Репутация купцов и воинов Древней Руси. Купчино это в древней руси


Купчино - это... Что такое Купчино?

Город: Административный район города: Первое упоминание: Прежний статус: Прежние названия: Этнохороним:
Купчино
Южное Купчино (Бухарестская улица)

Санкт-Петербург

Фрунзенский

1676

деревня

Kupsilla, Купсино (?)

ку́пчинцы, ку́пчинец, ку́пчинка

Ку́пчино — исторический район Санкт-Петербурга.

Достоверных свидетельств о происхождении названия не существует. Одной из версий является то, что название района, а также одноименного муниципального округа «Купчино», происходит от располагавшейся на этой территории южнее нынешнего пр. Славы ижорской деревни Ку́псино (фин. Kupsila — от одного из финских обозначений зайца[1]). Однако существует и множество других версий и предположений [2]

География

Купчинские карьеры

На севере Купчино граничит с районом Волково, согласно Реестру объектов городской среды, по ул. Фучика. На востоке — по Софийской улице с промзоной района Обухово. На западе — по реке Волковке и полотну Октябрьской железной дороги с Московским районом. На юге — с промзоной на территории бывшего совхоза Шушары. Иногда считается, что северной границей Купчино является Соединительная ветвь железной дороги у станции метро «Волковская», что обусловлено особенностями дорожной сети[3].

Исторически (по времени застройки) Купчино условно делится на Южное (Новое) Купчино (территория к югу от пр. Славы до полотна Окружной железной дороги,с 1970х годов) и Северное (Старое) Купчино (севернее пр. Славы, с 1964 г.)[3]

Район Купчино располагается в Приневской низменности, в среднем течении реки Волковки (южный приток Невы), второе название которой Сетуй. Этимология слова Сетуй не ясна. По одним данным, оно переводится с вепского как «светлый ручей», по другим как волчий ручей[1]. В процессе жилого строительства в 1970-х годах Волковка была заключена в Волковский канал, протекающий вдоль Витебской линии Октябрьской железной дороги.

В восточной части района расположены купчинские карьеры. Утверждения о капище Перуна, якобы существовавшем в районе «Купчинской гряды», не подтверждаются археологическими данными[источник не указан 254 дня]; сама же «гряда» сформирована, в том числе, отвалами карьеров расположенного поблизости Кирпичного завода[источник не указан 254 дня].

Почвы глинистые, местами заболоченные. Растительность кустарниковая. Произрастающие здесь берёза и рябина без должного ухода низкорослы.

История

Известные люди

Архитектура

Транспорт

По южной границе района проходит железнодорожная ветка Рыбацкое - Предпортовая, использующаяся исключительно для грузового сообщения (ст. Купчинская) [6]

Автобусы:

  • № 50 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — станция метро «Московские ворота»)
  • № 53 (станция метро «Купчино» — Троицкое поле)
  • № 54 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — Смольный)
  • № 56 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — станция метро «Ломоносовская»)
  • № 63 (станция метро «Купчино» — улица Костюшко)
  • № 74 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — Смольный)
  • № 96 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — ж/д станция Обухово)
  • № 157 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — станция метро «Ломоносовская»)
  • № 159 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино» — Рощинская улица)
  • № 186 (Звёздная улица — Пушкин)
  • № 190 (Звёздная улица — Шушары)
  • № 326 (станция метро «Купчино» — Колпино)

Троллейбусы

  • № 39 (станция метро «Купчино» — станция метро «Электросила»)
  • № 47 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино»)

Трамваи:

  • № 25 (станция метро «Купчино» — улица Марата)
  • № 43 (станция метро «Купчино» — Московские ворота)
  • № 45 (станция метро «Купчино» — проспект Юрия Гагарина)
  • № 49 (Малая Балканская улица — улица Марата)
  • № 62 (Малая Балканская улица — станция метро «Купчино»)

Инфраструктура

  • Крупнейшие магазины: ТРК «Балканский», ТРК «Балканы», ТРК «Балкания Нова», ТК «Астра», ТРК Южный Полюс, Универмаг Купчинский, «Домовой», «Лента», «Карусель», «Пятерочка», Окей, Полушка,в августе 2012 открыт ТРК Международный [8], совмещённый с наземным вестибюлем одноимённой станции метро.
  • Кинотеатры: Кронверк-синема.

Здравоохранение: НИИ «Скорой помощи» им. И. И. Джанелидзе (см. Джанелидзе, Иустин Ивливанович), Детская инфекционная больница № 5 им. Н. Ф. Филатова, Родильный дом №16.

Достопримечательности

Религия

Помимо православных общин, в Купчино также существуют общины неоязычников, адвентистов, баптистов и сатанистов.

Храмы Купчино

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

История Купчина - это... Что такое История Купчина?

Шведский период

Согласно финской Википедии, деревня Купсила появилась в самом начале XVII века на территории нынешней прилегающей к железной дороге улицы Типанова (проспект Славы), состояла из 4 дворов и была населена православными ижорцами. Затем деревня разрослась за счет ингерманландских финнов.

Топоним Купчино впервые упоминается в 1676 году как деревня Купсино (швед. Kupsilla) на шведской карте топографа Бергенгейма[1][2].

Деревня эта располагалась на территории, прилегающей на западе к современной Белградской улице и ограниченной с севера Южным шоссе (ныне на этом его участке находится Альпийский переулок) и с юга нынешней улицей Димитрова.

Таким образом, Купчино как поселение как минимум на 27 лет старше Санкт-Петербурга, в пределах которого имя прежней деревни перешло на один из крупнейших спальных районов мегаполиса.

В Российской империи

В 1702 деревня Купсино занята русскими войсками в ходе Северной войны и по мирному договору 1721 вошла в состав России. Купсино переводится в подчинение Александро-Невскому монастырю. Позже, на короткое время с 1714 по 1718 деревня жалуется царевичу Алексею, но после вновь возвращается монастырю. В 1759 деревня Купсино упоминается в связи с линчеванием трех карлиц, пытавшихся похитить детей[3]. В XVIII веке употреблялись две формы названия деревни: Купсино и Купчино[4].

В 1837 через территорию Купчина была проложена Царскоселькая железная дорога. В 1851 году по восточной границе района прошла линия Николаевской железной дороги, а в 1885-м в районе Волковой деревни — линия Окружной дороги, соединившей южную часть города с северной через Финляндский железнодорожный мост.

Советские годы

В 1930-х годах территория Купчино входит в городскую черту Ленинграда как часть Московского района. Жители деревни подвергаются коллективизации и объединяются в колхоз им. Тельмана.

В годы Великой Отечественной войны деревня Купчино эвакуируется, а линия фронта проходит к югу. Таким образом, территория Купчино оказывается на территории блокадного Ленинграда. Здесь были возведены инженерно-фортификационные сооружения. В 1961 территория Купчина переподчиняется Фрунзенскому району и здесь разворачивается массовое жилищное строительство, определившее современный облик района. Район застраивается сначала хрущёвками, затем — блочными 9-этажками, а в названиях улиц преобладает балканская тематика: улицы Белградская, Будапештская, Бухаресткая, Малая Балканская, Софийская, Олеко Дундича, Ярослава Гашека, Загребский бульвар, Шипкинский переулок. Важным событием в жизни района становится открытие в 1972 одноименной станции метро. В то же время большая часть русла Волковки была засыпана и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль Белградской до улицы Салова. В районе Альпийского переулка сохранился пруд — остаток старого, естественного русла Волковки[5]. Афганская война отразилась в появлении в Купчино в 1982 Парка Интернационалистов. В конце 1970-х молодежь Купчино испытала влияние панк-культуры[6]

Современность

В 1996 году в жизни района начинается новая веха, когда у станции метро открывается универмаг «Пассаж на Балканской». С тех пор Купчино превращается в крупный торгово-развлекательный центр. Параллельно активизируется и религиозная жизнь. С 1992 заявлет о себе община родноверов, основавшая в районе Капище Перуна. В 2002 и 2005 годах в Купчине появилось два новых православных храма, построенных в честь Георгия Победоносца и Серафима Вырицкого. Для решения транспортной проблемы в 2004 году был построен путепровод в створе Дунайского проспекта, соединивший Купчино с Московским районом.

23 января (воскресение) 2011 года в Купчине (на углу Будапештской и Ярослава Гашека) произошла первая массовая драка на национальной почве[7][цитата не приведена 695 дней] (с азербайджанцами[8])[9]. Для пресечения эскалации конфликта милиции пришлось сделать предупредительные выстрелы из автоматического оружия. Задержанными оказались 20 участников, у которых изъяли травматическое оружие и бейсбольные биты. Во вторник вечером возле метро Купчино собрались представители русской молодежи в знак протеста против «массовой резни с участием местной молодежи и выходцев из Азербайджана вечером 23 января», однако они были рассеяны ОМОНом[10]. Часть демонстрантов попыталась пробраться к НИИ скорой помощи им. Джанелидзе на Будапештской, 3, где находился раненный участник драки русской национальности, однако больница была блокирована ОМОНом[11].

В 2012 году Купчино попадало в новостные сводки в связи с задержанием торговца наркотиками[12]

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

8 фактов о Купчино - Занимательный Петербург

Купчино – легендарный район Петербурга. Про него говорят много, интересно и по разному. Кто-то воспевает Купчино, кто-то боится этого места из-за его мистичности и криминализма, а кто-то придает району большое историческое значение. Все эти истории увлекательны и интересны. Давайте погрузимся в пучину мифов, фактов и разберемся что к чему.

1. Существовала деревня с названием «Купсино»Такая информация есть во всех справочниках, как под копирку. В действительности здесь присутствовало поселение с названием «Kupsilla» и ничего более. Можно сделать вывод, что название «Купсино», как переходная форма от «Купсила» к «Купчино» могло существовать и использовалась в обиходе, но официально деревня такого названия не имела.

2. Купчино на 27 лет старше Санкт-ПетербургаОчень часто в различной литературе указывается: «История Купчино начинается в 1676 году, когда оно впервые упоминается как деревня на шведской карте топографа Бергенгейма». На самом деле, территория эта принадлежала новгородцам еще в 16 веке, которые не очень утруждали себя детализированной переписью населённых пунктов и их жителей, в отличие от шведов, заполучивших эти земли в 1617 году. Таким образом Купчино старше Петербурга по крайней мере лет на девяносто.

3. Первыми жителями деревни были финныВ соответствии со шведскими хроникам, население деревни Kuptzinoua в 1619 году было преимущественно православным. Упоминаются имена: Иван Кузмин, Прошка Лефонтьев, Симан Абрахамов. Очевидно, что эти имена никак не могут быть названы шведскими или финскими. Только по окончании господства Швеции в 1695 году в списке жителей появляются финские и шведские имена. Таким образом на роль первых Купчинцев вполне могут претендовать именно славяне.

4. В Купчино есть Малая Балканская улица и при этом нет Балканской. Она является одной из самых длинных улиц в Купчино и при этом самой кривой.

5. В Купчино существуют Карпатская и Малая Карпатская улицы. Обе они проходят с севера на юг и начинаются и заканчиваются у одних и тех же улиц. И ширина и протяжённость у них одинаковая. Если есть у этих улиц какие-либо различия, то только в том, что вдоль Карпатской улицы расположены исключительно разнообразные промышленные предприятия, а на Малой Карпатской находится жилая застройка. По какой причине одну из них назвали «малой» остаётся только догадываться.

6. В Купчино нет улиц Дундича и Гашека, а существуют улицы Ярослава Гашека и Олеко Дундича. Также отсутствуют улицы Георгия Димитрова и Юлиуса Фучика, а имеются улицы Димитрова и Фучика. Замыслы людей, присвоивших одним улицам полные имена писателей и политических деятелей, а другим исключительно фамилии, очевидно, останутся тайной для потомков.

7. Купчино – центр ЛенинградаЕщё в середине 1930-х годов существовал проект переноса центра Ленинграда на юг. Планы были поистине грандиозны, а Купчино становилось местом, непосредственно прилегающим к центру города. Но планам не суждено было осуществится, помешала война. Из всего проектируемого построили только Дом Советов.

8. Станция метро «Купчино»Это первая в городе наземная станция из работающих до сих пор. Первой такой станцией была «Дачное», но ее закрыли 29 сентября 1977 года.

Читайте похожие материалы:

petersburglike.ru

деревня-изгой и пристанище коренных петербуржцев › Новости Санкт-Петербурга › MR7.ru

Древнее Купчино

«Купчино гораздо старше большинства районов Петербурга, – говорит краевед, автор проекта «Неизвестное Купчино» Денис Шаляпин. – Первое упоминание деревни Kupsilla относится к 1619 году, причем это не год основания деревни – она существовала и раньше. Последний дом деревни снесен 6 марта 1976 года. Она располагалась в районе нынешней железнодорожной платформы «Проспект Славы» на Белградской улице».

Район-изгой

«После основания Петербурга деревня жила своей обособленной жизнью. Через соседние районы шли дороги на Москву, на Новгород, Шлиссельбургская дорога на Ладогу. В Купчине такого не было, здесь даже загородные усадьбы не строили. Район оказался оторван от времени до 60-х годов XX века. Царскосельская железная дорога, которую основали в 1835 году, проходила около деревни, но полустанок здесь организовали только в 1927 году – через сто лет! Единственная дорога, которая все это время соединяла деревню с городом – это Куракина дорога (в честь дачи князей Куракиных)».

Купчино и «лимита»

«В 2014 году можно отмечать интересный юбилей – 50 лет Купчина как спального района. В 1964 году построены первые хрущевки в Купчине, получили названия все улицы северного Купчина. Спальные районы, которые в то время создавались – Веселый Поселок, Дачное, Ульянка – ничем друг от друга не отличались, и у Купчино не было своей индивидуальности.

С одной стороны, сюда приезжали люди с периферии, которых в советское время называли «лимитой». Они получили комнаты в общежитиях в южном Купчине, на Загребском бульваре и Малой Балканской улице. Сейчас большинство общежитий переделаны в жилые дома. На мой взгляд, криминогенность Купчино преувеличена. Здесь, действительно, было много криминала в советское время и 90-е годы, но в последние 10-15 лет все смешалось и ушло в прошлое».

Район коренных петербуржцев

«С другой стороны, среди жителей Северного Купчина много коренных петербуржцев. В первые хрущевки въезжали люди, которые до этого жили в коммуналках в центре нашего города. Впоследствии эти хрущевки тоже стали «коммуналить». Когда мои родители получили квартиру в купчинской хрущевке, 75% всех квартир занимали коммуналки. Сейчас их примерно 15% осталось. Исключение – пятиэтажные кооперативные дома.

Купчинцы всегда склоняли свой топоним. Я говорил с жителями, которые поселились здесь еще до войны, они говорят: Купчина, Купчине, Купчином. От этого принципа я тоже не отказываюсь».

10 мест в Купчино, где вы почти наверняка не были

1. Глиняные карьеры кирпичного завода 50-60-х годов.2. «Балканская улица» – глиняная, местами асфальтированная дорожка, которая в советское время должна была превратиться в улицу, но так и не превратилась.3. Храм преподобного Герасима, просуществовавший в 1906-1938 годы. Остатки близлежащего кладбища просуществовали вплоть до 70-х годов.4. Деревня Купчино. В середине XIX века в ней насчитывалось 300 жителей.5. Русло реки Волковки (она же Сетуй и Черная речка). Старицы (фрагменты) реки можно увидеть на Будапештской улице и в парке Интернационалистов.6. Долговременная огневая точка (ДОТ) блокадного Ленинграда. С мая по октябрь 1943 года в Купчино было построено 119 таких сооружений.7. Довоенный поселок и кирпичный завод. Сохранились несколько зданий, в них расположены отдел вневедомственной охраны и военкомат.8. Самые «древние» строения в Купчине – Фарфоровский пост -  расположен западнее железнодорожной платформы Фарфоровская. Состоит из двух участков, разделенных Цимбалинским мостом. Местность застроена высокими, частично деревянными домами – есть довоенные и дореволюционные.9. «Дом образцового содержания», в котором жил Дмитрий Медведев и школа, в которую он ходил.10. Пензенская и Алмазная улицы, которых больше нет. Сейчас это безымянные внутридворовые проезды с трехэтажными зданиями.

Это лишь 10 из 30 объектов, которые представлены в путеводителе по Купчино. Полностью его можно скачать здесь: kupsilla.ru/djvu/booklet_kupchino.pdf

По словам организаторов, чтобы проехать на велосипеде все достопримечательности, понадобится около трех часов.

«Самое страшное место в Купчине, наверное, это районная администрация. – иронизирует Денис Шаляпин, – Интересных мест много, тот же самый парк Интернационалистов. Он воспринимается с известной долей иронии. Если поставили два памятника на пустыре, то какой же это парк? Такие территории нужно развивать и не забывать об исторической деревне Купчино».  

mr7.ru

Репутация купцов и воинов Древней Руси

В Новгороде, как и везде на Руси, можно оставлять золото или другие ценные вещи на улицах и в кабаках.Адам Бременский, германский купец

Торговцы, воины, разбойники

Вор чтит собственность. Он хочет ее присвоить, чтобы чтить еще больше.Гилберт Кит Честертон, английский писатель

Для нас грань, разделяющая разбойника и торговца, очевидна. В древности было не так. Герои Гомера, храбрые греческие мореплаватели, открыватели тогдашнего мира, то торговали, то грабили корабли в открытом море и прибрежные поселения. Так же поступали и почти все мореплаватели Средневековья. Купец тогда носил меч, чтобы отбиваться от грабителей и диких племен, и он же легко обнажал меч, если представлялась возможность легко завладеть чужим имуществом.

Насколько морской разбой (и вообще грабеж) был делом обычным, показывает хотя бы история появления в храме Новгородской Софии так называемых Сигтунских ворот. Названы они так в честь города Сигтуна в Швеции. В самой Сигтуне эти ворота появились вследствие грабежа. Их сделали мастера немецкого города Бремена (того самого, откуда «Бременские музыканты»), правильнее ворота было бы называть именно «бременскими». Сигтунцы атаковали город Бремен, сняли ворота с петель, увезли к себе.

Новгородцы напали на Сигтуну, чтобы в свою очередь тоже спереть эти ворота. Но оказалось, их опередили!!! Ворота уже похищены эстами. Новгородцы все-таки сожгли Сигтуну, наверное, от огорчения, и кинулись вдогонку за эстами, возвращавшимися с воротами домой. Догнали, вступили в морское сражение, отняли ворота. Новгородцы, четвертые (или пятые уже?) владельцы ворот после Бремена, удержали их за собой.

Вот почему Сигтунские ворота из немецкого города Бремена до сих пор красуются в храме Софии Новгородской. Одни историки и искусствоведы радуются, как хорошо они вписываются в остальной ансамбль. Других ворота раздражают своей совершеннейшей чужеродностью этому чудесному белокаменному храму.

Отметим, что и Бремен, и Сигтуна, и Новгород – отнюдь не бандитские притоны и морские базы пиратов, а самые что ни на есть добропорядочные купеческие города.

Как и везде в мире, в Древней Руси купец надолго уходил из привычного и понятного для него мира, который за границами обыденной жизни воспринимался почти как Тот Свет… И пришелец из внешнего мира тоже приходил из непонятного, враждебного пространства. Древнерусское слово «гость» в значении «купец» прямо производится от названия пришельца из потустороннего мира. Первоначально «гостем» называли покойника, пришедшего домой с погоста, с кладбища. Скандинавский купец в Новгороде был привычен – но все равно воспринимался почти как вставший из гроба покойник. Арабские хронисты рассказывали, что русские купцы и воины побаивались есть пищу, предложенную «гостями», то бишь иноземцами. Потому что живые люди не могут есть пищу мертвецов. И на скандинавском купчине, беседующем в Новгороде с Садко, тоже почивало нечто потустороннее. Ну не знал точно новгородец, где грань между купцом из чужой страны и выходцем из царства Кащея…

Сигтунские, они же Магдебургские ворота. Храм Софии Новгородской

Вопрос: как оценивали иноземцы русских воинов и купцов? По всем сведениям – очень высоко! Ничего даже отдаленно похожего на поток неприязни и обвинений в вороватости, звучащий в описаниях XVII столетия.

И скандинавы, и мусульмане, бывавшие на Руси, высоко отзывались как раз о тех качествах русских, которых, по их мнению, самим скандинавам порой сильно недостает. Во всех эпических сказаниях скальдов русские выступают людьми очень честными и надежными, которым можно верить на слово, доверять большие суммы и которые умеют вести дела – с размахом, принимая во внимание интересы всех участников сделки.

Так же отзываются о русских и мусульмане.

Что интересно: западные люди как раз не дождутся от Руси ответного комплимента – в новгородском эпосе о Садко скандинавы выведены людьми, на слово которых полагаться особо не следует.

Береговое право

Кроме того, на русских сильное впечатление производило так называемое береговое право.

Это право официально устанавливало: властитель побережья может присвоить все, что выбросило море после кораблекрушения. Даже спасшиеся люди – пассажиры, матросы, капитан – тоже теоретически становились собственностью хозяина побережья. Он имел право убить их, обратить в рабство, или (если будет в хорошем настроении) отпустить за выкуп.

Новгородцы тоже ангелами не были, но этот «старый добрый» европейский обычай казался им совсем уже перебором.

Однако, в глазах жителей Европы грабеж кораблей, разбившихся возле побережья, вовсе не был преступлением.

Береговое право отменили в Италии только в XII веке, в Англии и во Фландрии – спустя еще 100 лет. И то «выборочно». То есть только по отношению к кораблям богатой и могучей Ганзы. Причем, полагаю, из соображений не столько гуманизма, сколько собственной безопасности: ганзейцев, их товары и их пассажиров грабить было опасно – а то ведь города Ганзы могут, скинувшись, двинуть немалое войско.

В Норвегии по сей день живы мрачные легенды о том, как жители берега истребляли всех спасшихся после кораблекрушения: именно для того, чтобы Ганза ничего не узнала. Так закон оборачивался против тех, кого он должен был защищать.

На фоне этой практики совершенно удивительным выглядит договор руссов с Византией в 911 году. Одним из пунктов этого договора был отказ от берегового права!

В те времена купцы плавали целыми караванами – так спокойнее. Уже на порогах Днепра их подстерегали кочевые племена и разбойничьи шайки. О масштабе грабежей говорит хотя бы убийство князя Святослава: если самого «верховного» князя Руси, прославленного воина, пусть и с «малой дружиной», печенеги смогли подстеречь и убить, что же говорить о мирных купцах?!

Русско-византийский договор 911 года – первый в своем роде. И неплохо бы запомнить, как наши разбойные предки хотели извести береговое право, а «цивилизованная» Европа его лилейно сохраняла… еще несколько столетий.

Кстати, в те суровые времена прибрежное пиратство европейцы тоже не считали преступлением. Эстонский остров Сааремаа немцы называли Осел (Эзель). На этом острове в метельные штормовые ночи на некоторых башнях специально зажигали фонари… чтобы корабли в море принимали огни на разбойничьих башнях за маяки и правили прямо к бурунам на открытом ветрам берегу с окатанной балтийской галькой, на прибой. Известный деятель Белого движения барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг любил рассказывать о своем предке, который таким способом заманивал корабли и держал несколько парусных лодок для захвата их в открытом море.

Русским – верить!

Все существо его протестовало против этого; красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно.И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»

К. Васильев «Садко и Владыка морской». 1974 г.Былинный герой Садко – конечно, самый знаменитый новгородский купец.Вот так центральным персонажем народного эпоса стал предприниматель

Не только Новгород – очень многие земли и города Руси вели оживленную торговлю с Европой… Через Богемию-Чехию и Польшу, через Галич и Львов шла торговля с Германией.

Раффенфельштадское таможенное установление 906 г. содержит упоминание о русских купцах.

Ратисборн в XI и XII веках – основная точка торговли с Германией. Здесь была особая корпорация купцов, торговавших с Русью – «рузарии».

Летописец Титмар из Мерзебурга (975-1018) подчеркивал богатство Руси и ее торговые обороты. Он считал русских очень приличными людьми и надежными партнерами.

Каноник Адам из Бремена в книге «История гамбургской епархии» называл Киев соперником Константинополя и украшением христианского мира. Он описывал Киев как город, где жители ведут себя нравственно и не нарушают десяти заповедей – даже язычники там не воруют и не грабят.

«Анналы» Ламберта Херсфельда написаны около 1077 года. В них содержится много сведений о Руси и отзывы о ней тоже только в самых лучших тонах. Русские считаются людьми глубоко порядочными, их слово надежно, а доверенные им товары и золото они никогда не присвоят. В этом, говорится, отличие русских земель от земель скандинавских язычников и жителей Юга.

Германские купцы хорошо знали русских в самые давние времена. Еще до монгольского нашествия был подписан торговый договор между Смоленском и немецкими городами Бременом, Дортмундом, Гронингеном, Сестом, Мюнстером, Любеком и Ригой.

Немецкие купцы часто приезжали в Смоленск, некоторые жили в нем постоянно. У них там была даже своя церковь Святой Девы.

Новгородцы не только ждали к себе купцов-гостей, но и сами регулярно плавали по морю в Данию, в Любек и в Шлезвиг. В XII веке они основали свою колонию на острове Готланд, там стояла построенная ими православная церковь.

Итак, воистину удивительное дело! «Почему-то» немцы очень высоко оценивают русских коллег. Они не только не считают наших предков нечестными и вороватыми, но наоборот, отдают им предпочтение перед «своими». Сила русского авторитета такова, что уважение перед русскими отражается и в документах.

В 1187 году император Священной Римской империи германской нации Фридрих I даровал равные права на торговлю в Любеке голландцам и русским. Тем самым он предпочел русских корпорациям немецких купцов из других городов, фламандцам и датчанам. Почему? А потому, что «русским можно верить за их отменную честность и справедливость». Видимо, честность и справедливость купцов из Дании и Фландрии император считал не столь «отменной». Интересно, а читали ли его указ Гер-берштейн, Ульфред и Фан-Кленк? Штаден-то наверняка не читал, увлеченный воровством и грабежами.

Ганза дает русским привилегии

В конце XIV века Ганзейский союз (от средненемецко-го Hanse – союз, товарищество) включал больше сотни городов, в том числе и Дерпт, Ригу, Ревель. Он владел монополией на торговлю в масштабах Европы. Столицей Ганзы был город Любек – тот самый, привилегию на торговлю в котором дал русским германский император.

Любек решал споры между членами Ганзы, решал, будет ли Ганза воевать и какие города выступят с войском. В нем собирались съезды Ганзы.

Основой торговли и финансовых операций Ганзы были конторы в Брюгге (Фландрия), Лондоне, Бергене (Норвегия), Венеции, Новгороде. Любек – основной перевалочный пункт на сухопутном и речном пути из бассейна Балтики в Северное море. Новгород лежал в начале торговых путей, связывающих Балтику с Черным и Каспийским морями, Восточную Европу с Западной. Новгород стал очень важным, непременным членом Ганзы, одним из основных ганзейских городов.

Именно Ганза определяла движение товаров и сырья по всей Европе, посредничая между всеми центрами ремесла и торговли.

Италия поставляла шелк, ткани, Фландрия, Англия и Северная Германия – сукна, Южная Германия, Англия и Скандинавия – металлы, Северная Германия и запад Франции – соль, Швеция – медь, Норвегия – рыбу. Из стран Восточной Европы везли тогда, в основном, воск, мед и пушнину.

Центральное место в Ганзе занимали немецкие города, а главными были немецкие купцы – посредники. Немцы способствовали развитию промышленности, специализации отдельных земель. Одновременно всевластие Ганзы затрудняло развитие местного купечества, особенно фламандского и английского.

Русские предлагают свой товар. Резная панель. Ок. 1400 г.Этот сюжет украшал скамью общины немецких купцов, торговавших в Новгороде Великом

Наивно считать средневековых купцов чем-то вроде современных предпринимателей. Торговать мог не всякий желающий, а получивший разрешение, согласие, привилегию города или корпорации.

Политика Ганзы во всех странах была проста: монополия немцев, система разрешений и сдержек. Ганза жестко давила английских, фламандских и голландских купцов. Страх перед конкурентами? Не только. В Ганзе почему-то считалось, что англичане и голландцы не умеют учитывать интересов партнеров, не «живут вместе с другими», а всегда держатся сами по себе.

Купцов из Новгорода немцы тоже пытались вытеснить с Балтики. Но действовали чисто экономическими методами, никогда не запрещая русским торговать в других городах или открывать там конторы.

Ганза монополизировала торговлю с Новгородом. Только члены Ганзы имели право учить русский язык, торговать с русскими, а самое главное – давать русским ссуды деньгами или товаром. Почему?! Оказывается, русские – очень надежные партнеры, они всегда отдают долги и со всеми процентами. Ссудить русскому купцу денег считалось выгодным дельцем.

При этом Ганза никогда не запрещала самим русским торговать в ганзейских городах и давать ссуды немцам или другим европейцам – члены они этого союза или нет. Получается, Ганза вводила своего рода «привилегию наоборот» – привилегию для русских в ущерб «своим».

Например, купцы из Лондона не имели права давать ссуды немцам. И торговать могли не везде.

Русских купцов немцы считали честными и надежными. В Ганзе действовал закон, согласно которому проторговавшийся русский купец не мог быть арестован ни в этом, ни в любом другом городе Ганзейского союза. Это может показаться странным. Действительно, почему? Это было время очень жестоких законов. Если суд устанавливал, что купец не может отдать долги или у него кончились средства, его могли приговорить даже к смертной казни, к пыткам раскаленным железом или отсечению рук и ног. Долговая тюрьма – каменный застенок или земляная яма, где «дебитор» был обречен сгнить заживо, – это еще далеко не самый страшный результат работы судебных исполнителей того времени по взысканию просроченных задолженностей.

Достоверный факт: германский архитектор, построивший один из храмов Кракова, не смог вовремя отдать ссуду. Он не отказывался от долга, только просил отсрочки. По приговору суда мастер, построивший прекрасный храм, был ослеплен. Рукой палача ему на базарной площади выжгли оба глаза раскаленным прутом. Естественно, после этого заимодавец уж точно не получил обратно своих денег.

А финансово несостоятельного русского купца не казнили и не истязали. Его отправляли домой, в Новгород, чтобы он мог опять начать торговлю и отдать долги.Таких правил в Ганзе не было по отношению ни к каким другим купцам – ни немецким, ни английским, ни шведским, ни голландским, ни фламандским. Привилегия русским, однако.

И еще одна деталь. Думаю, достаточно важная. Конторы Ганзы располагались в разных городах, в том числе в норвежском Бергене и в Новгороде. Старшие купцы в конторах бдительно наблюдали за нравственностью своих приказчиков. Почему было так важно, чтобы взрослые парни ни в коем случае не крутили романы с местными уроженками, – непостижимо. Но задача считалась очень важной.

Так вот. В городе Бергене, втором по величине городе Норвегии после Осло, есть знаменитая ганзейская набережная Брюгген. Она внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На набережной сохранился дом, в котором находилась контора Ганзы, и комната, в которой должны были спать немецкие приказчики. Кровати у приказчиков были очень своеобразные. Эдакие то ли корытца, то ли гробики… специально так сделанные, чтобы в эту постель при самом сильном желании нельзя было бы положить еще одного человека.

И только в одном городе – члене Ганзы кровати для приказчиков устраивались иначе, точнее, по-обычному: в Новгороде.

Поскольку считалось, что новгородских барышень без женитьбы затащить в постель все равно невозможно.

В. Р. Мединский

No related links found

tainy.net

Как жили наши предки в Древней Руси :: Жизнь

В преддверии фестиваля "Битва тысячи мечей" Агентство исторических проектов "Ратоборцы" специально для "Утра" подготовило несколько материалов о жизни наших предков

16 июля 2017 года в московском историческом парке Коломенское пройдет фестиваль "Битва Тысячи Мечей", где русские реконструкторы и гости из Болгарии, Польши, Чехии, Венгрии, Ирландии и других стран представят жизнь средневековой Руси и ее соседей. Это будет военный праздник, главным украшением которого станет, конечно же, Битва. Праздник пройдет на месте Дьяковского городища, древнего поселения V века. В преддверии фестиваля Агентство исторических проектов "Ратоборцы" специально для "Утра" подготовило несколько материалов о жизни наших предков.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы" 

Мы сейчас живем в такое время, когда после нескольких десятилетий блужданий по миру многие начали возвращаться к вопросу "а мы-то кто?". Кому-то кажется, что вопрос риторический, и все ясно - вон, почитайте Карамзина. А кого-то этот вопрос и не волновал никогда, и никогда не будет. Но если спросить, откуда и когда пошла Русь, кто такие русские, то многие тут же начнут путаться. Надо этот вопрос разъяснить, решили мы. Как в книге "Generation П" сказал Вовчик Малой, чтобы можно было "любому из Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть".

 Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы" 

Итак, начнем нашу повесть о Древней Руси. Как говорят ученые мужи, наша цивилизация на Земле не первая и не вторая, и не последняя. И народы расселялись по территории планеты в разные века и из разных стартовых точек. Смешивались этносы, образовывались и исчезали различные племена. Наступали природные катаклизмы, менялся климат, флора и фауна, даже полюса, говорят, перемещались. Таяли льды, повышался уровень океана, изменялся центр тяжести планеты, прокатывалась по материкам гигантская волна. Оставшиеся в живых собирались в кучки, образовывая новые племена, и всё начиналось снова. Все это происходило настолько медленно, что трудно себе представить. Сложнее было бы наблюдать, наверное, лишь как формируется уголь.

Так вот. В истории нашей цивилизации было такое время, которое у историков носит название Эпоха переселения народов. В IV веке нашей эры было вторжение гуннов в Европу и дальше пошло-поехало. Все забурлило и запередвигалось. Предки славян венеды, описанные Геродотом еще в V веке до н.э., проживали между реками Одер и Днепр. Расселение их происходило в трех направлениях - на Балканский полуостров, в междуречье Эльбы и Одера и на Восточно-Европейскую равнину. Так сформировались три ветви славян, которые существуют и по сей день: славяне восточные, западные и южные. Нам известны названия племен, сохранившиеся в летописях - это поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы" 

К VI веку н.э. славяне находились на этапе разложения первобытно-общинного строя, его место постепенно занимала так называемая военная демократия. Племена расширяли свои владения, и все большее значение приобретала военная сила каждого племени или союза племен. Дружина начала играть ключевую позицию в обществе, а во главе ее стоял князь. Соответственно, сколько дружин, столько и князей, а если племя расселилось широко да поставило несколько городов - так и князей там будет несколько. В IX веке мы уже можем говорить об устоявшихся границах княжеств, называть это образование Древней Русью с центром в городе Киев.

В интернет-поисковиках очень просто найти карты Руси IX-X веков. На них мы увидим, что территория Древней Руси не была локализована вокруг столицы. Она протягивалась с юга на север от Черного моря до Балтики и Онежского озера, а с запада на восток - от современного белорусского города Брест до Мурома. То есть, до границы финно-угорских племен, частично включив их в свой состав (вспомним, что Илья Муромец пришел к киевскому князю из села Карачарова).

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы" 

Территория огромная не только по тем временам, но и по временам нынешним. Сейчас нет ни одной европейской страны такого размера, не было ее и в то время. Одна проблема - все князья были между собой равны, признавая верховенство князя, который сидит в Киеве. Почему в Киеве? Потому что с древних времен славяне предпочитали селиться на берегах рек, а когда наладилась активная торговля, то богатели и привлекали к себе самый активный и творческий народ те поселения, которые стояли на торговых путях. Славяне активно торговали с югом и востоком, и "путь из варяг в греки" проходил как раз по Днепру.

Пара слов о дружине и о крестьянстве. Крестьянин в то время был свободен и мог менять место жительства, благо свободных глухих мест было полно. Способов закабаления его не было еще придумано, не те были социальные условия. Княжеские дружинники также были людьми свободными и никак не зависели от князя. Их интерес был в совместной военной добыче. Князь, который был для дружины, скорее, просто боевым вождем, мог враз потерять ее расположение, если военная удача ему не сопутствовала все время. Но за пару столетий эта система отношений поменялась. Дружинники стали получать от князя земельные наделы, обрастать хозяйством и своими собственными маленькими дружинками. Возникла потребность закрепить крестьян на своей земле. Дружина превратилась в поместное дворянское войско. 

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы" 

Конечно, жизнь княжеств не была похожа на идиллию. Князья завидовали друг другу, ссорились, шли друг на друга войной, услаждая свои амбиции. Это происходило в первую очередь потому, что права наследства передавались не от отца к сыну, а вертикально - по братьям. Князья плодились, рассаживая сыновей по престолам в разных городах и городишках. Так большие княжества дробились на так называемые удельные. Каждому брату давался свой удел, которым он правил, защищал, собирал с народа дань и отдавал ее часть Великому князю. Так князья начинали соперничать.

Это все продолжалось долго, покуда в XIII веке не начался обратный процесс собирания мелких княжеств в большие. Это происходило из-за внешних факторов - во-первых, потребность дать отпор внешнему врагу, которым и для Европы, и для Руси стали ордынские монголы. Во-вторых, смещались торговые и политические центры. Торговля по Днепру угасала, открывались новые торговые маршруты, например, по Волге. Древняя Русь дала жизнь таким политическим образованиям как Киевская, Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. В результате все свелось к противостоянию двух больших государственных объединений - Великого Княжества Московского и Великого Княжества Литовского. Но это уже совсем другая история.

utro.ru

Репутация купцов и воинов Древней Руси

Торговцы, воины, разбойники

Вор чтит собственность. Он хочет ее присвоить, чтобы чтить еще больше.Гилберт Кит Честертон, английский писатель

Для нас грань, разделяющая разбойника и торговца, очевидна. В древности было не так. Герои Гомера, храбрые греческие мореплаватели, открыватели тогдашнего мира, то торговали, то грабили корабли в открытом море и прибрежные поселения. Так же поступали и почти все мореплаватели Средневековья. Купец тогда носил меч, чтобы отбиваться от грабителей и диких племен, и он же легко обнажал меч, если представлялась возможность легко завладеть чужим имуществом.

Насколько морской разбой (и вообще грабеж) был делом обычным, показывает хотя бы история появления в храме Новгородской Софии так называемых Сигтунских ворот. Названы они так в честь города Сигтуна в Швеции. В самой Сигтуне эти ворота появились вследствие грабежа. Их сделали мастера немецкого города Бремена (того самого, откуда «Бременские музыканты»), правильнее ворота было бы называть именно «бременскими». Сигтунцы атаковали город Бремен, сняли ворота с петель, увезли к себе.

Новгородцы напали на Сигтуну, чтобы в свою очередь тоже спереть эти ворота. Но оказалось, их опередили!!! Ворота уже похищены эстами. Новгородцы все-таки сожгли Сигтуну, наверное, от огорчения, и кинулись вдогонку за эстами, возвращавшимися с воротами домой. Догнали, вступили в морское сражение, отняли ворота. Новгородцы, четвертые (или пятые уже?) владельцы ворот после Бремена, удержали их за собой.

Вот почему Сигтунские ворота из немецкого города Бремена до сих пор красуются в храме Софии Новгородской. Одни историки и искусствоведы радуются, как хорошо они вписываются в остальной ансамбль. Других ворота раздражают своей совершеннейшей чужеродностью этому чудесному белокаменному храму.

Отметим, что и Бремен, и Сигтуна, и Новгород – отнюдь не бандитские притоны и морские базы пиратов, а самые что ни на есть добропорядочные купеческие города.

Как и везде в мире, в Древней Руси купец надолго уходил из привычного и понятного для него мира, который за границами обыденной жизни воспринимался почти как Тот Свет… И пришелец из внешнего мира тоже приходил из непонятного, враждебного пространства. Древнерусское слово «гость» в значении «купец» прямо производится от названия пришельца из потустороннего мира. Первоначально «гостем» называли покойника, пришедшего домой с погоста, с кладбища. Скандинавский купец в Новгороде был привычен – но все равно воспринимался почти как вставший из гроба покойник. Арабские хронисты рассказывали, что русские купцы и воины побаивались есть пищу, предложенную «гостями», то бишь иноземцами. Потому что живые люди не могут есть пищу мертвецов. И на скандинавском купчине, беседующем в Новгороде с Садко, тоже почивало нечто потустороннее. Ну не знал точно новгородец, где грань между купцом из чужой страны и выходцем из царства Кащея…

Сигтунские, они же Магдебургские ворота. Храм Софии Новгородской

Вопрос: как оценивали иноземцы русских воинов и купцов? По всем сведениям – очень высоко! Ничего даже отдаленно похожего на поток неприязни и обвинений в вороватости, звучащий в описаниях XVII столетия.

И скандинавы, и мусульмане, бывавшие на Руси, высоко отзывались как раз о тех качествах русских, которых, по их мнению, самим скандинавам порой сильно недостает. Во всех эпических сказаниях скальдов русские выступают людьми очень честными и надежными, которым можно верить на слово, доверять большие суммы и которые умеют вести дела – с размахом, принимая во внимание интересы всех участников сделки.

Так же отзываются о русских и мусульмане.

Что интересно: западные люди как раз не дождутся от Руси ответного комплимента – в новгородском эпосе о Садко скандинавы выведены людьми, на слово которых полагаться особо не следует.

Береговое право

Кроме того, на русских сильное впечатление производило так называемое береговое право.

Это право официально устанавливало: властитель побережья может присвоить все, что выбросило море после кораблекрушения. Даже спасшиеся люди – пассажиры, матросы, капитан – тоже теоретически становились собственностью хозяина побережья. Он имел право убить их, обратить в рабство, или (если будет в хорошем настроении) отпустить за выкуп.

Новгородцы тоже ангелами не были, но этот «старый добрый» европейский обычай казался им совсем уже перебором.

Однако, в глазах жителей Европы грабеж кораблей, разбившихся возле побережья, вовсе не был преступлением.

Береговое право отменили в Италии только в XII веке, в Англии и во Фландрии – спустя еще 100 лет. И то «выборочно». То есть только по отношению к кораблям богатой и могучей Ганзы. Причем, полагаю, из соображений не столько гуманизма, сколько собственной безопасности: ганзейцев, их товары и их пассажиров грабить было опасно – а то ведь города Ганзы могут, скинувшись, двинуть немалое войско.

В Норвегии по сей день живы мрачные легенды о том, как жители берега истребляли всех спасшихся после кораблекрушения: именно для того, чтобы Ганза ничего не узнала. Так закон оборачивался против тех, кого он должен был защищать.

На фоне этой практики совершенно удивительным выглядит договор руссов с Византией в 911 году. Одним из пунктов этого договора был отказ от берегового права!

В те времена купцы плавали целыми караванами – так спокойнее. Уже на порогах Днепра их подстерегали кочевые племена и разбойничьи шайки. О масштабе грабежей говорит хотя бы убийство князя Святослава: если самого «верховного» князя Руси, прославленного воина, пусть и с «малой дружиной», печенеги смогли подстеречь и убить, что же говорить о мирных купцах?!

Русско-византийский договор 911 года – первый в своем роде. И неплохо бы запомнить, как наши разбойные предки хотели извести береговое право, а «цивилизованная» Европа его лилейно сохраняла… еще несколько столетий.

Кстати, в те суровые времена прибрежное пиратство европейцы тоже не считали преступлением. Эстонский остров Сааремаа немцы называли Осел (Эзель). На этом острове в метельные штормовые ночи на некоторых башнях специально зажигали фонари… чтобы корабли в море принимали огни на разбойничьих башнях за маяки и правили прямо к бурунам на открытом ветрам берегу с окатанной балтийской галькой, на прибой. Известный деятель Белого движения барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг любил рассказывать о своем предке, который таким способом заманивал корабли и держал несколько парусных лодок для захвата их в открытом море.

Русским – верить!

Все существо его протестовало против этого; красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно.И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»

К. Васильев «Садко и Владыка морской». 1974 г.Былинный герой Садко – конечно, самый знаменитый новгородский купец.Вот так центральным персонажем народного эпоса стал предприниматель

Не только Новгород – очень многие земли и города Руси вели оживленную торговлю с Европой… Через Богемию-Чехию и Польшу, через Галич и Львов шла торговля с Германией.

Раффенфельштадское таможенное установление 906 г. содержит упоминание о русских купцах.

Ратисборн в XI и XII веках – основная точка торговли с Германией. Здесь была особая корпорация купцов, торговавших с Русью – «рузарии».

Летописец Титмар из Мерзебурга (975-1018) подчеркивал богатство Руси и ее торговые обороты. Он считал русских очень приличными людьми и надежными партнерами.

Каноник Адам из Бремена в книге «История гамбургской епархии» называл Киев соперником Константинополя и украшением христианского мира. Он описывал Киев как город, где жители ведут себя нравственно и не нарушают десяти заповедей – даже язычники там не воруют и не грабят.

«Анналы» Ламберта Херсфельда написаны около 1077 года. В них содержится много сведений о Руси и отзывы о ней тоже только в самых лучших тонах. Русские считаются людьми глубоко порядочными, их слово надежно, а доверенные им товары и золото они никогда не присвоят. В этом, говорится, отличие русских земель от земель скандинавских язычников и жителей Юга.

Германские купцы хорошо знали русских в самые давние времена. Еще до монгольского нашествия был подписан торговый договор между Смоленском и немецкими городами Бременом, Дортмундом, Гронингеном, Сестом, Мюнстером, Любеком и Ригой.

Немецкие купцы часто приезжали в Смоленск, некоторые жили в нем постоянно. У них там была даже своя церковь Святой Девы.

Новгородцы не только ждали к себе купцов-гостей, но и сами регулярно плавали по морю в Данию, в Любек и в Шлезвиг. В XII веке они основали свою колонию на острове Готланд, там стояла построенная ими православная церковь.

Итак, воистину удивительное дело! «Почему-то» немцы очень высоко оценивают русских коллег. Они не только не считают наших предков нечестными и вороватыми, но наоборот, отдают им предпочтение перед «своими». Сила русского авторитета такова, что уважение перед русскими отражается и в документах.

В 1187 году император Священной Римской империи германской нации Фридрих I даровал равные права на торговлю в Любеке голландцам и русским. Тем самым он предпочел русских корпорациям немецких купцов из других городов, фламандцам и датчанам. Почему? А потому, что «русским можно верить за их отменную честность и справедливость». Видимо, честность и справедливость купцов из Дании и Фландрии император считал не столь «отменной». Интересно, а читали ли его указ Гер-берштейн, Ульфред и Фан-Кленк? Штаден-то наверняка не читал, увлеченный воровством и грабежами.

Ганза дает русским привилегии

В конце XIV века Ганзейский союз (от средненемецко-го Hanse – союз, товарищество) включал больше сотни городов, в том числе и Дерпт, Ригу, Ревель. Он владел монополией на торговлю в масштабах Европы. Столицей Ганзы был город Любек – тот самый, привилегию на торговлю в котором дал русским германский император.

Любек решал споры между членами Ганзы, решал, будет ли Ганза воевать и какие города выступят с войском. В нем собирались съезды Ганзы.

Основой торговли и финансовых операций Ганзы были конторы в Брюгге (Фландрия), Лондоне, Бергене (Норвегия), Венеции, Новгороде. Любек – основной перевалочный пункт на сухопутном и речном пути из бассейна Балтики в Северное море. Новгород лежал в начале торговых путей, связывающих Балтику с Черным и Каспийским морями, Восточную Европу с Западной. Новгород стал очень важным, непременным членом Ганзы, одним из основных ганзейских городов.

Именно Ганза определяла движение товаров и сырья по всей Европе, посредничая между всеми центрами ремесла и торговли.

Италия поставляла шелк, ткани, Фландрия, Англия и Северная Германия – сукна, Южная Германия, Англия и Скандинавия – металлы, Северная Германия и запад Франции – соль, Швеция – медь, Норвегия – рыбу. Из стран Восточной Европы везли тогда, в основном, воск, мед и пушнину.

Центральное место в Ганзе занимали немецкие города, а главными были немецкие купцы – посредники. Немцы способствовали развитию промышленности, специализации отдельных земель. Одновременно всевластие Ганзы затрудняло развитие местного купечества, особенно фламандского и английского.

Русские предлагают свой товар. Резная панель. Ок. 1400 г.Этот сюжет украшал скамью общины немецких купцов, торговавших в Новгороде Великом

Наивно считать средневековых купцов чем-то вроде современных предпринимателей. Торговать мог не всякий желающий, а получивший разрешение, согласие, привилегию города или корпорации.

Политика Ганзы во всех странах была проста: монополия немцев, система разрешений и сдержек. Ганза жестко давила английских, фламандских и голландских купцов. Страх перед конкурентами? Не только. В Ганзе почему-то считалось, что англичане и голландцы не умеют учитывать интересов партнеров, не «живут вместе с другими», а всегда держатся сами по себе.

Купцов из Новгорода немцы тоже пытались вытеснить с Балтики. Но действовали чисто экономическими методами, никогда не запрещая русским торговать в других городах или открывать там конторы.

Ганза монополизировала торговлю с Новгородом. Только члены Ганзы имели право учить русский язык, торговать с русскими, а самое главное – давать русским ссуды деньгами или товаром. Почему?! Оказывается, русские – очень надежные партнеры, они всегда отдают долги и со всеми процентами. Ссудить русскому купцу денег считалось выгодным дельцем.

При этом Ганза никогда не запрещала самим русским торговать в ганзейских городах и давать ссуды немцам или другим европейцам – члены они этого союза или нет. Получается, Ганза вводила своего рода «привилегию наоборот» – привилегию для русских в ущерб «своим».

Например, купцы из Лондона не имели права давать ссуды немцам. И торговать могли не везде.

Русских купцов немцы считали честными и надежными. В Ганзе действовал закон, согласно которому проторговавшийся русский купец не мог быть арестован ни в этом, ни в любом другом городе Ганзейского союза. Это может показаться странным. Действительно, почему? Это было время очень жестоких законов. Если суд устанавливал, что купец не может отдать долги или у него кончились средства, его могли приговорить даже к смертной казни, к пыткам раскаленным железом или отсечению рук и ног. Долговая тюрьма – каменный застенок или земляная яма, где «дебитор» был обречен сгнить заживо, – это еще далеко не самый страшный результат работы судебных исполнителей того времени по взысканию просроченных задолженностей.

Достоверный факт: германский архитектор, построивший один из храмов Кракова, не смог вовремя отдать ссуду. Он не отказывался от долга, только просил отсрочки. По приговору суда мастер, построивший прекрасный храм, был ослеплен. Рукой палача ему на базарной площади выжгли оба глаза раскаленным прутом. Естественно, после этого заимодавец уж точно не получил обратно своих денег.

А финансово несостоятельного русского купца не казнили и не истязали. Его отправляли домой, в Новгород, чтобы он мог опять начать торговлю и отдать долги.Таких правил в Ганзе не было по отношению ни к каким другим купцам – ни немецким, ни английским, ни шведским, ни голландским, ни фламандским. Привилегия русским, однако.

И еще одна деталь. Думаю, достаточно важная. Конторы Ганзы располагались в разных городах, в том числе в норвежском Бергене и в Новгороде. Старшие купцы в конторах бдительно наблюдали за нравственностью своих приказчиков. Почему было так важно, чтобы взрослые парни ни в коем случае не крутили романы с местными уроженками, – непостижимо. Но задача считалась очень важной.

Так вот. В городе Бергене, втором по величине городе Норвегии после Осло, есть знаменитая ганзейская набережная Брюгген. Она внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На набережной сохранился дом, в котором находилась контора Ганзы, и комната, в которой должны были спать немецкие приказчики. Кровати у приказчиков были очень своеобразные. Эдакие то ли корытца, то ли гробики… специально так сделанные, чтобы в эту постель при самом сильном желании нельзя было бы положить еще одного человека.

И только в одном городе – члене Ганзы кровати для приказчиков устраивались иначе, точнее, по-обычному: в Новгороде.

Поскольку считалось, что новгородских барышень без женитьбы затащить в постель все равно невозможно.

Непознанный мир

kramtp.info