Древний Киев - столица Древней Руси. Древний Киев: история и архитектура. Киев в древней руси


Древний Киев - столица Древней Руси. Древний Киев: история и архитектура

Древняя Русь стала культурным учителем Европы. Ее наукой, стилем правления, этикетом и архитектурой восхищались далеко за пределами государства. Недаром князья были в почете, и каждый из правителей имел честь дружить и породниться с ними.

Призрачный основатель города

Все слова - это послания. Сообщение, которое оставили для будущих поколений предки. И история древнего Киева скрывается в его названии.

древний киевНаиболее известная легенда об основании города - рассказ о трех отважных братьях: Кие, Щеке, Хориве и их прекрасной сестре Лыбидь. По преданию, именно эта семья в конце V века закладывала первые камни для будущего города. В честь старшего брата и назвали поселение. Но мнение ученых разделяется по правдивости этой теории. Первые считают, что реальной исторической фигурой был только Кий, а его братья - фантазия народа. Вторые ставят под сомнение существование даже старшего брата. В общем, древний Киев не единственный город, что построили три брата. Также на территории Европы разбросано более сотни других старинных городков с похожим корнем. Поэтому исследователи и критикуют эту концепцию.

Происхождение названия

Отклонив миф о Кие, ученые нашли другие объяснения. Так, в тюркском языке есть слово «ков», что переводится как "берег реки". «Киви» на сарматском диалекте означает горы. Существует и совсем далекая версия. По ней город взял свое имя от пракрита (древнеиндийский язык), где слово «коява» переводится как "место трона". Учитывая то, что Киев - столица древней Руси - расположен в гористой местности на берегу Днепра и со дня основания был центром политической элиты, каждое из объяснений имеет право на существование.

Самой родной является славянская трактовка. Она ведет название города от слова «кий» - то есть палка, посох. Таким предметом владели волхвы и князья, и Киевом называли каждый город, в котором были эти люди. Это объясняет десятки городов-тезок по Европе.

история древнего киева

Сердце Руси

На самом деле Киевской Руси как государства не существовало. Термин был придуман учеными для того, чтобы не путаться между Русью, сформировавшейся в IX веке и Московским царством, которое на пять веков старше.

В то время одно из крупнейших государств средневековой Европы, центром которого был древний Киев, называли просто Русь. Территорию населяли восточные славяне, которые впоследствии дали начало украинцам, белорусам и россиянам. Много сделала на пути к установлению государственности торговля. Страна возникла на транспортном пути из Скандинавии по Днепру вниз через Черное море в Византию. Эта дорога получила название «путь из варяг в греки».

В середине IX века в Новгород был призван княжить варяг Рюрик. Это было сделано с определенной целью. Иностранец должен был навести порядок. Но других достоверных источников, подтверждающих слова из «Повести временных лет» (в летописи упоминается об этих событиях) нет. Представитель новой власти пришел со своим народом, который назывался русы. Именно от варяга и пошло слово «русь».

Первые князья

В 862 году прибывшие вместе с Рюриком Аскольд и Дир подчинили себе древний Киев. По другим источникам - эти мужчины были потомками знаменитого Кия, основавшего город.

древний киев фото882 год стал переломным в истории. К Киеву подошел князь Олег. Он был из рода Рюриковичей. После смерти последнего стал регентом при его сыне Игоре и начал княжить на новгородской земле. Во время своих походов он приблизился к Киеву и узнал о том, кто там властвует. Тогда спрятал свое войско и вызвал правителей к себе, назвавшись купцом. Аскольд и Дир повелись на приманку и впоследствии были казнены войском Олега. Регент Игоря заметил, что они не княжеского рода, поэтому не имеют права сидеть на троне.

С тех пор древний Киев стал новой столицей, тем самым объединив два центра славян. Именно князя Олега ученые считают родоначальником Киевской Руси.

Языческая культура

Задолго до прихода правителей-христиан земли Киева населяли язычники, которые имели свою культуру и архитектуру.

Восточные славяне верили в силы природы, боготворили их. Местами поклонения становились энергетические точки, где ощущались сильные мистические энергии. Как правило, это были холмы. На них наши предки устраивали капища. Это была первая архитектура древнего Киева. Обычно по центру стояла фигура деревянного или каменного идола. Был жертвенник, к которому верующие возносили дары. Такие капища были найдены на Благовещенской горе, которая была святым местом для бога молнии Перуна.

киев столица древней русиДревние славяне большое значение придавали горам, хотя жили они преимущественно на берегах рек. На холмах они молились и приносили жертвы. До сих пор в Киеве сохранились места их поклонения. Обычно это каменный круг с выступами на четыре стороны света. Вместе с тем капища были политическими центрами, где решались важные вопросы. Общая географическая карта древнего Киева открывает все места поклонения староверов. Каждая гора была центром ритуала жертвоприношения.

Существуют утверждения, что язычники возводили храмы за несколько лет до принятия христианства.

Жемчужина христианства

С приходом князей популяризировалось христианство. Оно было основой архитектуры Руси и дало новое направление в развитии духовного строительства.

Ранее религиозные объекты строились из дерева. Первым каменным центром поклонения стала Десятинная церковь, которая прославила древний Киев. Фото-реконструкция этого архитектурного шедевра учитывает описание летописей. Ознакомиться с ней можно в Историческом музее Киева.

карта древнего киеваЭто было чудо, которое поражало своим богатством и великолепием. Построена она была около 989 года за счет налогов. Для ее сооружения были привезены лучшие мастера из Византии. Также она была пышно украшена изнутри. Количество мозаик, фресок и икон до сих пор не берутся подсчитать. Феодальная раздробленность стала началом ее краха.

Современная киевская архитектура

История древнего Киева сохранилась в архитектуре и до сегодняшнего дня. Самым ярким примером является Софийский собор. Первые камни были заложены в 1037 году. Над ним работали константинопольские и славянские зодчие. В XVII-XVIII столетии собор был перестроен в стиле украинского барокко. В 1934 году стал музеем - Софийским заповедником.

Ученые до сих пор спорят о том, кто был инициатором идеи построения храма - Владимир или его сын Ярослав.

архитектура древнего киеваЗолотые ворота - еще один памятник архитектуры Руси, который радует и сегодня. Кроме культурного смысла, построение несло охранное назначение. Город активно строился и требовал оборонительных укреплений. Название происходит от аналога в Константинополе.

Архитектура – машина времени, которая покажет древний Киев. Фото объектов можно найти в статье, но лучше всего увидеть все своими глазами.

fb.ru

от любви до ненависти — Славянская культура

Древний Киев и Рюриковичи от любви до ненависти

История одного из древнейших славянских городов, Киева, при всём внимании к ней, имеет множество белых пятен. Наибольшее число загадок оставляет само происхождение города, его значение в древнем Роськом государстве. Остаются тайнами и времена правления в нём Аскольда и Дира, прихода Рюриковичей, начала так называемых «реформ» Владимира, поламавших устройство предыдущего единого и древнейшего славянского государства в Европе. 

В «Повести временных лет» пишется: и сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».

Но до ныне трудно выяснить является ли это высказывание словами самого Нестора или это более поздняя приписка к древнерусским компилятивным рюриковичским летописям созданным на севере Московского царства где-то в 15-16 веках ( http://slavyanskaya-kultura.ru/news/letopisnaja-istorija-slavjan-poiski-utrachenoi-pravdy.html ).

(на фото – Лаврентиевская летопись)

Древний Киев и Рюриковичи от любви до ненависти

Киев, после распада Киевской Руси, государство существовало с 988 по 1054 г.н.э., и создания на его основе нескольких феодальных государств-княжеств, много раз становился яблоком раздора и неоднократно терпел разрушения от самих Рюриковичей…

Но начать историю Киева следует с другого. Первые поселения на территории современного Киева появляются не позже 15-20 тысячилетий до н.э.

Поселения сравнительно более крупного размера, сопоставимые с современными сёлами, строятся тут в период трипольской культуры (4,5- 2,0 тыс. до н.э.). Они часть культуры протогородов Поднепровья, но сравнительно небольшие.

(на фото – модель трипольского поселения)

Древний Киев и Рюриковичи от любви до ненависти

После трипольцев на территории Киева существует целая череда различных культур. Поселения таковых относятся к так нызываемым дославянским культурам 2-1 тыс. до н.э. (чернолесская, белогрудовская и другие).

Их сменяют раннеславянские культуры (зарубинецкая, черняховская и т.п. ) конца 1тыс. до н.э. - начала 1 тыс.н.э. Историки таковые индетифицируют как культуры летописных склавинов и антов – или собственно древних славян.

Вероятнее всего склавины и анты периода 3-4 веков до н.э. уже входили в общеславянский союз известный как Дулибский (Дулебский, 1-9 в.н.э.), с центром на исторической Волыни.

На это указывает вся известная древнеславянская археология того периода ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/arheologija-i-slavjanskii-duhovnyi-centr-2-v-do-n-ye-8-v-n-ye.html ).

Нашествие гуннов в 4 в.н.э. и построение ими союзных отношений с дулибами, позволили древнеславянскому государству сохранить свой государственный статус и изгнать со славянской территории своих главных врагов – готов.

Такая ситуация (союз с гуннами) позволила славянам в 5 в.н.э. занятся обустройством главного сухопутного пути сквозь земли Дулибского Союза с востока на запад. Переправа через Днепр была нужна для связей с основными гуннскими территориями Подонья и Поволжья.

(фото – расселение славян 5-8 в.н.э.)

Древний Киев и Рюриковичи от любви до ненависти

Обустройством удобной переправы в районе нинешнего Киева в середине 5 в.н.э. занялся великий князь (бус) Дулибского союза Кий.

Хотя следует заметить, великих князей с именем Кий в Дулибском союзе и его столице, Суренже, за период существования такого было не мене 6 человек ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/sourenzh-surenzh-sila-tvorca.html ).

В 441 году суренжский бус Кий на холмах правого берега Днепра заложил городище, будущий город, в котором располагался гарнизон по охране речного транзитного пути и собственно переправы.

В низинной пребрежной зоне также были построены деревянные пристани и созданно поселение для обслуги и таможни. Это поселение, получившее в дальнейшем название Подол, ныне скрыто под набережной дорогой невдалеке от моста Патона.

Так возник город, ныне именуемый Киевом, и Подол, ставший со временем столицей восточного удельного княжества входившего в Дулибский союз в 6-9 в.н.э.

Во времена более поздние, в пылу борьбы Рюриковичей с рахмано-волхвовским, дулибским, роським прошлым, недоброжелателями в обиход была пущена история о неком Кие-перевозчике, как простолюдине. Но и она не смогла стереть памяти о бусе Кие и его родственниках: братьях Щеке и Хориве, и сестре Лыбидь.

(фото – памятник Кию, Щеку, Хориву и сестре Лыбидь на берегу Днепра)

Древний Киев и Рюриковичи от любви до ненависти

Создание бусом Кием нового города и нового удельного образования было заранее одобрено и благословлено высшей духовной властью Дулибского союза – собственно Троянью, высшими Старотцами-рахманами государства ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/drevneslavjanskii-trizub-simvol-trojani-znak-vysshei-duhovnoi-vlasti.html ).

Бус Кий далее вернулся в духовную столицу Дулибского союза, Суренж (Соуренж), а в городе стали управлять назначенные ним воеводы (так было и в других местах). И лиш с развитием местного княжества там появились выборные князья.

Вместе с тем Киев и далее носил статус особого города управляемого воеводой со столицы. Со временем место такого Киевского воеводы досталось княжеской семье Аскольдов, значительное время верно выполнявших свой долг.

По этому Аскольдов (воевод этой фамилии) в истории Киева было несколько и не они стали причиной бунтов вокруг Киева и собственно в нём самом в 8-9 в.н.э.

(на фото – Аскольд или "псевдоаскольд"(?), воевода Киевский)

Аскольд

Постоянные волнения в Киев приходили из нового припортового поселения - Самбатаса (на месте нынешнего Подола) заселённого различными иноземными купцами, ставших в 8-9 веке заниматься политикой, подстрекательством, чёрной магией и подготовкой антидулибского бунта.

Такой бунт в Киеве они учинили в момент отсутствия Аскольда и поставили на власть «своего» воеводу, некого «псевдоаскольда» ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/principy-edinstva-slavjanskih-narodov.html ).

8-9 век – это время жестокой, внешней идеологической атаки на славянство, попыток разрушения славянского единства, прямого вмешательства врагов Прави в славянские дела, нападок на Дулибский союз с севера, юга, запада, востока ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/principy-edinstva-slavjanskih-narodov.html ).

(на карте – война со славянским единством в 9-10 в.н.э.) 

война со славянским единством

Киев стал важной точкой на пространстве этой борьбы. Борьба пятой колонны и её покровителей с единством славянства, с духовной властью Трояни, с бусовской административной структурой, лишь наростала.

Троянь на протяжении всего 8-9 веков посылает княжеские войска на борьбу с раскольниками. Бусовские войска с отрядами удельных князей постоянно атаковали и ликвидировали гнёзда сепаратизма и раздора.

Акцию усмирения на севере Дулибского союза, в Новгороде, с помощью Прибалтийских варягов, должен был выполнить и Рюрик, направленный Троянью и бусом (как член бусовской семьи) по Висле и Балтийскому морю на Волхов.

Первоначально выполнив миссию и усмерив бунтовщиков, Рюрик не смог устоять перед искушением единовластия и вскоре был отравлен конкурентами.

Но борьба с бунтовщиками его войском продолжалась. Олегу, родственнику Рюрика, было велено идти далее на Киев и разобраться там с бунтующим Самбатасом и с воеводой-«псевдоаскольдом».

Олег выполнил свою миссию. Его стараниями Троянь и бус наводят возможный порядок на востоке Дулибского союза – на Поднепровье и Левобережье.

Дело Олега, с благословения Трояни, продолжает Игорь и далее Святослав.

(на фото – макет древнего Киев со стороны Подола-Самбатаса)

Древний Киев

Но ситуация меняется с приходом в Киев некой Ольги, невесты Игоря, хитрой ставленицы внешних сил, противницы Прави, соперника духовной власти, власти Трояни, княжны не принимавшей единства славянских сил на основе древнеславянского мировоззрения и почитания Предков, системы избранности князей.

Ольга, с помощью тех же внешних сил и внутренней пятой колоны, готовит государственный переворот. Она желает оторвать Киевское удельное княжество от Дулибского союза и на его землях организовать авторитарное государство византийского типа во главе с семьёй Рюриковичей.

Далее следует обьявить войну окружению и прибрать к рукам все возможные земли соседей.

Для осуществления таких планов инструментом в её руках становится внук Влалимир. Он решается решившийся на авторитарный государственный переворот в 988 году о истории которого мы знаем слишком мало ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/ros-i-rus-dva-gosudarstva-dva-mirovozrenija.html ).

Однако, государство Рюриковичей, Киевская Русь, как целосность просуществовало не очень долго – всего 66 лет (!).

После смерти Ярослава оно распалось на ряд княжеств-государств и больше никогда не воссоединялось. Наоборот, Рюриковичи открыли череду братоубийственных войн, заговоров, убийств, увязли в разделе и дроблении наследных земель.

Досталось в этой борьбе и Киеву, городу не раз испытавшему осады и разрушительные рюриковичские штурмы.

Наиболее страшные разрушения Киеву причинил в 1169 году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, утопив город в крови.

(на фото – скульптурный бюст Андрея Боголюбского)

бюст Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский устроил в городе резню, уничтожил не только его укрепления, но и жилые кварталы Киева, многочисленные храмы и церкви.

В награду себе из местных церквей он изьял и увёз к себе во Владимир самые ценные киевские иконы. Среди таких икона Вышгородской (Владимирской) Богоматери.

(на фото – икона Вышгородской (Владимирской) Богоматери увезённая Боголюбским из Киева)

Икона

Рюриковичи рушили и истязали Киев и в более познейшее время.

Так в 1203 году Киев был взят и сожжён смоленским князем Рюриком Ростиславовичем. Его действия были ничем не лучше учинённого Боголюбским.

После массовых убийств по указанию смоленского князя в монастырях и церквях города забирались не только драгоценности и иконы, но и кресты, колокола, ризы.

(на фото – штурм древнего Киева)

штурм древнего Киева

В период межусобных рюриковичских воен, особенно в 1230-х годах, город многократно осаждался и горел. В глазах Рюриковичей он утратил значения желаемой первой столицы и был просто местом постоянной наживы, обьектом грабительских набегов.

Последний рюриковичский попечитель города, князь Даниил Галицкий, также не жил в горде и не заботился о нём.

По этому и ничего не смог противопоставить подошечшим в 1240 году монголо-татарам, жестоко разрушившим и ограбившим город.

В зимнее время город мужественно и безнадёжно защищали лишь назначенный Даниилом Галицким воевода и местное население. Сам Даниил из Прикарпатья уехал за границу, где отсиделся до конца монгольского завоевания.

(на фото – осада Киева монголо-татарами в декабре 1240 года)

штурм древнего Киева

История Киева второй половины 13 — первой половины 14 веков известна довольно плохо. Пострадавшим от монголов городом правили местные провинциальные князья, не претендовавшие на какое либо лидерство в международных отношениях.

После битвы на Синих Водах в 1362 году и изгнания монголо-татар с Приднепровья и земель Волыни-Украины, город оказался в клубке новых отношений - украино-литовских (союза Волыни-Украины и Литовского княжества).

(на фото – изгнание монголо-татар с Украины, битва на Синих Водах 1362 г.)

изгнание монголо-татар с Украины, битва на Синих Водах 1362 г.

В это время и немного ранее большинство Рюриковичей Приднепровья и Прикарпатья покидают регион и перебираются на северо-восток, в улусы Золотой Орды.

Здесь, со времён сводного сына хана Батыя, Александра Невского, Рюриковичи сохранили и приумножили власть. Они давно забыли о Киеве и пеклись о возможности получения высоких властных полномочий в ордынских улусах на Верхней Волге и Оке.

Но и тогда, многие из них уже подумывали о возможном историческом реванше и возвращении на Поднепровье и в Киев во главе собственных армий.

В 15-16 веке Рюриковичи верхней Волги заказывают в северных монастырях особые летописи, ныне именуемые древнерусскими, где приписывают себе особое величие и роль в истории Поднепровья и Киева и скрывая своё предательства к Трояни, славянскому народу и древнему дулибскому государству ( http://slavyanskaya-kultura.ru/news/letopisnaja-istorija-slavjan-poiski-utrachenoi-pravdy.html ).

Киев периода 15-17 веков, периода украинского подьёма, хотя и неспешно, но живёт и развивается. Постепенно силами украинских меценатов и мастеров он востанавливается и пребражается.

В это время возникает и особый архитектурный стиль, применяемый для реконструкции древнеславянских и строительства новых зданий по всей Украине, именуемый ныне как украинское барокко. Его расцвет приходится на 17- начало18 века.

(на фото – Софиевский собор в Киеве, реконструкция, украинское барокко)

Софиевский собор

Украинское барокко становится лицом нового Киева, узнаваемой его визиткой во множестве реконструируемых исторических зданий и сооружениях той поры.

Эти здания и поныне гордость города.

(на фото – Михайловский златоверхий монастырь в Киеве)

Михайловский златоверхий монастырь в Киеве

(на фото – Киево-Печерская лавра)

Киево-Печерская лавра

(на фото – Видубицкий монастырь в Киеве)

Видубицкий монастырь в Киеве

С вхождением Украины в состав Российской империи город становится центром киевской губернии. В 18 веке (1781 год) после ликвидации остатков украинской государственности (так называемой Гетьманщины), город становится центром нового наместничества.

В 19 веке в нём, для целей подальшего движения на запад и юг, строится больное количество военных сооружений (цитадели, арсеналы, крепости). Но о былой истории города, как центра некой империи Рюриковичей, мало кто вспоминает.

Пожалуй кроме тех, кто планирует новые завоевания растущей империи.

Поэтому историю Рюриковичей популяризируют главным образом для оправдания милитариских целей - продвижения на запад, на Волынь и Галицию.

Эту же историю используют и для обоснования борьбы с остатками рахмано-волхвовской системы, гонений на казацкую церьковь, изьятия их атрибутики и икон, захвата церквей и монастырей.

(на фото – киевская крепость)

Киевская крепость

Значительного урон Киеву был принесён во времена мировых войн и так называемой гражданской войны начала 20 века. Непоправимый след оставили бомбандировки Киева в 1941 году, а также подрывы церквей и монастырей силами НКВД немного ранее.

Но это другая история...

В 20 веке, в период 60-70-х годов, попытки вородить интерес к истории Киева со стороны украинской интелигенцией (основываясь лиш на древнерусских летописях) неожиданно натолкнулись на строгие запреты исходившие от центральной власти.

Длительные дискуссии и околонаучные спроры завершились неким сепаратным (по отношению другим славянским народам) соглашением: разрешено было изучать историю Киева, Киевской Руси, и даже праздновать 1500-летие основания Киева, при выполнении обязательных условий, базисных для исторической литературы, книг, передач, учебников.

Следовало неукоснительно придерживаться следующего:

- всё древнее славянство - это некая безликая, безгосударственная субстанция, существовавшая до 7-8 века в виде примитивных культур и распавшаяся на три анклава: восточных, южных и западных славян;

- Киев и Среднее Поднепровье есть некая «колыбель» трёх братских восточнославянских народов (украинцев, беларусов, русских), где существовало некое особое восточнославянское обьединение славян, неразделимое до создания Киевской Руси - первой (и только) государственности в этом регионе;

- 1500-летие Киева некая относительная и несущественная дата, так как историю настоящего Киева и государства Русь начали именно Рюриковичи. Сответственно только ими были заложены все главные исторические сооружения города (что ныне опровергается раскопками).

Материализацией таких идей стало сооружении в Киеве арки дружбы народов в честь 60-летия СССР, открытой в 1982 году.

(на фото – арка дружбы народов в Киеве, 1982 год)

арка дружбы народов в Киеве

Какие же выводы можна сделать из изложенной истории Киева.

Они следующие:

1. Период единого авторитарного государства Рюриковичей длинной в 66 лет (988-1054 г.) есть сравнительно коротким и не начальным временным отрезком в 1600-летней истории города;

2 2. Рюриковичи для города Киева есть скорее разрушители чем созидатели, князья поправшие заветы предков, законную власть Трояни и великого князя (буса), отделившие часть территории Дулибского союза и создавшие там образование византийского, авторитарного типа, плодившее в славянском мире братоубийство и рознь;

3. . 3. Позние Рюриковичи в 12-13 веках неоднократно захватывали, сжигали и грабили Киев (Андрей Боголюбский, Рюрик Ростиславович и другие) уподобляясь наиболее жестоким славянским врагам;

4. 4. Рюриковичи использовали увезённые ими из Киева материалы для создания так называемых древнерусских летописей – компилятивных подделок 15-16 веков расчитаных на исторический реванш в будущем.

И ещё.

В исторической тени, без надлежащих попыток познания истины, остаётся история истинных основателей Киева – собственно высшей славянской Трояни, великих князей-бусов (в первую очередь Кия и его семьи),тех воевод и князей, которые строили и укрепляли город.

(на фото – Киев, площадь Независимости)

Киев

Безвестными остаются и те мастера из местного населения, древних росов, кто строил и возрождал Киев, то местное население, которое из пепла и руин неоднократно возрождало город.

Роський город заложеный Кием, Щеком, Хоривом, Лыбедью, город освящённый в 5 вн.э. славянской Троянью, великими духовными Отцами и учителями славянского народа, ныне пробует познать свою истинную историю.

И это самое главное.

(на фото – памятник основателям Киева на площади Независимости)

Киев

Слава Киеву! Слава славянским Предкам! Слава Трояни!

Похожие статьи:

Альтернативная история → Пророчества Велесовой книги и духовная борьба предков

Альтернативная история → Славянские тайны: что такое Пересопница?

Религия → Мавр сделал свое дело, мавр может уходить...

Альтернативная история → Расточье: путь рахманов

История → Волхвовский дух и корни Запорожской Сечи

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Древний Киев - столица Древней Руси. Древний Киев: история и архитектура

Образование 26 марта 2015

Древняя Русь стала культурным учителем Европы. Ее наукой, стилем правления, этикетом и архитектурой восхищались далеко за пределами государства. Недаром князья были в почете, и каждый из правителей имел честь дружить и породниться с ними.

Призрачный основатель города

Все слова - это послания. Сообщение, которое оставили для будущих поколений предки. И история древнего Киева скрывается в его названии.

древний киевНаиболее известная легенда об основании города - рассказ о трех отважных братьях: Кие, Щеке, Хориве и их прекрасной сестре Лыбидь. По преданию, именно эта семья в конце V века закладывала первые камни для будущего города. В честь старшего брата и назвали поселение. Но мнение ученых разделяется по правдивости этой теории. Первые считают, что реальной исторической фигурой был только Кий, а его братья - фантазия народа. Вторые ставят под сомнение существование даже старшего брата. В общем, древний Киев не единственный город, что построили три брата. Также на территории Европы разбросано более сотни других старинных городков с похожим корнем. Поэтому исследователи и критикуют эту концепцию.

Происхождение названия

Отклонив миф о Кие, ученые нашли другие объяснения. Так, в тюркском языке есть слово «ков», что переводится как "берег реки". «Киви» на сарматском диалекте означает горы. Существует и совсем далекая версия. По ней город взял свое имя от пракрита (древнеиндийский язык), где слово «коява» переводится как "место трона". Учитывая то, что Киев - столица древней Руси - расположен в гористой местности на берегу Днепра и со дня основания был центром политической элиты, каждое из объяснений имеет право на существование.

Самой родной является славянская трактовка. Она ведет название города от слова «кий» - то есть палка, посох. Таким предметом владели волхвы и князья, и Киевом называли каждый город, в котором были эти люди. Это объясняет десятки городов-тезок по Европе.

история древнего киева

Видео по теме

Сердце Руси

На самом деле Киевской Руси как государства не существовало. Термин был придуман учеными для того, чтобы не путаться между Русью, сформировавшейся в IX веке и Московским царством, которое на пять веков старше.

В то время одно из крупнейших государств средневековой Европы, центром которого был древний Киев, называли просто Русь. Территорию населяли восточные славяне, которые впоследствии дали начало украинцам, белорусам и россиянам. Много сделала на пути к установлению государственности торговля. Страна возникла на транспортном пути из Скандинавии по Днепру вниз через Черное море в Византию. Эта дорога получила название «путь из варяг в греки».

В середине IX века в Новгород был призван княжить варяг Рюрик. Это было сделано с определенной целью. Иностранец должен был навести порядок. Но других достоверных источников, подтверждающих слова из «Повести временных лет» (в летописи упоминается об этих событиях) нет. Представитель новой власти пришел со своим народом, который назывался русы. Именно от варяга и пошло слово «русь».

Первые князья

В 862 году прибывшие вместе с Рюриком Аскольд и Дир подчинили себе древний Киев. По другим источникам - эти мужчины были потомками знаменитого Кия, основавшего город.

древний киев фото882 год стал переломным в истории. К Киеву подошел князь Олег. Он был из рода Рюриковичей. После смерти последнего стал регентом при его сыне Игоре и начал княжить на новгородской земле. Во время своих походов он приблизился к Киеву и узнал о том, кто там властвует. Тогда спрятал свое войско и вызвал правителей к себе, назвавшись купцом. Аскольд и Дир повелись на приманку и впоследствии были казнены войском Олега. Регент Игоря заметил, что они не княжеского рода, поэтому не имеют права сидеть на троне.

С тех пор древний Киев стал новой столицей, тем самым объединив два центра славян. Именно князя Олега ученые считают родоначальником Киевской Руси.

Языческая культура

Задолго до прихода правителей-христиан земли Киева населяли язычники, которые имели свою культуру и архитектуру.

Восточные славяне верили в силы природы, боготворили их. Местами поклонения становились энергетические точки, где ощущались сильные мистические энергии. Как правило, это были холмы. На них наши предки устраивали капища. Это была первая архитектура древнего Киева. Обычно по центру стояла фигура деревянного или каменного идола. Был жертвенник, к которому верующие возносили дары. Такие капища были найдены на Благовещенской горе, которая была святым местом для бога молнии Перуна.

киев столица древней русиДревние славяне большое значение придавали горам, хотя жили они преимущественно на берегах рек. На холмах они молились и приносили жертвы. До сих пор в Киеве сохранились места их поклонения. Обычно это каменный круг с выступами на четыре стороны света. Вместе с тем капища были политическими центрами, где решались важные вопросы. Общая географическая карта древнего Киева открывает все места поклонения староверов. Каждая гора была центром ритуала жертвоприношения.

Существуют утверждения, что язычники возводили храмы за несколько лет до принятия христианства.

Жемчужина христианства

С приходом князей популяризировалось христианство. Оно было основой архитектуры Руси и дало новое направление в развитии духовного строительства.

Ранее религиозные объекты строились из дерева. Первым каменным центром поклонения стала Десятинная церковь, которая прославила древний Киев. Фото-реконструкция этого архитектурного шедевра учитывает описание летописей. Ознакомиться с ней можно в Историческом музее Киева.

карта древнего киеваЭто было чудо, которое поражало своим богатством и великолепием. Построена она была около 989 года за счет налогов. Для ее сооружения были привезены лучшие мастера из Византии. Также она была пышно украшена изнутри. Количество мозаик, фресок и икон до сих пор не берутся подсчитать. Феодальная раздробленность стала началом ее краха.

Современная киевская архитектура

История древнего Киева сохранилась в архитектуре и до сегодняшнего дня. Самым ярким примером является Софийский собор. Первые камни были заложены в 1037 году. Над ним работали константинопольские и славянские зодчие. В XVII-XVIII столетии собор был перестроен в стиле украинского барокко. В 1934 году стал музеем - Софийским заповедником.

Ученые до сих пор спорят о том, кто был инициатором идеи построения храма - Владимир или его сын Ярослав.

архитектура древнего киеваЗолотые ворота - еще один памятник архитектуры Руси, который радует и сегодня. Кроме культурного смысла, построение несло охранное назначение. Город активно строился и требовал оборонительных укреплений. Название происходит от аналога в Константинополе.

Архитектура – машина времени, которая покажет древний Киев. Фото объектов можно найти в статье, но лучше всего увидеть все своими глазами.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Октябрьский дворец (Киев): история и архитектура Новости и общество Октябрьский дворец (Киев): история и архитектура

Одной из визитных карточек столицы Украины считается Октябрьский дворец. Киев гордится архитектурным творением и трепетно сохраняет даже самые мрачные страницы его истории.

Перелог в Древней Руси – это... Определение, история и интересные фактыОбразование Перелог в Древней Руси – это... Определение, история и интересные факты

Любое развитое цивилизованное государство брало начало из навыков и опыта человека, поставленного в тяжелые условия перед природой. Это касается древних людей, которые смогли своими усилиями достичь невероятных резуль...

Бог врачевания в Древней Греции: история и интересные фактыОбразование Бог врачевания в Древней Греции: история и интересные факты

Древнегреческим богом врачевания был Асклепий. Обстоятельства его жизни известны благодаря многочисленным мифологическим источникам. В период расцвета античной Греции в стране существовало около 300 храмов Асклепия, г...

Фразеологизм из мифов Древней Греции: история и современностьОбразование Фразеологизм из мифов Древней Греции: история и современность

Миф – это повествование, которое возникло на самых ранних этапах истории. А его фантастические образы (легендарные герои, боги) являлись своеобразной попыткой объяснить и обобщить многие явления природы, события...

Загадочный Древний Египет. Живопись и архитектура - в чем взаимосвязь?Образование Загадочный Древний Египет. Живопись и архитектура - в чем взаимосвязь?

Искусство Древнего Египта, история его возникновения и развития насчитывает более четырех тысяч лет. У исследователей и простых обывателей неподдельный интерес вызывает Древний Египет (живопись, монументальная архитек...

Мариинский дворец, Киев. История и описание Мариинского дворца в КиевеПутешествия Мариинский дворец, Киев. История и описание Мариинского дворца в Киеве

В современном Киеве сохранилось достаточное количество памятников архитектуры различных периодов. Фасады исторических зданий хранят немало занимательных историй, они лично являлись свидетелями смены эпох. Однако лишь ...

Как попасть в парк Феофания (Киев)? История и достопримечательности паркаПутешествия Как попасть в парк Феофания (Киев)? История и достопримечательности парка

Этот дивный зеленый уголок на юге украинской столицы привлекает к себе все большее количество отдыхающих. Как добраться в парк Феофания (Киев)? Что интересного там можно увидеть?Как доехать в парк Феофания (Ки...

Столица Сахалинской области: общие сведения, история и интересные фактыНовости и общество Столица Сахалинской области: общие сведения, история и интересные факты

Уникальная часть России, ее самая восточная территория, – Сахалинская область. Столица, город Южно-Сахалинск, расположена на самом крупном острове области и находится от Москвы на расстоянии 6660 км. Расскажем о...

Собор святого Феодора Ушакова (Саранск): история и архитектураДуховное развитие Собор святого Феодора Ушакова (Саранск): история и архитектура

В 90-е годы Православная Церковь получила возможность нового этапа развития в России. Начали восстанавливаться храмы, возвращаться традиции веры в жизнь многих людей. Не менее важной для духовной жизни общества являет...

Свято-Вознесенский собор, Великие Луки: история и архитектураДуховное развитие Свято-Вознесенский собор, Великие Луки: история и архитектура

Свято-Вознесенский кафедральный собор в городе воинской славы Великие Луки является достопримечательностью с богатой и во многом трагичной историей. В 2014 году город отметил двадцатилетие восстановления храма.

monateka.com

о том, что Киевской Руси не было

Вся дискуссия о «древней украинской цивилизации», которая нам уже пару десятков лет усиленно навязывается, а сейчас приобретает совершенно причудливые формы, имеет под собой два основания.

Во-первых, это ленинская национальная политика, то есть превращение русских в украинцы. А во-вторых, это несколько глуповатая академическая политкорректность современной российской исторической науки, не желающей спорить «из-за ерунды».

Проблема в том, что эта «историческая ерундистика» превращается, увы, не только в смешные байки про «древних укров», выкопавших Черное море и построивших египетские пирамиды. Но и во вполне себе красную человеческую кровь, проливаемую единым народом, - в том числе из-за въевшихся в ментальность «исторических мифов».

Потому как крайне наивно говорить про «гражданскую войну на Украине». Извините, но эта война - у нас. Мы все - ее участники, и никакие границы тут ни при чем. Народ-то один.

Что касается щирых украинских мифов, то для излечения человеческих мозгов хотя бы часть из этих басенок надо более или менее детально разобрать.

Итак.

Миф 1. Киев -  древнейшая столица Руси

Конечно, это более чем очевидная чушь.

Древнейшими русскими столицами следует считать либо слегка мифологизированную Старую Ладогу, либо исторический Господин Великий Новгород, то есть Хольмгард из древних норманнских хроник, который в них идентифицирован именно как «столица Гардарики» («Страны городов», норманнское название Древней Руси).

И Киев тут совершенно ни при чем.

Кстати, именно Великий князь Новгородский (в другой исторической версии - регент при Игоре, сыне Рюрика) Олег Вещий завоевал и присоединил к своим землям принадлежавший хаканам Великой Хазарии провинциальный Киев - а вовсе не киевский князь завоевал и подчинил Новгород.

Такие, простите, дела.

Дальше - больше.

Уже князь Святослав Игоревич столицу из Киева убрал и перенес ее в Переяславль-Дунайский, оставив Киев своей матери, вдовствующей княгине Ольге. И если б Святослава не выбили оттуда разъяренные войска византийского императора, то о Киеве, боюсь, уже никто и не вспоминал бы.

После было еще смешнее.

Креститель Руси князь Владимир Равноапостольный, так уж исторически сложилось, Киева вообще-то не любил, его там в детстве жестоко унизили. И даже подписывался сначала «князем новегородским», а уж потом «киевским». Как и его сын Ярослав Владимирович, имевший официальное прозвание Мудрый, но в европейских хрониках более известный как Ярослав Хромец.

Собственно говоря, «великими князьями Киевскими и Всея Руси» за весь период древнерусской истории титуловались только три человека: Всеволод Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и его рано погибший сын Мстислав Владимирович Великий.

И все. Скажем, внук Мономаха Андрей Боголюбский Киев воевал и грабил, но править в нем не хотел и сажал на мало чего значащий «киевский стол» своего младшего брата.

Таким образом, Киев никогда не был «древней столицей Руси», а являлся всего лишь одним городом в череде «древних столиц»: от Старой Ладоги до Москвы, через Новгород, Владимир и Тверь.

Миф 2. Киев - древняя столица Украины

Бред еще больший.

Киев никогда не то что не был «украинской столицей», он и «украинским городом» не был никогда.

Свидомым приверженцам «тысячелетней столичной истории» Киева достаточно задать один вопрос: как звали киевского князя, скажем, в 1500 году? А в 1600 году?

Даже к воссоединению Украины с Россией при гетмане Богдане Хмельницком Киев не имеет никакого отношения. Он вообще вроде как отошел к Русскому Царству согласно Вечному миру 1686 года, но окончательно его забрал только Петр Великий за поддержку Речи Посполитой сначала в турецкой, а потом в Северной войне.

После чего с 1708 года Киев был обыкновенным русским губернским городом, и даже в Малороссийскую губернию, к которой в 1796 году отошла часть Левобережья, никогда не входил.

Ну, а об отношении киевлян «к национальным украинцам» во времена Великой русской революции 1917 года и последовавшей Гражданской войны любой желающий может прочитать в «Белой гвардии» великого русского писателя, киевлянина Михаила Афанасьевича Булгакова.

Если не перечитывали - впечатления гарантирую. Многие вещи до сих пор настолько узнаваемы, что, обещаю, будете хохотать.

Миф 3. О Киевской Руси

А как же тогда великая Киевская Русь, спросите вы? А никак. Ее, извините, не было.

Термин «Киевская Русь» вообще возник только в первой половине XIX века, пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию.

Одним из первых его использовал М. Максимович в работе «Откуда идет русская земля» (1837 год), причем в географическом смысле - для обозначения Киевского княжества. Термин стоял в одном ряду с такими словосочетаниями, как «Червонная Русь», «Суздальская Русь» и т. д. 

В таком же значении термин употребляли Сергей Соловьев («Русь Киевская», «Русь Черниговская», «Русь Ростовская или Суздальская»), а позднее Костомаров и Иловайский. 

Василий Ключевский также использовал этот термин, сочетая узкогеографические и хронологические рамки и отличая «старую Киевскую Русь» от «Руси новой, верхневолжской», иногда подразумевая под ним все земли Руси в соответствующий период.

Ну, а окончательное утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло вообще только в советскую эпоху молитвами академика Бориса Дмитриевича Грекова. Он был, конечно, великим ученым, но при этом, по вполне понятным причинам, насквозь идеологизированным.

Сегодня в исторической науке термин «Киевская Русь» постепенно выходит из употребления, как и любая искусственная конструкция. Его заменяет понятие «Древнерусское государство», которое и ответственней, и элементарно точней.

Все это совершенно открытые и, так сказать, хрестоматийные сведения. Почему мы политкорректно стесняемся об этом говорить, лично мне совершенно непонятно.

Может быть, потому, что нам отчего-то нравится постоянно стряхивать с ушей лапшу, навешиваемую туда «великими укроарийцами»?

 

Источник

ruskline.ru

История Киева, Краткая история основания и возникновения города Киев история

Город Киев, один из крупнейших городов Европы, лежит на обоих берегах Днепра, ниже впадения левого притока Десны. Северная часть города расположена на Полесской низменности, юго-западная (правобережная) на Приднепровской возвышенности, юго-восточная (левобережная) — на Приднепровской низменности.

В летописях Киев упоминается с 860 года.

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. на Старокиевской горе (где сейчас Исторический музей). Согласно легенде, в конце V — начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его в честь старшего брата, Киевом. Именно с этого времени прослеживается непрерывная история Киева, который к Х веку стал столицей огромного государства и превратился во влиятельный политический центр Европы. Место для города было выбрано удачно: высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. К ІХ в. город разросся: уже были обжиты все склоны вокруг Старокиевской горы и Подол. Богатство и влияние Киева было связано с торговлей. Он стоял на перекрестке международных торговых путей — легендарного «из варяг в греки», т.е. от Балтики к Константинополю, и второго крупнейшего — из Регенсбурга через Прагу, Киев и далее в Среднюю Азию и Иран. Активно торговал Киев и с Англией.

История города Киева — столицы Киевской Руси

С IX-го и до начала XIII века Киев — столица Руси, государственного образования восточных славян и руссов.

В 882 г. в Киеве происходит смена династий. В Киев со своим войском входит Олег (Вещий). Пригласив князей Аскольда и Дира на Угорскую гору пировать (это место находится под площадью Славы на Печерске, где и сейчас стоит Аскольдова мИстория возникновения Киеваогила), Олег убивает их и начинает править в Киеве. Он завоевал окружавшие Киев территории и подчинил себе жившие на них племена, тем самым объединив Русь.

В конце IX в. н.э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси — древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях «из варяг в греки», Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы. 

О влиянии и значении Киева свидетельствуют многочисленные родственные связи киевских князей с царствующими домами Европы. Царевна Анна, сестра византийских императоров, отказала императору Оттону II в пользу князя Владимира (980—1015), крестителя Руси. Киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054) был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод I — на дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла замуж за норвежского принца Гаральда. Анастасия вышла замуж за Андрея Венгерского, а Анна — за французского короля Генриха I. После его смерти Анна управляла Францией в качестве регента и вошла в историю Франции как Анна Русская, королева французская (Аnnе dе Russie Reine de France). Владимир Мономах (1113—1125) был женат па дочери английского короля.

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980—1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм — Десятинная церковь. 

В ХІ в. площадь города стремительно увеличивается. Это век строительного бума на Руси. Основываются Киево-Печерский и Кловский монастырь, строятся укрепления вокруг Киева, Софиевский собор, Золотые ворота. ХІ—ХІІI века считаются расцветом города, несмотря на то, что сама Киевская Русь переживает уже не лучшие времена. Город насчитывает 50 тысяч жителей, что является отличным показателем его развития. Для примера: Лондон в то же время насчитывал 20 тысяч жителей, а Новгород — 35. Большинство европейских столиц достигли черты в 50 тысяч жителей только через 200-300 лет. В ХІІ в. Киев являлся одним из крупнейших и красивейших городов и столицей одного из самых сильных мировых государств на то время. В те времена город становится ареной борьбы за власть между князьями, постоянно переходит из рук в руки, но, несмотря на это, не подвергается разорению. Киев остается столицей Руси и обладание им чрезвычайно заманчиво для претендентов. 

При правлении Ярослава Мудрого Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире.В те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы. Из западноевропейских городов по численности жителей он уступал только 100-тысячному Парижу. Бурное развитие Киева было прервано татаро-монгольским нашествием, в результате чего в 1240 г. город был разрушен и разграблен.

История Киева под татаро-монголами

Хан Батый, увидев Киев с горы, которая носит название Батыевой, был поражен величием и красотой города. 10 недель киевляне героически сражались с бесчисленными войсками Батыя. Золотые Ворота оказались им не по зубам. Татро-монголам удалось прорвать мощные укрепления Киева только со стороны ворот, расположенных в северной части современной площади Майдан Незалежности, в то время поросшую лесом и заболоченную долину. Но и тогда киевляне не сдались, а продолжали защищать город до последней цитадели — мощного каменного храма Богородицы Десятинной, построенного в 980 г. Однако татаро-монголам удалось метательными машинами разбить его стены. Храм рухнул, и под его руинами было погребено множество людей. 

После смерти князя Владимира Мономаха (1125) начался процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Татаро-монголам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большую часть города сровняли с землей. В истории города Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет татаро-монголы господствовали на украинских землях. И все же Киеву удалось сохранить свои древние ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.

1362—1648 гг. Киев с Литвой и Польшей

Со второй половины XIV в. Киев входит в состав Литовского государства, хотя формально остается под властью Золотой Орды. В это время наблюдается значительный экономический подъем, но численность населения города увеличивается очень медленно из-за массовых и частых эпидемий чумы в городе. Особенно сильным был мор 1366 года, когда вся администрация покинула город на два года. В XIV веке в истории Киева начинается экономическое возрождение города, он становится центром формирования украинской народности. Происходит постепенное включение украинских земель в государство «Великое Княжество Литовское». С 1362 г. Киев — под властью Литвы, а в 1470 г. Киевское княжество превращается в воеводство в составе Литовского государства. Киев растет и развивается как экономический центр Украины.

Уже к середине XV в. Киев вновь становится одним из центров на Руси. Около 1499 года город получает магдебургское право — право на самоуправление, а также складское право, которое было очень важным в то время. Оно позволяло останавливать проезжающих через Киев купцов и вынуждать их продавать часть товара по выгодным для города ценам. 

В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполитая, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев приводили к многочисленным восстаниям украинского народа. 

Литовские и польские магнаты скупают все больше киевских земель. Одним из самых крупных землевладельцев в Киеве был Бискуп. В 1506 г. подольские мещане оградили Бискупщину от своих территорий высоким земляным валом, чтобы защитить свои земли от посягательств чужеземцев. Этот вал находился между современными улицами Нижний и Верхний Вал. 

В XVI—XVII вв. население города стремительно увеличивается. По переписи 1571 г. в Киеве насчитывается уже 40 тыс. домов. Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на три исторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Наиболее активно заселяемым в это время районом является Печерск, в особенности прилегающие к Печерскому монастырю области. Увеличивается торговый оборот, растет количество специальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в. начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церкви и монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся роль в культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополит Петро Могила. Именно он был инициатором восстановления Софиевского и Успенского соборов, церкви Спаса на Берестове — древнейших памятников Киева. Именно им было основано первое в городе высшее учебное заведение — теперь это Киево-Могилянская академия расположенная на Подоле. 

Первая половина XVII в. была отмечена бурным экономическим и культурным подъемом не только для Киева, а и для всей Украины. Это время ознаменовалось также особенно крупными казацкими восстаниями. После нескольких блестящих побед над поляками Хмельницкий с войском 23 декабря 1648 года вступает в Киев. После встреч с киевским высшим духовенством Хмельницкий начинает открыто говорить о выходе Украины из состава Речи Посполитой.

Под владычеством Российской империи

Встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах — с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, — Хмельницкий был вынужден обратиться за военной помощью к русскому царю. Формально союз Украины с Россией был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада).

Украина надолго подпала под владычество Российской империи. Но несмотря на нещадный царский гнёт, в XVII—XVIII в.в. в Киеве все же оставались оплоты политического, экономического, культурного и религиозного развития нации. Украинская культура концентрировалась вокруг таких заведений, как Киево-Могилянская академия.Исторические подробности основания КиеваНекоторые украинские учёные и просветители завоевали широкое признание и авторитет во всей Европе. И все же значительных уступок добиться не удавалось. 

Конец XVII в. был отмечен тяжелейшим кризисом для Украины, но на Киеве это не особенно отразилось. Город растет. Начинается застройка в Сторону Лукьяновки. Прокладывается Кирилловская улица). В конце XVII — начале XVIII вв. начинается новый всплеск строительства церквей. Строились они в основном на деньги богатых казаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться — «казацкое барокко». Особенно много церквей на Украине было построено во время гетманства Мазепы. К сожалению, большинство этих построек было снесено по приказу Петра I, когда после Полтавской битвы уничтожали все связанное с Мазепой. 

С 1708 г. Киев становится центром Киевской губернии. Дальнейший история Киева характеризуется значительными успехами города в хозяйственном развитии, что положительно сказывалось на общем социально-экономическом положении всей Российской империи. В ее составе Киев находился до 1917 года. 

Киевско-Могилянская Академия, основанная в XVII-ом столетии Петром Могилой, стал первым университетом в Восточной Европе. В тот период, украинцы были наиболее образованы в мире, и почти все были грамотны. Печатались книги, изучались философия, музыка, литература и живопись процветали. Первая Конституция появилась в Украине в период казачества (1711). 

Правление Петра I было вехой — как для Киева, так и для всей Российской империи. В это время наблюдается резкий экономический подъем, увеличение военной мощи государства. Петр I считал Киев важнейшим стратегическим пунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложена Печерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска.

В XVIII веке происходит объединение двух частей Киева: Печерска и остальной части города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этот район считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике. С середины XIX века это центральная улица города В XIX в. продолжается территориальный и экономический рост города. Строятся новые дома, прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие к Крещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдается значительный рост производства. 

У Киева было всегда его главное и важнейшее предназначение — религиозный и духовный центр Российской империи. Митрополия уже давно была перенесена в Москву, но Киев по-прежнему привлекал десятки тысяч паломников каждый год. Город был Меккой православных христиан, поражал своим обилием церквей, монастырей, но самыми главными святынями православия по праву считались Киево-Печерская лавра и Софиевский собор. В лавре находилось большее количество мощей святых, чем в любом другом храме в мире. Но жемчужиной Киево-Печерской лавры и всего киевского зодчества был Успенский собор, именно с него подавляющее большинство паломников начинало знакомство с достопримечательностями Киева. Рядовому провинциальному жителю Российской империи на всю жизнь запоминался величественный город на горах.

После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли некоторые изменения к лучшему. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е гг. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась. 

В 1871 году открыли первый постоянный цепной мост через Днепр, самый длинный на то время в Европе, появилось постоянное здание для цирка (на ул. Городецкого). Губернаторы постоянно пеклись о достойном виде города. В конце XIX — начале XX вв. Киев был одним из самых красивых и благоустроенных городов Европы.

В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В то время вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанный с русско-японской войной и неурожаями 1902—1903 годов. Но Киев по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно. Волнения в среде рабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше, чем в столицах.

1917—1921 гг. Центральная Рада и Директория

Когда стало известно о Февральской революции 1917 года, в Киеве сразу началось формирование временного правительства, которое назвали Центральной радой. Президентом стал Михаил Грушевский. Но вместо того, чтобы формировать свою армию и пытаться отстоять Украину, Центральная рада выпускала универсалы, в которых провозглашала независимость Украины, законы о земле, объявляла о демобилизации, не обеспечивая выполнение этих документов реальными действиями. Когда Красная армия во главе с Муравьевым была под Киевом в 1919 году, Центральная рада не смогла организовать сопротивление большевикам, которые почти беспрепятственно заняли город и устроили погром. За первый день в Киеве было расстреляно более 3000 человек, среди которых были в основном высшее духовенство города и интеллигенция. На смену большевикам через три недели пришел гетманат. Гетманом был выбран Петр Скоропадский, власть которого длилась 7 месяцев — до декабря 1919 года. На смену ему пришла Директория — новая версия Центральной рады, власть ее также была не долгой. В течение 1920—1921 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки. Его попеременно занимали петлюровцы, большевики, белогвардейцы, белополяки. Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армии вырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенно часты были еврейские погромы.

Между 1917 и 1921 гг. в Киеве сменили друг друга три правительства независимого украинского государства, разрываемого на части гражданской войной. 22 января 1918 г. Центральная Рада провозгласила независимость Украины. Первым президентом Украинской Республики был избран Грушевский. Но украинские политики не имели никакой власти, чтобы отстоять независимость украинского государства, и вскоре части Красной армии под предводительством Антонова-Овсеенко напали на Украину. 

В январе 1919 г. в обстановке большой торжественности Украинская Народная Республика во главе с Симоном Петлюрой формально объединилась с Западно-Украинской Народной Республикой, провозглашенной во Львове. Однако полки Западно-Украинской Народной Республики вскоре потерпели поражение от вторгшихся в Галицию польских интервентов, а войска Советской России вытеснили из Киева части Петлюры.

Столица Советской Украины

В 1921 году Украина входит в состав СССР. В 30-е годы начались массовые репрессии. Тогда же сильно пострадал сам город. Было уничтожено огромное количество прекрасных храмов (Десятинная, Никольская церковь, Флоровский монастырь, строения Выдубецкого монастыря). Общее количество потерянных культовых сооружений — около сотни. 

В 1922 году был создан Советский Союз, в состав которого вошла и Украинская Социалистическая Советская Республика. Формально — как суверенная держава в составе федерации, фактически же вся власть была передана центру, а СССР стал тоталитарной страной. 

При Сталине лучшие кадры украинской науки и культуры, многочисленные представители технической, творческой и военной интеллигенции попали под жернова ГУЛАГа и закончили свой жизненный путь на сибирских лесоповалах и в ледяных пустошах Магадана.

Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева от фашистских оккупантов, но противник был сильнее. 19 сентября 1941 г. войска нацистской Германии вступили в город. Широко известна трагедия Бабьего яра, киевского урочища, который гитлеровцы превратили в место массовых казней. Кроме этого, нацисты построили ещё два концентрационных лагеря в окрестностях города. В них за годы войны в общей сложности было замучено более 200.000 человек — советских военнопленных и гражданских лиц. Более 100 000 человек было отправлено из Киева на принудительные работы в Германию. Город был освобождён 6 ноября 1943 г. ценой больших потерь и человеческих жизней.

При боях город сильно пострадал. Крещатик был практически полностью разрушен, сильно пострадали Подол, Печерск. 

После войны начинается восстановление города. Реставрируются старые здания, возводятся новые. В 50-60-х годах территория Киева значительно увеличивается. Появляется район Старая Дарница на левом берегу Днепра, построенная пленными немцами. В 70-х годах появляются Днепровский, Ватутинский район, Оболонь, Харьковский массив, Русановка. 

После падения СССР Киев вновь становится столицей Украины. Город начинают приводить в порядок. Восстанавливают и реставрируют церкви. Отстраивают Успенский собор. Но многое из исторического наследия прошлых веков в облике города оказалось безвозвратно утерянным.

Столица независимой Украины

Сейчас Киев — столица независимой Украины и крупнейшим административным центром. В Киеве находятся и работают Президент, Верховный Совет, Правительство, практически все министерства и ведомства Украины.

В Киеве сосредоточен мощный экономический потенциал, состоящий из многоотраслевой промышленности, строительного комплекса, развитой системы отраслей коммунального хозяйства, транспортных средств, систем современной связи и т.д. Работают более 485 крупных промышленных предприятий, тысячи малых и совместных предприятий, строительных организаций, организаций транспорта, связи, сформировался мощный строительный комплекс: действуют около 200 подрядных строительно-монтажных организаций, значительное количество проектных и изыскательских предприятий, почти полторы тысячи малых строительных предприятий и кооперативов. В Киеве функционирует широкая сеть городского транспорта. Экономическому развитию Киева, расширению внешнеэкономических связей способствует его расположение на перекрестке многочисленных транспортных путей сообщения: водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных. Они проходят с запада на восток (из стран Западной и Центральной Европы в Россию, на Кавказ), а также с севера на юг (из России, Беларуси, стран Балтии и Скандинавии в Юго-Восточную Европу). В последнее время ускоренными темпами происходит преобразование Киева в крупный узел воздушного транспорта. Функционируют аэропорт «Киев» (Жуляны) и крупнейший международный аэропорт страны — «Борисполь».

В Киеве расположено значительное количество исторических, культурных и архитектурных памятников, которые заботливо охраняются городской властью, реставрируются и восстанавливаются. Столица Украины насыщена в большей мере, чем другие города нашего государства, учреждениями науки, образования, культуры и искусства. 

Город является одним из крупнейших научных центров Европы. В Киеве расположены Национальная академия наук Украины и большинство ее институтов, многие из которых имеют всемирно известные научные школы; здесь действует 277 самостоятельных научно-исследовательских и 38 самостоятельных конструкторских организаций, а также 18 ведущих вузов Украины. В Киеве функционирует 457 общеобразовательных заведений. 

Столица Украины имеет большой культурный потенциал: 31 музей, 33 театра, 36 кинотеатров, значительное количество постоянно действующих художественных выставок. Наиболее известные музеи: Национальный музей истории Украины, Музей украинского изобразительного искусства, Музей западного и восточного искусства.

Историческая застройка города занимает более 6 тыс. га. В центральной исторической части Киева сосредоточено три заповедника: Государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев»; Национальный заповедник «София Киевская», Киево-Печерский национальный историко-архитектурный заповедник. Кроме того, на территории города находятся: 6 архитектурных и 8 археологических заповедников. Под охраной государства находятся 3736 памятников археологии, истории, архитектуры и градостроения, монументального искусства. Из их числа 243 памятника имеют статус памятников государственного значения, в том числе 51 памятник международного значения (по определению ЮНЕСКО).

Под редакцией: Коваленин В.А.

ukraine-in.ua

Киев стал столицей Древней Руси в IX веке — История России

Краткое описание

Во многих учебных и научно-популярных материалах рапространено представление, что Киев стал столицей в 882 году, после того как город захватил князь Олег. Это утверждение, как правило, опирается на рассказ из «Повести временных лет», в котором, под 882 годом говорится: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русьским». На первый взгляд, все очевидно, но последние исследования специалистов по истории Древней Руси показывают, что формирование представлений о Киеве как столице было значительно более сложным и продолжительным процессом.

Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. (Википедия, Столицы России)

В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «матери городов русских». (Материал на сайте «Потому.Ру»)

В.М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896.

Действительность

Довольно подробный анализ того, как формировались представления о Киеве как столице дал в своей статье «Была ли столица в Древней Руси» А.В. Назаренко.

Сам по себе термин «столица», пишет исследователь, в древнерусском языке не зафиксирован. Известен его аналог, «стол», или «стольный город». Однако «столом» был не только Киев, но и целый ряд других городов Руси, которыми владели представители древнерусского княжеского семейства, например, Новгород. Киев, будучи столицей, должен был бы по крайней мере выделяться каким-то специфическим определением, или вообще именоваться как-то иначе.

Такие эпитеты действительно возникают в источниках, но лишь в XI–XII веках. Одно из них, «старейший град», зафиксировано в «Повести временных лет», в рассказе о событиях 1096 года: о приглашении киевского князя Святополка Изяславовича и переяславского, Владимира Всеволодовича (Мономаха), их двоюродному брату Олегу Святославовичу, в Киев, для заключения договора. В другом тексте, «Слове на обновление Десятинной церкви», датируемом серединой XII века, Киев назван «старейшинствующим во градех», киевский князь — «старейшинствующим в князех», а местный митрополит — «старейшинствующим в святителех».

Другое определение, то самое «мати городов», является прямой калькой с греческого mHtropolis, с одного из эпитетов Константинополя и употребляется для «уравнивания» статуса Киева с царьградским, отмечает Назаренко. По его словам, это выражение встречается уже не столь часто; помимо летописного рассказа о взятии Олегом Киева обращает на себя внимание лишь его употребление в службе на память освещения в 1051/3 г. церкви святого Георгия в Киеве; здесь город назван еще и «первопрестольным».

Понятие общерусской столицы сложилось в XI–XIII веках, отмечает автор статьи. Сама по себе идея единого, главного «стольного града», по мнению А.В. Назаренко, органически принадлежит комплексу имперских политических представлений; попытки сформировать и воплотить ее неоднократно предпринимались в западном, латинском мире. Планы устройства единой столицы неоднократно предпринимались франкскими, а впоследствии германскими правителями, пишет он. Так, Карл Великий пытался создать параллельный Риму общегосударственный центр с элементами сакрализации в Аахене. Такую же, по сути «римоцентричную» идею пытался воплотить Оттон III, пытавшийся организовать империю с центром в Риме по позднеантичному образцу. Апологетом империи, управляемой из Рима, был и Фридрих I Барбаросса. Однако ряд таких важных факторов, как раздробленность феодального периода, политическая и церковная полицентричность (а также противостояние этих центров) не давали этой идее воплотиться на Западе.

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.

Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

 

 

histrf.ru

Краткая история Киевской Руси

Киевская Русь

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.

Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.

В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси - древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь.

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большая часть города сровнена с землёй. В истории Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет монголо-татары господствовали на украинских землях. И всё же Киеву удалось сохранить свои древние , ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.

В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

Царская Россия

В 1648 г. жители Украины начали вооружённую борьбу с поработителями. Во главе восстания стал гетман украинских казаков Богдан Хмельницкий. Вскоре большая часть Украины и Киев были освобождены. Однако, встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах - с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, - Хмельницкий был вынужден обратиться за военной помощью к русскому царю. Формально союз Украины с Россией был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада). После поражения и смерти Ивана Мазепы, пытавшегося найти соязника для борьбы против царизма в лице Швеции, Украина надолго подпала под владычество Российской империи. Но несмотря на нещадный царский гнёт, в XVII -XVIII в.в. в Киеве всё же оставались оплоты политического, экономического, культурного и религиозного развития нации. Украинская культура концентрировалась вокруг таких заведений, как Киево-Могилянская академия. Некоторые украинские учёные и просветители завоевали широкое признание и авторитет во всей Европе. И все же значительных уступок добиться не удавалось.

После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли некоторые изменения к лучшему. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась.

Киевско-Могилянская Академия, основанная в 17-ом столетии Петром Могилой, стал первым университетом в Восточной Европе. В тот период, украинцы были наиболее образованы в мире, и почти все были грамотны. Печатались книги, изучались философия, музыка, литература и живопись процветали. Первая Конституция появилась в Украине в период казачества (1711).

Советский Союз

После революции в Петербурге власть в городе неоднократно менялась. Между 1917 и 1921 гг. в Киеве сменили друг друга три правительства независимого, но разрываемого на части гражданской войной, украинского государства. 22 января 1918 г. украинская Центральная Рада, возглавленная историком Михаилом Грушевским, провозгласила независимость Украины. Первым президентом Украинской Республики был избран сам Грушевский. Однако это решение было попыткой утопаюшего схватиться за соломинку. У украинских политиков не было достаточно политической, экономической и военной власти, чтобы отстоять независимость украинского государства. Вскоре части Красной армии под предводительством Антонова-Овсеенко напали на Украину. В январе 1919 г., в обстановке большой торжественности, Украинская Народная Республика во главе с Симоном Петлюрой формально объединилась с Западноукраинской Народной Республикой. (Последняя, имевшая своей столицей Львов, возникла на землях, ранее входивших в состав Австро-Венгерской империи). Однако этот союз украинских земель оказался весьма недолговечным, так как полки Западноукраинской Народной Республики вскоре потерпели поражение от вторгшихся в Галицию польских интервентов, а войска Советской России вытеснили из Киева части Петлюры.

В 1922 году быд создан Советский Союз, в состав которого вошла и Украинская Социалистическая Советская Республика. Формально - как суверенная держава в составе федерации, фактически же вся власть была передана центру, а СССР стал тоталитарной страной.

При Сталине лучшие кадры украинской науки и культуры, многочисленные представители технической, творческой и военной интеллигенции попали под жернова ГУЛАГа и закончили свой жизненный путь на сибирских лесоповалах и в ледяных пустошах Магадана.

Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева от фашистских оккупантов, но противник был сильнее. 19 сентября 1941 г. войска нацистской Германии вступили в город. Широко известна трагедия Бабьего яра, киевского урочища, который гитлеровцы превратили в место массовых казней. Кроме этого, нацисты построили ещё два концентрационных лагеря в окрестностях города. В них за годы войны в общей сложности было замучено более 200 000 человек - советских военнопленных и гражданских лиц. Более 100 000 человек было отправлено из Киева на принудительные работы в Германию. Город был освобождён 6 ноября 1943 г. ценой боьших потерь и человеческих жизней.

В послевоенные годы Киев стремительно отстраиватлся. Политическая обстановка, однако, оставалась прежней - доносы, чистки, показательные судебные процессы, расстрелы в тюрьмах НКВД, ссылки в ГУЛАГ без суда и следствия. После смерти Сталина режим в стране несколько смягчился.

Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 г. заставила содрогнуться весь мир. Отныне жизнь каждого киевлянина раскололась на две части: до взрыва реактора и после. Чернобыль уже принёс Украине десятки тысяч смертей, загубил здоровье сотен тысяч людей, причинил огромный экологический и экономический ущерб.

Независимая Украина

В конце 80-х все заметнее становится безперспективность соцмалистического пути развития. Обещанного коммунизма так и не дождолись, а "развитый социализм" людей все больше не устраивал. Новы лидер, первый (и последний) президент СССР Михаил Горбачев берет курс на так называемую "перестройку", которая сопровождалась "гластностью", очередями в магазинах и высокой инфляцией. Одна за другой из социалистического лагеря выходят Венгрия, Польша, ГДР, Чехия, Румыния. "Железная система" трещит по швам.

6 июля 1990 г. парламент Украинской Советской Социалистической Республики провозглашает суверенитет Украины. Тревожные три дня неудавшегося кремлёвского путча в августе 1991 года стали поворотными в истории Украины. 24 августа 1991 года Верховный Совет Украины провозглашает Декларацию Независимости. 1 декабря 1991 года население страны на общенациональном референдуме подавляющим большинством голосов - 93% - высказывается за независимость. Леонид Макарович Кравчук, в прошлом коммунистический идеолог, становится первым демократически избранным Президентом независимой Украины. 10 июля 1994 г. во втором туре президентских выборов Леонид Кравчук проигрывает Леониду Кучме, который был переизбран на второй срок в 1999 году.

Позади 70 лет тоталитаризма. Украинские политики видят Украину демократической страной с рыночной, социально ориентированной экономикой.

Источник: www.rentapartment.com.ua

www.my-article.net