История российской почты. История почты россии


История почты России - это... Что такое История почты России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу коня и корма[1]. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[2], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране[2]. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»[2].

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему было выделено 500 рублей деньгами и на 500 рублей соболиных шкурок[3] В реальности ван Сведен привозил европейские газеты, на основе которых для царя и Боярской Думы готовили обзоры прессы (куранты)[4]. Кроме того, голландский предприниматель получил право пересылать за границу грамотки иностранных купцов и плату за них оставлять себе. Первая почтовая линия связала Москву с Ригой.

Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен на новый уровень. На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой[5].

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин. Между Марселисом и ван Сведеном был утроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу.[6] Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно.[7] Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла.[8]

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют[2]. »

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698—1689 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 года стала работать почтовая линия Москва — Санкт-Петербург.[9] При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711[10]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

Титульный лист почтовой карты Европейской России 1842 года

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов.[9]

В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции.[9]

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла &&&&&&&&&&010677.&&&&&010 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[11].

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте[9].

В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России».

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам.[12]

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек.[9]

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции. До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук[9].

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб..[9].

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами[1].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Карнович Е. П. Русские почты в XVII и начале XVII столетия // Исторический вестник. — 1884. — Т. XV. — С. 615—625.
  2. ↑ 1 2 3 4 Кисин (1969).
  3. ↑ Дела Тайного приказа // Русская историческая библиотека, издаваемая императорской Археографической комиссией. — СПб., 1907. — Т. 21. — Кн. 1. — Стб. 1065.
  4. ↑ Вести-Куранты. 1656 г., 1660—1662 гг., 1664—1670 гг.: Русские тексты. Ч. 1. / Изд. подгот. В. Г. Демьяновым при участии И. А. Корнилаевой; Завершение работы над изд. и подгот к печати: Е. А. Подшивалова, С. М. Шами; Под ред. А. М. Молдована и И. Майер. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  5. ↑ Шамин С. М. Письма, грамотки, куранты. Первые регулярные почты в России // Родина. — 2001. — № 12. — С. 10.
  6. ↑ Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве. — Варшава, 1913. — Т. 2. — С. 4—11.
  7. ↑ Там же, с. 36, 37.
  8. ↑ Там же, с. 39, 40.
  9. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 2. — С. 359—364.
  10. ↑ По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году.  (Проверено 8 декабря 2008)
  11. ↑ В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году.  (Проверено 8 декабря 2008)
  12. ↑ Шерих Д. Ю. «Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда.» К 290-летию Санкт-Петербурга. Издательство «Петербург — ХХI век». 224 с., тираж 30000 экз. ISBN 5-85490-036-X

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.)  (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилёв А. Н. История отечественной почты: В 2 ч. — М.: Связь, 1977, 1979. — 160+160 с. (2-е изд., 1990).  (Проверено 20 апреля 2011)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Виташевская М. Н. Старинная русская почта / М. Н. Виташевская. — М.: Связьиздат, 1962. — 80 с.
  • Из истории Санкт-Петербургской почты. 1703—1914 / Сост. М. А. Добин и Л. Г. Ратнер. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2004. — 352 с. — ISBN 978-5-902275-07-7. (На русском и англ. языке.)  (Проверено 20 апреля 2011)
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с  (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913.  (Проверено 26 января 2009)
  • Папинако И. Г. Почтовая связь // Большая советская энциклопедия.  (Проверено 19 июня 2011)
  • Почта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Почтовые знаки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Россия/Экономический отдел/Почта, телеграф, телефон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000.  (Проверено 8 декабря 2008)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января.  (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с.  (Проверено 15 июня 2011)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.)  (Проверено 8 декабря 2008)
  • Тюков В. М. Российские марки и знаки почтовой оплаты. Большая энциклопедия. — М.: ЭКСМО, Наше слово, 2011. — С. 5—146. — ISBN 978-5-699-47412-7.
  • Шамин С. М. Письма, грамотки, куранты. Первые регулярные почты в России // Родина. — 2001. — № 12. — С. 10—15.

Ссылки

dic.academic.ru

Почта России - история

Почты России до XVIII века.

До IX века. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта". 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов, обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии - скифов, сарматов, саксов и массагетов.

IX век. В последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты - одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала неотъемлемым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты - ямская гоньба.

С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.

Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.

Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) - "немецкая", в отличие от ямской, обслуживающей, внутренние линии. Рижскую и виленскую почты иногда именовали "купеческими", потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. "Немецкую" почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый дом Турн-и-Таксисов.

Не в пример "немецкой", сфера деятельности ямской почты широко распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, на юге страны, на Украине и в Белоруссии.

Существование параллельно двух почтовых систем - "немецкой" и ямской - создавало множество неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам. Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: "немецкая", доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая кроме правительственной почты корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян. Причем ямская служба взимала за свои услуги с отправителей писем значительно меньше денег, чем "немецкая". Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих служб.

Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России - от Минска до Якутска. Ему подчинялась также "фруктовая" почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни к царскому столу. Со второй половины XVIII в. почтовые линии подходят к некоторым уездным городам, особенно к тем, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения. Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порой и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил "Воинский Устав" Петра 1, в который вошла статья "О чине полевой, почты".

До конца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. На рубеже XVII-XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на "немецкой", а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. В конце XVII - начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов XVIII в. появляются специальные реестры на письма.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются "образцовые" почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С их созданием связан огромный по своей значимости документ - "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На "образцовых" почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель". С 1773 г. русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка. И самое главное - почта наконец-то стала доходным предприятием. Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, "тележной почты". Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от введения почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

1782 г. стал этапным в развитии отечественных средств связи. В тот год ликвидируются "немецкая" и ямская почты. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Старая почтовая система, ставшая тормозом на пути прогресса, была уничтожена. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженер В.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев.

Почта России в XIX-XX вв.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, Главное почтовое управление было присоединено к Министерству внутренних дел..После реформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения: введение городской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений в городах, устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках, новые формы содержания почтовых станций, приведение к единообразию производство почтовых операций. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе. Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров.

Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения. С 1865 года земства начали организовывать собственные почты.. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях..

mirznanii.com

Интересная история Почты России

Прообразы современной почты возникли ещё в 3-м тысячелетии до н.э. в Египте, когда фараоны использовали специальных гонцов для распространения своих декретов. Как система почта начала складываться лишь два тысячелетия спустя в Персии. Тогдашний персидский царь Кир II Великий организовал почтовое сообщение между всеми провинциями своего царства, а также договорился с соседними странами о строительстве дорог и почтовых станций для упрощения коммуникации. Пересылаемые сообщения доставлялись гонцами от станции к станции «эстафетным» способом.

На Руси почта появилась в X веке и была устроена практически по принципу сегодняшнего каршеринга: население было обязано предоставлять правительственным гонцам лошадей «от стана к стану» и корм для них, а в случае надобности находить проводников или довозить посыльных самостоятельно. Гонец сам выбирал коня, лошади были отмечены особым тавро, а станции с достаточным количеством лошадей были расположены на наиболее проездных дорогах по всему Московскому государству. Посыльный доезжал от одной станции до другой, сменял уставшую лошадь и ехал дальше. Расстояние между станциями составляло 40–50 км. Вся эта система называлась ямской ездой (или гоньбой), гонцы, соответственно, звались ямщиками, а станции — ямами. В XVII веке был создан Ямской приказ, главой которого стал князь Дмитрий Пожарский. Ведомство разбирало взаимные тяжбы ямщиков, выдавало подорожные и создавало на базе ямской езды полноценную почтовую систему.

6 запряженных лошадей и 2 почтальона всегда должны были быть на каждой станции

В 1677 г. в России начала действовать международная почтовая служба, которая связывала Россию с европейскими странами. Эта почта получила в народе название «немецкой» — немцами на Руси называли не жителей Германии, а всех иностранцев, говоривших на «немых» (непонятных для русских) языках. «Немецкая» почта стала первой регулярной почтовой службой, доставлявшей купеческие письма и правительственные документы. Целое столетие ямская езда и «немецкая» почта существовали независимо друг от друга, и лишь в 1782 г. были окончательно слиты в единую организацию. В конце XVII — начале XVIII вв. было запущено несколько почтовых линий между российскими городами, в 1711–1714 гг. в Москве, Риге и Петербурге были созданы первые почтамты. Однако полноценные почтовые конторы долгое время существовали только в Москве и Санкт-Петербурге, лишь после указа 1740 г. они были организованы во всех крупных городах и уездах. С 1781 г. по почте начали пересылать не только письма и посылки, но и деньги.

К XIX в. почтовая сеть связывала все крупнейшие города России, однако жители одного и того же города до сих пор не могли пересылать письма друг другу. В 1833 г. в Санкт-Петербурге была создана первая в России внутригородская почтовая система. Спустя десятилетие в городах появились почтовые ящики и были запущены в обращение штемпельные конверты, а в 1857 г. стали использоваться марки. Благодаря почтовым реформам 1860-х гг. частная почтовая пересылка стала преобладать над государственной, и почтовая связь перестала быть убыточной для казны.

Марка Российской империи, Первый выпуск, 1857, 10 коп.

© Andrei Sdobnikov

4084

почтовые станции существовали в Российской империи к 1896 г.

14386

ямщиков осуществляли доставку писем и посылок по стране

В начале XVIII в. служащие, доставлявшие почту в другие города страны, стали называться почтальонами. Городские же письма продолжали разносить письмоносцы. Почтовая служба считалась довольно тяжёлой: почтальонам почти не выплачивали денег за переработанные часы, им часто приходилось проходить огромные расстояния за короткое время и при этом сидеть в открытой повозке в любое время года. У почтовых работников было всего 8 свободных дней в году, в то время как служащие городских управ и казённых палат отдыхали 72 дня в год.

до 30 км проходили пешие почтальоны за сутки; 16 часов составляла продолжительность их рабочего дня

В середине XIX в. почта в России начала доставляться с помощью автомобилей, почтовых вагонов и почтовых поездов, и ямщики начали уходить в прошлое. Чтобы отправить письмо по железной дороге, отправитель должен был бросить его в специальный почтовый ящик красного цвета. В 1918 г. в России началось развитие авиапочты — из Петрограда в Москву прилетел первый самолёт с почтовым грузом. Поначалу самолётами доставлялась только служебная корреспонденция, но с 1922 г. началась пересылка частной и заказной почты. Для сбора авиакорреспонденции были установлены специальные голубые ящики, на которых был нарисован самолёт.

600

возможно было доставить за один рейс с помощью отечественных самолётов «Илья Муромец» и «Лебедь — XII»

Во время Великой Отечественной войны почтовая служба должна была обеспечивать бесперебойную связь между фронтом и тылом. Конвертов и открыток не хватало, и родился знаменитый солдатский треугольник — лист бумаги, сложенный таким образом, чтобы текст письма оставался на внутренней стороне, а на внешнюю, пустую, можно было написать имя и адрес получателя и поставить печать.

до 70 млн писем и 30 млн газет ежемесячно доставлялось в действующую армию во время войны

К концу XX в. почта выполняла множество функций, не связанных напрямую с передачей писем и посылок. Отделения осуществляли подписку и доставку печатных изданий, принимали оплату за коммунальные услуги, выдавали пенсии и пособия. Сегодня число почтовых отделений в России превышает 40 тысяч, а количество доставленных писем и посылок исчисляется миллионами.

351

тысяча человек занятав почтовой отрасли России

Несмотря на развитие электронной почты, социальных сетей и всевозможных мессенджеров, почта традиционная не сдаёт своих позиций. Как и всегда, перед почтой стоит вопрос об ускорении сроков доставки, повышении безопасности и удобстве использования, и в этом важнейшую роль играют технологии. Так, уже сегодня некоторые почтовые компании для сортировки отправлений используют роботов, которые работают в разы быстрее человека. Вместо почтальонов и курьеров работают беспилотники, которые разносят письма и посылки весом не более 5 кг. Рынок электронной коммерции серьёзно повлиял на почтовую отрасль: огромное число технологических нововведений приходится именно на нишу доставки товаров из интернет-магазинов. Например, некоторые компании предлагают своим клиентам отслеживать посылки через мобильное приложение, большинство из них делают ставку на курьерскую почту и экспресс-почту, благодаря чему покупателям не нужно каждый раз идти в отделение, чтобы забрать посылку. Автоматизированные устройства выдачи и приёма почты в скором времени вообще избавят человека от необходимости идти в отделение — небольшие почтоматы, позволяющие без участия сотрудника почты отправлять и получать посылки и письма, могут быть установлены где угодно. С их помощью любой человек сможет отправить сообщение на другой почтомат, указав только адрес получателя и его номер телефона, куда придёт пароль для доступа к ячейке. Именно такой будет почта в будущем: быстрой, технологичной и удобной.

fun.rambler.ru

История почты России Википедия

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси[ | код]

Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу[en] коня и корма[1]. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[2], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране[2]. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III (1462—1505) устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»[2].

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён

ru-wiki.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1] »

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. ↑ По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. ↑ В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Азия Америка Африка АвстралияОкеанияАнтарктика Почтовыеотделенияза границей Колониальнаяпочта Связанныетемы
Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия экс-британскиеколонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Австрийские Британские Германские Российские Французские Японские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

в Корее

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Почта России история почты России посылки доставка

Почта

 Краткая история Почты в России

fkgroup

   Зачатки почты на Руси имелись еще со времён княжеских гонцов, берестяных грамот и повоза. Дальнейшее развитие почтовой службы было связано с ямами, ямской гоньбой, созданием почтовых ведомств - Почтового департамента, Министерства почт и телеграфов, Главного управления почт и телеграфов. В советское время действали наркоматы и Министерств связи, на смену которому пришли соответствующие государственные органы современной России.Почта До IX века. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб.

Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта". 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов, обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии - скифов, сарматов, саксов и массагетов.

IX век. В последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты - одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала неотъемлемым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты - ямская гоньба.

С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.

Большой вклад в развитие почты России внес выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.

Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) - "немецкая", в отличие от ямской, обслуживающей, внутренние линии.

Рижскую и виленскую почты иногда именовали "купеческими", потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. "Немецкую" почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый дом Турн-и-Таксисов.

Не в пример "немецкой", сфера деятельности ямской почты широко распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, на юге страны, на Украине и в Белоруссии.

Существование параллельно двух почтовых систем - "немецкой" и ямской - создавало множество неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам.

Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: "немецкая", доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая кроме правительственной почты корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян.

Причем ямская служба взимала за свои услуги с отправителей писем значительно меньше денег, чем "немецкая". Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих служб.

Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России - от Минска до Якутска.

Ему подчинялась также "фруктовая" почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни к царскому столу.

Со второй половины XVIII в. почтовые линии подходят к некоторым уездным городам, особенно к тем, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения.

Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порой и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил "Воинский Устав" Петра 1, в который вошла статья "О чине полевой, почты".

До конца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров.

На рубеже XVII-XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на "немецкой", а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. В конце XVII - начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов XVIII в. появляются специальные реестры на письма.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются "образцовые" почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С их созданием связан огромный по своей значимости документ - "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы.

На "образцовых" почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель". С 1773 г. русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка. И самое главное - почта наконец-то стала доходным предприятием.

Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, "тележной почты". Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от введения почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

1782 г. стал этапным в развитии отечественных средств связи. В тот год ликвидируются "немецкая" и ямская почты.

Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Старая почтовая система, ставшая тормозом на пути прогресса, была уничтожена. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженер В.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев.

 Почта России в XIX веке: В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, Главное почтовое управление было присоединено к Министерству внутренних дел..

После реформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения: введение городской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений в городах, устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках, новые формы содержания почтовых станций, приведение к единообразию производство почтовых операций. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе.

Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров.

Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения.

С 1865 года земства начали организовывать собственные почты.. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях.

В 1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами.

В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

После падения российской монархии в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.

После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов.

В марте 1918 года Народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, ставшую столицей государства.

За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов, почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена.

Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой - из-за нехватки лошадей в основном простаивал.

С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз.

В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях.

В 1924 году во многих уездах была организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставки почты. Конная перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов.

В 1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники.

На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественное открытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт.

К 1927 году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.

В 1932 году, Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствование старых систем технического обеспечения почтовой связи.

Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом.

Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.

Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии.

В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.

В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

В послевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения.

В 1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи.

К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности.

В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки.

Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.

Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики.

В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления.

Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации.

В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами – предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная попочта россиичтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании.

В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати.

Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля.

Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.

www.puchkov.net

История почты России

"Со временем (по расчислению

Философических таблиц,

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно;

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

("Евгений Онегин", глава VII)

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба - самобытное русское учреждение. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.

На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от "ям-чи", что означает проводник.

В XVI-ХVIII вв. количество ям, дорог, как и число ямщиков, стало быстро увеличиваться. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ. Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть, первоначально связанная с ямской. Архангельск, Новгород и другие северные города были соединены "ямами" с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служилых людей.

По инициативе боярина А.Л. Ордына-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему характеру она была международной, так как доставляла в Москву ведомости из-за границы. По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двоеглавым орлом".

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, действовавшей поначалу только между Москвой и Воронежем. Только в 1719 году было повелено провести почту "во все знатные города". Таким образом, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы, которыми заведовали немцы. Вскоре к ним прибавилось 7 почтовых станций в Финляндии.

Протяженность почтовых трактов в середине XVIII столетия уже доходила до 17-ти тысяч верст. Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное почтовое сообщение между Петербургом и Москвой - туда и обратно, два раза в неделю. Обыватели губерний, через которые проходили почтовые тракты, были обложены почтовой повинностью - денежным сбором. К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве.

В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих - по 12 копеек за 10 вёрст пути, а в 1827 - по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром) за одну лошадь на версту. По высочайше утвержденному положению 25 октября 1831 года, "за провоз проезжающих почтосодержатель получает также обыкновенные прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции повозку по 12 копеек, за подмазку колёс у собственных экипажей, у карет, колясок и бричек по 12 копеек, у кибитки и телеги - по 6 копеек, сало и деготь должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям, но 6 копеек".

По закону, изданному 6-го июня 1808 года Александром I, "...путешествующим строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления, и почтарям побои. За все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы... Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, но находятся при своих местах, в ограждение своих обид пользуются 14 классом". Следует отметить, что Табель о рангах делила всех чиновников на классы, из которых самым низшим был четырнадцатый, то есть коллежский регистратор, вошедший в эпиграф к повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Ряд предписаний наделяет смотрителей весьма ответственными полномочиями. Так, "если между почтарями и извозчиками окажется человек преданный пьянству, злонамеренный", то хозяин станции может сам заменить нерадивого другим, благонадежным; "если почтарь окажется виновным в медленном возвращении на станцию, то смотритель обязан приказать почтовому старосте, чтобы он наказал того почтаря при нем и при собрании других почтарей розгами".

Эти же инструкции накладывают на станционного смотрителя обязанности, которых и без того было хоть отбавляй: чтобы появлялся он всегда в форменной одежде, чтобы всюду было чисто и опрятно, чтобы никто не шумел и не кричал. Наконец, "все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с кротостью и учтивостью, не позволяя себе ни малейшей грубости". В противном случае "Правила для желающих принести жалобу в обидах, причиненных на станции" предусматривают наказания самому смотрителю.

Среди правительственных законов о почтовых станциях встречались и курьезы. Так, 30 сентября 1825 года был издан именной указ самого царя Александра I: "Чтобы смотрителю лучше дышалось, во всех почтовых домах устроить в окошках форточки для впущения воздуха". В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Так, письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день, во Псков - через 150 часов (690 верст!), при этом плата взыскивалась довольно высокая. С каждого золотника (4,26 гр.) отправления взималось: от Москвы до Пскова - по 8 копеек, до Новгорода - по 6, до Риги - по 10, до Берлина - по 25 коп. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена - 8 копеек пуд, овса - 12 коп. пуд и пр.). Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

В 1865 году была учреждена земская почта, которая обслуживала сельское население, и введены в обращение специальные земские почтовые марки. Земская почта являлась продолжением правительственной почты в местах, где отсутствовали государственные почтовые отделения.

baza-referat.ru


Смотрите также