От Руси до России. Гумилев Л.Н. История россии гумилев
Статья - Своеобразие теории Гумилева Л.Н. в оценке исторического пути России
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_____________________________________________________ стр. 2
I. Лев Николаевич Гумилев, вехи пути _________________________ стр.3
II «От Руси к России» — исследование истории страны
1. Теория этносов как инструмент исторического познания ____ стр. 5
2. Этническая история страны: от славянских племен до
империи _____________________________________________ стр. 9
III Своеобразие теории Гумилева Л.Н. в оценке исторического
пути России _____________________________________________ стр.14
Заключение__________________________________________________ стр.16
Библиографический список использованной литературы _______ стр. 17
Приложение _____________________________________________ стр.18
«История – великая наука. Она учит нас понимать и любить свое Отечество. Она дает нам примеры для подражания и предостерегает от ошибок»
В.А.Садовничий, ректор МГУ
Введение
На стыке двух веков – XX в. и XI в, Россия как великая страна, государство, великая общность разных народов оказалась на очередном переломном этапе своей истории. XX век ушел в прошлое. Век, в конце которого Россия вновь оказалась на историческом перепутье, в трудных поисках своего пути возвращения на главную магистраль развития человечества и одновременно – к собственным национальным истокам и традициям. Именно поэтому сейчас, в начале третьего тысячелетия в нашей стране так возрос интерес к исторической судьбе России, ее историческому опыту, народным традициям. Общество очередной раз, под новым углом зрения, с позиций современного развития пытается переосмыслить движущие силы, этапы, трудности становления, формирования и, конечно же, достижения и великие свершения государства Российского.
Отечественную историю изучали и постигали все поколения российских граждан. Но современное общество в настоящее время «перелистывает» страницы истории России с иной внутренней установкой, руководствуясь принципом, сформулированным на заре нашей эры великим историком – Тицианом: «Sineiraetstudio», т.е. изучать без гнева и пристрастия, воспринимать факты нашей истории такими, какие они есть, не подгоняя их под очередные идеологические схемы.
В современном обществе неслучаен интерес к научному историческому наследию Льва Николаевича Гумилева, российского историка, географа, академика РАЕН, к его трудам, раннее незаслуженно забытым, по истории славянских народов, истории становлению Российской государственности. Его нетрадиционный взгляд на исторические факты, роль России в историческом прошлом и современном обществе, выходящий за рамки традиционного понимания истории интересен многим.
Кроме того, изучение исторического наследия Гумилева Л.Н. позволяет читателям современной России не быть «Иванами, не помнившими родства».
I. Лев Николаевич Гумилев — вехи пути.
Гумилев Лев Николаевич (1912-1992), российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991).
Жизненный и профессиональный путь Л.Н. Гумилева был также сложен и труден, как и история страны, которую он изучал еще с детства.
Отец Льва Николаевича, русский поэт Н. С. Гумилев, (1886-1921), расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления. Мать А. А. Ахматова (1889-1966), выдающаяся русская поэтесса, творчество которой отразило многие трагедии истории России.
Детство Льва Николаевича прошло в г. Бежецке, где он жил с бабушкой. Еще в школе будущий ученый увлекся историей, изучал исторические труды. Университетское образование получил не сразу, работал рабочим в Геологическом комитете, ездил в экспедиции, благодаря которым воочию знакомился с историей народов страны. В дальнейшем, уже будучи студентом университета, был арестован. Сам Лев Николаевич неоднократно подвергался репрессиям, долгие годы провел в сталинских лагерях, но, несмотря на нечеловеческие гонения, пребывание в тюрьме остался верен своему призванию «историко – географа»[1], как он сам себя называл.
В 1945 г. Гумилев Л.Н. участвовал во взятии Берлина, в дальнейшем продолжил образование, однако по прежнему подвергался политическим гонениям. Работая библиотекарем в сумасшедшем доме, занимался наукой, писал диссертацию. И вновь тюрьма, лагеря. Но Гумилев Л.Н. занят созданием своих первых книг-исследований: «Хунну» и «Древние тюрки». После знакомства с теорией Вернадского В.И. «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» Гумилев создает свою знаменитую теорию этносов, теорию пассионарной энергии.
Основные идеи Гумилева Л.Н. как историка и мыслителя, создателя учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях, понятия биоэнергетической доминанты этногенеза (пассионарность), труды по истории тюркских, монгольских, славянских и др. народов Евразии стали доступны широкому кругу читателей лишь в конце 80-х годов прошлого века, когда стали выходить из печати его книги. Основное его сочинение – «Этногенез и биосфера земли», где автор и раскрывает принципы теории этносов.
Монография Л.Н. Гумилева «От Руси к России» посвященная отечественной истории, рассматривает ход становления российской государственности как раз с позиций теории этносов. Историческое исследование «От Руси к России» охватывает временной период от становления Киевского княжества до эпохи Петра Первого. Это последняя книга Л.Н. Гумилева, в которой, основываясь на разработанной теории этносов и пассионарности, историк нетрадиционно оценивает известные и неизвестные факты нашего прошлого.
I. «От Руси к России» — исследование истории страны.
1. Теория этносов как инструмент исторического познания.
Характеризуя свою книгу «От Руси к России» Гумилев Л.Н. отмечал, что это «попытка написать книгу об этнической истории России в краткой и доступной форме»[3]. Все этапы становления и развития сначала Киевской Руси, далее Московского государства вплоть до эпохи Петра Первого автор анализирует с точки зрения периодов развития этносов, их основных закономерностей.
Изначально Гумилев Л.Н. исходит из того, что человеческую историю как историю народов характеризуют определенные параметры.
Пространство — это первый параметр, который характеризует исторические события (кормящий и вмещающий ландшафт).
Второй параметр — время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но и когда-то.
Третий параметр, характеризующий исторический процесс — присутствие в биосфере Земли представителей разных народов этносов.
Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа.
По мнению Гумилева Л.Н., исторический процесс в целом есть рождение, сосуществование и исчезновение отдельных этносов. Под этносом автор имеет в виду «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности — подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы — они» и деление на «своих» и «чужих».[4]
Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, членыэтноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.
Примерами этносов ученый называет французов, греков, великороссов, грузин и представителей многих других народов.
Гумилев Л.Н. отмечает, что в истории этносов (народов), как и в истории видов, время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые. «Древности принадлежат филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их сейчас нет, но когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев. Итак, этническая история состоит из «начал» и «концов».[5]
Но откуда, же и почему возникают эти новые общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей. По мнению Гумилева Л.Н. любой этнос имеет предка, даже не одного, а нескольких. Например, для русских предками были и древние русичи, и выходцы из Литвы и Орды, и местные финно-угорские племена. Однако установление предка не исчерпывает проблемы образования нового этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко и во времени, и в пространстве.
Всему причина этнический «толчок», ведущий затем к образованию новых этносов. Как и почему он возникает? По теории, выдвинутой Гумилевым Л.Н., процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком – пассионарностью. «Пассионарность — это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями».[6]
Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Это наиболее активная часть населения. Но что является движущей силой деятельности пассионариев, деятельности, которая подчас опасна для них самих? Гумилев Л.Н. находит эту движущую силу в «биохимической энергией живого вещества биосферы», опираясь на теорию биосферы академика В.И.Вернадского.
Механизм связи между пассионарностью и поведением Гумилев рассматривает следующим образом. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек применяет эту энергию в различных направлениях человеческой деятельности: «Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни». [7] При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос.
Почему же этносы исчезают? Продолжительность жизни любого этноса, по мнению автора, приблизительно одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Этнос возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека.
Первая. фаза — фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Старые этносы, на базе которыхвозникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос (так, Византия — суперэтнос, возникший в результате толчка в I в. н.э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до ХV в).
Акматичес кая фаза этногенеза совпадает с наибольший подъемом пассионарности — когда люди стремятся не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой»: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и «резней», что ход этногенеза на время тормозится.
Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и начинается фаза надлома, которая сопровождается «огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства»[8] Но внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.
Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Это фаза — инерцион ная. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.
Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системестановятся необратимыми. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей.
Последняя фаза этногенеза — мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память, приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза – «процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли»[9] .
2 Этническая история страны: от славянских племен до империи
Анализируя этническую историю Руси-России, Гумилев Л.Н. опирается на исследование и анализ этногенезы всех народов населявших и населяющих нашу Родину. Каждый из этих народов — этносов, обладая своим этническим возрастом и соответствующим ему пассионарным потенциалом, оказывал мощное влияние на ход этногенеза всего суперэтноса будущей России. При этом автор подробно, с опорой на большой «исторический материал» прослеживает логику основных событий этнической истории Руси и России и приходит к выводу: этногенез народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни, по крайней мере, двух разных суперэтносов: «необходимо различать историю древней Киевской Руси (с IX до XIII в., включая и историю Новгорода до его падения в XV в.) и историю Московской Руси (с XIII столетия до наших дней)»[10] .
Но начало всему, как считает автор, положило Великое переселение народов, в результате пассионарного точка во II в.н.э., когда славянские племена освоили земли от берегов Балтики до Адреатики и Эгейского моря. VI – VII вв. – период упрочения и дальнейшего расселения славянских племен, и в конечном итоге — становления Киевской державы (династия Рюриковичей).
Важнейшим в истории русского этноса Гумилев считает обстоятельства «выбора веры» князем Владимиром, широко известны и изложены в «Повести временных лет». «Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным — выбором веры, одухотворившей жизнь народа».[11]
В самом деле, распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «общенациональной» политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме. Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника — Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивление крещению оказали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство.
Православная церковь постепенно распространяла свое благотворное влияние, строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.
Князь Владимир пошел по пути, который «наметила «мудрейшая из людей» княгиня Ольга, избравшая православие. Ступив на этот путь, Русь пришила к крещению 988 г. Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю»[12] — пишет Гумилев Л.Н.
В ХI — начале ХII в. Русская земля представляла собой единый суперэтнос, сложилась крупная держава с разноплеменным населением.
Наступивший позже период «феодальной раздробленности» Киевской Руси Гумилев связывает с падением пассионарности в XIII в. — единство оказалось утраченным. Отдельные подсистемы ослабевшего суперэтноса вошли в состав более молодых этнических миров. Так, Северо-Восточная Русь вошла в монгольский суперэтнос. В части Русских земель правили князья — самостоятельные властители. Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были и захвачены частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была очень печальной. В рамках, западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта.
Таким образом, вошедшая в фазу обскурации Русская земля была разорвана надвое могучими силами пассионарности Запада и Востока.
Здесь стоит отметить, что историю взаимоотношений «Руси и Степи», Гумилев Л.Н. рассматривает и интерпретирует совсем с других позиций, совершенно отличных от традиционной точки зрения. По его мнению, если говорить в общих чертах, «монголо-татарское иго» нанесло не вред Руси, а было тем щитом, который сдерживал западную экспансию в нашу страну.
Гумилев пишет: «этногенез Руси оказался усложненным этническими контактами с представителями совершенно иных суперэтносов: Монгольского улуса и «Христианского мира».[13] Так, в XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для Руси. Приведем пример. В 1237 г. мощный Ливонский орден, фактически «военно-духовное» государство, был нацелен на захват Прибалтики, продвижение на Русь, насильственное принуждение к католичеству покоряемых народов. В 1240 г. шведский флот стоял в устье Невы, готовя нападение на Новгород, немцы нападали на Прибалтику. Натиск западного суперэтноса на Русь был угрожающе реален. Стране нужен был союзник. И, как отмечает Гумилев, благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра Невского был заключен союз Орды и Руси, остановивший западное нашествие. Реальные результаты союза с монголами позволили московским князьям сохранить большую свободу действий, более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность.
Анализируя все обилие исторических событий, с опорой на подлинные исторические источники («Повесть временных лет»), исследования ведущих историков прошлого и настоящего, Гумилев Л.Н. определяет, что ключевым периодом для понимания отечественной исторической судьбы являются три века: XIII, XIV и XV, — когда русская действительность формировалась как результат интерференции (наложения) двух разных процессов этногенеза. Финальная фаза этногенеза Киевской Руси сочеталась с начальным, инкубационным периодом истории будущей России, и «это сочетание придало столь трагическую окраску времени Александра Невского, Дмитрия Донского и Василия Темного».[14]
Используя основную характеристику этнической истории — уровень пассионарного напряжения, Гумилев Л.Н., обобщая различия между Киевской и Московской Русью, представляет это в виде таблицы, на которой более наглядно видно, что этногенез Московской Руси — России только в ХХ в. подходит к тем финальным фазам, в которыхпрошла вся история Киевской Руси. Москва не продолжала традиций Киева, как это делал Новгород. Напротив, она уничтожила традиции вечевой вольности и княжеских междоусобиц, заменив их другими нормами поведения, во многом заимствованными у монголов, — системой строгой дисциплины, этнической терпимости и глубокой религиозности.
Автор доказывает, что в начале XIII в. на территории Руси имел место пассионарный толчок. «Мы даже можем с учетом нашего допущения довольно точно определить дату этого толчка. «Новые» люди начали рождаться около 1200 г., а исторической силой они стали в конце XIV в. — около 1380 г. Следовательно, инкубационный период фазы пассионарного подъема продолжался около 180 лет, что практически не противоречит данным по другим известным нам примерам этногенеза»[15]
В качестве иллюстрации правильности и объективности своей теории Гумилев Л.Н. подробно рассматривает период правления Александра Невского. С точки зрения этнической истории, по мнению автора важен ответ на вопрос: какую Русь представлял Александр Ярославич Невский? «Был ли он последним крупным удельным князем древней Руси или же первым князем будущей Великороссии?».[16] Можно ли его поставить в один ряд с Владимиром Мономахом или следует сравнить с Дмитрием Донским?
Действительно, князь Александр, так же как его соратники, принадлежал к поколению новых людей, поднявших Русь на недосягаемую высоту. Для такого вывода есть весомые основания. Жертвенное поведение Александра Ярославича него соратников слишком разительно отличается от нравов древнерусских удельных князей. Сформулированная Александром доминанта поведения — альтруистический патриотизм — на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И наконец, именно потомками Александра Ярославича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Киевской Руси новая Русь. Сначала она называлась Московской, а с конца XV в. стала называться Россией.
Итак, к началу XVI столетия у Ивана III имелись все основания называть себя Великим князем всея Руси. Присоединен Новгород, Псков, Смоленск, Рязанское княжество. Позади «стояние на Угре», битва на Куликовом поле. Как символ установления единовластия московских государей появились особые знаки великокняжеской власти: шапка Мономаха (корона), бармы (царские оплечья), государственный герб – двуглавый орел. С объединением страны была достигнута политическая и экономическая стабильность.
Продолжая рассматривать историю России в соответствии с последовательностью фаз развития этноса, Гумилев Л.Н. определяет период от смерти Ивана III в 1505 г. до начала царствования Михаила Романова в 1613 г. как первый максимум пасионарности в акматической фазе, причем в первой половине этого периода пассионарность возрастала, а затем начала убывать.
Новый подъем обозначился лишь в 20-е годы XVIIв. Поэтому и Смутное время, с точки зрения Гумилева, это не случайность, а следствие пассионарной депрессии после «перегрева» XVI в. (Лжедмитрий I, движение Болотникова И., Лжедмитрий II и вмешательство в Смуту Швеции, Речи Посполитой). Внутриполитическая ситуация во время царствования Михаила Романова оставалась стабильной, т.к. генофонд русского суперэтноса начал компенсировать тот урон, который нанесли русской пассеонарности все смуты конца XVI в. – начала XVII в.
Дальнейшие важнейшие события в истории государства Российского — воссоединение Левобережной Украины с Россией и присоединение Восточной Сибири Гумилев Л.Н. оценивает как правильный выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа. «Два близких этноса – русский и украинский – соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации».[17] Полтавская битва поставила точку в истории воссоединения Украины к России. Столь же быстрое и масштабное покорение и освоение Сибири, с точки зрения теории этногенеза автор объясняет высокой пассионарностью русских, состоянием этнического гомеостаза народов Сибири и главное, за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами. Русские переселенцы и администрация в основной массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и дальнего Востока. «Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по — своему».[18]
70-е г. XVII в. Гумилев Л.Н. оценивает как очередной пассионарный спад, который привел к возникновению опасных течений внутри страны, и представлял угрозу для политического режима страны и даже ее существования (стрелецкие бунты, хованщина, раскол церкви, крымский поход).
1698 г., год разгрома восстания стрельцов принято считать последней датой в истории Московской Руси, которая начала стремительное превращение в Российскую империю, и неразрывно связана с именем и деяниями Петра Первого.
Однако Гумилев Л.Н. дает кардинально отличную от традиционной, оценку исторической роли Петра I, называя ее «петровской легендой». Гумилев считает, что все петровские реформы надо рассматривать логическим продолжением реформаторской деятельности его предшественников: Алексея Михайловича, Софьи, В. Голицина. Уровень пасионарности в этот период, по мнению автора, снижался, что и вызвало снижение активности населения, которое не могло противиться введению «рекрутских наборов» для решения военных задач, подушной подати и ужесточением крепостного права. «Окно в Европу» имело две стороны».[19]
Подводя итоги длинного пути пройденного нашей страной «от Руси к России» Гумилев Л.Н. в конце своей книги делает вывод: «восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского этногенеза».[20]
Следующий век – совершенно иное время – фаза надлома, с ее бурными событиями, войнами, переворотами, революциями. Следуя логики теории Гумилева, современные жители России стоят на пороге инерционной фазы, «эпохи собирания плодов, создания неповторимой культуры».[21] Но это еще впереди…
III. Своеобразие теории Гумилева Л.Н.
в оценке исторического пути России
Теория этносов и пассионарности представляет собой разновидность цивилизационного подхода теорий общих исторических закономерностей, в которой ученый пытается соединить социальные, биологические и природные факторы. Применение этой теории к российскому историческому пути позволяет Гумилеву с одной стороны — создать четкую, обоснованную и «живую» картину жизни страны и народов, ее населяющих, с другой стороны — приводит к выводам, можно сказать открытиям и подчас совершенно неожиданной трактовке исторических событий. Это и совершенна иная оценка «взаимоотношений Руси и Степи», и собственный взгляд на роль многих исторических деятелей (Чингисхан, Петр Первый и т.п.). Многие предпосылки исторических событий, система взаимоотношений Запада и Востока, отношение христианства, католичества, мусульманства и многое другое оценивается Гумилевым по – своему, в строгой привязке к теории «пассионарности».
По оценке академика Д.С. Лихачева исследование Гумилева Л.Н. является «увлекательным опытом реконструкции русской истории IX – XVII вв.».[22] Д.С.Лихачев отмечает, что сходную картину реконструкции церковно-политической жизни Руси в свое время дал историк — источниковед М.Д.Приселков. Гумилев Л.Н. строит широкую картину российской действительности далеких времен с опорой на «бедные» подлинные исторические источники, а главное на широкий круг научных исторических источников, исследований и теорий известных историков. Но самое строгое следование за источниками, невозможно без элементов реконструкции. И с этим конечно нельзя не согласиться.
Концепция Гумилева Л.Н. специфики взаимоотношений Руси и Степи, расходясь с традиционной точкой зрения, позволяет по другому посмотреть на всю сложность ситуации тех лет и переплетенность судеб и отношений различных народов и этносов того времени. По оценке Лихачева Д.С., такая позиция «смягчает противостояние народов Востока и Руси».
Интересны и своеобразны изложенные Гумилевым оценки роли России на Евразийском континенте. Именно новая система поведения, созданная на старой идеологической основе — православии, — позволила России сказать свое слово в истории Евразии. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза. Сначала его объединили тюрки, создавшие каганат, который охватывал земли от Желтого моря до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем, после периода полного распада и дезинтеграции, инициативу взяла на себя Россия: с XV в. русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила, таким образом, «наследницей» Тюркского каганата и Монгольского улуса, считает Гумилев.
Евразийские народы строили общую государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека.
Исторический опыт показал, что, пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман.
Оценивая современную действительность России, Гумилева Л.Н. отмечает, что в России ХХ века отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами — пытались всех сделать одинаковыми. Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. «Ведь российский суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы не изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения»[23] — доказывает своим читателям автор.
Гумилев Л.Н. не призывает отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. Так называемые цивилизованные страны относятся к иному суперэтносу — западноевропейскому миру, который ранее назывался «Христианским миром». Возник он в IX в. и за тысячелетие пришел к естественному финалу своей этнической истории. Именно поэтому мы видим у западноевропейцев высокоразвитую технику, налаженный быт, господство порядка, опирающегося на право. Все это — итог длительного исторического развития.
Вхождение в круг «цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос, о чем много говорится в современной России, по мнению ученого не дается даром. «Ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественныхтрадиций и последующая ассимиляция».
События современной истории России на стыке XX и XXI вв. в определенной мере подтвердили данные утверждения и выводы Гумилева Л.Н.
Заключение
В предисловии к своей книги «От Руси к России» Лев Николаевич Гумилев Л.Н. отмечает: «современность мнима, а история – реальна». С автором действительно можно согласиться, т.к. на страницах его книги история буквально оживает во всех красках, звуках, многоголосии речи людей.
Сам автор так говорит о своем исследовании: «неподготовленному читателю изложение этнической теории наверняка кажется экстравагантным до неприличия».[24] Позволим себе с ним не согласится.
Книга читается как роман, но все-таки это серьезное научное историческое исследование. Исследование истории русской государственности с точки зрения и с позиций теории этносов, разработанной самим Гумилевым.
Можно рассматривать книгу «От Руси к России» как реконструкцию русской истории IX – XVII вв., но автор приводит в своем исследовании такой обширный исторический материал, такое обилие исторических фактов, логически обосновывая поступки и чаянья исторических героев, и с позицией автора соглашаешься.
Гумилев доказывает, что истории Руси и России — история двух разных суперэтносов древней Киевской Руси (с IX до XIII в.) и историю Московской Руси (с XIII столетия до наших дней).
Развитию каждого суперэтноса способствовал свой пассионарный толчок, каждый этнос прошел разные фазы становления этноса и все исторические «катаклизмы» определены пассионарностью народов, населявших нашу отчизну.
Нетрадиционная интерпретация некоторых исторических событий, своя точка зрения на многие факты, предложенная Гумилева Л.Н. заставляет задуматься, вступить с ним в спор, или согласиться, что так или иначе побуждает читателя к дальнейшему изучению истории собственной страны.
Библиографический список использованной литературы
1. Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г.
2. Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению» СПб, 2002 г.
3. Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению», СПб, Изд-во «Кристалл», 2002 г.
4. Гумилев Л.Н., «Древняя Русь и Великая Степь», Изд-во Мысль, М., 1989 г.
5. Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др. «Отечественная история. IX – XX вв. учеб.-метод. пособие», СПб, Изд-во СЗТУ, 2008 г.
6. Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века», ООО «Дрофа», 1999 г.
Приложение
Сравнительная диахроническая таблица по этнической истории Руси и России
Фаза этногенеза/Фазовый переход | Возраст этноса, лет | Славяне – Древняя Русь | Московская Русь — Россия | ||
периодизация | основные события | периодизация | основные события | ||
Пассионарный толчок | - | Около 1 г. н.э. | Взрыв этногенеза от южной Швеции до Абиссинии – Великое пересе- ление народов | Около 1200 г. | Взрыв этногенеза в Литве, на Руси, в Малой Азии и Эфиопии |
Инкубационный период фазы пассионарного подъема, образование нового этноса | 180 – 200 | 1 – 200 гг. | Неизвестен | 1200 – 1380 гг. | Возникновение нового этноса – русских – на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов. Создание Великого княжества Московского. Куликовская битва |
Явный период фазы пассинарного подъема, начало перехода к акматической фазе | 180 – 300 | 200 – 300 гг. | Неизвестен | 1380 – 1500 гг. | Объединение Великороссии. Начало формирования супер- этноса. Разрушение по- следнего этнического осколка Киевской Руси — Новгорода |
Акматическая фаза этногенеза, образова- ние суперэтноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала | 300 – 600 | 300 – 600 гг. | Миграция славянских племен. Расселение славян на территории Южной и Восточной Европы | 1500 – 1800 гг. | Объединение под вла- стью Москвы народов, живших на просторах Евразии, от Прибалтики до Тихого океана Создание единого Русского государства |
Фаза надлома, резкое снижение пассионар-ности суперэтноса | 600 – 800 | 600 – 800 гг. | Распад славянского единства. Освоение славянскими наро- дами занятых тер-риторий. Образова-ние отдельных раннеславянских государств | После 1800 г. | Утрата единства супер-этнической принадлеж-ности. Нарастание внутренних конфликтов. Гражданские войны |
Инерционная фаза, плавное снижение пассионарности суперэтноса | 800 – 1100 | 800 – 1100 гг. | Создание сла –вянского государ-ства в Восточной Европе – Киевской Руси. Ее христиа- низация с по-следующим расцве-том культуры и ростом благо- состояния народа | ? | ? |
Фаза обскурации, резкое снижение пассионарности, разрушение системных связей | 1100 – 1300 | 1100 – 1300 гг. | Распад единого сла-вянского государ- ства на отдельные княжества, рост междоусобных конфликтов. Раздел страны между Ордой (северо-восток) и Литвой (юго-запад) | ||
Мемориальная фаза, утрата единства этнической принад- лежности и транс-формация куль-турной традиции. Полное уничтожение этнических реликтов | 1300 – 1500 | 1300 – 1480 гг. | Утрата политической самостоятельности Новгородом |
[1] Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению» СПб, 2002 г., с.5
[2] Гумилев Л.Н., «Древняя Русь и Великая Степь», предисловие, Из–во «Мысль», 1989, с. 7.
[3] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с.385
[4] Там же, с. 11.
[5] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 15
[6] Там же, с. 16.
[7] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г, с. 17.
[8] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 19.
[9] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 20.
[10] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 375.
[11] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 69
[12] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 74.
[13] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 110.
[14] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 376.
[15] Там же, с. 171
[16] Там же,, с. 170.
[17] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 326
[18] Там же, с. 336
[19] Там же, с. 373
[20] Там же, с. 373
[21] Там же, с. 374
[22] Гумилев Л.Н., «Древняя Русь и Великая Степь», предисловие, Из–во «Мысль», 1989, с. 7
[23] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 384
[24] Гумилев Л.Н., «От Руси к России», М., ООО Издательство АСТ, 2008 г., с. 377
www.ronl.ru
От Руси до России. Гумилев Л.Н.
М.: Айрис-пресс, 2003. - 318с.
Книга выдающегося русского историка и географа Л. Н. Гумилева посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра I, причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза.
Книга написана живым, образным языком, очень увлекательно и доходчиво, поэтому огромный объем фактического материала усваивается без особых усилий со стороны читателя. Именно благодаря этим качествам книга была рекомендована Министерством образования России в качестве учебного пособия для учащихся старших классов средней школы.
Истинные любители русской истории также получат немалое удовольствие от знакомства с этим неординарным произведением.
Формат: doc / zip
Размер: 1,38 Мб
Скачать / Download файл
Аннотация
Эта последняя работа, подготовленная Л. Н. Гумилевым к печати, — результат глубокого, многостороннего изучения автором этнической истории нашей страны. Книга фактически продолжает и дополняет его предыдущее исследование «Древняя Русь и Великая степь».
Как и все труды Л. Н. Гумилева, книга «От Руси до России» (это название дал книге сам автор) содержит колоссальный объем фактического материала, анализ которого позволил автору сделать серьезные научные обобщения, по-новому взглянуть на, казалось бы, известные факты исторической географии.
Очерки событий, происходивших в I—XVIII вв., написаны интересно, даже увлекательно, «экспериментальным» стилем, так как, по словам Л. Н. Гумилева, его задача состояла в том. чтобы читатели ...
Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы
Разные афоризмы
Юрист отличается от остальных тем, что пользуется словами, как математическими формулами.Цитаты и Статусы со смыслом
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.Приколы из школьных сочинений
Мама сказала мне вымыть шею до пояса.Фото приколы
Смотрим еще приколы и все для учебы (на новой странице)
advice-me.ru
Лев Гумилев - От Руси до России - читать онлайн
Гумилёв Лев – От Руси до России – читать книгу онлайн бесплатно
Annotation
Книга выдающегося русского историка и географа Л.Н.Гумилева посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра I, причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза.
Книга написана живым, образным языком, очень увлекательно и доходчиво, поэтому огромный объем фактического материала усваивается без особых усилий со стороны читателя. Именно благодаря этим качествам книга была рекомендована Министерством образования России в качестве учебного пособия для учащихся старших классов средней школы.
Истинные любители русской истории также получат немалое удовольствие от знакомства с этим неординарным произведением.
Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжелых ситуаций, как говорили в старину, «за поучительными примерами». Пусть так, но в таком случае интерес к истории свидетельствует и о другом: современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные, несовместимые временные стихии. Часто история и современность просто сталкиваются лбами: «Нам интересна только современность и нужно знание только о ней!» Похожие суждения можно услышать и в ученом споре, и в беседе за чаем, и даже в базарной склоке.
Действительно, для противопоставления современности и истории есть некоторые основания. Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее», а значит, историческая наука немыслима без учета изменений, отделяющих «вчера» от «сегодня». Количество и масштабы этих изменений могут быть ничтожны, но вне их история не существует. Говоря «современность», мы, напротив, имеем в виду некоторую привычную и кажущуюся нам стабильной систему взаимоотношений внутри страны и вне ее. Вот это-то привычное, знакомое, почти неизменное и понятное и противопоставляется обычно истории — чему-то неочевидному, неосязаемому и потому непонятному. А дальше просто: если мы не можем с современной точки зрения объяснить действия исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ научно-технического прогресса. Тем хуже для них!
www.ezobox.ru
Книга выдающегося русского историка и географа Л.Н.Гумилева посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра I, причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза. Книга написана живым, образным языком, очень увлекательно и доходчиво, поэтому огромный объем фактического материала усваивается без особых усилий со стороны читателя. Именно благодаря этим качествам книга была рекомендована Министерством образования России в качестве учебного пособия для учащихся старших классов средней школы. Истинные любители русской истории также получат немалое удовольствие от знакомства с этим неординарным произведением. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжелых ситуаций, как говорили в старину, «за поучительными примерами». Пусть так, но в таком случае интерес к истории свидетельствует и о другом: современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные, несовместимые временные стихии. Часто история и современность просто сталкиваются лбами: «Нам интересна только современность и нужно знание только о ней!» Похожие суждения можно услышать и в ученом споре, и в беседе за чаем, и даже в базарной склоке. Действительно, для противопоставления современности и истории есть некоторые основания. Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее», а значит, историческая наука немыслима без учета изменений, отделяющих «вчера» от «сегодня». Количество и масштабы этих изменений могут быть ничтожны, но вне их история не существует. Говоря «современность», мы, напротив, имеем в виду некоторую привычную и кажущуюся нам стабильной систему взаимоотношений внутри страны и вне ее. Вот это-то привычное, знакомое, почти неизменное и понятное и противопоставляется обычно истории — чему-то неочевидному, неосязаемому и потому непонятному. А дальше просто: если мы не можем с современной точки зрения объяснить действия исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ научно-технического прогресса. Тем хуже для них! И ведь мало кому приходит в голову, что в свое время прошлое тоже было современностью. Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Все хваленое настоящее — лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пунических или наполеоновских войн. И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя. Итак, история — это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. Взглянув в каждый отдельный момент на определенную территорию, мы видим как бы фотографический снимок — относительно устойчивую систему из взаимосвязанных объектов: географических (ландшафтов), социально-политических (государств), экономических, этнических. Но как только мы начинаем изучать не одно состояние, а множество их, то есть процесс, картина резко меняется и начинает напоминать скорее детский калейдоскоп, а не строгое картографическое изображение с сухими надписями. Взглянем, к примеру, на Евразию в начале I в. н.э. Западную оконечность великого Евразийского континента занимала Римская империя. Эта держава, выросшая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. В состав империи органично влились культурные эллины, остававшиеся в общем лояльными подданными очень долгое время. С германцами же, жившими за Рейном, римляне, напротив, начали воевать. И хотя их победоносные полководцы Германик и будущий император Тиберий доходили во главе легионов до Эльбы, уже к середине I в. н.э. от покорения германцев римляне отказались. К востоку от германцев обитали славянские племена. Римляне называли их, как и германцев, варварами, но в действительности это был совершенно другой народ, отнюдь не друживший с германцами. Еще восточнее, в беспредельных степях Причерноморья и Казахстана, мы обнаруживаем в это время народ, мало напоминающий европейский, — сарматов. А на границе с Китаем, на территории нынешней Монголии, кочевал народ хунны. Восточная окраина Евразии, так же как и западная, была занята огромной державой — империей Хань. Китайцы, подобно римлянам, считали себя культурным, цивилизованным народом, живущим среди окружающих их варварских племен. Друг с другом римляне и китайцы практически не сталкивались, однако связь между ними все же была. Нитью между двумя империями, невидимой, но прочной, стал Великий шелковый путь. По нему китайский шелк тек в Средиземноморье, оборачиваясь золотом и предметами роскоши. Но и на Великом шелковом пути китайцы и римляне не встречались, ибо ни те, ни другие не ходили с караванами. С ними ходили согдийцы — обитатели Средней Азии — и евреи, осваивавшие международную торговлю. Под их руководством караваны пересекали огромные пространства континента. А на окраинах его, в римских крепостях и на Великой китайской стене, часовые день и ночь охраняли покой «цивилизованных» империй. Зададимся простым вопросом: а что помешало этой отлаженной статичной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы сегодня не видим ни римлян, ни Великого шелкового пути? Да потому, что уже в конце I — начале II в. н.э. положение изменилось принципиально: пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных им условиях. Десантом готов — обитателей Скандинавии — в устье Вислы началось Великое переселение народов, ставшее в IV в. причиной гибели единой Римской империи. Тогда же начали свое продвижение и славяне, покидавшие территорию между Вислой и Тисой и распространившиеся впоследствии от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. Племя даков, занимавшее территорию современной Румынии, начало войну с Римом, и империи потребовалось 20 лет борьбы, чтобы силами всего Средиземноморья, объединенными военным и государственным гением императора Траяна, победить этот народ. Из возникших в Сирии и Палестине христианских общин к тому времени возник новый этнос — «этнос по Христу». Носители некогда преследовавшегося учения сумели не только сохранить его, но и сделать официальной идеологией в одной из частей распавшейся империи. Так в противовес умирающему Западному Риму — Гесперии — возникла новая, христианская держава — Византия. В той же Палестине возник очаг сопротивления римскому господству. Небольшой народ — иудеи — после двух восстаний, жестоко подавленных римлянами, покинул свою историческую родину. Но появление иудейской диаспоры и проповедь христианства обернулись для римлян усилением позиций восточных религий в самом центре империи и в ее провинциях. Не только Ближний, но и Дальний Восток стал в это время источником бед для Рима. Ветвь хуннов, покинув степи Монголии, в результате беспримерной миграции оказалась в Европе. Уже в IV в. их потомки сокрушили королевство готов и едва не уничтожили саму Римскую империю. Таким образом, если мы попытаемся представить себе Евразию V-VI вв., то увидим картину, совершенно не похожую на ту, что была в I в. Новые империи располагаются на окраинах континента, совсем другие народы кочуют по просторам Великой степи. Вся история человечества состоит из череды подобных изменений. Может быть, смена империй и царств, вер и традиций не имеет никакой внутренней закономерности, а представляет собой не поддающийся объяснению хаос? Издавна люди пытливые (а такие есть всегда) стремились найти ответ на этот вопрос, понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались, естественно, разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций или военной историей, то есть описанием походов и сражений; историей техники или культуры; историей литературы или религии. Все это — разные дисциплины, относящиеся к истории. И потому одни — историки юридической школы — изучали человеческие законы и принципы государственного устройства; другие — историки-марксисты — рассматривали историю сквозь призму развития производительных сил; третьи опирались на индивидуальную психологию и т.д. А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство — это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территории своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя. Второй параметр — время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными. Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения, все человечество следует рассматривать как антропосферу — одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens. Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством — оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей — этносов — составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности — подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы — они» и деление на «своих» и «чужих». Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого. Чтобы описать свою историческую традицию, членам этноса становится необходима система отсчета времени. Легче всего учитывать временные циклы. Простые наблюдения показывают, что день и ночь составляют повторяющийся цикл — сутки. Подобно этому, времена года, сменяясь, составляют больший цикл — год. Из-за этой простоты и очевидности первый известный людям счет времени, употребляющийся до сих пор, — это счет циклический. (С представлением о цикличности времени связано само происхождение русского слова «время», однокоренного со словами «вертеть» и «веретено».) На Востоке, например, была изобретена система отсчета времени, при которой каждый из 12 годов носит название того или иного зверя, изображаемого определенным цветом (белый — металл, черный — земля, красный — огонь, сине-зеленый — растительность). Но поскольку этнос живет очень долго, ни годового, ни даже двенадцатилетнего цикла восточных народов часто было недостаточно, чтобы описать хранящиеся в памяти людей события. В поисках выхода из этого тупика начали применять линейное измерение времени, при котором отсчет ведется от определенного момента в историческом прошлом. Для древних римлян эта условная дата — основание Рима, для эллинов — год первой Олимпиады. Мусульмане считают годы от Хиджры — бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Христианское летосчисление, которым пользуемся мы, ведет счет от Рождества Христова. О линейном измерении времени можно сказать лишь то, что, в отличие от циклического, оно подчеркивает необратимость времени. На Востоке существовал еще один способ осознания и отсчета времени. Вот пример такого исчисления. Царевна из южнокитайской династии Чэн, уничтоженной северной династией Суй, попала в плен. Она была отдана в жены тюркскому хану, желавшему породниться с китайской императорской семьей. Царевна скучала в степях и сочиняла стихи. Одно из ее стихотворений звучит так: Предшествует слава и почесть беде, Ведь мира законы — круги на воде. Во времени блеск и величье умрут, Сравняются, сгладятся башня и пруд. Хоть ныне богатство и роскошь у нас - Недолог всегда безмятежности час. Не век опьяняет нас чаша вина. Звенит и смолкает на лютне струна. Я царскою дочерью прежде была, А ныне в орду кочевую зашла. Скиталась без крова и ночью одной, Восторг и отчаянье были со мной. Превратность царит на земле искони, Примеры ты встретишь, куда ни взгляни, И песня, что пелась в былые года, Изгнанника сердце тревожит всегда. Здесь течение времени рассматривается как колебательное движение, а определенные временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности событиями. При этом создаются большие дискретные «участки» времени. Китайцы называли все это одним легким словом ~ «превратность». Каждая «превратность» происходит в тот или иной момент исторического времени и, начавшись, неизбежно кончается, сменяясь другой «превратностью». Такое ощущение дискретности (прерывности) времени помогает фиксировать и понимать ход исторических событий, их взаимосвязь и последовательность. Но, говоря о прерывистом времени, времени линейном или циклическом, надо помнить, что речь вдет лишь о созданных человеком системах отсчета. Единое абсолютное время, исчисляемое нами, остается реальностью, не превращаясь в математическую абстракцию, и отражает историческую (природную) действительность. Так, прерывистое время равно применимо и к человеческой истории, и к истории природы. Хорошо описанная историческая геология оперирует эрами и периодами, в каждый из которых биосфера Земли имела особый характер. Это или «влажный» карбон с обилием крупных амфибий (земноводных), или «сухой» пермский период с крупными рептилиями (пресмыкающимися), обитавшими вблизи водоемов. В трех периодах мезозойской эры: триасе, юре и меле — каждый раз возникала новая флора и новая фауна. Ледниковый период вновь изменил животный и растительный мир Земли. До этого периода в Африке обитали австралопитеки, отдаленно напоминавшие современного человека. После ледникового периода появились неандертальские люди с огромной головой и сильным коренастым туловищем. При неизвестных нам обстоятельствах неандертальцы исчезли и сменились людьми современного типа — людьми разумными. В Палестине сохранились материальные следы столкновения двух видов людей: разумных и неандертальских. В пещерах Схул и Табун на горе Кармель обнаружены останки помесей двух видов. Трудно представить условия появления этого гибрида, особенно если учитывать, что неандертальцы были каннибалами. В любом случае новый, смешанный вид оказался нежизнеспособным. Итак, неандертальцы исчезли, и в наше время Земля заселена людьми хотя и пяти разных рас, но принадлежащими к одному биологическому виду. Следовательно, мы вправе считать, что прямой преемственности между неандертальцами и современными людьми нет. Но точно так же нет ее и между кроманьонскими охотниками на мамонтов и древними кельтами, между римлянами и румынами, между хуннами и мадьярами. В истории этносов (народов), как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые. Древности принадлежат филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их сейчас нет, но когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев. Итак, этническая история состоит из «начал» и «концов». Но откуда же и почему возникают эти новые общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей: «Э, нет, знаем мы вас: вы — немцы, а мы — французы!»? Понятно, что любой этнос имеет предка, даже не одного, а нескольких. Например, для русских предками были и древние русичи, и выходцы из Литвы и Орды, и местные финно-угорские племена. Однако установление предка не исчерпывает проблемы образования нового этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко и во времени, и в пространстве. Казалось бы, на поставленный вопрос нет ответа, но вспомним, что точно так же сто лет назад не было ответа на вопрос о происхождении видов. В прошлом веке, в эпоху бурного развития теории эволюции, как до, так и после Дарвина, считалось, что отдельные расы и этносы образуются вследствие борьбы за существование. Сегодня эта теория мало кого устраивает, так как множество фактов говорит в пользу иной концепции — теории мутагенеза. В соответствии с ней каждый новый вид возникает как следствие мутации — внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Конечно, наличие мутаций не отменяет внутривидового процесса эволюции: если появившиеся признаки повышают жизнеспособность вида, они воспроизводятся и закрепляются в потомстве на достаточно долгое время. Если это не так — носители их вымирают через несколько поколений.Теория мутагенеза хорошо согласовывается с известными фактами этнической истории. Вспомним уже упоминавшийся пример миграций в I-II вв. н.э. Мощное движение новых этносов имело место сравнительно недолго и только в узкой полосе от южной Швеции до Абиссинии. Но ведь именно это движение погубило Рим и изменило этническую карту всего европейского Средиземноморья. Следовательно, начало этногенеза мы также можем гипотетически связать с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический «толчок», ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком. Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории — пассионарность. Пассионарность — это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями. Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии. Такой вид энергии был открыт и описан нашим великим соотечественником академиком В.И.Вернадским и назван им биохимической энергией живого вещества биосферы. Механизм связи между пассионарностью и поведением очень прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другими людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.д. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории. Но уровень пассионарности в этносе не остается неизменным (см. рисунок). Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека. Первая фаза — фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос (так, Византия — суперэтнос, возникший в результате толчка в I в. н.э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до XV в.). Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Наибольший подъем пассионарности — акматическая фаза этногенеза — вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой»: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится. Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается; ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и такую фазу мы назовем фазой надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизуются в памятниках культуры и искусства. Но высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие. Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли. |
rulibs.com