Ювелирное искусство Киевской Руси. Ювелирные изделия древней руси
Ювелирное искусство Киевской Руси
Мастерство ювелиров, получила расцвета в эпоху Киевской Руси, росла от тяжелых и примитивных браслетов, массивных перстней, гривней и ожерелий из меди или сплетенных из серебряной проволоки, в тонких ажурных украшений, украшенных совершенной насечкой, что передавала не только простые узоры, но и сложные сюжетные рисунки . Со времен укрепления государства на Руси увеличивалось количество и качество украшений и изделий из золота, драгоценных камней. Появилась традиция украшать сложными рисунками оружие, конскую сбрую.
В эти времена распространяются кованые пояса, которые служат скорее как украшение, потому тщательно отделываются крапкуванням, ажурными прорезями. Изделия из золота, серебра, бронзы и кости, которые создавали мастера Киевской Руси, отличаются оригинальностью, высокой художественной ценностью даже в тех предметах, технологию изготовления которых позаимствовали. В частности, это касается художественной технологии черни - использование химического протравливания серебряных изделий для создания темного фона, на котором викарбовувалися фигуры людей, животных или декоративный орнамент. Заимствованным было и искусство скани - использование тонкого провода для напайки в виде живописных узоров на металлическую основу изделия украшался.
Близкой к скани была зернь - впаивания мельчайших золотых или серебряных шариков на поверхность украшений. Самый ювелирной технологии во времена Киевской Руси можно считать эмаль. Для ее изготовления на поверхности золотых предметов витискувалися контуры рисунка, в которые затем впаювалися золотые перегородки. Промежутки заполнялись разноцветными порошками особого химического состава, после чего изделие подвергали термической обработке. Медленно расплавляясь, такие порошки образовывали изысканную поверхность нужного рисунка. Высоким мастерством отличаются миниатюры в отдельных рукописных книжных произведениях того времени. Древние сохранившиеся в Остромирово Евангелие - Это фигурки трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур и обилие золота делают эти миниатюры подобными ювелирное изделие. Переписал с староболгарского оригинала и оформил Остромирово Евангелие диакон Григорий.
Современные технологии позволяют создавать не менее совершенные украшения. Такие например предлагает Московский ювелирный магазин. где богатство выбора впечатляет.
Ювелирное дело Древней Руси имеет глубинную историю и уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения и обереги.
Процесс можно представь следующим образом – из провощенных шнуров женщины плели разнообразные хитрые изделия, затем покрывали их глиной, высушивали и помещали в печь для отжига. Воск выжигался, а на его место заливали расплавленный металл – бронзу или серебро. В итоге получали красивые, достаточно вычурные украшения – по виду как бы сплетенные из проволоки. Это называется литьем по восковой модели.
Женщины-ювелиры характерны больше для дохристианской Руси, так как уже в Х веке литьем стали заниматься мужчины, а формы чаще стали использоваться глиняные и каменные. К литью добавляется чеканка и гравировка.
Любопытным является и то, что каждое племя привносило в одни и те же ювелирные украшения что-то свое, характерное только для этой территории. Показательным примером могут служить «колты» - височные украшения, которые женщины вплетали или прикрепляли к волосам или головному убору – причем их могло быть от одного до трех на каждом виске.
Так, колты в виде семилучевой звезды характерны для радимичей, у вятичей - лучи расширялись к концу, у новгородцев - расширения в виде ромба, у северян – спиралевидные и т.д. Позже колты стали делать полыми, для того, чтобы туда, скорее всего, можно было поместить ткань, смоченную душистыми веществами.
Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – переселившиеся в города, встречались и осваивали новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с северных сторон. Однако собственный колорит мастера сохраняли всегда, с успехом объединяя новые знаниями и народные традиции, поражая своими изделиями и своих современников, и нас с вами – это и короны, и диадемы, и бармы, и колты, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг, кресты-энколпионы, все и не перечислить.
Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигает в ХІІ – ХІІІ веках. Мастера владеют большим количеством ювелирных техник. Широко используется техника «зернь» – наплав множества – тысяч – меленьких металлических бусинок на изделие, что создает удивительную игру света. Техника «скани» или «филиграни» состоит в том, что узор выкладывается или из витых золотых нитей, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же волоченной золотой проволокой.
Однако наиболее широко известными техниками того времени являются эмали, они применялись как для украшения золотых и серебряных изделий, так и для оформления книг. Эмали были двух видов – выемчатые и перегородчатые. Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного мастерства времен Киевской Руси.
Всю искусность мастеров того времени можно оценить, если привести немного цифр. В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, а на каждом колечке напаяна зернь серебра! Т. е. всего на одном колте – 30000 зернышек серебра. Вы представляете уровень мастерства этого ювелира - ведь это ХІ – ХІІ век! Культура Византии, а вслед за ней Киевской Руси и средневековой Европы, была культурой христианской. Византийские ювелирные изделия VI века в Эрмитаже представлены знаменитыми находками из города Мерсин на Киликийской равнине и других областей Малой Азии. Ожерелья с крестами, ажурными медальонами, чеканными подвесками и вставками из полудрагоценных камней показывают разнообразие художественных решений и технических приемов, какими в совершенстве владели мастера Константинополя. Ювелирные изделия часто приносились в дар для украшения чудотворных икон. Из Византии эта традиция пришла на Русь, где в монастырях существовали хранилища с драгоценными дарами: колтами, цепями, жемчужными ожерельями, каменными и деревянными резными иконками, крестиками и панагиями . Для украшения икон использовались золотые колты изысканные височные украшения, исполненные в технике перегородчатой эмали и принадлежащие к числу интереснейших памятников древнерусского искусства XII века. Основой эрмитажного собрания прикладного искусства Западной Европы VI-XVI веков стала коллекция А.П. Базилевского русского парижанина, посвятившего себя изучению эпохи становления христианского искусства. Великолепным образцом ювелирного искусства Высокой готики является крест Св. Трудперта, так называемый Фрайбургский крест, созданный в конце XIII века для хранения частиц Животворящего Креста, привезенных немецкими крестоносцами из Палестины.
Источники: irinalexa.io.ua, www.science-community.org, 900igr.net, www.liveinternet.ru, cyberleninka.ru
Это интересно
О пользе интерактивных игрушек
Мнoгие рoдители жалуются, чтo игрушки их ребенка уже некуда складывать. Если вы oдни из них, тo вам ...
Выбор металлической входной группы
Главным критерием выбора для входной двери становится ее безопасность и надежность функционирования, ведь вход должен быть максимально ...
Рыба робот
Рыбы-роботы это уникальные устройства, создавая которые ученые учитывают множество факторов. Устройства такого типа, будут работать находясь в воде. ...
Царь - Александр Македонский
Египет – одна из самых древних стран на земле. Его история неразрывно связана с Нилом, на плодородных берегах ...
Атаялы и двойные солнца
«Луна-13» — советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 21 декабря 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне...
Ясон и аргонавты
Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно...
objective-news.ru
Ювелирные изделия от Руси до Востока
Ювелирные изделия и сегодня остаются неизменным атрибутом, символом статуса, положения, принадлежности к определенной социальной группе. А зарождалось оно практически с появлением первых навыков работы с металлами и камнями.(Всего 50 фото)
© Ribalych.ru
Драгоценным и некоторым цветным металлам приписывались особые свойства, драгоценные камни, янтарь, жемчуг и т.д. также наделялись магической силой. Естественно подобные изделия приобретают особую ценность, они органично вписываются в соответствующее времени художественное окружение, на них появляется своя мода, зарождаются определенные каноны.
Особо нужно отметить искусство древности, имеющее очень характерные черты ввиду обособленности этносов. Так очень популярны сейчас имитации изделий трипольской культуры, киммерийской скифской. На этих украшениях присутствуют древнейшие символы, сплетенные в узоры.
Не менее характерны изделия Древней Руси. И сейчас можно найти височные кольца, накладки, гривны, браслеты и пекторали в курганах и захоронениях тех времен. Учителями русских мастеров были ювелиры Византии. именно оттуда пришли роскошь и изящество отделки. Уникальным было искусство огранки драгоценных камней, благодаря которой они начинали светить, за что и получили название "самосветов" ("самоцветов").
В Киевской Руси применялись весьма сложные техники - эмаль и филигрань. Первоначально использовался метод выемчатой эмали, при котором в изделии делают углубления необходимой формы, в которых и запекается при обжиге эмаль. Но вершиной мастерства является эмаль перегородчатая. Технология чем-то напоминает витражи - на поверхности из драгоценного металла выкладываются полоски-перегородки, промежутки между которыми и заполняет эмаль.
А значит, им требовалось то, что будет способствовать победе. Скифы были кочевниками, их лучшие воины – всадники. Им знакомо ощущение скорости, полета. Вот отсюда и стремительность изображений. Достаточно просмотреть всего несколько работ, и станет заметно, что главные герои – хищники и крупные сильные травоядные.
Кстати, интересный момент – хищники на изображениях обычно не имеют выраженных черт мужского пола, в отличии от терзаемых травоядных. А потом исследователи сцены «растерзания» интерпретируют как процесс соединения, возрождения.
Не менее интересны и очень характерны изделия ювелиров исламского мира. Здесь в одном культурном котле варилось огромное количество племен и народов, но объединенных общей религией, языком символизмом. В результате зародился совершенно особый, характерный стиль ювелирных изделий. Для них характерна цветовая гамма, в которой превалируют красный и синий цвета (представленные различными оттенками драгоценных камней, бусин и эмалей), также часто встречаются желтый, зеленый, белый и черный цвета. Украшения часто имеют сложную форму и технику исполнения, в них сочетаются тончайшие орнаменты, каллиграфия и анималистические мотивы.
© Ribalych.ru
ribalych.ru
Ювелирное искусство древней руси - Документ
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.
В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли топкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого
Святой Георгий. Византийская эмаль. X—XII вв.
Финифтяныеизображения князей
Бориса и Глебана окладе Мстиславова
Евангелия (XII в.)и на древних бармах,
найденных близ СтаройРязани (XII—XIII в.).
394
государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.
Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.
ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ
В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.
Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, напоминающую завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей. Горожанки XI—XIII вв. больше всего любили колты — парные полые золотые и серебряные подвески,
Звёздчатый колтиз Тереховского клада.
Лицевая сторона.
Звёздчатый колтиз Тереховского клада.
Оборотная сторона.
395
Колт из Тереховского клада. Лицевая сторона.
Колт из Тереховского клада. Оборотная сторона.
Колт из Михайловского клада. Лицевая сторона.
Колт из Михайловского клада. Оборотная сторона.
которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая
проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI—XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в
396
виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дорогие, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями богатого княжеского убора.
Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.
Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или
чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся «бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.
«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»
Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское время украшения подобного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недалеко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.
Браслетыс изображением
фантастическихживотных и ритуальных
сцен. XII в.
Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург.
Браслет с изображением
животных. XII в. Государственный Исторический музей, Москва.
397
Гривна Владимира Мономаха. XII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053— 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил «Поучение» детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров.
ИМЕНА НА МЕТАЛЛЕ
Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для
ювелирного ремесла принадлежности. Однако история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих творцах. Так, кратеры — драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., — несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.
Знаменитая полоцкая просветительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого
398
ШЛЕМ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА
В одной из витрин Оружейной палаты Московского Кремля выставлен древний шлем, железо которого проржавело, и лишь серебряные накладки по-прежнему сияют чистым блеском. На накладках, украшающих навершие шлема, прочеканены изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и избранных святых. Работа принадлежит новгородским мастерам и выполнена на высоком художественном уровне. История самого шлема связана с важными политическими событиями. В 1216 г. на реке Липице, у Юрьева Польского, сошлись две русские рати — новгородцев и суздальцев с многочисленными союзниками. Поле битвы было обильно полито кровью ратников, принадлежавших к городам и княжествам половины Руси. Вожди суздальцев, и среди них князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, были уверены в победе. Незадолго до начала битвы Ярослав Всеволодович и его брат князь Юрий Всеволодович по древнему обычаю обменялись доспехами. Сокрушительное поражение заставило их искать спасения в бегстве с поля боя. Юрий, не помня себя от страха, снял тяжёлую кольчугу и шлем и спрятал их до лучших времён. Побеждённые остались живы и сохранили княжескую власть, однако отыскать дорогое вооружение им не удалось.
Шлем князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского.
прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.
Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен во время войны 1941 — 1945 гг., его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.
Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель — полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии — одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.
Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.
ПРОТОРЕНЕССАНС
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
ДОНАТО БРАМАНТЕ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
РАФАЭЛЬ
МИКЕЛАНДЖЕЛО
ДЖОРДЖОНЕ
ТИЦИАН
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
АНДРЕА ПАЛЛАДИО
ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ
ТИНТОРЕТТО
ИСКУССТВО МАНЬЕРИЗМА
У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации. Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance), была Италия.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus — «человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, варварским. Возникший в XVI в. термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.
При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились.
В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы (см. статью «Искусство Древней Эллады»), сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой,
*Античность — история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также стран и народов, культура которых развивалась в контакте с древнегреческими и древнеримскими традициями.
**Линейная перспектива — способ изображения трёхмерного предмета на плоскости. Методы линейной перспективы позволяют создать иллюзию пространственной глубины и соответствуют в целом особенностям фотографического изображения пространства и предметов. Воздушная перспектива — метод, с помощью которого художник передаёт удалённые предметы, смягчая их очертания и уменьшая яркость цвета.
402
403
Микелаиджело Буонарроти. Медный змий. Фреска. XVI в.
Сикстинская капелла. Ватикан.
Микеланджело Буонарроти. Пророк Иеремия. Фреска. XVI в.
Сикстинская капелла. Ватикан.
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Грешник. Фреска. XVI в. Сикстинская капелла. Ватикан.
поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной», личности стало впоследствии нарицательным.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.
В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV вв.), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).
textarchive.ru
Ювелирное дело русских
Ювелирное искусство русских мастеров было известно по всей Европе еще в X-XI веках. Гости, посещавшие Русь в то время, не могли не заметить произведения искусства, создаваемые русскими ювелирами. Их до сих пор находят археологи при раскопках древних городов и эти изделия ничем не уступают, тем которые создаются в наши дни.
Уже в древние времена славяне, а особенно женщины, были страстными поклонниками украшений. Это были кольца, браслеты, бусы из серебра и золота. Для производства бус ювелиры также применяли горный хрусталь, сердолик, рубины, а иногда и простое цветное стекло. На бусы прикрепляли подвески с различными рисунками, как правило, с реальными и сказочными зверями. Также у женщин были распространены так называемые серебрянные височные кольца. Они либо вплетались в прическу, либо подвешивались к головному убору.
Кольца обычно носили по одному или несколькими парами. Также в Древней Руси были распространены колты. Так называли ювелирные украшения – подвески, которые крепили на головной убор с помощью цепочек или лент. Некоторые найденные колты даже покрыты множеством мельчайших металлических (зернь). На Руси была широко распространена техника чернения. Так ювелиры называют сплав олова, меди, серебра и других материалов, нанесение которых создавало выпуклое изображение на изделии. Такую технику древнерусские ювелиры часто использовали при изготовлении браслетов. На рисунках изображались как люди, так и мифические животные.
В XVIII веке ювелирное искусство в России переживало небывалый расцвет. Именно в это время появился термин «ювелир», вместо прежнего «золотых и серебряных дел мастер». В то время в моду вошли бриллианты. В XIXвеке русские ювелиры начали вырабатывать свой собственный, отличный от европейского, стиль. Благодаря этому и сейчас российские изделия остаются уникальными и непохожими на другие. Появились целые ювелирные фирмы Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже.
Современные российские ювелиры продолжают традиции своих предков. Наиболее распространенными исконно русскими ювелирными украшениями считают изделия, содержащие речной жемчуг, которого достаточно много в чистых северных реках, а также изделия из янтаря – застывшей смолы деревьев. Также распространены изделия из полудрагоценных камней – самоцветов. По-прежнему остаются популярными и изделия из золота и серебра.
geographyofrussia.com
Сокровища и клады древней Руси
Фрагменты шёлковых тканей и бляшки от одежды. Клад Михайловского Златоверхого монастыря. Найден в 1903 г. Киев. XII - начало XIII в.
По набору украшений ранние клады (VIII — начало XI в.) заметно отличаются от более поздних. В них встречается множество дротовых (кованных из металлического прута) шейных гривен и браслетов, часто по нескольку штук в одном месте. Среди укрытых сокровищ второй половины X в. обычны подвески и лунницы (подвески в виде месяца рогами вниз), украшенные тончайшей зернью (мельчайшие металлические шарики), а также монеты, преимущественно восточные дирхемы. Ранние клады содержат вещи разных этнических групп. Среди них есть изделия, созданные финно-угорскими племенами; предметы салтовского круга, представлявшие хазарскую культуру; украшения, напоминающие славяно — аварские древности Подунавья. В черниговском кладе Елецкого монастыря XI в. найден прекрасный поясной набор венгерского круга памятников. Эта этническая пестрота вполне объяснима, поскольку население южных областей Восточной Европы в VIII—XI вв. быстро менялось, и власть над этими землями переходила из одних рук в другие.
Ранних кладов найдено сравнительно немного, а две трети всех зарытых сокровищ относится к концу XI — первой половине XIII в. Они более цельные в этническом плане, хотя и туда попадали «заморские» предметы. Так, скандинавские крестовидные подвески XI в. долгое время сохранялись наряду с иными семейными ценностями в одном из киевских домов и в конце концов оказались в кладе XII — начала XIII в. (Михайловский Златоверхий монастырь, 1903 г.).
В ту эпоху появились совершенно новые типы украшений: диадемы, парадные цепи, колты (подвески к женскому головному убору) и их крепления — рясна, чудесные ожерелья, бармы (княжеские или боярские оплечья), браслеты- наручи, перстни, богатые книжные оклады и многое другое. Вся эта роскошь возникла почти внезапно, хотя в приёмах изготовления подобных ювелирных изделий прослеживались и старые традиции. Зернью, например, были украшены предметы из ранних кладов, но особенно полюбили эту технику мастера XI—XIII вв., напаивавшие обильные металлические шарики на височные кольца, колты и цепи. С другой стороны, развивались совсем новые приёмы изготовления и декорирования украшений (перегородчатая эмаль, чернь, золочение, скань, гравировка), стали применяться драгоценные камни и жемчуг.
Появление украшений, выполненных в сложнейшей технике, связано с совершенствованием городского ремесла, прежде всего в Киеве; именно там археологи открыли остатки великокняжеских мастерских по изготовлению ювелирных изделий. Однако Киев — далеко не единственный центр, где зарождались новшества ювелирного искусства. Великолепные украшения изготовлялись в Чернигове, Владимире, Старой Рязани, Твери, прославившихся своими художественными школами. Освоив лучшие навыки киевских мастеров, местные умельцы вносили свой вклад в развитие золотого и серебряного дела и создавали своеобразные, не похожие на столичные произведения.
Деталь серебряного суздальского оплечья. Бывшая Владимирская губерния, с. Исады.
Нельзя недооценивать роль Византии, от которой Древняя Русь восприняла не только христианство, но и художественные традиции. Новая религия дала дополнительный толчок развитию всех существовавших ранее культурных достижений и повлияла на сложение иных, но также самобытных творческих направлений. Отныне в разных городах Руси (Киев, Чернигов, Владимир, Старая Рязань и др.) в клады стало попадать множество украшений — золотых колтов, диадем, медальонов от барм — с изображениями христианских святых, Богоматери или процветших крестов (с побегами, символизирующими вечную жизнь, но и древо жизни тоже). Подобный образ Богоматери выгравирован на медальонах из кладов Владимира (1837 г.) и Старой Рязани (1950 г.), а суздальское оплечье и подвески из того же Владимирского клада украшены процветшими крестами. На некоторых предметах изображены русские юные мученики: на суздальском оплечье — Борис или Глеб, а на золотых колтах из Владимирского клада (1896 г.) — святые Георгий или Димитрий, патроны (небесные покровители) владимиро — суздальских князей. Нередко попадались и нательные кресты. Например, в центре ожерелья из клада Михайловского Златоверхого монастыря (1903 г.) висели серебряный крестик со стеклянными вставками на концах и медальон с процветшим крестом, подчёркивавшие христианскую принадлежность владельца сокровища.
Клад серебряных денежных гривен из Михайловского Златоверхого монастыря. Найден в 1907 г. Киев. II-ХIII вв.
В кладах XI—XIII вв. находят, как правило, драгоценности, принадлежавшие представителям феодальной верхушки. Возможно, некоторые предметы носили и женщины, и мужчины, ведь пышные бармы или шейные гривны могли служить не только украшениями, но и знаками достоинства.
Среди ювелирных изделий, попавших в клады, часто встречаются колты. Способ ношения этих женских украшений не совсем ясен. Пожалуй, единственным свидетельством того, как выглядела женщина в головном уборе, украшенном колтами, является фреска Боянской церкви (1259 г.) в Болгарии с изображением севастократора Калояна и его жены Десиславы. У её висков на цепях или лентах подвешены большие колты. Эти детали головного убора крепились к нему при помощи цепей — рясен. Если колты представляли собой золотые подвески, расцвеченные перегородчатой эмалью, то и рясна к ним делались в виде цепи из золотых медальонов, выполненных в той же технике. Подобный ювелирный гарнитур из двух золотых колтов и цепи рясен сохранился в кладе из старой киевской Десятинной церкви.
Более обычны в кладах серебряные колты с фантастическими зверями на черневом фоне или чернённые по гравировке. Особо интересны среди них массивные подвески с обнизью из крупных полых шариков Святозерского клада, на которых по сторонам плетёнки выгравированы парные драконы. Колты, украшенные зернью и сканью, присутствуют и в кладах Владимира, Старой Рязани, Твери. Серебряные чернёные колты подвешивались к головному убору на цепочках из мелких деталей — колодочек, а зернёные колты — при помощи рясен, также орнаментированных зернью и сканью. Золотые и серебряные трёхбусинные височные кольца входили в парадный женский убор — их носили у висков по нескольку штук с каждой стороны.
Серебряные височные трёхбусинные кольца
Нередко в тайниках находят трёхбусинные полукольца с закрученными в трубочки концами. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что ими отделывали очелье — валик, проходивший поверх головного убора женщины.
Нагрудными украшениями служили шейные гривны, по преимуществу витые, а также различные ожерелья, состоявшие из разнообразных (часто криновидных) подвесок, серебряных бус, крестиков.
Замечательно и неповторимо убранство суздальского оплечья, представляющего собой часть парадного облачения боярина или даже князя (бармы). Оно состоит из шести серебряных позолоченных медальонов и двенадцати серебряных овальных бус, орнаментированных тончайшей сканью и зернью. По черневому фону пяти медальонов выгравированы процветшие кресты и розетки, на одном изображён юный мученик с крестом в правой руке. Возможно, во Владимирском кладе (1837г.) также находились бармы — остались медальоны и бусы, несколько напоминающие суздальское оплечье.
браслет-наруч. Владимирский клад. Найден в 1896 г. ХII-ХIII в.
Судя по уцелевшим в кладах находкам, большого мастерства достигли древнерусские мастера в изготовлении различных браслетов. Чаще других встречаются витые браслеты, на концы которых напаивались пластины миндалевидной формы с черневым узором в виде кринов. Однако верхом совершенства представляются двустворчатые браслеты- наручи, покрытые тончайшей гравировкой, позолотой и чернью. Древнерусские ювелиры научились делать такие браслеты по византийским образцам, почти полностью повторив их устройство, но притом создав совершенно оригинальные произведения. На браслетах изображены фантастические существа, птицы, плясуньи, гусляры, нередко заключённые в арочки из сложного плетёного или растительного орнамента. Широкие браслеты — наручи являют собой яркую иллюстрацию живучести на Руси языческих традиций, гонимых, но тщательно оберегаемых в народе и нашедших своё воплощение в прикладном искусстве. Не случайно столь часто на них гравировались троичные крины. Помимо изящных и тонких по манере исполнения столичных наручей уцелели и двустворчатые браслеты, явно сделанные в мелких провинциальных мастерских, где тоже работали по золоту и серебру. Подобные изделия представлены браслетами с изображением птиц (клады Любеча, Черниговская область, и Романова, Могилёвская область). Птицы на них неказистые, с приземистыми фигурами, явно выполнены неумелой рукой.
Перстней встречается сравнительно немного, в основном кольца с полыми щитками различной формы, украшенные гравировкой, чернью и черневыми узорами в виде кринов, растительных побегов, птиц и зверей.
Однако в кладах находят не только украшения. Любопытно, что в момент опасности люди прятали и дорогие парадные одежды. В земле сохранились остатки воротников, лент, нашивавшихся на платья, очелий и даже фаты. Большинство из них сработаны из шёлка, некоторые затканы или вышиты золотными нитями, расшиты серебряными позолоченными или с перегородчатой эмалью бляшками, декорированы бисером и жемчугом. Все эти предметы одежды оказались в тайниках отнюдь не случайно, ведь ткани, из которых они шились, были очень дороги — их привозили на Русь из Византии, Испании, Ирака и Средней Азии.
Конечно, люди пытались укрыть немалое количество монет. Если для ранних кладов довольно обычны восточные монеты — дирхемы, то в XI—XIII вв. вместо них закладывали денежные слитки — гривны. Один из наиболее значительных по числу таких слитков клад был найден в ограде Михайловского Златоверхого монастыря (Киев, 1907 г.). В большом сосуде с ручкой находилось 56 серебряных слитков: 53 ромбической формы и три в виде палочек.
Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.
Именно предметы, превосходно сохранившиеся в кладах, лучше всего представляют творческие достижения древнерусских ремесленников и их технические возможности. Древние мастера прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и серебра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перегородчатой эмали и чернь.
Эмальерное дело возникло в Киеве во второй половине XI в. и достигло своего расцвета в середине XII в. Техника перегородчатой эмали происходит из Византии. Однако русские умельцы создали свои, очень своеобразные произведения. Выбор сюжетов, разработка необычных композиций из парных птиц или сиринов по сторонам древа жизни, использование образов святых для украшения колтов и барм — всё это появилось только в русском уборе. Техника перегородчатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения. Для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.
В технике черни чаще всего декорировали серебряные колты, браслеты-наручи, медальоны от барм и перстни. Украшались предметы чернью по-разному: ею или подчёркивали контур узора, прочерченного глубокой гравировкой, или создавали фон, чтобы ярче проступал рисунок. В последнем случае на пластине вручную выбирали углубление под фон, которое специально обрабатывалось резцом для лучшего сцепления металла с черневой массой. Порошок черни заполнял углубление, затем вещь обжигалась в печи, и чернь прочно соединялась с основой. Чернёные украшения появились на Руси довольно рано, расцвет этой ювелирной техники пришёлся на XII в., когда она существовала одновременно с перегородчатой эмалью. Однако если золотой убор, отделанный эмалью, надевали с парадным облачением, то серебряный с чернью носили и в повседневной жизни. Именно потому в нём ярче отразилось народное искусство, черпавшее образы и сюжеты из языческой древности.
Литые перстни из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. Вторая половина XII в. ГИМ.
Исстари широко употреблялась на Руси и скань. Эту ювелирную технику мастера изобрели, обратив внимание на свойство драгоценных металлов вытягиваться в тонкую ковкую нить. Скань могла быть как накладной, так и ажурной, если сами проволочки образовывали каркас изделия. Например, в трёхбусинных височных кольцах сложные ажурные бусины буквально сплетены из металлических нитей. Сканые узоры украшают многие колты, полукольца и рясны. Скань часто дополняется зернью из золота или серебра, напаянной на гладкую поверхность предмета или сканые колечки. Особенно нарядно смотрелись лучевые колты с поверхностью, покрытой правильными рядами плотно посаженных нескольких сотен зёрнышек металла.
Удивительное искусство древнерусских мастеров, сложные технические приёмы, которыми они владели, не были утрачены, несмотря на огромные разрушения, обрушившиеся на Русь с приходом монголо-татар, и через десятилетия возродились с новой силой
Золотые височные трёхбусинные кольца, украшенные зернью и сканью. Городище Княжья гора, бывшая Киевская губерния. XII в. ГИМ.
О самых ярких образцах прикладного искусства Древней Руси XI—XIII вв. можно судить благодаря кладам женских украшений, найденным в разных городах. К тому времени образовавшееся в конце IX в. Древнерусское государство выдвинулось в ряд передовых стран средневековой Европы. Это была земля многочисленных богатых городов, самобытной и выразительной культуры и высокоразвитого художественного ремесла.
Появление украшений, выполненных в сложнейшей технике, доступной только лучшим мастерам золотых и серебряных дел, обусловил расцвет городского ремесла, и прежде всего в Киеве. Именно в этом древнерусском центре и были раскопаны необычайно интересные и богатые клады, дающие чёткое представление об уровне прикладного искусства домонгольской Руси, о духовном мире людей того времени, об удивительном техническом мастерстве златокузнецов.
Подобные клады стали находить уже в начале XIX в. и продолжают их обнаруживать в наши дни (два Гнёздовских клада Х в., 1993 и 2001 гг.; клады из Старой Рязани, 1970 и 1992 гг.; Москвы, 1988 г.). Как правило, их обнаруживают случайно. Владельцы сокровищ зарывали клады в землю, прятали в своих усадьбах, в землянках, под печкой, в тайниках церковных оград. Наглядный пример тому — клад, найденный в 1842 г. в Киеве при возведении новой Десятинной церкви: в нём оказалось так много золотых и серебряных сосудов, а также великолепных украшений, что их поместили в два мешка. Этот клад, по-видимому, скрыли в апсиде старой Десятинной церкви, а нашли его, когда ровняли землю под строительство нового храма. Не менее примечательна и история другого клада — в 1851 г. известный российский археолог граф Алексей Сергеевич Уваров производил раскопки курганного могильника близ деревни Исады около Суздаля и в одной из насыпей, под дёрном обнаружил знаменитое суздальское оплечье, спешно запрятанное в очень древний курган.
Зарывая свои накопления, владельцы помещали их в сосуды, заворачивали в ткань, кожу или берёсту. Горшки накрывали другими сосудами, плитками от пола, керамическими обломками. Так, на сосуд, куда поместили Святозерский клад (бывшая Черниговская губерния), сверху положили железную сковороду. Нередко с ценностями клали замки, явно имевшие магическое значение, призванные «запирать» сокровище.
В землях, постоянно страдавших из-за княжеских междоусобиц или нападений кочевников, а также подвергшихся опустошительному нашествию монголо-татарских полчищ, что обрушились на Русь в первой четверти XIII в., большинство драгоценностей приходилось прятать в последний момент. Сохранилось очень немногое — огромное количество ценностей погибло ещё в древности, некоторые вещи исчезали уже после извлечения сокровищ из тайников. Редкие клады дошли до музейных собраний полностью. Одним из них оказался клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1903 г.), почти все роскошные вещи которого были тщательно собраны и переданы в Исторический музей в Москве.
kulturarusi.ru