древнейшие материали для письма. Материал для письма в древней руси
6.Материалы и орудия письма
Материал для письма. Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.
Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамен»), или участки, с которых был плохо удален жир и они поэтому не впитывали чернила («зализы»).
Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами (от греческого «снова стираю»). Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко. В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста — кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали.
Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для датировки рукописей важен не только цвет чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.
Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и другие украшения. Древние писцы знали киноварь — краску оранжево-красного цвета, охру — краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото».
Орудия письма. В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные перья (реже павьи). Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли.
Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками. На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.
studfiles.net
6.1. Древнейшие материалы для письма
Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно "ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", носитель документированной информации - это "материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде".
Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.
Появление письменности - одной из первых информационных технологий - стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, а в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы - берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.
Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера91.
Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты "Партизанская правда", напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.
Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.
Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от пап
studfiles.net
Материал и орудия письма. Палеография Древней Руси
Похожие главы из других работ:
Антропоморфная пластика культуры Триполье-Кукутени, этапа Кукутени
2.2 Археологический материал
В целом пластика исследуемого периода может быть разделена по характеру массового материала на две хронологические группы: раннюю и позднею Погожева А.П. - Антропоморфная пластика Триполья, - Новосибирск: 1983, стр. 66. . Первая группа...
Археологические памятники Олдувайской эпохи
1.3 Орудия Олдувайской эпохи
Орудия в Олдувае изготовлялись из различных вулканических лавовых пород: базальтов, андезитов, трахеитов и др. Причем в древних стоянках количественно преобладает первая порода, в более молодых - вторая...
Биография и деятельность Зая-Пандиты
3. Создание «ясного письма»
На нашей планете существуют свыше пяти тысячи языков и всего лишь несколько сот видов письменности. Как видно, не каждый народ сумел создать свою национальную систему грамоты, что свидетельствует не только о необычайной сложности...
Военные технологии Древних Славян
4. Осадные орудия
В Древней Руси существовало применение метательных машин. Самое раннее сообщение о их применении славянами относится к концу VI века- в описании осады Солуни в 597 году...
Деятельность автономной индустриальной колонии "Кузбасс"
Реорганизация АИК. Письма рабочих
«В последний год существования колонии руководство решилось на некую «реорганизацию», смысл которой, по сути вещей, сводился к тому, чтобы расправиться с ненужными или неугодными, особенно же -- с протестующими и жалующимися...
Древнейшие материальные носители
1. ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА
Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации...
Историографическое исследование Хорватии
3. Традиционная система счета и письма
В хорватском языке выделяются три наречия: штокавство, кайкавство и чакавство. Наиболее распространено штокавское наречие. Хорватская азбука состоит из 30 букв, письмо- латиница. Он относится к группе славянских языков...
Источниковедение истории советского общества
6. Письма
Письма -- уникальный, ни на что не похожий вид исторического источника. Они представляют большую ценность для исторических исследований...
Культура Китая в X-XIII веках
2. Эволюция письма и литературы.
Все эти новшества стимулировались, прежде всего, запросами эпохи. Известно, что в 1041--1048 гг. в Китае простолюдин Би Шэн изоб-рел подвижной (наборный) шрифт...
Материальная культура восточных славян
Глава 4. Орудия труда
Первобытное общество на территории Китая
5. Возникновение искусства и письма.
В районе Аньяна, расположенного в средней части бассейна Хуанхэ, чуть к северу от реки (северный край совр. пров. Хэ-нань), археологи в конце 20-х гг. нашего века открыли городище и могильники эпохи развитой бронзы...
Половцы
5. Орудия труда и предметы быта
Кочевники активно воспринимали культуру стран-соседей: бытовые обычаи, некоторые детали одежды, предметы обихода, отдельные слова, приходившие в степь вместе с заимствованными предметами. Так...
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- Эпистолярии (личные письма).
Мемуары это воспоминания автора которые пишутся чаще всего для потомков, в них обычно рассказывают о важных событиях, встречах с выдающимися людьми, обычаи и нравы общественности и т.д. Автобиографии так же в основном пишутся для потомков...
Славянский костюм IX-XI вв. (Смоленско-Полоцкие кривичи)
3.2 Этапы работы. Материал, последовательность выполнения
Для того, чтобы воссоздать костюм IX-XI веков, необходимо прежде всего изучить исторические и археологические данные по той одежде, которую необходимо реконструировать. Поскольку конкретных данных о раскопках одежды нет, и тканей не найдено...
Социализм Ленина
2.5. Последние статьи и письма В.И. Ленина. Ленинский план построение социализма в СССР
В декабре 1922г. - марте 1923г. Ленин продиктовал свои последние статьи: "О кооперации", "Лучше меньше да лучше", "О нашей революции" - и письма: "Письмо к съезду", "О придании законодательных функции Госплану"...
hist.bobrodobro.ru
Материал и орудия письма
Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.
Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».
Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.
Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.
На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя лись обычно так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре дителями.
Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.
Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.
Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber — красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб зацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигае мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр.1
При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.
Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред назначаемые для последующей раскраски места так и не рас крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен ной в копируемом ими оригинале.
При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.
Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.
1) В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967
Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео дальной знати, служат и величественные архитектурные соору жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме чалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.
Однако произведения зодчества, изобразительного искус ства, литературы, используемые господствующим классом в це лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ кими струями проникали мотивы народного творчества.
Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив ный характер. В замечательном памятнике русской историче ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про водится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древне русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо кий патриотизм.
Рукописный орнамент и миниатюра
Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:
1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;
2) инициалы — разрисованные за главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;
3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;
4) полевые украшения — узоры на полях (по термино логии более поздних старообрядческих письменных памятни ков — цветки).
Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.
www.ukoha.ru
древнейшие материали для письма
Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно “ГОСТ Р 51141-98.Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, носитель документированной информации – это “материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде”.
Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.
Появление письменности – одной из первых информационных технологий – стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, а в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы – берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.
Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов
Ассирии, Вавилона, Шумера91.
Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты “Партизанская правда”, напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.
Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6м и шириной до 30см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.
Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных,
studfiles.net