Состав категорий населения в Киевской Руси. Живот в древней руси это


Специальные термины по истории отечественного государства и права

 

 

 

АРТИКУЛ – статья.

 

АРКИБУЗИРОВАНИЕ – расстрел.

 

АЛТЫН – 6 денег или 3 копейки.

 

БОЯРЕ – в X-XVII вв. высший слой светских феодалов, которые занимали в государственном управлении ведущее место после великого князя.

 

БОЯРСКАЯ ДУМА – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе).

 

БЕГЛАЯ ГРАМОТА – документ на право розыска и возвращения беглого холопа его владельцу.

 

БРАТАНЬ – двоюродный брат.

 

БРАТУЧАДО – племянник.

 

БЕЛОМЕСТЦЫ – лица, освобожденные от государева тягла.

 

БЕЗ РУКОПИСАНИЯ – без завещания.

 

БОБЫЛИ – крестьяне, не имевшие своего хозяйства и работавшие как правило в хозяйствах зажиточных крестьян.

 

БОРТЬ – пчельник, первоначально просто дупло для держания пчел.

 

БРАТЧИНА – объединение соседей для решения хозяйственных вопросов либо для организации общественных пирушек вскладчину.

 

ВЕРВЬ – община.

 

ВЕРШИ – хлеб, жито.

 

ВЗАКЛИЧЬ СОЧИТЬ – требовать свой долг с кого-либо публично перед народом.

 

ВИДОК – свидетель, очевидец.

 

ВИРА – штраф за убийство, выплачиваемый в пользу князя.

 

ВЯТШИЙ БРАТ – старший брат.

 

ВАРЯГИ – на Руси X–XII вв. так назывались скандинавы, преимущественно шведы.

 

ВЕКСЕЛЬНЫЕ УСТАВЫ – сборники законов (1729, 1832 и 1902 гг.), регулировавших обращение векселей на территории Российской империи.

 

ВЕРХНЯЯ РАСПРАВА (а также НИЖНЯЯ расправа) – судебное учреждение, состоявшее из двух инстанций, для однодворцев и государственных крестьян, введенное Екатериной II по губернской реформе 1775 года.

 

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ – высшее государственное учреждение в России в 1726–1730 гг., которое сосредоточило в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики.

 

ВЕЧЕ – народное собрание у восточных славян.

 

ВОЛОСТЕЛЬ – в русских княжествах (с XI в.) и в Русском государстве (до середины XVI в.) должностное лицо, управлявшее волостью от имени великого или удельного князя.

 

ГОЛОВНИЧЕСТВО – денежная компенсация родственникам убитого (плата за голову).

 

ГРИДИН (гридь) – младший княжеский дружинник.

 

ГОСТЬ – иностранный, приезжий купец.

 

ГУБА – губная изба, административная единица Пскова.

 

ГОВЯДО – бык, рогатый скот.

 

ГОЛОВНАЯ ТАТЬБА – в русском государстве XVI – XVII вв. преступление, заключавшееся в похищении людей.

 

ГОНЕНИЕ СЛЕДА – третья стадия судебного процесса в Древней Руси, заключавшаяся в поисках доказательств и преступника.

 

ДИКАЯ ВИРА – вира за чужую вину. Штраф, который платят сообща члены общины за убийства, происшедшие на ее территории.

 

ДОСКА – простой письменный документ.

 

ДУХОВНАЯ ГРАМОТА – завещание.

 

ДЩЕРЬ – дочь.

 

ЖИВОТА НЕ ДАТИ – казнить.

 

ЖИВОТ – движимое имущество, жизнь.

 

ЖИУЧИ В ОДНОМ ХЛЕБЕ – ведущие совместное хозяйство.

 

ЖЕЛЕЗНОЕ – испытание железом в форме ордалий.

 

ЖИТЬИ ЛЮДИ – средние феодалы.

 

ЗАЖИГАЛЬНИК – поджигатель.

 

ЗАЛОЖИТЬ ВЕСНУ – заложить будущий весенний улов.

 

ЗБЛЮДЕНЬЕ – хранение.

 

ЗА СЛЮБЛЕНО – по договору, полюбовно.

 

ЗАДНИЦА – наследство.

 

ЗАКУП – вид сельского зависимого населения по «Русской правде».

 

ЗАПИСЬ (в Пскове) – письменный документ, копия которого хранилась в архиве Троицкого собора.

 

ИЗОРНИК – зависимый крестьянин-пахарь.

 

ИСПОЛОВНИК – крестьянин, работавший «исполу», т. е. из расчета половины урожая.

 

ИЗВЕТНИК – должностное лицо для поручений при суде.

 

ИСТОПИТЬСЯ – потерпеть кораблекрушение.

 

ИМУТСЯ – станут предъявлять иск.

 

ИЗБРАННАЯ РАДА – неофициальный совет при Иване IV в 1547–1560 гг., который обсуждал вопросы внутренней и внешней политики.

 

КЛЕТЬ (жилое помещение) – дом, хозяйственная постройка, амбар, кладовая.

 

КОРМЛЯ – имущество на праве пользования, но не распоряжения.

 

КРАМОЛА – измена, бунт.

 

КЛЕПАТИ – выдвигать необоснованные требования.

 

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО – совокупность правовых норм, оформляющих и закрепляющих (средствами государственного принуждения) право феодала – помещика (либо государства) на труд, имущество и личность крестьянина.

 

ЛОНЬЩИНА – животное, родившееся в прошлом году.

 

ЛЕШЕЯ ЗЕМЛЯ – 1) лесной участок; 2) земля, очищенная от леса.

 

ЛИЧНОЕ ДВОРЯНСТВО – институт, созданный Петром I с целью ослабить замкнутость дворянского сословия и дать к нему доступ людям низших классов. По ст. 15 «Табели о рангах» всякий дослужившийся на военной службе до обер-офицерского звания и на гражданской – до чина 8-го класса, приобретал дворянское достоинство, которое потом переходило и на детей.

 

МАЙОРАТ – институт наследования, по которому недвижимость (вотчина, поместье) нераздельно переходила к старшему лицу в роде или семье.

 

МЕЩАНЕ – особый разряд городского населения, впервые введенный в русское законодательство манифестом от 17 марта 1775 г. и обозначавший «городских обывателей, не записанных в купечество».

 

МЕЧНИК – княжеский дружинник, судебный служитель.

 

МЫТНИК – чиновник, собиравший торговые пошлины и следивший за соблюдением правил торговли.

 

НАМЕСТНИК – должностное лицо в Древней Руси и Русском государстве, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление.

 

НОВОКАНОНЫ (греч.) – византийские сборники канонического (церковного) права. В Древней Руси на их основе создавались кормчие книги.

 

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Впервые была выдвинута немецким историком Г. З. Байером.

 

ОБЕЛЬ – полный холоп.

 

ОГНИЩАНИН – старший дружинник, боярин, приближенный князя.

 

ОТКАЗ – уход крестьянина от одного феодала-землевладельца к другому.

 

ОТМОРЩИНА – наследование по закону.

 

ОКОЛЬНИЧИЙ – второй после боярина придворный чин.

 

ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление, учрежденное при СНК СССР в 1923 году «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом».

 

ПАКИ – вновь, опять, еще, также.

 

ПЕРЕВЕТ – измена, переход на сторону врага.

 

ПОДАТИ – в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения. Во второй половине XIX в. были заменены системой налогов, охватывавшей все население России.

 

ПОЖИЛОЕ – в Русском государстве конца XV – XVI вв. пошлина, которую должен был уплатить крестьянин при уходе от своего феодала за неделю до и неделю после Юрьева дня.

 

ПЕРЕОРЕТ – перепашет.

 

ПОЖНИ – луга, пастбища.

 

ПОКЛЕП – ложное обвинение.

 

ПОЛЕТНАЯ ГРАМОТА – грамота об уплате долга в рассрочку.

 

ПОЯТИ – поймать, схватить.

 

ПРАВДА ДАТИ – принести присягу.

 

ПРАВАЯ ГРАМОТА – судебное решение.

 

ПРИКАЗНОЕ – наследование по завещанию.

 

ПРОДАЖА – денежный штраф (в «Русской правде» за имущественные преступления).

 

ПРОФОС – воинский служитель, убирающий нечистоты; он же – палач.

 

РАТЬ ВОЗЬМЕТ – потеряет имущество в результате военных действий.

 

РОТА – присяга, клятва.

 

РУКОПИСАНИЕ – письменное завещание.

 

РОСПУСТ – развод супругов без разрешения церковного суда.

 

САЧИТЬ, СОЧАТ – предъявлять иск.

 

СУПЛЕТКА – договор.

 

ССУДЬИ – ссуда.

 

СРОЧНАЯ ГРАМОТА – грамота, в которой указывался срок явки в суд.

 

СТРЯПЧИЙ – в России в 1775 – 1864 гг. – название некоторых судебных чиновников.

 

ТИУН – домоуправитель, дворецкий.

 

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ – битье кнутом на торгах, площадях и иных скоплениях народа.

 

ТЫСЯЦКИЙ – на Руси военачальник, возглавлявший городское ополчение («тысячу»). В Новгороде занимался также вопросами торговли и торгового суда.

 

УРОК – по «Русской правде» возмещение ущерба, которое получал потерпевший из общей суммы штрафа.

 

УРОЧНЫЕ ЛЕТА – регламентированные государством сроки поиска феодалом беглого крестьянина.

 

ФОРМАЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – в XVI–XIX вв. система оценки доказательств в уголовном процессе, при которой сила и значение каждого доказательства определены законом.

 

ЧЕРНЕЦ, ЧЕРНИЦА – монах, монахиня.

 

ЧЕЛОБИТНЫЕ – в делопроизводстве Русского государства XV – начала XVIII вв. прошения, жалобы, доносы и пр.

 

ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ – жители города и деревни, не попавшие в непосредственную зависимость от светских и духовных феодалов, подданные князя, затем царя.

 

ЧЕТВЕРТЬ – половина десятины.

 

ЯБЕТНИК – 1) княжеский приказчик, тиун; 2) судебное должностное лицо.

 

 

 

  • < Назад
  • Вперёд >

oblazarev.ru

Материнство в Древней Руси | Материнство

Существовал на Руси замечательный обычай - разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать все, что ее душеньке было угодно - яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой. В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества.

Все смешалось в нашей жизни, как в доме Облонских... С одной стороны - сумасшедшие скорости, невиданные технологии, когда расстояния сокращаются до размера крохотного мобильного телефона. С другой - желание остановиться, передохнуть, посмотреть назад, где могли мы забыть что-то очень и очень важное, возможно, самое главное для себя, для своей жизни. Нам кажется, что мы - особенные, непохожие на тех, кто жил прежде нас. Мир же меняется только внешне, по сути своей, оставаясь прежним. Как и сто, и двести лет назад, так и сейчас мы радуемся, печалимся, смеемся, плачем, влюбляемся и, в конце концов, мы все так же зачинаем, вынашиваем и рожаем наших детей, как это было не только сотни, но и тысячи лет назад. Конечно, некоторые различия все же появились - медицина не стоит на месте, но так не хочется терять драгоценного опыта наших прабабушек, который сегодня может показаться иногда наивным и забавным, но, как правило, полезным и мудрым. Потому что опыт этот рождался (в прямом смысле слова) не теоретически, в кабинетах ученых, а в реальной жизни, вместе с миллионами малышей, проходивших через руки повивальных бабок. Старинные русские обычаи, связазанные с беременностью и родами, стоят особо, потому что сфера их "применения" считалась на Руси не просто интимной, деликатной, но и почти священной. Недаром знакомая врач-акушер в разговоре на эту тему назвала процесс рождения человека прекрасным словом "таинство". И сегодня, когда многое в нашей жизни сведено до уровня обыденности, радостно сознавать, что мы продолжаем помнить о том, что плод во чреве - это уже дитя, а ребенок - это дар Божий, как помнили и знали наши предки.

Русская семья исторически была большой, в ней вместе жили представители разных поколений, которые вместе вели хозяйство, собирались за общим столом, отмечали праздники. По данным переписи 1913 года, среднестатистическая крестьянка Костромской губернии рожала в течение своей жизни 15,3 ребенка. Причем, на рождаемость не влиял и высокий уровень образования родителей. Так в семье директора Тобольской гимназии к 1834 году родилось 17 детей, последним был Д.И.Менделеев - наш прославленный ученый-химик. Сегодня такие семьи кажутся уникальными, в старину же многодетность не вызывала ни восторга, ни изумления. Много детей - значит, Бог благосклонен к человеку, значит, и дом будет богат, и домочадцы счастливы. Беременность всегда была своего рода событием в деревне и как только она становилась заметной, соседи начинали обсуждать "брюхатую", гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребенка можно точно предсказать по форме живота матери. Если живот острый, то женщина носит мальчика, если широкий и плоский - родится девочка. В прежние времена вообще существовало неимоверное количество народных примет и обычаев, связанных с беременностью, примет, основанных на многовековом опыте, который не следует сбрасывать со счетов. "Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок некрасивым будет", - учили старики. Так и есть - находясь еще в материнской утробе, ребенок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции, иначе стрессовое состояние матери от созерцания чего-то страшного может передаться ребенку и оказать неблаготворное воздействие. А вот еще один "закон" "Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором". Эта примета, о существовании которой мало кто сейчас помнит, врямую направлена на защиту беременных, гастрономические пристрастия которых могут поменяться самым неожиданным образом. Еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Кроме того, через эту примету пытались повлиять и на отношение мужа к беременной жене: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться, чего бы ей не хотелось в данную минуту. Кстати, существовал на Руси замечательный обычай - разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать все, что ее душеньке было угодно - яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой. В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали "учить бабу", свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому, для беременной часто готовили отдельно что-нибудь вкусное и питательное, старались исполнять ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям и брезгливости. О том, что беременная - существо совершенно особое, свидетельствовало, по мнению наших предков, и ее специфическое поведение. Издавна обращали внимание на то, что женщина начинает воспринимать себя и других иначе, чем обычно, у нее возникают своеобразные и неожиданные желания, она острее воспринимает окружающую действительность. В народе о прихотях беременной говорили - "забожала". Чувствуете, какое слово? Прихоти беременной связывались с Божьей волей, а этой воле не перечат. "Это большой грех", - и сейчас еще говорят в деревнях в ответ на вопрос, почему нельзя не "ублажить" беременную. Считалось, что прихоти беременной - это, собственно, не ее желания, а желания ее ребенка, который так высказывает свою волю, поэтому и последствия отказа могут сказаться на нем. А кто же может обидеть невинное дитя?

"Женщина в положении" - это словосочетание родом из недавних времен. Язык простого народа был ближе к правде - "тяжелая", а в близких к русскому сербохорватском, болгарском и македонском языках существует для обозначения беременной женщины одно слово - "трудна". Действительно, "работа" беременной трудная, будущее иногда пугает своей неизвестностью, страшит непредсказуемостью - что будет, как будет? Обращаются женщины с горячими молитвами к Богородице, просят у Нее защиты для будущего дитя. Особой же покровительницей будущих мам на Руси считается св. великомученица Екатерина. В Четьи-Минеи и Прологе о св. великомученице замечается, что она была очень просвещенная женщина и между прочими занятиями, "по врачебным умудрившися писменем, врачев книги добре уводе". Естественно предположить, что врачебные познания св. Екатерины как женщины могли быть преимущественно направлены к болезням своего пола, в каковом случае эта угодница и могла быть признана помощницею в болезнях чадорождения. Не забывали о молитве и в момент, когда "начиналось". Повитуха в дом, где у женщины появились первые схватки, шла тайком от деревни, огродами, задами, чтобы не привлекать внимания к событию, не создавать толчеи под окнами - не до любопытных будет. В дом повивальная бабка входила со словами "Помогай Бог трудиться!". Тут же роженицу переодевали в чистую рубаху, давали выпить крещенской воды, перед иконами зажигали свечи. После увещеваний и наставлений ее часто вели в нежарко натопленную баню, для массажа, как сказали бы современные медики: тело разминали, разглаживали, растирали коровьим маслом и сметаной, увеличивая эластичность кожи. Бабканье - повиванье - сопровождалось добрыми словами, добрыми травами, молитвами. Место, где готовились принять младенца, и саму рожденицу окуривали, одымляли березовой лучиной, полынью с бессмертником, выгоняя затхлость, очищая воздух, облегчая затрудненное и учащенное дыхание женщины в схватках. А вот залеживаться роженицам не давали - водили их под руки почти до того момента, пока не прорезывалась головка новорожденного, то есть роды в старину были, что называется, вертикальными. Рожали в банях, в хлевах, даже в печке (именно "в", а не "на") - какого-то специально оговоренного обычаем "роддома" не существовало. Случалось, что физически крепкие крестьянки рожали и в поле, за работой. Дальше все было так же, как и у нас - перевязывали пуповину (материнским волосом), обмывали, пеленали, прикладывали к груди. А что же мужья? А мужья волновались, как и положено волноваться мужчинам испокон века. Их присутствие дома в момент родов было под строгим запретом - считалось, что "не место мужикам видеть, как бабские дела делаются". Зато после родов новоявленному папаше подносилась особая каша - сильно перчёная и пересоленая, а то и просто горбушка хлеба с солью-перцем - для того, чтобы понял он, как горько и солоно пришлось его жене. Впереди были бессонные ночи с колыбельными ("Приди, котик, ночевать, приди Ванюшку качать"), крестины малыша, его первые улыбки и первые зубки, первые шаги...

Многие врачи, принимающие роды, говорят, что в глазах новорожденного они какое-то мгновение видят совершенно необъяснимое выражение - недетское, мудрое и смятенное, словно пришедшая из неизъяснимых высот душа человеческая с трепетом оглядывает впервые незнакомый мир. Задача женщины во время беременности заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что его любят и ждут, проведя через родовые "огни, воды и медные трубы", и встречая его материнской любовью, а потом воспитывать его в целомудрии и духовной чистоте, оберегая от напастей молитвами и личным примером любви и милосердия к людям, не давая сбиться на пути возвращения туда, откуда пришел он гостем в наш мир.

materinstvo.ru

Характеристики категорий населения Древней Руси

Группы населения в Киевской Руси

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде». Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия. Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Свободное население

Несвободное население

дружинники

рядовичи

князья

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга.)

бояре

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя.)

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.)

 

histerl.ru

Языческий брак в Древней Руси

   Одно из первых упоминаний  от языческом браке восточных славян встречается в древнерусских летописях. По свидетельству Нестора, автора «Повести временных лет», наиболее раннего из дошедших до нас русских исторических памятников (начало XIIвека), первоначальной формой брака у древних восточных славян до принятия христианской религии было похищение невесты или («умычка»). Широкое распространение этой формы брака в древнерусском обществе в языческий период было неслучайным. Обряд умыкания наиболее соответствует взглядам и представлениям первобытного человека о возможных способах приобретения любых ценностей, включая и женщину. Она, равно как и предметы хозяйственного инвентаря, переходила в полную и безраздельную собственность своего владельца только посредством  захвата.  Распространению данного способа заключения брака способствовал также и институт многоженства, в результате которого могло не хватать невест внутри одного рода, равно как и нежелание других родов бесплатно и добровольно отдавать своих женщин инородцам.

    До принятия христианства славяне поклонялись воде и водным божествам, призывали их в своих клятвах, очищались водой, считая ее священной стихией. Они читали молитвы над водой, языческий бракгадали на воде, к рекам, озерам и колодцам относились как к живым существам, способным чувствовать, понимать и владеть человеческой речью.  В силу этих причин вода имела большое обрядовое значение при заключении языческих браков. Первые языческие свадебные обряды совершались именно у воды.

   Свадебные обряды у воды еще долго заменяли церковное венчание и в христианские времена. В XII в. митрополит Иоанн с горечью признавал, что простые люди «поимають жены своя с плясаньемь и гуденьемь и плесканьемь» (то есть с помощью плескания воды). Спустя столетие ситуация мало изменилась. В грамоте митрополита Кирилла, датируемой 1274 г., говорится: «И се слышахомъ: в предлех Новгородьскых невесты водять к воде. И ныне не велим тому тако быти; аще ли, то проклинати повелеваем».

   Похищения невест, практиковавшиеся восточнославянскими племенами в начале христианской эпохи: вятичами, радимичами и северянами, согласно мнению большинства историков, носило исключительно обрядовый, религиозный характер.  Выражение летописца «схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни»  указывает на религиозные языческие празднества, а слова «умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся»  свидетельствуют, что похищение невесты предполагало ее согласие, и, следовательно, не могло иметь характера действительного насилия. Однако в дохристианский период во время языческих праздников или у воды практиковались не только обрядовые похищения. Очень часто девушки и даже замужние женщины умыкались и содержались в брачной неволе без всякого с их стороны согласия.

   Одного похищения невесты для установления языческого брака было недостаточно. Брачный союз признавался законным только с момента истечения определенного срока давности, а точнее - с момента примирения обоих родов и признания свершившегося факта. Брак, который заключался путем похищения невесты, довольно длительное время сохранялся в древнерусском обществе и был распространен не только среди простых людей, но и среди знати, о чем свидетельствует Церковный Устав князя Ярослава (XI-XII вв.), где за кражу невесты из знатной семьи предусматривалось наказание.   Обращает на себя внимание то, что закон не предусматривал какое-либо наказание за умыкание девушек из «простыи чади» или крестьян. Вероятно, связано это с большой распространенностью подобного преступления в силу приверженности крестьянского населения языческим традициям. Следы обряда умыкания невест сохранились в народном эпосе (былинах, песнях) в форме многочисленных состязаний жениха с невестой, играх молодежи в горелки.

   Следующей по времени  формой заключения языческих брачных союзов у древних славян явилась  покупка невест. Истоки обычая купли-продажи девушек с целью создания семьи непосредственно связано с традицией похищения. «Умычка» невест неизбежно приводила к тому, что возникала вражда между родами, поэтому, дабы предотвратить кровопролитные столкновения, оскорбленный род требовал вознаграждение от похитителя. Со течением времени выплата отступных постепенно трансформировалась в прямую продажу невесты жениху. Появление данной формы брака у древних славян было напрямую связано с историческим повышением уровня общественного экономического развития. Факт появления прибавочного продукта сделало возможным обмен жен для своих соплеменников и измерение стоимости невесты в определенном денежном эквиваленте.

   На существование обычая купли-продажи девушки указывают множество различных народных свадебных песен и обрядов, дошедших до нас с древнейших времен. Свадебные песни называют жениха купцом, а невесту  товаром. Наиболее наглядно отголоски обычаев купли невесты прослеживаются в свадебных обрядах, которые больше напоминают торговые сделки. Так, дружко и бояре покупали невесту, а братья и ближайшие родственники девушки с ними торговались. Достигнув согласия, родные  со стороны невесты передавали ее жениху через полу, как было принято передавать покупателю проданный скот, а затем договор скреплялся рукобитьем. Непременными элементами обряда на народных языческих свадьбах были выкуп женихом косы и постели невесты у ее родных, а также наделение отца, братьев и ряда других ближайших родственников будущей жены деньгами со стороны жениха.

 yazicheskii brak2  Процесс покупки невесты был достаточно сложным в древние времена. Одним из главных его элементов была «запродажная сделка», или предварительный сговор. Данная процедура договора состояла из двух этапов, а именно, сватовства, представляющего собой  осмотр предмета сделки, т.е. невесты через посторонних, и рукобитья как заключения сделки заинтересованными сторонами: родителями будущих мужа и жены или самим женихом и родителями невесты. В процессе сделки устанавливался размер выкупа и срок совершения брака. Форма сделки, как правило, была символическая, устная: «рукобитье» или «заручение», т. е. связывание рук. Впоследствии появился и ряд религиозных форм: богомолье и «литки»,  или «пропоины», как форма жертвоприношения богам. В сумме, вносимой за невесту, различали действительную плату (вывод, или кладки), получаемую отцом невесты, и обрядовую - выкуп, получаемый братом невесты или ее подругами. Процедура заключения языческого брака при покупке состояла только в передаче невесты жениху. Передавалась не невеста, как вещь, а символы власти над ней. У славян это была плеть, символизирующая право мужа наказывать жену.

    Следующей формой языческого брака, существовавшей у славян в дохристианский период, стал договорной брак, впервые появившийся у полян. В основе договорного брака лежало соглашение между родственниками жениха и невесты. На наличие договора указывают слова летописца о приведении невесты и «приношении» за нее на следующее утро, что являлось действиями, за которыми скрывалось исполнение условий договора. Предметами договора могли быть принципиальное согласие сторон о заключении брака между их детьми, сроки бракосочетания, условия приведения невесты и т.п.  В переговорах о заключении брака решающую роль играли родители или близкие родственники молодых. Судя по летописям, мнение жениха и невесты, скорее всего, не учитывалось.  

    В случае достижения соглашения между родителями молодых наступал последний этап сговора - помолвка. В доме невесты накрывался стол, на который подавались обязательные блюда: каша, пирог-каравай и сыр. Важным элементов помолвки являлся обряд резанья сыра, который был одним из древнейших языческих восточнослявянских ритуалов принесения жертвы.  Сыр должна была вынести невеста, сват его разрезал и раздавал всем присутствующим в ее доме.

   Отказ жениха от невесты после помолвки считался большим позором для нее, вследствие чего она  могла навсегда остаться в девицах. Поэтому в случае разрыва помолвки родители жениха или он сам должны были возместить моральный ущерб, нанесенный невесте, а также  расходы на угощение. Эта норма обычного права впоследствии была государством закреплена в форме закона.   

    Языческий брак в Древней Руси совершался с соблюдением установленных обрядов и в торжественной обстановке. Невесту вечером приводили в дом к жениху, где молодую встречали хлебом,  медом и забрасывали различными плодами (маком, зернами хлебных злаков, горохом и т. д.), чтобы она была зажиточна и плодовита. Потом невесте три раза обводили вокруг очага, чтобы она поклонилась домашним богам  и принесла жертву. После этого ее усаживали на звериную шкуру, лежащую мехом вверх. Гостям при этом раздавали свадебный калач (каравай).

   В ходе церемонии празднования языческого брака совершались обряды, символизирующие переход девушки из-под власти отца под власть мужа. В летописи «Повесть временных лет» содержится указание на традицию, когда невеста должна была разуть жениха.  К другим обрядам подобного рода также относятся  передача ее отцом жениху из рук в руки, покрытие головы невесты чепцом или платком, а также легкие удары плетью, которую вручал жениху отец невесты.  После соблюдения всех необходимых формальностей дружки и женщины одевали молодоженов в новые рубахи и с особым торжеством укладывали их на ложе. Приведение невесты в дом жениха с соблюдением  всех необходимых обрядов придавало браку юридическую силу.  

family-abc.ru