История экономики россии. История экономики россии
История экономики россии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "СТАНКИН"
Е.К.ЯБЛОНСКИХ
XIX века
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Москва 2000
ББК ВКП / 075 : 378
Я 14
Рецензент: к.и.н. Ю.А. Синельников (Московская государственная академия печати)
Я 14 Яблонских Е.К.
История экономики России XIX века: Конспект лекций. - М.: МГТУ "Станкин", 2000. - 68 с.
Конспект лекций по учебному курсу "История экономики России XIX века" предназначен для самостоятельной домашней и аудиторной работы студентов экономического факультета Московского государственного технологического университета "Станкин".
Библ. 19 назв.
© МГТУ "Станкин", 2000
Введение
Прежде чем приступить к анализу состояния экономики России в XIX в. необходимо хотя бы кратко рассмотреть, что из себя представляла страна к началу этого периода.
К этому времени Российская империя занимала огромное пространство от Балтики и Вислы на Западе до Тихого океана на Востоке. Общая площадь ее территории превышала 20 млн. кв. км. Население этой огромной страны по данным ревизской переписи 1812г. составляло 41 млн. человек. Основная масса людей жила в Европейской части на "старых" обжитых территориях. На долю Сибири приходилось чуть более 3 млн. человек. Около 1 млн. человек проживало на Северном Кавказе. Даже при таком неравномерном распределении плотность населения страны была невысокая. Так, в наиболее заселенных районах она составляла 8 человек на квадратную версту, тогда как в Европе в это время она колебалась уже на уровне 40-49 человек на квадратный километр.
Россия всегда была многонациональным и многоконфессиональным государством, где рядом с наиболее многочисленным русским народом, исповедующим православие, проживали многочисленные другие народы, придерживавшиеся других вероисповеданий. Часто эти народы имели и свои особые уклады в экономической жизни, что создавало определенную пестроту в экономических отношениях.
Несмотря на огромные успехи в развитии мануфактурного производства и торговли, достигнутые в XVIII в., довольно быстрый рост числа городов и увеличение количества их жителей, к началу XIX в. Россия по-прежнему оставалась по преимуществу аграрной страной, основная масса населения которой проживала в деревне.
Как же распределялось население страны по основным сословиям? 1,58% населения составляли дворяне, 1,10% - духовенство, 7,25% - горожане. Сельские жители составляли 82,55%. Остальные 7,52% людей принадлежали к различным малочисленным социальным группам.
Из приведенной статистики видно, что самым многочисленным сословием оставалось крестьянство, которое к середине века насчитывало более 30 млн. человек. Из них около 15 млн. были государственными крестьянами, 14 млн. – помещичьими и около 1 млн. - дворовыми. Особым сословием было казачество, которое насчитывало около 1,5 млн. человек.
В связи с развитием промышленности и товарно-денежных отношений вообще довольно быстро росла численность наемных рабочих. Статистические данные по этой категории населения довольно запутаны, так как в их число входила и часть крепостных крестьян-отходников, и тем не менее по далеко не полным данным большинство исследователей определяет эту цифру с учетом сезонников в 400 тыс. человек. Причем сюда не входят приписные рабочие и крестьяне, работавшие в вотчинных мануфактурах. Конечно по сравнению с многомиллионной массой крестьянства это мало, но если учесть, что к 1765 г. их насчитывалось всего около 40 тыс. человек, т.е. за 40 лет численность рабочих выросла в 10 раз.
Рабочие составляли уже 17,4 % городского населения, которое насчитывало 2,3 млн. человек. Это свидетельствовало о том, что изменения, происходившие в экономике, начинали отражаться на социальной структуре населения.
По уровню развития промышленности, сельского хозяйства и торговли страна уже плотную подошла к периоду промышленного переворота.
Однако параллельно с положительными тенденциями в экономике все большую силу набирали и те тревожные моменты, которые свидетельствовали о том, что страна замедляет свое развитие, что нарастает ее отставание от наиболее передовых в экономическом отношении стран и по качественным и по количественным показателям. Все это говорило об углубляющемся кризисе крепостнической экономики.
studfiles.net
История экономики россии
Лекция 7
Доиндустриальный период развития России (феодальная хозяйственная система)
Зарождение рыночных отношений
Экономическое развитие России в период формирования индустриальной (модель свободного рынка) хозяйственной системы
Экономическое развитие России в период монополистической модели рыночной хозяйственной системы
Экономическое развитие советской России в переходной период от рыночной системы к плановой хозяйственной модели
Экономическое развитие в период формирования административно-командной хозяйственной системы
Экономическое развитие в период реформирования административно-командной хозяйственной системы (50-80-е годы ХХ в.)
Доиндустриальный период развития России (феодальная хозяйственная система)
1.1.Формирование основных элементов феодальной хозяйственной системы в Киевском государстве (IX-XII вв.)
Социально-экономические предпосылки образования Древнерусского государства (IX в.):
1. Процесс внутренней социально-экономической дифференциации восточно-славянского общества.
Изначально восточные славяне существовали в условиях первобытнообщинной хозяйственной системы, основными признаками которой являлись общинная собственность на все условия и факторы производства; коллективный труд членов родовой общины и совместное присвоение результатов хозяйственной деятельности.
С появлением железных орудий труда начинается переход к производящему хозяйству. Это сопровождалось:
- повышением производительности общинного труда и появление прибавочного продукта;
- двумя крупными общественными разделениями труда (отделение скотоводства от земледелия и ремесла от сельского хозяйства), хозяйственной специализацией и обменом;
- переходом к территориальной или соседской общине, когда основным субъектом хозяйствования становится семья;
- появлением трудовой частной собственности, экономическим неравенством и эксплуатацией;
- переходом от родоплеменного самоуправления к управлению делами общества через систему военной демократии (племенные князья, вожди, дружина, родовая аристократия).
Таким образом, с появлением у восточных славян социально-классовой дифференциации возникает необходимость государства как особой административной модели организации общества – территория, население, публичная власть, аппарат управления и принуждения, право.
2. Развитие на территории восточных славян внутренней и внешней торговли.
Киев занимал монопольное положение в системе транзитного торгового пути «из варяг в греки» (выход Северной Европы на рынки Византии и Востока), что способствовало развитию денежного обращения, купеческой деятельности и кредитных отношений.
Развитие общественного разделения труда способствовало развитию внутренних хозяйственных связей, регулярному обмену.
Возникает необходимость образования государства не только как административной, но и экономической интеграционной модели – финансы, денежная система, налоги, таможенная система, хозяйственное право (хотя такие понятия, как финансы и налоги, пока еще не играли в Киевском государстве значительной роли).
3. Военное объединение предшествовало политическому.
Южные границы расселения восточнославянских племен находились в зоне интенсивных миграций кочевых народов, поэтому постоянная угроза нападения кочевников вызывала необходимость объединения племен.
По своей природе Киевское государство являлось переходной экономической моделью, поэтому для него была характерна территориальная хозяйственная многоукладность: в северных регионах с суровым климатом преобладали общинные системы. В южных регионах, граничащих с причерноморскими рабовладельческими государствами, проявлялись элементы патриархального рабства, а в центральных районах начинается процесс формирования основных принципов феодальной хозяйственной системы:
1) наличие крупной феодальной земельной собственности в форме феодальной вотчины (полностью независимая наследственная собственность феодальной аристократии) или в форме феодального поместья (условное владение мелких и средних феодалов на время несения военной службы). Для Киевского государства была характерна феодальная вотчина – княжеская, боярская и церковная; поместная система хозяйства активно развивалась в период реформ Ивана Грозного;
2) наличие мелкого индивидуального крестьянского хозяйства. Феодалы наделяли крестьянина землей в пользование и средствами производства в собственность, поэтому феодальный крестьянин имел относительную экономическую самостоятельность и хозяйственную мотивацию.
3) юридическая зависимость крестьянина от феодала. Основой модели экономических отношений «феодал - крестьянин» была феодальная земельная рента (прибавочный продукт), которая выступала в трех формах: отработочная рента (барщина), натуральная рента и денежная рента (или оброк). Для Киевского государства был характерен натуральный оброк с элементами отработочный ренты, т.к. еще не сложилась система крепостного права и сохранялось свободное крестьянское общинное сословие.
4) развитие ремесла. В XI-XII вв. ремесло начинает переходить на стадию товарного производства: ремесленник уже работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия, например, везут на юг для обмена на хлеб: на севере не хватало своего хлеба.
studfiles.net
История экономики России - это... Что такое История экономики России?
1992—1999
Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.[1]
Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты.[1] Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер.[1] Характеристика основных из этих мер:[1]
- Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.[1]
- В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег.[1] Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.[1]
- Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.[1]
- Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.[1]
- Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других).[1] Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы.[1] Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.[1]
- Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.[1]
Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались.[1] В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными.[1] Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений.[1] Участники экономических процессов по-прежднему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал.[1] Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике.[1] Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д.[1] Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.[1]
Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране.[1] Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм.[1] Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей.[1] Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм.[1] Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики.[1] Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор.[1] Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны.[1] В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля.[1] В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.[1]
Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали: экономический спад, значительный отток капитала из страны, нехватка денег в реальном секторе и в социальной сфере, усилившийся оппортунизм со стороны фирм, значительное ослабление связей между неблагополучными и благополучными секторами экономики, усиление структурных и технологических диспропорций в экономике, низкий уровень жизни населения и т. п.[1]
К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля.[1]17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля.[1] Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года.[1] В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения.[1] Экономический спад был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.[1]
Значительную роль в переходе от спада к росту сыграли изменения в макроэкономической политике.[1] К концу 1998 года многие фирмы в России были готовы к увеличению выпуска своей продукции, сдерживало их только отсутствие благоприятной макроэкономической обстановки в стране.[1] И как только экономическая политика властей стала более адекватной и обеспечила фирмам необходимые условия для осуществления деятельности, в стране начался экономический рост.[1] Новая макроэкономическая политика гораздо больше ориентировалась на реальные потребности экономики, а советы международных финансовых организаций перестали восприниматься российскими властями как догма, отношение к этим советам стало более взвешенным.[1] По сути было принято решение об отказе от наиболее неадекватных мер, применявшихся в рамках предыдущей экономической политики.[1] В первую очередь изменения коснулись финансовой и антиинфляционной политики.[1]
Во-первых, возобновление экономического роста было признано более важным приоритетом, чем сдерживание инфляции.[1]
Во-вторых, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля как средства сдерживания инфляции.[1] После августа 1998 года формирование курса российского рубля фактически стало рыночным.[1] Хотя переход к рыночному курсообразованию привёл к краткосрочному всплеску цен (в первую очередь, из-за резкого повышения импортных цен), другие его последствия были для экономики благотворными.[1] В частности, снижение курса рубля значительно уменьшило издержки российских предприятий, измеренные в долларах, вследствие чего значительно выросла конкурентоспособность продукции российских фирм.[1] Кроме того, рыночное формирование курса рубля облегчило возможность накопления валютных резервов, а это привело к повышению устойчивости финансовой системы страны.[1]
В-третьих, денежно-кредитное регулирование стало более гибким.[1] Хотя политика ограничения предложения денег с целью сдерживания инфляции сохранилась, были предприняты меры по ликвидации задержек по пенсиям, пособиям и зарплатам.[1] Так, если в III квартале 1998 года долги по зарплатам бюджетникам составляли 20,9 млрд рублей, то к началу 2000 года они уменьшились до 7,1 млрд рублей.[1] Помимо этого, государство практически полностью отказалось от имевшей место до этого практики неисполнения своих финансовых обязательств перед подрядчиками по госзаказам и перед бюджетными организациями, что позволило повысить доверие к экономической политике государства и нормализовать ситуацию с финансами в бюджетной сфере.[1]
В-четвёртых, было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности, не обеспечивая при этом достаточного эффекта сдерживания инфляции.[1] Кроме того, фактическая ликвидация рынка ГКО-ОФЗ снизила прибыльность вложений в ценные бумаги и тем самым повысила привлекательность вложений в товарные активы, вследствие чего значительная часть освободившихся финансов была направлена в реальный сектор экономики, что стало одним из факторов возобновления роста производства.[1]
В-пятых, в конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой промышленности) как экономический рычаг, в результате чего до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был примерно в 1,7 раза ниже среднего темпа роста цен в экономике.[1] Вследствие этой меры удалось замедлить темпы инфляции и придать дополнительный импульс производственному росту в экономике, потому что в тот период у многих российских фирм удельные затраты на транспорт и энергию фактически снизились.[1]
C 2000 года
Динамика ВВП России после 1991 годаВ 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов.[1] В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15)[2][3][4][5]. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор[5]. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов[6][7][2][8] и стимулировала экономический рост[6][9][10][11][8].
В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи.[3] В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.[3]
Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.
К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.[12]
В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения.[13] Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007).[14][15] С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.[16]
Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.
Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей[17], или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд[18]. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.
В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития[19][20][21].
Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».[22] Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.[23] Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно.[24] По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР.[25][26][27]. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве [28][29].
В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса[30]. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство[30].
По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[31]
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
- ↑ 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
- ↑ 1 2 3 Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
- ↑ 1 2 Высказывания руководства // Минфин РФ
- ↑ 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
- ↑ Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
- ↑ 1 2 Жуков подтверждает планы правительства по снижению НДС | Экономика | Лента новостей «РИА Новости»
- ↑ Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
- ↑ Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
- ↑ Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский
- ↑ Background Note: Russia // Государственный департамент США
- ↑ Роскомстат. Динамика реального объема произведенного ВВП
- ↑ Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
- ↑ Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения, процент // Росстат
- ↑ Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации в % к 1992 году // Росстат
- ↑ http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d020/i020400r.htm
- ↑ http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=inter_res_07.htm
- ↑ Россия и Белоруссия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
- ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития.
- ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
- ↑ «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк
- ↑ Экономика России в мае обвалилась на 11 процентов
- ↑ Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
- ↑ Индексы физического объема (% к предыдущему году) (1996-2009гг.) (xls). Федеральная служба государственной статистики. Проверено 22 апреля 2010.
- ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: National product real growth rate // CIA; (207 место в рейтинге роста ВВП из 214)
- ↑ Индийский премьер смутил Путина ростом ВВП // Lents.ru, 8 декабря 2009
- ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: GDP — per capita (PPP)
- ↑ Rank Order — GDP — per capita (PPP) // Фактбук ЦРУ за 2008 год
- ↑ 1 2 Всемирный банк поверил в Россию // РБК, 24 марта 2010
- ↑ РФ неплохо выглядит в G8, если не считать инфляцию // Новые известия, 24 мая 2010
dic.academic.ru
История экономики России — WiKi
Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.[1]
Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты.[1] Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер.[1] .
- Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.[1]
- Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.[1]
- Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.[1]
- Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других).[1] Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы.[1] Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.[1]
- Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.[1]
Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались.[1] В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными.[1] Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений.[1] Участники экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал.[1] Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике.[1] Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д.[1] Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.[1]
Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране.[1] Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм.[1] Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей.[1] Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм.[1] Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики.[1] Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор.[1] Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны.[1] В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля.[1] В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.[1]
Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали: экономический спад, значительный отток капитала из страны, нехватка денег в реальном секторе и в социальной сфере, усилившийся оппортунизм со стороны фирм, значительное ослабление связей между неблагополучными и благополучными секторами экономики, усиление структурных и технологических диспропорций в экономике, низкий уровень жизни населения и т. п.[1]
К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля.[1]17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля.[1] Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года.[1] В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения.[1] Экономический спад был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.[1]
Значительную роль в переходе от спада к росту сыграли изменения в макроэкономической политике.[1] К концу 1998 года многие фирмы в России были готовы к увеличению выпуска своей продукции, сдерживало их только отсутствие благоприятной макроэкономической обстановки в стране.[1] И как только экономическая политика властей стала более адекватной и обеспечила фирмам необходимые условия для осуществления деятельности, в стране начался экономический рост.[1] Новая макроэкономическая политика гораздо больше ориентировалась на реальные потребности экономики, а советы международных финансовых организаций перестали восприниматься российскими властями как догма, отношение к этим советам стало более взвешенным.[1] По сути было принято решение об отказе от наиболее неадекватных мер, применявшихся в рамках предыдущей экономической политики.[1] В первую очередь изменения коснулись финансовой и антиинфляционной политики.[1]
Во-первых, возобновление экономического роста было признано более важным приоритетом, чем сдерживание инфляции.[1]
Во-вторых, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля как средства сдерживания инфляции.[1] После августа 1998 года формирование курса российского рубля фактически стало рыночным.[1] Хотя переход к рыночному курсообразованию привёл к краткосрочному всплеску цен (в первую очередь, из-за резкого повышения импортных цен), другие его последствия были для экономики благотворными.[1] В частности, снижение курса рубля значительно уменьшило издержки российских предприятий, измеренные в долларах, вследствие чего значительно выросла конкурентоспособность продукции российских фирм.[1] Кроме того, рыночное формирование курса рубля облегчило возможность накопления валютных резервов, а это привело к повышению устойчивости финансовой системы страны.[1]
В-третьих, денежно-кредитное регулирование стало более гибким.[1] Хотя политика ограничения предложения денег с целью сдерживания инфляции сохранилась, были предприняты меры по ликвидации задержек по пенсиям, пособиям и зарплатам.[1] Так, если в III квартале 1998 года долги по зарплатам бюджетникам составляли 20,9 млрд рублей, то к началу 2000 года они уменьшились до 7,1 млрд рублей.[1] Помимо этого, государство практически полностью отказалось от имевшей место до этого практики неисполнения своих финансовых обязательств перед подрядчиками по госзаказам и перед бюджетными организациями, что позволило повысить доверие к экономической политике государства и нормализовать ситуацию с финансами в бюджетной сфере.[1]
В-четвёртых, было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности, не обеспечивая при этом достаточного эффекта сдерживания инфляции.[1] Кроме того, фактическая ликвидация рынка ГКО-ОФЗ снизила прибыльность вложений в ценные бумаги и тем самым повысила привлекательность вложений в товарные активы, вследствие чего значительная часть освободившихся финансов была направлена в реальный сектор экономики, что стало одним из факторов возобновления роста производства.[1]
В-пятых, в конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой промышленности) как экономический рычаг, в результате чего до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был примерно в 1,7 раза ниже среднего темпа роста цен в экономике.[1] Вследствие этой меры удалось замедлить темпы инфляции и придать дополнительный импульс производственному росту в экономике, потому что в тот период у многих российских фирм удельные затраты на транспорт и энергию фактически снизились.[1]
Динамика ВВП России после 1989 годаВ 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов.[1] В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15)[2][3][4][5]. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор[5]. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов[2][6][7][8] и стимулировала экономический рост[6][8][9][10][11].
В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи.[3] В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.[3]
Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.
К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.[12]
В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения.[13] Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007).[14][15] С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.[16]
Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.
Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей[17], или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд[18]. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.
В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития[19][20][21].
Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».[22] Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.[23] Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно.[24] По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР.[25][26][27]. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве[28][29].
В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса[30]. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство[30].
По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[31]
ru-wiki.org
История экономики России
1992—1999
Основная статья: 1990-е в экономике РоссииМногие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.
Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты. Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер. Характеристика основных из этих мер:
- Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.
- В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег. Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.
- Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.
- Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.
- Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.
- Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.
Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались. В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений. Участники экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике. Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д. Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.
Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране. Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.
Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали: экономический спад, значительный отток капитала из страны, нехватка денег в реальном секторе и в социальной сфере, усилившийся оппортунизм со стороны фирм, значительное ослабление связей между неблагополучными и благополучными секторами экономики, усиление структурных и технологических диспропорций в экономике, низкий уровень жизни населения и т. п.
К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля. 17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля. Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года. В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения. Экономический спад был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.
Значительную роль в переходе от спада к росту сыграли изменения в макроэкономической политике. К концу 1998 года многие фирмы в России были готовы к увеличению выпуска своей продукции, сдерживало их только отсутствие благоприятной макроэкономической обстановки в стране. И как только экономическая политика властей стала более адекватной и обеспечила фирмам необходимые условия для осуществления деятельности, в стране начался экономический рост. Новая макроэкономическая политика гораздо больше ориентировалась на реальные потребности экономики, а советы международных финансовых организаций перестали восприниматься российскими властями как догма, отношение к этим советам стало более взвешенным. По сути было принято решение об отказе от наиболее неадекватных мер, применявшихся в рамках предыдущей экономической политики. В первую очередь изменения коснулись финансовой и антиинфляционной политики.
Во-первых, возобновление экономического роста было признано более важным приоритетом, чем сдерживание инфляции.
Во-вторых, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля как средства сдерживания инфляции. После августа 1998 года формирование курса российского рубля фактически стало рыночным. Хотя переход к рыночному курсообразованию привёл к краткосрочному всплеску цен (в первую очередь, из-за резкого повышения импортных цен), другие его последствия были для экономики благотворными. В частности, снижение курса рубля значительно уменьшило издержки российских предприятий, измеренные в долларах, вследствие чего значительно выросла конкурентоспособность продукции российских фирм. Кроме того, рыночное формирование курса рубля облегчило возможность накопления валютных резервов, а это привело к повышению устойчивости финансовой системы страны.
В-третьих, денежно-кредитное регулирование стало более гибким. Хотя политика ограничения предложения денег с целью сдерживания инфляции сохранилась, были предприняты меры по ликвидации задержек по пенсиям, пособиям и зарплатам. Так, если в III квартале 1998 года долги по зарплатам бюджетникам составляли 20,9 млрд рублей, то к началу 2000 года они уменьшились до 7,1 млрд рублей. Помимо этого, государство практически полностью отказалось от имевшей место до этого практики неисполнения своих финансовых обязательств перед подрядчиками по госзаказам и перед бюджетными организациями, что позволило повысить доверие к экономической политике государства и нормализовать ситуацию с финансами в бюджетной сфере.
В-четвёртых, было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности, не обеспечивая при этом достаточного эффекта сдерживания инфляции. Кроме того, фактическая ликвидация рынка ГКО-ОФЗ снизила прибыльность вложений в ценные бумаги и тем самым повысила привлекательность вложений в товарные активы, вследствие чего значительная часть освободившихся финансов была направлена в реальный сектор экономики, что стало одним из факторов возобновления роста производства.
В-пятых, в конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой промышленности) как экономический рычаг, в результате чего до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был примерно в 1,7 раза ниже среднего темпа роста цен в экономике. Вследствие этой меры удалось замедлить темпы инфляции и придать дополнительный импульс производственному росту в экономике, потому что в тот период у многих российских фирм удельные затраты на транспорт и энергию фактически снизились.
C 2000 года
Основная статья: 2000-е годы в экономике РоссииЭкономическая интеграцияв Евразии | ||||||||
Руководящие органы | ||||||||
| ||||||||
Стадии интеграции | ||||||||
| ||||||||
См. также | ||||||||
| ||||||||
п·о·р |
В 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов. В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.
В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.
Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.
К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.
В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.
Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.
Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей, или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.
В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.
Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза. Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно. По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР.. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве.
В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.
По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
- ↑ 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
- ↑ 1 2 3 Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
- ↑ 1 2 Высказывания руководства // Минфин РФ
- ↑ 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
- ↑ Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
- ↑ 1 2 Жуков подтверждает планы правительства по снижению НДС | Экономика | Лента новостей «РИА Новости»
- ↑ Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
- ↑ Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
- ↑ Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский
- ↑ Background Note: Russia // Государственный департамент США
- ↑ Роскомстат. Динамика реального объема произведенного ВВП
- ↑ Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
- ↑ Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения, процент // Росстат
- ↑ Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации в % к 1992 году // Росстат
- ↑ http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d020/i020400r.htm
- ↑ Ошибка, документ не найден. | Банк России
- ↑ Россия и Белоруссия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
- ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития.
- ↑ Беларусь и Россия вошли в список стран с высоким уровнем человеческого развития
- ↑ «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк
- ↑ Экономика России в мае обвалилась на 11 процентов
- ↑ Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России, 2010
- ↑ Индексы физического объема (% к предыдущему году) (1996-2009гг.) (xls). Федеральная служба государственной статистики. Проверено 22 апреля 2010.
- ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: National product real growth rate // CIA; (207 место в рейтинге роста ВВП из 214)
- ↑ Индийский премьер смутил Путина ростом ВВП // Lents.ru, 8 декабря 2009
- ↑ CIA — The World Factbook — Country Comparison :: GDP — per capita (PPP)
- ↑ Rank Order — GDP — per capita (PPP) // Фактбук ЦРУ за 2008 год
- ↑ 1 2 Всемирный банк поверил в Россию // РБК, 24 марта 2010
- ↑ РФ неплохо выглядит в G8, если не считать инфляцию // Новые известия, 24 мая 2010
ВВП России | Теневая экономика |
Добыча полезных ископаемых | Лёгкая | Машиностроение | Металлургия | Пищевая | Химическая | Энергетика |
Животноводство | Растениеводство |
Автомобильный | Воздушный | Железнодорожный | Морской | Речной | Трубопроводный |
Сотовая связь | Интернет |
Банковская система | Кредитование | Инфляция и дефляция | Внешний долг | Фондовый рынок | Инвестиции | Иностранные инвестиции | Федеральный бюджет |
Оптовая торговля | Розничная торговля |
Импорт | Экспорт |
Экономические реформы 1990-х | Налоговая реформа | Земельная реформа | Пенсионная реформа | Монетизация льгот | Реформа ЖКХ | Национальные проекты | Национальные чемпионы |
Древнерусское государство | Русское царство | Российская империя | СССР: 1980-е | 1990-е годы | 2000-е годы | 2010-е годы |
Доходы населения | Обязательное социальное страхование | Налоговая система | Строительство | Трудовые ресурсы | Занятость и безработица | Производительность труда | Экономическое районирование | ЖКХ |
История экономики России Информация о
История экономики РоссииИстория экономики РоссииИстория экономики России Информация Видео
История экономики России Просмотр темы.История экономики России что, История экономики России кто, История экономики России объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Экономическая история России | Самохин Ю.М.
Год выпуска: 2001
Автор: Самохин Ю.М.
Жанр: экономика
Издательство: «ГУ ВШЭ»
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 405
Описание: Серьезная подготовка экономистов и юристов немыслима без изучения отечественной истории. Причем наибольший интерес представляет экономическая история развития общества, история созидания. Без знания этой истории невозможно понять и глубоко осмыслить настоящее, тем более невозможно спрогнозировать будущее.К сожалению, изучение экономической истории представляет значительную проблему и в силу недостаточности информации, которая часто физически отсутствует или недоступна, и из-за субъективного изложения и комментирования фактов, нередко под влиянием определенного мировоззренческого и политического воздействия. Работ по экономической истории совершенно недостаточно; к тому же они, как правило, либо затрагивают отдельные аспекты этой проблематики, либо ограничиваются определенным периодом. Единственным исключением можно считать весьма добротное исследование Т.М. Тимошиной.
Понятие экономики включает в себя по крайней мере три самостоятельных значения, каждое из которых заслуживает отдельного исследования. Это прежде всего материальная база существования и развития общества, включающая весь комплекс объектов общественного производства, распределения и обмена, синонимом чего часто выступает понятие "народное хозяйство". Это, во-вторых, система отношений экономических субъектов, включая хозяйственный механизм — "правила игры", в том числе и устанавливаемые государством. Это, наконец, система знаний, наука об отношениях по поводу производства, распределения и обмена. Рассматривая экономическую историю страны, хотелось бы сконцентрировать внимание на двух первых компонентах, оставив изучение развития экономической науки специальным дисциплинам. Книга ставит своей задачей проследить логику экономического развития России (повторимся — ее материальной базы и экономических отношений) с древнейших времен до настоящего времени в связи с изменениями политической системы, государственного устройства и социальных отношений. Исходя из этого было бы неправильно исключать описание событий социально-политической истории, но хотелось бы свести их к минимуму, необходимому для понимания экономических фактов и отношений.В книге выделены три сравнительно самостоятельных раздела, охватывающих разные временные периоды: первый раздел знакомит с экономическим развитием России со времен образования Киевского княжества до Первой мировой войны; второй раздел изучает экономику советского периода до середины 1980-х годов; в третьем разделе рассматривается становление экономической системы новой России в последние годы как процесс перехода к интенсивной модели развития экономики.Все три раздела связаны единством изучаемого объекта — хозяйства страны — и общим подходом к его изучению. Схема описания и анализа экономики также примерно одинакова для любого рассматриваемого периода — будь то время реформ Ивана Грозного, Екатерины II или нэпа. Эта схема для каждого исторического периода включает:- описание сложившейся к началу периода общеполитической и общеэкономической ситуации в сравнении с внешним миром; анализ накопившихся проблем, возможные альтернативы их разрешения и ожидаемые результаты;
- решения правительства и государственное воздействие для их реализации;
- развитие ситуации; развитие отдельных отраслей народного хозяйства — по важности; развитие системы государственного управления;
- заключительный анализ — результаты в сопоставлении с ожиданиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА
Раздел I. ФЕОДАЛИЗМ И КАПИТАЛИЗМ В РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯЧасть1. Становление и развитие российского феодального государства (до середины XIX векаГлава 1. Киевская РусьГлава 2. Период феодальной раздробленности; татаро-монгольское иго (начало XII—первая половина XV вв.)Глава 3. Создание и экономическое развитие Русского централизованного государства (вторая половина XV—XVII вв.)Глава 4. Разложение крепостнической системы хозяйства и формирование капиталистических отношений ( XVIII-середина XIX вв.)
- 4.1. Экономическая политика Петра I
- 4.2. Российское государство во второй половине XVIII века
- 4.3. Кризис крепостнической системы хозяйства в первой половине XIX века
- 26.1. Политика цен и инфляция
- 26.2. Положение предприятий в ходе экономической реформы
- 26.3. Создание кредитно-банковской системы
- 26.4. Создание фондового рынка
- 26.5. Приватизация
- 26.6. Занятость
Приложения.1. Хроника важнейших событий, влиявших на хозяйственное развитие страныПриложение 2. Киевская РусьПриложение 3. Период феодальной раздробленности Приложение 4. Российское централизованное государство
Следующая >Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов |
institutiones.com
История экономики России — Documentation
Материал из Documentation.
Чеканка собственной монеты на Руси началась в конце X века.[1]
В 1030-х годах Древнерусское государство распалось на феодальные княжества. Государство перестало составлять единый экономический организм, разделилось на экономически замкнутые районы, внутри которых образовались местные рынки, на которых шел торговый обмен — ремесленные изделия обменивались на сельскохозяйственные продукты. Стабильных экономических связей между такими районами не существовало.[2]
Значение Древнерусского государства как центра торговых связей Востока и Запада начало ослабевать с середины XI века в связи с изменением международной обстановки.[3]
Новым явлением в организации торговли в XVI веке явилось появление в городах гостиных дворов, в которых торговали в основном иностранные и иногородние купцы. Это явилось показателем более интенсивного, чем прежде, развития хозяйственных связей между различными уездами и землями Русского государства.[4]
К XVI веку относится появление элементов реальной конкуренции русских торговых людей на рынках, что вытекает из факта появления на рынках групп однородных товаров, произведенных в различных регионах страны (например, изделия из железа производились не только в Туле, но и в Устюжне Железнопольской, Твери и Серпухове), что неизбежно вело к столкновению интересов между продавцами.[5]
Во второй половине XVI века возникли два принципиально важных для последующего промышленного развития России взаимозависимых явления. Первое — государственные реформы Ивана Грозного, второе — регулярное приглашение иностранных специалистов на службу в Россию.[6]
Целый ряд факторов способствовали развитию торгового и промышленного предпринимательства в XVII веке:[7]
- Произошедшая в результате преодоления кризиса Смутного времени стабилизация положения в государстве, воцарение и укрепление новой династии позволили обеспечить политические условия для налаживания хозяйственной жизни, развития предпринимательской деятельности.
- Благодаря политике властей, хотя и довольно непоследовательной, постепенно складывались правовые предпосылки предпринимательской деятельности.
- Открытие и освоение в последние десятилетия XVI в. Архангельского порта, налаживание торговых контактов с Англией, Голландией и другими западными странами в целом благоприятствовали развитию отечественного предпринимательства.
- Активное проникновение после Строгановской экспедиции русских торговых людей в Сибирь, способствовало резкому росту богатств купеческой верхушки, что стимулировало освоение новых территорий.
В XVII в. уже наметился, хотя и не стал еще формой деловой жизни, переход торговца от скупки изделий у мелкого производителя к раздаче материала «кустарям» для выработки за определенную плату конечного продукта. Это не что иное, как рассеянная мануфактура, почти капиталистическая форма организации труда. Прежде независимый кустарь становился здесь по существу наемным работником.[8]
Поскольку в России XVII века банковская система как таковая отсутствовала, то роль своеобразных банков исполняли конторы торговых людей, разбросанные по многим городам страны. Кредитование вовсе не являлось главной целью этих торговых контор. Их делом было ведение торговых операций. Но поскольку приказчики, заведовавшие этими конторами, уже давно имели дело с местными купцами, часто бравшими у них подряды на поставку различных товаров, то они охотно ссужали последних деньгами, выполняя тем самым функции кредиторов.[9]
Мануфактурное производство было довольно редким явлением в XVII веке. Столь трудоемкое предприятие могли тогда себе позволить лишь самые богатые люди. Такие, как именитые купцы Строгановы или знатный боярин Морозов.[10]
Для московского купечества XVII в. было характерно отсутствие и определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции.[11]
В XVII в. цепь ярмарок протянулась с востока на запад, экономически связывая государство воедино. Наиболее крупными были имевшие значение всероссийских: Ирбитская ярмарка (на Урале), Макарьевская (у Нижнего Новгорода), Московская, Свенская (у Брянска) и Архангельская ярмарки.[12]
Общерусским центром предпринимательства в XVII в. по-прежнему оставалась Москва, численность населения которой приблизилась к 200 тыс. человек. Фактически Москва становится центром складывающегося всероссийского рынка. Размах московской торговли восхищал иностранных послов и путешественников. Так, Августин Мейерберг, который посетил российскую столицу в 1661 г., отмечал следующее: «В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё покупаемых по исходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире, хотя бы и с лучшим климатом, с плодороднейшими пашнями, с обильнейшими земными недрами или с более промышленным духом жителей. Потому что хоть она лежит весьма далеко от всех морей, но благодаря множеству рек имеет торговые сношения с самыми отдалёнными областями».[13]
В России к середине XVII в. окончательно сформировалось сословие торговых людей, обособившееся от других категорий городского и сельского населения.[14]
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
Древнерусское государство • Русское царство • Российская империя • СССР • 1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029) |
Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемых • Электроэнергетика |
Животноводство • Растениеводство |
Жилищное строительство • Транспортное строительство |
Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспорт • Космический транспорт |
Мобильная связь • Интернет |
Розничная торговля • Оптовая торговля |
Банковская система • Фондовый рынок • Страхование • Государственные финансы • Приток капитала • Внутренний долг • Внешний долг |
Коммерческие организации • Некоммерческие организации • Фондоотдача |
Инвестиционный климат • Иностранные инвестиции |
Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) |
Заработная плата • Пенсии • Стипендии |
ВВП • ВНД • ВНР • Расходы на конечное потребление • Расходы на конечное потребление домохозяйств • Валовое накопление основного капитала |
newsruss.ru