←другие путешествия из этой подборкиДомовая резьба. Рисунки окон в древней руси


Военно-исторический клуб Русская Слобода | История происхождения резных наличников

Обзор теорий происхождения резных наличников

Эта статья — часть большого поиска ответа на очень важный для меня вопрос «откуда появились наличники». Здесь собраны четыре разные теории — какие-то из них мне довелось слышать в разговорах, какие-то подкреплены весьма серьезными историческими и этнографическими исследованиями. Здесь они собраны не для того, чтобы выбрать какая из них правильная, а лишь для понимания.

1. Языческая

Суть теории: Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение.

Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков. Эта теория очень хорошо раскрыта в книгах советского археолога, историка, академика РАН Бориса Александровича Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси».

Практически любой источник развивающий языческую теорию происхождения домовой резьбы, будет в той или иной степени повторять книги Рыбакова. В своих книгах Борис Александрович так описывает её: в Древней Руси домовая резьба прежде всего использовалась для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо.

Резной орнамент — набор наиболее устойчивых символов, знаков — так называемый «овеществлённый» миф. Далее он приводит примеры того, как люди использовали символы основных природных сил, и что требовалось от того или иного предмета. Если эта теория близка вам, то лучше всего ознакомиться с ней в книгах Рыбакова: ни до, ни после него никто даже близко не приблизился к нему по глубине исследования этой теории.

2. Европейская

Вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени.

Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине. Но поскольку камня на Руси как не было так и нет, то дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей. Сторонники этой теории указывают также на книги, содержащие большое число иллюстраций, в частности на библию Пискатора, которая появилась в Европе в XVII веке и оказала огромное влияние на всю русскую культуру — от резчиков по дереву до иконописцев.

Эта теория в частности упоминается в книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году (и переизданной в 2000-м). Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников и по сей день. Вот например, если рассмотреть хорошо сохранившийся наличник Тюмени, образца XIX века, то можно заметить, что его детали и действительно больше характерны для каменной архитектуры, нежели для деревянной.

Да и полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники это не исконно русская традиция.

3. Корабельная

Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой.

И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же и встречаются сказочные (и невиданные в других регионах) фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери. И немудрено — ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей.

И несла она кстати ту же функцию, что и на бортах кораблей — все эти волшебные существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире. Не могу сослаться на какой-то конкретный источник — как правило эта теория упоминается лишь как одна из линий развития домовой резьбы. Однако есть люди, уверенные, что именно с корабельной резьбы и началась собственно вся домовая резьба.

4. Церковная

Суть теории в том, что вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эта теория упомянута в отличной книге Александра Игнатьевича Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор очень хорошо и в нескольких штрихах описывает эту теорию. «В этой [храмовой] резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы.

Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущи по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов.

Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ». Этой логике нельзя не удивиться. Тем более, что факты говорят сами за себя — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?

Вот наверное и все четыре основные теории, описывающие откуда же на Руси появились наличники. Встречались мне конечно и экзотические предположения — например, что все наличники произошли из Томска, или что первый наличник — это рама от картины у какого-то дворянина, а за ним все повторять начали. Но эти рассказы пока ничем не подкреплены, и увы нигде не зафиксированы. Хочу добавить от себя, что я так и не смог отдать свой голос в пользу только лишь одной из этих теорий. По-моему все они верные — просто каждая в каком-то своем регионе, в свое время. А правда — она прячется где-то между. С огромным уважением, Руководитель проекта, Nalichniki.com Фотограф Иван Хафизов

Развитие оконного наличника — от простой рамы и до современного многообразия видов

В этой статье я рассмотрю историю развития оконных наличников на протяжении последних двухсот пятидесяти лет.

История эта затрагивает достаточно большой промежуток времени и, к сожалению, далеко не все сведения которые были использованы как источники, заслуживают одинаковой степени доверия. Поэтому некоторые из выводов со временем необходимо будет уточнить.

Итак.

Оконные наличники, очевидно, появились не одновременно на всей территории распространения.

Так известно, что например на Урале, наличники, как отдельно изготавливаемый элемент конструкции оконного обрамления, появились в убранстве крестьянских домов лишь в 50-е годы XIX века. При том, что например в Костромской области и в Иркутске они были известны еще в конце XVIII века

Где территориально появились первые наличники, пока выяснить не удалось, да и вряд ли теперь удастся — слишком незначителен был переход от колоды, которая обрамляла окно раньше, чем стали появляться наличники.

Тут надо озвучить, что функционально, первые наличники нужны были, чтобы обеспечить крепление ставни и прикрыть швы между оконной колодой и бревенчатой стеной.

Многие исследователи указывают, что первые наличники не имели осевой симметрии и украшались геометрическим орнаментом, зачастую имеющим ярусное построение, однако уже скоро (для Новгородской, Владимирской и например Костромской областей — еще в XVIII веке, а для урала — к середине XVIII века) на лобовой доске наличника часто начинает появляться декоративный элемент в виде полусолнца.

В центральной же части страны, говоря о развитии наличника, стоит сказать, что уже тогда существовало разделение регионов по специализациям. Верхнее Поволжье, Владимирская область и село Якушево, (сейчас это район Вязников и Гороховца), село Аргуново и многие другие города и сёла уже имели свои традиции деревянного зодчества, берущие своё начало в украшении иконостасов, в кораблестроении, в изготовлении домашней утвари и мебели. Поэтому, когда распространялась домовая резьба, она вбирала в себя всё то лучшее, что могли предложить местные мастера.

В одних городах условия диктовали, наличия ставень, и несмотря на общее развитие наличников ставни продолжали существовать.

В других же городах ставни постепенно уходили в небытие.

В основном это происходило в связи с постепенным удешевлением стекла, которое сначала и защищали при помощи ставень.

Тут уместно вспомнить, почему на Урале и дальше на восток — в Сибири, так и не получила распространения пропильная резьба, всплеск интереса которой наблюдался в центральной части страны.

Дело в том, что вторая половина XIX века — это бурное развитие фабрик, и соответственно повышенный спрос на дерево. Сохранились документы рассказывающие, что «…текстильные фабриканты скупили весь дворянский лес повсюду, вплость до костромского берега Волги и подняли его цену за десять лет на 450%».

Естественно, что такой дорогой материал себе уже могли позволить не все, и на отделочные работы, как правило, шел самый тонкий лес. При этом выполнять резьбу в ранее распространенной, рельефной технике резьбы было практически невозможно. Сам характер материала подсказывал подходящую технику его обработки — доска пропиливалась насквозь, что было просто и не требовало больших затрат труда.

Повсеместному переходу плотников к пропильной резьбе способствовало и дальнейшее совершенствование и внедрение в строительную практику широкого ассортимента ручных пил, которые становились достоянием большинства мастеров. Из вспомогательных они превращались в основной инструмент резчика.

За Уралом же, несмотря на приход новых инструментов, дефицита леса не было. Поэтому и скачкового перехода к пропильной резьбе так и не случилось, благодаря чему, зауральские наличники как бы остановились к этому моменту в своем развитии, и сохранили на себе печать той резьбы, которой в центральной России уже давно никто не видал.

Дальнейшее развитие наличников в европейской части страны повторяет путь пропильной техники резьбы, который мы уже подробно рассмотрели в статье Растительный орнамент на наличниках со сквозной резьбой, и его венцом стали наличники изготавливаемые на станке с программным управлением. Вот такие например.

Однако нельзя сказать, что развитие оконных наличников остановилось с изобретением механического способа их изготовления.И сейчас в XXI веке встречаются наличники изготовленные совсем по-другому — вручную.

Самыми характерными чертами наличников современных, являются гораздо большее внимание мастеров к форме и фактуре дерева, чем раньше.

Можно сказать, что если XIX век, век прорыва инструментов, подарил нам пропильную резьбу и возможность наслаждаться кружевом в дереве, век XX существенно удешевил эту технологию, то в веке XXI уже не важно как делается наличник – доступны все способы вплоть до лазерных плоттеров, зато теперь законодателями стали материалы покрытия — лаки и пропитки, позволяющие не скрывать, как раньше, дерево, а показать его во всей красе. Показать контраст разных пород дерева.

Причем соблазн сохранить природную красоту дерева настолько велик, что даже восстанавливая утраченные раньше наличники, резчики не красят его краской (зеленой, как было бы в случае полного восстановления наличника на последней фотографии), а против всех правил реконструкции сохраняют его деревянным.

Такова сила природного цвета дерева.

Растительный орнамент на наличниках со сквозной резьбой

В этом разделе речь пойидет о резьбе сквозной.

Сквозная резьба появилась гораздо позже глухой. Это понятно даже интуитивно: украшая любую деревяшку резьбой (брусок или бревно — неважно), можно двигаться в двух направлениях.

Сквозная резьба появилась гораздо позже глухой. Это понятно даже интуитивно: украшая любую деревяшку резьбой (брусок или бревно — неважно), можно двигаться в двух направлениях.

Либо по поверхности заготовки, постепенно украшая резьбой её всю (именно так появилась скульптурная резьба), либо вглубь, постепенно «вгрызаясь» всё глубже и глубже в дерево, до тех пор пока заготовка не будет пройдена насквозь.

Сказать наверняка «когда появилась сквозная резьба» сейчас вряд ли возможно. Однако известно, что архитектурная сквозная резьба была знакома древнерусским мастерам уже с XI века. Ею украшались наличники, причелины, балясины и другие детали домов. Пилы тогда еще только-только начинали использоваться, поэтому в основном все сохранившиеся изделия сквозной резьбы созданы с помощью топоров, ножей, долота, сверла и стамески.

Причем надо понимать, что это была не чисто сквозная резьба, это были в основном сочетания плосковые мчатой и плоскорельефной резьбы с прорезной техникой. Это была весьма упрощенная и грубоватая резьба: сквозные отверстия лишь иногда просто разнообразили гладь тёсаной доски, прорезая ее толщу, а шаг узора был довольно  большим — больше двадцати сантиметров: никаких более мелких деталей не было.

Однако, постепенно развиваясь, сквозная резьба к XV веку становилась уже гораздо более разнообразной и более сложной. В это время особенно выделяется Новгородская резьба: именно в Новгороде найдены прорезные доски с растительным узором, представляющим собою ветвь с двумя завитками, направленными в противоположные стороны — узор, который станет основным в орнаменте многих сотен очелий окон и наличников к XVIII веку и сохраняется до сих пор.

В XVIII веке промышленная лесоразработка вокруг Петербурга, Москвы и Архангельска приводит к уничтожению в этих районах огромных лесных массивов. Поэтому в 1749-м году появляется указ, предписывающий заготовлять пиленые доски не только для промышленного потребления, но и для жилого строительства. Топорные доски разрешается сбывать еще в течение пяти лет, потом же продавца ждала бы конфискация материала.

Таким образом, с середины XVIII века практически прекращается продажа тёсаных досок и начинают ходить лишь пиленые доски — основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом используемым при работе становится пила.

В дальнейшем развитие домовой пропильной резьбы происходит по нескольким направлениям. Я, признаться, не встречал в литературе подобного разделения, но каждый из этих типов резьбы имеет свои особенности, поэтому будет интересно их описать и показать.

Первая группа сквозных наличников

Первый подвид характеризуется тем, что сквозные элементы занимают лишь небольшую часть поверхности доски.

Такие наличники сейчас встречаются уже достаточно редко, но всё же еще сохранились. Узор здесь (особенно в верхней части наличника) сформирован за счет прорезей, а фон не играет никакой декоративной роли.

Вообще таких наличников немало, но в моей коллекции лишь на одном этом — из Алапаевска Свердловской области — есть растительные узоры — цветы. В основном же здесь —лишь геометрический орнамент.

Вторая группа сквозных наличников

Второй подвид сквозной резьбы характеризует ее дальнейшее развитие.

Её характеризует главенство не собственно прорезей, а наоборот — деревянной основы. Растительный узор — особенно в навершии наличника — настолько довлеет над пустым пространством, находящимся между, что оно становится совершенно неважным и даже не воспринимается глазом.

Эта техника получила, наверное, самое широкое применение, и наличники сквозной резьбы такого вида можно обнаружить пока еще практически повсеместно. Этот, например, из Вичуги, Ивановской области.

А этот — из Пошехонья, Ярославской области.

Может показаться, что эта техника характеризуется тем, что пространства между узором меньше, чем самого узора, но это не так: здесь важно не это.

Может быть, что воздуха совсем мало, а может быть, что вся поверхность украшаемого наличника — это в основном свободное пространство, а дерева оставлено совсем немного. Суть в том, что воздух не играет никакой роли. Вот еще пара примеров, чтобы было понятнее.

На этом костромском наличнике (речь идет по большей части о навершии наличника, так как его нижняя половина — это другая история, относящая нас к рассказу о рельефной резьбе) — пространства гораздо больше, нежели дерева, и это позволяет отнести рассматриваемый узор именно к этой группе.

Здесь же, напротив, почти все пространство — это доска. Прорези составляют лишь небольшой процент поверхности наличника. На боковинках, там где цветы (ведь статья же собственно о растениях на наличниках, а не собственно о видах резьбы), прорезей совсем мало. Всё это в совокупности позволяет мне присоединить этот наличник к рассматриваемой группе.

Кстати, обратите внимание, насколько разительно отличается очелье (верхняя часть) и подол (нижняя часть) от всего остального наличника. Они выполнены гораздо грубее, словно вырублены топором! Могу предположить, что эти части на самом деле гораздо старше, чем боковинки. Хотя возможно, что это и просто непрофессиональная реставрация какого-нибудь сына или внука

Покуда мы разобрались с двумя первыми группами, можем переходить к третьей.

Третья группа сквозных наличников

Она появилась тогда, когда мастера стали искать баланс между преобладанием пропильного узора первой группы и сохраняемого деревянного узора второй. Поиск этот привел к тому, что при определенной толщине пропила и примерно совпадающей с ним толщине дерева они перестают действовать как соперники и начинают дополнять друг друга.

Причем, как потом выяснилось, толщина оставляемой доски такова, что изготовление досок, пропиленных в этой технике, можно даже автоматизировать! Поэтому сейчас эта резьба встречается весьма часто. Возможно, она даже является самой популярной (в изготовлении) на настоящий момент.

Вот, например, характерный для этой резьбы наличник из Мичуринска.

Когда смотришь на его боковинки, то листочки, вроде бы, превалируют над фоном. Но если обратиться к оголовку или подоконной доске, то глаз уже и не знает, за что уцепиться — то кажется, что доски образуют какой-то растительный узор, а то — что пространство между ними формируется в какую-то улыбку.

Вот это и есть — партнерские отношения узора и прорезанного фона. Здесь они на равных.

Или вот еще похожий, но совсем другой пример — волей случая — из уже упомянутого здесь Пошехонья, Ярославской области.

Возможно, я слишком вольно трактую здешние узоры, называя их растительными (хотя в местах, где боковины крепятся к навершию, мне и правда видится что-то растительное). Но зато резьба этого наличника отлично  демонстрирует компромисс между преобладанием фона или деревянной основы.

Накладная резьба

Это были бы все виды пропильной резьбы, если бы кто-то из мастеров в какой-то момент не догадался накладывать пропиленную доску на другую доску, на основу.

Так появилась накладная резьба. Причем этот вид резьбы как бы приближает нас обратно к плоскорельефной резьбе.

Вот пример накладной резьбы — из Иркутска.

Узор (растительный, конечно же) попросту наложен на доску. В результате сила восприятия этого узора значительно усиливается благодаря тени, которая возникает за счет того, что фон достаточно близко к краю узора.

Можно легко сравнить этот наличник с предыдущим, который тоже был сфотографирован в солнечную погоду, чтобы понять, что тень здесь играет самую важную роль, наполняя этот узор контрастом и делая его значительно более четким.

Ну и напоследок — еще один наличник с растительными узорами, выполненный в этой же технике накладной резьбы — из Владимира.

Здесь хотелось бы подытожить и собрать воедино те несколько видов резьбы по дереву, о которых здесь шла речь:

Сквозная резьба

Пропильная резьба

  • Резьба, с преобладание пропильных узоров;
  • Резьба с преобладанием деревянных узоров;
  • Резьба с равным участием деревянного узора и фона.

Накладная резьба

Конечно же, накладная резьба тоже может иметь разделение аналогичное пропильной, но рассматривать ее отдельно особого смысла нет. Стоит лишь сказать, что в накладной резьбе преобладание пропильных узоров смысла не имеет (так как они не будут выделяться), а равное участие фона и узора встречается почему-то крайне редко. Поэтому фактически единственным видом накладной резьбы является резьба с преобладанием именно деревянных узоров, как на обоих представленных выше наличинках.

В завершение хочется добавить, что хоть на представленных в этой и предыдущей статьях наличниках резьба используется именно та, о которой идет речь, но гораздо чаще, мастера комбинируют два-три типа резьбы на одном наличнике.

Так, например, второй наличник этой статьи — из Вичуги, показывает сочетание сквозной резьбы с преобладанием деревянного узора, накладную резьбу, и еще и накладную плоскорельефную — и такие сочетания будут встречаться вам гораздо чаще, чем полностью выполненный в какой-то одной технике наличник.

Растительный орнамент на наличниках с глухой резьбой

Если рассказывать об узорах, которыми резчики украшали поверхность наличников, то волей-неволей придется обращаться к технике резьбы по дереву. Просто потому, что самые существенные различия кроются именно в ней, сакральный же смысл, в последние полторы сотни лет (а приблизительно столько лет самым сохранившимся сейчас наличникам) сейчас, конечно же, утрачен. Об этом говорит хотя бы то, что если бы в каждом городе (или области) оставалось хотя бы по одному резчику, хранящему знания о смыслах узоров домовой резьбы, то мы бы сейчас, вероятнее всего, могли держать в руках каталоги с этими узорами. Имеющие красивые иллюстрации и обильно украшенные рисунками и фотографиями.

Попытки составить такие каталоги, конечно же, предпринимались в разное время. Однако за это брались отнюдь не резчики по дереву, которые по идее должны быть носителями сакральных знаний, а историки, этнографы и другие исследователи. И причина этого весьма прозрачна — знание об этих узорах, об их применении уже несколько поколений как потеряно. И даже те резчики по дереву, что в наши дни изучают историю и на основе рисунков и исторических описаний наличников создают свои деревянные «полотна», даже они имеют весьма большой шанс ошибиться и использовать неправильно интерпретированные символы, которые не могли использоваться в этом контексте или не могли сочетаться с какими-то иными.

Поэтому при анализе и рассмотрении узоров, изображающих растения на наличниках, опираться мы прежде всего будем не на трактовки и интерпретации, а на способы и стиль украшений резных наличников  как на вещь более понятную и менее подверженную различным трактованиям.

Заодно и рассмотрим различные виды домовой резьбы на примерах растительных узоров.

Бесспорно, первым наличником, о котором хотелось бы здесь упомянуть, является наличник из Нижней Синячихи, что в Свердловской области.

Рисовать растения наши предки начали невероятно давно, так что, вероятнее всего, украшать свои окна они начали именно с рисунков.

В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.

В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.

Здесь на ставнях хорошо виден растительный узор, выполненный в технике плоской (плосковыемчатой) резьбы — такого вида резьбы, который лишь незначительно отличается от рисунка, наносимого красками. Здесь использован один из самых простых подвидов плоской резьбы резьбы — контурная резьба. Она характеризуется тем, что основным элементом для нее является канавка, вырезаемая мастером и повторяющая своим контуром какой-то рисунок.

Это один из самых старых видов резьбы, и зачастую уже то, что наличник украшен именно такой резьбой, само по себе говорит о его солидном возрасте.

Вы возможно слышали об одной из теорий, согласно которой, изображение растений на наличниках должно было выполнять роль охранного оберега и способствовать хорошему урожаю. Она не везде и не всегда применима, но в целом, можно говорить о том, что занятые в земледелии регионы гораздо чаще использовали в своих орнаментах растения.

Следующий наличник, которым хотелось бы поделиться, это наличник выполненный в технике более сложной резьбы — рельефной.

Этот наличник из Нижнего Новгорода, где рельефная резьба достигла вероятно наибольшего расцвета.

Вообще, отвлекаясь от растительного узора в очелье этого наличника, нелишним будет вкратце вспомнить историю развития деревянной резьбы в целом.

Один из самых древних видов резьбы вообще и точно самый древний из ныне встречающихся — это резьба геометрическая, когда поверхность украшается неглубокими геометрическими узорами, чаще всего — треугольниками, ромбами и квадратами. Геометрическая резьба является подвидом резьбы плосковыемчатой, а та, в свою очередь — подвидом глухой резьбы. На этом наличнике из Нижнего Новгорода — геометрической резьбой можно назвать небольшие прямоугольники в основании боковых полуколонн, иссеченые диагональными линиями образующими ромбы.

Вторым подвидом той же плосковыемчатой резьбы является резьба контурная — представленная на первом наличнике.

И геометрическая, и плосковыемчатая резьба находились в плоскости поверхности, лишь немного углубляясь в нее. Однако со временем стали появляться более глубокие виды резьбы. И одной из первых стала резьба плоскорельефная. При таком типе резьбы узор немного возвышается над фоном. Пока еще незначительно — всего пару сантиметров, но это уже гораздо больше, чем при плосковыемчатой резьбе. Можно легко заметить, что очелье этого наличника из Нижнего Новгорода, как раз и представляет собой неплохой пример плоскорельефной резьбы.

После того как резчики осваивают узоры небольшого объема, незначительно выступающие над поверхностью фона, постепенно появляются всё более объемные способы резьбы по дереву. Все вместе они носят название рельефной резьбы, а подразделяются на резьбу барельефную — когда узор, объемная фигура, выступает над поверхностью фона меньше чем на половину; и горельефную — когда фигура выступает из фона больше чем на половину (есть еще контррельефная резьба, «негатив» рельефной резьбы, когда вырезается углубление, а не фигура, но на наличниках я такого никогда не встречал). Кроме того, иногда выделяют такой смешанный тип резьбы, как накладная рельефная — когда фигура вырезается отдельно, а потом накладывается на фон.

Могу предположить, что именно  этим способом изготовлены полуколонны, на всё том же наличнике из Нижнего Новгорода.

Рельефная резьба весьма распространена в Тюмени:

На примере этого чудесного наличника, естественно — с растительными узорами, ведь о них же собственно речь, можно рассмотреть элементы барельефной резьбы. Собственно, и очелье, и подоконная доска, и колонны — всё убранство этого наличника относит его к рельефной резьбе.

А вот еще один пример растительного узора из Тюмени, но уже с характерными элементами накладной рельефной резьбы:

Казалось бы  — тот же фон, те же объемно выделяющиеся на нём символы растений. Однако если приглядеться, то можно заметить тёмные точки на этих «растениях». Это, конечно же, гвозди, при помощи которых узор крепится к фону.

Сразу же становится и понятно, что накладная рельефная резьба — это упрощение рельефной резьбы, так сказать «эконом-вариант». Мастеру не приходится долго трудиться, выравнивая и вычищая фон между листьев объемного узора: узор готовится отдельно, доска, к которой он крепится — отдельно.

Если же фигура отрывается от фона более существенно, как на этом наличнике из Иркутска, то здесь уже (в примененении к очелью) можно говорить о резьбе горельефной или даже скульптурной (которая, кстати, уже не является подвидом глухой резьбы, так как выделяется в совершенно новый класс).

Скульптурная резьба — это закономерное развитие резьбы в объеме, когда собственно фон становится уже не нужным и фигура становится самодостаточной. Вот здесь, по-моему, именно это и произошло.

А розетки и растительный орнамент выполнены всё в той же, уже знакомой нам технике барельефной резьбы.

Таким образом, подводя промежуточный итог, можно выстроить такую иерархию рассмотренных нами видов глухой резьбы.

Глухая резьба:

  • Плосковыемчатая
  • Геометрическая
  • Контурная
  • Плоскорельефная
  • Рельефная

И каждый из этих видов резьбы позволяет резчику по разному интерпретировать растительный орнамент и по разному наносить его на поверхность наличника.

В следующий раз – будем разглядывать завитушки растений, для которых была использована сквозная резьба и сравнивать их с теми, что были сделаны с резьбой объемной!

Изображение животного мира на наличниках

Рассказывая об узорах, которыми покрывалась поверхность наличника, нельзя не говорить об истории. Об истории того, как возникала резьба, как она видоизменялась. Как менялось к ней отношение и как менялось осознание узоров и их понимание.

Однако, затрагивая такие глубокие исторические пласты, очень просто начать интерпретировать факты в угоду каким-то своим представлениям.

Так, например, сейчас многим кажется очевидным и общеизвестным, что на узорах резных наличников встречаются изображения берегинь. И действительно — они упомянуты в исследованиях академика Б.А. Рыбакова, описаны, и в его книгах даже приведены рисунки, показывающие, как выглядят берегини. Однако, если соединить охранную функцию наличника — а резьба на наличниках несомненно несёт именно эту функцию — с изображением берегини, то получается образ берегини как защитницы, призванной беречь дом от чего-то.

А это, между тем, совсем не научная версия, поскольку название Берегиня происходит от слова «берег». Об этом нам говорит википедия, об этом же говорит и словарь Даля, и Ожегов, и прочие исследователи. Причем Берегини, по верованиям древних славян, встречались по берегам водоемов, были чем-то вроде упырей и никакой охранной функции не несли.

Так вот, чтобы не попасть впросак с подобными псевдо-исследованиями, я постараюсь меньше предполагать, что думали и как понимали себе жизнь древние славяне и их потомки — резчики, создатели этих деревянных «полотен». И больше говорить — о том, что сохранилось и где.

Одним словом, больше правды и меньше бередящих душу загадок.

Итак — животные.

Рассматривая тысячи наличников, не перестаю удивляться — насколько они похожи и непохожи одновременно.

С одной стороны — всем наличникам присуще свойство симметричности (пока мне встретилось лишь два окна-исключения, которые лишь подтверждают это правило).

Все наличники являются самой или одной из самых значимых и нарядных частей всего дома. Конечно же, существенная часть из сохранившихся ныне наличников не несёт на себе следов осмысленного узора. Если говорить о наличниках, на которых есть изображение животных, то их совсем немного — процента три по моим подсчетам, не больше. Но тем больший они представляют интерес для исследователя!

Птицы

Животный мир наличников чаще всего представлен птицами. Оно и логично — исстари повелось птиц в доме держать, а на других смотреть — и завидовать их свободе. Так что примерно половина встречающихся на наличниках птиц — домашние — в основном куры и петухи, но утки тоже встречаются. А вторая половина – это голуби и ласточки. Есть у меня в коллекции даже сова! Правда, новодельная.

Самый острый вопрос, который будет волновать вас, если вы возьметесь искать изображения животных или птиц на наличниках — это «что именно считать их изображением?».

Скажем, на этом наличнике из Грязовца Ярославской области петухи более чем очевидны

А чтобы убедиться, что на этом Костромском наличнике тоже есть птицы, уже придется немного их поискать.

А в том, что здесь, на наличнике из Кемерова, имелись в виду именно птицы — я признаться до конца и не уверен.

А вот вам пример совершенно другой техники резьбы — здесь птицы показаны в полете.

Такие наличники получили распространение в Пошехонье Ярославской области и больше мне их нигде встретить не довелось.

Особняком среди птиц стоят вымышленные.

Если вам повезет таких встретить — фотографируйте не раздумывая: это страшная редкость.

У меня в коллекции, среди шести тысяч наличников, такая (страшно признаться) всего одна — из Казани.

Вот она красавица!

Это редкость лишь потому, что водятся такие птицы на наличниках Нижегородской в основном области. И именно там их стоит искать.

Так что если будете в тех краях — обязательно обратите внимание!

Змеи

Однако не только птицами богаты наличники.

На втором месте по популярности — вы возможно удивитесь — змеи и драконы!

Если оглянуться назад (всё же придётся, хоть я и обещал не злоупотреблять этим), то змеи — ужи конечно же — были спутниками и друзьями человека очень давно и не только на территории нашей страны.

Ужей держали в домах, поили молоком и почитали как покровителя дома огорода и полей. А всё потому, что ужей, равно как и кошек, боятся грызуны. Поэтому ужи были жизненно необходимы везде, где шла речь об урожае, особенно о зерновых культурах.

В этом разрезе крайне любопытным оказываются названия ужей (их переводы) на разных языках. Русские называли ужа «домовиком», болгары — хозяином. Чехи — гадом-господариком, а сербы — стражем и хранителем.

Так что попадание ужей на очелье наличника весьма закономерно.

Вот он — защитник и господарик.

Наличник этот из Любима, Ярославской области. Хотя по правде говоря — узор его больше характерен для области Костромской. Ну да сейчас не об этом речь.

А вот этого, например, мне довелось найти аж в Свердловской области, в деревне Нижняя Синячиха.

Так вот с ужами и им подобными, есть одна большая сложность — идентифицировать их на наличнике зачастую очень и очень сложно.

А все потому, что каждое последующее повторение отличалось всё большей и большей схематичностью. Так что в какой-то момент эти змеи стали просто S-кривыми — и этот момент как раз отлично отображен на этом наличнике.

Если считать, что изображенные на предыдущем наличнике кривые – это схематичные изображения ящеров, то можно предположить, что на очелье этого наличника (из Тамбова) — тоже они!

И даже больше того — на этом наличнике из Читы — тоже вероятно змеи. Правда уже совершенно лишенные всех узнаваемых черт.

И именно это даёт мне право говорить о том, что змеи встречаются крайне часто на наличниках.Ведь подобные две кривые можно встретить почти повсеместно!

Драконы

Но что это я всё о змеях, ведь драконы на самом деле встречаются не реже, и при этом их изображения гораздо более узнаваемы.

С драконами всё не так просто, как со змеями.

Во-первых история их появления на наличниках связывает нас с временами гораздо более древними — когда на территории востока Московской области, востока Тверской области, на территориях Владимирской, Ивановской, Костромской и даже части Вологодской — жил народ меря.

Время это — примерно с VI-го века, когда в источниках впервые упоминается это племя — и по X-й век, когда меряне окончательно перемешались со славяно-кривичами.

Так вот поскольку меря были финно-уграми по происхождению, то и верования их существенно отличались от славянских. И в частности был у них в пантеоне хозяин подземного мира — Ящер.И вот этот ящер, если вкратце, и поселился на очельях наличников!

Как правило — он выглядит так: некоторое подобие ослабившейся морды ящера в центре, два дракона пониже, и еще два – схематичных — повыше.

Этот наличник кстати из Ростова. Там их сохранилось немало.

C течением времени с ними правда тоже происходит занимательная трансформация — нижние драконы постепенно утрачивают свои черты, а верхние превращаются в более привычных птиц.

Морда же дракона постепенно пропадает и становится чисто геометрическим украшением.

К счастью, это далеко не единственный вид эволюции изображения дракона.

В Тверской области, в Кимрах удалось запечатлеть таких вот прекрасных ящеров-драконов.Правда на весь город их сохранилось только два.

Другие животные

Кроме перечисленных, конечно же на наличниках встречаются изображения коней, двуглавых орлов, львов, медведей, рыб и еще многих-многих других животных. Но общее их количество столь ничтожно мало, что построить о них  какого-то рассказа даже и не получится.

Поэтому я лишь приведу для вас небольшую табличку, которая даёт неплохое представление о том, какие животные еще могут встречаться в домовой резьбе на наличниках.

russkaya-sloboda.ru

Т. В. Княжицкая. Витражи в окнах православных храмов России XIX

В XIX – начале XX века витражи получили широкое распространение в русской архитектуре. Орнаменты и фигуры украшали окна особняков, частных домов, общественных зданий Для применения витражей в них не существовало никаких жестких правил и ограничений: по прихоти заказчика самое причудливое произведение из цветного стекла могло появиться в любом помещении.Расцвеченные стекла устанавливались и в окнах храмов. Неожиданным открытием стали факты о том, что среди храмов, украшенных витражами, были не только католические, но и большое количество православных. Когда и по каким причинам витражи, изначально элемент католического храма, «проникли» в русские православные церкви и стало темой этой статьи. Общеизвестно, что в древнерусском культовом зодчестве витражей не было. Их появление относится к XIX столетию. В это время в русской архитектуре господствовал стиль, получивший название эклектика или историзм. Для отделки здания или интерьера выбирался «стиль» определенной эпохи из исторического прошлого, например, барокко, средневековой готики или Ренессанса. Выбор стиля и предметов, его формировавших, зависел от многих причин, среди которых на первом месте стояли пожелания заказчика и состояние историко-архитектурной науки, «снабжавшей“ архитекторов и художников набором предметов, свойственных, как тогда считалось, той или иной исторической эпохе.

В XIX столетии выбор архитектурного стиля для церковного здания делался в первую очередь в связи с его конфессиональной принадлежностью. Иноверческие храмы в России с 1830-х годов и до начала XX века строились, как правило, в духе романского или, чаще, готического зодчества. В средневековой Европе витражи были неразрывно связаны с архитектурой романских и, позже, готических храмов. И в католических и в лютеранских церквях XIX века в России они по праву заняли свое место. Ассоциативная связь «готика – витраж» в первой половине XIX столетия была неразрывной, и в тех редких православных церквях, которые были построены в «готическом» стиле, неизбежно появились разноцветные стекла. Так, церковь Св. Александра Невского в петергофском парке Александрия, известная также как «готическая капелла», была первой постройкой в России, где в большом объеме было применено декоративное полихромное остекление, подражающее многоцветным окнам-розам средневековых храмов Европы. Практически все окна здания были украшены витражами. На протяжении XIX столетия остекление неоднократно менялось и отразило эволюцию русского витражного искусства.С течением времени витражи «проникли» и в постройки других стилей, например, в здания, оформленных в духе византийского зодчества. Историко-архитектурная наука XIX века располагала фактами о витражах византийской архитектуре. Так, было известно, что цветные стекла в древности украшали церковь Св. Софии в Константинополе — главный храм восточно-христианского мира. Магическую игру солнечных лучей, проходивших сквозь цветные стекла в окнах этого здания, описал в VI веке Прокопий Кессарийский. Вероятно, в то время были известны и сохранившиеся цветные стекла в некоторых византийских церквях XII века. На основе имевшихся фактов и исторических свидетельств в XIX в. сформировалось суждение о том, что в Византии «искусство письма красками по стеклу было доведено до совершенства; применялось оно большей частью к церковным работам и весьма многие иконы в храме Софии в Царь-граде были писаны по стеклу». В соответствии с этим многие «византийские» храмы в России украшались витражными окнами. Разноцветные стекла предполагались в соборе Св. Александра Невского в Тифлисе (арх. В. А. Шретер, А. Л. Гун, 1866 г.), витражи с изображением фигур святых находились в церкви Воскресения в Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге (1880-е, арх. А. А. Парланд). Наука ХХ века опровергла исторические представления ученых предшествующего столетия, установив, что витражи не были распространены в византийской храмовой архитектуре: не разноцветные окна, а мозаики, едва мерцавшие отраженным светом в полутемном интерьере, были характерным элементом убранства церквей Византии. Древнерусское архитектурное наследие, активно изучавшееся в XIX столетии, практически не давало фактов для использования витражей в православных храмах. Разноцветное остекление в Древней Руси было настолько редким, что даже сегодня по материалам многочисленных археологических исследований известны лишь единицы памятников с разноцветными стеклами в окнах. В распоряжении архитекторов XIX века находилось единственное сведение о витражах в древнерусской архитектуре: под 1240 годом волынский летописец сообщал, что князь Даниил Галицкий основал близ древнего Червена небольшой городок Холм и построил там превосходные здания и храмы, из которых церковь св. Иоанна имела три окна со «стеклами римскими» (то есть витражами), блестевшими как зеркало. По мнению авторов ХIХ века, эти стекла были привезены из Венеции. Этот факт и, возможно, какие-то уникальные случаи из сохранившегося до XIX столетия декоративного остекления храмов XVII века не вызывали иллюзии, что витражи были характерны для русской средневековой архитектуры, так как представлялось, что история русского стеклоделия началась в 1630-е годы, а до того все стекло привозилось из других стран.Несмотря на это разноцветные окна очень часто использовали в церквях в «русском стиле». Наиболее интересный пример — церковь в селе Высоком Смоленской губернии (арх. Н. Л. Бенуа, 1867–1871 гг.), в имении графов Шереметевых. Окна здесь были расписаны по мотивам древнерусских фресок. Рисунки для стеклянных картин подготовили сам архитектор и известный витражист В. Д. Сверчков, в мюнхенской мастерской которого эти произведения и создавались. Вероятно, отсутствие реальных прототипов витражей в русской храмовой архитектуре заставило авторов обратиться к фресковым изображениям, соответствовавшим образному строю православных церквей. Приведенный пример — скорее исключение. В большинстве случаев изображения на витражах не соотносились со стилистикой и иконографией древнерусского искусства.Интересно, что в произведениях живописи XIX века встречались изображения церквей с расцвеченными окнами. Так, А. П. Рябушкин, тщательно изучавший русскую старину, изобразил на картине «Русские женщины XVII века в церкви» (1899 г.) окно с разноцветным узором. Видимо яркая многоцветная культура XVII столетия «спровоцировала» его на разукрашивание не только стен, но и окон в изображенном интерьере.Имеющиеся в распоряжении современных исследователей немногочисленные факты свидетельствуют, что витражи были скорее исключением из общепринятой строительной практики Древней Руси. Развитию этого вида искусства на русской почве препятствовали не только природно-климатические условия, , но и пространственная организация храма, обстановка православного богослужения, отличные от католических, а также слабое по сравнению с западноевропейским развитие стеклоделия.Кроме того, в христианстве любое живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых является иконой независимо от того, написано изображение на стене, выложено из кусочков смальты или украшает книгу в виде миниатюры. С этой точки зрения фигуративный витраж в церкви – не что иное, как икона, написанная на стекле. В восточно-христианской традиции они были запрещены: «Писати святые иконы и воображати, якоже и на седмом соборе святии и богоносные отцы повелеша, на всяком древе, и камени, и на столпех, и на стенах, и на сосудах церковных, иже суть крепцы существом, сиречь вещию. А на сткле святых икон не писати и не воображати, понеже сия сокрушителна есть вещь“ (Максим Грек. О святых иконах»). Причина запрета — хрупкость и недолговечность стекла.В XVIII веке постепенно изменяется отношение к иконе, которая воспринимается уже не только как предмет поклонения и почитания, как это было в древности, но и становится произведением искусства, которое ценится тем больше, чем искуснее техника его исполнения. В конце XVIII – начале XIX века в иконостасах и киотах православных храмов находились иконы, выполненные разными способами: образа тканые, вышитые шелком по канве, собранные из кубиков смальты, написанные на яшмовых досках, фарфоровых пластах, и др. Были среди них и стеклянные иконы. В 1839 году в ризнице церкви Рождества Иоанна Предтечи в Пажеском корпусе (Петербург) находились две живописные иконы на стекле с изображением Михаила Малеина и Анны Пророчицы; стеклянный «Образ Рождества Христова» хранился в церкви Императорского Фарфорового завода. Развитие иконописания на стекле на протяжении XIX столетия привело не только к утверждению витражей с изображением фигур в окнах храмов, но к совершенно неожиданному результату: к появлению в начале ХХ века целых «иконостасов из стекольной живописи». Их предлагал С. М. Линднер — представитель «королевско-баварского придворного заведения живописи на стекле Ф. Цетлера в Мюнхене». Иконостас — традиционный элемент убранства русского православного храма — приобрел новый облик благодаря исполнению всех его деталей в нетрадиционном материале. Сегодня известно о двух витражных иконостасах в России: один находился в церкви Лейб-гвардии Кирасирского полка в Царском Селе (не сохранился), второй — в Иоанно-Усекновенской церкви в Харькове. Изображения фигур на стеклянных иконах, просвечивающие от солнечных лучей, приобретали кажущуюся подвижность благодаря постоянно изменчивой игре света и тени. Витражные иконостасы, несмотря на уникальную технику исполнения, стоят в одном ряду с иконостасами из фаянса, изготовлением которых занималось «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», из металла, мозаики и других материалов. Эти дорогостоящие и искусные изделия составляли предмет гордости фабрикантов-изготовителей и были результатом стремительного развития художественной промышленности в последней трети XIX столетия. Определенный вклад в распространение витражей в православных храмах внесли, как это ни парадоксально, постройки эпохи классицизма. Купольные окна-люминарии стали своеобразными «проводниками» для витражей в православные храмы. Люминарии имеют древнюю историю, связанную с символикой света в христианской религии. Известно, что в подземных храмах первых христиан в куполе средней части крипты вырезался колодец, выходивший на поверхность, через который в помещение проникал дневной свет. В центре гигантского купола римского Пантеона также устроен открытый люминарий. Интересно, что и в петербургских храмах эпохи классицизма появились люминарии, как правило закрытые стеклом желтого цвета, иногда с гравированным изображением на нем Всевидящего Ока. В Европе в это время витражные окна не были популярны и в целом противоречили эстетике XVIII столетия. Применение желтых стекол в храмах русского классицизма имитировало яркий солнечный свет; золотистые лучи, падающие сверху, кардинально не меняли атмосферу в храме, не влияли на восприятие строгих, колористически выдержанных интерьеров и религиозных картин. Эти круглые желтые окна с гравировками ничем не напоминали разноцветные готические витражи и воспринимались как элемент декоративного оформления интерьера. Однако прецедент был: цветное стекло с изображением получило определенные «права» в православном храме.Алтарное окно имеет в церкви не меньшее значение, чем люминарии в куполе. Освещению алтарного пространства всегда придавалось особое значение. Даже в XVII столетии, когда в Европе безжалостно уничтожались прекрасные средневековые и ренессансные витражи, в соборе св. Петра в Риме в овальном алтарном окне сиял великолепный золотисто-желтый витраж с изображением голубя — символа Святого Духа.В русской православной церкви за престолом обычно устанавливают икону, посвященную Спасителю. Ее называют заалтарной, алтарной или запрестольной. В XIX столетии икона в храме представала как религиозная картина, для восприятия которой необходимо достаточное освещение. Именно поэтому К. П. Брюллов в 1837 году предложил пробить стену в алтаре петербургского Казанского собора, чтобы установить в проеме картину на стекле. Как аргумент он приводил слабое освещение собора, из-за чего обыкновенную картину не будет видно. Его идея не была оригинальной. Так, в 1841 году О. Монферран и Л. фон Кленце буквально сражались за первенство предложения об установке витражного образа в алтаре Исаакиевского собора. Но спор их был напрасен: идея буквально «витала в воздухе». Видимо, не последнюю роль в ее популярности в 1830–1840-е годы сыграло пожелание императора Николая I иметь в русских церквах стеклянные образа и окна с живописью.Так, слияние элементов обстановки восточно- и западноевропейских храмов, а именно православных запрестольных икон и фигуративных витражей католических церквей, привело к появлению в русских православных храмах стеклянных запрестольных икон. Первым примером тому в истории русского искусства стал витраж в Исаакиевском соборе с изображением сюжета «Воскресение». Установка его в кафедральном соборе столицы Российской Империи узаконила витражи в обстановке православных храмов страны. В XIX столетии стеклянные картины устанавливали как в строящиеся, так и уже давно существовавшие церкви. Витражи можно было видеть в соборных, монастырских, приходских и домовых церквах, в храмах государственных учреждений и учебных заведений, заводских предприятий. Часто такие стеклянные картины носили орнаментальный характер, иногда встречались изображения святых, значительно реже окна украшали сюжетные композиции. Витражи в православных церквях стали применять в разных городах России, хотя и в меньшем, чем в столице, масштабе: сказывался более патриархальный быт. Из-за дефицита витражей в нашей стране и их дороговизны во многих старинных храмах обычное бесцветное оконное стекло XIX в. заменяли на дешевое цветное, часто в оконной раме из разноцветных стеклышек выкладывали изображение креста.

Таким образом, ко второй половине XIX столетия витражи прочно «укоренились» в обстановке православных храмов в России и за ее пределами. К сожалению, до наших дней сохранились лишь десятки из сотен окон, наполнявших разноцветным светом пространство православных церквей.

Российские религиозные витражи — совершенно неизвестный материал как для исследователей, так и для художников-витражистов. Если в городе, где Вы живете, в храмах есть витражи, если Вы видели декоративное остекление церквей во время путешествия — сообщите нам об этом, и Вы окажете существенную помощь в изучении русского витражного искусства. Без знания памятников прошлого нет традиции. Изучение витражей XIX-XX вв., их иконографии, изобразительных приемов, техники исполнения, дает понимание особенностей именно русского витражного искусства, тех отличительных признаков, которые придают ему национальный колорит. Эти особенности могут остаться лишь фактом исторического развития, а могут быть продолжены в творчестве современных мастеров. И тогда не  «фасадные иконы из витражного стекла в стиле тиффани», одно название которых нестерпимо режет слух в одном из современных рекламных объявлений, а монументальные витражи, выполненные в традициях русского религиозного искусства, будут украшать православные храмы страны.

 

 

 

 

 

 

27.12.2008, 21213 просмотров.

vitroart.ru

СИМВОЛИКА ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ В НАЛИЧНИКАХ ОДОЕВА

ФАУСТОВА Э.Н. СИМВОЛИКА ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ В НАЛИЧНИКАХ ОДОЕВА

Небольшой старинный городок Одоев Тульской губернии имеет долгую историю. Об Одоеве упоминается в летописях под 1380 год в связи с Куликовской битвой, поскольку Одоевская дружина участвовала в этой историческом событии и сыграла в нём важную роль. Много веков город строился, развивался, процветал.

Однако, к сожалению, к сегодняшнему дню мало что сохранилось из прежних времён. Отзвуком красоты ушедшей эпохи, а также процветания бывшей вотчины князей Одоевских и Воротынских являются сохранившиеся до сегодняшнего дня элементы декора старинных зданий – как каменных, так и деревянных.

На сегодняшний день здесь осталось совсем немного исторически и художественно ценных фрагментов в украшении деревянных домов, причём в основном в очень запущенном состоянии. Как правило, такого рода наследие обнаруживается преимущественно в резных карнизах и в традиционном убранстве окон – в наличниках.

В России – как в сельской местности, так и в городах – люди традиционно оформляли окна своих жилищ сложной деревянной резьбой, которая являлась не только художественным украшением, но также с её помощью передавался глубокий символический смысл. Создавая порой истинные художественные шедевры, мастера использовали различные технические приёмы – как выемчатую, глубинную резьбу по цельной доске, так и пропильную, сквозную резьбу, выполнявшуюся специальной пилой. Применялась также и рифлёная резьба, которой обычно делались орнаментальные украшения. Часто в оформлении одного наличника мастера использовали различные техники, что придавало обрамлению окна и сопровождающим его причелинам особую эстетическую ценность.

В настоящее время большинство старых деревянных домов в Одоеве находятся в аварийном состоянии – многие из них долгие годы не ремонтировались, а многие уже брошены бывшими владельцами, стоят полуразрушенные, часто тронутые огнём.

И всё-таки в городе пока ещё можно встретить образцы прекрасного украшения окон в старинных домах, сохраняющих сакраментальный смысл древних символов. Традиционная русская резьба, которой окружали оконные проёмы, вплоть до первой трети ХХ века, являлась не только и даже не столько украшением, сколько продуманной системой охранительных символов, своеобразных оберегов открытых входов в дом. Несмотря на то, что в России со временем широко распространялось христианство, архаические языческие представления людей о мироздании [1] веками сохранялись в украшении жилищ, мебели, предметов обихода, вышивке, гончарных и даже металлических изделиях. И хотя в более поздние времена зачастую многие элементы воспроизводились просто по традиции, без глубокого осознания их значимости для бытия дома, всё-таки в них оставалось то символическое содержание, которое вкладывали в них наши предки.

Особенно многозначным было украшение фасадов изб, в особенности окантовки окон, поскольку застеклённая часть казалась уязвимой, доступной для злых духов. В основу всей символики деревянной резьбы в древние времена были положены самые главные языческие божества наших предков – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог – сын Сварога, в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем, как бы накрывают его сверху.

С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце. И потому в резных наличниках, в середине навершия прежде всего привлекает внимание присутствие разнообразных солярных знаков, которые воспринимались людьми как оберегающие дом символы.

Солярный знак представляет собой стилизованное символическое воплощение солнца – самого почитаемого языческого божества. Обычно изображение светила, как и его условного знака, считалось защитой от тьмы, от ночной нечисти. Так, в полуразрушенном бревенчатом доме по улице Виноградова, №5 в навершии (подкарнизной доске) наличников окон в центре присутствуют выдолбленные глубоким рельефом полусолнца, символизирующие солнце в зените. Они накладные, поскольку выполнены на отдельных досках и затем прикреплены к строению. По боковинам окна и справа, и слева закреплены также накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой).

Центральный образ по-настоящему лучезарный – в середине навершия небольшой полудиск, и от него во все стороны отходят 24 сначала расширяющихся, а к концу заострённых луча, вырезанных в форме стрелок. Они воспринимались жителями как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло, и ассоциировались ими как надёжный оберег против тёмных, злых сил и всякой нечисти. Иногда такое изображение светила связывалось с представлением о летнем солнцестоянии.

1. Ул. Виноградова, №5. Солярный знак.

2. Ул. Виноградова, №5. Современный вид с улицы Гвардейской.

Восприятие этого знака человеком определяется интенсивностью освещённости. При ярком солнце тени в заглублённых бороздках между лучами подчёркивают свечение выпуклых радиусов-лучей, и этим эффектом создаётся особая выразительность как бы светящегося своим светом образа. В сумеречном, вечернем освещении смягчаются грани, и оттого образ воспринимается целостно – светлым лучистым полукругом выделяется на общем более тёмном фоне.

Кроме того, не очень хорошо, но всё-таки в целом сохранился половинный солярный знак в наличнике дома по ул. Селивёрстова, №15, выдолбленный в цельной доске способом глухой резьбы. Это также полукруг, из которого расходятся линии двенадцати лучей. Простое, срубленное из досок с чёткими годовыми кольцами окно, как бы осеняется единственным украшением – ярким лучистым солнцем. Оно большого размера и венчает пространство в центре над оконным проёмом. Но в отличие от солярного знака на улице Виноградова здесь есть внешний полукруг, как бы ограничивающий распространение лучей и сберегающий свет и тепло для этого окна. Такое же ограничение мы видим и на слабо сохранившемся (более старом) выдолбленном глухой резьбой солярном знаке на доме по Первомайской улице.

3. Ул. Селивёрстова, 15.

4. Ул. Первомайская.

В Одоеве также встречаются довольно старые солярные знаки, выполненные в другой технике. Так, например, в доме №17 по улице Селивёрстова солнце располагается в чердачной части над карнизом – над всеми тремя окнами. Оно сделано из отдельных дощечек-лучей, которые выложены вокруг солнечного полудиска. Сами лучи довольно широкие и чередуются по своей длине, при этом самые длинные образуют своеобразную корону в центре. Такие мощные лучи, несомненно, означали надёжную охрану дома. Это жилище построено, скорее всего, в конце ХIХ века (если не ранее), и хотя само оно не совсем традиционно, расположение солярного знака наверху и в центре отвечает общепринятому правилу. Кроме того, следует отметить, что в данном случае это не условный знак, а фактически воспроизведение реального образа солнца со всеми его атрибутами (диск, равно распространяющиеся в стороны лучи).

5. Улица Селивёрстова, №17.

С древних времён образ солнца служил главным стражем, осознавался людьми как защита дома от злых сил. Казалось бы, солнце освещает и греет, и уже этого смысла должно было быть достаточно для того, чтобы помещать его над окном. Особое значение солнца как оберега идёт от язычества, от мифологических представлений, когда люди поклонялись Солнцу-Дажьбогу как высшему божеству, соединявшему в себе многообразные значения. Этот бог даёт, дарит свет, тепло, символизирует жизненную силу. В резных солярных знаках в сознании людей соединялись физические свойства и мистические значения главного светила.

Кроме того, солярные знаки, по утверждению Б.А. Рыбакова, имели не только функциональное, защитное назначение, но также отражали целостное мировоззрение человека того времени, его представления о мироздании. В космологической системе человека того времени центром было солнце, которое олицетворяло высшую силу, вызывало у людей суеверный трепет перед его дарующими жизнь свойствами – светом и теплом, от которых зависел урожай. Однако не только полезные для человека и мистические смыслы, которые привносились в образ солнца, оценивались людьми. Их также восхищала красота небесного светила, и эстетический аспект отразился в гармоничности солярного знака, – в частности, и в сохранившихся на одоевских домах.

Следует отметить, что в оформлении большинства сохранившихся наличников в Одоеве присутствует условный знак солнца, а не воспроизводящий реальное светило. Чаще всего это ромбы различной конфигурации. В некоторых случаях стремление к художественному орнаментальному оформлению, к красоте приводит к выразительной декоративности солнечного образа. Это особенно ярко выражено в богато украшенном доме №80 по улице К. Маркса, который в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

6. Ул. К. Маркса, № 80. Декоративно украшенный символ солнца.

В самом наличнике размещается сложный знак солнца: завитки вокруг центрального круга несут не столько декоративную функцию, сколько обозначают непрерывное движение Солнца по небу. И это уже условные изображения. Подобного рода резьба, хотя и менее вычурная, помещена также на доме №9 по улице Октябрьской. Солярный знак, возвышающийся в центре навершия, также изображён с завитками – как вечно движущийся диск, неусыпно охраняющий покой дома.

7. Ул. Октябрьская, №9. Условный солярный знак.

В основном с древних времён условным обозначением солнца являлось изображение ромба. В наличниках Одоева довольно часто встречаются простые ромбы разного размера, как, например, на окнах относительно нового дома №43 по Гвардейской улице.

8. Ул. Гвардейская, 43. Ромбы как условные символы солнца.

При этом вытянутые ромбы также традиционно размещаются и справа, и слева по боковинам как символы восходящего и закатного солнца. Тот факт, что они расположены как бы по кругу, а не только в верхней части наличника и в боковинах, но также и в нижней части, означает, что они круглосуточно со всех сторон оберегают доступ в дом. Следует отметить, что удлинённый ромб, расположенный снизу, именно на этом месте прежде ассоциировался также и с символикой земли.

На некоторых домах изображение реального солнца в виде круга и условного знака ромба сочетаются и образуют солярный знак, несущий одновременно символический смысл триединого образа восходящего, стоящего в зените и заходящего солнца. Это можно видеть, например, на доме № 40 по улице К. Маркса, где в центре расположен относительно крупный по размеру ажурный ромб, составленный из цветка и направленных в разные стороны ростков, а по всем четырём углам небольшие круги в виде стилизованных розеток с 12-ю лучами. Здесь эти знаки стандартно выражают движение солнца по небосводу. Следует отметить, что такого рода розетки также иногда воспринимались как громовые знаки.

По боковинам расположены также довольно условный растительные знаки – цветок с листьями, направленными вверх и вниз. И хотя они помещались, скорее всего, чтобы просто украсить окно, в старые времена такой рисунок символизировал росток. Как ни фантастично это выглядит, такой росток восходит к архетипу Мирового древа, который выражал в представлении славян соединение трёх миров: мир мертвых (Навь), горний мир (Правь) и Явь (земной мир людей). Во взаимосвязи этих миров воплощалось движение времени – от прошлого, к настоящему и далее к будущему.

Известно, что впоследствии всем этим элементам украшения уже не придавалось такого значения, какое в них вкладывали предки, однако мастера по традиции помещали солярные знаки на положенных местах наличников окон. Возможно, просто изображение светила воспринималось как красивая декоративная деталь. Хотя следует отметить, что на этом доме все украшения примитивны и выполнены далеко не художественно.

9. Ул. К. Маркса, №40, общий вид.

10. Окно дома по К. Маркса, №40.

С древности символом солнца являлось также изображение креста, вписанного в круг. В резьбе это чаще всего крест с равными по размеру концами. Такое изображение не имело отношения к христианству, поскольку по времени предшествовало крещению Руси. «…Крест в круге... применялся для указания на вселенское значение креста как микровселенского символа, отображающего космологически сферу небесную». Крест как бы расширял значимость солярного знака, распространял его на всё небесное пространство. В Одоеве крест в круге украшает дом по ул. К. Маркса, №80, а также дом №9 по Октябрьской улице. В первом случае это изображение десятилепесткового диска со вписанным крестом, который расположен под углом к горизонту, и такое положение символизировало земной огонь. На Октябрьской улице крест вписан вертикально стоящим, опирающимся на землю. Это соответствовало многозначно читаемой символике. Во-первых, такое положение могло указывать на четыре стороны света, во-вторых, на четыре положения солнца в течение года – два солнцестояния и два равноденствия, а также на четыре времени суток. Это соответствует языческим представлениям солнцепоклонничества и не имеют отношения к христианским символам. Сами розетки на обоих фасадах повторяются многократно, и от этого они также приобретают орнаментальное значение.

11. Ул. К. Маркса, №80. Солярные розетки с «косыми» крестами.

12. Ул. Октябрьская, №9. Солярные розетки с вертикально стоящими крестами.

Отверстия в лепестках диска вокруг креста символизируют звёзды. В целом такой знак как бы воплощает небесную сферу. Человек вписывал себя во вселенную, ощущал себя частицей мирового пространства. И привлекая эти образы в обрамление своеобразных «глаз» дома, надеялся на их волшебную силу.

Кроме того, в Одоеве также можно увидеть на наличниках и другие символические знаки. Здесь можно видеть образы коней, которые оставались многозначными, – с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем.

«В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды… Я прихожу к выводу, что конь или кони в целом ряде славянских сюжетов является интегральным солярным/грозо¬вым знаком… Существование пары коней бога-громовержца в мифических сценах как раз подчеркивает неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с архаичными верованиями [2]» . Чаще всего это солярные кони, которые сопровождают, а вернее, влекут за собой светило. Они обычно находятся с двух сторон от солнца и, как правило, устремлены в разные стороны и символизируют движение из прошлого в будущее.

Образы резных коней носили название «охлупень». Выразительные кони присутствуют в навершии наличника того же дома №17 по улице Ленина, а также на наличнике дома по адресу улица 50-летия Октября, №3.

13. Ул. Ленина, №17. Кони (Охлупень).

14. Улица 50-летия Октября, №3. Кони.

Эти образы фактически усиливают динамику солнечного знака: быстрые кони символизируют неостановимое дневное движение солнца по небосводу. Ночное движение обычно выражалось образами птиц, но ничего подобного в Одоеве не обнаруживается. Здесь также помещено изображение коня на кронштейне под карнизом.

Поскольку в целом рисунки на этих наличниках аналогичны, можно предположить, что они могли быть сделаны в одно время, возможно одним мастером и по одному лекалу, но также вполне можно допустить, что один из них был образцом для другого.

Постепенно в резьбе утрачиваются прежние закодированные смыслы, и образы как бы «размываются». Примером такого явления может служить наличник в доме №9 по улице 50 лет Октября. Здесь фактически простое подражание старым образцам, когда уже не осознаётся внутренний смысл отдельных элементов, приводит к вульгаризации украшения.

Ул. 50-лет Октября, 9. Образец упрощённого подражания.

Однако в этом наличнике, несмотря на упрощение рисунка, всё-таки просматривается в навершии подобие бывших коней, а по боковинам – символы солнца и небесных хлябей. При этом также утрачивается художественность резьбы, появляется «ярмарочная» раскраска. Можно сказать, что это лишь искажённые отзвуки подлинной символической резьбы старых мастеров, вкладывавших в каждую деталь глубокий смысл и эстетическое чувство.

Большое значение в резном украшении наличников имели громовые знаки, которые, как правило, сопровождали образы солнца. Традиционный громовый знак – это шести- или реже восьмиугольная звезда, в большинстве случаев вписанная в круг. В давние времена этот символ называли Перуновым или Громовым знаком, и чаще всего он помещался на причелинах, декоративных досках и иногда в наличниках окон деревянных изб в качестве оберега от гнева Громовержца. По другой версии – это символ, оберегавший жилище от попадания в него молнии, т.е. он служил своеобразным магическим громоотводом. Кроме того, «громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе [3]» . Такую шестиконечную розетку, помещённую в круг, называют ещё «колесом Юпитера», что сближает этот образ с античным богом Юпитером-Громовержцем. Кроме того, иногда этот знак означал смену дня и ночи.

В Одоеве громовые символы встречаются нечасто, и их чаще помещали не в сам наличник, а в общем традиционно – на причелине. Восьмилучевая розетка помещена на декоративной доске между окнами дома по Октябрьской улице №70, над ней изображено звёздное небо с отверстиями звёзд, а под ней по традиции – «хляби небесные», огибающие землю. Также ярко выделяется такое недавно поновлённое белой краской колесо с шестью спицами в середине узора причелины в доме №15 по улице К. Маркса.

15. Ул. Октябрьская, 70.

16. Ул. К. Маркса, №15.

Нижняя доска наличника (так называемая подоконная) чаще всего несла смысл земли, плодородного поля, что чётко выражено ромбом особой удлиненной формы в наличнике дома по адресу Виноградова №27. В этом наличнике символическое содержание выражено весьма лаконично – в основном ромбами, значение каждого из которых связано с его положением и особенностью формы.

17. Ул. Виноградова, 27. Символика ромбов.

Здесь простая крыша – верхняя доска весьма условно означает небесную твердь, под ней волнистая горизонтальная линия – запасы небесных вод, верхний ромб – солнце в зените, боковые ромбы – солнце на восходе и закате, а нижний ромб – земля. Следует заметить, что боковые ромбы обрамлены струйками воды. В таком, на первый взгляд, простом украшении всё-таки отражена главная суть традиционной оберегающей символики оконного проёма.

Следует также сказать, что в декоре наличников в Одоеве можно обнаружить круги, покрытые небольшими круглыми отверстиями. Как правило, они обозначают зёрна, особенно когда они расположены ниже тверди небесной, солярных знаков и небесных вод. Сам круг в таком случае являлся символом засеянной земли, означавшим в представлении человека плодородное поле.

Такие знаки можно видеть вдоль всей длины карниза в том же доме №17 по улице Ленина, которое прекрасно в своём искусном узорочье. Здесь карниз изливает небесную влагу с помощью образов женских грудей, орошающих землю. Под карнизом чередуются шестиконечные звёзды, обозначающие громовые знаки, и круги со сквозными отверстиями, несущими смысл земли, засеянной зернами. Снизу этот ряд подчёркивается двумя рядами круглых отверстий, подведённых волнистыми линиями, – неисчерпаемыми запасами необходимой для урожая влаги.

18. Ул. Ленина, №17, фрагмент карниза и подкарнизной доски

При внимательном рассмотрении звёзд можно заметить, что лучи повёрнуты в них как бы в вихревом движении – это свидетельствует о стремлении передать подвижность всей жизни небесного свода. Отметим, что кронштейны в этом доме сделаны в форме солярных коней.

В наличниках Одоева также обнаруживаются традиционные доски-«полотенца», размещённые по боковым сторонам окон. Иногда в их декоре повторяются ромбы-солнца, иногда их украшение ассоциируется с небесными водами – «хлябями». Небо в славянских поверьях было двухслойным: оно состояло из верхнего неба – «тверди» и нижнего слоя – «хлябей небесных». В Большом Энциклопедическом словаре слово «хляби» объясняется как «бездна, водная глубина», что в космологическом сознании человека того времени означало, что небеса – источник, дарующий и свет, и спасительную влагу.

Примером таких полотенец может служить уже довольно упрощённые наличники домов поздней постройки по Гвардейской улице, №16 и №29. Здесь небо условно обозначено традиционной «крышей», обозначающей «твердь», а боковины скромно украшены полотенцами с мелкими шариками – символическими капельками дождя.

19. Ул. Гвардейская, №16. 20. Ул. Гвардейская, №29.

Приблизительно то же самое можно увидеть и в доме №29 по той же Гвардейской улице. Здесь небесные хляби как бы прорываются сквозь небесную твердь и светлыми струями стекают вниз. К сожалению, немыслимые краски затрудняют восприятие скрытых смыслов украшения наличников и делают несколько вульгарным общий вид окна.

Отметим, что «крыши» наличников в Одоеве весьма разнообразны. Здесь обращают на себя внимание изысканно украшенные орнаментальной резьбой по уже известным адресам – К. Маркса, №80, Октябрьская, №9, где каждая деталь художественно выполнена и имеет осмысленное символическое значение.

В Одоеве можно увидеть такое оформление крыши наличника, которое воспринимается как простой орнамент, и в целом кажется, что украшение дома не несёт особого символического смысла. Такое явление отмечается в старом доме на улице Победы, № 20, где замечательный солярный знак в виде многолучевой розетки вынесен на причелину. Крыша самого наличника украшена ритмически повторяющимися знаками, которые могут трактоваться весьма широко. Круглые отверстия в верхнем ряде орнамента навершия могут означать капли дождя.

21. Ул. Победы, 20. Солярный знак на причелине, навершие наличника.

Ниже, как бы вторым рядом крыша наличника украшена полукружьями, символизирующими женские груди, связанными с образами небесных богинь рожаниц, которые проливали влагу на поля. По всему периметру окна изображены многочисленные капли дождя и волнистыми линиями, и крупными отверстиями.

22. Ул. Пролетарская, 71. Крыша навершия.

Здесь двускатная крыша образует своеобразный фронтон, который традиционно обозначает небесную твердь и преломляется с двух сторон от знака солнца. Изнутри она обрамлена полукружьями, которые также изображают женские груди, несущие влагу. Под солярным знаком расположены три полосы разного вида горизонтальных волнистых линий, символизирующих неистощимость небесных вод. С боков по традиции помещены полотенца, также источающие потоки воды, обеспечивающие плодородие земли.

Встречаются также трудно расшифровываемые наличники с выразительными крышами, с некоторой претензией на художественную значимость, как например, в наличнике дома №6 по улице Ленина. Здесь «небесная твердь» крыши как бы раздвигается, чтобы пропустить небесный свет и небесную влагу. Здесь также на полотенцах по бокам чётко вырезаны «хляби небесные», тремя струями стекающие вниз, к земле. Однако резьба в середине навершия в виде нечётко определяемого растительного орнамента предположительно может ассоциироваться с идеей плодородия земли. Стоит сказать, что растительный элемент в ряде случаев ассоциируется с мировым древом.

23. Ул. Ленина, 6. Крыша наличника.

В некоторых наличниках в «крышу» вкладывается основное значение, она как бы являет единый мощный оберег, символизируя своеобразное «прикрытие» дома от всех возможных напастей. Это можно отчётливо видеть в простом, но вполне осмысленном украшении наличника дома №52 по Советской улице. Здесь тонко орнаментированная крыша наличника – в качестве простого навершия – кажется отделанной кружевом, однако она символизирует небесный свод, содержащий капли влаги, а белые «набалдашники» с двух сторон – это фактически преображённые знаки солнца.

24. Ул. Советская, 52. Крыша навершия.

Здесь также аккуратно выполнены полотенца и хляби небесные, выраженные не только капельками, но и тремя полосками, как было принято по традиции, – т.е. фактически присутствует весь основной комплекс оберегов.

Следует отметить, что нами в Одоеве не обнаружены образцы зооморфных образов, однако можно встретить в оформлении фасада дома антропоморфные образы. Наиболее ярко это отмечается на доме №18 по Октябрьской улице, где окна вообще не украшены резьбой, но на причелину вынесен человеческий образ, «начинённый» различными магическими смыслами.

Прежде всего, человеческая фигура как в деревянной резьбе, так и в вышивке, сама по себе была связана с культом предков, с богами Родом и Рожаницей. Помещение её на доме означало поклонение, с одной стороны, царству мёртвых, ушедших из этого мира, а с другой – утверждение родственности человека с богами, с рождением новой жизни. При этом, такая фигура, несомненно, выполняла охранную миссию, призывала на дом благо, на поля – плодородие и отгоняла злые силы.

25. Ул. Октябрьская, 18. Антропоморфные образы.

В позднем строении на Октябрьской, 18 изображён образ с большой круглой головой, от которой отходят лучи, – это символ солнца в зените. Кроме того, можно предположить, что две округлости рук как бы держат две фазы солнца – на рассвете и на закате. Два отверстия в голове и на груди могут обозначать капли влаги. Это традиционная символика, отражённая довольно своеобразно. В целом же здесь можно говорить об образе берегини, охраняющей дом от злых духов. Широко расставленные ноги свойственны образу рожаницы – небесной богини, проливающей воды на поля. В целом же здесь можно говорить об образе берегини, (СМ!) охраняющей дом от злых духов.

Что удивительно, что в нижней части причелины можно рассмотреть плохо сохранившийся образ ребёнка, сделанного почти реалистически. К сожалению, он сохранился не очень хорошо, и потому кажется какой-то случайной деталью. Такой образ в принципе не вписывается в старые традиции. Возможно, это дитя воплощало в себе идею продолжения жизни предков.

Кроме того, в резьбе при оформлении фасадов жилищ в Одоеве используются и другие символические фигуры. Так, например, на нижней части причелин в доме №71 по Пролетарской улице были украшения в виде S-образных знаков. Эти знаки имеют глубокие исторические корни, они встречаются в различных культурах с глубокой древности. Однако непосредственно в языческой славянской традиции в большинстве случаев это изображение ассоциируется с лебедем. Согласно традиции, днём солнце везли по небу кони, – и они помещались в верхней части наличника или в качестве консолей под карнизом, а ночью – птицы и чаще всего лебеди – и они помещались в нижней части наличника или внизу причелины [4].

Интерес представляет украшение, помещенное на причелине дома №9 по Октябрьской улице. Оно выполнено глухой резьбой на довольно массивной доске и расположено на причелине, заполненной знаками обильных «хлябей небесных». И кажущийся орнаментом рисунок этого украшения на самом деле символизирует накопление вод с высей и орошение ими земли с помощью женской груди. Верхняя часть как бы собирает влагу: отверстия в данном случае – это капли, плавные очертания орнамента – потоки воды. А нижняя часть источает эти воды (через овальные заострённые книзу фигуры, ассоциирующиеся с женской грудью).

26. Ул. Октябрьская, 9. Причелина, нижняя часть, под небесными водами.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. – «Декоративное искусство», 1975, №3, с. 38-43

[2] С.В. Рябчиков. Славянская знаковая система: новые источники. Этножурнал. http://www.ethnonet.ru/lib

[3] http://www.ta1.ru/home/4398.htm

[4] В данный момент эти накладные украшения не сохранились. Последний из них обнаружен нами уже на земле под причелиной.

faustova-elm.narod.ru

Домовая резьба - Путешествуем вместе

Большое распространение домовой резьбы на Руси объясняется исконными традициями деревянного зодчества. Резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличник, карниз, полотенца, гнилые доски, балясины, столбы крыльца, кровли.

Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего использовали для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо. Резной орнамент - набор наиболее устойчивых символов, знаков — так называемый «овеществлённый» миф. Символы эти, в глубоком прошлом, несли магико-заклинательную обережную функцию, которую Б. А. Рыбаков назвал «овеществлёнными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни.

Домовой резьбой украшались крыльцо, наличники, карнизы, причелины. Простые геометрические мотивы — повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих «своды» - фронтоны двускатной крыши домов. Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающем тепло и свет. Знаками Солнца являются солярные символы, обозначающие дневной путь светила. Особенно важным и интересным был образный мир наличников окон. Сами окна в представлении о доме — являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон. Верхняя часть наличника обозначала — небесный мир, на ней изображались символы Солнца. На сводчатых очельях присутствовали символы зооморфных (змеи с растительными изогнутыми телами, величавые птицы с поднятыми крыльями и пышными хвостами), фитоморфных (стебли, ростки, цветы) и освящённых солярными крестами и розетками.

www.kudatotam.ru