боярская дума. Боярская дума в древней руси это


Боярская дума - это... Что такое Боярская дума?

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии[1]. Являлась продолжением княжеской думы [источник?] в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть.

Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Историк Степан Веселовский писал:

Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства — на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород, Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.[2]

Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.

Состав

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введенными», то есть введенными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» — доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только первые, то есть бояре введенные, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это — князья, делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Этот элемент преобладал в думе до конца XVI в., а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу; многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых чрез чин боярина. Кроме этих двух элементов в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий, звание, которое затем было обращено в чин. При Иоанне III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Суд. 1497 г., ст. I).

В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян, что опять превратилось в чин. Этот элемент особенно усилился во время борьбы Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков. При усилении письменного делопроизводства явилась и канцелярия при думе. Те дела, которые дума в полном объеме не могла вести, поручались думным дьякам, а именно: посольские, разрядные, наместные и быв. Казанского царства. Эти отрасли вверены дьякам, но как делегатам думы. Поэтому думных дьяков в XVI в. было обыкновенно четыре. Такое положение выводило их из разряда секретарей; они становились министрами и, каждый по своему ведомству, имели право голоса в заседаниях думы, хотя членами думы не считались. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось, при Феодоре Алексеевиче их было 14. Такой исторически сложившийся состав думы оставался неизмененным и в XVII в.

Число членов думы только с XVI в. становится определеннее; со времен вел. кн. Василия Иоанновича ведутся уже списки членов думы; от Иоанна III к сыну его перешло д3 (Так в издании 1891 г. — Ред.) бояр, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей. При Грозном число бояр понизилось вдвое, зато увеличилась неродовитая часть в составе думы: он оставил 10 бояр, 1 окольничьих, 1 крайчего, 1 казначея и 8 думных бояр. После Феодора Иоанновича число думных людей возрастает с каждым царствованием (за исключением Мих. Феодоровича). Так, при Борисе Годунове их было 30, в смутное время 47; при Мих. Феодор. — 19, при Алек. Мих. — 59, при Фед. Алек. — 167. Не всегда все члены думы собирались в заседания. Возможно полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов (которых непременную часть составляла дума). Заседания думы происходили в царском дворце — «На Верху» и в Золотой Палате. По свидетельству Маржерета время заседаний думы было от 1 часа до 6 часов дня (4-9 ч. утра). Бояре делили с царем все обыденные акты жизни: ходили в церковь, обедали и проч. По свидетельству Флетчера, собственно для обсуждения дел назначены были понедельник, среда и пятница, но в случае надобности бояре заседали и в другие дни.

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин — по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина — см. Дворц. разр.). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.

Полномочия

Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» — два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно — своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.

История

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (Воскр. лет., 1389 г.). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (Воскр. лет., под 1469 г.). В X V I в. происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр.

Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

В малолетство Грозного (1533—1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (1547), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр; позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560—1584), вызванные б. ч. не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину. Земские дела были оставлены в руках бояр; даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей; в учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. В полемике Грозного с кн. Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы». Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням; но он сам нашел это неосуществимым.

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и нач. XVII в. (1612 г.) — время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

См. также

Земский собор

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Боярская дума - Русская историческая библиотека

Учреждение, которое обозначается этим термином в настоящее время, не носило этого названия в древности, и вообще не имело определенного названия. Это были заседания, на которых глава государства «думал» со своими советниками-боярами о делах государства. Учреждение это стояло во главе древнерусской администрации с X по XVIII в., хотя очень редко выдвигалось на первый план.

Наши сведения о боярской думе при князьях восходят только ко времени Владимира Святого, хотя, несомненно, она существовала и при его предшественниках. По летописи, Владимир советуется с дружиной «о строи земленем и о ратех и о уставе земленем», в важных делах, выходивших из круга обычных, он созывает, кроме дружин, и «старцев градских» – представителей городского населения. С принятием христианства в думе появляется третий элемент – представители высшего духовенства – епископы.

Боярская дума

Боярская дума при царе Михаиле Федоровиче Романове

 

После Владимира «градские старцы» исчезают из думы, духовенство также не играет в ней заметной роли и она становится учреждением односословным, собранием членов старшей дружины. Князь XII в. часто думает со своей дружиной: задумывая какое-нибудь предприятие, князь должен заручиться согласием своих ближайших сотрудников, которые вольны отказать ему в своем содействии, если данное дело задумано без них. Трудно сказать, кто из старшей дружины обычно заседал в думе, но можно думать, что здесь имели место важнейшие из должностных лиц, как дворский, печатник, стольник, меченоша, мечник, казначей; в юго-западной Руси в думе заседали и представители областной администрации (тысяцкие, воеводы). Во всяком случае, число членов думы было не велико. В обычное время дума собиралась ежедневно поутру. Она ведала военные дела, отношения к другим князьям, суд и расправу, договоры с иноземцами, вопросы о преемстве князей и т. п. Формальностей при обсуждении дел, видимо, не было. Формальные отношения между князем и думой не сложились, по-видимому, даже в Галицкой земле, где боярство пользовалось наибольшим значением.

В Северо-Восточной Руси XIII – XIV в. общественные отношения сложились иначе, чем в Руси Южной. Это отразилось и на боярской думе. Здесь князь приобретает характер наследственного владельца своего удела и его управление княжеством получает вид управления частным хозяйством. Теперь князь призывает для совета тех из своих бояр, которые являются начальниками отдельных ведомств дворцовой администрации (бояр введенных). Таким образом, число заседающих в думе меняется, меняются и самые лица. Часто бояре, заседающие в думе, являются просто свидетелями при выдаче князем различного рода актов. Иногда для участия в заседаниях думы призывается и духовенство.

 

Боярская дума

 

В Московском княжестве характер думы опять изменяется. Дела важные, экстренные, выходящие из круга дел чисто хозяйственных, случаются здесь чаще, а решение их требует более многочисленного состава думы, в нее призываются все наличные бояре. По мере того, как увеличивалось количество чрезвычайных дел, которые ведала дума, дела обычные отходили к центральным ведомствам – приказам; чем важнее были дела данного приказа, тем в более близком отношении стояли эти приказы к думе. Изменяется в московском княжестве и характер членов думы. Это уже не вольные, переходящие слуги удельных князей, служащие князю и не связанные с землей, это – люди оседлые, обладающие известными политическими традициями и составляющие плотный класс. Самая дума теперь не случайное собрание нескольких лиц, призванных князем для решения частного дела, а учреждение, имеющее задачей земское строение государства.

С середины XV столетия в составе московского боярства происходят большие изменения. С этого времени начинается усиленный прилив в Москву новых пришельцев. Удельные князья в большом числе вступают на службу к московским князьям и образуют верхний слой служилой аристократии, оттесняя старое московское боярство. В XVI веке в думе две трети членов составляли представители княжеских родов. В то же время члены думы распадаются на несколько групп: высшую группу составляют бояре, за ними идут окольничие, еще ниже стоять думные дворяне. При пожаловании в члены думы принималось во внимание происхождение, одни попадали прямо в бояре, другие должны были пройти через сан окольничего, наконец, третьи попадали только в думные дворяне. Старые московские роды, уступив приезжим князьям первенство в думе, нашли себе место в ней в санах окольничих, наряду с представителями менее знатных княжеских родов. Не все потомки старых московских родов достигали и звания окольничего, иные из них, вместе с потомками удельного боярства и новыми людьми, выделившимися из среднего дворянства, составили группу думных дворян. Но эти три слоя думы не были замкнутыми. Много знатных княжеских фамилий вымерло, другие захудали и потеряли свое положение среди боярства, их места заняли новые роды, выдвинувшиеся позднее. Низшим звеном в цепи думских чинов было думное дьячество. Дьяки первоначально заведовали письмоводством при начальниках дворцовых ведомств – введенных боярах, потом они являются управляющими отделениями думской канцелярии, которые выделились в приказы; дьяки важнейших из приказов и возводились в звание думных дьяков. Они имели только совещательный голос и были докладчиками по делам своих приказов, а также формулировали приговоры думы. Иногда они возводились в звание думных дворян, а затем и окольничих.

Число членов думы при московских государях постепенно увеличивается: в начале княжения Василия Ивановича в думе было 27 членов, в конце 23, кроме думных дьяков, в начале царствования Бориса Годунова в думе заседало 45 человек. Приговором боярской думы считалось только постановление, состоявшееся в обычном общем собрании постоянной думы. Боярская дума, таким образом, приобрела значение необходимого государственного учреждения. Это значение её не было закреплено никаким актом, но оно молчаливо признавалось московскими государями. Иван Грозный, боровшийся с боярами, предоставляет думе управление государством. Самый состав её определяется обычаем: государь волен жаловать в бояре, но жалует он только лиц известного круга, дума остается учреждением аристократическим; новые люди проникают в нее, но проникают медленно, в силу необходимости иметь в составе её дельцов.

В Смутное время среди бояр является мысль закрепить свое положение письменным актом, но к этому времени боярский класс уже значительно расшатался, его экономическое благосостояние поколебалось, ряды его сильно поредели. Попытки боярства оказались неудачными и в XVII в. Боярская дума теряет политическое значение, превращается в простой орган правительственного механизма. В начале XVII века в думе все еще преобладают родовитые фамилии, но состав её уже меняется, в нее все более и более проникают дельцы из финансового и дипломатического ведомств, люди с большим опытом и способностями, но с неблестящими родословными, – и к концу столетия число представителей старых фамилий уже значительно уменьшается.

В XVII столетии дума является учреждением по преимуществу законодательным. Поводом к изданию новых законов были частные случаи, когда для данного случая не оказывалось подходящего законоположения, или когда затруднялись, можно ли к данному случаю применить известный закон. Дело возбуждалось в думе или по государеву указу, или по приказному докладу или, наконец, по частной челобитной. В этих случаях дума справлялась, не было ли подобных случаев в предшествовавшей практике, и затем или утверждала прежнее постановление, или отменяла его и делала новое. Вершились дела или думской комиссией, или общим собранием без государя, или общим собранием с государем, или собором, т. е. думой с участием высшего духовенства. Помимо законодательства Дума вершила тяжебные дела, она же, вместе с государем вела внешнюю политику, военные дела и государственное хозяйство: администрация была также в ведении думы, она имела влияние и на личные назначения, ей принадлежал надзор за ходом управления; она производила следствие и суд по государственным преступлениям. При тесной связи светского и церковного правительства дума приглашала к участию в своих заседаниях духовных сановников, так как освященный собор, т. е. члены высшего церковного управления, были и членами думы, хотя не всегда присутствовали в ней, в то же время дума считала себя вправе вмешиваться в дела церкви.

Члены думы служили одновременно и по администрации, занимая различные правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручалось воеводство городовое и полковое. Таким образом, многие члены думы отсутствовали на заседаниях, и она редко собиралась в полном составе. Часто заседали только члены думы, управлявшие приказами и потому постоянно жившие в Москве, и в таком случае дума представляла как бы комитет министров.

О том, как велись дела в думе, мы знаем мало. Известно, что собирались в думу поутру, часов с 7-ми, после заседания шли к обедне и затем разъезжались по домам, вечером собирались снова и заседания тянулись часов до 11-ти вечера. Иноземец Флетчер сообщает, что заседания думы были три раза в неделю, в XVII в. заседания бывали, по-видимому, ежедневно. Председательствовал в думе царь, а в его отсутствие один из бояр – первосоветник. Рассаживались члены по степени знатности. Обыкновенно слушались доклады начальников приказов, докладчиками были сами начальники, преимущественно дьяки. Если предложение делал сам царь, то предлагал присутствующим высказаться. Прения иногда бывали очень оживленными. Приговоры думы записывались и скреплялись: более важные – всеми дьяками, а те, что имели частный характер – одним, к ведомству которого данный приговор относился.

Когда царь уезжал из Москвы, дума сопровождала его, но в городе оставались начальники приказов и еще несколько членов думы, составляя комиссию. Эта комиссия при Алексее Михайловиче разбирала текущие тяжебные дела и при Федоре Алексеевиче обратилась в постоянное учреждение, получившее название «Расправной Золотой или Разрядной палаты». При Петре I дума до учреждения сената заседала в Москве (под названием боярской или министерской консилии) и вела внутренние дела, собираясь чаще всего в ближней канцелярии, почему иногда и называлась этим именем. Но это был уже только обломок прежней думы. Скоро и она перестала действовать.

См. Ключевский, «Боярская дума древней Руси»; Владимирский-Буданов, «Обзор истории русского права»; Сергеевич, «Русские юридические древности». 

 

rushist.com

боярская дума - это... Что такое боярская дума?

 боярская дума боя́рская ду́ма

1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц. 2) В период раздробленности Руси совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В Русском государстве конца XV — начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

* * *

БОЯРСКАЯ ДУМА БОЯ́РСКАЯ ДУ́МА, высший совет из представителей аристократии при русском государе в 10 — начале 18 века. Деятельность Боярской думы имела законосовещательный характер. Она обсуждала вопросы законодательства, внешней политики, государственного устройства, религии. В Киевской Руси (см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО) в думе князь совещался с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками родоплеменной знати), иногда в думе присутствовали высшие представители духовенства. Боярская дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С 11 века вследствие формирования единого боярского сословия в боярскую думу стали входить только бояре. В период раздробленности на Руси боярские думы играла значительную роль в управлении делами княжеств, члены думы обладали определенной политической силой и могли влиять на решения князя. В Северо-Восточной Руси в 14—15 веках в Боярскую думу входили путные бояре и лица административного управления (тысяцкий, окольничий, дворецкий). С начала 15 века в Боярской думе появились введенные бояре (большие бояре) — представители высшего боярского слоя, постоянные советники князя, исполнители важнейших поручений. С конца 15 века Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В неё входили думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне (с начала 16 в.) и несколько позже думные дьяки. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати, но их привилегированное положение было значительно ослаблено реформами 1550-х годов и опричниной. Тем не менее, во второй половине 16 и 17 веке в условиях сословно-представительной монархии Боярская дума в известной степени разделяла власть с царем. В 16 и особенно в 17 века состав Боярской думы пополнялся в значительной степени за счет бюрократического элемента, послушного царской воле. Во второй половине 17 века значение Боярской думы сокращается. С образованием Сената в 1711 году Боярская дума была ликвидирована.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • бояре
  • Боярская писаница

Смотреть что такое "боярская дума" в других словарях:

  • Боярская Дума — высший совет из представителей аристократии при русском государе в 10 начале 18 века. Деятельность Боярской думы имела законосовещательный характер. Она обсуждала вопросы законодательства, внешней политики, государственного устройства, религии. В …   Политология. Словарь.

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружины, близких родственников и др. 2) В период раздробленности княжеских владений совет знатных вассалов при князе. 3) В Русском государстве конца 15 начала 18 вв.… …   Русская история

  • Боярская дума — в Русском государстве в X начале XVIII в. высший совет при великом князе, а с 1547 г. при царе. Состоял из представителей аристократии (крупнейших феодалов), его деятельность имела законосовещательный характер. В период феодальной раздробленности …   Энциклопедия права

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — 1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве… …   Юридический словарь

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старших дружины и других близких к нему лиц. 2) В период удельной раздробленности (12 15 вв.) совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В русском… …   Современная энциклопедия

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА..1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц2)] В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах3) В Русском централизованном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Боярская дума — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старших дружины и других близких к нему лиц. 2) В период удельной раздробленности (12 15 вв.) совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В русском… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — 1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве… …   Юридическая энциклопедия

  • Боярская дума — Наименование: боярская дума не встречается в древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных терминов ( бояре думающие ). Боярскою думою назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем)… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Боярская дума — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Боярская Дума — Царь Михаил Фёдорович и бояре Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Самостоятельной роли боярская дума не играла …   Википедия

dic.academic.ru

Боярская дума древней Руси

«Московская боярская дума по своему устройству и характеру деятельности была созданием того же факта, который послужил походной точкой истории самого Московского государства. Это государство началось военным союзом местных государей Великороссии под руководством самого центрального из них, союзом, вызванным образованием великорусской народности и ее борьбой за свое бытие и самостоятельность. Дума стала во главе этого союза с значением военно-законодательного совета местных союзных государей с их вольными слугами боярами, собравшихся в Москве под председательством своего вождя»

 

В.О. Ключевский

Василий Осипович Ключевский углубился в работу над докторской диссертацией «Боярская дума древней Руси» в 1872 году, сразу после получения магистерского звания, и это фундаментальное исследование заняло у него почти 10 лет напряженного труда. В 1880–1881 гг. отрывки из готовящейся книги начали появляться в журнале «Русская мысль» и уже тогда стали событием в отечественной исторической науке. В 1882 году Ключевский, наконец, посчитал свою работу завершенной и блестяще защитил ее в Московском Университете.

Тогда же «Боярская дума древней Руси» была впервые издана отдельной книгой.

Называя Боярскую думу «маховым колесом древнерусской администрации», Ключевский дает колоссальную панораму общественной жизни Руси с древних времен до конца XVII века.

Образование городов вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI – XVII веков, – все это снабжается обстоятельным социально-экономическим анализом.

Именно этот аналитический подход становится общепризнанным методом исторического исследования и выдвигает В.О. Ключевского на роль влиятельного общественного деятеля, чья оценка прошлого страны формирует отношение общества к современным событиям. Уже вскоре вокруг В.О. Ключевского складывается целая научная школа, последователями которой становятся известные русские историки М.К. Любавский, П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер и др.

В статье, посвященной работам В.О. Ключевского и его роли в отечественной исторической науке, профессор Казанского университета Николай Николаевич Фирсов (1864–1934) писал: «Принявшись за исследование одного из важнейших учреждений древней Руси, именно – Боярской Думы, Ключевский первый из русских историков неразрывно связал историю учреждения с историей общественных классов, с основными процессами в жизни страны. В результате получилось не одно специальное исследование, свидетельствовавшее о высоком даре анализа и глубоких познаниях в первоисточниках, но и тонко нарисованная синтетически-художественная картина.

Перед читателем «Боярской Думы» проходят как живые типические фигуры древнерусской истории: тут и удельный князь хозяин-скопидом, и шумливый, но крепко зажатый в капиталистическом кулаке новгородский мужик – «вечник», и московский боярин – князь, знающий себе правительственную цену, гордый своим ярославским генеалогическим прошлым и желчно порицающий царское самовластие, тут и сам московский царь, правящий вместе с боярами, посылающий их в «дальнеконечные» походы, а при личном благодушии, в сердитую минуту выталкивающий их из заседания Думы, тут и «хрестьянин» – вечный плательщик, старающийся укрыться, «избыть» платежа, но постоянно улавливаемый, становившейся всё чаще и чаще фискальною сетью, – царский «сирота».

 

Документ из Личного фонда В.О.Ключевского (№ 4). Научный архив Института истории Российской академии наук.

www.runivers.ru

БОЯРСКАЯ ДУМА - это... Что такое БОЯРСКАЯ ДУМА?

 БОЯРСКАЯ ДУМА БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старших дружины и других близких к нему лиц. 2) В период удельной раздробленности (12 - 15 вв.) совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В русском государстве конца 15 - начала 18 вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера.

Современная энциклопедия. 2000.

  • БОЯН
  • БОЯРСКИЙ

Смотреть что такое "БОЯРСКАЯ ДУМА" в других словарях:

  • Боярская Дума — высший совет из представителей аристократии при русском государе в 10 начале 18 века. Деятельность Боярской думы имела законосовещательный характер. Она обсуждала вопросы законодательства, внешней политики, государственного устройства, религии. В …   Политология. Словарь.

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружины, близких родственников и др. 2) В период раздробленности княжеских владений совет знатных вассалов при князе. 3) В Русском государстве конца 15 начала 18 вв.… …   Русская история

  • Боярская дума — в Русском государстве в X начале XVIII в. высший совет при великом князе, а с 1547 г. при царе. Состоял из представителей аристократии (крупнейших феодалов), его деятельность имела законосовещательный характер. В период феодальной раздробленности …   Энциклопедия права

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — 1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве… …   Юридический словарь

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА..1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц2)] В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах3) В Русском централизованном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Боярская дума — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старших дружины и других близких к нему лиц. 2) В период удельной раздробленности (12 15 вв.) совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В русском… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — 1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве… …   Юридическая энциклопедия

  • Боярская дума — Наименование: боярская дума не встречается в древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных терминов ( бояре думающие ). Боярскою думою назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем)… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Боярская дума — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Боярская Дума — Царь Михаил Фёдорович и бояре Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Самостоятельной роли боярская дума не играла …   Википедия

dic.academic.ru

Боярская Дума - это... Что такое Боярская Дума?

 Боярская Дума Боярская Дума

высший совет из представителей аристократии при русском государе в 10 - начале 18 века. Деятельность Боярской думы имела законосовещательный характер. Она обсуждала вопросы законодательства, внешней политики, государственного устройства, религии. В Киевской Руси в думе князь совещался с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками родоплеменной знати), иногда в думе присутствовали высшие представители духовенства. Боярская дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С 11 века вследствие формирования единого боярского сословия в боярскую думу стали входить только бояре. В период раздробленности на Руси боярские думы играла значительную роль в управлении делами княжеств, члены думы обладали определенной политической силой и могли влиять на решения князя. В Северо-Восточной Руси в 14-15 веках в Боярскую думу входили путные бояре и лица административного управления (тысяцкий, окольничий, дворецкий). С начала 15 века в Боярской думе появились введенные бояре (большие бояре) - представители высшего боярского слоя, постоянные советники князя, исполнители важнейших поручений. С конца 15 века Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В неё входили думные чины - бояре, окольничие, думные дворяне (с начала 16 в.) и несколько позже думные дьяки. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати, но их привилегированное положение было значительно ослаблено реформами 1550-х годов и опричниной. Тем не менее, во второй половине 16 и 17 веке в условиях сословно-представительной монархии Боярская дума в известной степени разделяла власть с царем. В 16 и особенно в 17 века состав Боярской думы пополнялся в значительной степени за счет бюрократического элемента, послушного царской воле. Во второй половине 17 века значение Боярской думы сокращается. С образованием Сената в 1711 году Боярская дума была ликвидирована.

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

  • Бояре
  • Братства

Смотреть что такое "Боярская Дума" в других словарях:

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружины, близких родственников и др. 2) В период раздробленности княжеских владений совет знатных вассалов при князе. 3) В Русском государстве конца 15 начала 18 вв.… …   Русская история

  • Боярская дума — в Русском государстве в X начале XVIII в. высший совет при великом князе, а с 1547 г. при царе. Состоял из представителей аристократии (крупнейших феодалов), его деятельность имела законосовещательный характер. В период феодальной раздробленности …   Энциклопедия права

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — 1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве… …   Юридический словарь

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старших дружины и других близких к нему лиц. 2) В период удельной раздробленности (12 15 вв.) совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В русском… …   Современная энциклопедия

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — БОЯРСКАЯ ДУМА..1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц2)] В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах3) В Русском централизованном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Боярская дума — БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старших дружины и других близких к нему лиц. 2) В период удельной раздробленности (12 15 вв.) совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) В русском… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БОЯРСКАЯ ДУМА — 1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве… …   Юридическая энциклопедия

  • Боярская дума — Наименование: боярская дума не встречается в древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных терминов ( бояре думающие ). Боярскою думою назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем)… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Боярская дума — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Боярская Дума — Царь Михаил Фёдорович и бояре Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Самостоятельной роли боярская дума не играла …   Википедия

dic.academic.ru

БОЯРСКАЯ ДУМА - это... Что такое БОЯРСКАЯ ДУМА?

 БОЯРСКАЯ ДУМА

БОЯРСКАЯ ДУМА, 1) в Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружины, близких родственников и др. 2) В период раздробленности княжеских владений совет знатных вассалов при князе. 3) В Русском государстве конца 15 - начала 18 вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

Источник: Энциклопедия "Отечество" высший совет при князе (с 1547 — при царе) в Русском государстве X — н. XVIII в. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент имел в этом учреждении господствующее место. У Иоанна III дума состояла из 13 бояр, 6 окольничих, 1 дворецкого и 1 казначея. У Иоанна IV — 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей, 8 думных дворян. Были, конечно, и дьяки, которых значение при способностях и доверии государя иногда возрастало до огромной степени. Аристократия имела особые преимущества для поступления в думу. Наиболее знатные роды (бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического элементов — открывался ход в думные дворяне и думные дьяки. Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь призывал к себе или несколько ближних бояр и окольничих, или выходил в общее собрание думы. Приговор по делу писался дьяком по формуле: «Государь указал и бояре приговорили». Случалось, что государь поручал думе решить дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения. Л. А. ТихомировИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

.

dic.academic.ru