Правление варягов на Руси. Дата призвание варягов на русь


Легенды и правда русской истории: предание о призвании варягов

К IX в. славянские племена стали объединяться, сливаясь между собой. В городовых областях, выраставших из крупных торжищ, сидели правители – князьки, которые управляли жизнью области и сами ходили в походы вместе со своей дружиной. Но так как между отдельными областями постоянно возникали разногласия, то решено было пригласить правителей со стороны – по крайней мере, так утверждает предание. Так ли это было на самом деле?

Призвание варягов: правда и вымысел

«Повесть временных лет», рассказавшая потомкам о появлении на Руси иноземных правителей, была написана Нестором в XII в. Описывает она времена гораздо более ранние – по сведениям, которые можно почерпнуть оттуда, варяги согласились править славянами во второй половине IX в. Разумеется, за прошедшие между самим событием и его письменной фиксацией монахом Нестором истинная картина произошедшего могла сильно исказиться. О чем говорит: «Повесть…»? В 862 г. трое братьев, звали которых Трувор, Синеус и Рюрик, пришли к славянам и стали князьями – каждый в своем городе. Трувору достался Изборск, Синеусу – Белоозеро, а родоначальнику династии Рюриковичей – Новгород.

Могло ли в действительности случиться так, что славяне не сумели договориться между собой, в результате чего им пришлось ставить над собой чужеземных властителей? Ведь это решение должны были принять старейшины – самые мудрые люди в городе. Неужели они по какой-то причине потеряли влияние на народ?

Вполне возможно, варягов на самом деле пригласили главы городовых областей – но не с целью править Русью, а для оказания помощи в защите территорий от нападений. Конечно, варяги, осмотревшись, поняли, что было бы весьма неплохо завладеть богатыми славянскими землями. А для этого нужно было стать во главе дружин и городов. В результате они сумели остаться у власти, обложив данью городища и более мелкие поселения.

О том, что все происходило не так гладко, говорит и следующий факт. Некоторые летописи содержат предание о восстании, поднятом новгородцами против правителей-варягов. Летописи называют даже имя главы восставших – Вадим Храбрый. Естественно, варяги, имевшие власть над дружиной, подавили народное возмущение, а предводителя казнили. Не исключено, что во время кровопролитных сражений погибли братья Трувор и Синеус. Именно с этого момента начинается единоличное княжение Рюрика в Новгороде и присоединение к нему ряда соседних земель.

Поход на Константинополь

Примерно через 4 года после прихода варягов к власти на Руси ими был организован поход на Константинополь. Летописи говорят о дате 866 год. Славянские дружины под руководством варягов из дружины Рюрика – Аскольда и Дира – двинулись к византийской столице. Сила была немалой – целых 200 ладей с вооруженными воинами подошли к самому славному городу Византии. Город охватила паника, потому что никто не ожидал нападения. Что было делать? По преданию, Грецию спасло чудо: патриарх Фотий опустил в воду ризу Богоматери, что повлекло за собой бурю на море и гибель русских кораблей. Русичи, в свою очередь, испугались, увидев, какой чудодейственной силой обладает христианская вера. Все случившееся произвело на уцелевших воинов столь сильное впечатление, что они крестились, а по прибытии домой построили в Киеве церковь Святого Илии.

Так ли все происходило, сегодня трудно сказать. Но не подлежит сомнению, что поход действительно состоялся и оказался неудачным.

Рюрик Варяжский

Примерно к 870 году Русь оказалась поделенной на 2 обширных области или союза. Северным (центром которого стал Новгород) правил Рюрик, а Южным (с Киевом во главе) – Аскольд и Дир. О двух последних мало что известно (кроме того, что они, возможно, погибли в ходе народного восстания), а вот Рюрик оставил заметный след в истории будущего государства. Его политика была завоевательной, направленной на расширение границ Руси и объединение славянских племен. Результатом его относительно недолгого (около 17 лет) правления стало объединение, сплочение множества ранее разрозненных восточнославянских племен.

Рюрик умер в 879. Своим преемником он назначил своего друга и родственника Олега, которому поручил заботу о своем сыне Игоре, бывшем на тот момент еще ребенком.

Заключение

К моменту призвания скандинавских воинов – варягов – среди славянских племен были уже сформированы предпосылки к объединению в государство. Видимо, варяги, которых приглашали на службу в дружины в качестве отличных воинов, сумели воспользоваться ситуацией и объединили большую часть русичей, установив собственную власть. Славяне все более сближаются, формируется единая политика. Основателем правящей династии стал Рюрик Варяжский, новгородский князь.

histerl.ru

Призвание варягов - Варяги и Русь

Вот текст ПВЛ о призвании варягов(в переводе Лихачева):"В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.В год 6368 (860).В год 6369 (861).В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде."

Из текста следует, что обратились за помощью не ко всем варягам, а именно к варягам-руси. И именно эти варяги-русь вместе с Рюриком пришли к словенам.  С приходом Рюрика и притоком варягов-руси летописец связыет то, что все восточнославянские племена, стали прозываться Русью. Подтверждение этому летописец находит в греческих летописях. "В год 6360 (852), индикта15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом". "В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград"Таким образом с появлением в Новгороде и Киеве варягов, называемых русью, летописец связывает и появление упоминаний руси в греческих летописях в связи с походом Аскольда и Дира на Царьград через несколько лет после захвата Киева.Для нас рассказ о призвании варягов важен еще и тем, что здесь Нестор опять, как и в недатированной части летописи, упорно противопоставляет варягов шведам и норманнам. Я специально выделил это место. Это еще раз показывает, что никакого отношения варяги-русь к скандинавии, шведам и норманнам не имели. 

alex-oleyni.livejournal.com

Призвание варягов | Варяги и Русь

Вот текст ПВЛ о призвании варягов(в переводе Лихачева):"В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.В год 6368 (860).В год 6369 (861).В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде."

Из текста следует, что обратились за помощью не ко всем варягам, а именно к варягам-руси. И именно эти варяги-русь вместе с Рюриком пришли к словенам.  С приходом Рюрика и притоком варягов-руси летописец связыет то, что все восточнославянские племена, стали прозываться Русью. Подтверждение этому летописец находит в греческих летописях. "В год 6360 (852), индикта15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом". "В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград"Таким образом с появлением в Новгороде и Киеве варягов, называемых русью, летописец связывает и появление упоминаний руси в греческих летописях в связи с походом Аскольда и Дира на Царьград через несколько лет после захвата Киева.Для нас рассказ о призвании варягов важен еще и тем, что здесь Нестор опять, как и в недатированной части летописи, упорно противопоставляет варягов шведам и норманнам. Я специально выделил это место. Это еще раз показывает, что никакого отношения варяги-русь к скандинавии, шведам и норманнам не имели.

maxpark.com

В КАКОМ ВЕКЕ БЫЛО ПРИЗВАНИЕ НОВГОРОДЦАМИ ВАРЯЖСКИХ КНЯЗЕЙ: Призвание варягов на Русь

По преданию, есть в Иэборске и могила варяга Трувора. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. После этого сообщения автор летописи поместил знаменитый рассказ о призвании варягов в Новгород: «И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня.

21 сентября 862 года произошло призвание на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора

Старая Руса на реке Русе существовала ещё до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежа X—XI вв.. Для нас здесь важны три вопроса: кто призвал князей, кто были призванные и для чего они призваны? То же делалось и с Чудью. Чудью назывались финские народы, жившие около Чудского озера, и далее в Ливонии.

Чуждое завоевание должно было укрепить эту связь; одни и те же победители поработили все народы, против одних и тех же нужно было бороться. Варяги-победители могли снова нагрянуть, и только усильной и дружной защитой народов можно было удержать от них на будущее время независимость, как возможно было ее приобресть.

Призвание варяжских князей

Но очень может быть, что участвовали в союзе и другие ветви обширного славянского племени, известного под именем кривичей. Очевидно, смысл этого события тот, что киевляне приняли Аскольда и Дира не за тех, чем они были, а за князей и не противились их казни, когда они узнали, что они не князья.

С IX-го века начали в Византийской Империи появляться в рядах этих служилых иноземцев скандинавы или норманны, и перевели на свой язык греческое слово (pOlÖEQaTOi словом Vaeringiar. Эти варяги проходили из своего отечества через Россию водяным путем, по Днепру и Двине, как об этом свидетельствуют наши летописи. Русские, ознакомившись с жителями прибалтийского прибрежья, в лице проходивших через свои земли варягов, стали обращать это имя вообще на страны, откуда являлись к ним эти проходимцы.

Между тем в древней нашей летописи указывается, что пришельцы-варяги, переселившись с призванными князьями, сделались жителями Новгорода (Ти соуть людье новгородци от рода варяжска). Цель призвания князей выражается словами, которые летописец заставляет произносить призывающих: «приидите княжить и володеть нами по праву».

Так, славяне русского материка, нуждаясь в поддержании своего союза, обратились к внешней силе и призвали княжеский род из Варягов-Руси

Но как скоро получающий власть будет принадлежать к одному какому-нибудь из союзных народов, другие будут недовольны этим предпочтением, и тот народ, откуда будет правитель, возьмет верх над другими. Это третейский суд, столь обычный в русском народе во все времена. Призывавшие князей народы не отдавались им безусловно, но приглашали их «княжить и володети по праву». Прежняя автономия народной независимости и народного самоуправления, выразившаяся понятием о земле, не уничтожилась от этого призыва.

Сыновья его были убиты в сражении, оставались у него три замужние дочери. Гостомысл был стар — не поверил этому, потому что не надеялся иметь детей, но отправил послов в Зимеголу спросить тамошних вещунов; и те предрекли ему то же. Недоумевал Гостомысл и грустил.

Вероятно эти варяги были норманны из-за моря, которым новгородцы согласились платить за то, чтоб они их не трогали. Это было как будто обеспечение, какое мог дать ему князь, исполняя ту обязанность, для которой князья призваны: охранять страну от угрожающих ей поработителей. Устраивая это, Олег как бы расквитался с Новгородом и потом уже имел право его покинуть. С тех пор наша летопись, занимаясь почти исключительно югом, упускает из вида север. Только по отрывочным чертам можно видеть, что связь с ним Киева и киевских князей не прерывалась.

По некоторым чертам, сохранившимся в наших летописях и скандинавских сагах, видно, что Новгород в это время не имел постоянных сношений с норманнами. По сказанию олафовой саги, в Новгород прибыл гонимый Олаф к Владимиру, и мать Владимира предрекла на празднике, называемом в саге Иолою» (ранезначительно Коляде), о прибытии славного героя с севера.

На новгородцев он, вероятно, не надеялся; и действительно, как только он отправился за море, Ярополк прислал своих посадников в Новгород, и новгородцы приняли их без сопротивления. Новгородцы могли быть или слишком слабы, или же не полюбили Владимира и добровольно признали своим князем его брата и соперника. О новгородцах нет и помину. Если в Киеве могли так отзываться норманны, то в Новгороде они должны были поступать еще произвольнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем?

Кроме славянских колонистов в землях Веси, Мери и Чуди, с новгородцами участвовали в призвании князей кривичи. В договорах Олега и Игоря, заключенных прежде и дошедших к летописцу целиком, нет слова «варяги», да и быть его не могло, потому что люди, составлявшие этот договор, не были варягами (Vaeringiar).

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • Да здравствует король ДжулианДа здравствует король Джулиан Фильм про Джулиана, короля лемуров из мультфильма Мадагаскар. Король Джулиан должен был бы быть не королем, а королевой. Джулиан эгоистичен, тщеславен и никогда не признаёт вину за свои […]
  • Третий подвиг Геракла – Стимфалийские птицыТретий подвиг Геракла – Стимфалийские птицы Второй подвиг Геракла - борьба с Лернейской гидрой. Так исполнил Геракл это поручение Эврисфея и вернулся в Тиринф, но тотчас же пришлось ему отправиться на еще более трудный подвиг. В […]
  • Как и за что воевали Север и Юг в СШАКак и за что воевали Север и Юг в США Север и Юг призвали добровольцев в армию и первое время желающих было даже больше, чем требовалось. Кампания 1863 года стала в ходе войны переломной, хотя её начало было для северян […]

nachaton.ru

Кто правил на Руси до «призвания варягов»

Государство Словена и Руса

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как пишется в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». В источниках также упоминается о тесных связях государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что правили здесь потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

russian7.ru

definition of Призвание_варягов and synonyms of Призвание_варягов (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Призвание варягов — призвание племенами словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород, Белоозеро и Изборск в 862 году (дата условна). Призвание варягов считается большинством исследователей отправной точкой древнерусской государственности.

Предыстория призвания варягов

Согласно «Повести временных лет», в середине IX века славянские и финские племена словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за моря[1]. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого, между самими племенами северной Руси начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды»[2].

Для прекращения межплеменных конфликтов, представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев», по другой версии — Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен потомок «из чрева средние дочери его Умилы», то есть Рюрик.[3] По краткому, но наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»[4]

Часть историков, например академик Б. А. Рыбаков, считают, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода с древнешведского слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что эти личные имена встречаются в скандинавских источниках.[5]

Более поздняя (XIII—XIV век) «Новгородская первая летопись младшего извода»[6] в целом повторяет версию призвания варяга Рюрика на княжение союзом славянских и финно-угорских племен.

Знаменитые слова послов — «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются только одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слова «порядок» нет. В ПВЛ по Ипатьевскому списку [7] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», более того, ряде других списков (например в Новгородской Четвёртой летописи написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым[8]) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — правитель княжества.

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако неизвестно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X вв. русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян.[9]

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» (см. Видукинд Корвейский), в которой бритты обращаются к 3 братьям саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния.[10] По его мнению, как и в случае с призванием саксов в Британию, легенда отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных. Другие историки считают, что «варяжская» легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Истоки таких сюжетов прослеживаются у разных народов.[11]

Участие Руси в призвании

В Лаврентьевском[12], Ипатьевском и Троицком списке «Повести Временных Лет», а также в русской редакции ХIII в. «Никифорова летописца вскоре», помещённого в Новгородской Кормчей 1280 г. русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «ПВЛ»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — указывали Нейман И. Г., Иловайский Д. И., Потебня А. А., Тихомиров М. Н.[13] и Вернадский Г. В.[14].

Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Классен Е. И.:

Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами. Но Тимковский, обаянный шлецерианизмом, находя в этих приведенных нами словах летописи совершенное неиспровержение идеи скандинаваманов, придумал для соглашения летописи с мнением Шлецера извратить текст под видом исправления так: «реша Руси Чудь, Словене и Кривичи». Этим он надеялся совершенно устранить Руссов Новогородских и тем доказать, что будто Руссов в это время вовсе не было в России[15].

Академик Шахматов А. А., разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи» в примечание делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем»[16].

Участие руси в призвании варягов фиксируется во «Владимирском летописце»[17] и «Сокращённом Новгородском Летописце»[18], а также в «Степенной книге» митрополита Макария: «послаша русь к варягом....и придоша из-за моря на Русь»[19] и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): "Тако реша русь,чудь, словене, кривичи, и вся земля реша..." [20].

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку ПВЛ и Новгородской летописи это был Новгород, однако по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «срубил» Новгород.[21] Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. В то же время возле Новгорода есть так называемое Рюриково Городище, княжеская резиденция, которая старше самого Новгорода.

Примечания

  1. ↑ Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
  2. ↑ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
  3. ↑ Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162; [Никоновская летопись] см. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000. С.154-156
  4. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева
  5. ↑ Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000. С.148-149.
  6. ↑ Новгородская первая летопись младшего извода. [1], [2]
  7. ↑ http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat01.htm
  8. ↑ http://www.russiancity.ru/fbooks/f4.htm
  9. ↑ См. Русь (народ)#Арабо-персидские источники
  10. ↑ Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987
  11. ↑ Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995 г., гл.4
  12. ↑ Лаврентьевская летопись. 862г.
  13. ↑ Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М.2005. с.278,282 и 295.
  14. ↑ Историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века
  15. ↑ Е. И. Классен. Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности
  16. ↑ А. А. Шахматов «Разыскания о русских летописях» изд.«Кучково Поле».2001. с.11.
  17. ↑ «Владимирский летописец». М.2009. с.14.
  18. ↑ «Новгородская Четвертая Летопись» М.2000. с.581.
  19. ↑ В. В. Фомин «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М.2005. с.278.
  20. ↑ Летописец Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей)стр.8
  21. ↑ Ипатьевская летопись

Литература

dictionary.sensagent.com