Ювелирное искусство Киевской Руси. Ювелирные изделия древней руси


Ювелирное искусство Киевской Руси

Ювелирные изделия от Руси до Востока Блог За городом

Мастерство ювелиров, получила расцвета в эпоху Киевской Руси, росла от тяжелых и примитивных браслетов, массивных перстней, гривней и ожерелий из меди или сплетенных из серебряной проволоки, в тонких ажурных украшений, украшенных совершенной насечкой, что передавала не только простые узоры, но и сложные сюжетные рисунки . Со времен укрепления государства на Руси увеличивалось количество и качество украшений и изделий из золота, драгоценных камней. Появилась традиция украшать сложными рисунками оружие, конскую сбрую.

В эти времена распространяются кованые пояса, которые служат скорее как украшение, потому тщательно отделываются крапкуванням, ажурными прорезями. Изделия из золота, серебра, бронзы и кости, которые создавали мастера Киевской Руси, отличаются оригинальностью, высокой художественной ценностью даже в тех предметах, технологию изготовления которых позаимствовали. В частности, это касается художественной технологии черни - использование химического протравливания серебряных изделий для создания темного фона, на котором викарбовувалися фигуры людей, животных или декоративный орнамент. Заимствованным было и искусство скани - использование тонкого провода для напайки в виде живописных узоров на металлическую основу изделия украшался.

Близкой к скани была зернь - впаивания мельчайших золотых или серебряных шариков на поверхность украшений. Самый ювелирной технологии во времена Киевской Руси можно считать эмаль. Для ее изготовления на поверхности золотых предметов витискувалися контуры рисунка, в которые затем впаювалися золотые перегородки. Промежутки заполнялись разноцветными порошками особого химического состава, после чего изделие подвергали термической обработке. Медленно расплавляясь, такие порошки образовывали изысканную поверхность нужного рисунка. Высоким мастерством отличаются миниатюры в отдельных рукописных книжных произведениях того времени. Древние сохранившиеся в Остромирово Евангелие - Это фигурки трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур и обилие золота делают эти миниатюры подобными ювелирное изделие. Переписал с староболгарского оригинала и оформил Остромирово Евангелие диакон Григорий.

Современные технологии позволяют создавать не менее совершенные украшения. Такие например предлагает Московский ювелирный магазин. где богатство выбора впечатляет.

Ювелирное дело Древней Руси имеет глубинную историю и уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения и обереги.

Процесс можно представь следующим образом – из провощенных шнуров женщины плели разнообразные хитрые изделия, затем покрывали их глиной, высушивали и помещали в печь для отжига. Воск выжигался, а на его место заливали расплавленный металл – бронзу или серебро. В итоге получали красивые, достаточно вычурные украшения – по виду как бы сплетенные из проволоки. Это называется литьем по восковой модели.

Женщины-ювелиры характерны больше для дохристианской Руси, так как уже в Х веке литьем стали заниматься мужчины, а формы чаще стали использоваться глиняные и каменные. К литью добавляется чеканка и гравировка.

Любопытным является и то, что каждое племя привносило в одни и те же ювелирные украшения что-то свое, характерное только для этой территории. Показательным примером могут служить «колты» - височные украшения, которые женщины вплетали или прикрепляли к волосам или головному убору – причем их могло быть от одного до трех на каждом виске.

Так, колты в виде семилучевой звезды характерны для радимичей, у вятичей - лучи расширялись к концу, у новгородцев - расширения в виде ромба, у северян – спиралевидные и т.д. Позже колты стали делать полыми, для того, чтобы туда, скорее всего, можно было поместить ткань, смоченную душистыми веществами.

Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – переселившиеся в города, встречались и осваивали новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с северных сторон. Однако собственный колорит мастера сохраняли всегда, с успехом объединяя новые знаниями и народные традиции, поражая своими изделиями и своих современников, и нас с вами – это и короны, и диадемы, и бармы, и колты, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг, кресты-энколпионы, все и не перечислить.

Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигает в ХІІ – ХІІІ веках. Мастера владеют большим количеством ювелирных техник. Широко используется техника «зернь» – наплав множества – тысяч – меленьких металлических бусинок на изделие, что создает удивительную игру света. Техника «скани» или «филиграни» состоит в том, что узор выкладывается или из витых золотых нитей, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же волоченной золотой проволокой.

Античная Русь

Однако наиболее широко известными техниками того времени являются эмали, они применялись как для украшения золотых и серебряных изделий, так и для оформления книг. Эмали были двух видов – выемчатые и перегородчатые. Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного мастерства времен Киевской Руси.

Всю искусность мастеров того времени можно оценить, если привести немного цифр. В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, а на каждом колечке напаяна зернь серебра! Т. е. всего на одном колте – 30000 зернышек серебра. Вы представляете уровень мастерства этого ювелира - ведь это ХІ – ХІІ век! Культура Византии, а вслед за ней Киевской Руси и средневековой Европы, была культурой христианской. Византийские ювелирные изделия VI века в Эрмитаже представлены знаменитыми находками из города Мерсин на Киликийской равнине и других областей Малой Азии. Ожерелья с крестами, ажурными медальонами, чеканными подвесками и вставками из полудрагоценных камней показывают разнообразие художественных решений и технических приемов, какими в совершенстве владели мастера Константинополя. Ювелирные изделия часто приносились в дар для украшения чудотворных икон. Из Византии эта традиция пришла на Русь, где в монастырях существовали хранилища с драгоценными дарами: колтами, цепями, жемчужными ожерельями, каменными и деревянными резными иконками, крестиками и панагиями . Для украшения икон использовались золотые колты изысканные височные украшения, исполненные в технике перегородчатой эмали и принадлежащие к числу интереснейших памятников древнерусского искусства XII века. Основой эрмитажного собрания прикладного искусства Западной Европы VI-XVI веков стала коллекция А.П. Базилевского русского парижанина, посвятившего себя изучению эпохи становления христианского искусства. Великолепным образцом ювелирного искусства Высокой готики является крест Св. Трудперта, так называемый Фрайбургский крест, созданный в конце XIII века для хранения частиц Животворящего Креста, привезенных немецкими крестоносцами из Палестины.

Источники: irinalexa.io.ua, www.science-community.org, 900igr.net, www.liveinternet.ru, cyberleninka.ru

Это интересно

О пользе интерактивных игрушек

Мнoгие рoдители жалуются, чтo игрушки их ребенка уже некуда складывать. Если вы oдни из них, тo вам ...

Выбор металлической входной группы

Главным критерием выбора для входной двери становится ее безопасность и надежность функционирования, ведь вход должен быть максимально ...

Рыба робот

Рыбы-роботы это уникальные устройства, создавая которые ученые учитывают множество факторов. Устройства такого типа, будут работать находясь в воде. ...

Царь - Александр Македонский

  Египет – одна из самых древних стран на земле. Его история неразрывно связана с Нилом, на плодородных берегах ...

  • Атаялы и двойные солнца

    «Луна-13» — советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 21 декабря 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне...

  • Ясон и аргонавты

    Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно...

objective-news.ru

Ювелирные изделия от Руси до Востока

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия и сегодня остаются неизменным атрибутом, символом статуса, положения, принадлежности к определенной социальной группе. А зарождалось оно практически с появлением первых навыков работы с металлами и камнями.(Всего 50 фото)

© Ribalych.ru

Драгоценным и некоторым цветным металлам приписывались особые свойства, драгоценные камни, янтарь, жемчуг и т.д. также наделялись магической силой. Естественно подобные изделия приобретают особую ценность, они органично вписываются в соответствующее времени художественное окружение, на них появляется своя мода, зарождаются определенные каноны.

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Особо нужно отметить искусство древности, имеющее очень характерные черты ввиду обособленности этносов. Так очень популярны сейчас имитации изделий трипольской культуры, киммерийской скифской. На этих украшениях присутствуют древнейшие символы, сплетенные в узоры.

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Не менее характерны изделия Древней Руси. И сейчас можно найти височные кольца, накладки, гривны, браслеты и пекторали в курганах и захоронениях тех времен. Учителями русских мастеров были ювелиры Византии. именно оттуда пришли роскошь и изящество отделки. Уникальным было искусство огранки драгоценных камней, благодаря которой они начинали светить, за что и получили название "самосветов" ("самоцветов").

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

В Киевской Руси применялись весьма сложные техники - эмаль и филигрань. Первоначально использовался метод выемчатой эмали, при котором в изделии делают углубления необходимой формы, в которых и запекается при обжиге эмаль. Но вершиной мастерства является эмаль перегородчатая. Технология чем-то напоминает витражи - на поверхности из драгоценного металла выкладываются полоски-перегородки, промежутки между которыми и заполняет эмаль.

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

А значит, им требовалось то, что будет способствовать победе. Скифы были кочевниками, их лучшие воины – всадники. Им знакомо ощущение скорости, полета. Вот отсюда и стремительность изображений. Достаточно просмотреть всего несколько работ, и станет заметно, что главные герои – хищники и крупные сильные травоядные.

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Ювелирные изделия киевской руси

Кстати, интересный момент – хищники на изображениях обычно не имеют выраженных черт мужского пола, в отличии от терзаемых травоядных. А потом исследователи сцены «растерзания» интерпретируют как процесс соединения, возрождения.

Не менее интересны и очень характерны изделия ювелиров исламского мира. Здесь в одном культурном котле варилось огромное количество племен и народов, но объединенных общей религией, языком символизмом. В результате зародился совершенно особый, характерный стиль ювелирных изделий. Для них характерна цветовая гамма, в которой превалируют красный и синий цвета (представленные различными оттенками драгоценных камней, бусин и эмалей), также часто встречаются желтый, зеленый, белый и черный цвета. Украшения часто имеют сложную форму и технику исполнения, в них сочетаются тончайшие орнаменты, каллиграфия и анималистические мотивы.

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

ювелиры исламского мира

© Ribalych.ru

ribalych.ru

Ювелирное искусство древней руси - Документ

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудро­го и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посе­щавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усили­ями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в вит­ринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глу­бокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземца­ми: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скан­динавии принесли в русские земли топкое языческое искусство эпохи ви­кингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущест­венной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого

Святой Георгий. Византийская эмаль. X—XII вв.

Финифтяныеизображения князей

Бориса и Глебана окладе Мстиславова

Евангелия (XII в.)и на древних бармах,

найденных близ СтаройРязани (XII—XIII в.).

394

государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варвар­ской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой антич­ности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохра­няла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творче­ской фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секре­тов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годи­ну Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их пра­вителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. нача­лось его медленное возрождение.

ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточ­ные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В мо­де были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из се­ребряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цвет­ного стекла, горного хрусталя, сер­доликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним приве­шивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), ук­рашенные тонким орнаментом: не­виданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, кото­рые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными укра­шениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к голов­ным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каж­дого восточнославянского племе­ни, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип ви­сочных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, на­поминающую завиток или сплю­щенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лу­чей, заканчивавшихся каплевидны­ми утолщениями. На височных коль­цах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лу­чей было по семь плоских лопастей. Горожанки XI—XIII вв. больше всего любили колты — парные по­лые золотые и серебряные подвески,

Звёздчатый колтиз Тереховского клада.

Лицевая сторона.

Звёздчатый колтиз Тереховского клада.

Оборотная сторона.

395

Колт из Тереховского клада. Лицевая сторона.

Колт из Тереховского клада. Оборотная сторона.

Колт из Михайловского клада. Лицевая сторона.

Колт из Михайловского клада. Оборотная сторона.

которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты от­личаются удивительным совершен­ством формы. В 1876 г. близ дерев­ни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой мас­сивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника име­нуется зернью; она пришла из Скан­динавии и была широко распро­странена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая

проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или сви­валась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайлов­ского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных ук­рашений XI—XII вв., в том числе па­ра золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изо­бражениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изо­бражений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создав­ший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в

396

виртуозной ювелирной технике пе­регородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забы­тое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украше­ния ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-пере­городки, составлявшие контур буду­щего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до вы­сокой температуры. При этом по­лучалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, вы­полненные в технике перегородча­той эмали, были очень дорогие, по­этому не случайно большинство сохранившихся до наших дней про­изведений являются деталями бога­того княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чер­нение, которое, по мнению некото­рых учёных, являлось хазарским на­следием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. На­несённая на серебряную поверх­ность, чернь создавала фон для вы­пуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государ­ственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, во­инов, орлов и фантастических чудо­вищ. Сюжет рисунков далёк от хри­стианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифо­нов, собакоголовых чудищ, кентав­ров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами рели­гиозных культов. Сохранилось мно­жество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались час­тички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или

чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто архео­логи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болез­ней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фи­гурки конских голов, к которым це­почками крепятся «бубенчики», вы­полненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим зво­ном бубенчики должны были отго­нять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерус­ского ювелирного искусства получи­ли огромную известность. О них пи­шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мо­номаха». Это чеканный золотой ме­дальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изобра­жена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дья­вола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни на­правлена молитва на греческом язы­ке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять вла­дельца гривны от дьявольских коз­ней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был на­стоящий христианский амулет про­тив нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змееви­ков заимствованы из Византии; в до­монгольское время украшения по­добного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной пер­соне скорее всего княжеского про­исхождения. Стоимость этой дра­гоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недале­ко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Браслетыс изображением

фантастическихживотных и ритуальных

сцен. XII в.

Государственный Русский

музей, Санкт-Петербург.

Браслет с изображением

животных. XII в. Государственный Исторический музей, Москва.

397

Гривна Владимира Мономаха. XII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежа­ла Владимиру Мономаху (1053— 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известней­ший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оста­вил «Поучение» детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охо­тясь невдалеке от Чернигова, он об­ронил драгоценную гривну, донёс­шую до потомков работу искусных киевских мастеров.

ИМЕНА НА МЕТАЛЛЕ

Абсолютное большинство памятни­ков ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежав­ших древнерусским умельцам золо­того и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для

ювелирного ремесла принадлеж­ности. Однако история не сохрани­ла имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих твор­цах. Так, кратеры — драгоценные се­ребряные чаши для святой воды, со­зданные в средневековом Новгороде XII в., — несут на себе надписи, в ко­торых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просве­тительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спас­ский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драго­ценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеря­ны, но известно, что их насчитыва­лось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображени­ем святых. Имя каждого святого

398

ШЛЕМ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА

В одной из витрин Оружейной палаты Московского Кремля вы­ставлен древний шлем, железо которого проржавело, и лишь се­ребряные накладки по-прежнему сияют чистым блеском. На на­кладках, украшающих навершие шлема, прочеканены изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и избранных святых. Работа принадлежит новгородским мастерам и выполнена на высоком ху­дожественном уровне. История самого шлема связана с важны­ми политическими событиями. В 1216 г. на реке Липице, у Юрьева Польского, сошлись две русские рати — новгородцев и суздальцев с многочисленными союзниками. Поле битвы было обильно полито кровью ратников, принадлежавших к городам и княжест­вам половины Руси. Вожди суздальцев, и среди них князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, были уверены в побе­де. Незадолго до начала битвы Ярослав Всеволодович и его брат князь Юрий Всеволодович по древнему обычаю обменялись дос­пехами. Сокрушительное поражение заставило их искать спасе­ния в бегстве с поля боя. Юрий, не помня себя от страха, снял тяжёлую кольчугу и шлем и спрятал их до лучших времён. Побеж­дённые остались живы и сохранили княжескую власть, однако отыскать дорогое вооружение им не удалось.

Шлем князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского.

прочеканено рядом с изображени­ем. Внутри креста хранились хри­стианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Сте­фана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была об­ложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой сторо­ны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в боль­шей степени делали крест драгоцен­ностью, чем золото и серебро, ис­пользованные ювелиром.

Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно по­бывал в руках православных, католи­ков, униатов, в казне московских го­сударей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печаль­на. Он был утрачен во время войны 1941 — 1945 гг., его искали журна­листы, писатели, учёные, полити­ческие деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпо­пея, связанная со знаменитой Янтар­ной комнатой (стены и вся обста­новка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор без­успешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, кото­рую оставил на поверхности креста его создатель — полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Свя­той Ефросинии — одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневеково­го ювелирного искусства.

Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средне­векового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно бо­гатые коллекции принадлежат Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

ПРОТОРЕНЕССАНС

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ДОНАТО БРАМАНТЕ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

РАФАЭЛЬ

МИКЕЛАНДЖЕЛО

ДЖОРДЖОНЕ

ТИЦИАН

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

АНДРЕА ПАЛЛАДИО

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ

ТИНТОРЕТТО

ИСКУССТВО МАНЬЕРИЗМА

У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зре­лость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассуд­ками прошлого. Без Возрождения не было бы современной циви­лизации. Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance), была Италия.

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus — «человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распростра­нилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей цен­ностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой ко­торого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не­ограниченными духовными и творческими возможностями.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником зна­ний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоян­но напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, вар­варским. Возникший в XVI в. термин «возрождение» означал появление но­вого искусства, возрождающего классическую древность, античную культу­ру. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой свя­зи и противоборстве.

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусст­во Возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной но­визной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы антич­ной ордерной системы (см. статью «Искусство Древней Эллады»), сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воз­душной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого те­ла. В традиционную религиозную тематику произведений искусства прони­кало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенны­ми росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась кар­тина, возникла живопись масляными красками.

Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которо­го в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсаль­ная одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области ар­хитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой,

*Античность — история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также стран и народов, культура которых развивалась в контакте с древнегре­ческими и древнеримскими традициями.

**Линейная перспектива — способ изображения трёх­мерного предмета на плос­кости. Методы линейной перспективы позволяют со­здать иллюзию пространст­венной глубины и соответст­вуют в целом особенностям фотографического изобра­жения пространства и пред­метов. Воздушная перспек­тива — метод, с помощью которого художник передаёт удалённые предметы, смяг­чая их очертания и умень­шая яркость цвета.

402

403

Микелаиджело Буонарроти. Медный змий. Фреска. XVI в.

Сикстинская капелла. Ватикан.

Микеланджело Буонарроти. Пророк Иеремия. Фреска. XVI в.

Сикстинская капелла. Ватикан.

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Грешник. Фреска. XVI в. Сикстинская капелла. Ватикан.

поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной», личности стало впоследствии нарицательным.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения ми­ра и человека. Его познавательный смысл был не­разрывно связан с возвышенной поэтической кра­сотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусст­во стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения боль­шую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых се­мейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй по­ловине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. На­чиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.

В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV вв.), раннее Возрожде­ние (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — пер­вые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (по­следние две трети XVI в.).

textarchive.ru

Ювелирное дело русских

Ювелирное искусство русских мастеров было известно по всей Европе еще в X-XI веках. Гости, посещавшие Русь в то время, не могли не заметить произведения искусства, создаваемые русскими ювелирами. Их до сих пор находят археологи при раскопках древних городов и эти изделия ничем не уступают, тем которые создаются в наши дни.

Уже в древние времена славяне, а особенно женщины, были страстными поклонниками украшений. Это были кольца, браслеты, бусы из серебра и золота. Для производства бус ювелиры также применяли горный хрусталь, сердолик, рубины, а иногда и простое цветное стекло. На бусы прикрепляли подвески с различными рисунками, как правило, с реальными и сказочными зверями. Также у женщин были распространены так называемые серебрянные височные кольца. Они либо вплетались в прическу, либо подвешивались к головному убору.

Кольца обычно носили по одному или несколькими парами. Также в Древней Руси были распространены колты. Так называли ювелирные украшения – подвески, которые крепили на головной убор с помощью цепочек или лент. Некоторые найденные колты даже покрыты множеством мельчайших металлических (зернь). На Руси была широко распространена техника чернения. Так ювелиры называют сплав олова, меди, серебра и других материалов, нанесение которых создавало выпуклое изображение на изделии. Такую технику древнерусские ювелиры часто использовали при изготовлении браслетов. На рисунках изображались как люди, так и мифические животные.

В XVIII веке ювелирное искусство в России переживало небывалый расцвет. Именно в это время появился термин «ювелир», вместо прежнего «золотых и серебряных дел мастер». В то время в моду вошли бриллианты. В XIXвеке русские ювелиры начали вырабатывать свой собственный, отличный от европейского, стиль. Благодаря этому и сейчас российские изделия остаются уникальными и непохожими на другие. Появились целые ювелирные фирмы Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже.

Современные российские ювелиры продолжают традиции своих предков. Наиболее распространенными исконно русскими ювелирными украшениями считают изделия, содержащие речной жемчуг, которого достаточно много в чистых северных реках, а также изделия из янтаря – застывшей смолы деревьев. Также распространены изделия из полудрагоценных камней – самоцветов. По-прежнему остаются популярными и изделия из золота и серебра.

geographyofrussia.com

Сокровища и клады древней Руси

Фрагменты шёлковых тканей и бляшки от одежды. Клад Михайловского Златоверхого монастыря. Найден в 1903 г. Киев. XII - начало XIII в.

Фрагменты шёлковых тканей и бляшки от одежды. Клад Михайловского Златоверхого монастыря. Найден в 1903 г. Киев. XII - начало XIII в.

По набору украшений ранние клады (VIII — начало XI в.) заметно отличаются от более поздних. В них встреча­ется множество дротовых (кованных из металлического прута) шейных гривен и браслетов, часто по нескольку штук в одном месте. Среди укрытых сокровищ второй половины X в. обычны подвески и лунницы (подвески в виде месяца рогами вниз), украшенные тончайшей зернью (мельчай­шие металлические шарики), а также монеты, преимущест­венно восточные дирхемы. Ранние клады содержат вещи разных этнических групп. Среди них есть изделия, создан­ные финно-угорскими племенами; предметы салтовского круга, представлявшие хазарскую культуру; украшения, напоминающие славяно — аварские древности Подунавья. В черниговском кладе Елецкого монастыря XI в. найден прекрасный поясной набор венгерского круга памятни­ков. Эта этническая пестрота вполне объяснима, поскольку население южных областей Восточной Европы в VIII—XI вв. быстро менялось, и власть над этими землями переходила из одних рук в другие.

Ранних кладов найдено сравнительно немного, а две трети всех зарытых сокровищ относится к концу XI — первой полови­не XIII в. Они более цельные в этническом плане, хотя и туда попадали «заморские» предметы. Так, скандинавские крес­товидные подвески XI в. долгое время сохранялись наряду с иными семейными ценностями в одном из киевских домов и в конце концов оказались в кладе XII — начала XIII в. (Михайловский Златоверхий монастырь, 1903 г.).

В ту эпоху появились совершенно новые типы украшений: диа­демы, парадные цепи, колты (подвески к женскому голов­ному убору) и их крепления — рясна, чудесные ожерелья, бармы (княжеские или боярские оплечья), браслеты- наручи, перстни, богатые книжные оклады и многое другое. Вся эта роскошь возникла почти внезапно, хотя в приёмах изготовления подобных ювелирных изделий прослеживались и старые традиции. Зернью, например, были украшены предметы из ранних кладов, но особенно полюбили эту тех­нику мастера XI—XIII вв., напаивавшие обильные металли­ческие шарики на височные кольца, колты и цепи. С другой стороны, развивались совсем новые приёмы изготовления и декорирования украшений (перегородчатая эмаль, чернь, золочение, скань, гравировка), стали применяться драго­ценные камни и жемчуг.

Появление украшений, выполненных в сложнейшей технике, связано с совершенствованием городского ремесла, прежде всего в Киеве; именно там археологи открыли остатки вели­кокняжеских мастерских по изготовлению ювелирных изделий. Однако Киев — далеко не единственный центр, где зарождались новшества ювелирного искусства. Велико­лепные украшения изготовлялись в Чернигове, Владимире, Старой Рязани, Твери, прославившихся своими художественными школами. Освоив лучшие навыки киевских мас­теров, местные умельцы вносили свой вклад в развитие золотого и серебряного дела и создавали своеобразные, не похожие на столичные произведения.

Деталь серебряного суздальского оплечья. Бывшая Владимирская губерния, с. Исады.

Деталь серебряного суздальского оплечья. Бывшая Владимирская губерния, с. Исады.

Нельзя недооценивать роль Византии, от которой Древняя Русь восприняла не только христианство, но и художественные традиции. Новая религия дала дополнительный толчок раз­витию всех существовавших ранее культурных достижений и повлияла на сложение иных, но также самобытных твор­ческих направлений. Отныне в разных городах Руси (Киев, Чернигов, Владимир, Старая Рязань и др.) в клады стало попадать множество украшений — золотых колтов, диадем, медальонов от барм — с изображениями христианских святых, Богоматери или процветших крестов (с побегами, сим­волизирующими вечную жизнь, но и древо жизни тоже). Подобный образ Богоматери выгравирован на медальонах из кладов Владимира (1837 г.) и Старой Рязани (1950 г.), а суздальское оплечье и подвески из того же Владимирс­кого клада украшены процветшими крестами. На неко­торых предметах изображены русские юные мученики: на суздальском оплечье — Борис или Глеб, а на золотых колтах из Владимирского клада (1896 г.) — святые Георгий или Димитрий, пат­роны (небесные покровители) владимиро — суздальских князей. Нередко попадались и нательные кресты. Например, в центре ожерелья из клада Михайловского Златоверхого монастыря (1903 г.) висели серебряный крестик со стеклянными вставками на концах и медальон с процветшим крестом, подчёркивавшие хрис­тианскую принадлежность владельца сокровища.

Клад серебряных денежных гривен из Михайловского Златоверхого монастыря. Найден в 1907 г. Киев. ХН-ХШ вв.

Клад серебряных денежных гривен из Михайловского Златоверхого монастыря. Найден в 1907 г. Киев. II-ХIII вв.

В кладах XI—XIII вв. находят, как правило, драгоценности, при­надлежавшие представителям феодальной верхушки. Воз­можно, некоторые предметы носили и женщины, и муж­чины, ведь пышные бармы или шейные гривны могли служить не только украшениями, но и знаками достоинства.

Среди ювелирных изделий, попавших в клады, часто встре­чаются колты. Способ ношения этих женских украшений не совсем ясен. Пожалуй, единственным свидетельством того, как выглядела женщина в головном уборе, украшен­ном колтами, является фреска Боянской церкви (1259 г.) в Болгарии с изображением севастократора Калояна и его жены Десиславы. У её висков на цепях или лентах подве­шены большие колты. Эти детали головного убора кре­пились к нему при помощи цепей — рясен. Если колты представляли собой золотые подвески, расцвеченные пере­городчатой эмалью, то и рясна к ним делались в виде цепи из золотых медальонов, выполненных в той же технике. Подобный ювелирный гарнитур из двух золотых колтов и цепи рясен сохранился в кладе из старой киевской Десятинной церкви.

Более обычны в кладах серебряные колты с фантастическими зверями на черневом фоне или чернённые по гравировке. Особо интересны среди них массивные подвески с обнизью из крупных полых шариков Святозерского клада, на кото­рых по сторонам плетёнки выгравированы парные драконы. Колты, украшенные зернью и сканью, присутствуют и в кла­дах Владимира, Старой Рязани, Твери. Серебряные чернё­ные колты подвешивались к головному убору на цепочках из мелких деталей — колодочек, а зернёные колты — при помощи рясен, также орнаментированных зернью и ска­нью. Золотые и серебряные трёхбусинные височные кольца входили в парадный женский убор — их носили у висков по нескольку штук с каждой стороны.

Серебряные височные трёхбусинные кольца Серебряные височные трёхбусинные кольца

 

Нередко в тайниках находят трёхбусинные полукольца с закру­ченными в трубочки концами. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что ими отделывали очелье — валик, проходивший поверх головного убора женщины.

Нагрудными украшениями служили шейные гривны, по преимуществу витые, а также различные ожерелья, состо­явшие из разнообразных (часто криновидных) подвесок, серебряных бус, крестиков.

Замечательно и неповторимо убранство суздальского оплечья, представляющего собой часть парадного облачения боя­рина или даже князя (бармы). Оно состоит из шести сереб­ряных позолоченных медальонов и двенадцати серебря­ных овальных бус, орнаментированных тончайшей сканью и зернью. По черневому фону пяти медальонов выграви­рованы процветшие кресты и розетки, на одном изобра­жён юный мученик с крестом в правой руке. Возможно, во Владимирском кладе (1837г.) также находились бармы — остались медальоны и бусы, несколько напоминающие суз­дальское оплечье.

браслет-наруч. Владимирский клад. Найден в 1896 г. ХII-ХIII в.

браслет-наруч. Владимирский клад. Найден в 1896 г. ХII-ХIII в.

Судя по уцелевшим в кладах находкам, большого мастерства достигли древнерусские мастера в изготовлении различ­ных браслетов. Чаще других встречаются витые браслеты, на концы которых напаивались пластины миндалевидной формы с черневым узором в виде кринов. Однако верхом совершенства представляются двустворчатые браслеты- наручи, покрытые тончайшей гравировкой, позолотой и чернью. Древнерусские ювелиры научились делать такие браслеты по византийским образцам, почти полностью пов­торив их устройство, но притом создав совершенно оригинальные произведения. На браслетах изображены фан­тастические существа, птицы, плясуньи, гусляры, нередко заключённые в арочки из сложного плетёного или раститель­ного орнамента. Широкие браслеты — наручи являют собой яркую иллюстрацию живучести на Руси языческих традиций, гонимых, но тщательно оберегаемых в народе и нашед­ших своё воплощение в прикладном искусстве. Не случайно столь часто на них гравировались троичные крины. Помимо изящных и тонких по манере исполнения столичных нару­чей уцелели и двустворчатые браслеты, явно сделанные в мелких провинциальных мастерских, где тоже работали по золоту и серебру. Подобные изделия представлены брас­летами с изображением птиц (клады Любеча, Черниговс­кая область, и Романова, Могилёвская область). Птицы на них неказистые, с приземистыми фигурами, явно выпол­нены неумелой рукой.

Перстней встречается сравнительно немного, в основном кольца с полыми щитками различной формы, украшенные грави­ровкой, чернью и черневыми узорами в виде кринов, рас­тительных побегов, птиц и зверей.

Однако в кладах находят не только украшения. Любопытно, что в момент опасности люди прятали и дорогие парадные одежды. В земле сохранились остатки воротников, лент, нашивавшихся на платья, очелий и даже фаты. Большин­ство из них сработаны из шёлка, некоторые затканы или вышиты золотными нитями, расшиты серебряными позо­лоченными или с перегородчатой эмалью бляшками, деко­рированы бисером и жемчугом. Все эти предметы одежды оказались в тайниках отнюдь не случайно, ведь ткани, из которых они шились, были очень дороги — их привозили на Русь из Византии, Испании, Ирака и Средней Азии.

Конечно, люди пытались укрыть немалое количество монет. Если для ранних кладов довольно обычны восточные монеты — дирхемы, то в XI—XIII вв. вместо них закладывали денеж­ные слитки — гривны. Один из наиболее значительных по числу таких слитков клад был найден в ограде Михайловс­кого Златоверхого монастыря (Киев, 1907 г.). В большом сосуде с ручкой находилось 56 серебряных слитков: 53 ром­бической формы и три в виде палочек.

Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.

Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.

Именно предметы, превосходно сохранившиеся в кладах, лучше всего представляют творческие достижения древнерусских ремесленников и их технические возможности. Древние мастера прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и се­ребра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перего­родчатой эмали и чернь.

Эмальерное дело возникло в Киеве во второй половине XI в. и достигло своего расцвета в середине XII в. Техника пере­городчатой эмали происходит из Византии. Однако русские умельцы создали свои, очень своеобразные произведения. Выбор сюжетов, разработка необычных композиций из пар­ных птиц или сиринов по сторонам древа жизни, использо­вание образов святых для украшения колтов и барм — всё это появилось только в русском уборе. Техника перегород­чатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения. Для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с пере­городками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.

В технике черни чаще всего декорировали серебряные колты, браслеты-наручи, медальоны от барм и перстни. Украша­лись предметы чернью по-разному: ею или подчёркивали контур узора, прочерченного глубокой гравировкой, или создавали фон, чтобы ярче проступал рисунок. В послед­нем случае на пластине вручную выбирали углубление под фон, которое специально обрабатывалось резцом для луч­шего сцепления металла с черневой массой. Порошок черни заполнял углубление, затем вещь обжигалась в печи, и чернь прочно соединялась с основой. Чернёные украшения появи­лись на Руси довольно рано, расцвет этой ювелирной техники пришёлся на XII в., когда она существовала одновременно с перегородчатой эмалью. Однако если золотой убор, отде­ланный эмалью, надевали с парадным облачением, то сереб­ряный с чернью носили и в повседневной жизни. Именно потому в нём ярче отразилось народное искусство, черпав­шее образы и сюжеты из языческой древности.

Литые перстни из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. Вторая половина XII в. ГИМ.

Литые перстни из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. Вторая половина XII в. ГИМ.

Исстари широко употреблялась на Руси и скань. Эту ювелир­ную технику мастера изобрели, обратив внимание на свой­ство драгоценных металлов вытягиваться в тонкую ковкую нить. Скань могла быть как накладной, так и ажурной, если сами проволочки образовывали каркас изделия. Напри­мер, в трёхбусинных височных кольцах сложные ажурные бусины буквально сплетены из металлических нитей. Сканые узоры украшают многие колты, полукольца и рясны. Скань часто дополняется зернью из золота или серебра, напаянной на гладкую поверхность предмета или сканые колечки. Особенно нарядно смотрелись лучевые колты с по­верхностью, покрытой правильными рядами плотно поса­женных нескольких сотен зёрнышек металла.

Удивительное искусство древнерусских мастеров, сложные тех­нические приёмы, которыми они владели, не были утра­чены, несмотря на огромные разрушения, обрушившиеся на Русь с приходом монголо-татар, и через десятиле­тия возродились с новой силой

Золотые височные трёхбусинные кольца, украшенные зернью и сканью. Городище Княжья гора, бывшая Киевская губерния. XII в. ГИМ.

Золотые височные трёхбусинные кольца, украшенные зернью и сканью. Городище Княжья гора, бывшая Киевская губерния. XII в. ГИМ.

О самых ярких образцах прикладного искусства Древней Руси XI—XIII вв. можно судить благодаря кладам женских укра­шений, найденным в разных городах. К тому времени обра­зовавшееся в конце IX в. Древнерусское государство выдви­нулось в ряд передовых стран средневековой Европы. Это была земля многочисленных богатых городов, самобыт­ной и выразительной культуры и высокоразвитого художественного ремесла.

Появление украшений, выполненных в сложнейшей технике, доступной только лучшим мастерам золотых и серебря­ных дел, обусловил расцвет городского ремесла, и прежде всего в Киеве. Именно в этом древнерусском центре и были раскопаны необычайно интересные и богатые клады, даю­щие чёткое представление об уровне прикладного искусства домонгольской Руси, о духовном мире людей того времени, об удивительном техническом мастерстве златокузнецов.

Подобные клады стали находить уже в начале XIX в. и про­должают их обнаруживать в наши дни (два Гнёздовских клада Х в., 1993 и 2001 гг.; клады из Старой Рязани, 1970 и 1992 гг.; Москвы, 1988 г.). Как правило, их обна­руживают случайно. Владельцы сокровищ зарывали клады в землю, прятали в своих усадьбах, в землянках, под печ­кой, в тайниках церковных оград. Наглядный пример тому — клад, найденный в 1842 г. в Киеве при возведении новой Десятинной церкви: в нём оказалось так много золо­тых и серебряных сосудов, а также великолепных украше­ний, что их поместили в два мешка. Этот клад, по-види­мому, скрыли в апсиде старой Десятинной церкви, а нашли его, когда ровняли землю под строительство нового храма. Не менее примечательна и история другого клада — в 1851 г. известный российский археолог граф Алексей Сер­геевич Уваров производил раскопки курганного могильника близ деревни Исады около Суздаля и в одной из насыпей, под дёрном обнаружил знаменитое суздальское оплечье, спешно запрятанное в очень древний курган.

Зарывая свои накопления, владельцы помещали их в сосуды, заворачивали в ткань, кожу или берёсту. Горшки накры­вали другими сосудами, плитками от пола, керамическими обломками. Так, на сосуд, куда поместили Святозерский клад (бывшая Черниговская губерния), сверху положили железную сковороду. Нередко с ценностями клали замки, явно имевшие магическое значение, призванные «запи­рать» сокровище.

В землях, постоянно страдавших из-за княжеских междоусобиц или нападений кочевников, а также подвергшихся опусто­шительному нашествию монголо-татарских полчищ, что обрушились на Русь в первой четверти XIII в., большинство драгоценностей приходилось прятать в последний момент. Сохранилось очень немногое — огромное количество цен­ностей погибло ещё в древности, некоторые вещи исче­зали уже после извлечения сокровищ из тайников. Редкие клады дошли до музейных собраний полностью. Одним из них оказался клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1903 г.), почти все роскошные вещи которого были тщательно собраны и переданы в Истори­ческий музей в Москве.

kulturarusi.ru