Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси. Дань в древней руси это


Дань - это налог, сопутствующий человечеству

Дань – это побор, который возмещался в виде денежных эквивалентов или натурального хозяйства. Данный термин сформировался во времена основания и развития Киевской Руси, когда общество на наших землях также потерпело классовое расслоение. В других же цивилизациях (например, в Египте, Месопотамии, в Китае и т. д.) подобное явление было нормой еще с незапамятных времен.дань это

На заре истории

Итак, в древних цивилизациях, где давно сформировался государственный строй и определилась верхушка общества, каждый простой житель должен быть платить дань. Это налог, который поставлялся государству напрямую или же через связующее звено, которым чаще всего являлся хозяин. Как правило, он начислялся в соответствии с площадью земель, которыми владел человек, количеством урожая, которое он собирал, а также исходя из того, сколько рабов подчинялось конкретному господину. В период с 3-го по 1-е тысячелетие до нашей эры не отдать дань государству могли только военнослужащие, которые, собственно говоря, находились на иждивении у правительства.отдать дань

Чем можно было оплатить налог государству

В течение многих лет побор возмещался в виде натуральных продуктов. Люди отдавали то, что выращивали на своих землях, а также у них забирали все то, что они изготавливали из своего сырья. В Китае налог оплачивался рисом, позже стало развиваться ткацкое производство, и в ходу оказался высококачественный шелк. Также на этих землях добывали серебро, которое конфисковывалось у рабочих и крестьян представителями правящей верхушки. Египет и Месопотамия – страны, где работорговля была развита более всего. Именно живой труд там очень ценился, поэтому все представители невольников переходили от одних владельцев к другим безустанно.

Денежные поборы в Киевской Руси

Позже под одним флагом выступили и все древнеславянские племена, среди которых были поляне, древляне, дреговичи, дулебы, вятичи, северяне и многие другие, которые проживали как на севере, так и у берегов Черного, Каспийского морей. Страна стала называться Киевской Русью, и возглавляла ее династия Рюриковичей. Именно представителям этой семьи все жители государства должны были заплатить дань. Это были уже деньги, которые именовались как гривенники. Количество уплаченных средств зависело от условий жизни крестьянина. Побор всегда сопровождался полюдьем. Это было мероприятие, когда князь вместе с дружиной отправлялся за сбором этих самых налогов, объезжая все поселения.собирать дань

Захват и увеличение налога

Позже собирать дань с русских начали монголо-татары, которые в 13-м столетии завоевали Русь. Как правило, напрямую налоги ханам никто не отдавал, их приносили князья, каждый из которых был закреплен за отдельным городом. Поскольку все последующие правители империи Чингисхана отличались анархическим настроем, варварством и учинением разбоев, нередко бывали случаи продажи людей. В такой ситуации именно человек выступал в качества дани.

На протяжении всего исторического периода человечества, вплоть до настоящего момента, простые люди не прекращают платить побор государству, в котором проживают. Сегодня дань – это налог, который вычитается из зарплаты любого сотрудника государственного учреждения, а также те средства, которые отдает каждый частный предприниматель в государственную казну.

fb.ru

подати Древней Руси и ордынский «выход» — История России

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

histrf.ru

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета, налогов и

экономической безопасности

Реферат по дисциплине «Теория и история налогообложения»

на тему: «Источники казны Древней Руси»

Выполнила : ст. гр. ЭБ-31

Сивушкина Е.М

Проверила:

Д.Э.Н,

профессор кафедры

бухгалтерского учета, налогов

и экономической безопасности

Короткова А.В

Йошкар-Ола

2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси 3

1.1Факторы, влияющие на налогообложение 3

Глава 2 Виды налогов Древней Руси 5

2.1 Дань, оброк ,корма в 10 веке-как первые виды налогов 5

2.2 Виды взыманий дани: повоз и полюдье 7

2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин 18

2.4 Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Список использованных источников 24

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена описанию первых налогов Древней Руси в период с ΙХ по ХΙΙ века.

Налоги — это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Актуальность темы. Сегодняшнее состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций.

Цель работы. Рассмотрение истории развития налогообложения Древнерусского государства.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- рассмотреть развитие налогового законодательства в Древней Руси;

- изучить налогообложение в Древней Руси;

- рассмотреть историю возникновения налогов в России;

- проанализировать налоги Древней Руси.

Объект исследования - налоговая система Древней Руси.

    1. Факторы, влияющие на налогообложение

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".

Следует отметить, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.

Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей.

Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).

На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:

1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;

2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;

3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;

4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что в древней Руси началось формирование основных принципов налогообложения. Основной задачей налогов был сбор денежных средств на содержание войска.Налогообложение складывалось внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами

Глава 2 Виды налогов Древней Руси

2.1 Дань, оброк ,корма в 10 веке-как первые виды налогов

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев: "Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тяжесть этого обложения для них оказалось легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.

Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 денежных единиц. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

В IX—X веках Древняя Русь уже стала типичным раннефеодальным государством. Политическое господство феодалов — бояр и князей — обеспечивалось дружинной военной организацией. Дружина не только, как мы подчас думаем, сопровождала князя в походах. Она все время находилась рядом с ним. Дружинники часто и живут на княжеском дворе, и едят с князем за одним столом — хмельные дружинные пиры были неотъемлемой частью феодального быта. С дружинниками князь «держал совет» обо всех делах — о войне и мире, походах и посольствах, размерах дани и раздачах земель, казнях и помилованиях. Вместе с дружинниками он составлял грамоты-указы, вершил суд по «закону русскому».

В целом же на первых порах дружина представляла собой нечто вроде разбойничьей шайки, несшей в себе, по словам Н.И. Костомарова, зародыш государственности. В последнее время такой взгляд на дружину периода зарождения Древнерусского государства разделяется очень многими отечественными и зарубежными исследователями. Так, в программной статье, посвященной зарождению деспотизма на Руси, В.Б. Корбин и А.Л. Юрганов писали:

«Русскую дружину, как ее рисует «Повесть временных лет», можно представить себе и своеобразной военной общиной, и своеобразным казачьим войском, возглавляемым атаманом. От общины идут отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах (ср. “братчины” в крестьянских общинах), от “казачества” - роль военной добычи как главного источника существования, который функционировал как в прямом, так и в превращенном виде, ибо дань - это и выкуп за несостоявшийся поход».

Дружина делилась на несколько частей. Вершила государственные дела и вместе с князем управляла землей «старшая» дружина, в которую входили «великие бояре», владевшие богатыми землями, многочисленной челядью, роскошными хоромами, а часто имевшие и свои военные отряды.

А «руками» князя была энергичная «молодшая» дружина. Младшие дружинники на деле реализовали то, что «уставлялось» князем и боярами, замышлялось на пирах и долгих «свещаниях», — собирали дань, управляли княжеским хозяйством, охраняли покой правителя, живя на княжеском подворье, а во время войн составляли ударную силу княжеского войска.

И наконец, еще одну, непостоянную группу дружины составляли набиравшиеся во время войн и походов воины «от сохи» — крестьяне, ремесленники.

По мере того как все новые и новые земли «становились под руку» киевского князя, дружина пополнялась за счет местной племенной знати, быстро воспринимавшей киевские феодальные порядки.

Дружина верно служила князю и для угнетения трудовых масс. Основной формой эксплуатации зависимого люда в те времена был сбор дани. Большую часть зимы князь и дружина проводили в «полюдье» — ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города Европы и Азии. На вырученные деньги покупали оружие, дорогие ткани, драгоценные украшения, восточные пряности, редкие диковины и спешили в Киев — порадовать князя, бояр, княгиню да боярынь.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что первыми основными налогами были дань и оброк. Собирание налогов князями по большой части, были отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов, и могли объехать подвластные земли для сбора налога. Налог собирался не только в форме денежных средств, но и в виде продуктов, мехов, серебра и других товаров

studfiles.net

дань - это... Что такое дань?

  • дань — дань, и …   Русский орфографический словарь

  • дань — дань/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… …   Энциклопедический словарь

  • ДАНЬ — ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… …   Толковый словарь Ушакова

  • Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… …   Политология. Словарь.

  • ДАНЬ — ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде …   Толковый словарь Ожегова

  • дань — См …   Словарь синонимов

  • ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань ( выход ) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАНЬ — одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной …   Юридическая энциклопедия

  • ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды …   Юридический словарь

  • popular.academic.ru

    Дань - это... Что такое Дань?

  • дань — дань, и …   Русский орфографический словарь

  • дань — дань/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… …   Энциклопедический словарь

  • ДАНЬ — ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… …   Толковый словарь Ушакова

  • Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… …   Политология. Словарь.

  • ДАНЬ — ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде …   Толковый словарь Ожегова

  • дань — См …   Словарь синонимов

  • ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань ( выход ) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАНЬ — одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной …   Юридическая энциклопедия

  • ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды …   Юридический словарь

  • orthodox_enc.academic.ru

    Подати в Древней Руси. Дань, полюдье, повоз

    Образование 19 октября 2017

    Система налогообложения Древней Руси была достаточно сложной и разделялась на три вида доходов: судебные, торговые и податные.

    повоз это

    Податные доходы

    Подати (дань, истужница, полюдье, урок или оброк, вено, почестье и повоз) - это денежные налоги, взимаемые с зависимого населения России до середины XIX века. Социальные группы, платившие этот вид налогов, назывались податным населением. С середины XIX века подати были заменены другими видами налогов и взимались уже со всего населения России.

    Сбор податей осуществлялся в соответствии с принципами, которые обеспечивали возможность прогнозировать, какую сумму принесет та или иная область. Это свидетельствует о том, что княжеские налоги были утверждены законом и взимались по определенным правилам, что характеризует уровень развития тогдашнего общества как высокий.

    Если на начальном этапе развития налоговой системы подати платились всеми плательщиками одинаково, например, дань и полюдье, то со временем они начали взиматься с доходов и имущества - это повоз, оброк и другие.

    Налоговая система, основанная на сборе налогов с дохода или капитала, говорит о существовании в государстве кадастровой системы, содержащей информацию о доходах населения. В противном случае правительство не смогло бы строить количественные прогнозы своих доходов.

    повоз это в древней руси

    Виды податей

    • Дань - изначально собиралась со двора (с дыма). Позднее взималась с "живота" или "промысла".
    • Полюдье - изначально было подарком князю при его объезде областей. Позже приняло форму дани, что позволило заранее определять ее размер.
    • Истужница - податный налог, о котором в летописях нашлось только одно упоминание, из которого можно заключить, что его размер определялся князем заранее.
    • Урок или оброк - виды повинностей и пошлин, которые переводились на землю и брались деньгами или товаром вместо того, чтобы отбывать какую-то повинность. Назначались сразу на всю область, а общины делали раскладку по участкам земли.
    • Почестье - дар, который прилагался к оброку. Его размер также определялся заранее.
    • Вено - пошлина в казну от браков. Ее платили семьи жениха и невесты.
    • Повоз - это в Древней Руси повинность, а не подать. Жители уездов должны были доставлять подводы и проводников для нужд государства. Эту повинность можно было отдать деньгами и она постепенно стала податью. Поначалу название это - “повоз”, сохранялось, а после подать стала именоваться “ямскими деньгами”. Когда образовался класс ямщиков, государство на собранные деньги строило для них слободы у больших дорог.
    Источник: fb.ru

    Комментарии

    Идёт загрузка...

    Похожие материалы

    Вира в древней Руси - это штраф за убийство или увечьеОбразование Вира в древней Руси - это штраф за убийство или увечье

    Вира в древней Руси – это денежный штраф за убитого или покалеченного человека, предусмотренный княжеской властью для того, чтобы заменить кровную месть взносом в казну. Впервые новое постановление было официаль...

    Кормление на Руси - это... Система кормления в Древней РусиОбразование Кормление на Руси - это... Система кормления в Древней Руси

    Государственное устройство Древней Руси имело в своем подчинении особый институт, который строился на системе местного самоуправления. Эта структура создавалась аналогично западноевропейской fief-office – админи...

    Десятина - это... Десятина в Древней РусиОбразование Десятина - это... Десятина в Древней Руси

    Десятина выступала мерой участка земли, имеющего форму прямоугольного параллелограмма с двумя вариантами его сторон:80 и 30 саженей - «тридцатка»;60 и 40 саженей - «сороковка&raq...

    Посадники - это руководители города в Древней РусиОбразование Посадники - это руководители города в Древней Руси

    Посадники появляются вместе с государством и городами в древней Руси, их главным предназначением было проведение такой политики во вверенном им городе, которая бы в точности соответствовала интересам великого князя, а...

    Перелог в Древней Руси – это... Определение, история и интересные фактыОбразование Перелог в Древней Руси – это... Определение, история и интересные факты

    Любое развитое цивилизованное государство брало начало из навыков и опыта человека, поставленного в тяжелые условия перед природой. Это касается древних людей, которые смогли своими усилиями достичь невероятных резуль...

    Какими были в Древней Руси боги?Образование Какими были в Древней Руси боги?

    До принятия христианства наши предки, славяне, поклонялись целому пантеону богов. В отдельных местностях они существенно различались. История сохранила более сотни имён, чьи функции вполне определённы и утилитарны. Пр...

    Что такое урок в Древней Руси? Понятие Образование Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

    Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.Киевский князь Игорь РюриковичЧтобы полн...

    Что такое община в Древней Руси?Образование Что такое община в Древней Руси?

    Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.Сельские общ...

    Древние города в Древней Руси: названия, образование и развитиеОбразование Древние города в Древней Руси: названия, образование и развитие

    Обычно историю Восточной Европы, которую населяли славяне, начинают изучать с основания Киевской Руси. Согласно официальной теории, это первое государство в этих землях, о котором знали в мире, с ним считались, а прав...

    Особый культ книги в Древней Руси и других государствах мираОбразование Особый культ книги в Древней Руси и других государствах мира

    Книги, появившись в культурной жизни человека, несомненно, стали играть ключевую роль в процессе развития мировой цивилизации. С изобретением книгопечатания их сфера использования значительно расширилась. Современному...

    monateka.com

    это сборщик дани в Древней Руси :: SYL.ru

    В 30-х годах XIII века земли древней Руси окончательно пали под натиском полчищ кочевников. «Злые татаровья» пришли на славянские земли под предводительством хана Батыя, оставив после себя разрушенные города и села, поля, заросшие сорняками, непогребенные останки людей, боровшихся за свою свободу. Князья русских земель осознавали опасность нашествия, но не сумели объединить свои силы и были разбиты поодиночке.

    В это время в русском языке появляется слово «баскак». Определение по истории этого термина и предлагается в данной статье.

    Монгольское управление

    Монгольское ханство не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ярлык на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. В течение первой сотни лет ни один из князей – ни местный, ни великий, не имел права княжения без ярлыка. При любой смене хана князь были вынуждены вновь испрашивать ярлык.

    Все споры между местными жителями решал суд дароги, поставленного ханом на русские земли. Дарога – это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При дарогах сразу же обустраивали ямынь – так назывались канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. Там получались приказы и повеления хана и велся контроль над исполнением его указов. Для того чтобы гонцы бесперебойно доставляли приказы, были созданы прообразы почтовых ведомств, так называемых ям. Кроме содержания лошадей, ямским распорядителям предписывалось контролировать участки дорог и просматривать пропуска проезжих.

    Сборщики дани

    При ханской канцелярии существовала должность особого уполномоченного по финансовым вопросам. Баскак - это в Древней Руси человек, занимающий такую должность и собирающий подать с определенного участка захваченной земли. Значение этого термина в русском языке означает "угнетатель", "притеснитель". Баскак – это в Древней Руси мытарь, сборщик податей, которого сопровождало множество чиновников, составляющих его свиту. Первой их обязанностью была перепись всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста. После этого были озвучены и наложены подати на каждого трудоспособного мужчину. На татарском языке подать – это ясак. Татарское слово на четыре столетия вошло в лексикон русского населения. Баскак –это сборщик податей со всех пашен и лесов, рыболовных озер и прудов, рудников и садов. Единственным освобожденным от податей сословием были священнослужители.

    Виды дани на Руси

    Ясак, налагаемый на русские земли, был велик, и выплачивать его было тяжело. Кроме десятинной подати, которую выплачивали вообще во всех доходов, получаемых хозяйствами, существовало множество мелких даней, которые тяжким бременем ложились на русский народ. На промысел или специальность налагался дополнительный ясак, также требовалось полное обеспечение ханских гонцов, осуществлявших связь золотоордынского улуса с покоренной Русью. Дань, собираемая с торговых операций, выделялась в отдельный вид податей, который получил название тамга. Таким сбором также занимался баскак. Это слово дало начало русскому термину «таможня». Общее название всех податей - «царская дань» или «ордынский выход».

    Содержание ханских чиновников, постоянное одаривание различными подношениями было обязательным. Баскак – это показатель лояльности покоренного народа к завоевателям. Если ханский чиновник уезжал с русских земель недовольным, территорию ждала страшная кара. Организовывался отряд для набега на земли, в результате которого разорялись города и села, а жителей убивали или уводили в рабство.

    Как собирался ясак?

    Дань собиралась или самим надсмотрщиков, или его свитой. При сборе ясака применялись обычные для монгольского народа тяжелые телесные наказания. Отряды вооруженных ордынцев сопровождали баскака повсюду, и по первому его велению готовы были жечь, рубить и топтать непокорных и недовольных. Никому никакого отчета сборщики не давали и постоянно злоупотребляли своими полномочиями, обирая народ до нитки.

    Спасаясь от притеснителей, народ скрывался в болотах и лесных чащах. Тех, кого находили, могли запороть насмерть, отнять детей или жен, самого угнать в рабство. За покаранием виновных следил сам баскак. Это показательное унижение должно было на корню уничтожить идею восстания или бунта против завоевателей.

    Бухарские купцы

    В дальнейшем право собирать дань с захваченных земель могло быть передано особым распоряжением хана ордынским купцам и торговцам. За право собирать дань азиатские купцы и торговцы платили выкуп хану, после чего приезжали на Русь с вооруженными отрядами своих прислужников и собирали ясак уже в свой карман. Естественно, для русских жителей бремя выкупа оставалось прежним.

    Переносное значение слова

    В русской литературе до начала 20 века все еще употреблялся термин «баскак». Это определение для грубого, жестокого и жадного человека. В настоящее время слово практически выпало из оборота и в современном русском языке не используется.

    www.syl.ru