Дача это в древней руси это. Дача это в древней руси


Дача как чисто русское явление

Под дачей мы все сегодня понимаем загородное место летнего отдыха. Однако в этом слове чувствуется еще и более старинный смысл: «что-то дарованное, данное».

Действительно, слово дача тесно связано с глаголом «дать». А глагол этот один из древнейших в русском языке. Производные от него слова могут показаться совершенно неожиданными: это удача и задача, подать (налог) и удалой, подаяние и даром, отдача (при выстреле) и сдача (в магазине или в драке).

Что же касается слова «дача», то возникло оно еще в древней Руси и встречается в самых ранних письменных памятниках. Первоначальное его значение: «дар», «подарок». Например, в Никоновской летописи есть такая фраза: «Дачку учинил великую», где слово дачка значит «дар».В Московской Руси это слово означало уже земельный участок, пожалованный служилому человеку. Своим военным слугам, дворянам, московский государь за их службу давал земли. Эти земельные дачи, обусловленные дворцовой и ратной службой, получили в XV и XVI веках название поместий.

Любопытно, что в петровское время дача получила еще одно значение: «даяние, взятка». В этом смысле оно неоднократно используется в рассказе Юрия Тынянова «Восковая персона», удачно стилизованном под язык XVIII века. Писатель говорит, что любимец Петра I Александр Меншиков очень «полюбил дачу». Данилыч не брезговал никакими подношениями, но больше всего нравилась ему дача в виде денег, и он говорил: «Дача, она у меня в руке, в пяти пальцах».

А вот в конце XVIII – начале XIX веков под дачей подразумевалась уже небольшая дворянская усадьба или загородный дом, предназначенный для летнего отдыха. И только около ста пятидесяти лет назад, когда летними дачами стали пользоваться разные слои городского населения, слово «дача» наконец обрело современный, привычный для нынешних горожан смысл. Причем в советское время в нём снова начал просвечиваться первозданный смысл, т.к. дачные участки давались гражданам в пользование государством.

В заключение замечу еще, что дача – явление исключительно русское. На иностранные языки с сохранением смысла оно почти не переводимо. Бедным иностранцам приходится запоминать, что это короткое русское слово означает «земельную собственность, обычно размером от шести до десяти соток, тщательно возделываемую под различные садово-огородные культуры или используемую как зона отдыха».

А Пётр Налич когда-то написал настоящий гимн даче.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Дача - Забытые истории

Под дачей мы все сегодня понимаем загородное место летнего отдыха. Однако в этом слове чувствуется еще и более старинный смысл: «что-то дарованное, данное».Действительно, слово дача тесно связано с глаголом «дать». А глагол этот один из древнейших в русском языке. Производные от него слова могут показаться совершенно неожиданными: это удача и задача, подать (налог) и удалой, подаяние и даром, отдача (при выстреле) и сдача (в магазине или в драке).Что же касается слова «дача», то возникло оно еще в древней Руси и встречается в самых ранних письменных памятниках. Первоначальное его значение: «дар», «подарок». Например, в Никоновской летописи есть такая фраза: «Дачку учинил великую», где слово дачка значит «дар».В Московской Руси это слово означало уже земельный участок, пожалованный служилому человеку. Своим военным слугам, дворянам, московский государь за их службу давал земли. Эти земельные дачи, обусловленные дворцовой и ратной службой, получили в XV и XVI веках название поместий.Любопытно, что в петровское время дача получила еще одно значение: «даяние, взятка». В этом смысле оно неоднократно используется в рассказе Юрия Тынянова «Восковая персона», удачно стилизованном под язык XVIII века. Писатель говорит, что любимец Петра I Александр Меншиков очень «полюбил дачу». Данилыч не брезговал никакими подношениями, но больше всего нравилась ему дача в виде денег, и он говорил: «Дача, она у меня в руке, в пяти пальцах».А вот в конце XVIII – начале XIX веков под дачей подразумевалась уже небольшая дворянская усадьба или загородный дом, предназначенный для летнего отдыха. И только около ста пятидесяти лет назад, когда летними дачами стали пользоваться разные слои городского населения, слово «дача» наконец обрело современный, привычный для нынешних горожан смысл. Причем в советское время в нём снова начал просвечиваться первозданный смысл, т.к. дачные участки давались гражданам в пользование государством.В заключение замечу еще, что дача – явление исключительно русское. На иностранные языки с сохранением смысла оно почти не переводимо. Бедным иностранцам приходится запоминать, что это короткое русское слово означает «земельную собственность, обычно размером от шести до десяти соток, тщательно возделываемую под различные садово-огородные культуры или используемую как зона отдыха».

А Пётр Налич написал настоящий гимн даче

sergeytsvetkov.livejournal.com

Дача это в древней руси это

Как здорово проснуться не под шум городских улиц, а под пение птиц и заглядывающего в окна раннего солнышка. Затем выйти на крыльцо, вдохнуть свежий, ароматный воздух, дотронуться до листьев растений, наполненных росой. Такое возможно, и это не сказка. Удивительное место, расположенное недалеко от вашего города дача это в древней руси это. Именно здесь, в тиши маленького, уютного загородного домика, можно по-настоящему отдохнуть. Только здесь вы получите заряд оптимизма для следующих рабочих моментов.

Жизнь человека неразрывно связана с работой и различными обязанностями. Иногда хочется забыть всё на свете и отдохнуть в свое удовольствие. Лучший отдых – отдых на свежем воздухе вдали от городского шума и суеты. Лучшим помощником в этом деле названия магазинов для дома и дачи. Она есть практически у всех граждан живущих на постсоветском пространстве, и стала неотъемлемым атрибутом отдыха в наше время.

К поездке за город нужно подготовиться. Если на улице стоит невыносимая жара, и солнце сильно печет, то необходимо взять с собой средства от загара. Также, если сезон клещей, то не лишним будет обработать одежду и кожу инсектицидными препаратами. Если коттеджные поселки нижнего эконом класса не оборудована центральным водопроводом, то следует взять достаточный запас воды. Не нужно забывать и про медикаменты. Они всегда могут пригодиться.

Все нюансы дача это в древней руси это

На свежем воздухе и в дали от города все проблемы и трудности уже не кажутся такими неразрешимыми. Головной мозг получает достаточное количество кислорода, и в голове появляются свежие мысли и идеи. Солнечные ванны позволяют получить организму витамин D, который синтезируется только под ярким светом. Очень хорошо, если однокамерный стеклопакет для дачи находится рядом с водоемом. Купание на свежем воздухе гораздо полезней чем в бассейне.

Отличные лайвхаки аренда дачи под киевом на лето, дачи ровно фото, коттеджный поселок чехово, дачный ответ платно или бесплатно, какие документы нужны при покупке дачи в 2018 году, расписка в получении денежных средств при покупке дачи, идеи для пруда на даче фото, можно ли выращивать клюкву на даче, продажа дач в феодосии на горе, фото хризантем на даче.

Ни что так не поднимает настроение как свежее мясо, приготовленное на настоящих углях. Один только запах ароматного шашлыка позволяет забыть всю эту городскую суету. Мясо приготовленное собственноручно, и съеденное прямо с шампура, всегда вкуснее такового в городе. Также, интересные домики дачные фото может порадовать изобилием овощей и фруктов, которые не содержат в себе нитратов и пестицидов. Что может быть лучше салата в обед, продукты для которого ещё полчаса назад висели на ветках и кустиках и насыщались лучами утреннего солнца?

da4a.tw1.ru

Дача - история возникновения, появления

Что такое дача, пожалуй, знает каждый, но откуда появилось это понятие, многие из нас даже не задумывались. дача _история_появленияДело в следующем, что дача – история возникновения, появления этого термина уходит еще в несколькие столетия до нашего рождения. В нашем понимании дачный дом это любая, даже фанерная постройка на шести сотках земли или огромная фазенда, которая может занимать многие гектары площади.

Первые дачи, как нам известно, из истории начали появляться еще в 18 веке, когда правил Петр 1. Царь даровал усадьбы своим подданным, которые проявили себя перед государством. Это были красивейшие места в пригороде, где рос сад, и принадлежали такие угодья только аристократии. Слово дача – означает давать, так и было 200 лет назад, когда земля и огород отходили в собственность владельцу. Хотя уже в 19 веке, дачные участки стали доступны всем классам населения, правда выдаваться они стали только в аренду, так как земля для построек и огорода считалась собственностью государства.

Советские дачи.

Еще вплоть до 20 века, отдельные дачные постройки были редкостью, дома выглядели, как сбитые на скорую руку легкие постройки в которых приходилось ютиться до 8 семей. Эти строения сдавались в аренду многими крестьянами, жившими в районах Подмосковья, то и было для них главным источником доходов.

Дачники жили за городом практически весь теплый период времени, а на работу ездил только главный кормилец. Дача строилась в таком месте, чтобы была близость к железнодорожной станции и дорога в город тогда занимала чуть больше получаса. Дачный дом был без электричества и водопровода. Свет давали керосиновые лампы, а воду носили с ближайшего водоема.

советские_дачи

Уже после 30 года прошлого столетия, дача стала местом, куда приезжал рабочий класс на свой сад и огород, обычно на весенне-осенний период. Дачники ездили на свои участки в основном на выходные или период отпусков и занимались выращиванием различных садовых и огородных культур для собственного пропитания и консервации.

Дачные дома строились для сотрудников многих организаций, только рабочий класс получал участки с постройками рассчитанные на несколько семей, а чиновники высокого ранга, выстраивали себе огромные дачи с десятками комнат за государственные деньги.

Во времена правления Хрущева, появилось такое понятие как коллективное садоводство. Это произошло скорее из-за того, что сохранялась проблема с продовольствием. И городским жителям выдавались земельные наделы для строительства домов летнего типа, где можно было разбить сад и высадить огород.

В то время существовали строгие ограничения земельных наделов – не более 6 соток и дачный дом строился в строгом соответствии с квадратными метрами, дачи в несколько этажей выстраивать запрещалось. Иногда граждане могли получить в аренду только землю, на которой разрешалось сажать огород, а постройки делать запрещалось.

В советское время существовало очень ярко выраженное разделение, на рядовых граждан и элиту общества. Последние из которых могли получать земельные наделы в несколько га и строить на них многоэтажные строения. В связи с этим стали появляться престижные дачные поселки, куда был доступ только по специальным пропускам и дачные поселки для рядовых граждан. Уже в 80-е года все ограничения по размерам строений были сняты и наряду с маленькими постройками, стали появляться двухэтажные дома из красного кирпича, различной архитектуры.

Даже в наше время еще сохранились поселки со старинными дачами, которые были дарованы элите общества за определенные заслуги, они находятся в близкой отдаленности от города, в лесной местности и построены в основном из дерева, реже выполнена из камня. На сегодняшний день такая дача, считается элитной недвижимостью и стоит огромных денег. Большинство из них уже давно выкуплено людьми, не имеющими к первоначальным хозяевам никакого отношения.

Существующий закон о садоводстве и огородничестве гласит – дачный участок, это земельный надел, предоставленный предприятием своему сотруднику для возведения постройки или без нее. Эти земли выдаются для отдыха и посадки огорода, с целью выращивания различных культур для собственного пользования.

В начале нашего тысячелетия поступали предложения принять закон о постоянной регистрации на дачных поселках, но в 2009 году этот законопроект был отменен. Связанно это с нежеланием власти обустраивать такие поселения. Если дачный дом будет постоянным местом прописки граждан, тогда наступит необходимость вкладывать средства из бюджета в строительство школ, также детских садов и больниц, и т.д.

С 2010 года на землях, предназначенных под дачные дома, многие не совсем сознательные застройщики стали выстраивать дома на много семей, что не всегда совпадает с имеющимся законодательством по причине того, что не всегда есть доступ ко всем необходимым по нормам коммуникациям. Именно поэтому дача и документы на нее должны тщательно проверяться при покупке.

Живая история — «Советские фетиши. Дачи видео»

Вот такая она советская дача — история возникновения, и ее появления.

Есть своя дача, сад или огород? Поделитесь пожалуйста статьёй со своими друзьями садоводами:

dacha-video.ru

Дача в древней руси это

Как здорово проснуться не под шум городских улиц, а под пение птиц и заглядывающего в окна раннего солнышка. Затем выйти на крыльцо, вдохнуть свежий, ароматный воздух, дотронуться до листьев растений, наполненных росой. Такое возможно, и это не сказка. Удивительное место, расположенное недалеко от вашего города дача в древней руси это. Именно здесь, в тиши маленького, уютного загородного домика, можно по-настоящему отдохнуть. Только здесь вы получите заряд оптимизма для следующих рабочих моментов.

Жизнь человека неразрывно связана с работой и различными обязанностями. Иногда хочется забыть всё на свете и отдохнуть в свое удовольствие. Лучший отдых – отдых на свежем воздухе вдали от городского шума и суеты. Лучшим помощником в этом деле коттеджный поселок вел. Она есть практически у всех граждан живущих на постсоветском пространстве, и стала неотъемлемым атрибутом отдыха в наше время.

К поездке за город нужно подготовиться. Если на улице стоит невыносимая жара, и солнце сильно печет, то необходимо взять с собой средства от загара. Также, если сезон клещей, то не лишним будет обработать одежду и кожу инсектицидными препаратами. Если фото дачная кухня не оборудована центральным водопроводом, то следует взять достаточный запас воды. Не нужно забывать и про медикаменты. Они всегда могут пригодиться.

Все нюансы дача в древней руси это

На свежем воздухе и в дали от города все проблемы и трудности уже не кажутся такими неразрешимыми. Головной мозг получает достаточное количество кислорода, и в голове появляются свежие мысли и идеи. Солнечные ванны позволяют получить организму витамин D, который синтезируется только под ярким светом. Очень хорошо, если варианты нагрева воды на даче находится рядом с водоемом. Купание на свежем воздухе гораздо полезней чем в бассейне.

Отличные лайвхаки дымоходы в дачный домик, коттеджным поселком татьянина усадьба, калла на даче выращивание, куплю дачу в крыму недорого, купить дачу в снт синявино, как построить печку с камином на даче, правовой режим садоводческих и дачных объединений, требование о даче пояснений налоговой, дачные дорожки из плитки, дача в собственности земля в аренде как оформить.

Ни что так не поднимает настроение как свежее мясо, приготовленное на настоящих углях. Один только запах ароматного шашлыка позволяет забыть всю эту городскую суету. Мясо приготовленное собственноручно, и съеденное прямо с шампура, всегда вкуснее такового в городе. Также, дачные дома из бруса убитый может порадовать изобилием овощей и фруктов, которые не содержат в себе нитратов и пестицидов. Что может быть лучше салата в обед, продукты для которого ещё полчаса назад висели на ветках и кустиках и насыщались лучами утреннего солнца?

da4a.tw1.ru

Сады в Древней Руси

Увеселительный Коломенский дворец, Где обитал Петра Великого отец,

И где Великий сей младенец в свет родился,

И в Вифлеем чертог царя преобразился;

На берегу Москвы обширный сад густой,

Лип, вишен, яблонь лес, где часто в летний зной,

Любя прохладу вод и тени древ густыи, Честолюбивая покоилась София.

( Перевод поэмы Делиля «Сады», А. Воейков)

Сады в древнерусских представлениях были одной из самых больших ценностей вселенной.

С раем в Древней Руси ассоциировались не только монастырские сады, но и загородные местожительства князей. Так, например, загородное место под Киевом, называвшееся Раем, было у Андрея Боголюбского; у Даниила Галицкого и Владимира Васильковича Волынского был на горе на берегу озера город Рай. «Красный» (то есть красивый) сад упомянут в Ипатьевской летописи под 1259 годом: князь Даниил Галицкий «посади же и сад красен».

Наряду с плодовыми деревьями, ягодными кустами, как явствует из описи, в основных садах разводились цветы и душистые травы: касатики, лилеи желтые и белые, гвоздика душистая, гвоздика ранняя, калуфер, розы травные, пижмы, мята немецкая, пионы кудрявые, кусты иссопу, тюльпаны, девичья краса, пионы «суховатые», гвоздика репчатая, орлик, кусты «мамрасу», фиалки лазоревы, фиалки желтые, «серебренник русский и немецкий» и т.д., и т.п. Характерно, что наряду с декоративными кустами и цветами, в садах сажались и деревья, явно не для дохода, а для красоты: кедры, пихта и др., а также сажался просто для красоты и виноград (для государева дворцового обихода съедобный виноград привозился из Астрахани). Что сады делались не только утилитарные, но и «для прохлады», ясно свидетельствует наличие в них большого числа различных садовых построек для отдыха — теремцов, беседок и пр., а также особая забота о красоте оград, об устройстве красивых ворот.

Д.С. Лихачев

В 1762 году был принят манифест “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” открыл новый расцвет усадебного строительства и положил путь к созданию роскошных приусадебных садов. Истоки создания садов уходят в далекое прошлое, которое коренным образом повлияло на дальнейшую судьбу садового искусства.

Голландские мастера приглашались для работы в сады кремля и подмосковного Измайлова, где любил жить Алексей Михайлович.

Петр I с детства сохранил особое отношение к садам. В отличие от московских садов, петербургские сады Петра становились учебные, просветительные. Скульптурное убранство Летнего сада в Петербурге решало не только вопросы эстетического характера, но и выполняло идеологический замысел. Во втором участке летнего сада, Петр устроил лабиринт со скульптурными изображениями на темы «из фабол лабиринта Версальского и зрелища жития человеческого из Эзоповых притчей». В саду гуляли редкие породы пернатых, были клетки для птиц, голубятни, были устроены оранжереи, беседки, окруженные водою, где стоял ботик, на котором переправлялись к ней.

Эпоха просвещения 18-го века в России дает садам новый виток. Садоводство становится неотъемлемой частью искусства, воплощению литературных сюжетов которое стало доступно владельцам парков и дач. Французский классицизм, голландское барокко и другие различные садовые стили переживали в садах богатую жизнь.

Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:

Твоя Природа! Сам рисуй и поправляй.

Но не спеши садить, смотря и замечая,

Учись украшать природе подражая.

Поэма Ж. Делиля в переводе А. Вейкова

Знаменитый Висячий сад в Эрмитаже возник по повелению Екатерины Великой, практически одновременно с началом формирования ее коллекции живописи. Цветы окружали обитателей дворца не только в садах и оранжереях, но прежде всего, в произведениях искусства. Для того, чтобы прочесть символический, тайный язык цветов изображенных на полотнах, требовалось особое искусство и знания

Построен Эрмитажный сад в 1764—1773 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном, перестроен в 1841 году В. П. Стасовым.

Сад был закрытый со всех сторон высокими стенами. Благодаря чему сад имеет свой микроклимат: близость Невы смягчает температурные перепады, ориентация сада (с севера на юг) обеспечивает максимальное солнечное освещение в течение всего светового дня. Под садом, в шанцевых сводах существовали инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев. В результате, вегетационный период в саду начинался раньше, а осенний листопад наступал позднее, чем в других садах Петербурга.

Проект создания сада был очень важен для императрицы Екатерины II. Она уделила своё время для его рассмотрения во время торжеств, проходящих в Москве по случаю её коронации, и 5 мая 1763 года «недоделанный проект сада» был утверждён и отправлен из Москвы в Петербург на доработку.

Строительство началось в 1764 году под руководством архитектора Ю. М. Фельтена. В процессе строительства южной половины сада Ю.М.Фельтену поступает распоряжение возвести на садике покои для графа Орлова - ныне Южный павильон. Ранее, с южной стороны был пристроен некий Каменный трельяж Бецкого, который просуществовал всего несколько месяцев. Уже в 1766 году на построенной части сада начинают высаживать растения. Сад был наполнен центрифольными розами и редкими луковичными цветами. Здесь выставлялись кадки с цветущими «дикими оранжеями и миртусами», доставленными из Гамбурга. Сад был обнесён трельяжной решёткой в виде сучьев с кленовыми листьями и плодами (работа живописной команды Перезинотти).

В конце 18-го и начале 19-го веков определились характерные особенности русских усадебных садов.

В парках царит романтическое настроение. Строятся пейзажные парки, в которых подчеркивалась красота природы. Раскрытие живописных мест, где можно было любоваться рощей, поворотом дорог, красотою и мощью больших деревьев, являлось неотъемлемой частью садов того периода. Важным видом творчества в организации садов стало близость к пейзажной живописи.

Роскошью считалось иметь усадьбу в черте города. Это могли позволить себе лишь самые зажиточные семьи ; Юсуповы, Нарышкины, Шереметьевы, Державины.

Признаками хорошего вкуса хозяина усадьбы являлся парк и сад. При создании индивидуального, художественного облика сада учитывалась архитектура, местоположение, особенности рельефа, а так же история данной местности. Вблизи здания сохранялся регулярный стиль, плавно переходящий к свободной природе. Все напоминало о движении времени, мимолетности и суетности всего в мире.

Любовь и забота к каждому дереву, как к живому существу, была характерной особенностью мастеров того времени.

Создавался художественный облик натурального сада. Красивые деревья, строгие аллеи, свободные рощи подчеркивали живописность данной местности. Символы говорили о чувствах человека, о его настроении и общей идеи. Красивая беседка, скамья в укромном месте, от посторонних глаз. Раскидистые кроны лип , высаженные аллеей лиственницы, одинокие посадки дубов, ясеней, вязов чередовались с силуэтами пихт и елей. Рисунок обогащался разнообразием древесных насаждений и декоративных кустарников. Выделяясь на фоне изумрудных ковров газона, полян и лужаек. Скульптура , ротонда завершала акцент сада и являлась неотъемлемой частью композиции, завершая апофеоз ландшафтного искусства.

Не меньшее внимание, чем зеленым насаждениям, уделялось созданию водных элементов, являвшихся живой душой усадебного сада. Почти в каждой усадьбе был обширный пруд, унаследованный еще от предшествующих веков. Стремились придать живописные формы очертаниям берега, насыпать острова, образовывать заливы, поднимать уровень воды, создавать красивую усадебную панораму, рассчитанную на восприятие с отдельных точек через зеркальную гладь воды. Одновременно с обширными открытыми зеркалами устраивались и новые водные потоки, каскады, ручьи. Живой звук бегущей, струящейся воды усиливался и обогащался благодаря камням различной величины, положенным на дно потока. Большие давали рокочущее, басовитое звучание, мелкие — серебристые трели (Л.Т.Болотов)

В садах устраивались оранжереи, теплицы, питомники. Выращивались экзотические фрукты и овощи. Уход за садом осуществлялся подчас сотнями садовниками. Сады стоили владельцам огромных расходов, стоимость сада в 19- веке была почти равной стоимости дворца. Сады были признаком роскоши и служили примером для подражания. Для создания садов приглашали лучших архитекторов и садовников того времени.

Так зародилось ландшафтное искусство.

В настоящее время наблюдается рост загородного строительства. Время многое уничтожило, но мы возвращаемся к прошлому, ведь сад это часть природы. И только гармония с ней вызывает в нас чувство умиротворения. Загородный дом без сада теряет всякий смысл, становится скучным и одиноким.

Новые материалы и технические возможности в современном ландшафтном искусстве стали эволюционными. Смелость идей и разнообразие мысли, сочетание старого и нового все это можно увидеть в современных садах Парижа; сад Ситроена, сад на крыше вокзала Монпарнас, имитирующий океанский берег.

В современных частных садах можно использовать опыт старых мастеров, или подчеркнуть идеи современных ,привнеся в него свою мысль. При этом нужно так же учитывать все аспекты в котором находится данная местность. Слушайте природу, учитесь ее видеть и изображать, подобно Японцам в своих садах. Сад должен отражать Вашу индивидуальность, душу, а не следовать слепому копированию.

Не пытайтесь засыпать участок камнями и не делайте могильники в виде « Альпийских горок». Посмотрите фотографии Альп.

Выделяйте акценты в виде скульптур, одинокого красивого дерева. Делайте простор для глаз в виде лужайки, за которой открывается тенистая часть сада.

Устраивайте кабинеты, укромные уголки, где зрителю откроется красивая панорама или неожиданный акцент. Создавайте доминанты в виде вертикальных элементов.

При устройстве сада можно наделать много ошибок, потратив время и средства. А можно наслаждаться садом и жить уже сейчас, в гармонии с собой и природой. Будете ли Вы создавать сад сами или пригласите специалиста это Ваше решение.

И я желаю Вам удачи на пути к прекрасному!

garden-graphics.ru

Истоки садоводства Древней Руси | Часть I Происхождение и основы понимания древнерусского сада  |  Читать онлайн, без регистрации

Истоки садоводства Древней Руси

Вопрос о происхождении древнерусских садов прямо или косвенно затрагивается едва ли не в каждой обобщающей работе по истории садов и парков.

Стало чуть ли не правилом начинать отсчет отечественного садоводства с XI–XII вв., а в качестве его предыстории рассматривать священные рощи и некоторые другие объекты языческого поклонения славян. Наиболее полно и последовательно эти наблюдения были обобщены в книге О. Б. Сокольской «История садово-паркового искусства», в которой автор представляет развернутую картину, вмещающую разнообразные древнейшие типы садово-паркового искусства, существовавшие еще в догосударственный период. В их число включаются сакральные сооружения на вершинах, священные рощи, пантеоны – ритуальные урочища, увеселительные рощи и «гульбища».[53] Такой расширительный подход к истории садов можно объяснить тем обстоятельством, что его сформировали специалисты по ландшафтной архитектуре, в круг внимания которых все эти объекты попадают в обязательном порядке. Вместе с тем нельзя не отметить принципиальных различий между освоенными человеком естественными, природными ландщафтами и культурными, к каковым и относятся садовые насаждения. Какой-либо зависимости садов от языческих урочищ не отмечено ни одним из авторов. Не убеждает в этом и версия И. М. Снегирева, связавшего происхождение садов («вертоградов») с именем римского бога Вертрумна, в сферу влияния которого попадали и плодовые деревья.[54]

Еще одна устойчивая, хотя и давно устаревшая точка зрения об истоках отечественного садоводства основывалась на провозглашении монахов-византийцев первыми на Руси садоводами. Сторонникам такой точки зрения мягко, но резонно возразил еще в конце XIX в. А. Э. Регель: «Забелин, Дубенский, Тонин и многие другие положительно утверждают, что греческие миссионеры, были в то же время и создателями русских садов. Это не совсем точно. уже до них каждый древний славянин, из мало-мальски зажиточных, имел свой «оград». но монастыри придавали садам несколько иное значение».[55]

В настоящее время исконное славянское происхождение садов уже почти ни у кого не вызывает сомнений. Основу хозяйства славян составляло земледелие. С давних времен культивировались и фруктовые деревья, такие как яблони, сливы, груши, черешни и вишни.[56]

Конечно, территория Восточной Европы включает в себя различные природно-климатические зоны с отнюдь не одинаковыми условиями для произрастания разнообразных видов растений. И хотя большую часть этих площадей занимали леса и лишь на юге Русской равнины преобладали черноземы, лоскутные вкрапления плодородных почв позволяли чуть ли не повсеместно, хотя и с разным успехом, заниматься садоводством. На всем освоенном славянами пространстве Восточной Европы высаживались яблони, а «северная граница разведения вишни доходила до Новгорода».[57]

Согласно данным Новгородской археологической экспедиции, еще на заре русской государственности, в X в., новгородцы выращивали яблони. При раскопках находили не только семечки, но и сами яблоки. Правда, эти плоды были очень мелкими (2,5 X 3,0 см) и справедливо были отнесены археологами к плодам лесной яблони. Однако горожанам были доступны и крупные, т. е. культивированные яблоки, о которых напоминает местный летописец, сравнивая выпавший в 1157 г. град с «большими яблоками». Предполагается и широкое распространение на территории Новгорода вишни, поскольку в древнейших слоях археологи находили тысячи ее косточек. Причем, как считают специалисты-биологи, последние «имеют большое морфологическое сходство с косточками современного сорта владимирской вишни». Также есть определенные основания считать, что в этих краях произрастали и сливы, косточки которой были открыты в слоях XI столетия.[58]

Признавая приоритет славян в становлении отечественного садоводства, нельзя отрицать и важной роли византийцев во внедрении новых видов садов на Руси. Если сугубо хозяйственное назначение фруктовых садов, насаждаемых в догосударственный период, не вызывает сомнений, то сады, утвердившиеся на русских землях после принятия христианства, уже несли в себе иной смысл и, можно предположить, свое особое визуальное выражение.

Есть некоторые данные, указывающие на роль Византии как проводника античной культуры на Русь, включая элементы обустройства садов. Возможно, к ним имеет отношение информация об установке князем Владимиром около церкви Богоматери (Десятинной) доставленных из Корсуни античных статуй – «два капища (здесь скульптура. – В. Ч.) и 4 кони медяны».[59] Отметим, что Десятинная церковь была окружена четырьмя каменными дворцовыми зданиями и композиционно составляла с ними единый ансамбль.[60] Таким образом, античные статуи были частью дворцового комплекса. Только на первый взгляд можно подумать, что изваяния появились у Десятинной церкви по случайному стечению обстоятельств. Однако, если иметь в виду, что и в Константинополе поблизости от Софийского собора и Большого дворца, где издавна устраивались сады,[61] на здании ипподрома или рядом с ним стояло четыре бронзовых коня (должно быть, квадрига), предположительно работы Лисиппа (цв. ил. 1 – здесь и далее на вклейке), вывезенные из Олимпии (с 1204 г. находятся в Венеции), и другие изваяния, то в этом действии князя Владимира приходится видеть вполне определенный умысел. Следование образцу было непреложным правилом средневекового творчества. Учитывая данное условие, можно предположить в самых общих чертах характер расположения скульптур и их аранжировку, осуществленную еще в русле античных традиций. Они размещались не на пустом месте, а органично взаимодействовали с окружающей их дворцовой архитектурой и садовыми насаждениями. Статуи вписывались в архитектурный ансамбль и подчинялись строго симметричному построению. Как правило, в таких случаях предусматривался и своего рода принудительный маршрут – главная аллея,[62] которая здесь, в Киеве, могла вести из дворца в храм. Примечательно, что и в Константинополе, по свидетельству анонимного русского автора начала XIV в., скульптуры также были организованы в аллею, расположенную между главным дворцом императора Константина и южными вратами Софии. На это косвенно указывает и древнерусский паломник, давший пояснения по поводу характера расположения скульптур: с одной стороны им фиксируется нахождение конной статуи Юстиниана, а с другой – «3 цари поганыи».[63] В результате скульптуры и окружавший их сад должны были открываться зрителю в процессе движения. При этом скульптуры наполняли окружающее пространство мифологическими образами, близкими к языческому мировосприятию.

Через Византию на Русь попадали не только некоторые элементы культуры античного садоводства, но и основы как христианского, прежде всего монастырского, так и приусадебного светского садов. Основание и обустройство монастырей в столице и других центрах Киевской Руси зачастую предусматривало и создание садов. Так, согласно одной из версий утраченного впоследствии Жития Антония Печерского, по возвращении святого в Киев в 1051 г. из одного из афонских монастырей он разбил поблизости от пещер «яблонный сад».[64] Посадка последнего совпадает по времени с учреждением этой авторитетнейшей обители. Несомненно, под влиянием христианства на Руси появились многочисленные поселения и даже усадьбы, именовавшиеся Раями.[65] Известно, например, что Раем называлась и усадьба Юрия Долгорукого, находившаяся на противоположном от Детинца берегу Днепра.[66] Появление таких топонимов следует признать свидетельством усвоения русским обществом новых, христианских ценностей, в том числе и тех, которые оказали влияние на принципы организации и восприятия сада.

Только влиянием Византии можно объяснить возведение на Руси еще с X в. каменных жилых зданий, предназначенных главным образом для самой знатной части русского общества. Строительство «каменных теремов», которое осуществлялось не только в Киеве, где одних обнаруженных построек X–XII вв. такого рода насчитывается около десяти, но и в других городах – Переяславле-Хмельницком, Чернигове, Смоленске, Полоцке, Гродно, Звенигороде (Южном), Перемышле и Боголюбове.[67] Устойчивый интерес, возникший у русской правящей верхушки к каменным гражданским сооружениям, дает основания предположить, что на некоторых из них могли быть обустроены верховые сады, подобные тем, которые украшали в то время дома византийской знати. То, что на Руси были известны верховые сады, подтверждает Изборник Святослава 1076 г., где упоминаются и «садове весяции», т. е. верховые сады.[68]

Возможно, в некоторых самых крупных русских городах учитывались правила византийского градостроительства. Речь идет о так называемом «Законе градском», входящем в Кормчие книги, где регулировался порядок строительства и содержания городов, в том числе рекомендации по посадке деревьев в их границах. Например, в одном из пунктов Закона градского рекомендуется сажать деревья на расстоянии от девяти до пяти стоп от чужой границы, с тем чтобы не затенять соседних домов и не перекрывать открывавшихся перспектив.[69] По мнению некоторых специалистов, «русскую традицию размещения садов в городе можно рассматривать как развитие греко-византийской».[70]

Итак, оценивая истоки русского средневекового садоводства, нельзя не принять во внимание следующие обстоятельства:

Многовековой опыт культивирования определенных плодовых деревьев и кустарников, произраставших на территории Восточной Европы, и те особенности их восприятия, которые укоренились в народной бытовой традиции на многие столетия.

Появление новых видов садов в период становления государства и освоения христианства (прежде всего монастырских и светских городских, «красных»), каждый из которых был отмечен особым своеобразием, а их семантика восходила к общему пониманию райского сада, зафиксированному в Священном Писании.

velib.com