Конспект урока по истории « Прошлое и настоящее столиц России». Конспект история россии
Конспект урока по истории россии на тему Введение. Что изучает история России.
История России. 6 класс.
Тема: Введение. Что изучает история России.
« История – это фонарь из прошлого, который светит в будущее…». Эти слова принадлежат выдающемуся русскому историку В.О. Ключевскому. Что они означают? Какую роль играет история в жизни человеческого общества? Как начиналась и развивалась история нашей страны? Обсудим эти вопросы.
III. Актуализация опорных знаний.
- Тема нашего урока: «Введение. Что изучает история России». Давайте вспомним, что такое история?
- История – это наука о развитии общества
- это прошлое, сохранённое в памяти человека
- рассказ о чём-либо.
История – это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней. (слайд)
- С историей каких стран вы уже познакомились?
IV. Работа над темой урока.
-
Знакомство с учебником.
- Прочитайте название нового учебника. Чем этот учебник отличается от уже изученных вами учебников истории?
- Какие века русской истории мы будем изучать?
- Прочитайте оглавление учебника. Какие периоды истории нашей страны охватывает учебник?
- Что в истории России происходит в первой главе? (формирование Древнерусского государства).
- Что во второй главе? (феодальная (удельная) раздробленность).
- И что в третьей главе? (становление единого государства).
- История России – неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».
- Также обратите внимание на состав параграфа. Параграф делится на несколько подтем. Под синей чертой в параграфе делаются общие выводы. Посмотрите, каким шрифтом выделены важные понятия. Курсивом выделяются слова, объяснение к которым содержится в самом тексте учебника, жирным шрифтом – слова, объяснение которых даётся в конце параграфа.
-
Формирование русской истории.
- История России – это не только история русского народа. (слай д с современной картой РФ).
Наша Родина является крупнейшей в мире страной (её площадь в современных границах составляет более 17 миллионов км 2. Располагается она на юго-востоке Евразии. Уральские горы делят страну на 2 крупные части: европейскую и азиатскую. В свою очередь, эти части включают в себя многие земли. Так, европейскую часть России можно разделить на Центральную, Северо-Западную, Северный Кавказ, Предуралье. В азиатскую часть России входят Сибирь (Западная, Восточная), Дальний Восток (Приамурье, Приморье, Камчатка, Сахалин). По мере расселения людей на этих территориях – а расселялись они вдоль побережья и озёр – в обиход входили такие понятия, как Преднепровье, Поволжье, Предонье, Прекубанье и т.п. Часть названных земель включали в себя несколько менее крупных. В состав Поволжья, например, входили Верхнее, Среднее и Нижнее Поволжье. После присоединения к России других государств и земель появились и новые географические понятия: Прибалтика, Причерноморье, Приазовье и другие.
Все эти земли осваивались и присоединялись к России в течении многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.
infourok.ru
Конспект по истории России на тему "Новгород"
Новгород
Центром исторической жизни северной Руси в удельный период, кроме Суздальско-Владимирского княжества, был Новгород. Он представлял собой целое государство, возникшее и жившее своеобразно и пришедшее в упадок благодаря внутренним неурядицам. Вследствие оригинальных особенностей своей жизни, которыми он так отличался от других русских областей, Новгород обращает на себя внимание многих исследователей, так что мы имеем обширную литературу, посвященную его истории. Важнее прочих труды: Беляева "История Новгорода Великого" в его "Рассказах по Русской Истории", кн. 2-я; Костомарова "Севернорусская народоправства" в его "Исторических монографиях и исследованиях", т. VI и VIII; Пассека "Новгород сам в себе" в "Чтениях Имп. Общ. Истории и Древностей", 1869, кн. IV, и в сборнике Пассека "Исследования в области Русской Истории". М., 1870; Никитского, а) "Очерк внутренней истории Пскова". СПб., 1873, б) "Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде". СПб., 1879, и в) "История экономического быта Великого Новгорода". М., 1893.
О племени, издревле населявшем Новгород, существует много различных мнений. Некоторые ученые, как, например, Беляев и Иловайский, считают новгородских славян тождественными с кривичами, жившими в областях Полоцкой и Смоленской. Костомаров считает их южно-руссами, так как говор новгородских жителей схож с южнорусским; Гильфердинг сближал новгородских славян с балтийскими. Местность, заселенная новгородскими славянами, была болотиста, лесиста и малоплодородна, вследствие чего в этом крае особенно развились торговля, промышленность и колонизация; этому много способствовал и энергичный, смелый и предприимчивый характер населения, близость судоходных рек и положение Новгорода на главном торговом пути "из Варяг в Греки". Главным городом новгородских славян был Новгород. Вопрос о времени его происхождения очень темен. В "Повести временных лет" есть известие о том, что Новгород стоял во главе племен, признавших варягов, следовательно, в IX в. он уже достиг большой влиятельности и силы. Существует мнение, что Новгород вырос из старых отдельных поселений, которые потом получили названия "концов". Город был расположен по обеим сторонам реки Волхова, недалеко от озера Ильменя. Волховом Новгород делился на две "стороны": одна из них, восточная, носила название "Торговой" от находящегося здесь рынка, другая - "Софийской" - от храма во имя святой Софии. Новгородская крепость называлась "детинец", или кремль. Стороны делились на пять "концов". Концы, по всей вероятности, были первоначально отдельными слободами, а так как население постепенно двигалось к центру, то место, которое было слободой, становилось концом. То, что концы были отдельными самостоятельными слободами, подтверждается их особым управлением, частыми враждебными столкновениями между ними. Кругом Новгорода лежали громадные пространства земли, принадлежавшие Новгороду и называвшиеся "землей св. Софии". Эта земля делилась на пятины и области. Число пятин соответствовало числу концов. К северо-востоку от Новгорода, по обеим сторонам Онежского озера, лежала пятина Обонежская; к северо-западу, между Волховом и Лугой, - Водьская; к юго-востоку, между Мстой и Ловатью, - пятина Деревская; к юго-западу, по обеим сторонам реки Шелони, - Шелонская, наконец, на юго-востоке простиралась пятина Бежецкая. В пятинах находились пригороды Новгорода: Псков, Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога и др. Пригороды были в зависимости от Новгорода, принимали участие в его делах и призывались на новгородские веча; из них только Псков в XIV в. достиг государственной независимости и стал называться "младшим братом Новгорода". За пятинами находились новгородские "волости" или "земли", имевшие отличное от пятин устройство; число их в разное время было различно. Среди них самое видное место занимали Заволочье и Двинская земля, лежащие за водоразделом бассейна Онеги, Западной Двины и Волги. К востоку простиралась Пермская земля, лежащая по рекам Вычегде и Каме; к северо-востоку от Заволочья и Пермской земли находилась волость Печора, расположенная по реке Печоре; по другую сторону Уральского хребта земли Югра, а на берегах Белого моря земля Терская, или "Тре", и др.
infourok.ru
Конспекты уроков по истории России 10 класс
§1. Предыстория народов России
Появление человека в Восточной Европе произошло в эпоху позднего палеолита –древнего каменного века (около 40 тыс. лет назад).
Палеолит (от греч. palaios — древний и lithos — камень) — древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (архантропа, палеоантропа и др.). Основные занятия — охота и собирательство. Орудия — каменные рубила, скребла, костяные проколки и т. п. Техника обработки камня — оббитная, позднее ретушь. Время зарождения искусства — живопись (Каповая пещера), скульптуры из кости и глины (палеолитические Венеры), гравировка по кости и камню. Раннеродовая община, матриархат. Хронологические рамки: с появления человека (свыше 2 млн лет назад) до примерно 10-го тыс. до н. э.
Основные черты первобытности у человека эпохи палеолита: примитивные орудия труда, зависимость человека от природы, коллективный труд, совместное ведение хозяйства, общественная форма собственности, относительно уравнительное распределение продуктов труда между членами общины, отсутствие государства.
Двигателем развития человеческих сообществ стало выживание в борьбе с климатическими условиями, которое было сопряжено с социальными факторами: совершенствованием орудий труда, способами и приёмами охоты, собирательства.
Процесс эволюции человека и человеческого общества может быть рассмотрен на основе таблицы.
Развитие человека в эпоху первобытности
загонная охота.Орудия труда: рубила, скребла, остроконечники, костяные проколки.Зарождение религии, искусстваПериод оледенения
Мезолит
Родовая община (выделение старейшин и военных вождей), формирование племен.Занятия: охота (разнообразные формы, например охота небольшими группами с помощью лука), приручение собаки, развитие рыболовства, начало межобщинного обмена.Орудия труда: лук, копьеметалка, вкладышевый инвентарь, развитие микролитической каменной техники.Зачатки знаний о природе, пиктографическое искусство, музыка, танец
Изменение климата (таяние ледника), изобретение лука
Неолит
Позднеродовая община (родовая знать, родовая (коллективная) собственность на землю).Производящее хозяйство.Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др.Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства
Неолитическая революция (переход к производящему хозяйству)
Мезолит (от греч. mesos — средний, промежуточный и líthos — камень) — средний каменный век, переходный этап от палеолита к неолиту. Основные занятия человека — разнообразные формы охоты, в том числе на морского зверя, рыболовство, собирательство. Орудия — оббитые рубящие орудия из камня — топоры, тесла, кирки, а также орудия из кости и рога — наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, острия, кирки и др. Распространились лук и копьеметалка, разнообразные приспособления для рыболовства и охоты на морского зверя (долблёные челны, сети). Была приручена собака. Появились зачатки знаний о природе, пиктографическое искусство, музыка, танец. Возникла родовая община, произошло выделение старейшин и военных вождей. Хронологические рамки — около 10 тыс. лет до н. э. — 7 тыс. лет до н. э.
infourok.ru
Конспект урока по истории « Прошлое и настоящее столиц России».
Конспект урока по истории
« Прошлое и настоящее столиц России».
Разработчик:
Методисты:
Тема: « Прошлое и настоящее столиц России».
Цель: - формирование понятия о истории, о прошлом настоящем и будущем;
- дать детям представление о прошлом нашей страны.
- сформировать представление о городах России.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Тип урока: урок – экскурсия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Сергеевна и сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.
2. Постановка темы и цели урока.
-Ребята, а вы знаете, что такое история? Что она изучает?
- А как вы думаете, какая будет тема нашего урока? « Прошлое и настоящее России».
-А что такое прошлое, настоящее и будущее?
-Прошлое – это то, что уже было, прошло, произошло не давно или очень давно.
- Настоящее – это то, что происходит сейчас, в наше время.
- Будущее – это, то что произойдет вслед за настоящим очень скоро, через несколько дней, или не очень скоро, через много лет.
-А какая на ваш взгляд будет цель нашего урока? (познакомиться с прошлым и настоящем нашей страны).
3. Актуализация знаний.
- Ребята а вы знаете как можно узнать о прошлом? ( с 106).
- А наша страна всегда была такой, какая она сейчас?
-Давайте мысленно отправимся в прошлое (с 107-108 читает учитель).
-Ребята, от какого произошло слово город? Из – за чего его так стали называть?
-Как называли себя предки русских людей? (Славяне).
- Молодцы ребята, а теперь мы с вами отправимся на экскурсию в разные города России. И первая наша остановка будет город Москва. (Слайд).
-Ребята, а что вы знаете о Москве? (ответы детей).
- Давайте сначала немного узнаем о том как строилась Москва и кто в то время правил русскими землями. (учитель читает факты из учебника, ребята слушают).
-Ребята, так как построили Москву?
- А из чего?
- Кто правил в те времена?
- А почему Москву называли белокаменной?
- Правильно молодцы ребята!
- А какая сейчас Москва?
-Ребята а вы знаете в каком учебном заведении мечтают учиться многие школьники? (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).
-Какой театр Москвы самый знаменитый? (большой театр).
-Какие исторические памятники Москвы вам известны?
-Ребята давайте отдохнём и отправимся в следующий город.
Физ. минутка.
Руки к верху поднимаем, (Руки вверх)
А потом их опускаем, (Руки вниз)
А потом их разведём (Руки в стороны)
И к себе скорей прижмём, (Руки вниз прижать к бёдрам)
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши)
-Отдохнули, садитесь, следующая остановка нашей экскурсии это город Санкт-Петербург.
- Ребята, а что вам известно о Санкт-Петербурге?
-Давайте теперь узнаем о прошлом Санкт-Петербурга.
В 1703 году царь Петр I на отвоеванной у шведов земле, в устье реки Невы, заложил крепость, названную Санкт-Питер - Бурхом. Так появился Санкт-Петербург. Молодой царь задумал возвести город, обеспечивающий водный путь в Западную Европу, который стал культурным и промышленным центром. На строительство сгонялись тысячи людей, переселялись передовые умы петровского времени, доставлялись строительные материалы, лес, осушались болота.
Конспект по истории России
«ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ и ХОЗЯЙСТВО РОССИИ начала XVI века».
-
Земледелие (крестьянство).
-
Казачество.
-
Города (купечество).
-
Торговля.
1. В начале XVI века – 6 000 000 человек. Основное занятие – сельское хозяйство, 97% населения - крестьяне!!! Способ обработки земли – ТРЕХПОЛЬЕ (яр - лето, озимые - зима, пар - отдых), для длительной устойчивой урожайности. Основные культуры – рожь и овес (неприхотливые). Инструменты обработки – соха, борона, плуг. Урожайность – низкая (высокая зависимость от климата). Почву навозом не удобряли, так как крестьяне имели мало скота.
СТРАДА (страдать) - время сельскохозяйственных работ
ОБЩИНА (МИР) – объединение крестьян для совместного ведения хозяйства. Община распределяла участки земли между крестьянами, контролировала сенокосы, использование рек, распределяла государственные подати и налоги.
2. Численность казаков растет (волжские, терские, донские, яицкие). Живут на окраинах государства. Источник формирования – беглые крестьяне. Основное занятие – промысел (охота, рыболовство, скотоводство, военная добыча). Они получают жалование от государства за охрану границ от набегов татар.
Казаки свободны, используют самоуправление.
АТАМАН – выборный глава казаков, которого выбирали на общем сборе (КРУГ).
Самое крупное объединение – ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ (низовья Днепра).
3. В России 130 городов. Располагались по берегам рек. Число горожан растет, НО!!! уступает численности городов в Европе. Города – центры ремесла и торговли. Столица – Москва (100 000) !!! Основа населения – ремесленники (платят налоги и несут повинности), купцы.
СЛОБОДА – ремесленная часть города, занимающаяся производством.
Города управляются наместниками царя (содержатся за счет населения).
В городах - самоуправление: налоги, благоустройство, формировали ополчение.
4. Центр торговли – города. Формируется единый внутренний рынок, появилась специализация районов. ЯРМАРКИ – ежегодные, ограниченные по времени торги. Важнейший товар – хлеб и другие сельскохозяйственные товары.
Россия торгует с государствами Европы, Востока, Кавказа, Средней Азии.
Экспорт (вывозит) – зерно, кожу, сало, поташ, пеньку, мех, мясо, икру, смолу.
Импорт (ввозит) – оружие, сукно, металл, порох, жемчуг, драгоценные камни, пряности, благовония, вина, краски, бумагу.
Основа денежного обращения – рубль. Проблема – нехватка драгоценных металлов для увеличения количества денег. Много фальшивомонетчиков. В 1535-38 годах запрет на хождение старых монет. В 1534 году появилась копейка, основан первый монетный двор в стране.
infourok.ru
План конспект по истории России 9 класс
Урок № 20.
Предмет: История Р. Класс: 9 Дата проведения: 06.02 Учитель: Децик Ю.Н.
Тема: Начало Великой Отечественной войны
Цель урока:
-
Познакомить учащихся с трагическими событиями начала войны (1941-1945 гг.).
-
Познакомить с героической обороной Ленинграда, Московской битвой, с подвигом советских солдат;
-
Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, дополнительным материалом, анализировать их, делать выводы;
-
Формировать чувство патриотизма, любви к Родине;
-
Прививать интерес к предмету.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;
- сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;
- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
2. Воспитательная:
- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;
- охарактеризовать героизм советских людей;
- воспитывать патриотизм.
3.Развивающая:
- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать , оценивать.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование, ТСО: кадры военной кинохроники; аудиозапись военных лет; карта военных действий, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас снова видеть.
2. Повторение опорных знаний по теме: «СССР накануне Великой Отечественной войны»:
а) тест (3 мин)
1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?
а) Западная Белоруссия;
б) Западная Украина;
в) Бессарабия;
г) Варшавское королевство;
2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?
а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии
б) договор с Германией
в) война с Финляндией
3. На какие годы пришлась «полоса признания» Советской власти?
а) 1917-1919г.г.
б) 1919-1923г.г.
в) 1924-1927г.г.
г) 1929-1933г.г.
4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?
а) на Францию
б) на Чехословакию
в) на Англию
г) на Польшу
5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?
а) «Ост»;
б) «Вест»;
г) «Барбаросса»
6. В каком году был разработан план войны против СССР (план «Барбаросса»)
а) 1940 г.;
б) 1937 г.;
в) 1941 г.
7. Когда был образован СССР?
а) 7 ноября 1917;
б) 30 декабря 1922 г.;
в) 1 сентября 1939 г.
8. Годы советско-финляндской войны:
а) ноябрь 1939-март 1940г.;
б) май 1918-ноябрь 1920;
в) 1912-1917 г.
9. Принятие СССР в Лигу Наций:
а) 1939 г.;
б) 1934 г.;
в) 1940 г..
10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:
а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;
б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;
в) заключение пакта о ненападении.
Ключи к тестам:
1. а,б 6. а
2. б 7. б
3. в 8. а
4. г 9. б
5. г 10. в
Оценивание тестов:
«5» - 9-10;
«4»- 7-8;
«3»- 4-6;
«2»- 0-3.
б) фронтальный опрос (2 минуты):
1. Когда и какими действиями началась вторая мировая война?
infourok.ru
конспект по историй на тему "История России" (7 класс)
15в - объединение русских земель вокруг Москвы Связано с именем Ивана III (!1462-1505!) Причины:а) Москва - в центре расслоения народности б) Выгодное геогр положение Защищена от Ордынских набегов. в) На перкрестке речных и сухопутных путей1480-стояние на реке Угре 1485-окончательное свержение ига при Иване III. 1497-Иван III принял новый судебник (улучшилось положение крестьян) Вводится Юрьев День (за неделю до и после можно уйти, заплатив ПОЖИЛОЕ) (26 ноября) После смерти Ивана III власть перешла к Василию III (!1505-1533!)Он продолжал присоединение новых земель к Рус государству Иван III - провозгласил себя "Государем всея Руси".При Василии III Москва стала управлять Смоленским, Псковским, Рязанским княжествами.
Населениеие Руси в 15в.1) Крестьяне - барщина и оброк (продуктовый)
2) Холопы-были в собственности господина. Военные холопы - сопровождали князей в походах. 3) Ремесленники - объединение в артерии.
4) Купцы - объединение в гильдии5) Посадские люди - жили около крепости на Посаде. Василий III умер в 1533г, оставив сына Ивана IV-Грозного. Регент-человек,управляющий государством пока государь слишком молод.Регентом стала мать Ивана IV - Глинская. После смерти Василия III получилось 3 группировки: а)Глинские б)Бельские в)Шуйские Елена Глинская провела денежную реформу и появилась единая монета - копейка. 1547-в Москве пожар. обвинили бабушку Анну. 1547-Елена умерла.1547-Иван IV - стал первым Царем. 50ые года 16 века - вокруг Иван IV сложилась группа молодых людей, которые задумали и провели в жизнь ряд реформ (Избранная рада) В неё входили: Курбские, Адомиев, Сельвестер.Цели Рады:а) Укрепить гос аппарат в центре и на местах. б) Улучшить финансовое положение страныв) Укрепить военный потенциал 50ые года-управление нового типа. Вместо территориального принципа - отраслевой, приказная система. Каждый приказ действует в отдельной отрасли. Зародилась Ямская служба и Ямской приказ. 1550г-появилось стрелецкое войско с пищалями. Принят новый судебник. Усложнен переход крестьян между феодалами. Увеличилось пожилое. Ликвидация привилегий монастырей, стали платить подати в казну. Изменилась судебная деятельность. В центре дела решали Царь и бояре. На местах - старосты и целовальники (выбранные люди из посадских людей). 1551-Стоглав (судебник) - 100 ответов церковного собора на вопросы Ивана IV Грозного. Укрепилась дисциплина, регламентировалась церковность. Большая саха - единица для земельного налога. 1556-положение о службе, устан единный порядок военной службы с поместий и вотчин. Каждый дворянин должен был со 150 десятин земли доставить 1 воина с оружием и на коне. Появились новые налоги: десятильные и пищальные. В 60гг правительство Рады пало Опричнина - с 1565 - 1572. (блюдо и вдовья часть) Опричнина - особая часть войска Ивана IV Грозного из опричников на коне и с привяз собачьими головами. Земщина... 1571-Крымский хан напал на Москву и поджог её. Половина выгорела. 1572-хан опять попытался, но ему накернили. Итоги опричнины: а)Бороться с пережитками можно двумя способами: постепенным проведением реформ или террором. Т.к. не было норм гос аппарата, выбрали второй путь. б)Опричнина способств самодержавию (русская форма абсолютизма). 1582-1585 - Ливонская война. Присоединили Казань и Астрахань. 1581-Ермак совершил похож в Сибирь, началось освоение Сибири. 3 категории сибиряков: а)По царскому указу. б)Ссыльныев)Беглые. 1586-Тюмень 1587-Тобольск1584-Иван IV умер(!1584-1598!) - Фёдор. У него не было детей и по-сути правителем был Борис Годунов. Фёдор-последний царь из Рюриковичей. Заповедные лета-запрет Юрьева дня. Урочные лета - ссыск беглых крестьян. (17 в - бессрочно) Издается указ о Кабальных холопах - работа до смерти господина. (с 17в отменена) Патриаршество. 1594 - царь Борис Годунов. Его избрал Земский собор. Смутное время: (!1598-1695!) - Годунов. Борис отправил Федора Романова в монастырь. Годунов ввел 5ти летний срок розыска беглых крестьян. 1601-в августе выпал снег, урожай вымерз.
infourok.ru