Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Появление славян. Происхождение славян (стр. 1 из 2)

Появление славянского народа. Появление славян


Откуда появились славяне | Русская семерка

Происхождение славян

Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

russian7.ru

Откуда появились славяне | Русская семерка

«Патриотическая» версия

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

russian7.ru

Происхождение славян

Содержание:

1. Введение 3

2. Происхождение славян 4

3. Религия древних славян 8

4. Социальный строй 10

5. Культура славян 12

6. Список литературы 16

Введение

“История исследований происхождения и религии славян – это история разочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и у него были основания заявить это. Можно сказать, что от культуры славян не осталось ничего, так как почти все было уничтожено христианством. 70 лет назад Ватрослав Ягич, один из творцов исторической и лингвистической славистики, говорил, что согласился бы отдать всю накопившуюся научную литературу по данному вопросу за несколько древних текстов славянской культуры. С тех пор крупных находок подобных текстов не отмечалось, хотя археология добилась успехов, обнаружив и исследовав ряд неизвестных ранее древнеславянских поселений и культовых сооружений.

Происхождение славян

“- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода,

о законах, Сварогом данных!

- Ничего не скрою, что ведаю...”

“И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем.

скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей - Кия, Щека и Хорива младшего.

Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - Русь”

Песни птицы Гамаюн

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Рыбаков в своей книге "Мир истории" пишет, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, балтийские ("литовско-латышские"), романские, греческие, индийские ("арийские") и др., раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще Индостан.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена представляли из себя единое целое. Летописец " Повести временных лет" в начале своего труда писал:"... Был один народ славянский" ("Бе един язык словенск"). Проблему составляет не только определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении. По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Приднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу. Лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною. Дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги. Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане, на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Религия древних славян

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун —бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры

В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися росичи в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства. Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали перед собиранием хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славим Коляду, бога торжеств и мира.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Социальный строй

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию.

Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Культура славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

mirznanii.com

Происхождение славян. Краткий очерк

Вопрос происхождения славян является достаточно спорным и на сегодняшний день существует большое количество теорий, которые  с различных точек зрения подходят к изучению данного вопроса. Большинство историков сходится во мнении, что поиск предков славян следует искать во втором тысячелетии до нашей эры. Именно тогда произошло зарождение племени славян, которые проживали на территории, небольшой по размеру, в районе Вислы. В дальнейшем славяне осваивали все новые и новые земли,  переселяясь западнее, и, в конечном итоге, достигли реки Одер. В учебниках часто можно встретить предположение, что переселение наших предков продолжилось бы дальше на запад, но через Одер их не пустили предки современных немцев. Одновременно славяне мигрировали и на восток. Абсолютно доказанным фактом является тот, что они достигли берегов Днепра. 

По мнению В. Седова, первые исторические и географические сведения о древних славянах содержатся в трудах греко-римских авторов, писавших в начале I тыс. н. э. Многими историческими источниками зафиксировано название древних славян - венеды (венеты). Об этом, в частности, читаем у историка VI в. - Иордана. Однако, сами слаявне себя так не именовали. Данный этноним употребляется по отношению к ним только иностранными авторами. 

Согласно "Повести временных лет", родиной древних славян, да и в целом всего человечества была Передняя Азия. Следуя летописи, историю славян начинают с вавилонского столпотворения, когда они выделились из 72 народов, рассеяных в разных направлениях.

 

 

 

Житие восточных славян. Худ. С. В. Иванов, 1909 г. Местонахождение неизвестно

 

Житие восточных славян. Худ. С. В. Иванов, 1909 г. Местонахождение картины неизвестно 

 

 

Говоря о древних славянах, различают с известной долей условности исторических границ протославян (наиболее отдалённые предки) и праславян (ближайшие предки). Но дело не только в размытости временных границ. Размыты и языковые, и этнические границы. В этой связи возникает принципиальный вопрос: кого относить к предкам славян? Дело в том, что славяне, как, впрочем, в большинстве своём и другие народы, в процессе этно-территориальной локализации сформировались из многих племён и народов.

Иногда высказывается мысль о том, что изначально предки славян проживали на некоторой небольшой территории, с которой и расселились по необъятным просторам планеты. Несогласие с этой позицией было высказано ещё академиком Б. А. Рыбаковым и поддержано другими авторами. При этом была сформулирована другая, более продуктивная позиция, которая выражается в следующем: никакой «маленькой» прародины славян не существовало, да и не могло существовать согласно закономерностям и особенностям длительного этногенеза больших «массивов». Уже на заре своей истории предки славян представляли собой многочисленные родственные индоевропейские племена, населявшие обширные территории от Средиземного и Чёрного морей на юге до Балтики и Белого моря на севере, от северной Италии и бассейна Эльбы (Лабы) на западе до Малой Азии и бассейна Волги на востоке. И называли они себя своими племенными названиями. Поэтому у их предков на некотором историческом этапе, возможно, и не было единого собирательного названия, обозначавшего всю совокупность протославянских народов, а было несколько собирательных названий, имеющих диалектные различия. Более того, предками славян могли быть представители различных индоевропейских и не индоевропейских этнических групп. Те же прото- и праславянские народы приняли участие в территориальной локализации различных индоевропейских народов. Примеров тому множество. Например, кривичи участвовали в этногенезе славян на территории современной Белоруссии, России, стран Балтии и даже... на северо-западе Индии. Подобным образом обстоит дело с полянами, северянами и другими русско-венетскими народами, принявшими участие в становлении различных ветвей нынешнего славянского мира.

Древние славяне селились в городищах (аналог современного города). Городища выстраивались с большой оглядкой на безопасность, поскольку в любой момент можно было ожидать нашествия кочевников. Именно поэтому такие селения располагались на возвышенностях - на высоких холмах, в устьях рек. Городища строились близ рек и озер, что обеспечивало население пресной водой, которая также использовалась и для орошения пахотных земель. Род (семья) в городищах проживали в избах. Избы были достаточно примитивны и служили, главным образом, для защиты от природынх явлений (дождя, снега и ветра). В самой избе не было ни перегородок, ни разбивки на комнаты. В ней находился только очаг. Многие из таких изб представляли собой землянки, которые углублялись на  1,5 метров, что позволяло лучше удерживать тепло в зимнее время. 

 

 

Реконструированное городище древних славян

 

Реконструированное городище древних славян 

 

В Средней Европе примерно за 1700 лет до н.э. из числа родственных правенетских племён начала формироваться единая этническая и культурно-хозяйственная среда. Этап её развития, продолжавшийся примерно с XIII по IV век до н. э., получил наименование лужицкой археологической культуры позднего бронзового и раннего железного веков. Название восходит к славянской области Лужица - Лаузиц на территории Германии). Полабские славяне освоили земли от реки Одры (немецкое название - «Одер») до Лабы (по-немецки - «Эльбы») и её притока Заале. Раскопаны городища, селища, могильники с трупосожжениями. Основу хозяйства лужичан составляли земледелие и скотоводство.

 

 

Макет крепости лужицких славян. Шпревальд, Германия

 

Макет крепости лужицких славян. Шпревальд, Германия 

 

 

Древние славяне занимались в основном земледелием и скотоводством. Скот использовался для работы, а также для пропитания жителей племени. В возделываемых культурах преобладали зерновые, излишки которых затем продавались. Древние славяне имели разветвленную сеть торговых путей и торговали с  окрестными оседлыми племенами. Именно в развитии этих торговых отношений и кроются основные предпосылки быстрого развития славянской цивилизации. Экономические связи позволяли обеспечивать население, в частности,  совершенным оружием, а также различными предметами, необходимыми в повседневной жизни, - тканями, посудой и прочей утварью. 

 

 

 

 

 

 

www.historicus.ru

Древнейшая история славян | Гипотезы и факты

«Положим и мы свой камень к общему основанию истории Славян-Руссов», писал Егор Иванович Классен (1795-1862), российский дворянин, по происхождению немец, русский подданный с 1836 года.

В 1854 – 1861 годах в Москве Классен выпустил три тома очерков «Новые материалы для древнейшей истории славян и славяно-руссов дорюриковского времени».

«Даже древние израильтяне признавали руссов как прародителей греков» — писал Егор Иванович Классен. Его очерки основаны на многочисленных фактах и что самое главное излагают методологию дальнейшего изучения русской истории.

За прошедшие 150 лет были сделаны многочисленные исторические открытия, которые подтвердили, дополнили и упрочили исторический взгляд Классена. Краткую хронологию исторических фактов древней славяно-русской истории на основе сегодняшних знаний мы вам и предлагаем.

В Конце Вечности и начале Времен, много миллиардов лет тому назад, Вселенная возникла со взрыва очень плотного атома. Взрыв этот дал огромную энергию. И сказал Сварог: «Да будет свет!». И стал свет.

Наша Солнечная Система начала существование около пяти миллиардов лет назад. Сначала образовалось облако газов и паров. Под давлением наружных частиц это облако начало сжиматься и вращаться. Сначала образовались кольца из пыли и газов, потом кольца стали превращаться в комки жидкой массы, все увеличивавшейся. Так образовалось Солнце и планеты. И сказал Сварог: «Да будет твердь!».

Земля наша сначала была комком расплавленной жидкой массы. Потом эта масса стала остывать. Долгое время поверхность Земли оставалась такой горячей, что вся вода сразу же из нее испарялась. По мере того, как поверхность Земли остывала, вода стала собираться в более низких частях поверхности. И сказал Сварог: «И да явится суша и океаны!»

Пока вода на поверхности Земли была еще теплой, хотя уже не кипящей, в ней образовались микроскопические живые клетки. Постепенно из них образовались водоросли, со временем вышедшие на сушу. И сказал Сварог: «Да произрастут трава и деревья, и да умножатся они!»

Остывшая Земля была окружена густым слоем паров и только по мере того, как растительность на Земле стала поглощать корнями углерод, а листья выделять кислород, образовалась ясная прозрачная атмосфера, и стали видны светила небесные. И сказал Сварог: «И да будут светила освещать Землю!»

Первые живые существа жили в воде и прошли миллионы лет до того, как они выбрались на сушу; некоторые из них научились летать. И сказал Сварог: «Да произведет вода пресмыкающихся, и птицы полетят над Землею!»

Проходили миллионы лет, и на Земле развивалась жизнь. Появились животные. Некоторые из них эволюционировали, а некоторые наоборот деградировали, но, благодаря смягчению окружающей среды и естественному отбору, многие дегенераты выжили.

Около миллиона лет тому назад на месте Арктики существовала Гиперборейская платформа – огромный материк. Климат Гипербореи напоминал сегодняшний средиземноморский. Это доказано многочисленными находками окаменелостей растений и животных, которые в наши дни не смогли бы жить за полярным кругом. Одновременно это говорит о том, что в те времена ближе к экватору климат был более жарким, чем сегодня, и любая жизнь там на суше была невозможна, что опровергает все теории об африканском происхождении человека. Единственной проблемой Гипербореи была полярная ночь, но, по сути, это была не очень холодная зима, где температура никогда не опускалась ниже минус 20 градусов по Цельсию.

Самые древние на Земле растения и животные – это те, которые способны переносить зиму. Медведь, впадающий зимой в спячку, древнее динозавра. Он и пережил динозавра благодаря тому, что был приспособлен к зиме.

Потомки самых древних растений – это северные ели и сосны. В Гиперборее произрастали все растения, которые есть сегодня в средней полосе России. Не с юга двигался животный и растительный мир, а с Севера – на юге было пекло.

Летом же Гиперборея была райским местом, таким же, как сейчас является Лазурный берег Средиземного моря.

Около миллиона лет назад в Гиперборею прибыл дискообразный летающий корабль, с которого сошли Перун и семь девушек.

Косвенно это подтверждает легенда о спрятанных крыльях Перуна, где речь идет об НЛО, прилетевшем с другой планеты или …. из нашего будущего.

От Перуна и этих семи дев и пошел род человеческий. Что касается нашего «происхождения» от шимпанзе в результате эволюции, то это предрассудок 19 века, кочующий из учебника в учебник.

Шимпанзе – это не наш предок, а ,скорее, наш потомок-дебил, возникший в результате мутации и чудом уцелевший в результате естественного отбора. Дарвинистам до сих пор не достает одного звена между нами и шимпанзе. Но оно есть – олигофрен.

Наши предки (а, может, потомки?), жившие в Гиперборее, обладали поразительными способностями, присущими только богам или очень развитым представителям последующего человечества.

Они умели не стареть и умели восстанавливать себя, даже если в результате несчастного случая от них оставалась горстка пепла. Также они умели усилием воли становиться невидимыми и перемещаться в пространстве.

Дети Перуна унаследовали многие способности отца, но, судя по древним легендам, эти способности не всегда использовались во благо.

И тогда Перун решил создать упрощенный вариант людей с ограниченной способностью запоминать и ограниченным сроком физической жизни.

Так появился современный Человек. Через какое-то время численность Гипербореи выросла, и, чтобы упорядочить условия жизни, было создано государство Атлантида со столицей Олимп, где жили Перун и другие боги.

Столица Атлантиды – город Олимп, состояла из кольцеобразных каналов, окружавших центральную часть, в которой посреди огромного парка на возвышении находился похожий на ступенчатую пирамиду храм-дворец, где жил бессмертный полубог-получеловек Перун (Уран) и его дети – младшие боги. Люди жили за чертой храма-дворца.

В городе Олимп был центральный Парк – Эдем, где жили искусственно выведенные обезьяны «эдемы» («адамы»), созданные для развлечения посетителей парка. От них в последствии произошли шимпанзе и неандертальцы.

9000 лет до н.э. в результате необъяснимого явления Олимп исчез, наступила ядерная зима и ледниковый период.

Многие народы помнят предания о своей прародине, находившейся на Крайнем Севере, в районе современной Арктики. Древние греки называли эти земли Гипербореей, что означает «Самые дальние на севере». Германские народы знали их под именем Туле.

Древняя Арктика-Гиперборея-Туле (Атлантида) не исчезла. Иногда она необъяснимым способом появляется вновь. В 1805 году русский купец Яков Санников смотря с острова Котельного на север наблюдал высокие горы неведомой земли.

Платон, имевший ограниченные географические познания, по ошибке «разместил» Атлантиду в Атлантическом океане, но он правильно назвал ее «колыбелью человечества» и написал в «Критии» о лесах Атлантиды, о гигантских животных, живших там и о том, что все растения на земле произошли от растений росших в Атлантиде.

В конце 19 века н.э. были обнаружены золотые монеты атлантов – в Центральной Америке, Египте и Тибете. На этих монетах руническими письменами сделана надпись: «Числобог, сын Перуна (Урана)». Числобог – повелитель времени имел аналоги в египетской – бог Тот и в греческой религиях – Хронос, упоминавшийся позднее как «предводитель титанов».

В 1595 году н.э. сын Герарда Меркатора издал карту Арктиды (Атлантиды) в центральной части которой, окруженной внутренним морем изображен город Олимп.

Еще во времена существования Атлантиды атланты создали Семиречье – государство, центр которого находился на землях южно-уральских. Семиречье занимало земли от Урала до Кавказа, от Дуная до Китая. Позже Семиречье было названо Русколань.

В науке сейчас господствует теория Луиса (Соломона) Лики, нашедшего в 1974 году в центральной Африке останки «Евы» — Люси, якобы, первой «праматери» человека, жившего якобы 3 миллиона лет назад, от которой якобы произошло человечество. Найдено было всего несколько косточек и несколько осколков черепа. Радиоуглеродная датировка находки ошибочна – под воздействием радиоактивности содержание радиоуглерода способно меняться. Возникает погрешность в сотни тысяч и миллионы лет.

На самом деле заселение Земли человеком шло из Семиречья. Пути этого заселения нетрудно проследить. Первоначально оно шло по низинам и берегам не выше 200 метров, позже стали преодолеваться небольшие горы и незначительные водные преграды.

Что же касается теории Луиса (Соломона) Лики, то ее несостоятельность доказывает и тот факт, что до оледенения климат в Африке был столь жарким, что жить человеку там 3 миллиона лет назад было просто невозможно.

Поскольку заселение Земли человеком длилось сотни тысяч лет, то в результате микромутаций, естественного отбора, климатического воздействия, появления замкнутых общин, где прогрессировали новые генетические признаки образовались новые расы. Но в то же время генетические изменения произошедшие за сотни тысяч лет не превышают одного процента, что доказывает возможность браков между представителями разных расс.

А как же обезьяны? Это частично потомки эдемов (адамов) выселенных из Атлантиды, частично деградировавшие потомки человека.

После гибели Атлантиды наибольшая часть знаний атлантов досталась жрецу Арию (Яруне), который 8 000 лет до н.э. основал город Аркаим, находящийся ныне южнее города Магнитогорска на территории Челябинской области.

Здесь обосновывались все главные роды атлантов. В ту эпоху ледник ушел из Европы, и жрецы Аркаима направили на запад Сканда Арийского, впоследствии обследованную им землю назвали Скандинавией.

В то же время на восток была отправлена другая экспециция под руководством Аясы Арийского. По ледяному мосту он прошел из Сибири на Аляску и основывая небольшие поселения двигался дальше. Он умер в Северной Америке, и его захоронение было обнаружено в штате Арканзас. Дети Аяса достигли Южной Америки, где впоследствии возникла новая цивилизация.

Жрецы Аркаима владели тайной выплавки железа и получения чистого нержавеющего железа.

6000 лет до н.э. Аркаим стал столицей славяно-арийского государства Рассения, включавшего в себя Сибирь и Урал.

5000 лет до н.э. из Рассении в Китай начали поставлять нефрит.

5000 лет до н.э. жрец из Аркаима Армер основал первые города в Шумере.

3500 лет до н.э. арии-рассены основали город Ар (Ур) в Месопотамии.

3500 лет до н.э. рассены создали морское княжество Лемурия, занимавшее территорию современного Крыма, а так же сушу, находившуюся на месте северо-западной части Черного моря и на месте Азовского моря.

Столицей Лемурии стал город Сурож. На месте современного Керченского пролива стояли горы под которыми протекала река Дон.

В Лемурии строились большие морские суда, отсюда отправлялись многие торговые и исследовательские экспедиции.

Лемурия была первым античным торговым центром. Правил в Лемурии легендарный царь Берендей (Бер-медведь, Дей-чародей). У царя был сын Ивант. В Суроже жил легендарный сказатель Боян.

В Суроже (по-турецки – Судак) рядом с крепостной горой находилась гора Сварож, где были храмы Триглава и Лады.

В подземном канале на месте Керченского пролива, где протекал Дон (у греков Стикс) стоял храм Вия (Аида), где горел жертвенный огонь и хранились урны с прахом умерших. Храмом Вия руководил жрец Кощей, которому помогала жрица Марена.

Сын Берендея Ивант влюбился в Марену, но Кощей не хотел ее отпускать. Тогда Ивант приковал Кощея цепями к огромному каменному яйцу и бежал с Мареной. Через наделю Кощея нашли и дали прозвище Живучий, превратившееся в последствии в «бессмертный».

Около 3200 года до н.э. произошло страшное землетрясение, в результате которого часть Лемурии ушла под воду. Осталась только ее центральная часть – Таврия (Крым). Лемурия известна так же как Поморское царство и страна Герсипед.

В 3150 году до н.э. из Аркаима в устье Нила прибыл волхв-князь Коляда (Нормер), известный под именем первого фараона Минеса. Его называли: «Тот, который принес знание». За ним сохранилось прозвище «Тот». Вместе с Колядой-Нормером прибыл и воин Свято-Гор.

Святогор поразил копьем огромного крокодила. До сих пор в Египте сохранились древние барельефы, где Святогор, сидящий на коне поражает копьем крокодила.

Коляда (Нормер – Тот) женился на местной девушке Ра (Рассвет). Кстати в древности Волга называлась река Ра.

У Коляды родилось четверо детей – Осирис, Сет, Исида и Нафтида. Позже он объединил разрозненные племена Нижнего и Верхнего Египта.

Святогор вернулся в Аркаим, откуда отправился на Север, первый пройдя путь названный позже: путь из «варяг в греки». Гробница Святогора находится на Кольском полуострове.

Проблема, которая долгое время волновала славяноведов – египтологов: почему, имея удобный рунический алфавит, египтяне пользовались иероглифами имеет простой ответ – по то же причине, по которой японцы до сих пор не перешли на звуковой алфавит.

У многих народов буква «а» и другие сказанные с разной продолжительностью могут означать три разных слова. Отсуда возникает необходимость цифрового (иероглифического или клинописного) письма, где каждое слово записывается самостоятельным знаком. «Цифровым» это письмо называется потому, что каждое слово, записанное иероглифом или клинописью может быть записано цифрой. Более простой пример цифрового письма – слоговое письмо, где требуется меньшее количество знаков, обозначающих не слова, а слоги.

Кстати, руны сохранились в Египте в виде карт Таро и использовались жрецами в гадательных целях.

3000 лет до н.э. недалеко от нынешнего Оренбурга были созданы каргалинские копии, где возник крупнейший центр метталургии древности.

3000 лет до н.э. на Крите создается рассенская колония.

2650 лет до н.э. в Египте, под руководством рассенских волхвов-ученых начинается строительство пирамид.

Аркаим в переводе на современный русский язык значит «медведь-град», «арка» — медведь. Расположенная рядом Медведь-гора считалась священной, как и проживавшие на ней медведи.

Недалеко на Южном Урале есть и другая священная гора – Иремель (Арийская гора) с которой стекает Белая река. Места эти называются Ильменские горы.

В 2400-х годах до н.э. в Аркаиме правил царь Богумир. Жену Богумира звали Славна. У них было трое сыновей – Славен, Рус и Скиф и три дочери Древа, Полева и Крива.

Верховным жрецом Аркаима в те годы был Ильм Сварожский (старец Ильмер).

Царь Богумир разделил народ на сословия: жрецов, воинов, ремесленников, земледельцев. Основал Вече, выбиравшее царя (князя), что бы предупредить возможные междоусобицы между своими детьми.

При Богумире через Алтай был проложен путь в край ильменьский (иньский), т.е. Китай. И далее через Гималаи в Вендию, т.е. Индию.

2450 лет до н.э. большая часть рассенов покинула Аркаим и во главе со старцем Ильмером двинулась на запад. На берегу нынешнего Ильмень-озера старец Ильмер поставил свой скит, где и поселился. Часть же воинов, во главе с князем Одином пошла дальше и освоила Скандинавские земли. Впоследствии Один (Водан, Нептун, Царь морской) был обожествлен своими сподвижниками. По приказу Одина был возведен Стоунхендж.

К старцу же Ильмеру из Аркаима пришли князь Словен, Рус и Скиф. Словен и Скиф пошли с войском к Черному морю, где основали город Хорсунь и восстановили Сурож. Скиф основал Скифию Великую, впоследствии простиравшуюся от Днепра до Китая, а Словен и Рус вернулись на север и основали город Словенск (впоследствии – Великий Новгород) в 2395 году до н.э. В честь сына Словена Волхва была названа река Волхов. Страна же была названа Словенией.

Почему столица Рассении была перенесена из Аркаима в Словенск? Ответ в географической карте. Столица государства должна была находится на речном пути прямо связанном с океаном. Два пути в океан, которые вели из Аркаима, имели сухопутные преграды. Первый: Урал — Каспийский – Волга – Беловежская земля – Дон – Азовское – Черное – Эгейское – Средиземное моря. Второй: Урал – Каспий – Волга – Торопецкая земля – Ловать – Ильмень озеро – Волхов – Ладога – Нева – Балтийское море.Нужна была столица, стоящая на прямом речном пути от Балтийского до Черного моря.Ильмень-озеро было идеальным речным портом.

Рус основал город Русса и освоил земли на берегу Балтийского моря – Порусье (Пруссия), Скиф основал город Скифа (Севастополь) и воздвиг на берегу реки Буши, впадающей в Днепр храм Триглава, где сохранился барельеф, изображающий царя Богумира. Могила Скифа (Скилуга) была обнаружена в мавзолее царей скифских.

Сын Скифа Венед продолжил движение на запад и северо-запад. Земли освоенные им названы были Венедией. У Венеда был сын – Германт.

Волх Славеньевич родился в Словенске в 2370 году до н.э. Рос крепким мальчиком, стремился к знаниям, учился у старца Ильмера. Владел древней ведической техникой трансформации, телепатии, умением влиять на толпы врагов и способностью воздействовать на погодные условия. Волх Славеньевич, был последним человеком, который знал как прочесть зашифрованную часть Книги Ария, где содержались научные знания атлантов, законы природы и ее взаимодействия с человеком, еще не открытые современной наукой.

У Волха Славеньевича было две жены, одна из рассенского рода, другая из иноземного.

Волх Славеньевич не пожелал стать князем, а стал волхвом. Князей же в Словенске, так же как и в Аркаиме, избирало Вече. История донесла до нас имена первых после Славена князей Славении: Кий, Славер, Верен, Срежень, Светояр.

Похоронили Волха Славеньевича в кургане на берегу Ильмень-озера у истока реки Волхов и поставили на кургане идол Триглава. Со временем курган размыло и не его месте образовалось озеро. Место то названо Перынь и рядом с ним в 9 в.н.э. поставили Перынь-скит.

У Волха было два сын – Рудоток и Алан. Рудоток (Родволод) дошел до Британии и был похоронен там. В честь его была названа река Рудон (Западная Двина). В честь Алана были названы Аланские горы (Валдайская возвышенность).

Балтийское море в то время называлось Скифским, позже Сарматским и Варяжским. Балтийским оно было названо в честь священного камня Алатырь (алтарь) на острове Рюген, рядом с которым по преданью приземлился Сварог, прилетевший с Красной планеты.

Сын князя Светояра – Сморода, известный так же как князь Моска, основал в 2260 году до н.э. город Москва.

Следующими князьями Словенска были Избор – основавший Изборск, Выбор – основавший Выборг и Святовид, основавший поселения на землях Свитьодских (Шведских).

Потомки князя Венеда назвали его именем торговый город основанный в устье Одера. Были освоены поморские земли (Померания) и основаны города Старгород (Штаргард) и Драждене (Дрезден), а так же Медведь-град (Берлин), «Бер» — медведь.

gifakt.ru

Появление славянского народа

Однажды какой-то путешественник спросил черногорцев: «Вас так мало, а вы осмеливаетесь вести вооруженную борьбу с могущественной Оттоманской империей?» Черногорцы гордо ответили: «Нет, нас не так уж мало, мы - славяне, и вместе с русскими нас более 100 миллионов!»

Славяне! Кто они такие? Что это за «племя», расселившееся на огромных пространствах Европы и Азии - от лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана? Чтобы понять всю сложность вопроса рассмотрим кто же входит в группу славянских народов.

К обширной семье славянских народов в настоящее время принадлежат русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, македонцы и словенцы (В литературе существует разделение всех славян на три крупные группы: на западных, восточных и южных. В основу этого деления положен языковой принцип. К западным славянам из современных народов относят поляков, чехов, словаков и сербов-лужичан; к восточным - русских, украинцев, белорусов; к южным - хорватов, сербов, болгар, словенцев, македонцев). В недавнем прошлом существовали еще так называемые полабские и поморские славяне, обитавшие в бассейнах рек Одера и Эльбы и на побережье Балтийского моря, заключенном между этими реками. Однако в XII-XIV вв. эти славяне подпали под власть немецких феодалов и рыцарей Тевтонского ордена и затем были частью истреблены, частью онемечены.

От полабских славян сохранилась только незначительная группа (немногим более 100 тыс.) лужицких сербов (по-немецки сорбов), проживающих в Дрезденском и Котбусском округах Германской Демократической Республики, а от поморских славян - небольшая группа кашубов, которые вошли в состав польской нации.

В раннем средневековье отдельные племена и группы славян были известны в Греции, Малой Азии и даже в Италии, Сицилии, Северной Африке и далекой Испании, куда они попали в эпоху так называемого великого переселения народов и балканских войн. Византийский император Константин VIII Багрянородный называет два славянских племени - мелингов и езеритов, имевших поселения на склонах горы Пентодактиля (современный Тайгет) в Пелопоннесе. В «Истории Византии» Халконсодиля говорится, что славяне жили на мысе Тенарон в Лаконии. В Монемвасийской хронике, составленной в X-XI вв., отмечается, что «только восточная часть Пелопоннеса от Коринфа и до Малеи оставалась свободной от славянского племени вследствие гористости и непроходимости (местности)». Во франкских хрониках XIII в. Спартанские горы именуются Славянскими. Славянские племена драгувитов, сагудатов, велегизитов, ваюнитов, верзитов, ринхинов и другие жили в Эпире, Фессалии, Македонии. В источниках середины VIII в. упоминаются славянские княжества на островах греческого архипелага: Имбре, Тенедосе, Самофракии.

В хронике византийского историка Феофана под 664 г. помещено сообщение о славянском поселении Скевокобле в Сирии, в Апамейской области. Феофан, историки Кедрен, Зонара (оба XII в.) рассказывают также, как на третьем году царствования Юстиниана II, в 687 г., было побито и взято в плен множество славян на реке Струме, часть пленных затем поселили в Малой Азии между городами Абидосом на западе, Никеей на востоке и Апамейской областью на юге. Впоследствии из этих славян был образован военный отряд численностью 30 тыс. человек. У Феофана, Никифора (IX в.) и Анастасия (IX в.) встречаются указания на ряд переселений славян в Малую Азию в 754 и 762 гг., в область Вифинию (в бассейн реки Артана). Феофан при этом называет и количество переселившихся - 208 тыс. человек. Военные отряды, сформированные из малоазийских славян, неоднократно упоминаются в описаниях войн византийцев с арабами (их выступление на той или иной стороне часто оказывало решающее влияние на исход отдельных сражений и кампаний). Переселение славян в Малую Азию имело место и в последующие годы. Например, известно переселение сербов в Никомедию в 1122 г.

По сведениям арабского писателя Ибн Хаукаля, в городе Палермо в Сицилии в X в. два из пяти городских кварталов были заселены славянами, о чем свидетельствуют их наименования: Сакалибах (Славянский) и Ибн-Сакалиба (Сын славянина). Они были самыми крупными в Палермо, на их территории находилась и морская гавань города. Полагают, что в Сицилию славяне попали из Северной Африки в первой четверти X в. при следующих обстоятельствах. В 924-925 гг. некий Масуд, славянин, командовавший арабским флотом, приплыл к берегам Сицилии и завладел здесь замком св. Агафьи. В 928-929 гг. из Африки в Сицилию прибыл другой славянин, состоявший на арабской службе, Сареб ал-Сакалаба на 30 судах и тоже обосновался в этих краях. В дальнейшем он вместе с сицилийским эмиром Салем ибн Ассадом на протяжении ряда лет грабил и опустошал итальянские области Калабрию, Сардинию и Геную.

В VIII-X вв. славяне слыли храбрыми моряками и охотно принимались арабами на службу во флоте. В составе арабского флота славяне плавали по всему Средиземному морю, высаживались не только в Сицилии, но и в Италии и на Пиренейском полуострове, как это имело, например, место в 768 и 777 гг., когда арабский флот под командованием Абдалла бен Габиба ал-Сакалаби сделал попытку захватить город Барселону на северо-восточном берегу Испании. В IX-XI вв. в Кордовском халифате из славян набирались телохранители и гвардия халифов. При дворе халифа Абдуррахмана III насчитывалось 3350 (по другим данным 3387) славянских пажей и евнухов, на содержание которых ежедневно отпускалось 13 тыс. фунтов различного рода дичи и рыбы. Некоторые из славян занимали в иерархии халифата весьма видные посты военачальников и визирей. Славянская гвардия играла важную роль в междоусобной борьбе в халифате накануне его падения, а отдельные предводители из славян добивались даже власти в ряде городов и провинций страны. В том же Кордовском халифате были известны славяне - блестящие знатоки арабского языка и литературы, подобные некоему Фатине, после смерти которого осталось огромное собрание книг и рукописей, или славянину по имени Габиб, жившему в первой половине XI в. и написавшему любопытное сочинение под весьма характерным названием «Ясные и победоносные доказательства против тех, которые отрицают превосходные качества славян». В этом произведении, по словам испанского историка XIX в. Гаянгоса, ссылавшегося в свою очередь на арабского писателя ал-Макари, содержались различные подробности из истории славян в Кордовском халифате и других арабских странах и образцы их народной поэзии.

Арабский писатель Баладзори (Белазури) упоминает о славянах где-то в районе Северного Кавказа, они, по его словам, были захвачены арабским полководцем Мерваном и в количестве 20 тыс. человек (по другой версии - 20 тыс. семей) поселены в Кахите (Кахетии).

Во всех указанных местах (в Малой Азии, Северной Африке, Сицилии, Испании, Северной Италии) славяне впоследствии растворились среди местного населения, и только в Центральной и Восточной Европе, т. е. на основной территории своего расселения, да на Балканах они удержали позиции, потому что здесь славяне были более многочисленными, проживали компактной массой и составляли первоначально единый народ.

Этот последний факт был хорошо известен древнерусскому летописцу, который в начале своего труда счел нужным отметить: «. . .Был один народ славянский» («Бе един язык словенеск») (Здесь и ниже летописный текст дается по «Повести временных лет», ссылки на отдельные списки летописей приводятся лишь в особо важных случаях и каждый раз оговариваются).

В древних польских и чешских хрониках также говорится о славянском единстве.

Сообщения древних летописей в отношении славянского единства подтверждаются и данными современной науки об их языке (подробнее о словообразовании в славянском языке см. статью "Названия славянских племён, образование слов"). Согласно предположениям ряда лингвистов, общеславянский язык распался 1-1,5 тыс. лет назад. Некоторые соображения относительно изучения истории праславянского языка. - В сб. «Славянское языкознание». М., 1959, стр. 19, 20), а окончательное разделение восточнославянских языков (русского, украинского, белорусского) произошло где-то между XIV- XVI вв. Например, русским словам, в основе которых встречаются звукосочетания оро - город, огород, корова, в польском соответствуют слова grodzic(загораживать), krowa (корова) с звукосочетанием rо, а в чешском - hrad, krdva с звукосочетанием rа; русской корневой частице ре/ри в польском соответствует rze \ rzy (же, жи): море, гриб - morze (може), grzyb (гжыб). Русским звукам дь, ть в польском соответствуют (за небольшим исключением) звуки с, с (ць, чь) и dz (дзь): тетя - ciocia (чёчя), гость - gosс(гошьць), медь - miedz (медзь) и т. д.

В истории славяне считаются сравнительно молодым народом. письменные источники упоминают их под собственным именем, начиная лишь с VI в. Впервые имя славян в форме σχλαβηνος мы встречаем у Псевдо-Цезариуса около 525 г. (В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. - «Вестник древней истории», 1948, № 3, стр. 256. Цезариус умер в 368 г. Одновременно с ним о славянах упоминает его современник Евсевий Палестинский (первая половина IV в. н. э.). Но, как полагают исследователи, приписываемые этим авторам сочинения были написаны значительно позднее, скорее всего, в начале V в). Прокопий Кесарийский, писатель середины VI в., сообщает, что с началом царствования византийского императора Юстиниана I гунны славяне и анты ежегодно совершали набеги на Византийскую империю.

Изучая первые известия о славянах, ученые обратили внимание на один весьма любопытный факт: имя славян у раннесредневековых авторов пишется с согласным к в первом или во втором слоге: склавин, скловен, склав, склавус, сакалаб, сакалиба и т. п. Долгое время указанное обстоятельство объяснялось особенностями европейских и арабского языков (Добавочный звук в в арабском языке, по мнению известного русского арабиста прошлого века А. Я. Гаркави, появился потому, что арабы узнали о славянах впервые через греков-византийцев, от которых усвоили и их произношение (А. Я. Гаркави. Сказание мусульманских писателей о славянах и русских с половины VII в. до конца X в. СПб., 1870, стр. 4). В позднее средневековье и новое время, когда европейские и азиатские народы ближе познакомились со славянами, наименование склавены-склавины уступило место у большинства из них наименованию словене-славины), для которых сочетания, подобные славянскому ел в начальной позиции слова, не свойственны и представляются труднопроизносимыми (ср. средневековое латинское название Силезия и славянские Слеза, Сьленск).

Однако в 30-х годах XX в. в советской исторической науке было высказано предположение о том, что написание скловен\склавин (Следует, однако, заметить, что раннесредневековые источники знают и другую форму наименования славян - с вставным звуком τ, а именно οτλαοβηνοι стлавиной (Климент, X в.) и т. п., что убедительно свидетельствует о случайном характере данного фонетического явления и неправомерности построения на его основании каких-либо этимологических сближений. Косвенно об этом свидетельствует название реки Вислы, в котором также содержится группа ел и которое в раннесредневековых источниках пишется в форме Вискла, Вискула, Вистла и даже Вистула (ср. у Плиния: «Visculus sive Vistla»)), сакалаб\лав является не простым приспособлением исконно славянского термина к артикуляционной базе греческого, латинского и арабского языков, а отражает подлинное произношение этого слова самими славянами в ту эпоху. Иначе говоря, форма на скло\скла есть первичная, а все современные ее разновидности вторичны и возникли в результате стремления осмыслить это наименование на основе славянской лексики. Тем самым подспудно признавалось, что этническое самоназвание славян - заимствованное.

Указанную точку зрения впервые в законченном виде сформулировал в середине 30-х годов академик Н. Я. Марр, который полагал, что «племенные названия славянин и склав происходят от древнего имени скифов - сколоты» (Н. Я. Марр. По поводу русского слова сало. Избранные сочинения, т. 5. Л., 1935, стр. 98, прим. 5)). В последующие годы эта гипотеза, получившая широкое распространение среди советских ученых, была развита в работах Н. С. Державина, А. Д. Удальцова, С. П. Толстова и др. (ср. у А. Д. Удальцова: «Основное ядро славян составили сколоты, видоизменившиеся в склавин» ) (А. Д. Удальцов. Основные вопросы этногенеза славян. - «Советская этнография», VI-VII, 1947, стр. 5). Она имела хождение в научных кругах до начала 50-х годов, когда так называемое новое учение о языке Н. Я. Марра, исходившее из стадиальности развития языков во времени, допускавшее самые невероятные их скрещивания, было раскритиковано и отвергнуто в советской лингвистике. Вместе с тем это отнюдь не сняло с повестки дня вопрос о происхождении и значении этнонима славяне, попытки ответить на который предпринимались с давних времен.

В XVII-XIX вв. имя славян связывали со словами слава, слово и глаголом слути-слыти. Так, например, известный чешский славист И. Добровский производил наименование славян от предполагаемой им гипотетической местности Слави, подобно тому как наименование полян русская летопись производит от слова поле, древлян - от дерево, дреговичей - от дрягва(болото) и т. д. Действительно, на территории, занятой славянскими народами, встречается целый ряд гидронимов, топонимов, содержащих в основе корень слов\слав, как-то: Слава, Славка, Славица, Неславка, Славина, Славута, Словак и др. Только на Украине подобных названий известно более десятка. Но, как показывают история литературы и данные лингвистики, они свидетельствуют лишь о проживании славян в указанных местах и ни о чем больше.

На рубеже XIX-XX вв. известный языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ выдвинул иное предположение о происхождении этнонима славяне и иное его толкование. По мнению этого исследователя, название славяне возникло вначале в среде римлян, захватывавших на восточных границах своего государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на слав - Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т. п. Это окончание римляне превратили в нарицательное название всякого раба вообще (в поздней латыни раб-sclavus), а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих рабов (И. А. Бодуэн де Куртенэ. Славянский язык. - «Энциклопедический словарь». СПб., 1900, стр. 316). От римлян оно было затем усвоено и самими славянами.

Можно было бы пройти мимо этой теории, если бы она не была впоследствии поднята на щит немецкими учеными-националистами, использовавшими ее для принижения роли культуры и значения славянских народов в истории раннесредневековой Европы. Действительно, термин раб в романских языках и слово словене-славяне имеют созвучный корень, но нет никаких оснований для утверждения, что второй из этих терминов произошел от первого. Прежде всего оба слова появляются в источниках одновременно; кроме того, полная форма, связываемая исключительно с названием народа, с самого начала упоминается гораздо чаще (и раньше) краткой, с которой только и возможно сопоставление нарицательного названия. Но главная слабость допущения И. А. Бодуэна де Куртенэ состоит в том, что невозможно объяснить, каким образом чуждый, более того, оскорбительный для себя термин восприняли все славянские народы, в частности восточные, которые ни под прямым, ни даже под косвенным владычеством римлян никогда не находились. И еще одно замечание: сам автор гипотезы исходит из того, что корень слав является исконно славянским («присутствует в именах славян»), следовательно, славянам не было никакой нужды заимствовать это слово у кого-то - оно и без того имело у них самое широкое хождение.

В начале XX в. финский лингвист И. Миккола термин славяне сближал с греческим (дорийским) словом (лаос) - «народ» и кельтским sluagos из древнеирландского sluag (слуаг) «община», считая, что первоначально наименование славяне-словене означало «люди одного племени, сородичи». Эту точку зрения сегодня поддерживают советский языковед С. Б. Бернштейн (Б. Бернштейн. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961, стр. 91) и польский лингвист Ян Отрембский. Последний полагает, что в основе этнонима словене лежит тот же корень *(slou), что и в словах слобода, слуаг и сходных с ними и, следовательно, славяне-словене обозначало «соплеменники», «свои люди», «члены одной территориальной (родовой) общины»(Jan Otrebski. Slowiane. Rozwiazanie odwiecznej zagadki ich nazw. Poznan, 1947, str. 55; он же. Slowene. - «Beitrage zur Namenfor-schungen. Neue Folge», B. I, H. 2. Heidelberg, 1966, S. 175-178).

Другой известный польский лингвист Тадеуш Лер-Сплавинский в слове словене корнем считает slov/slav со значением «влажная страна» (T. Lehr-Splawinski. О prochodzeniu i praojczyznie slowian. Poznan, 1946, S. 79-80).

Советский историк М. И. Артамонов имя славянин производит от слова человек: человек -> словак -> славянин (M. И. Артамонов. Происхождение славян. Л., 1950, стр. 17). Однако форма словак фиксируется в источниках лишь с XV в. и территориально ограничена Северо-Восточным Прикарпатьем. Это подтверждается и формой женского рода словенка и прилагательнымсловенский вместо словачка, словацкий.

Интересную мысль высказал в конце 50-х годов академик Б. А. Рыбаков, который в термине словене увидел сложное слово, состоящее из двух частей. «Вторая часть вене, - пишет он, - настолько близка к сохранившемуся до сих пор эстонскому наименованию славян (wene от древней формы венеды), что с этим нужно считаться. Возможно, что новые поселенцы на Дунае, на Дону или на Ильмене, появившись в чужеязычной среде, называли себя так, чтобы указать на свою связь с коренными землями вендов. . .» И далее: «Они хорошо осознавали родственную связь как между собой, так и с племенами, покинутыми ими, и это сознание выразилось в наименовании словънъ, которое, быть может, следует перевести примерно так: «люди (из земли) венедов» или «происходящие от корня венедов»» (Б. А. Рыбаков. Славяне в Европе в эпоху крушения рабовладельческого строя. - «Очерки истории СССР. III-1Хвв.»М., 1958, стр. 51).

Наличие большого числа самых разнообразных, подчас исключающих одна другую точек зрения свидетельствует о том, что вопрос о происхождении и семантике этнонима словен-славянин весьма сложен. Чтобы в нем разобраться, нужно помнить следующее. Во-первых, в славянской этнонимии этот термин распространен чрезвычайно широко и известен всем трем славянским ветвям: восточной (летописные приильменские словене), западной (современные словаки, словинцы - старое наименование части кашубов) и южной (словенцы). Во-вторых, следует иметь в виду, что в древности это слово произносилось только с о - словене, так оно зафиксировано в русских летописях и звучит в речи тех славянских народов, которые сохранили его в качестве самоназвания до сих пор - словене, словенцы, словаки. («Акающий» вариант его, вероятно, более позднего происхождения.) В-третьих, нельзя забывать о том, что для всех языков на ранней стадии их развития характерна известная нерасчлененность понятий (В. П. Петров. Язык, этнос, фольклор. Киев, 1966, стр. 8-12. В старославянском языке, например, понятия «язык» и «народ» были почти равнозначны. Русская летопись просто пестрит выражениями вроде: «вси языци», «се бо токмо словенеск язык в Руси» и т. д. В одной из славяно-молдавских грамот XV в. читаем: «. . . Те люди могут иметь у себя мастеров, кожухарей или каких-либо иных из числа русских, или греков, или же каких-нибудь других языков. . .» («История Молдавии», т. 1. Кишинев, 1951, стр. 115)).

Подобного рода нерасчлененность и обнаруживается в лексеме слово, лежащей в основе этнонима словене-славяне. Действительно, в сербскохорватском языке слово наряду с прочими имеет значение «речь, буква», а глагол словити - «носиться слуху». В чешском языке производные от лексемы слово глаголы - sluti, slovu, sluyu равнозначны нашим глаголам «слыть, называться, быть известным». В словаре русского языка С. И. Ожегова слово объяснено как «речь,способность говорить» (курсив наш). В таком именно значении оно, в частности, употреблено под 7103 г. в Мизурском летописце: «Того же году приидоша к Москве, к государю, послы от шаха козылбашского с великой честию и з дары и пословаху (курсив наш. - В. К.), чтобы з государем быти в вечном братстве и любви».

Добавив к основе слов суффикс прилагательного ен или енин, в полном соответствии с грамматикой славянских языков получаем словен (позже словенин, славянин) - дословно «говорящий, понимающий (данный язык)» (Толкование этнонима славяне как «говорящие, разумеющие» не является чем-то новым в науке. Подобного мнения придерживались в свое время еще чешский ученый Павел Шафарик, русский историк XIX в. Н. М. Карамзин, известный лингвист А. Г. Преображенский и многие другие. В наше время эта точка зрения отвергается языковедами на том основании, что суффикс ен будто бы указывает на название по местности. Но такое заключение, видимо, основано на недоразумении. Общеславянский суффикс ен, множественное число ене (словен, словене) имеет широкий диапазон и указывает на связь (притяжение) с широким кругом самых разнообразных понятий, в том числе и нематериальных. В этом легко убедиться на примере таких слов, как болен, понятен, оговорен, безмолвен и т. п. Ф. П. Филин полагает, однако, что против отождествления этнонима словен со словом существует ряд возражений формального и семантического порядка. По его мнению, от слово должно было образоваться нечто подобное словесене с прибавлением суффикса основы ее, чего в действительности не было. С другой стороны, пишет он, «среди всех индоевропейских этнических наименований, кажется, нет ни одного, которое имело бы значение славный или умеющий говорить. . . так что трудно полагать, чтобы самоназвание славян представляло собой нечто особенное, принципиально отличающееся от всей массы индоевропейских этнонимов» (Ф. П. Филин. Образование языка восточных славян. М.-Л., 1962, стр. 56).

Скептицизм Ф. П. Филина не представляется особенно убедительным. Во-первых, реконструируемая им форма словесене противоречит законам образования древних славянских этнонимов, которые формировались на основе единственного числа именительного падежа, иными словами, от корня слова, а не от его основы, например дерево - древляне, но не древесяне или древесняне, вопреки форме древесный.

Трудно согласиться и с возражением Ф. П. Филина против того, что индоевропейским языкам не свойственны этнические названия со значением «говорящие, понимающие». Автор сам указывает на один подобный пример: самоназвание албанцев - «шкипетар», дословно «понимающий, разумеющий» от «шкипе» - албанское «язык». Подобные аналогии известны и в других языковых семьях, например «араб» - «ясноговорящий» и «аджам» (арабское название персов) - «неясно говорящий». И наконец, все это в смысловом отношении стоит очень близко к названиям «люди, народ, человек», составляющим семантику подавляющего большинства известных нам древнейших этнических наименований ).

Таким образом, «говорящими» славяне называли себя сами и использовали это наименование в качестве своеобразного пароля, чтобы отличать (в этом заключается в конечном итоге цель всех этнических названий) своих соплеменников от чужаков, иноязычных, «немых», не понимающих их речи (Слова немой, немец происходят от названия кельтского, по другим данным - германского, племени неметей (Nemetes), которое одно время было, по-видимому, ближайшим соседом славян. Неметы, по словам Цезаря, жили на верхнем Дунае. Венгры и в наши дни продолжают именовать немцев немет (Немет - одна из распространенных венгерских фамилий). Это название венгры могли заимствовать только от славян, так как ко времени их прихода немети давно уже растворились среди других племен. На территории Чехословакии сохранился ряд топонимов: Nemetprona, Nemetgurab, Nemetice, Nemetlipese с чисто славянским окончанием. Это свидетельствует о том, что первоначально и славяне произносили указанное слово, по-видимому, так, как оно звучит в источниках. С течением времени имя неметей превратилось у славян в синоним всякого «непонимающего, неговорящего». (Например, в Лаврентьевской летописи под 1096 г. в рассказе о путешествии новгородца Гюраты Роговича к зауральским народам хантам и манси говорится: «Югра же людие есть, язык пем».) Сходное явление известно и в некоторых других языках, в частности в готском, где глагол «молчать» (slawan) совпадает с этнонимом словен. Впрочем, польский лингвист А. Брюкнер предполагает, что здесь имел место обратный процесс, а именно самоназвание словен возникло от этого готского глагола и первоначально означало «молчащие». Этнографии такие примеры неизвестны).

Ещё по теме:Славянские племенаОт кого могли произойти славянеПервоначальная территория славянСлавяне на ДунаеСтолкновения славян с аварамиРасселение славян на Восточно-Европейской равнине



biofile.ru

Как появился славянский мир

 

Славянскому миру вот уже почти 2 тыс. лет. По его начальному периоду (образованию, становлению и развитию) собрано и изучено гигантское количество материала. Посвящено огромное количество научных трудов, написано уйма статей, бесчетное количество книг, защищена не одна диссертация.

Однако,несмотря на это, начальный период Славянского мира продолжает оставаться темным пятном. Вся собранная информация, до недавнего времени, не только не была систематизирована, но даже не уложена в жесткие временные рамки. Не были названы и причинно-следственные связи всех изменений, происходивших в нем.

Эти и другие причины заставляют ученых, да и не только их, к этой теме возвращаться вновь и вновь. Попытки решить ее не прекращаются и поныне. Одна из таких попыток, благодаря выбранному подходу, принципу построения работы,увенчалась успехом.

Так как же появился Славянский мир?

Произошло это не вдруг и не сразу. Процесс затянулся на целые столетия.

Многих историков интересует вопрос: что за племя (этнос) было предком славян и где та территория, откуда славяне расселились на столь обширной территории? Людей, занимающихся поисками ответа на этот вопрос, придется огорчить. К началу I в. славян на карте истории еще не существовало. Но предки у славян, как и у каждого народа, были. Их было несколько. Различные славянские племена и группы, из которых славянский мир состоял в X веке, появились в результате смешения всевозможных племен и народов, проживавших в то время на территории Восточной Европы.

Одним из предков славян были венеты, которые в V в. до н. э. про-живали в междуречье Вислы и Одера от Карпат до Балтийского моря и передали славянам не только часть материальной культуры, но и язык.

Другим предком славян следует признать кельтов (галлов — римских источников), проживавших в I в. до н. э. на Волыни и Киевщине. Какое было самоназвание этой группы (как они себя называли), сказать пока невозможно. В историю они попали под разными именами. Тацит, тех, что проживали на Волыни, называл бастарнами, что означает «западные», а тех, что на Киевщине — эстиями, что значит «восточные». Эстиев Птолемей называл «эстамп», а готский историк Иордан называл «спалами».

Предками славян следует признать и даков — горцев Карпат, сарматов — ираноязычных кочевников Причерноморья и гуннов — кочевой народ хунно-угорского происхождения, сформировавшийся в Оренбургских степях Заволжья.

Начало образованию Славянского мира положила миграция германских племен, начавших переселение со Скандинавского п-ова на южное побережье Балтийского моря.

Во II в. до н.э., под натиском германцев, венеты вынуждены покинуть Поморье. Начинается их отход в сторону Карпат и Черного моря. Одна из таких групп в I веке н.э. оказывается в междуречье Прута и Днестра, куда, в это же самое время начинают проникать даки и сарматы. В результате этнической интеграции этих трех групп появляется четвертая, которая впоследствии Птолемеем была названа карпами, а в византийских источниках стала известна под именем склавинов. Это была первая славянская группа.

 

 

Так уж получается, что события в мире преимущественно развиваются по принципу домино, когда одно событие влечет за собой второе, второе — третье и т.д. Аналогичная ситуация сложилась во II в. н.э., когда на Волынь пришли готы. При их появлении эстии и бастарны разбегаются в разные стороны: одни на Десну, другие на Южный Буг, а третьи в Прикарпатье, откуда вытесняют склавинов. Склавины вынуждены отойти в междуречье Прута и Сирета.

Примерно через столетие после этих событий появляется Черняховская культура, носителями которой были потомки кельтского (галльского) населения, отошедшего столетием раньше на Южный Буг и в Прикарпатье и воспринявшее за столетие значительную долю материальной культуры готов.

Начало IV в. Ситуация вновь меняется. На Волыни появляются венеты, пришедшие сюда из междуречья Вислы и Одера, и вытесняют готов, которые вынуждены уйти в Причерноморские степи и Крым.

По каким-то пока непонятным причинам венеты на Волыни не остаются, а поселяются на Правобережье Роси (от Южного Буга до Днепра). Это была вторая славянская группа, которая в историю вошла под именем антов.

V век был богат на появление в Славянском мире новых групп и племен.

Бастарны-черняховцы, проживая в Прикарпатье, к V веку успели воспринять значительную долю мате-риальной культуры  и язык склавинов. Происходит их возвращение на Волынь. В дальнейшем от протоболгар, гунны разделяются на 4 группы и уходят из Примерно-морских степей в четырех направлениях .

Первая — на Кавказ, вторая — в Добруджу (правобережье Нижнего Дуная), третья — на север к антам, а четвертая — в Паннонию в верховья реки Тисы. Так среди антов появляется новая группа, которая получила название «северян», а среди склавинов появляется группа, получившая название «сербов».

В том же V веке, в Прикарпатье, смешанное население антов и волохов выделяется в племя, за которым закрепилось название тиверцев, а смешанное население антов и склавинов — в племя уличей.

На рубеже VI-VII веков часть склавинов и сербов переселяются на Балканский полуостров и в междуречье Лабы и Заале. Так стали известны племенные образования хорватов, хорутан, сербов, лужицких сербов и чехов с моравами.

Третья четверть VII в. изменила этническую карту Восточной Европы до неузнаваемости. В результате распрей распадается Дулебский племенной союз. Одна часть дулебов, проживавшая вдоль Припяти, обосабливается в дреговичей. Вторая, продвинувшись в сторону Днепра, — в древлян, третья, оставшаяся на Волыни — в волынян, а четвертая, ушедшая в сторону Карпат и Южного Буга  — в бужан. Бужане, придя на новые территории, вытеснили с насиженных мест тиверцев и уличей, которые в поисках новых земель под поселения, проникают в лесостепи Северного Причерноморья, где уничтожают Антский племенной союз. Фактически — это был конец Антского мира.

Анты, не сумев организовать отпор, были вынуждены уйти из Северного Причерноморья. Одна часть ушла в Византию, где с приходом протоболгар хана Аспаруха, приняла участие в формировании болгарской народности, передав ей свой язык и значительную часть материальной культуры.

Еще одна часть антов — северяне, проживавшие на Левобережье Днепра отходит на север на Десну.

Третья часть антов, проживавших на Правобережье Днепра, уходит на север в далекое Поильменье на реку Волхов и Ладожское озеро. Смешанное население антов и остатков финноязычных племен, обитавших в этих краях до прихода антов, образовывают новое племя — словен новгородских.

На этом процесс образования славянских племен не завершился.

Первое Болгарское царство, воюя с Византией, постоянно подвергается набегам и вторжениям склавинов, проживавших в Карпатах на территории современной Румынии и бывших союзниками Византии. Видимо, стремясь обезопасить себя и свои границы, болгары обращаются за помощью к волохам — горцам Карпат — романоязычному населению, предкам современных румын и молдаван. Удар, нанесенный волохами по склавинам был настолько силен, что Склавинский племенной союз в Карпатах перестал существовать. Событие это произошло в последней четверти VIII века.

Часть склавинов, спасаясь от волохов, уходит на Киевские горы, где становится известной под именем «полян» (название происходит от слова «полонина», а не от слова «поле», как это принято считать). Часть склавинов переселяется в междуречье Одера и Вислы, туда откуда когда-то вышли их предки. Здесь они становятся известными под именем «куявян» и «полян». Те склавины, которые остались в Восточных Карпатах, стали известны под именем «белых хорватов». Население, которое проживало до прихода склавинов в междуречье Вислы и Одера, вынуждено было или подчиниться пришельцам, или искать для себя новые земли под поселение. Предпочтение было отдано второму варианту. Новые земли ими были найдены на востоке: на Левобережье Днепра и Оки. Так на территории будущей Руси появились племена вятичей и радимичей. Это событие А.А. Шахматовым датируется 800-809 годом.

Самой последней славянской группой, которая появилась на территории Руси, были кривичи, пришедшие в Верховья и Поильменье еще в VI веке. Ими славянский язык (язык словен новгородских) был усвоен только на рубеже IX-Х веков, а то и в более позднее время.

Из всего сказанного видно: Славянский мир не был однороден. То деление, которое существует сейчас (на западных, восточных и южных) довольно-таки условно и никак не соответствует тому, которое было к началу 2 тыс. В то время Славянский мир состоял из пяти групп: склавинской, антской, дулебской, венетской (полабской) и кривичской.

Все эти открытия заставляют заново переписать не только историю Славянского мира (начального периода), но и историю образования Руси.

Славянские народы образовались в разное время, на разных территориях и имеют разных предков, но их всех объединяет общая историческая судьба и язык, который и облегчил введение кирилицы, которая, какое-то время, видимо употреблялась даже предками современных чехов.

Более подробно обо всем этом вы можете ознакомиться в моей книге «Образование Славянского мира».

 

 

 

 

 

www.cultoboz.ru