Рождение холста. Изготовление льняной ткани. Что такое холстина в древней руси


Рождение холста. Изготовление льняной ткани

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Лён – одна из древнейших прядильных и масличных культур. По некоторым данным ткань изо льна использовалась людьми ещё в VIII–III вв. до н. э.

В Древней Руси лён считали важнейшим растением и выращивали его в больших количествах. На Руси с особым уважением относились ко льну, его ценили за целебную силу, а чистая, белая льняная одежда была символом нравственной чистоты. В XIII веке торговля льном занимала видное место на Руси. В XIX–начале XX в. Россия являлась крупнейшим мировым производителем и экспортером льнопродукции. Она поставляла на внешний рынок до 80% всего производимого в мире льна.

Начиналось всё весной на полях… Сеяли лён обычно во второй половине мая, но следили, чтобы почва была достаточно влажной и тёплой. При этом, руководствовались народными приметами: «Кукушка закуковала - пора сеять лён»; или: «Кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почки начинают раскрываться - пора сеять лён».

Первый праздник, посвящённый льну, был связан с посевом, отмечали его в последний день мая и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: «Сеют лён у семи Алён». Посев сопровождался обрядами, от исполнения которых зависел урожай.

Начало листопада было знаком того, что пора приступать к тереблению - выдёргиванию стеблей льна из земли и увязыванию их в снопики для просушки. Этот момент приходился обычно на сентябрь. Причём, очень важно было не упустить момент созревания стеблей, чтобы они не пересохли. Стебли льна в этот период обычно имеют светло-жёлтый цвет, волокно в них лучшего качества, а семена в головках - хорошей всхожести. Как только «ёлочка» (листья на стебле) начинала «подгорать», хозяева откладывали все другие работы и, пока стоит сухая и ясная погода, спешили убрать лён. Выдергивали его из земли (теребили) мелкими пучками, удаляя сорную траву. Небольшие снопы старались вязать так, чтобы стебли в каждом из них были примерно одной длины и толщины. Эти снопы затем сушили. При естественной сушке стебли дозревали, волокно становилось ещё более крепким. Очень важно было не пересушить сноп, иначе волокно могло получиться грубым.

Отделением семян занимались прямо на поле. Кичигами, изогнутыми палками с утолщённым концом, обивались головки только длинных стеблей. При очередном посеве семена из них улучшали сортность льна.   Отделение волокна от стебля производилось при помощи специальных приспособлений - мялки и трепала.

После мятья и трепания волокно расчёсывали гребнем-броснухой. Та его часть, которая оставалась на гребне, была самого низкого качества и назвалась «изгребь». Затем волокно расчёсывали щёткой – металлической или из грубой щетины. На щётке оставались «пачеси» – еще один вид низкосортного волокна. Изгребь и пачеси шли на изготовление мешковины и другой грубой ткани. После чесания щёткой получался лучший сорт волокна, носивший название «лён».

Прядением занимались женщины. Их инструментами были прялка и веретено. Прялка (прялица) представляла собой Г-образное деревянное приспособление, одна сторона которого в северных губерниях называлась «лопастка», а другая - «гузно» («седулка»). Прялка устанавливалась на скамью - так, чтобы гузно лежало на ней, а лопастка стояла вертикально. К лопастке, имевшей вид плоской дощечки, привязывалась кудель - волокно, приготовленное для прядения. На гузне сидела пряха, пальцами левой руки она тянула из нижней части кудели нить и скручивала ее, а правой рукой навивала эту нить на вращающееся веретено.

Прялка была не только орудием труда, но и оберегом - её украшали резьбой или росписью. Красивая прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. В разных регионах России прялки имели свои особенности и отличались как по форме, так и по способам украшения. Без прялки не обходилась ни одна семья. При свете лучины женщины проводили за прялкой долгие зимние вечера.

Выпряденные нити сортировали. Самую хорошую, ровную и крепкую, оставляли для шитья. Ближе к весне крестьянки начинали ткать холсты. В каждой избе устанавливался ткацкий стан - «кросна». В домашних условиях для придания ткани того или иного цвета использовали естественные красители. Наиболее распространёнными красящими средствами были древесная кора, корни и листья растений, цветные глины, сажа. Пропаренная в отваре ольховой коры ткань приобретала коричневый цвет. Травянистое растение серпуха использовалось для приготовления жёлтой краски. Растение вайда или крутик - для синей. А из толстых корней марены получали красную краску.

Широко было распространено многоремизное ткачество. Ремизками назывались планки, при помощи которых можно было чередовать в определённом порядке цветные нити в процессе ткачества. По своему цветовому решению ремизные ткани были разнообразны: белые, белые с красным для рушников и трёхцветные сине-бело-красные для скатертей.

Третий способ получения цветных тканей - браное ткачество. Этот способ был весьма трудоёмким. Узор в этом случае набирался от руки при помощи дощечек - «бральниц. Также льняные ткани украшались и вышивкой.

Естественный цвет льняных нитей грязновато-серый - суровый. Чтобы придать более приятную для глаза окраску, а заодно и улучшить качество льна, холст белили. Беление холста - довольно долгий процесс, состоящий из нескольких стадий. Ещё до того, как приступить к тканью, льняную пряжу белили в мотках, отбивая при этом вальками. Нити становились более эластичными и прочными. Затем белили уже вытканный холст. Он назывался «новина». Сначала новину золили, позоленный холст хорошо выстирывали и расстилали: ранней весной по снежному насту, а летом - на траве. На открытом воздухе и солнце он лежал несколько дней. Обработанный природными стихиями солнца, воздуха и влаги холст отбивали вальками. Наконец, его ещё раз золили и отстирывали. Но на этот раз золение производилось в дупле - долблённой из цельного куска дерева кадке. Дно её выстилали соломой; на солому складывали мокрые холсты, пересыпанные золой; их покрывали пепельником - куском грубой ткани; затем насыпался толстый слой золы. Холсты оставляли в дупле на 2–3 дня. После оставалось их выстирать, просушить и они были готовы для того, чтобы шить из них бельё и одежду.

 

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

Особенности текстиля Древней Руси — МегаЛекции

Россия не имела собственного ткацкого производства крупного масштаба. Купцы из Византии, Ирана и Китая открыли доступ к тканям более высокого качества. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные — при раскопках древнерусских городов.

Наиболее спорным из всех городских ремесл является ткачество. С одной стороны, мы располагаем большим количеством обрывков различных льняных и шерстяных тканей со сложным тканым, вышитым и даже набивным рисунком. С другой стороны, нет никаких данных о ткачах-ремесленниках.

Прядение льна и шерсти (волны) производилось и женами ремесленников, и боярынями, и княжнами, как об этом можно судить по находкам пряслиц и в рядовых избах, и в составе драгоценных кладов, где шиферные пряслица находились рядом с жемчугом, эмалью и золотом.

Говоря о развитии городского ткачества, необходимо учитывать, наряду с возможностью домашнего производства тканей, и наличие тканей на рынке. Дорогие аксамиты и паволоки шли из Ирана и Византии, а простое полотно скатерти и убрусы, конечно, поступали из деревни. В феодальное хозяйство деревенская ткань попадала как часть натурального оброка (сведения об этом содержит грамота Ростислава Мстиславича Смоленской епископии 1150 г.), а к горожанам деревенская ткань могла попадать на городских торгах.

Можно предполагать, что выделение городских специалистов — ткачей, обособившихся от княжеского или боярского двора, началось именно с обработки шерсти, а льняная и конопляная ткань долго еще оставалась по преимуществу деревенской.

 

В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске.

Виды:

полотном и усцинкой называлась простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полтенца,.

вотола - грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась.

Существовали и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т.д..

Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно.

Ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное.

Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные.В основном, шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.

13.1. Льноткачество.

Способы тканья:В рядно ткали холст для подстилок, мешков, постелей и т.д. Это был уже не простой холст, у которого одинаковы правая и левая стороны. Для тканья в рядно нужно не две нитченки, а три или четыре. Ткань приобретала совершенно иную, более сложную структуру. Пряжа из коровьей, овечьей или козьей шерсти шла на уток ткани, из которой шили зимнюю верхнюю, по преимуществу праздничную одежду.

 

В канифас ткали уже в шесть нитченок и шесть подножек. Узор готовой ткани составляли две чередующиеся полосы, одна с косой ниткой, другая с прямой.

Узорница — ткань, образованная из восьмипарной основы. Узор составлялся из одинаковых клеток, как бы заполненных косыми линиями, образующими ромбики. Строчи — самая сложная художественная ткань. Способ тканья использует выборочное исключение основных нитей из процесса тканья. При помощи тонкой планочки определенные нити основы в определенных местах поднимаются, создавая довольно богатый геометрический узор. Уток может быть контрастным по цвету с основой. Но особенно высокой художественной выразительности добивалась мастерица, когда брала нить для утка чуть светлее или чуть темнее основы. Кремовый оттенок узора придавал строчам удивительное своеобразие. Рисунок ткани полностью зависел от фантазии, умения и времени, которым располагала ткачиха. Строчи пришивали к концам свадебных платов, полотенец, к подолам женских рубашек.

Кушаки и пояски ткались по тому же принципу, что и холсты, но как бы в миниатюре. Основа делалась двухниточная и узенькая (ширина ее зависела от задуманного кушака или пояса). Узоры этих поясов неисчислимы, в них ясно выражены и цветовой ритм, и графический. Вероятно, при тканье подобных изделий используются и элементы плетения. Материалом служит как шерстяная, так и льняная крашеная пряжа.

Продольница, или ткань для продольных сарафанов, ткалась на специальных кроснах, которые в два раза шире обычных. Ширина основы становилась длиной сарафана.

 

13.2. Золотое шитье и вышивка

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.

Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.

Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.

Золотое шитье ранее применяли для изготовления пред­метов культового назначения, а также для украшения голов­ных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегород­ской, Тверской, Вологодской и многих других областей

Золотое шитье выполнялось разными металлическими нитями, накрученными на шелковинку позолоченными, се­ребряными или медными проволоками. В технике использо­вались разнообразные швы, сами по себе имевшие орнамен­тальное строение: «малинка», «в денежку», «ягодка» и другие. Этими мелкими швами-узорами зашивали детали орнамен­тов, слившиеся в вышитую поверхность, богатую светотене­вой и рельефной игрой. Мягкие переливы металлических ни­тей выделялись на фоне красного бархата или шелка. Золотое шитье по черному и красному шелку или бархату часто встре­чается в предметах этого времени.

Вышивка была практи­чески единственной возможностью в декорировании домотка­ного материала. Помимо этого, орнаменты, выполнявшиеся в этой технике, служили защитой и оберегом. Нет ни одного ор­наментального мотива, который был бы случаен или не на сво­ем месте. В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеоб­разные приемы технического выполнения, неповторимые коло­ристические решения. Особую ценность представляет крестьян­ская вышивка. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценности и в наши дни. Вышивкой занимались в различных областях. Отсюда такое разнообразие техник.

виды вышивки:

- счетная вышивка была распространена в регионах Поволжья, Сибири, Северного Кавказа

Для нее ткань служила фоном, поэтому всегда была белого или се­рого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узо­ра.

- строчевая вы­шивка была распространена на русском Севере и, выполнялась по сетке, образованной за счет выдергивания определенного количества нитей ткани по утку и основе.

- цветная перевить -в районах среднерусской полосы и вы­полняемая по вытянутой сетке.

- владимирские швы - своеобразная вышивка получи­ла развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь со всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка.

 

megalektsii.ru

Обработка льна в древней Руси: льнопрядение и льноткачество. Разное от Россия

В древней Руси культивация и обработка льна, а также дальнейшее выработка льняных текстильных изделий позволяли достаточно бедному крестьянству обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными аксессуарами (скатерти, занавески, кружева), дополнительными приспособлениями (веревки, рыболовные снасти), и даже едой – льняное масло, выбиваемое изо льна при обработке, являлось основой многих деревенских блюд, особенно в период христианских постов.

Пряла вся женская половина русского народа, от мала и до велика. А вот выучиться ткать было делом непростым, поэтому тканье доверялось более опытным рукодельницам, постигшим это нелегкое ремесло.

Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных поставщиков народного фольклора – монотонность ткацкого труда вынуждала исполнителей скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы занимались тканьем.

Культивирование, выращивание льна, а затем его сбор, обработка, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий – все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

Как пряли в древней Руси.

Пряла вся женская половина русского народа, от мала и до велика. А вот выучиться ткать было делом непростым, иная бабенка как ни старается, а все равно не может постичь это на первый взгляд довольно несложное ремесло.

Любое мастерство кажется простым, когда его освоишь. Опытные женщины искренне удивляются, глядя на тех, кто не может основать стену холста: «Как так? На что проще, делай сперва это, потом это, вот и выйдет основа». Увы, получалось у большинства, но не у всех! Пряжу с веретен перематывали на мотовило, считая и перевязывая пасмы. Для счета нитей использовалось число 3 — по количеству пальцев, участвующих в счете. Это число называли чисменкой. Одно пасмо пряжи равнялось шестидесяти нитям (двадцать чисменок). Для доброго холста из девяти простней (или пасм, или веретен) наматывался один мот, называемый девятерником, из которого получалась основа одной стены холста. Для утка требовалось еще столько же.

Веретено, мотовило – древний прядильный станок

Количеством и качеством намотанных к ранней весне мотов определялась женская и вообще семейная репутация. Пределом тонкости, которого достигали очень редкие пряхи, считалось необручальное серебряное кольцо, через которое надо протащить мот-девятерник — сложенные вдвое 540 нитей, то есть 1080. Пряжу мотают с веретен не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты обязательно моют, а иногда и мочат в овсяной соломе и в мякине, заваренной в горячей воде. Это выводило из пряжи, как говорили, суроветь. Мокрые моты вымораживали во время ядреных мартовских утренников, вывешивали пряжу на изгородь, от чего чернота, жесткость и сырость, свойственные только что оттрепанному льну (словом, суроветь), исчезали. По мере обработки пряжа из темно-серой (суровой) становилась все светлее. Готовые холсты были почти белоснежными.

ссылка

fanparty.ru

холстины - это... Что такое холстины?

  • ХОЛСТИНА — ХОЛСТИНА, холстины, жен. 1. только ед. То же, что холст в 1 знач. Мешок из холстины. 2. Тоже, что холст во 2 знач. Пять холстин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • 20 апреля — ← апрель → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс             1 2 3 4 …   Википедия

  • Белковье — отхожий охотничий промысел для добывания как белки, так и вообще всяких диких зверей и птиц. Б. для жителей наших северных, нехлебородных окраин, по своему значению, соответствует страдной поре в средней полосе России: при наступлении его, жилища …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вретище веретье — 1) мешок из дерюги или толстой холстины; 2) грубая редина, сшитая из нескольких полотнищ толстого холста, настилаемая в телеге для ссыпки в неё зернового хлеба, отрубей, круп и т. п …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иконописание — или иконопись на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа, предназначенные быть чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей. Составляя особую отрасль живописи, И., тем не менее, существенно отличается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Плахта — встречается в разных славянских наречиях в значении холстины, головного платка или юбки. В Малороссии П. род юбки или платья из полосатой или клетчатой шерстяной материи. Костюм этот в старое время встречался повсеместно, но затем стал выходить… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сыры и сыроварение* — Сущность сыроварения. История сыроварения. Сорта С. Сычужина, приготовление и ее действие. Выделение творога с помощью кислот и самоскисание молока. Окрашивание С. Чаны для варки С. Размельчение сгустка. Формование. Прессование. Соление.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вретище, веретье — 1) мешок из дерюги или толстой холстины; 2) грубая редина, сшитая из нескольких полотнищ толстого холста, настилаемая в телеге для ссыпки в неё зернового хлеба, отрубей, круп и т. п …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сыры и сыроварение — Сущность сыроварения. История сыроварения. Сорта С. Сычужина, приготовление и ее действие. Выделение творога с помощью кислот и самоскисание молока. Окрашивание С. Чаны для варки С. Размельчение сгустка. Формование. Прессование. Соление.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ни́тка — и, род. мн. ток, дат. ткам, ж. 1. То же, что нить (в 1 знач.). Если лен удавался хороший, за зиму она могла напрясть на четыре холстины, а это сто двадцать аршин небеленого полотна. Правда, к весне все ее пальцы были изрезаны суровой ниткой.… …   Малый академический словарь

  • покупно́й — ая, ое. 1. Относящийся к покупке (в 1 знач.). Покупная цена земли. □ Много говорили о том, что Мерлиновка заложена незаконно в сумме, вдвое превышающей ее покупную стоимость. Короленко, В голодный год. 2. Такой, который покупается, покупаемый. Не …   Малый академический словарь

  • new_ru_en.academic.ru

    Холопы в Древней Руси - ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

    Холопы представляли собой социальное явление, существование которого было достаточно долгим, практически до правления Петра Первого. По своей сути, холопы - это те же рабы, а именно, это некий естественный статус несвободного населения в Древней Руси. Только вот по сравнению с рабами, холопы существовали более менее нормально. То есть, холоп был раб своего хозяина-богача, тем не менее, так же был славянином, который родился и принадлежал к этой же земле, что и богач.

    Существовал и более унизительный статус - это челядь. То есть, люди чужеземные, некогда захваченные в плен при войнах и сражениях. Поэтому смело можно сказать, что даже не зная всей правовой конструкции в те времена, к своим землякам все-таки относились уважительно.

    Как правило, само холопство могла появиться только по двум следующим путям:

    - или добровольное рабство;

    - или насильственное обращение.

    Что касается второго варианта, то в холопы брали пленных людей, ведь раньше многие военные конфликты осуществлялись только для того, чтобы поживиться чужим нажитым бытом и богатствами, хоть и на одной земле. Пригоняли из соседних границ пленных, потом продавали их за порой очень высокую стоимость. Также холопами могли стать обычные преступники. Князь, который определит вину данного человека, вполне мог забрать себе все имущество, а вот его супругу и отпрысков так же автоматически определял в холопы.

    Несколько факторов для холопства

    Существовала еще одна популярная причина, по которой свободный человек был обращен в холопы. Это задолженность. Если должный человек не способен был выплатить долг своему "спасителю", то за это человек просто переходил в холопы. Разумеется, если самому должнику не требовались такие холопы, то мера наказания была совершенно иной, зачастую на усмотрение самого "спасителя".

    Но самая распространенная причина - это продолжение рода от несвободных родителей. То есть, дети в семье холопа - это такие же холопы. Несвободные родители просто никак не могли родить свободного человека.

    При этом, что касается свободных людей, то им предоставлялось право добровольно продать себя в рабство. Если же свободный человек женился на несвободной девушке, то он так же считался уже холопом.

    Разумеется, что во все времена люди делились на некие классы, по которым можно было определить финансовое положение, богатство, род деятельности и так далее.

    wikii.ru

    Холопы в Древней Руси

    Стоматолог Шпак из «Ивана Васильевича» имел все основания считать слово «холоп» в свой адрес ругательным. Хотя оно не рассматривалось на Руси как настоящее оскорбление, но обозначала человека, находящегося на нижней ступени социальной лестницы.

    Рабы в феодальном обществе

    Стадия рабовладельческого общества в славянской истории отсутствует. Но рабы (несвободные люди, не имеющие права распоряжаться собственной судьбой) на Руси были. Называли их либо холопами, либо челядинцами. Второе слово, по мнению большинства историков, относится к несвободной домашней прислуге и дворовым работникам из числа военнопленных. Холопы же – родных, славянских кровей. Женщина-холопка и вовсе именовалась «робой», что дает точное представление о ее статусе.

    Стать холопом можно было несколькими способами.

    1. Родиться им. Дети «робы» становились холопами и принадлежали хозяину матери.
    2. Превратиться в него по браку. В «Русской Правде» сказано: «По холопу роба, и по робе холоп».
    3. Быть наказанным таким способом за совершенное преступление (собственное или главы семьи).
    4. Быть проданным для возмещения ущерба кредиторам при неуплате в срок долга.
    5. Совершить самопродажу. Такие вещи случались массово в голодные годы.
    6. Принять определенную должность, обычно тиуна (управляющего имением) или ключницы (домоправительницы). Такое холопство не распространялось на семью, но зато этим способом холопами становились даже представители знатных семейств. Так, Малуша, мать Владимира       Великого, считалась «робой» а он сам – «робичичем», поскольку женщина была ключницей в доме Ольги. Но Добрыня, брат Малуши, был человеком влиятельным…

    В некоторых случаях (самопродажа, брак, принятие должности) закабаляемый мог изначально оговорить для себя определенные привилегии: право выкупиться, срок холопства и тому подобное.

    Официальный статус

    «Русская Правда» дает четкое понятие о статусе холопа. За его убийство хозяин не несет никакой ответственности – вольно ему портить собственное добро! За убийство же «без вины» чужого холопа виновный платит не виру за смерть, а штраф за порчу ценного имущества (причем «роба» ценилась дороже мужчины – следовало компенсировать недополученное от нее потомство). За преступление же, совершенное холопом, отвечал его господин. Таким образом, холоп не был юридически человеком, а выступал объектом права, вроде домашнего скота.

    Владели холопами обычно зажиточные феодалы, но словосочетание «смердии холопи», упомянутое в «Правде Ярославичей», позволяет допустить, что холопы могли быть и у богатых крестьян.

    Различали «больших» и «меньших», а также полных «обельных» и временных холопов. К числу «больших» принадлежали тиуны, ключники, и прочие ответственные слуги. Часто их холопство было формальностью, они владели имуществом, совершали сделки, и даже сами имели холопов. «Меньшие» – обычные люди, чаще они выполняли домашнюю и хозяйственную работу на усадьбе.

    «Обельный» холоп мог обрести свободу только по воле господина, даже на выкуп требовалось его согласие. Его можно было продать, подарить, убить. Но должник или голодающий мог «податься в холопи» временно, обычно до отработки долга или на определенный срок. Для голодающих таковой устанавливался в год. Затем такой холоп мог стать свободным. Естественно, нарушались эти правила очень часто, ибо прав тот, у кого больше прав.

    Холопство существовало на Руси до петровских времен. Статус этой группы неоднократно менялся, постепенно сближаясь со статусом зависимых крестьян. Петр Великий отменил холопство, уравняв положение всех зависимых людей.

    istoriyakratko.ru

    Холопы в Древней Руси |

     /   /  Холопы в Древней Руси

    Холопы как категория древнерусского населения

    В качестве социального явления «холопство» смогло просуществовать до самых петровских времён, когда царь Пётр молодого государства Российского решил отменить его собственной высочайшей резолюцией. В принципе, холопство являлось формой рабства и естественным социальным положением всего несвободного населения в каждом из многочисленных отдельных княжеств Древней Руси. Однако, положение холопа было довольно неплохим по сравнению совсем несносным положением челядина, так как хотя холоп и имел своего господина, но тот являлся так сказать «своим» - той же веры, славянской крови и рождённого на русской земле. А вот челядь (далее дословно из письменных источников): «… вообще, тьфу, чужеземная погань, захваченная в плен в многочисленных кровопролитных походах и войнах».

    Таким образом, нам становится предельно понятно и без знаний чётких правовых норм того временного периода, что к своим землякам (даже к рабам) отношение было куда гуманнее, чем к тем же людям, но имеющих иностранное происхождение.

    Источники холопства в Древней Руси

    Холопство возникало обычно в двух случаях. В первом случае это было добровольное рабство, а во втором – насильственное обращение в рабы. В последнем случае обращение в холопы происходило по определённым причинам, самой распространённой из которых являлся в то время военный плен. Ведь одной из основных целей военных действий было пригнать из захваченного княжества как можно больше пленников для их дальнейшего использования в строительстве или для продажи.

    Второй самой распространённой причиной по которой свободного человека могла ждать участь холопа являлось совершённое им определённое преступление. Князь, разгневанный на преступника имел право полностью отобрать всё имущество виновного человека, а его самого вместе с семьёй обратить в холопы.

    И, наконец, как многие полагают, самой распространённой причиной определения свободного человека в холопы была неспособность лица отдать долги. Если должник не имел возможности выплатить долг кредитору, то тот в свою очередь мог взять его в холопы, что почти всегда и выбирали такие кредиторы. Конечно же, если кредитора не устраивал такой поворот, то мера наказания за неуплату могла быть другой.

    Рождение от несвободных родителей являлось ещё одной из причин по которой человек считался холопом. Родители-холопы не могли родить свободного ребёнка.

    Также человек мог продать себя в добровольное холопничество при свидетелях в любой момент.

    Интересные материалы:

    student-hist.ru