История России шпаргалка (стр. 1 из 9). История россии шпаргалка


Шпоры по истории Отечества

Билет №1

Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.

Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.

Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.

До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.

Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Т

studfiles.net

История России - шпаргалки

Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

2dip.su

Шпаргалки: История России (шпаргалка)

1.«Русь изначальная». Исторические версии происхождения славян и древнерусской государственности.

Предки славян являлись частью древнего индоевропейского единства, расселенного на необъятных просторах Евразии. С течением времени из массы индоевропейских племен выделяются общности, родственные по языку, хозяйственным занятиям, культуре. Одним из таких объединений племен стали славяне. Славяне заселяли земли Центральной и Восточной Европы. Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали расселение в бассейн Днепра, а так же на север - в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название «восточных». Летописи рассказывают о четырнадцати племенных объединениях восточных славян.

Постепенно славянские племена разделяются на западную (венеды) и восточную (анты) ветви. С конца IV в. н.э. славяне на ряду с другими племенами Восточной Европы оказались вовлеченными в масштабные миграционные процессы, получившие название Великое переселение народов. В течение VI-VIII славяне заняли новые обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. На юге славянская миграционная волна преодолела дунайскую границу Византийской империи, заселив Балканы, это привело к возникновению новой, южной ветви славянства. В ходе этих значительных перемещений, заселения и освоения новых территорий внутри славянского массива складываются новые обшности, носящие уже иной – политический характер. Это были так называемые «союзы племен» - прообразы будущего государственного объединения. Древние славяне были язычниками. У славян на ранней ступени развития сложился пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Славяне жили не родовым строем, объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Главным занятием восточных славян было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами.

Образованию государства у восточных славян предшествовало разложение племенного строя. Постепенно складывался господствующий социальный слой, основу которого составляла военно-служивая знать киевских князей – дружина. Дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе, укрепляя вместе с тем власть князя. Древнерусское государство представляло из себя своеобразную федерацию полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому князю. В начале IX в Восточной Европе сформировалось два догусударственных, этнополитических объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, кривичей и финноязычных племен с центром в Новгороде. Русское государство было создано варягами (норманнами), а его первая правящая династия (Рюриковичи) имела варяжское происхождение.

Центром образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород, они объединили вокруг себя обе группы восточнославянских племен – северную и южную. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю под именем Киевской Руси.

2.Принятие христианства. Политические, экономические и культурные последствия крещения Руси.

Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – «Русская Правда». Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятину» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

Религия является цементирующим центром для образования государства.

3. Период феодальной раздробленности. Возникновение независимых княжеств и их особенности. Последствия раздробленности русских земель.

Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются тенденции феодальной раздробленности. Между наследниками Ярослава Мудрого разворачивается острейшая борьба за власть в Киеве и отдельных княжествах. Эта борьба сопровождалась кровавыми распрями и ослабляла Русь. Но не только раздоры русских князей дали толчок феодальной раздробленности, но и объективные обстоятельства: все государства в период складывания народности и государственности проходят через этап раздробленности и Россия этого не избежала. Русские земли были еще слишком экономически слабы и слишком велики политические амбиции каждого князя.

В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором, с целью прекращения междоусобиц, было принято решение установить новый принцип организации власти на Руси, в соответствии с которым каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода. Таким образом, нарушалась целостность Древнерусского государства и закрепилась феодальная раздробленность.

В начале XII в. в годы правления киевского князя Владимира Мономаха единство на Руси было временно восстановлено. Но с середины XII в. феодальная раздробленность окончательно утверждается на Руси. На месте некогда единого государства теперь существует ряд независимых государственных образований. К середине XII в. Русь распалась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева.

Среди ряда независимых государственных образований наиболее крупными и влиятельными были Владимиро-Суздальское, Галицко-волынское княжества, а также Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальское княжество находилось на северо-востоке Руси. В XI – XIIвв. Сюда переселяется значительная часть населения с южных земель, которые постоянно разорялись кочевниками. В результате этого переселения осваиваются новые территории, распахиваются пашни, возникают новые центры ремесла и торговли, среди которых выделялись Суздаль и Владимир.

Галицко-Волынское княжество, располагавшееся на юго-западе Руси, было образовано в конце XII в. в результате объединения Голиции и Волыни князем Романом Мстиславовичем. Благодаря теплому климату и плодородной земле здесь успешно развивалось земледелие. Соседство с европейскими странами способствовало развитию ремесла и торговли. Но это соседство имело и негативную сторону – постоянные набеги со стороны Польши, Венгрии создавали серьезную угрозу независимости княжества.

Новгородская феодальная республика занимала северо-западные территории Руси и существенно отличалось от других русских земель своей экономикой и государственным устройством. Суровый климат и неплодородные почвы делали местное земледелие малопродуктивным. Но, несмотря на это, Новгород был одним из наиболее богатых и экономически развитых городов на Руси. Достигнуто это было благодаря тому, что этот город занимал очень выгодное географическое положение – он стоял у начала известного торгового маршрута «из варяг в греки». В результате чего здесь процветали торговля и ремесло, что, в свою очередь, способствовало складыванию богатой и независимой боярской торгово-ремесленной верхушки. А это вело к формированию особого социально-политического строя – феодальной республике. Высшим органом власти было народное собрание – вече, решавшее путем голосования вопросы жизни города.

Последствием феодальной раздробленности стало нашествие на Русь монголо-татарского ига.

4. Татаро-монгольское иго на Руси. Возвышение Москвы. Образование русской государственности при Иване III. Конец татаро-монгольского ига и его последствия.

В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Батый основал государство Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полу самостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия. Религией Золотой Орды было язычество. Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV в. она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342 гг.) В эту эпоху государственной религией Золотой Орды стал ислам. Основной причиной захвата монгола-татарами Русского государства была его раздробленность. Для системы контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Некоторые князья, стремились поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков не хватало.

В XV в. в жизни Руси происходят важные изменения. В первой половине столетия идет война за великое княжение на Руси. Победителем из нее выходит Московское княжество. Во второй половине XV в., в годы правления Иван III, ускоряется процесс объединения русских земель вокруг Москвы, итогом, которого является создание единого Русского государства.

В 1478 г. Иван III захватил Новгород и лишил его самостоятельности. В 1485 г. войско Ивана III вторгается на территорию Тверского княжества и захватывает Тверь. Присоединение Новгородской и Тверской земель стало началом образования единого русского государства. Одновременно с началом складывания единого государства происходит свержение монголо-татарского ига. В середине XV в. Золотая Орда переживает раздробленность и распадается на несколько независимых ханств, что вело к ослаблению татарского ига. Иван III, свергнув иго, стремился к расширению своего государства. В 1487 г. после военного похода казанский хан признал зависимость от Москвы. К концу XV в. в состав сформировавшегося Русского государства входят новые территории на северо-востоке. Кроме восточных земель Иван III отвоевывает у Польши и Литвы ряд белорусских и украинских земель. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Упростились, а порой и исчезли многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге сдерживало экономическое развитие. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

В годы правления Ивана III происходят важнейшие изменения, способствовавшие превращению Московского княжества в единое Русское государство. Сам Иван в последующие годы своего правления принимает титул «государя всея Руси». Тогда же был принят новый государственный герб с изображением двуглавого орла и символами государственной власти.

5. Формирование абсолютизма при Иване IV. Специфика российского абсолютизма и отличие от западноевропейского.

Первым шагом на пути укрепления власти становится венчание Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г. Это по тогдашним понятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его с западно-европейскими государями. Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. В период, когда складывалось централизованное государство, также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла боярская дума. Во время царствий Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Первые шаги государя московского направлены на достижение компромисса между феодалами. Создается “Избранная рада”, в которую входят представители разных сословий из приближенных царя. В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, “государевы люди”, позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник и наметил программу реформ. Стала складываться единая система управления на местах. Продолжается реформирование, ограничение власти феодалов. В 1550 г. принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников, отменяющий податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско - зачатки будущей армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службу стрелец получал земельный надел, не имеющий надела получал денежное и хлебное жалование. Помимо создания стрелецкого войска принимается “Уложение о службе”, регламентирующее военную службу дворян, за которую также выплачивалось жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной властей. Усиление государства во главе с царем, ослабление позиций феодальной знати вновь ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве. В 1551 г. был собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятивший Судебник, одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властью достигается компромисс.

В западной Европе главной причиной для образования государства был развивающийся рынок. В России была только одна политическая предпосылка для образования государства – свержение монголо-татарсткого ига. От того, что образование государства прошло не в силу объективных причин, оно у нас образовывается уродливым путем: власть возникла как деспотическая, только таким путем можно было подчинить себе русских князей. Эти тенденции закрепились в последующие столетия. Власть становилась все более жестокой и при Петре I уже сформировалась абсолютная монархия.

6.Опричнина и ее роль в утверждении режима личной власти.

Реформы государственного управления 50-х гг. XVI в. подорвали политическую власть боярства. У представителей родовой феодальной знати ущемление их прав вызывало протест. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеские оппозиции и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Название опричнина происходит от древнерусского слова «опричь» - «кроме». Так Иван IV назвал территорию, которую просил выделить себе. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. После жестокого поражения в войне с Ливонией царь бежит в Александрову слободу в конце 1564 г. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину, в которой создавалась параллельная система органов управления и особое войско из 1000 служилых людей и земщину, которая по-прежнему управлялась Боярской думой и приказами. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли: поморские города, стратегически важные и экономически развитые районы страны. Этим он создал себе экономическую опору. Опричнина являлась не только административной, но и земельной реформой. В результате 90% земель не обрабатывалась, начался страшный голод. Созданием опричнины царь хотел покончить с теми, кого считал своими врагами. Малейшее подозрение в измене, в неповиновении царю влекло за собой пытки, казни, ссылки, лишение состояния. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не остановился ни перед какими жестокостями. Была учереждена тайная полиция – войска опричники. В их задачу входило найти и уничтожить ересь, тех, кто против.

Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - «проруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли «смутой». В 1572 г. опричнина была отменена. Причина этого была не только в том, что основные силы оппозиционного боярства к этому моменту были сломлены. Причины отмены опричнины заключаются в назревавшем общем недовольстве различных слоев населения, не боеспособности опричного войска.

7. Причины и особенности «смутного времени» в России. Самозванство как порождение дестабилизации власти.

Почему смута, начатая чиновниками-меньшенством, не встретила сопротивление большинства, а наоборот была подхвачена. Дело в том, что причины к появлению Смуты появились уже давно. Борьба между князьями за волости сменилась борьбой государей московских с основанными на старине притязаниями князей служебных и дружины вообще. Особенно ужасных размеров эта борьба достигла во времена правления Ивана Грозного. Воцарилась привычка не уважать жизнь, честь ближнего. Действовало право сильного. Следствием всего этого стало то, что каждый преследовал только свои интересы, ни сколько не принимая во внимание интересов ближнего. Годунов, с которого, как считается все началось, в начале своего правления проявил себя как хороший царь, которым доволен народ. Но потом он внезапно сильно изменился. Эти изменения, выраженные в гонениях и репрессиях (в первую очередь дворян), обычно объясняются отсутствием у него царского величия и воспитания, тем, что воспитание у него было чисто боярское, что он боялся потерять трон. При этом не принимается в расчет то, что правя страной ему часто приходилось общаться с иноземными посольствами, руководя страной ему приходилось заниматься и законоуправлением, и экономикой. В период Смутного времени в России сложилась следующая ситуация: период правления Василия Шуйского большая группа дворян выехала в Польшу и договорилась о восшествии на российский престол Владислава, сына Сигизмунда. Был заключен союз с Польшей. В это же время царь Василий Шуйский заключил политический союз со Швецией. В сражении под Клушиным объединенные русско-шведские войска противостояли полякам. Шведы бежали с поля боя, чем обрекли российские войска на поражение. Начинается борьба русского народа против засилья интервентов. Зимой 1611-12гг. возникает первое народное ополчение. В марте 1612г. в Москве против поляков вспыхивает восстание. На улицах шло сражение, но первое ополчение не смогло выполнить поставленной задачи. Интервентам удалось добиться больших успехов. Новгородские бояре пустили шведов с согласия, что Новгород и вся земля до Урала входят в состав Швеции. Был предательски сдан Смоленск. В Нижнем Новгороде начинает формироваться второе ополчение во главе которого встают Минин и князь Пожарский. Цель у них была одна — освобождение Москвы и создание своего правительства. В августе 1612г. происходит сражение с поляками в Москве. В октябре поляки капитулируют, и Москва была освобождена. Итогами Смутного времени стала потеря северных земель, разрушение городов, истребление почти половины российского населения, запущение земель. Но Россия вышла новой, обновленной после Смутного времени. В России произошла поляризация сил. Угроза иностранного завоевания России сплотила все патриотические силы в стране.

Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

В итоге страна оказалась на грани катастрофы, грозила потеря национальной независимости.

8.Воцарение династии Романовых. Церковный раскол. Конец «смутного времени».

К концу 17 в Россия на грани национальной катастрофы. Власть не способна организовать силы для отпора внешнему врагу. Поляки подошли к Москве. Положение критическое. Россию спасает сам народ. Во главе народного ополчения встали воевода князь Пожарский, а материально обеспечил войско купец Минин. Поляки разбиты и сразу встал вопрос о власти. В 1613 г. состоялся Земский собой в Москве, на котором стоял вопрос о выборе нового русского царя. 21 февраля собор остановил свой выбор на Михаиле Федоровиче Романове, 16-летнем внучатом племяннике первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец - Патриарх Филарет, которые «всеми делами царскими и ратными ведал». Власть восстановилась в форме самодержавной монархии.

После нескольких военных столкновений, а затем переговоров 1617 г. был заключен Столбовский мир. Швеция возвращала России новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получила денежную компенсацию. В селе Деулино в 1618 гг. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель оставалась за Речью Посполитой и Швецией. В ходе смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из смуты был найден осознании регионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победили идея отдать все ради всеобщего блага, а не искать личной выгоды. После смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Сын мордовского крестьянина Никон сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря. Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскою церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызывали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - выступали за возврат к дореформенным порядкам. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Но Михаил поддержал новую церковь и Никон переоценил свои силы, перестал считаться с царем и был сослан в ссылку. Но тем не менее новая церковь победила. И она помогла укрепить абсолютизм в России.

9. Возникновение и утверждение крепостного права в России. Его влияние на экономическое и социально-культурное развитие страны.

В 17 и 18 веках крепостное право окончательно утверждается в России. Введен Юрьев день (28 ноября). В течении двух недель крестьяне могли выбирать помещика. Позже Юрьев день отменен. В 1648-1649 гг. проходили заседания Земского собора, завершившиеся принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. Важнейшим разделом «Соборного уложения» была глава XI «Суд о крестьянах»: водился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права.

Крепостническая система организации сельского хо­зяйства на рубеже XVIII—XIX вв. переживала период разложения и кризиса. Производительные силы в сель­ском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, показателем чего было применение машин, определенные достижения в области агрономи­ческой науки, распространение посевов новых трудоем­ких технических культур. В крестьянском хозяйстве также имелись определен­ные сдвиги, хотя они и не получили здесь сколько-ни­будь заметного развития. Переход к различного рода усовершенствованиям наблюдалсяпреимущественно у государственных, а также иногда и у помещичьих кре­стьян, находившихся на оброке. Это находило свое вы­ражение в некоторых улучшениях сельскохозяйственных орудий, выращивании породистого скота, посевах технических культур и т.д. Эти новые производственные силы были несовмести­мы со старыми, феодальными производственными отно­шениями, основанными на подневольном крепостном труде с присущей ему рутинной техникой, вследствие чего они и не могли получить значитель­ного развития. Основой крепостного хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Этот вид собственности харак­теризовался следующими признаками: монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству; непосредственный производитель, крепостной кресть­янин, находившийся в личной зависимости от помещика, был прикреплен к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу. Поэтому за крепостными крестьянами за­креплялся определенный надел, который отнюдь не яв­лялся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Этой системе хозяйства соответствовало низкое состояние техники, отражавшее в свою очередь низкий уровень развития производительных сил при феодализ­ме. Крепостное хозяйство было по своему характеру на­туральным, представляя собой замкнутое целое. Формами эксплуатации крепостного труда в этот период являлись барщина и оброк, нередко переплетав­шиеся между собой. Эти фор­мы крепостной зависимости дополнялись различными натуральными сборами и другими повинностями. Таким образом, на протяжении первой половины ХIХв. в условиях кризиса феодально-крепостнической системы наблюдается ухудшение экономического поло­жения помещичьих крестьян, что являлось следствием усиления эксплуатации и частичного их обезземеливания, вместе с тем ухудшается и правовое положение крестьян. Это в свою очередь приводило к обострению классовых противоре­чий, к усилению борьбы народных масс, не желавших мириться с существующим порядком вещей.

10.Содержание и оценка государственных, экономических, военных, социальных и культурных преобразований Петра I.

В начале своей деятельности Петр I сосредоточил усилия на борьбу за выход России в Азовское и Черные моря. Первым внешнеполитическим шагом, направленным к осуществлению этой цели, явились Азовские походы. Их результатом стало овладение в 1696 г. крепостью Азов.

Стрелецкий бунт в Москве летом 1698 г. стал для Петра сигналом о необходимости реорганизации вооруженных сил. Стрелецкое войско было расформировано. С 1699 г. правительство переходит к новой системе комплектования армии – набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных полках. Это был важный шаг к укреплению оборонной мощи страны. Создавались учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских и инженерных офицеров.

В 1699 г. Петр I начинает проводить городскую реформу. Создаются органы городского самоуправления – ратуши в Москве и земские избы в других городах. Реформы в управлении государством четко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. Ликвидация патриаршества (1721) и введение Синода (коллегии по делам религии во главе со светским чиновником) ознаменовали окончательную победу светской власти над духовной. Создаются новые властные структуры. В 1701 г. на смену Боярской думе пришла «Консилия министров», а в 1711 г. учрежден Сенат. Вместо всевозможных приказов в 1717-1718 гг. были созданы 12 коллегий. Была изменена система местного управления. Страна была разделена на 11 губерний во главе с губернаторами, облеченными всей полнотой власти. Губернии делились на провинции, а последние – на уезды. К 1719 г. структура областной администрации изменилась. Основной единицей административного деления стала провинция. В 1722 г. была принята «Табель о рангах». Согласно ей военные, гражданские и придворные звания были разбиты на 14 рангов. Был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал наследника. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.

В Петровскую эпоху произошел скачок в развитии мануфактурной промышленности. Ко второй четверти века в России действовало большое количество мануфактур и горных предприятий, было положено начало освоению железорудных месторождений, появился новый мощный промышленный район – Урал.

Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718-1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью.

В области внешней торговли осуществлялась политика меркантилизма. Меркантилизм  это накопление средств внутри страны путем преобладания вывоза над ввозом, путем обложения иностранных товаров высокими пошлинами, путем запрещения ввоза в страну тех товаров, которые в ней производились.

Петр I ликвидировал патриаршество, которое было введено еще в 1589 г. при царе Федоре. Церковь была подчинена государству, ее деятельность контролировал Святейший Синод.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость.

11. «Просвещенный абсолютизм» как европейское явление. Его модификация в России при Екатерине 2. «Наказ» Екатерины как выдающийся государственный документ.

Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. Екатерина II должна была выработать политику, отвечающую условиям Нового времени. Эта политика и получила название «просвещенного абсолютизма». ». С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царствования. Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры. Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое положение на престоле Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты. Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест. В качес

nreferat.ru

История России (шпаргалка)

1.«Русь изначальная». Исторические версии происхождения славян и древнерусской государственности.

Предки славян являлись частью древнего индоевропейского единства, расселенного на необъятных просторах Евразии. С течением времени из массы индоевропейских племен выделяются общности, родственные по языку, хозяйственным занятиям, культуре. Одним из таких объединений племен стали славяне. Славяне заселяли земли Центральной и Восточной Европы. Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали расселение в бассейн Днепра, а так же на север - в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название «восточных». Летописи рассказывают о четырнадцати племенных объединениях восточных славян.

Постепенно славянские племена разделяются на западную (венеды) и восточную (анты) ветви. С конца IV в. н.э. славяне на ряду с другими племенами Восточной Европы оказались вовлеченными в масштабные миграционные процессы, получившие название Великое переселение народов. В течение VI-VIII славяне заняли новые обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. На юге славянская миграционная волна преодолела дунайскую границу Византийской империи, заселив Балканы, это привело к возникновению новой, южной ветви славянства. В ходе этих значительных перемещений, заселения и освоения новых территорий внутри славянского массива складываются новые обшности, носящие уже иной – политический характер. Это были так называемые «союзы племен» - прообразы будущего государственного объединения. Древние славяне были язычниками. У славян на ранней ступени развития сложился пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Славяне жили не родовым строем, объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Главным занятием восточных славян было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами.

Образованию государства у восточных славян предшествовало разложение племенного строя. Постепенно складывался господствующий социальный слой, основу которого составляла военно-служивая знать киевских князей – дружина. Дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе, укрепляя вместе с тем власть князя. Древнерусское государство представляло из себя своеобразную федерацию полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому князю. В начале IX в Восточной Европе сформировалось два догусударственных, этнополитических объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, кривичей и финноязычных племен с центром в Новгороде. Русское государство было создано варягами (норманнами), а его первая правящая династия (Рюриковичи) имела варяжское происхождение.

Центром образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород, они объединили вокруг себя обе группы восточнославянских племен – северную и южную. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю под именем Киевской Руси.

2.Принятие христианства. Политические, экономические и культурные последствия крещения Руси.

Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – «Русская Правда». Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятину» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

Религия является цементирующим центром для образования государства.

3. Период феодальной раздробленности. Возникновение независимых княжеств и их особенности. Последствия раздробленности русских земель.

Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются тенденции фео

mirznanii.com

История России шпаргалка

Уважаемые студенты, и не только!

Эти шпаргалки по Истории России были созданы по лекциям одноименного предмета в Новосибирском Государственном Университете в 2000 году на Экономическом факультете для 1-го курса (лектор: Борзенков А.Г.).

Орфография, пунктуация и стилистика оставляют желать лучшего.

Ну, и, наверное, все знают как делаются шпаргалки: ставится мелкий шрифт и 2 колонки.

Удачи!!!

Студенты НГУ

Сокращения:

ВРК – военно-революционный комитет

ВРЦ – военно-революционный центр

СНД – съезд народных депутатов

Роль исторической культуры в жизни общества

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. (А.С. Пушкин).

В России нет исторической памяти потому, что мы начинаем каждый день с чистого листа и поэтому обречены, чтобы повторять одни и те же ошибки. (Чаадаев)

История есть политика опрокинутая в прошлое. (М. Н. Покровский 19 в)

Кто владеет прошлым, тот владеет будущим. (Оруэлл – писатель-фантаст 20 в)

Советский Союз – это страна, которая имеет непредсказуемую историю (соврем.)

Если выстрелить в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в вас из пушки. (Гамзатов Расул соврем.)

Стабильность общества: экономика (разрушена), авторитет властей (принцип соц-й справедливости нарушен), авторитет собственной истории. Это три кита. Поэтапно произошла дискредитация всех трёх принципов. Это и причина развала СССР.

Овладение исторической культурой позволяет реализовать два подхода к историческому прошлому:

1 рассматривать прошлое с позиции науки (выявление закономерностей).

История России, как историческая наука, занимается реконструированием прошлого с целью выявления общего (закономерного) и особенного (специфика).

2 Сформулировать исторические уроки, как для политического руководства страны, так и для общественности (населения, а им интеллигенции).

21-й век будет веком гуманитарных наук или его не будет. (Леви-Стросс)

Терминология

Правые силы:

1 когда они у власти – выступают против назревших перемен в обществе. (Россия – НДР, Выбор России, Явлинский; Германия – ХДС; США – республиканцы)

2 правые силы в оппозиции – выступают за реставрацию дореволюционных порядков

После перестройки: социализм – тупиковый вариант, капитализм – прогрессивный вариант. Левые стали правыми. Правые стали левыми т. к. кон 80-х выступают за рынок.

Ситуация до сер 90-х годов.

Бандитский капитализм – Немцов. Сегодня реабилитация понятия левых сил. Всё вернулось обратно.

Ревизионизм – пересмотр в области теории основных принципов того или иного политического течения.

Оппортунизм – диссидентская (инакомыслящая) деятельность в области политической практики.

Уклон – отход от генеральной линии политической партии, недифферинцированная диссидентская деятельность.

Правый уклон – реформистская деятельность в революционном движении. Нельзя путать правый уклон и правые силы. Социальная база правого уклона – часть мелкой буржуазии, рабочая аристократия, либеральная интеллигенция, отсталые слои рабочего класса в благоприятных экономических условиях. Мелкая буржуазия – не буржуа, а мелкие собственники города и деревни. (середняки). Либеральная интеллигенция – часть интеллигенции, которая выступает за демократические преобразования, но не последовательно.

Левый уклон – ориентация ряда участников революционного движения на радикальные методы преобразования общества.

Радикализм – синоним суперреволюционности, форсирование революционного процесса.

Тоталитаризм

Тоталитаризм – (целостность, целое) 1 пол 20-ого века для характеристики политических и государственных систем, стремящихся к полному контролю над всей жизнью общества в целом и над каждым человеком в отдельности. Критики: Муссалини впервые упомянули термин тоталитаризм.

Тоталитаризм: 1 чёрный фашизм 2 красный социализм

1 Политика. Господство одной партии.

2 Идеология. Монополия одной идеологии.

3 Экономика. Стремление к единому экономическому базису. Господствует одна форма собственности.

4 Внешняя политика. Изоляция от внешнего мира. Железный занавес. Внутри страны создаётся образ врага.

5 Внутренняя политика. Сочетание политики кнута (репрессии против инакомыслящих, против реальной оппозиции) и пряника (экономические подачки, спекуляция на патриотических чувствах, альтруистических – бескорыстных).

Авторитаризм

Авторитаризм – государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Отличие авторитаризма от тоталитаризма:

1 Политика. У авторитаризма политические партии не играют большой роли.

2 Идеология. У авторитаризма больше предпосылок для дальнейших преобразований (после смерти диктатора).

3 Экономика. Авторитаризм допускает больший плюрализм форм собственности.

4 Внешняя политика. Авторитаризм не изолируется от внешнего мира.

5 Внутренняя политика. Сочетание репрессивных и патернализ-х методов. Патер – отец нации.

Авторитарный режим: 1 традиционный режим. Авторитарная власть – монархия. 2 нетрадиционный (20 в ) – появился в условиях гражданской войны, Пеночет (Чили), режим де Голля (Франция).

Демократия

1 Демократия , которая регулируется законом. Нач. 20 в философ Розанов: демократия – способ, с помощью которого организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством .

2 Демократия – народ под влиянием демагогов, общество под влиянием стадных инстинктов. В обществе начинают брать верх стадные инстинкты – охлократия (власть толпы).

Олигархия – власть немногих (Березовский, Потанин)

Два вида демократии: 1 Представительная: управление обществом через народных, выборных представителей (парламент). 2 Непосредственная: управление обществом напрямую (референдум).

Демократия:

1 Политическая сфера: а) политический плюрализм б) власть должна осуществляться народными представителями, а их выбирают конституционным путём.

2 Идеология – равные условия для всех политических течений.

3 Экономика – плюрализм форм собственности.

4 Внешняя политика – политика открытости на международной арене, поддержание демократических движений в других странах.

5 Внутренняя политика – строгое соблюдение юридических процедур (законов). Кнут и пряник, но в строгих рамках закона. В законе всё расписано.

Демократия – самая прогрессивная форма правления человеческого общежития. Но так сказать нельзя т. к. подчинение большинства меньшинству.

Консенсус – решение принимается путём соглашения всех участников. Если один не согласен, то всё!

Терминология по национальным отношениям

Племя – небольшая этническая группа в доклассовом обществе.

Народность – большая этническая группа в добуржуазном обществе (феодальное, рабовладельческое).

Нация – историческая общность людей в индустриальном обществе.

Признаки нации:

1 наличие общей территории

2 наличие экономики на уровне промышленности

3 наличие общего языка (евреи – иврит)

4 наличие общей культуры

5 национальный характер

Этнос (более широкое понятие) – в историческом аспекте – развитие национальной общности от племени до нации, вплоть до исчезновения.

Концепция Л. Н. Гумилёва

Книга Гумилёва – Древня Русь и великая степь.

а) Этнос. Временные рамки существования = 1200-1300 лет. Этнос проходит 4 стадии: 1 подъём 2 вершина 3 надлом 4 угасание.

б) Пассионарность – способность человека к сверхнапряжению, ради какой-то высокой цели (жертвенная деятельность). Высшая цель может быть иллюзией. Для возникновения каждого этноса нужна энергия, а чтобы этнос возник, должен произойти пассионарный толчок (он дает геобиохимическую энергию (не социальную).

Комплиментарность – совместимость, созвучие, соответствие. Может быть положительна, а может быть отрицательна. Произошло два пассионарных толчка:

- 2 в. н.э. Проходил через Швецию, Румынию, Грецию, Египет (с севера на юг).

- 8-10 в. Расцвет Киевского государства. 13 в. н.э. Литва, Белоруссия, Малая Азия. 13-14 в. на европейской части возник литовский и русский этнос (Московская Русь). Малая Азия => турки.

Концепция Гумилёва позволяет пересмотреть отношения русского и татарского (монголо-татары) этносов. Если посмотреть на восточные летописи, то татары назывались монголами. Современные татары не имеют отношения к татарам 13-ого века. Современные татары ассимилированы.

Между русским и тюрко-язычными этносами была положительная комплиментарность. Отношения складывались. Многие русские князья той эпохи вели себя не менее жестоко, чем многие татары. Жестокость – черта той эпохи. Немцы прокладывали себе дорогу через кровь и кости. Русские князья и татарские ханы стали использовать друг друга в своих интересах. Татары стали переходить на службу московских князей (скорее идеологическое противостояние). Александр Невский после монголо-татарского нашествия поехал в орду к хану Батыю, установил панибратские отношения (Новгород будет использовать татаров против Швеции), т.е. Русские княжества использовали внешнюю силу (золотую Орду).

mirznanii.com

Шпаргалки по истории

Время экзаменов – это всегда нервы, сумасшедшая подготовка, нехватка времени и не всегда успешная сдача экзамена, шпаргалки по истории помогут избежать возможной неудачи на экзамене.

История – это именно тот предмет, который выучить за одну неделю до экзамена просто невозможно. Поэтому, когда ты понимаешь, что экзамен на носу, а времени на то, чтобы выучить историю просто нет, остается только писать шпаргалки по истории, и именно о том, как их правильно написать, мы и поговорим в этой статье.

Чтобы шпаргалками легко можно было воспользоваться, чтобы никто их не заметил, чтобы можно было легко найти нужный вопрос, шпаргалки по истории нужно писать очень грамотно.

Для этого нужно обязательно разделить шпаргалки по истории на темы, а темы на вопросы. Например, это сделать можно так, сначала ты пишешь шпаргалки по истории россии, потом по зарубежной истории. Систематизировать шпаргалки по истории можно и по периодам времени – от древнерусской истории до современности. Главное, это то, чтобы на любой вопрос шпаргалки по истории быстро давали нужный ответ.

Обязательно нужно потренироваться доставать шпаргалки по истории дома, ведь для того, чтобы ими пользоваться, нужна определенная ловкость и сноровка. Вовремя спрятанная от глаз учителя или наблюдателя егэ шпаргалка по истории отечества может спасти от неприятных разбирательств и аннулирования результатов егэ. Так что сомнений в том, что тренировка нужна, не остается.

Кроме того, лучше не распечатывать, а писать шпаргалки по отечественной истории от руки самим. В процессе написания у людей, обладающих зрительной памятью, хорошо откладывается новая информация, и поэтому, возможно, шпаргалки по истории егэ экзамен вам сдать помогут. При этом на самом экзамене вы не будете ими пользоваться совсем, ведь вы все выучите, пока будете их писать. Бывает и такое!

Если вы рассчитываете все-таки использовать шпаргалки по истории россии на экзамене, помимо того, что нужно систематизировать информацию, обязательно еще и структурируйте ее. Запишите отдельно даты, отдельно сделайте словарь тех терминов, которые вы никак не можете запомнить, основные понятия нужно выделить, чтобы на экзамене быстро легко находить их в тексте. Конечно, кто может запомнить все эти слова и определения: комбеды, продналог и прочие экзотические термины?

Если информация, которую нужно взять с собой на экзамен, не помещается в бумажном варианте, шпаргалки по истории удобнее будет распечатать, или можно воспользоваться уже готовыми шпаргалками. Найти их достаточно просто, а подготовить еще проще, это можно сделать даже в ночь накануне егэ, перед самим экзаменом.

Прогресс не стоит на месте, учащимся уже доступны мобильные шпаргалки по истории, которые, как можно догадаться из их названия, предназначены для использования на мобильном телефоне.

Пользоваться шпаргалками нужно уверенно, так как любая неуверенность выдаст волнение и обратит на себя внимание учителя. Помните, учителя тоже учились в школе и тоже, как ни странно, скорее всего, пользовались шпаргалками. Будьте изобретательны, пользуйтесь такими способами их скрытия, которые мало известны. Изобретите свой способ, в конце концов, будьте оригинальны! Известный случай со «сломанной» рукой – это пример хорошей фантазии учащегося. Гипс – это хорошее место для того, чтобы спрятать шпаргалку, легко достать, легко спрятать.

Запомните еще одно правило, доставать шпаргалку нужно только тогда, когда ответ на вопрос совсем неизвестен. Шпаргалка – это риск. И, хоть риск – благородное дело, двойку на экзамене получать не хочется никому, рисковать нужно разумно и только тогда, когда это действительно нужно.

Если вы все-таки решитесь пользоваться шпаргалкой, то, как было написано выше, делайте это уверенно. Вспомните поговорку, что наглость – второе счастье, лучше выложить шпаргалку на стол, чем постоянно ерзать и подглядывать под парту.

Если вы попались на шпаргалке, то это, действительно, плохо, тем более плохо, если это ЕГЭ, в этом случае все результаты вашего ЕГЭ аннулируются, бланк ответа изымается. Если шпаргалку учитель увидел на обычном экзамене, есть шанс повернуть ситуацию в выгодную для себя сторону. Главное, не отпирайтесь, лучше сознаться честно. Объяснить, что вы учили предмет, но не на все вопросы смогли запомнить план ответа. И именно план ответа вы и записали в своей шпаргалке. Учитель тоже человек, он может понять вас и разрешить продолжить сдавать экзамен.

В любом случае, принять решение пользоваться шпаргалками или нет, нужно только вам, но имейте в виду, что пользоваться шпаргалками рекомендуется только в крайних случаях. Хотя, есть такие учащиеся, которые учат предмет, записывая ответы на вопросы, то есть, фактически, они учат предмет, в процессе написания шпаргалок.

Главное, это те знания, которые остаются в голове, а использовать или нет шпаргалки, все это вторично и не так важно. Помните о том, что шпаргалки – это не основное, и тогда вы сможете достичь высоких оценок и достойного уровня знаний по предмету.

Ни пуха, ни пера!

  • Древние славяне
  • Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX--начало XII в.)
  • Политическая раздробленность на Руси (XII -- XIII вв.)
  • Культура Руси в X--XIII вв.
  • Борьба Руси против иноземных нашествий в XIII в.
  • Русь под игом
  • Образование Русского централизованного государства
  • Россия при Иване IV (1533--1584 гг.)
  • Основные направления внешней политики России и рост ее территории в XV--XVI вв.
  • Русская культура в XIV--XVI вв.
  • Смута в России
  • Россия в XVII в.
  • Социальные движения в XVII в. Церковный раскол
  • Реформы Петра I
  • Дворцовые перевороты
  • Внешняя политика России в конце XVII в.--1-й половине XVIII в.
  • Россия при Екатерине II: просвещенный абсолютизм
  • Культура и общественная мысль России в XVIII в.
  • Внешняя политика России во 2-й пол. XVIII в.
  • Реформы Александра I
  • Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии
  • Социально-экономическое развитие России, Западной Европы и США в 1-й половине XIX в.
  • Внутренняя политика Николая I
  • Общественное движение в 1-й половине XIX в.
  • Культура России в 1-й пол. XIX в.
  • Внешняя политика Николая I
  • Промышленный переворот в России в XIX в.
  • Либеральные реформы 1860--1870-х гг.
  • Общественное движение в России во 2-й пол. XIX в.
  • Российская империя в XIX в.: национальная политика самодержавия
  • Внешняя политика России во 2-й пол. XIX в.
  • Россия в царствование Александра III
  • Русская культура 2-й пол. XIX в.
  • Экономика и социально-политическое положение России в начале XX в.
  • Внешняя политика России в конце XIX--начале XX в. Русско-японская война
  • Революция 1905--1907 гг. и ее итоги
  • Реформы П. А. Столыпина
  • Культура России в начале XX в.
  • Россия в Первой мировой войне 1914--1918 гг.
  • 1917 год в России
  • Гражданская война в России (1918--1921)
  • Новая экономическая политика
  • Образование СССР
  • Формирование тоталитарной системы в СССР в 20--30-е гг.
  • Коллективизация в СССР
  • Индустриализация в СССР
  • Внешняя политика СССР в 20--30-е гг.
  • Культура в СССР в 20--30-е гг.
  • СССР в канун Великой Отечественной войны
  • Начальный период Великой Отечественной войны
  • Перелом в ходе Великой Отечественной войны
  • Завершающий этап Великой Отечественной войны
  • СССР в 1945--1953 гг.
  • СССР в годы оттепели
  • СССР в 1964--1985 гг.
  • Внешняя политика СССР в 1964--1985 гг.
  • Культура СССР в 1964--1985 гг.
  • Правозащитное движение в СССР в 60--80-е гг.
  • Перестройка в СССР
  • Распад СССР
  • Современное социально-политическое развитие России
  • Россия в системе современных международных отношений
  • ayp.ru


    Смотрите также