Читать онлайн "История России. XVII–XVIII века. 7 класс" автора Черникова Татьяна Васильевна - RuLit - Страница 2. История россии черникова
Часть I
Московский Государственный Институт Международных Отношений
(Университет) МИД РФ'
Кафедра Всемирной и Отечественной истории Курсы редких языков
ИСТОРИЯ РОССИИ
Пособие для абитуриентов МГИМО МИД РФ
Москва
1999 «Р*Валент»
История России
Пособие для абитуриентов МГИМО МИД РФ
Часть I — канд. Ист. Наук Черникова т.В.
Часть II - канд. Ист. Наук Вишняков я.В., докт. Ист. Наук Обичкин от.
История России. Пособие для абитуриентов МГИМО МИД РФ/ТЧерникова Я.Вишняков, О.Обичкин. -М.: Р.Валент 1999 - С 320 «Берникова,
ISBN 5-93439-006-6 ' '
ISBN 5 - 93439 - 006 - 6
© Т.Черникова, Я.Вишняков, О.Обичкин 1999 г. © «Р.Валент», 1999 г.
Предисловие
Предлагаемое учебное пособие подготовлено авторским коллективом преподавателей кафедры всемирной и отечественной истории московского государственного института международных отношений и предназначено в помощь абитуриентам, готовящимся к вступительному экзамену по отечественной истории в МГИМО МИД РФ. Оно написано с учетом требований, предъявляемых к поступающим в МГИМО. Данное пособие может также использоваться и школьниками, изучающими курс отечественной истории. Первые две части пособия охватывают период российской истории с момента появления на Восточно-Европейской равнине первых славянских племен (VII—IX вв.) и до 1914 года — начала первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи. Третья часть пособия посвящена анализу событий советского периода и наших дней.
Пособие делится на главы, каждая из которых посвящена определенной теме. К главе прилагается подробный план ответа, дается перечень основных исторических дат, терминов и понятий, которые необходимо знать абитуриентам для успешной сдачи вступительного экзамена. При работе с пособием поступающим следует также использовать атласы карт по отечественной истории, которые помогут им лучше усвоить и закрепить изучение многих вопросов.
В книге приводятся факты и положения, принятые большинством ведущих отечественных историков. По вопросам, являющимся на сегодняшней день в историографии дискуссионными, авторы приводят альтернативные мнения исследователей.
При сдаче вступительного экзамена абитуриентам необходимо знание не только фактического материала, но и умение объяснить ход исторического процесса, выявить причинно-следственные связи того или иного исторического события. Поэтому в задачу авторского коллектива входило не только насытить пособие конкретными фактами, но и объяснить их, показать взаимосвязь исторических событий. Нам также хотелось бы, чтобы при подготовке к вступительному экзамену, знакомясь с фактами, мнениями историков, абитуриенты попытались выработать и собственный взгляд на непростое прошлое России. Поэтому авторы пособия стремились дать абитуриенту не только необходимый для сдачи
вступительного экзамена материал, но и познакомить его с некоторыми деталями исторического процесса, показать жизнь и деятельность реальных исторических персонажей. Надеемся, что данное пособие позволит абитуриентам не только успешно выдержать вступительный экзамен, но расширить свои познания по истории России, понять насколько сложный и интересный исторический путь прошла наша страна.
Желаем успеха!
Авторы выражают благодарность руководству МГИМО МИД РФ за огромную помощь в издании данного учебного пособия.
studfiles.net
Читать книгу История России. XVII–XVIII века. 7 класс Т. В. Черниковой : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]
Т. В. Черникова, под ред. А. Н. СахароваИстория России. XVII—XVIII века. 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений
От автора
Учебник освещает историю России XVII-XVIII вв. XVII век был последним веком «старозаветной» Руси, веком, когда появились первые «новшества», повлекшие за собой решительные преобразования Петра I и Екатерины II.
В начале XVIII в., при Петре I, укрепилось внутреннее и внешнее положение страны, было «прорублено окно в Европу», Россия стала империей. Во второй половине столетия, при Екатерине II, расширились границы России, упрочилось ее могущество. Из окраинного государства она превратилась в великую державу, без участия которой не решался ни один общеевропейский вопрос.
Хотелось, чтобы ученики, знакомясь с фактами и мнениями исследователей, задумались и попытались выработать собственный взгляд на прошлое. Жанр обычного школьного учебника не совсем подходит для этой цели, поэтому предлагаемый учебник несколько выходит за рамки традиционной школьной программы. Его задача – дать ученику возможность увидеть историю с ее частностями и мелкими подробностями, неопределенностями, альтернативами и несбывшимися надеждами, живыми людьми.
Автор отдает себе отчет, что не всем ученикам необходимо столь подробное знание истории. Поэтому в учебнике есть дополнительный материал повышенной сложности, и каждый учитель может варьировать объем информации в зависимости от запросов и возможностей классов, возраста учеников и иных факторов.
Основной материал учебника, отвечающий требованиям школьной программы, предполагает изучение ключевых моментов политической, социальной и культурной истории. Подразделы, заголовки которых выделены цветом, включают в себя более сложный материал, часто аналитического и оценочного характера. Эти подразделы содержат либо исторические частности, передающие колорит эпохи, либо обобщающий материал, выходящий за границы школьного курса. Тексты, вошедшие в эти подразделы, могут быть использованы для подготовки докладов и для других форм творческой работы учащихся.
Книга делится на главы, каждая из которых посвящена определенной теме. Параграфы объединены в три раздела: «Хроника фактов» (рассказ об основных событиях того или иного периода), «Действующие лица» (портреты людей эпохи) и «Быт, нравы, культура». Материалы, включенные в два последних раздела, относятся к категории дополнительных.
В конце каждого параграфа даны вопросы и задания. Вопросы повышенной сложности отмечены *.
В комплекте с учебником издается рабочая тетрадь, которая составляет с ним единое целое. В нее включены вопросы и задания к параграфам, тесты, позволяющие проверить знания по основным темам изучаемого в школе курса отечественной истории. В рабочей тетради также даются советы учащимся, как организовать самостоятельную работу с учебником; кроме того, в ней помещены списки научно-популярной литературы по каждой теме.
Глава перваяСМУТНОЕ ВРЕМЯ
§ 1. Царствование Федора Иоанновича
1. ВСТУПЛЕНИЕ ФЕДОРА НА ПРЕСТОЛ
19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного Федор. Его опекал совет бояр. В совет входили земские бояре – Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев – и опричный выдвиженец Борис Годунов. Другой любимец Ивана Грозного – Богдан Яковлевич Бельский, боясь утратить положение при дворе, попытался составить заговор в пользу сводного брата царя Федора Дмитрия. Пообещав стрельцам «великое жалованье», он велел затворить все ворота и никого не пускать в Кремль.
Задавленный налогами и поборами московский посад давно бурлил, и гнев мог излиться по любому поводу. Узнав о действиях Вельского, «народ всколебался весь без числа со всяким оружием». Восставшие захватили стоявшие на Красной площади пушки. Пытавшимся успокоить их боярам они заявили: «Выдай нам Богдана Вельского! Он хочет извести царский корень и боярские роды!» Восстание подавили с трудом. Вельского отправили в ссылку – воеводой в Нижний Новгород. Царевича Дмитрия с матерью Марией Нагой и двумя ее братьями отослали в Углич – удел, выделенный Дмитрию еще Иваном Грозным.
31 мая 1584 г. Федор Иоаннович торжественно венчался на царство.
Вскоре Захарьин-Юрьев тяжело заболел и отошел от дел (он поручил своих сыновей Борису Годунову, который до 1594 г. им покровительствовал). Князь Мстиславский был обвинен в попытке убить Годунова и сослан в Белоозеро. Ивана Шуйского, стремившегося развести царя с его женой – сестрой Годунова, сослали в Кинешму, где он был задушен.
Хроника фактов
(1584-1598) Царствование Федора Иоанновича
Бояре. XVII в.
Царь Федор Иоаннович. Парсуна. XVI в.
Таким образом, опекунский совет перестал существовать. При царе Федоре остался один регент – Борис Годунов. Впоследствии он получит титул «правителя».
2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Сразу же после венчания Федора на царство объявили амнистию всем, кто попал в опалу при Иване Грозном. Одновременно были смещены наиболее продажные судьи, чиновники, воеводы.
Меры по восстановлению торговли. В 1586-1587 гг. ряд откупных и таможенных грамот получил Новгород, что свидетельствовало о стремлении правительства помочь возрождению старых купеческих центров.
После потери Нарвы в Ливонскую войну стало затруднительно торговать с Западом. Решено было сделать центром морской торговли устье Северной Двины. Еще Иван IV утвердил план строительства здесь Архангельска. В 1584-1585 гг. город был построен. Указ 1585 г. ограничил права иноземных купцов, разрешив им покупать русские товары только в Архангельске у русских купцов-перекупщиков. Раньше иноземцы могли сами ездить по стране и покупать изделия у мелких торговцев и ремесленников по низким ценам. Теперь цены диктовали русские поставщики.
Закрепощение крестьян. Интересы помещиков и вотчинников защищали указы о «заповедных летах», в которые запрещался переход крестьян в Юрьев день. В 1581-1587 гг. было проведено описание земель, чтобы зафиксировать принадлежность крестьян и облегчить их сыск и возвращение в случае бегства. Но волнения и бегство крестьян не прекращались.
В 1597 г. правительство издало указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Время, в продолжение которого можно было искать и возвращать беглых, называли «урочными летами».
В том же 1597 г. было узаконено пожизненное кабальное холопство. Специальный указ запретил принимать от холопов деньги в уплату долга. Холопы должны были работать на господина до его смерти. Наймиты, добровольно поступившие на службу, через шесть месяцев тоже становились холопами. Все кабалы (долговые обязательства) должны были фиксироваться в государственных книгах.
(1597) Указ об «урочных летах»
Учреждение патриаршества. В 1589 г. после длительных переговоров с константинопольским патриархом в России было учреждено патриаршество. Русская православная церковь стала независимой от константинопольской. Это свидетельствовало о возросшем международном авторитете Руси.
(1589) Учреждение патриаршества
Градостроительство. В начале царствования Федора положение на границах было тревожным: восставали поволжские народы и сибирские племена, сохранялась опасность нападения Польши, Швеции, Крыма.
Правительство форсировало строительство городов-крепостей. В 1585 г. возникают Воронеж и Ливны, в 1586 г. – Тюмень в Сибири, в 80-90-е гг. XVI в. возводят на Волге Царицын, Саратов, Самару, строят Уфу, Курск, Елец, новые крепости в Смоленске, Астрахани и Казани. В Москве возводились стены Царь-города (Белого города).
Строили крепость не зря. Летом 1591 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, но под огнем тяжелых пушек, установленных на крепостных стенах, был вынужден отступить.
После набега крымцев вдоль линии современного Садового кольца были построены и деревянные укрепления. Этот оборонительный рубеж называли Скородомом, так как возвели его очень быстро.
Военные успехи. Воспользовавшись разногласиями между Польшей и Швецией, Россия попыталась вернуть Нарву. В январе 1590 г. русское войско выступило в поход. 26 января после трехдневного обстрела сдался Ям. Его гарнизону было позволено вернуться на родину. В начале февраля осадили Нарву. Две недели велся артиллерийский обстрел города. 19 февраля начался решающий штурм. Взять крепость не удалось, однако шведы понесли большие потери и пошли на переговоры. 25 февраля 1590 г. подписали перемирие. Ям, Копорье и Ивангород были возвращены России.
Этот успех повлек за собой другой: поляки прислали в Москву послов и заключили с Россией перемирие на 12 лет.
Башня Белого города в XVII в. Художник А. М. Васнецов
Военные действия между Россией и Швецией вскоре возобновились. В 1595 г. в Тявзине заключили «вечный мир». Швеция отказалась от претензий на русские земли, захваченные во время Ливонской войны, и возвратила России крепость Корелу с округой. Это была последняя русская территория, удерживавшаяся шведами после Ливонской войны. Таким образом неудачи войны были компенсированы.
Патриарх Иов. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.
3. ВОЦАРЕНИЕ ГОДУНОВА
Последний царь из династии Рюриковичей – Федор Иоаннович умер 7 января 1598 г. Напрасно патриарх Иов молил его назвать имя наследника. Царь положился на волю Божью.
Претендентов на престол было несколько.
Годуновы утверждали, что Федор «учинил» после себя на царстве свою жену Ирину Годунову. Ее брат и фактический правитель страны Борис попытался удержать престол за сестрой (от ее имени даже издали несколько указов). Но подобное нарушение традиций вызвало волнения в Москве. Ирина вынуждена была постричься в монахини.
После гибели в Угличе царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, многие считали законным наследником двоюродного брата Федора Иоанновича – Федора Никитича Романова (мать царя Анастасия приходилась ему теткой).
О престоле мечтали любимец Ивана Грозного Богдан Бельский и глава Боярской думы Федор Иванович Мстиславский – родич королей Речи Посполитой, праправнук Ивана III.
Все претенденты на трон агитацией и подкупом вербовали себе сторонников среди москвичей. Годунов преуспел более других. На его стороне выступал патриарх Иов, а значит – Русская церковь. Его поддерживали дворяне, стрельцы и чернь, а также некоторые бояре (большинство бояр было против него). Земский собор, специально созванный в феврале 1598 г. для избрания нового царя, остановил свой выбор на Борисе Годунове.
Царевич Дмитрий. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.
20 февраля сторонники Годунова организовали «хождение народа» к Борису, уехавшему вслед за сестрой в Новодевичий монастырь. Но Годунов отказался венчаться на царство. 21 февраля политический спектакль достиг кульминации. Умолять Бориса стать царем пришло огромное число народу. Он вышел к толпе и, обернув вокруг шеи платок, показал, что скорее удушится, чем станет царем. В ответ духовенство пригрозило Борису закрыть церкви, бояре сказали: «А мы называться боярами не станем» (т. е. некому будет управлять государством), дворяне заявили, что не будут биться с неприятелем. По словам очевидца – дьяка Ивана Тимофеева, более всех старались «середние люди и все меньшие», которые «кричали нелепо, с воплем великим… не в чин», отчего лица их багровели, а утробы «расседались».
3 сентября 1598 г. в Успенском соборе Кремля состоялась коронация Бориса Годунова.
Вопросы и задания
1. Расскажите о царевиче Федоре Иоанновиче. Как случилось, что он оказался наследником московского престола? 2*. Почему русские и иноземцы по-разному оценивали Федора? 3. Как было организовано управление страной в царствование Федора? 4. Дайте характеристику внутренней политики Федора. 5. Какие цели преследовала российская внешняя политика в царствование Федора Иоанновича? 6*. Что принесло России царствование Федора Иоанновича?
§ 2. Царствование Бориса Годунова
1. ЦАРЬ БОРИС
Расправа с соперниками. Борис «тайно» поклялся пять лет править без казней и сделал так, чтобы о его клятве знали все. Массовых опал и казней действительно не последовало, однако своих соперников царь «извел».
Первой жертвой стал Богдан Бельский. Служилые иноземцы донесли царю, что Бельский, находясь с войсками в Цареве-Борисове, говорил: «Пусть Борис Федорович царствует в Москве, а я теперь царь в Цареве-Борисове». В итоге опричный временщик был поставлен к позорному столбу и «лишен чести»: палач вырвал всю его густую длинную бороду. Затем последовала ссылка в Нижний Новгород.
А вскоре появился извет на Романовых. Казначей Александра Романова писал, что его боярин хранит волшебные коренья и хочет «испортить» царскую семью. Борис был суеверен и боялся колдовства. Александр и его братья Михаил и Василий Романовы в оковах отправились в Сибирь. Скудная пища, лютые морозы скоро свели их в могилу. Федор Романов был пострижен в монахи и стал старцем Филаретом. Клобук спас его от смерти, но лишил возможности когда-либо претендовать на трон.
Федор Никитич Романов
(1598-1605) Царствование Бориса Годунова
В этих расправах одни историки видели коварство, присущее Борису, другие считали их вынужденными мерами. В 1598-1605 гг. Годунов был уже очень больным человеком («Не столько царствует, сколько болеет», – отмечали некоторые иноземцы). При наличии многих претендентов на трон юный сын Бориса Федор не имел шансов сохранить корону.
Внутренняя политика. Современники отмечали ум Годунова, его политическую гибкость и железную волю. Царь Борис проявлял интерес к западноевропейской культуре. Власти стремились привлечь в Россию как можно больше иноземных специалистов – врачей, военных, художников, ремесленников разных профессий. Но европейские державы, за исключением Англии, ценившей свои торговые привилегии в России, чинили препятствия в найме людей на московскую службу.
Русские обыватели, в свою очередь, продолжали относиться к «немцам» с предубеждением. Духовенство видело в них прежде всего еретиков и было крайне раздосадовано, когда Борис разрешил открыть в Москве протестантскую церковь.
При Годунове начали работать несколько новых типографий в крупнейших городах. Борис думал об учреждении в Москве университета на европейский манер, но, натолкнувшись на резкое противодействие со стороны церкви, вынужден был отказаться от этой идеи. Правда, ему удалось послать учиться в Европу нескольких молодых московских дворян («для науки разных языков и обучения грамоте»).
Казалось бы, политика Бориса Годунова должна была снискать ему уважение. Но отношение подданных к царю было противоречивым.
Много почитателей Годунова было среди дворян и приказных. Их восхищала щедрость царя. Дьяк Иван Тимофеев уже после Смуты писал, что, хотя и явились другие умные правители, их разум – лишь «тень» ума Годунова.
Аристократы Рюриковичи, потомки литовских князей Гедиминовичи, старомосковская знать (Морозовы, Романовы, Шеины, Шереметевы, Бутурлины и др.) не могли забыть «низкородство» Бориса. Он остался для них выскочкой.
С. Ф. Платонов о Годунове. Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу… между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками; казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигавшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием.
Голод 1601-1603 гг. В холодное лето 1601 г. бесконечные дожди не дали хлебам вызреть. Потом, как нарочно, грянули ранние морозы, и урожай окончательно погиб. Весной следующего года всходы погубили заморозки. Наступил голод. Цены на хлеб выросли в несколько раз. Не только бедные, но и люди среднего достатка не могли его купить. От голода стали есть кошек, собак. Были даже случаи людоедства.
Борис Годунов не жалел средств на борьбу с голодом. Он велел раздавать нуждающимся деньги, однако цены росли день ото дня и средств не хватало. Власти стали продавать по твердым ценам хлеб из царских житниц. Между тем слухи о царских милостях привели в города толпы страждущих, и голод оттого лишь усилился.
Благотворительность не распространялась на деревню. Там голод косил людей, как траву. 28 ноября 1601 г. Годунов восстановил на год Юрьев день. В 1602 г. указ повторили. Уйти от хозяина могли и холопы в случае отказа хозяина их кормить. Но эти меры не могли, однако, заметно улучшить положение крестьян. В стране начались волнения.
Борис Годунов. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.
Русские крестьяне. Гравюра. XVII в.
В 1603 г. у Москвы появился бывший боевой холоп по имени Хлопко Косолап с огромным отрядом казаков и холопов. Против него был послан воевода Иван Басманов. Отряд Басманова попал в засаду и был перебит. Но основным правительственным силам в ходе длительного и ожесточенного сражения удалось одержать победу. Тяжело раненного Хлопка повесили. Большинство же его «разбоев» разбежалось по окрестностям Москвы, многие двинулись в Северскую землю, на Дон и в Запорожье.
В. О. Ключевский о царе Борисе. …Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, – привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, положила на него неизгладимый печальный отпечаток…
Мнение какого историка кажется вам более верным? Свой ответ обоснуйте.
2. ВТОРЖЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ I
«Воскресший Дмитрий». В 1601-1603 гг. земля полнилась слухами. В несчастьях, обрушившихся на Русь, видели Божью кару. Говорили, что голод – это наказание за то, что правит страной «неприродный» царь. Разнеслась молва, будто в Угличе погиб не сын Грозного, а другой мальчик. Сам же царевич Дмитрий жив, бежал в Польшу и собирается в скором времени вернуть себе отеческий престол.
Правительство, как могло, боролось со слухами о новоявленном царевиче. Разъясняли, что «Дмитрий» – это бежавший из кремлевского монастыря чернец Гришка Отрепьев, который до пострижения был холопом бояр Романовых. Но все напрасно: слухи не утихали.
Между тем самозванец находил все новых сторонников в Речи Посполитой. В 1604 г. Лжедмитрия представили Сигизмунду III. Польский король в обмен на помощь потребовал Смоленск и Северскую землю, а также разрешение открывать на Руси католические монастыри и церкви. Король хотел дать «царевичу» коронную армию, но сейм высказался против войны с Россией. Лжедмитрию пришлось довольствоваться разрешением собирать частную армию.
Начало вторжения. В октябре 1604 г. немногочисленное войско Лжедмитрия, состоявшее в основном из поляков и казаков, переправилось через Днепр в Северскую землю. Население поддержало самозванца. Дело в том, что Северщина пострадала от голода меньше Центральной России, но зато здесь не действовали никакие податные послабления. Власти пытались получить все налоги сполна. Народ изнемогал и проклинал царя Бориса. К тому же после поражения Хлопка многие из его сторонников осели в этих местах.
(1603) Восстание Хлопка
Воевода Монастыревского острога Б. Лодыгин пытался организовать оборону, но горожане восстали и свезли Лодыгина к «законному государю». По аналогичному сценарию пали Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск и Кромы. Лишь под Новгородом-Северским самозванец встретил ожесточенное сопротивление. Однако этого оказалось достаточно, чтобы польские наемники решили вернуться на родину.
Лжедмитрий ушел в Комарицкую волость, жители которой встали на его сторону. Отовсюду к нему стекались казаки, крестьяне, жители восставших городов. Однако в сражении у села Добрыничи 21 января 1605 г. войско самозванца было наголову разбито правительственной ратью во главе с Федором Мстиславским и Василием Шуйским.
Конные отряды самозванца атаковали полк правой руки, которым командовал Шуйский. Полк отступил, но за спиной его располагалась артиллерия и пехота. Оружейный залп из 10-12 тыс. стволов обратил наступавших в бегство, хотя, как писал француз Жак Марже-рет, служивший тогда в войсках Годунова, от пальбы погибло не более 10 человек. Всадники увлекли за собой пехоту, которая двинулась им на помощь. Царские войска перешли в наступление и победили.
Было захвачено 30 пушек – вся артиллерия самозванца. В Москву отправили 15 знамен и штандартов. Множество пленных было повешено (жизнь сохранили только полякам). Сам Лжедмитрий лишь чудом сумел избежать плена и укрылся в Путивле.
Царские воеводы учинили «ужасающую беспощадную расправу» над крестьянами Комарицкой волости, присягнувшими Лжедмитрию. Людей вешали за ноги и стреляли в них из луков и пищалей. Однако Путивль, Кромы, Курск, Рыльск остались верны Лжедмитрию.
Лжедмитрий I
Стрельцы у стен Московского Кремля. Гравюра. Начало XVII в.
Более того, его влияние распространилось на Оскол, Воронеж, Елец, Валуйки, Белгород, Царев-Борисов.
В России разгоралась гражданская война, т. е. война между соотечественниками. Крестьяне желали получить волю и освободиться от тяжких налогов, дети боярские жаждали новых поместий, холопы надеялись обрести свободу, боярство рассчитывало усилить свои позиции подле трона и увеличить богатство. Часть населения связывала свои чаяния с законной властью в Москве, другая стояла «за истинного царя Дмитрия».
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику Борису Годунову. Почему современники по-разному оценивали деятельность Годунова? 2*. Явились ли неурожаи, голод и болезни 1601-1603 гг. основной причиной Смуты или только поводом к ней? Свое мнение обоснуйте анализом фактов. 3*. Каковы, на ваш взгляд, экономические и социальные причины Смуты? 4. Что представляла собой Смута?
iknigi.net
Читать онлайн "История России. XVII–XVIII века. 7 класс" автора Черникова Татьяна Васильевна - RuLit
Т. В. Черникова, под ред. А. Н. Сахарова
История России. XVII—XVIII века. 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений
Учебник освещает историю России XVII-XVIII вв. XVII век был последним веком «старозаветной» Руси, веком, когда появились первые «новшества», повлекшие за собой решительные преобразования Петра I и Екатерины II.
В начале XVIII в., при Петре I, укрепилось внутреннее и внешнее положение страны, было «прорублено окно в Европу», Россия стала империей. Во второй половине столетия, при Екатерине II, расширились границы России, упрочилось ее могущество. Из окраинного государства она превратилась в великую державу, без участия которой не решался ни один общеевропейский вопрос.
Хотелось, чтобы ученики, знакомясь с фактами и мнениями исследователей, задумались и попытались выработать собственный взгляд на прошлое. Жанр обычного школьного учебника не совсем подходит для этой цели, поэтому предлагаемый учебник несколько выходит за рамки традиционной школьной программы. Его задача – дать ученику возможность увидеть историю с ее частностями и мелкими подробностями, неопределенностями, альтернативами и несбывшимися надеждами, живыми людьми.
Автор отдает себе отчет, что не всем ученикам необходимо столь подробное знание истории. Поэтому в учебнике есть дополнительный материал повышенной сложности, и каждый учитель может варьировать объем информации в зависимости от запросов и возможностей классов, возраста учеников и иных факторов.
Основной материал учебника, отвечающий требованиям школьной программы, предполагает изучение ключевых моментов политической, социальной и культурной истории. Подразделы, заголовки которых выделены цветом, включают в себя более сложный материал, часто аналитического и оценочного характера. Эти подразделы содержат либо исторические частности, передающие колорит эпохи, либо обобщающий материал, выходящий за границы школьного курса. Тексты, вошедшие в эти подразделы, могут быть использованы для подготовки докладов и для других форм творческой работы учащихся.
Книга делится на главы, каждая из которых посвящена определенной теме. Параграфы объединены в три раздела: «Хроника фактов» (рассказ об основных событиях того или иного периода), «Действующие лица» (портреты людей эпохи) и «Быт, нравы, культура». Материалы, включенные в два последних раздела, относятся к категории дополнительных.
В конце каждого параграфа даны вопросы и задания. Вопросы повышенной сложности отмечены *.
В комплекте с учебником издается рабочая тетрадь, которая составляет с ним единое целое. В нее включены вопросы и задания к параграфам, тесты, позволяющие проверить знания по основным темам изучаемого в школе курса отечественной истории. В рабочей тетради также даются советы учащимся, как организовать самостоятельную работу с учебником; кроме того, в ней помещены списки научно-популярной литературы по каждой теме.
Глава первая
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
§ 1. Царствование Федора Иоанновича
1. ВСТУПЛЕНИЕ ФЕДОРА НА ПРЕСТОЛ
19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного Федор. Его опекал совет бояр. В совет входили земские бояре – Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев – и опричный выдвиженец Борис Годунов. Другой любимец Ивана Грозного – Богдан Яковлевич Бельский, боясь утратить положение при дворе, попытался составить заговор в пользу сводного брата царя Федора Дмитрия. Пообещав стрельцам «великое жалованье», он велел затворить все ворота и никого не пускать в Кремль.
Задавленный налогами и поборами московский посад давно бурлил, и гнев мог излиться по любому поводу. Узнав о действиях Вельского, «народ всколебался весь без числа со всяким оружием». Восставшие захватили стоявшие на Красной площади пушки. Пытавшимся успокоить их боярам они заявили: «Выдай нам Богдана Вельского! Он хочет извести царский корень и боярские роды!» Восстание подавили с трудом. Вельского отправили в ссылку – воеводой в Нижний Новгород. Царевича Дмитрия с матерью Марией Нагой и двумя ее братьями отослали в Углич – удел, выделенный Дмитрию еще Иваном Грозным.
31 мая 1584 г. Федор Иоаннович торжественно венчался на царство.
Вскоре Захарьин-Юрьев тяжело заболел и отошел от дел (он поручил своих сыновей Борису Годунову, который до 1594 г. им покровительствовал). Князь Мстиславский был обвинен в попытке убить Годунова и сослан в Белоозеро. Ивана Шуйского, стремившегося развести царя с его женой – сестрой Годунова, сослали в Кинешму, где он был задушен.
Хроника фактов
www.rulit.me
Лекция Господин Великий Новгород — История России
О лекторе
Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД России).
План лекции
1. Русское пространство в XII-XIII вв. и Гоподин Великий Новгород.2. История восточнославянской колонизации на Севере Восточно-европейской равнины. Ильменские словене и кривичи, их взаимоотношения с соседними финно-угорскими племенами и скандинавами-варягами.3. Призвание варягов и где располагался «Старгород».4. Х в. — рождение Новгорода, его устройство и население.5. Вечевой строй. Система центрального и местного управления. Пригороды.6. Социальный строй, хозяйство Новгорода, ключевая экономическая и социально-политическая роль новгородского боярства.7. Новгородская колонизация, ушкуйники.8. Реформа вечевого строя. Конец новгородской независимости.
Аннотация
Лекция содержит рассказ о древнерусской земле с республиканским устройством. Господин Великий Новгород, с 1136 г. управлявшийся на основе вечевого, входил в тройку наиболее значимых древнерусских государств XII-XIII вв. Однако в отличие от Владимиро-Суздальского княжества или Галицко-Волынской земли Новгород никогда не пытался восстановить вокруг себя единство древнерусских земель. Он являлся великим «сепаратистом», что во многом объяснялось особенностями его экономического уклады, который держался не на натуральном сельском хозяйстве, как в иных русских княжествах, а на особом торгово-промысловом укладе. Международная торговля прежде всего со странами Западной Европы при посредничестве сначала готландских, а потом ганзейских купцов являлась основой новгородского хозяйства. При этом ключевую роль в ее функционировании играло новгородское боярство, в вотчинах которого — в боярских патронимиях, производилось большинство экспортных промысловых товаров Новгорода. Эта роль и сделала новгородских бояр ключевой фигурой общественно-политической жизни Новгорода.
Однако и остальные слои новгородского населения (купцы, мелкие торговцы и ремесленники, черные люди, жители новгородских пригородов, смерды) благодаря особенностям вечевого строя начала XII – середины XIV в. обладали большой общественной активностью, самостоятельностью и вольнолюбием, которые долго являлись отличительной чертой менталитета новгородцев. Пока в результате пробоярской реформы вечевого строя в 1354 г. не был нарушен механизм поддержания социального компромисса в Новгородской земле. Последнее и стало ключевой причиной потери независимости Новгорода в 1478 г. и подчинения его Московскому государству.
В лекции также рассмотрены вопросы колонизации восточными славянами Севера Восточно-европейской равнины, призвания варягов, первоначального месторасположения центра политической консолидации ильменских словен, кривичей, местных финно-угорских племен и варягов. Дана история возникновения города Новгорода, его территориального устройства.
Вопросы по теме лекции
1. В чем состояли особенности колонизации восточными славянами севера Восточно-европейской равнины?2. Чем местная хозяйственная жизнь отличалась от устройства экономики Низовых по отношению к Новгороду древнерусских земель?3. Как это влияло на общественную жизнь и государственность древнерусского Севера?4. Как это влияло на положение Новгородской земли в древнерусском геополитическом пространстве XII-XIII вв.?5. Что означает название страны «Господин Великий Новгород»?6. Как, почему и когда возник город Новгород?7. Какова была система центрального управления в Новгороде?8. Как управлялись новгородские концы, сельская округа и пригороды?9. Какую роль играл в Новгородской земле князь после 1136 г. и до конца 70-х гг. XV в.?10. В чем состояла реформа вечевого строя 1354 г.? Каковы были ее социальные и политические последствия?
Литература
Источники
1. Полные тексты отечественных источников по истории Руси XI-XVII вв. Электронные издания ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) «Библиотека литературы Древней Руси».
Издания для школьников
1. Рассказы русских летописей XII-XIV вв. М., 1968.2. Рассказы русских летописей XII-XIV вв. Вып. 1-5. М., 2013. Вып. 6-8. М., 2014.
Хрестоматии
1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н Г и др. М.: Проспект, 2012.2. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1: С древнейших времён до XVII века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. — М.: МИРОС — Международные отношения, 1994.3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т.I-V. / под ред. А.В. Подосинова. М., 2009.
Учебные пособия
1. История России. Учебное пособие в 3-х т. М.: МГИМО, 2012: Черникова Т.В. Ч.1.: История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II.2. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2014.3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.
Литература
1. Древняя Русь: очерки политического и социального строя / Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. / Отв. ред. А.А.Горский, В.А.Кучкин. М., 2008.2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М., 1998.3. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): курс лекций. М., 2001.4. Данилевский И.Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времён»: проблемы исторического сознания. М.: ИВИ РАН, 2005. С.119-132.5. Джаксон Т.Н. Альдейгьюборг: археология и топонимика.6. Древняя Русь. IX-XIII века. Родина. 2002. №11-12. 7. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.8. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987.9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.10. Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.,2012.11. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. М., 1975.
histrf.ru
Читать онлайн "История России. XVII–XVIII века. 7 класс" автора Черникова Татьяна Васильевна - RuLit
(1584-1598) Царствование Федора Иоанновича
Бояре. XVII в.
Царь Федор Иоаннович. Парсуна. XVI в.
Таким образом, опекунский совет перестал существовать. При царе Федоре остался один регент – Борис Годунов. Впоследствии он получит титул «правителя».
2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Сразу же после венчания Федора на царство объявили амнистию всем, кто попал в опалу при Иване Грозном. Одновременно были смещены наиболее продажные судьи, чиновники, воеводы.
Меры по восстановлению торговли. В 1586-1587 гг. ряд откупных и таможенных грамот получил Новгород, что свидетельствовало о стремлении правительства помочь возрождению старых купеческих центров.
После потери Нарвы в Ливонскую войну стало затруднительно торговать с Западом. Решено было сделать центром морской торговли устье Северной Двины. Еще Иван IV утвердил план строительства здесь Архангельска. В 1584-1585 гг. город был построен. Указ 1585 г. ограничил права иноземных купцов, разрешив им покупать русские товары только в Архангельске у русских купцов-перекупщиков. Раньше иноземцы могли сами ездить по стране и покупать изделия у мелких торговцев и ремесленников по низким ценам. Теперь цены диктовали русские поставщики.
Закрепощение крестьян. Интересы помещиков и вотчинников защищали указы о «заповедных летах», в которые запрещался переход крестьян в Юрьев день. В 1581-1587 гг. было проведено описание земель, чтобы зафиксировать принадлежность крестьян и облегчить их сыск и возвращение в случае бегства. Но волнения и бегство крестьян не прекращались.
В 1597 г. правительство издало указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Время, в продолжение которого можно было искать и возвращать беглых, называли «урочными летами».
В том же 1597 г. было узаконено пожизненное кабальное холопство. Специальный указ запретил принимать от холопов деньги в уплату долга. Холопы должны были работать на господина до его смерти. Наймиты, добровольно поступившие на службу, через шесть месяцев тоже становились холопами. Все кабалы (долговые обязательства) должны были фиксироваться в государственных книгах.
(1597) Указ об «урочных летах»
Учреждение патриаршества. В 1589 г. после длительных переговоров с константинопольским патриархом в России было учреждено патриаршество. Русская православная церковь стала независимой от константинопольской. Это свидетельствовало о возросшем международном авторитете Руси.
(1589) Учреждение патриаршества
Градостроительство. В начале царствования Федора положение на границах было тревожным: восставали поволжские народы и сибирские племена, сохранялась опасность нападения Польши, Швеции, Крыма.
Правительство форсировало строительство городов-крепостей. В 1585 г. возникают Воронеж и Ливны, в 1586 г. – Тюмень в Сибири, в 80-90-е гг. XVI в. возводят на Волге Царицын, Саратов, Самару, строят Уфу, Курск, Елец, новые крепости в Смоленске, Астрахани и Казани. В Москве возводились стены Царь-города (Белого города).
Строили крепость не зря. Летом 1591 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, но под огнем тяжелых пушек, установленных на крепостных стенах, был вынужден отступить.
После набега крымцев вдоль линии современного Садового кольца были построены и деревянные укрепления. Этот оборонительный рубеж называли Скородомом, так как возвели его очень быстро.
Военные успехи. Воспользовавшись разногласиями между Польшей и Швецией, Россия попыталась вернуть Нарву. В январе 1590 г. русское войско выступило в поход. 26 января после трехдневного обстрела сдался Ям. Его гарнизону было позволено вернуться на родину. В начале февраля осадили Нарву. Две недели велся артиллерийский обстрел города. 19 февраля начался решающий штурм. Взять крепость не удалось, однако шведы понесли большие потери и пошли на переговоры. 25 февраля 1590 г. подписали перемирие. Ям, Копорье и Ивангород были возвращены России.
Этот успех повлек за собой другой: поляки прислали в Москву послов и заключили с Россией перемирие на 12 лет.
Башня Белого города в XVII в. Художник А. М. Васнецов
Военные действия между Россией и Швецией вскоре возобновились. В 1595 г. в Тявзине заключили «вечный мир». Швеция отказалась от претензий на русские земли, захваченные во время Ливонской войны, и возвратила России крепость Корелу с округой. Это была последняя русская территория, удерживавшаяся шведами после Ливонской войны. Таким образом неудачи войны были компенсированы.
www.rulit.me