Как Россия расширяла свои границы. Границы россии история
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ С ЭСТОНИЕЙ В ПРАВОБЕРЕЖЬЕ РЕКИ НАРОВЫ
Аблаев Юрий Михайлович — заместитель начальника Первого пограничного кадетского корпуса ФСБ России, полковник (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
Исторический аспект формирования Государственной границы России с Эстонией в правобережье реки Наровы
После распада СССР остро встал вопрос о разграничении территории Российской Федерации и Эстонской Республики, связанный с территориальными претензиями Эстонии на правобережье реки Наровы; её официальное требование — установить границу с Россией по договору 1920 года. Оценить правомерность этих требований можно на основе объективного исторического анализа особенностей государственного формирования Эстонии, становления её территории и государственной границы. Прежде чем перейти к нему, необходимо отметить: самостоятельное эстонское государство возникло только в XX веке, поэтому речь пойдёт о границах тех государственных образований, куда в прежние века входили территории современной Эстонии.
В начале нашей эры всё южное побережье Финского залива заселяли финно-угорские племена. В те времена этот район называли Вотской Пятиной, по имени наиболее древнего племени — воть. Там же жили и славяне. В IX—X вв. появились русские селения Князь-село, Ольгин Крест. Между ними устойчивой границы в современном понимании (её закрепления двухсторонними соглашениями, обозначения на карте или местности, защиты специальной стражей) не было.
С X по XII век эта земля по праву принадлежала Новгородской боярской республике. Новгородцы не раз защищали её от набегов чужаков1. В 1047 году соглашением новгородцев с польским королем Болеславом II впервые была определена линия границы в Северо-Западном регионе2.
В середине XIII века край «чудных людей» (проживания эстонцев) захватил Ливонский орден — католическая и военно-политическая организация рыцарей Тевтонского ордена, создавшая в XIII—XVI вв. феодальное государство в Восточной Прибалтике3. Наряду с этой территорией в состав Ливонии входили Рижское, Дерптское, Эзельское и Курляндское епископства.
Внешняя политика Ливонии, которую определяла рыцарская организация, предназначенная для насильственного распространения католицизма, носила агрессивный характер. Объектом экспансии Ливонского ордена были русские земли. Русско-ливонская граница составляла около 500 км. С русской стороны в неё входили два отрезка: новгородский — 20 км от впадения реки Наровы в Финский залив вверх по её течению до впадения в Нарову реки Плюсы и псковский — 480 км от устья Плюсы вверх по Нарове, Чудскому, Тёплому озерам, далее к западному берегу Псковского озера и к югу вплоть до литовской границы. С ливонской стороны граница состояла из трёх отрезков: орденского, Дерптского епископства и Рижского архиепископства. Орденский отрезок, в свою очередь, включал три части. Граница орденских владений проходила по Нарове и северной части Чудского озера, Дерптского епископства — по Чудскому, Тёплому озёрам и по суше к юго-западу от Псковского озера. К югу от него вдоль русской границы были расположены орденская область Мариенбург, архиепископская область Пурнау (Purnouwe) и орденская область Розиттен4.
Таким образом, граница между новгородцами и немцами проходила по стрежню реки Наровы, которая служила естественной преградой между Русью и ливонскими рыцарями. Об этом свидетельствует и появившийся в то время Новгородский проект договора, в котором говорилось: «И людям с немецкой стороны через Нарову не ходить, и земли там не пахать, и сена не косить, и рыбы в воде не ловить, и леса не рубить и не возить, также и новгородцам на немецкую сторону не ходить»5.
До конца XV века Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности. Москве противостояли великие княжества Тверское и Рязанское. К сохранению независимости стремился Великий Новгород. С конца XIII века он входил в политическую систему Великого княжества Владимирского. Великие князья владимирские, а затем московские были и князьями Новгорода. Их взаимоотношения строились на договорной основе, реальное значение княжеской власти в Новгороде было невелико.
Начиная с Ивана Калиты, великие князья московские стремились расширить свои права в Новгороде, предъявляли ему финансовые, а затем и территориальные требования. Правящие боярские круги Новгорода в противовес Москве искали возможности сближения с Литвой, усматривая в политике лавирования между ней и Москвой средство сохранения независимости и с нею — своих прав и привилегий. Новгород не раз приглашал из Литвы князей. В 1333 году новгородцы приняли литовского князя Наримонта Гедиминовича и дали ему в кормленье Ладогу, Орешек (Петрокрепость), Карельский Городок и половину Копорья. В 1389 году они пригласили князя Симеона Лугвеня Ольгердовича и дали ему те же пригороды6.
В начале XV века в развитии новгородско-ливонских отношений обозначилась тенденция стабилизации. Она привела к подписанию в 1421 году в Нарве договора между Новгородом и Ливонией, который зафиксировал старую границу: «Нарове реке стрежьне от Чючкого озера стерьжнем и до моря по старым грамотам по княжим»7. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск: АО Фолиум, 1995. С. 136, 137.
2 См.: На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. М.: Граница, 1998. С. 25.
3 Ливонский орден / Большая советская энциклопедия: 3-е изд. в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978; http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/.
4 См.: Казакова Н.А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения конец XIV — начало XVI в. Л., 1975. С. 27, 28.
5 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 97.
6 См.: Казакова Н.А. Указ. соч. С. 25.
7 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 98—100.
history.milportal.ru
Как Россия расширяла свои границы
Россия — крупнейшее в мире государство. Она почти в два раза больше, чем Китай или Канада. Интересно проследить, каким образом Россия стала такой огромной.
Колонизация или освоение?
В последнее время разгорелась серьезная полемика вокруг расширения границ России на протяжении всей ее многовековой истории. Была ли эта экспансия колониальной или носила характер освоения земель? Если верно первое, то само расположение России, протянувшейся почти через весь Евразийский континент, создавало трудности с определением, где заканчивается метрополия и начинается колония.
Условно колониями можно было назвать российские владения на Аляске и в Калифорнии, однако там отсутствовала типичная черта колониальной политики — порабощение коренных народов.
Директор Института российской истории РАН Юрий Петров отмечает, что «расширение территории российского государства и присоединение других народов» нельзя считать колонизацией, так как этому процессу сопутствовало «слияние элит, несвойственное для классических колониальных режимов».
Противоположную позицию по этому вопросу занимает западная историография. В частности, в резолюции Конгресса США «О порабощенных нациях» среди прочих территорий и государств, «порабощенных» и «лишенных национальной независимости» Россией значатся Украина, Белоруссия, Поволжье, Казакия и даже Северная Корея.
Историк Константин Миньяр-Белоручев, отнюдь не идеализируя «имперскую политику» России (кавказские войны, покорение Средней Азии, сталинские депортации) обращает внимание на гораздо более комфортные условия для национального выживания и развития в присоединенных землях, в отличие от коренного населения США.
Три уровня владений
В силу геополитических особенностей, в которых оказалось Древнерусское государство, создались особые условия для освоения евразийского пространства. Заселенные запад, юг и суровый север оставляли для Руси широкие перспективы лишь на востоке. Впрочем, как показала история, экспансия России имела успех по всем направлениям.
Миньяр-Белоручев предложил использовать иерархический подход к выделению уровней владений Российской империи. По мнению историка, таких уровней три: первый, ядро государства – европейская часть России, Украина и Белоруссия; второй – слабозаселенные («ничейные») Сибирь и Дальний Восток; третий – традиционные общества Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также принадлежащие к «европейскому дому» Прибалтика, Польша и Финляндия.
Безопасность границ
Американский политолог Джордж Фридман процесс расширения России связывает с ее незащищенностью, при которой она могла рассчитывать только на свой негостеприимный климат и суровые природные условия. Разнонаправленность внешней угрозы создала прецедент для выстраивания завоевательной политики государства. «Русская история представляет из себя хронику агонии выживания от одной агрессии к другой», – отмечает политолог.
Фридман выделяет три фазы вынужденной экспансии России.
Первая фаза, начавшаяся при Иване III, представляла собой создание «буферных» зон на западе и востоке, которые бы препятствовали внешним угрозам.
Вторая фаза вступила в силу при Иване Грозном и была более агрессивной и рискованной. Закрепившись на северных отрогах Кавказа, Россия защитила себя от стран Малой Азии.
Третья фаза началась с периода правления Петра I и относилась к западному маршруту, по которому теперь вторгался враг. Усилив свои фланги на Балтийском и Черном морях Россия, по мнению Фридмана, могла чувствовать себя в большей безопасности.
Становление государства
Историки единодушны в том, что толчок к расширению границ России, прежде всего, следует связать с зарождением государственности в период княжения Ивана III, преодолевшего время сложных русско-ордынских взаимоотношений и соперничества удельных княжеств.
Консолидация центральной власти Москвой и «собирание земель» создали условия для выхода государства на важные торговые пути, а вместе с ним и возможность развивать свою внешнюю политику.
С восшествием на престол Ивана Грозного процесс присоединения земель вступил в свою активную фазу и был связан с укреплением государства и желанием обезопасить, в первую очередь, свои восточные рубежи. Одно за другим в состав Русского царства входят наследники Золотой Орды – Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Это создает надежные форпосты и возможность продвигаться дальше на восток.
Выход к морю
Оторванность от морских путей и, как следствие, отсутствие широких возможностей развивать военный и торговый флот стали одной из важнейших причин стремления России выйти к незамерзающим портам Балтийского и Черного моря, а также тихоокеанского побережья Дальнего Востока.
Такая политика наметилась еще при Иване Грозном, но полностью реализоваться ей было суждено лишь в царствование Екатерины II.
Успешности выхода к морским портам, по мнению американского историка Ричарда Пайпса, во многом поспособствовала густая и удобная сеть речных путей, по которым, даже пользуясь примитивными судами, можно было без особых проблем добраться от Балтики до Каспия.
Эхо «Смутного времени»
Исследователь Виталий Аверьянов проводит интересную параллель: активизация экспансии со стороны России возникала после окончания «смутных времен». Так, по мнению исследователя, было после Смуты 1598 – 1613 годов, так происходило и после тяжелейшего периода крушения империи в начале XX века.
С другой стороны, Аверьянов в усилении экспансии видит и некий реванш за потери Россией части своих территорий. Исследователь отмечает, что бурное освоение Сибири в XVII веке последовало за потерей ряда западных земель, в частности Смоленска, и выхода к Финскому заливу. Экспедиции Реброва, Пояркова, Дежнева и Хабарова с лихвой компенсировали эти потери, открыв для России новые географические и экономические горизонты.
Следующий «беспримерный геополитический реванш», на который обращает внимание Аверьянов, произошел по окончании Второй мировой войны, когда были восстановлены границы Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, а также сделаны дополнительные территориальные приобретения в восточной Европе за счет Финляндии, Пруссии, Польши, Чехословакии, а в Азии – за счет Южного Сахалина, Курил и Тувы.
Интересно отметить, что последние территориальные приобретения Советского Союза, установившие крайние точки государства в западном и восточном направлениях произошли практически одновременно: речь идет о Кенигсберге (Калининграде) и Южном Сахалине с Курильскими островами.
«Имперские аппетиты»
Значительная часть народов и стран, находившихся в составе двух сверхдержав – Российской империи и Советского Союза имеют непростые отношения с нынешней Россией.
Недавно исследователи центра «Евразийский монитор» проанализировали 187 школьных учебников из 11 постсоветских государств, в числе которых были Латвия, Украина, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Казахстан. Вывод исследователей оказался предсказуем: в большинстве школьных учебников бывших союзных республик Россия изображается колониальной империей, безжалостно эксплуатировавшей национальную периферию и угнетавшей жителей.
Наиболее ярко идея колониальной экспансии выражена в историографии среднеазиатских стран. Авторы учебников делают акцент на том, что Россия использовала этот регион как сырьевую базу, откуда вывозился шелк, хлопок, каракуль и многочисленные богатства недр.
Однако обличители «имперских аппетитов» России не учитывают тот факт, что на ¾ экономика союзных республик была дотационной. Как замечал российский востоковед Алексей Васильев, «ни одна метрополия – Англия, Франция, Португалия, Голландия – не оставила в своих колониях такой развитой экономики, как Россия в Средней Азии».
Источник: russian7.ru
Границы РФ с соседними государствами
- Сопроводите изложения картой.
- Как ситуация изменилась за последнее время?
Вопрос о нынешних границах периодически поднимали или поднимают многие соседи РФ , не говоря уже о бывших республиках СССР. Корни этих проблем уходят глубоко в века, когда к Российской империи было присоединено очень много различных земель. В состав Российской империи входили и нынешняя Финляндия, и значительная часть Польши, Кавказа, и знаменитая Аляска.
После передела карты мира в результате войн в XX веке многие спорные вопросы если и не остались нерешенными, то оставили значительный след в „коллективном бессознательном“ наций-соседей. После распада СССР проблем еще несколько прибавилось. По протяженности границ Россия и занимает первое место в мире - 60 тысяч километров.
Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами, связанные с территориальным вопросом.
Россия - США
У России и США самая длинная морская граница в мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между двумя СССР и США был подписан договор о разграничении морских пространств (разграничены территориальные воды, экономическая зона и шельф). Это около пяти тысяч километров.
Россия - Япония
Договора о границе у России и Японии нет. Нет и мирного договора. Японцы увязывают его заключение с решением проблемы Южных Курил.
Россия - Северная Корея
Действует соглашение о демаркации (обозначении на местности) границ и разграничении морского пространства, границы четко обозначены не только на карте, но и на местности. И надежно охраняются. В Китай, Японию и Южную Корею северные корейцы нелегальным образом проникают гораздо чаще, а большая часть северокорейских нелегалов, о которых писали СМИ в 1990-х годах, - рабочие, бежавшие с принадлежащих КНДР леспромхозов в России.
Россия - Китай
Пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР, начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969 года, когда Китай положил году не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский (в те времена этот клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и поросший камышом, еще не был полуостровом).
В 1991 г. подписано соглашение о демаркации восточной части границы ротяженностью около 4200 км. Демаркация завершена. Однако стороны долгое время не могли договориться относительно двух ее участков: на реке Аргунь (остров Большой) и на Амуре (острова Большой Уссурийский и Тарабаров). Окончательное решение было найдено только в 2004 г., когда состоялась делимитация и демаркация границы на этих участках.
Россия - Монголия
Действуют договор о границе и соглашения по демаркации.
Россия - Казахстан
Вопрос о границе пока не поднимается ни одной из сторон. Сейчас существует весьма условная „межреспубликанская граница“.
Каспийское море
Пока действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые независимые прикаспийские государства - Азербайджан, Туркмения и Казахстан - требуют раздела Каспия (прежде всего его дна). Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.
Россия - Азербайджан
Создана двусторонняя комиссия по делимитации границы. Ее деятельность осложняется тем, что на некоторых участках по обе стороны границы проживают лезгины - народ оказывается разделенным.
Россия - Грузия
С 1993 года работает комиссия по делимитации границы. Ее деятельность затрудняется наличием непризнанных образований - Абхазии, Южной Осетии (Грузия) и Чечни (Россия). Не решены проблемы черноморской границы: предстоит разграничить территориальные воды, экономическую зону и шельф.
Россия - Турция
Все пограничные проблемы были решены еще в советский период.
Россия - Украина
Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины. Киев же настаивает на его разделе (отсюда – возникновение проблемы Тузлы, островка между Украиной и Россией в этом проливе). Проблемы сухопутной границы обсуждаются вместе со всем комплексом двусторонних российско-украинских проблем и решаются так же трудно, как и все остальные.
Россия - Белоруссия
Вопрос о границе между двумя государствами пока не ставится.
Россия - Латвия
Латвия после обретения независимости в 1991 году ставила вопрос о признании договора с РСФСР 1920 года и о незаконности передачи в состав России Абренского (Пыталовского) района Латвии в конце 1940-х годов. Собственно возвращения территорий Латвия не требовала, а в 1997 году вообще сняла все претензии к России, выполняя условия, необходимые для вступления в ЕС.
Россия - Эстония
Несмотря на распространяемые рядом СМИ утверждения, Эстония официально не предъявляет никаких территориальных претензий к России. Еще в середине 1990-х годов Эстония ясно дала понять, что готова отказаться от границ, установленных Тартуским договором 1920 года, и согласиться на реально существующие. Ведется разработка договора о границе. При этом представители народности сету, проживающей по обе стороны границы, требуют заморозить планируемый эстонско-российский договор о границе, они требуют также, чтобы к обсуждению договора о границе были привлечены и их представители. Их позиция состоит в том, что российский город Печоры - территория сету и, таким образом, является частью Эстонии.
Калининградская область
Этот российский полу-анклав имеет общие границы с Польшей и Литвой. Пограничных проблем здесь нет, хотя, по утверждению ряда российских СМИ, в ФРГ и в Литве растет популярность идеи аннексии области.
Россия - Литва
Подписан договор о демаркации границы. Однако Россией этот договор пока не ратифицирован.
Россия - Финляндия
Действует договор о госгранице, подписаны документы о ее демаркации. Хотя общественная организация Pro Karelia выступает за возвращение Финляндии земель, отошедших к СССР (России) после Второй мировой войны, на официальном уровне подобные требования ни кем не поддерживаются.
Россия - Норвегия
Сухопутная граница и территориальные воды оформлены соответствующими документами и демаркированы. Главная проблема двусторонних отношений - разграничение морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская "граница полярных владений" должна быть пересмотрена, и настаивают на принципе равного отстояния границы от островных владений обеих стран.
Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК в 1926 г. В этот сектор, вершиной упирающийся в Северный полюс, вошли все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Многие страны все чаще делают заявления о его неправомерности.
http://www.newsru.com/background/15apr2005/brdcnflct.html
ruskerealie.zcu.cz
Границы России / Границы Государства (Россия, 8 серия) 2008 год смотреть онлайн в хорошем качестве
Документальный цикл телеканала ТВЦ, рассказывающий об истории изменения российских границ, приобретениях или потерях территорий. Всего в цикле 8 серий.
Впервые на нашем сайте документальный цикл охватывающий более 1000-летнюю историю изменения границ России, в целом довольно поверхностно, но многим будет познавательно.Доп. информация: Производство: ООО "Бегиннинг" по заказу ОАО "ТВ Центр".
1. Христианская купель
10 век, большая часть современной северо-восточной России, Украины и Белоруссии заселена славянскими племенами. Все они говорят на одном языке, но верят в разных богов и следуют разным обычаям. Во главе их стоят князья, ведущие жестокую борьбу с наседающими кочевниками Востока и друг с другом. Но у них нет ни малейшего шанса остаться на карте Европы под названием Русь, если их не объединит общая вера и и единое государство. 2. Железный занавес Александра Невского. 13 век: растерзанная междоусобицами Киевская Русь, на Востоке она противостоит ударам Золотой Орды, на Западе сталкивается со встречным движением германских народов Европы, несущих свою цивилизацию балтийским и славянским племенам. 3. Иван Грозный. Третий Рим Личность Иоанна Грозного остается одной из величайших загадок в истории России, но главный итог его правления говорит сам за себя: территория России выросла почти вдвое, и превысила всю остальную Европу. 4. Петр Великий. Возвращение в Европу Рати Ивана Грозного и казаки Ермака открывают на Востоке окно в Азию. Но на Западе изнурительная Ливонская война оканчивается поражением России, окно в Европу надолго захлопывается. А в Смутное время шведы вновь отбрасывают Московское царство от Балтики и морского пути в Европу. Россия возвращается в Европу лишь при Петре Великом. 5. Зачем нам Крым, зачем Америка В конце 15 века Великий князь московский Иван Третий поставил перед собой и перед потомками великую историческую задачу: объединить под властью российского правителя все земли, населенные православными людьми, и входившие в свое время в состав Древнерусского государства. На протяжении трех веков эта историческая задача исполнялась всеми последующими русскими правителями, но окончательно исполнена она была только Екатериной Второй. 6. Железный век. Сила и слабость Империи 1912 год. В Имперской России отмечается важная историческая дата - столетняя годовщина Отечественной войны 1812 года. Одни считают, что 19 век был временем прошлой имперской славы - за одно столетие Империя обрела новый международный статус и новые территории. Другие считают, что для Российской Империи 19 век - это время бесконечных войн, постоянно расстроенных финансов и недоведенных до конца реформ. Каким был этот век для Империи, и почему он получил название "Железного"? 7. Начало века. Гибель Империй В 1900 году большинство населения Российской Империи даже не заметило, что из века 19 оно перешло жить в век 20... В 1900 году наши предки еще верили в незыблемость устоев. морали, законов и границ, им казалось, что все так и будет. 8. Красная Империя. От рассвета до заката К 1920 годам страна лишилась огромных территорий, миллионов людей и своего государственного имперского статуса. В 1922-24 годах большевики перешли от разрушения к строительству. Государство получило название Союз Советских Социалистических Республик. Пройдет время, и эту страну назовут Красной Империей...voenhronika.ru
8 класс. География. Государственная территория России. Типы российских границ - Государственная территория России. Типы российских границ
Комментарии преподавателя
В географии существуют множество разнообразных границ. Наряду с природными, есть сложившиеся исторически – этогосударственные границы. Они необходимы любому государству и обеспечивают его территориальную целостность, суверенитет и безопасность.
Государственная граница - это линия, определяющая пределы ее государственной территории |
Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу ( до 100 км.) и литосферу, ограничивают пределы территории страны.
После распада СССР 13 тыс. км границ России превратились из внутренних в государственные. Новые границы не были оформлены в соответствии с международным правом. На них нужно было провести съемки местности, согласовать линию границы, оформить соответствующие документы, чтобы передать в ООН. Процесс согласования государственных границ страны не завершен. Не оформлены границы с Эстонией, Белоруссией, Азербайджаном. Не решены вопросы проведения морских границ с Украиной и в Каспийском море. Не зафиксированы, в соответствии с международным правом, границы между Россией и Японией.
Границы страны требуют обустройства: застав, пропускных пунктов, таможен, технических средств охраны. Затраты на обустройство 1 км границы составляют в среднем около 1 млн рублей.
Государственная территория (государственная территория, как признак государства) – одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства |
Российская государственная территория включает : сушу ( материковую часть государства, острова , анклавы), воды ( внутренние воды суши и внутренние воды морей (воды портов, заливов, бухт) и территориальные), лежащие над сушей и водами воздушное пространство; расположенные под сушей и водами недра.
Государственной территорией также считаются посольства, морские, воздушные и космические корабли за рубежом, носящие флаг или отличительный знак государства, а также принадлежащие ему кабели, трубопроводы.
Территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов, прилегающая к побережью или внутренним водам государства шириной в 12 морских миль (примерно 22,2 км, т.к 1 морская миля = 1852 м) |
Любые действия иностранных государств в пределах территориальных вод нашей страны, например, заход иностранных военных и торговых судов, возможен только по согласованию с Россией.
В океане России также принадлежат не входящие в ее государственную территорию пространства, на которые она имеет суверенные права, закрепленные международными соглашениями. К ним относятся:
· 200-мильная зона ( 370, 4 км) - исключительная экономическая зона за пределами территориальных вод , закрепляющая за государством право на разведку и разработку минеральных и биологических ресурсов ( рыба, морепродукты) . Общая площадь экономической зоны России - 4,1 млн.км. в пределах экономической зоны разрешено плавание иностранных судов , но научные исследования и разработка природных ресурсов возможна , только по согласованию с правительством России. (см.рис.1)
Рис. 1. 200-мильная зона
· континентальный шельф, в пределах которого государство имеет суверенные права на разведку и разработку его естественных ресурсов.
Протяженность государственных границ России составляет около 60 тыс.км. Каждый участок государственной границы такой огромной страны как Россия имеет свои особенности. (см. рис.2)
Рис. 2. Типы границ России
К природным границам относятся сухопутные и морские.
Сухопутные границы могут проходить по равнинным участкам, горам, рекам и озерам. Природно-географическое положение России определяет большую протяженность ее границ на суше (около 21 тыс. км). Наиболее протяженные сухопутные границы:
· равнинная - с Казахстаном (7,2 тыс. км.)
· горная - с Монголией (3 тыс. км)
· речная - с Китаем (3,4 тыс. км)
· озерная - с Эстонией (147,8 км.)
Природные объекты, являющиеся природными границами, изменяются с течением времени. Наиболее динамичны в этом отношении реки. Это может стать причиной пограничного конфликта. Так, в 1969 г. причиной пограничного конфликта стал остров Даманский на реке Уссури. Граница между Россией и Китаем, проходящая по рекам Амур и Уссури, была установлена в 1860 г. и определялась по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены. Однако, к середине века остров значительно увеличился и стал располагаться с китайской стороны от фарватера реки. Конфликт был урегулирован только в 1991 г., когда по соглашению между СССР и КНР этот участок границы был проведен по фарватеру реке Уссури и остров Даманский отошел Китаю. (см.рис.3)
Рис. 3. Даманский конфликт
Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Начинается она на побережье Баренцева моря от Варангер-фьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией. Далее соседом России является Финляндия. Граница идет по возвышенности Манселькя, по сильно заболоченной и заозеренной местности, по склону невысокой гряды Сальпоуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу Балтийского моря. На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива, находится Калининградская область России, которая граничит с Польшей и Литвой. Большая часть границы области с Литвой проходит по Неману (Нямунас) и его притоку реке Шешупе. От Финского залива граница идет по реке Нарве, Чудскому и Псковскому озерам, и далее, преимущественно, по низким равнинам, пересекая более или менее значительные возвышенности (Витебскую, Смоленско-Московскую, южные отроги Среднерусской, Донецкий кряж) и реки (верховье Западной Двины, Днепра, Десны и Сейма, Северский Донец и Оскол), иногда по второстепенным речным долинам и небольшим озерам, через лесистые всхолмленные пространства, овражно-балочные лесостепные и степные, преимущественно распаханные, просторы до Таганрогского залива Азовского моря. Здесь соседями России на протяжении свыше 1000 км являются бывшие братские республики Советского Союза: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина.
Южная граница, подобно западной, преимущественно, сухопутная. Она начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское море с Черным, и проходит по территориальным водам Черного моря до устья реки Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном. Она проходит по долине Псоу, а далее, преимущественно, по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, переходя на Боковой хребет на участке между Рокским и Кодорским перевалами, затем вновь идет по Водораздельному хребту до горы Базардюзю, откуда поворачивает к северу до реки Самур, по долине которой доходит до Каспийского моря. Таким образом, в районе Большого Кавказа граница России четко фиксируется естественными, природными рубежами. Это обусловлено тем, что природа ограничивала возможности расселения народов Кавказа его крутыми высокими горными склонами. Протяженность границы по Кавказу составляет более 1000 км.
Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря, от побережья которого близ восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная граница России с Казахстаном. Она проходит по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности, в районе сочленения Мугоджар с Уралом, по южной степной части Западной Сибири и по горам Алтая. Граница с Казахстаном у России самая протяженная (свыше 7500 км), но почти не фиксированная естественными рубежами. По территории Кулундинской равнины, например, на расстоянии около 450 км граница идет с северо-запада на юго-восток, практически, по прямой, параллельно направлению течения Иртыша. Правда, около 1500 км границы проходит по рекам Малый Узень (Прикаспий), Урал и его левому притоку Илеку, по Тоболу и по его левому притоку - реке Уй (наиболее протяженная речная граница с Казахстаном), а также по ряду более мелких притоков Тобола.
Восточная часть границы - по Алтаю - орографически отчетливо выражена. Она проходит по хребтам, отделяющим бассейн Катуни от бассейна Бухтармы - правого притока Иртыша (Коксуйский, Холзунский, Листвяга, на небольших отрезках - Катунский и Южный Алтай).
Почти вся граница России от Алтая до Тихого океана проходит по горному поясу. В районе сочленения хребтов Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем находится горный узел Табын-Богдо-Ула (4082 м). Здесь сходятся границы трех государств: Китая, Монголии и России. Протяженность границы России с Китаем и Монголией лишь на 100 км длиннее российско-казахстанской границы. Граница проходит по хребту Сайлюгем, северной окраине Убсунурской котловины, горным хребтам Тувы, Восточного Саяна (Большой Саян) и Забайкалья (Джидинскому, Эрмана и др.). Далее она идет по рекам Аргунь, Амур, Уссури и ее левому притоку - реке Сунгача. Более 80% российско-китайской границы проходит по рекам. Государственная граница пересекает северную часть акватории озера Ханка, проходит по хребтам Пограничный и Черные горы. На крайнем юге Россия граничит с Северной Кореей по реке Туманная (Тумыньцзян). Протяженность этой границы всего 17 км. По долине реки российско-корейская граница выходит к побережью Японского моря южнее залива Посьет.
Морские границы России — самые протяженные в мире (38,8 тыс. км). Из них 19,7 тыс. км — в Северном Ледовитом океане. Самая протяженная морская граница - граница полярных владений России (российский полярный сектор Арктики) — проходит по водам морей Северного Ледовитого океана. Здес
www.kursoteka.ru
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУХОПУТНОЙ ГРАНИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Термин “граница”, аналогичный по смыслу греческому “limes”, начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV в. [9, 14]. Однако понятие “государственная граница” зафиксировано гораздо, позже в конце XVIII – начале XIX в. [9, 14]. В дальнейшем это понятие усложнялось, обогащалось новыми гранями. Это происходило в результате но — вых успехов в освоении человеком географического пространства планеты, освоения приро — ды во всех ее сферах, распространения государственного суверенитета на моря и океаны, ат — мосферу и недра. Одновременно специалистами в области международного права, истории и политических наук предлагалось определение самого понятия «государственная граница». В настоящее время многие российские учёные согласны с тем, что “государственная граница” есть линия (согласованная с заинтересованными сторонами и закрепленная в договоре или соглашении между ними, иногда установленная в одностороннем порядке) и проходящая по этой линии поверхность, обозначающие пространственный предел действия государс — твенного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве [17, 22]. Реально линия государственной границы функционирует лишь в совокупности с размещенными в определенной пограничной полосе пограничными предметно-знаковыми сооружениями с государственной геральдической атрибутикой [17, 22]. В зависимости от разного рода критериев классификации можно выделять те или иные виды, типы государс — твенной границы и отдельных ее частей. Так, по физическому состоянию природной среды, где проходит государственная граница, принято выделять три ее вида: граница, проходящая по суше; граница, проходящая по водам; граница, проходящая в воздушной среде [17, 165-
166]. В этой статье речь пойдёт о современном состоянии исследований российских учёных
© Моу Моин, 2011.
по истории государственной сухопутной границы. Имеется в виду современная рос — сийская историография, главным образом работы, опубликованные в течение послед — него десятилетия.
Необходимо отметить, что в изучении ис — тории государственной границы существуют определенные традиции, сформировавшиеся прежде всего в ряде высших учебных заведе — ний, специально созданных для подготовки кадров пограничной службы. Ведущая роль среди них принадлежит Пограничной ака — демии ФСБ РФ, открытой в соответствии с решением правительства Советской респуб — лики в 1923 г. В научно-исследовательской деятельности Академии значительное место занимает военно-историческая тематика, в том числе и проблемы истории сухопутной границы. Кроме Пограничной академии, су — щественный вклад в изучение проблем госу — дарственной границы внесли и вносят Мос — ковский пограничный институт ФСБ РФ, Голицынский пограничный институт ФСБ РФ, Хабаровский пограничный институт ФСБ РФ, Калининградский пограничный институт ФСБ РФ, Курганский пограничный институт ФСБ РФ и другие специальные уч- реждения.
В последние годы российские ученые до — стигли несомненных успехов в повышении качества научного анализа истории, теории и практики охраны государственных гра — ниц. В последние десять лет количество ра — бот, посвященных данной проблематике, су — щественно возросло. Отличительной чертой современных работ является комплексность и многоаспектность исследования проблем истории государственной сухопутной гра — ницы. Наряду с этим имеются и некоторые недостатки. В этой статье речь пойдет как об успехах, так и о недостатках в изучении рос — сийскими учеными истории государствен — ной границы. Нашему рассмотрению будет подвергнут прежде всего ряд наиболее зна — чимых работ, вышедших в последние годы, которые в том или ином смысле можно счи — тать наиболее образцовыми или типичными для историографии избранной темы.
Проблемы истории российской государс — твенной границы неразрывно связаны с геополитическим положением России. Осо — бенность этого положения состоит в том, что Россия находится в переходной полосе между Европой и Азией, территория страны исключительно обширна, отсутствуют ес — тественные рубежи для защиты страны. Эти факторы, а также постоянная угроза вторже — ний, обусловили то, что основное внимание в пограничной политике уделялось решению задачи по обеспечению безопасности госу — дарства. Естественно, это нашло свое отра — жение в историографии, и в разное время российские ученые при изучении истории пограничной политики также исследовали главным образом проблемы обеспечения государственной безопасности, подчерки — вали роль военно-политических факторов в данном случае. И в настоящее время этим проблемам также традиционно уделяется большое внимание. В связи с этим можно выделить следующие основные темы иссле — дований современных российских авторов по истории границы. Это – охрана государс — твенной границы, формирование государс — твенной территории и границы, служба пог — раничников, формирование границ смежных государств. Ниже мы хотели бы отметить на — иболее значимые труды, посвященные изу — чению упомянутых тем.
История охраны государственной грани — цы наиболее обстоятельно изучена в работах Е. Л. Ежукова. В монографии, посвященной истории границы Российской империи, он анализирует взаимосвязь охраны границы и защиты экономических интересов Россий — ской империи [10]. Автор считает, что все структуры, причастные к охране границы, действовали в рамках единой экономичес — кой концепции. В одной из последних работ В. Л. Ежукова рассматривается роль охраны границы в обеспечении безопасности Совет — ского государства [11]. По мнению автора, основное содержание деятельности по ох — ране границы СССР составляли политичес- кие меры, включая борьбу с бандитизмом, контрреволюцией, шпионажем, диверсиями,
обеспечение революционного порядка, недо — пущение ввоза идеологически вредной лите — ратуры, оружия и боеприпасов, пресечение нарушений государственной границы и др. В. Ф. Нэх принадлежит к числу тех авторов, которые рассматривают историю государс — твенной границы в тесной взаимосвязи с проблемами внешней политики [16]. Особое внимание автор уделяет мерам советского правительства по противодействию созда — ния “санитарного кордона” вокруг СССР и попыткам заменить его “поясом безопаснос — ти”, своего рода “буферной зоны” из госу — дарств и территорий, находящихся в той или иной степени под советским влиянием.
Ряд авторов специально обращается к от — дельным, ранее изученным, проблемам охра — ны границы. В. И. Вагин исследует искусство охраны границы [4]. В. Р. Давлетшин посвя — тил свой труд морально-психологическмоу фактору и деятельности духовенства [8]. С. А. Кравчук и Е. Л. Мотрич рассматривают про- блему пограничной безопасности во взаимо — связи с демографической ситуацией [14].
Одним из важнейших аспектов изучения истории государственной границы являет — ся процесс ее формирования. Исследование данного процесса по сути своей является комплексным, поскольку наряду с собствен — но лимнологическими проблемами в данном случае рассматриваются и вопросы истории международных отношений, военной исто — рии, внутренней и национальной политики, этнографии, географии. В последнее время в российской историографии появилось не- мало работ, которые посвящены изучению формирования границы на определенных участках. Весьма актуальным является изу — чение складывания границ на северо-запа — де, что исследует О. Б. Гончаров [6], а также сложный процесс формирования границ в Кавказском регионе, который обстоятельно изучен Е. В. Архиповой [1], и в отношении границы с Ираном – Л. М Кулагиным [15]. Следует подчеркнуть, что в монографии Кулагина рассматриваются внешнеполити — ческие и социально-экономические аспекты формирования русско-иранской границы с
XVI до XXI вв. Для написания работы авто — ром использован широкий круг литературы и источников, а также архивные материалы и документы, некоторые из них впервые вво — дятся в научный оборот. В интересной статье Ю. А. Борисенка и В. А. Лобача на широком историческом фоне рассматривается форми- рование российско-белорусской границы и специфика жизни на прилегающей террито- рии с обеих сторон, т. е. порубежья [2].
Еще одним направлением, которое актив — но изучается в современной историографии, является восточное и дальневосточное на — правление. Ситуация на российско-китайс — кой границе рассмотрена в одной из послед — них работ Ю. М. Галеновича [5]. Документы, подготовленные к публикации группой ис- следователей во главе с А. А. Кошкиным, от — ражают историческую картину становления и развития русско-японской границы, на — чиная с первых контактов в XVIII столетии вплоть до нашего времени [12]. Многие из этих документов публикуются впервые. В ряде современных работ о границах России на Дальнем Востоке применяется комплекс — ный подход, т. е. авторы не ограничиваются изучением собственно истории формирова — ния границы, но также исследуют проблемы права, социологии. Подобный подход ис — пользуется в монографии А. Ю. Плотнико — ва, в которой автор рассматривает историю складывания дальневосточной границы Рос — сии, ее юридическое оформление, включая и границу в Северной Америке – на Аляске и в Калифорнии (форт Росс) [18].
Особым направлением изучения исто — рии границы в современной российской историографии стало исследование службы пограничников. Так, В. П. Семин на осно — ве государственных и ведомственных нор- мативно-правовых документов, архивных источников, воспоминаний ветеранов пог- раничных войск раскрывает становление и развитие системы подготовки погранич — ников, в исторической ретроспективе рас — сматривает ее содержание и основные фор — мы организации [20]. Авторы коллективной монографии «На страже границ Отечества.
Пограничные войска России в войнах и во — оруженных конфликтах XX в.» считают, что пограничные войска России представляют собой не только формирования, выполняю — щие специфические задачи по охране госу- дарственной границы, но и силовую структу — ру, призванную обеспечивать национальную безопасность страны [3].
В различные исторические периоды рос — сийская государственная безопасность на — ходилась в тесной взаимосвязи с развитием смежных государств. Это традиционно учи — тывалось в российской историографии. По — добный подход находит свое отражение и в современных исследованиях, в том числе в трудах, посвященных истории границ. Среди работ такого типа выделяются исследования, посвященные Китаю, одной из крупнейших стран мира, имеющей границу с Россией на протяжении нескольких тысяч километров. В коллективной работе «Границы Китая: история формирования» комплексно иссле — дуется длительный исторический процесс формирования территории Китайского госу- дарства, становления и договорно-правово — го оформления его рубежей, анализируются проблемы, возникшие в последние десятиле — тия на морских акваториях, примыкающих к сухопутной территории крупнейшей страны Восточной Азии [19]. В монографии Е. Д. Сте — панова рассматриваются отдельные аспекты политики Китайской Народной Республики недавнего времени, связанные с погранич- но-территориальными проблемами страны, приобретшими во второй половине XX в. особо важное значение и требовавшие ско — рейшего урегулирования [21]. Разумеется, здесь приводятся лишь наиболее значимые работы. Существует немало других публика — ций, написанных в традиционном ключе, не перечисленных здесь.
Следует отметить и ряд работ, появив — шихся в последнее время, которые носят ин — новационный характер как по содержанию, так и по методологии. Кроме упомянутой выше монографии А. Ю. Плотникова о даль — невосточной границе в целом, можно назвать в этом ряду и несколько современных иссле-
дований о российско-китайской границе. Инновационный характер этих работ про — является в том, что под влиянием современ — ных процессов глобализации и интеграции данные исследования посвящены пригра- ничному сотрудничеству и роли экономи — ческого фактора в пограничных проблемах. Так, в монографии Н. В. Гордеева и Г. В. Васи — льевой исследуются основные этапы откры — тия и освоения русскими первопроходцами дальневосточных земель, а также вопросы межрегионального торгово-экономического сотрудничества Забайкалья с соответствую — щими приграничными территориями Китая в историческом и современном контекстах [7]. В книге японского автора А. Ивасита на — глядно показано, как граница, которая чуть менее двадцати лет назад была форпостом противостояния России и Китая, теперь ста — новится границей экономических взаимо — связей и взаимозависимости [13].
Однако такого рода исследований в рос — сийской историографии еще мало, особенно в сравнении с количеством исследований, написанных в традиционном ключе и пос — вященных традиционным проблемам. В на — стоящее время, в эпоху быстрого развития процессов глобализации и интеграции, в контексте изменений пограничных инсти — тутов и их функций, необходимо расширить круг проблем в изучении истории российс — кой границы.
Материал взят из: Вестник МГОУ «История и политологическая наука» — № 4. — 2011
(Visited 61 times, 1 visits today)
moyuniver.net
Границы России — Отечественные записки
Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров,[1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции. К 2006 году предполагается сократить численность ФПС на15тысяч человек.
Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена в прошлом году.
Россия граничит с 16-ю государствами. Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра, с Финляндией— 1325,8 километра, с Эстонией— 466,8километра, с Латвией — 270,5 километра, с Литвой (граница с Калининградской областью) — 288,4километра, с Польшей (граница с Калининградской областью)— 236,3 километра, с Белоруссией — 1239километров, с Украиной — 2245,8километра, с Грузией — 897,9 километра, с Азербайджаном— 350 километров, с Казахстаном — 7 598,6 километра, с Монголией — 3 485 километров, с Китаем — 4 209,3 километра, с КНДР — 39,4километра, с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.
Сухопутные границы
На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики.
Длина сухопутной границы с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра — граница, проходящая по рекам и озерам), с Финляндией — 1271,8 километра (180,1 километра), с Польшей (граница с Калининградской областью) — 204,1 километра (0,8 километра), с Монголией — 3 485 километров, с Китаем — 4 209,3 километра, с КНДР — 17 километров по рекам и озерам, с Эстонией — 324,8 километра (235,3 километра), с Латвией — 270,5 километра (133,3 километра), с Литвой (граница с Калининградской областью) — 266 километров (236,1 километра), с Белоруссией— 1239 километров, с Украиной — 1925,8 километра (425,6 километра), сГрузией — 875,9 километра (56,1 километра), с Азербайджаном — 327,6 километра (55,2 километра), с Казахстаном — 7 512,8 километра (1 576,7 километра).
Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.
Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.
Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.
Самая протяженная сухопутная граница — с Казахстаном — проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее вТуркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.
Вторая по протяженности — граница с Китаем — проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.
Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали — Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.
Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.
Морские границы
По морю Россия граничит с 12-ю государствами. Длина морской границы с Норвегией составляет 23,3 километра, с Финляндией — 54 километра, с Эстонией — 142 километра, с Литвой (граница с Калининградской областью) — 22,4километра, с Польшей (граница с Калининградской областью) — 32,2 километра, с Украиной — 320 километров, с Грузией— 22,4 километра, с Азербайджаном — 22,4километра, с Казахстаном— 85,8 километра, с КНДР — 22,1километра.
Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.
Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.
Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты —Владивосток и Находка.
Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.
Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.
В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны — Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.
В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья — Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты — Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.
Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.
Приграничное население и сотрудничество
В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает31,6 процента населения России. Население приграничных районов — 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).
Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.
В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.
Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.
Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества.
Проблемы сотрудничества в граничных районах
Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.
Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.
Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония намерена перейти на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.
Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.
Со следующего года Литва вводит визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания). В1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования — к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.
Намечаются перемены в отношениях на государственном уровне между Украиной Россией. Правительство РФ одобрило проект Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на2001–2007годы. На региональном уровне оно активно осуществляется в Краснодарском крае и Ростовской области.
Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.
Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение — о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.
Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края — Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.
Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией — освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.
На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».
Бывшие жители островов и члены их семей — японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.
Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.
Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления — «старые» приграничные регионы.
Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе
Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия — участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.
В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС — мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.
Цель проекта — создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача — снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.
В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.
Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.
В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на2001–2006годы».Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.
В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис — Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».
На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.
Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе
Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.
Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).
В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.
В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.
В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).
Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.
1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее — на одну тысячу).
Среди перспективных проектов — развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.
Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества — развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.
На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.
Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.
Из истории взаимоотношений приграничного населения. Российско-китайский и российско-корейский участки границы.
Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:
Айгуньский договор — разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
Пекинский договор — разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
«Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.
К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.
Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская — один миллион рублей, Приморская — 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская — не более 0,1 миллиона рублей.
Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кромезолота)равняласьприблизительно1,5–2миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.
В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах50-верстной приграничной полосы.
Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества — наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.
Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.
Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.
Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.
[1] Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФwww.strana-oz.ru