История развития России начала ХХ века. История развития россии


История развития России начала ХХ века

В ХХ век Россия вступила на гребне волны собственного резкого промышленного подъема, создавшего прочную основу для будущего индустриального развития. Однако различные исторические процессы привели к тому, что промышленное развитие в конце XIX – начале ХХ в. было лишено системности. Это послужило причиной пробелов в этом развитии, прежде всего в области более совершенных технологий. Социально-политические буржуазные реформы сохранили первенствующее положение за консервативным дворянством. После отмены крепостничества, реформы добавили к сложному положению крестьянства выкупные платежи (форма прямых налогов, их размер зависел от прежде существовавшего оброка). Суровый климат и низкое плодородие почв резко ограничивали возможность расширения производства в индивидуальном крестьянском хозяйстве.

В целом в российском социуме земля по-прежнему цепко удерживала гигантское большинство населения станы, обеспечивавшее общество минимальным объемом совокупного прибавочного продукта (прибавочный продукт – это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта; общественный продукт – это совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в границах национальной экономики).

Товарный рынок зерна был итогом суровой экономии жизненных средств огромной частью крестьянского населения. Несмотря на бурное развитие промышленности в начале ХХ в., Россия оставалась аграрной страной. Подобная ситуация существенно снижала возможность образования полномасштабного рынка рабочей силы для промышленности. Соответственно этому только минимальным мог быть и был формирующийся слой рабочей аристократии – специалистов-мастеров высочайшей квалификации. Следовательно, сходная база для широкого и динамичного развития производства технически и технологически сложной продукции оставалось сравнительно узкой. Промышленность развивалась главным образом за счет общего роста объема рабочего времени. Русско-японская война 1904-1905 гг. впервые обнаружила огромную техническую отсталость русского флота. В еще больше мере общая промышленно-техническая отсталость обнаружилась в Первой мировой войне.

В начале ХХ в. государство рискнуло решить одну из наиболее важных проблем эпохи – аграрную. Речь идет о судьбе крестьянской общины. Теоретически ликвидация архаической крестьянской общины была мерой прогрессивной. Но ликвидация ее при сохранении крупного помещичьего землевладения была нереальной, т.к. большие массы крестьян ежегодно боролись за свое выживание.

Таким образом историческая ситуация в России конца XIX – начала XX века сводилась к поискам новых механизмов, компенсирующих ущерб социально-экономическому развитию страны от суровых условий природы и климата.

Немаловажную роль в развитии сыграла географическая близость Европейской России к высокоразвитым странам Западной Европы. Эта близость будоражила существенную часть русского общества, особенно болезненно воспринимавшего тот разительный контраст отсталости быта и экономики России и высокоразвитой цивилизации Запада. Данная ситуация на протяжении многих десятков лет создавало в общественных настроениях определенных слоев общества напряженную обстановку и кардинально влияло на развитие и борьбу русской общественной мысли. Русские мыслители и политические деятели в конце XIX – начале XX в. вели поиск реальных путей избавления страны от бедственного положения крестьян, от хронической низкой урожайности и т.д. Также нельзя не упомянуть о поиске выхода из сложившейся ситуации либеральной буржуазией. Важнейшим фактором развития России стал рост стачечного движения рабочих масс, перераставший в революционные взрывы.

На волне подъема огромных масс, воодушевленных идеями светлого будущего, новая власть (установившаяся в 1917г.) проделала огромную работу по строительству многих тысяч предприятий. Миллионы безграмотных людей из города и деревни сели за школьные парты. В стране была ликвидирована безграмотность, созданы инженерно-технические училища, эффективно развивалась наука. Создавалась оборонная промышленность. В итоге советская власть совершила в феноменально короткие сроки модернизацию страны, сделав гигантский скачок в развитии промышленности. Вместе с тем новая власть имела довольно туманные представления о многовековых особенностях русского земледелия, низких производственных возможностях крестьянского хозяйства, о том, что кулак – нормальный, хозяйственный крестьянин. Непонимание этой специфики внесло в историю страны немало драматизма в виде резких и стремительных реформ села. Ставя задачу создания современной промышленности, Советское государство одновременно угнетало личный интерес землевладельца, что в этой области недопустимо, т.к. труд крестьянина всегда был не только физическим трудом, но и умственным. Советская власть направила материальные и людские ресурсы деревни на строительство заводов и фабрик. Удерживая население деревне в историческом центре страны, власти прибегли к мерам старинного прикрепления крестьян к земле. И вслед за этим советский народ, не потеряв веры в новую власть, выдержал величайшую по жестокости и жертвам Великую Отечественную войну. Однако и после войны, подняв истощенные колхозы и совхозы, государство так и не смогло добиться в аграрном производстве гармонии личного и общественного характера.

В 1950 – 1960-е гг. в СССР успешно решались вопросы развития тяжелой и легкой промышленности, транспорта, добычи нефти, угля и т.д. Страна овладела атомной энергией, первой в мире вышла в космос. Но государство так и не ликвидировало отставание деревни с сохранившемся в ней бытом XIX – начала XX в.

Неимоверные усилия народных масс были вложены в строительство Советского Союза и его могущества. Люди, свершившие революцию и одержавшие победу в войне с фашизмом, жили неодолимой жаждой созидания. Однако политическая культура народа оказалась несовместима с поставленными задачами. Новая идеология, проникая в массы и воодушевляя их, нередко обретала вульгаризированные формы, вызывавшие к жизни стереотипы средневековых бунтов с их животным гневом к социальным врагам. Советскому обществу так и не удалось отладить систему самоуправления и действенного контроля «низов» над «верхами».

Реформы начала 90-х годов ХХ века положили начало социальным и политическим изменениям. Нигде в мире революции не приводили к такому масштабному уничтожению материальной основы промышленности и сельского хозяйства, как в нашей стране. Создана была прямая угроза существованию крестьянства, что в столь обширной по территории слабо заселенной стране представляется весьма опасным. Политика государства в последние пять-семь лет дает надежду на выход России из этого кризиса.



biofile.ru

Факторы исторического развития России

«Любой народ, любая страна — заложники своих начал. Мы же — не страна. Мы — страна стран. Мы — наследники сугубо разных начал. Мы — кентавр от роду, встроенный напрямую в мировой процесс. Отсюда наша особая зависимость от судьбы тех проектов, суммарное название которых — ”человечество”: единственное единство», — писал философ М. Я. Гефтер в статье «Дом Евразии».

Россия принадлежит к типу обществ, подверженных перекрестным цивилизационным влияниям. Сообщество народов, называемое Россией, геополитически зажато между Востоком и Западом. Оно обнимает собой три культурных мира — христианский, мусульманский и буддийский, оставаясь при этом великой хранительницей исконных традиций населяющих ее народов. Это пестрое сообщество народов объединялось мощным централизованным государством с сильным великорусским ядром. Как ни перед каким другим, перед ним часто вставала проблема выбора. Оно попеременно оказывалось то в зоне восточного, то в зоне западного влияния, сдвигалось то ближе к Византии, то — к Западной Европе. Напряженное пребывание в режиме выбора способствовало утверждению своеобразного типа культурно-исторического развития страны.

Его самой яркой отличительной чертой является катастрофизм темпа и ритма национального развития, прерывность исторического процесса. На протяжении непродолжительных отрезков времени здесь не единожды происходили смена типов цивилизации, резкая ломка духовных ценностей. При каждом новом поворотном витке исторического развития имеет место устойчивое нарушение преемственности традиций, и только само ниспровергательство остается действующим фактором социальной динамики. Оно выражает себя не только огульным отрицанием ценностей предшествующего периода, но проявляется еще в длительных периодах безвластия, обрамляющих кризисные эпохи, обнаруживает себя в роковой неспособности власти и общества к поиску конструктивного согласия.

Эта особенность исторического развития России, с другой стороны, способствует формированию исключительной гибкости, приспосабливаемости русского общества к предельно напряженным, а иногда даже невыносимым историческим условиям. Такова причина необыкновенной выживаемости России в периоды национальных катастроф.

Своеобразие и глубинный смысл российской истории заключаются в характере соединения двух полюсов, двух центров силы, который, не снимая их абсолютной противоположности, представляет собой глубокое, сущностное, неповторимое и новое единство. Российскую цивилизацию противопоставляют западноевропейской и азиатской как срединную евразийскую. В социально-политическом плане она держится на неустойчивом равновесии центростремительных и центробежных сил. Русский философ И. А. Ильин ярко выразил эту мысль: «Вся история России — есть борьба между центростремительным, созидающим тяготением и центробежным, разлагающим: между жертвенной, дисциплинирующей государственностью и индивидуализирующимся, анархическим инстинктом». Таким образом, социально-политический фундамент российской цивилизации покоится на мощном централизованном государстве.

В духовном плане срединное сообщество народов и его главный представитель — русский народ — призваны осуществить миссию арбитра в вечном споре между Западом и Востоком. «Сила не от мира сего», по словам В. С. Соловьева, дает основание русскому народу обрести «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Задолго до Соловьева сходную мысль развивал П. Я. Чаадаев: «Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. И, конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать». Показательно, что во взглядах на Россию среди философов, историков и социологов XX в. (А. Дж. Тойнби, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев и др.) сложилось устойчивое представление о России как фокусе мировых проблем современности и о ее великой гуманистической миссии в мире нарастающей бездуховности. Современный отечественный философ истории А. С. Ахиезер пишет о России: «Человечество преломилось надвое в теле и духе России. Россия может быть по своей сути мостом между народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в слабом месте мирового сообщества. Отсюда необходимость возрастающего внимания к проблемам России, которые по сути затрагивают весь мир».

Российский тип исторического развития во многом обусловливается особым строем национального сознания. Русский образ жизни и мысли характеризуется широтой ландшафта как пространственного, так и ценностного. Необъятность русской равнины отразилась на строении русской души. «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, — писал Н. А. Бердяев, — та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта». Русским людям чужда мистика крови и расы, утверждал Бердяев, но очень близка мистика земли: «Очень сильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Земля — последняя заступница. Основная категория — материнство». Невелик у русского народа, по мнению философа, и «дар формы»: «У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности».

Этой особенностью строения русской души нередко объясняют деспотический характер российского государства. Так, В. О. Ключевский объяснял его «необходимостью оформления огромной, необъятной русской равнины». Русский народ был подавлен огромной тратой сил, чтобы овладеть русскими пространствами и охранять их, «государство крепло, народ хирел». Русские мыслители ХIХ—ХХ вв. развивали эту мысль в другом направлении. Значение придавалось не столько оформлению территории под эгидой государства, сколько принесению народа в жертву государственному величию. А. Дж. Тойнби отнес Россию к типу цивилизаций, которые он назвал «универсальные государства как цели». В результате огромных затрат силы русского народа долгое время оставались как бы в потенциальном состоянии. Эта невыраженность и рассматривалась как залог великого будущего народа. Ожидали, что он «скажет свое слово миру и обнаружит себя» (Бердяев). Эта же черта выявляла и основное движущее противоречие русской истории: «С одной стороны, русский народ смиренно помогал образованию деспотического государства, самодержавного. Но, с другой стороны, он убегал от него в вольницу, бунтовал против него» (Бердяев). Государственная власть для народа была непререкаема, она находилась вне и над правом, не могла быть охвачена какой-либо сформулированной нормой. Поэтому повстанческие народные движения нередко носили на Руси самозванческий характер.

Широта пейзажа русской души — коренное свойство национального характера. От него, как из истока, вытекают другие важнейшие черты национальной психологии. Автор книги «Характер русского народа» Н. О. Лосский придавал большое значение способности русских «усваивать черты любого национального типа». Осваивая огромные просторы Евразии, русский народ активно смешивался с местным населением. Происходило взаимное обогащение и слияние культур. А кочевые народы по мере прохождения российских просторов теряли свой экспансионистский накал и принимали участие в оформлении историко-культурной картины страны.

Особый строй духовности русского народа задают его устремленность к абсолютному и забвение конкретного, максимализм, готовность признавать достижения других народов, отталкивание на массовом уровне от стяжательства и индивидуализма. В силу этого все формы бытия в России оказываются относительными, явления часто не совпадают с их общественным восприятием. Человек здесь, как нигде, действует непредсказуемо и зачастую вопреки своим интересам. В душе русского человека могут уживаться одновременно и покорность властям, и неистовое ниспровергательство всякого закона и порядка.

Вот как отразил Н. О. Лосский самые важные свойства национального духа: «Основное свойство русского народа есть религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра Царства Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни; в связи с этим свойством стоит способность к высшим формам опыта, именно к религиозному, нравственному и эстетическому опыту, к философскому умозаключению и к чуткому восприятию чужой душевной жизни, откуда получается живое индивидуальное общение с людьми. Второе первичное свойство русского народа — могучая сила воли, откуда возникают страстность, максимализм и экстремизм, но иногда обломовщина, леность, пассивность вследствие равнодушия к несовершенному добру земной жизни; отсюда... невыработанность характера, недостаток самодисциплины. В связи с исканием абсолютного добра стоят свобода духа русских людей, широкая натура, испытание ценностей мыслью и опытом, откуда возникают дерзкие, рискованные предприятия, склонность к анархии, неумение столковаться для общего дела, нигилизм и даже хулиганство. К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит доброта... однако измученный злом и нищетой, русский человек может проявить и большую жестокость... Чуткость к добру соединена у русского народа с сатирическим направлением ума, со склонностью все критиковать и ничем не довольствоваться».

Большую роль в формировании российского типа национального сознания играли внешние влияния (скандинавское в IX в., византийское с Х в., татаро-монгольское в ХIII—ХV вв., западноевропейское с ХVIII в., американское в конце XX в.). Носителем иностранных заимствований первоначально выступал центр. Народная периферия долгое время оставалась средой, пассивно воспринимавшей нововведения. Иноземные влияния при внедрении их в гущу народной жизни проходили сложный путь, так что итог всегда оказывался неожиданным.

Россия — уникальное самодостаточное сообщество народов, замкнутый океан-континент, где, как в капле, отражен весь мир. Внутри нее есть все необходимое для полноценной жизни, но она не замыкается. Наоборот, она демонстрирует миру образцы человеколюбия, социальной справедливости, высочайшей духовности, нормы культурного сотрудничества народов. Всем этим Россия всегда была готова делиться с миром, для которого остается умонепостигаемой тайной. Ее бесполезно совершенствовать на чужой манер, тем более подходить с заранее заданными требованиями и высокомерным наставничеством. Она все равно все чужое переработает на свой манер. Россия и русский человек сокрыт от взора поверхностного, равнодушного, рассудочного, не укорененного в стихии народной жизни. Русская жизнь с ее противоположностями, пропастями, как и русская мысль, не укладывающаяся в пределы логики, но взывающая к сердцу и душе, требует каких-то особых эмоционально-опосредованных форм постижения. Она неподвластна научному анализу. Ее не способны глубоко раскрыть пластические формы искусства — архитектура, скульптура и даже живопись. Она более подвластна музыке, литературе и религиозной мысли, но не официальной, а на грани с язычеством. Чисто интеллектуальное умозаключение о России, не обогащенное чудесной способностью видеть сокровенное, чаще всего резко отрицательно. Для истинно же русских писателей — А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого — Россия была символом веры и поклонения.

Принимая заимствования, Россия всегда отвергала понятие развития «как преимущественно научно-технического, материального, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, “жадность к вещам”. Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души» (О. А. Платонов«Русская цивилизация»).



biofile.ru

Основные особенности исторического развития России

⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36

1. Влияние географической среды и климата на развитие России;2.

2. Цивилизационные контакты и прерывистость в развитии России;

3. Влияние Византии и православия на историческую судьбу России;

4. Влияние орды на политическое развитие московского государства.

Сначала территория расселения восточных славян была обширная (Киевская Русь от Новгорода до Киева). Большой была и территория Московского царства. Вплоть до 20-го века территория Российского государства расширялась за счет завоеваний. Огромность территорий и природных богатств и их неисчерпаемость привели Россию к экстенсивному пути развития.

Территория расселения восточных славян была не совсем благоприятна для цивилизации. Она представляла собой бескрайнюю равнину, покрытую лесами. Также не было прямого выхода к морю. Рельеф и климат на всей территории был одинаков, следовательно, и производили одинаковую продукцию. Отсюда отсутствие перспектив развития внутреннего рынка. Также из-за ограниченного выхода к морю была осложнена и внешняя торговля.

Государство (Русь) равнинное, открыто со всех сторон для врагов, которых было очень много из-за отсутствия преград. Требовалось создание мощного государства для обороны. Киевская Русь – слабое государство. Как единое целое оно просуществовало лишь около 2х веков. Основной причиной распада стала его раздробленность.

Однажды созданное Московское государство росло и укреплялось. Была выстроена необходимая оборона. Также прослеживалось единство территорий. И как результат – государство росло и усиливалось и в конце концов подавило общество. Это привело к отсутствию развития гражданского общества и формирования правового сознания граждан. В результате происходит расселение граждан по пустующим и малонаселенным местам. Они были заняты расселением и удержанием своей территории. Силы народа уходили именно на это, а не на приращение культурного слоя. Бытовая небрежность, потребительское отношение к природе – это то, чем занималась та масса людей.

Климатический фактор.

Среднегодовая температура Европы 10-20 градусов Цельсия. В европейской части России среднегодовая разница температур 35-40 градусов. В Европе у крестьян отсутствует перенапряжение в период уборки и вынужденный простой зимой. Это вырабатывает привычку к размеренному привычному труду. Климат благоприятен настолько что урожай и достаток напрямую зависит от прилагаемых физических усилий. Люди могут работать малыми коллективами. Труд воспринимается как основа благосостояния, лень порицается. Кто бедный — тот ленивый. Развивается индивидуализм. Человек рассчитывает на свои силы не нуждаясь в поддержке общины.

В России перенапряжение среды (уборка) сменяется бездельем зимой. Результат труда не зависит от трудовых усилий. В случае неурожая человек должен проявить адское терпение, приходится голодать в ожидании следующего урожая. Русский человек не может рассчитывать только на свой труд. Он предпочитает жить в общине. Труд уважаем как основа правильной жизни, безделье ведет к порокам, но при этом русский не будет корить бедного крестьянина.

Основные тезисы:

 климат суров, выжить одному невозможно

 происходит развитие хуторской системы

 невозможность работать малым коллективом, например на выкорчевке полей

 В Европе тем временем появилась собственность на землю

 В России же до 20 века была община с общинной собственностью на землю. Коллективный труд требует ритмичности (работать должны все как один).

В системе коллективного труда, жилья, собственности, человек не вычленяет себя из семьи, общины, не ощущает эгоизма, хочет, чтобы жила община.

Индивидуальное сознание, индивидуализм, реализм медленно развивается.

 отзывчивость теплота и участие к другому;

 русский человек не любит выпячивать себя.

Цивилизационные контакты имеют большую роль. В начале эры племена Европы и славян были на одинаковой стадии варварства. Часть европейских племен находилась под влиянием культуры античности. Древнеримская империя разрушена варварством. Они унаследовали материальную и духовную культуру древнеримской империи. Они получили поля и виноградники, водопроводы и каменные дома, унаследовали язык. Через латынь они приобщились к духовным и научным знаниям античности (Аристотель, Платон). Восточные славяне расселялись по цивилизационной пустыне. Редкие племена, живущие от севера до юга, были на такой же низшей стадии развития. Первые цивилизационные контакты мы получили на 600 лет позже европейцев. Хазары обложили племена данью. Контакты с Византией начались еще до принятия христианства, а после принятия резко усиливались. Византия на тот момент имела территорию: Болгария, Греция, Египет .Но это были опосредованные контакты, у нас не было границ с Византии. Разная особость будет видна только в московском царстве. Наша история не органична. Каждый последующий этап развития не вытекает из предыдущего. История делится на несколько исторических отрезков, между которыми катастрофы, а на западе каждая последующая эпоха вытекает из предыдущей. 9-12 века Киевская Русь->15-17 века Московская Русь->императорская Россия 17-18 вв.->СССР Разделение церкви произойдет в 1054 году. Церковь делится на католическую и православную. Киевская Русь – светское общество. Московская Русь – глубочайше религиозное общество и государство.

 

 

mykonspekts.ru


Смотрите также