ЧЕРНАЯ СОТНЯ (ЧЕРНОСОТЕНЦЫ). Сотня это в древней руси


ЧЕРНАЯ СОТНЯ (ЧЕРНОСОТЕНЦЫ) - это... Что такое ЧЕРНАЯ СОТНЯ (ЧЕРНОСОТЕНЦЫ)?

массовое общественно-политическое движение русского народа, всесословное по своему составу, возглавляемое представителями русской культурной и интеллектуальной элиты, возникшее для борьбы с революцией в начале ХХ в. путем самоорганизации русских православных людей и опиравшееся в своей идеологии на формулу гр. С. С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность». Исторически «черными сотнями» называлась древнейшая форма самоуправления и самоорганизации русского народа в условиях общины.

По свидетельству В.О.Ключевского, первые известия о черных сотнях появляются в русских летописях еще в XII в. В допетровские времена, отмечал Ключевский, «общество делилось на два разряда людей — «служилые» и «черные». «Черные» назывались еще земскими. Это были горожане и сельчане — свободные крестьяне. Из этих «черных» или «земских людей» и образовались «разряды или местные общества», которые назывались «черные сотни». В столице «люди черных сотен» составляли массу торговопромышленного населения, соответствовавшую позднейшему мещанству». Т. о. черные сотни объединяли в своих рядах всех русских людей, за исключением тех, кто состоял на государственной службе. В Древней Руси понятие черной сотни было тождественно понятию мира, или общины. В терминах того времени «черносотенцами», «черными» назывались люди, жившие в условиях общины. Как отмечал историк И. Д. Беляев, черные люди разделялись на общины, которые в городах назывались улицами, слободами, а вне города — селами, деревнями и починками. Объединение подавляющей части русского народа в черные общины и сотни делали его хорошо организованной силой, способной противостоять любому врагу. Недаром огромную роль черные сотни сыграли в формировании народного ополчения 1612 под руководством Козьмы Минина и кн. Пожарского. В н. XX в. либералы и революционеры стали называть словом «черносотенцы» представителей право-монархического движения. Враги исторической России стремились придать этому слову ругательный смысл, в их устах оно становится тождественным понятию «враг революции».

Впрочем, некоторые образованные люди из числа революционеров, напр., Г.В.Плеханов, были против того, чтобы называть противников революции «черной сотней», поскольку понимали, что, противопоставляя себя простому, «черному», народу, революционеры тем самым сами себя изобличают. Сами монархисты по-разному относились к имени «черносотенцы». Некоторые лидеры правых избегали называть монархическое движение «черной сотней». Однако большинство лидеров русского патриотического движения не только сознательно пользовались именем «черносотенцы», но и пытались объяснить и обосновать правомерность этого названия. Так один из основателей Союза Русского Народа (СРН) художник А. А. Майков в своей брошюре, названной «Черносотенцы и революционеры», утверждал, что нет никаких оснований стыдиться такого имени, поскольку «первыми поднявшими знамя «За Веру, Царя и Отечество» были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена назывался «чернью», «черными людьми». А один из лидеров правых редактор газеты «Московские ведомости» В. А. Грингмут даже написал специальную статью «Руководство черносотенца-монархиста», в которой на поставленный им вопрос: «Почетное ли это название «черная сотня»?» — без обиняков заявлял: «Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими «черносотенцами», и все они стали, как и нынешние «черносотенцы-монархисты», на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя».

Грингмут прямо проводил линию преемственности от ополченцев Минина и Пожарского к монархистам-черносотенцам. 4 дек. 1905 в Казани под председательством проф. В. Ф. Залеского состоялось патриотическое собрание, на котором было учреждено Царско-Народное Русское Общество. На собрании обсуждался и вопрос «о взгляде общества на название всех несогласных с революционерами, черносотенцами». Выступивший по этому вопросу домовладелец С. А. Соколовский заявил, что «было время, когда крест считался позорным, а теперь кресту все поклоняются», а собрание единогласно постановило: «Так как революционеры попугайски окрестили «черносотенцами» всех тех, кто в чем-либо не согласен с их взглядами, стремлениями и деяниями, т. е. всех людей противоположного им лагеря, то в этом смысле принять на себя черносотенные термины и признать их для себя почетными». Харьковский священник, один из руководителей местного отдела СРН о. П. Н. Скубачевский 22 окт. 1907 в своей речи на чествовании члена Государственной Думы проф. А. С. Вязигина объяснил, почему монархисты согласны с именем «черносотенцы». Он заявил, что враги «обозвали нас Черной Сотней, в своей злобе желая оттенить ту мысль, что под наше знамя пошел простой народ, живущий тяжелым, черным трудом... И мы не отрекаемся от этого народа, он дорог нам и, слившись с ним в чувстве братской любви, мы принимаем название — Черная Сотня... Да, мы— Черная Сотня! И радуется, ликует теперь Черная Сотня! Чувствует она, что крепнет не по дням, а по часам!» Сам виновник торжества, избранный членом Думы известный русский историк Вязигин, растроганный проявлениями уважения и любви, в своем прощальном послании, уезжая из Харькова в Петербург, обратился к харьковским монархистам так: «Моя дорогая, многотысячная харьковская Черная Сотня! Еще раз шлю тебе свой низкий поклон и сердечную благодарность за ласку, за любовь, за неизменную поддержку и усердно прошу верно пестовать наше общее детище — «Харьковский Союз Русского Народа»». Кстати, органом Харьковского отдела СРН была газета, которая называлась «Черная Сотня». Один из лидеров екатеринославских монархистов депутат Государственной Думы В. А. Образцов в 1908 прочитал и опубликовал специальный отчет, который нарочито назвал «Доклад черносотенца о Государственной Думе 3-го созыва».

А 2 дек. 1910, когда А. И. Дубровин был вынужден приостановить издание газеты «Русское знамя», в газете была опубликована прощальная заметка редактора Н. И. Еремченко (Полтавца), в которой были такие слова: «Пожмите, читатель, нам руку крепким, надежным, верным, черносотенным рукопожатием и бодро, смело и радостно взглянем в будущее, верные нашим заветам: обожаемому Государю Императору, Вере Христовой Православной и Великой Неделимой России». В 1906–1908 черносотенцы были самым массовым общественно-политическим движением России. Изданный в к. 1906 список включал 272 право-монархических организации, действовавших в более чем 200 городах и селах Российской Империи. По подсчетам Департамента полиции в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тыс. чел. Ю. И. Кирьянов, опираясь на эти данные и скрупулезно проверив их, называет для 1908 близкую цифру — ок. 400 тыс. чел. Сами черносотенцы числили в своих рядах значительно большее число единомышленников — до трех миллионов. Расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета (полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников движения, монархисты считали и тех, кто разделял идеологию Черной сотни, заявлял о своем согласии с целями и практическими действиями черносотенцев). Кстати, практически все тогдашние партии России имели расплывчатые критерии членства. Однако во время Первой мировой войны численность черносотенных организаций снизилась на порядок и составляла, по подсчетам Ю. И. Кирьянова, не более 50 тыс. чел. На снижение численности повлияли многие факторы: война, расколы в монархическом движении 1909–1912 и др. Черная сотня была единственным всесословным общественно-политическим движением эпохи. В составе монархических организаций были представлены все сословия России: от рабочих, крестьян и мещан до представителей старинных аристократических семейств. Нередко руководителями местных организаций были священники и архиереи. Руководящую роль играли и представители русской национальной интеллигенции, научной и культурной элиты России. Членами Главного Совета СРН и руководителями местных организаций были выдающиеся деятели отечественной науки и культуры: филолог акад. А. И. Соболевский, один из столпов отечественной дерматологии проф. П. В. Никольский, историк проф. А. С. Вязигин, филолог проф. И. П. Созонович, писатель кн. М. Н. Волконский, философ и математик бар. М. Ф. Таубе, философ права и экономист проф. В. Ф. Залеский, юрист и литературовед проф. Б. В. Никольский, ректор Новороссийского ун-та проф. С. В. Левашев и др. В составе монархических организаций было много ремесленников, кустарей, мелких служащих и других городских жителей, однако подавляющее большинство черносотенцев составляли крестьяне. Особенно активной поддержкой со стороны крестьянства пользовалась Черная сотня в тех губерниях, где был силен инородческий и иноверческий гнет. Напр., в Волынской губ., где Почаевская Лавра, возглавляемая архим. Виталием (Максименко), была Черная cотня —Екатеринославский Союз Русских Рабочих центром не только православной борьбы с католическим прозелитизмом, но и оплотом национальной борьбы с еврейским гнетом, в отделы СРН крестьяне записывались целыми селами. Активно участвовали в монархическом движении наемные рабочие. На целом ряде фабрик и заводов С.-Петербурга существовали довольно сильные отделы СРН, особенно на Путиловском и Невском судостроительном (Семянниковском) заводах. Рабочие Иваново-Вознесенска создали Иваново-Вознесенскую Самодержавно-Монархическую Партию, которая состояла в основном из представителей рабочего класса и депутацию от которой 16 февр. 1906 принял Государь Николай II.

В Киеве был создан Киевский Союз Русских Рабочих под председательством рабочего К. И. Цитовича, который объединял в своих рядах свыше 3000 чел. В Екатеринославе на заводе Брянского общества был создан отдел, в котором состояло свыше 4000 чел. В национальном отношении, черная сотня была, прежде всего, движением русского народа. Но активное участие в патриотическом движении принимали и обрусевшие инородцы, нередко занимавшие руководящие посты. Это: немцы В. А. Грингмут и бар. В. Ф. Таубе, поляки В. Ф. Залеский и С. К. Глинка-Янчевский, молдаване П. А. Крушеван и Г. В. Бутми-де-Кацман, француз гр. В. Ф. Доррер, голландец гр. Н. Ф. Гейден и другие. В приеме в ряды монархических организаций отказывалось только евреям, а в вероисповедном отношении только иудеям. Позитивное отношение к словосочетанию «черная сотня» характерно и для патриотической поэзии. Один из видных монархистов философ барон М. Ф. Таубе в своем стихотворении «Черносотенец» называл «природным черносотенцем» того, кто «предан родине навек», в ком жив «дух исконный, дух народный», кто «сердцем русский человек». А священник Ф.Пестряков писал «нас сотней считают, но нас миллионы». Наиболее емкое определение понятия «черносотенец» дано в поэтическом посвящении 3-му Всероссийскому съезду Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), подписанном «харьковскими обывателями»: «Кто молитву творя,/ Чтит народ и Царя,/ В ком ни сердце, ни ум не шатается,/ Кто под градом клевет/ Русь спасает от бед, —/ Черносотенцем тот называется!».

Лит.: Грингмут В. А. Руководство черносотенца-монархиста. Изд. 2-е. М., 1911; Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911–1917. М., 2001; Майков А. А. Революционеры и черносотенцы. СПб., 1907; Образцов В. А. Доклад черносотенца о Государственной Думе 3-го созыва. Харьков, 1908; Платонов О., Степанов А. Черная Сотня // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Соколовский С. А.«Революционеры» и «Черная сотня». Казань, 1906; Список отдельных патриотических организаций России. СПб., 1906; Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906; Чествование члена Государственной Думы профессора А. С. Вязигина. Харьков, 1908. А. Степанов

Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917. — М.: Институт русской цивилизации. Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. Отв. ред. О. А. Платонов. 2008.

black_hundred.academic.ru

Черная сотня. Историческая энциклопедия - черная сотня (черносотенцы)

массовое общественно-политическое движение русского народа, всесословное по своему составу, возглавляемое представителями русской культурной и интеллектуальной элиты, возникшее для борьбы с революцией в начале ХХ в. путем самоорганизации русских православных людей и опиравшееся в своей идеологии на формулу гр. С. С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность». Исторически «черными сотнями» называлась древнейшая форма самоуправления и самоорганизации русского народа в условиях общины.

По свидетельству В.О.Ключевского, первые известия о черных сотнях появляются в русских летописях еще в XII в. В допетровские времена, отмечал Ключевский, «общество делилось на два разряда людей — «служилые» и «черные». «Черные» назывались еще земскими. Это были горожане и сельчане — свободные крестьяне. Из этих «черных» или «земских людей» и образовались «разряды или местные общества», которые назывались «черные сотни». В столице «люди черных сотен» составляли массу торговопромышленного населения, соответствовавшую позднейшему мещанству». Т. о. черные сотни объединяли в своих рядах всех русских людей, за исключением тех, кто состоял на государственной службе. В Древней Руси понятие черной сотни было тождественно понятию мира, или общины. В терминах того времени «черносотенцами», «черными» назывались люди, жившие в условиях общины. Как отмечал историк И. Д. Беляев, черные люди разделялись на общины, которые в городах назывались улицами, слободами, а вне города — селами, деревнями и починками. Объединение подавляющей части русского народа в черные общины и сотни делали его хорошо организованной силой, способной противостоять любому врагу. Недаром огромную роль черные сотни сыграли в формировании народного ополчения 1612 под руководством Козьмы Минина и кн. Пожарского. В н. XX в. либералы и революционеры стали называть словом «черносотенцы» представителей право-монархического движения. Враги исторической России стремились придать этому слову ругательный смысл, в их устах оно становится тождественным понятию «враг революции».

Впрочем, некоторые образованные люди из числа революционеров, напр., Г.В.Плеханов, были против того, чтобы называть противников революции «черной сотней», поскольку понимали, что, противопоставляя себя простому, «черному», народу, революционеры тем самым сами себя изобличают. Сами монархисты по-разному относились к имени «черносотенцы». Некоторые лидеры правых избегали называть монархическое движение «черной сотней». Однако большинство лидеров русского патриотического движения не только сознательно пользовались именем «черносотенцы», но и пытались объяснить и обосновать правомерность этого названия. Так один из основателей Союза Русского Народа (СРН) художник А. А. Майков в своей брошюре, названной «Черносотенцы и революционеры», утверждал, что нет никаких оснований стыдиться такого имени, поскольку «первыми поднявшими знамя «За Веру, Царя и Отечество» были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена назывался «чернью», «черными людьми». А один из лидеров правых редактор газеты «Московские ведомости» В. А. Грингмут даже написал специальную статью «Руководство черносотенца-монархиста», в которой на поставленный им вопрос: «Почетное ли это название «черная сотня»?» — без обиняков заявлял: «Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими «черносотенцами», и все они стали, как и нынешние «черносотенцы-монархисты», на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя».

Грингмут прямо проводил линию преемственности от ополченцев Минина и Пожарского к монархистам-черносотенцам. 4 дек. 1905 в Казани под председательством проф. В. Ф. Залеского состоялось патриотическое собрание, на котором было учреждено Царско-Народное Русское Общество. На собрании обсуждался и вопрос «о взгляде общества на название всех несогласных с революционерами, черносотенцами». Выступивший по этому вопросу домовладелец С. А. Соколовский заявил, что «было время, когда крест считался позорным, а теперь кресту все поклоняются», а собрание единогласно постановило: «Так как революционеры попугайски окрестили «черносотенцами» всех тех, кто в чем-либо не согласен с их взглядами, стремлениями и деяниями, т. е. всех людей противоположного им лагеря, то в этом смысле принять на себя черносотенные термины и признать их для себя почетными». Харьковский священник, один из руководителей местного отдела СРН о. П. Н. Скубачевский 22 окт. 1907 в своей речи на чествовании члена Государственной Думы проф. А. С. Вязигина объяснил, почему монархисты согласны с именем «черносотенцы». Он заявил, что враги «обозвали нас Черной Сотней, в своей злобе желая оттенить ту мысль, что под наше знамя пошел простой народ, живущий тяжелым, черным трудом... И мы не отрекаемся от этого народа, он дорог нам и, слившись с ним в чувстве братской любви, мы принимаем название — Черная Сотня... Да, мы— Черная Сотня! И радуется, ликует теперь Черная Сотня! Чувствует она, что крепнет не по дням, а по часам!» Сам виновник торжества, избранный членом Думы известный русский историк Вязигин, растроганный проявлениями уважения и любви, в своем прощальном послании, уезжая из Харькова в Петербург, обратился к харьковским монархистам так: «Моя дорогая, многотысячная харьковская Черная Сотня! Еще раз шлю тебе свой низкий поклон и сердечную благодарность за ласку, за любовь, за неизменную поддержку и усердно прошу верно пестовать наше общее детище — «Харьковский Союз Русского Народа»». Кстати, органом Харьковского отдела СРН была газета, которая называлась «Черная Сотня». Один из лидеров екатеринославских монархистов депутат Государственной Думы В. А. Образцов в 1908 прочитал и опубликовал специальный отчет, который нарочито назвал «Доклад черносотенца о Государственной Думе 3-го созыва».

А 2 дек. 1910, когда А. И. Дубровин был вынужден приостановить издание газеты «Русское знамя», в газете была опубликована прощальная заметка редактора Н. И. Еремченко (Полтавца), в которой были такие слова: «Пожмите, читатель, нам руку крепким, надежным, верным, черносотенным рукопожатием и бодро, смело и радостно взглянем в будущее, верные нашим заветам: обожаемому Государю Императору, Вере Христовой Православной и Великой Неделимой России». В 1906–1908 черносотенцы были самым массовым общественно-политическим движением России. Изданный в к. 1906 список включал 272 право-монархических организации, действовавших в более чем 200 городах и селах Российской Империи. По подсчетам Департамента полиции в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тыс. чел. Ю. И. Кирьянов, опираясь на эти данные и скрупулезно проверив их, называет для 1908 близкую цифру — ок. 400 тыс. чел. Сами черносотенцы числили в своих рядах значительно большее число единомышленников — до трех миллионов. Расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета (полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников движения, монархисты считали и тех, кто разделял идеологию Черной сотни, заявлял о своем согласии с целями и практическими действиями черносотенцев). Кстати, практически все тогдашние партии России имели расплывчатые критерии членства. Однако во время Первой мировой войны численность черносотенных организаций снизилась на порядок и составляла, по подсчетам Ю. И. Кирьянова, не более 50 тыс. чел. На снижение численности повлияли многие факторы: война, расколы в монархическом движении 1909–1912 и др. Черная сотня была единственным всесословным общественно-политическим движением эпохи. В составе монархических организаций были представлены все сословия России: от рабочих, крестьян и мещан до представителей старинных аристократических семейств. Нередко руководителями местных организаций были священники и архиереи. Руководящую роль играли и представители русской национальной интеллигенции, научной и культурной элиты России. Членами Главного Совета СРН и руководителями местных организаций были выдающиеся деятели отечественной науки и культуры: филолог акад. А. И. Соболевский, один из столпов отечественной дерматологии проф. П. В. Никольский, историк проф. А. С. Вязигин, филолог проф. И. П. Созонович, писатель кн. М. Н. Волконский, философ и математик бар. М. Ф. Таубе, философ права и экономист проф. В. Ф. Залеский, юрист и литературовед проф. Б. В. Никольский, ректор Новороссийского ун-та проф. С. В. Левашев и др. В составе монархических организаций было много ремесленников, кустарей, мелких служащих и других городских жителей, однако подавляющее большинство черносотенцев составляли крестьяне. Особенно активной поддержкой со стороны крестьянства пользовалась Черная сотня в тех губерниях, где был силен инородческий и иноверческий гнет. Напр., в Волынской губ., где Почаевская Лавра, возглавляемая архим. Виталием (Максименко), была Черная cотня —Екатеринославский Союз Русских Рабочих центром не только православной борьбы с католическим прозелитизмом, но и оплотом национальной борьбы с еврейским гнетом, в отделы СРН крестьяне записывались целыми селами. Активно участвовали в монархическом движении наемные рабочие. На целом ряде фабрик и заводов С.-Петербурга существовали довольно сильные отделы СРН, особенно на Путиловском и Невском судостроительном (Семянниковском) заводах. Рабочие Иваново-Вознесенска создали Иваново-Вознесенскую Самодержавно-Монархическую Партию, которая состояла в основном из представителей рабочего класса и депутацию от которой 16 февр. 1906 принял Государь Николай II.

В Киеве был создан Киевский Союз Русских Рабочих под председательством рабочего К. И. Цитовича, который объединял в своих рядах свыше 3000 чел. В Екатеринославе на заводе Брянского общества был создан отдел, в котором состояло свыше 4000 чел. В национальном отношении, черная сотня была, прежде всего, движением русского народа. Но активное участие в патриотическом движении принимали и обрусевшие инородцы, нередко занимавшие руководящие посты. Это: немцы В. А. Грингмут и бар. В. Ф. Таубе, поляки В. Ф. Залеский и С. К. Глинка-Янчевский, молдаване П. А. Крушеван и Г. В. Бутми-де-Кацман, француз гр. В. Ф. Доррер, голландец гр. Н. Ф. Гейден и другие. В приеме в ряды монархических организаций отказывалось только евреям, а в вероисповедном отношении только иудеям. Позитивное отношение к словосочетанию «черная сотня» характерно и для патриотической поэзии. Один из видных монархистов философ барон М. Ф. Таубе в своем стихотворении «Черносотенец» называл «природным черносотенцем» того, кто «предан родине навек», в ком жив «дух исконный, дух народный», кто «сердцем русский человек». А священник Ф.Пестряков писал «нас сотней считают, но нас миллионы». Наиболее емкое определение понятия «черносотенец» дано в поэтическом посвящении 3-му Всероссийскому съезду Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), подписанном «харьковскими обывателями»: «Кто молитву творя,/ Чтит народ и Царя,/ В ком ни сердце, ни ум не шатается,/ Кто под градом клевет/ Русь спасает от бед, —/ Черносотенцем тот называется!».

Лит.: Грингмут В. А. Руководство черносотенца-монархиста. Изд. 2-е. М., 1911; Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911–1917. М., 2001; Майков А. А. Революционеры и черносотенцы. СПб., 1907; Образцов В. А. Доклад черносотенца о Государственной Думе 3-го созыва. Харьков, 1908; Платонов О., Степанов А. Черная Сотня // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Соколовский С. А.«Революционеры» и «Черная сотня». Казань, 1906; Список отдельных патриотических организаций России. СПб., 1906; Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906; Чествование члена Государственной Думы профессора А. С. Вязигина. Харьков, 1908. А. Степанов

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Чёрная сотня - Забытые истории

«Черносотенец» сегодня ассоциируется у большинства людей с образом здоровенного, неграмотного мужика, для которого нет большей радости, чем побить студента, интеллигента или еврея, в общем «прогрессивную часть человечества». Усилия леволиберальной, а затем и советской пропаганды не пропали зря. А ведь еще в «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) напротив слов черносотенец или черносотенник стояло — «русский монархист, консерватор, союзник».«Чёрная сотня» - исконно русский социальный термин, употребляемый в летописях и документах с XII века. В допетровской Руси чёрными назывались те сословия, которые несли «тягло», т. е. платили налоги. В тогдашнем черносотенстве не было ничего зазорного. Напротив, Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Козьмы Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков.

В этом историческом смысле термин «чёрная сотня» к XVIII веку вышел из употребления. Но на рубеже XIX-XX веков он начинает иронически применяться к разным монархическим группировкам и прежде всего к созданному в 1905 году Союзу русского народа (еше часть черносотенного движения возникла из народного движения за трезвость).

Главный пункт программы Союза русского народа гласил: «Убежденно исповедуя, что благо родины — в самодержавном единения Царя с народом, Союз отмечает, что современный бюрократический строй, заслонивший светлую личность русского Царя от народа и присвоивший себе часть прав, составлявших исконную принадлежность русской самодержавной власти, привел отечество наше к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению... путем учреждения Государственной Думы, как органа, являющего из себя создание непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа».

В п. 5 говорится о народности русской и ее положении в России: «Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве.

Примечание 1. Союз не делает различия между великороссами, белороссами и малороссами.

Примечание 2. Все учреждения государства Российского объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, дабы множество инородцев, живущих в нашем отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской империи и не тяготились бы своей зависимостью».

Впрочем, для евреев вступление в Союз было невозможно «даже в том случае, если они примут христианство» (п. 15, прим. 2).

Заметим, что черносотенцы никогда не призывали к убийству кого бы то ни было — ни по политическим, ни по религиозным мотивом. Приписываемые им погромы — фальшивка большевистской (и вообще левой) агитации (достаточно сказать, что основные погромы прошли в то время, когда черносотенных организаций фактически не существовало, в в 1906 г. было три погрома, но все в Царстве Польском, где черносотенцы не имели серьезного влияния). Однако они вели непримиримую борьбу с Революцией и, в частности, этот организованный отпор не позволил смуте 1905-1907 годов разнести вдребезги Российское государство. Обыкновенно считается, что с 1905 и по 1909 год ежедневно от рук революционеров погибало от 12 до 18 человек — чиновников, жандармов, офицеров, гражданских лиц. По данным, которые приводил в своей книге «Борьба за правду» присяжный поверенный П. Ф. Булацель (расстрелян чекистами в 1919 году), только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года были убиты и тяжело ранены 32 706 человек из простого народа, не считая государственных служащих и военных. Вот «обычный» для того времени террористический акт: 14 мая 1906 г. днем на Соборной площади в Севастополе от взрыва бомбы погибает 8 человек, из них 2 детей, не менее 40 получают тяжелые ранения. Дума в лице социалистов и кадетов потребовала амнистии террористу.

Не случайно, революция 17-го года уже готовилась как обычный заговор — левые не забыли полученный урок народного сопротивления.

Шествие Московского отделения Союза русского народа по Красной площади

Революционеры, в свою очередь, отвечали черносотенцам лютой ненавистью и бешеным террором. В частности, В.И. Ленин из своего женевского далека требовал в октябре 1905 года: "Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. д."

И большевистские боевики старались вовсю. Только в марте 1908 года в в городе Бахмаче Черниговской губернии была брошена бомба в дом председателя местного Союза русского народа, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов.

Кто же были те люди, которые составляли лицо черносотенного движения, кого призывал избивать и взрывать Ильич?

Частью — это были те же рабочие, об улучшении жизни которых будто бы так заботились большевики. В Киеве был создан Союз русских рабочих под председательством рабочего Клеоника Цитовича (расстрелян чекистами в 1919 году), который объединял в своих рядах свыше 3000 человек. В Екатеринославе на заводе Брянского общества был создан отдел, в котором состояло свыше 4000 человек. По поручению Петербургского комитета РСДРП (б) было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода, состоявшие членами Союза русского народа. Сначала большевистские боевики бросили две бомбы, а затем расстреляли из револьверов выбежавших из чайной людей. Были убиты двое и ранены 15 рабочих.

В "Чёрные сотни" также массово вступали мещане и прочие городские обыватели. Только в течение зимы и весны 1905 г. черносотенные организации возникли более чем в 60 городах, а до конца 1907 года открылось почти 3000 отделений Союза русского народа. По подсчетам Департамента полиции, черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Сами же черносотенцы числили в своих рядах до трех миллионов единомышленников. По-видимому, это была самая массовая организация русского народа за всю его историю. Для сравнения: октябристы числили в своих рядах около 80 тысяч человек, кадеты — до 70 тысяч; эсеры — около 50 тысяч; социал-демократы (всех толков и течений) — около 30 тысяч человек.

Верхушку же черносотенного движения составляли без преувеличения лучшие люди России, которыми гордится русская наука и культура. Вот несколько фамилий навскидку. Товарищем (то есть заместителем) председателя Главного совета Союза русского народа был выдающийся филолог своего времени академик Соболевский. В черносотенные организации входили 32 епископа, среди них будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний Храповицкий, который в юные годы был близок с Достоевским и явился прототипом образа Алеши Карамазова.

Св. Иоанн Кронштадтский и его заявление о вступлении в Союз русского народа

В списке членов черносотенных организаций найдем также создателя первого в России оркестра народных инструментов Андреева, одного из крупнейших медиков профессора Боткина, великую актрису Савину, известного всему миру византиниста академика Кондакова, талантливых поэтов Константина Случевского и Михаила Кузмина, превосходных живописцев Константина Маковского и Николая Рериха, выдающегося книгоиздателя Сытина, историка Иловайского, по книгам которого училась вся Россия, знаменитого ученого Мичурина, командира крейсера «Варяг» Руднева, а также вдову Достоевского, Анну Григорьевну. Рисунок Хоругви Русской Монархической партии была выполнена иконописцем Гурьяновым и знаменитым художником В. М. Васнецовым.

Знак Союза русского народа

Назвать этих людей подонками общества едва ли возможно.

Сдается, что и сам Федор Михайлович, доживи он до этого времени, подался бы в черносотенцы. Ведь стал же он на сторону мясников, поколотивших студентов, которые явились в Охотный ряд с революционными лозунгами. Простая истина: чем чаще экстремисты получают по физиономии, тем спокойнее живется обычным гражданам.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Черносотенцы | История Вики | FANDOM powered by Wikia

Черносо́тенцы, (от древнерусского «черная сотня» — казаки церковные монархисты, антисемиты ( прославились тем что устроили в Москве массовую резню людей исповедующих иудаизм. Название резни "Еврейские погромы в Москве", так же участвовали в попытки подрыва бомбой центральной синагоги в Москве запрещена Александром 3. Их лозунг "Смерть Жидам спасай Россию" на Гербе черносотенцев изображён череп с костями и надпись православие или смерть на чёрном фоне, флаг трёх цветный верхний ряд чёрный, средний ряд жёлтый, и нижний ряд белый) Вовремя второй мировой войны участвовали на стороне Фашисткой Германии отличались особой жестокостью к евреям. В данный момент их организация реабилитирована Российскими властями, совсем недавно черносотенцы проверяли в центре Москвы на знание русского языка, и кто не мог правильно сказать слово жестоко избивались (картаить, неправильно произносить слова). С 2014 г участвуют черносотенцы казаки на стороне России по захвату Крыма, где их присутствие обозначено надписью на синагоге "Смерть жидам", в данный момент принимают участие на востоке Украины. будь те осторожны при встрече с черносотенцами прячьте звезду Давида

    • Черносотенцы возводят свое происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени, предводимого Кузьмой Мининым, которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру , ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели».
    • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и его традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

    В годы Революции 1905-07 поддерживали репрессивную политику правительства, принимали участие в политических убийствах ряда видных деятелей. Черносотенные организации устраивали массовые погромы представителей национальных меньшинств. В частности, только с 18 по 23 октября 1905 г. черносотенцы организовали более 100 таких погромов.

    Однако официально предъявлены Чёрной Сотне только обвинения в убийстве Иоллоса и Герценштейна. В обоих случаях вина в убийствах не доказана.

    В Чёрную Сотню 1905—1917 годов входили Святые: протоиерей Иоанн Кронштадтский, Митрополит Тихон Беллавин (будущий патриарх), Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), Архиепископ Андроник (Никольский), будущий первоиерарх РПЦЗ Митрополит Киевский и Галицкий [Антоний (Храповицкий)], протоиерей Иоанн Восторгов, всего не менее 500 новомучеников и исповедников Российских. Из известных мирян — капитан крейсера «Варяг» Руднев, художник Виктор Васнецов, Мичурин, Менделеев, жена и дочь Достоевского и др.

    Чёрная Сотня 1905—1917 годов — это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз Русского Народа», «Союз Михаила Архангела», «Русская Монархическая партия», «Союз Русских Людей», «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединенного дворянства», «Русское Собрание». и другие. Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости», «Киевлянин», «Гражданин». Среди лидеров черносотенного движения выделались Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков, Василий Шульгин, князь М. К. Шаховской. В октябре 1906 года различные черносотенные организации провели в Москве съезд, где была избрана Главная управа и провозглашено объединение под крышей организации «Объединённый русский народ». Объединения фактические не произошло и уже через год организация прекратила свое существование.

    С.Ю. Витте так отзывался о «Чёрной сотне»:

    Эта партия в основе своей патриотична... Но она патриотична стихийно, она зиждется не на разуме и благородстве, а на страстях. Большинство ее вожаков политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, не имеют ни одной жизнеспособной и честной политической идеи и все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, темной толпы. Партия эта, находясь под крылами двуглавого орла, может произвести ужасные погромы и потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не может. Она представляет собой дикий, нигилистический патриотизм, питаемый ложью, клеветою и обманом, и есть партия дикого и трусливого отчаяния, но не содержит в себе мужественного и прозорливого созидания. Она состоит из темной, дикой массы, вожаков — политических негодяев, тайных соучастников из придворных и различных, преимущественно титулованных дворян,все благополучие которых связано с бесправием, которые ищут спасения в беззаконии и лозунг которых: «не мы для народа, а народ ради блага нашего чрева». К чести дворян эти тайные черносотенники составляют ничтожное меньшинство благородного русского дворянства. Это — дегенераты дворянства, взлелеянные подачками (хотя и миллионными) от царских столов. И бедный Государь мечтает, опираясь на эту партию, восстановить величие России. Бедный государь... (Цит. по: С.Ю. Витте. Петроград, 1923, с. 223.)

    После Февральской революции 1917 черносотенные организации были запрещены. Во время Гражданской войны многие видные лидеры черносотенцев примкнули к Белому движению, а в эмиграции громко критиковали эмигрантскую деятельность. Некоторые видные черносотенцы, как Василий Шульгин, со временем поддержали политику СССР, другие примкнули к различным националистическим организациям.

    Крах черносотенного движения Править

    Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русская радикальная правая с самого своего появления на российской общественной сцене оставалась в трагическом одиночестве благодаря следующим обстоятельствам:

    • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить позитивную программу.
    • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
    • не сумело предложить конструктивной программы русскому крестьянству, отчаянно нуждавшемуся в социальных переменах, ни русской национальной буржуазии.
    • Не сумело черносотенное движение сплотить вокруг себя силы нарождавшегося в Российской империи русского этнического национализма.

    Несмотря на определенные политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многонациональном, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и оттолкнули своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

    Напуганные радикальной риторикой и эпизодическим насилием черносотенцев, находившиеся у власти державники увидели во всем русском этническом национализме едва ли не главную угрозу Российской державе. Они сумели убедить симпатизировавшего «союзникам» царя Николая II и придворные круги отвернуться от черносотенного движения, что и способствовало окончательному исчезновению черносотенцев с русской политической сцены накануне революции 1917 года. В Русской революции 1917 года черносотенное движение практически не играло роли, а после победы большевиков, видевших в русском этническом национализме одну из главных угроз создающегося на основе пролетарского интернационализма советского строя, остатки актива черносотенного движения были беспощадно уничтожены.

    Итог деятельности черносотенцев начала XX века Править

    Резкая черносотенная риторика против «инородцев», громкая поддержка лидерами черносотенцев антинемецких, антиеврейских, антитатарских и других погромов, прокатившихся по Российской империи в начале ХХ века, прото-фашистская риторика о «крови и почве» оттолкнули многих, сильно и надолго скомпрометировали и лишили поддержки всю идею русского национализм в глазах мейнстрима русского общества. Более того, риторика черносотенцев и характер их деятельности убедили российское общество, что сами черносотенцы являются главной угрозой. В итоге это способствовало недооценке опасности левого радикализма, и, в конце концов, послужило одной из главных причин победы большевиков.

    Современные черносотенцы Править

    • Возрождение черносотенного движения наблюдается после Перестройки, однако теперь они ассоциируются с радикальными русскими шовинистами, проповедующими антисемитизм. Так в 1992 член национально-патриотического фронта «Память» Штильмарк организовал газету «Чёрная Сотня», тогда же группа «Чёрная Сотня» отделилась от общества Память. С 2003 «Православный набат» — главное издание черносотенного движения.

    К черносотенцам относится восозданный в 2005 году Союз русского народа, газета «Православная Русь» а также группa «Жизнь без страха иудейска».

    1. Государственное устройство

    • Чёрная Сотня (далее — ЧС) стремится к реставрации Самодержавия, как единственно возможной Духовно-нравственной государственной формы правления.
    • ЧС реалистично подходит к современной политической обстановке и в качестве одного из путей к возрождению Самодержавия видит установление сильной национальной власти, в задачу которой входит наведение порядка во всех жизненных сферах, пострадавших в результате деятельности коммунистического и демократического режимов.
    • ЧС считает, что государственное устройство России должно основываться на симфонии светской и церковной власти.
    • ЧС выступает за братские отношения между народами России, считая, что конфликты между ними искусственно раздуваются преступными правительствами, идущими на поводу у тайных международных сил.
    • ЧС ратует за воссоздание Единой, Великой и Неделимой Российской Империи. (Территории, находящиеся ныне вне границ РФ, но бывшие составной частью СССР, входят в состав будущей России на добровольных началах).
    • ЧС отвергает порочную практику национально-территориального деления и отстаивает административно-территориальное государственное устройство.

    2. Роль и положение Церкви

    • Православная Церковь есть Церковь, созданная самим Спасителем и исповедующая Истину в последней инстанции.
    • ЧС отвергает принцип отделения Церкви от государства и отстаивает историческое единение Церкви, Царской власти и других государственных структур.
    • ЧС выступает за возврат имущества и церковных ценностей Русской Православной Церкви.
    • В средствах массовой информации, в сфере литературы и искусства вводится церковная цензура, следящая за недопущением пропаганды насилия и разврата.

    3. Ближайшие задачи Государственной власти

    • Установление «железного занавеса» на период восстановления Народного хозяйства, оздоровления морально-нравственного состояния народа, прекращения незаконного вывоза природных ресурсов за пределы Родины и пресечения деятельности иностранных спецслужб на территории России.
    • Укрепление геополитической и экономической независимости России.
    • Передача земли в собственность тем, кто её обрабатывает, с правом самостоятельного определения форм ведения хозяйства (индивидуального, коллективного, кооперативного или какого-либо иного). Земля передаётся по наследству. Спекуляция землей категорически запрещается.
    • Резкое изменение налоговой политики в сторону снижения налогов до уровня, необходимого для развития Отечественного производства. Усиление контроля за сбором налогов.
    • Льготное кредитование сельскохозяйственного производства.
    • Поддержка высокотехнологичных наукоёмких производств.
    • Поощрение частного национального предпринимательства.
    • Национализация предприятий оборонной промышленности, основных видов транспорта, транспортных путей, крупных промышленных предприятий, предприятий добывающей промышленности. Природные ресурсы России должны принадлежать не иностранным монополиям, а Российскому государству.
    • Воссоздание Российской Армии на лучших традициях Православного воинства древней Руси, Русской Императорской Армии и Советской Армии. Обеспечение Армии современными средствами ведения боевых действий.
    • Ужесточение правоохранительных мер. Введение более строгих наказаний за коррупцию, несоблюдение природоохранного законодательства, тяжкие уголовные преступления.
    • Изменение уголовного кодекса. Внесение в уголовный кодекс статей, жестко карающих за гомосексуализм, проституцию, и также за изготовление и распространение видео- и печатной продукции, развращающей нравственные устои.
    • Введение строгого уголовного наказания за осквернение национальных, религиозных ценностей.
    • Введение уголовного наказания за членство в масонских ложах, тайных или сатанинских обществах.
    • Запрету подлежат пропаганда язычества, атеизма и иудаизма (как религиозного учения, проповедующего расовую и национальную исключительность), а также деятельность тоталитарных сект и нетрадиционных для России верований.
    • Введение смертной казни за незаконную продажу наркотиков и оружия.
    • Прекращение преступной практики предоставления Российской территории для захоронения химических и радиоактивных отходов предприятий других государств.
    • Запрет абортов и введение сурового уголовного наказания за их производство.
    • Поощрение рождаемости среди населения России, особенно в областях с наиболее критическим демографическим состоянием. (Государство берёт на себя обеспечение прожиточного минимума каждого ребёнка до окончания им средней школы).
    • Выработка Государственной программы по борьбе с пьянством, наркоманией и курением.
    • Введение строжайшей Государственной монополии на продажу спиртных и табачных изделий. Категорический запрет на их рекламу.

    4. Внешняя политика

    • Россия проводит политику на воссоединение стран так называемого «Ближнего Зарубежья» в единую, мощную Державу — Российскую Империю.
    • Новое Российское руководство прекращает преступную практику разбазаривания Российских природных ресурсов, используя впредь свои полезные ископаемые на внутренние нужды.
    • Россия будет проводить политику, препятствующую установлению в мире «нового мирового порядка».
    • Российская Армия оставляет за собой право защиты своих граждан, на какой бы территории они ни находились.
    • Установление строгого контроля за ввозимыми и вывозимыми грузами, а также за перемещением иностранных граждан по территории России.
    • Внешний долг России равен нулю. Претензии западных правительств, монополий, «фондов» к России об уплате внешнего долга направляются к тем представителям демократического Российского правительства, которые брали иностранные займы и использовали эти средства: а) для финансового закабаления России в виду необходимости выплаты огромных процентов; б) для личных корыстных целей.

    5. Внутренняя политика

    • В соответствии с международным правом Россия является моноэтническим государством Русского Народа; при этом дискриминация по национальному признаку не допускается. Все коренные народы России равно участвуют в строительстве Российского государства.
    • Российское руководство поощряет развитие национальных культур и соблюдение национальных традиций коренных российских народов.
    • Экономика России является многоукладной.
    • ЧС не признает деления Русского народа на Русских, Украинцев и Белорусов, считая их одним народом, искусственно разделённым для захвата России тайными международными силами.
    • Все граждане России имеют равные гражданские права и обязанности вне зависимости от пола, национальной принадлежности или социального положения.
    • Телевидение и радио являются государственными.
    • Государство создаёт необходимые условия возрождения казачества.
    • Государство ликвидирует безработицу и создаёт условия для искоренения тунеядства.

    6. Социальные задачи

    • Государство гарантирует следующие права для всех граждан России:
    • право на труд;
    • право ни получение бесплатного образования;
    • право на государственное обеспечение по старости или инвалидности;
    • право на отдых;
    • право на частную собственность, если это не идёт в разрез с интересами государства;
    • право на бесплатную медицинскую помощь;
    • граждане России имеют право создавать различные общественные организации,

    клубы по интересам, творческие союзы и т. д.

    • Государство поощряет развитие физкультуры и спорта.
    • Государство поощряет рост рождаемости путём гарантированного обеспечения прожиточного минимума (и иных социальных гарантий) многодетным семьям.

    7. Армия

    • Мощная Российская Армия является гарантом независимости и территориальной целостности России.
    • Призывы распустить или ослабить Армию караются по закону.
    • Казачьи формирования органично вливаются в подразделения Российской Армии.
    • Государство создаёт широкую сеть военных училищ и создаёт условия для повышения престижа службы в Вооружённых Силах.
    • Патриотическое воспитание молодежи начинается с начальной школы.
    • В России вводится обязательная безальтернативная воинская повинность.
    • В Армии вводится институт полковых священников. Церковь активно участвует в патриотическом воспитании воинов и призывников.

    8. Образование

    • Учебные заведения в России являются государственными и бесплатными. Допускается частная педагогическая практика в различных студиях, кружках и т. д.
    • В учебных заведениях вводится преподавание основ Православной Веры.
    • Среднее образование является обязательным для граждан России.
    • Учащиеся старших классов средней школы имеют право выбора технического или гуманитарного направления занятий.
    • Развёртывание широкой сети внеклассных и внешкольных учебных заведений, кружков, студий и т.д

    Шаблон:MetaPicstub

    ru.history.wikia.com

    Административное деление Древней Руси.

    Государство Административное деление Древней Руси.

    Количество просмотров публикации Административное деление Древней Руси. - 105

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи: Административное деление Древней Руси.
    Рубрика (тематическая категория) Государство

    Самым крупным административным элементом земли, часто совпадавшим по объёму с ней, была волость (др.-рус. волость, ср. Размещено на реф.рфсанскр. Размещено на реф.рфvig - земной круг, подвластный владыке). Жители волости сходились на вечевое собрание, в связи с этим сам термин означает крупную политическую единицу. Волость включала в себя верви и погосты. Причем вервь встречалась в основном в южных областях, а погосты - на севере. Слово вервь (вьрвь) родственно д.в.н. warf - linea лат. (связь кровного родства), означало скорее территорию, занятую и подчинœенную родовому союзу. К примеру, у сербо-хорватов vrv означал "род". Сверх того, вервь - это буквально род (nexus) - сплетение - родовой союз; ст.-серб. вервникъ означает "родной". В поздних западнорусских памятниках права наряду с термином "вервь" употребляется термин "мiръ", ("мiрщина"), обозначающий то, что на Руси называлось "дикой вирой", но только под влиянием польского права вира превратилась в особую пошлину за нарушение княжего мира. Основание для ее платы точно такое же, как и у дикой виры, ᴛ.ᴇ. платится не за то, что, как предполагал Эверс, тело убитого человека находят в "диком" месте, а за то, что неизвестен ни сам убитый, ни его убийца. Вервь, таким образом, представляет собой территориальный союз, члены которого соединœены круговой порукой в платеже виры, дани и прочих уроков и пошлин.

    Наряду с вервью встречаются погосты. Важно подчеркнуть, что погосты (повосты - по русской летописи) - это административные пункты, устанавливаемые княжей властью в противоположность волостям, складывавшимся вполне стихийно: "В лето 947 иде Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты и дани, а по Лузе оброки и дани, и ловища ее суть по всœей земли знаменья и места и повосты" (ПСРЛ. Т. I, стб. 60). Чуть позже погост будет означать церковь с приходом. Кроме верви и погоста наше устройство знает еще сотни и потуги. Сотня - это подразделœение чисто военного порядка, потуг - податная единица. Территория, по которой князь ежегодно отправляется в полюдье, со временем получает наименование "уезд".

    Волости-земли в эпоху варварства чувствовали себя вполне самостоятельными политическими единицами, что позднее выразилось в многочисленных усобицах, вину за которые несут не только князья, но и сами городские общины, соперничавшие друг с другом. Вместе с тем, в позднейшую эпоху в нашем праве укрепляется принцип экстерриториальности волостей, что наглядно видно в статье Русской Правды, запрещающей ведение свода из одной земли в другую: "В чужю землю свода нет". Этот же принцип выводится из рядов (договоров) князей, в которых они часто условливаются не посылать своих даньщиков и кормленщиков в княжение-волость друг друга.

    Административное деление Древней Руси. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Административное деление Древней Руси." 2014, 2015.

    referatwork.ru