Интереснейшие фото, по которым можно писать историю России. Фото история россии
Интереснейшие фото, по которым можно писать историю России
Крестьяне Нижегородской губернии
Русские крестьяне являлись совершенно отдельным от землевладельцев и знати классом.Москвичи
Как и сегодня, Москву образца 1909 года наполняли гастарбайтеры каких только можно национальностей.Самый высокий россиянин
Самым высоким человеком, которого когда-нибудь видел свет, считается Федор Махнов, его рост был 285 сантиметров при весе около 182 кг.Русские солдаты входят в Мукден
Русско-японская война, Маньчжурия, 1905 год.Сахалин
Каторга как средство освоения отдаленных территорий, 1922 год.Строительство Дальневосточной ЖД
Начальные этапы строительства, Транссиб 1891 год.Прикованный к тачке каторжанин
На Каторге в Нерчинске, 1891 год.Подвоз воды в тюрьму и огороды
Женский каторжный труд, 1891 год.Шахтер-каторжанин
Шахтер вытаскивает короб с углем из забоя, 1890 год.Караван
Такими обозами возили чай из Китая в Москву, 1900 годТризна марийцев
Праздники староверов, 1900 год.Мясной базар
Торговля мясными тушами Курган, 1903 год.Колядки
Горецкий уезд, Могилевская губерния, 1903 год.Нижний Новгород
Сибирская пристань и Собор Александра Невского, 1902 год.Китайские ряды на Нижегородской ярмарке
Самые престижные и дорогие места торговли.Игра в «городки»
Деревенские развлечения, 1900 год.Владивосток
Рыбацкая пристань, 1903 год.Ледовая переправа через Амур
Во время переправы лед не выдержал и паровоз ушел под воду, Хабаровск, 1905 годКоренные жители Сахалина
Айны на медвежьем празднике, 1905 год.Троицкий мост
Недавно построенный, мост оживлен гужевыми повозками и гуляющими горожанами, Санкт-Петербург, 1907 год.Первые таксомоторы
Появились на улицах Санкт-Петербурга в 1908 году, развозили пассажиров наряду с извозчиками.Чайная повозка в Санкт-Петербурге
Первый прототип нынешних мобильных кофеен на колесах, 1909 год.Водяная мельница с тремя колесами
Мельница на реке Ворскла, 1910 год.Донские казаки
Донские казаки на службе России.Казачья удаль
Тренировки казаков по преодолению препятствий на конях, 1910 год.Заготовка капусты на зиму
В подготовке к зиме участвовал и стар, и млад..., 1914 год.Белогвардейский танк «Единая Россия»
Перед отправлением на фронт, 1919 год.Первые ясли в деревне
Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку, 1928 год.klikabol.com
Интернет-проект «История России в фотографиях» стартует 12 июня — РТ на русском
9 июня 2016, 23:57
Более 70 тыс. оцифрованных снимков, сделанных практически с момента изобретения фотографии и по наши дни, на которых запечатлена история российского государства — это интернет-проект «История России в фотографиях», приуроченный ко Дню России 12 июня. Проект организован Депкультом Москвы, «Яндексом» и «НОВАТЭК» и будет доступен по адресу https://russiainphoto.ru/
Мультимедиа Арт Музей в сотрудничестве с Департаментом культуры Москвы, «Яндекса» и «НОВАТЭК» запускает интернет-проект «История России в фотографиях»: на специальном сайте уже опубликовано около 80 тыс. снимков, сделанных с середины XIX в. по сегодняшний день. Посетители смогут пополнять коллекцию своими собственными фотографиями.
- Всеволод Тарасевич. «Моральный кодекс строителя коммунизма». 1964
- © Из собрания МАММ/МДФ
- Аркадий Шайхет. Бои на обрешётке стеклянной крыши заводского сборочного цеха. Сталинград. Осень 1942
- © Архив М.Жотиковой-Шайхет
12 июня Мультимедиа Арт Музей, правительство Москвы и «Яндекс» в рамках программы «История России в фотографиях» запускают интернет-проект, цель которого — объединить фотографии из музеев, архивов и частных коллекций на одной площадке, дав пользователям доступ к ним и возможность принять участие в пополнении виртуальной фотолетописи, следует из поступившего в RT пресс-релиза. На страничке проекта уже доступны свыше 70 тыс. фотографий, сделанных в различное время в период с середины XIX в. по конец XX-начало XXI вв.
- В. Петров. Участники костюмированного придворного бала-маскарада в Эрмитажном театре. Санкт-Петербург. 1903
- © Собрание МАММ
Посетители сайта могут не только искать и просматривать фотографии из собраний российских музеев, архивов и коллекционеров, но и пополнять портал своими фотографиями или снимками из семейных архивов. Кроме того, на странице каждой фотографии всегда указан её правообладатель. Таким образом, создаётся площадка для коммуникаций между музеями, архивами, частными коллекционерами и пользователями. С проектом уже сотрудничают наследники классиков российской фотографии — среди прочих, Александра Родченко, Эммануила Евзерихина, Аркадия Шайхета.
- Виктор Ахломов. Никита Хрущёв, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев. Аэропорт «Внуково», 9 августа 1961
- © Из собрания МАММ/МДФ
«Мы приглашаем пользователей принять участие в воссоздании, сохранении и популяризации нашей визуальной истории, где личный опыт каждого интегрируется в общую историю России. Фотолетопись российской истории нужна нам, чтобы, отождествляя себя с прошлым, мы могли лучше понять настоящее и строить будущее», — прокомментировала диретора Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
- Пётр Павлов. Панорама Москвы с юго-восточной стороны. 1890–1900-е
- © Собрание МАММ
russian.rt.com
История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. В небольшой статье невозможно назвать все имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие. Но перед этим, наверное, стоит упомянуть о нескольких фактах, без которых фотографии не было бы вообще.
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов и на некоторых имеется подпись самого Талбота. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.
В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX — XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Им был разработан способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагеротипию более дешевой и доступной большему числу людей.
Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагеротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. В 1847 году Левицкий для удобства наводки на фокус и облегчения фотокамеры начал использовать меха. Он же первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для повышения технического уровня в области дагеротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагеротипную мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.
Цесаревна Мария Федоровна с сыном Ники. Сергей Левицкий.
Групповой портрет русских писателей. Сергей Левицкий 1856 г.
Портрет Д.И. Менделеева. Сергей Левицкий. С-Петербург, апрель 1861 г.
Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
Андрей Деньер (1820-1892). Санкт-Петербург.
Поэтесса Зинаида Гиппиус. Санкт-Петербург. Андрей Деньер.
В 1887 году в России появился «Фотографический вестник» — первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.
В 80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его «Волжская коллекция», в которой представлены фотографии Волги, снятые от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты, и альбом «Неурожайные 1891–92 годы в Нижегородской губернии». Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.
Максим Дмитриев (1858-1948)
Максим Дмитриев. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде 1897 г.
Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года — сотрудника Российской Академии наук.
Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.
Евгений Буринский (1849-1912)
Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и фотохудожником, прекрасно владевшим техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже — на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.
Климент Тимирязев (1843 — 1920)
Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.
Особенно важным стало применение фотографии в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится к 18 мая 1886 года, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.
Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг большого успеха. Во время поездки в Крым он испытал свой короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, и получил хорошие результаты, о чем и сообщил фотографическому отделу Русского технического общества.
По рекомендации этого отдела фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов.
Фотографии из «Донского альбома» Ивана Болдырева.
Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке (1909), в Будапеште (1910), на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.
Сергей Лобовиков (1870-1941)
Домовница. Сергей Лобовиков.
Портрет отца Ф. И. Шаляпина. Сергей Лобовиков.
В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и др. В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры.
Пример раскрашенной фотографии. Федецкий Альфред Константинович (1857-1902).
В советское время раскрашивание черно-белых фотографий приобрело определенный смысл. Раскраска, предназначенная для тиражирования, становилась идеологическим инструментом. Ярким примером этому служит «Портрет И.В. Сталина» (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами. Везде он аннотировался как фотография, но именно живопись художника, сгладившая оспины лица «вождя народов», придавшая ему здоровый румянец и золотистый «божественный» оттенок кожи, формировала образ. Но зритель доверял фотографии, фотографическая основа рождала уверенность в правдивости изображения.
Портрет Сталина. 1952 г. Фотограф Иван Шагин, художник Виктор Семенов
Изготовление крашенок стало своеобразным бизнесом для провинциальных фотографов, которые переснимали старые маленькие фотографии на большой формат и раскрашивали их анилиновыми красителями, удовлетворяя желание заказчиков превратить разрозненные портреты родственников в семейный пантеон. В этих крашенках образ распадался на две составляющие, документальную основу, часто очень неважного качества, и анилиновую розово-голубую идиллию, напоминающую по колориту церковные росписи XIX века.
В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет «искусства» ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии.
Современная российская фотография — понятие непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-х гг. еще поддается систематизированному анализу (чаще всего в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.
На это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.
Петр Ангарскийhttp://www.connect.ru/article.asp?id=3405
История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию.
___________________________
Читайте также:
Ольга Родионова — модель Ньютона и Лашапеля.
rosphoto.com
крупнейший виртуальный архив фотографий, сделанных в России с 1860 по 1999 год
«История России в фотографиях» – это новый амбициозный проект, который был запущен в 2016 году совместными усилиями компании «Яндекс» и московского Мультимедиа Арт Музея по инициативе Правительства Москвы. Ресурс представляет собой виртуальный архив фотографий, охватывающих историю России с 1860 по 1999 год. Помимо фотографий из музейных фондов и частных коллекций, на сайте также можно увидеть фотокарточки из семейных архивов, которые может загрузить любой зарегистрированный пользователь.
Снимок из серии «Русские типы» фотографа Вильяма Каррика, 1860-е годы.«История России в фотографиях» – это виртуальный архив, в котором собраны фотографии из фондов более ста музеев по всей стране.
Жеребец Визирь, 1870-е годы. Неизвестный автор.«История России в фотографиях» является совместным проектом московского Мультимедиа Арт Музея и компании «Яндекс».
Портрет маленького мальчика, 1880-е годы. Фотограф: В. Пржилуский.Цель проекта – собрать фотографии из архивов, музейных фондов и частных коллекций на одной виртуальной площадке, пользователи которой будут иметь доступ к архивам и смогут вносить дополнения в описания.
Групповой портрет, 1900-е годы. Неизвестный автор.К настоящему времени в архив загружены более 70 тысяч оцифрованных фотографий, охватывающих 120 лет истории России.
Портрет Р. Чаровой, Одесса, 1910-е годы. Неизвестный автор.Многие из фотографий, в том числе те, на которых запечатлены ключевые моменты истории СССР, публикуются впервые. Проект «История России в фотографиях» поддержали наследники Александра Родченко, Эммануила Евзерихина, Аркадия Шайхета и других великих советских фотографов.
Демонстрация в городе Кимры, 1920-е годы. Фотограф: Леонид Шокин.«Мы приглашаем пользователей принять участие в воссоздании, сохранении и популяризации нашей визуальной истории, где личный опыт каждого интегрируется в общую историю России. Фотолетопись российской истории нужна нам, чтобы, отождествляя себя с прошлым, мы могли лучше понять настоящее и строить будущее», – сказала директор Мультимедиа Арт Музей Ольга Свиблова в интервью одному из изданий.
Иосиф Сталин, 1930-е годы. Фотограф: Иван Шагин.
Похороны Надежды Крупской в Москве, 1930-е годы. Фотограф: Сергей Коршунов.Куратор проекта Мари Буренкова пояснила, что пользователи смогут осуществлять поиск фотографий по ключевым словам, делиться семейными архивами, создавать свои собственные онлайн-выставки из загруженного контента и ссылаться на них в социальных сетях.
Курсовой переулок после дождя, 1940-е годы. Фотограф: Семён Мишин-Моргенштерн.
Старт! 1950-е годы. Фотограф: Лев Бородулин.
Дети возле автоматов по продаже газированной воды в Москве, 1950-е годы. Фотограф: Дмитрий Бальтерманц.На сайт были загружены более 2 тысяч фотографий одного из основоположников советского фоторепортажа Аркадия Шайхета.
Фотограф Всеволод Тарасевич в вертолёте над Ленинградом, 1960-е годы. Фотограф: Олег Макаров.
Проспект Калинина в Москве, 1960-е годы. Фотограф: Виктор Ахломов.
Леонид Брежнев в пионерском лагере «Артек» в Гурзуфе, 1970-е годы. Фотограф: Владимир Мусаэльян.В 1977 году автор этого снимка, Владимир Мусаэльян, получил премию World Press Photo за фотографию «Встреча в Кремле Л. И. Брежнева с Луисом Корваланом».
Новые времена в Москве, 1980-е годы. Фотограф: Валерий Генде-Роте.
Пушкинская площадь в Москве, 1990-е годы. Фотограф: Валерий Генде-Роте.
fototelegraf.ru
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, народный костюм, наука, нацизм, |
foto-history.livejournal.com
История фотографии в России
Стремление человека запечатлеть мир вокруг себя в насыщенных красках четко обозначилось еще в древние времена, когда люди рисовали примитивные наскальные рисунки. В течение многих столетий художники работали над тем, чтобы наиболее точно отразить окружающую их действительность. Но в XIX веке возникло совершенно новое направление искусства – фотография.
Как это ни странно, но в России фотография начала развиваться стремительными темпами практически сразу же после обнародования принципов фотографирования. Этому способствовали русские ученые и изобретатели, которые приняли самое активное участие в совершенствовании фотографической техники и развитии фотографии как отдельного направления в искусстве. История фотографии в России насчитывает уже более ста семидесяти лет и может похвастаться многими славными страницами.
Академики И. Х. Гамель и Ю.Ф Фрицше
Начало российской фотографии было положено в 1839 году, когда член российской Академии наук И. Х. Гамель отправился в Великобританию для изучения метода калотипии. В Англии он познакомился с В.Тальботом и его методом получения фотографического изображения. После этого Гамель уехал во Францию, где он завязывает знакомство с Жаком Дагером, основоположником другого способа получения фотографии, и даже делает несколько снимков под его руководством. Все собранные материалы, в том числе фотоизображения и документы с описанием способа Тальбота, академик Гамель отправил в Санкт-Петербург. Ознакомившись с присланными материалами, академик Юлий Федорович Фрицше первым в России освоил технику получения фотографического изображения.
Будучи выдающимся химиком и ботаником, он решил сделать несколько снимков листьев растений, что с успехом ему удалось. Уже 23 мая 1839 года Фрицше выступил на заседании Петербургской Академии наук со своим отчетом «о гелиографических опытах», в котором был дан исчерпывающий анализ способа Тальбота по получению фотографических изображений. При этом Юлий Федорович Фрицше внес еще и собственные поправки в этот метод, предложив заменить во время проявления тиосульфат натрия аммиаком для улучшения качества снимка. По-существу, эта была первая исследовательская работа, посвященная фотографии, в нашей стране, давшая старт усовершенствованию методов получения фотоснимков.
Изобретатель Алексей Греков
Не многие знают о том, что первым в России, кто открыл «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, был московский изобретатель Алексей Греков. За короткое время он в совершенстве овладел двумя главными техниками получения фотографического изображения, существовавшими в середине XIX столетия — калотипией (по методу Тальбота) и дагеротипией (по методу Дагера). В своем «художественном кабинете» Греков использовал дагерротипный аппарат собственной конструкции. Для того, чтобы обеспечить необходимую резкость при создании портретных снимков при длительной выдержке, он поставил в свою студию кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека.
Это далеко не единственное нововведение, которое было опробовано Грековым. В частности, он разработал способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластинке с помощью гальванопластики. Ему также принадлежит идея наносить тончайший слой серебра на медные или латунные пластинки, что делало фотографию более дешевой и, соответственно, доступной большему количеству людей.
Одновременно талантливый московский изобретатель экспериментировал и с фотографированием по способу Тальбота. В «Московских ведомостях» от 1840 года можно найти упоминание о том, что Греков создает особую светочувствительную бумагу, пригодную для фотосъемки по методу Тальбота. Алексей Греков вошел в историю как первый человек в нашей стране, выпустивший брошюру о фотографии, которая называлась «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Фотоателье С. Левицкого и А. Деньера
Постепенно интерес к фотографии от научного перешел в практическую плоскость и в России начали открываться фотоателье. Одним из первых фотоателье в нашей стране было ателье под названием «Светопись» Сергея Левицкого. Снимки Кисловодска и Пятигорска, сделанные этим русским мастером во время поездки на Кавказ, были удостоены золотой медали на международной выставке в Париже. В 1867 году Левицкий представил свою серию портретных фотоснимков выдающихся русских художников, писателей и общественных деятелей. Именно он превратил фотографию в художественное творчество, заложил основы модельной фотосъемки и предложил использовать во время съемки разнообразные декоративные фоны. Левицкий также первым в России начал ретушировать получаемые негативы с целью устранения недостатков. В своем ателье он также проводил опыты по использованию в фотографии электрического освещения.
Практически одновременно с Сергеем Левицким в Петербурге плодотворно работал Андрей Деньер, который еще в 1851 году открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он также прославился благодаря своим портретным фотографиям известных деятелей русской культуры, а в дальнейшем даже создал первый фотоальбом в Российской империи. Интересно, что в 1878 году именно в фотоателье Андрея Деньера был испытан короткофокусный фотообъектив Ивана Болдырева. Этот объектив позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съемки. К сожалению, из-за отказа чиновников это изобретение так и не попало на международную выставку в Париже. Зато в 1889 году все тот же Болдырев представил точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества был признан самым лучшим, среди всех имевшихся в продаже в то время.
Развитие фотографии в России во второй половине XIX века
В 80-е годы XIX века в стране появился первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину. Журнал назывался «Фотографический вестник» и рассказывал о методах обработки фотоматериалов, теоретических и практических советах по осуществлению фотосъемки. В этот же период в России сформировался жанр публицистического фоторепортажа, основоположником которого стал Максим Дмитриев. Именно он создал серию фотоснимков «Волжская коллекция» с уникальными изображениями реки Волги, от ее истоков до устья. Дмитриеву также принадлежат портреты таких выдающихся российских деятелей, как Ф.И. Шаляпин и А.М. Горький.
Волжская коллекция. Максим ДмитриевВолжская коллекция. Максим ДмитриевМногие русские ученые и исследователи приобщились к искусству фотографии. Например, Климент Аркадьевич Тимирязев великолепно владел техникой фотографии и даже был удостоен в 1895 году серебряной медали на Московской фотографической выставке за свои фотоработы, посвященные растениям и природе.
Совершенствованием технической стороны фотографии постоянно занималось множество российских ученых и исследователей. В частности, в 1885 году офицер российской армии И. Филипенко представил фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету собственной конструкции. Они спокойно размещались в небольшом чемоданчике.
В конце 80-х годов XIX столетия в России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъемки. Поручик императорской армии А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров. А в 1894 году появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию монументальных фотографий для отображения движущегося объекта.
Дореволюционная фотография
Фотографическая жизнь в дореволюционной России была достаточно бурной, чему в немалой степени способствовали фотографические общества и интерес к фотографии со стороны видных деятелей науки и культуры. Помимо «Фотографического вестника», в России издавались такие тематические журналы, как «Фотографические новости», «Фотографическое обозрение», «Фотограф-любитель» и другие. Российские фотографы нередко становились лауреатами престижных премий и наград, вручаемых на международных выставках. К числу наиболее талантливых русских фотографов начала XX столетия, работавших в жанре портретной и документальной фотографии, можно отнести Н. Барщевского, А. Карелина, С. Прокудина-Горского, К. Даутендея, К. Булла, С. Соловьева, И. Хмелевского, М. Наппельбаума и С. Лобовикова.
Работы С. ЛобовиковаРаботы С. ЛобовиковаПоследний удостаивался почетных наград на Всемирной выставке в Париже, на Дрезденской и Гамбургской фотовыставке. Наиболее известные фотоработы Сергея Лобовикова – это потрясающие жанровые зарисовки на темы крестьянской жизни в России. В 1910 году Лобовиков стал почетным членом Лондонского фотографического общества. Конечно, в работах русских фотографов начала XX века было еще заметно влияние живописи. Недаром в дореволюционной России большую популярность приобрели раскрашенные фотографии или просто «крашенки», раскраска которых производилась с помощью обычной кисти и красок. Раскрашивание черно-белых снимков приближало фотографию к жанру портретной миниатюры или даже классической живописи.
Советское время
После революции и ужасных событий Гражданской войны фотография в России также активно развивалась, но преимущественно только в том, что касается ее технической стороны. В советское время начали выпускаться отечественные фотоаппараты в немалом количестве, способные обеспечить получение достаточно качественных по тем временам изображений. Однако фотографическое творчество в условиях советского режима ушло на второй план. Русская фотография оказалась в плачевном положении из-за полной изоляции от художественной жизни других стран. Существовавшие веяния в фотоискусстве были полностью придушены, и на первое место в фотографии вышел жанр соцреалистического репортажа, призванного обслуживать тоталитарный режим. Фотографии советских руководителей, снимки с масштабных строек и промышленных предприятий – всем этим были увлечены фотографы в советское время. Таким образом, русская художественная фотография служила пропаганде советского государства и постоянно находилась в тесной связи с окружающей социальной обстановкой.
Тем не менее, в советский период, особенно во времена Великой Отечественной войны, активное развитие получила документальная фотография. Среди признанных мастеров советской фотографии можно отметить Бориса Игнатовича, Василия Егорова и Александра Родченко.
Современный этап развития русской фотографии непосредственно связан с появлением цифровых фотоаппаратов, благодаря которым фотография стала доступной практически каждому человеку. Появилось огромное количество жанров и направлений в фотоискусстве. Этому способствуют постоянное совершенствование цифровой фототехники, использование сменной оптики, широкие возможности по ретушированию и изменению фотоизображений в компьютерных редакторах.
Теперь каждый фотограф-любитель в России может выбрать направление фотоискусства себе по вкусу и совершенствоваться в нем. Благодаря всемирной сети может сравнивать свои работы со снимками известных мастеров, обмениваться впечатлениями со своими коллегами и давать соответствующие оценки. В современной России фотография переживает новый бум, и делать выводы о ее развитии можно будет только по прошествии нескольких десятилетий.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
www.fotokomok.ru