Главный источник наших знаний о древней Руси – средневековые летописи. Исторические источники о древней руси


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ

  Ведущиеся в нашей стране интенсивные исследования иностранных и отечественных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных и отечественных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны.

  Данный раздел сайта дает возможность всесторонне представить учащимся и людям увлекающимся историей иностранные и отечественные источники — хоть и не в максимальном объеме, но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных и позновательных целей.

 

АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Античные источники

  Подраздел содержит фрагменты сочинений античных и раннесредневековых авторов, написанных на древнегреческом и латинском языках и составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы. Хронологический охват материала — от Гомера (VIII в. до н.э.) до Иордана и Равеннского Анонима (VII в. н.э.).

 читать

ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Византийские источники

  Подраздел содержит публикацию византииских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы Руси и ее соседей в IV-XIII вв.

 читать

 

ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Восточные источники

  Подраздел посвящен источникам на арабском, персидском и еврейском языках. В подразделе приводятся фрагменты географических, исторических и энциклопедических трудов, записок путешественников, эпистолярных сочинений. Хронологический охват материала — IX-XVI вв.

 читать

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Западноевропейские источники

  Подраздел «Исторических источников» содержит переводы избранных западноевропейских (немецких, польских, французских, итальянских, венгерских, чешских) источников IX—XIII вв., написанных, как правило, на латинском языке. Среди них — тексты самых различных жанров: анналы и хроники, жития, правовые документы, послания.

 читать

ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Древнескандинавские источники

  Данный подраздел «Исторических источников» посвящен древнескандинавским источникам. Скандинавские письменные памятники IX-XIV вв. представляют собой одну из самых больших групп среди иностранных источников, содержащих сведения по истории Древней Руси. В их число входят скальдические стихи, рунические надписи, историографические сочинения, исландские саги (родовые, королевские, о епископах, о древних временах), норвежские гомилиарии и жития святых, исландские географические сочинения, исландские анналы.

 читать

ДРЕВНЕРУССКИЕ ИСТОЧНИКИ

Древнерусские источники

  В данном подразделе собрана вся древнерусская литература с момента первых сохранившихся памятников XI века вплоть до XVII века. Литература того времени не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере поучениями.

 читать

 

Исторические источники о Древней Руси

 

ruhistor.ru

Древнерусский письменный исторический источник. Типы исторических источников

Историк обычно имеет дело с явлениями прошлого, вследствие чего возможность непосредственного наблюдения за их ходом у него отсутствует. Тем не менее, исследования должны проводиться объективно, непредвзято, без конъюнктурного подхода к их оценке. Добиться этого позволяет только тщательная работа с историческими источниками. древнерусский письменный исторический источник

Общие сведения

Еще в школе ученики берут в руки некоторые исторические источники (5 класс). По программе детям даются некоторые начальные сведения по рассматриваемому предмету. Изучение исторических источников предполагает не только знакомство с ними. В ходе обучающего процесса ученики оценивают, сравнивают сведения, полученные от разных авторов.

Терминология

По Ключевскому, исторические источники представляют собой определенную категорию памятников. В них отражается угасшая жизнь и целых обществ, и отдельных личностей. Благодаря тем или иным сведениям дополняется история. Исторические источники могут отражать процесс как становления, так и развития общества. Согласно определению, которое дает Тихомиров, можно сказать, что дошедшие в той или другой форме сведения являют собой остатки жизни в прошлом. Согласно одной из научных трактовок исторические источники содержат информацию о реальных явлениях в общественной жизни и человеческой деятельности, которые происходили в предыдущие столетия. Объединяя приведенные определения, можно составить общее понятие. Исторические источники России представляют собой предметы культуры и документы, отражающие непосредственно процессы прошлого. Они зафиксировали свершившиеся события и определенные факты. Далее рассмотрим, какие бывают исторические источники.

Разновидности

Изучение исторических источников осуществляется в рамках специальной науки. Дисциплина также исследует приемы их выявления, дает оценку. Называется эта наука "источниковедение". В рамках дисциплины выделяется несколько категорий исследуемых сведений. Существуют следующие типы исторических источников:

  • Этнографические.
  • Фоно- и фотодокументы.
  • Вещественные.
  • Письменные.

Это основные исторические источники. Они наиболее доступно отражают события прошлого. Говоря о том, какие бывают исторические источники, следует упомянуть и об изобразительных и поведенческих разновидностях.

Вещественные предметы

Выше была представлена классификация исторических источников. В зависимости от того, к какой категории относится тот или иной предмет, выбирается и метод его исследования. Например, работа с историческими источниками вещественного вида осуществляется в рамках такой науки, как археология. К указанной категории относят любые объекты прошлого, посуду, предметы обихода, ремесленные изделия, орудия труда, одежду, украшения, клады, захоронения, монеты и прочее. Следует сказать еще и о том, что археология исследует и другие типы исторических источников. К ним, в частности, относят фото- и обычные документы. Анализ исторического источника позволяет восстановить тот или другой период прошлого человечества. Исследуя сведения, специалисты реконструируют социально-экономическое развитие общества.

Древнерусский письменный исторический источник

К этой категории относят литературные памятники конкретной эпохи. В качестве примера можно привести берестяные грамоты. Среди найденных документов в Смоленске, Нижнем Новгороде, Пскове и прочих городах присутствуют письма распорядительного характера от феодалов к зависимым людям, жалобы от крестьян, донесения, написанные сельскими старостами, ростовщические и хозяйственные записи, черновики завещаний. Также среди найденных бумаг встречаются сообщения военного и политического содержания, судебные положения, ученические упражнения. работа с историческими источниками

Один из главных документов прошлого

Представленная выше классификация исторических источников считается общей. Каждая категория имеет свои подгруппы. Так, к письменным источникам относят не только берестяные грамоты, но и летописи. Последние считаются одними из главных документов прошлого. Рассматривая древнерусский письменный исторический источник, следует сказать, что в нем сохранились достоверные сведения о жизни людей предыдущих столетий. Произведения имеют текстовую структуру, представленную в виде изложения событий по годам.

Письменности на Руси предшествовало устное творчество. Его хранителем являлся непосредственно народ. Первые летописцы, появившиеся на Руси, смогли собрать информацию о прошлом за несколько столетий. В итоге ими была воссоздана предыдущая хронология событий. Древнерусский исторический источник содержит сведения о походах, основании городов, договорах. В произведениях даны реальные характеристики князьям, рассказано о расселении племен. Знания передавались из поколения в поколение. Проводя анализ исторического источника, исследователи сделали вывод, что все сведения авторы черпали из фольклора. И это вполне объяснимо. Предания, песни, легенды, сказки являлись великой неписаной историей Древней Руси.

Древнерусские летописи как исторический источник

В документах, дошедших до наших дней, сохранились многочисленные остатки преданий, песен и легенд. Используя их, книжники Древней Руси восполняли недостаток материала по истории своей земли. Именно фольклор стал базой для восстановления хронологии событий прошлого. В устном творчестве заключалось самосознание народа, позволившее вырасти и развиться летописанию. Века, примыкавшие непосредственно к деятельности первых авторов IX и X столетий, дали намного больше материала, заимствованного из фольклора, нежели предшествующие.

База знаний

какие бывают исторические источники

Несложно различить основные типы произведений, которые использовались при составлении погодного описания. Одними из главных являлись многочисленные легенды. Эти произведения были связаны с городами, селами, могильниками, урочищами, распространенными по всей русской равнине. Характерно, что наиболее ранние воспоминания очень тесно связаны с дохристианским, языческим культом предков. Однако чем ближе ко времени жизни самих авторов, тем яснее прослеживаются исторические сведения и четче выделяется интерес к прошлому страны. Самосознание народа становится при этом более интенсивным и вводится в хронологические рамки.

Форма произведений

Вид и характер сводов, в которые облекался древнерусский письменный источник, имели свои особенности. Форма сводов, в частности, была тесно связана с сознанием самих авторов. Средневековые произведения составлялись, главным образом, для сохранения исходного текста в качестве базы в новом документе. Читатели в те времена интересовались не реализмом изображения, а самой действительностью. Их привлекали именно события и документальность летописей. Вместе с этим зачастую читатель принимал за реальность рассказы о чудесах, явлениях, знамениях и прочих феноменах.

Особенности изложения

Древнерусские историки давали новые авторские тексты о современных для них событиях. Повествование шло о явлениях, которым автор был свидетелем. Труды постоянно дополнялись, к тексту присоединялись новые записи. Вплоть до XVI столетия история не содержала законченных периодов – она продолжалась до времени, в котором жил летописец. Каждый автор стремился довести произведение до "князя нынешнего". В конечных записях заключался особенно ценный материал. В них автор писал не выдержками из предыдущих произведений, а излагал собственные мысли. Именно поэтому древнерусский письменный исторический источник фактически не имеет завершения. Конец произведения всегда был каким-то ускользающим, плавно переходящим в настоящее. Продолжение истории, "живой итог" можно определить как своеобразное восприятие, которое сказалось и на форме сводов. Этот переход от прошлого к настоящему являлся соединением старого, документально ценного материала и новых записей до событий, современных автору.

Составление описаний

Авторы, создавая произведения, заботились главным образом о том, чтобы в их руки попали труды их предшественников. Немаловажное значение для них имели и различные исторические документы. К ним, в частности, относились послания, договоры, княжеские завещания, жития святых, повести и прочее. После того как весь доступный материал был собран, в некоторых случаях весьма разнообразный и многочисленный, а иногда и два-три произведения, автор составлял погодное описание. Летописи соединялись год с годом. При этом автор стремился избегать повторений. Он располагал изложение под годом своего проживания, житие какого-либо святого – под датой его кончины. В материалах могла быть и историческая повесть, захватывавшая несколько лет. В этом случае автор разбивал ее на периоды, помещая каждый под определенным годом. Такое построение давало возможность летописцу вносить изменения в каждый описанный год.

Эту работу нельзя назвать механической. Автору в некоторых случаях приходилось устранять встречающиеся противоречия, проводить достаточно сложные хронологические исследования для точного размещения сведений по годам. Летописец мог пропустить какие-либо события, исходя, например, из своих политических взглядов, или делал подборку известий. В некоторых произведениях можно встретить краткие комментарии составителя. Но вместе с этим автор не придумывал ничего нового. По завершении работы сводчика летописец приступал к описанию событий, современных ему.

Классовая окраска произведений

Древнерусский письменный исторический источник – это не только свод прошлых повествований. В произведениях были отражены и разнообразные идеологии. С самого начала своего существования летописи получили классовую окраску определенного характера. Произведение было в некотором роде памятником. Документ был составлен в высших слоях древнерусского общества, преимущественно в близких к князю кругах. В связи с этим центральными фигурами в произведениях стали крупные феодалы: епископы и князья. Летописец все время обращает свое внимание в сторону верхов общества. анализ исторического источника

Лаврентьевское описание

Эта летопись датирована 1377 годом. В ее составлении участвовали монах Лаврентий и некоторые другие авторы. Произведение представлено в виде пергаментной рукописи. В ней содержится копия свода от 1305 года. Под руководством монаха группа переписчиков в 1377 году составила данное произведение по заданию князя Дмитрия (Суздальско-Нижегородского). Начинается текст с "Повести временных лет" и завершается 1305 годом. При этом в произведении отсутствуют события некоторых годов. Свод 1305 года содержал сведения о событиях, происходивших в период, когда великим владимирским князем был Михаил Ярославович. В его основу легло повествование 1281 года, дополненное 1282-м. Лаврентьевская летопись была составлена в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода либо во Владимирском Рождественском приходе. В 1792 году она была приобретена А. И. Мусиным-Пушкиным и преподнесена впоследствии Александру Первому. Позже рукопись была передана Публичной библиотеке (сегодня имени Салтыкова-Щедрина). Там она и хранится по сей день.

Ипатьевский свод

Эта рукопись считается древнейшим памятником, одним из ранних летописных произведений. Свое название свод получил по местонахождению списка в Костроме, в Ипатьевском монастыре. В составе рукописи три части. Первой идет "Повесть временных лет", второй – Киевская летопись конца XII века, а третья содержит преимущественно галицко-волынские повествования. Ипатьевский свод считается ценнейшим произведением, в котором собраны описания событий в юго-западной части страны конца XIII столетия. Отличительной чертой летописи является светский стиль некоторых рассказов. Для многих галицко-волынских повествований характерен яркий, образный язык, благодаря которому свод можно поднять до уровня поэтического произведения. классификация исторических источников

Новгородский I сказ

Эта летопись считается важнейшим источником, повествующим об общественно-политической истории русских, а в частности, новгородских земель 11-17-го столетий. Этот свод оказал влияние на общерусские сказы второй половины XV и начала XVI в. В целом в произведениях была выражена идеология господствующих слоев общества. Однако новгородские авторы нередко вставали на сторону трудящегося народа. Весьма интересны записи по периоду формирования единого государства Русского. Они позволяют дополнять и уточнять сведения тверских, московских и прочих авторов. Новгородские летописи в изданиях условно обозначены пятью номерами. Древнейшей частью считается Первый свод. В нем изложены события, доведенные до тридцатых годов 14-го столетия. В составе свода присутствует "Русская правда" в краткой редакции и юридический сборник, в котором содержатся несколько законодательных памятников. В летописи преимущественно встречаются записи со второго десятилетия XII века. Значение Новгородского I свода раскрыто в трудах Шахматова. В ходе исследований было выявлено, что в ранних произведениях был отражен Начальный свод по концу XI столетия. Он предшествовал "Повести временных лет".

Значение сводов

Необходимо отметить, что и в настоящее время летопись не теряет своего не только исторического и познавательного, но и воспитательного смысла. Своды продолжают учить глубокому уважению к славному прошлому народа. Летопись и сегодня способствует воспитанию патриотических благородных идей.

основные исторические источники

Прочие документы

Рассматривая исторические источники России, нельзя не сказать и о воспоминаниях иностранцев, которым приходилось побывать на отечественной земле. Следует отметить, что первым и достаточно крупным научным трудом Ключевского стала кандидатская диссертация по сказаниям иностранцев о государстве Московском. Эта работа была издана в виде монографии. К письменным историческим источникам следует также относить законодательные акты, государственные документы, судебно-следственные и статистические материалы, международные соглашения. Важнейшие сведения о прошлых событиях исследователи почерпнули из частных почтовых сообщений, дневников. В более поздние периоды в группу письменных источников стали входить стенограммы заседанияй руководящих чинов политических партий и общественных движений, брошюры, программы, мемуары, листовки, периодика (журналы и газеты) и прочие документы.

Цель исследования сведений

Собрания документов большого объема о деятельности муниципальных и государственных учреждений и различных общественных организаций и частных лиц сосредоточены в архивах. В них обеспечивается комплектование, хранение и дальнейшее использование сведений. Комплексное применение всех исторических источников дает возможность исследователям реконструировать события прошлого максимально объективно.

Памятники духовной и материальной культуры

древнерусские летописи как исторический источник

Этнографические источники включают в себя элементы традиционной, повседневной жизни и быта народа. В эту категорию входят, в частности, орудия труда, инструменты, приспособления для земледелия, гончарные изделия, посуда, жилище, убранство и обстановка в нем, пища, народная игрушка. Сюда же относят хозяйственные постройки, одежду и ткани, в том числе и национальный костюм, орнамент, вышивку и прочее. В категорию этнографических источников также входят явления народной духовной жизни. К ним относят семейную и календарную обрядность, традиции, народные поверья, фольклор, жанры и формы национальной песни, танцы, пословицы, сказки, легенды, загадки, заговоры, предания.

Прочие памятники прошлого

К изобразительным источникам относят те или иные произведения искусства, в том числе наскальные рисунки, отдельные предметы и коллекции живописи, скульптуры, графики. В группу поведенческих источников включены обряды (воинские, трудовые, праздничные и прочие), мода, обычаи, элементы престижа.

Новые методы документирования

Эти способы сбора и сохранения информации получили достаточно широкое распространение. Новые методы появились в результате научных открытий, развития техники, изобретений, тех или иных исследований. К этим документальным источникам относят, например, кино-, аудио-, фотоматериалы. Такие методы сбора информации называются аудиовизуальными. В них содержатся сведения, для воспроизведения которых необходимо соответствующее оборудование. Как правило, эти источники рассматриваются комплексно. Это обусловлено тем, что они очень схожи по технике воспроизведения и создания, характеру информации, методу кодирования и организации их хранения. В настоящее время многие кино-, фото-, видео- и фонодокументы содержатся на цифровых носителях. Это обеспечивает сохранность сведений и возможность использовать их в исследованиях множество раз различными специалистами.

fb.ru

Иностранные источники о Древней Руси XVI-XVII вв.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. - М., 2000.

Повесть временных лет» о происхождении и расселении восточных славян.

Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII вв. - М., 1978.

Принятие христианства на Руси.

Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII вв. - М., 1978.

Князь Владимир Мономах: государственный деятель и полководец.

Слово Древней Руси. - М., 2000.

Идея единения русских земель в литературе эпохи политической раздробленности.

Мудрое слово Древней Руси. - М., 2000.

Памятники Куликовского цикла о борьбе русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Воинские повести Древней Руси. - Л., 1985.

Черты объединительного процесса русских земель в древнерусской литературе

Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV в. - М., 1982.

Афанасий Никитин - русский первопроходец.

Хождение за три моря Афанасия Никитина. - Л., 1986.

Российская публицистика XVI в. о проблемах церковного строительства.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.3. Политическая мысль в России X - первой половине XIX в. - М., 1997.

Политические воззрения царя Ивана Грозного.

Переписка Ивана Грозного с Курбским. - Л., 1979.

Жизнь и быт русских людей XVI в. по «Домострою».

Домострой. - М., 1990.

Критика духовенства и светской власти в демократической сатире XVII в.

Памятники литературы Древней Руси: XVII в: в 2 кн. - М., 1988-1989.

Протопоп Аввакум - духовный предводитель русского раскола.

Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М., 1991.

Основные черты общественно-политической мысли эпохи петровских реформ.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. - М., 1989. - Вып.5.

Современники о Петре I.

Рождение империи: Свидетельства современников петровской эпохи (конец XVII - начало XVIII вв.). - М., 1997.

Юности честное зерцало»: правила поведения молодого дворянина

Юности честное зерцало. - М., 1990.

Общественно-политические взгляды М.В.Ломоносова.

Ломоносов М.В. Избранные произведения: в 2 т. - Т.2 / М.В.Ломоносов. - М., 1986.

Формирование русской исторической мысли в первой половине XVIII в.

Сборник документов по истории СССР: для семинарских и практических занятий. - М., 1973. - Ч.5.

Просвещенный абсолютизм» в сочинениях Екатерины II.

Екатерина II. Записки. - М., 1989.

А.Н.Радищев - критик и патриот

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А.Н.Радищев. - Любое издание.

 

 

КОЛЛОКВИУМ

1. Предмет исторической науки. Представления об истории как процессе развития природы и человечества в античности, средних веках, новом и новейшем времени.

2. Понятие отраслей и разделов исторической науки. Вспомогательные исторические дисциплины.

3. Понятие исторического источника. Предмет и задачи историографии. Этапы развития исторической мысли в России.

4. Советская историография. Становление нового этапа российской исторической мысли в начале ХХ века.

5. Проблема происхождения человека. Хронологические рамки и источники первобытнообщинного строя.

6. Хозяйственная деятельность, формы религии и брака на разных этапах развития.

7. Общественно-политический строй древних государств: черты сходства и различия.

8. Государства Закавказья и Центральной Азии: Урарту, Иберия, Колхида, Кушанское царство и др.

9. Греческие античные поселения: Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др.

10. Скифские племена и сарматы. Великое переселение народов.

 

ИСТОЧНИКИ

Хрестоматия по истории России / сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. - М., 2007.

 

УЧЕБНИКИ

История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2010.

История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2009.

История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И.Павленко. - М., 2009.

Мунчаев, Ш.М. История России / Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов. - М., 2008.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет, задачи и методология истории.

2. Основные этапы первобытного общества (каменный век, эпоха бронзы и железа).

3. Рабовладельческие государства на территории бывшего СССР в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.

4. Восточные славяне в древности: хозяйство, культура, религия.

5. Первые государственные образования восточных славян.

6. Легенда о призвании варягов и образование государства Русь.

7. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

8. Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

9. Киевская Русь в XI в.

10. Феодальная раздробленность на Руси.

11. Монголо-татарское нашествие.

12. Деятельность первых московских князей. Возвышение Москвы.

13. Объединительный процесс русских земель и падение монголо-татарского ига

14. Внутриполитическое развитие России в царствование Ивана Грозного.

15. Основные направления внешней политики в XVI в.

16. Период Смуты в Московском государстве начала XVII в.

17. Экономическое развитие России в XVII в.

18. Церковная реформа и раскол.

19. Эволюция политического строя во второй половине XVII в.

20. Реформы Петра I.

21. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

22. Эпоха дворцовых переворотов в России.

23. Россия в годы царствования Елизаветы Петровны.

24. Реформы и внутренняя политика Екатерины II.

25. Основные направления внешней политики во второй половине XVIII в.

26. Противоречия внутренней и внешней политики Павла I.

 

ИСТОЧНИКИ

Хрестоматия по истории России / сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. - М., 2007.

Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.

Екатерина II. О величии России / Екатерина II. - М., 2003.

Жажда познания: век XVIII. - М., 1986.

Ломоносов, М.В. Избранные произведения: в 2 т. Т.2 / М.В.Ломоносов. - М., 1986.

Посошков, И.Т. Книга о скудости и богатстве / И.Т.Посошков. - СПб., 2004.

Юности честное зерцало. - М., 1990.

 

УЧЕБНИКИ

История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2010.

История России с древнейших времен до начала XXI века: в 3 т. Т.1. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. Л.В.Милова. - М., 2006.

История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2009.

История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И.Павленко. - М., 2009.

Ключевский, В.О. Русская история / В.О.Ключевский. - М., 2008.

Мунчаев, Ш.М. История России / Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов. - М., 2009.

Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф.Платонов - СПб., 2001.

Покровский, М.Н. Русская история: в 3 т. Т.1,2 / М.Н.Покровский. - СПб., 2005.

 

Дополнительная литература

 

Бушуев, С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. / С.В. Бушуев. М., 1994.

Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I / А.Б.Каменский. М., 2001.

Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М.Карамзин. М., 2003.

Карпов, А.Ю. Владимир Святой / А.Ю.Карпов. М., 1997.

Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. / А.В.Карташев. М., 1991.

Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский. М., 2006.

Ключевский, В.О. Русская история: в 2 кн. / В.О.Ключевский. Минск, 2000.

Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 3 кн. / Н.И.Костомаров. М.,1990-1992.

Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И.Павленко. М., 1990.

Перевезенцев, С.В. Древняя Русь: история русского народа с I по IX вв. / С.В.Перевезенцев. М., 2000.

Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф.Платонов. СПб., 1997.

Преображенский, А.А. Первые Романовы на российском престоле / А.А.Преображенский. М., 2000.

Рыбаков, Б.А. Мир истории: начальные века русской истории / Б.А.Рыбаков. М., 1987.

Семенов, Ю.М. На заре человеческой истории / Ю.М.Семенов. М., 1989.

Скрынников, Р.Г. Царство террора / Р.Г.Скрынников. СПб., 1992.

Соловьев, С.М. Сочинения: в 18-ти кн.: кн. I-XV: История России с древнейших времен / С.М.Соловьев. М., 1988-1995.

Станиславский, А.М. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории / А.М.Станиславский. М., 1990.

Фроянов, И.Я. Начала русской истории: избранное / И.Я.Фроянов. М., 2001.

Чулков, Г.И. Императоры: психологические портреты / Г.И.Чулков. М., 1995.

Успенский, Б. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен / Б. Успенский // Успенский, Б. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. - С.75-110.

 

Ресурсы удаленного доступа

 

Русская Правда [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html - Загл. с экрана. (10.10.2009).

Пространная редакция Устава князя Ярослава Владимировича «О церковных судах» [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1256693. - Загл. с экрана. (10.10.2009).

Библиотека литературы Древней Руси. В 11 т. // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070- Загл. с экрана. (10.10.2009).

Древнерусская литература. Антология [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://old-rus.narod.ru/- Загл. с экрана. (10.10.2009).

Повесть временных лет // Хронос [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono.info/dokum/povest5.html. - Загл. с экрана. (10.10.2009).

Повесть временных лет // Древнерусская литература. Антология [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://old-rus.narod.ru/02-main.html. - Загл. с экрана. (10.10.2009).

Лев Диакон. История [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/diakon.htm - Загл. с экрана. (10.10.2009).

Блок, М. Апология истории или ремесло историка. / М. Блок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt- Загл. с экрана. (01.10.2009).

Тойнби,А.Дж. Постижение истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Toynbee/_Index.php - Загл. с экрана. (01.10.2009).



infopedia.su

ЛЕКЦИЯ 2. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

XI-XV вв.

Содержание темы

Древнегреческие, византийские, арабские, западноевропейские источники. Принятие христианства как культурная революция. Понятия канона и ансамбля – ключ к пониманию культурного наследия Древней Руси. Древнерусский текст: диалог языческих и православных традиций. Мифический историзм[8]: сказки. Эпический историзм: былины. Раннеисторические описания: летописи. Повесть временных лет (ПВЛ). Областное летописание. Московское летописание. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Агиография: жития, патерики, прологи. Хожения (хождения), посольства, паломники. Учительный характер древнерусской литературы.

 

 

Тезисы

При изучении истории Древней Руси необходимо использовать иностранные источники этого времени. При этом следует помнить, иностранные источники описывали историю Древней Руси в зависимости от вероисповедания их авторов и от времени принятия православия Русью: либо как иноверцев и варваров, либо как почти своих. Соответственным было и отношение к Руси и к тому, что в ней происходило. Например, византийский историк Лев Диакон в своей «Истории», охватывающей 959-976 гг., пишет о Руси, ещё не принявшеё крещения, как о более архаичной стране, чем она была. В частности, русских он называл то «скифами», то «тавроскифами». Это было естественно для христианина, писавшего о язычниках. Так было принято. Кроме того, как христианин Л. Диакон считал, что «прошлое жило в настоящем». Это – черта мировоззрения язычников и христиан: главное в истории – первые основополагающие события «отцов-основателей», Последующая история предстаёт как бы обновлением первых событий (Ю.М. Лотман).

М.Я. Сюзюмов в приложении к «Истории» под названием «Лев Диакон и его время» пишет о склонности к архаизации её автора: «Везде, во всех терминах, географических и этнографических, Лев придерживался этой архаизации»[9]. Так было принято в его время. Кстати, киевского князя Святослава Л. Диакон называет «Сфендославом». Дальше Сюзюмов пишет: «Подражание языку Агафия, стремление архаизировать новые названия, заменяя их старинными, увлечение мифологией, - всё это казалось совершенно необходимым, чтобы претендовать на включение в круг высшего образованного общества. И Лев придерживался этой позиции на протяжении всего своего труда»[10]. Это традиция, свойство средневековых исторических произведений. Её нужно учитывать современному историку.

Принятие христианства Русью подобно культурной революции, потому что в результате её должна была произойти смена вер: с языческой на христианскую. Процесс этот очень болезненный, так как предполагалось либо отказаться от веры предков, либо каким-то образом непротиворечиво дополнить её верой православной. Этот процесс был не одномоментным, а растянулся на века. Но официально, с принятием крещения, Русь считалась христианской, а после раскола христианской церкви в XI в. – православной, то есть обладающей истинной верой. Язычники же стали считаться еретиками, осуждавшимися и подвергавшимися гонениям.

Впрочем, растёт количество публикаций авторов, не принимающих эту, официальную, точку зрения. Среди них М. Серяков, В. Чудинов, считающие историю Руси более древней и имевшей свою руническую письменность. В частности, В. Чудинов считает, что не от язычества произошёл переход к христианству, а от ведичества. И такого рода заявления делают не журналисты, а учёные и философы. Пока их взгляды не стали официально признанными, к ним стоит относиться как к гипотезам, имеющим право на существование. Письменность на Руси действительно появилась до принятия христианства. Об этом свидетельствуют арабские и византийские источники. Датой создания славянской письменности считается 863 г.

С принятием христианства древнерусская литература уже не была единой. В ней противостояли, а в определённой мере и дополняли, каноническая и апокрифическая литературы. Первая – от слова «канон», вторая – от слова «апокриф». Это деление на каноническую (ортодоксальную) и апокрифическую (неортодоксальную) литературу состоялось на Карфагенском соборе в 419 г. На соборе ортодоксальной церковью был окончательно утверждён список новозаветных книг. Всё что не вошло в канонический Новый завет, стали называть апокрифами. Например, Евангелие от Фомы (отсюда поговорка – «Фома неверующий»). Апокрифами считались, во-первых, разрешённые к чтению, но не противоречившие основам христианства книги. В них было много от мифического и эпического историзмов, то есть от раннего христианства, включавшего в себя много элементов от предшествующей языческой культуры. Во-вторых, апокрифами считалась запрещённая (на Руси – «отрешённая») литература, противоречащая каноническому христианству, в том числе повествующая и о возможности «Царства Божьего на земле», то есть о христианском социализме. К нему имеют отношение такие апокрифы, как «Беседа трёх святителей» (о Правде и Кривде), «Житие Андрея Юродивого» (идея царя от нищеты), «Вопросы Иоанна Богослова к господу на горе Фаворской» (о земном рае как справедливом обществе), «Голубиная книга» (о Правде и Кривде, небиблейской истории и картине мира). Тем самым термин «канон» допустимо применять ко времени классического средневековья на Западе, когда считалась господствующей христианская ортодоксальная церковь. После церковного раскола в XII в. на Руси ортодоксальной (истинной) церковью считали только православную («Восточную»). Католическую же церковь («Западную») считали отпавшей от истинной веры.

Д.С. Лихачёв предложил считать культуру Руси XI-XVII вв. единой, ансамблевой. То есть любой памятник культуры[11] этого времени – и нарративный (повествовательный), и нормативный (документальный) – в равной степени характеризует эпоху, потому что в их основе – канон и потому, что культура была синкретичной (единой, нерасчленённой). На наш взгляд, представление об ансамблевости культуры данного времени, в общем, можно принять. Но сам же Лихачёв обратил внимание на обретение Русью в XVI в. новых союзников Руси – Польши и Чехии. По его же мнению, в XVII в. контакты Руси с Польшей резко возросли. Это не случайно. Да и в самой русской книжности начались изменения, свидетельствующие о симптомах кризиса средневекового сознания[12]. Сегодня всё чаще выделяют в истории культуры Руси период XI-XV вв. Известный священник и учёный П.А. Флореский особо выделяет XIV-XV вв., так как в это время, по его мнению, русская иконопись достигла совершенства, шёл процесс духовного самосознания Руси и «обобщение духовных опытов в цельное жизнепонимание». Со второй половины XVI в., по его мнению, уже появлялись черты Смутного времени «как духовной болезни русского общества»[13]. Семиотик и историк культуры Ю.М. Лотман считает, что культура эпохи Ивана Грозного – это культура «здравого смысла». Он же культуру XVI-XVII вв. определяет как культуру переходного типа. И мы придерживаемся данной точки зрения.

 

***

Всё больше историков считают за очевидное, что после крещения около столетия осуществлялся переход от устного предания к летописи, под мощным воздействием византийской хронографии (С.В. Алексеев). Действительно, понадобилось время для вытеснения мифического историзма (сказки) и эпического историзма (былин) из древнерусских летописей. В первых летописных сводах присутствуют сказочные и былинные мотивы, а первые русские князья (Игорь, Ольга, Олег) обладают чертами и легендарных, и реальных (исторических) князей, что закономерно для князей-основателей Руси.

Летописи, точнее, летописные сводысчитаются раннеисторическими описаниями. По мнению историка А.П. Пронштейна, они представляют собой исторические компиляции: к известному составителю летописному своду добавлялись тексты из других источников. И всё это переписывалось, как правило, дословно или с некоторыми редакционными изменениями[14]. Не просто к известному, а к более раннему. Кроме того, нужно учитывать особенность культуры и специфику древнерусского сознания. Учитывая их, И.Н. Данилевский считает, что «летопись создавалась на перспективу», так как она имела «эсхатологическое значение». Эта идея Данилевского оказалась близка размышлениям А.Л. Юрганова. Объединив интеллектуальные усилия, они сформулировали общее для них понимание смысла жизни человека Древней Руси: «Древнерусский человек был погружён в эсхатологические ожидания. Он был обеспокоен исполнением правды, исправлением веры ради высшей цели – спасения душ»[15].

В летописи якобы записывались деяния людей, и эти записи должны были «фигурировать на Страшном суде». По мнению Ю.М. Лотмана, главное в летописях – «первые» события (рассказ о «первых деяниях»), лежащие в основе миропорядка. Они восходят к мифо-эпической традиции и повествуют об акте творения и легендарных зачинателях. Поэтому они ориентированы на начало. Этот тип сознания обращён не к концу-результату, а к началу-истоку. Тот, кто вершит «первое» дело, несёт ответственность перед богом, поскольку оно не исчезает уже, а вечно существует (как прообраз – В.К.), обновляясь в последующих поступках. Таким образом, в летописях смысл событий повёрнут к истоку. «Текст мировой истории для средневекового сознания существует в своём глубинном бытии вне времени, и лишь обновляясь в реализующих его поступках людей, обретает временную последовательность»[16]. С этой мыслью стоит согласиться хотя бы потому, что Повесть временных лет в своём названии имеет подтверждающие её слова: «Откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля». Кроме того, эта Повесть начинается с «мировой истории», то есть с библейской истории: с мифа о сотворении мира и легендарных предках. Дальше жизнь и деяния первых киевских князей оценивается в библейском контексте: через их соответствие «добру» и «злу». «Добро» связано с благодеяниями князей, с принятием христианства, с жизнью по заповедям родителей и Христа. «Зло» же представлено здесь всевозможными знамениями («знамение змиево в небе», «звезда большая в виде копья», «Волхов тёк в обратном направлении», «это бог напустил на нас поганых» и т.п.). Они представляют собой недоступные человеческому пониманию действования Бога, свидетельствующие о его отношении к неправедным человеческим поступкам.

Кроме того, историк, исследующий ПВЛ, должен руководствоваться работой О.В. Творогова «Повесть временных лет. Лексический состав ПВЛ. Словоуказатели и частотный словник». Работа Творогова может дать историку дополнительную информацию, потому что сам язык является историческим источником.

Словосочетание «светские произведения» для Древней Руси условно, потому что тогда быть не могло деления на духовную и светскую литературу. По причине синкретичности и ансамблевости культуру той эпохи. И всё же источниковеды этими терминами пользуются, чтобы их рассуждения были понятны людям XXI в. И применительно к ней то же нужно руководствоваться понятиями «канон» и «ансамбль». По той же причине. К данному виду литературы относятся слова, поучения, жития, хожения (хождения) и т.п. Мы же уделим особое внимание житиям святых (агиографии), потому что этому памятнику не «повезло» в источниковедческой литературе. Одним из первых историков выразил недоверие этому виду нарративных источников В.О. Ключевский: «разнообразные жития древнейших северных святых не могут служить ни верным образчиком древнейшей северной агиографии, ни чистым историческим источником…». И причину назвал: «Во всех древнерусских житиях XI-XIII вв. в основе – сказание… "местная народная молва"». По его мнению, жития этого периода «ничего фактического» не дают историку. Почти так же, но и «потребительски» оценивало древнерусские жития советское источниковедение: «Рисуя, хотя и несколько односторонне, духовный мир человека Древней Руси, произведения русской агиографии дают конкретно-исторические свидетельства о взаимоотношениях князей, о военных столкновениях и дипломатических связях (княжеские жития), о выступлениях городской бедноты и крестьян…»[17]. Между тем жития святых – бесценный памятник культуры, так как он формировал сознание не только белого и чёрного духовенства, но и мирян. Этот памятник, естественно в ряду с другими, в качестве исторического источника позволяет лучше понять мистическую и догматическую душу древнерусского человека[18]. Если же его использовать как источник по социально-экономической истории, то он даст для историка мало информации.

Для автора жития в качестве прообраза (и Божией помощи), на основе которого и создавалось житие, был Иисус Христос. Монах в своей повседневной жизни ориентировался на канон. В качестве такового были всевозможные «лествицы», в частности «Лествица» византийского монаха Иоанна Лествичника (VII в.). Она представляла собой тридцать ступеней духовного совершенствования-восхождения. Уже 27-я ступень именовалась «безмолвием», то есть священнобезмолвием (исихия), редкие монахи восходили до исихии[19].

По Иоанну Лествичнику иноческая жизнь… являет собой путь непрерывного и нелёгкого восхождения по лестнице духовного самосовершенствования. «Лествица» представляет собой 30 бесед о 30 ступенях духовного возрастания, по числу 30 лет Христа до Его вступления на общественное служение.

В X веке «Лествица» переведена с греческого языка на славянский в Болгарии. С этих пор началось её шествие по всему славянскому миру. В XIV веке сделали ещё перевод в Сербии. Оба перевода «Лествицы» были широко известны в Древней Руси.

Кстати, до 1499 г. на Руси не было полного славянского списка Библии.

К концу XIV в. богослужебные тексты пришли в негодность, отступили от первоначальных образцов, испортились от рук не всегда грамотных писцов, не вполне соответствовали уставу греческой церкви. Патриарх Евфимий (1360-1393) предпринял массовое исправление богослужебных книг (близ города Тырново – В.К.). Исправленные здесь книги так называемого тырновского извода расходились по всей Болгарии, а затем попадали в Сербию, на Афон, в Россию[20].

Одним из выдающихся исихастов XIV в. был Сергий Радонежский. А выше всего считались 29-я ступень – «бесстрастие» и 30-я – «любовь» (духовная). По аналогии, изограф, то есть древнерусский монах, пишущий икону, в своём духовном творчестве опирался на канон и откровение Божие. Особое место в агиографии XI-XII вв. занимает «Житие Феодосия Печерского», ставшее образцом для новых древнерусских житий. До него же роль образца играли византийские жития. По известному уже принципу: чем древнее, тем надёжнее.

Классическое житие является трёхчастным. Оно состоит из вступления, в том числе об особых знаках избранничества, собственно жития и заключения, в том числе о посмертных чудесах. Так, в Житии Феодосия Печерского в первой его части читаем: (принесли родители священнику на восьмой день своё чадо, чтобы дать имя) «Священник же, взглянув на отрока, провидел сердечными очами, что смолоду тот посвятит себя богу и назвал его Феодосием»[21]. Во второй части говорится о его служении в монастыре игуменом. В третьей – о подготовке к смерти, самой смерти и о посмертных чудесах. Разумеется, в древнерусских житиях немало сопутствующей информации, но она призвана оттенить главную тему – тему духовного подвига монаха в его следовании канону праведного жития.

Сам язык древнерусских текстов является историческим источником. Наибольший вклад в его изучение сделали литературоведы и лингвисты, поэтому историкам следует знакомиться с их трудами. В частности, Д.С. Лихачёв изучил язык Жития Сергия Радонежского. Его язык он квалифицировал как «стиль плетения словес» (орнаментализм) из-за частого употребления однокоренных слов. Повторение не простых, а «святых» и значительных слов создавало как бы «сверхсмысл», доходивший до самого ленивого из слушателей. По его мнению, «это был один из способов «преодоления слова», создания "надсловесной" ткани произведения».

Как установлено исследователями древнерусской литературы, частота использования слов, в том числе однокоренных слов, в ней не случайна. «В начале своего произведения автор в разных вариантах употребляет слова, в основе которых лежит значение ″три″: “вездЂ бо троечисленное число всему добру начало и вина возвЂщению, яко же се глаголю: трижды господь Самоила пророка възва; трою камению пращею Давидъ Голиада порази; трижды повелЂ възливати воду Илиа на полЂна, рекъ: утроите, утроиша; трижды тоижде Илиа дуну на отрочища и въскреси его; три дни и три нощи Иона пророкъ в китЂ тридневнова;…”

Примеры на троекратное повторение продолжаются и далее в тексте довольно долго. Важно, что необходимые по смыслу слова, подчеркивающие троичность мира, создают впечатление как бы нарочито подобранных. Они в самом деле подобраны нарочито, но нарочито прежде всего ради смысла, а создающееся этим созвучие имеет не самодовлеющее значение и как бы направляет внимание читателя на смысл читаемого»[22]. По мнению Лихачёва, «″Плетение словес″, ″долгота слова″ - одной из своих задач имело создать у слушателей определённое настроение. Повторение слов, при этом не всяких, а ″святых″ и значительных, вторгалось в сознание слушателей, даже самых ленивых, переставших следить за конструкцией предложений, но улавливающих лишь ключевые слова, создававшие у слушателей общее представление о том, что говорится»[23].

Аналогичные черты этого стиля обнаружены в орнаментах украшений, наручей. В ритмическом рисунке, в повторении одних и тех же элементов в разных сочетаниях. Всё это не случайно. В этом проявлялась ансамблевость древнерусской культуры, если рассматривать её в целом, не ограничиваясь только письменными источниками. Историк не должен сторониться подобных аналогий.

По необходимости кратко представим «хожения» («хождения»), потому что они, как правило, лишь упоминаются в советском и постсоветском историческом источниковедении. Нужно ясно представлять, что в Древней Руси не могло быть туризма и путешествия ради простого любопытства.

Тогда существовали как канонические (паломничества, посольства), так и апокрифические «хожения». Апокрифическое «Хождение апостолов» в советском источниковедении даже не упоминается. И.Н. Данилевский «Хождения за три моря» по праву относит к духовной литературе, так как главное, что волновало тверского купца, - это сохранение веры в условиях, когда христианин лишён привычного окружения, не имеет возможности соблюдать религиозные обряды. Д.С. Лихачёв считает этот памятник «хождением навыворот» (сам Афанасий называет его «грешным хожением»), то есть путешествием не к святым местам, а в языческую страну.

Назначение «паломничеств» понятно. Эта литература помогала паломникам совершить паломничество к святым местам: к местным и дальним монастырям, в том числе на Афон и в Иерусалим. Причём по определённым правилам, а не как попало. В древности всё пространство делилось на сакральное и профанное, на святое и поганое. Поэтому надо было знать, какие места нужно обязательно посетить, а какие обойти стороной. Слово «путешествие» появилось позже. «Паломничества» переиздавались даже в XIX в., потому что паломники в них нуждались.

«Посольства» - это хождение в Золотую Орду с целью выкупа своих родственников из плена. Читатель этого произведения получит представление о том, как правильно осуществить свою цель.

В этой главе рассмотрены не все виды нарративных источников. Главное здесь – понимание древнерусских источников. Источниковедческий анализ остальных письменных источников хорошо представлен в рекомендуемом учебном пособии.

 

Основная литература

Источниковедение: Теория. История. Метод…Летописи XI-XVII вв. Литературные произведения XI-XVII вв.

Калугин В.В. Древнерусская литература. § 1-5.

 

Дополнительная литература

Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории (дальше – ВИ). 2006. № 1.

Юрганов А.Л., Данилевский И.Н. «Правда» и «вера» русского средневековья

Гимон Т.В. Для чего писались русские летописи? // ФИПП. 1998. № 1 (2).

 

Рекомендуемые источники для 1 семинарского занятия и вопросы к занятию

lektsia.com

Главный источник наших знаний о древней Руси – средневековые летописи

В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.

Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: « Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. « Летописи были общерусскими (« Повесть временных лет «) и местными (« Новгородские летописи «) . Летописи сохранились главным образом в поздних списках.

Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав создать свою грандиозную « Историю Российскую «, он обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно « Повесть временных лет «, занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал ~ вширь ~, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика, то Шлецер работал ~ вглубь ~, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором до нас дошла « Повесть временных лет «. Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлепцер представляли себе « Повесть временных лет «, как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком, не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать ворпос о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.

Существует две основных гипотезы относительно « Повести временных лет «. Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.

История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях « Повести «. Результаты его исследований изложены в работах « Разыскания о древнейших русских летописных сводах « (1908 год.) и « Повесть временных лет « (1916 год.) . В 1039 году в Киеве учредили метрополию самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050 г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) . На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой « Повести временных лет «, первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.

Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039 г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051 г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что « Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси « были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073 г. первый Киево-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.

В « Сказаниях о распространении христианства « Никон придал летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция « Повести временных лет «. При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию « Повести временных лет «. Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция « Повести временных лет «. Она была доведена до 1117 г. Эта редакция лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.

В обоих гипотезах есть много различий, но обе эти теории доказывают, что начало летописания на Руси является событием огромной важности.

www.testsoch.info

Исторические источники — Юнциклопедия

К историческим источникам в широком смысле могут быть отнесены храмы, дворцы и другие сооружения, памятники архитектуры, археологические находки, предметы повседневной жизни и быта наших предков, а также раритеты (вещи, представляющие национальную гордость и особую ценность для государства). История живет в легендах, былинах, сказаниях, песнях. В узком смысле исторические источники — это письменные источники, ибо только с появлением письменности источники стали последовательно «рассказывать» о том, что когда-то происходило.

О первоначальной истории нашей родины сообщается в трудах византийских и арабских авторов — историка Прокопия Кесарийского (VI в.), императора Константина Багрянородного (X в.), хрониста Льва Диакона — и персидских — ибн-Хордадбеха, ал-Масуди, ибн-Русте, ал-Якуби, ибн-Фадлана, ал-Табари и других (IX—X вв.).

Но основные письменные свидетельства по истории славян и Древнерусского государства содержатся в летописях, в «Повести временных лет», составление которой приписывается Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря в конце XI — начале XII в. О законодательстве России рассказывают «Русская Правда», судные и уставные грамоты отдельных княжеств и земель XIII—XV вв., а с образованием Русского централизованного государства — судебники, Соборное уложение 1649 г. Оригинал его хранится в Российском государственном архиве древних актов и представляет собой пергаментный столбец длиной 309 м. На лицевой стороне его — рукописный текст, состоящий из 25 глав и 967 статей, на обороте — подписи 315 участников Земского собора, который принял уложение.

Различные по содержанию и значению источники по истории Древней Руси и Русского государства представляют собой многочисленные грамоты. Среди них, например, жалованные грамоты, в которых князья, а позднее цари предоставляли земли, крестьян, угодья, податные и судебные льготы светским и церковным феодалам. Политические и экономические отношения между князьями получили отражение в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей. Широкое распространение имели грамоты, оформлявшие различные сделки: рядные, купчие, меновые, ссудные, кабальные и др.

Источниками по истории Древней Руси и Русского государства могут быть литературные и публицистические памятники той эпохи. Среди них «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе русских князей во главе с Игорем Святославичем Се-верским против половцев. Идейные мотивы и прямые заимствования связывают «Слово... » с литературными произведениями о Куликовской битве: «Задонщиной», «Сказанием о Мамаевом побоище». Многие памятники древней литературы облечены в форму сказаний, поучений, посланий, рассказов о путешествиях — хождений.

Зарождение новой государственной идеологии, религиозная полемика, прославление самодержавия пронизывают произведения игумена Филофея, Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Иосифа Волоцкого, Ивана Пере-светова. Тем же духом проникнута переписка Ивана Грозного, в том числе с «клятвопреступником и изменником» боярином Андреем Курбским, в которой царь отстаивал свое право на неограниченную власть «Божиим соизволением и родителей своих благословением». Свод житейских правил по устройству домашнего хозяйства и семейного быта содержал «Домострой» — своеобразный литературный памятник, составленный в XVI в.

С появлением в Русском государстве книгопечатания количество литературных памятников начинает быстро расти. Появляется большое число литературных произведений, воспроизводящих быт и нравы, обыденную жизнь людей, особенно в XVII в. Бурные события Смутного времени нашли отражение в «Сказании Авраамия Палицына». Запоминающуюся картину русского общества накануне петровских реформ оставил Григорий Котошихин в «Сочинении о России в царствование Алексея Михайловича». Сведения по истории церковного раскола в XVII в. содержит «Житие» протопопа Аввакума. Основную массу книг того времени составляли сочинения религиозного содержания, среди них — «Жития святых» (агиографическая литература). Широкое распространение получили сборники агиографических произведений Четьи-Минеи.

Значительную ценность по истории России представляют записки иностранцев: путешественников, монахов, купцов и т. д. О Древней Руси упоминается в записках Марко Поло, Плано Карпини и Вильгельма Рубрука (XIII в.). Подробное описание Московского княжества при Василии III оставил посол германского императора Сигизмунд фон Герберштейн (XVI в.). Интересные наблюдения о Русском государстве времен Ивана Грозного содержались в записках английских купцов и путешественников Д. Флетчера, А. Дженкинсона. Подробное иллюстрированное описание Русского государства XVII в. сделал Адам Олеарий. Гравюры из его «Путешествия в Московию» часто приводятся на страницах различных изданий.

В XVIII в. происходят заметные изменения в характере письменных источников по истории России. Рождаются новые государственные документы — Генеральный регламент и Табель о рангах. О социальных отношениях говорят жалобы и наказы, исходившие от различных слоев населения, материалы карательных экспедиций, направляемых в «горячие точки» империи, в том числе на подавление крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. В начале XIX в. появляются журналы, ведомости, памятные записки, всеподданнейшие доклады и др. Прохождение гражданской, а также военной службы офицерами и генералами русской армии отражалось в формулярных и послужных списках.

Со времен Преображенского приказа при Петре I, где под пытками велись дознания, а затем в имперской тайной канцелярии, откладывались документы, свидетельствующие о многих острых политических конфликтах времени. В 1826 г. было создано III отделение «Его Императорского Величества канцелярии», а при нем корпус жандармов, ведавший вопросами политического сыска, казнями и ссылками по политическим делам. Среди материалов этого ведомства много таких, которые представляют большой интерес для историка.

В первой половине XIX в. Российское государство совершенствует порядок обнародования законов. Большой вклад в это дело внес М. М. Сперанский. Начинает выходить Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Превращение России в великую державу ведет к упорядочению ее отношений с другими государствами, оформлению российских законов в определенной системе норм международного права. Заключаются договоры, трактаты, конвенции, увеличивается дипломатическая переписка.

Повышение уровня образования и культуры российского общества, прежде всего в дворянской среде, также сказывается на характере источников. В XVII в. в России выходила время от времени лишь одна рукописная газета «Куранты». При Петре I стала издаваться газета «Ведомости», а к середине XIX в. появилось уже более 700 наименований газет и журналов, большинство которых дошло до нас. Среди них и «Вестник Европы», названный дедушкой русских толстых журналов, «Живописец» и «Трутень» Н. И. Новикова, «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник», основанный А. С. Пушкиным.

По периодике и публицистическим произведениям можно проследить развитие общественно-политической мысли. Например, «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова, вышедшая еще в начале XVIII в., излагала радикальную экономическую программу автора, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев обличал крепостные порядки. К публицистике близки сохранившиеся проекты политических преобразований, составленные декабристами. В их числе «Конституция» Н. Н. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля. Большой известностью пользовались «Философические письма» П. Я. Чаадаева — грустные размышления о путях и судьбах развития России. Теми же сюжетами проникнута полемика между западниками и славянофилами, произведения А. И. Герцена, статьи В. Г. Белинского.

XIX век оставил богатое эпистолярное наследие — мемуары, дневники, письма. Интересны записки царских сановников, лиц, приближенных ко двору. О жизни провинциального дворянства рассказывают знаменитые записки А. Т. Болотова. События Отечественной войны 1812 г. нашли отражение в «Записках кавалер-девицы» Н. А. Дуровой. Среди мемуаров — «Былое и думы» А. И. Герцена.

Со второй половины XIX в. в России появляются новые виды источников. Одни связаны со статистикой и переписью населения («Статистика Российской империи»), другие — с деятельностью различных революционных групп народников, марксистов и др. Они выпускали программные и уставные документы, листовки, воззвания, прокламации и т. д. Некоторые из них издавались за границей, а затем тайно переправлялись в Россию, способствуя распространению революционных идей и возбуждению общественного мнения.

В конце XIX — начале XX в. с оформлением политических партий в России возник определенный комплекс источников. Помимо программы и устава, переписки членов партии, ее лидеров это протоколы (позднее стенограммы) съездов, конференций, резолюции и решения, агитационно-пропагандистские материалы. Как правило, каждая партия имела свои печатные органы. Сохранность документов политических партий напрямую зависела от их последующей судьбы. Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., предприняли немало усилий, чтобы тщательно собрать и систематизировать источники по истории большевизма и революционного движения как в России, так и на Западе.

На рубеже веков возросло число периодических изданий. До 1917 г. выходило около 14 тыс. наименований газет и журналов, многие из них, подвергаясь преследованиям со стороны властей, существовали весьма недолго или поменяли названия. Много газет и журналов издавалось официальными правительственными органами, общественными организациями, частными лицами; появились исторические журналы.

В советское время характер и публикация источников кардинально изменились. Особое место заняли партийные документы, носившие директивный характер; они издавались систематически. Однако, если содержавшаяся в них информация отражала внутрипартийные разногласия, закулисную борьбу, они засекречивались и поступали в закрытые архивные фонды. Статистические данные не раскрывали реального положения в стране, газеты и журналы (хотя и многочисленные) страдали однообразием содержания. В свет выходили воспоминания, дневники, письма о Ленине и его соратниках; о революции и гражданской войне, о внешней и внутренней политике Советского государства. И здесь не обходилось без купюр. Перестройка открыла путь изданиям, полно и правдиво рассказывающим о событиях разных лет жизни советского общества: массовых репрессиях (см. Массовые политические репрессии в СССР в 30 х — начале 50-х гг.), о трагических событиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и др. В последнее десятилетие стали доступны источники, открывающие завесы тайны по всем периодам отечественной истории.

yunc.org