§ 9. Достижения культуры Древней Руси. Достижения культуры древней руси


Достижения культуры Киевской Руси

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежат славянские дохристианские традиции, которые с принятием христианства подверглись влиянию Византии, Болгарии, а через них - античной и ближневосточной культурным традициям.

Один из основных признаков культуры - наличие письменности. Первые свидетельства о письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10-м в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9-го в., попытках использовать греческий алфавит. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е гг. 9-го в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9-го в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Временем политического и культурного расцвета Киевской Руси принято считать годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. В городе было 400 церквей (в том числе и Собор Святой Софии, воздвигнутый в честь победы Ярослава над печенегами в 1036 г.), въезд в Киев украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. Для укрепления могущества Руси Ярослав (без разрешения на то Константинополя) своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

Ярослав уделял большое внимание просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей, было положено начало русскому летописанию. Первый летописный свод, относящийся к концу 11-го в., дошел до современников в составе Новгородской летописи. Сподвижник Ярослава - митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам князя Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Документ включал в себя уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

Успешно развивались и внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира. Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его три дочери: Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Достижения культуры Древней Руси



Какая цель в жизни прославляется в житии святого Феодосия? Судя по этому сочинению, можно ли назвать Русь христианской страной?

Главной целью было служение Господу и спасение своей души.

Какие можно сделать выводы о верованиях горожан? Сравни с предыдущим выводом, сформулируй проблему и сравни с вариантом авторов (с. 258).

В верованиях горожан осталось ещё много языческих черт.

Вопрос: Русь – страна языческая или христианская?

Ответ: Христианство распространилось не сразу и не равномерно. Средоточием его была церковная организация, за её пределами в высших слоях общества христианство укоренилось сильнее, чем в народе, в городах – больше, чем за их стенами. Большую часть известной нам сегодня культуры создавали для церквей и монастырей или даже в самих монастырях, потому она христианская. Но когда нам становится известна народная культура (сказки, былины, украшения разных бытовых предметов), мы видим много следов язычества.

Определи, где заметны черты язычества и христианства – в устном народном творчестве и в письменной литературе.

В устном творчестве, таком как былины сказки и даже многие песни осталось много языческих черт. Из язычества пришли такие героя как Баба Яга, Змей Горыныч и др. А книжная культура была христианской, особенно жития святых, потому что грамоте учили в монастырях и большая часть книг создавалась там.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусская культура сочетала черты язычества и христианства, причём язычества было больше в народной культуре.

На твой взгляд, в архитектуре Древней Руси было больше языческих традиций или христианско-византийского влияния? (Своё мнение обоснуй фактами.)

Церкви из камня и плинфы (узкого кирпича) построены в такой же крестово-купольной форме, как и византийские, такие же в плане. Это не удивительно, ведь их и строили часто византийцы, а позже – местные строители, но по византийским образцам. Просто самого строительства из этих материалов до крещения не знали. Но большинство домов, скорее всего, строились как и за века до крещения. Особенно это должно было относиться к домам незнатных людей.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусская культура вобрала в себя много византийских черт, особенно связанных с христианством.

По твоему мнению, в изобразительном искусстве Древней Руси было больше языческих традиций или христианско-византийского влияния? (Своё мнение обоснуй фактами.)

Изобразительное искусство того времени по большей части известно нам из церквей, потому оно, конечно, христианское. Это иконы, фрески, мозаики, изображающие лики святых, эпизоды священной истории, реже – княжескую семью. Примыкают сюда же книжные миниатюры. Другое дело – декоративно-прикладное искусство. Здесь сохранилось много оберегов и других следов магии.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусское изобразительное искусство, известное нам, создавалось в церквях или монастырях, потому оно христианское. Но известны предметы, которые использовали более широкие слои населения. Украшения на них (декоративно-прикладное искусство) несут много языческих черт.

Представьте, что вы живёте в XI веке. Составьте рассказ о посещении Киевского Софийского собора от имени (на выбор) монаха-иконописца, отправившегося из Новгорода в путешествие в Византию, земледельца-общинника, пришедшего в столицу Руси в составе ополчения своего мира, купца-мусульманина, приехавшего в Киев из Волжской Булгарии.

Рассказ монаха

Такого великолепия ещё не видела наша земля. Это огромный храм который могла создать только сила Божия. Нерушимая кирпичная громада возвышается до небес. Её венчает золотой купол с крестом, который сверкает, будто второе солнце. От него каскадом спускаются более мелкие купола. Внутри огромное пространство. Кажется иногда, что в просторном дворе стоишь – не может быть здание таким огромным. Но нет, над тобой крыша. Стены расписаны яркими фресками. Будто живые смотрят на тебя святые. Над алтарём – главное диво. Там мозаика изображает Богоматерь, которая летит к верующим, раскинув руки. И сделана она, как живая. А глаза её постоянно на тебя смотрят, где бы ты не встал, и проникают в самую душу. Воистину, велика сила Господня, если по его воле такое твориться.

Сделай электронную презентацию «Памятники культуры Древней Руси», разделив их на христианские и языческие.

Слайд 1

Заголовок: Памятники культуры Древней Руси

Текст: сведения об авторе.

Слайд 2

Заголовок: Христианские памятники

Изображение: православный священник

Слайд 3

Заголовок: Софийский собор в Киеве

Изображение: реконструкция собора в первоначальном виде

Текст: В Киеве Софийский собор был построен в подражание Константинополю. Он должен был быть не менее масштабным и величественным. В архитектуре сразу чувствуется византийский стиль (с приплюснутыми куполами каскадом) и имперский размах.

Слайд 4

Изображение: Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Текст: Из Византии пришли фрески. Рисовали по сырой штукатурке, когда она высыхала, то как бы становилась одним целым с краской. Фрески были на разные темы, например, здесь изображена семья Ярослава Мудрого. Это единственное упоминание в наших, а не иностранных источниках о дочерях великого князя.

Слайд 5

Изображение: мозаика Киевской Софии

Текст: Мозаика – особая техника, при которой на покрытую клеем стену наклеивали кусочки цветной смальты. Изображение получалось как бы объёмнее, на нём играли блики света. В мозаиках часто появлялся эффект «преследующего взгляда».

Слайд 6

Изображение: икона Софийского собора в Новгороде «Апостолы Пётр и Павел» или другая икона XI века

Текст: Икона – это живопись на доске. В отличии от фрески и мозаики её можно выносить из церкви. Сохранилось мало икон того времени.

Слайд 7

Заголовок: Книжное дело

Изображение: страница Остромирова Евангелия с текстом

Текст: Вместе с христианством на восточнославянские земли пришёл алфавит – кириллица. На нём начали создавать книги. В то время буквы писали красиво. Но между словами не делали пробелов, а в тексте – абзацев. Только первую букву новой главы выделяли красным и делали больше.

Слайд 8

Изображение: страница Остромирова Евангелия с миниатюрой

Текст: книги украшались особым видом рисунков – книжной миниатюрой. У миниатюры был свой стиль и техника создания.

Слайд 9

Заголовок: Языческие памятники

Изображение: изображение скоморохов

Слайд 10

Заголовок: Ювелирное дело

Изображение: гривна Владимира Мономаха

Текст: Древнерусские ювелирные украшения отличаются сложной техникой. На них часто применялась техника зерни. Часто на них есть языческие символы. Например, здесь показана так называемая «гривна Владимира Мономаха», на обратной стороне которой какая-то языческая богиня со змеями вместо волос.

Слайд 11

Заголовок: Былины

Изображение: картина В. Васнецова «Богатыри»

Текст: В эпических рассказах о великих подвигах (былинах) много языческих героев. Это и различные змеи, с которыми борются герои, и Соловей-разбойник. Наверняка языческие корни у каликов перехожих, которого дали Илье Муромцу его силу.

Слайд 12

Заголовок: Сказки

Изображение: любое изображение сказочного героя

Текст: Но больше всего следов языческой мифологии сохранили сказки. Древние боги и иные сущности выжили в народной памяти именно в такой форме. Та же Баба Яга, скорее всего, в начале была богиней загробного мира (потому она и стара), а её избушка – входом туда (потому её надо просить повернуться – не всякого она послушается).

Слайд 13

Заголовок: Нечисть

Изображение: изображение лешего или водяного

Текст: В деревнях долго, ещё даже в XIX веке верили в нечисть – различных леших, баенников, русалок и водяных, которые населяли окружающий мир. При этом люди постоянно ходили в церковь и язычниками их назвать было нельзя, но пережитки древней веры оказались слишком сильны.

Слайд 14

Заголовок: лицевая гладь

Изображение: абстрактный орнамент лицевой гладью

Текст: Это особый вид шитья, как иногда его называют – рисунок иглой. Подобные узоры для древнерусского человека не были просто орнаментом, они оказывались полны смысла.

Слайд 15

Заголовок: Конец

resheba.com

Основные достижения русской средневековой культуры (VIII-XVI вв.)

Древнерусская культура (VIII—XIII вв.)

Культура формирующейся великорусской народности (XIV-XVII вв.)

Культура России XVII в.

Культура Московского государства (XV-XVI вв.)

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания, библиотека и школа Ярослава Мудрого

Центры книжности — Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи

Школа в Немецкой слободе, рост печатной продукции, создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве, накопление научных знаний

Зарождение книгопечатания (Иван Федоров и Петр Мстиславец), переписка Ивана Грозного с князем Курбским, печатание Псалтырей, Часословов и Букварей, школы при монастырях и церквях

Повесть временных лет, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Сказание о Борисе и Глебе», Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Моление Даниила Заточника. Создание первого общерусского летописного свода (Троицкая летопись), воинские повести, произведение куликовского цикла (Задонщина), «Хождение за три моря», житийная и светская литература. Никоновский летописный свод и Лицевой свод, Казанский летописец, Домострой, публицистика Ивана Пересветова. Историческая («Повесть о взятии Азова») и бытовая («Повести о Горе- Злосчастье») повесть, возникновение автобиографичес- ких («Житие протопопа Аваккума») и сатирических («Повесть о Ерше Ершовиче») произведений, поэтические произведения Симеона Полоцкого.
Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Георгиевская церковь в Ладоге, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и княжеский замок в Боголюбово. Церкви Спаса на Ильине и Федора Стратилата на Ручью в Новгороде, Псковский каменный Кремль и Московский белокаменный, Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева Монастыря. Ансамбль Московского Кремля: Успенский собор и стены (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руоро и Антонио Солари), Архангельский Собор (Алевиз Новый). Храм Воскресения в се- ле Коломенском и собор Василия Блаженного в Москве. Успенская церковь в Угличе (Дивная), церковь Троицы в Никитниках, Теремной дворец Московского Кремля, деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, здание Земского приказа, церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко).
Мозаика — Богома- терь Мария-Оранта в Киевской Софии, фрески — Киевской Софии и церкви Спасо-Нередицы в Новгороде, иконопись — Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остро мировом Евангелии. Роспись церквей Спаса на Ильине и Федора Стратилата, иконы Благовещенского собора в Москве (Феофан Грек), росписи в Троице- Сергиевом и Андрониковом монастырях, икона Троицы (Андрей Рублев). Роспись Успенского собора московского Кремля (Рублев и Дионисий), роспись Ферапонтова монастыря (Дионисий), Строгановская школа миниатюрной иконописи . Иконы Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», «Владимирская Богоматерь»), роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), возникновение жанра парсуны (портрета) .

histerl.ru

Достижения культуры Древней Руси - история, уроки

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.

Слайд 2

– Давайте ознакомимся с документами, которые помогут понять людей, живших в ту далёкую эпоху. Документы на с. 95.

Т.к. документы достаточно большие по содержанию, лучше разделить детей на две группы. Например: мальчики и девочки или по вариантам.

– Какое противоречие между первым и вторым документами?

1 2 4 2 3

Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказалось непрочным.

Дети знакомятся с документами. Отвечают на вопрос к ним.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

IV. Планирование деятельности.

Слайд 5

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

2 3 2

Слайд 6

– Чтобы нам было легче работать, по ходу урока мы будем записывать наши выводы в таблицу.

Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и найти в ней либо христианские, либо языческие черты.

Желательно таблицу слайда перенести в рабочую тетрадь.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Слово и перо

Слайд 7 (РТ, с. 30, задание 1)

– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?

– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.

1 2 3 4 1 2 3

Слайд 8

– Крещение Русь приняла от Византии, но есть ли связь между культурой Византии и литературой Древней Руси?

1 2 4 2 3 4

2. Дом веры и искусства

Слайд 9 (РТ, с. 30, группа 2, задание 1)

– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…

– Мы продолжаем разговор об архитектуре.

Пожалуйста, выполните задание слайда.

Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.

1 2 4 2 3 4

Слайд 10 (РТ, с. 30, группа 2, задание 2)

– Сравните византийскую и Древнерусскую архитектуру, найдите сходство и отличия.

– Какой ответ на вопрос урока можно дать?

1 2 3 4 2 4

Слайд 11

Скрытый. Работа со слайдом на усмотрение учителя.

На слайде подробно показано устройство крестово-купольного храма.

3. Язык образов и знаков

Слайд 12 (РТ, с. 31, группа 3, задание 1)

– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда.

1 2 4 2 3 4

Слайд 13 (РТ, с. 32, группа 3, задание 2)

– И вновь вы должны сравнить византийскую и древнерусскую живопись, используя подсказки учебника и иллюстрации слайда.

2 4 2 3 4

Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.

Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.

Может быть указано, что есть схожие жанры литературы, такие как жития, летописи…

Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.

Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.

Должны быть названы черты сходства и отличия, указано, что русские мастера учились у византийских, но научились применять свой материал и приспособили проекты к местным природным условиям.

Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид.

kopilkaurokov.ru

Достижения культуры Древней Руси | Босс учёбы

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.

Слайд 2

– Давайте ознакомимся с документами, которые помогут понять людей, живших в ту далёкую эпоху. Документы на с. 95.

Т.к. документы достаточно большие по содержанию, лучше разделить детей на две группы. Например: мальчики и девочки или по вариантам.

– Какое противоречие между первым и вторым документами?

1 2 4 2 3

Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказалось непрочным.

Дети знакомятся с документами. Отвечают на вопрос к ним.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

IV. Планирование деятельности.

Слайд 5

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

2 3 2

Слайд 6

– Чтобы нам было легче работать, по ходу урока мы будем записывать наши выводы в таблицу.

Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и найти в ней либо христианские, либо языческие черты.

Желательно таблицу слайда перенести в рабочую тетрадь.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Слово и перо

Слайд 7 (РТ, с. 30, задание 1)

– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?

– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.

1 2 3 4 1 2 3

Слайд 8

– Крещение Русь приняла от Византии, но есть ли связь между культурой Византии и литературой Древней Руси?

1 2 4 2 3 4

2. Дом веры и искусства

Слайд 9 (РТ, с. 30, группа 2, задание 1)

– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…

– Мы продолжаем разговор об архитектуре.

Пожалуйста, выполните задание слайда.

Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.

1 2 4 2 3 4

Слайд 10 (РТ, с. 30, группа 2, задание 2)

– Сравните византийскую и Древнерусскую архитектуру, найдите сходство и отличия.

– Какой ответ на вопрос урока можно дать?

1 2 3 4 2 4

Слайд 11

Скрытый. Работа со слайдом на усмотрение учителя.

На слайде подробно показано устройство крестово-купольного храма.

3. Язык образов и знаков

Слайд 12 (РТ, с. 31, группа 3, задание 1)

– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда.

1 2 4 2 3 4

Слайд 13 (РТ, с. 32, группа 3, задание 2)

– И вновь вы должны сравнить византийскую и древнерусскую живопись, используя подсказки учебника и иллюстрации слайда.

2 4 2 3 4

Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.

Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.

Может быть указано, что есть схожие жанры литературы, такие как жития, летописи…

Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.

Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.

Должны быть названы черты сходства и отличия, указано, что русские мастера учились у византийских, но научились применять свой материал и приспособили проекты к местным природным условиям.

Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид.

eduboss.ru