Презентация для начальных классов "Во времена Древней Руси". История древней руси для детей начальной школы


Древняя русь - презентация для начальной школы

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Древняя русь

Описание презентации по отдельным слайдам:

Из истории Древней Руси. Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ... 1 слайд

Из истории Древней Руси. Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 г. Гаджиево Мурманской области Кунделева О.Е.

Во времена Древней Руси Тема урока: 2 слайд

Во времена Древней Руси Тема урока:

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сна... 3 слайд

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на... 4 слайд

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ. Древняя Русь

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и сти... 5 слайд

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературны... 6 слайд

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. ...
7 слайд

Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Правление у славян

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. ... 8 слайд

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. Сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Причины выбора князя:

Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки... 9 слайд

Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: Из летописи

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владе... 10 слайд

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Речь послов:

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить:... 11 слайд

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью. Первые князья

Великий князь Рюрик 12 слайд

Великий князь Рюрик

Русский князь Олег 13 слайд

Русский князь Олег

Происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли с... 14 слайд

Происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Происхождение слова князь

Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав...
15 слайд

Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Святослав (964-972) Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Рюрик (Новгород) 862-879 Игорь (912-945) Ольга (945-964)

Кроссворд Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчё... 16 слайд

Кроссворд Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл? Бортник Материал, из которого делали посуду наши предки. глина Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины. Перун Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. домовой Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство Киев 1 3 2 4

В 879 году умер Рюрик Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев. Убив...
17 слайд

В 879 году умер Рюрик Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. 832 год – образование Древнерусского государства – Киевская Русь. Начало образования - Киевской Руси

Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огр... 18 слайд

Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Владимир - Красное Солнышко

Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Ко...
19 слайд

Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Кожемяка Добрыня Никитич Алёша Попович Богатыри Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью... 20 слайд

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере. Крещение Руси 988 год – год крещения Руси.

В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благов... 21 слайд

В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святой. Первое крещение

Значение крещения Руси Распространение славянской письменности, грамотности н...
22 слайд

Значение крещения Руси Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. Подъем духовности Руси, появление монастырей. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. Укрепление государственной власти и порядка в стране. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? С какой целью князь Владимир... 23 слайд

Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? С какой целью князь Владимир крестил Русь? Проверь себя

Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – р...
24 слайд

Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

Итог урока Какой город был столицей Древней Руси? Кто был первым князем на Ру... 25 слайд

Итог урока Какой город был столицей Древней Руси? Кто был первым князем на Руси? Откуда он пришел? Какой русский князь знаменит своими походами? Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой след в истории он оставил? Какую веру приняла Русь в X веке? В каком году произошло крещение Руси?

Спасибо за внимание. В работе использованы ресурсы сети Интернет, материал из...
26 слайд

Спасибо за внимание. В работе использованы ресурсы сети Интернет, материал из учебника «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. 4 класс.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

724872637834789410759162922764932034

336243364633727337433379633797337983384933940339863413034147

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Презентация для начальных классов "Во времена Древней Руси"

Русь Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.

Русь

  • Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.
Нестор Летописец - монах Киево-Печерской Лавры

Нестор Летописец - монах Киево-Печерской Лавры

 Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Древняя Русь

Древняя Русь

Верования древних славян

Верования древних славян

Верования Древних славян Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. 

Верования Древних славян

  • Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. 
Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества.

«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян

Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы,

устраивали ритуальные пиршества.

О древней Руси Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча ( мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали править князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно.

О древней Руси

  • Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча ( мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали править князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно.
Из летописи Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

Из летописи

  • Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:
Речь послов « Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

Речь послов

  • « Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».
Призвание варягов. В.М.Васнецов

Призвание варягов. В.М.Васнецов

Первые князья Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Первые князья

  • Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Великий князь Рюрик

Великий князь Рюрик

Владимир – Красное Солнышко ВЛАĘИМИР I СВЯТОС˘АВИЧ Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. В 988-989 ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назывался Красное Солнышко.

Владимир – Красное Солнышко

  • ВЛАĘИМИР I СВЯТОС˘АВИЧ Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев.
  • В 988-989 ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назывался Красное Солнышко.
Значение крещения Руси. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. Подъем духовности Руси, появление монастырей. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. Укрепление государственной власти и порядка в стране. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

Значение крещения Руси.

  • Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
  • Подъем духовности Руси, появление монастырей.
  • Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.
  • Укрепление государственной власти и порядка в стране.
  • Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.
  • Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
  • Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

videouroki.net

Какими были школы от древней Руси до современности

1 сентября миллионы детей пошли в школу — так же, как их сверстники 100, 200 и даже 500 лет назад. На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.

В IX веке, когда только появилось отдельное государство — Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов — языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги — Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад. Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» — 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород — самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии — церковно-приходские школы.

XI век

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

XVII век 

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы. Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

XVIII век

К этому времени вследствие развития уважения к человеческой личности, возникновения понимания важности развития человека, его образования для счастливой жизни возникло множество общеобразовательных школ, где учились мальчики, и частных пансионов для девушек.

На территории Российской Империи стали появляться профильные учебные заведения: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа; Медицинское училище; Инженерная школа, здесь тоже могли учиться только мальчики.

В это же время, в 1764 году, открылся Смольный институт для девушек, где они учились с 5-6 лет целых девять лет подряд. Там они получали комплексное образование: учились писать, читать, считать, изучали иностранные языки, брали уроки танцев, музыки, учились поведению в обществе, хозяйственным дисциплинам. В Смольном могли учиться только дети дворян. В 1869 году в России открыли первое женское учебное заведения с университетской программой — «Высшие женские курсы».

До начала двадцатого века школьникам жилось достаточно сложно, многие учебные заведения — это интернаты закрытого типа. Школьники постоянно там жили, очень редко, только лишь на праздники, они могли увидеть родных. Тем, кто хорошо учился и вел себя, устраивали встречи с родными прямо в помещении школы. О том, чтобы гулять по вечерам, ездить к друзьям в гости или просто где-нибудь веселиться, речь не могла идти — это было запрещено, это каралось разными извращенными трудовыми наказаниями. После 19.00 школьники не могли покидать помещение учебного заведения, где они жили, это происходило лишь в том случае, если они отправлялись куда-либо организованно, а это случалось редко.

Дети, которым посчастливилось учиться в обычной, по нашим меркам, открытой школе также жилось не на много веселее, чем воспитанникам школ-интернатов, ведь даже после того, как занятия в школе заканчивались, дети оставались под надзором учителя. Он каждый вечер захаживал домой к ребенку и проверял, занимается ли он уроками, не нужна ли ему помощь. Отправиться гулять или в гости без разрешения учителя было невозможно!

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. 

В 1834 году была введена школьная форма. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В это же время появилась женская форма. И если форма мальчиков с тех пор менялась неоднократно, то женская форма — коричневое платье и белый фартук кардинально больше не изменялась.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

XX век

В ХХ веке среднее образование стало обязательным для всех. Именно тогда права мужчин и женщин на образование сравнялись, школы стали похожи на современные. Теперь дети ходили в школу каждый день и возвращались оттуда домой. После того, как ребенок выходил из школы, ответственность за его жизнь и здоровье начинали нести родители, и уже они решали, куда ему идти, когда выходить на улицу и до которого часа гулять. Конечно, оставались школы закрытого типа, они есть и сейчас, это в основном специализированные заведения: военные, музыкальные, танцевальные.

molportal.ru

Исследовательская работа "Школа древней Руси"

ШКОЛА ДРЕВНЕЙ РУСИ X- XII ВЕКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В чём я вижу актуальность моей темы?

Сегодня, когда современное российское образование выходит на путь реформ и обновления, стоит ли говорить о древнерусской школе, образовании и воспитании наших предков: когда пришла школа к нашим предкам? какой она была? чему учили в древнерусской школе? есть ли связь между древнерусской и современными школами? Несомненно, да, стоит. Надо понимать и чувствовать школу как единое историческое целое со своими традициями и новациями. Тысячелетие школы позади нас, а это значит, что и целое тысячелетие – впереди нас. Необходимо перенять всё лучшее из этой тысячелетней истории школы и на этом фундаменте строить школу будущего.

Цель моей работы – выявить особенности древнерусской школы 10-12 веков.

Задачи:

1) изучить литературу и источники по данной теме;

2) выяснить, когда появилась школа на Руси;

3) выявить особенности обучения в Древней Руси;

4) провести анкетирование среди сверстников и восполнить пробелы в их знаниях на эту тему.

Гипотеза: я считаю, что на Руси 10-12 веков не было доступного образования для всех слоёв населения; обучаться грамоте могли не все, а только избранные, дети знатных родителей; школы для всех не существовали.

Для подтверждения моей версии, я предложила своим сверстникам ответить на несколько вопросов:

1. Когда, по вашему мнению, появились первые школы на Руси?

2. Учились ли дети-подростки 10-12 веков?

3. Если учились, то каким предметам? Чему обучали в Древней Руси? Было ли образование доступным?

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Многие люди обитали «во тьме незнания».

Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Разберёмся в этом подробнее.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитание и обучение у древних славян X века

Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочинениях Прокопия Кссарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, можно представить себе лишь в самых общих чертах. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации.

Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом «матёрый», т. е. воспитанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы: «дитя», т. е. ребенок, который вскармливается грудью; «молодой» – до 3–6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – до 7–12 лет, начавший обучаться; «отрок» – подросток 12–15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины – профессиональных воинов.

Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI–IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Однако деловая жизнь городов, законодательство, связи с другими народами не могли развиваться без использования той или иной формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографическое письмо. Это было примитивное письмо, на основе которого не могла возникнуть настоящая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.

Настоящее распространение письменности и организация систематического обучения начались, безусловно, с момента крещения Руси. Факт совпадения по времени данных исторических событий (распространения письменности и христианства)явился чрезвычайно важным.

Воспитание и обучение в Киевской Руси 10-12 веков

В 988 г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним.

Славянское языческое сознание постигало христианство, знакомясь с его книжной основой – Священным писанием, отбирая для себя в первую очередь то, что было близко и понятно.

Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский. Создателями славянской письменности, уже упоминавшимися ранее Кириллом и Мефодием, одновременно был осуществлен перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте. Это же обстоятельство, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам.

На Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.

Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем была открыта первая школа «учения книжного». Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.

Первым источником, дошедшим до нас и сообщающим о возникновении первых школ – «Повесть временных лет» Нестора. Там мы находим следующие строки цитирую: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещение приводити по всем градам и селам, послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное. Матери же чад сих плакаху по ним, ещё бо бяху утвердили верою, но аки по мертвеци плакахся». Ещё и далее 988г. в лето 6496… послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. А вот строки Вологодско-Пермской летописи: 988г. князь Владимир, собрав детей 300, вдал учите грамоте.

  • 988г. В ЛЕТО 6496… ПОСЛАЛ ОН (князь Владимир) СОБИРАТЬ У ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ ДЕТЕЙ И ОТДАВАТЬ ИХ В ОБУЧЕНИЕ КНИЖНОЕ.

  • 988г. КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ВОЛОДИМЕР, СОБРАВ ДЕТЕЙ 300, ВДАЛ УЧИТЕ ГРАМОТЕ.

Вывод на основании этих летописей:

1-ый вывод: школа древнерусская возникла с принятием христианства.

2-ой вывод: «плакуся» не означает отрицательное отношение к школе, неуважительного. Не боялись на Руси ни грамоты, ни книги. И с тем и с другими, как свидетельствует археологические, фольклорные и письменные источники, были знакомы. Слёзы матерей, отдавших детей в обучение можно объяснить тем, что во дворцовой школе им предстояло принять священнический сан, изменить семейной традиции наследования сыном профессии отца.

3-ий вывод: школа, учение дело было государственным, т.е. дворцовым (в этом я и нахожу преемственность древнерусской школы с нашей современной).

В каких же условиях идёт развитие древнерусской школы:

а) в условиях уже существования славянской азбуки (славянская азбука возникла в XI-Xв.- кириллица)

б) взаимодействие двух сил - языческой культуры восточных славян и христианской культуры, в условиях двоеверия. На протяжении 150 лет после принятия христианства люди продолжали верить в языческих богов, сохранялись праздники, песни, божества.

в) и третьим условием развития Древнерусской школы было появление городов, образование государства.

Где и кто открывал школы, кто её содержал

Итак, создателем первой школы на Руси является Владимир. 988 год – открытие в стольном Киеве дворцовой, т.е. государственной школы – «учения книжного». Существование этих школ зависело от князя, поддерживалось только его личной приверженностью.

Есть упоминания о древнерусских школах в «Истории Российской» В.Татищева. Интересно то, что у Татищева есть сведения о том, что первые школы, учреждались князьями, содержались за счет их казны. Князь Роман Ростиславич «своею казною содержал» училища и учителей в Смоленске (1180, XII). Константин Всеволодович хотел открыть училище в Ростове (1214, XIII), а во Владимире на Клязьме он «немалые волости дал» на содержание школы. А также школы открывались во Владимире-Волынском.

Теперь о термине «школа». Он отсутствовал. От глагола «учить» складывается более удобный термин «училище».

В древнерусском обучении выделяется два этапа обучения: начальное (домашнее) образование и «учение книжное».

Из таких источников, как «жития святых», мы узнаем о том, что первоначальное обучение на Руси представляло собой непосредственное общение с учителем (домашнее образование), а не передача в училища. Обучение у учителя не выходило за рамки начального, а могло ограничиваться только обучением чтению элементарному. Следующий этап обучения – «учение книжное», повышенного уровня. Греков писал : «учение книжное» - это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное образование по тому времени. Обучение на повышенном «книжном» уровне предполагало изучение в первую очередь Священного писания, творений отцов церкви и произведений церковно-учительской литературы. Традиционно на Руси знания приобретались через книги путём самообразования. При таком индивидуальном обучении надобность в книгах чисто учебного типа была невелика, они заменялись устными объяснениями учителя и работой над текстом.

Одновременно с появлением письменности на Руси начали своё существование первые учебные пособия для овладения грамотой-азбуки. Без азбуки невозможно само обучение. В основе обучения чтению на протяжении всего средневековья лежал буквослагательный метод.

Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро и т. д. Затем учащиеся тренировались в написании букв на вощеных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте. После усвоения азбуки в прямой последовательности приступали к упражнениям: азбука повторялась наизусть в обратном порядке и вразброс. Далее шло обучение чтению и написанию слогов (складов). Из слогов складывались слова. После этого ученики переходили к чтению и переписыванию молитв, псалтырных текстов.

Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке. Детей знакомили с так называемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – З и т. д.), т. е. с буквенной записью цифр. Такому алфавиту учили последовательно, по частям.

Алфавит и слоги должна была включать любая азбука: а первым связным текстом, прочитанным учеником, становится обычно текст Псалтыря – распространенный учебник, но кроме него изучали Измарагды, Златоусты, Златоструи. Обучение чтению, письму не составляло в Древней Руси единого процесса: письму учили не только позже, чем чтению, но и не всех.

В Киевской Руси в XI-XIIв сложилось три основных типа школ: демократические школы мастеров грамоты, элитарные школы учения книжного и переводческие школы.

В школах мастеров грамоты детей обучали упрощенному 32-буквенному алфавиту, а в дворцовых, соборных и монастырских – 44-45-буквенному, отражающему уже особенности не развивающейся древнерусской речи, а мертвеющей церковно-славянской (старославянской). В школах мастеров грамоты обучали навыкам делопроизводства, умению составлять письмо, договор, вести запись цифровых подсчетов.

При Ярославе Мудром при храме Софии появилась особая переводческая школа, где переводчики, по-видимому, были те самые русские из детей «нарочитой чади», которых Владимир приказал набирать для обучения. Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает всё большее количество переводов, которые были сделаны в XIв с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. К числу таких переводов принадлежат переводы Хроники Георгия Амартолы, Хроники Синкелла, замечательный перевод «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия.

А элитарные школы давали профессию «детям боярским».

Интересная страница развития древнерусской школы, что, свидетельствует о прогрессивном культурном развитии Руси. Это зарождение женского образования. И здесь я опять обращаюсь к страницам летописи, как к источнику моей темы.

6594 (1086). «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постригались первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».

Анка… Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам… Анка (Янка) – дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Княжна отличалась начитанностью. В 1086г при Андреевском монастыре открыла первое в Европе женское училище, которым она руководила 26 лет. Анка обладала незаурядными дипломатическими способностями: в 1089 г. возглавляла русское посольство в Византию. Оценивая просветительскую деятельность княжны, В.Н.Татищев писал: «Сия Анна, дочь Всеволода… по ея благочестному житию, прилежности и научению юношества и проч. достойна Анна великая или достохвальная именована быть».

Какова же роль учителя была в древнерусской школе, его место среди детей, отношение к нему.

В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовало «образца» примера: все поведение учителя, все его действия являлись для учеников прямым образцом для подражания.

Слово «учитель» в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении – это наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение». А термин «мастер грамоты» или просто «мастер» применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоев общества.

Личность учителя как и в древности, так и сегодня влияет на судьбы учеников. Поэтому никогда не сможет прерваться традиция, существующая у всех народов, - чтить и уважать высокое звание Учителя.

В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражалась благодарность родителей и их уважение.

Великая роль в древнерусской школе отводилась библиотекам

Уже в первой половине XIв была создана библиотека Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе. Она сыграла выдающуюся культурно-просветительскую роль. Она являлась учебной базой дворцовой школы. Книжный фонд Киевской Руси был значителен: 130-140 тысяч томов.

Ярослав Мудрый собрал большое количество книгописцев, которые занимались переводами и написали множество книг, по которым верующие люди могли учиться и наслаждаться учением божественным: «Мы пожинаем, учение получая книжное». При Ярославе Мудром появляются первые библиотеки, как при монастырях, так и частные.

Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Поэтому чтение книги не развлечение, а трудная духовная работа, постижение истинного смысла книги, нелегкий процесс «учения книжного». Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это – реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей».

Процесс школьного обучения не стоял на месте он совершенствовался из века в век. Доказательством являются школы при Ярославе Мудром. Строки из летописи: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, т.е. крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное». Слова летописца о том, что Владимир «вспахал» почву для развития просвещения, приняв христианство, а Ярослав посеял книжное учение, раскрывают определенную преемственность в развитии древнерусского образования, дают возможность представить устройство школ не как нагромождение кратковременных случайностей, а как длительный процесс в определенной последовательности.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков готовились в школах, открытых со времени князя Владимира и Ярослава Мудрого при церквах.

При Ярославе Мудром складывается система школьного образования: наряду с церковными, монастырскими школами существуют первые светские школы. В Новгороде Ярослав Мудрый создал школу для детей духовных лиц. При Андреевском монастыре в Киеве была основана первая женская школа. В ней учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киевско-Печерском монастыре, где наряду с богословием изучали философию, риторику.

Киевская Русь при Ярославе Мудром – просвещенное государство, в котором распространялась грамотность, просыпалась потребность в иностранных языках, а книга заняла почетное место в русском обществе.

Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяслав-ле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Typoве, Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви.

Одной из книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава». С педагогической точки зрения это был своеобразный вводный курс семи свободных искусств и христианской премудрости, предназначенный для запоминания и для нахождения готового ответа в целях введения новокрещеных христиан в круг идей и представлений, связанных с принятой ими верой. «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.

Необходимо отметить, что школы «ученья книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них особенное внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.

В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский. В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.

В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков». На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке – следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии название образования путем начетничества. По существу, оно являлось индивидуально-самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной.

Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни, о чем говорилось, в частности, в своде документов того времени – «Русской правде».

Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. В многочисленных пословицах говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить – ум точить». Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В устной народной словесности тс родители, которые заботились об обучении детей, представлялись людьми, достойными подражания.

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения. Так, многочисленные берестяные грамоты, датированные XII–XIII вв., содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения».

Выводы:

1)Я еще раз убеждаюсь в актуальности этой темы и в том, что на данном этапе очень нужно знать древние пласты культуры.

2)Я увидела связь, преемственность между древнерусской и современной школами в том, что:

а) и древнерусская, и современная школа являются государственными,

б) также сохранились этапы обучения.

3) Анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русском государстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения.

Список используемой литературы:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.: Педагогика, 1995. – 363 с.

  2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Розум С.И. - СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

  3. Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976

  4. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 637 с.

  5. Каркачева Н. «Не гневом, а сладким поучением»: Как учились на Руси в допетровскую эпоху // Природа и человек. – 2008. - № 09

  6. Пискунов А.И. История педагогики и образования / А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2004. – 490 с.

  7. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334

  8. Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия. Сборник статей – М.:, 1992. – 233 с.

  9. Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. - 2002. - №7.

Список Интернет-источников

1) http://ricolor.org/history/hr/culture/2/

2) http://pandoraopen.ru/2014-03-23/kak-uchili-i-uchilis-v-drevnej-rusi/

3) Образование в Древней Руси - https://ru.wikipedia.org/wiki/

17

videouroki.net

Первые Школы На Руси

Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.

Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.

Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».

Несмотря на такой рост строительства образовательных зданий, школа все еще не имела широкого распространения на всей территории Руси. Образование в Киевской Руси организовывалось систематически и повсеместно. Именно поэтому, первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех  школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают значительные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина.

 

fb.ru

По дорогам Древней Руси

Научно-исследовательский центр школьников – экспериментаторов МОУ ИСОШ №4

                                                 I научная конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: По дорогам истории Древней Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Работу выполнили:

                                                                                                                           ученики 4Б класса

                                                                                                                             МОУ ИСОШ №4

                                                                                                                             г. Железноводска

                                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                                               Зинченко Н. М.,

                                                                                                          учитель начальных классов.

 

 

                                                          г. Железноводск

                                                                  2010

 

 

                                             Оглавление

 

  1. Пояснительная записка………………………………………………
  2. Теоретическое обоснование…………………………………………
  3. Технология реализации проекта…………………………………….
  4. Выводы………………………………………………………………..
  5. Рекомендации…………………………………………………………
  6. Литература…………………………………………………………….
  7. Приложение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Пояснительная записка

 

Актуальность проблемы:

-Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека, именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательности на заре национальной истории.

 

Актуальность темы:

-История – сокровищница наших деяний, свидетель прошлого, пример и поучение для настоящего. Древнерусская культура – наша национальная гордость. Поэтому данная тема вызвала интерес у детей и стала актуальна.

 

Цель:

-повысить интерес ребят к углубленному изучению истории нашей Родины.

 

Объект:

-Древняя Русь глазами современников.

 

Предмет:

-составление сборника детских работ по теме: «По дорогам истории Древней Руси».

 

Задачи:

-составление сборника детских работ «По дорогам истории Древней Руси»;

-развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, умений получать информацию из различных источников;

-воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ.

 

Гипотеза:

-влияет ли создание сборника на развитие творческого интереса у учащихся?

 

Методы:

-экскурсии, изучение литературы, поиск в сети Интернет.

 

База:

-библиотека, кабинет начальных классов, краеведческий музей.

 

 

 

                       Теоретическое обоснование проекта

 

Киевская Русь – первое древнерусское государство. Оно сложилось в 9в. На землях, где издревле жили славяне. Через славянские земли проходил большой водный путь из Северной Европы в Причерноморье, путь, который называли тогда «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию. На этом пути выросли большие города, где делали остановки купцы. Здесь жили ремесленники, без которых нельзя было починить корабли, сюда привозили съестные припасы крестьяне из окрестных сел.

 Городов было много в Древней Руси, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали самыми крупными. И главным из них был Киев. Его называли матерью городов русских. А вся страна названа была Киевской Русью.

 Древняя летопись сообщает нам, что первым князем на Руси был Рюрик, выходец из варягов. Когда князь Рюрик умер, после него остался маленький сын Игорь. Вместо него стал княжить его дядя – Олег. Князь Олег со своей дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство – Киевскую Русь. Произошло это в 882году. Киев стал столицей древнерусского государства.

 После смерти князя Олега в Киеве стал править князь Игорь. В 945 году князь Игорь и вся его дружина погибла в сражении с древлянами у города Искоростень. Хитростью и силой отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа.

 Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава – называли «князь - воин». Все знали о его необыкновенной храбрости. Погиб князь Святослав в бою с печенегами.

Русское оружие славилось и в Византии, и в Западной Европе, и в Средней Азии. Кольчуга появилась на Руси на два столетия раньше, чем на Западе. О мечах русской работы хорезмийский ученый Аль – Бируни писал в середине 11века, что они украшены «удивительными  и редкостными узорами» и превосходят по качествам мечи знаменитых восточных оружейников.

  До принятия христианства разные племена молились своим богам. Языческих деревянных и каменных идолов воздвигали обычно на вершинах холмов или на большой поляне в лесной болотистой местности. Бога грозы звали Перун, бог солнца и лета –Даждьбог или Ярило, бог зимы, ветров и мороза – коварный и злой Стригбог.

 Славяне верили, что в каждом доме в подполе под печкой живет Домовой. Хозяином двора почитался Дворовый, овина – Овинник. В бане хозяйничал Банник. В лесу царствовали свои духи. Злой Водяной обитал в реках, озерах и ручьях.

  Праздники восточных славян были тесно связаны с природой. Зимой отмечали веселый праздник Коляда. В этот день ряженные с песнями ходили собирали колядки (угощения). Летом праздновали Ивана Купала. В этот день прыгали через костры, купались в реке, спускали на воду венки из цветов и трав. Языческие обычаи у восточных славян сохранились и после  крещения.

    988год считается временем крещения Руси. С принятием христианства на Руси возрос ее авторитет, усилилась власть князя, окрепли связи с другими государствами.

 И как только Русь, обращенное в христианство, вступила в культурное соревнование с самыми передовыми в ту пору народами, ее художники прославились своими работами за ее пределами. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Начиная с 15 века иконостас становится на Руси обязательной частью внутреннего убранства каждого храма, как деревянного, так и каменного. Размах монументального строительства в Киевской Руси – явление логичное и закономерное. На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением. Древний Софийский собор, сохранившийся до наших дней, говорит нам о мастерстве и таланте трудовых людей. Живущих много лет назад.

  Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Основателями славянской азбуки считают братьев Кирилла и Мефодия. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был его верным помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. С принятием христианства на Руси стали переписывать и переводить богослужебные книги. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

  После принятия христианства на Руси появились первые школы. Детей учили чтению, письму, пению, риторике.

  Со времен Киевской Руси воспевают в былинах богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красное Солнышко. Легенды, песни, сказки, игры  донесли до наших дней о действительных событиях того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Технология реализации проекта

 

 

В ходе выполнения проекта класс получил индивидуальные задания. Каждый ученик выбрал направление работы, определил с помощью учителя задачи и наметил предполагаемые результаты. Для создания сборника были изучены следующие темы:

«Первые русские князья», «Крещение Руси», «Культура Древней Руси». При работе над проектом использованы простые несложные формы оформления сборника «По дорогам истории Древней Руси»:

-сообщения

-рефераты

-мини- проекты.

 В результате деятельности учеников был создан сборник «По дорогам истории Древней Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

multiurok.ru

Преподавание в начальной школе. "Из истории древней русской литературы. У истоков русской детской литературы"

Разделы: Начальная школа

Цели и задачи:

  • развитие у школьников мотивации к чтению;
  • способствовать включению чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
  • помочь детям выяснить причины возникновения детской литературы;
  • формировать читательскую деятельность.

Оснащение: ноутбук, экран, флэшка, диски, на которые записаны детьми материалы к уроку(было дано задание поискового характера), портреты, книги детских писателей.

УРОК ЧТЕНИЯ. 4 КЛАСС (с ИКТ).

  1. Организационно- мотивационный этап.

2.Сообщение темы, целей урока.

-Сегодня мы вспомним, что знаем о древней русской литературе и выясним причину возникновения детской литературы.

3. Актуализация имеющейся базы ЗУН учащихся.

(Беседа в вопросно-ответной форме)

-Обратимся к истории нашего государства 11- 17 веков.

-Что вы знаете о древних книгах? Что представляли собой древнерусские рукописи?

(типы почерков, материал письма)

4. Расширение знаний.

- Прочитайте историческую справку в рабочих тетрадях по чтению стр. 26 –27.

- Что нового для себя каждый из вас нашел в этом тексте?

-Какое отношение к древним русским книгам имеют эти люди?

(на экране- портреты Кирилла и Мефодия - создателей славянской азбуки.)

5. Сообщение ученика о Кирилле и Мефодии, об их деятельности? их роли в деле развития русской литературы. (Моравские братья, философы, знали славянский язык, составили славянскую азбуку, перевели с греческого языка на славянский религиозные книги Апостол, Евангелие, Псалтырь).

- дополнение учителя:

Литературные произведения Древней Руси “завораживают” читателя привычностью, прикреплены к конкретному историческому факту, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах, поражениях), о князьях- полководцах, об иконах, о строительстве церквей. Вымысел тогда был равен лжи, а ложь была недопустима. Поэтому в древнерусских книгах описывались реальные события. К таким произведениям относятся прежде всего “ Повесть временных лет”, “ Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”, “ Слово о погибели Русской земли”, “ Житие протопопа Аввакума” и др.

6. Сообщение ученицы о собирателях древнерусских рукописей (граф Румянцев, митрополита Евгения Болховитинова, Строева и др.)

7. –Что читали дети в те времена? (Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития Святых).

-Каких древнерусских писателей, поэтов вы знаете?

(правщик Савватий, Симеон Полоцкий, Карион Истомин).

-К какому жанру относятся их произведения? (нравоучения, наставления, речи).

8. Об одном из этих древнерусских писателях послушаем сообщение…(ученик).

(на экране – портрет Симеона Полоцкого и текст сообщения).

9. Проверка домашнего задания - чтение наизусть стихов Симеона Полоцкого (3-5 учеников).

-Чему же учил Симеон царских детей? (Учил почитать родителей, учил добрым семейным отношениям).

10. – В те далекие времена еще не было понятия “ детская литература”. Эта обширная область общей литературы выделилась позже, на рубеже 17- 18 веков.

- Подумайте и ответьте: каковы, по- вашему, причины возникновения русской детской литературы? (осознание роли и значения ребенка в обществе, необходимость защиты его прав- ведь дети – это будущее страны, воспитание культурного человека, трудность понимания детьми литературных произведений для взрослых и т.п.).

-А каких русских писателей 19-20 веков вы знаете?

- Сообщение учителя: Вольф Маврикий Осипович, Новиков Николай Иванович, Лев Кассиль(на экране- портреты и тексты с сообщениями о писателях).

(по желанию учителя можно использовать календарь знаменательных дат на 2007 год, портреты, книги детских писателей:

11 сентября: 125 лет со дня рождения Б. Житкова

31 октября: 105 лет со дня рождения Е. Пермяка

3 ноября: 120 лет со дня рождения С. Я. Маршака

6 ноября: 155 лет со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка

27 декабря: 60 лет со дня рождения Г. Остера.

- А о чем любите читать вы? (о приключениях, о героях войны, о животных, смешные истории о детях, сказки, стихи для детей и т. п.)

11. Итог урока - выберите утверждения-причины возникновения литературы для детей:

1. Нечего было читать.

2. Книги были только для взрослых.

3. Детям нужны книги, которые им интересны и понятны.

4. Другое.

12. Домашнее задание: подготовить чтение понравившегося отрывка из любой книги для детей и подумать, в чем отличие произведений, которые читали дети раньше, до 17века, от произведений для детей современных писателей.

Использованная литература

  1. Уроки чтения по книге “В океане света” 4 класс. Е. В. Бунеева, О. В, Чиндилова (Методические рекомендации лдя учителя).
  2. Большая детская энциклопедия.
  3. Е. А. Смирнова Литературное чтение по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой

“В океане света” 4 класс.

Презентация.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai