Опишите особенности перебывания славян в крыму после вознекновения Древней Руси. Опишите особенности пребывания славян в крыму после возникновения древней руси
Когда в Крыму появились славяне?
Славяне в Крыму появились, в период раннего средневековья. Шел 944 г., Византия и Киевское княжество во главе с князем Игорем заключили перемирие, по которому Игорь обязывался не присваивать себе власти над «Корсуньской страной» (так назывались византийские владения на Руси). Во II половине X в. русские прочно закрепились в восточном Крыму и на полуострове Тамань . Здесь образовалось русское Тмутараканское княжество.Важной вехой в истории русско-византийских отношений был поход великого князя киевского Владимира в Херсонес. Поход был вызван отказом византийского императора Василия II выполнить свои обязательства перед Владимиром. Поход завершился взятием русскими Херсонеса. С этим событием, относящимся к 988 или 989 г., историки связывают принятие Киевской Русью христианства. Принятие христианства имело огромное, значение для Руси, для укрепления ее политического статуса в международной жизни, для дальнейшего развития ее культуры и просвещения.
О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (недалеко от Евпатории) и др.Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.Предполагается, что в XIII в. в Херсонесе существовал русский квартал. Об этом говорит найденный в Херсонесе русский напрестольный крест с изображением русских святых Бориса и Глеба. Наличие русского церковного прихода в Херсонесе подтверждается повестью о Николае Заразском, исследованной академиком Д. С. Лихачевым. О значительной роли русских в Крыму в начале XIII в. свидетельствует и рассказ персидского автора Ибн-ал-Биби о походе турок-сельджуков против Солдайи (современный Судак), в котором сообщается, что, когда турки появились у берегов Солдайи, на помощь его жителям пришло войско, составленное из кыпчаков и русских. О пребывании русских купцов в Солдайе в XIII в. говорит и посол французского короля Рубрук, проезжавший через город в 1253 г. Наличие русских в Солдайе в XIII-XIV вв. подтверждают и находки русского креста и двух русских пряслиц, обнаруженные во время археологических раскопок. Арабские источники сообщают, что Солхат (Старый Крым) был населен в XIII в. кыпчаками, аланами и русскимиУстав Кафы 1316 г. свидетельствует о существовании русских церквей в этом древнем городе. Если в Кафе были русские церкви, то, следовательно, русские люди составляли какую-то часть постоянного населения города. Пребывание русских купцов в Кафе в 1475 г. зафиксировано русской летописью, в которой говорится: «Того же лето туркове взяша Кафу, гостей (так на Руси назывались купцы) московских много побиша». Составной частью населения Крымского ханства в течение нескольких веков являлись славянские пленники, обращенные в рабство и трудившиеся в хозяйстве татарских феодалов.В XVIII в. по правую сторону Днепра, напротив будущего Мелитопольского уезца, были расположены слободы и куреня Запорожской Сечи. Сечь учреждала свои посты («полянки») на землях будущих Бердянского и Днепровского уездов. Следовательно, в XVIII в. на окраинных землях Крымского ханства существовали своеобразные русские, а точнее говоря, украинские поселения.
Похожие статьи
Метки: Крым, крымское ханство, русские, славяне
pantikapei.ru
Славяне в Крыму и Тмутараканское княжество
опубликовано: январь 2016
Тмутараканское княжество: краткий исторический очерк
Среди всех этносов и народов, которые когда-либо обитали в Крыму, особое место занимают славяне. Первые воспоминания об их обитании на полуострове относятся чуть ли не к началу нашей эры. Некоторые специалисты связывают славянское проникновение с начальной стадией Великого переселения народов. Однако археологические находки времен существования Киевской Руси подтверждают версию о том, что славяне надежно обосновались на крымских землях лишь к IX веку, а через столетие-два чувствовали себя чуть ли не коренными жителями полуострова.
С начала IX в. на историю Крыма начали влиять древнерусские князья. Документальные источники того времени проливают свет на ряд событий, связанных с жизнью на полуострове. Из Жития Стефана Сурожского нам известно, что князю Бравлину удалось покорить Керчь, Херсон и Судак. К середине X века русичи, вероятно, владели Керченским полуостровом, а еще через некоторое время они начали оседать в Приазовье, захватили Таматархой и сделали этот город столицей Тмутараканского княжества.
История Тмутараканского княжества, в состав которого вроде бы входила восточная часть Крыма, окутана пеленой таинственности. Несмотря на разнообразие доводов ученых, которые по-разному относятся к существованию этого политического образования, данная территория заслуживает, чтобы современники знали о ней и помнили ее прошлое. Ведь это частица истории родного края и просто захватывающее описание далеких событий, связанных с легендарной деятельностью древнерусских князей.
Однако ненадолго вернемся к событиям на территории полуострова в X веке. Известно, что в 944 г. в Крыму сидел наместник князя Игоря. Рюрикович отвоевал у хазар земли, расположенные у Керченского пролива и решил укрепить там свою власть, опираясь на человека, которому мог доверять судьбу своего государства. Через год войско князя Киевской Руси потерпело поражение в бою с Византией. После чего был подписан договор, в котором шла речь и о крымских территориях Игоря, названных «Корсуньской страной».
Стараясь ограничить влияние Руси на Крым, представители Константинополя писали в документе, что земли те не покоряются русичам, но в том же договоре князь брал на себя обязательство защищать часть крымских территорий от черных булгар. Это обещание давало возможность контролировать восток полуострова и, вполне вероятно, Тамань, позже ставшую центром Тмутараканского княжества.
Святослав Игоревич продолжил политику отца. С 962 по 971 г. он сумел усилить русское влияние на Крымском полуострове, но болгарский поход, закончившейся поражением, вынуждал его отказаться от Корсунской земли. Политическую неудачу отца компенсировал сын Владимир Великий. В 988 г. он отвоевал Корсунь (Херсон), положив начало распространению древнерусского могущества в Крыму и крещению всей Руси. Новый договор с Византией для Киевской Руси был очень выгодным. Она получала выход к Черному морю, контролировала часть причерноморских и приазовских территорий, усиливала свое влияние на земли, впоследствии ставшие Тмутараканским княжеством. Кроме того, удачный поход на Корсунь означал взятие Боспора со всей его округой. Этот город русичи по-своему назвали Корчев (сейчас – Керчь).
Тмутараканское княжество появилось при князе Владимире, а может, и еще раньше, во времена его отца Святослава. Новое древнерусское княжество располагалось на Таманском полуострове, но занимало и часть Керченского полуострова, на котором располагался Корчев. В некоторых источниках также говорится о том, что в его состав входило Нижнее Прикубанье. Примерно в этот период истории русичи начали активно расселяться по всему Крымскому полуострову. Чаще всего они селились в Херсоне, в Старом Крыму, в Мангупе и Судаке.
Столицей Тмутараканского княжества была крепость Тмутаракань, построенная на городище Таматархи в 960-х гг. Ранее на том месте стоял античный полис Гермонасса. Документальные источники молчат о Тмутаракани до 988 г. Тогда Владимир посадил в ней Мстислава и создал княжество, ставшее частью Руси. При Мстиславе Владимировиче Тмутараканское княжество пережило свой расцвет, укрепилось и расширилось за счет расположенных рядом территорий.
Под конец X в. в его состав вошли земли бывшего Боспорского государства. В результате братских междоусобиц, разгоревшихся между Мстиславом и Ярославом Владимировичами, Тмутараканское княжество постепенно отдалялось от Киева пока не стало частью Черниговской земли, которой в то время управлял Святослав Ярославович.
Известно, что после смерти Мстислава в Тмутаракани восседали сыновья Святослава Ярославича, но вскоре на княжество стали претендовать другие древнерусские князья, которые поочередно отвоевывали власть. Стоит сказать, что для того времени это было неудивительно, ведь после смерти Ярослава Мудрого Киевская Русь вошла в период феодальной раздробленности. В XI веке в Тмутараканском княжестве уже существовала своя епархия. Стараясь поддерживать добрососедские отношения с византийскими властями, Святослав Ярославович помогал им удерживать крымские территории. Так, известно, что в 1073 г. он направлял русские войска для подавления смуты в Херсоне.
Тмутараканское княжество недолго входило в состав Киевской Руси. С пришествием половцев в конце XI в. оно потеряло былой статус. Вместе с крымскими землями княжество стало зависимым от тюркоязычных кочевников и Византии.
Сельское хозяйство, ремесла и торговля на крымских землях Тмутараканского княжества
О сельском хозяйстве Тмутараканского княжества нам практически ничего не известно. Однако мы знаем, что его жители занимались земледелием, были пчеловодами.
Особенности природы Крыма и других территорий, которые входили в состав военно-политической фактории, способствовали возрастанию популярности рыболовства. Уловы обитателей Тмутараканского княжества часто продавались представителям окрестных местностей. Купцы сами прибывали в Тмутаракань, чтобы приобрести таранку, осетрину или, например, чебаков.
Кроме всего прочего, на крымских территориях отдаленного древнерусского княжества распространенным занятием была охота.
В Тмутараканском княжестве обитали умелые ремесленники, среди них были гончары и стеклодувы, люди, которые умели обрабатывать металл, дерево, кожу и ткать ткани.
Через территорию Тмутараканского княжество шел большой торговый путь, по которому везлись товары с Востока на Запад и в обратном направлении. Со временем Тмутаракань стала известнейшим торговым портом и по своей популярности уступала лишь Константинополю.
В тот момент, когда образовалось Тмутараканское княжество, русичи уже активно торговали с городами Крыма. В конце X в. этот процесс активизировался. Среди торговых центров полуострова, в которые ездили древнерусские купцы, особое место занимали Сугдея и Солхат (Старый Крым). С территории Киевской Руси туда доставлялись меха и другая традиционная продукция (кожи, зерно). Взамен русичи получали предметы роскоши, редкие заморские изделия, фарфоровую посуду, стекло, ткани, оружие, поделки восточных ремесленников и пряности. Известно, что на Северный Кавказ из центра Тмутараканского княжества возили кувшины, стеклянные украшения, кресты и иконки.
Тмутараканское княжество чеканило собственные монеты. Они делались из меди и серебра, были очень похожими на те, которые существовали в Византии. Однако, в сравнении с константинопольскими аналогами, деньги древнерусского княжества были низкокачественными: имели схематический рисунок и слабо читаемые надписи. Медные монеты иногда были почти квадратными. Ученым удалось выяснить, что существовало несколько изображений, которые наносились на деньги: от облика архангела Михаила до чеканки с одной стороны. Чаще всего археологи встречают монету с крестом и с кружочками или квадратами на обороте. Нумизматы считают, что монеты Тмутараканского княжества ходили только на его территории.
Быт, религия и культура Восточного Крыма в составе Тмутараканского княжества
Население Тмутараканского княжества было многонациональным. Там обитали разные племена, которые в свое время попали в Крым и на Тамань. Это греки, аланы, готы, болгары, хазары, адыги. Близлежащие земли вынуждены были уплачивать князю регулярную дань. Кроме того, когда намечались военные действия, они обязывались предоставить Тмутаракани своих воинов.
Можем предположить, что быт в Тмутараканском княжестве был таким же разнообразным, как и его этнический состав. О древнерусских крымских землях информации практически нет. А вот про Тмутаракань историки рассказывают гораздо больше. Город окружался крепостным сооружением, внутри которого располагались такие постройки, как храм, дом князя и жилище его свиты. На территории городища находились хранилища зерна, соленого мяса и сушеной рыбы. В случае осады жители крепости могли использовать воду из специально построенного бассейна. За пределами фортификационной стены располагались ремесленные, рыбацкие и крестьянские кварталы. Дома в них строились хаотично, но располагались внутри внешней стены, возведенной из кирпича.
Несмотря на приличную отдаленность от Киева, Тмутаракань была большим культурным центром Северного Причерноморья. Древнерусские культурные веяния города с развитой письменностью быстро проникли во все уголки княжества, в том числе и в Крым.
Первые славяне Крыма были язычниками, но в связи с тем, что процесс христианизации Руси практически совпал по времени с образованием Тмутараканского княжества, жители восточной части полуострова, которые все еще почитали силы природы, начали принимать новую веру так же, как и другие русичи. Вероятно, и в Крыму христианизация не проходила гладко, но все же дала желаемые результаты. Выше мы уже упоминали о том, что в Тмутаракани существовала собственная православная епархия. Ее центр располагался в епископском храме Богородицы, построенном князем Мстиславом. Православная вера способствовала развитию письменности и нового типа культуры, приближала Восток Крыма, так же, как и расположенные рядом византийские владения полуострова, к цивилизованному миру.
Так, с IX века отдельные территории Крыма стали частью Древнерусского государства, чтобы в конце XI века перейти в руки половцев. Еще при Игоре в Крыму находился русский наместник и в договоре 945 года шла речь о Корсунской стране, которую князь должен был охранять от булгар.
Святослав отдал Херсон византийцам, но в 988 г. его вновь завоевал князь Владимир. Примерно в то же время на землях Восточного Крыма, ранее принадлежавших хазарам, русичи создали Тмутараканское княжество, в состав которого также входила Тамань. В конце X века тмутараканскими владениями считались все земли бывшего Боспорского царства.
Жители Киевской Руси начали проникать во многие города Крыма. Известно, что русские купцы проживали в Херсоне (Херсонес Таврический), Судаке, Старом Крыму и в Мангупе. Там русичи не только торговали, они распространяли свою культуру и православную веру. В XI веке Херсон снова стал византийским. Кроме того, в конце древнерусского периода истории Крыма Русь стала союзницей Византии.
INLIGHT
krymkrymkrym.ru
Сурожская Русь. Славяне в Крыму
Александр Асов делится своим видением истории Древней Тавриды, основываясь на русских летописных, археологических и мифологических источниках. По его мнению, в Крыму располагалась Сурожская Русь, столицей которой был славянский город Сурож, нынешний Судак.
Александр Асов: Дело было так, я был просто в отпуске, приехал в Судак, и ходил по Сурожской крепости, читал газету местную, и нашел там статьи Горшкова, которые мне показались очень интересными. Просто в местной прессе статьи археолога, хранителя крепости Горшкова, мне казалось, это крайне интересно, и я решил через редакцию с ним познакомиться. Приехал домой, он был очень рад, что есть люди, интересующиеся древней историей, это было во временя, когда была Украина, и интересующихся людей было найти не так просто, наверное, этой теме. Меня он просто поразил, он был такой волшебник, так скажем, то есть он выглядел, длинная седая борода, он прекрасный, кстати говоря, художник, в маленькой квартирке, она была вся завалена картинами, рукописями, археологическими всякими артефактами, все это было крайне все очень любопытно. Очень интересная такая вот это была встреча. Почему мне было важно встретиться с человеком, который хорошо знает археологию Судака и Сурожа? Дело в том, что Велесова книга написана в Суроже, вот о чем говорит сама Велесова книга. Она описывает в значительной степени истории Сурожского княжества и вообще Южной Руси, и она была создана в храмах, славянских храмах древнего Сурожа. Все совершенно противоречило официальной истории, такого было быть не может, то есть как это может быть, как может быть Сурож, давайте искать ее где-нибудь в другом месте, Сурож, невозможно ее искать в Тавриде в Крыму. И вот я с этим вопросом прихожу к главному археологу Сурожа, Судака, хранителя Сурожской крепости, Вы не представляете, как он обрадовался. Он говорит, это моя тема последние 40 лет, я всегда считал, я доказывал, что Сурож является аналогом древнего Новгорода, и он показывает мне свои неопубликованные горы просто рукописей. Объясняет мне, вот такой вот слой мы поднимали, вот смотрим, вот это время, когда там были генуэзцы, вот время с третьего века, когда он еще не может быть, Сурож по официальной версии истории, который существует в официальной науке, его не может быть, а он строится, и строится две линии стен Судакской крепости, еще до генуэзцев задолго, за тысячу лет до генуэзцев. Строится и строится по тому же принципу, как строился одновременно Константинополь, очевидно совершенно, теми же приемами и той же, может быть даже, строительной командой, которая строила Константинополь, то есть вот этот Сурож, когда он получал современные нам очертания, Сурожской, Генуэзской, так называемой, крепости, он был построен изначально, когда он был столицей Сурожской Руси, это был стольный град и со стенами, сравнимыми, скажем, с Московским кремлём. Вот такого качества была постройка, очень могущественное было княжество, и называли его, не знаю, «Владыкой морей», «Владыкой Черного моря», как минимум. Такое было мощное княжество, его строила та же команда, что и строила Константинополь тогда, стены Константинополя возводила. Он это все доказывал, показывал, что это было. А что генуэзцы потом, он говорит, дальше что было. Вот мы находим крепость современную, называем ее Генуэзской, там на камнях есть клейма мастеров. Он говорит, вот посмотрите, в Феодосии там да, понятно, Феодосию строили генуэзцы, это совершенно очевидно, но Сурож они не строили, они реставрировали старую крепость, вот что делали эти мастера. Он говорит, все известно, генуэзцы все сохранили, сколько было мастеров, какое их было количество, какие были наряды, подряды, что они делали, все известно, говорит, они не строили эту крепость, они ее реставрировали и делали ее уже на свой манер, имеющиеся уже крепостное сооружение, простоявшее здесь уже тысячу и больше лет, вот о чем он говорил, и о чем он рассказывал. Вот это, мне кажется, крайне интересно, крайне важно. Ему было действительно откровенен, что именно эта тема, которую он доказывал всю жизнь, она подтверждается той же самой Велесовой книгой. Для него она, конечно, сразу же стала подлинником и крайне важным источником, конкретно для Горшкова. Вот то, что было тогда в Крыму, в древней Тавриде.
Одно из самых интереснейших с точки зрения археологии мест - это, конечно, Судак, который называется в русских летописях Сурожем. Мы знаем сурожских купцов, даже в Москве есть конец, где жили сурожские купцы. И всегда южных гостей, купцов называли сурожанами, сурожскими гостями. Очень важно понимать, очень интересно заметить, что русские никогда не называли города иноземные славянскими названиями. И если у какого-либо города есть славянское имя, а Сурож безусловно славянское имя, и таких Сурожей мы знаем не только в Тавриде в Крыму, мы знаем и на Украине, и в России такие города и селения с таким именем или со сходными именами. То есть это однозначно свидетельствует о том, что там жили славяне, и теперь, благодаря древним нашим источникам и той же Велесовой книги, мы знаем, что была также Сурожская Русь. Был город-княжество, подобный Новгородской Руси на самом юге в Тавриде в Крыму. Это было, и остатки этого города и память о нем сохранялись до средневековья, поэтому их так и звали Сурожем, эту местность и этот город, который в турецкое время, после турецкого завоевания получил имя Судак. Оказывается, и со времен древних, со времен античных, со времен существования древней цивилизации славянской Русколани, Таврида была славянской, и в ней было Сурожское княжество, и город Сурож сохранялся и потом, и в средние века, и вплоть до того времени, как уже там княжество Феодора и другие княжества византийского времени, которые существовали, он существовал параллельно с ними, преимущественно славянский город, вплоть до турецкого завоевания. Конечно, при турецком завоевании он был полностью вырезан, славянское население, или не полностью, потому что все-таки сурожские купцы, приходящие потом на Русь во времена турецкого владычества, они были и греками, и как-то они очень хорошо потом освоили славянский язык и становились славянами, даже входили в какие-то типа рода Гавраса, известный у нас дворянский уже в Российской империи род, Сам Сурож, это очень древнее имя, наряду с именем Херсонес, это солнечное имя, славяне и предки славян, селившиеся в этих местах, в солнечных местах, так и называли свои города в честь солнечных богов. Поэтому Сурож в честь Сурина, такое ведическое имя, которое есть и в наших ведических источниках, как имя Солнца. Другое имя - это имя Хорс, бог солнца Хорс, в честь него назван, очевидно, Херсонес, находящийся рядом, то есть это солнечные имена, древние солнечные имена городов, располагавшихся на юге славянского мира.
Не понимаю, почему наша археологическая и историческая наука не ищет корни славян на юге славянского мира, в частности в Тавриде и в Крыму. Там ищут и находят своих предков и немцы-готы, Готия, древняя Готия, находят их в Тавриде, в Крыму, предки немцев, византийцев, греков и естественно хазар, всех находят в Крыму, одних только славян там никак не могут найти, даже не ищут. Тем не менее, свидетельства пребывания славян и память об этом есть в славянском эпосе и в славянских священных книгах, в Велесовой книге, в исторических свидетельствах, коих довольно много. Конечно, подтверждает вот это все настоящая, подлинная археология. Люди, которые занимались археологической наукой, в частности хорошо знакомый мне сурожский археолог Горшков, он хранитель Сурожской крепости был долго время в советское время, возглавлял длившуюся десятилетием археологическую экспедицию и раскопками древнего Сурожа и Судака. Одна из основных его идей, одна из основных его тем, что Сурож и Судак во время и от античного времени, вплоть до средневековья в этом городе жили славяне, их было много. И для него Сурожская Русь вообще-то реальность, наряду с Новгородской Русью. Он находил там славянскую керамику, множество изделий, которые чисто археологически атрибутируются исключительно как славянские. Он написал диссертацию на эту тему, предлагал эти работы на опубликование, но тогда в то время, еще даже в советское время эта тема была тоже отверженной, поскольку считалось, что средства выделяются только на античную, на греческую, на изучение греческой истории, классической греческой истории Крыма и Тавриды. Это считалось допустимым, остальное считалось вот такой археологической ересью. Но он ничего не мог поделать с тем, что он находит, он находит свидетельство того, что в Сурожи жили предки славян, он находит это, и это не какие-то там его фантазии, он просто строгий академический ученый, для него это было очевидно. И если говорить об истории Сурожа, истории Судака с точки зрения той картины, которая предстала Горшкову, исходя из археологических раскопок, нужно понимать, что это такая вот Троя, Судак, это как для него в самом деле аналог Трои на нашем южном берегу, поскольку здесь люди жили в течение, наверное, многих тысячелетий. И археологических слоев, прекрасно сохранившихся тоже Сурожской крепости, которые он капал и капает один слой, второй, третий, и конца эти слоям нет, так их и не видно. То есть самый древнейший слой, который он раскопал, это слой, скажем, таврский слой, Таврида названа в честь древнего скифского и таврского рода тавр, так назвали таврами. Изначально здесь жили тавры, потом, по Горшкову, здесь начали с четвертого века до нашей эры, поселились греки, и здесь был город Афинеон. Он нашел свидетельства этого города, это одна была из основных его тем о греческой колонии, классической греческой колонии на южном берегу в Причерноморье, наряду с Херсонесом, с Феодосией и так далее, то есть он нашел древний город Афинеон. Он нашел и свидетельства о существовании этого города и в источниках античных, на картах древних, в пириплах древних нашел свидетельства о существовании этого города, древнегреческого города, который возник, когда в четвертом веке поселились здесь греки, приплывших из Афин, поэтому они назвали свою крепость тогдашнюю торговую, торговую факторию назвали Афинеон. Кстати говоря, это тоже казалось темой запретной, поскольку в классической археологической науки с 19 века в перечислении городов-государств древнегреческих, он отсутствовал, просто тогда археологи об этом еще не знали, историки, не заметили, не все источники перелопатили, не все просмотрели.
Горшкову так и не удалось доказать, что в античное время существовал город на месте Сурожа и Судака античный древнегреческий город Афинеон, торговый город. Существует музей, небольшой музей, где представлены его археологические на этот счет доказательства, то есть древнегреческая керамика и статуэтки различные, найденные им в раскопках, именно того времени, когда здесь существовал древнегреческий город, полис Афинеон. Но так ему и не удалось опубликовать это дело в научной печати, то есть даже это оказалось ересью, видимо, личные амбиции сказались каких-то уже забытых, наверное, археологов или еще что-то, как обычно это бывает в исторической, археологической науке.
То есть был Таврский период, древнескифский период существования города, тавры продолжали жить и дальше и вокруг этого города, и в черте его, и торговали с греками. Уже с третьего века на месте Судака, на месте Сурожа появилась уже поселение, и после походов уже русколан или алан, появился уже город тот, который славяне называют Сурожью, и тот, который имеет еще аланское имя Ардеба, имя которое имеет уже корни иранские и аланские корни. То есть, есть его имя, и есть указание на то, что этот город появился, и он появился уже и для официальной нашей исторической и археологической науки. После этого аланского, русско-аланского, как бы мы сейчас сказали уже, завоевания. Есть об этом приписка уже в Синаксаре, это древняя христианская летопись, она была найдена на территории Турции в одном христианском храме, и там как раз есть приписка о том, что была такая война, было такое основание города аланами. С этого времени он уже существует официально и в официальной исторической науки, и он уже является городом для официальной науки аланским городом, как и другие города, многие города в Тавриде в Крыму. Совершенно очевидно, как и во всех городах в Причерноморье, там жило много родов и народов, там жили и ираноязычные аланы, предположим, конечно, жили, жили там и славяне, собственно говоря, сурожцы, и греки жили, и римляне жили, и много кто жил. Всегда во всех городах Крыма жили десятки народов, разных народов, но поскольку он всегда носил древнеславянское имя Сурож и не просто носил имя, а был столицей Сурожской Руси, он преимущественно был славянским. Это совершенно очевидно, и это следует из нашей традиции, и просто исходя из здравого смысла. И когда археолог Горшков раскапывал и находил там славянскую керамику в огромных количествах, славянскую именно керамику и предметы быта, и он сравнивал эти свои находки с новгородскими и говорил, что это одно и тоже, что это совершенно однозначно археологически свидетельствует, что в Сурожи жили славяне испокон века, все века, и во времена греков, и во времена римского, во времена Византии, во все времена и вплоть до средневековья, вплоть до турецкого завоевания, когда, очевидно, уже прекратилось славянское население, он стал уже турецким городом Судак. Вот вплоть до того, как он стал Судаком, здесь всегда жили славяне и преимущественно славяне, это была столица Сурожской Руси, вот о чем говорит исследование, как археологическое конкретно замечательного археолога Горшкова, так и наши ведические источники, древние рукописи, летописи.
dostoyanieplaneti.ru
Опишите особенности пребывания славян в крыму кратко слабо б - История
Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III—VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. К примеру, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII— XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI—XII вв.
Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. К примеру, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают данный эпизод полулегендарным).
В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью — столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.
В 944 ᴦ. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Размещено на реф.рф Точно установить границы владения русских земель в Крыму в данный период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 ᴦ.: ʼʼА о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вамʼʼ, т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 ᴦ. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.
Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962—971 гᴦ. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать ʼʼни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарськуʼʼ. Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 ᴦ. поход на Корсунь и овладел городом.
Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова ʼʼкорчаʼʼ — кузница, нынешняя Керчь).
В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в т.ч. его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.
О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив ʼʼустьем Русской рекиʼʼ и знал в данном регионе даже город с названием ʼʼРоссияʼʼ (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византий
strinfo.ru
Опишите особенности перебывания славян в крыму после вознекновения Древней Руси
Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III—VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. Например, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII— XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI—XII вв.Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. Например, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают этот эпизод полулегендарным).В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью — столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.В 944 г. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Точно установить границы владения русских земель в Крыму в этот период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 г.: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вам», т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 г. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962—971 гг. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать «ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарську». Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 г. поход на Корсунь и овладел городом.Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова «корча» — кузница, нынешняя Керчь).В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в том числе его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (вблизи Евпатории) и др.Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.
shpora.org
Опишите особенности перебывания славян в крыму после вознекновения Древней Руси
Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III—VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. Например, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII— XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI—XII вв.Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. Например, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают этот эпизод полулегендарным).В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью — столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.В 944 г. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Точно установить границы владения русских земель в Крыму в этот период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 г.: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вам», т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 г. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962—971 гг. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать «ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарську». Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 г. поход на Корсунь и овладел городом.Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова «корча» — кузница, нынешняя Керчь).В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в том числе его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (вблизи Евпатории) и др.Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.
shpora.org
Опишите особенности пребывания славян в крыму кратко слабо б
Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III—VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. К примеру, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII— XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI—XII вв. Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. К примеру, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают данный эпизод полулегендарным). В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью — столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров. В 944 ᴦ. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Размещено на реф.рф Точно установить границы владения русских земель в Крыму в данный период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 ᴦ.: ʼʼА о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вамʼʼ, т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 ᴦ. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество. Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962—971 гᴦ. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать ʼʼни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарськуʼʼ. Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 ᴦ. поход на Корсунь и овладел городом. Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова ʼʼкорчаʼʼ — кузница, нынешняя Керчь). В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в т.ч. его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье. О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив ʼʼустьем Русской рекиʼʼ и знал в данном регионе даже город с названием ʼʼРоссияʼʼ (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византий
shpora.org