Захват казани иваном грозным: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

«Захват Казани был частью грандиозного плана по строительству православной империи»

Эксперт, изучающий отношения Московской Руси и Казанского ханства, о событиях 1552 года, мотивах Ивана Грозного и реальной Сююмбике

Сегодня в столице Татарстана пройдет Хәтер көне, на котором вспоминают погибших защитников Казани в 1552 году в борьбе с войском царя Ивана IV. Между тем до сих пор не утихают споры о том, что это было — жесткая оккупация со стороны Москвы или борьба противоборствующих кланов внутри ханства. Старший научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Анвар Аксанов объясняет читателям «БИЗНЕС Online», почему те события нельзя рассматривать как противостояние русских и татар.



Анвар Аксанов: «Национальный окрас в событиях 1552 года — результат модернизации исторической действительности»
Фото предоставлено Анваром Аксановым

ТОГДА ДАЖЕ НЕ БЫЛО ПОНЯТИЯ «НАЦИЯ»

  Анвар Васильевич, каждый год ближе к октябрю мы вновь вспоминаем о событиях 1552 года. Как вы относитесь к тому, что мы ежегодно в каком-то смысле делимся на две стороны? У памятника на Казанке устраивают молебен в память о войске Ивана Грозного, татарская интеллигенция на Хәтер көне вспоминает защитников города. И у всего этого есть как национальный, так и религиозный окрас. Но соответствует ли это реальным событиям? Ведь это была всего лишь типичная феодальная война. А среди противоборствующих сторон были представители и разных национальностей, и разных конфессий…

— Да, действительно, национальный окрас в событиях 1552 года — результат модернизации исторической действительности. Тогда даже не было понятия «нация».

А что касается религиозных мотивов, то они, наряду с политическими и экономическими, все же были. Среди воинов Ивана IV и среди защитников Казани были те, которые стояли за свою веру. К тому же мы не можем игнорировать то, что завоевание Казанского ханства сопровождалось масштабной миссионерской деятельностью, в Казанском крае строились православные храмы и монастыри, тогда как казанские мечети были разрушены, запрещалось строить мечети в крупных городских центрах, мусульманам не разрешалось селиться в Казани. Поэтому падение Казани было трагической страницей мусульманской истории.

— Вообще, когда возник взгляд на эти события как на некое сопротивление русских и татар? Или в среде историков такого никогда не было? Тогда почему это стало так восприниматься обывателем?

— Эта история приобрела национальный окрас в трудах историка Михаила Худякова, его книга вышла свет в 1923-м, когда в нашей стране полным ходом шло нацстроительство. Эпоха оставила свой отпечаток, поэтому Худяков в «Очерке по истории Казанского ханства» часто использовал такие обороты, как «национальное возрождение», «национальное угнетение» и т. д. Конечно же, у него  были свои последователи. Некоторые историки до сих пор апеллируют подобной терминологией.

— А какое бы вы дали описание событию, которое мы называем «Взятие Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного», если бы это понадобилось для какого-то краткого словаря?

— Само взятие Казани в 1552 году в исторической науке оценивается как результат планомерной завоевательной политики Московского государства, которое уже давно стремилось к установлению контроля над Волжским торговым путем. И поэтому следующим шагом стало покорение Астрахани. В тот период Москва обладала достаточным потенциалом для масштабной имперской политики, и она не ограничилась этим. Через два года после взятия Астрахани Москва начала войну за Ливонию, через которую шла торговля с Западной Европой. То есть подобно Византии, Золотой Орде, Османской империи, Московское царство стремилось связать Восток и Запад — стать основным посредником в торговле между Европой и мусульманским миром, что давало возможность обеспечить процветание крупной державы. Очевидно, захват Казани был лишь частью грандиозного плана по строительству новой православной империи (царства).

При этом в историографии бытовали и другие интерпретации, которые чаще всего вырастали из слепого следования официальной летописной трактовке. Многие современные профессиональные историки уже отошли от концепции, разработанной в дореволюционный и советский период, о том, что Казанское ханство было сугубо паразитарным государством, которое постоянно терзало Русь, и поэтому Москва вынуждена была воевать с ним. Хотя до сих пор некоторые историки, вооружившись официальными летописными известиями, доказывают, что до последнего момента, вплоть до весны 1552-го, правительство Иван IV не ставило цель присоединить Казанское ханство. Все же сравнительный текстологический анализ показывает, что многие известия официального летописания не находят подтверждения в независимых от них источниках. Более того, в тех немногочисленных случаях, когда мы можем сравнить официальные данные с независимыми от них источниками, выявляется недостоверность официальной хроники. Кого интересуют детали, могут обратиться к работам нашего института по данной теме.



«Взятие Казани в 1552 году в исторической науке оценивается как результат планомерной завоевательной политики Московского государства»
Фото: «БИЗНЕС Online»

МИРКАСЫМ УСМАНОВ ОТМЕЧАЛ, ЧТО КАЗАНСКИЕ ЯРЛЫКИ ИЗОБИЛУЮТ АРАБИЗМАМИ И ФАРСИЗМАМИ

— Что представляло собой Казанское ханство в 1552 году? Это государство, которое по историческим меркам просуществовало относительно недолго, с 1438 по 1552 год, то есть 114 лет, на полвека больше, чем Советский Союз. Расскажите о его наиболее удачных периодах правления.

— В 1552 году Казанское ханство находилось в очень тяжелом положении. В 1551-м царские власти построили Свияжск и таким образом подчинили Горную сторону, что резко подорвало военный и экономический потенциал ханства. Период военно-политического могущества Казанского ханства был при хане Махмуде (1445 – середина 1460-х). В это время Казань стала крупным торгово-ремесленным центром. 

Значительная часть населения Казанского ханства погибла в ходе завоевания, какая-то часть переселилась. Конечно, история Казанского ханства имеет отношение к волжским татарам, но не только. Значительная часть жителей Казанского ханства и их потомков с течением веков оказались на Урале, в Сибири, в Средней Азии и на Кавказе.

— Существует мнение, что ханы в Казани были лишь формальными монархами, а фактически власть принадлежала дивану, то есть совету при правителе,  состоявшему из представителей высшей татарской знати.

— Хан не мог быть лишь формальным монархом. Сам институт ханской власти на данной территории уходил своими корнями в золотоордынскую эпоху. Другое дело, что с тех времен на всем постордынском пространстве ханская власть заметно ослабла. Постепенно усилилась роль клановой аристократии. В Казанском ханстве важное место в политической жизни было и у духовенства. Прежде всего это можно связать с высоким уровнем религиозности населения Казанского ханства, как известно, наши предки, в отличие от основного кочевого населения Улуса Джучи, приняли ислам задолго до хана Узбека.

— Кем были ханы по национальному признаку, на каком языке они разговаривали и понятен ли он сейчас носителям татарского языке?

— Повторю, что национальных признаков тогда не было, поскольку не было и наций. Говоря простым языком, нация — это очень крупное сообщество людей, возможность организации которого появилась лишь в Новое время, а в нашей стране — в Новейшее Время за счет мощного технологического рывка и глобального изменения культурно-цивилизационных ориентиров. В период традиционного общества существовали лишь менее масштабные и устойчивые сообщества —  этносы и сословия.

Татарский язык ханского периода отразился в ханских ярлыках. Язык ярлыков крымских ханов или ханов Большой Орды более понятен современному носителю татарского, чем язык казанских ярлыков. Еще Миркасым Усманов отмечал, что казанские ярлыки изобилуют арабизмами и фарсизмами, что опять же косвенно указывает на высокий уровень религиозности населения Казанского ханства.

 Известный ученый, академик Мирфатых Закиев считает: «Когда русские брали Казань, булгары или мишаре не считали себя одним народом с казанцами. Мишаре помогли взять Казань, а после этого в Москву отправили двух представителей булгар и кусанов». 

— В источниках не говорится о мишарах. Есть данные о хане Шах-Али и его воинах. Шах-Али был потомком хана Большой Орды — Ахмада, а его окружение, скорее всего, состояло из касимовских татар, которые сформировались из представителей разных татарских орд. Исследователи не раз отмечали, что касимовские татары и мишары — это разные группы татар. А термин «булгары» в русских источниках XVI века и относительно событий этого периода практически не встречается.



«Очевидно, что захват Казани был лишь частью грандиозного плана по строительству новой православной империи»
Фото: © Валентин Черединцев, РИА «Новости»

В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАР ХАНСКОЕ ВРЕМЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ВЕСЬМА ОТДАЛЕННЫЙ И ПОЛУЗАБЫТЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ НАРОДА

— В целом существует два мнения относительно событий 1552 года. По одной версии, русские брали Казань, а по другой, это была «разборка» разных групп татар, которые просто использовали Ивана Грозного для своих целей. И, кстати, говорят, что в Иване IV тоже текла тюркская кровь?

— Второе мнение, о «татарских разборках», не находит подтверждения в источниках. А тюркская кровь текла у Рюриковичей со времен Киевской Руси, поскольку князья для заключения союзов с половцами женились на половчанках. В ордынский период были случаи, когда русские князья женились на татарках. Но татарское происхождение Елены Глинской, матери Ивана Васильевича, то, что ее предки из знаменитого татарского рода Кыят, опровергается данными Абдулгаффара Кырыми (ученый XVIII века — прим. ред.).

— Была ли настоящая резня тогда в Казани?

— Об этом говорят не только письменные источники, но и данные археологии, поэтому трудно это отрицать.

— Какова была роль последнего хана, Ядыгара Мухаммеда? Почему он после взятия Казани не был убит, а лишь крещен под именем Симеон Касаевич и спокойно дожил до 1565 года?

— Во-первых, хан Ядыгар сдался в плен, хотя мог продолжить сопротивление, как Кул-Шариф или вместе с теми татарскими воинами, которым удалось вырваться из Казани. Во-вторых, хан нужен был живым, поскольку его примеру могли последовать другие служилые татары.

 Почему Сююмбике стала главным символом тех событий в народном сознании? Есть ли хотя бы что-то общее между реальной Сююмбике и мифом о ней?

— Сююмбике, как и ее сын Утемыш-Гирей, не обладали реальной властью. Казанцы вынуждены были их выдать в обмен на худой мир с Москвой, так как после появления Свияжска и отторжения Горной стороны ханство было не в состоянии сколько-нибудь эффективно обороняться. Выдача Сююмбике и хана Утемыша стали предвестниками гибели Казанского ханства, последовавшее за этим правление хана Шах-Али лишь ослабило ханство. Шах-Али ликвидировал многих казанских князей и полководцев, испортил городскую артиллерию и, подготовив почву для захвата крепости, сбежал с престола. За свою службу он получил в жены Сююмбике. Видимо, эти реальные события стали почвой для формирования мифов, в которых судьба Сююмбике переплелась с историей погибели Казанского ханства.

— Почему никто из мусульманских правителей не пришел на защиту Казанского ханства, в том числе и Сулейман Великолепный — султан Османской империи, который был и халифом всех мусульман?

— В данный период Османская империя бросила все силы на покорение Европы, поэтому ей было не до Казани. Преемник Сулеймана Кануни, султан Селим II, пытался вернуть Поволжье под власть мусульман, но не смог этого добиться.

 Осталась ли в памяти народной что-то о казанских ханах? В РПЦ некоторых русских правителей принято считать святыми, в том числе последнего императора Николая II. Кем для татар остались ханы — святыми?

— Мне не встречались данные о сакрализации образа какого-либо казанского хана. В сознании современных татар ханское время воспринимается как весьма отдаленный и полузабытый период в истории народа.



Аксанов о памятнике Ивану Грозному: «Все это выгодно только недоброжелателям России»
Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

КАКОЙ СМЫСЛ СТАВИТЬ ПАМЯТНИКИ СТОЛЬ НЕОДНОЗНАЧНЫМ ФИГУРАМ, КАК ИВАН ГРОЗНЫЙ?

— Как осуществлялось управление новыми территориями сразу же после взятия Казани? Расскажите о партизанских войнах, до какого периода они шли?

— Завоеванной территорией управлял воевода — наместник царя. Сопротивление народов Казанского ханства продолжилось до 1557 года. А 1560–1580-е отмечены крупными вооруженными выступлениями татар, марийцев, чуваш, удмуртов и других народов против царской власти. Крупное восстание татар и марийцев произошло в 1591–1592 годах.

— Ивана Грозного принято считать главным крестителем татар, между тем насильственная христианизация началась в 1740 году во времена правления Анны Иоанновны, когда создалась специальная Новокрещенская контора.

— Основной причиной столь сильного и продолжительного сопротивления народов Казанского ханства стала активная миссионерская политика царской власти и религиозная дискриминация мусульман. Как таковой насильственной христианизации не было, но предусматривались определенные способы побуждения к принятию христианства. Новокрещенные получали льготы и подарки, казанский архиепископ мог ходатайствовать за осужденных, принявших крещение. Казанские мечети были разрушены, вводился запрет на строительство мечетей в крупных населенных пунктах, тогда как во всем Казанском крае развернулось строительство храмов и монастырей. Мусульманам запрещалось жить в Казани, нерусскому населению не разрешалось заниматься кузнечным делом.

Такая политика затрудняла инкорпорацию народов Казанского ханства в состав России и привела к многим восстаниям. Спустя 40 лет после взятия Казани местные воеводы стали закрывать глаза на строительство мечетей, тогда появились мечети даже в Татарской слободе. Так, в 1593 году казанский митрополит Гермоген жаловался в Москву: «От казанского взятья в сорок лет, не бывали в Татарской слободе мечети, а ныне де учали мечети ставити близко посаду». А курс на такую политику впервые был взят при Иване Грозном, поэтому он и прослыл главным крестителем.

 Как вы относитесь к протестам татарской общественности, как только в каком-либо российском городе возжелают поставить памятник Ивану Грозному? Вас оскорбит, если в Астрахани появится монумент в честь Ивана IV?

— Думаю, главное, не будоражить общество, проблем у нас и без того хватает. Какой смысл ставить памятники столь неоднозначным фигурам, как Иван Грозный?. . Все это выгодно только недоброжелателям России.

 С Ермаком такая же история?

— То же самое касается и Ермака. Попытки поставить ему памятник в Тюмени и других городах вызывали бурную волну негодования не только у татар, но и у остальных мусульман Сибири. Кому нужна смута в нашем обществе?

11 октября 1552 года – Взятие Казани войсками Ивана Грозного

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

Музеи Московского Кремля: — Иван IV Грозный

Иван IV Грозный

  • Weigel.<br />Engraving from the book "Veracious portraits of Moscow rulers". Fragment.<br />Nuremberg, second half of the XVIth century.<br />Saint-Petersburg, 1882</p></p>»> Портрет Ивана Грозного

    Гл. Вайгель.
    Гравюра из книги «Правдивые портреты московских правителей». Фрагмент.
    Нюрнберг, вторая половина XVI века.
    Санкт-Петербург, 1882 г.

  • Корона Казанская

    Россия, середина XVI в.
    Мастерские Московского Кремля (?).
    Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; чеканка, литье, гравировка, чернь, скань

  • <br />Ivory, velvet, brocade, wood; carving, casting, gilding.<br />Height:  138,0 cm; width:  64,0 cm.<br />Belonged to Tsar Ivan IV the Terrible</p></p>»> Трон, покрытый пластинами из слоновой кости

    Западная Европа, XVI век.
    Слоновая кость, бархат, парча, дерево; резьба, литье, золочение.
    Рост: 138,0 см; ширина: 64,0 см.
    Принадлежал царю Ивану IV Грозному

PrevNext

Иван IV Грозный

(25.8.1530-18.3.1584)

Старший сын князя Елены Великой Московской и Глинской Великой Московской.

Великий Князь Московский  (1533-1547)

Первый царь России (1547-1584)

Коронован на российский престол в 1547 году. Первый царь России. Для его коронации был разработан специальный церемониал. Он проходил в Успенском соборе Московского Кремля. В центре украшенного собора находились алтарная подставка для царских регалий и высокая ступенчатая площадка, на которой стоял царский трон. Возле престола стояло кресло митрополита, а по обеим сторонам помоста — скамьи для причта. Царские регалии были доставлены в собор и возложены на специально приготовленную алтарную подставку, обтянутую драгоценными тканями. В ключевой момент Церемонии митрополит Макарий возложил на Ивана IV (Грозного) крест, золотую цепь, барму и Корону Мономаха, наследственный венец русских государей. С этого времени в течение всего XVII века постановку на княжение совершали Главы Русской Церкви.


Казанская корона

Россия, середина XVI века

Казанская корона датируется 1553 годом. в русской истории. Среди них взятие Казани в октябре 1552 г. и присоединение Казанского ханства к Русскому государству. Драгоценная корона могла быть изготовлена ​​кремлевскими ювелирами в связи с успешным решением столь важной для Московии «восточной проблемы». Его название могло бы увековечить память о славных победах русских воинов. В облике короны сочетаются национальные и восточные художественные традиции. Некоторые элементы напоминают традиции декора русских храмов той эпохи. В то же время, сочетание камней, например. красные турмалины и рубины с синей бирюзой и резным орнаментом из вяжущих трав на фоне черни представляют восточное художественное влияние.


Престол

Западная Европа, XVI век.
Принадлежал царю Ивану Грозному.

Древнейший парадный престол России середины XVI века является образцом культуры Возрождения. Он выполнен в виде стула и украшен пластинами из слоновой кости и моржовой кости с вырезанными мифологическими, геральдическими и жизненными сценами. Особо следует упомянуть плиты с изображением жизни царя Давида, так как на Руси царю Давиду поклонялись.

 

up

«Царь Иван IV покоряет Казань в 1552 году», 1880 год. Казань, столица Казанского татарского ханства, Фотография, картинки и права на изображение. Рис. HEZ-2587674

Купить это изображение сейчас.

..

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Путешествия и туризм | 169,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $
Корпоративное общение | 249,99 $
Прямой маркетинг | 369,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения:

ХЭЗ-2587674

Фотограф:

Коллекция:
Образ наследия

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Дата съемки:

10. 06.2010

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(4311 х 3252 пикселей —
14,4 «х 10,8» —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.