Летописи Древней Руси X - XIII веков. Летописи древней руси 10 13 века


Летописи Древней Руси X - XIII веков

Слайд 1

Летописи Древней Руси X-XIII в. Выполнила: ученица 10-в класса МОУ»ТЛ№2» Падура Надежда Учитель: Тидва Ольга Ивановна

Слайд 2

Ле́топись — погодный, более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи. Русские летописи обычно велись в виде погодных записей, начинающихся словами « Въ лѣто ». Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000

Слайд 3

Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т. е. изложение событий по годам, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству ясное видение эпохи. Летопись была делом государственным, княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие тому или иному княжескому дому.

Слайд 4

Летописание, по мнению ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы . Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Вот это-то его умение направить идею летописи в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Слайд 5

Основой любой древней культуры является письменность. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Уже в начале 10в. на Руси использовались буквы. О том свидетельствует относящийся к этому времени глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написана горушна - сосуд для пряностей. Широкое распространение на Руси получила славянская грамота - славянский алфавит , созданный братьями Кириллом и Мефодием . Ученые полагают, что при создании азбуки они использовали древнеславянские буквы. Кирилл и Мефодий – почитаемые святые на Руси. Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности

Слайд 6

Выдающимися памятниками письменности, литературы, истории древней Руси являются летописи. Поначалу они задумывались как погодные изложения важных событий на Руси. Позднее превратились в художественные и исторические произведения, став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей.

Слайд 7

Долгие годы, передаваясь из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни и потешки , загадки и утешая и веселя. Но вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В 10в. вместе с письменностью появилась и древнерусская литература . > создавалась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Гордостью за свой народ, за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на ее страницах - князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно. Убийство, предательство, обман, клятвопреступления автор осуждает, превозносит честность , смелость, верность, благородство, добродетель.

Слайд 8

Принятие христианства (988 год) способствовало распространению письменности и письменной культуры. заинтересованность о подвигах заставляла людей проявлять особое внимание. летописцы (как правило - монахи) хотели запечатлеть некоторые моменты, и они начали писать летописи Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Слайд 9

Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV — XVIII веков . Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные). Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи — это сборники и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым , ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) — ещё более подтверждают это мнение.

Слайд 10

Библиография: http://abc-people.com/ http://traditio.wiki/ http://tehtv.ru/ http://hiztory.ru/ http://www.pandia.ru/ https://ru.wikipedia.org http://rodrus.com/

nsportal.ru

Летописи Древней Руси

 

Культура Руси X — начала XIII в. Летописи

Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди — священники, монахи. Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Им подручней всего было выполнить эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими истоками.

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, — существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в пору существования летописей к ним присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097 г . и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русских князей на половцев в 1111 г . Летопись включила в свой состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни — его «Поучение детям».

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это-то его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60—70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского летописания.

В первых строках своей летописи Нестор поставил вопрос «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть». Таким образом, уже в этих первых словах летописи говорится о тех масштабных целях, которые поставил перед собой автор. И действительно, летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире — сухих, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнего историка, вносящего в повествование философско-религиозные обобщения, свою образную систему, темперамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь — это один из европейских народов.

Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси — становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи — князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военных походах, об организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутрирусской жизни. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства княжеской политикой. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, насколько вообще может быть объективным глубоко религиозный человек, руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его религиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам. Убийство, предательство, обман, клятвопреступление Нестор осуждает бескомпромиссно, но превозносит честность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные человеческие качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не только с точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно значительно в преддверии начавшегося политического распада Руси.

В 1116—1118 гг. летопись снова была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской истории Святополка, по заказу которого в Киево-Печерском монастыре и писалась «Повесть временных лет». Мономах отнял летописание у печерских монахов и передал его в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр и стал автором нового Свода. Положительные оценки Святополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния Владимира Мономаха, но основной корпус «Повести временных лет» остался неизменным. И в дальнейшем Несторов труд входил непременной составной частью как в киевское летописание, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.

В дальнейшем по мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои летописные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском. В каждом из них отражались особенности истории своего края, на первый план выносились собственные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописи показывали историю правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись начала XIII в. стала по существу биографией знаменитого князя-воина Даниила Галицкого; о черниговской ветви Рюриковичей повествовала в основном Черниговская летопись. И все же и в местном летописании четко просматривались общерусские культурные истоки. История каждой земли сопоставлялась со всей русской историей, «Повесть временных лет» являлась непременной частью многих местных летописных сводов. Некоторые из них продолжали традицию русского летописания XI в. Так, незадолго до монголо-татарского нашествия, на рубеже XII—XIII вв. в Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошо знал летописец и европейскую историю. Он упомянул, например, III крестовый поход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки летописных сводов, которые становились источниками для новых исторических сочинений XII—XIII вв.

Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIII в., охвативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо.

 

alpan365.ru

Культура Руси 10-13 века

Культура Руси x-начала XIII веков.

До политической раздробленности культура Руси ориентировалась на Запад, многое было рецептированно из Византии. Культура складывалась как внутри самой Руси, так и под влиянием соседних государств. Как и на сегодняшний день тяжелее всего развивались в культурном плане села и деревни.

Большое влияние на изменение в культуре Руси оказало принятие христианства, но язычество так целиком и не уходило еще долгие годы. Мы помним, что и на сегодня мы отмечаем праздники, которые являются по своей сути языческими.

Быт народа.

Распространена была ювелирная техника по золоту и серебру (браслеты, серьги, пряжки, диадемы, даже посуда отделывалась драгоценными камнями и металлами). Красивейшей была резьба по дереву. Пиры с медом и вином у князей и дружинников. Забавой считалась соколиная, ястребиная, псовая охота. Устраивались скачки.

Русские очень любили баню.

Вид культуры

Дата/имя автора

Основное содержание

Особенности

Письменность, грамотность, школы

XI век, получают распространение переводные сочинения

«Александрия» - жизнь Александра Македонского

«Девгениево деяние» - о подвигах воина Дигениса

Изборник Святослава 1073 г. – сборник народных нравоучительных рассуждений.

Противени – копии документов.

Толмач – переводчик.

Пергамент - обработанная телячья или баранья кожа для письма.

Письменность – Х век

Археолог Д. В. Авдусин в 1949 г. нашел глиняный сосуд Х века с надписью «горушна» - пряность

Находка дает понять, что письменность на Руси была уже в Х веке. В IX веке была составлена кириллица – первая русская азбука (Кирилл и Мефодий).

Грамотность – XI век

Школы открывались при церквях и монастырях уже при Владимире I и Ярославе Мудром.

Сестра Владимира Мономаха – Янка, открыла школу для девочек из богатых семей при женском монастыре.

Распространены школы были только в городах, но на тот период времени в них могли учиться все слои населения.

Граффити – надписи, выцарапанные на стенах церквей. Это были размышления о жизни, жалобы и молитвы.

Летописи

Конец Х века

Первая летопись (от Рюрика до Владимира Святого, не сохранилась)

Летопись – погодное изложение событий.

Летопись – государственное дело, появилась сразу после введения на Руси Христианства. Писали и переписывали летописи, как правило, церковнослужители.

Эпоха Ярослава Мудрого и Софии в Киеве

Вторая летопись (включила первую + некоторые новые материалы, не сохранилась)

60-70-е XI век - Иларион

Писал ее под именем монаха Никона

90-е XI века

Следующий свод появился во времена Святополка

XII век (1113 год) – монах Нестор

«Повесть временных лет» - первая дошедшая до нас летопись, поэтому ее и принято считать первой на Руси.

Была необычной летописью, она приобретала философско-религиозную окраску и включала в себя, помимо красочного описания событий, рассуждения летописца

Архитектура

Х век

Десятинная церковь

Построена греческими мастерами, первая русская церковь. деревянная

XI век

Храм Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Новгороде

Храм Святой Софии в Полоцке

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Золотые Ворота в Киеве

Все строения имеют крестово-купольную форму, пришедшую на Русь из Византии после крещения, также как и само каменное строительство.

XII век

Успенский собор во Владимире (1160 г.)

Белокаменный дворец в Боголюбове

Золотые ворота во Владимире

Храм Покрова на Нерли (1165, однокупольный)

Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)

Церковь Спасо-Нередицы под Новгородом (1198 г.)

Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.)

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове

Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (1159, зодчий Иоанн)

Языческая (деревянное строительство):

1) многоярусность строений;

2) увенчанность строений башенками и теремами;

3) художественная резьба по дереву;

4) наличие пристроек (клетей).

Схема однокупольного, одноярусного храма.

Христианская (каменное строительство) – церкви крестово-купольные:

1) в основе квадрат расчлененный 4-мя столбами;

2) прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест.

Другой чертой русской архитектуры того времени стало сочетание сооружений с природным ландшафтом.

Зодчество – архитектура.

Литература

40-е XI век , Иларион

«Слово о законе и благодати»

Изложено место Руси в мировой истории. Первый литературный автор.

Фольклор

Слово «О полку Игореве» - неудачный поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»

Фольклор – устное народное творчество.

XI век, монах Иаков

«Память и похвала Владимиру»

Необходимо понимать, что Сказание, Хождение, Чтение, Житие – это жанры Древнерусской литературы.

XI век, монах Нестор

«Чтение о житии Бориса и Глеба»

XII век, Владимир Мономах

«Поучение детям» - книга о том, каким должен быть настоящий князь.

XII век, игумен Даниил

«Хождение игумена Даниила в святые места»

Даниил Заточник

«Слово» и «Моление»

XII век, митрополит Климентий Смолятич

«Послание» священнику Фоме

XII век, епископ Кирилл

«Притча о человеческой душе»

Начало XIII века

Киево-Печерский Патерик

История основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах

Живопись

Фресковая и мозаичная живопись

Софийский Собор в Киеве

Михайловский Златоверхий монастырь - мозаика

Фреска – резьба по сырой штукатурке.

Мозаика – изображение, собранное из стеклянных цветных кусочков.

Иконопись XII-XIII

«Ангел златые власы»

«Спас нерукотворный»

«Успение Богородицы»

«Ярославская оранта»

Известен был иконописец Алимпий

К. П. Брюллов (1799-1852 гг.)

«Последний день Помпеи»

«Явление Мессии» - Богородица

узыка

фольклор

Лютни, гусли – инструменты

Скоморохи, певцы, танцоры

Языческие традиции

Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки

studfiles.net

Культура Руси 10-13 веков. Значение принятия христианства

Сохранившиеся до настоящего времени источники рассказывают об особенностях становления государства, о том, какой была культура Древней Руси. 10-13 века сыграли существенную роль в развитии духовной сферы страны. Это был период формирования и расцвета феодализма. Культура Руси складывалась на основе достижений существовавших тогда племен и живших до них сарматов и скифов. Разумеется, духовная сфера каждой народности и региона имела свою самобытность и находилась под влиянием соседних государств. культура руси 10 13 век

Новая религия

Трудно переоценить значение принятия Христианства. Византия оказала большое влияние на развитие духовной жизни населения страны. С принятием новой религии в 988-м году в нее вошли традиции античной в первую очередь греческой цивилизации. Следует отметить, что на развитие духовной сферы влияло и славянское язычество. Несмотря на принятие новой веры, оно продолжало существовать во многих регионах. Славянское язычество проявлялось практически во всех сферах жизни населения. Избавление от него проходило стихийно. Однако совершались попытки укрепить новую веру, сделать ее доступной, приблизить к людям, объяснить им значение принятия Христианства. Церкви стали возводить на местах, где ранее располагались капища. Так в новую веру проникали элементы обожествления природы. Некоторым святым приписывалась роль прежних богов. Элементы духовной жизни Византии были переработаны и получили специфические, национальные формы. Из них стала постепенно складываться новая культура Руси. "10-13 век дал евангелие и традицию", - так писал впоследствии Пушкин. Опираясь на собственные вековые обычаи и устои, мастера сумели сформировать совершенно новое направление. Русь обогатила европейскую культуру совершенно новыми, свойственными только ей формами храмов, иконописью, своеобразными росписями. Их нельзя спутать с византийскими, несмотря на кажущееся родство изобразительного языка. литература 10 13 веков на руси

Архитектура Древней Руси

10-13 века стали переломными в развитии зодчества. Долгое время страна была "деревянной". Терема, избы, молельни, - все возводилось из дерева. В этом материале мастера выражали свое восприятие пропорции, строительной красоты, слияние с окружающей природой. С принятием византийской религии стала меняться вся культура Руси. 10-13 век стал периодом перехода от деревянных к каменным строениям. Такой опыт отсутствовал в Западной Европе, поскольку народы, ее населявшие, всегда строили из камня. Русскому деревянному зодчеству была свойственна многоярусность сооружений, наличие разнообразных пристроек, сеней, переходов, клетей, башенок и теремов. Традиционной была и резьба. Под влиянием византийской цивилизации кардинально изменилась строительная культура Руси. 10-13 век ознаменовался сооружением церквей по образцу крестово-купольного греческого храма. Первые постройки возводились в строгом соответствии византийским традициям. Сооруженный в Киеве Софийский собор уже отражает сочетание русских и греческих традиций. Основа крестово-купольного храма была увенчана тринадцатью главами. Ступенчатая пирамида Собора воскресила стиль деревянного зодчества. Наивысшего расцвета достигла архитектура в период правления Боголюбского. культура древней руси 10 13 века

Просвещение

На определенной стадии развития общества возникла необходимость удовлетворить новые, достаточно глубокие потребности населения. Так возникла письменность 10-13 веков. На Руси, несомненно, и раньше люди умели выражать свои мысли на бумаге. Но социально-экономические отношения стали усложняться, началось формирование государственности. Эти обстоятельства ознаменовали следующий этап, на который перешла культура Руси. 10-13 век стал переломным периодом в развитии средств закрепления и передачи идей, мыслей и знаний в пространстве, сохранения и распространения достижений духовной сферы. В это время была создана азбука. Ее появление связывается с именами Кирилла и Мефодия - византийскими монахами-миссионерами. Однако в источниках указывается две азбуки - глаголица и кириллица. Споры о том, какая из них появилась раньше, велись достаточно долго. Сегодня считается установленным факт, что глаголица была создана во 2-й половине 9-го столетия, а кириллица возникла на рубеже 9-10 вв. живопись 10 13 века на руси

Первые книги

Особое влияние на духовную жизнь населения оказала литература 10-13 веков. На Руси большинство книг было уничтожено во время многочисленных монгольских нашествий и пожаров. Всего сохранилось порядка 150 из всех, что существовали ранее. Древнейшим считается "Остромирово Евангелие". Оно было составлено дьяконом Григорием в 1057-м для Остромира (новгородского посадника). Высокий уровень мастерства, с которым были исполнены дошедшие до нашего времени книги, говорят о налаженном производстве рукописей уже в 11 столетии, об устоявшихся к тому времени навыках их составления. Книги переписывались в основном в монастырях.

Распространение грамотности

В 12-м столетии ремесло переписывания перешло в город. Появление в крупных поселениях "книжных описателей" указывает на распространение грамотности среди населения. Это также свидетельствует об усилении потребности в литературе. Из известных 39 писцов, только 15 были представителями духовенства. Остальные же не указывали принадлежность к церкви. Однако, несмотря на распространение грамотности в городах, основными книжными центрами оставались монастыри, при которых действовали специальные мастерские. В них работали постоянные коллективы переписчиков. Кроме этого, в таких мастерских занимались составлением летописей. архитектура древней руси 10 13 века

Искусство Руси

10-13 века ознаменовались ростом сил, разрушавших политическое и территориальное единство страны. Распад государства стал результатом усиления крупного землевладения, экономического развития в городах. Последние стали новыми центрами самостоятельных частей страны и стремились к политической независимости. Выражением собственной роли и силы стала для многих городов живопись. 10-13 века на Руси характеризовались формированием самобытности областей страны. Их своеобразие заключалось в сочетании местных особенностей и киевских традиций.

Иконы

Древнее искусство Руси развивалось в общем средневековом направлении. Как и западное и восточноевропейское, это течение оставалось в большей степени церковным. Оно преломляло восприятие жизни через призму Христианства, соблюдало принятую иконографию. Некоторые иконы владимиро-суздальских мастеров 12-го столетия близки по стилю к киевским, созданным в 11 в. К таким произведениям, например, относят вытянутое изображение "Деисуса" из Успенского собора. С мастерством киевских художников связана и известная Ярославская оранта. Ее монументальная и величественная фигура близка своими пропорциями к мозаикам Киева. Ярославскую оранту напоминает торжественная икона Дм. Солунского. Она была привезена из Дмитрова. Эта икона отличается симметричностью, правильностью и "скульптурной" лепкой светлого лица. письменность 10 13 веков на руси

Музыка

Особое место в русской жизни отводилось песням и пляскам. Музыка сопровождала людей в походах, в работе, пенси были неотъемлемой частью праздников и обрядов. Среди инструментов популярными были ударные (накры, бубен), духовые (рожок, рог, дудка, жалейка), струнные (гусли). На знаменитых фресках в Софийском соборе изображены музыканты и плясуны. Следует сказать, что распространенность и степень применения инструментов была различной. Трубы, например, выступали как сигнальные средства на охоте. Бубны и струнные инструменты использовались отдельно или в составе оркестра на праздниках и игрищах. В некоторых источниках есть указания на достаточно раннее появление нотных записей. Этому очень способствовало принятие Христианства. Пением сопровождалось богослужение. Оно шло по специально составленным певческим книгам. Такие рукописи датируются 12-м веком. В них, кроме богослужебных текстов, присутствуют и нотные обозначения "крюки" и "знамена". значение принятия христианства

Содержание и направление духовного развития

Определяя его, необходимо отметить, что историко-культурный процесс на Руси базировался на народном творчестве. Оно стало источником и отправной точкой духовного развития населения. В условиях феодальной раздробленности, опустошительными нападениями внешних врагов культура Руси выявила самобытный творческий потенциал народа. Он питал и способствовал развитию государства. Культура Руси отражает светлое чувство оптимизма, она выступает как жизнеутверждающая сила. Творческим произведениям народа, жившего в условиях феодальной эпохи, характерны:

  • Твердая вера в то, что добро непременно победит зло.
  • Красота ратного и трудового подвига.
  • Высокая нравственность и благородство.
  • Самоотверженная любовь к своей земле.
  • Неистощимый, добрый юмор.
  • Глубокая поэтичность.
  • Меткое выделение традиционных явлений жизни, точность и здравость их оценок.

Все эти уникальные качества русского народа в той или другой форме выразились не только в книгах средневековой Руси, но и в иконах, фресках, зодчестве, музыке. славянское язычество

Влияющие факторы

Развитие культуры Руси 10-13 в. отразило характерные для этой эпохи противоречия и особенности. Они обуславливались экономическими, социальными и политическими процессами, имевшими место в государстве. Способ производства, который существовал при феодальном строе, отличался определенным консерватизмом в совершенствовании производственных сил. Для него была характерна замкнутость натурального хозяйства. Достаточно плохо был развит обмен. Все это замедляло культурное развитие, создавало препятствия для формирования местных особенностей и традиций. Особое влияние на духовную жизнь народа оказало татаро-монгольское нашествие.

Заключение

Безусловно, большое значение для русской культуры имело преобладание религиозного мировоззрения. Определенную роль, в особенности в период раннего средневековья, принадлежала церкви. Она способствовала распространению грамотности, развитию живописи, совершенствованию зодчества. Вместе с этим церковь бережно относилась и защищала свои догмы. Она проявляла враждебность к новым культурным течениям. Церковь формировала препятствия для становления науки, совершенствования технических знаний. Тем не менее культурные достижения средневековой Руси являются неотъемлемыми ценностями государства. Они являются частью национального наследия, величия и славы народа.

fb.ru

Летописцы древней Руси » Детская энциклопедия (первое издание)

В БИБЛИОТЕКЕ ЛЕТОПИСЦА XII ВЕКА

Если бы мы с вами оказались в древнем Киеве, например, в 1200 г. и захотели разыскать одного из наиболее крупных тогдашних летописцев, нам пришлось бы отправиться в пригородный Выдубицкий монастырь к игумену (начальнику) Моисею, образованному и начитанному человеку.

Монастырь расположен на обрывистом берегу Днепра. 24 сентября 1200 г. здесь было торжественно отпраздновано завершение работ по укреплению берега. Игумен Моисей произнес перед великим князем киевским Рюриком Ростиславичем, его семьей и боярами красивую речь, в которой прославлял князя и архитектора Петра Милонега.

Записав свою речь, Моисей завершил ею свой большой исторический труд — летопись, которая охватывала четыре столетия русской истории и была основана на многих книгах.

В древней Руси было немало монастырских и княжеских библиотек. Наши предки любили и ценили книги. К сожалению, эти библиотеки погибли в огне во время половецких и татарских набегов.

Только путем кропотливого изучения уцелевших рукописных книг ученые установили, что в руках летописцев было множество исторических и церковных книг на русском, болгарском, греческом и других языках. Из них летописцы заимствовали сведения по всемирной истории, истории Рима и Византии, описания быта различных народов — от Британии до далекого Китая.

В распоряжении игумена Моисея были и русские летописи, составленные его предшественниками в XI и XII вв.

Моисей был настоящим историком. Нередко для освещения какого-либо события он использовал несколько летописей. Описывая, например, войну между московским князем Юрием Долгоруким и киевским князем Изяславом Мстиславичем, он брал записи, сделанные во враждебных лагерях, и оказывался как бы над враждующими сторонами, над феодальными границами. Один из князей в кровопролитной битве был побежден и бежал «неведомо куда». Но «неведомо» для победителей и для летописца победившей стороны, а Моисей взял в руки другую летопись, написанную для побежденного князя, и выписал оттуда в свою сводную летопись все, что делал этот князь после поражения. Ценность такого летописного свода в том. что его читателям все становится «ведомым» из разных летописей, объединенных в одном историческом труде.

Летописный свод рисует широкую картину феодальных междоусобиц середины XII в. Мы можем представить себе также и облик самих летописцев, по записям которых составлялся свод. Он будет очень далек от идеального образа летописца Пимена из драмы Пушкина «Борис Годунов», который

Спокойно зрит на правых и виновных,

Не ведая ни жалости, ни гнева,

Добру и злу внимая равнодушно…

Настоящие летописцы служили князьям своим пером, как дружинники оружием, они старались во всем обелить своего князя, представить его всегда правым, подтвердить это собранными документами. В то же время они не стеснялись в средствах, чтобы показать врагов своего князя клятвопреступниками, коварными обманщиками, неумелыми, трусливыми полководцами. Поэтому в своде встречаются иногда противоречивые оценки одних и тех же людей.

Читая в своде Моисея описание княжеских распрей середины XII в., мы слышим голоса четырех летописцев. Один из них был, очевидно, скромным монахом и смотрел на жизнь из окна монастырской кельи. Его любимые герои — сыновья киевского князя Владимира Мономаха. Продолжая старую традицию, этот летописец все дела человеческие объяснял «божественным промыслом», жизни и политической обстановки он как следует не знал. Такие летописцы были исключениями.

По иному звучат отрывки из книги придворного летописца северского князя Святослава Ольговича (ум. в 1164 г.). Летописец сопутствовал своему князю в его многочисленных походах, делил с ним и кратковременный успех, и тяготы изгнания. Он принадлежал, вероятно, к духовенству, так как постоянно вводил в текст различные церковные нравоучения и каждый день определял церковным праздником или памятью «святого». Однако это не мешало ему заниматься княжеским хозяйством и на страницах исторического труда писать о точном количестве стогов сена и коней в княжеских селах, о запасах вина и меда в дворцовых кладовых.

Третий летописец был придворным киевского князя Изяслава Мстиславича (ум. в 1154 г.). Это хороший знаток стратегии и военного дела, дипломат, участник тайных совещаний князей и королей, писатель, хорошо владеющий пером. Он широко пользовался княжеским архивом и включил в свою летопись копии дипломатических грамот, записи заседаний Боярской думы, дневники походов и умело составленные характеристики современников. Ученые предполагают, что этим летописцем-секретарем князя был киевский боярин Петр Бориславич, о котором упоминает летопись.

Наконец, в летописном своде есть отрывки из летописи, составленной при дворе московского князя Юрия Долгорукого.

Теперь вы знаете, как писали историю в XII—XIII вв., как из множества источников, отражавших противоречивые интересы враждующих князей, составлялась сводная летопись.

 

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Как писали историю в более давнее время, определить очень трудно: первые исторические сочинения дошли до нас лишь в составе более поздних сводов. Несколько поколений ученых, кропотливо изучая сводные летописи, все же сумели выделить самые древние записи.

Сначала они были очень краткими, в одну фразу. Если на протяжении года — «лета» — ничего существенного не произошло, летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», или: «В лето … бысть тишина».

Самые первые погодные записи относятся к IX в., ко времени княжения киевского князя Аскольда, и повествуют как о важных, так и о незначительных событиях:

«В лето 6372 убиен бысть от болгар Осколдов сын».

«В лето 6375 Осколд иде на печенеги и множество их изби».

К концу X в., к эпохе прославленного былинами князя Владимира Святославича, накопилось много записей и исторических сказаний, в том числе и былин. На основе их в Киеве был создан первый летописный свод, в который вошли погодные записи за полтора столетия и устные сказания, охватывавшие около пяти веков (начиная с легенды об основании Киева).

В XI—XII вв. историей занялись и в другом древнерусском центре — Новгороде Великом, где грамотность была широко распространена. Новгородские бояре стремились обособиться от власти киевского князя, поэтому летописцы Новгорода пытались оспорить историческое первенство Киева и доказать, что русская государственность зародилась не на юге, в Киеве, а на севере, в Новгороде.

Целое столетие продолжались споры между киевскими и новгородскими историками по разным поводам.

Из новгородских летописей последующего времени, XII—XIII вв., мы узнаём о жизни богатого, шумного города, политических бурях, народных восстаниях, пожарах и наводнениях.

 

ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР

Нестор-летописец (скульптура М. Антокольского).

Нестор-летописец (скульптура М. Антокольского).

Самый известный из русских летописцев — Нестор, монах Киевского Печерского монастыря, живший во второй половине XI — начале XII в.

Прекрасное мраморное изваяние Нестора сделано скульптором М. Антокольским. Нестор Антокольского не бесстрастный регистратор человеческих дел. Вот он зажал пальцами несколько страниц в разных местах книги: он ищет, сопоставляет, критически отбирает, размышляет… Да, таким и предстает перед нами этот талантливейший историк Европы XII в.

Нестор начал составлять летопись, будучи уже известным писателем. Он решил, кроме летопись — описания событий год за годом, — дать обширное историко-географическое введение к ней: о славянских племенах, возникновении Русского государства, о первых князьях. Введение начиналось словами: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Позднее все произведение Нестора — и введение, и сама летопись — стало называться «Повестью временных лет».

Подлинный текст Нестора дошел до нас только в Отрывках. Он искажен позднейшими переделками, вставками и дополнениями. И все же мы можем приблизительно восстановить облик этого замечательного исторического труда.

Вначале Нестор связывает историю всех славян с мировой историей и яркими штрихами рисует географию Руси и пути сообщения из Руси в Византию, в Западную Европу и Азию. Затем он переходит к размещению славянских племен в отдаленное время существования славянской «прародины». С большим знанием дела рисует Нестор быт древних славян на Днепре примерно во II—V вв., отмечая высокое развитие полян и отсталость их северных лесных соседей — древлян и радимичей. Все это подтверждается археологическими раскопками.

Затем он сообщает исключительно важные сведения о князе Кие, жившем, по всей вероятности, в VI в., о его путешествии в Царьград и о жизни его на Дунае.

Начало «Повести временных лет» из Лаврентьевской летописи XIV в.

Начало «Повести временных лет» из Лаврентьевской летописи XIV в.

Нестор все время следит за судьбами всего славянства, занимавшего территорию от берегов Оки до Эльбы, от Черного моря до Балтики. Весь славянский средневековый мир не знает другого историка, который с такой же широтой и глубоким знанием мог бы обрисовать жизнь восточных, южных и западных славянских племен и государств.

Очевидно, центральное место в этой широкой исторической картине занимало возникновение трех крупнейших феодальных славянских государств — Киевской Руси, Болгарии и Великоморавской державы — и крещение славян в IX в., а также появление славянской письменности. Но, к сожалению, часть летописи, посвященная этим важным вопросам, сильнее всего пострадала при переделках и от нее остались только отрывки.

Труд Нестора был широко известен на протяжении многих столетий. Сотни раз переписывали историки XII—XVII вв. Несторову «Повесть временных лет», ставили ее в заглавной части новых летописных сводов. В эпоху тяжелого татарского ига и наибольшей феодальной раздробленности «Повесть» вдохновляла русских людей на освободительную борьбу, рассказывая о былой мощи Русского государства, о его успешной борьбе с печенегами и половцами. Даже имя Нестора стало почти нарицательным для обозначения летописца.

На протяжении веков потомки хранят память о талантливом историке-патриоте. В 1956 г. в Москве праздновалось 900-летие со дня рождения Нестора.

 

«ОКНА В ИСЧЕЗНУВШИЙ МИР»

В XII—XIII вв. появляются ииллюстрированные рукописи, где события изображены в рисунках, так называемых миниатюрах. Чем ближе изображаемое событие ко времени жизни самого художника, тем точнее бытовые детали, портретное сходство. Художники были грамотными, образованными людьми, и иногда рисунок-миниатюра полнее рассказывает о событии, чем текст.

Самая интересная иллюстрированная летопись — так называемая Радзивилловская, вывезенная Петром I из города Кенигсберга (современный Калининград). Она была скопирована в XV в. с более раннего, тоже иллюстрированного оригинала XII или начала XIII в. К ней свыше 600 рисунков. Исследователи называют их «окнами в исчезнувший мир».

* * *

Средневековые летописцы — монахи, горожане, бояре — не могли вырваться из круга обычных для того времени представлений. Так, например, большинство крупных событий — нашествие «поганых» (татар), голод, мор, восстания — они объясняли божьей волей, стремлением грозного бога «испытать» или покарать род людской. Многие летописцы были суеверны и необычные небесные явления (затмения солнца, кометы) толковали как «знамения», предвещающие добро или зло.

Одна из миниатюр Радзивилловской летописи. Сражение во время похода князя Игоря на Константинополь в 944 г.

Одна из миниатюр Радзивилловской летописи. Сражение во время похода князя Игоря на Константинополь в 944 г.

Обычно летописцы мало интересовались жизнью простого народа, так как считали, что «историки и поэты должны описывать войны между монархами и воспевать тех, кто мужественно умирал за своего господина».

Но все же большинство русских летописцев выступало против феодальной раздробленности, против бесконечных княжеских распрей и усобиц. Летописи полны патриотических призывов к совместной борьбе против жадных орд степняков.

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.), широко использовав летописи, на исторических примерах показал губительную опасность княжеских раздоров и усобиц и горячо призывал всех русских людей встать «за Землю Русскую».

Для нас древние летописи, повествующие о судьбах нашей Родины на протяжении почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценнейшим сокровищем истории русской культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Киевская Русь и Византия «Господин Великий Новгород»

.

de-ussr.ru

Литература на Руси (10-13 века)

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности обще ства. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. О нем уже шла речь. Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы. Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, Широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь — до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан». И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы. XII — начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя. Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию. В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как владимиро-суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные н светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры. Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес, венецианцы, немцы, греки — все они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы. А ведь эти произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в период самой большой политической раздробленности страны.

www.protown.ru

Культура древней руси 10 - 13 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура древней Руси в X – XIII вв.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература 5

2. Архитектура и искусство 13

3. Быт древнерусского народа 22

Заключение 27

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В период складывания и  расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени  и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское  искусство периода средневековья  формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий язычества и  христианства. И как следы патриархального  образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так  и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества  был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления  природы, а некоторым святым стали  приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии евангелие  и традицию,- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует  определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Созданы были даже образцы –«прописи,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» рассказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно-европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка. В до монгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских,» как назвали его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских  стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси. 

1. Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература.

 

Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями  общества на определенной стадии его  развития: усложнением социально-экономических  отношений и формированием государства. Это означало качественный скачок в  развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Существование у  восточных славян письменности в  дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. По ним можно составить общую картину становления славянской письменности. В сказаниях черноризца Храбра «О письменах» (конец IX — начало X в.) сообщается, что «прежде убо словене не имеху книг, но чертами и резами чьтаху и гадаху». Возникновение этого примитивного пиктографического письма («черты и резы») исследователи относят к первой половине I тысячелетия н. э. Область применения его была ограниченной. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки собственности, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для датировки сроков начала различных сельскохозяйственных работ, языческих праздников и т. п. Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой появилась с зарождением первых славянских государств. Славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы, но «без устроения», т. е. не приспособив греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков (протокириллица).

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов миссионеров Кирилла и Мефодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита — кириллицу и глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появилась раньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья» (из Солуни, современный город Салоники). В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Х вв. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Принятие христианства способствовало широкому распространению  и быстрому развитию письменности и  письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие  от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные  условия для развития письменности на родном языке.

Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой  на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый меж-славянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским), стал языком культа и религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, как оригинальной, так и переводной. Это язык Русской Правды, «Слова о полку Игореве», русских летописей, «Поучения» Владимира Мономаха и других памятников.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере  грамотности и образования. О  распространении грамотности среди  демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических  раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т. п. Письмо; таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных  и юридических актов, но и в  быту. Нередко встречаются надписи  на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах церквей  Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира  и других городов.

В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей  «лучших людей», т. е. местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в  Новгороде для детей старост  и духовных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды.

Высокообразованные  люди встречались не только в среде  духовенства, но и в светских аристократических  кругах. Такими «книжными мужами» (так  летопись называет широко образованных и начитанных людей) были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Константин Всеволодович Ростовский и др. В аристократической среде было широко распространено знание иностранных языков. Получали образование в княжеских семьях и женщины. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не во Афинах учися, но афиней-ски премудрости изучи», освоив «философию, риторику и всю грамматику». Княгиня Ефросинья Полоцкая «была умна книжному писанию» и сама писала книги.

Образованность  ценилась очень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о  пользе книг и «книжного учения»: книги — «суть рекы, напояю-щие вселенную»; «аще бо поишещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую пользу души своей»; «именье книг паче злата»; «сладко медвен сок и добро есть сахар, обо его же добрее книжный разум».

Большинство памятников письменности до монгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь их незначительная часть — всего около 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI в., а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг была сосредоточена главным образом  в монастырях. Однако в XII в. в крупных  городах также возникло ремесло  «книжных описателей». Это свидетельствует, во-первых, о распространении грамотности  среди городского населения, во-вторых, о возрастании потребности в  книге, которую не могли удовлетворить  монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и сами переписывали книги. Из 39 известных нам по имени  писцов XI—XIII вв. только 15 относились к  лицам духовного звания, остальные  не указали свою принадлежность к  церкви. Тем не менее, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI в. на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Отдельные случайно сохранившиеся экземпляры не отражают полностью всего богатства и  многообразия книг Киевской Руси. Многие литературные произведения, несомненно, существовавшие в до монгольское время, дошли до нас в более поздних списках, а часть их вообще погибла. По мнению историков русской книги, книжный фонд Древней Руси был достаточно обширен и исчислялся сотнями названий.

Потребности христианского  культа требовали большого количества богослужебных книг, служивших руководством при совершении церковных обрядов (Минеи, Триоди, Часословы). С принятием  христианства было связано появление  основных книг Священного Писания.

Переводная литература религиозного и светского содержания занимала большое место в книжном  фонде Древней Руси. Отбор произведений для перевода определялся внутренними  потребностями общества, вкусами  и запросами читателя. При этом переводчики не ставили своей  целью точную передачу оригинала, а  стремились максимально приблизить его к действительности, к запросам времени и среды. Особенно существенной переработке подвергались произведения светской литературы. В них широко проникали элементы фольклора, использовались приемы оригинальной литературы. В  дальнейшем эти произведения неоднократно перерабатывались и становились русскими по своему характеру.

На Руси были популярны, как и во всем средневековом мире, сборники изречений известных поэтов, философов, богословов. Кроме цитат  из Священного Писания и сочинений «отцов церкви», в них включались выдержки из произведений античных писателей и философов. Наиболее популярным был сборник «Пчела», в котором особенно много было изречений античных авторов. На Руси эти сборники перерабатывались и дополнялись в соответствии с потребностями времени. Их широко использовали древнерусские писатели в своих произведениях.

Большое место в  литературе занимали жития святых, служившие важным средством внедрения  христианского мировоззрения и  морали. Вместе с тем они представляли собой увлекательное чтение, в  котором элементы чудесного переплетались  с народной фантазией, давали читателю разнообразные сведения исторического, географического и бытового характера. На русской почве многие из житий  были переработаны и дополнены новыми эпизодами. На Руси распространился  такой специфический вид религиозной  литературы, как апокрифы — иудейские  и христианские легендарные сочинения, которые не признавались официальной  церковью достоверными, считались даже еретическими. Будучи тесно связанными своим происхождением с античной мифологией, дохристианской религией и ближневосточным фольклором, апокрифы отражали народные представления о  мироздании, добре и зле, о загробной  жизни. Занимательность рассказов, близость к устным народным легендам способствовали распространению апокрифов  во всем средневековом мире. Наибольшей популярностью на Руси пользовались «Хождение Богородицы по мукам», «Откровения  Мефодия Патарского», сказания, связанные с именем библейского царя Соломона, и др. На русской почве апокрифическая литература получила дальнейшее развитие, ее сюжеты использовались в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре.

stud24.ru