Образование государства Древняя Русь. Правление в древней руси


Правление в Древней Руси. Быт и нравы царской России

Правление в Древней Руси

Если следовать историку Н.М. Карамзину, то первый государственный устав в Древней Руси, устав монархический, выразился в словах новгородцев: «хотим князя, да владеет и правит нами по закону».

Но варяги, которых привели с собой князья, шли в Русскую землю властвовать, а не подчиняться. Они и были первыми чиновниками, знаменитыми воинами, составляли отборную дружину и верховный совет и разделяли власть с государем. Например, Игорь не мог один утвердить союз с Грецией (945) и вместе с ним на священном холме должна была присягать вся княжеская дружина.

Сам же славянский народ, подчинившись князьям, сохранил еще свободу и все важные дела решал на общем совете или вече. В русских городах эти народные собрания были древним обычаем и свидетельствовали об участии граждан в правлении. Например, новгородцы потребовали от Святослава его сына в правители и пригрозили в случае отказа избрать себе другого князя.

Во время войны права князя ограничивались воинами, которые брали себе основную долю добычи, отдавая ему только часть. И Олег, и Игорь брали с греков дань на каждого из своих ратников; родственники убитых тоже имели свою долю. Однако вся русская земля была законной собственностью князя. Князья могли раздавать города и волости по собственному усмотрению.

Нравы того времени отличались простотой. Одни и те же люди ведали и гражданскими и военными делами: великий князь советовался по гражданским вопросам со своей дружиной.

Великому князю также принадлежала верховная законодательная и судебная власть. Например, Владимир своей властью отменил, а потом снова ввел смертную казнь, хотя это была инициатива духовных наставников.

Сам Владимир щадил убийц и наказывал их только денежным штрафом, вирой, но количество преступников стало увеличиваться, и это угрожало мирной жизни граждан. Церковные деятели спросили его: «Для чего не караешь злодейства?» «Боюсь гнева Небесного», — отвечал Владимир. «Нет, — сказали ему, — ты поставлен на казнь злым, а добрым на милование…»{18}. Владимир отменил денежные штрафы и снова ввел смертную казнь, как при Игоре и Святославе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Образование государства. Древняя Русь. IV–XII вв.

Образование государства

Постепенно разрозненные племена восточных славян объединяются. Появляется Древнерусское государство, вошедшее в историю под названиями «Русь», «Киевская Русь».

ДРЕВНЕРУ?ССКОЕ ГОСУДА?РСТВО – распространенное в исторической литературе название государства, сложившегося в кон. 9 в. в результате объединения под властью князей из династии Рюриковичей восточнославянских земель с главными центрами в Новгороде и Киеве. Во 2-й четв. 12 в. распалось на отдельные княжества и земли. Термин «Древнерусское государство» употребляется наряду с другими терминами – «Русская земля», «Русь», «Киевская Русь». Вл. К.

РУСЬ, Русская земля – название объединения земель восточных славян с центром в Киеве, возникшего в кон. 9 в.; к кон. 17 в. название распространялось на территорию всего Русского государства, с центром в Москве.

В 9–10 вв. название Русь закрепляется за территорией будущего Древнерусского государства. Поначалу оно охватывало земли восточнославянского племени полян-руси с гг. Киев, Чернигов и Переяславль. В 11– нач. 12 вв. Русью стали называть земли и княжества, подчиненные киевскому князю (Киевская Русь). В 12–14 вв. Русь – общее название территории, на которой располагались русские княжества, возникшие в результате раздробления Киевской Руси. В этот период возникли названия Великая Русь, Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь и др., как обозначения различных частей общей Русской земли.

В 14–17 вв. Русь – название земель, входящих в Русское государство, центром которого со 2-й пол. 14 в. стала Москва. С. П.

КИ?ЕВСКАЯ РУ?СЬ, Древнерусское государство – государство в Восточной Европе, возникшее в результате объединения земель под властью князей из династии Рюриковичей (9–2-я четв. 12 вв.).

Первые известия о существовании государства у восточных славян носят легендарный характер. В «Повести временных лет» сообщается, что среди северных восточнославянских племен (новгородских словен и кривичей), а также финно-угорских чуди, мери и веси началась усобица. Закончилась она тем, что ее участники решили найти себе князя, который бы ими «володел и судил по праву». По их просьбе на Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус (862). Рюрик начал княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске.

Иногда из летописного сообщения о приглашении Рюрика с братьями делается вывод, что государственность была занесена на Русь извне. Достаточно, однако, обратить внимание на то, что Рюрик, Трувор и Синеус приглашаются для выполнения функций, уже хорошо известных жителям новгородской земли. Так что этот рассказ – лишь первое упоминание об общественных институтах, уже действовавших (и видимо, достаточно давно) на территории Северо-Западной Руси.

Князь являлся предводителем вооруженного отряда и выполнял функции верховного правителя, причем первоначально не только светского, но и духовного. Скорее всего, князь руководил войском и был верховным жрецом.

Дружина состояла из профессиональных военных. Часть из них переходила к князю от отца («старшая», или «большая», дружина). Младшие дружинники росли и воспитывались вместе с княжичем с 13–14-летнего возраста. Их, видимо, связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами.

Личная преданность дружинников не закреплялась временными земельными владениями. Древнерусские дружинники находятся полностью на обеспечении князя. Дружинники жили обособленно, на княжеском «дворе» (в княжеской резиденции). Князь считался в дружинной среде первым среди равных. Дружина обязывалась поддерживать и защищать своего князя. Она выполняла как полицейские, так и «внешнеполитические» функции по защите племен, пригласивших данного князя, от насилия со стороны соседей. Кроме того, при ее поддержке князь контролировал важнейшие торговые пути (взимал налоги и защищал купцов на подвластной ему территории).

Другим путем формирования первых государственных институтов могло быть прямое завоевание данной территории. Пример такого пути у восточных славян – легенда об основателях Киева. Принято считать, что Кий, Щек и Хорив – представители местной полянской знати. С именем старшего из них якобы и связывалось начало Русской земли как протогосударственного объединения племени полян. Впоследствии Киев был занят легендарными Аскольдом и Диром (согласно «Повести временных лет» – дружинниками Рюрика). Чуть позже власть в Киеве перешла к Олегу – регенту Игоря, малолетнего сына Рюрика. Олег обманул Аскольда и Дира и убил их. Для обоснования своих претензий на власть Олег ссылается на то, что Игорь – сын Рюрика. Если прежде источником власти было приглашение на правление или захват, то теперь решающим фактором для признания власти законной становится происхождение нового правителя.

Захват Киева легендарным Олегом (882) принято связывать с началом оформления Древнерусского государства. С этого события начинается существование своеобразного «объединения» новгородских, смоленских и киевских земель, к которым впоследствии были присоединены земли древлян, северян и радимичей. Было заложено основание межплеменного союза восточнославянских, а также ряда финно-угорских племен, населявших лесную и лесостепную зоны Восточной Европы. Это объединение и принято называть Древнерусским государством, а также

Древней, или Киевской, Русью. Внешним показателем признания власти киевского князя являлась регулярная выплата ему дани. Сбор дани происходил ежегодно во время так называемого полюдья.

Как и всякое государство, Киевская Русь использует силу, чтобы добиться подчинения своим органам. Основной силовой структурой была княжеская дружина. Однако жители Древней Руси подчиняются князю не только и даже не столько под угрозой применения оружия, сколько добровольно. Тем самым действия князя и дружины (в частности, сбор дани) подданными признаются законными. Это, собственно, и обеспечивает князю возможность с небольшой дружиной управлять огромным государством. В противном случае свободные жители Древней Руси, которые чаще всего были достаточно хорошо вооружены, вполне могли отстоять свое право не подчиняться незаконным (на их взгляд) требованиям.

Пример тому – убийство древлянами киевского князя Игоря (945). Игорь, отправляясь за повторной данью, очевидно, не мог представить, что его право на получение дани – пусть даже превышающей обычные размеры – кто-либо будет оспаривать. Поэтому князь и взял с собой только «малую» дружину.

С восстанием древлян связано событие, чрезвычайно важное в жизни молодого государства: Ольга, жестоко отомстив за смерть мужа, вынуждена установить уроки и погосты (размеры и места сбора дани). Тем самым впервые осуществилась одна из важнейших политических функций государства: право издавать законы.

Первым дошедшим до нашего времени памятником письменного права является Русская Правда. Ее появление связывают с именем Ярослава Мудрого (1016–1054), поэтому древнейшую часть иногда называют Правдой Ярослава. Она представляет собой сборник судебных решений по конкретным вопросам, которые в последующем становились обязательными при решении аналогичных дел.

Новым явлением в политической жизни стало разделение всей территории Древнерусского государства между сыновьями киевского князя. В 970 г., отправляясь в военный поход на Балканы, киевский князь Святослав Игоревич «посадил» на княжение в Киев своего старшего сына Ярополка, в Новгород – Владимира, а Олега – в землю древлян, соседнюю с киевской. Очевидно, им же было передано право сбора дани для киевского князя, т. е. с этого времени князь прекращает ходить в полюдье. Начинает формироваться некий прообраз государственного аппарата на местах. Контроль над ним продолжает оставаться в руках киевского князя.

Окончательно такой тип управления складывается во время правления киевского князя Владимира Святославича (980–1015). Владимир, оставив за собой киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Вся полнота власти на местах перешла в руки Владимировичей. Подчиненность их великому князю-отцу выражалась в регулярной передаче ему части дани, собиравшейся с земель, в которых сидели великокняжеские сыновья-наместники. При этом сохранялось наследственное право власти. Одновременно при определении порядка наследования власти постепенно закрепляется преимущественное право старшинства.

Такой принцип соблюдался и в случае перераспределения княжений между сыновьями великого князя киевского после смерти одного из братьев. Если умирал самый старший из них (сидевший обычно на новгородском «столе»), его место занимал следующий по старшинству брат, а все остальные братья передвигались по «лествице» власти на одну «ступеньку» вверх, переходя на все более престижные княжения. Такая система организации передачи власти обычно называется «лествичной» системой восхождения князей на престолы.

Однако «лествичная» система действовала только при жизни главы княжеского рода. После смерти отца, как правило, начиналась активная борьба между братьями за право владеть Киевом. Соответственно все прочие княжения победитель раздавал своим детям.

Так, после того как киевский престол перешел к нему, Ярослав Владимирович сумел избавиться практически от всех своих братьев, сколько-нибудь серьезно претендовавших на власть. Их места заняли Ярославичи. Перед смертью Ярослав завещал Киев старшему сыну Изяславу, который к тому же оставался князем новгородским. Остальные города Ярослав разделил по

старшинству между сыновьями. Поддерживать установленный порядок должен был Изяслав, как старший в роду. Тем самым формально закреплялся политический приоритет киевского князя.

Однако уже к кон. 11 в. власть киевских князей значительно ослабевает. Заметную роль в жизни не только города, но и государства в целом начинает играть киевское вече. Ими изгонялись или приглашались на престол князья. В 1068 г. киевляне свергли Изяслава, великого князя киевского (1054–1068, 1069–1073, 1077–1078), проигравшего сражение с половцами, и посадили на его место Всеслава Брячиславича Полоцкого. Через полгода, после бегства Всеслава в Полоцк, киевское вече попросило Изяслава вернуться на престол.

С 1072 г. прошел ряд княжеских съездов, на которых Ярославичи пытались договориться об основных принципах разделения власти и о взаимодействии в борьбе с общими противниками. С 1074 г. между братьями разворачивается ожесточенная борьба за киевский престол. При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды.

Участившиеся усобицы серьезно ухудшили внутри– и особенно внешнеполитическое положение русских земель. В 1097 г. в городе Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений между правителями русских земель: «Каждо да держить отчину свою». Теперь «отчина» (земля, в которой княжил отец) переходила по наследству сыну. На смену «лествичной» системе восхождения князей на престолы пришло династическое правление.

Хотя ни Любечский, ни последующие княжеские съезды (1100, 1101, 1103, 1110) не смогли предотвратить междоусобиц, значение первого из них чрезвычайно велико. Именно на нем были заложены основы существования независимых государств на территории бывшей единой Киевской Руси. Окончательный распад Древнерусского государства принято связывать с событиями, последовавшими за смертью старшего из сыновей киевского князя Владимира Мономаха, Мстислава (1132). А. К.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Образование государства Древняя Русь

Древнерусское государство возникло в IX в. из восточнославянских племенных союзов. О последних сообщает нам древний летописец в “Повести временных лет”. Поляне жили на Днепре в районе Киева, древляне — в Поле­сье, словене ильменские — на севере, ближе к Западной Двине — дреговичи, с последними соседствовали кривичи, в бассейне Оки — вятичи... Князь, тысяцкий, старейшины, дружина, вече — таковы основные элементы общественно-политической структуры восточнославянских племенных союзов накануне об­разования государства. Основу экономики населения здесь составляли земле­делие и скотоводство. Охота, рыболовство, бортничество также приносили су­щественную выгоду, ведь огромные дремучие леса изобиловали диким зверем, птицей, а многоводные реки — рыбой. Рыба составляла значительную часть рациона восточных славян. Бортничество — это добыча меда диких пчел. Мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян.

С древнейших времен основные предметы вывоза из Руси — это меха, воск, мед, рабы. В качестве важнейших дорог в Восточной Европе выступили реч­ные пути (Волга, Днепр, Дон, Западная Двина), именно по ним в раннее сред­невековье Восточная Европа связывала развитые страны Востока с Западной Европой.

После первого этапа объединительного процесса у восточных славян, когда были созданы союзы племен, наступил второй этап: создавались союзы союзов племен. Один из них возник на северо-западе Русской равнины. Летописец сообщает, что чудь, словене, кривичи и весь обратились к жителям Скан­динавии — варягам (норманнам): “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. По их приглашению прибыли 3 кня­зя с военными дружинами: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Из этого краткого летописного сообщения в XVIII в. создана целая “норманнская проблема”. Одни истори­ки (чаще всего зарубежные) считали, что именно варяги привнесли государ­ственность на Русь, другие, начиная с М. В. Ломоносова, полностью отрицали роль варягов в построении государства. Современные данные показывают, что ошибочно как преувеличивать роль варяжских военных дружин на Руси, так и полностью игнорировать их значимость.

Конец VIII — IX вв. — начало эпохи викингов, когда вследствие перенаселе­ния в бедных скандинавских странах началась широкая миграция людей отту­да на запад и восток. В славянских землях викинги (или русь, варяги) сталки­вались с местным населением, находившимся на том же цивилизационном уровне, что и они сами. Вожди варяжских отрядов заключали здесь союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. А южная и юго-восточная часть славянских земель попала в орбиту влияния Хазарии.

Оказав существенное влияние на становление сильной княжеской власти, варяги не принесли на Русь государственность, которая вызрела в недрах древ­нерусского общества и прошла долгий путь становления.

Второй мощный суперсоюз племен сформировался на среднем Днепре. Во главе его стояли поляне. Это треугольник Киев — Чернигов — Переяславль. Со­гласно летописи, “Русь” — название варяжского племени, из которого происхо­дил Рюрик, чьи потомки и стали первой правящей династией на Руси — Рюри­ковичей. Согласно другой устной традиции, “Русь” или “Рось” — название пле­менного союза вокруг речки Рось южнее Киева. Лишь после XII в. понятие Русь стало обозначать не только Киевщину, но и всю территорию, занятую во­сточными славянами.

Сходный термин “рось” существовал издавна и на юге (в переводе с иран­ского — светлый), хотя нужно помнить, что на Руси форма “Рос” (Россия) по­явилась лишь в XVI в.

Объединил Новгород и Киев (два суперсоюза) преемник Рюрика — Олег, который в 882 г. со своей военной дружиной спустился из Новгорода и захватил Киев. Именно эта дата до Октябрьской революции считалась формаль­ной датой создания государства Русь.

Держава вначале представляла собой своеобразную федерацию полунезависимых племенных княжений, подчинявшихся великому князю Киевскому. Великий князь в них имел право на сбор дани (полюдье) и получал в случае нужды воен­ные ополчения для больших походов. Киевские правители стремились ликви­дировать такие местные княжения и местные династии, но борьба эта была долгой и растянулась на весь Х в. Под полюдьем обычно понимают ежегод­ные объезды князя с дружиной своих земель с целью сбора дани. Для сбыта полученной дани и устраивались затем военно-торговые экспедиции (но не набеги и походы) в соседние страны.

Великий князь, подчиняя себе местные княжения, опирался прежде всего на дружину, уже при Олеге расширившуюся за счет коренной славянской знати, с которой он вынужден был считаться. На местах же князья опирались, кроме знати (бояр, старейшин, “мужей”), также на общее собрание всех общин­ников (вече). В случае войны собиралось ополчение со всех подвластных Киеву земель, которое возглавлял общерусский воевода (в местных княжествах — тысяцкий), бывший вторым человеком в государстве после князя. Основная мас­са населения государства — свободные общинники — землепашцы. Таким обра­зом, по политическому строю раннефеодальное государство Древняя Русь было монархией с сильными пережитками родового строя и военной демократии.

Княгиня Ольга (945 — 964) отменила архаичную систему полюдья, вызвавшую восста­ние древлян при князе Игоре, и заменила ее систематическим сбором дани в заранее определенном объеме по погостам (административным цент­рам) тиунами — чиновниками княжеской администрации.

Русское государство, по своему характеру военное и торговое, экономи­чески основывалось на контроле над днепровским участком великого торгового пути древности — “из варяг в греки”. Именно вдоль этого торгового пути возникли крупные города: Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерус­ского государства, его экономической базой. Значительная прибыль, извлекаемая князьями из обеспечения безопасности многочисленных торговых караванов, по­зволила быстро укрепиться мощной княжеской власти, вести покорение соседних славянских племен, совершать дальние военные походы на Царьград, теснить соседние государства — Волжскую Булгарию и Хазарский каганат.

Русь стала также посредником между лесистым севером и степным югом. И Византия (самая мощная мировая держава той эпохи), и русские старались также держать открытым восточный торговый путь в Халифат (Вол­га — Каспий).

Наиболее интенсивно экономически и политически Русь наладила систему взаимоотношений именно с Византией. Каждую весну экс­педиции варяжских и славянских отрядов отправлялись на своих судах вниз по Днепру. Они везли меха, воск, мед и рабов. А обратно из Константинополя — оружие, вина, ткани, серебро... Князь со своей дружиной сопровождал эти ка­раваны, так как часть товаров принадлежала ему. Ежегодную дань от соседних племен, собираемую им, необходимо было обменивать на редкие для Руси товары именно в Константинополе. Несмотря на эту постоянную торговую связь, русские князья в Х в. неоднократно совершали военные набеги на Византию, пытаясь улучшить права русских купцов там или просто набрать побольше военной добычи или откупа.

Первые русские князья — Олег (882 — 912), Игорь (912 — 945), Ольга (945 — 964) — активно расширяли свою власть над соседними славянскими племенами. Вып­лата годовой дани была лишь первым шагом в объединении этих племен в новое государство. Постепенно власть местных правителей заменялась влас­тью присланных из Киева наместников. Процесс этот шел долго и трудно. Так, в 945 г. восставшие древляне убили князя Игоря. Но военная мощь профес­сиональных дружин Рюриковичей была значительно выше сил племенных опол­чений, и территория Киевской Руси постоянно увеличивалась в IX — X вв. Если первая из трех важнейших задач Рюриковичей, как выше описано, — это укрепление государства и распространение своей власти внутри страны, то вторая — это торговля, военные походы и культурный обмен с Византией, а третья — борьба со степными кочевниками, которые всегда угрожали Руси с юга: хазарами, печенегами, а затем (с XI в.) половцами.

Сын Игоря и Ольги — Святослав (964 — 972) был выдающимся и удачливым полководцем своего времени. В отличие от походов-набегов его предшествен­ников, войны Святослава: походы на Волжскую Болгарию и Византию, разгром и уничто­жение Хазарии — имели политическую стратегию. Он пытался, и очень успеш­но, создать новую мощную империю с центром на Балканах. Переяславец на Дунае, занятый им, он хотел сделать центром огромных завоеванных им зе­мель. “Сюда, — говорил он, — будет стекаться все хорошее: золото, одежда, вино и фрукты от греков; серебро и лошади от чехов и венгров; меха, воск, мед и рабы из Руси”. Действительно, Святослав, покорив болгар и уничтожив Хазарию, стал наследником степной империи кочевников и занял уникальную стратегическую позицию. Он контролировал территорию от устья Волги до ус­тья Дуная. Но планам его не суждено было сбыться. Огромная многовековая мощь и опыт Византийской империи, не сопоставимые с ресурсами и опытом лидера молодого государства, позволили ей разгромить Святослава на Дунае, а вторжение печенегов на Русь, от руки которых Святослав и погиб, вернуло ситуацию в прежние рамки.

В кровавой междоусобице, разгоревшейся между сыновьями Святослава после его смерти, победил младший сын — Владимир (980 — 1015). С ним связа­но событие огромного значения в истории Руси — принятие хри­стианства. Религией восточных славян было язычество. Некоторые отголоски его (масленица, элементы культа природы) дожили в России до наших дней. Заключительным этапом развития язычества стало появление многобожия — политеизм. Наиболее известны Перун — бог молнии и грома, Велес — бог ско­та, торговли и богатства, Даждьбог — ипостась бога Солнца, Стрибог — бог вет­ра и многие другие божества различных крупных племенных союзов.

Для более устойчивого объединения вокруг Киева местных славянских зе­мель и сплочения державы необходимы были качественно новые меры. Князь Владимир попытался в начале своего княжения (983 г.) создать общерусский пантеон языческих богов (Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог) из божеств племен­ных княжений. Дядя князя, опытный воевода Добрыня, установил деревянного Перуна в Новгороде. Но Владимир быстро убедился в малой эффективности своей реформы язычества.

Нужна была монотеистическая религия, значительно укреплявшая власть единого правителя. Это было тем более необходимо, что такие религии испо­ведовали все окружавшие Русь государства. В 962 г. крестился польский князь Мешко (от Рима). Еще ранее христианство пришло в Чехию. Волжская Булгария и весь Восток были исламскими. На территориях разрушенной Хаза­рии господствовал иудаизм, а влияние еврейских купцов на международную торговлю оставалось очень значительным. И все же Русь была обречена на христианизацию. Христианство пробивало здесь дорогу себе уже более 100 лет. По летописному рассказу “Повести временных лет”, князь провел в Киеве своеобразное испытание веры, то есть прозондировал все основные варианты монотеистических религий с целью выбрать среди них оптимальный для своего народа.

Возможно, Владимир действительно направлял посольства на Восток в ис­ламские страны (Булгар, Хорезм), в хорошо знакомый славянам Царьград (Кон­стантинополь). Из всех соседей Руси единственной мощной мировой державой являлась Византия, отношения с которой длились все начальные века славян­ской истории. Внутренне стабильная, высококультурная империя с неограни­ченной властью монарха, подкрепленной греческой церковью, давно притяги­вала взоры русских князей. Следует помнить, что княгиня Ольга (бабка Влади­мира) крестилась еще в 954 г. Были христианами уже многие бояре и дру­жинники.

В 988 г. Русь была крещена по приказу князя Владимира, причем чаще все­го крещение носило принудительный характер. Идолы Перуна и прочих язы­ческих богов дружинники скинули в реку, а сами киевляне были окрещены в Днепре. В Новгороде Добрыня “огнем и мечом” крестил горожан, причем на севере сопротивление христианизации было более сильным, чем на юге стра­ны. В целом же процесс крещения Руси продолжался как минимум еще один-два века. До самого конца киевского периода русской истории христианство лишь скользило по поверхности нашего общества, не затрагивая основ древ­нерусской жизни. Древнерусское язычество было настолько распространено, что и многие века спустя после принятия христианства русское общество оста­валось языческим по своему менталитету, мировоззрению людей, их привыч­кам, житейской практике отношений.

Принятие христианства усилило власть великого князя киевского, ускорило консолидацию древнерусского этноса, имело огромное значение для развития русской культуры.

Введение христианства приобщило Русь к мировой цивилизации — великой культурной традиции Византии. Церковная структура на Руси стала мощной опорой русской государственности. Христианство вместе с тем способствова­ло гуманизации русского общества, насаждению качественно иных по сравне­нию с язычеством норм морали и этики, призывало “возлюбить ближнего, как самого себя”. Не случайно первые русские святые — князья Борис и Глеб — отказались от борьбы за княжеский стол, разгоревшейся после смерти их отца — князя Владимира.

Политический строй. Расцвет древнерусского государства приходится на время правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054), сына князя Владимира. Именно он победил в междоусобной борьбе за власть, разгоревшейся после смерти Владимира между его сыновьями. Власть в Киеве вначале захватил Святополк, пославший убийц к своим сводным братьям — Борису и Глебу. Они погибли, но стали символами жертвенности и искренней любви к богу. Князья Борис и Глеб — первые русские святые, чтимые православной церковью.

Против братоубийцы Святополка, прозванного в народе Окаянным, начал войну Ярослав, посаженный отцом наместником в Новгороде. Новгородцам всегда не нравилось верховенство Киева, и они активно поддержали Ярослава в борьбе за власть. В ходе этой борьбы Ярослав привёл на помощь дружины варягов, а Святополк — печенегов и поляков. В конце концов победа досталась Ярославу.

Именно при нем Киев стал политической и культурной столицей государства. За образец Ярослав взял Константинополь. Он построил в Киеве великолепный Софийский собор, новую крепость и Золотые ворота. Князь очень любил книги и собрал их огромное количество. Многие книги переводили специально для него с греческого. Киев стал важным центром образования и науки.

По своему политическому строю Древняя Русь — это раннефеодальная монархия. Великий князь был главой государства, но полным единовластием не обладал. Главная его функция — военная. Он с помощью своей дружины, а иногда местного ополчения обороняет княжество от врагов, совершает походы в соседние земли, собирает налоги (дань). Князь в ту эпоху прежде всего глава своей дружины, а также верховный судья.

Его власть существенно ограничена знатью. Верхушка дружины, бывшие племенные князья и старейшины образовывали Совет при князе, который решал все главные вопросы в государстве. Этих людей стали называть боярами. Многие из них имели богатые земли со множеством крестьян, а некоторые и собственные дружины. Такими были уже известный нам воевода Свенельд и его потомки, Добрыня — дядя князя Владимира и многие другие. Бояре могли бросить службу одному князю и перейти к другому. Интересы народа тогда представляло вече — городское собрание свободных мужчин. На вече порой решались вопросы войны и мира, в чрезвычайной ситуации неугодные князья могли быть изгнаны из города.

Итак, можно выделить три элемента в управлении княжеством: первый — монархический элемент (князь), второй — аристократический (бояре) и третий — демократический (вече). В разных городах и княжествах Руси эти элементы сочетались по-разному. На севере (Новгород, Псков) постоянно росла роль вече. В центре страны (Владимир, Суздаль, Ростов) сильнее был князь, а на юго-западе (Галич, Волынь) к полной власти стремилось боярство.

При Ярославе Мудром мы наблюдаем пик мощи и расцвета единого Древнерусского государства. После его смерти начинается процесс деления Руси на несколько самостоятельных княжеств, управляющихся разными князьями из дома Рюриковичей. Этот процесс пошел особенно быстро после смерти внука Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (1113 — 1125), который был последним сильным киевским князем. Начался период феодальной раздробленности на Руси.

studfiles.net

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Возникновение государственности у восточных славян: причины, особенности.

Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие. Следовательно, они были не кочевым, а оседлым народом. Славяне занимались также скотоводством, различными видами ремесел. Большое количество римских монет II-IV вв. новой эры, найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные славяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля.

Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объединялись,- поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово "рос" ("рус" и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся стороне. Здесь же можно встретить упоминание о "законе русском", под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни. Император Византии Константин Багрянородный, правивший в Х в., в известном сочинении "Об управлении империей" неоднократно говорит о росах как народе и даже о "России" как стране.

Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина "русь" от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том числе и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона. Напрашивается вывод: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. (т.е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вожди-князья окружали себя приближенными воинами - дружиной, все более явственно возвышаясь над массой своих соплеменни­ков. Под влиянием завоевательных походов различные славянские племена нередко объединялись в племенные военно-политические союзы, причем это объединение происходило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку.

Немало сведений по политической истории (и предыстории) Древнерус­ского государства содержит древнейший летописный свод "Повесть временных лет", автором которого был монах Киевско - Печерского монастыря летописец Нестор. По свидетельству летописного свода, в среднем течении Днепра в VI в., сложилось княжество полян, ставшее важным этапом в процессе возникновения Древнерусского государства. Во время, непосредст­венно предшествовавшее его образованию, существовали княжества полянское, древлянское, дреговичское, полоцкое, словенское. Применительно к VIII в. источники говорят о трех восточнославянских объединениях - Куявии, Славии, Артании.

Первое располагалось на Киевской земле, второе - в районе озера Ильмень, местоположение третьего не выяснено. Некоторые историка отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшейся на Таманском полуострове; другие исследователи помещают ее на Волге. Разумеется государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной, имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства (Киевской Руси) - одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья.

Народы, населявшие Восточную Европу, создали свою государственность, минуя рабовладельческий строй и перейдя сразу к феодализму. У них возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права. Переход к феодализму совершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существо­вали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый неуклонно разлагался, второй, появившись, не получил дальнейшего развития, и только третий обрел историческую перспективу. Это" переходный период получил в литературе различные наименования (варваре кий, дофеодальный, период становления феодальных отношений и т.п.).

 

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.

Во главе Древнерусского государства стоялвеликий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князьпередает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или числен­ная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокня­жеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были професси­ональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Вассалы великого князя, являясь по его зову в Киев, приводили с собой дружины, а также ополчение, состоявшее из их слуг и крестьян. Каждый мужчина должен был владеть оружием. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их в походы. Испытывая потребность наращивании военной силы, киевские князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, потом степных кочевников (каракалпаков и др.)

В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установилисистема налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово "подданный" т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты - специальные пункты сбора дани (обычно это было крупное село). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном - богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.

Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

 

 

stydopedia.ru

Форма правления и государственного устройства Древней Руси — История отечественного государства и права (ИОГП)

Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Вассалы великого князя, являясь по его зову в Киев, приводили с собой дружины, а также ополчение, состоявшее из их слуг и крестьян. Каждый мужчина должен был владеть оружием. Боярских и княжеских  сыновей  уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их в походы. Испытывая потребность наращивании военной силы, киевские князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, потом степных кочевников (каракалпаков и др.)

В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово "подданный" т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты - специальные пункты сбора дани (обычно это было крупное село). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном - богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.

Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

ifreestore.net