Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций. История россии фортунатов
Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
«История мировых цивилизаций»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Аннотация
Автор этой удивительной книги представляет читателю всемирную историю как творческую, или креативную, историю человечества. Благодаря умению наблюдать, понимать и творить люди не только приспосабливались к окружавшему их миру, но и активно изменяли его.
Перед читателем пройдет вся история мировых цивилизаций, начиная с древнейших (шумерской, древнеегипетской, китайской, индийской, персидской, иудейской), феодальных (византийской, мусульманской, европейской, русской, монгольской) и заканчивая современными.
В книге собран огромный фактический материал: представлено более ста биографических очерков о наиболее выдающихся деятелях мировой истории, пятьдесят справок о важнейших мировых инновациях в политической, экономической и духовной сферах, обобщающие схемы и тексты исторических источников, многочисленные сюжеты о взаимоотношениях мужчины и женщины в различных культурах.
Книга богато иллюстрирована репродукциями картин и фотографиями автора, сделанными им во время путешествий. В создании масштабной исторической панорамы мирового развития автор опирается на обширный круг источников и литературы, представляя читателю современный уровень исторической науки.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, стремящихся понять мир, в котором мы живем.
Оглавление
Раздел 1 . Мир древнейших цивилизаций
Глава 1 . Классификация и особенности древних цивилизаций
§ 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
§ 2. Древнеегипетская цивилизация
§ 3. Шумерская цивилизация
§ 4. Индийская цивилизация
§ 5. Китайская цивилизация
§ 6. Иудейская цивилизация
§ 7. Персидская цивилизация
§ 8. Древнейшие цивилизации Америки
§ 9. Другие древние цивилизации
Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
§ 10. Античная Греция
§ 11. Античный Рим
Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
§ 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
§ 13. Социальный строй древних обществ
§ 14. Человек начинается в древности
Раздел 2 . Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
Глава 1 . Генезис феодального общества
§ 1. У истоков христианства
§ 2. Византийская цивилизация
§ 3. Становление европейской феодальной цивилизации
§ 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
§ 5. Время викингов
§ 6. Раннефеодальные государства Европы
§ 7. Рождение русской цивилизации
Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
§ 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
§ 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
§ 10. Русь между Европой и Азией
§ 11. Западная Европа: накопление сил
§ 12. Китайский исторический цикл в Средние века
§ 13. Японская островная цивилизация
§ 14. Оттоманская империя на грани миров
§ 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
§ 16. Человек феодальной эпохи
Глава 3 . Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
§ 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
§ 18. Особенности послемонгольского возрождения России
Глава 4 . Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
§ 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
§ 20. Реформация в Европе: форма и сущность
§ 21. Европейский абсолютизм
§ 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
§ 23. Япония, закрытая от мира
§ 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
§ 25. Забытая Нидерландская революция
Раздел 3 . Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
Глава 1 . Революции и реформы в становлении западной цивилизации
§ 1. Английская буржуазная революция
§ 2. Начало индустриальной революции
§ 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
§ 4. Великая Французская революция
§ 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
§ 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
Глава 2 . Наполеон и его время
§ 7. Англия как родоначальница промышленной революции
§ 8. Англия как страна классического капитализма
§ 9. Франция против Европы
§ 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
§ 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
§ 12 Человек Нового времени
Раздел 4 . В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
Глава 1 . Реформы на службе государств, правительств и народов
§ 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
§ 2. Европейская революция 1848–1849 гг
§ 3. Путь США к мировому лидерству
§ 4. Германия и Италия: пути объединения
§ 5. Модернизация по-японски
§ 6. Английская модель цивилизованного общества
§ 7. Скандинавские страны на пути реформ
Глава 2 . Догоняющая модель цивилизационного развития
§ 8. Судьба Египта
§ 9. Турция – «больной человек Европы»
§ 10. Цивилизационное отставание России
§ 11. Европа Южная
§ 12. За пределами цивилизованного мира
§ 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
Глава 3 . Первая мировая война и Великая русская революция
§ 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
§ 15. Версальский договор и послевоенный мнр
§ 16. 1917 г. в российской и мировой истории
§ 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
Глава 4 . Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
§ 18. Становление советской цивилизации
§ 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
§ 20. Фашизм в Германии
§ 21. Антифашистское и революционное движение
§ 22. Кризис капитализма и «новый курс» Ф. Д. Рузвельта
§ 23. Реформы по-турецки
§ 24. Особый ислам для иранского общества
§ 25. Революция в Китае
§ 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
Глава 5 . Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
§ 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
§ 28. Вторая мировая война
§ 29. Решающий вклад СССР в победу над общим врагом
Раздел 5 . Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
Глава 1 . Начало и особенности современной научно-технической революции
§ 1. Крах колониализма
§ 2. НТР и мировая цивилизация
§ 3. Послевоенный социализм в СССР: место в мировой цивилизации
§ 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
§ 5. Права и свободы в послевоенном мире
Глава 2 . Цивилизационное разнообразие современного мира
§ 6. «Шведская модель социализма»
§ 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
§ 8. Латинская Америка в XX в.
§ 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
§ 10. Человек в восточных цивилизациях
§ 11. Древность и современность в иранской исламской революции
§ 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
§ 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
§ 14. Европейская интеграция
§ 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
§ 16. Человек в условиях глобального мира
§ 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
§ 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
Литература
Мир древнейших цивилизаций
Глава 1
Классификация и особенности древних цивилизаций
§ 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
Не будет преувеличением утверждать, что каждый ученый, изучающий историю Древнего мира, имеет свой взгляд на такую ключевую проблему, как систематизация и «раскладывание по полочкам», т. е. классификация огромного исторического материала, древнейших человеческих сообществ. Большинство сторонников «цивилизационного», дай «формационного» (общественно-экономические формации) подходов к изучению истории представляют древние цивилизации как сложную совокупность культурно-исторических систем. Марксисты главным считают доминирование отношений рабовладения. Другие полагают, что древние цивилизации отличались более сложным набором характеристик.
Не претендуя на окончательный характер классификации, распределим всю совокупность наиболее древних социокультурных систем на три группы в зависимости от судеб конкретной цивилизации и того места, которое она заняла в мировом историческом процессе.
В первую группу включим те из них, преемственность с которыми наиболее ярко просматривается в поныне существующих государствах. Это китайская, индийская, иранская (персидская), иудейская цивилизации. Их можно назвать «живыми» древними цивилизациями. Общим для жизни человеческих сообществ на соответствующих территориях является сохранение через череду веков фундаментальных устоев, системы ценностей, особенностей менталитета, обусловленных приверженностью населения к определенным религиям –конфуцианству, буддизму (индуизму), зороастризму (позже мусульманству), иудаизму.
Нельзя не обратить внимания на то, что основные концепции конфуцианства, буддизма, зороастризма ииудаизма оформились в течение нескольких веков во второй трети 1-го тысячелетия до н. э.1Основатель буддизмаСиддхартха Гаутама жил в Индии в 566–486 гг. до н. э., выдающийся китайский мыслительКун-цзы (Конфуций) родился около 551 г. до н. э., а умер в 479 г. до н. э. Зороастризм, официальная государственная религия Древней Персии, оформилась в правление царей Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э.). Исход израильтян из Египта под руководствомМоисея, обретение Торы, главной священной книги иудаизма, датируется временем около 1700–1650 гг. до н. э. На протяжении последующих двух тысячелетий произошло оформление иудаизма, который и в начале XXI в. остается незыблемой основой жизни израильского государства и еврейского народа.
Применительно к современным наследникам древних «живых» цивилизаций очень точной представляется характеристика французского ученого Г. Лебона: «Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие. Ими одними заложено основание расы. Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения. Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели»2.
Большую группу составляют те древние цивилизации, которые можно условно назвать «мертвыми». От них остались названия, различные экономические, социальные, духовно-культурныеинновации (нововведения), которые были унаследованы другими цивилизациями. Это обычно происходило на фоне основательного обновления этнического состава населения. К этому цивилизационному кругу относятся шумерские города-государства Урук, Ур, Киш и другие; финикийские города Тир, Сидон и т. д.; Древний Египет, Карфаген, Вавилония, Ассирия, Лидийское царство, государство Урарту3, Древняя Греция и Древний Рим, царства Напата и Мероэ, Саба и Майн, некоторые другие. Их краткая характеристика будет дана ниже.
В отдельную группу «просятся» цивилизации, которые можно назвать «легендарными». Это различные объединения кочевников – амореи, арамеи, киммерийцы, скифы и др. Это не дающая многим покоя таинственная Атлантида4. Время от времени обнаруживаются объекты неизвестного происхождения, предположительно инопланетарного характера. Загадочные5или экзотические цивилизации оставили слабый или пока еще не вполне выявленный след в мировом развитии.
Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С этой точки зрения в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов.
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 гг. до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 гг. до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации, – 3500-600 гг. до н. э.
4. Период античных государств – 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.
В развитии древних цивилизаций немало общих моментов, которые позволили специалистам говорить о восточном типе цивилизационного развития. Лучше всего изучена история ряда государств Древнего Востока: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец 3-го тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Для того чтобы понятие«восточный тип цивилизационного развития» было воспринято конкретно исторически, обратимся к кратким характеристикам древневосточных обществ.
studfiles.net
Читать книгу История. Шпаргалка В. В. Фортунатова : онлайн чтение
Владимир Валентинович ФортунатовИстория. Шпаргалка
Введение
Автором данной «шпаргалки» в издательстве «Питер» уже выпущено основательное пособие «История» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, действующим с 2011/12 учебного года. Предлагаемое пособие является самым сжатым по изложению вопросов, которые могут встретиться учащимся, студентам школ, колледжей, вузов. Материал распределен по главам в хронологической последовательности и включает как всемирную историю, так и историю России. Важные положения, термины выделены курсивом, а самые главные даты – полужирным шрифтом.
Глава 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
1. История как наука
Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история.
В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История – это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.
Историки не просто собирают факты (с лат. – «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций.
Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание истории помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение (функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет собой особую форму общественного сознания, важную часть политической культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства» называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.
История занимает важное место в группе гуманитарных и социальных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов. История как наука состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие человеческих сообществ на определенных территориях (история России, других стран, определенного региона, континента, всего мира). Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям, отдельным предметам, проблемам: история государства и права, экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная, социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специальных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось в сфере методики и техники исторических исследований: археология, архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая антропология, демография, метрология и многие другие.
Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, социально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей историки стали изучать отношения простых людей, особенности духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп. В современной исторической науке возникли такие направления, как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история повседневности», «гендерная история» и др.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Всемирная история и история России соотносятся как общее и особенное в историческом развитии.
Глава 2. Исследователь и исторический источник
2. Историю пишут историки
История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глубокой древности, передавались в устной форме, получили отражение в мифологии и религиозных представлениях. С появлением письменности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, созданная летописцем Нестором в XII в.). Формирование истории как науки на Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись профессиональные историки, научные школы и направления, научные учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России для становления исторической науки как самостоятельной отрасли знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII в.), Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков (XIX – начало XX в.) и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки стали называть историографией.
Профессиональные историки извлекают факты из источников. Основными группами являются источники письменные (летописи, документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания, механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно к концу XIX–XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изобразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных судах). Теорию и методологию исторических источников изучает источниковедение.
Самые интересные сведения современные молодые российские историки находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства входят Российский государственный архив древних актов (документы от основания российской государственности до Петровской эпохи), Российский государственный исторический архив (документы от Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.
В отношении всех источников фактической информации историки осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.) и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности и т. д.) критику.
Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенденций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана специальная комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что главную роль сыграли американские и английские войска.
В современной России будущие профессиональные историки учатся на исторических факультетах университетов и педагогических институтов. По окончании вуза они преподают историю в школах, работают в архивах, музеях и других учреждениях. После обучения в аспирантуре люди, склонные к научным изысканиям, защищают кандидатские диссертации. Следующей ступенькой является степень доктора исторических наук. В состав Российской академии наук входят Институт всеобщей истории и Институт российской истории. В России выходят научные журналы «Вопросы истории», «Российская история», «Новая и новейшая история» и другие. Огромный объем исторической информации содержится в сети Интернет. Вокруг многих исторических проблем происходят споры, привлекающие внимание всех интересующихся.
Глава 3. Особенности становления государственности в России и мире
3. Возникновение государства – начало истории
История человечества началась с формирования современного вида человека – Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.
Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.
В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 лет до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 лет до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, – 3500-600 лет до н. э.
4. Период античных государств — 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.
Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.
Политогенез, складывание государств – длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.
Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.
4. Древние цивилизации в мировой истории
Государствами Древнего Востока были: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке неизвестна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Античную эпоху составляют история Древней Греции (II тысячелетие – 149 г. до н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. – 476 г. н. э.).
Основой восточного типа цивилизационного развития было преобладание государственной (царской), а также коллективной (общинной) собственности на землю и другие ценности над частной собственностью. Основой античной цивилизации, которая послужила базой западного типа цивилизационного развития, стала частная собственность на землю, на другие орудия и средства производства. В восточных обществах царская власть была единовластной, деспотической, наследственной, опиралась на чиновничество и армию, часто наемную. В Древней Греции и Древнем Риме возникли основы демократии, республиканской формы правления. Многие должности были выборными. Свободные полноправные мужчины в Риме, Афинах, греческих городах-полисах были активными избирателями, присяжными заседателями в судах, считали службу в армии гражданским долгом. Но власть в определенные периоды истории античных государств осуществлялась также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры. В древних восточных империях высшие правители (фараоны, цари и т. д.) обожествлялись. Художественная культура обслуживала высшую власть и духовенство, а общественное сознание большинства простых людей отличалось консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. Античная мифология, языческая религия древних греков и римлян почитала богов (Зевс-Юпитер), но ориентировала людей на соревнование, творчество, стремление изменить жизнь к лучшему. Для многих примером служил Прометей.
В системе Древнего мира территория современной России играла роль периферии. Обширные пространства Северной Евразии постепенно обживали арии, прародиной которых в III–II тысячелетиях до н. э. была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современных Афганистана и Ирана. Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.
На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (1700–1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н. э.). Скифские племена расселялись на юге европейской части современной России, в Причерноморье, Приазовье, в Крыму. Они вступали в торгово-экономические отношения с греческими колониями в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Фазис и др.), основанными еще в VII–VI вв. до н. э.
5. Европейский политогенез в раннем Средневековье
Мощные миграции, происходившие в III–VI вв. на огромных пространствах Евразии, получили название Великого Переселения. В V в. н. э. на процессы этногенеза и политогенеза в Европе оказало влияние нашествие гуннов под предводительством Аттилы.
С IV–V вв. н. э. в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы восточных славян антов и склавинов — южных славян. По берегам Эльбы и Одера расселились венеды — западные славяне. Славянские племенные союзы жили в условиях военной демократии, занимались землепашеством, охотой, рыболовством, были умелыми воинами. Восточнославянские племена постепенно заселили европейскую часть современной России и объединились в государство – Древнюю Русь.
В 476 г. варварские германские племена уничтожили Римскую империю. В V–X вв. в Европе развивался процесс политогенеза, образования новых государств.
С 395 г. из состава Римской империи выделилась Восточная Римская империя. Центром стал Константинополь (бывший Византий), отстроенный при Константине Великом. Государство стало называться Византией. В VI в. при императоре Юстиниане Византийская империя включала в свой состав многие территории бывшей Римской империи.
Племена остготов, вестготов, вандалов и другие создали государства, которые просуществовали недолго. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 г. переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств.
При династиях Меровингов и Каролингов германское племя франков («свободных») создало раннефеодальное государство на территории нынешней Франции. В 800 г. правитель Карл Великий был провозглашен королем. Он создал новую империю, в состав которой вошла значительная часть Европы. Но в 843 г. внуки Карла Великого разделили между собой огромную территорию. Образовались Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства. В тот же период возникли Моравское (830), Венгерское (896), Польское (960) и другие государства.
В VIII в. возникло государство на территории Дании и части Скандинавского полуострова. Объединение Норвегии произошло около 872 г. В начале XI в. образовалось раннефеодальное шведское государство.
Византия и другие европейские государства в IV–XI вв. приняли христианство в качестве государственной религии. Роль христианства в духовно-культурной и других сферах жизни постоянно возрастала.
В Западной Европе на протяжении первого тысячелетия нашей эры христианство как социальный институт превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа, в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в теократическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) называют епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христианской общины в I в. н. э. считается апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов. Их основными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 г. при военной и политической поддержке французского короля Пипина Короткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат).
6. Зарождение российской государственности
В записи о 862 г. летопись «Повесть временных лет» (XII в.) фиксирует зарождение российской государственности, связывая это событие с призванием (выбором) варяга Рюрика на правление. В IX–XI вв. восточнославянские племена (поляне, словене, древляне, кривичи и другие), объединенные в раннефеодальное государство, заняли всю современную европейскую часть России. Государство Древняя Русь было признано Византией и другими соседними государствами (Польша, Венгрия и др.). В 988 г. Владимир I принял христианство из Византии. При Ярославе Мудром в XI в. оформилась Русская Правда, свод норм древнерусского права.
В Древней Руси главой раннефеодальной монархии был великий князь киевский из рода Рюриковичей. Он опирался на боярство и дружину, но считался с позицией веча, народных собраний, действовавших в большинстве русских городов. Наряду с княжеской дружиной во время крупных военных конфликтов собиралось народное ополчение.
Земля, водные ресурсы, леса и другие богатства в Древней Руси считались собственностью государства. Землю как главную ценность великие князья за службу передавали в частную собственность. Князья и бояре становились вотчинниками, передавая землю (свой феод) как частную собственность от отца к сыну. На земле работали как свободные общинники, так и зависимые люди (закупы, рядовичи, холопы).
Князья, бояре, дружинники (старшие и младшие) составляли опору великого князя, правящий слой общества, осуществляли управление по поручению великого князя или самостоятельно, выполняли административные, военные, судебные, дипломатические и иные функции и вместе с великим князем контролировали значительную часть внешней торговли. В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» руководили старейшины, старосты, общий сход. Общинники (сельские жители) и горожане совместно (коллективно) использовали пахотную землю и другие угодья.
Купцы, торговцы, ремесленники играли важную роль в жизни многочисленных русских городов: Новгорода, Пскова, Киева, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка и других.
На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи. С принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с иконами, фресками, мозаикой, церковное пение и многое другое. К XII в. сложилась самобытная русская художественная культура. От домонгольского периода сохранились Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, храмы во Владимире и Суздале, творения русской литературы – «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» и др.
Древнерусские земли даже в период феодальной раздробленности (с конца XI в.) сохраняли широкие международные связи, в основном с европейскими странами.
iknigi.net
Владимир Фортунатов - Российская история в лицах
В книге представлены биографические портреты главных героев российской истории.
Первые лица страны от Рюрика до Путина, отважные полководцы, среди которых Суворов, Кутузов, Скобелев и Жуков, политические лидеры от Вадима Новгородского до Владимира Жириновского, религиозные деятели – митрополит Илларион, Ксения Петербургская, Алексий II и многие другие, творцы отечественной культуры от Нестора до Лихачева, знаменитые женщины, герои и антигерои нашей истории предстанут перед читателями. Жестокие и справедливые, мудрые и безрассудные, восхваляемые и ненавидимые, овеянные легендами, они творили и творят нашу историю. Впечатляющая галерея звёзд российской истории призвана помочь не только лучше понять наше прошлое, но и разобраться в современной жизни.
Книга построена по хронологическому принципу, каждая эпоха представлена увлекательными сюжетами о наиболее значимых персонажах нашей истории.
Издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся историей России.
Содержание:
Владимир Валентинович ФортунатовРоссийская история в лицах
…Изучение истории своей страны нобходимо для тех, кто правит, – и те, кто освещают ее, приносят истинную пользу государству.
Князь M. M. Щербатов
Введение
В 1862 г. в городе Новгороде был открыт памятник "Тысячелетие России". Создатели монумента М. О. Микешин и И. Н. Шредер в горельефе памятника увековечили 109 фигур просветителей, государственных и военных деятелей, писателей и художников. Перечень имен тех, кто удостоился монументального воплощения, широко обсуждался и был утвержден "на высочайшем уровне", то есть императором Александром II.
В свою "Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей", вышедшую в 1873 г., Н. И. Костомаров включил очерки о более чем 40 персонажах отечественной истории с X до XVII в. – от князя Владимира Святого до Стеньки Разина.
Сотни, если не тысячи развернутых персоналий и кратких биографических справок были опубликованы в известных дореволюционных и советских энциклопедических изданиях.
Со второй половины 1980-х гг. начался настоящий "бум" биографической литературы. Регулярно публиковали биографические статьи журналы "Отечественная история", "Вопросы истории", "Новая и новейшая история", "Родина" и др. Зачастую они предваряли появление монографий, брошюр, сборников биографий. Наряду с центральными издательствами немало уникальных биографических книг выпустили местные издатели.
Популярные журналы и газеты стали публиковать "рейтинги" исторических деятелей, составлявшиеся на основе специальных социологических опросов.
Нельзя не вспомнить и о большом резонансе, который имели выставки художника И. С. Глазунова. Сам автор центральное место в экспозициях отводил масштабным полотнам "Тысячелетняя Россия" и "Россия. Век двадцатый". На двух полотнах были представлены более 200 персон российской истории.
"Персональный вопрос" не сходит с повестки дня российской общественно-политической жизни. Состоялось перезахоронение останков семьи Романовых и их канонизация Поместным собором Русской православной церкви в 2000 г. Однако до сих пор не решен вопрос о Мавзолее В. И. Ленина на Красной площади. Было осуществлено перезахоронение останков философа И. А. Ильина, лидеров белого движения генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля, и в то же время известны случаи разрушения или осквернения мемориальных мест.
В условиях новой России за последние 15-20 лет появилось немало новых памятников, мемориальных музеев, досок. Но открытие новых или реставрация старых мемориальных музеев зачастую либо безнадежно затягиваются, либо вообще оказываются под сомнением из-за того, что некоторые "очень важные персоны" отечественной истории "имели неосторожность" родиться или жить в домах, местах или на земельных участках, которые приглянулись современным влиятельным и к тому же богатым людям.
Следует упомянуть и о мощном потоке художественных и документальных фильмов, в центре которых оказались сотни известных деятелей прошлого.
"…Только в воссоздании судеб, поведения, сознания исторических личностей возможно представить ход истории во всей многосторонней цельности. Ведь этот ход в любых, самых различных его проявлениях – от сдвигов в экономике до обретения новой религии – воплощается ни в чем ином, как в действиях людей, хотя это еще отнюдь не значит, что отдельные люди, личности действуют всецело сознательно и целенаправленно; в конце концов они просто живут, – притом совместно, в единстве с множеством своих современников", – писал В. В. Кожинов.[1]Все слышали о том, что на историю любой страны прежде всего действуют объективные факторы: климат, рельеф местности, наличие выходов к морям, геополитическое положение, обеспеченность полезными ископаемыми, другими материальными ресурсами. Именно эти факторы в той или иной комбинации в определяющей степени влияют на судьбы народов и людей, оказавшихся на определенной территории в определенный исторический период. Но для некоторых народов благоприятные объективные условия оказываются явно недостаточными для организации полноценной социальной жизни, для прогрессивного развития. Индейские племена могли бы еще столетия занимать обширные пространства Северной Америки, находясь в единстве с окружающей природой. Белые люди, пришедшие на земли индейцев, на протяжении нескольких столетий изменяли облик Северной Америки, да и мира в целом.
Человек сравнительно недавно отделился от природы, занял в ней особое место, создал свой особый внеприродный мир. Сознательная деятельность людей положила начало истории как таковой. Возникновение различных форм сообщества людей, взаимоотношения между этими сообществами, способы взаимодействия людей с природой, весь огромный мир нового, ранее не существовавшего в самой природе, что в самом широком плане иногда называется культурой, стало результатом использования человеком своего интеллекта, воли, энергии, мускульной силы и движений души. В основе любого исторического события, процесса, преобразования находится движение человеческой мысли, некая идея. Чаще всего конкретное историческое лицо, выдвинувшее тот или иной проект, инновацию, идею, выражает общие устремления своих современников или, как говорят, объективные потребности времени, назревшие задачи. Объективность так называемых исторических предпосылок в действительности оказывается мнимой, так как представляет собой лишь высокую концентрацию желаний, устремлений, готовности к действиям многих людей. Поэтому любой фрагмент исторического развития, любое историческое событие, исторический факт есть проявление субъективного фактора, то есть предметно-практической деятельности отдельных индивидов или целых групп людей, составляющей активное начало истории.
Историческая наука оперирует множеством инструментов для описания своего предмета изучения. Используя огромное количество обозначений конкретных предметов, общих понятий и частных характеристик, историки порой забывают, что современный человек действует в ином предметном мире и не всегда способен вникнуть в реалии прошлого. Возможно, в нашей стране многие люди плохо знают историю потому, что в том виде, в каком ее преподносят, она трудна для восприятия. Если же сконцентрировать внимание на судьбах людей, вершивших отечественную историю и вошедших в ее анналы, то такой подход может способствовать формированию другого понимания событий прошлого. Ведь в действиях многих исторических личностей проявлялись не только некая историческая заданность, "железная" закономерность, обусловленная "объективными предпосылками", но и особенности воспитания, личной психологии, совокупность человеческих качеств, влияние других людей и многое другое.
В книге, предлагаемой читателю, впервые в исторической научно-популярной литературе предпринимается попытка представить события отечественной истории через биографии конкретных людей на всех этапах нашего исторического развития "от Рюрика" до сегодняшнего дня. На фоне современного "безлюдья" история России поражает многолюдьем, богатством человеческих судеб. Впрочем, еще в позапрошлом веке было сказано: "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…". В эту книгу "просятся" даже не сотни, а тысячи персон. Но объем книги ограничен. В такой ситуации нельзя не прибегнуть к некоторой систематизации, структурированию используемого материала.
profilib.net
История. Шпаргалка (В. В. Фортунатов, 2012)
Глава 3. Особенности становления государственности в России и мире
3. Возникновение государства – начало истории
История человечества началась с формирования современного вида человека – Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.
Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.
В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 лет до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 лет до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, – 3500-600 лет до н. э.
4. Период античных государств — 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.
Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.
Политогенез, складывание государств – длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.
Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.
4. Древние цивилизации в мировой истории
Государствами Древнего Востока были: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке неизвестна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Античную эпоху составляют история Древней Греции (II тысячелетие – 149 г. до н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. – 476 г. н. э.).
Основой восточного типа цивилизационного развития было преобладание государственной (царской), а также коллективной (общинной) собственности на землю и другие ценности над частной собственностью. Основой античной цивилизации, которая послужила базой западного типа цивилизационного развития, стала частная собственность на землю, на другие орудия и средства производства. В восточных обществах царская власть была единовластной, деспотической, наследственной, опиралась на чиновничество и армию, часто наемную. В Древней Греции и Древнем Риме возникли основы демократии, республиканской формы правления. Многие должности были выборными. Свободные полноправные мужчины в Риме, Афинах, греческих городах-полисах были активными избирателями, присяжными заседателями в судах, считали службу в армии гражданским долгом. Но власть в определенные периоды истории античных государств осуществлялась также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры. В древних восточных империях высшие правители (фараоны, цари и т. д.) обожествлялись. Художественная культура обслуживала высшую власть и духовенство, а общественное сознание большинства простых людей отличалось консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. Античная мифология, языческая религия древних греков и римлян почитала богов (Зевс-Юпитер), но ориентировала людей на соревнование, творчество, стремление изменить жизнь к лучшему. Для многих примером служил Прометей.
В системе Древнего мира территория современной России играла роль периферии. Обширные пространства Северной Евразии постепенно обживали арии, прародиной которых в III–II тысячелетиях до н. э. была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современных Афганистана и Ирана. Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.
На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (1700–1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н. э.). Скифские племена расселялись на юге европейской части современной России, в Причерноморье, Приазовье, в Крыму. Они вступали в торгово-экономические отношения с греческими колониями в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Фазис и др.), основанными еще в VII–VI вв. до н. э.
5. Европейский политогенез в раннем Средневековье
Мощные миграции, происходившие в III–VI вв. на огромных пространствах Евразии, получили название Великого Переселения. В V в. н. э. на процессы этногенеза и политогенеза в Европе оказало влияние нашествие гуннов под предводительством Аттилы.
С IV–V вв. н. э. в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы восточных славян антов и склавинов — южных славян. По берегам Эльбы и Одера расселились венеды — западные славяне. Славянские племенные союзы жили в условиях военной демократии, занимались землепашеством, охотой, рыболовством, были умелыми воинами. Восточнославянские племена постепенно заселили европейскую часть современной России и объединились в государство – Древнюю Русь.
В 476 г. варварские германские племена уничтожили Римскую империю. В V–X вв. в Европе развивался процесс политогенеза, образования новых государств.
С 395 г. из состава Римской империи выделилась Восточная Римская империя. Центром стал Константинополь (бывший Византий), отстроенный при Константине Великом. Государство стало называться Византией. В VI в. при императоре Юстиниане Византийская империя включала в свой состав многие территории бывшей Римской империи.
Племена остготов, вестготов, вандалов и другие создали государства, которые просуществовали недолго. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 г. переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств.
При династиях Меровингов и Каролингов германское племя франков («свободных») создало раннефеодальное государство на территории нынешней Франции. В 800 г. правитель Карл Великий был провозглашен королем. Он создал новую империю, в состав которой вошла значительная часть Европы. Но в 843 г. внуки Карла Великого разделили между собой огромную территорию. Образовались Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства. В тот же период возникли Моравское (830), Венгерское (896), Польское (960) и другие государства.
В VIII в. возникло государство на территории Дании и части Скандинавского полуострова. Объединение Норвегии произошло около 872 г. В начале XI в. образовалось раннефеодальное шведское государство.
Византия и другие европейские государства в IV–XI вв. приняли христианство в качестве государственной религии. Роль христианства в духовно-культурной и других сферах жизни постоянно возрастала.
В Западной Европе на протяжении первого тысячелетия нашей эры христианство как социальный институт превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа, в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в теократическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) называют епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христианской общины в I в. н. э. считается апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов. Их основными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 г. при военной и политической поддержке французского короля Пипина Короткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат).
6. Зарождение российской государственности
В записи о 862 г. летопись «Повесть временных лет» (XII в.) фиксирует зарождение российской государственности, связывая это событие с призванием (выбором) варяга Рюрика на правление. В IX–XI вв. восточнославянские племена (поляне, словене, древляне, кривичи и другие), объединенные в раннефеодальное государство, заняли всю современную европейскую часть России. Государство Древняя Русь было признано Византией и другими соседними государствами (Польша, Венгрия и др.). В 988 г. Владимир I принял христианство из Византии. При Ярославе Мудром в XI в. оформилась Русская Правда, свод норм древнерусского права.
В Древней Руси главой раннефеодальной монархии был великий князь киевский из рода Рюриковичей. Он опирался на боярство и дружину, но считался с позицией веча, народных собраний, действовавших в большинстве русских городов. Наряду с княжеской дружиной во время крупных военных конфликтов собиралось народное ополчение.
Земля, водные ресурсы, леса и другие богатства в Древней Руси считались собственностью государства. Землю как главную ценность великие князья за службу передавали в частную собственность. Князья и бояре становились вотчинниками, передавая землю (свой феод) как частную собственность от отца к сыну. На земле работали как свободные общинники, так и зависимые люди (закупы, рядовичи, холопы).
Князья, бояре, дружинники (старшие и младшие) составляли опору великого князя, правящий слой общества, осуществляли управление по поручению великого князя или самостоятельно, выполняли административные, военные, судебные, дипломатические и иные функции и вместе с великим князем контролировали значительную часть внешней торговли. В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» руководили старейшины, старосты, общий сход. Общинники (сельские жители) и горожане совместно (коллективно) использовали пахотную землю и другие угодья.
Купцы, торговцы, ремесленники играли важную роль в жизни многочисленных русских городов: Новгорода, Пскова, Киева, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка и других.
На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи. С принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с иконами, фресками, мозаикой, церковное пение и многое другое. К XII в. сложилась самобытная русская художественная культура. От домонгольского периода сохранились Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, храмы во Владимире и Суздале, творения русской литературы – «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» и др.
Древнерусские земли даже в период феодальной раздробленности (с конца XI в.) сохраняли широкие международные связи, в основном с европейскими странами.
7. Возникновение мусульманской цивилизации
С Востока на протяжении первого тысячелетия не прекращался натиск кочевых (номадических) цивилизаций. В VII в. на Аравийском полуострове у арабов появилось мусульманство. Семитские племена арабов не подчинялись Римской империи. В 622 г. уроженец Мекки Мухаммед, проповедовавший новую религию, бежал в Медину. Год хиджры, бегства, стал началом мусульманского летоисчисления, началом распространения ислама. Новое монотеистическое учение, во многом основанное на иудаизме, христианстве и других верованиях, в силу своей простоты получило быстрое распространение среди арабских племен и способствовало их сплочению в государство. Политогенез на основе мусульманства стал успешным во многом благодаря начавшейся военной экспансии под лозунгами газавата – религиозной войны с неверными.
Огромный централизованный религиозно-политический военный союз возглавляли халифы. В VII – начале VIII в. в состав Арабского халифата вошли огромные территории: Пиренейский полуостров (Испания), Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Северная Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (732), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд.
Халифат представлял собой военную деспотию. Визирь отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.
Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20 %. Все население платило поземельный налог – харадж — десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско.
Арабские феодалы получали земельные участки за военную службу. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. С вакуфных земель, принадлежавших мусульманским духовным учреждениям, ни налогов, ни воинской службы не требовалось. Огромную роль играла торговля. Причиной появления мусульман и их государственно-политического объединения многие считают стремление контролировать важнейшие торговые пути в Евразии. Арабы не навязывали ислам в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.
Арабы многое сделали для совершенствования орошаемого земледелия. Главным образом арабам мир обязан знакомству с такими полевыми, бахчевыми и садовыми культурами, как гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны, дамасская роза, тростниковый сахар. У арабов не было серьезных конкурентов в коневодстве, овцеводстве, верблюдоводстве, в производстве многих продуктов питания, упряжи, транспортных средств, оружия, домашней утвари и т. д. Арабами был найден фосфор, указан способ приготовления чистого спирта и серной кислоты. На арабском Востоке производились бумага, керамика, различные стройматериалы, благовония, ткани (шелк, дамаст, муслин, атлас). Арабские географы составили фундаментальные описания тогдашнего культурного мира («Золотые луга» Аль-Масуди в X в., географическая энциклопедия Якута в XIII в. и т. д.). Арабская цифровая система стала общепринятой в мире. Считается, что она была заимствована у индийцев, но арабские математики ввели понятие нуля. Многое сделали арабские переводчики для сохранения античных, китайских, индийских, византийских текстов.
Уже в первой четверти IX в. первая мусульманская империя стала распадаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившегося Ирана. В 1258 г. арабский халифат прекратил свое существование с захватом Багдада монголами.
kartaslov.ru
Владимир Фортунатов - Новейшая история России в лицах. 1917-2008
В этой книге представлены все важные лица Советского Союза и постсоветской России. Вы сможете познакомиться с жизненными судьбами первых лиц страны, государственных мужей, полководцев, деятелей церкви и лидеров политических движений, творцов отечественной культуры, знаменитых женщин, героев и антигероев. Перед вами предстанет действительно персонализированная история нашей страны. Опираясь на многочисленные источники, автор сохраняет свое видение заметных персонажей российской истории. Впечатляющая галерея образов звезд российской истории поможет читателю не только лучше понять наше прошлое, но и разобраться в современной жизни.
Содержание:
Владимир Валентинович ФортунатовНовейшая история России в лицах. 1917-2008
Введение
Как часто нам приходится слышать: "это было в прошлом веке". Речь идет о веке двадцатом, который стал во многом переломным в развитии мировой истории, всего человечества и, конечно, в истории России. Не будет большим преувеличением утверждать, что XX в. был во многом веком нашей страны. И не только потому, что, как говорили еще в 1980-х гг. "прошлого века", "выстрел "Авроры" открыл новую эру в истории человечества". В ночь с 8 на 9 мая 1945 г. величайший полководец XX в. маршал Георгий Константинович Жуков принял безоговорочную капитуляцию военного руководства поверженного Третьего рейха. 12 апреля 1961 г. проложил дорогу в космос Юрий Алексеевич Гагарин. Значение для России и для всего мира Великой русской революции 1917 г., событий 1991 г. будет еще долго служить предметом изучения историков и споров в широких общественных кругах. В 1917 г. перестала существовать Российская империя. В 1922 г. образовался Союз Советских Социалистических Республик, который многие называли советской империей. Но СССР не дожил даже до своего 70-летия.
Все исторические события в нашей стране были результатом интеллектуальных и волевых усилий, политической и социальной активности, многоплановой исторической деятельности советских людей, российских граждан. Крупные исторические процессы, сдвиги, изменения потребовали участия сотен тысяч и миллионов людей, но только самые энергичные, яркие, сильные занимают свое место в истории. К сожалению, за последние 15-20 лет внимание читающей и смотрящей публики оказывается искусственно привлечено к ограниченному кругу лиц. Такой выборочный подход, возможно, помогает разгадывать кроссворды, но не дает целостного представления о личностном факторе в отечественной истории XX-XXI вв.
Отечественная история новейшего времени (после 1917 г.) богата интересными людьми. Переломная эпоха, строительство нового общества потребовали огромного числа новых людей из самых разных социальных слоев. В отличие от большинства других изданий, автор данной книги предлагает разделение исторических персон на группы.
1. Первые лица государства, высшие руководители страны (главы правительств, генеральные секретари, президенты).
2. Государственные деятели (не будем добавлять эпитет "выдающиеся").
3. Полководцы, военачальники (тоже без прилагательных "великие", "знаменитые" и т. п.).
4. Общественные деятели (лидеры политических, социальных движений).
5. Деятели Русской православной и других церквей (иногда говорят о религиозных деятелях).
6. Лидеры, творцы в сфере культуры (мыслители, философы, деятели литературы и искусства и т. д.).
7. Женщины (разумеется, речь пойдет о наиболее известных выдающихся представительницах женского пола).
8. Герои и антигерои.
Данную классификацию следует считать условной. Некоторые лица выступали в разных или одновременно в нескольких "номинациях". Отбор выдающихся женщин, героев или антигероев может показаться читателю субъективным.
В подходе к каждому историческому лицу автор привык руководствоваться аналитической схемой, позволяющей составить наиболее полное представление о том или ином человеке. В самом усеченном виде эта схема выглядит следующим образом.
1. Даты, основные обстоятельства жизни и смерти конкретного лица, место захоронения.
2. Родители, особенности формирования, воспитания личности, семья.
3. Основные направления деятельности в хронологической последовательности (возможна бесконечная детализация и дифференциация материала).
4. Личность в оценке современников и потомков, уникальные черты, мемориальный шлейф (памятники, наименования и т. д.).
К сожалению, объем книги и желание представить каждое историческое лицо в его наиболее существенных проявлениях и чертах не позволяют в полной мере осуществить намеченную схему. Дополнительную информацию читатели смогут найти в справочной литературе, в трудах других авторов, которые посвятили тем или иным героям не 3–4 странички, а отдельную книгу, брошюру, статью.
Раздел I.Россия Советская, Россия в составе СССР (1917-1991 гг.)
1.1. Первые лица государства, высшие руководители страны
1.1.1. В. И. Ленин, Мавзолей и отечественная история в XX в.
Анекдоты очень часто отражают популярность, особые качества того или иного лица, в нескольких предложениях выражают суть тех или иных событий. Бывают анекдоты злые, дискредитирующие историческое лицо. Некоторые оказываются чрезвычайно удачными. Из всех анекдотов о В. И. Ленине стоит обратить внимание на следующий.
Представьте себе 3 апреля 1917 г. Площадь перед Финляндским вокзалом в Петрограде. В. И. Ленин только что вернулся из эмиграции (из Швейцарии через Германию, Швецию и Финляндию). Огромная толпа скандирует: "Леннон! Леннон! Леннон!". Ленин некоторое время молчит (так как знает, что Леннон – это певец из группы "Битлз"). После непродолжительного молчания Ленин говорит (про себя): "Чегт с вами, товагищи". И в полный голос, обращаясь ко всем: "Yesterday…"
В этом анекдоте Ленин поет одну из лучших песен Джона Леннона, так как этого требует народ. В этом анекдоте весь Ленин – гениальный политик, который с помощью избранной стратегии и тактики к осени 1917 г. получил поддержку народа и пришел к власти.
Как сибирский мальчик Володя Ульянов стал В. И. Лениным, вождем пролетарской революции, главой советского государства и руководителем социалистического строительства? Какие качества личности этому способствовали или мешали? Почему вокруг имени Ленина столько мифов, легенд, инсинуаций и клеветы?
profilib.net
Фортунатов В. В. История
Информация о файле: pdf, 90 mb.
Учебное пособие по дисциплине «История» подготовлено в строгом соответствии с утвержденным Государственным образовательным стандартом и охватывает всю историю человечества от появления первых государств до наших дней. В данном пособии представлены базовые факты по истории наиболее крупных стран, регионов, цивилизаций, без знания и понимания которых невозможно целостное восприятие всемирно-исторического процесса. В книгу вошли основные проблемы всемирной и российской истории: этапы государственности, сущность социально-экономических отношений, характер международных связей и влияний, главные тенденции культурного развития в различные исторические эпохи. Особенностью пособия является то, что история России излагается в нем параллельно с материалом по всемирной истории.В издании приведены наиболее важные карты, изображения отдельных персонажей, исторических событий, памятных исторических мест. Подстрочные примечания используются не только для ссылок на литературу, но и для предоставления дополнительной информации по тем или иным вопросам. После каждой главы студентам предлагаются вопросы обобщающего характера, с которыми они могут встретиться во время экзаменационных испытаний по дисциплине «История». Учебное пособие предназначено для студентов вузов неисторических специальностей.Особенностью данного учебника является то, что история России излагается параллельно с наиболее важным материалом по всемирной истории, который представлен в новом стандарте дисциплины «История».Главы в учебнике разбиты на параграфы, внутри которых смысловые блоки выделены так называемыми «фонариками». Хочется обратить внимание студентов на вставки «История в таблицах», «История в терминах», «История в лицах». Этим способом автор хочет привлечь внимание читающих к самым крупным историческим фигурам, наиболее значимым научным понятиям и представить часть сведений в систематизированной, схематичной форме. В основном тексте внимание студентов к самой важной информации (даты, географические пункты, понятия, исторические личности, важные характеристики) привлекается использованием различных шрифтов.
Содержание.Как историки пишут историю (История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки).Особенности становления государственности в России и мире.Русские земли в XIII—XV вв. и европейское Средневековье.Россия в XVI—XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации.Россия и мир в XVIII—XIX вв.: попытки модернизации и промышленный переворот.Россия (СССР) и мир в первой половине XX в.Особенности международных отношений в межвоенный период.СССР (Россия) и мир во второй половине XX в.Россия и мир в XXI в.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
na5ballov.pro
История Фортунатов В.В. - Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
Владимир Валентинович Фортунатов
История мировых цивилизаций
«История мировых цивилизаций»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Аннотация
Автор этой удивительной книги представляет читателю всемирную историю как творческую, или креативную, историю человечества. Благодаря умению наблюдать, понимать и творить люди не только приспосабливались к окружавшему их миру, но и активно изменяли его.
Перед читателем пройдет вся история мировых цивилизаций, начиная с древнейших (шумерской, древнеегипетской, китайской, индийской, персидской, иудейской), феодальных (византийской, мусульманской, европейской, русской, монгольской) и заканчивая современными.
В книге собран огромный фактический материал: представлено более ста биографических очерков о наиболее выдающихся деятелях мировой истории, пятьдесят справок о важнейших мировых инновациях в политической, экономической и духовной сферах, обобщающие схемы и тексты исторических источников, многочисленные сюжеты о взаимоотношениях мужчины и женщины в различных культурах.
Книга богато иллюстрирована репродукциями картин и фотографиями автора, сделанными им во время путешествий. В создании масштабной исторической панорамы мирового развития автор опирается на обширный круг источников и литературы, представляя читателю современный уровень исторической науки.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, стремящихся понять мир, в котором мы живем.
ОглавлениеРаздел 1 . Мир древнейших цивилизаций
Глава 1 . Классификация и особенности древних цивилизаций
§ 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
§ 2. Древнеегипетская цивилизация
§ 3. Шумерская цивилизация
§ 4. Индийская цивилизация
§ 5. Китайская цивилизация
§ 6. Иудейская цивилизация
§ 7. Персидская цивилизация
§ 8. Древнейшие цивилизации Америки
§ 9. Другие древние цивилизации
Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
§ 10. Античная Греция
§ 11. Античный Рим
Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
§ 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
§ 13. Социальный строй древних обществ
§ 14. Человек начинается в древности
Раздел 2 . Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
Глава 1 . Генезис феодального общества
§ 1. У истоков христианства
§ 2. Византийская цивилизация
§ 3. Становление европейской феодальной цивилизации
§ 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
§ 5. Время викингов
§ 6. Раннефеодальные государства Европы
§ 7. Рождение русской цивилизации
Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
§ 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
§ 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
§ 10. Русь между Европой и Азией
§ 11. Западная Европа: накопление сил
§ 12. Китайский исторический цикл в Средние века
§ 13. Японская островная цивилизация
§ 14. Оттоманская империя на грани миров
§ 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
§ 16. Человек феодальной эпохи
Глава 3 . Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
§ 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
§ 18. Особенности послемонгольского возрождения России
Глава 4 . Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
§ 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
§ 20. Реформация в Европе: форма и сущность
§ 21. Европейский абсолютизм
§ 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
§ 23. Япония, закрытая от мира
§ 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
§ 25. Забытая Нидерландская революция
Раздел 3 . Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
Глава 1 . Революции и реформы в становлении западной цивилизации
§ 1. Английская буржуазная революция
§ 2. Начало индустриальной революции
§ 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
§ 4. Великая Французская революция
§ 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
§ 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
Глава 2 . Наполеон и его время
§ 7. Англия как родоначальница промышленной революции
§ 8. Англия как страна классического капитализма
§ 9. Франция против Европы
§ 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
§ 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
§ 12 Человек Нового времени
Раздел 4 . В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
Глава 1 . Реформы на службе государств, правительств и народов
§ 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
§ 2. Европейская революция 1848–1849 гг
§ 3. Путь США к мировому лидерству
§ 4. Германия и Италия: пути объединения
§ 5. Модернизация по-японски
§ 6. Английская модель цивилизованного общества
§ 7. Скандинавские страны на пути реформ
Глава 2 . Догоняющая модель цивилизационного развития
§ 8. Судьба Египта
§ 9. Турция – «больной человек Европы»
§ 10. Цивилизационное отставание России
§ 11. Европа Южная
§ 12. За пределами цивилизованного мира
§ 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
Глава 3 . Первая мировая война и Великая русская революция
§ 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
§ 15. Версальский договор и послевоенный мнр
§ 16. 1917 г. в российской и мировой истории
§ 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
Глава 4 . Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
§ 18. Становление советской цивилизации
§ 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
§ 20. Фашизм в Германии
§ 21. Антифашистское и революционное движение
§ 22. Кризис капитализма и «новый курс» Ф. Д. Рузвельта
§ 23. Реформы по-турецки
§ 24. Особый ислам для иранского общества
§ 25. Революция в Китае
§ 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
Глава 5 . Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
§ 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
§ 28. Вторая мировая война
§ 29. Решающий вклад СССР в победу над общим врагом
Раздел 5 . Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
Глава 1 . Начало и особенности современной научно-технической революции
§ 1. Крах колониализма
§ 2. НТР и мировая цивилизация
§ 3. Послевоенный социализм в СССР: место в мировой цивилизации
§ 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
§ 5. Права и свободы в послевоенном мире
Глава 2 . Цивилизационное разнообразие современного мира
§ 6. «Шведская модель социализма»
§ 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
§ 8. Латинская Америка в XX в.
§ 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
§ 10. Человек в восточных цивилизациях
§ 11. Древность и современность в иранской исламской революции
§ 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
§ 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
§ 14. Европейская интеграция
§ 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
§ 16. Человек в условиях глобального мира
§ 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
§ 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
Литература
topuch.ru