древнейшие материали для письма. Материал для письма в древней руси


6.Материалы и орудия письма

Материал для письма. Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу живот­ных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных те­лят. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.

Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамен»), или участки, с которых был плохо удален жир и они поэтому не впитывали чернила («зализы»).

Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного со­скабливания и смывания ранее написанного на них текста. Руко­писи, написанные несколько раз на одном и том же материале, на­зываются палимпсестами (от греческого «снова стираю»). Для про­чтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время при проч­тении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфра­красное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко. В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе архео­логических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста — кора берез, менее прочный, но бо­лее дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохра­няется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и об­резалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправля­лись и помещались между стеклами, где высыхали.

Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для датировки рукописей важен не только цвет чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.

Кроме чернил использовались краски, которыми писались заго­ловки, заглавные буквы и другие украшения. Древние писцы зна­ли киноварь — краску оранжево-красного цвета, охру — краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляе­мая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото».

Орудия письма. В качестве орудий письма древние писцы исполь­зовали птичьи, преимущественно гусиные перья (реже павьи). Способ приготовле­ния гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влаж­ные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали над­рез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепля­ли.

Для написания красками заглавных букв и заголовков пользо­вались кисточками. На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.

studfiles.net

6.1. Древнейшие материалы для письма

Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно "ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", носитель документированной информации - это "материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде".

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности - одной из первых информационных технологий - стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, а в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы - берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера91.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты "Партизанская правда", напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от пап

 

studfiles.net

Материал и орудия письма. Палеография Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Антропоморфная пластика культуры Триполье-Кукутени, этапа Кукутени

2.2 Археологический материал

В целом пластика исследуемого периода может быть разделена по характеру массового материала на две хронологические группы: раннюю и позднею Погожева А.П. - Антропоморфная пластика Триполья, - Новосибирск: 1983, стр. 66. . Первая группа...

Археологические памятники Олдувайской эпохи

1.3 Орудия Олдувайской эпохи

Орудия в Олдувае изготовлялись из различных вулканических лавовых пород: базальтов, андезитов, трахеитов и др. Причем в древних стоянках количественно преобладает первая порода, в более молодых - вторая...

Биография и деятельность Зая-Пандиты

3. Создание «ясного письма»

На нашей планете существуют свыше пяти тысячи языков и всего лишь несколько сот видов письменности. Как видно, не каждый народ сумел создать свою национальную систему грамоты, что свидетельствует не только о необычайной сложности...

Военные технологии Древних Славян

4. Осадные орудия

В Древней Руси существовало применение метательных машин. Самое раннее сообщение о их применении славянами относится к концу VI века- в описании осады Солуни в 597 году...

Деятельность автономной индустриальной колонии "Кузбасс"

Реорганизация АИК. Письма рабочих

«В последний год существования колонии руководство решилось на некую «реорганизацию», смысл которой, по сути вещей, сводился к тому, чтобы расправиться с ненужными или неугодными, особенно же -- с протестующими и жалующимися...

Древнейшие материальные носители

1. ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА

Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации...

Историографическое исследование Хорватии

3. Традиционная система счета и письма

В хорватском языке выделяются три наречия: штокавство, кайкавство и чакавство. Наиболее распространено штокавское наречие. Хорватская азбука состоит из 30 букв, письмо- латиница. Он относится к группе славянских языков...

Источниковедение истории советского общества

6. Письма

Письма -- уникальный, ни на что не похожий вид исторического источника. Они представляют большую ценность для исторических исследований...

Культура Китая в X-XIII веках

2. Эволюция письма и литературы.

Все эти новшества стимулировались, прежде всего, запросами эпохи. Известно, что в 1041--1048 гг. в Китае простолюдин Би Шэн изоб-рел подвижной (наборный) шрифт...

Материальная культура восточных славян

Глава 4. Орудия труда

Системы земледелия: подсечное в лесных районах и залежная в степных. Трёхполье появилось не раньше XV века, а до этого преобладала подсечная система: с помощью примитивных орудий легче было обработать лесистую почву, чем степные земли...

Первобытное общество на территории Китая

5. Возникновение искусства и письма.

В районе Аньяна, расположенного в средней части бассейна Хуанхэ, чуть к северу от реки (северный край совр. пров. Хэ-нань), археологи в конце 20-х гг. нашего века открыли городище и могильники эпохи развитой бронзы...

Половцы

5. Орудия труда и предметы быта

Кочевники активно воспринимали культуру стран-соседей: бытовые обычаи, некоторые детали одежды, предметы обихода, отдельные слова, приходившие в степь вместе с заимствованными предметами. Так...

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

- Эпистолярии (личные письма).

Мемуары это воспоминания автора которые пишутся чаще всего для потомков, в них обычно рассказывают о важных событиях, встречах с выдающимися людьми, обычаи и нравы общественности и т.д. Автобиографии так же в основном пишутся для потомков...

Славянский костюм IX-XI вв. (Смоленско-Полоцкие кривичи)

3.2 Этапы работы. Материал, последовательность выполнения

Для того, чтобы воссоздать костюм IX-XI веков, необходимо прежде всего изучить исторические и археологические данные по той одежде, которую необходимо реконструировать. Поскольку конкретных данных о раскопках одежды нет, и тканей не найдено...

Социализм Ленина

2.5. Последние статьи и письма В.И. Ленина. Ленинский план построение социализма в СССР

В декабре 1922г. - марте 1923г. Ленин продиктовал свои последние статьи: "О кооперации", "Лучше меньше да лучше", "О нашей революции" - и письма: "Письмо к съезду", "О придании законодательных функции Госплану"...

hist.bobrodobro.ru

Материал и орудия письма

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя лись обычно так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber — красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб зацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигае мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр.1

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред назначаемые для последующей раскраски места так и не рас крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

1) В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео дальной знати, служат и величественные архитектурные соору жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме чалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус ства, литературы, используемые господствующим классом в це лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ кими струями проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив ный характер. В замечательном памятнике русской историче ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про водится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древне русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо кий патриотизм.

Рукописный орнамент и миниатюра

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:

1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;

2) инициалы — разрисованные за главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;

3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;

4) полевые украшения — узоры на полях (по термино логии более поздних старообрядческих письменных памятни ков — цветки).

Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.

www.ukoha.ru

древнейшие материали для письма

Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно “ГОСТ Р 51141-98.Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, носитель документированной информации – это “материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде”.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности – одной из первых информационных технологий – стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, а в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы – берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов

Ассирии, Вавилона, Шумера91.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты “Партизанская правда”, напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6м и шириной до 30см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных,

studfiles.net