Кольца и украшения Древней Руси. Украшения древней руси


Дамские украшения в Древней Руси.

На Руси богатые люди любили дорогие украшения с драгоценными камнями, редкие ткани, не жалели на них денег, часто демонстрировали. Крестьяне, жившие небогато, позволить себе такой роскоши не могли. Но и простолюдины старались как-то украсить свои одежды, а на праздники надеть всё самое лучшее. Варианты были достаточно разнообразные.

Кокошник

Кокошник — головной убор, являющийся неотъемлемой частью русского традиционного костюма. В «кокошем» наши предки называли курицу и петуха. Отсюда произошло и его название, поскольку по форме он напоминал гребень, полумесяц, опахало или округлый щит. Впервые слово «кокошник» было упомянуто в документах, датированных 17-м веком, однако с начала 10 столетия древнерусские женщины носили очень похожие на них головные уборы.

Крестьянки, не имея возможности украшать кокошники драгоценностями, расшивали их красивыми узорами.

Изначально кокошники носили только замужние женщины, но постепенно эта грань стерлась, и он стал одним из самых популярных элементов народного костюма. Обычные крестьянки не могли позволить себе головные уборы, украшенные дорогими камнями, поэтому они их расшивали различными узорами. Вышитые орнаменты служили своим хозяйкам оберегом, символом плодородия и супружеской верности. Поскольку кокошники стоили дорого, они передавались по наследству от матерей к дочерям.

Кика (кичка)

Наряду с кокошниками популярным головным убором древней Руси считалась кика рогатая. Она представляла собой корону, похожую на месяц, только рогами вверх.

Считалось, что луна определяет судьбу человека и воплощает в себе силу женской энергетики. Таким образом рогатый убор защищал свою хозяйку от дурного глаза и злых духов. Как тонкие рожки молодой луны символизируют плодородие, так и углы короны были женским символом продолжения рода. При этом рога изменялись в зависимости от возраста женщины и ее семейного положения.

Кичка.

Кички бережно хранились и передавались по наследству. Бедные крестьянки украшали их узорами, кружевом, бусинами и даже гранеными стекляшками. Впервые кика упоминается как «чело кичное» в документе, датированным 1328 годом.

Бусы

Не обошлось на Руси и без бус. Зачастую на нить или конский волос были нанизаны крупные бусины одинакового или различного диаметра. Они являлись излюбленным украшением женщин и были в основном стеклянными. До 9-10 веков бусы преимущественно были привозными, поскольку процесс стеклоделия у славян только зарождался, а удовлетворить потребности всех желающих не было возможности.

Изначально бусы не имели большого выбора цветов, но как только мастера научились окрашивать стекло, все изменилось. Особым признанием пользовались зеленые бусины. На них мужья крестьянок иногда выкладывали немалые деньги.

За бусы крестьянки были готовы отдать немалые деньги.

Для изготовления аксессуара использовались различные материалы, такие как металл или камень. Как и другие предметы гардероба традиционного русского костюма, подвески носили магический характер. Они оберегали уязвимые места от нечистой силы, злых духов и дурного глаза.

Ожерелье

Ожерелье получило свое название от слова «жерло», обозначающего шею. Оно имело форму лежачего или стоячего воротника, расшитого камнями или жемчугом. Простые люди не могли себе позволить роскоши, поэтому ожерелья мастерили из металла, бисера или бусин. В древней Руси насчитывалось несколько видов подвесов, отличающихся между собой формой, длиной, орнаментом и плетением. Большим спросом пользовались гайтаны, грибатки и жгуты (колодочки).

Ожерелья.

Носить ожерелье могли не только женщины, но и мужчины. Считалось, что звук, издаваемый подвеской при ходьбе, отпугивает нечистую силу и снимает злые чары. Особо ценились объемные ожерелья из бисера, поскольку крестьяне верили, что стекло позволит сохранить здоровье. Сведения об украшении часто встречаются в документах 17 века, однако первые упоминая о таких подвесах датируются началом 11 столетия.

Колт

Колт — полое украшение, которое изготавливалось из металла. Оно имело форму звезды или круга, и было украшено серебром, чернью, мелкими украшениями в виде шариков или филигранью. В основном орнаменты символизировали плодородие и идею жизни. Предполагается, что в полую часть колта помещался небольшой кусочек ткани, пропитанный благовониями, оберегавший хозяйку от дурных чар.

Так выглядели колты.

Крепилось украшение по бокам головного убора, на уровне висков. Простолюдинам были доступны колты выполненные из бронзы, иногда из серебра или золота. Они тщательно сохранялись в семье и передавались по женской линии.

Височные кольца – усерязи

Популярными женскими прикрасами на Руси считались усерязи. Они имели форму проволочных колец с лопастями или ромбообразными узорами. Их закрепляли на головном уборе, вплетали в волосы, носили в ушах и за ними, прикалывали к ленте. Крестьянские мастера изготавливали их из медных и железных сплавов. Различные формы усерязей определяли происхождение женщины и ее род.

Усерязи.

Крестьянские серьги

До начала 16 века, серьги не были популярными изделиями, однако со временем на них появился большой спрос, породивший появление мастеров-сережечников. Причем их носили не только женщины, но и представители сильного пола. Различие состояло в том, что мужчины, преимущественно воины, надевали серьгу только на одно ухо. Украшения играли роль талисманов и оберегов. С течением времени, ношение сережек меняло свою роль, то теряя, то снова набирая популярность. Крестьянин, носивший одну серьгу в ухе, так показывал свою принадлежность хозяину.

Крестьянские серьги.

Перстни

Одним из самых распространённых украшений на древней Руси были перстни. Их носили мужчины и женщины всех сословий. Самые первые кольца были изготовлены из проволоки. Впоследствии их стали мастерить из сплавов различным металлов, украшая драгоценностями, стеклянными цветными вставками или орнаментом. Им отводилась важная роль в свадебных обрядах. При помощи колец молодожены крепко связывались узами брака. Кроме того, их могли носить в качестве простого украшения, по несколько штук на пальце рук и даже ног.

Древние кольца.

homsk.com

Тайны Планеты: Древние украшения

Посмотрим на археологические находки - древние украшения, способы изготовления некоторых из них до сих пор загадка. На верхнем фото - золотые греческие серьги, изображающие голубя. Изготовлены в 150 – 100 г. до н.э..

Греческая или римская серьга 1 века н.э., изготовленная в технике грануляции. Этой технике более 5000 лет, она известна со времен древних шумеров, но неизвестна современникам. Секрет изготовления зерен до сих пор не известен. Современные ювелиры делают подобные, но не такие и выглядят они, соответственно, по другому.

Подвеска. Древняя Русь. Изготовлена предположительно в 10 веке. 

Подвеска похожа, если учитывать приписываемую хронологию, именно на русское изделие. Ибо идеограмма волка была популярна именно на Руси и у западных славян вообще, откуда пришёл Рюрик. Германцы от верования, передаваемого идеограммой волка, отказались.

Ипостась этого "бога", представленного потом в христианстве в облике Святого Христофора с песьей или волчьей головой, и что его почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Имя "Христофор" переводится как "светоносец", намекая на возобновление жизни и на воскресение.

Золотой Браслет. Найден в России. Изготовлен предположительно - конец XII - начало XIII вв. Золото.Скань, чеканка. Диаметр 6,3 см. Ширина 2,1 см.

В Польше найден медальон, по всей вероятности, датируется X-XI в. и принадлежал князю киевскому Владимиру или кому-то из его окружения. Медальон размером 2,7 см на 1,2 см, изготовлен из белого металла (сплав). На медальоне - растительный орнамент. Такие украшения носили когда-то только высшие королевские слои.

Золотые серьги с жемчугом, найденные в "Городе Давида" в ноябре 2008 года. Раскопки велись ниже стены «Старого города» в Восточном Иерусалиме, Израиль.

Скифское золотое украшение - животное(олень) - подвеска. Длина: 4,9 см, вес: 19,6 g.Период: IV – III века до нашей эры. Еще один интересный предмет, такой изящный и такой древний. Место археологической находки - Северный Иран, кубок, золото, около 800 век до н.э., Национальный музей в Тегеране. Этрусское золотое украшение, 700-650 гг. до н. Золотые серьги с гранатом и жемчугом. 200 г.н.э.  Женские украшения (шейное украшение, серьги семилопастные, перстни пластинчатые). Московская губерния, Московский уезд, село Чернево. Курганы XII в. Раскопки великого князя Сергея Александровича в 1889 г. Бронза; витье, ковка, пайка, чеканка, литье.
Два браслета Рамзеса второго. Инвентарный номер: JE 39873.Материалы: Золото, Лазурит. Новое царство. 19-я династия. Древнегреческий кулон включает изумруды, агат, гранат, аметист. 3-2 века до н.э. Золотое кольцо с изображением Зевса. Из Италии, 50 г. до Н.Э. Золотой оливковый венок. Греция. Ок. 3-го в. до н.э. Золотой греческий браслет изображающий узел Геракла. 3 век до н.э. https://vk.com/club3073135

oxablogg.blogspot.com

Славянские ювелирные украшения XI-XIII веков в рисунках-реконструкциях Олега Федорова

Все больший интерес вызывает тема реконструкций древних ювелирных украшений.  К сожалению, не все украшения славянских женщин, а они достаточно хорошо изучены сегодня, может носить современная женщина. По той простой причине, что зачастую их носили не как самостоятельные украшения, например, серьги, а в составе головного убора. Исторический художник Олег Владимирович Федоров по материалам археологических исследований реконструировал облик древних славянок и способы ношения ювелиных украшений в 11-13 веке.

Художник родился в Омске в 1964 году, окончил ВГИК, работал на киностудии Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ. Отсюда его умение вжиться в эпоху, оживить образы и воссоздать атмосферу подлинной жизни вплоть до мельчайших деталей.

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992 годов. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь БоголюбскаяРусская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII – начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X – начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI – XII вв. Кстати, вятичи и есть коренные москвичи :)) Много их курганов, то есть древних кладбищь, находятся в Царицынском и Филевском парках. Холмы побольше и расположены свободнее, не так тесно как хорогят сейчас.. И во Владимирской области, конечно.

Женщина вятичей (та же самая,  но уже замужняя) в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века – XII век. Здесь о ювелирных инструментах вятичей

Легенда гласит,  что Радим и Вятка были родными братьями - радимичи расселились по реке Соже, а вятичи - на Оке. Височные кольца этих родов отличались - у радимичей семилучевые,  а у вятичей семилопастные. Археолог А.А.Спицын занимался раскопками в этих местах еще в 19 веке.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII – начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века – начало XIII века.

Источник

world-jewellery.livejournal.com

Древние украшения Руси

Клады древней Руси

  • На сегодняшний день известно более 250 древнерусских кладов;
  • Масштабная работа по сохранению и изучению кладов началась в России с 1859 году при Александре II;
  • В коллекции Русского музея находится 10 кладов;
  • Особенность коллекции Русского музея заключается в целостности и сохранности древних украшений.
Горшок с найденными в нём украшениями из Киевского клада 1893 года
Горшок с найденными в нём украшениями из Киевского клада 1893 года

История древнерусских кладов

Судьба дошедших до нас древних украшений неразрывно связана с кладами IX-XIII веков, насчитывающих на сегодняшний день более 250. Особенно много кладов было зарыто во время монголо-татарского нашествия 1237 года. Найденные украшения того времени носят следы пожаров в виде перегоревшей и выцветшей эмали. Чтобы уберечь свои сокровища от разграбления, зажиточные купцы и бояре закапывали свои богатства в горшках, ставя на топор и накрывая сверху каким-нибудь предметом, например, сковородой.

Первые попытки систематизировать и сохранить предметы старины были предприняты государством еще в XVII веке, но масштабная работа началась c утверждения Императором Александром II в 1859 году в Петербурге Императорской археологической комиссии – первого в России государственного учреждения, проводящего археологические исследования, и участвующего в охране культурного наследия. C тех пор древние драгоценности стали выкупать у нашедших и собирать для передачи в музеи. Однако, в государственные хранилища попадали далеко не все реликвии, так как многое расхищалось или просто переплавлялось на драгоценные металлы.

Рясны
Рясны. Вторая половина XII века. Киев. Золото, жемчуг; тиснение, перегородчатая эмаль, пайка.

Клады в собрании Русского музея

В собрании Русского музея на сегодняшний день числится коллекция из десяти древних кладов, представленная такими украшениями славян, как перстни, наручи, шейные гривны, височные кольца, очелья, колты, бармы, рясны. Отдельные изделия представляют собой настоящие шедевры древнерусского ювелирного дела. Древние мастера изготавливали украшения из золота, серебра, бронзы, медного сплава, а для инкрустации использовали яшму, жемчуг, гранат, оникс или гелиотроп.

Особенность собрания древних украшений Русского музея состоит в целостности коллекции, поскольку многие древние украшения представлены полным комплектом – парами: колты, височные кольца. Кроме этого, в собрании присутствует инструментарий ювелиров – литейные формочки и матрицы для тиснения украшений, представляющие собой не меньшую ценность и интерес.

Парные техбусинные височные кольца
Парные техбусинные височные кольца, вторая половина XII - первая треть XIII века. Русь. Золото; тиснение, скань, зернь, пайка.

Ювелирное искусство древних мастеров

Ювелиры древности применяли особые техники:

  • скань – тонкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки;
  • зернь – мелкие металлические, обычно золотые или серебряные шарики;
  • перегородчатая эмаль – техника заимствованная из Византии: на поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и полировалась;
  • гравировка – также широко применялась при изготовлении ювелирных изделий и носила изображения сцен из жизни, ритуальных языческих обрядов, мифических и реальных животных и птиц.

Некоторые из наиболее древних экземпляров имеют явный признак влияния скандинавской культуры. Это говорит либо об их скандинавском происхождении, либо о сильном влиянии на русских мастеров-ювелиров традиций ювелирного искусства Северной Европы.

Парные колты с изображением птиц.
Парные колты с изображением птиц. Лицевая сторона. Первая половина XII века (?). Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, монтировка, пайка.

Выставка в Русском музее

С 16 декабря 2015 года по 16 марта 2016 года в Русском музее прошла выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея». На выставке были представлены более 400 ювелирных изделий, выполненных в разных техниках и стилях, а также, инструментарий древних ювелиров. Несмотря на то, что выставка уже завершилась, каталог выставки, оформленный качественными иллюстрациями, все еще можно приобрести на сайте Русского музея.

Бармы. Ожерелье из бус и медальона.
Бармы. Ожерелье из бус и медальона с изображением процветшего креста. Конец XII - первая треть XIII века. Русь. Серебро; тиснение, скань, зернь, монтировка, пайка, золочение, гравировка.

Литература:

  1. С.М. Новаковская-Бухман. Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Русский музей представляет: Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Альманах. Вып. 457. СПб: Palace Editions, 2015, ISBN 978-5-93332-525-3
  2. Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917): К 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия / Науч. ред.-сост. А.Е. Мусин. Под общей ред. Е.Н. Носова. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009, ISBN 978-5-86007-606-8

Видео-лекции по теме: Клады Древней Руси

Рекомендуем прочитать

Ковалёв, Алексей Анатольевич

Интервью: Алексей Ковалёв

О «поиске кладов», использовании металлоискателей, незаконных археологических раскопках, международном законодательстве в области охраны археологического наследия и современных российских законах рассказывает археолог, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалёв, один из авторов закона «О кладоискательстве».

Далее...

holisticauction.ru

Женские украшения Древней Руси?

1
  • Авто и мото
    • Автоспорт
    • Автострахование
    • Автомобили
    • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
    • Сервис, уход и ремонт
    • Выбор автомобиля, мотоцикла
    • ГИБДД, Обучение, Права
    • Оформление авто-мото сделок
    • Прочие Авто-темы
  • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Искусство и развлечения
    • Концерты, Выставки, Спектакли
    • Кино, Театр
    • Живопись, Графика
    • Прочие искусства
    • Новости и общество
    • Светская жизнь и Шоубизнес
    • Политика
    • Общество
    • Общество, Политика, СМИ
    • Комнатные растения
    • Досуг, Развлечения
    • Игры без компьютера
    • Магия
    • Мистика, Эзотерика
    • Гадания
    • Сны
    • Гороскопы
    • Прочие предсказания
    • Прочие развлечения
    • Обработка видеозаписей
    • Обработка и печать фото
    • Прочее фото-видео
    • Фотография, Видеосъемка
    • Хобби
    • Юмор
  • Другое
    • Военная служба
    • Золотой фонд
    • Клубы, Дискотеки
    • Недвижимость, Ипотека
    • Прочее непознанное
    • Религия, Вера
    • Советы, Идеи
    • Идеи для подарков
    • товары и услуги
    • Прочие промтовары
    • Прочие услуги
    • Без рубрики
    • Бизнес
    • Финансы
  • здоровье и медицина
    • Здоровье
    • Беременность, Роды
    • Болезни, Лекарства
    • Врачи, Клиники, Страхование
    • Детское здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Красота и Здоровье
  • Eда и кулинария
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
    • На скорую руку
    • Напитки
    • Покупка и выбор продуктов
    • Прочее кулинарное
    • Торжество, Праздник
  • Знакомства, любовь, отношения
    • Дружба
    • Знакомства
    • Любовь
    • Отношения
    • Прочие взаимоотношения
    • Прочие социальные темы
    • Расставания
    • Свадьба, Венчание, Брак
  • Компьютеры и интернет
    • Компьютеры
    • Веб-дизайн
    • Железо
    • Интернет
    • Реклама
    • Закуски и Салаты
    • Прочие проекты
    • Компьютеры, Связь
    • Билайн
    • Мобильная связь
    • Мобильные устройства
    • Покупки в Интернете
    • Программное обеспечение
    • Java
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
  • образование
    • Домашние задания
    • Школы
    • Архитектура, Скульптура
    • бизнес и финансы
    • Макроэкономика
    • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
    • ВУЗы, Колледжи
    • Образование за рубежом
    • Гуманитарные науки
    • Естественные науки
    • Литература
    • Публикации и написание статей
    • Психология
    • Философия, непознанное
    • Философия
    • Лингвистика
    • Дополнительное образование
    • Самосовершенствование
    • Музыка
    • наука и техника
    • Технологии
    • Выбор, покупка аппаратуры
    • Техника
    • Прочее образование
    • Наука, Техника, Языки
    • Административное право
    • Уголовное право
    • Гражданское право
    • Финансовое право
    • Жилищное право
    • Конституционное право
    • Право социального обеспечения
    • Трудовое право
    • Прочие юридические вопросы
  • путешествия и туризм
    • Самостоятельный отдых
    • Путешествия
    • Вокруг света
    • ПМЖ, Недвижимость
    • Прочее о городах и странах
    • Дикая природа
    • Карты, Транспорт, GPS
    • Климат, Погода, Часовые пояса
    • Рестораны, Кафе, Бары
    • Отдых за рубежом
    • Охота и Рыбалка
    • Документы
    • Прочее туристическое
  • Работа и карьера
    • Обстановка на работе
    • Написание резюме
    • Кадровые агентства
    • Остальные сферы бизнеса
    • Отдел кадров, HR
    • Подработка, временная работа
    • Производственные предприятия
    • Профессиональный рост
    • Прочие карьерные вопросы
    • Работа, Карьера
    • Смена и поиск места работы

woprosi.ru

Кольца и украшения Древней Руси - Обереги - ИСТОРИЯ - Каталог статей

Сложно представить современную девушку, у которой нет украшений. Шкатулки модниц XXI века состоят как из ювелирных изделий для вечерних выходов, так и из бижутерии, гармонично дополняющей повседневные наряды. Как правило, никто уже не наделяет ношение украшений сакральным смыслом. Хотя к таким изделиям, как нательный крест, кольца на заказ или памятные подарки близких, их владелицы относятся с особым вниманием.

История украшений Древней Руси

Древние русичи считали, что украшения защитят их от напастей: хвори, порчи, сглаза, змей, падежа домашнего скота. Речь идет не только о серьгах и кольцах, но и о вышивке на одежде, бусах, различных подвесках. Височные кольца (усерязи) вплетали в волосы или прикрепляли к головному убору. Деревенские умельцы ковали украшения из сплавов железа и меди, а городские, по желанию заказчика, могли сотворить настоящее произведение искусства из серебра и золота.

Чем обусловлена популярность колец

Среди наиболее распространенных украшений Древней Руси можно назвать кольца. Как показывают результаты археологических раскопок, их надевали и женщины, и мужчины. Первые найденные кольца были из проволоки, позже появились перстни из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями.

Большая часть колец по форме напоминала браслеты: витые, пластинчатые, плетеные. Носили раньше и печатные перстни с геометрическими фигурами, изображениями животных и символикой, связанной с именем владельца. Современные ювелиры отмечают художественную выразительность и высокое качество изделий, выполненных новгородскими мастерами.

Традиция носить несколько колец на пальце одновременно тоже появилась в древности. Популярность данного вида украшений можно объяснить еще и важной ролью в свадебных обрядах. На Руси невеста должна была надеть кольцо из серебра, а жених — из золота. Сейчас молодожены вольны купить готовые изделия или изготовить обручальные кольца на заказ.

Украшения на Пальцах Украшения открывают Талант

wikii.ru

Археология. НОВОСТИ Мира Археологии: Ювелирное искусство древней Руси

Гривна Владимира Мономаха
Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X - начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника. 

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов.

 Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства.

Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

Ювелирные техники 

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота.

К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах - монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей.

Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, похожих на завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей.

Горожанки XI-XIII в. больше всего любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII - начала XIII в.

Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.

В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный.

Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка.

Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном историческом музее.

На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем.

Не менее часто археологи находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся "бубенчики", выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

"Гривна Владимира Мономаха" 

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита "Черниговская гривна", или "гривна Владимира Мономаха".

Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне - архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: "Господи, помоги рабу своему Василию".

Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское время украшения подобного рода не были редкостью. "Черниговская гривна" выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется размеру княжеской дани со среднего города.

Медальон нашли в 1821 г. недалеко от города Чернигова, в древности столицы княжества. Надпись, указывающая на личность владельца - Василий, - подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053-1125), которому при крещении было дано имя Василий.

Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил "Поучение" детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров.

Имена на металле 

Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности.

Однако история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших "Черниговскую гривну" или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности "проговаривались" о своих творцах. Так, кратеры - драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., - несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просветительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями.

Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением.

Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.

Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен во время войны 1941-1945 гг., его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью).

История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель, полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии - одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.        

Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

old.archeo-news.ru