Загадки и тайны истории. История народов россии


Народы России

Народы РоссииРоссия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.

Крупные народности России

 

Русский народ Русский народ

Русские – самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионов человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ не имеет конкретного обитания, проживая в каждом городе страны... подробнее

Татарский народ Татарский народ

Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион – Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа... подробнее

Башкирский народ Башкирский народ

Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек – это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ... подробнее

Чувашский народ Чувашский народ

Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине... подробнее

Чеченский народ Чеченский народ

Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России... подробнее

Мордовский народ Мордовский народ

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии – около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу... подробнее

Удмуртский народ Удмуртский народ

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек – это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам – Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину... подробнее

Народ Якутии Народ Якутии

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек – это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы – это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ... подробнее

бурятский народ Бурятский народ

По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория  – Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная – Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят... подробнее

народ Коми Народ Коми

Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах... подробнее

Народ Калмыкии Народ Калмыкии

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях – около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае – менее тысячи человек... подробнее

Адыгейский народ Адыгейский народ

Родиной для адыгейцев является Адыгея и Краснодарский край. Численность этого народа небольшая – всего 129 тысяч человек, это около 0,10% от общего национального состава РФ. Кроме указанной территории, адыгейцев можно встретить в Ростовской и Московских областях, а также в Кабардино-Балкарии... подробнее

Алтайский народ Алтайский народ

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах – 0,06 от общего числа россиян... подробнее

народ Чукчи Народ Чукчи

Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность – около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области... подробнее

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и иностранцы. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.

Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Какие народы России самые древние

Башкиры

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

russian7.ru

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.

Славяне

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.

Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: « От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ… »

С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.

Башкиры

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

Марийцы или Черемисы

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).

Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги между устьями Суры и Цивиля.

Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.

Саамы

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.

По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари — в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.

Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.

Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» ( finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.

Народы Дагестана

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.

Вайнахи

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.

Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.

В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.

Юкагиры

САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ РОССИИ

Малочисленный сибирский народ Юкагиры («люди мезлоты» или «дальние люди») можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.

Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.

Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.

Автор: Татьяна Шингурова

Рекомендуем также:

РЕДКИЕ ФОТО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX вв.

РЕДКИЕ КАДРЫ ИЗ ЖИЗНИ ЮРИЯ ГАГАРИНА

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

История русского народа

Карта история России

История русского народа изначально вершилась на обширных географических просторах. Древнерусское государство, возникнув в IХ в., простиралось от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от низовий Дуная и Карпатских гор на западе и Волго-Окского междуречья на востоке. Это была летописная Русская земля и область расселения древнерусской народности, которую уже в те далекие времена отличало сильно осознанное единство со своей землей. Понятие Русь пришло в историю Киевской Руси от предшествующих столетий. Оно имеет древнюю хронологию и локализуется на юго-востоке восточнославянского ареала — это правый берег Среднего Полноправья — Подонье — Приазовье. На этой территории в VI-VII столетиях существовал сильный племенной Русский союз, послуживший в IХ-Х вв. ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли почти все восточнославянские племена.

Слово Русь принадлежит к индоевропейской семье языков. Двойственная огласовка корня Рос/Русь есть отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном варианте. Первоначальное значение слова Русь связывается с понятием светлый, белый. Такое понимание русская народная лексика сохраняла вплоть до ХХ века. Слово Русь как весь белый свет или тверское понятие на Руси, т.е. на открытом месте, просторе, на юру. По мере расселения восточнославянских земледельцев в Древнерусском государстве происходил непрекращающийся процесс внутреннего освоения земель, сопровождавшийся этнокультурными контактами с разноязычными народами и в первую очередь с наиболее территориально расселенными балтами (балты — народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом и населяющие сегодня территорию Прибалтики от Польши и Калининградской области до Эстонии) и финно-уграми. В Х-ХП веках славяноруссы начинают массовое освоение Волго-Окского бассейна, где позже сформировалось ядро историко-этнической территории русских. Древнерусское государство погибло под натиском Батыева нашествия (1240г.), которое сопровождалось массовым истреблением населения и уничтожением городов. Итогом распада государственности и великокняжеских усобиц стало обособление этнотерриториальных объединений, что в исторической перспективе привело к сложению русского, белорусского и украинского народов.Освоение русскими обширных пространств является отличительной чертой истории России. Очень рано русские осваивают бассейны великих северных рек – Печоры, Онеги, Северной Двины; в ХIII веке русские уже компактно заселяют Северо-Восточную Русь; в ХVI-ХVП вв. осваивают Среднее и Нижнее Поволжье, Северное и Южное Приуралье, запустевшие из-за набегов кочевников лесостепи и степи Донской Руси, а также Северный Кавказ. Особенность движения русских на северо-восток и восток характеризуется двумя важными факторами. Это, прежде всего, обилие свободных угодий, что позволяло русским переселенцам не сталкиваться в своих интересах с коренными народами. Во-вторых, осваивались почти безлюдные пространства: на северо-востоке – огромная область Поморья с труднопроходимыми лесами и лесотундрами, с холодным субарктическим климатом; на востоке – Заволжье с дремучими лесами и, за Уралом, юг Сибири, Алтай и Забайкалье; на юго-востоке – огромные пространства с полупустынями вплоть до Средней Азии. Выдающееся геотерриториальное значение для русских имело освоение Сибири и Дальнего Востока. В итоге с ХV века Русское государство становится евроазиатским. В этом выдающийся феномен русских, сумевших объединить евразийское пространство в единое государство.В старом русском лексиконе есть ёмкое и гордое слово землепроходцы. Так именовали первую горстку отважных людей, которые открывали для себя новые земли и сами же их хозяйственно осваивали (в отличие от колониальных завоеваний европейцев). В течение всего обозримого исторического периода русскими было освоено 21 млн. кв. км земель. Это стало возможным благодаря созданию русской государственности и развитому самосознанию народа. В начале ХХ века русские были вторым по численности народом мира. Вместе с ними возрастала численность населения империи. Если при Петре I население России составляло несколько более 13 млн. человек, то в 1913 г. – 174 млн. Такое увеличение произошло главным образом вследствие быстрого прироста населения; в меньшей степени за счет присоединения новых земель. К началу ХХ в. русские в Европейской части России составляли 90% населения. Всего численность русских в 1913 г. была около 76 млн. человек.

С начала ХХ в. число русских, несмотря на значительные потери в результате двух мировых войн и других социально-экономических катаклизмов, выросло почти в 2 раза. По переписи 1989 г. в СССР число всех русских составляло 145 млн., в том числе в России – 120 млн. Это объясняется не только значительным естественным приростом населения, но и слиянием с русскими отдельных групп других народов. С 1970-х годов темпы прироста русских стали заметно сокращаться из-за резкого снижения рождаемости, а с 1990-х годов – еще и резко возросшей смертности. По переписи 2000 г. численность русских в России составила 126 млн. человек. Увеличение на 6 млн. человек числа русских в России по сравнению с переписью 1989 г. произошло исключительно за счет притока русского населения из бывших союзных республик в Россию (примерно, 4 млн. человек), а также вследствие изменения этнического самосознания у части населения других национальностей, проживающих в России; кроме того с 2000 г. слегка стабилизировались показатели естественного прироста населения.Меняется и картина расселения. Уже в течение 1980-х годов наблюдалось сокращение миграций русских за пределы России при одновременном их оттоке из бывших союзных республик. В 1990-е годы этнотрансформационные процессы (процесс называется этнотрансформационным, когда при изменении отдельных компонентов этноса, изменяется этническое самосознание входящих в него людей, при этом, изменяется и этническая принадлежность человека) усилились. Возрос поток русских мигрантов в дальнее зарубежье. В итоге депопуляционных процессов (депопуляционные процессы — снижение темпов роста населения, уменьшение его численности) демографы прогнозируют значительное сокращение численности русского населения к середине ХХI в.

Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы, входящей в индоевропейскую семью языков. Является наиболее распространенным языком мира, одним из шести официальных и рабочих языков ООН, а также одним из пяти рабочих языков парламентских ассамблей Совета Европы в Страсбурге. До распада СССР общее число говоривших на русском языке было около 250 млн. человек. Из Древней Руси русский язык унаследовал свою письменность. В основе современного русского алфавита лежит кириллица – одна из древнейших славянских азбук.

Этноконсолидирующую роль (этноконсолидация — отношение людей к языку, национально-культурная идеология) на всех этапах русской истории играло Православие. Эту историческую миссию Русское Православие продолжает и в современных условиях. Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.Этнокультурное единство русского народа на всем пространстве его расселения не исключало многообразия различий и особенностей в разных сторонах жизни. Эти особенности и различия сформировались в ходе этнической истории русских под влиянием многообразия природно-климатических условий и соответственно территориально-хозяйственных укладов жизни. Поэтому в этнографической литературе традиционно выделяются этнокультурные ареалы (от area – площадь, пространство), характеризуемые спецификой диалектных наречий, антропологическими типами, наличием этнографических групп населения, этнокультурными особенностями в хозяйственных занятиях, промыслах и материальной культуре, многообразием локальных обычаев и обрядов при единстве общей модели ритуально-праздничной культуры. К примеру, этнографы традиционно выделяют на Европейской территории расселения русских северный и южный этнокультурные ареалы, а между ними промежуточный центр. Такое деление основывается на различиях в говорах и элементах народной культуры. Еще в начале ХХ в. эти различия между северорусским и южнорусским ареалами были весьма ощутимы. В течение ХХ в. шло сглаживание некоторых этнокультурных различий (особенно в одежде, а также языке сглаживаются местные говоры — почти не осталось областных диалектов). Но свои особенности в жизни северных и южных русских останутся, поскольку ощутимая разница в природно-климатических зонах влияет и на специфику повседневной культуры.

Каждый народ на земле являет собой биосоциальный и культурно-исторический феномен. Каждый народ внес свой особый вклад в цивилизационные процессы. На этой стезе немало сделано русскими. Но главное, по некоему историческому промыслу, что выпало осуществить русским, — это объединить огромные евразийские просторы от Балтики до Тихого океана в единое историческое, социокультурное и одновременно этнически многообразное пространство. В этом выдающийся культурно-цивилизационный феномен русских.

 

goldmuseum.ru

НАРОДЫ РОССИИ - это... Что такое НАРОДЫ РОССИИ?

 НАРОДЫ РОССИИ

НАРОДЫ РОССИИ

1. Абазины 2. Абхазы. 3.Аварцы. 4. Агулы. 5. Адыгейцы. 6. Азербайджанцы. 7. Айны. 8. Ассирийцы. 9. Aлеуты 10. Алтайцы. 11. Армяне. 12. Арчинцы. 13. Балкарцы. 14. Башкиры.

1. Белорусы. 2. Болгары. 3. Буряты. 4. Вепсы. 5. Водь. 6. Гагаузы. 7. Греки. 8. Грузины. 9. Даргинцы. 10. Долганы. 11.Дунгане. 12. Евреи.

1. Ижорцы 2. Ингуши. 3. Ительмены. 4. Кабардинцы. 5. Kазахи. 6. Калмыки. 7. Карачаевцы. 8. Каракалпаки. 9. Kарелы. 10. Kеты. 11. Киргизы. 12. Китайцы.

1. Коми. 2. Коми-пермяки. 3. Корейцы. 4. Коряки. 5. Кумыки. 6. Курды. 7. Лакцы. 8. Латыши. 9. Лезгины. 10. Ливы. 11 Литовцы. 12. Манси. 13. Марийцы. 14. Молдаване. 15. Монголы.

1. Мордва-мокша. 2. Мордва-эpзя. 3. Нанаицы. 4. Нганасаны. 5. Hемцы. 6. Ненцы. 7. Нивхи. 8. Ногайцы. 9. Орочи. 10. Осетины. 11. Русские.

1. Русские. 2. Рутульцы. 3. Саамы. 4. Секульпы. 5. Сербы. 6. Словаки. 7. Табасараны. 8. Таджики. 9. Татары астраханские. 10. Татары казанские. 11. Татары крымские. 12. Татары среднеазиатские.

1. Таты. 2. Тувинцы. 3. Туркмены. 4. Удины. 5. Удмурты. 6. Удэгейцы. 7. Узбеки. 8. Уйгуры. 9. Украинцы. 10. Ульчи. 11. Финны. 12. Хакасы. 11. Финны. 12. Хакасы.

1. Ханты. 2. Черкесы. 3. Черногорцы. 4. Чеченцы. 5. Чуваши. 6. Чукчи. 7. Шорцы. 8. Эвенки. 9. Эвены. 10. Энцы. 11. Эскимосы. 12. Эстонцы. 13. Юкагиры. 14. Якуты.

Источник: Энциклопедия "Отечество"

.

  • НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ
  • НАРОКОВ

Смотреть что такое "НАРОДЫ РОССИИ" в других словарях:

  • Народы России — Национальный состав России Народы России: Атлас культур и религий Cписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующи …   Википедия

  • Народы России. Атлас культур и религий — «Народы России. Атлас культур и религий» включает основные сведения о народах, населяющих Российскую Федерацию в настоящее время. Первая часть издания представляет пространство Российской Федерации в синхронном и историческом аспектах и состоит… …   Википедия

  • Народы России (значения) — Национальный состав России Народы России: Атлас культур и религий Народы России: Энциклопедия энциклопедия, выпущенная издательством «Большая Российская энциклопедия» в 1994 году …   Википедия

  • финно-угорские народы россии — народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII III… …   Этнопсихологический словарь

  • ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ — народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII III… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • тюркские народы россии — представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные,… …   Этнопсихологический словарь

  • ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ — представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Вымышленные народы России — …   Википедия

  • тунгусо-маньчжурские народы россии — якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, проживающие на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке нашей страны. Их представители отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в… …   Этнопсихологический словарь

  • ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ — якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, проживающие на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке нашей страны. Их представители отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

dic.academic.ru

Происхождения русского народа

 

Какой была наша история русских

Версии о происхождении русского народа и гипотезы о том, какой была наша история в самом ее начале, до сих пор поражают своим разнообразием и неожиданными предположениями. Происхождение русских - происхождение русского народа до сих пор невозможно достоверно сказать,  какая из них действительно имеет право на существование.

Единственное, что историки сомнению не подвергают, так это тот факт, что русская история началась гораздо раньше, чем предполагали историки-норманисты. Еще до революции исследователей удивлял тот факт, что сам термин "Русь" в древних свидетельствах стал появляться раньше, чем началось новгородское правление Рюрика. Еще один вопрос, выяснение которого может в корне изменить представление об истории Руси, - вопрос о том, какое отношение русы имели к славянским племенам. Был ли это особенный род, племя или определение людей по типу их профессии? Какими были сами русы, жившие в первом столетии нашей эры? Отличие русов от славян подчеркивалось летописцами времен Вещего Олега.

Но если русы- это вовсе не славяне, то кто тогда? Возможно, германцы. Но и это пока лишь гипотеза.

Русский каганат- первое "русское"государство

чем началось новгородское правление РюрикаПо мнению исследователей истории Киевской Руси предшествовала история одного государства, называемого русским. Правил этим государством правитель, носивший тюркский титул руководителя большого государства, - каган. В Европе он бы назывался императором. Правитель с таким титулом правил сильным и независимым государством, самостоятельно определяющим всю свою политику. В качестве доказательства существования Русского каганата выступают 8 косвенных и 4 прямых исторических свидетельства. А вот определить границы и географические координаты этого государства историкам пока определить не удалось. Мнение ученых на этот счет разделилось: одни полагают, что каганат занимал северную часть Восточно-Европейской равнины, другие же отводят под древнее государство район Азовского моря.

Русские происхождение: предположения историков

Автор книги «Тайны Русского каганата» -Галкина Е.С. центром государства определяет верховья реки Дон, Северный Донец и Ос-кол. Ученый Сергей Перевезенцев также видит истоки называемой им Аланской Руси на Дону. А вот Алексей Иванов, будучи донецким историком и публицистом, утверждает, что границы данного государства очерчены реками Дон и Северный Донец, а также Азовским морем на юго- востоке, а с запада - Днепром. Современный Киев также находился на территории этого древнего государства.

Фатальное значение для изучения данного государства сыграло заблуждение о том, что оно не было суверенным, а входило в состав Хазанского каганата , изучением которого советская историческая наука почти не интересовалась.

 

Украина также не была заинтересована историей Русского каганата. Лишь Россия, понимая, какую роль на современное представление о русской нации могут оказать сведения, полученные при изучении Русского каганата, посвящает этому вопросу научные труды, статьи и книги.

Сопоставление археологических находок с достоверными историческими данныи приводит к единственному выводу о том, что именно Салтовско-Маяцкая археологическая культура и могла быть тем самым Русским каганатом.

Как зародилось и каким было древнее русское государство

Говоря об этой культуре, в первую очередь следует упомянуть высокий уровень урбанизации городов, которых к настоящему времени найдено 25. Численность населения в некоторых из них доходила до ста тысяч. В качестве сравнения, в Париже времен Средневековья проживало около 20000 человек, а в Киеве уже в XI веке численность населения не превышала 40000 жителей.

Гончары, ювелиры и металлурги населяли города Русского каганата. Благодаря их труду эти города стали центрами торговли и различных ремесел. Выгодное географическое расположение делало каганат государством с сильно развитой торговлей. Через него проходили маршруты с севера Европы в далекую Византию, а также в азиатские страны. Известный каждому торговый путь «Из варяг в греки» также контролировался русами.

 

Соседство с морем обеспечивало каганату все условия для морской торговли. На экспорт шло оружие, ювелирные изделия, а также пленные рабы. Торгово-военное государство русов сильно беспокоило Хазарский каганат, граничащий с русами по реке Дон и стремящийся контролировать все торговые пути. Не трудно понять, что паритетные отношения между двумя такими заинтересованными в торговле государствами были крайне нестабильными.

 

Археологические свидетельства представляют цивилизацию древнего каганата, как смесь культур славян, тюрков и аланов. В период становления государства (с VI века и до начала VIII века) преобладала аланская составляющая. Относящиеся к группе индоарийских народов, говоривших на иранских наречиях, аланы были потомками сарматов. Со временем аланскую нацию сменили современные осетины.

 

Вообще территория нашего государства в течение большого промежутка времени находилась в зоне расселений различных иранских народов. Изначально это были скифы, потом сарматы, роксоланы, ясы и наконец аланы. Так вошел в язык русов корень"дон", обозначавший на их языках реку. Затем нынешний север Донбасса, представленный лесостепной полосой, заселили славяне, а вместе с ними и иранские народы, которые осваивали земли, двигаясь вглубь континента. Так произошло слияние иранской и славянской крови, и каганат приобрел отчетливые ирано-славянские черты.

 

Помимо основных народов в каганате были представлены небольшие группы булгар, асов, а также представителей Скандинавии. Однако славянский компонент к финалу существования государства русов начал занимать доминирующие позиции. А что еще важнее для истории, так это высокий социальный статус представителей славянской нации, подтвержденный роскошными захоронениями, найденными при археологических раскопках.

Откуда пошел термин "Русь" и "русский"

Сам корень "рус" имеет индоевропейское происхождение и перевод "светлый" и "белый". Это значение мы, сами того не подразумевая, имеем в виду, называя , например, зайца "русаком". Помимо этого значения у слова был и второй перевод, характеризующий знатность и главенство рода. Не исключено, что встречалось слово как в обиходе иранцев, так и в языке славян. Есть и еще одна версия.

 

Если верить арабскому труду «Худуа-аль-Алам», то современное название реки Северный Донец раньше звучало значительно короче -"Рус", что обозначало чистую или светлую реку. Вполне вероятно, что жители каганата стали сами называть себя русами, имея ввиду их соседство с рекой. По другой версии русы получили название от народности русхов, принадлежавших аланской группе. Они были потомками роксаланов ( в переводе "светлых аланов") и асов.

Гибель Русского каганата и ее последствия

Погибнуть Русскому каганату суждено было в тридцатых годах IX века, когда на территорию вторглись венгерские захватчики. Они осуществляли кочевые переходы до самого конца века, а потом стали прокладывать путь в западном направлении. Оставшееся выжившее население нашло спасение в северных лесах, ассимелировав среди местных славянских племен. Свидетельствует об этом топонимика - наука на стыке истории, географии и лингвистики, изучающая происхождение географических названий. Некоторым уцелевшим удалось перебраться в Приднепровье, найдя спасение под Киевом.

 

Однако особый интерес историков вызывает третья группа спасшихся представителей Русского каганата. Скорее всего они представляли собой оставшуюся часть военной дружины, завершившую свой марш-бросок в Прибалтике.

 

По мнению некоторых историков, они осели на всем восточном побережье Балтики. Другие исследователи больше склоняются к версии о том, что придя на территорию Пруссии, русы образовали племенной союз -Русия- с местными племенами. Существует и еще одна догадка про остров Сааремаа, ставщий местом обитания народа бывшего каганата. Однако, исследователи сходятся в том, что именно в Прибалтике последствии и было создано новое государство.

 

Славяне активно осваивали новые территории и сильно нуждались в могущественном союзнике. По понятным причинам, такой союзник был найден среди племен, сходных по своей культуре и языку с русами. Это приводит к мысли о том, что Рюрик, призванный в Новгород, мог вполне быть представителем того самого Русского каганата, а не скандинавом, как полагалось ранее.

Возрождение древнего государства

Возрождение древнего государства

Пока историческое развитие Русского каганата удается воспроизвести лишь по археологическим находкам, различным гипотезам, зачастую противоречащим друг другу, и скудным историческим свидетельствам. А вот уже фигура Рюрика имеет достоверное историческое значение. Одним из соратников первого правителя нового государства был Вещий Олег. Считается, что само имя Олег происходит от скандинавского Хелег. Но правильнее с исторической точки зрения искать его происхождение от иранского имени Халег, обозначающего "творец", "князь", "создатель".

 

В 879 году Олег стал регентом при несовершеннолетнем Игоре - сыне Рюрика. В это время им был организован поход по Днепру в сторону юга. Через три года почти без кровопролития регент захватил Киев. Вот тогда и появилась фраза «Киев — мать городов русских».

 

Будь Олег действительно скандинавом, как утверждали историки-норманисты, смог бы он так охарактеризовать захваченный город? А вот предположение о том, что Олег являлся представителем павшего каганата, дает логическое объяснение тому, почему город не оказал должного сопротивления при захвате. Так Вещим Олегом было провозглашено возрождение родной древней цивилизации, но уже с киевской столицей.

 

Установив в новой столице свой контроль, Олег взял под свою защиту племена северян и родимичей, вынужденных платить хазарам дань. Таким образом великий регент собрал вокруг зарождавшегося центра нового государства те племена славян, которые имели непосредственное отношение к бывшему Русскому каганату. Так образовалось новое государство, объединившее земли древнего каганата и возвратившее старое название Русь. Правитель Руси стал именоваться каганом до времен правления Ярослава Мудрого.

Одержав в 965 году сокрушительную победу над хазарами, великий князь Святослав подытожил столь важное дело Олега. Захватывая земли вдоль Дона и Донца, князь возрождал Русский каганат. Территории уничтоженной Хазарии отходили новому государству. Так бывший город Сар-кел получил название Белая Вежа, то есть Белая башня. Святослав хотел переселить в этот город славян, но обстоятельства стремительно менялись. Кочевые отряды печенегов пришли из Заволжья.

 

Следом за их разгромом в тридцатых годах XI века вторглись половцы. Владимир Мономах осуществил около двадцати походов в земли бывшего Русского каганата, чтобы спасти их от многочисленных нашествий различных кочевников. Так все русские князья доказывали верность своей древней родине. Однако беда наступала изнутри. Раздробленность было ее имя.

 

Чтобы удержать вновь захваченные южные территории и отвадить от них полчища захватчиков требовались немалые силы, а русские князья, к великому сожалению, постепенно затягивались в пучину междоусобных распрей и конфликтов. Многие славяне времен Владимира Мономаха возвратились в Киевскую Русь. Те их них, кто остался, погибли от рук половцев, штурмом взявших Белую Вежу. Те, кому удалось спастись, нашли свое пристанище в Тмутаракани.

Подводя итог: русские происхождение

Государством, в отношении которого впервые можно было встретить термин "русский", называлось Русский каганат. Народы, населявшие его, оказали мощнейшее воздействие как на саму Русь, так и государства, соседствовавшие с ней. Русское государство вобрало в себя многие черты каганата. Начиная от слов иранского происхождения, заканчивая титулом правителя и именами богов, сошедшими с иранского пьедестала и вошедшими в славянский божественный пантеон - все это можно считать великим наследием древней культуры Русского каганата.

 

Источник: Сергей Бунтовский, Максим Калашников

 

Добавить комментарий

istorii-x.ru

история формирования и современное развитие — Народы России

Россия и ее народы

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании государственности. При изучении народов, как правило, основное внимание обращается на происхождение (этногенез), этническую историю, решающие признаки этнической культуры и специфики — этнодемографические процессы, характер расселения и поселений, социальная организация, родственные группы, политическая организация, в т.ч. становление государственности, системы жизнеобеспечения (основной тип хозяйствования), материальная и духовная культура, в т.ч. религия.

1. Основные этапы формирования русского народа.2. Русские как государствообразующий этнос.3. Этнокультурный портрет русских.4. Русские в современном мире: проблемы этнокультурной самобытности и межкультурной интеграции.

Культура России всегда развивалась как целостная, многонациональная, поликонфессиональная сложно организованная структура. При этом решающую роль в создании, развитии и прогрессе государства сыграл и играет русский народ. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в РФ проживает 111,02 млн. русских, т.е. 80,9% от общей численности населения страны (142,86 млн.). По данным переписи 2002 г. насчитывалось 115,89 млн. русских, что составляло 80,64% (145,17 млн.) от общей численности россиян25.Опираясь на предшествовавший курс изучения истории России, обратимся к основным фактам этногенеза и истории русских. Образование великорусского племени из смешения русских поселенцев с постепенно обрусевшими финноуграми в Окско-Волжском междуречье было этнокультурным последствием колонизации новых земель.На долгие века здесь закрепился земледельческий уклад, города не достигали того экономического значения и социально-политического влияния, как в Киевской и Новгородской Руси. Это консервировало этнические культурные традиции, мировоззренческий строй и модель поведения.Принятие христианства в 988 г. положило начало превращению восточнославянской культурно-этнической общности в локальную самостоятельную цивилизацию, где наряду с чисто славянским элементом важную роль играли иноязычные субстраты. Долгое время язычество и христианство сосуществовали в быту, особенно в сельской местности.Главное, что дало Руси христианство — это письменная, книжная культура. От Византии Русь получила в готовом виде основные идеи и принципы феодального мировоззрения, переводную литературу, являющуюся наследницей античной культуры.Нерегулярные ополчения и отряды из представителей волжских татар из Казани и Касимова, мордвы и марийцев, составляли в XVI-XVII вв. до четверти московского войска и использовались также для охраны степных границ.Само формирование древнерусского государства и этноса на границе двух географических зон — степи и лесостепи, определило уникальность и политической, и экономической, и культурной истории Древней Руси.Магистральным направлением в развитии русской культуры X в. стал процесс этнокультурного синтеза — восприятия и переработки на русской почве разных этнических традиций.В XI в. завершилось формирование древнерусской народности. На основе предшествующего этнокультурного синтеза была создана новая единая культура, способная не только вступать в диалог с иными культурами и воспринимать инокультурные влияния, но и создавать собственные культурные ценности, имеющие непреходящее значение для мировой культуры.Принято выделять три крупных исторических массива, составляющих русский народ: северовеликоруссы, средневеликоруссы, южновелнкоруссы. Эти массивы сформировались исторически; на их складывание влияла не только миграция и ассимиляция, но и этнополитические факторы.В частности, на культурный облик северных русских повлияла особая этническая история и длительная автономность Новгородских земель, их взаимодействие с народами Центральной и Северной Европы. Южнорусские группы сложились частично на основе давнего славянского населения лесостепей, но в основном под влиянием позднейших миграций XVIII-XIX вв., связанных с прекращением русско-турецких войн.Особое значение в культуре и самосознании русского народа играет словесность, русский язык как одна из основ развития народа. Русская речь всегда славилась богатством лексики, образностью, меткостью, сочностью, яркостью, отражая национальный характер и основные духовные ценности народа.Гениальный М.В. Ломоносов профессионально владел латынью, говорил практически на всех европейских языках, но беззаветно любил, ценил и широко пропагандировал русский язык, находя в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».Основным хозяйственным занятием русских с древних времен до середины XX века было пашенное земледелие, которое развивалось в сложных природно-климатических условиях, что серьезно повлияло на материальную и духовную культуру русских, систему этносоциальных отношений, модель поведения, ценности и образ жизни.Резкая колеблемость климата, суровые природные условия сформировали такие качества русского характера, как коллективизм и взаимовыручка, высокая адаптивность, приспособляемость к резко меняющимся обстоятельствам, изобретательность и смекалка, терпение и трудолюбие и в то же время надежда на «авось».

Общинный характер социальной организации крестьянства — подавляющего большинства русского народа вплоть до середины XX века — глубоко повлиял на культуру.

К характерным чертам русской крестьянской общины относятся:

  • Экстенсивный характер земледелия
  • «Круговая порука»
  • Уравнительность
  • Страховка от социальных и природных случайностей
  • Разнообразие жилых построек с учетом природно-климатических условий
  • Сохранение домашнего производства одежды и орудий производства, что определяло жизненный цикл семьи.

Традиционная русская культура складывается из разнообразных тесно взаимосвязанных компонентов — основной вид хозяйственной деятельности (земледелие), определивший трудовую культуру и этику, орудия труда и быта, тип жилища, пищу и одежду; базовые слагаемые духовности — религия, мифология и эпос, предания, легенды, былины, сказки, частушки, песни и танцы, поговорки и пословицы, обряды, обычаи и традиции, народные праздники, декоративно-прикладное искусство, ремесла и промыслы. Все это составляет бесценное богатство и отражает колоссальный творческий опыт, талант и фундаментальные нравственные ценности русского народа.Остановимся на характеристике некоторых примеров. В частности, среди компонентов культуры русского народа важное место занимает пища как один из основных элементов материальной культуры. Пища отражает характер хозяйственной деятельности, особенности окружающей природной среды и многовековые традиции. Они проявляются как в составе пищи, так и в способе её приготовления. Роль пищи в жизни каждого народа очень велика.Она отражает не только бытовую сторону жизни, но и символику, приоритетные критерии культуры, эволюцию этики и этикета, семейных отношений, представления об эстетике бытия, обрядовую составляющую повседневной и праздничной сторон жизнедеятельности. В повседневном быту, к примеру, большое значение в питании русских, как земледельческого народа, всегда имели хлебные кушанья и печеное тесто, которые готовили в печи. Изделия из теста входили и в состав ритуальных блюд дохристианских праздников встречи весны. Использование остатков мучных запасов перед началом нового сельскохозяйственного цикла выражало целеполагание о бесперебойном круглогодичном обеспечении продовольствием. Приближение весны, полевых работ и скорейшего нового урожая подразумевает праздник встречи первых прилетающих птиц. Не случайно сделанные из теста изображения «птушек» поднимали как можно выше — к небу и солнцу, закликая весну:

Жаворонки, прилетите!Красну весну принесите!Нам зима-то надоела,И весь хлеб у нас поела.И дрова все пожгла,И солому всю пожгла,Молоко всё унесла!

Этот обычай бытовал в России повсеместно, хотя обрядовое печенье могли называть по-разному: жаворонки, чувилки, тетёрки, кулики, скворечники, грачи, канареечки. Пекли и украшали их в местных традициях, чаще всего из пресного ржаного теста. Ржаная мука была основой пищи для повседневного и праздничного стола. Фигурки из теста завивали спиралью, завязывали узелком, перевивали веревкой, сажали на спину птенцов, жаворонков мазали медом и золотили головку. Особое значение придавалось узору на крыльях и спинках такого печенья. Ряды частых ямочек и полоски означали засеянное поле и символизировали борозды, отражая аграрные обряды Древней Руси. Характерным было поклонение и почет зерну, колосьям, хлебным кушаньям, печеному тесту. Известный историк и краевед И.А. Голышев создал «Атлас рисунков со старых прянишных досок» [Голышев И.А. Атлас рисунков со старых пряничных досок. Владимир, 1874] по материалам Вязниковского уезда Владимирской губернии. Из его работы следует, что в 1870-е гг. многие виды пряников уже не пекли, а пекарские и паточные заведения начали исчезать, как и многие старинные обряды, с которыми были связаны пряники. Действительно, пряники опосредованно отражают остатки аграрной обрядности родового строя, многовековой опыт народной жизни, эстетические представления славян, связанные с природой и земледелием. Черты древних обрядов и образы, связанные с хлебом, веками сохранялись в поминальных, свадебных, новогодних ритуалах. В Архангельской области, например, на Рождество пекли «тетерки» или «козули» — узорчатые кругляши из одного жгута теста. Такие узоры напоминают древнейшие символы солнца и приветствие весны.В отечественной науке есть два взгляда на значение печенья в святочной обрядности. Н.Ф. Сумцов, В.И. Чичеров, Л.Н. Виноградова в изготовлении фигурок животных из теста усматривают пережиток жертвенных обрядов, а тесто заменяло жертвенное животное. Получателями жертвенной пищи были колядовщики — посредники между двумя «мирами», «передающие» специальную ритуальную пищу «умершим родственникам, которые воспринимались как опекуны семьи, способные повлиять на урожайность полей, благополучие хозяйства и на счастливый приплод скота».Обращаясь к родственным русской восточно- и западнославянским традициям, Виноградова обратила внимание на семантическую связь между ними, возможность взаимозаменяемости ролей просителя и скота в самом ритуале. Отсюда обрядовое печенье как дар первично по сравнению со скармливанием его скоту. В этом плане к козулям примыкают и другие разнообразные изделия из теста для колядовщиков: блины во Владимирской губ., саратовские лепешки «калядашки» и поволжские «овесньки», пироги — повсеместно. В совпадении названий некоторых рождественских выпечных изделий с названиями ритуалов («овсеньки» — «овсеньканье», «калядашки» — «колядование») отражается их предназначенность именно для обрядов обходного характера.В свою очередь, Д.К. Зеленин считал: «Это не замена жертвенного животного его изображением, а магический прообраз будущего приплода». В.Я. Пропп также трактовал скармливание козуль скоту как типичный продуцирующий обряд, т.е. «явный магический прием создания приплода». Приплод скота и благополучие в хозяйстве в широком смысле обусловливались в сознании крестьян волей колядовщиков, имевших по народным представлениям, магическую силу. Если «гости» удовлетворены дарами, то и в хозяйстве все должно быть хорошо. Нетрудоемкие блюда из муки со временем совершенствовались, усложнялись, пряник менял не только свое качество, но и художественное оформление, переходя от обрядово-ритуальной символики к бытовому жанру. Так, обетные заклания животных сменила выпечка их фигур в тесте, древние обряды-заклинания становились частью игровой поэзии; теряли символический смысл орнаменты, изменялись и сами изделия народного творчества. Но в бытовом народном творчестве прочно сохранялся фольклор в его древнейших, традиционных образах. В то же время жизнь привносила новые понятия, образы, вкусы, заимствованные и из других культур. При этом в содержании многих художественных образов народного творчества и позже сохранялась первоначальная семантика. Ко времени расцвета пряник не входил в ритуальный обряд, став лакомством, сохранил и некоторые обрядовые функции, трансформированную образность, орнаментику, технику резьбы форм.В пряничном искусстве сохранялись и старые способы изготовления. Например, способ наиболее древнего лепного пряника своеобразной скульптуры из теста, вылепленной как ритуальное печево. Красота и выразительность таких пряников полностью зависели от умения стряпухи в условной манере декоративно передавать самое характерное. Иногда лепной пряник представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру. Их лепили из теста руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки.В отличие от лепных, вырезные пряники — плоские. Они вырезались из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. У хорошей хозяйки всегда было в запасе несколько форм-высечек из узких полосок листовой стали, с помощью которых можно было легко и быстро вырезать из теста фигурки петушков, жаворонков, коровок, рыбок и т.п. Полоску сгибали по контуру пряника, а концы припаивали или соединяли с помощью заклепок. Сверху к форме прикрепляли ручку. Хорошо вымешанное крутое тесто раскатывали скалкой до необходимой толщины в зависимости от размеров пряников. Затем поочередно форму вдавливали в тесто, стараясь как можно рациональнее использовать заготовленную лепешку. Большие подарочные пряники вырезали из толстой лепешки обычно ножом и в единственном экземпляре опытные и искусные мастерицы. Предварительно на раскатанную лепешку деревянной иглой наносили контуры пряника. Затем ножом лепешку прорезали по нанесенным контурам, удаляя лишние куски теста. Под лезвием ножа или формы-высечки тесто немного сминалось, поэтому края пряника выходили закругленными.Другим старинным и распространенным в России способом изготовления пряников был печатный — с помощью резных досок-штампов. Они были разных типов: фигурные, штучные, наборные, подарочные, городские. Многие виды резьбы на досках по технике и мотивам связаны с более архаичными формами и другими видами народного творчества — резьбой штампов для оттискивания народных картинок-лубков, формами для изразцов, набоек и т.д. Резные доски — не только форма для мастера-пекаря, но и своеобразная изобразительная галерея и образцы замечательного искусства резьбы по дереву, столь развитого в быту русского народа. Печатались пряники в основном с досок из липы, груши и других пород дерева, реже использовали металлические формы. Наиболее старинные назывались фигурными и изображали одну, обычно в профиль расположенную фигуру (коня, птицы, льва).Многие образы фигурных пряников пришли от обрядового печенья. Подарочные и фигурные доски украшены изображениями павлина, петуха, оленя, рыбы, райского дерева, сказочных теремов (их называли «терематыми»). Резьба на них рельефная, углубленная, геометрическая, тщательно детализированная, создающая богатый декоративный эффект. Такие пряники украшали цукатами, изюмом, глазурью. Из всех видов печатных пряников наиболее декоративны и выразительны по внешнему облику почетные или подносные. В старину славились подарочные пряники из Твери, Вологды, Владимира, Смоленска. Металлургическое производство вблизи Москвы, в Тульской губернии стимулировало пряничное дело. Пряники стали подлинными произведениями народного искусства.На протяжении многих веков пряник играл значительную роль в жизни русского народа, без него не обходилось ни одно событие — ни радостное, ни печальное. Специальные свадебные пряники невеста дарила гостям («орехи»), на пряники-«разгони», разносившиеся в знак окончания пиршества. Бытовали пряники, которыми родители одаривали молодых, кладя на них подарки. В пряники играли, их преподносили возлюбленным, раздавали нищим, пряниками лечили, учили — на них оттискивали азбуку.Сегодня художественное печево лишено всех своих функций, кроме лакомства. Но вместе с тем это составная часть наследия народных художественных промыслов России, имеющая свою историю, местные традиции, особенности пластической формы; большая часть славянского пекарского искусства, возникшего в глубокой древности и ярко проявившего себя на местной почве бытового творчества народа28.Находясь между двумя культурами — Западной и Восточной — и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности.Занятия земледелием во многом предопределили миграционную подвижность русских на протяжении многих веков, что повлияло на формирование локально-территориальных групп, контактировавших в разных регионах с разными народами. Выделим основные миграционные потоки русских в историческом контексте:1) IX-XIV вв. — освоение славянами междуречья Оки и Волги, сопровождавшееся ассимиляцией местного финно-угорского населения.2) Непрерывное переселение русских шло в северные области Европейской части, в направлении Белого моря.3) С X в. отмечается движение на восток, в сторону Урала и за Урал через северные его отроги.4) В XVI в. усилилась массовая миграция в Среднее Поволжье, в связи с падением Казанского и Астраханского ханств.5) XVI-XVII вв. отмечены также ранними миграциями в Сибирь через Центральный и Южный Урал.6) Конец XVIII — первая половина XIX в. — период освоения южных лесостепных и степных районов Европейской части после окончания русско-турецких войн.7) XIX начало XX вв. отличаются массовыми миграциями в Закавказье и Среднюю Азию.8) После Великой реформы 1861 г. и особенно во время Столыпинской реформы начались массовые миграции в Сибирь.9) Нельзя забывать и про религиозные миграции, связанные с бегством от преследований государственной Православной церкви, или высылкой представителей отдельных сект и конфессий (старообрядцы, молокане, духоборы) на границы Российского государства.10) Массовые миграции происходили также в советское время. Они связаны с индустриализацией, политическими репрессиями, эвакуацией, эмиграцией.11) И, наконец, миграции, связанные с распадом СССР, с конца 1980-х гг. Ученые выделяют ряд самобытных черт русской культуры, связанных со спецификой социально-исторического развития России, в том числе:• Азиатский способ производства определил индифферентное отношение к свободе и самой жизни личности, которое для нашей страны трансформировалось в крепостное право и самодержавие.• В России, в отличие от Европы, личностное начало не стало самостоятельным фактором, определяющим историческое развитие. Особая миссия государства заключалась прежде всего в том, что именно оно было главным фактором, обеспечивающим культурный прогресс нации.• В русской литературе ее «общеевропейскость» и общечеловечность в силу ряда благоприятных причин дожили до нового времени. Именно эта черта русской культуры определила успех петровских реформ и резкий поворот в XVIII в. всей русской культуры к Западной Европе.На протяжении всего исторического процесса российское государство попеременно являлось то созидающей силой, то тормозом, что приводило к стагнации и разрушению государственной формы.• Это воспринималось сознанием российского народа очень болезненно. И такая реакция объяснима: утрата государственности для России означала потерю исторической перспективы, так как власть была «ресурсом, который питал эволюцию культуры, не давая ей застыть наподобие многих культур Востока».

Государство — важнейшая социально-культурная и политическая ценность русского народа, выраженная в державном характере его идентичности, приоритетном значении силы, мощи, независимости Российского государства.

Н.О. Лосский (1870-1965) выделял в качестве фундаментальных качеств русского человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость. В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось русской культурой в обстановке постоянной внешней опасности. Свободолюбие в русском народе развивалось и под влиянием внутренних факторов. Суровая жизнь русского человека воспитала в нем глубокое уважение к сильной воле, упорство в достижении цели и бурные эмоциональные переживания.В духе русской культуры широта и крайность в выражении эмоционального состояния. А.К.Толстой в 1854 г. прекрасно выразил эту особенность национального характера:

Коль любить, так без рассудку,Коль грозить, так не на шутку,Коль ругнуть, так сгоряча,Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,Коль карать, так уж за дело,Коль простить, так всей душой,Коли пир, так пир горой!

Православие как фундамент духовности русского народа отличается большой терпимостью к другим верам. Народность предполагает любовь к своему народу, духовное и практически-политическое единство с ним. В русской культуре народность гармонически сочетается с патриотизмом.Вот как размышлял Н.В. Гоголь над ролью самобытной русской культуры (Выбранные места из переписки с друзьями. 1845-1846 гг. — М: Азбука, 2011): «Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках.Стыдно тебе, будучи умным человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, а захламостить его чужеземным навозом…Наше общество воспитывалось… под влиянием гувернеров французских, немецких, английских, под влияньем выходцев из всех стран… Общество наше, — чего не случалось еще доселе ни с одним народом, — воспитывалось в неведении земли своей посреди самой земли своей.Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь еще неустроенней и беспорядочней всех их… Мы еще растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму; еще нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя нам неприличное и внести в себя все, что уже невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней.Для русского теперь открывается путь, и этот путь есть сама Россия… Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви… Л не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».К некоторым особенностям русской культуры можно отнести:• Периодически возникавший разрыв между властью, церковью и народом.• Самодержавие никогда не имело абсолютной ценности. Крайне тяжелые условия развития России требовали централизации и концентрации политической власти в одних руках. Часто такая централизация оборачивалась для русской культуры самодурством и произволом монархов.• Персонификация и сакрализация власти. Русская культура жила идеалом «народного царя», способного пострадать за интересы нации, организовать отпор внешнему врагу и защитить народ от произвола чиновников.• Низкая цена человеческой жизни, низкие уровень и качество жизни.• Приоритет государственной, державной идентичности русского народа над этнической.Непрерывная территориальная экспансия определяла не только этнокультурное многообразие групп русского этноса, но и особенности его социального, хозяйственного и культурного развития, а также многие психологические особенности.

В связи с постоянным расширением границ Российского государства вплоть до конца XIX в. и миграционной мобильностью русских сформировались определенные локально-территориальные группы русских, выделенные этнографами:1. Жители пограничья Псковской, Тверской, Калужской областей отмечены как переходная группа между северными, средними и южными русскими.2. Русские Среднего Поволжья сформировались в XVI-XVIII вв. вследствие миграции из среднерусских районов и взаимодействия с местным финно-угорским и тюркским населением.3. Русские Северо-Восточного Приуралья формировались основном на базе северорусских переселенцев и в ходе взаимодействия с коми, хантами, манси.4. Полехи бассейна Десны и Сейма, горюны Сумской области, саяны Курской области, однодворцы южнорусских областей представляют наследников древнего, домонгольского славянского населения лесостепной полосы.5. Мещеряки Рязанской области явились результатом культурной ассимиляции местного финно-угорского населения (мещеры).6. Поморы Архангельской области рассматриваются как плод ассимиляции ссвероруссами местных финно-угорских племен, сложившиеся также и в процессе развития охоты на морского зверя как основы хозяйственной деятельности.7. Группы русских Западной Сибири — это переселенцы XVI- XIX вв., в основном из северных областей.8. Русские Алтая и Забайкалья, а также Средней Азии являются потомками выселенных или самостоятельно перебравшихся сюда старообрядцев. Среди них «каменщики» (от Камень — Урал), поляки (р. Бухтарма), уральцы (казаки-старообрядцы Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи), и «семейские» Забайкалья. Они отличались достаточно высокой степенью замкнутости.9. Частично смешались с местным населением и многое восприняли от них устьинцы (устье р. Индигирки), колымчане (р. Колыма), марковцы (устье р. Анадырь), камчадалы, затундренные крестьяне (реки Дудинка, Хатанга), якутяне (потомки ямщицких поселений на р. Лене).10. Русские этноконфессиональные группы Закавказья и других регионов (в частности, духовные христиане — молокане, духоборы и др.) переселились в регион в XIX веке.11. Казачество (казак (казах) на тюркских языках означает «вольный человек»).

Остановимся на некоторых характеристиках казачества, как яркого проявления субэтнической самобытности. Первоначально казачьи войска формировались на принципах самоорганизации; однако с 30-х годов XVIII в. они становятся регулярными, то есть переходят под протекторат государства. Земледелие как основной вид деятельности сложился в большинстве казачьих войск лишь с середины XVIII в. В состав казачьих войск вливались представители разных национальностей, однако брачное смешение происходило лишь на ранних этапах формирования. Позже в составе казачьих войск состояли разноэтничные отряды, проживавшие в «своих концах» станиц. Главным же принципом деления была религиозная принадлежность. Преобладали среди казаков православные — русские и украинцы.К началу XX века насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Астраханское, Забайкальское. Оренбургское, Уссурийское. Численность казачьего населения превышала 9 млн. чел., то есть составляла не менее 12-13% всего русского населения страны. Главой Союза казачьих войск России в 1917 г. стал атаман Оренбургского казачьего войска А.И. Дутов (1879-1921), полковник (1917), генерал-лейтенант (1919), выразивший свое политическое кредо в условиях гражданской войны так: «Моя платформа — любовь к России».До сих пор в научной и публицистической литературе дискутируется вопрос о том, считать ли современных казаков остатками «расформированного» в 1917 г. сословия, субэтносом русского этноса или самостоятельным этносом. В настоящее время происходит интенсивное возрождение казачества. 67573 чел. назвали себя казаками в ходе переписи 2010 г.Особенности социально-демографического развития русских состоят, в частности, в том, что к началу XX века русский этнос был одним из наименее урбанизированных среди народов Европы. К 1917 г. доля горожан среди русских не достигала и 20%, а после Гражданской войны сократилась до 15-16%. Среди этносов Центральной и Западной Европы этот показатель составлял 40-70%.И по своим социальным функциям, и по истории возникновения российские города значительно отличались от европейских. За исключением нескольких крупнейших, они зачастую были больше политической опорой центральной государственной власти и продолжением деревни, чем центром формирования новых социальных отношений.К концу 1970-х гг. по доле городского населения (80%) русские стали наравне с другими европейскими этносами. Однако, чрезвычайно высокие темпы миграции в города, отсутствие местных рынков, сосредоточенность наиболее престижных городов исключительно на оборонной промышленности не позволяли русским городам в полной мере играть культуртрегерскую роль по отношению к остальной части этноса.Кроме того, подавляющее большинство населения городов составляли мигранты из села. Только по переписи 1989 г. доля коренных горожан среди всего городского русского населения превысила 50%.

Этносоциологи также выделяют следующие особенности развития русских в XX веке (многие из этих характеристик можно отнести и к другим народам России):1. Позднее начало модернизационных процессов, обусловленным экстенсивным характером развития в предыдущие столетия.2. Необычайно быстрые темпы протекания социальных и демографических изменений после исчерпания возможностей экстенсивного развития.3. Экстенсивные пути развития российской цивилизации, а вместе с ней и русского этноса, полностью или почти полностью исчерпаны.С конца 1930-х гг. вплоть до середины 1970-х гг. русский этнос был самым подвижным в миграционном отношении этносом бывшего СССР (за исключением депортированных народов). Особенностью миграции русских, сохранившейся до конца XX в., был высокий удельный вес миграций на большие расстояния.Восприимчивость к идеям и методам руководства, характерным для 1930-1950 гг. Это идеи: вторичности частной собственности по отношению к общественной уравнительности потребления, приоритета личного указа над Законом и Обычаем, неразвитость экономической и политико-правовой культуры.В бытовом общении — приоритет ситуативных факторов над принятыми формальными правилами поведения (этикетом).Разрушение устойчивых межличностных, в первую очередь родственных связей, ослабили неформальный социальный контроль, привели к таким явлениям, как очень высокий уровень разводимости.Именно русский этнос взял на себя нелегкую и во многом неблагодарную культуртрегерскую ношу «первичной модернизации» большинства народов бывшего СССР.Современные проблемы социально-культурного, экономического и политического свойства в жизнедеятельности русского народа во многом схожи с проблемами других народов России, но имеют свою специфику. Ученые выделяют следующие:1. Недостаточный уровень целесообразности и операциональное деятельности, непривычка к достижению поставленной цели с помощью оптимально разработанной технологии. Эта черта проявляется как на профессиональном, так и на бытовом уровне.2. Социальный инфантилизм, непривычка к трезвой оценке своих возможностей, необоснованно завышенные социальные ожидания, опирающиеся на уверенность, что «мне кто-то должен». — Эта черта меньше выражена у молодежи, выросшей в условиях рыночной экономики и радикальных свобод, в отличие от сформировавших свою культуру в советское время старших поколений.3. Низкий уровень инициативности и предприимчивости, привычка полагаться только на решение сверху. Эта черта также гораздо менее выражена у современной молодежи.4. Низкий уровень межличностной сплоченности и способности к самоорганизации, к целесообразной групповой деятельности (диаспоры ближнего зарубежья постепенно начали учиться самоорганизации в защите своих интересов в рамках принятого гражданства новых стран).5. Следствием низкого уровня сплоченности является низкий уровень неформального социального контроля. Необходимо, чтобы престижным стало соблюдение позитивных норм (устойчивость семьи, культура употребления алкоголя, нормы взаимоотношений полов и поколений, уважение к чужому труду, эффективного использования пространства и времени, и т.д.).6. «Разрывность» исторической памяти. Периодически возникающая тенденция к голому отрицанию опыта последних поколений и стремление «начать все сначала».7. Формирование экономической культуры.8. Территориальная разобщенность русского этноса.9. Низкая способность к формированию национальных деловых, политических и идеологических элит — перелом наметился с конца 1990-х гг.10. Низкий уровень межкультурной толерантности.11. Кризисная демографическая ситуация». С 2002 по 2010 гг. численность русских сократилась со 115,89 до 111,02 млн. чел. (80,9% из указавших этничность. В 2002 г. -80,64%).Наиболее важными негативными факторами, повлиявшими на маргинализацию системных основ целеполагания, жизненной стратегии и семейной культуры, стали дискредитация прежде считавшегося безусловно лучшим образа жизни и культурных ценностей, экономических, политических и социальных институций; разрывы в массовом историческом сознании и его мифологизация на основе биполярного необольшевистского противопоставления советской истории — дореволюционной и общечеловеческой; агрессивная экспансия худших образцов западной массовой развлекательной культуры, прежде всего американизированной; противоречивые эффекты миграции социально незащищенных и криминализированных групп населения соседних стран; «потребительский шок», вызванный вначале тотальным дефицитом, а затем безбрежным предложением главным образом низкосортного ширпотреба и погоней за престижным потреблением; низкая политическая и правовая культура, в т.ч. правовые безграмотность и нигилизм, получившие выражение в т.ч. в этнических и религиозных предрассудках и ксенофобии; медленная и травматическая адаптация к современным требованиям личной ответственности при минимизации социальной роли государства и др.Вряд ли можно сегодня навязать и прежде работавшую формулу «русский народ -старший брат», хотя сам смысл ее сохраняется и действует. Именно русские, несмотря на колоссальные проблемы, объективно и нравственно-психологически были и остаются опорой и стержнем государственности, именно они своим трудом, терпением и состраданием поддерживают и даже опекают нуждающиеся в этом братские народы единой страны, именно они — по долгу старшинства — принимают на себя и наибольшую ответственность, и основные «наказания» за «провинности» младших в большой семье.Поэтому критически важно сделать все, чтобы русское большинство чувствовало себя безопасно, имело все возможности реализовать свои лучшие качества.

Русская культура и ремесло

Великая русская культура чрезвычайно богата выдающимися произведениями во всех областях науки и техники, литературы и искусства, признанными во всем мире. При этом традиционная русская культура воплощена в шедеврах эпоса и фольклора, музыки и танцев, сказок, преданий, пословиц и поговорок, декоративно-прикладного искусства.Издревле русский народ славится умением творчески использовать природные материалы и создавать великолепные образцы посуды и ювелирных изделий, оружия и вышивки, разнообразной утвари, одежды и т.д.

Типичными и наиболее распространенными следующие виды промыслов.

Вышивка наибольшее развитие получила в 8 областях центральной России (Рязанская, Калужская, Орловская, Ивановская, Брянская, Тамбовская, Тверская, Тульская). Не менее популярен глиняный промысел. Гончарное производство особенно характерно для трех областей — Московская, Ярославская, Рязанская. Мелкие изделия из глины — игрушку, мелкую скульптуру — делают в 5 областях — Тульской, Калужской, Костромской, Ярославской и Липецкой областях. Резьба по дереву распространена почти повсеместно, но наиболее известны умельцы в Московской и Ярославской областях. В Липецкой и Рязанской областях популярно кружевоплетение. Лаковой миниатюрой славятся Ивановская и Владимирская области. Ярославская область гордится великолепными изделиями ростовской финифти и старинным тутаевским колокололитейным промыслом. Далеко за пределами Московской области известны дулевский фарфор (г. Ликино-Дулево), гжельская майолика, Федоскино, жостовская роспись и др. Павлово-Посадская мануфактура — единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. Рязанская земля известна своими мастерами лозоплетения. Плетение из лозы — важный элемент традиционной крестьянской культуры Шиловского района. Произведения мастеров шиловского лозоплетения имеют не только утилитарную направленность, им свойственны декоративность и высокая эстетика, помогающие понять красоту окружающего мира.

xn--80aizfj2e.xn--p1ai


Смотрите также