Сегодня событий нет. Религия в древней руси


Крещение Руси и причины ослабления Старой Веры.

   Итак, почему же на Руси приняли в своё время христианство и почему оно прижилось.

   Тема достаточно сложная, поэтому постараюсь обойтись без лишней информации. Поэтому, если где-то не научно написано, то всё потому, что писано простым языком для хороших людей.

    Если у вас есть более глубокий интерес могу посоветовать различные источники и здравый смысл.

    Если вы знакомы с историей и не хотите себя утруждать просто промотайте текст до картинки "Крещение Руси".

    Если вам вообще не интересны вопросы веры или наскучила тема крещения, то не утруждайте себя вовсе чтением. Тут то же, что и везде.

Общая информация о Руси 9 века.

Племена славян, когда-то бывшие одним целым, расселились на территории от Дуная до Волги, от Балканского полуострова до Ладожского озера. Остались позади общие походы на Рим, совместные войны с германскими племенами и другими. Племена уже не кочуют, а ведут оседлый образ жизни. Постепенно отдаляются друг от друга и объединяются в племенные союзы по принципу проживания. То, что раньше было родом, становится племенем. Примером тому Вятичи и Радимичи, вышедшие из одного рода Ляхов.

Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечает, что если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же пишут и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен отмечают почти все византийские писатели.

От оседлого образа жизни и воинственности, начинаются соседские разборки. Из-за земли и различных благ. Кроме того изменяются и религиозные мировоззрения, появляются заимствования культов от соседних не славянских племён. В результате возникают различия между пантеонами севера и юга, запада и востока.

В то время Русь была объединением различных славянских племен, подчинённых одному вождю. Поляне с центром в Киеве, Кривичи (центры Смоленск, Полоцк, Изборск), Волыняне (центры в городах Волынь и Владимир-Волынский), и другие не менее достойные. У каждого племени были свои крепости и города-крепости. Крепости приходилось делать из-за постоянных междоусобных разборок между князьями и племенами, близости с соседями. Помимо славянских племен на территории занятой славянами жили различные не славянские племена. К северу и северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.). К западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хазары, печенеги, половцы). У них тоже были свои города и центры. Огромное количество городов и крепостей, которое скандинавы называли Гардарикой.

403769_1_o

Население страны не было однородным, племена, борющиеся между собой. То древляне полянам навешают, то поляне вятичам. Кроме того, различные степняки пользовались разобщённостью, нападая на отдельные племена и делая их своими данниками. Иногда племена объединялись, чтобы отразить нападение врагов или совершить набег.

О Владимире.

Отдельно хочу остановиться на личности князя Владимира. Он нежеланный сын Святослава, низкий по рождению. Матерью его была Малуша ключница или милостница у княгини Ольги. По одним источникам она была из древлян, по другим она была еврейкой, в любом случае её положение при дворе было низким. С детства сына Малуши попрекают низкородством, а воспитывает дядя Добрыня. Владимира не любит отец, он раздает наделы всем сыновьям, кроме Владимира. Тогда семилетнего Владимира зовут на княжение в Новгород, зная его отношения с отцом. Святослав говорит: "Возьмите его! По Вас и князь!". Став князем Новгородским Владимир тоже не получает должных почестей, поскольку новгородцы используют его в своих целях. Достигнув определённого возраста, он сватается к дочке полоцкого князя Рогнеде. Та отказывается, ссылаясь на его происхождение. Владимир же идёт войной на полочан, захватывает Рогнеду, насилует её перед родителями, которых после убивает.

327510

Это показывает его "характер" основанный на унижениях детства. Всё его стремление к власти, и перепады настроения легко объяснимы с точки зрения психологии. В наше время подобные люди часто становятся преступниками, маньяками, педофилами.

Владимир не любит мир своих предков, и разрушит его, когда будет такая возможность.

Он расправляется со своим братом Ярополком, заманив его в засаду, и становится правителем Руси. Владимир получает в наследство искусственно созданный союз между кривичами, полянами, ильменскими словенами, радимичами, вятичами, древлянами, северянами и другими меньшими племенами. Он замещает племенных вождей на своих людей. Которые называются боярами, каждый со своей дружиной. Так в Новгороде от Владимира правит Добрыня, в Чернигове Претич, и т.д.. Что естественно не нравится славянским племенам.

Одновременно с этим князь Владимир придумывает хитрый ход. Он решает укрепить свою власть устроив реформу языческой веры. Этим самым можно было убить нескольких зайцев, задобрить и объединить славянские племена под общим пантеоном, показать силу Константинополю и скандинавам, и усилить свою власть.

Языческая реформа Владимира.

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,и Хърса,и Дажьбога,и Стрибога,и Семарьгла,и Макошь.И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими" (Из повести временных лет.)

Владимир, захватив Киев, разрушает христианскую церковь построенную Ярополком. И возводит на её месте капище.

history_b1_6_012Владимир делает кровавую жертву.

Вкратце смысл реформы был таков: поставить во главе пантеона "своего бога", и подчинить ему богов племен входящих в Киевскую Русь. В пантеонах славянских племен были небольшие отличия между собой, как по именам, так и по функциям богов. Это было связано с взаимопроникновением идей и культов отдельных богов, общением с другими народами и внутренними изменениями. Многие племена считали, что ведут свой род от одного конкретного бога-покровителя или же поклонялись одному более других. Это можно проследить, если посмотреть местные названия. Но не будем в это углубляться.

Единственным божеством, которое было у всех, был Род. Кроме того в это время начинают закладываться сословия. Появляются профессиональные войны, купцы, ремесленники. Которые начинают почитать богов покровительствующих их деятельности, больше других. Так Перун был богом оружия и покровительствовал дружине, Велес покровительствовал торговле и охоте, Сварог - кузнецам и ремесленникам. Вполне возможно нам не уловить всех взаимосвязей между богами, которые проводили для себя наши предки, но мы вполне можем увидеть идею.

Обратите внимание, что в пантеоне не было Велеса и Рода. Это был политический ход. Велес был поставлен "под горой" на торжище. С одной стороны, ему там самое и место, т.к. Велес покровительствовал торговле. С другой стороны, возможно, этот шаг был направлен на унижение племен почитавших Велеса более других и сословия купцов (что часто было взаимосвязано). А почитали Велеса более всего кривичи и ильменские славяне (Новгород и Ярославль). Которые всегда были в противоборстве с полянами и Киевом. Примерно в то же время появляется миф про борьбу Перуна и Велеса, в которой Велес повергнут.Род же был общепринятым верховным божеством, если бы он присутствовал в пантеоне, то люди поклонялись бы ему в первую очередь. Владимир же хотел, чтобы верховным богом был Перун.

x_257184cdВладимир в непонятном головном уборе с украинских денег.

Зная Владимира, как война, его выбор верховным божеством бога войны понятен. Идею реформы он, видимо, почерпнул у скандинавов, у которых гостил перед этим. В этом сказался недостаток его правительственного ума.

Племена оказались не в восторге от того, что Перун во главе угла поставлен. Кроме того Владимир стал приносить кровавые человеческие жертвы идолам, подобно скандинавам, что тоже не понравилось людям. В довершение всего по легенде в Перуна ударила молния и расколола его, т.к. голова его была покрыта серебром и золотом, и он был самый высокий. Люди увидели в этом знак свыше. Язычники трактовали это, как то, что богам не нравятся действия Владимира. Христиане трактовали это по-своему. Пошли пересуды.

В общем, вместо объединения на старой основе вышли ещё большие обиды между племенами. Более всего недовольны кривичи и новгородские словене. Они и раньше противопоставляли себя Киеву и любимому полянскому богу Перуну, а тут их любимого бога не поставили в пантеон и более того "опустили" ниже.

Дальше происходит вот, что: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу». Кумира Перуну до тех пор там не было.

65cb1fb725e6ba48926fd6fb95dНа картинке Добрыня ставит идол Перуну. Перун по мнению христианского летописца - это красный мужик с копьем справа, окруженный демонами.

О недовольстве действиями Владимира говорят летописи, в промежуток между учреждением пантеона и принятием христианства возникают различные междуусобицы. Восстают Радимичи и Вятичи, или просто от сепаратизма, или же причиной явилось недовольство пантеоном Владимира, а может и то и другое. Дело в том, что Радимичи и Вятичи, вели свой род от славного предка, Радима и Вятко соответственно. Вполне возможно их не устроило не почтение их предков-заступников в пантеоне. Или же из за недостаточного почтения, либо отсутствия их почитаемого божества в пантеоне. Согласно различным источникам Радимичи более всего почитали Сварога, Вятичи почитали Стрибога. Сварога в пантеоне Владимира не было, кроме того оба этих союза до этого момента не предпринимали попыток усомниться в княжеской власти.

О возмущениях из-за языческих реформ в Новгороде ничего не известно. Но то, что Владимир посадил на престол города старшего сына Вышеслава при опеке дяди Добрыни, говорит о многом.

Результатом неудачной реформы язычества является то, что Владимир начинает искать новые варианты объединения страны. Он ставит своих сыновей по главным городам страны, и вернувшись с похода, принимает христианство.

Причины принятия христианства, летописные и не очень.

Согласно многим летописям он рассылает послов к различным вероисповеданиям. Как красиво заворачивают христианские летописцы, он, мол, почувствовал стремление к их вере, или же ему понравилась внешняя помпезность и глубина идей. Некоторые совсем наивные верят, что Владимир решился увидев картину с страшным судом или же описывают любовную историю (что смешит, ведь на этот момент у него было 5 жен и около 600 наложниц, а Анну он и в глаза не видел). С какого перепугу он пришёл к идее принятия новой веры достоверно не известно.

Возможно, на него подействовали булгары с их исламским посольством к Владимиру, мусульмане часто пытались склонить в ислам соседей.

Или же здесь подействовали неудачи с княжеским пантеоном.

Возможно тут мировой черномагический заговор.

Или виной всему хитрый план, который он привёл в действие. Ведь в 988 году Владимир захватил Корсунь, и потребовал от Царьграда царевну Анну в жёны. Женившись на Анне, Владимир стал бы равен европейским правителям. Византийцы потребовали принятия христианства князя, что для Владимира не являлось проблемой.

800px-Vasnetsov_Bapt_Vladimir_fresco_in_Kiev

Вне зависимости от причин, результат нам известен.

Околдованный или изначально злокозненный Владимир принимает христианство и крестит насильно Киев и Новгород. Он решает присоединиться к вере близкого торгового партнёра. Не смотря, на то, что партнёр не был силён.

Некоторые историки утверждают, что весь план по принятию христианства был продиктован желанием Владимира захватить ещё и Византию. Если не самому, то организовать наследование своих детей.

Кроме того подобный союз с Византией был менее кабальный, чем другие варианты. Принять католичество,значило прогнуться под немцев, мусульманство и иудаизм - иметь слабых союзников вблизи.

Ещё здесь был вопрос денег, под католичеством пришлось бы выплачивать Папскому престолу конкретные суммы, а византийское христианство было и дешевле и привычней.

Кроме того часть дружины уже была крещена, а христианские общины были во многих городах существовали уже давно.

Ещё принятие христианства означало более доброе отношение, как со стороны мусульман, так и со стороны иудеев, а также других христианских государств.

Этот ход позволял Владимиру избежать различных кривотолков, т.к. христианство было религией новой. А снова начинать проще, чем пытаться перестроить старое. Только мы знаем, что с этого вышло.

foto-001

Теперь о самом крещении. Как оно проходило.

Многие представляют крещение, как один обряд. Мол, всю Русь построили на берегу реки, и заставили. Несогласных один-два миллиона человек убили. На самом деле процесс геноцида людей был длинный и продолжительный, вы это вполне можете увидеть в прошлой статье.

Датой крещения Руси, является время принятия христианства государственной религией. Даже по раскладам церкви последние крупные города докрестили в 13-14 веке. На самом же деле на территории России сохранялись язычники вплоть до прошлого века, оставшихся почти добила советская власть. Традиции сохранились в основном на границе и во всяких глухих местах. Многие уходили постепенно вместе с границей на Урал и в Сибирь. Кроме того язычники остались и среди казаков. Но об этом, как-нибудь потом.

Теперь, как всё это проходило на самом деле. Согласно летописям первым крещёным городом был Киев. В один день князь объявил: "Кто не пойдёт креститься, тот ему враг." Многие из местных были в курсе предстоящего мероприятия и заблаговременно ушли в лес, другие ушли позже. Почему были в курсе, да потому, что до этого Владимир крестился сам и крестил дружину. Ещё долго князья будут бороться с разбойниками из тех язычников, что ушли в леса. Постоянно будут казнить их вождей, постепенно убивая носителей настоящей веры борющихся за свою веру.

Далее Владимир крестит небольшие городки, и посылает Добрыню с попом-предателем Анастасом покрестить Новгород. Новгород заранее готовится, громят дома христиан, жгут и грабят церковь. Применив хитрость Добрыня пробирается в город и поджигает его. Пока люди пытаются драться с дружиной, сгорают их дома. В итоге, им приходится остановить сражение и тушить город. В итоге и Новгород крещен, противники этого убиты или заставлены.

Наступает очередь других городов, там тоже без борьбы не обошлось. Вятичи до 13 века были язычниками, а в Новгороде и Ростове постоянно горели церкви.

Далее христианская вера двигалась вместе с завоеваниями князей. А процесс насилия и геноцида язычников длился многие века.

Но, чтобы вы не преувеличивали значимость христианской церкви в то время, замечу:

Первые более-менее полные библии появились в 16 веке. До этого "библия" существовала кусками, написана непонятным языком(азбукой Кирилла и Мефодия) и почти не была доступна населению. То, что называют "Славянской Библией Кирилла и Мефодия", на самом деле псалтырь, кусок нового завета и книга по богослужению. При всём этом самой книги не сохранилось, вполне возможно она была ещё незначительнее, чем думают учёные. Как и сомнительно создание славянской азбуки: "Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены евангелие и псалтирь, написанные "русскими письменами". (Паннонские жития конец 9 века)". Ещё не создал, а уже обнаружил.

Учение передавалось по большей части со слов священника. Сохранились свидетельства современников, что в больших городах мусульмане и христиане совместно ходили в одну церковь. Часто священники пользовались арабскими и греческими книгами в богослужениях, что не способствовало пониманию. От богослужений на греческом остались греческие слова типа "котовасии".Многие "артефакты" того времени остались в старообрядчестве. Почитайте эту статью. Вы можете посмотреть "Хождение за три моря" Афанасия Никитина 15 века, там тоже есть интересный момент в конце. Но это совсем другая история.

Только в 15 веке устаканили нормальный "кодекс", а в 16 веке напечатали Библию. Доходило до того, что с появлением типографских библий люди обнаруживали несоответствия с церковной практикой, за что платили собственной жизнью. Католики были в этом плане намного умнее, они запретили читать библию не церковникам, запрет был снят совсем недавно.

Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Остальное "просвЯщение" растянулось на многие века.

Способы завоевания христианской веры.

Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?

В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.

Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.

knyaz-gleb-ubivaet-volhvaКнязь Глеб зарубает волхва топором. Летописец плохо представлял одежды волхва.

Но победить язычество было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта. Поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ - гремучая смесь традиционных верований подстроенных под христианство и самого христианства.

Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, "волшебным" поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

30007-3-f536_18Вышивка с Мокошью слева, Деревянная святая Параскева Пятница 16 века справа.

Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться "героические" жития святых, которые создавали "эффект присутствия" христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.

Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.

Да и толковые, образованные священнослужители действовали "ради дела", а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.

Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.

Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.

А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.

Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.

0_640e8_db5ce62c_XL

Причины ослабления Старой Веры на Руси.

Их много, но я постараюсь привести основные с моей точки зрения.

Мы не будем рассматривать магические воздействия, чтобы не влезать в дебри. Несомненно они были и требуют отдельной статьи.

Я специально повторил многим известные истины, чтобы обсудить причины, по которым язычество того времени не смогло бороться с христианством.

Когда праславяне "путешествовали" - у них была одна общая вера. Не было особых различий между родами. Все верили в Рода и Богов. Но, когда племена стали вести оседлый образ жизни у них стали появляться различия в пантеонах, увлечения культами отдельных богов, которые разделяли их между собой. И ослабили старую веру.С появлением центров и государства, процесс обращается вспять, и…Тут приходит христианство.

Итак, системные причины, по которым вера предков не смогла противостоять христианству:

Первая причина - недостаток носителей информации и правильной подачи. В данном случае носителями являются не только тексты, но и священнослужители. Дело в том, что традиция передавалась в большинстве своём устно, как у индусов. Жрецы в большинстве были местные, обычно это были старейшины в деревнях или в городах. Кроме этого были жрецы, которые путешествовали по селениям (волхвы). Путешествующие жрецы гадали, проводили различные обряды и распространяли информацию. Естественно, когда волхв уходил, всё возвращалось на круги своя. Новости и идеи распространялись медленно. С другой стороны в городах происходило взаимопроникновение культур и идей. И часто, в городах и в глухих деревнях были разные мысли. Новые идеи не могли распространиться на деревни, т.к. не хватало возможностей. Так получалась неразбериха. Единственным критерием распространения идеи был авторитет человека. Христиане первым делом уничтожили волхвов и капища, чем прервали обучение и распространение информации.

Вторая причина - отсутствие организации у представителей старой веры. В более древние времена не было необходимости в сложной организации, в связи с тем, что вера была частью и продолжением культуры и быта нашего народа. Кроме того у каждого племени были свои служители и свой взгляд на божественное. А ещё сказывается появление расслоения общества на сословия и его последствия. Устанавливаются семьи купцов, появляется дружина профессиональных воинов, деревни ремесленников. И в связи с этим появляются местечковые увлечения богами покровителями.Но когда у славян появляются центры вроде Киева и Новгорода, появляются обширные связи между племенами и с соседними народами посредством торговли. Подходит такое время, когда становится необходима организация, но она не успевает быть создана.

Третья причина - понятия о свободе у славян, которые позволяли другим право на свою веру. Так люди морщились, но мирились с христианами. Так современные христиане морщатся, но мирятся с мусульманами. Так тихой сапой, идея христианства на Руси захватывала новые и новые умы вплоть до крещения.

Это лишь часть причин, которые оказали влияние на проникновение христианской церкви на Русь. Я считаю их основными.

vs-2004-11-v2-r

Как обычно, я не просто так поднял тему. Хочу провести сравнение с нашим временем.

Что мы имеем сейчас? Примерно то, что и тогда. Даже князя "Владимир" звать.

Разобщённые группы по всей России. Общины - у каждой свой пантеон и набор идей. Нет ни центра, нет и достойных личностей, чтобы за ними могли все объединиться. Всё это распугивает людей и мешает объединению больше, чем различные политические взгляды. Взгляды можно хоть обосновать, а непонятные догматы - нет.

В общем, не хватает славянских богословов, которые могли бы разъяснить вопросы и организовать идею на должном уровне. Древние идеи родной веры более чем современны. Они как плодородное поле, на котором из идей-семян может взрасти наше величие. Важно не дать ему зарасти сорняками с чужеродных грядок.

Не хватает организации. Имея организацию можно было бы общими усилиями решать многие вопросы, организовывать мероприятия, освещать свою деятельность в прессе. Вполне можно сделать, что-то вроде синтоизма, чтобы обеспечить общинам разные пантеоны. Или же всех привести к одному знаменателю. Или.. Но это тоже отдельный разговор.

А что касается учений, которые есть, в большинстве своём они являются "франкенштейнами религий мира" и не проходят проверку мировоззрения человека старой веры. А лидеры этих учений, только популяризаторы, но никак не вожди. Ими движут различные причины от материальных, до психических. Но никак не стремление к объединению. Они устоялись в своих взглядах, и не способны допустить, что в чём-то ошиблись. Ведь они изначально заявили, что их взгляд - единственно верный.

С нашей стороны мы можем лишь собирать крохи информации из всей охапки различных идей, что высыпали на нас "новые волхвы". Будем блюсти мудрость предков - здравомыслие. И избегать ошибок прошлого. Глядишь, что-то и получится.

starvera.livejournal.com

2.1. Древняя Русь. Верования славян. Принятие христианства на Руси

2.1. Древняя Русь. Верования славян. Принятие христианства на Руси

Церковь Иисуса Христа родилась в среде древних народов Палестины, Греции и Рима. Шли века, Церковь выдержала страшные гонения со стороны римских императоров, получив себе право на место под небом. И вот уже сами императоры становятся христианами, строятся великолепные храмы, происходит массовое обращение в христианство народов Римской империи.

 

А что же происходило в это время на земле наших предков? На месте нынешней России непроходимой стеной стоял бесконечный лес. Великаны-деревья, спутавшие свои ветви, на каждом шагу преграждали путь. Страшные омуты болот несли неминуемую гибель всему живому, неосторожно ступившему сюда. Без рек и речек, перерезавших местность в различных направлениях, не было бы доступа в эту лесную глушь. Впрочем, и по рекам далеко не всегда был открыт путь. Падавшие в воду деревья во всю ширину речки образовывали высокие завалы. Только прорубив такую преграду, можно было двигаться дальше.  Вот на такую землю и ступили наши предки – славяне, которые жили ранее на Дунае. По водным путям и шли славянские переселенцы в Vи VII вв. Все глубже и глубже по рекам и речкам входили они в лесную страну. Леса, богатые зверем и растительной пищей, воды, обильные рыбой, обеспечивали переселенцев средствами к существованию. Для посева хлеба расчищались места, для житья рубились простые избы, в которых не было ни окон, ни дымоходной трубы – дым из печки выходил через дверь.

 Poselenie

Славяне жили родами. Во главе рода стоял старейшина. Род сообща вел хозяйство, владея общим имуществом: стадами, пастбищем, пахотной землей. Родственники должны были защищать каждого из своих членов и в случае обиды или убийства мстить за него. Несколько родов образовывали племя. Каждое племя имело город-крепость, обнесенный валом и частоколом. В таких городах жили князья со своими дружинами, деятельность которых заключалась в двух заботах: во-первых, в охране и защите торговых путей русской земли от кочевников, и во-вторых – в управлении русской землей. Вскоре славянские племена объединились под началом племени «рось» или «русь», которое жило у реки Рось, Притока Днепра. Центром объединенных племен стал город Киев.

 

Наши предки были язычниками. Летописец пишет об их верованиях, что они молились болотам и кладезям, водам и рощам, молились духам: упырям и берегиням.

 

Для благоденствия дома у русичей существовал культ домового, который олицетворялся с домашним очагом. Считалось, что домовой живет за печкой, куда и клали ему домашние жертвы, маленькие хлебцы, пироги, лепешки, но важнейшая для него жертва – это петух. Верили, что по ночам домовой гладит своей ладонью сонных обитателей дома. Иногда он душит сонного, но ради шутки. Считалось, что домовой лих только до чужих дворов, и большое зло делают только чужие домовые. Тем же самым путем создавался и образ лешего. Леший воплощал жизнь леса, те явления, перед которыми человек терялся и которых не мог постигнуть. Считалось, что леший заводит путника в трущобы и болота, уносит маленьких детей, может защекотать насмерть. На поклон ему приносили хлеб с солью, блин или пирог. Пастух, начиная пасти стадо, должен пожертвовать ему корову, - тогда стадо будет в безопасности.

 

В образе водяного представлялась жизнь воды, жизнь реки, озера, болота. Считалось, что водяной живет в омутах, водовертях и особенно у мельницы. Женится он на русалке (утопленнице). Поэтому на праздник Купалы для него топили девушку в реке, а с приходом христианства на Русь – куклу. Верили, что водяной ездит на соме и может загонять в рыболовные сети множество рыбы. Когда реки просыпались от льда, ему приносили в жертву лошадь, чтобы водяной успокоился. Рыбаки возливали ему масло, чтобы иметь хороший улов. Как в доме – домовой, в лесу – леший, в воде – водяной, так и в ниве, по верованиям славян, живет ее живой дух – полевик. Задабривая его, русичи желали получить хороший урожай.

 

В образ живого духа язычники облекали и все умершее. Русичи верили в загробную жизнь, поэтому похороны умерших сопровождались установленными обрядами. Умерших обычно либо сжигали, либо погребали. При этом с умершим клали одежду, украшения, еду и сосуды с напитками, и, конечно же, считалось, что умершему нужна была жена. Поэтому при сожжении очень часто убивали жен, сжигая их с покойником. При погребении же мужа его любимую жену живой сводили в склеп, отверстие могилы закладывали, и жена умирала в заточении. Через год после похорон на могильном холме устраивали поминки – «тризну». Пили мед, ели принесенную еду, предавались шумному веселию. Существовал и особый культ поклонения «навьям» – предкам. Родственники приходили в баню, вызывали дух умершего, при помощи пепла узнавали, что умерший «явился». Затем приносили в жертву курицу, приглашали «пришедшего» к столу, съедали принесенную пищу.

 PohoroniПохороны знатного руса.

   Еще мгновение и будет убита жена умершего. Затем их тела, драгоценная утварь и умерщвленные животные будут преданы огню. Так наши предки отправляли умерших в «рай».

 

Со временем сложился культ поклонения идолам на общественном уровне. Обожание земли и солнца было в виде поклонения деревянному Сварогу. Богом плодородия был Род (Рожаница). Ярило олицетворял весну, Купала – лето. Мокошь являло женское божество. Волос был покровитель скота и торговли. Но наиболее старейшим и чтимым богом был Перун. Идол этого бога был в виде человека, у которого в руках был многоценный камень. Перун считался дружинным богом. Именно Перуну приносились кровавые человеческие жертвы, так как он олицетворял воинственную, гневную силу неба. Русичи клялись именем этого бога, заключая торговые и военные договоры, приносили в его честь богатые дары.

Perun 
 Русская дружина клянется своему богу

Праздники славян были связаны с временами года и с поклонением вышеуказанным богам. Праздник Красная Горка означал встречу весны. Вначале праздника совершалось жертвоприношение козла; молодежь купалась в знак очищения, а потом водились хороводы с песнями, величавшими солнце, луну, звезды и воду. Молились о плодородии, жгли священные огни. Праздник Красная Горка был еще и праздником мертвых, которых песнями призывали к воскресенью. И сейчас многие христиане, не понимая пагубности, отмечают этот праздник, приурочивая его к пасхальному посещению кладбищ. За Красной Горкой шел Семик, завершающий посев. В этот день праздника водились хороводы вокруг украшенного дерева. На многие последующие христианские века сохранилась на Руси дань этому празднику, когда люди ходили по полям с образами, украшенными цветами. Самым большим праздником был праздник Купалы. Юноши и девушки прыгали через костер, пели песни, водили хороводы, заключали браки. Купальным огнем и водою очищали скот, кропили поля для лучшего урожая. Этот обычай сохранился до сих пор, когда русские христиане ставят отметины на косяках дверей своих домов и построек пламенем свечей принесенных из храма, совершают окропление святой водой.  Наконец, третий праздник справлялся зимой и назывался Колядой. Толпы молодежи ходили от хаты к хате, пели заговорные песни, прославляя достаток хозяев и желая им того же на следующий год.

 

Для принесения жертв и для праздников у русичей не было никаких храмов, то и другое совершалось под открытым небом или под ветвями деревьев, где-нибудь наверху холма или у воды. Не было и особых жрецов. Каждый глава дома творил молитвы и приносил жертвы за своих домашних, то же делал князь с боярами и со старцем за все племя или за все свое княжество. Творить молитвы и приносить жертвы было не так трудно. Это мог сделать всякий, но не всякий мог, как думали наши предки, верно узнать волю богов и особенно повлиять на их волю – добиться их милости. (И сейчас многие христиане молятся перед образами угодников, прося об их заступничестве пред Богом). Люди, способные повлиять на волю богов, были редки. Их всюду очень ценили, зазывали из дома в дом, их указаний слушались и князья. Эти знахари, или волхвы, как их называли, шли на призыв, шептали волшебные заклинания, курили волшебными травами, давали людям волшебные предметы. Они вымаливали у богов хорошего улова или доброго урожая. Когда хлеб не родился, они указывали, «кто держит хлеб», по чьей вине боги гневаются на людей и посылают им голод; указывали и меры, какие нужно принять, чтобы умилостивить богов. Без помощи волхвов было трудно обойтись. Влияние на богов имели также, по народному представлению, ведьмы и колдуньи, но они больше вредили людям. Им приписывали засуху и наводнение, людской мор и падеж скота. Итак, древние русичи были грубыми идолопоклонниками: приносили жертвы бесам, пребывали в тени смертной.

 

Как же проник свет Евангелия на нашу землю?

 

Древняя Русь была окружена многими народами, у которых были различные свои веры, не похожие на языческие верования славян и не похожие одна на другую. Все эти соседи, с которыми торговала Русь, признавали единого Бога. Болгары были мусульманами, хазары веровали по закону Моисееву. На западе и юге жили христиане: немцы-католики и православные греки. Со всеми этими верами знакомились наши предки, но самое сильное влияние на них имела греческая вера. Дело в том, что русские купцы самую большую торговлю вели с Византией, имея удобный водный путь «из варяг в греки». Несколько раз русские князья ходили войной на греков. Поэтому для Византии было очень важно обратить в свою веру воинственных русичей, чтобы подчинить их своему влиянию и, так сказать, приручить. Греки старались также, чтобы русских не перебили у них немцы-католики. Когда русские купцы и послы являлись в Константинополь, греки водили их по своим храмам, показывали им свои святыни, в том числе св. Софию, и проповедовали им свое учение. Мало-помалу греческая вера начала проникать в русскую землю. Русские купцы-христиане имели большее доверие, чем купцы-язычники, даже в мусульманских странах. Поэтому христиан на Руси к концу IX в. становится все больше и больше.

Olga 
 Княгиня Ольга

В Киеве постепенно слагалась община христиан. При князе Игоре тут уже было несколько христианских церквей. Раз были церкви, были и христианские священники. Когда необходимо было при заключении договора приносить клятву, то русичи-язычники ходили на холм, где стоял Перун; а русичи-христиане клялись в церкви св. Ильи. Вдова Игоря, княгиня Ольга, сама приняла крещение и старалась склонить к тому же своего сына Святослава, но безуспешно. Он был полон военных планов, воевал с греками и не хотел слышать о греческой вере.     Русские христиане не подвергались никаким гонениям. Язычники их не преследовали, давали им жить свободно, и открыто исповедовать свою веру, совершать богослужения в христианских храмах. Язычники боялись оскорблять христианского Бога и его служителей – духовенство, чтобы они не наслали на них каких-нибудь бедствий. Они старались задобрить и своих, и чужих богов. Русичи-язычники не считали истинными только своих богов и свою веру.  И только однажды была опасность истребления христиан на Руси. Во время очередной войны с Византией (969-971гг.) князь Святослав потерпел поражение. Злобясь на греков, воины-язычники устроили массовые казни своих товарищей, которые были христианами. Убив христиан в своей дружине, Святослав возвращается на Русь с намерением погубить всех христиан. Но у днепровских порогов он был встречен печенегами и убит.

Vladimir 
 Князь Владимир

После смерти Святослава великим князем стал Владимир (? – 1015 ). У него было большое желание объединить русский народ одною верою. Вначале своего правления Владимир дал приоритет языческой партии. В Киеве строится пантеон богов. На киевском холме была поставлена громадная статуя Перуна с серебренной головой и золотыми усами. Летопись гласит: «И осквернили язычники кровью людей холм, на котором стояли идолы». При этом сам князь и многие из знатных людей видели, что русское язычество так было бедно, так бесцветно, что не могло вести спор ни с одной из религий, и тем более с христианством. Постепенно язычество теряло силу, над деревянными богами стали смеяться люди. Вследствие частых сношений с Константинополем христианство все больше и больше входило в души русской знати. Эта религия поражала своими порядками и величием.

 

Поворотным пунктом для изменения религиозной политики кн. Владимира послужило одно событие. После победы русского войска над кочевниками было решено принести человеческую жертву Перуну в честь победы. Жребий пал на сына одного человека, семья которого была христианской. Отец и сын оказали сопротивление и были убиты. Владимир задумался, ведь у него было 12 сыновей.

 Varyagi

Убийство варяг – христиан: отца и сына

 

В это время Византия просит у русского князя военную помощь, чтобы подавить вспыхнувшее восстание в империи. Владимир дал согласие, но при условии, что ему дадут в жены сестру византийского императора – Анну. Договор состоялся. Посланное русское войско доставляет победу, но император свое обещание не выполнил. Владимир приступает с войском к греческому городу Херсонесу и берет его штурмом. Взятие сильно укрепленного города напугало императора, и он соглашается выдать за Владимира свою сестру только по христианскому обычаю. Князь Владимир принимает крещение, получает в жены Анну. Взяв иконы, мощи святых, город Херсонес – в приданое, он с греческими священниками возвращается в Киев. По прибытии, в 988г., кн. Владимир приступает к крещению Руси.

 

В первую очередь Владимир окрестил своих 12 детей и множество знатных людей своего двора. Затем послал по всему городу Киеву сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав такое, люди проявили послушание, говоря, что если бы не было это хорошим, то не приняли бы этого князь и бояре. Но часть киевлян-язычников бежали в леса, как и в других городах. Наутро все киевляне, млад и стар, обоего пола, заходили в воду и стояли там кто по грудь, кто по шею, а попы совершали молитву и каждому давали новое имя. Сам князь и присланный греческий митрополит, в окружении дружины, наблюдали за происходящим.

 

Крещение киевлян в водах Днепра

 

Окрестив киевлян, Владимир приступил к крещению населения других городов Руси. Делать это было нелегко, возникали трудности и конфликты. Как и в Киеве, не весь народ хотел расставаться с язычеством. Горожан Новгорода и Мурома крестили силою оружия. Многие язычники уходили в леса. Летописец говорит, что посланные христианские проповедники и войска низвергали деревянных богов, показывая язычникам, что их боги не могут себя защитить. Какие же это боги?

 

Христианство и язычество.

Упорствующих руссичей – язычников князь и церковь крестили мечом и огнем.

 

При кн. Владимире была крещена только половина Руси. Владимир совместно с присланным митрополитом приступает к церковному устроению. Устанавливается штат церковных людей, и они изымаются из ведения княжеского суда. Устанавливается доход церкви, создается церковное законодательство.

 

О личности кн. Владимира. После своего обращения в христианство Владимир стал проявлять большую заботу о больных и бедных, но он так и не оставил своего необузданного женолюбия. За свою жизнь он имел 5 законных жен; сожительствовал с вдовою своего родного брата; имел в трех селениях до 800 наложниц. Своим женолюбием разжег к себе ненависть своих детей. Перед кончиной Владимир каялся, плакал и молился такими словами: «Господи Боже мой, не познал я тебя, но помиловал ты меня и святым крещением просветил меня… Господи Боже мой, помилуй меня. Если хочешь меня казнить и мучить за грехи мои, казни сам, Господи, не предавай меня бесам!» После смерти Владимира греческий патриарх категорически отказался от его канонизации. сказав, что от него не исходило чудотворения, а было только одно распутство. И только в 1240г. кн. Владимира провозгласили святым в честь победы Александра Невского на Неве. Общая же канонизация Владимира с названием «Равноапостольный» произошла лишь при Иване Грозном.

 

Установление христианства на Руси стало великим событием ее истории. Русь получила слово Евангелия; христианство обличало и запрещало язычество; способствовало мирному единению народа. И  хотя  Русская церковь  стала одной из 60-ти митрополий греческого патриархата, ей будут принадлежать целые века познания истины И. Христа и утверждения этой истины на земле, имя которой – Россия.

www.christnv.ru

Язычество и христианство Древней Руси

ГОУ средняя общеобразовательная школа № 183

с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга

Реферат по истории России

Тема: Язычество и христианство Древней Руси

Работу выполнила:

ученица 9а класса

Васильева Ирина

Руководитель: Захваткина

Ирина Захаровна

Санкт-Петербург

2010

Содержание

Введение

Одной из самых интересных тем в истории России, на мой взгляд, является история верований русского народа в прошлом и сейчас. Язычество, раннее христианство, современное православие – об этом я читала книги, статьи, пытаясь разобраться в сложных вопросах истории религии и церкви.

Замысел реферата был таким: понять, что такое языческие пережитки в сознании современного россиянина. Стало очевидным, что начать работу нужно с детального изучения язычества восточных славян и выяснения того, что русская православная церковь считала и считает пережитками древних верований, как она с ними начинала бороться. Поэтому, по ходу работы, замысел изменился.

Цель реферата: познакомиться с религиозными взглядами населения Древней Руси X-X111в.в., в ту эпоху, когда на смену народному язычеству шла новая государственная религия – христианство.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить основное содержание восточнославянского язычества;

- понять, что такое «двоеверие» древнерусского общества, с которым боролась христианская церковь с самого начала своего существования.

Актуальность темы определяется интересом общества к вопросам религии в связи с поисками национальной идеи, попыткой сформулировать идеологию современной России. Последнее время все чаще делаются попытки опереться на идеи, заложенные в религиях народов России, в том числе в православии. Курсы религиоведения, введенные в школах некоторых регионов России, и появление новой памятной даты – Дня Крещение Руси (28 июля) свидетельствуют об этом.

Работу начала с чтения Детской энциклопедии «Аванта +». Остальную литературу подбирала с помощью библиографа и электронного каталога Российской национальной библиотеки.

Крупнейшим специалистом по древнерусской истории безоговорочно считается академик Б.А. Рыбаков. Происхождение древних славян, начало русской государственности, культура русских земель, верования древних славян – «он написал обо всём этом, изучив так досконально, как будто вернулся из путешествия во времени».

«Язычество древних славян» - книга, которая стала основным источником при написании первой главы реферата.

Очень интересный и полезный материал по теме раннего христианства нашла в книге петербургских ученых Курбатова Г., Фролова Э, Фроянова И.

Интересной, но сложной для понимания, была статья академика Лихачева Д. «Крещение Руси и государственная Русь».

Сложнее всего было найти достоверный источник, который бы четко и системно назвал явления, которые христианская церковь считала языческими пережитками, и способы борьбы с ними. В репринтном издании (1916г.) двухтомника «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» историка религии Н.М. Гальковского третья глава посвящена этой проблеме.

Несколько полезных статей нашла, используя Интернет ресурсы. Например, на сайте «История религии и церкви» опубликованы труды ученого, специалиста по истории Древней Руси Кривошеева Ю. и историка церкви Голубинского Е.

В Санкт-Петербурге находится Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. В залах посвященных христианству средневековой Руси есть несколько экспонатов, иллюстрирующих тему крещение Руси. В экспозиции, посвященной архаическим верованиям северных народов, я смогла увидеть предметы ранних языческих культов. Но, к моему удивлению, вообще нет раздела «Язычество восточных славян».

Глава 1. Язычество восточных славян

1.1. Что такое язычество?

В современной науке язычеством (от старославянского языцы — народы, иноземцы) называется комплекс религиозных верований, представлений, обрядов. Они предшествовали возникновению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма) и послужили их основой. Признаками язычества является политеизм (многобожие), одухотворение природы, отраженное в культах предметов, предков, духов, богов.

Академик Б.А. Рыбаков во вступлении к работе «Язычество древних славян» трактует понятие «язычество» обобщенно: «...я считаю вполне законным обозначение им того необъятного круга спорных вопросов, которые входят в понятие первобытной религии: магия[1] , анимизм[2] , прамонотеизм[3] , дуализм[4] и т.д.» Там же: «Славянское язычество - часть огpомного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий.» [12]

Академик Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» вторит ему: «Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания». [8, с.45]

В христианской литературе язычниками называют последователей всех нехристианских политеистических религий. Термин употребляется в отношении религиозных верований и обрядов первобытных народов, а также религиозных систем древних народов (египтян, вавилонян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, славян и т. д.). К язычеству относят современные религии индуизм, брахманизм, буддизм, конфуцианство. [13]

Упрощенно эпохой господства язычества у восточных славян можно назвать время от палеолита до Х века. Но следует прислушаться к словам Б.А. Рыбакова: «Миpовоззpение и религиозные представления славян начали фоpмиpоваться в весьма отдаленные времена, что неизбежно тpебyет экскypсов в глyбины пеpвобытных эпох. С дpyгой стоpоны, этногpафия славянских наpодов в XIX в. в таком изобилии дает дpагоценнейший материал о язычестве и его пеpежитках, что в pяде слyчаев хpонологические pамки тех или иных явлений необходимо pаздвинyть до очень близких к нам вpемен.» [12]

За тысячи лет существования восточнославянское язычество не сложилось в ясную и определенную систему, как, например, греческое. Историки по крупицам воссоздают сложную картину верований множества племен, живших на огромной территории от Балтийского до Черного морей.

При всех различиях в условиях существования - социальных, географических, климатических - необходимо помнить о прохождении одинаковых стадий в становлении языческих воззрений у разных народов.

1.2 Ранние формы языческих верований у восточных славян

Особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому и религиозные представления вначале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения. Автор "Хождения Богородицы по мукам" - произведения XII - XIII вв. - пишет, что "они все бога прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и чади". Это позволяет сделать вывод о поклонении силам природы, одушевленным и неодушевленным материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, называется фетишизмом.

Постепенно человек, задумываясь об источнике этих свойств, начинает думать, что их носителем является какая-то неведомая ему сила. Это уже новая форма развития первобытных верований - анимизм - вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы. Все явления природы в воображении язычника имеют свои души.

У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ камней оказался у славян весьма древним и живучим. "Слово Иоанна Златоуста"[5] при перечислении мест, куда русские "приходяще молятсь" и "жертву приносящу", называет "камения". Среди белорусов до недавнего времени существовало поверье, что в седую старину камни говорили, существовали, росли и размножались, как люди.

mirznanii.com

Религия в Древней Руси — Краткая история России

Территория рекламы

Славяне были язычниками, поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Главным богом был, по мнению специалистов, Род, бог неба и земли. Он находился в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль у славян как земледельческого народа играли Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии. Перун являлся также богом войны и оружия, его культ был популярен в дружинной среде. Известны также покровитель стад, «скотий бог» Волос или Белее, а также Даждьбог, Стрибог (бог ветра) и др. Единственным женским божеством древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств, была Мокошь. У славян не было храмов, как у древних греков, но были специально устроенные капища, где помещались идолы. Были разработаны свои ритуалы богослужения, включавшие жертвоприношения, иногда даже человеческие. Не было сословия жрецов. В роли первосвященников зачастую выступали князья, но были волхвы и кудесники, которые пользовались большим авторитетом. Славяне почитали родоначальников — пращуров. Их окружали домовые, лешие, водяные, русалки, с которыми успешно «договаривались», принося им дары. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства. Официальная Русская православная церковь целое тысячелетие упорно боролась с отечественным язычеством, с языческими проявлениями в повседневной жизни простых людей. В то же время священнослужители ничего не могли сделать с увлечением античной культурой, тоже языческой, со стороны правящей элиты, которое получило распространение в эпоху петровских реформ. Мифология древних греков и древних римлян сохранила свою популярность вплоть до настоящего времени. Владимир I в начале своего правления попытался реформировать язычество. Он создал возле своего киевского дворца единый пантеон языческих богов разных племен, причем Перун был сделан как бы главным богом. Были даже восстановлены человеческие жертвоприношения. Но языческая религия уже не устраивала княжескую власть. В окружавших Русь странах повсеместно распространились монотеистические религии — христианство в западноевропейских государствах, мусульманство — в арабских, иудаизм имел большое влияние в Хазарском каганате. Формула «Один Бог на небе, один царь на земле» больше, чем многобожие, отвечала развивавшимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.

ifreestore.net