Текст книги "История России с древнейших времен до 1861 года". Андреев история россии


Читать онлайн книгу История России с древнейших времен до 1861 года

Соавторы: Николай Павленко

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 49 страниц) [доступный отрывок для чтения: 28 страниц]

Назад к карточке книги

Павленко Н , Андреев И , Кобрин В , Федоров ВИстория России с древнейших времен до 1861 года

Николай Иванович ПАВЛЕНКО, Игорь Львович АНДРЕЕВ,

Владимир Борисович КОБРИН, Владимир Александрович ФЕДОРОВ

ИСТОРИЯ РОССИИ

с древнейших времен

до 1861 года

Под редакцией Н. И. Павленко

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

Глава I. Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири

1. Хозяйственный и общественный строй первобытных племен

2. Северное Причерноморье и степная зона Восточной Европы в I

тысячелетии до н. э. – V – VI вв. н. э.

Глава II. Зарождение феодальных отношений

1. Основные закономерности генезиса и развития феодального

строя

2. Восточные славяне в дофеодальный период

3. Образование Древнерусского государства и его социальный и

политический строй

4. Принятие христианства

5. Отношения Киевской Руси с ее соседями

6. Культура, общественная мысль и быт Киевской Руси

Глава III. Удельный период

1. Переход к удельному периоду, его предпосылки и причины

2. Ростово-Суздальская земля в XI – XIII вв.

3. Галицко-Волынская земля в XII – XIII вв.

4. Новгородская феодальная республика в XII – XIII вв.

5. Борьба русского народа против немецких, шведских и датских

феодалов

6. Нашествие Батыя. Установление монголо-татарского ига на

Руси

7. Культура русских земель в XII – XIII вв.

Глава IV. Борьба против ордынского ига. Объединение русских

земель вокруг Москвы.

1. Социально-экономический и политический строй Руси второй

половины XIII – первой половины XV в.

2. Начало объединения русских земель

3. Великое княжество Литовское в XIII – первой половине XV в.

4. Русь в конце XIV – первой половине XV в. Феодальная война

5. Церковь во второй половине XIII – XV в.

Глава V. Единое Российское государство второй половины XV

XVI в.

1. Завершение политического объединения Руси во второй

половине XV – первой трети XVI в.

2. Социально-экономический и политический строй Российского

единого государства

3. Внешняя политика России второй половины XV – первой трети

XVI в.

4. Внутренняя и внешняя политика 30 – 50-х годов XVI в.

5. Внутренняя и внешняя политика 60-х – начала 80-х годов

XVI в. Опричнина

6. Культура и быт Руси второй половины XIV – XVI в.

Глава VI. Смутное время в начале XVII в.

1. Московское государство в конце XVI – начале XVII в.

Учреждение патриаршества

2. Начало смуты. Авантюра Лжедмитрия I

3. Восстание Болотникова

4. "Тушинский вор"

5. I и II ополчения. Освобождение Москвы

Глава VII. Российское государство при первом Романове

1. Земский собор 1613 г. Избрание Романовых

2. Завершение и последствия смуты

3. Смоленская война

Глава VIII. Российское государство при Алексее Михайловиче

1. Крепостное хозяйство и развитие крепостного права

2. Возникновение мануфактур

Глава IX. Начало формирования абсолютизма

1. Эволюция центрального и местного управления

2. Дело патриарха Никона

Глава X. Социальные движения

1. Городские восстания. Уложение 1649 г.

2. Движение под предводительством С. Т. Разина

3. Раскол в Русской православной церкви

Глава XI. Внешняя политика

1. Воссоединение Украины с Россией и война с Речью Посполитой

2. Русско-османские и русско-крымские отношения

3. Освоение Сибири

Глава XII. Культура и быт

1. Обмирщение русской культуры

2. Быт

Глава XIII. Предпосылки и начало преобразований Петра Великого

1. У истоков преобразований

2. Начало борьбы за выход к Балтийскому морю

3. Тяготы войны. Восстания в Астрахани и на Дону

Глава XIV. Оформление абсолютизма

1. Вторжение Карла XII в Россию. Полтавская виктория

2. Административные реформы

3. Церковная реформа

4. Внутренняя политика

5. Окончание Северной войны и образование Российской империи

Глава XV. Преобразования в области культуры и быта

1. Просвещение. Научные знания

2. Литература. Искусство

3. Дело царевича Алексея. Публицистика

4. Новшества в быту

Глава XVI. Российская империя в 1725 – 1762 гг.

1. Дворцовые перевороты

2. Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг.

3. Церковь на службе государства

4. Внешняя политика

5. Культура России в 30 – 50-е годы XVIII в.

Глава XVII. Россия при Екатерине Великой

1. Первые годы царствования

2. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг.

Глава XVIII. Крестьянская война и ее последствия

1. Канун крестьянской войны

2. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева

3. Внутренняя политика после крестьянской войны

4. Церковная политика

Глава XIX. Внешняя политика

1. Русско-турецкие войны

2. Россия и революция во Франции. Разделы Речи Посполитой

3. Внутренняя и внешняя политика Павла I

Глава XX. Культура и быт во второй половине XVIII в.

1. Общественно-политическая мысль

2. Просвещение и наука

3. Литература и искусство

4. Быт

Глава XXI. Социально-экономическое развитие России в первой

половине XIX в.

1. Территория, население и его социальная структура

2. Кризис крепостничества

3. Начало промышленного переворота

4. Внутренняя и внешняя торговля

Глава XXII. Внутренняя и внешняя политика при Александре I

1. Внутренняя политика в 1801 – 1812 гг.

2. Войны с Ираном и Османской империей

3. Участие России в антинаполеоновских коалициях 1805

1807 гг. Русско-шведская война 1808 – 1809 гг.

4. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии

в 1813 – 1814 гг.

5. Международное положение России и внутренняя политика в

1815 – 1825 гг.

Глава XXIII. Освободительное движение. Декабристы

1. Формирование декабристской идеологии

2. Союз спасения и Союз благоденствия

3. Декабристские организации в 1821 – 1825 гг.

4. Восстание декабристов

Глава XXIV. Внутренняя и внешняя политика при Николае I

1. Внутренняя политика

2. Основные направления внешней политики

3. Восточный вопрос

4. Россия и Кавказ в первой половине XIX в. Присоединение

Казахстана

5. Крымская война

Глава XXV. Освободительное движение и общественно-политическая

мысль в России в 20 – 50-е годы XIX в.

1. Кружки конца 20-х – начала 30-х годов

2. Теория "официальной народности". Славянофилы и западники

3. Формирование революционно-демократического направления

русской общественной мысли

Глава XXVI. Русская православная церковь в первой половине

XIX в.

1. Управление церковью. Приходское духовенство

2. Монастыри и монашество

3. Система духовного образования

4. Конфессиональная политика Александра I и Николая I

Глава XXVII. Культура и быт в первой половине XIX в.

1. Особенности развития русской культуры

2. Литература и искусство

3. Просвещение. Наука и техника

4. Изменения в быту

Хронология

Библиография

================================================================

В учебнике излагается история России с древнейших времен до

1861 г. Получили освещение основные проблемы

социально-экономического и политического развития, вопросы

истории культуры и быта в соответствии с представлением о них

современной исторической науки.

Первое издание вышло в 1996 г.

Для студентов, преподавателей и всех интересующихся

историей.

================================================================

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем учебнике прослежен исторический путь народов, населявших нашу страну на протяжении первобытнообщинного и феодального строя. Он показан с разной степенью полноты, обусловленной наличием или отсутствием соответствующих источников, а также изученностью в исследованиях ученых.

Главная сквозная тема учебника – производительная деятельность народных масс. Очень длительное время она протекала в малоблагоприятных условиях – суровый климат, низкое плодородие почвы, огромные пространства, которые можно было осваивать только лишь экстенсивным путем, чтобы добывать необходимые средства к существованию, – все это замедляло развитие производительных сил. Хотя географический фактор не является определяющим, он тем не менее играет важную роль, особенно на ранних этапах развития общества, когда зависимость человека от природы была большей, чем в последующее время. Именно влияние географических условий приводило к тому, что производительность труда в основной отрасли хозяйства – земледелии – веками оставалась низкой. В районах сосредоточения основной массы русского средневекового населения после ордынского нашествия – в современном Нечерноземье – пашня давала чрезвычайно низкие урожаи. Плодородные земли Дона, Кубани и Причерноморья были пущены в достаточно ощутимый хозяйственный оборот только в конце XVIII в.

Не способствовало интенсивному росту производительных сил и отсутствие в определенный период морских путей сообщения, считавшихся в средние века и новое время самыми дешевыми и удобными.

Наконец, неблагоприятное влияние на развитие страны оказало монголо-татарское иго. На русский народ обрушился удар воинственных полчищ Чингисхана, Батыя и других завоевателей. Нашествие принесло народам нашей страны неисчислимые беды: цветущие города и села были превращены в пепелища, на целые десятилетия исчезли многие виды ремесла, погибли или оказались в плену сотни тысяч горожан и селян. Наступившее вслед за этим иго два с половиной столетия иссушало душу русского народа и поглощало плоды труда народных масс. Но и после его свержения русские и украинские земли из года в год подвергались опустошительным набегам со стороны осколка Золотой Орды – Крымского ханства. Набеги крымских феодалов на южные уезды Русского государства в XVI – XVII вв. нанесли колоссальный урон экономике и сопровождались потерями сотен тысяч людей, уводимых в плен.

Совокупность перечисленных выше неблагоприятных условий задерживала развитие производительных сил. В итоге Россия позже ряда стран Западной Европы встала на путь капиталистического развития. Наши предки заслуживают тем большего уважения, что они и в этой обстановке осваивали новые земли, развивали ремесло, сохранили язык и культуру и подарили миру великих ученых и поэтов, зодчих и живописцев, мыслителей и техников.

Развитие производительных сил от собирательства до многопольных систем земледелия и от изготовления рубил до появления мануфактур и фабричного производства с системой машин является важнейшей сквозной темой учебника.

Следующая сквозная тема – рассмотрение процесса формирования могущественного государства, от Киевской Руси до Российской империи, от полунезависимых княжеств до многонациональной страны, объединившей родственные русский, украинский и белорусский народы, а также другие народности, от скромного по размерам Московского княжества до государства, чьи границы простирались от Тихого океана до берегов Балтики и от Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. В ходе длительного процесса складывания государства русскому и другим народам нашей страны не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою независимость.

В средние века на суверенитет нашей Родины покушались шведские феодалы и немецкие рыцари, монголо-татарские ханы и польские феодалы. В новое время наша страна подверглась нападению двух агрессоров, вторгшихся на ее территорию: шведского короля Карла XII и французского императора Наполеона. Учебник повествует о славных страницах прошлого, о героизме и жертвах, понесенных народами нашей страны в ходе борьбы за свою независимость.

Третья сквозная тема – история социальных конфликтов, борьба угнетенных против угнетателей. Долгое времяв историографии эта тема освещалась односторонне, избегая сюжетов, не укладывающихся в сложившиеся стереотипы.

Поскольку историки руководствовались известным высказыванием Маркса и Энгельса о том, что история предшествующего общества есть история борьбы классов, то игнорировался общеизвестный факт: антагонистические классы это не только противоположность и противостояние, но и единство, между ними существуют определенные связи, взаимозависимость. Так, для феодального общества характерно наличие патриархальных отношений; обращали, например, внимание на изуверства Салтычихи и игнорировали находящийся на поверхности факт непосредственной зависимости благосостояния помещика от благосостояния крестьянина. Всякий здравомыслящий помещик понимал, что разоренный крестьянин – непригодный объект для извлечения из его хозяйства доходов, что такой крестьянин становился для него обузой. Отсюда патернализм в их отношениях, оказание помощи крестьянину в восстановлении хозяйства, порушенного стихийными бедствиями и пожарами, осуществлявшейся либо самим помещиком, либо понуждаемой к тому сельской общиной.

Второй изъян в освещении событий того времени относится к крестьянским войнам. Он состоял в игнорировании их разбойного характера, умалчивании грабежей и разрушений производительных сил. Не осуждались убийства, жестокость, падение нравственных устоев, сопровождавшие крестьянские войны. Кстати, некоторые историки насчитывают четыре крестьянские войны, в то время как их было всего две; ни смута, ни движение Булавина к крестьянским войнам не относятся.

Третий недостаток заключен в общей оценке крестьянских войн – на них смотрели как на двигатель прогресса. На наш взгляд, ближе к истине был Г. В. Плеханов, утверждавший, что крестьяне в этих войнах боролись не за новые порядки, с которыми было сопряжено повышение уровня эксплуатации, а за сохранение идеализированных ими старых устоев.

Наконец, предпринята попытка пересмотреть оценку движения декабристов, преодолеть утвердившиеся в советской историографии восхваление конституции П. Пестеля и негативное отношение к конституции Н. Муравьева.

Четвертая сквозная тема – развитие государственности, прошедшее тоже длительный путь от ее примитивных форм в виде княжеской администрации до образования единого государства и создания высшей формы феодального государства – абсолютной монархии.

Прежние догмы, как известно, решающую роль в изменении форм государственности отводили экономике. Этому тезису придавали глобальный характер, распространяли его на все страны, в том числе и на Россию. Между тем поиски экономических предпосылок возникновения в России единого государства оказались бесплодными: предпосылки отсутствовали, а единое государство все же сложилось. Равным образом в стране отсутствовало равновесие между дворянством и буржуазией, которое, согласно марксистско-ленинскому учению, являлось условием возникновения абсолютистского государства. Если быть точным, то в России в десятилетия, когда формировался абсолютизм, буржуазии не было, а абсолютная монархия все же сложилась.

Когда речь заходит об истории России, то следует иметь в виду, что государство оказывало решающее воздействие на базисные явления: оно создало сословия, оно же оформило крепостное право, сооружало крупные предприятия, организовало цехи, Академию наук, университеты и т. д. Огромная роль государства в истории страны была обусловлена ее отсталостью, возникшей в результате неблагоприятных почвенно-климатических условий. Только сильное государство способно было в известной мере преодолевать отсталость и обеспечить суверенитет страны, мобилизовать наличные ресурсы ее населения. Вместе с тем это же государство подавляло личность, глушило инициативу во всех сферах жизни общества и тормозило развитие гражданственности.

К сквозным темам относится и история культуры во всех ее проявлениях – от иконописи до полотен Кипренского и Федотова, от "Слова о полку Игореве" до поэзии Пушкина и Лермонтова, от зодчих, воздвигавших храмы и крепостные стены, до архитекторов, создававших величественные сооружения гражданского назначения.

В разделах учебника, посвященных культуре, прослеживаются этапы ее освобождения от религиозных оков и проникновения в нее светского начала.

В число сквозных тем в учебник включена история церкви. В предшествующих учебниках о церкви упоминали, когда речь шла о крещении Руси и еще в двух-трех случаях. Между тем церковь играла громадную роль в истории древней и средневековой Руси, она являлась могучим идеологическим оружием и цементирующим фактором как в удельный период, так и в годы борьбы с силами, покушавшимися на независимость нашей Родины. На протяжении тысячелетнего существования России роль православной церкви заметно изменилась: в борьбе со светской властью она из столетия в столетие утрачивала свои позиции и в конечном счете превратилась в служанку государства. Но и в столетия, когда церковь лишили экономической мощи и монополии на идеологическое воздействие на массы, она пыталась сохранять влияние на духовную жизнь общества.

Авторы сочли целесообразным включить в учебник седьмую сквозную тему – быт. Необходимость этой темы продиктована стремлением вооружить будущих учителей хотя бы элементарными сведениями об условиях повседневной жизни различных слоев феодального общества.

Быт многопланов и разнообразен: быт жителей села существенно отличается от быта горожан. Но и деревенский быт даже мелкопоместного дворянина отличается от быта крестьянина. В жизни столицы отражен городской уклад, но в каждой социальной прослойке складывались свои традиции. Здесь задавал тон быт царского двора, определявшийся интеллектом, вкусами и капризами государя или государыни; вельможи подражали быту царского двора, за ними тянулось в меру своих материальных возможностей столичное дворянство. Быт провинциального дворянства во многих случаях мало чем отличался от быта "семьянистого" крестьянина: различие состояло в том, что крестьянин добывал жизненные ресурсы собственным трудом, а помещику получение этих ресурсов обеспечивало крепостное право. Верхушка купечества стремилась не отстать от дворян. В быту ремесленников, работных людей мануфактур и чиновников тоже можно обнаружить свои особенности.

Мы столь подробно остановились на этих особенностях в связи с тем, что далеко не все они достаточно подробно разработаны в научной литературе, слабее всего – крестьянский быт.

Глава I

ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ

В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СИБИРИ

1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ПЕРВОБЫТНЫХ ПЛЕМЕН

Первой, древнейшей социально-экономической формацией был первобытнообщинный строй. Он продолжался со времени становления человека до перехода к классовому обществу и, следовательно, был наиболее длительной в истории человечества эпохой, что обусловлено медленным темпом развития общества на его первых этапах. Все стадии первобытнообщинного строя объединяет коллективный характер производства и потребления, вызванный тем, что производительные силы были еще весьма неразвиты. Именно поэтому дальнейшее развитие производительных сил, переход от типично первобытного потребляющего хозяйства к хозяйству производящему, разделение труда (прежде всего выделение скотоводческих и земледельческих народов) усложнило всю систему общественных отношений и в конечном итоге привело к переходу к иным типам общественного развития.

Общепринято разделение первобытного общества на периоды по основным материалам, которые использовались для изготовления орудий труда: каменный век, энеолит (меднокаменный век) – переходный от каменных орудий к металлическим, бронзовый век и ранний железный век. Эта периодизация, естественно, не означает, что в каменном веке не изготавливали орудия из дерева и кости, а в эпоху бронзы – из камня. Речь идет о преобладании того или иного материала.

Каменный век, наиболее длительный в истории людей, принято делить на палеолит – древний каменный век, мезолит – средний каменный век и неолит новый каменный век. В свою очередь палеолит делят на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда выделяют и период среднего палеолита.

Ранний палеолит – время становления человека.

Этот процесс – антропогенез – чрезвычайно длительный и сложный. Он изучен еще далеко не до конца, у науки по этой проблеме накопилось больше вопросов, чем ответов. Первыми предками человека, вступившими на путь антропогенеза, были обезьяны-австралопитеки, ходившие уже на задних конечностях, что высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности.

Древнейшими людьми (архантропами) традиционно считали питекантропа (обезьяночеловека) и синантропа (разновидность питекантропа, обнаруженная в Китае), появившихся около миллиона лет тому назад. Однако в последние десятилетия в Африке были обнаружены останки существ, живших 2 – 2,5 млн. лет назад, ходивших на двух ногах, но с весьма примитивным строением руки и с черепом, который по своим размерам и форме стоял ближе к черепам человекообразных обезьян, а не людей. Тем не менее эти существа уже изготавливали орудия труда из галек (они найдены на их стоянках). В науке этот предок человека получил название Homo habilis (гомо габилис) человек умелый. Был ли он древнейшим представителем архантропов (и тогда история человечества насчитывает более 2 млн. лет) или наиболее прогрессивным видом австралопитека – предмет продолжающихся дискуссий.

В конце раннего палеолита (по другой классификации – в среднем), в так называемую эпоху мустье (по одной из стоянок во Франции), около 100 тыс. лет тому назад возник неандертальский человек, или неандерталец, названный так по первой находке в местности Неандерталь в Германии. Впоследствии останки неандертальцев были обнаружены во многих частях земного шара, в том числе и на территории Восточной Европы. Неандертальцев причисляют уже к следующей ступени становления человека – к палеоантропам. Они стоят значительно ближе к современным людям, чем архантропы, но тем не менее у них еще сохранялось немало примитивных черт в строении черепа; недостаточно гибкой и умелой была и рука.

Ранний палеолит – время первобытного человеческого стада. Стоянки первобытного человека эпохи раннего палеолита обнаружены в Восточной Европе (Украина, район р. Тиссы), на Кавказе (пещера Азых в Азербайджане, Кударо I и III в Южной Осетии) и т. д. Севернее люди до появления неандертальца, по-видимому, не продвинулись: на время раннего палеолита приходится несколько крупных наступлений ледника – оледенений, сопровождавшихся резким похолоданием. Для архантропов же было возможно существование лишь в теплом климате, не требовавшем ни одежды, ни жилищ.

Неандертальцы распространились значительно шире. Их стоянки обнаружены не только на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии, но и в низовьях Дона, в районе Волгограда. Высказываются предположения, что в конце раннего палеолита появились примитивные жилища и одежда из шкур.

Отметим, что проблемы изучения расселения и адаптации древнего человека – чрезвычайно сложные. На долю человека в антропогенный период выпали тяжелые испытания. Оледенения, охватывающие огромные территории, естественно влияли на заселение севера Евразии. Но выявить саму картину продвижения могут только археологические данные, которые накапливаются достаточно медленно. Кроме того, археология находится в прямой зависимости от полноты знаний о самом древнем человеке – предмете изучения антропологии, где также немало "белых пятен". В итоге только тесная связь данных палеогеографии, палеоклиматологии, палеоботаники, палеонтологии и, наконец, археологии, могут дать представление о миграции древних людей во времени и пространстве.

Палеолитическое хозяйство было потребляющим. Основу его составляла охота на крупных животных. Вероятно, на зверя устраивали облаву, что требовало коллективных усилий всех членов первобытного стада. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Растительную пищу добывали, собирая съедобные растения и выкапывая из земли корешки. Каменные орудия использовали как для охоты (добивание животных, разделка туш), так и для собирательства.

Уже архантропы использовали в готовом виде огонь (от лесных пожаров, ударов молнии, извержений вулканов и т. п.) и поддерживали костры. Неандертальцы, вероятно, уже научились добывать огонь. Это было огромное завоевание человечества, важный шаг на пути выделения человека из природы. Огонь дал людям защиту от холода, от диких зверей, уменьшил их зависимость от климата. Появился очаг – символ человеческого жилища. Люди получили возможность использовать жареную пищу, которая лучше усваивается организмом. Еще большими были отдаленные последствия овладения огнем: без него невозможны ни керамика, ни металлургия.

У неандертальцев, очевидно, появились уже первые зачатки религии. Так, в пещере Тешик-Таш в Узбекистане вокруг покойника сделано окружение из рогов горного козла. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток – запад. Многие исследователи трактуют эти факты как свидетельство существования примитивных погребальных обрядов, зарождения представлений о противоположности жизни и смерти.

Переход от раннего палеолита к позднему (40 – 35 тыс. лет тому назад) ознаменовался появлением человека современного вида – Homo sapiens) (гомо сапиенс) – человек разумный. С его возникновением закончилась биологическая эволюция человека, это был второй крупный скачок в антропогенезе: от "предлюдей", архантропов и палеоантропов к людям.

В позднем палеолите возникает родовой строй. Основной ячейкой человеческого общества стала родовая община с общей собственностью на основные средства производства. Продукты охоты, рыболовства и собирательства распределялись поровну между всеми членами рода. Авторитет старейшин рода основывался не на принуждении, а на традиции, уважении к опыту и умениям.

Люди позднего палеолита значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они стали более разнообразными, иногда миниатюрными. Появились метательное копье и предшественник лука копьеметалка, что намного повысило эффективность охоты. Возникло рыболовство: на стоянках этой эпохи неоднократно находили гарпуны и остатки рыбы. Распространяются изделия из кости, в том числе иглы, что свидетельствует о появлении шитой одежды. Если в конце раннего палеолита появились первые примитивные жилища, то теперь люди уже строили землянки, а иногда и целые поселки из нескольких жилищ. Человек научился приспосабливаться к природе не биологически, а социально, защищаться от холода при помощи жилища и одежды. Эти достижения позволили людям значительно расширить пределы обитаемой части земного шара. Этому способствовало и потепление, вызванное отступлением ледника. Стоянки людей позднего палеолита находят уже повсеместно на территории Российской Федерации, в том числе в Сибири, на Дальнем Востоке, близ Полярного круга. В это время выделяются отдельные этнокультурные области: для тех или иных групп стоянок оказываются характерными некоторые общие черты, отличающие их от других.

Поздний палеолит – время возникновения искусства. На многих стоянках находят женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола. Они свидетельствуют о культе женщины-матери, прародительницы рода. В большинстве общин, видимо, господствовал материнский род со счетом родства по женской линии.

Палеолитическое искусство было связано с первобытными религиозно-магическими представлениями, с попытками умилостивить силы природы. Человек отождествлял тогда сам предмет и его изображение. Вероятно, магическим целям служила и наскальная живопись, обнаруженная в нескольких пещерах, в том числе и в нашей стране – в Каповой пещере в Башкирии. В Каповой пещере смесью природной охры с животным клеем сделаны изображения мамонтов, лошадей, носорога. Рисунки палеолитического человека поражают своим реализмом и динамикой. Часто встречаются изображения копий, пронзающих животных: человек, вероятно, надеялся таким путем добиться успеха на охоте. В палеолите возникла также резьба по кости, появились первые украшения.

В позднем палеолите уже, несомненно, существует религия, прослеживается отчетливый погребальный обряд. В могилу порой клали некоторые вещи, которыми покойник пользовался при жизни. В этом свидетельство возникновения представления о загробной жизни.

Таким образом, к концу палеолита человек научился не только добывать огонь и есть несырую пищу, изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться и ловить рыбу, но и жить общественным строем с общественным сознанием и его важными формами искусством и религией. Однако человек еще не знал ни керамики, ни металла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства.

Важнейшим достижением следующей стадии каменного века – мезолита (около XII – X тысячелетия до н. э. – VII – V тысячелетия до н. э.) стало изобретение лука и стрел, что резко повысило производительность охоты. Теперь наряду с охотой облавной возникла и индивидуальная, не только на крупных стадных животных, но и на мелких. Появилась возможность создавать запасы пищи.

В эпоху мезолита человек сделал первые шаги и в направлении скотоводства. Началось приручение, а возможно, и одомашнивание животных. Так, в мезолите уже появились собаки, первые домашние животные. Не исключено, что в конце мезолита в отдельных районах были приручены свиньи, козы, овцы.

Изменяется и техника изготовления каменных орудий. Широкое распространение получают сложные миниатюрные каменные изделия – микролиты. Часть микролитов служила наконечниками для стрел, часть – сменными лезвиями-вкладышами, вставлявшимися в оправы. Развитие микролитической вкладышевой техники позволило сделать орудия труда более специализированными.

Появившиеся в эпоху позднего палеолита этнокультурные области в мезолите выделяются более отчетливо, хотя в силу примитивности общественной и хозяйственной жизни общее в быту людей еще преобладало над особенным. Только в следующую эпоху – в неолите – появляются резкие отличия в жизни разных групп людей, проявившиеся в возможности выделять археологические культуры.

Археологическими культурами принято называть совокупности памятников, которые относятся к одной территории и эпохе (или, по крайней мере, синхронно изменяются) и имеют общие особенности – в формах общественной жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т. д. Обычно (хотя и не всегда) археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности – группе родственных племен или позднее – народу.

Переход к неолиту и его продолжительность в разных районах Евразии существенно отличались друг от друга. Раньше всего он начался в Средней Азии в VII – VI тысячелетиях до н. э. и продолжался до IV тысячелетия до н. э. В лесной зоне России неолит продлился еще около двух тысяч лет, до II тысячелетия до н. э. В этом сказалась неравномерность развития разных регионов, связанная в первую очередь с природными условиями: теплый климат и плодородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства.

В эпоху неолита начался переход к производящему хозяйству. Именно тогда зародились скотоводство и земледелие, хотя охота и собирательство все еще оставались основными источниками существования в большинстве неолитических общин. Возникновение производящего хозяйства – одно из оснований для того, чтобы говорить о неолитической революции. Древнейшая земледельческая культура на территории бывшего СССР – джейтунская на юге Туркмении – относится к VII – VI тысячелетиям до н. э. Скотоводческие племена в эпоху неолита еще не выделились, хотя использование домашнего скота характерно для многих культур той эпохи.

Назад к карточке книги "История России с древнейших времен до 1861 года"

itexts.net

Trojden | Андреев И. Л.: Учебник по истории России с древнейших времён до XVI в.

Андреев И. Л.: Учебник по истории России с древнейших времён до XVI в. - 6 класс

Прочитать описание

Охватывает период отечественной истории с древнейших времён до XVI в. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся.

Введение. Человек и история

Глава I: Народы и государства Восточной Европы в древности

§1. Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

§2. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.

§3. Первые государства на территории Восточной Европы

Глава II: Русь в IX - первой половине XII в.

§4-5. Образование Древнерусского государства

§6-7. Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства

§8-9. Русь в середине XI — начале XII в.

§10. Общественный строй Древней Руси

§11-12. Древнерусская культура

Глава III: Русь в XII - начале XIII в.

§13. Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

§14. Княжества Северо-Восточной Руси

§15. Боярские республики Северо-Западной Руси

§16-17. Культура Руси

Глава IV: Русские земли в середине XIII - XIV в.

§18. Походы Батыя на Русь

§19. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

§20-21. Русские земли под властью Орды

§22. Москва и Тверь: борьба за лидерство

Глава V: Русские земли в XIII - первой половине XV в.

§23. Начало объединения русских земель вокруг Москвы

§24. Московское княжество в конце XIV — середине XV в.

§25. Соперники Москвы

Глава VI: Формирование единого Русского государства в XV в.

§26. Объединение русских земель вокруг Москвы

§27. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в.

§28-29. Русская культура в XIV — начале XVI в.

Словарь понятий и терминов

trojden.com

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10) – издательство Дрофа – Вентана-граф

Линия пособий по истории России разработана ведущими российскими специалистами и полностью соответствует требованиям историко-культурного стандарта. Учебный материал изложен в яркой и доступной форме, с учетом возрастных особенностей школьников и опирается на обширную базу документальных источников. Организовать работу помогут вопросы и задания к каждому пункту параграфа, рубрика «Работа с документом», списки дополнительной литературы и интересных сайтов. Особое внимание уделено иллюстрациям, картам и схемам: они органично дополняют текст и помогают легко понять и запомнить факты и события отечественной истории. В учебниках вопросы различных уровней сложности, темы для проектных работ.

Линия учебников для 6–10 классов общеобразовательных учреждений создана известными российскими учеными, методистами и учителями на основе нового историко-культурного стандарта и ФГОС. Учебники одобрены экспертными организациями – Российским историческим обществом, РАН, РАО, Российским книжным союзом и включены в Федеральный перечень.

Учебники подготовлены на основе современной концепции исторического образования в школе. Авторы знакомят учащихся с основными политическими и социально-экономическими событиями истории России. Особое место уделено рассказу о важнейших достижениях отечественной культуры. Отличительной чертой является изложение материала в яркой и доступной форме.

При создании учебников авторы опирались на широкую базу источников, учитывали последние достижения исторической науки. В основе методики – системно-деятельностный подход. Учебный материал изложен с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет четко выстроенную структуру: деление на главы, параграфы, пункты. Методический аппарат включает вопросы и задания для учащихся к каждому пункту параграфа, итоговые задания к параграфу, рубрику «Работа с документом», которая поможет учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В каждом параграфе выделены основные даты, понятия, персоналии. В приложениях приводятся списки литературы для дополнительного чтения, адресованные учащимся, желающим больше знать об истории Отечества. Иллюстрации учебников имеют прямую связь с содержанием основных тем и сюжетов параграфов, что способствует лучшему восприятию и усвоению школьниками учебного материала. Карты, схемы и иллюстрации дополняют основной текст и помогают наглядно представить и понять факты и события российской истории.

Учебники позволяют успешно работать в классах, где история изучается на базовом уровне. Их отличительные черты – компактность изложения материала, рассмотрение различных точек зрения, наличие вопросов разной сложности. В них включены названия тем для проектной деятельности учащихся. К линии учебников (6–10 классы) подготовлены: рабочая программа, рабочие тетради, методические пособия, хрестоматии, технологические карты уроков, а также электронные формы учебников.

history.drofa-ventana.ru

Trojden | Андреев И. Л.: Учебник по истории России. XVI – конец XVII века

Андреев И. Л.: Учебник по истории России. XVI – конец XVII века - 7 класс

Прочитать описание

Учебник, подготовленный в соответствии с историко-культурным стандартом, охватывает период отечественной истории с XVI до конца XVII в. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника – системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать её в практической деятельности.

Глава I. Создание Московского царства

§1-2. Василий III и его время

§3. Русское государство и общество: трудности роста

§4. Начало реформ. Избранная рада

§5-6. Строительство царства

§7. Внешняя политика Ивана IV

§8-9. Опричнина. Итоги правления Ивана IV

§10. Русская культура в XVI в.

Глава II. Смута в России

§11. Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв.

§12. Начало Смуты. Самозванец на престоле

§13. Разгар Смуты. Власть и народ

§14. Окончание Смуты. Новая династия

Глава III. «Богатырский век»

§15. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

§16. Сословия в XVII в.: «верхи» общества

§17. Сословия в.: XVII в «низы» общества

§18. Государственное устройство России в XVII в.

Глава IV. «Бунташный век»

§19. Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

§20. Формирование абсолютизма

§21-22. Церковный раскол

§23. Народный ответ

Глава V. Россия на новых рубежах

§24-25. Внешняя политика России в XVII в.

§26. Освоение Сибири и Дальнего Востока

Глава VI. Россия на новых рубежах

§27. Политика Фёдора Алексеевича Романова

§28. Борьба за власть в конце XVII в.

§29. Культура России XVII в.

§30. Мир человека XVII в.

Заключение

Словарь понятий и терминов

trojden.com

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Линия пособий по истории России разработана ведущими российскими специалистами и полностью соответствует требованиям историко-культурного стандарта. Учебный материал изложен в яркой и доступной форме, с учетом возрастных особенностей школьников и опирается на обширную базу документальных источников. Организовать работу помогут вопросы и задания к каждому пункту параграфа, рубрика «Работа с документом», списки дополнительной литературы и интересных сайтов. Особое внимание уделено иллюстрациям, картам и схемам: они органично дополняют текст и помогают легко понять и запомнить факты и события отечественной истории. В учебниках вопросы различных уровней сложности, темы для проектных работ.

Линия учебников для 6–10 классов общеобразовательных учреждений создана известными российскими учеными, методистами и учителями на основе нового историко-культурного стандарта и ФГОС. Учебники одобрены экспертными организациями – Российским историческим обществом, РАН, РАО, Российским книжным союзом и включены в Федеральный перечень.

Учебники подготовлены на основе современной концепции исторического образования в школе. Авторы знакомят учащихся с основными политическими и социально-экономическими событиями истории России. Особое место уделено рассказу о важнейших достижениях отечественной культуры. Отличительной чертой является изложение материала в яркой и доступной форме.

При создании учебников авторы опирались на широкую базу источников, учитывали последние достижения исторической науки. В основе методики – системно-деятельностный подход. Учебный материал изложен с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет четко выстроенную структуру: деление на главы, параграфы, пункты. Методический аппарат включает вопросы и задания для учащихся к каждому пункту параграфа, итоговые задания к параграфу, рубрику «Работа с документом», которая поможет учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В каждом параграфе выделены основные даты, понятия, персоналии. В приложениях приводятся списки литературы для дополнительного чтения, адресованные учащимся, желающим больше знать об истории Отечества. Иллюстрации учебников имеют прямую связь с содержанием основных тем и сюжетов параграфов, что способствует лучшему восприятию и усвоению школьниками учебного материала. Карты, схемы и иллюстрации дополняют основной текст и помогают наглядно представить и понять факты и события российской истории.

Учебники позволяют успешно работать в классах, где история изучается на базовом уровне. Их отличительные черты – компактность изложения материала, рассмотрение различных точек зрения, наличие вопросов разной сложности. В них включены названия тем для проектной деятельности учащихся. К линии учебников (6–10 классы) подготовлены: рабочая программа, рабочие тетради, методические пособия, хрестоматии, технологические карты уроков, а также электронные формы учебников.

drofa-ventana.ru

Андреев. История России 10 класс

Е. Н. СорокинаИстория России. 10 классПособие входит в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха" . Оно отражает особенности работы с учебником по истории России О. Н. Журавлёвой, Т. И. Пашковой, Д. В. Кузина для учащихся… — Вентана-Граф, (формат: 60x84/16, 368 стр.) Алгоритм успеха Подробнее...2014238бумажная книга
О. И. БородинаИстория России. 9 классВпервые создана линия учебников истории, специально разработанных для обучения школьников с нарушениями интеллектуального развития. Учебник – победитель конкурса на создание учебников нового… — ВЛАДОС, (формат: 60x84/16, 368 стр.) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа электронная книга Подробнее...2015365электронная книга
О. И. БородинаИстория России. 8 классВпервые создана линия учебников истории, специально разработанных для обучения школьников с нарушениями интеллектуального развития. Учебник – победитель конкурса на создание учебников нового… — ВЛАДОС, (формат: 60x84/16, 368 стр.) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа электронная книга Подробнее...2015365электронная книга
История России. 11 класс — (формат: 60x84/16, 368 стр.) Подробнее...201667бумажная книга
О. И. БородинаИстория России. 7 классУчебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в… — ВЛАДОС, (формат: 60x84/16, 368 стр.) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа электронная книга Подробнее...2015365электронная книга
Чернов Д. (сост.)История России. 9 классРазноуровневые задания. Представленные проверочные задания для 9 класса тематически сгруппированы, соответствуют требованиям школьной программы по истории и требованиям ФГОС. Материал пособия… — Вако, (формат: Мягкая глянцевая, 96 стр.) Подробнее...2015108бумажная книга
Уткина Э. (сост.)История России. 6 классРазноуровневые задания. Представленные проверочные задания для 6 класса тематически сгруппированы, соответствуют требованиям школьной программы по истории и требованиям ФГОС. Материал пособия… — Вако, (формат: Мягкая глянцевая, 96 стр.) Подробнее...2017116бумажная книга
Сорокина Е.История России. 11 класс. Методическое пособие"История России. 11 класс. Методическое пособие" . Пособие отражает особенности работы с учебником "История России" для учащихся 11 класса под авторством B. C. Измозика, С. Н. Рудника, под общей… — Вентана-Граф, (формат: Мягкая бумажная, 432 стр.) Подробнее...2011414бумажная книга
Майков А.История России. 7 класс. Проектирование учебного курса. Методические рекомендации"История России. 7 класс. Проектирование учебного курса. Методические рекомендации" . Методическое пособие предназначено для организации преподавания истории России по учебнику П. А. Баранова, В. Г… — Вентана-Граф, (формат: Мягкая бумажная, 96 стр.) Подробнее...2011142бумажная книга
Майков А.История России. 6 класс. Проектирование учебного курса. Методические рекомендации"История России. 6 класс. Проектирование учебного курса. Методические рекомендации" . Методическое пособие предназначено для организации преподавания истории России по учебнику П. А. Баранова, И. М… — Вентана-Граф, (формат: Мягкая бумажная, 96 стр.) Подробнее...2014148бумажная книга
Измозик В., Рудник С.История России. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций"История России. 11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни. ФГОС" . Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен длятех, кто изучает историю на… — Вентана-Граф, (формат: Интегральная, 384 стр.) Подробнее...2014643бумажная книга
Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш.История России. 8 класс. Учебное пособиеИстория России. 8 класс. Учебное пособие — Подробнее...2016384бумажная книга
Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В., Захваткина И.З. Под ред. ГаИстория России. 6 класс. Учебное пособиеИстория России. 6 класс. Учебное пособие — Подробнее...2016370бумажная книга
Горинов М., Данилов А., Моруков М. и др.История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В шести частях. Часть 4. Учебник для детей с нарушением зренияИстория России. 10 класс. Учебник. В 6 частях. Часть 4 — Просвещение, (формат: Мягкая глянцевая, 206 стр.) Подробнее...20162357бумажная книга
Горинов М., Данилов А., Моруков М. и др.История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В шести частях. Часть 5. Учебник для детей с нарушением зренияИстория России. 10 класс. Учебник. В 6 частях. Часть 5 — Просвещение, (формат: Мягкая глянцевая, 111 стр.) Подробнее...20161572бумажная книга

dic.academic.ru

УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

Транскрипт

УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

1 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Завершённая линия В Федеральном перечне по приказу 576 Минобрнауки от

УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

2 УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. получил положительные заключения экспертов из следующих организаций: Российское историческое общество (научная историко-культурная экспертиза) РАН (педагогическая экспертиза) Российский книжный союз (общественная экспертиза) 2

3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. в Федеральном перечне 3

УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

4 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. -завершённая предметная линия Приложение 2 к Протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки РФ от НТ-16/08пр 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 4

5 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко завершённая предметная линия из 5 учебников Приложение 2 к Протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки РФ от НТ-16/08пр 11 книг 5 книг 5

6 На сайте УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. создаётся сообщество учителей Здесь можно найти: - состав УМК; - материалы для учителя, для бесплатного скачивания; - анонсы мероприятий и записи вебинаров; - демо-версии электронных форм учебников; - заключения экспертиз, рецензии, отзывы педагогов; - дистанционные курсы повышения квалификации с выдачей сертификата установленного образца (с января 2016 г.) 6

На сайте УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М.

7 На сайте УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. создаётся сообщество учителей 7

С неотложными вопросами по УМК «История России» И. Л. Андреева, О.

8 С неотложными вопросами по УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. обращайтесь на форум издательства 8

9 Авторы УМК: учёные Андреев Игорь Львович, кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории МГПУ, преподаватель лицея при Высшей школе экономики. Волобуев Олег Владимирович, доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории МГОУ. Разработчик концепции ИКС. Карпачёв Сергей Павлович, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории МГПУ. Ляшенко Леонид Михайлович, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России МПГУ. 9

Авторы УМК: методисты www.history.drofa.

10 Авторы УМК: методисты Абдулаев Энвер Нажмутинович, cтарший преподаватель кафедры методики преподавания истории, политологии и права факультета истории, политологии и права МГОУ, главный редактор журнала «Преподавани е истории в школе», школьный учитель. Морозов Александр Юрьевич, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории России Средних веков и Нового времени МГОУ. Автор пособий по подготовке к ЕГЭ. Симонова Елена Викторовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 10

Авторы УМК: учителя www.history.drofa.ru Амосова Инга Владимировна, учитель гимназии 1518 г. Москвы. Кандидат ист.

11 Авторы УМК: учителя Амосова Инга Владимировна, учитель гимназии 1518 г. Москвы. Кандидат ист. наук, победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений, лауреат гранта Правительства Москвы в сфере образования 2013/2014, автор электронных учебных модулей нового поколения, эксперт по проверке ЕГЭ по истории и обществознанию. Фёдоров Иван Николаевич, учитель истории, обществознания, права и экономики гимназии 1539 (г. Москва), эксперт по истории ФИПИ и МЦКО, региональной предметной комиссии по проверке ЕГЭ по истории 11

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М.

12 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Учебники Электронная форма учебников (ЭФУ) (Требование Минобрнауки РФ, приказ 1559) 12

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В.

13 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Доступна для бесплатного скачивания 13

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В.

14 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Доступно для бесплатного скачивания 14

15 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Методические пособия: доступны для бесплатного скачивания 15

16 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Методические пособия: доступны для бесплатного скачивания 16

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л.

17 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. 17

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В.

18 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Рабочие тетради: примеры заданий 18

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л.

19 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. 19

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В.

20 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Хрестоматии с заданиями к текстам 20

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л.

21 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Атласы Контурные карты 21

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л.

22 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Атлас. 6 класс 22

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л.

23 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Атлас. 10 класс 23

www.history.drofa.ru 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О.

24 3 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Контурные карты. 8 класс 24

25 Соответствие организации содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. требованиям ИКС Число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса. Это позволит выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником. 25

26 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: оглавление учебников 26

27 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: оглавление учебников 27

28 Drofa.ru/history Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: оглавление учебников 28

29 Организация содержания УМК «История России» И. Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: оглавление учебников 29

Организация содержания УМК «История России» И. Л.Андреева, О. В.

30 Организация содержания УМК «История России» И. Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: оглавление учебников 30

31 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Аппарат навигации внутри учебника 31

Соответствие организации содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

32 Соответствие организации содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. требованиям ЕГЭ Возрастает значение работы со всеми компонентами учебника: - текстом; - иллюстрациями. Особенно важна организация работы с заданиями методического аппарата с открытым ответом. 32

33 Соответствие организации содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. требованиям ИКС В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос о подобрать необходимые аргументы. Учебники призваны стимулировать потребность учащихся к формированию самостоятельных суждений. 33

34 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход Реализация системно-деятельностного подхода Эпиграф к параграфу: фрагмент исторического источника 34

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

35 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход Реализация системно-деятельностного подхода Важнейшие понятия темы Ключевой вопрос Важнейшие персоналии темы Лента времени развитие исторического мышления 35

36 Соответствие организации содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. требованиям ИКС Дидактическая система современного учебника предполагает: а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.; б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историкокраеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.; в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении. 36

37 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Наличие после каждого пункта параграфа задания для рубежного контроля обеспечивает развитие всего комплекса метапредметных универсальных учебных действий 37

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

38 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Представление содержания в форме схемы Формирование исторических понятий; представления о социальной динамике 38

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

39 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Задания к иллюстрациям. Развитие эмпатии. Формирование метапредметных ууд 39

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

40 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Формирование межпредметных понятий, как части метапредметных результатов образования 40

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М.

41 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Дифференцированный методический аппарат в конце параграфа 41

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

42 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Регулятивные ууд Задания в конце параграфа: развитие метапредметных универсальных учебных действий Коммуникативные ууд Познавательные ууд Формирование межпредметных понятий, как части метапредметных результатов образования 42

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М.

43 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Формирование метапредметных ууд и понятий 43

44 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Проектная деятельность 44

45 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: рабочая тетрадь Расширение познавательного поля: обучающиеся 45

46 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: рабочая тетрадь Расширение познавательного поля: обучающиеся 46

47 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методическое пособие для учителя В помощь учителю 47

48 Организация содержания УМК «История России» И. Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: исторические источники Формирование историографической компетенции: знакомство с историческими источниками Задания к источникам: формирование межпредметных понятий, как части метапредметных результатов образования и реализация межпредметных связей 48

49 Методический аппарат учебников позволяет эффективно готовиться ко всем основным типам заданий, содержащимся в ЕГЭ и ОГЭ (ГИА). Задания с выбором ответа (ОГЭ) Работа с картой Соотнесение дат и событий 49

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

50 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методический аппарат Развитие историографической компетенции Исследовательская деятельность в области региональной истории 50

УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

51 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: визуализация элементов содержания учебника Все компоненты визуального ряда учебников снабжены заданиями методического аппарата Методический аппарат учебников позволяет эффективно готовиться ко всем типам заданий, содержащимся в ЕГЭ и ОГЭ. 51

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

52 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: углубление содержания Расширение познавательного поля предмета Освоение исторических метафор 52

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

53 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход эпиграф к главе Материал для самостоятельного формулирования ключевых вопросов к главе и параграфу визуальный образ параграфа; эпиграф к параграфу 53

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

54 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход эпиграф к параграфу основные персоналии и понятия параграфа; лента времени Вопросы и задания к каждому пункту параграфа 54

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М.

55 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход Задания к иллюстрациям Задания к схемам 55

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М.

56 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход Задания к историческим источникам Задания к картам 56

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

57 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход Развитие метапредметных универсальных учебных действий Дифференцированные задания в конце параграфа 57

58 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: рабочая тетрадь 58

59 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: методическое пособие для учителя 59

Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

60 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход Развитие ууд. Подготовка к ЕГЭ. Синхронизация со всеобщей историей. Обучение написанию исторического сочинения: задания в конце главы. 60

61 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: системно-деятельностный подход История в явлениях культуры. Формирование критического мышления История повседневности. Человек в истории. 61

62 Соответствие организации содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. требованиям ИКС Дидактическая система современного учебника предполагает: использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др. 62

63 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: проектная деятельность Темы, связанные со значительными событиями, бывшими до сих пор вне массового исторического сознания. 63

64 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: проектная деятельность Темы, позволяющие реализовать региональный компонент отечественной истории. 64

65 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: проектная деятельность Темы, позволяющие раскрыть человеческий фактор истории. 65

66 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: проектная деятельность Темы, требующие использования технологий музеефикации. 66

67 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: итоговые задания к главе Формирование навыка обобщающей характеристики эпохи (новый тип задания ЕГЭ) Развитие диалектического мышления Итоговые задания к главе 67

68 Соответствие организации содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. требованиям ИКС Дидактическая система современного учебника предполагает: дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении. 68

69 Организация содержания УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: дифференцированный методический аппарат Дифференцированный методический аппарат позволяет работать с разными категориями обучающихся в одном классе. Вопросы базового уровня Задания повышенного уровня 69

70 Методический аппарат учебников позволяет эффективно готовиться ко всем основным типам заданий, содержащимся в ЕГЭ и ОГЭ (ГИА). Задания с выбором ответа (ОГЭ) Работа с картой Соотнесение дат и событий 70

71 Методический аппарат учебников позволяет эффективно готовиться ко всем основным типам заданий, содержащимся в ЕГЭ и ОГЭ (ГИА). Исторический портрет Составление эссе Подготовка к выполнению нового типа задания ЕГЭ обобщённая характеристика эпохи Методический аппарат учебников позволяет эффективно готовиться ко всем типам заданий, содержащимся в ЕГЭ и ОГЭ. 71

УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В.

72 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: справочный аппарат 72

УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

73 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.: исторические атласы и контурные карты Большое количество дополнительного иллюстративного материала Контурные карты, снабжены методическим аппаратом позволяют осуществлять подготовку к ЕГЭ Карты по истории культуры и образования Большое количество статистических материалов 73

74 Электронная форма учебников УМК «История России» И.Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Основные характеристики нового регулирования: Наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень Вносит изменения в Порядок формирования Федерального перечня учебников, утвержденный Приказом МОиН РФ от

75 Электронная форма учебников УМК «История России» И.Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Требования МОиН Реализация требований «ДРОФОЙ» «Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса» «Электронная форма учебника может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств» «Электронная форма учебника должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное)» 75

Электронная форма учебников УМК «История России» И.Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

76 Электронная форма учебников УМК «История России» И.Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. Доступный интерфейс Удобная навигация Соответствие печатной версии Разнообразие ЭОР* Педагогическая целесообразность отбора ЭОР Интерактивные задания для контроля и самоконтроля Список всех ЭОР в оглавлении Методические инструкции для учителя в каждом учебнике * ЭОР электронные образовательные ресурсы 76

Электронная форма учебников УМК «История России» И.Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.

77 Электронная форма учебников УМК «История России» И.Л.Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. : ресурсы Оглавление Поиск страницы Текст Поиск по тексту Изменение размера шрифта Иллюстрация Слайд-шоу Интерактив Анимация Видео Аудио Закладки. Ввод текста. Гиперссылка 77

Удобная и простая в использовании, насыщенная объектами

78 Удобная и простая в использовании, насыщенная объектами электронная форма учебника Анимация Тематические ролики Карты 3D модели 78

Удобная и простая в использовании, насыщенная

79 Удобная и простая в использовании, насыщенная объектами электронная форма учебника Видео Слайд-шоу 79

Удобная и простая в использовании, насыщенная

80 Удобная и простая в использовании, насыщенная объектами электронная форма учебника Практические тренажеры 80

Схема доставки ЭФУ до конечных потребителей ЭФУ и потребители Стоимость годовой лицензии 25% от стоимости печатного учебника Стоимость лицензии на 5 лет 80% от стоимости печатного учебника (или 16%

81 Схема доставки ЭФУ до конечных потребителей ЭФУ и потребители Стоимость годовой лицензии 25% от стоимости печатного учебника Стоимость лицензии на 5 лет 80% от стоимости печатного учебника (или 16% стоимости печатного учебника в среднем на год) Образовательные организации РФ, закупившие печатные учебники изд-ва «ДРОФА» по накладной о получении учебников в 2015 году напрямую у издательства или его партнеров получают бесплатную годовую лицензию на доступ к ЭФУ Издательство ЭФУ Агрегатор - техническая поддержка техническая поддержка ЭФУ Школа Лицензия пользова теля Учителя и ученики - методическая помощь 81

Схема доставки ЭФУ до конечных потребителей Распространение ЭФУ издательства «ДРОФА»

82 Схема доставки ЭФУ до конечных потребителей Распространение ЭФУ издательства «ДРОФА» техническая поддержка - методическая помощь 82

УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. - замена "выпавшим" из Федерального перечня учебникам по истории России Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г.

83 УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. - замена "выпавшим" из Федерального перечня учебникам по истории России Письмо Минобрнауки России от г. НТ-136/08 "О федеральном перечне учебников" рекомендуем: предусматривать возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию учебников Первый заместитель министра образования и науки Н. В. Третьяк 83

84 Соотнесение изучения курса истории России по историко-культурному стандарту и концентрической системе. Историко-культурный стандарт Россия в мире. 10 класс Россия в мире. 11 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Первый концентр 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Концентрическая система Второй концентр 84

85 Схема перехода на историко-культурный стандарт по истории России на 2015/2016 учебный год (не требует увеличения числа закупаемых учебников) 2015/ / / / / класс 7 класс* *Повторение периода с 1505 по 1584 г., затем изучение истории России по ИКС. 8 класс 9 класс* *+ глава IX учебника 9 класса (10 параграфов), drofa.ru/history/1900 8

86 Схема перехода на историко-культурный стандарт по истории России на 2015/2016 учебный год (не требует увеличения числа закупаемых учебников) 2015/ / класс или 11 класс* *+ глава IX учебника 9 класса (10 параграфов), drofa.ru/history/1900 8

Чем выгоден выбор УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. 1. УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. представляют завершённую линию учебников.

87 Чем выгоден выбор УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. 1. УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. представляют завершённую линию учебников. Он полезен учителю, интересен ученику, обеспечит качественную подготовку к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА). 2. Переход на ИКС с УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. возможен с любого класса. 3. Переход на ИКС с УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. не потребует дополнительных затрат из бюджета на закупку учебников. 4. Объективная проблема в синхронизации предыдущей системы изучения материала и ИКС в 9 классе (изучение начала XX в.) уже решена издательством «ДРОФА» и может быть использована любым педагогом, вне зависимости от того, по каким учебникам он преподаёт; 5. Учебники издательства удобны в использовании, так как выпускаются в одной части. 87

88 Купить УМК «История России» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. 88

89 Наши контакты ООО «ДРОФА» Адрес: ул. Зорге, д. 1, г. Москва, Редакция истории, обществознания и искусства +7 (495) Информационно-методический отдел 8

docplayer.ru


Смотрите также