Open Library - открытая библиотека учебной информации. Периодизация истории древней руси


Периодизация истории Киевской Руси

История Периодизация истории Киевской Руси

просмотров - 593

Фактически, можно выделить три этапа в истории Древнерусского государства Киевская Русь.

На первом этапе (первая половина IX в. – 980 ᴦ.) формировалась, и определялась в базовых чертах первая русская государственность. [Рюрик, Олег (882 – 912), Игорь (912 – 945), Ольга, Святослав (964 – 972)]

Определилась её экономическая база государства – внешняя торговля на основе натурального обмена. Первые князья средствами военных походов вытеснили конкурентов и обеспечили Руси статус одного из лидеров мировой торговли и политики.

Под властью Киева были объединœены славянские земли и инородческие племена. Формировалась структура древнерусского государства – от господства полянского племенного центра в начале этапа к федерации городовых волостей или княжеств-наместничеств к концу обозначенного периода.

Определилась система договорных взаимоотношений между самоуправляющимися нанимателями-земствами и наёмными управителями

Второй этап (980 – 1054) включает княжения Владимира I (980 – 1015) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054) и характеризуется как расцвет Киевской Руси.

Строительство нации и государства завершилось и идейно оформилось принятием христианства (датой Крещения, при наличии разночтений, принято считать 988 ᴦ.).

С максимальной эффективностью работали созданные на первом этапе институты государственного управления, сложилась административная и правовая система, отражённая в актах княжеского законотворчества – Правдах, церковных и княжеских Уставах.

На южных и восточных рубежах Русь эффективно противостояла кочевникам.

Международный престиж Киева достиг апогея. Европейские дворы стремились к заключению династических брачных связей с домом киевского князя. (Владимир женился на византийской принцессе, Ярослав был женат на дочери шведского короля. Его сыновья породнились с королями Франции, Англии, Швеции, Польши, Венгрии, с императором Священной Римской империи и императором Византии. Дочери Ярослава Мудрого стали королевами Франции, Венгрии, Норвегии, Дании.)

Указанный период характеризуется активным развитием грамотности и образования, архитектуры, искусства, расцветом и украшением городов. При Ярославе началось систематическое летописание.

Третий этап (1054 – 1132) - ϶ᴛᴏ предвестие упадка и распада киевской государственности.

Смуты перемежались с периодами политической стабилизации. Ярославичи мирно соправительствовали в русских землях с 1054 по 1072 ᴦ. С 1078 до 1093 ᴦ. вся Русь находилась в руках дома Всеволода, третьего сына Ярослава. Владимир Вселодович Мономах единовластно княжил в Киеве с 1113 до 1125 ᴦ., ему подчинялись всœе русские князья. Единовластие и стабильность сохранялась и при сыне Мономаха Мстиславе до 1132 ᴦ.

Княжение Владимира Мономаха в Киеве – «лебединая песня» Киевской державы. Ему удалось восстановить её во всём блеске и силе. Мономах успешно справлялся с мятежными землями (вятичи в 80-е гᴦ.) и князьями, нарушающими клятвы и договоры. Он проявил себя истинным патриотом, выдающимся военачальником и отважным воином в борьбе с половцами, обезопасил от набегов литовцев и чуди северо-западные границы. Он добровольно отказывался от борьбы за киевский стол во избежание усобиц. В 1113 ᴦ. был вынужден откликнуться на зов киевлян, чтобы не допустить кровопролития.

Мономах заслужил уважение как мудрый и справедливый правитель, законодательно ограничивший бесчинства ростовщиков, долговое рабство, облегчивший положение зависимых категорий населœения. Много внимания уделялось строительству, развитию образования и культуры. Наконец, в наследство сыновьям Мономах оставил своеобразное философское и политическое завещание «Поучение», в котором настаивал на крайне важности следовать христианским законам для спасения души и размышлял о христианских обязанностях князей. Мстислав был достойным сыном своего отца, но после его смерти страна стала распадаться на уделы. Русь вступала в новый период своего развития – эпоху политической раздробленности.

Читайте также

  • - Периодизация истории Киевской Руси

    Фактически, можно выделить три этапа в истории Древнерусского государства Киевская Русь. На первом этапе (первая половина IX в. – 980 г.) формировалась, и определялась в основных чертах первая русская государственность. [Рюрик, Олег (882 – 912), Игорь (912 – 945), Ольга, Святослав (964... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Средневековый период отечественной истории. Древняя Русь - Документ

    Средневековый период отечественной истории. Древняя Русь. Московская Русь, Россия(6-17век)

    1.1 Древняя Русь (У1-ХП1 вв.)

    Расселение Восточных славян.

    5век(нач)-11век - раннее средневек

    11-15 век - классич средневек

    15-16(европ)и17(россия)-позд средневек

    Средневековая общество - аграрное общество. Основанное на ручном труде и феодальных, социально эконом отношений.

    Крестьянин имел-жилище, тяговую силу и орудие труда, и отдавал часть произведённого продов феодалу ввиде феодальной ренды.

    Виды феод ренды:

    Отраб ренды или барщины.

    Натуральная ренда или оброк.

    Денеж ренда.

    Крест примен меры внеэконом принужд. В феод обществе землевлад тесно связанно с политич властью. Феодал явл не только собст земли но и господ над крест. Госуд предост ему право сбора налогов и совершение суда над крест - это право феодального иммунитета.

    Феод земля собст носила небольш расщеплён сословн характер.

    Домен - личная собственность(земля) монарха

    Сюзерем - монарх стоящий выше феод.

    Феод иерархия - сопочин друг другу.

    Воссал - стоит ниже сюзерена.

    В средневек обществе существ устойчивое малоподвижная система ценностей и представ церковн догмами и церковными учениями. Средневек общ - развивало динамич общество. Именно в этом периоде появл народы осн европ.

    В средневек существ несколько центр цивил(Азия и Европа).

    В Азии слож тип Арабск мусулм. Цивил. На территор Азии возник болш государств.

    Арабский халифат. В этой цивил высок уровеньдостигли медицин, астроном и др науки. Высок уровень урбаниз(рост город).

    Европейская цивил возникла на обломках римской империи. В 70-е годы 5 века н.э запад часть римск империи подверг напад варворов(немцы и др). На обломках в результ синтеза возникли госуд Лангобугское, Вестгогнское.

    Вост часть Римс империи не подверглась варварским налётам, там продолж существовать. В Византии была сильна власть импер(он был глав церкви.

    Образование Древнерусского государства.

    Образование государственности у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

    Процесс имущественного, и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

    Начальную форму государственности представляли собой восточно-славянские союз племен во главе с князем Кием (VI в.). Восточ­ные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских пле­мен : Куябы, Славии и Артании. Куябой или Куявой тогда называлась область вокру Киева. Славня занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третье­го крупного объединения славян точно не установлено.

    В 859г. северн славянск племена, плат тогда дань варягам, или норманам (выходцы из скандинавии), изгнали их за море.Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяж­ских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировка­ми. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новго­родцами, положив начало русской княжеской династии. Рюрик стал кня­жить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.

    После смерти братьев Рюрик стал княжить один. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь и в 882 г. захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского го­сударства с центром в Киеве.

    Олегу так понравился Киев, что он назначил его своим местопребы­ванием и назвал «Матерью городов русских». Киев был самым южным городом на Днепре и соседил со степью. Поэтому в Киеве собирались все те купцы, которые везли из Руси товары на юг и восток

    Словом Киев был торговым центром для всей тогдашней Руси : про­чие торговые русские города от него зависели в своих торговых оборотах.

    Так же происходило усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Ко времени Святослава (957-972) с князьями племен было покончено. Их власть свели на степень пасадников князя Киевского.

    Территории в рамках единого раннефеодального государства,управ князьями воссалами киевского прав получили наименования волость. Владимир Святославович посадилна княжение в девяти крупн центр своих сыновей (отсуда и появилась фраза русская земля или русь): в Новго­роде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Свято­слава, во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) -Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в 1Х-Х вв.; сложилась широкая неславянская переферия из финоязычных и болтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ; Руси : литва, курши, земгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в Восточной; Финляндии), печеры, пермь, черемисы ( марийцы), мордва и др.

    Норманнская теория

    В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с XVIII в. кипят страсти. Так, за год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XVIII в. немецкие ученые Иоган Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать что Древнерусское государство было созданно варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.

    Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов, кото­рому императрица Елизавета Петровна поручидла написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

    Норманисты единодушны в двух принципиалных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить): Во- вторых, они считают, что слово «русь» норманнского происхождения

    Антинорманисты считают, что термин «русь» доваряжского проис­хождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трёх братьев княжить. За 852 г. есть указание о том. что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской ле­тописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь.

    Научная несостоятельность норманской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных личностей

    Если варяжская легенда не вымысел, рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхожде­нии власти была довольно типична для Средневековья.

    Социально- политический строй Киевской Руси в 1Х-Х вв.

    Политический строй древней Руси 1Х-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Княнь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществ княжескими дружинниками.

    Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть бы­ла ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание- вече- в 1Х-Х1 вв.

    Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на зем­лю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет раз­личные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального го­сударства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

    Расширению феодального землевладения способствовали и прямые; захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост эко­номического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

    Категории населения

    Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин «крестьяне» появился лишь в Х1У в. Смерды зависящие от кого либо.

    Основной общественной ячейкой земледельческого населения про­должала оставаться соседская община - вервь. Она могла состоять из од­ного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены вер­ви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за пре­ступления, совершенные на территории общины, круговой порукой. В состав общины входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевники), которые обеспечивали по­требности общины в ремесленных изделиях. Человек, порвавший связь с общиной и не пользовавшийся ее покро­вительством, назывался изгоем.

    С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от земледельца. Распро­страненным названием временно зависимою крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами.

    Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, т.е. че­ловек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязан­ный выполнить различные работы согласно этому ряду.

    В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, значительной роли в эко­номике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство по­падали прежде всего пленники.

    Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Приблизительно в УП-УШ в. ремесло окончательно отделяется от земле­делия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. К XII в. в городах Руси насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники произво­дили более 150 видов железных изделий.

    Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах-градах или на городищах-погостах, которые из военных укреплений по­степенно превращаются в центры ремесла и торговли - города.

    Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как рас­положение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть го­рода, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой.

    С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки «. Через Неву или Западною Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра.

    Дружинники жили на княжеском дворе, участво­вали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина - это состав­ная часть аппарата управления. Дружина неоднородна.

    1. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли по­стоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь сове­товался по важнейшим государственным делам. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.

    2. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполни­телей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли ос­нову нарождавшегося класса феодалов.

    « Русская правда «

    Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерус­ского права. Первые сведения о существовании на Руси системе права со­держаться в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так, называемом «законе Русском». Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - «Русская правда». В состав «Русской правды» входят юри­дические установления сыновей Ярослава Мудрого - «Правда Ярослави-чей» (принята около 1072 г. ). «Устав Владимира Монаха» (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

    В «Правде Ярослава» говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже.от­мирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. Все денежные взыскания определяются гривнами серебра. Так, за убийство княжеского дружинника взималась наибольшая вира - 80 гривен, за убийство свободного человека - 40 гри­вен и за убийство женщины - 20 гривен. Так закон старался охранить вся­кую личность от насилия и заменить грубый самосуд частной мести пра­вительственною карою и судебным правосудием.

    Точно так же «Русская правда» охраняла частное имущество от во­ровства и грабежей, устанавливая за них различные наказания. За наибо­лее тяжкие уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжки­ми преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

    Религиозные верования славян

    Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам ви­димой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества.

    Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже че­ловеческие ; этим и ограничивалось идолослужение.

    Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства.

    С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил семейный предок - дедушка домовой, по­кровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства.

    Так созда­вался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

    Одновременно шли праздники и в воспоминаниях об умерших, но­сившие общее название тризн.

    Крещение Руси

    Могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Торговля с Грецией облегчала Руси знакомство с Христовою верою. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии. В дружине самого Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой.

    В следующем (987 году) созвал Владимир своих советников и расска­зал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть «кто как служит Богу.

    Побывав па востоке и на западе, послы попали н Царьград и был поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников ; «Где крещение примел ?» А они ответили : «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 г. Влади мир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще. он послал в Царьград к царям- братья Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж «поганого», т.е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещение!» Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

    Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая ве­ра распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Нов­городе пришлось применить силу.

    В глухих углах (например у вятичей) язычество держалось, не усту­пая христианской проповеди, еще целые века: да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероуче­нием в пеструю смесь веры и суеверия.

    Последствия принятия Русью христианства

    1. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых ус­тановлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митропо­литу епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати).

    2.Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших .его людей. Богослужебные и священные книги принесены на Русь на доступном для всех языке - сла­вянском, том самом, на котором изложили из славянские первоучителя св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. На Руси возникают школы с учителями священ­никами и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.

    3.Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю.

    4.На Руси церковь образовала особый союз- церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами.

    Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

    5.Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковно­го закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церков­ные суды, во-первых, судили за святотатство, ересь, волшебство, языче­ские моления. Церковные суды, во-вторых, педали всеми семейными де­ лами, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми.

    6.В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и христианин, как и сам его госпо­дин.

    Влияние церкви охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

    7. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразна. Пре­жде всего просветительное значение имели те практические примеры но­ вой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные под­вижники и целые общины подвижников - монастыри. 8. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пла­стического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствова­лась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. Но оно в Киевской Руси отличалось резко вырожденным византийским характером, и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

    Русь в период феодальной раздробленности

    Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения вот­чин в условиях господства натурального .хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономиче­ские связи которых ограничивались ближайшей округой. Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Форми­рующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению

    различных форм экономической и юридической зависимости земледель­ческого населения.

    Но в Х1-Х1П вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основ­ном локальный характер, для разрешения вполне хватало сил местных, и они требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев - бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти.

    Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Ки­евской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

    На Руси существовал обычай родового старшинства (родовое на­следие). По родовому наследию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, т.е. сын старшего брата. Со смертью великого князя подвигались на одно место ближе к Киеву, «восходили лестницею» к ве­ликому княжению, пока, наконец, его не достигали. Если же какой-либо князь умирал, не достигнув великого княжения в Киеве, то его дети теря­ли права свои на наследство в княжеском роде и считались «изгоями», которым уже « не было части в Русской земле».

    Сыновья же умершего великого князя, не оставаясь в Киеве, получа­ли от нового великого князя особые волости наряду с прочими родича­ми. Таковы были правила родового владения, признаваемые всеми чле­нами княжеского рода. Но эти правила очень трудно было соблюдать : уже первые наследники Ярослава Мудрого дошли до ссор и междоусо­бий, не сумев примирить и согласовать свои притязания. Как известно, Ярослав Мудрый, умирая (1054), разделил землю таким образом : стар­шему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу -Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль (недалеко от Киева), четвертому - Вячеславу - Смоленск, пятому - Игорю - Владимир-Волынский.

    Киевский князь Изяслав Ярославович был изгнан из Киева сначала киевлянами, а затем, когда ему удалось'вернуться, его вторично прогна­ли оттуда,родные братья его Святослав и Всеволод. В Киеве укрепился Святослав и княжил там до своей смерти. Если бы Святослав не захватил силою Киев и соблюдал бы обычай родового старшинства, то не был бы вовсе великим князем, так как умер раньше своего старшего брата Изя-слава.

    Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений.

    Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последст­вий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно в условиях возможного появления против­ника.

    Вскоре после смерчи Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой ме­стного боярства, привела к возникновению сисчемы обособившихся кня­жеских владений, признанной Любечскнм съездом князей в 1097 г.

    В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности (Западная Европа - соответственно в Х-Х1 вв.). На некоторое время эти усобицы удалось остановить благодаря деятельности Владимира Моно­маха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-3132). Это было временем восстановления единства Древнерусского государства. И тем не менее во второй трети XII в деинтегрнционные тенденции взяли верх - Русь попала в полосу раздробленности. Она раздробилась на само­стоятельные княжества - земли. Крупные самостоятельные княжества по­лучили название земли, т.е. название, прилагаемое к суверенным госу­дарствам : «Русская земля», «Лядская земля» (Польша), Угорская земля (Венгрия), «Греческая земля» (Византия).

    Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь пре­вращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств. Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Мо­сковского государства.

    В конце XII- начале XIII вв. на Руси определились три основных центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политиче­скую жизнь в соседних с ними землях и княжествах : для Северо-Восточной и Западной Руси - Владимиро-Суздадьская земля, для Южной и Юго-Западной Руси - Галицко-Волынекая земля: для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика.

    Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистого края были славяне и финно-угорские племена, часть которых впоследствии была ассимилирована славянами. Благоприятное воздействие на экономический рост этой Залесской земли оказывал усилившийся с XI в. колонизационный приток славянского населения, особенно с юга России под влиянием половецкой угрозы. Важнейшим занятием населения этой части Руси было земледе­лие. Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской зем­ли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха - Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей сто­лицей Суздаль.

    refdb.ru

    История древней руси - Лекции

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    (1-ый курс, 1-ый семестр. Лекции – 36 ч., семинары – 18 ч. )

    I. Цели и задачи курса

    Основные задачи курса заключаются в изучении и осмыслении фактов и событий древней истории России. В результате этого формируется системное понимание истории социального, экономического и культурного развития отдельных народов и этнических групп, населявших территорию России до нашествия монголов, дается представление о внутренних взаимосвязях, особенностях российского исторического процесса. Студенты получают возможность увидеть как закономерности российского исторического процесса, так и связи древней и современной российской истории. В курсе дается анализ и сопоставление различных точек зрения отечественной и зарубежной историографии, решается задача научного переосмысления и выявления фактов в соответствии с последними исследованиями. Курс призван дать объективную, документальную и научно обоснованную основу для собственных умозаключений и выводов студентов.

    II. Основное содержание

    1. Вводное занятие.

    Предмет и задачи курса истории древней Руси. Источники и их особенности. Роль и значение археологического материала. Основные направления историографии эпохи. Методы и методология исторического исследования. Природные, геополитические и демографические факторы в истории Восточной Европы первого тысячелетия. Античная цивилизация и ее влияние на варварский мир. Научное и актуальное значение изучения курса.

    1. Народы России в древности. (Источники и историография).

    Этногенез народов России. Его основные историографические концепции. Характеристика этноса. Современная этническая картина России. Источники по древней истории Руси. Языки (историческая лингвистика). Гидронимы. Этнонимы. Определение археологической культуры. Соотношение данных архео­логии и лингвистики. Античные источники о славянах. Обитатели Северо-восточной Европы по данным Геродота, Иордана, Страбона, Плиния Старшего, Тацита, Маврикия Стратега, Прокопия Кесарийского и др. Восточные источники о славянах. Соотношение письменных и археологических материалов.

    1. Предыстория народов России.

    Антропогенез. Археологическая периодизация. Палеолит и мезолит Складывание ностратической макросемьи. Афроазиатская макросемья. Мезолит. Начало складывания современных макросемей. Конец неолита - начало железного века. Массовое передвижение отдельных племен и контакты с другими племенами. Индоевропейская макросемья. Индоиранская и древнеевропейская языковые ветви. Проблема прародины европейских цивилизаций. Основные гипотезы. Теория двойной колыбели.

    4. Скифо-Сарматская эпоха. Начало великого переселения народов.

    Киммерийцы и скифы. Скифы и “скифы” в античной традиции. Савроматы. Сарматы и гибель Скифии. Население Позднескифского царства. Этносы Восточной Европы в начале первого тысячелетия. Великое переселение народов: предпосылки, основные этапы, историческое значение. Историография проблемы. Готы в Восточной Европе. Создание готской державы. Гунны: от Центральной Азии до Галлии. Славяне в эпоху гуннского нашествия.

    1. Проблема происхождения славян и начало славянской истории.

    Источники. Повесть Временных лет. Новгородская первая летопись. Нестор. Венеты, склавены, анты. “Свои” и “чужие”. Происхождение этнонима «славяне». Праславяне. Проблема «славянской прародины» и расселение славян. Балты и финно-угры в эпоху великого переселения. Славяне по данным археологии. Археологические культуры. Культура подклошовых погребений. Приднепровская, зарубинецкая, пшеворская и черняховская культуры. Славянские археологические культуры. Хозяйство и быт славян. Земледелие и его формы. Скотоводство. Садоводство и огородничество. Орудия. Поселения. Ремесло. Торговля.

    1. Тюрки и народы Сибири.

    Предыистория. Выход на историческую арену. Тюркский каганат и миграции тюрков на Запад. Этноним. Уйгурский каганат. Хазары и Хазарский Каганат. Появление хазар на Кавказе и в Восточной Европе. Население Хазарского Каганата. Культурные традиции. Распространение иудаизма в Хазарии. Упадок Хазарского Каганата. Хазарское наследие в Восточной Европе. Кавказская Алания. Волжско-Камская Болгария и народы Поволжья. Славяне и кочевники в раннем средневековье. Проблема этнокультурного синтеза по данным археологии. Пеньковская культура. Авары и аваро-славянская культура.

    1. Восточные славяне.

    Источники и историография. Племенные союзы восточных славян и среда их обитания. Географические факторы в ис­тории России. Климат. Колонизация земель. Сельское хозяйство и его региональная специфика. Ремесло и торговля. Идеал деятельности. Социальная структура и ее эволюция. Индивидуализм и коллективизм. Первые племенные княжения. Взаимоотношения с соседями. Языческие верования. Особенности мировосприятия восточных славян.

    8-9. Начало Руси и образование древнерусского государства.

    Историография и источники. Норманнская теория: возникновение, развитие и современная ее трактовка. Предпосылки образования государства у восточных славян. Взаимодействие внутренних и внешних факторов. Прообразы государственных институтов. Определение государства и его признаки.

    Основные этапы образования государства и их содержание. Призвание варягов. Рюрик. Объедение Олегом Киева и Новгорода. Создание «федерации» племенных княжений во главе с киевским князем. Концепции происхождения этнонима «Русь». Понятие «Русская земля». Варяги и хазары в истории Руси. Взаимодействие и взаимовлияние. Основные особенности становления древнерусской государственности. Историческое значение.

    10-11. Социально-экономическое развитие Древней Руси.

    «Русская правда». Историография. “Закон Русский”. Состав и возникновение «Русской правды». «Правда» в краткой редакции. «Пространная правда». «Сокращенная правда». Основное содержание глав и статей. Историография общественного строя Древней Руси. Современной состояние разработки темы. Концепция И.Я. Фроянова. Развитие земледелия. Древнерусский город и развитие ремесла. Внешняя и внутренняя торговля. Промыслы. Землевладение князей и его характеристика. Проблема появления частного землевладения и становления раннефеодальных отношений. Роль и место общинного землевладения. Вервь в «Русской правде».

    Социальная структура древнерусского общества и его эволюция. Состав и численность дружины. Боярство. Свободное население. Становление различных групп зависимого населения. Характеристика челяди, холопов, смердов, рядовичей, закупов, изгоев, прощенников и др. Проблема существования рабства на Руси. Народные движения: от языческих мятежей к социальному протесту.

    11-12. Древнерусская государственность и внутренняя политика киевских князей.

    Источники и историография. Проблема характера древнерусского государства: потестарное государство, раннефеодальная монархия, полисная система, родовая монархия? Князь и дружина. Возникновение института власти. Взаимоотношение князя и дружины. Дань и полюдье. Вече и его место в политической структуре древнерусского государства. Происхождение и состав веча. Права веча. Порядок и формы проведения веча. Княжеская власть и вече. Родовое и политическое старшинство. Система дуумвиратов.

    Правление Игоря и его гибель (религиозно-мифологический аспект). Реформы Ольги и их значение. Ольга и Святослав – проблема власти. Политический кризис и утверждение в Киеве Владимира. Его преобразования и укрепление государственности. Новая междоусобица и приход к власти Ярослава Мудрого. Расцвет Руси. Правление Ярославичей. Кризис родовой монархии. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха.

    13. Внешняя политика Древней Руси.

    Источники и историография. Основные задачи и направления. Их эволюция и факторы, влияющие на изменения внешней политики. Походы Олега и их исторические последствия. Походы Игоря и их результаты. Волжская Булгария. Печенеги, Хазарский каганат. Византийская империя. Восточный поход Святослава. Русско-византийская война и ее результаты. Гибель Святослава. Внешняя политика Владимира. Ярослав Мудрый и его внешнеполитическая деятельность. Русь и страны Запада в середине ХI в. Походы Владимира Мономаха и результаты внешней политики Руси. Место Руси в системе международных отношений.

    14-15. Принятие христианства и Русская церковь.

    Историография и источники. Языческая реформа Владимира и ее результаты. Предпосылки «крещения Руси». Проблема «выбора веры». Распространение христианства и его противостояние с язычеством. «Двоеверие»: сущность, проявление и последствия. Историческое значение принятие православного христианства и его влияние на становление российской цивилизации.

    Структура русской православной церкви. Ее взаимоотношения с Византийской церковью. Митрополиты, епископские кафедры, епархии. Источники существования Русской церкви. Десятина, весчие и судные пошлины, недвижимые имения. “Церковный устав князя Владимира”. Монастыри. Роль церкви в социально-экономической, политической и повседневной жизни древнерусского общества.

    16-17. Политический распад Древней Руси.

    Источники и историография. Русская земля в канун политической раздробленности. Вопрос о единстве Древней Руси. Предпосылки раздробленности. Боярское землевладение. Рост и укрепление городов. Лествичное право. Междоусобицы. Экономические факторы. Этническое единство. Съезды князей в Любече, Уветичах, на Долобском озере. Значение съездов. Правление Владимира Мономаха и временное преодоление центробежных тенденций. Смерть Мстислава Великого и начало политического разделения. Значение раздробленности.

    Крупнейшие земли Руси в эпоху раздробленности­. Владимиро-Суздальское княжество. Местоположение. Колонизация. Население. Хозяйство и его особенности. Города. Особенности системы правления. Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Андрей Боголюбский: цели, задачи, своеобразие правления. Основные направления внутренней и внешней политики. Все­волод Большое Гнездо. Историческое значение Северо-восточной Руси.

    Новгородская земля. Местоположение. Население. Хозяйство и его особенности. Ремесло и торговля. Социальная структура и положение местного боярства. Особенности системы правления. Вече и его роль. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Приглашение князей. Общая характеристика новгородской государственности. Галицко-Волынское княжество. Местоположение. Население. Хозяйство и его особенности. Социальная структура. Особенности системы правления. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславович. Даниил Галицкий. Русские земли в системе международных отношений.

    18. Борьба Руси с внешними вторжениями.

    Источники и историография. Борьба против вторжений с Запада. Походы в Прибалтику. Образование Ливонского ордена. Александр Невский – человек и легенда. Невская битва. Ледовое побоище. Итоги и значение политики Александра Невского. Образование Монгольского государства. Предпосылки. Территория. Этноним «татары». Хозяйство монголов. Социальное расслоение. Нойоны, нукеры, карачу. Избрание Темучина ханом. “Яса”. Начало походов Монголов. Покорение Китая. Вооружение и техника монголов. Психология монголов. Покорение Средней Азии. Битва на Калке и ее уроки. Смерть Чингисхана и разделение империи. Батый. Курултай 1235 г. Подготовка похода. Кампания 1237-38 гг. Покорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира и т.д. Причины поражений. Кампания 1240-41 гг. Разгром Киева. Основание Золотой Орды. Начало зависимости от Орды. Проблема взаимодействия Руси и Орды. Последствия нашествия.

    III. Темы рефератов

    1. Источники по древней истории Руси.

    2. Античные источники о славянах.

    3. Предыстория народов России.

    4. Проблема прародины европейских цивилизаций.

    5. Скифы и сарматы.

    6. Восточные славяне по данным археологии.

    7. Славяне и кочевники в раннем средневековье.

    8. Особенности развития российской цивилизации.

    9. Происхождение этнонима «Русь».

    10. Варяги и хазары в истории Руси.

    11. Рабство на Руси – «за» и «против».

    12. Русская правда.

    13. Древнерусский город.

    14. Современная историография общественных отношений Древней Руси.

    15. Современная историография древнерусской государственности.

    16. Князь и вече в Древней Руси.

    17. Святослав – воитель.

    18. Личность и деяния Владимира Святого.

    19. Ярослав Мудрый в истории Древней Руси.

    20. Современная историография народных движений в Древней Руси.

    21. Проблема принятия христианства.

    22. Владимирско-Суздальское княжество в источниках и историографии.

    23. Правление Андрея Боголюбского в источниках и историографии.

    24. Новгородская республика в источниках и историографии.

    25. Александр Невский – человек и легенда.

    26. Чингисхан – человек и легенда.

    27. Битва на Калке и ее уроки.

    28. Поход монголов на Русь в источниках и историографии.

    29. Проблема взаимодействия Руси и Орды.

    30. Последствия нашествия монголов.

    IV. Источники и литература.

    Геродот. История. М.: 1993.

    Джованни дель Плано, Карпини История монголов. Гильом де Рубрук Путешествие в Восточные страны. Книга Марко Поло. М., 1997.

    Диакон Лев. История. М., 1990.

    Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999.

    Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

    Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись. Т.1. М., 1997.

    Полное собрание русских летописей. Ипатьевская летопись. Т. 2. М., 1998.

    Полное собрание русских летописей. Новгородская первая летопись. Т.3. М., 2000.

    Полное собрание русских летописей. Новгородская четвертая летопись. Т.4. Ч.1. М., 2000.

    Полное собрание русских летописей. Софийская первая летопись. Т.6. Ч.1. М., 2000.

    Полное собрание русских летописей. Софийская вторая летопись. Т.6. Ч.2. М., 2001.

    Полное собрание русских летописей. Никоновская летопись. Тт. 9-14. М., 2000.

    Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти томах. Т.1 М., 1984-94.

    Страбон. География. М., 1994.

    Свод письменных известий о славянах. В 2-х ч. М., 1989.

    Алексеев Н. Русский народ и государство. М., 1998.

    Археологические памятники Москвы и Подмосковья. Вып.9. М., 1996.

    Археологическая Карта России. Московская область. В 4 ч. (под ред. Ю. Краснова). Ч. 1-4. М., 1996.

    Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., 1930.

    Бадер Он. Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. М., 1970.

    Бонгард-Левин Г.М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М., 1983.

    Брюсов А.Я. Очерки по истории племен европейской части СССР в неолитическую эпоху. М., 1952.

    Вернадский Г.В. История России в 6-ти книгах. М.: Кн. 1-3.1996-97.

    Византия и Русь./ Сост. Т.Б. Князевская. М.: 1989.

    Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о скандинавско-русских отношениях. Спб., 1998.

    Горюнова Б.И. Этническая история Волго-окского междуречья. М., 1961.

    Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.

    Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.

    Данилевский И.Н. Древняя Русь (IX-XII вв.). М., 1998.

    Данилевский И.Н. Русские земли (XII-XIV вв.). М., 2000.

    Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы исследования 1992-93 гг. М., 1995.

    Древность: Арии. Славяне. М., 1996.

    Древние славяне и их соседи. Сборник статей. М., 1970.

    Древняя Русь - пересечение традиций. М., 1997.

    Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М., 1996.

    Дьяковская культура. Сборник статей. М., 1974.

    Зимин А.А. Русская правда. М., 2000.

    Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. М., 1994.

    Каменный век на территории СССР. Сборник статей. М., 1970.

    Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. М., 1987-90.

    Ковалевский М. Русская история XI-XIV веков. М., 1922.

    Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986.

    Любавский М.К. Историческая география России. СПб., 2000.

    Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. СПб., 2000.

    Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII веков. М., 2001.

    Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IХ – ХII вв. М., 2001.

    Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

    Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX - XIII вв. М., 1981.

    Никольская Т.Н. Культура племен бассейна верхней Оки в I тыс.л. н.э. М., 1959.

    Окский бассейн в эпоху камня и бронзы. Сборник статей. М., 1970.

    Очерки истории культуры славян. М., 1996.

    Павленко Ю.В. Праславяне и арии. Киев. 2000.

    Палеолит и неолит СССР. Т.3. М.-Л., 1957.

    Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы Восточного славянства. М., 1982.

    Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. IX-XI века. М., 1995.

    Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

    Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по Русской истории (Киевская Русь). М., 1993.

    Рене Груссе. Чингисхан. М., 2000.

    Розенфельдт И.Г. Древности западной части волго-окского междуречья в VI-IX вв. М., 1982.

    Русь в XIII веке: континуитет или разрыв традиций? Тезисы докладов научной конференции. Москва, 14-16 ноября 2000 г. М., 2000.

    Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

    Cедов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1994.

    Cедов В.В. Древнерусская народность. М., 1999.

    Cедов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. Археология СССР. М., 1982.

    Соловьев С.М. История России. Сочинение в 19-ти томах (1-2 книги). М., 1988-1998 гг.

    Сукачев В.Н., Громов В.И., Бадер О.Д. Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь. М., 1966.

    Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.

    Уолкер С.С. Чингиз-хан. Ростов-на-Дону, 1998.

    Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 гг. М., 1989.

    Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000.

    Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. Спб., 1997.

    Фроянов И.Я. Древняя Русь. М.-СПб., 1995.

    Хара-даван Э. Чингис-хан, как полководец и его наследие. Элиста, 1991.

    Хоанг М. Чингисхан. Ростов-на-Дону., 1997.

    Шмурло Е.Ф. История России IX- XX веков. М., 1997.

    refdb.ru