В каких оборотней верили в Древней Руси. Верьв это в древней руси


Вервь - это древняя община

Термин "вервь" на сегодняшний день уже однозначно можно называть историзмом, но это отнюдь не должно стать поводом к тому, чтобы не знакомиться с его происхождением и значением, ведь он имеет прямое отношение к истории и развитию России.

Определение

Историки и ученые отмечают, что этим словом обозначали древнюю общину, которая существовала на территории Руси и у хорватов. Этимология основана на древнем обычае людей отмечать принадлежавшие им участки земли веревкой. Этот вид общины упоминается в "Русской правде" - важном документе Киевской Руси, а также в хорватском Полицком статуте, который является древним законодательным памятником небольшой области в Хорватии (на далматинском побережье).вервь это

Эволюция

Некоторые ученые считают, что изначально вервь была исключительно кровнородственной организацией, а позже под влиянием различных социально-экономических факторов превратилась в общество, основанное уже, скорее, на принципе соседства, т.е. принадлежавших к ней людей объединяло исключительно близкое место жительства.

Особенно активно защищают свои взгляды ученые, которые являются ярыми сторонниками территориальной общины. Одна из основных причин - то, что такую группу можно назвать намного более прогрессивной, а историки не желают соглашаться с тем, что другие народы были более развиты, чем жители Руси. Поскольку вервь - это объединение различных социальных пластов людей, со временем она претерпевала различные изменения.

Этимология

Лингвисты тоже принялись за изучение происхождения этого слова, чтобы предоставить достоверные данные об истории понятия. Оказалось, что вовсе не случайно название общины созвучно слову "веревка".термин вервь

Это может говорить о том, что подобные объединения были построены по принципу совместного места жительства, поскольку древние славяне и другие народы имели обычай измерять свои владения при помощи шнуров определенной длины, следовательно, вполне возможно, что именно отсюда произошло понятие "вервь". Определение "веревки" сохранилось в документах Астраханской губернии XIX века. Тогда это была мера, равная 1850 квадратным саженям. О процессе измерения земель говорили так: "вервовать" и "веровить".

"Русская правда" и Полицкий статут

Как было отмечено выше, в различных областях эволюция этой общины проходила по-разному. Хотя и принято считать, что вервь - это организация, основанная на родственных узах, со временем принцип объединения менялся. В "Русской правде" сказано, что эта сельская община не была основана на кровных связях, а в Полицком статуте отмечалось, что здесь всего лишь наблюдается ослабление этого признака, но некоторые его элементы все еще сохранялись.вервь определение

"Русская правда" описывает общественный строй, намного более развитый, чем тот, который упоминается в Полицком статуте. Но это несоответствие очень легко объясняется. Отдельные части "Русской правды" повествуют об обществе VIII-XII веков, в то время как Полицкий статут описывает строй XV-XVII веков.

Круговая порука

В "Русской правде" сказано, что вервь - это сельское объединение людей, проживающих на большой территории. Несмотря на то, что члены общины не связаны кровными узами, между ними существует круговая порука, которая обязывает каждого участника искать вора и отвечать за убийство по закону. Существовали и другие функции, которые обязана была выполнять вервь. Они определялись властями.

Любая разновидность общины способствовала развитию социального строя древнего социума. Конечно, подобное можно утверждать и про вервь. Это было объединение людей, о котором сложно говорить однозначно. Ясно только то, что вервь была очередным звеном в развитии российской истории и благоприятно на нее повлияла.

fb.ru

вервь - это... Что такое вервь?

  • вервь — вервь, и …   Русский орфографический словарь

  • Вервь — Вервь: Вервь  древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Вервник  категория восточных славян, живших в общине вервь. Старое название верёвки …   Википедия

  • ВЕРВЬ — древняя общинная организация на Руси и у хорватов …   Юридический словарь

  • ВЕРВЬ — название общины в Др. Руси и у южных славян …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вервь — ж. Община, члены которой были связаны круговой порукой (на Руси IX XIII вв.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ВЕРВЬ — ВЕРВЬ, название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской Правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в её границах. Источник: Энциклопедия Отечество… …   Русская история

  • вервь — сущ., кол во синонимов: 4 • вервие (3) • веревка (82) • община (45) • …   Словарь синонимов

  • Вервь — в ср. век. Руси термин полисемантичный: мог обозначать веревку, свитую в неск. прядей, шнур, нить, дратву. Мог также обозначать мерную веревку, измерительный шнур и меру земли. С этими понятиями связано, видимо, и гл. значение этого термина в Др …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Вервь — в Русской правде судебно административная единица, члены которой в определенных случаях были связаны круговой порукой. Большинство российских ученых считали В. территориальной общиной, но некоторые выделяли преимущественно семейный характер В. На …   Энциклопедия права

  • Вервь — (врвь, врьвь) упоминается в Русской Правде в смысле судебно административной единицы, члены которой в известных случаях связаны круговой порукой. Постановления Русской Правды о верви (ст. 3 6, 80 и 88 по Карамзинскому списку) немногочисленны и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    Словарь понятий по истории России

    Словарь понятий по истории России.

    А.

    Автокефа́лия(греч. αὐτοκεφαλία от αὐτός — сам + κεφαλή — голова) — самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.

    Автохтон(история) — в основном, в Древней Греции — коренной обитатель данной местности, абориген.

    Апокрифы(от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей. Многие из апокрифов - гностические по духу, нередко использовались в антихристианских целях и сохраняют свое значение для нецерковной религиозной мысли.

    Б.

    Баскак- представитель монголо-татарского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татар. На Руси баскаки появились с середины XIII века. Баскачество было отменено в первой половине XIV в., когда сбор дани был передан русским князьям.

    Бояре-княжата- со 2-й половиныXVв. в связи с исчезновением удельной системы некоторые потомки удельных князей получают чин бояр вел. кн. (из Рюриковичей — кн. Оболенские, Ростовские, Ярославские и др., из Гедиминовичей — Патрикеевы, Булгаковы, Щенятевы и др.). Бояре-княжата не имели каких-либо служебных преимуществ перед нетитулованными боярами из старых московских родов.

    Боярин- представитель высшего слоя общества на Руси в XI-XVII вв. Изначально бояре были вассалами князей, обязанными служить в их войсках, но впоследствии сделались самостоятельной политической силой в ряде русских княжеств. В XIV в. делились на бояр введенных (ближайшие советники князя) и бояр путных (возглавлявших отдельные отрасли управления). С конца XV в. звание боярина стало высшим думным чином, его носители принимали непосредственное участие в управлении государством наряду с монархом.

    Бюрократиябуквально - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство).

    Данный термин используется в нескольких значениях.

    1) Особый слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления.

    2) Система государственного управления через чиновничье-административный аппарат, действующий на основании главным образом, письменного канцелярского производства через посредство назначаемых должностных лиц (чиновников).

    3) Канцелярская волокита, пренебрежение к существу дела ради выполнения формальностей; бесполезная деятельность.

    В.

    Варя́ги(др.-сканд. Vaeringjar, греч. Βάραγγοι) — группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Скандинавии - викингами и их обрусевшими потомками, с выходцами с южного побережья Балтийского моря — полабскими славянами, балтами и финно-уграми, наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.). Древнерусские летописи связывают с варягами-русь появление государства Русь («призвание варягов»). Ряд источников сближает понятие «варяги» со скандинавскими викингами, указывая на замену с XII века ранее используемой лексемы «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века. Скандинавские источники также сообщают о том, что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов), находясь на службе в Византии в XI веке.

    Вервь(от "вервь" - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

    Ве́че(общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

    Вира - система денежных штрафов в пользу князя за уголовные правонарушения; откуп, «цена крови». Вира пришла на смену кровной мести.

    Сборщика штрафов называли вирником.

    Воевода- военачальник, правитель у славянских народов. В Русском государстве термин "воевода" обозначал начальника княжеской дружины или главу народного ополчения. Упоминается в русских летописях с X в. В конце XV - XVII вв каждый из полков русского войска имел одного или несколько воевод. Полковые воеводы были ликвидированы Петром I. С середины XVI в. появилась должность городовых воевод, возглавлявших военное и гражданское управление городом и уездом. С начала XVII в. были введены во всех городах России вместо городовых приказчиков и наместников. В 1719 г. воеводы были поставлены во главе провинций. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована.

    Вои- в Древней Руси народное ополчение, войска сверх дружины, собираемые на случай войны под начальством (земского не княжеского) воеводы и с одобрения вече, состоящее из лично свободных мужчин, способных носить оружие, принимали участие как в завоевательных походах, так и в оборонительных. Отправляясь в поход, рядовые воины получали право на часть будущей военной добычи.

    Вотчина- комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

    В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Термин «вотчина» произошел от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Вначале появляется княжеская вотчина. Княжеская вотчина была неделимой и передавалась по старшинству. 11 – 12 вв. датируется известие о боярской и монастырской вотчине. Вотчинник обладал достаточно широкими правами собственника. Он мог вотчину передать по наследству, обменять, продать. В 13 – 15 вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. Вотчина состояла из нескольких владений, разбросанных на большой территории и экономически слабо связанных между собой. Крупным боярам подчинялись дворяне, которым давались участки земли с крестьянами на условиях обязательной службы. Господская земля обрабатывалась холопами и зависимыми крестьянами. С середины 14 века с ростом великокняжеской власти и началом централизации государства вотчинные права стали ограничиваться.

    В течение XV - XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в начале XVIII в. окончательно с поместьем.

    Выход- дань, которую везли ханам русские князья, "выходя в opду" во время татарского владычества.

    Г.

    Гости- крупные купцы в X-XVIII вв. Вели межгородскую и зарубежную торговлю. В XVI-XVIII вв. члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства.

    Торговые люди, купечество. В Древней Руси лица, приезжавшие продавать и покупать товары, из других стран, княжеств. Позднее данным термином обозначались местные купцы, торговавшие в основном за границей. В дальнейшем так стала называться высшая категория привилегированного купечества, приобретавшая с этим и определенный правовой статус.

    Губной староста- в России представитель земской власти, действовал на основе губной грамоты, которой дозволялось губным старостам преследовать и судить дела о воровстве с поличным, разбоям и грабежам. Деятельность губных старост жестко контролировалась из Москвы Разбойным приказом. Постепенно в ведение губных старост, помимо розыска разбойников, переходят дела по самым разным вопросам местного управления. Выбранные из местной дворянской среды губные старосты руководствовались в своей практической деятельности интересами этого слоя. В лице губных старост дворяне получали орган, защищавший их сословные интересы. Во многих местностях институт губных старост дожил до Петра I, продолжая существовать наравне с воеводским управлением.

    Д.

    Двоеверие - как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Концепция «двоеверия» была разработана советской исторической школой в рамках идеологической парадигмы антирелигиозной компании, поддерживавшейся коммунистическими властями.

    Дворяне- второе привилегированное сословие феодального общества. Состояло из крупной земельной аристократам, средних и мелких светских землевладельцев. Вместе с церк. землевладельцами составляло класс феодалов.

    Десятина1) Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам. 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в.

    Детские - младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли разные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. Не участвовали в совете князя, за исключением военных советов. Д. мог стать только свободный человек.

    Дружина - первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. "Дружина княжья" составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали князя "в полюдье", собирали для него дань, помогали ему в управлении областями и в отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.п. На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. Отношения дружины к князю построены были на начале договорном.

    Думные бояре- в Русском государстве в XVI—XVII веках определяется, одновременно, как чин и должность. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в отношении названия используется слово «титул». В Большой советской энциклопедии — «низший думный чин». Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты.

    Е.

    Ересь– 1.) У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам.

    2.) Нечто ложное, вздор, чепуха.

    Ж.

    Жидовствующие - иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV — н. XVII в. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова «жидовство». Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению, не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.

    Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество.

    З.

    Закуп- категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники , которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком.

    Земские соборы- высшие сословно - представительные учреждения в России середины XVI - начала XVII вв. Собор 1566 г. - первый, о котором сохранились достоверные сведения. В его состав входили: освященный собор (совет церковных сановников), Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. По своей структуре Земский собор приближался к сословному представительству Западной Европы, но имел только совещательное значение. В начале XVII в., в условиях ослабления государственной власти, социальных потрясений и иностранных вторжений, значение Земских соборов сильно возросло. На Земских соборах решались первостепенные вопросы в жизни государства: выборы царей, вхождение новых территорий, объявление войны, заключение мира, финансовые вопросы. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости. По мере формирования абсолютной монархии нужда в подобном органе управления отпала, главной опорой власти выступает бюрократия и армия. После 1653 г. Земские соборы больше не собирались.

    Земщина -основная часть территории Русского государства с центром вМоскве, не включенная Иваном IV Васильевичем в особый государев удел —опричнину. В З. входили пермские и вятские города, Рязань, Стародуб, Великие Луки и др.Наиболее важные и богатые города и уезды были в составе опричнины. Некоторые районы из З. переходилив опричнину (Костромской уезд, Обонежская и Бежецкая пятины, Торговая сторона Новгорода и др.), затемснова возвращались в З. В пределах одного уезда обычно была чересполосица опричных и земских земель,в Москве существовали опричные улицы, Новгород делился на земскую и опричную части. На территории З.из опричных районов принудительно выселялись землевладельцы, которых Иван IV не хотел включать всостав опричного двора. З. управлялась земской Боярской думой и старинными территориальнымиприказами, имела свои обособленные земские полки.

    И.

    Избранная рада - совет близких к Ивану IV людей, сложившийся около 1549 г. Название было дано одним из людей, входивших в нее - А. Курбским. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады принимали участие представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курляев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие названия реформ середины ХVI в.

    Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

    Исихазм (греч. — безмолвничество) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IХ вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы (см.) — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергей Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.

    К.

    Казачество - вольные люди из беглых крестьян и посадских людей, селившиеся в конце XIV – начале XVII в. на окраинах Российского и Польско-Литовского государств и объединенные с XV в. в самоуправляющиеся военные общины донских, волжских, запорожских и других казаков, несших службу в пограничных районах.

    Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII в. окончательно подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие, каким оно и являлось до 20-х годов ХХ века.

    Казачество было неоднородно по своему имущественному и социальному положению.

    В ХVI – ХVII вв беднейшей и самой многочисленной частью донского и запорожского казачества были голутвенные казаки (от украинского «голота» — голытьба). Основная масса голутвенных казаков состояла из беглых холопов и крепостных крестьян, городской бедноты и военно-служилого люда, заселявших окраинные земли Российского государства и Украины.

    Голутвенные казаки подвергались правовым ограничениям и эксплуатации со стороны зажиточных казаков. На Украине их положение усугублялось национально-религиозным гнетом Польши. Голутвенные казаки сыграли определенную роль в освоении южных земель России и Украины, в борьбе с Крымским ханством и Турцией. Они активно участвовали в народных движениях, в том числе в восстании под руководством И. Болотникова, крестьянской войной под предводительством С. Разина и др.

    Капище- (старослав. «капь» — изображение, идол) — культовое сооружение у восточных и прибалтийских славян во времена язычества, предназначенное для установки идолов и принесения жертв. Капище обычно представляло собой двускатный навес с украшениями, возведенный на столбах на площадке круглой формы. Зачастую капища были окружены земляными канавами. Под навесом находились идолы тех богов, которым поклонялись славяне, и алтарь, на котором приносились жертвы. Капище являлось своеобразным центром, отмечавшим место сбора людей. Главной частью культовых обрядов, совершаемых в капище, было принесение жертв. В жертву приносили не только животных, но и в важных случаях людей.

    Ключник- в России слуга, ведавший продовольственными и другими запасами князя, позднее помещика. В Древней Руси несвободный, так как служба частному лицу влекла за собой автоматическое порабощение. По «Русской правде» Я. Мудрого имел то же значение, что и тиун, то есть полный холоп Первый человек в домашнем хозяйстве господина исполнявший обязанности управляющего и судьи. Был ответствен перед господином за остальных холопов, целовал за них крест, собирал подати, заботился об увеличении доходов, для чего раздавал господское серебро в рост крестьянам. Вступал в торговые сделки от имени своего господина, приобретал для него недвижимость и рабов. Имел даже собственных рабов и дьяков. Заведовал клетями — кладовыми и всеми строениями, держал ключи, был фактически домоправителем. Жене ключника обычно поручалось управление женской прислугой. В зависимости от места службы К. получали дополнительное наименование: огнищный — домоуправитель, от «огнище», очаг, конюший, ратайный — ведающий пахотными работами, от слова «ратай», пахарь, владычный — церковный и др. При дворе московских царей К. степенной заведовал столовыми припасами, напитками и прислугой, путевой — исполнявший эти обязанности во время путешествия.

    Князь- глава феодально-монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее – дворянский титул.

    Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени . В процессе формирования раннефеодального государства у славян происходило постепенное объединение прежних племенных княжеств под единой княжеской властью. Княжеская власть, первоначально выборная из представителей родоплеменной знати, постепенно сосредотачивается в руках представителей одного рода (Рюриковичи на Руси ). (См. схему «Династия Рюриковичей »)

    Великий князь – глава феодальных монархий на Руси. Остальные князья в период феодальной раздробленности назывались удельными князьями. С образованием централизованного государства на Руси удельные князья переходили в состав великокняжеского двора. (с 1547 г. – царского). В России до 17 в. княжеское звание было только родовым. Князьями были Рюриковичи и Гедеминовичи. Княжеские титулы получали также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати (Черкасские, Юсуповы и др.) С 18 в. титул князя стал также жаловаться правительством высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь – А.Д. Меншиков).

    Кормление- способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI в. Сведения о "кормах" вирникам и городчикам содержит Русская Правда. В XIII-XIV вв. складывается целая система местного управления через институт кормленщиков. Великий или удельный князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников ("наместо" князя) и волостелей, а других служилых людей - тиунами и различными пошлинниками. Население было обязано содержать их ("кормить") в течение всего периода службы. Обязательный ("урочный") корм наместник, волостели и пр. представители местной княжеской администрации получали обычно три раза в году - на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему "въезжий корм". Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т.д., для лошадей кормленщиков поставляли овес, сено. Кроме этого, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за пятнание и продажу лошадей, "полавочное", мыт и др. За счет всех этих сборов они кормились не только сами, но и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормления достигает в XIV-XV вв. С XV в. великие московские князья регламентируют доходы кормленщиков путем выдачи специальных "кормленых" и уставных грамот. В к. XV - н. XVI вв. правительство начало перевод натуральных кормов в денежные, упразднив при этом ряд статей. В результате земской реформы 1555-56 система кормления была ликвидирована, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

    Крепостной- несвободный крестьянин (в ср.-век. Европе — виллан), подчинявшийся господину, земли к-рого обрабатывал. К. принадлежали к низшему слою об-ва. Они были привязаны к земле и не могли свободно менять место жительства, жениться без разрешения хозяина, были обязаны обрабатывать земли господина, платить оброк, подчиняться правосудию и выполнять решения манориального суда, а после смерти их земли переходили господину. У господина перед К. (в отличие от рабов) были обязанности, к-рые состояли гл. об. в вооруж. защите и отправлении правосудия. В Зап. Европе крепостничество служилось в 8—9 вв. и впоследствии стало наследственным. В большинстве стран на систему крепостничества в 14 в. сильно повлияли эпидемии чумы («черная смерть») и вызванный войнами голод, унесшие жизни мн. людей. Возникла острая нехватка раб. рук, в рез-те трудовые повинности были заменены денежным оброком. Это означало, что господин становился рантье, а К. — арендатором. Во время крестьянского восстания Уота Тайлера в Англии (1381) в кач-ве гл. требования выдвигалась отмена крепостничества и замена отработки четырехпенсовой арендной платой за акр. Однако в Вост. Германии и в Московии усиление власти дворянства и развитие абсолютизма привели к ужесточению крепостнической системы. Формально крепостничество было отменено во Франции в 1789 г., в то время как в Австрии и Венгрии сохранялось до 1848 г., а в России до 1861 г.

    Куна - денежная единица Древней Руси, серебряная монета. Название от шкурки куницы, использовавшейся при обмене в домонетный период. Составляла 1/25 гривны в X - XI вв., 1/50 гривны до нач. XV в. 1 куна - 2 г серебра.

    Купа- в Древней Руси денежная или натуральная ссуда, выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник ("закуп") на какое-то время попадает в зависимость от своего кредитора и работает в его хозяйстве, выполняет различные поручения и т. д. В случае неуплаты долга заимодавец имел право сделать несостоятельного должника своим холопом.

    Курултай— у монгольских народов (монг. хурал, бур. хурал, калм. хурул), а в дальнейшем и у некоторых тюркских народов (башкир, казахов, крымских татар, татар, тувинцев) — орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени — аналог европейских парламентов (как, например, Курултай Республики Башкортостан).

    Л.

    Лествиничное право- родовой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди – перед племянником, старшего брата – перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату, соответственно существовала и система «старшинства столов»: Киев – Новгород – Чернигов и т. д. С конца XI – начала XII в. на смену принципу княжеского родового старейшинства приходит принцип ряда с вечем.

    Люди– в литературе встречается множество толкований этого термина. По мнению Н. М. Карамзина, людьми в Древней Руси «назывались, кроме бояр, собственно все граждане вольные». Согласно М. П. Погодину, люди — второе сословие, занесенное на русскую почву норманнами и вскоре исчезнувшее раз и навсегда. Для В. Дьячана слово «люди» имело более емкий смысл, подразумевая «все население, всю волость точно так, как и выражение «кияне», «полочане» и т. п.

    У В. О. Ключевского, считавшего, что под именем «люди» скрывались неслужилые свободные элементы — гости, купцы, смерды, закупы-наймиты. В совокупности своей люди представляли «податное простонародье», отличавшееся «своим отношением к князю: как плательщики податей, они относились к князю не одинокими лицами, подобно служилым людям, а целыми мирами, городскими или сельскими обществами, связанными круговой порукой в уплате податей и мирской ответственностью за полицейский порядок .

    studfiles.net

    ВЕРВЬ - это... Что такое ВЕРВЬ?

  • вервь — вервь, и …   Русский орфографический словарь

  • вервь — одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла… …   Энциклопедический словарь

  • Вервь — Вервь: Вервь  древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Вервник  категория восточных славян, живших в общине вервь. Старое название верёвки …   Википедия

  • ВЕРВЬ — древняя общинная организация на Руси и у хорватов …   Юридический словарь

  • Вервь — ж. Община, члены которой были связаны круговой порукой (на Руси IX XIII вв.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ВЕРВЬ — ВЕРВЬ, название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской Правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в её границах. Источник: Энциклопедия Отечество… …   Русская история

  • вервь — сущ., кол во синонимов: 4 • вервие (3) • веревка (82) • община (45) • …   Словарь синонимов

  • Вервь — в ср. век. Руси термин полисемантичный: мог обозначать веревку, свитую в неск. прядей, шнур, нить, дратву. Мог также обозначать мерную веревку, измерительный шнур и меру земли. С этими понятиями связано, видимо, и гл. значение этого термина в Др …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Вервь — в Русской правде судебно административная единица, члены которой в определенных случаях были связаны круговой порукой. Большинство российских ученых считали В. территориальной общиной, но некоторые выделяли преимущественно семейный характер В. На …   Энциклопедия права

  • Вервь — (врвь, врьвь) упоминается в Русской Правде в смысле судебно административной единицы, члены которой в известных случаях связаны круговой порукой. Постановления Русской Правды о верви (ст. 3 6, 80 и 88 по Карамзинскому списку) немногочисленны и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    Какая вера была в Древней Руси до принятия христианства — Славянская культура

    Какая вера была в Древней Руси до принятия христианства Истинное Православие - это древнейшая вера на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.Какая вера была в Древней Руси до принятия христианства А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями. Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

    Что касается древнеруского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная – неистинной, как полезная – вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки “заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с рускими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

    И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин ведического мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

    Вера древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.

    И не следует считать, что ведизм – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку – это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

    Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнеруских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие – это верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

    Какая вера была в Древней Руси до принятия христианства В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Руское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика – страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя руские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же – «укрепленные крепости». И руских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан – это императорский титул! «Ар-Рус – это название государства, а не народа и не города», – пишет арабский автор. Западные же летописцы называли руских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя – своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит руские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.

    То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в ведической Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов – «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

    Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил нашим предкам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания славян шагнули довольно далеко. Свидетельство тому – миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле – гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

    Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян. И что бы ни утверждали приверженцы христианства, но это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.

    Какая вера была в Древней Руси до принятия христианства И не стоит считать, что население руских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания, и отнюдь не таились в отдаленных лесах – еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

    Так и не смогло христианство полностью искоренить ведизм. Не принимали люди чуждую веру и свершали ведические обряды. Приносили жертвы водяному – топили коня, или улей, или черного петуха; лешему – оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому – ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от ведических заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

    Спору нет – за десять веков христианство оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия – оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.

    А старая вера древних русов все равно останется руской верой.

    Похожие статьи:

    История → Русская вера!

    Религия → Христианство - ложная ценность

    Альтернативная история → Ведическая теория эволюции

    Биографии → Пророчество Гоголя

    Археология → Тайны Священного леса

    Рейтинг

    последние 5

    slavyanskaya-kultura.ru

    Словарь исторических терминов - вервь

    Вервь

    вервь

    — название общины в Древней Руси у южных славян.

    См. в других словарях

    1.

      в Древней Руси сельская община, которая имела определенные территориальные границы, и ее члены были связаны круговой порукой. «Название вервью произошло от древнего способа определения земельных границ посредством обведения данного участка веревкою, вервием, или вервью». ...

    Российская государственность в терминах

    2.

      (от "вервь" веревка) участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей. ...

    Краткий исторический словарь

    3.

      на юге Киевской Руси территориальная крестьянская община. Северный эквивалент "мир". ...

    Краткий словарь историко-правовых терминов

    4.

      древнеславянская сельская соседская община; состояла из нескольких поселков (3-4). В каждом поселке жило несколько семей. Все владения общины делились на общественные (пашня, луга, леса, промыслы, угодья, водоемы) и личные (дом, приусадебный участок,  скот, инвентарь). Пахотная земля и покосы делились между семьями. ...

    Отечественная история в терминах и понятиях

    5.

      название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершенные в ее границах. ...

    Энциклопедия "История отечества"

    Вопрос-ответ:

    Похожие слова

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

    В каких оборотней верили в Древней Руси

    У каждого народа есть определенные предания о так называемых оборотнях. Так называют людей, которые способны менять свой облик и превращаться в животных на определенный отрезок времени. Рассмотрим же, в каких оборотней верили во времена Руси.

    Оборотни: кто они

    Если верить поверьям, стать оборотнями могли умершие некрещеные дети или же грешники, чьи души блуждают в поисках покоя после смерти. Согласно ходившим слухам, последние имели способность перевоплощаться даже в неодушевленные предметы.

    Оборотнями могли стать люди, родившиеся в определенное время, или же члены семей, на чьем роду было проклятие. Кроме этого многие русичи верили, что у женщины может родиться оборотень, если она во время созревания плода встретит в лесу волка или же съесть мясо дичи, убитой им.

    В подавляющем числе случаев среди оборотней были ведьмы и колдуны. При этом существовали легенды, что некоторые из них могли управлять способностью перевоплощения, другие же делали это непроизвольно в конкретные дни, к примеру, в полнолуние. Однако это могло быть связано не только с таким «даром», но и с наличием психических отклонений. Так, при ликантропии у людей появляется уверенность, что они могут перевоплощаться в животных.

    Зачем оборотням менять внешний облик

    Как гласит работа Винаградовой и Левкиевской «Народная демонология Полесья», среди главных особенностей ведьм была способность к оборотничеству. При этом перевоплощение чаще всего было в животное (жаба, кошка, собака, ворона, гусь), куда реже в предмет. Это могло быть колесо, бревно или стол. Согласно поверьям, наибольшая активность ведьм проявлялась в такие праздники, как Ивана Купала, Пасха, Благовещенье.

    Для перевоплощения таким людям нужно было лишь перепрыгнуть через любую преграду на своем пути (вбитый колышек, пень, бревно). Привычный облик можно было вернуть таким же способом.

    Обретая звериный облик, оборотни также получали и куда более развитые, нежели у человека, способности. Это касается ловкости, остроты зрения, силы, что помогало им совершать свои вредоносные деяния. Это могло касаться различных вещей, а в некоторых случаях поступки оборотней не приносили никакого вреда.

    Как же определяли оборотней

    Во времена Руси считалось, что если у оборотня появится рана, когда он имеет не человеческий облик, она сохранится у него даже после обратного перевоплощения. Именно таким способом, согласно легендам, удавалось определить оборотней. К примеру, если ранили одичавшую собаку или кошку, такое же повреждение вскоре обнаруживалось и у кого-то из местных жителей.

    Вернуть облик человека

    Если верить русичам, многие ведьмы и колдуны имели возможность превращать других людей в объекты или зверей. Если прочесть некоторые русские народные сказки, в них нередко такие «добрые маги» творили злодеяния и превращали окруженных в животных. К примеру, если колдуна не было среди списка приглашенных гостей на свадьбу, он мог перевоплотить всех участников торжества в волков.

    Превращение происходило лишь после того, как человек попробовал заговорное угощение, сделанное ведьмой. Действие заклятия могло длиться далеко не один день или год. Что же касается обратного перевоплощения, нужно было одеть на оборотня пояс с узлами, при завязывании которых необходимо просить Господа о помиловании грешного.

    suharewa.ru