

В Сталинский период образ Сталина широко использовался в киноискусстве во время культа личности. Травля оппозиции в Сталинский период ударила и по кино: 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. В конце жизни Ханжонков был реабилитирован и получил пенсию, но построенные им киностудии в Москве и Ялте были конфискованы и достались Госкино СССР.

После Второй мировой войны лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Это объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.

Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»). Несмотря на цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько талантливых «авторских» киноработ, шедевров мирового кинематографа. Здесь фильмы Андрея Тарковского, вынужденного позднее эмигрировать из СССР, Сергея Параджанова, открывшего бездны выразительности на фольклорном материале, и Киры Муратовой, продолжающей работать до сих пор. С началом Перестройки советское кино начало менять свой облик. Стали появляться доселе невообразимые по откровенности фильмы, отражавшие перемены в советском обществе.

Постсоветское кино России

Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино долгое время находилось в упадке.

Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось. В связи с такой ситуацией появлялось много мелких частных киностудий. Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор!» (1993), «Вор» (1997), комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Особенности национальной охоты» (1995). Первым хитом этого времени была картина «Брат» (1997) Алексея Балабанова, затем его же фильм «Про уродов и людей» (1998) и другое кино, отражавшее пессимистические настроения. Среди сценаристов выделяются Алексей Саморядов и Пётр Луцик («Окраина», 1998).

В 2000-х стали появляться кинокомпании, которые занимаются массовым производством телевизионных фильмов и сериалов, в основном малобюджетных (к примеру: «Амедиа», «КостаФильм», «ТелеРоман», «Форвард-фильм»). Появились многочисленные телесериалы на криминальную тематику: «Улицы разбитых фонарей» (с 1998), «Бандитский Петербург» (с 1999), «Агент национальной безопасности» с продолжениями (с 1999) и другие. Появились и мелодраматические сериалы, рассчитанные на женщин: большие рейтинги имеют «Обручальное кольцо», «Кармелита» и другие сериалы, заменившие на экране поток аналогичных бразильских и мексиканских.

С 2003 года в России стали выходить прибыльные мультипликационные фильмы. Популярность приобрёл мультипликационный бренд «Смешарики» и такие мультсериалы: «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья», «Фиксики». При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии создан многолетний сказочный мультипликационный сериал «Гора самоцветов».

Первые российские трёхмерные кинофильмы по технологии RealD Cinema и некоторым другим начали сниматься в 2007 году, однако они не имели большого успеха, так как фильмы были преимущественно любительскими. Более кассовые фильмы в таком формате появились только в 2010 году. Большой успех пришёл к мультфильму «Белка и Стрелка. Звёздные собаки».

Значительным фестивальным достижением стал фильм «Дикое поле» 2008 года. В 2010 году вышло 98 художественных фильмов российского производства, но по данным сайта kino-teatr.ru, вышло в кинопрокат 160 российских игровых фильмов. А в 2011 году вышло 103 российских фильма. Свой вклад в возрождение отечественного кинематографа внесла Русская Православная Церковь, при её участии на экраны страны вышли художественные фильмы «Остров» (2006), «Поп» (2009), «Орда» (2012) и другие киноленты.

На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер (95 % фильмов). Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении. Однако в России снимаются и такие серьёзные кинокартины, как «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го…», «Стальная бабочка», «Остров» (2006) и другие.

Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Но в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется, что режиссёр Карен Шахназаров связывает с «дефицитом организации» в кино. Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю, есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино. Одним из наиболее ярких артхаусных режиссёров девяностых стала Кира Муратова.

Творчество режиссёров России часто критикуется зрителями и профессиональными критиками, большое количество критики написано о творчестве Никиты Михалкова. Критика фильмов знаменитого режиссёра часто носит отрицательный характер, однако бывают и восторженные отзывы. Самыми известными, а значит, самыми критикуемыми фильмами Михалкова являются «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». Много критики пишется и на Фёдора Бондарчука и Тимура Бекмамбетова.

По мнению режиссёра Алексея Федорченко в России снизилось качество кинообразования. Павел Лунгин отмечает низкую изобретательность сценаристов.

К современным режиссёрам художественного кино относятся Александр Сокуров, Алексей Герман младший. Известны своими работами Валерия Гай Германика, Алексей Попогребский, Кирилл Серебренников, Алексей Мизгирёв, Андрей Звягинцев, Алексей Учитель, Сергей Лобан, Рената Литвинова.

С 2010 года критики отмечают появление новой волны авторского кино — «урбореализма», имеющего корни в лирическом советском кинематографе и вызывающего резонанс у зрителей. К этим фильмам относятся «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Какраки», «Простые вещи», «О чем говорят мужчины», «Громозека» и представляют собой драмы, мелодрамы и комедии о жизни простых горожан. Эксцентрика и карнавализация повседневности — основная эстетика этого кино.

Киноиндустрия

Основная статья: Киноиндустрия в России

С 2004 по 2012 год количество экранов в России увеличилось в 3,6 раза и превысило 3 тысячи. По коммерческим сборам, составляющим более одного миллиарда долларов в год, российский рынок находится на 4 позиции в Европе с 2009 года. Доля российского кино снизилась с 22-29 % (2000—2009) и занимает 13,8 % (2012) кинорынка страны. Несмотря на рост производства фильмов и лидирующим темпам строительства кинотеатров в мире в последнее время, посещаемость кинотеатров снижается (2011), либо растёт незначительно (2012). С одной стороны, это связано с отсечением поколения 30 и 40-летних зрителей из-за преобладания блокбастеров, а с другой стороны — конкуренцией с другими медиа. При этом средняя стоимость билетов приблизилась к 8 долларам, что сопоставимо с ценами на Западе.

Государственные вливания в бюджеты художественных фильмов составляют: в 2010 году — 19 %, в 2011 — 24 %, в 2012 — 44 %.

Российское кино за рубежом

Помимо фестивальных наград, российское кино получает и массового зрителя заграницей. В частности, фильм «Ночной дозор» был приобретён в полсотни стран и занял 4-е место в немецком бокс-офисе.

В 2015 году, в связи с вооруженными действиями России против Украины, Верховная Рада Украины запретила распространение и публичное демонстрирование российских фильмов, пропагандирующих военные и силовых формирования РФ. В том же году Госкино Украины запретило к показу 162 российских фильма и сериала.

Избранные кинофестивали

Начиная с перестройки стали появляться новые кинофестивали, число который превышает на сегодняшний день полсотни.

  • Московский международный кинофестиваль — ежегодный международный фестиваль класса А
  • Кинотавр (1989 — н.в., Сочи)
  • Киношок (1992 — н.в., Анапа)
  • Международный кинофестиваль «Послание к человеку» (1989 — н.в., Санкт-Петербург)
  • Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского (2007 — н.в., Иваново)
  • Окно в Европу (1995 — н.в., Выборг)
  • Золотой Витязь (1992 — н.в., разные города)
  • Меридианы Тихого (2003 — н.в., Владивосток)
  • Сталкер (1995 — н.в., Москва)
  • Саратовские страдания (2004 — н.в., Саратов)

Журналы

  • Советский экран
  • Сеанс
  • Афиша
  • Искусство кино

Самые кассовые российские фильмы

Ниже представлен перечень 10 самых кассовых российских картин в истории проката (без учёта инфляции). Цифры даны на 27 апреля 2014 года.

# Наименование Год Общие сборы, $ Из них в России, $
1 «Сталинград» 2013 68 129 518 51 760 472
2 «Ирония судьбы. Продолжение» 2007 55 635 037 49 918 700
3 «Вий» 2014 39 539 416 34 592 118
4 «Дневной Дозор» 2006 38 862 717 31 965 087
5 «Адмиралъ» 2008 38 135 878 34 518 207
6 «Ёлки 3» 2013 38 067 427 38 067 427
7 «Ночной Дозор» 2004 33 951 015 16 239 819
8 «Три богатыря на дальних берегах» 2012 31 505 876 31 505 876
9 «Самый лучший фильм» 2008 30 496 695 27 587 835
10 «Легенда № 17» 2013 29 523 237 29 523 237

Самые высокобюджетные российские фильмы

Ниже представлен перечень 10 самых высокобюджетных российских картин в истории проката (без учёта инфляции). Цифры даны на 25 февраля 2014 года.

# Наименование Год Бюджет, $
1 «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» 2011 45 000 000
2 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» 2010 40 000 000
3 «Обитаемый остров» 2008 36 000 000
4 «Сибирский цирюльник» 1998 35 000 000
5 «Сталинград» 2013 30 000 000
6 «Вий» 2014 26 000 000
7 «Солнечный удар» 2014 24 000 000
8 «Адмиралъ» 2008 20 000 000
9 «Август. Восьмого» 2012 19 000 000
10 «Монгол» 2007 18 000 000

Критика

См. также: Бойкот российского кино

См. также

  • Ника (кинопремия)
  • Золотой орёл (кинопремия)
  • Киноиндустрия в России
  • Независимое российское кино
  • Кооперативное кино
  • День российского кино

Примечания

  1. ↑ От немого кино к панорамному, 1962, с. 7
  2. ↑ Акционерное общество «Ханжонков и К°»
  3. ↑ 1 2 3 Кирилл Разлогов. «Вопросы истории российского кино». Портал культурного наследия РФ. Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  4. ↑ IMDb: Most Popular Feature Films Released In 2010 With Country of Origin Russia. IMDb. Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  5. ↑ История кино — Российское кино: очень краткая история // Кино-Театр. РУ
  6. ↑ IMDb: Most Popular Feature Films Released In 2011 With Country of Origin Russia. IMDb. Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  7. ↑ 1 2 3 Бремя политики. Реформы в киноиндустрии.. Искусство кино (Январь 2013). Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  8. ↑ Пресс-конференция генерального директора киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссёра Карена Георгиевича Шахназарова 17 августа 2013 // РБК
  9. ↑ Павла Лунгина ужаснуло качество российского кино. Lenta.ru (1 октября 2010). Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  10. ↑ Евгений Васильев. Сверхновая волна Российского кино - Урбореализм. Ruskino.ru (18 апреля 2013). Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 24 мая 2013.
  11. ↑ 1 2 Падение доли российского кино: провал или закономерность?. Кинопоиск (20 декабря 2012). Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  12. ↑ Дженерейшен Z, или как изменился кинозритель. Кинобизон (Сентябрь 2011). Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  13. ↑ Господдержка. Итоги года.. Искусство кино (Январь 2013). Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 мая 2013.
  14. ↑ Катерина Китаева. Государство пытается поднять популярность российского кино деньгами. РБК daily (30 ноября 2012). Проверено 19 мая 2013. Архивировано из первоисточника 24 мая 2013.
  15. ↑ Кому нужно и нужно ли российское кино за рубежом? А как быть с классикой? 7 ноября 2012 // Кинобизон (ссылка недействительна)
  16. ↑ Госкино запретило к показу в Украине 162 российских фильма и сериала // Униан, 4.06.2015
  17. ↑ КиноПоиск. Ру: Самые кассовые фильмы

Литература

  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1962. — 149 с.
  • Д. Астрахан «Кино, которое мы потеряли, кино 90-х»

Ссылки

  • Александр Федоров. Российское кино: очень краткая история. Кино-театр.ру (10 января 2007). Проверено 28 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  • Анна Гаврилова. «Интеллектуальное кино России стоит с протянутой рукой». «Скепсис» (январь - сентябрь 2006). Проверено 28 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  • Алексей Ходорыч. Кино российского разлива. Коммерсантъ «Деньги» (05 июля 2004). Проверено 28 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  • Нужна ли нам правда жизни в кино? (беседа с Д. Астраханом и Ю. Грымовым на «Эхо Москвы», 23.01.2010)
  Россия Россия в темах Государственные символы Государственный строй География История Экономика Вооружённые силы Население Культура Спорт
Флаг • Герб • Гимн
Гражданин • Конституция • Президент • Правительство • Федеральное собрание • Общественная палата • Судебная система • Конституционный суд • Политические партии • Внутренняя политика • Внешняя политика
Столица • Геология • Минеральные ресурсы • Рельеф • Климат • Почвы • Растительный мир • Животный мир • Экология
Предыстория • Древнерусское государство • Феодальная раздробленность • Великое княжество Московское/Русское государство • Российская империя • СССР/РСФСР • Российская Федерация
История • Валюта • Гознак • Промышленность • Сельское хозяйство • Транспорт • Связь • Интернет • Почта (история и марки) • Полезные ископаемые • Туризм (национальные парки • всемирное наследие) • Банковское дело • Экономические районы
Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морской флот • Войска воздушно-космической обороны • Ракетные войска стратегического назначения • Воздушно-десантные войска
Города (крупнейшие• столицы) • Агломерации • Демографический кризис • Миграции населения • Размещение населения • Сельское расселение • Этносы • Языки • Религия
Наука • Образование • Литература • Архитектура • Изобразительное искусство • Музыка • Театр • Опера • Балет • Цирк • Кинематограф • СМИ (телевидение • радио) • Рунет • Праздники • Кухня
Автоспорт • Баскетбол • Волейбол • Гимнастика • Лёгкая атлетика • Самбо • Теннис • Футбол • Хоккей • Шахматы
Категория • Портал • Проект
  Страны Европы: Кинематограф Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Косово • Приднестровье

¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией  • ² В основном в Азии
  Страны Азии: Кинематограф Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

Кинематограф России Информация о

Кинематограф РоссииКинематограф РоссииКинематограф России

Кинематограф России Информация Видео

Кинематограф России Просмотр темы.

Кинематограф России что, Кинематограф России кто, Кинематограф России объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Кинематограф России — Википедия РУ

В Российской империи

Первый киносеанс в России состоялся 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум»[1]. С 1900 до 1918 года российское кино бурно развивалось, было очень распространено и популярно в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Баку, Тифлисе, Екатеринбурге; было популярно иностранное кино.

С 1906 до 1920 года работает Александр Ханжонков предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии». На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится лидером российского кинопроизводства, у Ханжонкова работают Василий Гончаров, Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин и Иван Мозжухин. В начале 1912 года акционерное общество «Ханжонков и К°», имеет уставной капитал 500 тыс. рублей[2].

В Санкт-Петербурге с февраля 1910 года по 1912 год выходил российский ежемесячный журнал «Синематограф», посвященный кинематографу.

Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым и организует полноценное кинопроизводство в Ялте.

Советское кино

В 1920-е годы, в эпоху немого кино, зарождалось молодое советское кино. Новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всем мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х гг. были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.

Первый советский фантастический фильм — «Аэлита» (1924). В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна, который считается одним из наиболее значимых фильмов за всю историю советского кино; картина неоднократно попадала в различные списки лучших кинофильмов мира. Первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой, вышел на экраны в 1931 году и назывался «Путёвка в жизнь». Первым цветным стал фильм «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко»), вышедший в 1936 году.

Травля оппозиции в сталинский период ударила и по кино: в 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован. В итоге ввиду отсутствия доказательств его вины он был освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. В сталинский период образ Сталина широко использовался в киноискусстве во время культа личности.

Основополагающим стилем при создании фильмов стал считаться социалистический реализм. Официальной поддержкой государственной власти и свободным доступом на широкий экран пользовались комедии «массового смеха» и курьёзных положений, разрешавшихся в итоге ко всеобщему благополучию в интересах коллективизма и победившего социализма, такие как «Весёлые ребята», «Цирк», «Богатая невеста», «Трактористы». Развивался художественно-исторический кинематограф, получивший наиболее яркое своё воплощение в фильме «Чапаев» (1934). Особняком от магистрального процесса движения советского кинематографа стоит попытка воплощения на киноэкране языка футуристического будущего, предпринятая в фильме «Строгий юноша» режиссёром Абрамом Роомом по сценарию Юрия Олеши.

В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве (второй в мире после Венецианского).

Достижением советского кинематографа в 1930-е годы оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всем мире как система Станиславского, с новейшими техническими приёмами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф. Можно отметить таких мастеров кино как Лео Арнштам, Сергей Юткевич, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Лев Кулешов, начинал свой труд прославленного документалиста Роман Кармен.

После Второй мировой войны лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Это объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.

В конце 1950-х годов ситуация стала меняться. «Оттепель» способствовала тому, что сама стилистика советского кино изменилась — в фильмах уменьшилось количество пафоса, оно приблизилось к реализму, нуждам и заботам простых людей.

В 1958 году фильм «Летят журавли» стал первым и единственным в истории советским фильмом, удостоенным одной из наиболее престижных кинопремий мира — «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

С 1959 года стал проводиться каждые два года Московский международный кинофестиваль (в 1972 году фестивалю был присвоен высший класс А).

В 1962 году советский фильм («Иваново детство» молодого режиссёра Андрея Тарковского) впервые был удостоен главного приза «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале (второй раз «Золотой лев» советский фильм получил лишь на самом закате существования страны — в 1991 году приза была удостоена картина Никиты Михалкова «Урга — территория любви»).

Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Победу одержали три картины: «Война и мир» (1968), советско-японский «Дерсу-Узала» (1975), «Москва слезам не верит» (1981).

Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали не только с коллегами из стран социалистического лагеря (преимущественно — из Восточной Европы), но и, несмотря на декларируемые идеологические противоречия, с продюсерами, режиссёрами, актёрами из т. н. «капиталистических стран». Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом; в советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).

Несмотря на цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько талантливых «авторских» киноработ, шедевров мирового кинематографа. Здесь фильмы Андрея Тарковского, вынужденного позднее эмигрировать из СССР, Сергея Параджанова, открывшего бездны выразительности на фольклорном материале, и Киры Муратовой, продолжающей работать до сих пор. Любовью и популярностью зрителей пользовались комедии Эльдар Рязанов и Леонида Гайдая, вышел ряд фильмов катастроф («Экипаж» (1979) и пр.) и боевиков («Пираты XX века» (1980) и др.)

С началом Перестройки советское кино начало менять свой облик (знаковым событием позднего периода истории советского кинематографа стал V съезд Союза кинематографистов, состоявшийся в мае 1986 года). Стали появляться доселе невообразимые по откровенности фильмы, отражавшие перемены в советском обществе. Примером такого перестроечного кино может служить фильм «Маленькая Вера», ставший широко известным и за рубежом. В конце 1980-х годов появляется коммерческий кинематограф (см. Кооперативное кино).

Постсоветское кино России

Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино долгое время находилось в упадке.

Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось. В связи с этой ситуацией появлялось много мелких частных киностудий. Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор!» (1993), «Вор» (1997), комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Особенности национальной охоты» (1995).

Первым хитом этого времени была картина «Брат» (1997) Алексея Балабанова, затем его же фильм «Про уродов и людей» (1998) и другое кино, отражавшее пессимистические настроения. Среди сценаристов выделяются Алексей Саморядов и Пётр Луцик («Окраина», 1998)[3].

В 2000-е годы стали появляться кинокомпании, которые занимаются массовым производством телевизионных фильмов и сериалов, в основном малобюджетных (к примеру: «Амедиа», «КостаФильм», «ТелеРоман», «Форвард-фильм»). Появились многочисленные телесериалы на криминальную тематику: «Улицы разбитых фонарей» (с 1998), «Бандитский Петербург» (с 1999), «Агент национальной безопасности» (с 1999) с продолжениями и другие. Появились и мелодраматические сериалы, рассчитанные на женщин: большие рейтинги приобрели «Обручальное кольцо», «Кармелита» и другие сериалы, заменившие на экране поток аналогичных бразильских и мексиканских.

С 2003 года в России стали выходить прибыльные мультипликационные фильмы. Популярность приобрёл мультипликационный бренд «Смешарики» и такие мультсериалы: «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья», «Фиксики». При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии создан многолетний сказочный мультипликационный сериал «Гора самоцветов».

Первые российские трёхмерные кинофильмы по технологии RealD Cinema и некоторым другим начали сниматься в 2007 году, однако они не имели большого успеха, так как фильмы были преимущественно любительскими. Более кассовые фильмы в таком формате появились только в 2010 году. Большой успех пришёл к мультфильму «Белка и Стрелка. Звёздные собаки».

Значительным фестивальным достижением[каким?] стал фильм «Дикое поле» 2008 года[3]. В 2010 году вышло 98 художественных фильмов российского производства[4], но по данным сайта kino-teatr.ru[5], вышло в кинопрокат 160 российских игровых фильмов. А в 2011 году вышло 103 российских фильма[6]. Свой вклад в возрождение отечественного кинематографа внесла Русская Православная Церковь, при её участии на экраны страны вышли художественные фильмы «Остров» (2006), «Поп» (2009), «Орда» (2012) и другие киноленты.

На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер (95 % фильмов[7]). Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении. Однако в России снимаются и такие драматические кинокартины, как «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го…», «Остров» (2006) и другие.

Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Однако в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется, что режиссёр Карен Шахназаров связывает с «дефицитом организации» в кино[8].

Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю, есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино. Одним из наиболее ярких артхаусных режиссёров девяностых стала Кира Муратова.

Творчество режиссёров России часто критикуется зрителями и профессиональными критиками, большое количество критики написано о творчестве Никиты Михалкова. Критика фильмов знаменитого режиссёра часто носит отрицательный характер, однако бывают и восторженные отзывы. Самыми критикуемыми фильмами Михалкова являются «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». Критике подвергаются фильмы Фёдора Бондарчука и Тимура Бекмамбетова.

По мнению режиссёра Алексея Федорченко, в России снизилось качество кинообразования. Павел Лунгин отмечает низкую изобретательность сценаристов.[9]

К современным режиссёрам полнометражного кино относятся Юрий Быков, Александр Котт, Николай Лебедев, Александр Сокуров, Фёдор Бондарчук, Никита Михалков, Алексей Герман младший, Кирилл Серебренников[3], Андрей Звягинцев, Алексей Учитель, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.

С 2010 года критики отмечают появление новой волны авторского кино — «урбореализма», имеющего корни в лирическом советском кинематографе и вызывающего резонанс у зрителей. К этим фильмам относятся «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Какраки», «Простые вещи», «О чем говорят мужчины» и представляют собой драмы, мелодрамы и комедии о жизни простых горожан. Эксцентрика и карнавализация повседневности — основная эстетика этого кино.[10]

Начиная с конца 1990-х годов, в республиках России формируется свой национальный кинематограф. Снимаются фильмы на татарском, якутском и прочих языках. Эти фильмы имеют более локальное распространение, однако в некоторых регионах занимают до 20 % прокатного времени и по популярности обгоняют зарубежные блокбастеры[11].

http-wikipediya.ru

История русского кинематографа

В начале 20 века свои первые шаги делало отечественное кино. Это

- Документальная хроника

- Фильмы-репортажи

(коронация Николая 2,

маневры эскадры в чёрном море, эпизоды последних лет жизни писателя Л.Н.Толстого, военные окопы и лазареты в годы

первой Мировой войны)

позже стали снимать игровое кино

В 1908г. Журналист и фоторепортер А.О.Дранков снял ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ

«Понизовая вольница»

(сюжет известной русской песни о Стеньке Разине)

- Вслед за этим стали появляться новые кинематографические работы отечественных режиссеров:

- А.А. Ханжонков

- Я.А. Протазанов

- Д. Вертов

- Л.В Кулешов

- В.И. Пудовкин

- А.А. Ханжонков построил в Москве кинофабрику и ряд кинотеатров в том числе «Арс»(«Художественный»)

И «Пегас» («Дом Ханжонкова»)

Настоящим открытием стал фильм

Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец«Потёмкин»

До сих пор этот фильм, получивший огромное количество международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времен и народов!

К 1912 году кинематограф стал одним из самых распространенных и обычных зрелищ в крупных и средних городах России.

— А.Серафимович . «Машинное надвигается». — «Сине-фоно », 1912, № 8, с. 8.

«Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф... Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом, — все...»

- В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию).

- 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент.

- Отдельная категория запретов сущестововала для изображения в кинофильмах особ из царствующей династии (этот запрет снимался только в особых случаях — например, для фильмов, повящённых 300-летнему юбилею дома Романовых).

- По требованию Синода и существовавшей при нём Духовной цензуры был введён ряд частичных или полных запретов на показ в фильмах святых образов, церковных обрядов (включая крестное знамение) и процессий, а также богослужений любых христианских вероисповеданий. Некоторые из этих ограничений не были оформлены официально, однако игнорировать их кинопромышленники так или иначе не могли

- Александра Гончарова

- Андрей Громов

- Иван Мозжухин

- Ольга Гзовская

- Софья Гославская

- Вера Каралли

- Вера Холодная

- Витольд Полонский

- Иван Перестиани

- Борис Глаголин

- 1908 — 8 фильмов

- 1909 — 23 фильма

- 1910 — 30 фильмов

- 1911 — 76 фильмов

- 1912 — 102 фильма

- 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний)

- 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания)

- 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний)

- 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании)

- 1908 — «Русская свадьба XVI столетия» (245 м.)1909 — «Пётр Великий» (590 м.)1910 — «Марфа-Посадница» (545 м.)1911 — «Оборона Севастополя» (2000 м.)1912 — «1812 год» (1300 м.)1913 — «Обрыв» (2300 м.)1914 — «Анна Каренина» (2700 м.)1915 — «Сашка-семинарист» (5535 м.)1916 — «Ястребиное гнездо» (3100 м.)1917 — «Сатана ликующий» (3683 м.)1918 — «Молчи, грусть, молчи» (3150 м.)

1919 — «Люди гибнут за металл» (1800 м.)

История русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографаИстория русского кинематографа

mirznanii.com


Смотрите также