Open Library - открытая библиотека учебной информации. Живопись древней руси кратко


Изобразительное искусство в древней Руси

Архитектура древней Руси

rus3

Искусство и архитектура на Руси развивалось на основе истории и традиций древнерусского народа и его творческих навыков. Созданные в период Руси все виды искусства имели в основном религиозный характер.

Правила застройки городов были изложены в так называемой «Кормчей книге» — сборнике законов, включавшие как древнерусские законоположения о градостроительстве, так и византийские. По назначению архитектура делилась на жилую, культовую и оборонную. В основном, это были двухкамерные дома с жилыми помещениями. Большинство таких домов имели нижней хозяйственный этаж который, немного углублялся в землю.

С распространением христианства в городской застройке преобладает культовая архитектура — строительство храмов. Древнерусские князья понимали, что храм — это не только дом Божий, но и прекрасная возможность украсить и прославить свой столичный град. Всего было построено около 10 тыс. крупных и малых храмов. Первые храмы были деревянными, и поэтому не дожили до современности.В древнерусском храмовом строительстве царила так называемая крестово-купольная конструкция. Ее начальный период можно отнести к началу второго тысячелетия нашей эры. Такие знаменитые сооружения как церковь Богородицы и Спасский собор (построен князем Мстиславом Владимировичем и сохранился почти в первозданном виде), были уникальны по тем временам.

Многие храмы возводились греческими мастерами, вроде Константинопольского собора Святой Софии. По типу — это крестово-купольный храм. Собор увенчан тринадцатью куполами (Христос и 12 апостолов) . При соборе была основана библиотека и скрипторий (мастерскую по переводу и переписывание книг).

Что касается оборонной архитектуры, то в городах существовали артели «огородников» — строительных городских укреплений. Строились высокие, крепкие оборонительные конструкции, ставшие эффективной защитой от чужеземного нашествия.

Живопись на Руси

husdt

На Руси живопись распространился в форме монументальных настенных росписей — мозаик и фресок. Техника последних, была заимствована у византийских мастеров, но древнерусские художники наделили ее новыми элементами и стилистическими изображениями.Мозаичные отделки украшают главный алтарь и купол собора. Это — изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и фигура Богоматери-заступницы Марии-Оранты — Софии-Премудрости Божией, как хранительницы Киева и всей Руси.

Иконопись

iconaПервые иконы были привезены на Русь из Византии и Болгарии. Становления иконописи в Киевской Руси приходится на вторую половину 12 столетия. Первыми русскими иконописцами были Григорий и Алипий. Известной в это время была Печерская иконописная мастерская. Среди икон, самой почитаемой была икона Богородицы, привезенной в конце 11века из Византии в Вышгород, ее назвали «Владимирская Богоматерь».

Книжное ремесло

rusbookОригинальным видом искусства было искусство книжной миниатюры. Рукописная книга художественно разукрашивалась, ее текст украшали инициалами и переплетали узорчатыми оправами.

Достопримечательностями древнерусских рукописей, которые сохранились до наших дней является «Остромирово Евангелие», написанное в XI в. в княжение Изяслава Ярославича для новгородского посадника Остромира и «Изборник Святослава» (1073 гг.). Памятниками этого времени. Интересным образцом древнерусской книжной графики является «Оршанское Евангелие», написанное незадолго до монголо-татарского нашествия.

Шитье

Шитье достигает высокого художественного уровня и даже распространяется за пределами Киевской Руси. Внучкой Ярослава Мудрого Анной-Янкой был основан при Андреевском монастыре в Киеве школу, где обучали искусству вышивки золотом и серебром.

Древнерусском шитье свойственна одежды, кроме декоративной ценности, несла символическую функцию. Узор приобретал чудодейственную силу. Он размещался вокруг шеи, на предплечьях рукавов, что было как бы чествованием трудолюбивых рук.

art-tovar.ru

Изобразительное искусство Древней Руси

12.09.2014

Период в истории русского искусства, открывшийся с возникновением Киевского государства в IX в. и продолжавшийся вплоть до Петровских реформ начала XVIII в., принято называть древнерусским. В 1000-летней истории страны на его долю приходится более семи веков. Затянувшееся Средневековье — результат особенностей исторического пути России. Древнерусское искусство развивалось по-своему динамично, ему мы обязаны высочайшими взлетами национального художественного гения.  О дохристианском периоде Древней Руси известно мало, памятников IX — X вв. почти не сохранилось. Но о достаточно высоком уровне эстетической культуры свидетельствует сам факт способности Руси тонко чувствовать и ценить прекрасное. Летописный рассказ «Повести временных лет» о выборе веры и восхищении послов князя Владимира красотой храма Святой Софии Константинопольской мог бы стать эпиграфом ко всему древнерусскому искусству, центральной темой которого было переживание красоты как святости.

Приняв христианство, Русь уже к XI в. становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства. Архитектура и живопись Руси домонгольского периода теснейшим образом связаны с усвоением и творческой переработкой византийской художественной традиции. Вместе с тем рано обнаруживается своеобразие и самобытность русского творчества. Примером может служить ансамбль фресок Софийского собора (1037) в Киеве, включавший уникальные композиции светского содержания, которые сохранились на стенах и столпах двух лестничных башен. Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, борцов, всадников. Главной композицией фресковых росписей Софии был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа против алтаря. Сам Ярослав был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Монументальная живопись Новгорода домонгольского периода свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях. Обращение к романскому искусству сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность.

Во второй половине XII в. новгородская живопись (фрески Аркажской церкви и храма Георгия в Старой Ладоге) подобно архитектуре вырабатывает собственные характерные черты. Скупыми живописными средствами создавались сильные, выразительные образы, исполненные непосредственности и прямоты чувств. Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице, погибшие в годы Отечественной войны, являли собой законченный ансамбль, дающий представление о составе, композиционном строе, характере новгородской живописи домонгольского периода. Фрески, не считаясь с архитектурным членением храма, подобно цветистому ковру покрывали нередицкую церковь сверху донизу.

Сложная по своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной цельностью. Здесь ясно выступали характерные особенности новгородской живописи — конкретность трактовки событий священной истории и предельная выразительность образов. Дмитриевский собор (1193—1197), построенный Всеволодом в честь своего покровителя Святого Дмитрия Солунского во Владимире, расписывали константинопольские мастера. Уцелели росписи сводов под хорами. Живопись собора представляет собой выдающееся произведение византийского искусства.

Особый раздел искусства домонгольской эпохи — иконопись. Памятников до нас дошло очень мало, но все они высочайшего художественного качества. Первые иконы были привезены на Русь из Царьграда. Работавшие в стране греческие иконописцы воспитали первое поколение русских учеников. Через византийцев русские прикоснулись к античной традиции. В домонгольской иконописи ясно прослеживается общая линия развития византийско-балканского искусства. Однако, как ни сильно и плодотворно было воздействие на древнерусскую иконопись византийской, это не исключало между ними расхождений, которые проявились уже в древнейший период.

Ранние иконы отличаются не характерными для Византии большими размерами, подчеркнутой монументальностью. В них царит эпическое спокойствие, изображены величественно-спокойные фигуры с устремленным на зрителя взглядом. К господствующему византийскому направлению принадлежат такие великолепные произведения, как «Спас Нерукотворный» (с «Поклонением кресту» на обороте), «Устюжское Благовещение», «Ангел Златые Власы».

Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного XII в. была написана в Новгороде. Согласно легенде о Нерукотворном образе изображение возникло по воле самого Иисуса Христа в помощь страждущему человеку, поэтому лик Спаса Нерукотворного часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах. Иконописцу удалось передать в образе Спаса соединение человеческого и божественного, недоступного. Мощной линией с предельной ясностью выведены благородные черты лика. Подтверждая его особую природу, поверхность живописи сияюща и непроницаема, написана теплым тоном, абсолютно слитными мазками — «плавями».

В основе «Устюжского Благовещения» лежит образец, восходящий к раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены здесь участники события — архангел Гавриил и Богородица. Отсутствуют детали, обозначающие место действия. «Устюжское Благовещение» являет собой пример глубокой символики средневекового искусства. Вместе с тем это произведение дает возможность почувствовать особенности иконописи домонгольского периода, ее торжественный монументальный строй. В самой моделировке фигур и ликов чувствуются отзвуки эллинистического искусства. Но то внимание, которое художник уделяет силуэтам, уже свидетельствует о господстве принципа плоскостности, свойственного древнерусской живописи.

Высокие традиции византийской живописи русский мастер использовал органически и плодотворно, истолковывая их по-своему. Икона «Богоматерь Великая Панагия» (Всесвятая), называемая по месту происхождения «Орантой Ярославской», по одной из гипотез, вызванных к жизни необычайной значительностью произведения, написана первым легендарным русским живописцем Алимпием. Икона удивляет яркостью колорита, обилием золота, скульптурной отточенностью форм, торжественной священной неподвижностью. «Богоматерь Великая Панагия» из Ярославля уникальна.

Икона Дмитрия Солунского на троне довольно точно воспроизводила композицию греческого образца. Однако русский мастер стилистически переработал его путем усиления линейных акцентов. По-новому трактован и сам образ Дмитрия, в котором как бы воплощен русский воинский идеал. Легенда, по-видимому, не случайно связывает икону с личностью великого князя Всеволода (Дмитрия) Большое Гнездо. По сравнению с этим могучим образом святые воины на византийских иконах выглядят не только отрешенно-идеальными, но и значительно менее сильными. Наряду с влиянием Византии в древнерусском искусстве домонгольской поры можно наблюдать и иные устремления, связанные с народным искусством, выработкой собственных художественных идеалов.

8-poster.ru

Живопись Древней Руси

История Живопись Древней Руси

просмотров - 68

Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней Руси, практически во всœех из них я не нашел ничего про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живопись всœе же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Короче говоря, хотя я хотел показать истинно древнерусскую культуру мне всœе же придется рассмотреть христианскую русскую живопись, к примеру, иконы.

"Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсœем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определœен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. По этой причине в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».

Прежде всœего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета͵ куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа͵ и Ветхого Завета , содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую истину широкий круг произведений, созданных в течение веков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель и самой Древней Руси. В данный круг прежде всœего входят апокрифы – древнейшие повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым и событиям их жизни.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истинœе этого слова, к глубинœе того вероучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всœех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

"Образ" по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово "икона" стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, ᴛ.ᴇ. образом, воплотившим слово, является всœе созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книᴦ. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Но со временем и искусство всœего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателœей сама Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуры. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западноевропейского типа.

Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается,– как любые другие обычные события человеческой жизни. В приближении к повсœедневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали для этого особые художественные принципы.

Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в европеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко всœему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала существовать только в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателœей, поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка – Коломбом». Это была книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного общества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к ее культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к народной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина еще продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя», – писал Н.В. Гоголь. И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение.

В начале ХIХ века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всœего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества – былины, сказки, песни. И со времен Пушкина древнерусская литература, древнее литературное творчество народа становятся источником вдохновения для русских писателœей, живым ключом, питающим новую, «европейскую» русскую литературу.

Одновременно с древней литературой открываются и национальные истоки в музыке, начинается собирание и запись народных песен, развивается интерес к древним церковным песнопениям. И русские композиторы от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество.

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит почерпнутые из летописи сведения об их произведениях. Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для более молодых историков, но настоящее приобщение к древнерусской живописи, открытие ее подлинных сокровищ произошло много позже, чем это случилось со словесностью и музыкой.

Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской живописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелœевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы – главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками в древности украшали далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон – в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью – паволокой, и само изображение наносилось на паволоку темперой, т. е. минœеральными красками. А сверху изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70 – 100 лет она темнела настолько, что почти совсœем скрывала находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, ᴛ.ᴇ. способы «расчистки» древней живописи. Но способы эти были достаточно трудоемки, и со временем иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т. е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Зачастую на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений – первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, верхний из которых также был покрыт олифой. В начале ХIХ века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и произведения ХVII века. На всœех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, почерневшую олифу. Иконная чернота стала восприниматься как исходное свойство самой древней живописи..."

Cписок используемой литературы:

1. Андреевсакая Т П, Воронцов А.В История России IX-XVIII вв. Контрольные и проверочные работы.

2. История: 3000 тестов и проверочных работ для поступающих в вузы.

3. Энциклопедия истории России 862-1917. Мультимедийная программа. – Коминфо, 1997-2001.

4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: "Изобразительное искусство", 1983. - 262 с.

5.Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М.: "Русский язык", 1990. - 269 с.

Читайте также

  • - Живопись Древней Руси

    Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней Руси, практически во всех из них я не нашел ничего про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Архитектура и живопись Древней Руси. Религиозная живопись Древней Руси

    Искусство и развлечения 2 декабря 2014

    Развитие живописи и архитектурного храмового стиля России берут своё начало в глубине веков. В 988 году Киевская Русь вместе с принятием христианства получила огромное культурное наследие Византийской Империи, сочетающей в себе черты сверкающей пышности Востока и аскетическую простоту Запада. В процессе синтеза этого многостороннего художественного стиля и специфического самобытного искусства сформировались архитектура и живопись Древней Руси.

    живопись древней руси

    Исторические предпосылки развития самобытного стиля архитектуры и живописи Древней Руси

    Живопись Древней Руси как памятник дохристианской культуры неизвестна современным учёным, а скульптура этой эпохи представлена всего несколькими деревянными изваяниями идолов. Так же ситуация обстоит и с архитектурными памятниками дохристианской Руси, скорее всего, по причине того, что они были созданы из дерева и не сохранились на сегодняшний день.

    Живопись на Руси начала переживать своё бурное развитие в 10 веке, когда после внедрения в использование на территории Руси славянской азбуки Кириллом и Мефодием стал возможен обмен опытом между русскими и византийскими мастерами, которых приглашал после 988 года в русские города князь Владимир.

    В начале 11 века ситуация в политической и социальной сферах древнерусского государства сложилась таким образом, что языческая религиозная составляющая начала насильно выводиться правящим сословием из всех сфер общественной жизни. Таким образом, архитектура и живопись Древней Руси начали своё развитие именно из влившегося в эту среду византийского наследия.

    Предпосылки развития стилевых особенностей архитектуры

    Архитектура и живопись Древней Руси как целостный стилевой ансамбль появились под непосредственным влиянием архитектуры Византии, которая синтезировала формы античных храмовых построек, постепенно сформировав известный с 10 века тип крестово-купольного храма, сильно отличавшийся от раннехристианских базилик. Перенося купола на полукруглые жёсткие рёбра четырёхугольного основания храма, применяя новейшую разработанную "парусную" систему поддержки купола и облегчения его давления на стены, византийские архитекторы добились максимального расширения внутренного пространства храма и создали качественно новый тип христианской храмовой постройки.

    Описанные выше особенности проектирования относятся к храмам, в основании которых лежит так называемый "греческий крест", представляющий собой пять квадратов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга.

    Намного позже - в 19 веке - в России сформируется так называемый "псевдовизантийский" стиль храмовых построек, в которых купола приземистой формы расположены на низких барабанах, опоясанных оконной аркадой, а внутреннее пространство храма представляет единую площадь, не разделённую пилонами и крестовыми сводами.

    архитектура и живопись древней руси

    Видео по теме

    Предпосылки развития стилевых особенностей живописи

    Живопись Древней Руси как самостоятельный тип художественного декорирования храмов оформилась после того, как на эту территорию после крещения Руси привезли свой иконописный опыт приглашённые византийские мастера. Поэтому многочисленные настенные росписи и фрески первых христианских храмов домонгольского периода неразличимы по русскому и византийскому происхождению.

    В теоретическом плане прекрасно иллюстрирует иконопись, живопись Древней Руси Успенский Собор Киево-Печёрской Лавры, работы в котором принадлежат кисти византийских мастеров. Сам храм не сохранился, однако о его внутреннем декорировании известно по описанию, зафиксированном в 17 веке. Приглашённые иконописцы остались в монастыре и положили начало обучению своему ремеслу. Преподобные Алипий и Григорий были первыми русскими мастерами, вышедшими из этой иконописной школы.

    Таким образом, искусство, иконопись, живопись Древней Руси ведёт свою теоретическую и методическую преемственность от древних знаний восточных мастеров.

    Специфика архитектурно-строительного типа жилых и храмовых построек Древней Руси

    Культура Древней Руси, живопись, иконопись и архитектура которой представляют собой единый ансамбль, мало затронула архитектуру общественных и жилых построек, которые продолжали выполняться либо типовыми теремными зданиями, либо крепостями. Византийские архитектурные нормы не предполагали какой-либо практической защиты комплекса зданий или каждого из них в отдельности от атак неприятеля. Искусство Древней Руси, живопись и архитектуру которого можно показать на примере псковских и тверских монастырских построек, ориентировано на их конструктивную защищенность, облегченность купольных частей здания с максимальньным утолщением несущих конструкций.

    живопись на руси

    Культовая древнерусская живопись

    Культура Древней Руси, живопись которой прогрессировала под всесторонним влиянием византийского искусства, окончательно оформилась к концу 15 века, вобрав в себя все его самые яркие специфические качества и ассимилировавшись с самобытными художественными древнерусскими техниками. И хотя некоторые виды изобразительного искусства, такие как художественное шитье и резьба по дереву, были известны древнерусским мастерам, наиболее широкое распространение и развитие в лоне культового искусства они получили именно после прихода на Русь христианства.

    Православная культура Древней Руси, живопись которой представлена не только храмовыми фресками и иконописью, но и лицевым шитьем и резьбой, отражающими символы веры и использовавшимися в быту мирскими людьми, оставила отпечаток на внутреннем убранстве зданий и декорировании их фасадных частей.

    Разнообразие и состав красок

    Монастыри и иконописные мастерские Древней Руси были местом сосредоточения научных достижений и экспериментов в области химии, так как в них вручную из различных ингридиентов изготавливались краски.

    В миниатюрной живописи на пергаменте и иконописи мастера применяли преимущественно одни и те же краски. Ими являлись киноварь, лазурит, охра, свинцовые белила и другие. Таким образом верной своим практическим навыкам осталась живопись Древней Руси: древняя живопись Византии не смогла полностью заместить местные способы получения красок.

    Однако в каждой конкретной технике живописи были и есть свои излюбленные приёмы и методы - как изготовления самой краски, так и способов её нанесения на поверхность.

    культура древней руси живопись

    Согласно новогородскому иконописному подлиннику 16 века, наибольшим предпочтением у мастеров пользовались киновари, лазори, белила, празелень. В подлиннике также впервые появились названия этих цветов - жёлтая, красная, чёрная, зелёная.

    Белила, как самая популярная краска, чаще всего употреблялась в колористических смесях, служила для нанесения пробелов и "разбеливания" других красок. Белила изготавливались в Кашине, Вологде, Ярославле. Метод их изготовления заключался в окислении свинцовых полосок уксусной кислотой с дальнейшей промывкой получившегося белого колера.

    Основным компонентом "лицевого письма" в иконописи по сей день является охра.

    Живопись Древней Руси, также как и её византийский эталон, предполагала использование разнообразного колористического материала в написании святых обликов.

    Одной из основных широкоиспользуемых красок была киноварь - сернистый сульфид ртути. Киноварь добывалась на известнейшем в Европе русском Никитинском месторождении. Изготовление краски происходило в процессе растирания киновари с водой, с последующим растворением в ней сопутствующего в руде колчедана и пирита. Киноварь могла быть заменена более дешёвым суриком, получаемым путём обжига свинцовых белил.

    Лазорь, как и белила, предназначалась для написания пробелов и получения тонов других цветов. В прошлом основным источником лазурита были месторождения Афганистана. Однако с 16 века появилось большое количество способов получения синего пигмента из ляпис-лазури.

    Наряду с этими основными красками, в русской иконописи использовались бакан, червлень, празелень, зелень, ярь-медянка, крутик ("синило"), голубец, санкирь (коричневатые тона), багор, рефть, дичь. Терминология древнего живописца обозначала все краски различными словами.

    Художественная манера древнерусской иконописи

    В каждом территориально-целостном государственном объединении происходит определённая консолидация художественно-эстетических норм, которые в дальнейшем утрачивают некоторую связь с эталонным образцом. Такой обособленной и саморазвивающейся сферой национально-культурного проявления является и живопись Древней руси. Древняя живопись больше других областей искусства подвержена техническому и визуальному изменению, поэтому отдельно стоит сказать об её особенностях, тесно связанных с архитектурой и методами письма.

    Монгольское нашествие разрушило большую часть иконописных и фресковых памятников Древней Руси, подорвав и приостановив процесс написания новых произведений. Однако определённую картину прошлого возможно восстановить по сохранившимся документам и скудным археологическим памятникам.

    живопись древней руси кратко

    Из них известно, что в эпоху домонгольского нашествия монументальная живопись Древней Руси оказывала значительное влияние на иконопись своими техническими приёмами - лаконичностью композиционного построения и сумрачным сдержанным колоритом - однако уже к 13 веку этот колорит начинает сменяться яркими тёплыми цветами. Таким образом, византийская техника иконописи к 13 веку проходит процесс преломления и ассимиляции с такими древнерусскими национальными художественными приёмами, как свежесть и яркость цветовой гаммы, ритмический композиционный строй и непосредственность цветового выражения.

    В эту эпоху трудятся самые известные мастера, донёсшие до современности живопись Древней Руси - кратко этот список можно представить митрополитом Московским Петром, архиепископом Ростовским Феодором, преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

    Особенности древнерусской фресковой живописи

    Фресковая живопись на Руси не существовала до прихода христианства и была полностью заимствована из византийской культуры, в процессе ассимиляции и развития несколько видоизменив имеющиеся византийские приёмы и техники.

    Для начала стоит сказать, что культура Древней Руси, живопись которой до того существовала в виде мозаики, видоизменила использование штукатурных подготовительных материалов, применяя подмозаичное известняковое основание под фреску, и к концу 14 века произошёл переход от древних византийских техник письма и изготовления материалов - к новым исконно русским приёмам фресковой живописи.

    Среди в корне изменившихся процессов изготовления оснований и красок можно выделить появление штукатурки, созданной исключительно на основе чистого известняка, прежде разбавляемой для прочности кварцевым песком и мраморной крошкой. В случае русской живописи штукатурное фресковое основание - левкас - изготавливалось путём длительного выдерживания извести в смеси с растительными маслами и клеем.монументальная живопись древней руси

    Древнерусское лицевое шитьё

    После 988 года, с приходом византийскийх традиций в живопись Древней Руси, древняя живопись получила широкое распространение в области культовой обрядовой области, особенно в лицевом шитье.

    Немало этому способствовали царицыны мастерские, функционировавшие под покровительством великих княгинь Софьи Палеолога, Соломонии Сабуровой, цариц Анастасии Романовой и Ирины Годуновой.

    Лицевое шитьё как религиозная живопись Древней Руси имеет очень много общих композиционных и графических черт с иконой. Однако лицевое шитьё - это коллективный труд, с чётким распределением ролей создателей. Иконописец изображал на полотне лик, надписи и фрагменты одежды, травник - растения. Задний фон вышивался нейтральным цветом; лицо и руки - шёлковыми нитями телесных тонов, в том числе, стяжки располагались по линиям вдоль контуров лица; одежда и окружающие предметы вышивались либо золотыми и серебряными нитями, либо разноцветным шёлком.

    Для большей прочности под вышиваемое полотно подкладывался холст или сукно, под которое крепилась вторая подкладка из мягкой ткани.

    Особенно сложной являлась двухстороння вышивка на хоругви и знамёна. В этом случае шёлковые и золотые нити протыкались насквозь.

    Лицевая вышивка имеет обширное применение - большие пелёна и воздухи украшали храм, подкладывались под иконы, застилали алтарь, применялись на знамёнах. Во многих случаях полотна с ликами святых крепились на ворота храма или дворца, а также внутри приёмных залов.живопись древней руси древняя живопись

    Территориальная вариативность древнерусского искусства

    Культура Древней руси - живопись, иконопись, архитектура - имеет некоторую территориальную вариантивность, затрагивающую как декорированность храмов, так и архитектурно-строительные особенности зданий.

    Например, искусство Древней Руси, живопись которой подразумевает использование в качестве украшений внутреннего убранства храмов либо мозаики, либо фрески, прекрасно раскрывается на примере собора Софии Киевской. Здесь наблюдается свободное сочетание и мозаичной, и фресковой живописи, при обследовании храма выявилось два слоя грунта. В церкви Преображения села Большие Вяземы все штукатурные основания выполнены из чистой извести без наполнителей. А в Спасском соборе Спасо-Андрониевского монастыря в качестве связующего звена штукатурного левкаса выявлен кровяной альбумин.

    Таким образом, можно заключить, что особенность и неповторимость древнерусского искусства заключается в его территориальной ориентированности и индивидуально-личностных предпочтениях и умениях русских художников передавать цвет и характер идеи согласно его национальным нормам.

    Источник: fb.ru

    Комментарии

    Идёт загрузка...

    Похожие материалы

    Искусство Древней Греции: музыка и живописьНовости и общество Искусство Древней Греции: музыка и живопись

    Искусство Древней Греции развивалась на протяжении очень длинного временного отрезка, именно поэтому оно настолько интересно, необычно и многогранно. Вся древнегреческая культура делится на пять периодов: Ранняя Греци...

    Что такое нрав? Быт и нравы Древней РусиНовости и общество Что такое нрав? Быт и нравы Древней Руси

    Многие слышали выражение: «Какой у него буйный нрав!» Или: «Мне эта девушка по нраву». Так что такое нрав?Если сказать очень кратко, то это принятые в обществе нормы поведения и морали. ...

    Князья и княжества Древней Руси в период раздробленностиОбразование Князья и княжества Древней Руси в период раздробленности

    После смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году на Руси начался процесс распада прежде единого государства. Схожие события происходили и в Западной Европе. Это была общая тенденция феодального Средневековья....

    Первые пушки и ружья Древней Руси: трофеи и производствоОбразование Первые пушки и ружья Древней Руси: трофеи и производство

    Вопрос о том, когда появились первые пушки и ружья Древней Руси, далеко не так прост, как кажется. Обороноспособность любой страны напрямую зависит от качества и модернизации оружия, пригодного для обороны государства...

    Культура и быт Древней РусиОбразование Культура и быт Древней Руси

    Уникальное явление - культура и быт Древней Руси. Искусство этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают таки...

    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - чем живёт славянский народОбразование Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - чем живёт славянский народ

    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси – это отдалённые истоки развития современного человека. Даже всеми любимый праздник Ивана Купала, который по сей день радует не только ребят, но и взрослых, праздновался...

    Культура Древнего Египта: кратко об архитектуре и литературеОбразование Культура Древнего Египта: кратко об архитектуре и литературе

    Египет был, пожалуй, самым развитым государством в период первых цивилизаций. Наибольшего расцвета достигла культура Древнего Египта. Кратко представить ее довольно-таки сложно, поскольку античный период, равный 2000 ...

    Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: списокДуховное развитие Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: список

    Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и сверхъестественные силы, помогаю...

    Календарные мифы и представления древних о цикличности жизниДуховное развитие Календарные мифы и представления древних о цикличности жизни

    Мифология – это отражение в сознании людей сложных и часто необъяснимых явлений окружающей действительности. Календарные мифы связаны с одной из наиболее таинственных закономерностей мира – цикличностью жи...

    Мифы и легенды Древнего Египта. Египетские мифы: герои и их описаниеДуховное развитие Мифы и легенды Древнего Египта. Египетские мифы: герои и их описание

    Египетские мифы играли важную роль в жизни населения страны пирамид. Население страны искренне верило, что от героев легенд зависят их судьбы. Египетская мифология берет свое начало задолго до появления развитой цивил...

    monateka.com

    Живопись 12 века на Руси [Древнерусская]

    Основные статьи: Живопись Киевской Руси, Культура Руси 12 века

    Содержание (план)

    Владимиро-Суздальская живопись 12 века

    Владимирская Богоматерь

    Живопись Владимиро-Суз­дальской Руси была тесно связана с традициями византийского ис­кусства. Эту связь обнаруживает уже знаменитая икона Богоматерь Владимирская. Согласно древнему преданию, её привёз из Констан­тинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Впрочем, многие историки не верят легенде и считают, что икона была по­дарком Юрию от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.

    Неизвестный художник сумел соединить в иконе небесное ве­личие сакральных образов с трепетной нежностью матери, ласкаю­щей младенца. Владимирская Богоматерь завораживает своей утон­чённой красотой. Не случайно именно эту икону взял с собой на северо-восток и сделал покровительницей Северо-Восточной Руси тонкий ценитель всякого рода церковной красоты князь Андрей Бо­голюбский.

    Росписи Дмитриевского собора

    Замечательным образцом владимирской мо­нументальной живописи являлись росписи Дмитриевского собора, выполненные около 1195 г. От всего их былого великолепия сохра­нилась лишь самая малая часть — фрагменты композиции «Страш­ный суд». Однако и эти выцветшие от времени фрагменты стоят многого. Необычайно выразительны лица сидящих на престолах апостолов. Каждому из них художник сумел придать индивидуаль­ные черты. А выше, над апостолами, прекрасными небесными виде­ниями витают ангелы...

    Полагают, что в росписях Дмитриевского собора главную роль играл константинопольский мастер. Но вместе с ним работали и вла­димирские художники.

    Икона «Ангел Златые власы»

    Среди примерно полутора десятков первоклассных икон второй половины XII — начала XIII в. отметим икону архангела Гаврии­ла, более известную как «Ангел Златые власы». Крупнейший зна­ток древнерусского искусства В. Н. Лазарев считал, что «это одно из прекраснейших произведений древне­русской живописи... работа выдающегося мастера... который целиком проникся ду­хом византийской эстетики».

    Пышные, тяжёлые волосы, украшен­ные множеством золотых нитей, обрамля­ют прекрасный лик Гавриила. В огромных, полных печали и сострадания глазах небес­ного вестника — надежда на спасение, на новую жизнь в краю, где «несть ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

    Икона «Дмитрий Солунский на троне»

    Царственного величия исполнен образ сидящего на троне святого Дмитрия Солунского — небесного покровителя Всево­лода Большое Гнездо. Полагают, что в об­лике святого воина неизвестный художник изобразил самого Всеволода — сильней­шего из русских князей, «самовластца», в жилах которого текла кровь византий­ских императоров.

    Живопись Новгородской земли 12 века

    Не только во Владимиро-Суздальском княжестве знали толк в хорошей живописи. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

    Роспись церкви Спаса на Нередице

    В Новгороде в самом конце XII в. была расписана церковь Спаса на Нередице. Эти уникальные росписи со­хранялись до Великой Отечественной войны, когда церковь была разрушена прямым попаданием артиллерийского снаряда. Сейчас о достоинствах погибшей росписи можно судить лишь по фотогра­фиям и рисункам. Считается, что эти фрески выполняли новгород­ские мастера, во многом подражавшие грекам.

    Росписи Георгиевской церкви

    В нижнем течении Волхова расположена древняя новгородская крепость Старая Ладога. Здесь среди потемневших стен высится Георгиевская церковь, в которой сохранились росписи конца XII в. Самая известная их композиция — «Чудо Георгия о змие». Образ Георгия Победоносца — героического всадника в красном плаще на белом коне — исполнен необычайного изящества и благородства.

    Картинки (фото, рисунки)

    • Богоматерь Владимирская. Икона XII в.
    • Апостол Матфей. Фреска Дмитриевского собора во Владимире. XII в.
    На этой странице материал по темам:
    • Новгородские живопистцы 12век

    • Живопись 12 в

    • Руси в 12-13 веке сообщение

    • Особенности живописи на руси 12-13 веках

    • Особенности живописи 10-13 века на руси

    Вопросы к этой статье:
    • Сравните особенности живописи Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли.

    wikiwhat.ru