Реферат: Древнерусское искусство 10-13 веков. Живопись древней руси 10 13 века


Древнерусское искусство 10-13 веков - Информация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. А. ГОРЬКОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнерусское искусство

10-13 вв

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Анохина М.В.

Принял:

Крылова О.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ

2005

Содержание

 

Введение

 

1. Развитие искусства на Руси в X-XIII вв.

2. Искусство древней Руси X-XIII вв.

2.1. Живопись

2.2. Иконопись X-XIII вв.

2.3. Фресковая и мозаичная роспись

2.4. Другие виды искусства

2.4.1. Музыка и театр

2.4.1. Литература

2.4.3. Ремесла

3. Русская культура X-XIII вв.

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Древнерусские искусство древнерусских государственных образований X-XIII вв., вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светской живописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи. Созданы были даже образцы прореси, подлинники, лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это толковалось), но и следуя канонам, и вопреки им, умела проявить себя богатая творческая личность художника.

Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

Целью моего реферата является проследить формирование русского искусства в период X-XIII вв, важный период истории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальную раздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь не стояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на все последующие века.

 

1. Развитие искусства на Руси в X-XIII вв

 

Эпоха X-XIII века это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси. Это время появления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта.

В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей эры самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, божественность греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержан

www.studsell.com

Древнерусское искусство 10-13 вв

Древнерусское искусство 10-13 вв

Выполнил: Анохина М.В.

Уральский государственный университет им. М. А. Горького

Екатеринбург 2005

Введение

Древнерусские искусство древнерусских государственных образований X-XIII вв., вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светской живописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им, умела проявить себя богатая творческая личность художника.

Опираясь на вековые традиции восточно–европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

Целью моего реферата является проследить формирование русского искусства в период X-XIII вв, важный период истории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальную раздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь не стояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на все последующие века.

1. Развитие искусства на Руси в X-XIII вв

Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси. Это время появления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта.

В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей эры самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений (однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество). То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика.

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородской земле. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

2. Искусство древней Руси X-XIII вв

2.1. Живопись

Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы, найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторые летописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и. т. д).

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.

Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета, содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

«Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма — центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

mirznanii.com

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ X-начало XIII века Святой

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ X-начало XIII века.

Святой Георгий. Икона ХII века

Икона Спас Нерукотворный 13 века

Икона Древней Руси XI-XVI веков

Богоматерь Белозерская XIII век

Софийский Собор в Киеве

Софийский собор в Киеве. Алтарная мозаика.

Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040 -е гг.

Изображение апостола Павла, Софийский собор, Киев.

Фреска в соборе Св. Софии, Киев. Начало 40 -х годов XI века

Софийский собор. Мозаичная икона Божьей Матери «Нерушимая стена» .

Христос Иерей. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040 гг.

фрески 12 века из Старой Ладоги

Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря.

Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря.

Спас Нерукотворный. Конец 12 в

Икона Божией Матери Умиление. Новгород. Начало XIII века.

present5.com

Реферат - Древнерусское искусство 10-13 веков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. А. ГОРЬКОГО

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">Древнерусское искусство

<span True Gothic Cyr"">10-13 вв

Выполнил:

АнохинаМ.В.

Принял:

КрыловаО.Е.

ЕКАТЕРИНБУРГ

2005

Содержание

Введение

1. Развитие искусства на Русив X-XIII вв.

2. Искусство древней Руси X-XIII вв.

2.1.Живопись

2.2.Иконопись X-XIIIвв.

2.3.Фресковая и мозаичная роспись

2.4.Другие виды искусства

     2.4.1. Музыка и театр

     2.4.1. Литература

     2.4.3. Ремесла

3. Русская культура X-XIIIвв.

Заключение

Список использованнойлитературы

Введение

Древнерусские искусство древнерусских государственныхобразований X-XIIIвв.,вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусстваВизантии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светскойживописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы,декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

В широком смысле древнерусское искусство — средневековоерусское искусство В  период  формирования  феодализма на Руси (X — XIII вв.) искусство  складывалосьна основе достижений художественной культуры восточнославянских  племен  и обитавших  до  них на этих землях  скифов  и сарматов. Естественно,   культура каждого племени и  региона  имело  свои  самобытные черты и испытывало влияние  соседних  земель и государств. Вместе  с христианством  Русь  восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

 Важно  отметить, что  русское   искусство периода  средневековья  формировалось в  борьбе двух  укладов — патриархального и феодального, идвух  религий — язычества и  христианства. И как следы патриархального  образа жизни еще долго прослеживается в искусствефеодальной  Руси, так и язычестванапоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества  был стихийным, но все-таки делались попыткискорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной  людям. Не случайно  церкви строились наместах языческих капищ; в нее проникли элементы  народного  обожествления природы, а  некоторым  святым стали приписывать роль старых богов.

Конечно, как всякое искусство средневековья, искусствоДревней Руси X-XIIIвековследует  определенным  канонам, прослеживающимся и  вархитектурных  формах, и в  живописи. Созданы были даже образцы –«прореси»,«подлинники», лицевые  и  толковые (в первых показывалась, как  надо писать,  во  вторых это  «толковалось»), но  и следуя  канонам,  и вопреки  им, умела проявить себябогатая творческая  личность художника.

Опираясь на вековые традиции восточно–европейского  искусства, русские  мастера  сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми,  присущими лишь  Руси  формами  храмов, своеобразными  стенными росписямии  иконописью, которую не спутаешь свизантийской, несмотря на  общность  иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

Целью моего реферата является проследить формированиерусского искусства в период X-XIII вв, важный периодистории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальнуюраздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь нестояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на всепоследующие века.

1. Развитие искусства на Руси в X-XIII вв

Эпоха X-XIIIвека – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до началататаро-монгольского завоевания, которая  обладалапоразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннееразвитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси. Это времяпоявления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периодупринадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данногофеномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия вчистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практическогоопыта.

В византийском искусстве, считавшемся в первомтысячелетии нашей эры самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, иискусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалосьвсе, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость вживописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность»греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местоммолитвенного общения людей, — все это было свойственно византийскому искусству.Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз инавсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнениювизантийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленнымобразом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которыедиктовала церковь.

   Ивот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее посвоему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятиемвосточных славян, с их радостным культом природы — солнца, весны, света, с ихвполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первыхже лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощьрусской народной культуры и народных эстетических представлений (однокупольныйвизантийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду,основу которой составляло русское деревянное зодчество). То же произошло и сживописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращаласьпод кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконыи несли в себе все черты условного иконописного лика.

Нарядус иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складываласьновгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальностьизображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородскойземле. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередицеблиз Новгорода (конец XII в.).

Широкоераспространение иконописной, фресковой живописи было характерно и дляЧернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательныефрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

2. Искусство древней Руси X-XIIIвв

2.1. Живопись

Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы,найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторыелетописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однакоона представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефныекартинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т. д).

Древнерусскаяживопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовномудостоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси –играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живописьсовременная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самогопредназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь принялакрещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, чтозадача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.

Преждевсего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги,созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколькопроизведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета,содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскуюэпоху.     

Воплотитьслово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощениедолжно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине тоговероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира– всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии,– разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов,создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественнуюсистему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское словов живописный образ.

 «Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокойдревности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор какпрямое название для получивших широкое распространение в живописи византийскогомира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Нов широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является всесозданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов,мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески,написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающиестраницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характерживописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не толькособственно к иконам относят термин «иконопись».

Втечение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе иживопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их вобразы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истинобретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси,созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную,неповторимую красоту.

 В ряду изобразительных искусств Киевской Русипервое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли отвизантийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписихрама должны были передать основные положения христианского вероучения, служитьсвоеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевскойпозволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывалинаиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма —центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержительв центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная частьхрама украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображенияпроповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: двагрупповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни(состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

Чтобынеукоснительно следовать канону, запрещающему писание с натуры, иконописцыпользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописнымиподлинниками, толковыми, которые содержали словесное описание каждогоиконописного сюжета («Пророк Даниил млад кудреват, уки Георгий, в шапке, одеждыиспод лазурь, верх киноварь» и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными(прорыси — графическое изображение сюжета).  

 Поскольку речь об иконописи на Руси в этотпериод пойдет ниже, следует отметить, что особым явлением древнерусскойживописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись«Остромирово евангелие» (1056-57 гг.) украшена изображениями евангелистов,яркие плоскостное наложенные фигуры которых сходны с фигурами; апостолов СофииКиевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах«Изборника Святослава» (1073) имеются портретные изображения великокняжескойсемьи. Огромную роль жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративноеискусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии.Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, чтоцерковь боролась против языческого идолопоклонства но сыграла свою роль встановлении национальны: традиций каменной резьбы.

Впитав и творческипереработав разнообразны художественные влияния, Киевская Русь создала системуобщерусских ценностей, предопределившую развитие искусства в последующиестолетия.

2.2. Иконопись X-XIIIвв.

Иконопись играла важную роль в ДревнейРуси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самыеранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось,  византийской иконописи, но очень скоро на Русивозникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская,Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др.Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (ПокровБогородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи. 

Художественный языкиконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой длянеграмотных. Само слово «икона» в переводе с греческого означалообраз, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери,святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.

И все же даже в таком состоянии живописный ансамбль Софии Киевскойпоражает грандиозностью и единством замысла, воплощающего мир пред­ставленийсредневекового человека.  Облик святых в мозаиках Софии Киевской близокк канону, выработанному в византий­ской живописи: удлиненный овал лица, прямойдлинный нос, маленький рот с тонкой верхней и пухлой нижней губой, огромные,широко открытые глаза, строгое, часто суровое выра­жение. Тем не менее,некоторые святые, и особенно святители в апсиде, производят впе­чатлениепортретных изображений. Вообще, несмотря на неполную сохранность, святитель­скийчин с отголосками эллинистической порт­ретной живописи в ликах, с четкойконструк­тивностью форм и изысканностью красок —  одна из самых сильных частей декоративногоансамбля.

  Произведений станковой живописи было немало созданои в XI в. Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русскогоиконописца XI — начало XII в. печерского монаха Алимпия, который учился угреческих мастеров. Про монаха-живописца современники говорили, что он«иконы писать хитр бе [был] зело», иконописание было главным средством егосуществования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупалвсе, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовалв Печерский монастырь. Большинствопроизведений этого периода до нас не дошло

Иконывладимиро-суздальских мастеров XIIв. стали известны в по следние годы после расчистки их Центральнымигосударственными ре ставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще оченьблизки по стилю к киевским памятникам XIв. К числу таких икон относится вы тянутая по горизонтали икона сплечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора (Христос,богоматерь и Иоанн Предтеча).  Скиевскими художественными традициями связана и знаменитая  Ярославская оранта, попавшая в Ярославль изРостова. Монументальная величественная фигура оранты близка по пропорциям кфигурам киевских мозаик.  Монументальная,торжественная икона Дмитрия Солунского, (к XIIв.) привезенная из города Дмитрова,идеальной правильностью, симметричностью и «скульптурной» лепкой очень светлоголица напоминает ярославскую оранту. К  владимиро-суздальской  школе относится,  по-видимому,  и икона Георгия конца XIIв.– начала XIVв. Художник создал и здесь образ воина, ноболее юного, с красивым выразительным лицом. Для  более полной  характеристики   домонгольской   владимиро-суздальской живописи необходимоостановиться на одной иконе конца XIIв., резко отличающийся от всех предыдущих. Это икона Белозерскойбогоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери.Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздальской земли народныммастером, отличается монументальностью и глубоко эмоциональной трактовкойобраза скорбной матери. Особенно выразителен взгляд громадных глаз,устремленных на зрителя, и страдальчески искривленной рот. В изображении Христа– отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженнымипо колено, ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали.Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью рисунка. Иконавыполнена на серебряном фоне в сдержанной и  сумрачной  гамме. На  ее  синих полях  размещены  медальоны  с  погрудными изображениями  святых с  русскими  типами лиц,  написанных  в более широкой живописной манере на розовых и голубых фонах.

 В связи  с  дроблением Владимиро-Суздальского  княжествана  ряд мелких княжеств в главных городахэтих княжеств стали складываться местные школы, частично  продолжающие традиции владимиро-суздальскойживописи (Ярославская, Костромская, Московская, Ростовская, Суздальская ит.д.).

Говоря о процессе создания иконы, следует отметитьвысокую сложность и тонкость работы. Для начала умело выбиралась доска    (чаще всего из липы), на  поверхность  которой наносился горячий рыбий клей(приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новыйхолст-наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основаниедля живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкассушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали  натуральные красители- местные мягкие глины итвердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и другихмест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее,чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни,алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которойпокрывали живопись икон.

К сожалению, древние иконы дошли до нас сильно измененными. Первоначальнуюпрекрасную живопись скрывала пленка потемневшей от времени олифы, которойпокрывали законченную икону в средние века, а также несколько слоев болеепоздних поновлений иконы.

Средидошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мировогозначения. Таков, например, «Ангел Златые власы», написанный, вероятно, в конце XIIв. По всей вероятности – это фрагментдеисусного чина. Глубокая одухотворенность печального лика с огромными глазамиделает образ иконы чарующе-прекрасным. Какая высокая, чистая красота в этомнезабываемом образе! Еще явственна печать Византии и нечто подлинно эллинскоесветится в прекрасном овале лица с нежным румянцем под волнистыми волосами,разделанными золотыми нитями. Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая,вся эта милая свежесть, вся эта волнующая красота не есть ли уже отражениерусской души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями.

 Черты художественной киевской традиции ещесохраняются в ряде икон XII—начала XIII века, происходящих главным образом из опять-такиНовгорода. Таков «Спас Нерукотвор­ный» (лицо Христа, изображенное на плате) изУспенского собора Московско­го Кремля (XII век,). Эта икона имела особоепочитание в Новгороде и была прославленным образом. Об этом свидетельст­вуетодна из новгородских рукописей XIII века (Захарьевский пролог). Суровый ликХриста с огромными глазами написан в оливково — желтой гамме. Ее сдержанностьоживляется крас­ной подрумянкой щек, а также лба и контура  носа, по-разному изогнутые брови придают ликуХриста

Особуювыразительность, подобно тому, как асимметрия, кривизна линий наделяют особойпластической выразительностью новгородские храмы.

Главный, центральныйобраз всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа,  Спаса, как его называли на Руси. Спаситель(Спас) — это слово абсолютно точно выражает представление о  нем христианской  религии. Она учит,  что Иисус Христос — Человек и одновременно Бог, и Сын Божий, перенесший спасение  человеческомуроду.

Традиционнорасположены  на  любом его изображении по обеим сторонам отголовы IC XC — обозначение словом его личности, сокращенное  обозначение его  имени  - Иисус  Христос  («Христос» по-гречески — помазанник,  посланник Божий).  Также традиционно окружает головы Спаса нимб — круг,  чаще всего золотой, — символическоеизображение исходящего от него света,  света  вечного, потому и обретающего круглуюбезначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестнойжертве всегда  расчерчен крестом.

Очень важным  и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском   искусстве  был   тип,  получивший  название   «Спас  Вседержитель». Понятие«Вседержитель» выражает основное представление христианскоговероучения об Иисусе  Христе.  «Спас Вседержитель»  -  это поясное  изображение Иисуса Христав левой руке с Евангелием — знаком принесенного им в мир учения -  и с  правой рукой,  деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не толькоэти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя.  Создавшие их художники стремились с особойполнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

До нас дошловыполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя  в куполе одного из древнейших храмов — собораСвятой Софии в Киеве (1043-1046 гг.).

С теми же атрибутамиВладыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангелием  в левой  руке  и поднятой  в  благословении десницей  -  изображался Иисус Христос  и в  распространенных  композициях «Спас  на престоле».  На егоцарственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне).  В этих изображениях  особо ясно выступало то,  что Владыка мира является и его судией,  так как «воссев на престол»,  Спаситель будет творить свой последний суднад людьми и миром.

2.3. Фресковая и мозаичная роспись

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись,мозаика. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой». Этоживопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой.Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и повысохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранеесмешивают с известью.

Художники расписывали стены соборов, храмов, церквей. Красписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалосьдля того, чтобы стены хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной истарались завершить в течение одного сезона.

 Росписидревнерусских соборов и церквей отличаются неповторимым  своеобразием. В знаменитом Софийском соборе вКиеве образы святых и сцены из их жизни монументальные и величественны. ФрескиСофийского собора показывают манеру письма здешних греческих и русскихмастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. Настенах собора можно увидеть и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, иизображение русских скоморохов, н животных.

Не менее своеобразныйстиль, проявившийся в суровой красоте и сдержанности новгородских фресоквырабатывается  и в Новгороде.

Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письмаздешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу,цельности н простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семьюЯрослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Прекрасная иконописная,фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своейбольшой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с ихизображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость:лики их стали более мягкими, округлыми.

Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве относятся к1112 году (в настоящее время хра­нятся в верхних помещениях Софийского со­бора).Общая система убранства интерьера собора была, очевидно, близка к софийской, ноха­рактер изображений несколько иной. Так, в сцене «Евхаристии» в фигурах неття­желовесности, свойственной софийским мозаи­кам. Апостолы выше, стройнее, ихдвижения свободнее, позы непринужденные, лица более удлиненные, глаза не такиебольшие, взгляд спокойнее, он лишен того почти магического напряжения, котороеизлучают огромные, словно распахнутые глаза софийских мозаик.

Святой Дмитрий Солунскии на мозаике Ми­хайловского Златоверхогомонастыря представлен в рост в виде молодого воина с мечом (изображениенаходилось на внутрен­ней стороне алтарной арки). Великолепие одежд в сочетаниис властной позой придает Дмитрию сходство с гордым и энергичным  киевским князем-воином. Он был умерщвлен приимператоре Диоклетиане за приверженность к христианству и почитаемый какпокровитель воинства и покровитель славян. Дмитрий восседает на троне с мечом,наполовину вынутым из ножен.  На этомтроне – знак Всеволода Большое Гнездо. Всем своим обликом Дмитрий Солунский какбы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свойнарод. Й очень изысканная цветовая гамма, состоящая из сочетаний неж­но-розовогои зеленого цветов одежд с обильным золотом доспехов.  

Позднее складывалась новгородская школа живописи. Еехарактерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность.От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона«Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангелачувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «СпасНерукотворный» (также XII в.), на которой Христос со своим выразительнымизломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. Виконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Итаких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например,знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописибыло характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднееВладимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд»,украшали Дмитриевский собор.

Особый вид монументальной  живописи представляет собой мозаика, котораясоздается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочковнепрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаикинасчитывает  несколько тысячелетий.Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римскихсооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали галькуи разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства занял вубранстве византийских храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолкирасписывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа иапостолов. Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях,под сводами храма, любит косые света. Размещенные под разными углами кусочкисмальты переливаются различными оттенками и создают красивое волнующее зрелище.В этом можно убедится, побывав в Софийском соборе в Киеве, где находитсямозаичное изображение Богоматери.

Фреска и мозаикакак представители живописи русского средневековья неизменно вызывали ипродолжают вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира.Ежегодно миллионы людей приезжают в Новгород Великий или Киев, чтобынасладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Средиобразованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя быодного художественного альбома с фотографиями икон или фресок.

2.4. Другие виды искусства

2.4.1. Музыка и театр

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песнии пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составнойчастью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной  музыкой сопровождались  «игрища межю  селы», княжеские развлечения.

Церковные круги отрицательно относились ко всем этимразвлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческимрелигиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви. Песенные мелодии, мотивыинструментальной музыки, танцы пока нам не известны. Однако некоторые сужденияо них можем вывести на основе знакомства с сохранившимися источниками.

Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударныеинструменты – бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина,кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, илисмык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображениемузыкантов и плясунов. Степень применения и распространенность музыкальныхинструментов были различными. Трубы и рога были сигнальными инструментами наохоте, в походах; струнные инструменты, бубны применяться как одиночныеинструменты, а также в составе оркестра на игрищах и праздниках.

Можно говорить не только о распространении музыки, песни,плясок, но и о выделении профессиональных исполнителях. Одну группу составлялискозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – затейники, потешники,увеселители, которые были и музыкантами и плясунами, акробатами, жонглерами,фокусниками, дрессировщиками.

Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень ранопоявились нотные записи. Этому способствовало распространение христианства.Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческимрукописям-книгам.

Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начинаяс XII в. В них помимообычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские нотные знаки:«знамена» и «крюки» (отсюда название рукописей: знаменные, крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописяхразличают две основные нотные системы: кондакарную и знаменную. Первая былазаимствована из византии. Она представляет собой сложную двухстрочную системумногих специальных знаков, располагавшихся над основной  строкой текста.  Кондаками  называли короткие  хвалебные песни в честьсвятых, сборники которых соответственно назывались Кондакарями. Такихнотированных Кондакорей за XII-XIII вв. сохранилось всегопять. Видимо, с XIIIв., может быть с XIVв., кондакарная система на Руси вышла из употребления. Вторая система нотации –зна-менная существовала одновременно с кондакарной. Она получила широ-коеразвитие и после XIV в.заняла господствующее положение. Следует отметить, что если знаменная нотнаясистема успешно расшифровывается, то кондакарные записи расшифровать неудалось.

И, конечно, важным элементом всей древнерусской культурыявлялся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. Всвадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людейтого времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когданевест похищали, «умыкали» (конечно, с их согласия), в более поздних — когда ихвыкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, иродителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основнойгерой — это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физическойсилой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда немахнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками». Одновременно это былочень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайнейнеобходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа,крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой,мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизымсоколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная памятьсохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливыйАлеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, новсе они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из нихбыла защита от лютых врагов.

В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальныевнешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознаниенарода. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с ихханом Тугорканем, борьба с которым заняла целый период в истории Русипоследней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария,государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыриверно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отеч

www.ronl.ru

Реферат: Древнерусское искусство 10-13 вв

Выполнил: Анохина М.В.

Уральский государственный университет им. М. А. Горького

Екатеринбург 2005

Введение

Древнерусские искусство древнерусских государственных образований X-XIII вв., вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светской живописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Возможно вы искали - Реферат: Литературная политика

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им, умела проявить себя богатая творческая личность художника.

Опираясь на вековые традиции восточно–европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

Целью моего реферата является проследить формирование русского искусства в период X-XIII вв, важный период истории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальную раздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь не стояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на все последующие века.

1. Развитие искусства на Руси в X-XIII вв

Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси. Это время появления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта.

Похожий материал - Реферат: Сентиментализм

В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей эры самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений (однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество). То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика.

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородской земле. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

2. Искусство древней Руси X-XIII вв

2.1. Живопись

Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы, найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторые летописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и. т. д).

Очень интересно - Доклад: «Сан-Го-Чжи»

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.

Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета, содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

«Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Вам будет интересно - Реферат: Форма и содержание: исторический очерк

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма — центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

Чтобы неукоснительно следовать канону, запрещающему писание с натуры, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками, толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета («Пророк Даниил млад кудреват, уки Георгий, в шапке, одежды испод лазурь, верх киноварь» и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прорыси — графическое изображение сюжета).

Поскольку речь об иконописи на Руси в этот период пойдет ниже, следует отметить, что особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись «Остромирово евангелие» (1056-57 гг.) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостное наложенные фигуры которых сходны с фигурами; апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах «Изборника Святослава» (1073) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства но сыграла свою роль в становлении национальны: традиций каменной резьбы.

Впитав и творчески переработав разнообразны художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства в последующие столетия.

2.2. Иконопись X-XIII вв.

Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи.

Похожий материал - Доклад: Урбанизм

Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных. Само слово "икона" в переводе с греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.

И все же даже в таком состоянии живописный ансамбль Софии Киевской поражает грандиозностью и единством замысла, воплощающего мир представлений средневекового человека. Облик святых в мозаиках Софии Киевской близок к канону, выработанному в византийской живописи: удлиненный овал лица, прямой длинный нос, маленький рот с тонкой верхней и пухлой нижней губой, огромные, широко открытые глаза, строгое, часто суровое выражение. Тем не менее, некоторые святые, и особенно святители в апсиде, производят впечатление портретных изображений. Вообще, несмотря на неполную сохранность, святительский чин с отголосками эллинистической портретной живописи в ликах, с четкой конструктивностью форм и изысканностью красок — одна из самых сильных частей декоративного ансамбля.

Произведений станковой живописи было немало создано и в XI в. Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI — начало XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров. Про монаха-живописца современники говорили, что он «иконы писать хитр бе [был] зело», иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Большинство произведений этого периода до нас не дошло

Иконы владимиро-суздальских мастеров XII в. стали известны в по следние годы после расчистки их Центральными государственными ре ставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще очень близки по стилю к киевским памятникам XI в. К числу таких икон относится вы тянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора (Христос, богоматерь и Иоанн Предтеча). С киевскими художественными традициями связана и знаменитая Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова. Монументальная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам киевских мозаик. Монументальная, торжественная икона Дмитрия Солунского, (к XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальной правильностью, симметричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лица напоминает ярославскую оранту. К владимиро-суздальской школе относится, по-видимому, и икона Георгия конца XII в.– начала XIV в. Художник создал и здесь образ воина, но более юного, с красивым выразительным лицом. Для более полной характеристики домонгольской владимиро-суздальской живописи необходимо остановиться на одной иконе конца XII в., резко отличающийся от всех предыдущих. Это икона Белозерской богоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери. Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздальской земли народным мастером, отличается монументальностью и глубоко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно выразителен взгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдальчески искривленной рот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженными по колено, ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали. Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью рисунка. Икона выполнена на серебряном фоне в сдержанной и сумрачной гамме. На ее синих полях размещены медальоны с погрудными изображениями святых с русскими типами лиц, написанных в более широкой живописной манере на розовых и голубых фонах.

cwetochki.ru