Всеволод 2 большое гнездо: Всеволод Юрьевич Большое Гнездо | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Аудиокнига «Всеволод Большое Гнездо» 🎧 — слушать онлайн книгу автора Неустановленного автора, читает Анонимный чтец

Аудиокнига «Всеволод Большое Гнездо» 🎧 — слушать онлайн книгу автора Неустановленного автора, читает Анонимный чтец

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Библиотека
  3. ⭐️Неустановленный автор
  4. org/ListItem»>📚«Всеволод Большое Гнездо»

Отсканируйте код для установки мобильного приложения MyBook

Недоступна

Премиум

(0 оценок)

Неустановленный автор

41 мин.

38 Мбайт

2017 год

16+

Эта книга недоступна.

 Узнать, почему

Об аудиокниге

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо – великий князь владимирский с 1176 года. Десятый сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. При нём Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества. Имел большое потомство – 12 детей, поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». В течение пяти недель (с февраля по 24 марта 1173) княжил в Киеве. В российской историографии иногда называется Всеволодом III.

слушайте онлайн полную версию аудиокниги «Всеволод Большое Гнездо» автора Неустановленный автор на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и слушайте «Всеволод Большое Гнездо» где угодно даже без интернета.  

Подробная информация

Дата написания: 1 января 2015
Год издания: 2017

популярная история

история руси

царская россия

Правообладатель

ВГТРК (Радио «МАЯК»)

9 619 книг

Поделиться

Неустановленный автор

7 739 книг

Другие книги автора

Камасутра. Энциклопедия любви

Неустановленный автор

Леонардо да Винчи

Неустановленный автор

Коран: Стихотворный перевод

Неустановленный автор

Стив Джобс

Неустановленный автор

200 лучших рецептов русской кухни

Неустановленный автор

Рождественские рассказы зарубежных писателей

Неустановленный автор

Другие аудиокниги автора

Книга Бытия. Ветхий Завет

Неустановленный автор

Библия: Бытие

Неустановленный автор

Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея

Неустановленный автор

Александр Македонский

Неустановленный автор

Великие путешествия

Неустановленный автор

Коран (в стихотворном переводе Т. Шумовского)

Неустановленный автор

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

⁠Всеволод Юрьевия Большое Гнездо (г/ж 1154- 15 апреля 1212г.)

на главную страницу

    Всеволод Юрьевия Большое Гнездо – сын Юрия Долгорукова, младший брат Андрея Боголюбского.

    После убийства брата Андрея новая междоусобица захлестнула Русь на 2 года. В 1176г. жители Владимира собрались у Золотых ворот и присягнули младшему сыну Юрия Долгорукого – Всеволоду Большое Гнездо (это прозвище получил потому что было большое потомство). Против него ополчился его племянник Мстислав. Подстрекаемый боярами он собрал сильное войско и пошел на Владимир. Но благоразумный Всеволод предложил племяннику договор: «За тебя ростовцы и бояре, за меня бог и Владимир. Будь князем первых, а суздальцы да повинуются из нас, кому хотят».

    Но Мстислав жаждал битвы. 27 июня 1176г. Всеволод ударил по Мстиславу и разбил ростовские полки. Суздаль и Ростов покорились Всеволоду. Однако эта битва ничему не научила Мстислава. В 1177г. наняв половцев Мстислав и его зять Глеб Ростиславович вступили в суздальскую землю и разорили Боголюбова. Всеволод встретил противников возле реки, месяц они простояли в ожидании. Как только река покрылась льдом, Всеволод отдал приказ наступать, битва была быстрой и Всеволод снова одержал победу. 

    Позже Всеволод ходил требовать с городов дань. Огнем и мечем дружина Всеволода расправлялась с тем, кто не хотел платить дань (Торжок, Волок-Ламский и окрестности Новгорода). Князь своей жестокостью так озлобил новгородцев, что они решились не иметь с ним никакого дружелюбного отношения, призвав к себе Романа Смоленского на княжение.

    В 1181г. долгое междоусобие между русскими князьями закончилось перемирием. По условиям которого Всеволод присоединил к своим владениям новгородские земли. Как писал Карамзин: «Чего Андрей Боголюбский желал напрасно, то сделал хитрый Всеволод. Он на несколько лет совершенно подчинил себе мятежную первобытную столицу наших князей».

    Всеволод не воевал с Черниговскими князьями, но и не позволял другим искать союза с ними. Ходил на Рязань ( так как ему доложили, что правителя Рязани предатели и держат дружбу с Черниговскими), и прямо на пиру дружина схватила хозяев. В дальнейшим Всеволод отправил княжить своего сына Ярослава в Рязань. Но люди не повиновались и поднимали бунты. Тогда Всеволод снова пришел со своей дружиной и сжег Рязань дотла.

    Не за долго до смерти Всеволод призвал своего сына Константина и завещал ему великокняжеский титул. Но тот не хотел уезжать из своего владения (Суздальского). Тогда великий князь объявил своим приемником сына Георгия (Юрия). Константин оскорбился, негодовал. Это стало причиной войны между ними после смерти Всеволода.

    15 апреля 1212г. Всеволод тихо преставился на 58 году жизни. Он был рожден царствовать. И хотя не мог называться самодержавным государем России, однако ж, подобно Андрею Боголюбскому, напомнил ей счастливые дни единовластия.  

Рождение Всеволода Большое Гнездо.  Лицевой летописный свод.

Дмитриевский собор — uVisitRussia

Главная Познать Москву Золотое кольцо Владимиро-Дмитриевский собор

Во времена правления великого князя Владимира Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество было в зените своей славы. «Суздальская область еще в начале XII века была заброшенным северо-восточным уголком Русской земли, а в XIII веке уже была княжеством, решительно возглавившим остальную Русь», — писал В. Ключевский. И воздвигнутый Всеволодом Дмитриевский собор должен был обозначить этот подъем Владимирской земли.

Точное время строительства Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о кончине великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул лишь, что князь создал при своем дворе «прекрасную церковь» во имя мученика Дмитрия и прекрасно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Его возводили русские мастера, — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора «никаких иноземных мастеров не искали».

Храм построен как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо. Это время ознаменовалось рядом грандиозных строек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.

Собор — шедевр гармонии и меры. Достоинство форм и идеальные пропорции делают Дмитриевский собор уникальным. Собор великолепен. Дух торжественности пронизывает его в каждой мелочи. Все то, что было выдающимся на Руси в скани, гравировке, эмали и особенно резьбе по дереву, нашло свое место в живописных и декоративных мотивах владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным сундуком», «каменным ковром», «каменной поэмой». Богатство его орнаментации настолько велико, что, кажется, оно дошло бы до крайности, если бы строители и резчики по камню были лишены того чувства гармонии, которое позволяло им останавливаться в тот самый момент, когда был достигнут высший высший предел, после которого последовало бы причудливое странствие.

Фасады здания разделены на три уровня. Самая нижняя почти лишена декора, и на фоне ее плоских стен выделяются лишь резные перспективные порталы. Средний уровень представляет собой колонновидный аркатурный пояс с белокаменными резными фигурами и богатым орнаментом. Верхний уровень с прорезными узкими высокими окнами полностью покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм венчает не очень крутой позолоченный купол, напоминающий рыцарский шлем. На нем установлен лазурный широкий крест из шлифованной золоченой меди.

Тот факт, что нижний ярус Дмитриевского храма лишен какого-либо орнамента, вполне объясним. Все дело в том, что изначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А от главного, западного фасада, по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминающие башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но внешний вид собора не сохранился до наших дней.

Главной фигурой в системе орнаментального убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное место на каждом из трех фасадов храма. Образ царя-псалмопевца Давида имеет решающее значение для понимания символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим словам псалма Давида служат все персонажи рельефов Дмитриевского. Это утверждение иногда возражают против обсуждения аргументами, что «среди рельефов слишком много свирепых хищников, злобных всадников, сцен раздоров и кровопролития». Верно, свирепые хищники, злобные всадники есть… но написано: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» «Каждый!» что же касается сцен раздора и кровопролития, то «если сойду во ад — и Ты там», как сказано в другом духовном Писании. Мир людей, мир животных представлен на стенах собора во всех своих противоречиях. Но как эти образы соединяются Дмитриевским собором, так и сотканный из споров мир обнимается Богом вместе со всеми существующими в этом мире спорами – и псалмопевцами, и злобными всадниками…

 

Проф. д-р С. В. Заграевский. Новые исследования владимиро-суздальских музеев
памятники архитектуры. Глава 9. Вопросы восстановления Успения
Cathedral in Vladimir by Vsevolod the Big Nest

To the page Scientific works

To the main page

 

S. V. Zagraevsky

 

Новые исследования владимиро-суздальских музеев

памятники архитектуры

 

 

 

Опубликовано на русском языке: .. — -. М.: -, 2008. ISBN 5-94025-099-8

 

Введение

Глава
1.Организация добычи и обработки белого камня в Древней Руси

Глава 2.
начало русского романского: Юрий Долгорукий или Андрей Боголюбский?

Глава 3. О компании
гипотетическое промежуточное здание собора Рождества Христова
Дева Мария

в Суздале в 1148 г. и первоначальный вид суздальского храма 12221225

Глава 4. Вопросы
Дата и статус Борисоглебской церкви в Кидекше

Глава 5.
Вопросы истории архитектуры и реконструкции Андрея Боголюбского  

Успенский собор во Владимире

Глава 6.
Переопределение реконструкции Золотых ворот во Владимире

Глава 7.
Архитектурный ансамбль в Боголюбово: вопросы истории и реконструкции

Глава 8. Кому
вопрос о реконструкции и дате церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Богородица на Нерли

Глава 9.
Вопросы перестройки Успенского собора во Владимире Всеволодом I.
Большое гнездо

Глава 10.
Вопросы первоначального вида и даты Дмитриевского собора во Владимире

Примечания

 

Глава
9.

Вопросы
реконструкции Успенского собора

в
Владимир от Всеволода
Большое Гнездо

 

 

застройка Успенского собора 1158-1160 гг., пришедшего в
чрезвычайной ситуации после пожара 1185 г., у высоких галерей, был заложен первый камень
строительство Всеволода Большое Гнездо. В гл. 5 мы показали, что не только застройка галереями и
состоялось строительство новых апсид, а также перекладка сводов
Боголюбского собора и разборка четырех малых глав. В связи с этим видится более правильным говорить
не о построении, а о восстановлении собора.

По данным летописи, это
реконструкция завершена в 1189 1 . Н.Н. Воронин считал, что
оно началось в 1185 году сразу после великого Владимирского пожара, произошедшего 13 апреля 2 .
Но начало
строительство в год пожара маловероятно, так как до возведения
галереи необходимо было осмотреть поврежденный храм, решить его
перестройки, найти мастеров и провести большой объем проектных работ. Вряд ли это было возможно сделать до зимы.
Соответственно, наиболее вероятная дата начала строительства — 1186 год9.0004

Галереи построены из белого камня среднего качества
(желтоватый и пористый). Их основания неоднородны: их глубина от
от 4 до 8 рядов камня, есть как крупные, так и мелкие блоки разной степени
обработки, и плиты известняковые, и валуны, и бревна деревянные (лежни) 3 .

План Успенского собора в перестройке
1186-1189 годы показаны на рис. 35. Этот храм имеет 5 нефов, 3 апсиды, 5 куполов. Его
длина (с апсидами) около 37,5
м, ширина около 30 м. Средняя ширина галерей Всеволода
5,5 м.

Разделение стен галереи Всеволода
повторил членение стен собора 1158-1160 гг. Арочный
фронтоны галерей лишь немного ниже арочных фронтонов
Андреевский собор, что придавало перестроенному собору ступенчатость. Новый
апсиды были сделаны восточнее старых. В гл. 5 мы отметили, что в
галереи Всеволода не имели угловых отсеков с северо-востока
и юго-восточные, и восточные малые головы были смещены к западу и значительно
меньше, чем западные головы.

Выполнены дополнительные арочные проемы в стенах
собор Андрея Боголюбского во время перестройки для обеспечения единства
внутреннего пространства храма. Тем не менее, интерьер все же оказался
узкий и темный (а иначе и быть не могло, оставив такое большое
объем старых стен и заменив небольшие главы собора
1158-1160 по глухим сводам).

Хор
Собор после перестройки слился с хорами Кафедрального собора
Андрей, образовав большой единый район. Скорее всего, арочные мосты,
которая соединяла галереи 1186-1189 гг.со стенами Кафедрального собора
1158-1160 на уровне хора (рис. 80), играли двоякую роль:

они дополнительно укрепляли храм, играя
роль арок-бутантов между галереями-контрфорсами и стенами Эндрюса
кафедральный собор;

в древности могли таскать деревянную колоду, что
расширенный хор на всю площадь галерей. Такая гипотеза для
западную галерею продвигал Н.Н.Воронин 4 , отметивший, что здесь
данных для ее подтверждения не было. Но на самом деле эта гипотеза все еще имеет
подтверждение того, что верхние кромки арочных перемычек горизонтальны и имеют
одинаковая высота во всех галереях. Маловероятно, что это могло произойти
случайно.

 

 

Рис.
80. Арочные мосты между стенами Андреевского собора и Всеволода.
галереи.

 

Соответственно вход на хоры собора
в перестройке Всеволода можно было устроить в виде простого деревянного
лестница внутри здания (хотя вполне вероятно, что вход со стороны
на север, из «Архиереев прохода» можно было попасть через дверь, которая
позже был заложен и до сих пор не обнаружен археологическими
архитектурные исследования).

Лисены галерей 1186-1189 являются
украшен полуколоннами с лиственными капителями. Диаметр полуколонн
меньше, чем на соборе Боголюбского (35 см на 45 см), и это позволяло
Н.Н. Воронину верно сказать, что в галереях Всеволода «жажда
для дробных деталей» видно 5 . Своды арочных
фронтоны галерей расширяются кверху, как в соборе 1158-1160 гг.

Порталы галерей Всеволода резные
архивольты, поребрики и колонны украшались лиственными капителями, а
были значительно вытянуты в ширину, гармонируя с общим
продольная ориентация фасадов, но несколько понижающая
«торжественность» убранства храма.

Профиль цоколя галерей имеет вид
простого протока, за исключением цоколя апсиды (где профиль
Чердак). Галереи оформлены аркатурно-колонной зоной с
поребрик. Эта зона на южной стене галерей очень отличается
от других зон стен и апсид: углубляется в стену, а
колонны стоят на дефлюксе (рис. 81; на остальных стенах колонны
«висеть» свободно).

 

 

Рис.
81. Успенский собор. Южная стена.

 

Н.Н. Воронин показал, что галереи Всеволода имели
почти нет «собственного» скульптурного убранства: мало зооантропоморфных рельефов
были принесены со стен Андреевского собора 6 (рис. 36).
«Собственные» скульптуры зооантропоморфного типа присутствуют в
галереи лишь в нескольких консолях аркатурно-столбчатой ​​зоны. Пространства
между колоннами галерей были расписаны, как и в соборе
1158-1160 7 .

Окна галерей Всеволода разнообразные:

в первом ярусе окна строгие и
лишен профилирования;

во втором ярусе богато профилированы,
украшен розетками и «лопухами»;

в апсидах и боковых частях восточной стены
имеют профиль, который соответствует профилю окон
Боголюбский собор.

Успенский собор после перестройки 1186-1189 гг.
утратил свою «башенную форму» и приобрел пропорции, вытянутые
по горизонтали. Архитектурные формы перестроенного собора стали чрезвычайно
«мощный». Видимо, в связи с этим Н.Н. Воронин
считали, что храм, отстроенный Всеволодом, стал самостоятельным
архитектурное произведение, и писал, что Успенский собор был «величайшим
достижение Владимира
зодчие Всеволода» 8 .

А.И. Комеч не только согласился с
Н.Н. Воронина о том, что собор в перестройке 1186-1189 гг.
самостоятельное архитектурное произведение 9 , но считали, что в 1186-1189 гг.
в 1158-1160 гг.
Над храмом работал немецкий архитектор 10 . Исследователь основывал свою
позицию при мнении, что формы Владимирского собора во Всеволодах
перестройки аналогичны формам собора в Вормсе (вторая половина
XII в., рис. 82), и что эти храмы имеют сходные оконные рамы.
профили и перспективные пустоты в стенах 11 .

 

 

82. Собор в Вормсе.
Фрагмент общего вида (западная часть).

 

В гл. 2, мы показали, что близость
от домонгольской архитектуры Северо-Восточной Руси до позднего романского нет в
сомневаться. Сходство некоторых архитектурных деталей позволяет предположить общую
архитектурное влияние собора в Вормсе
на Успенском соборе (как и на всей архитектуре Западной Европы и
Северо-Восточная Русь, современница «знакового» Вормского храма). Но там
слишком много аргументов против мнения о том, что собор в Вормсе (как и
любые западноевропейские или византийские храмы 12 ) был непосредственным источником
перестроенного Успенского собора и уж тем более против мнения, что
архитектор из Западной Европы работал во Владимире во второй половине
1180-е годы.

Во-первых, перспективные впадины стен
Галереи Всеволода — прямое воспоминание о таких углублениях в стенах
собор Андрея Боголюбского.

Во-вторых, окна в Вормском соборе имеют совсем другие
форме, чем в галереях Всеволода (рис. 83).

 

 

Рис.
83. Собор в Вормсе.
Восточный фасад.

 

В-третьих, кроме оконных рам, аналогичных Червям по профилированию, есть
окна других форм и профилей в галереях Всеволода (см. выше).

Четвертый, в Вормсе
собора аркатура и скульптурное убранство совершенно иные (рис.
84).

 

 

Рис. 84. Собор в Вормсе. Аркатура, колонны, скульптуры.

 

Пятый, черви
собор объединяет общая идея и общая логика строительства
реализация. В случае с Успенским собором мы видим слои
архитектурная мысль двух разных эпох Андрея и Всеволода.

В-шестых, вряд ли стоило приглашать западного архитектора
только перестроить владимирский Успенский собор, оставив не только стены
и столбы, но даже центральная глава старого храма.

В-седьмых, приглашение западного архитектора было очень
долгая дипломатическая процедура (мы видели это в главе 2). У Всеволода было очень
короткое время для этого в 1185 году после пожара.

В-восьмых, стены галерей Всеволода имеют разные
мощность (от 1,7 до 1,8 м),
расположение их частей неравномерное, арочные мосты имеют перекосы и разные
ширины, фундаменты разного типа, использовались архаичные лежни
в фундаментах 13 .

Девятая, аркатурно-столбчатая зона южной стены
находится ниже таких зон других стен. Н.Н. Воронин считал, что
южная зона сделана так, чтобы лучше просматривалась снизу (с другого берега
Клязьмы) 14 , но логика в этом случае могла быть только противоположной
нижние части собора были закрыты краем обрыва и
стены, а, следовательно, и зона должна была быть приподнята выше. В этом отношении,
мы поддерживаем позицию А.И. Некрасов, назвавший такое расположение
зона южной стены «крупный дефект и архитектурный
абсурд» 15 .

Десятое, в стенах форма цоколя разная
и апсиды галерей.

Одиннадцатый, Хроника абсолютно однозначно
утверждает, что Всеволод «не от немцев мастеров искал, а
использовали мастера клира Пресвятой Богородицы и его народа» 16 .

Мы не можем
принять без оговорок и точку зрения Н.Н. Воронин и
А.И. Комеч о том, что собор в перестройке 1186-1189 годов был самостоятельным
архитектурная работа. Это также имеет ряд причин.

Во первых «своих» практически нет
скульптуры в галереях Всеволода, несмотря на то, что храмы Андрея и
все последующие храмы Всеволода были украшены очень богато.

Во-вторых, из-за того, что мастера Всеволода
соединил деление галерей с членением Андреевского собора, а не
только симметрия, но всякая логика исчезала в делении северного и
южные стены храма в перестройке 1186-1189 гг..

В-третьих, как мы видели в главе 5, замена
старых малых головок и расположение новых диктовались в первую очередь
конструктивная необходимость.

В-четвертых, высота галерей, которые давали
Собор принял новый облик, вызванный также конструктивной необходимостью галереи
играли роль контрфорсов.

В-пятых, мы сказали выше о разнообразии природы
архитектурных решений стен, фундаментов, цоколей и
аркатурно-столбчатые зоны галерей Всеволода.

В-шестых, внутреннее пространство перестроенного храма,
несмотря на возведение новых световых барабанов и пробивку арочных проемов в
старые стены, стали темными, узкими и похожими на лабиринты, что противоречило
основные принципы возникновения готического стиля. Форма башни, которая приблизилась
храмы Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и последующих Всеволодов
к архитектурным достижениям ранней готики и романского стиля 17 ,
также исчезли из Успенского собора.

Таким образом, не существует «своих» архитектурных
решения в галереях Всеволода, которые могли дать нам
возможность считать собор в перестройке 1186-1189 гг.
самостоятельное архитектурное произведение, и притом как «величайшее достижение
Владимира
архитекторы Всеволода.

Мы должны сформулировать иначе: восстановление
1186-1189 годов придали Успенскому собору Андрея Боголюбского принципиально новый
вид, не менее уникальный, чем внешний вид храма до перестройки.
Это было ни в коем случае не случайно, это было чрезвычайно удачное решение владимирских мастеров, которые
выполнили две чисто утилитарные задачи по укреплению и расширению
храм 1158-1160 гг.

Всеволода «архитектурный прагматизм» часто
проявилось в строительстве храмов «неэстетичным»
галереи (Димитриевский и Рождественский соборы), а в
«непрестижная» плинтусная постройка (Успенский собор
Княгининский монастырь, часть стен Владимирской цитадели). В случае с Владимиром
Успенского собора, что «архитектурный прагматизм» выразился в
что Всеволод Большое Гнездо не разрушил Боголюбского храма и
построили на его месте новый, но предпочли расширить и укрепить старый
кафедральный собор. Благодаря этому решению Всеволода стены, столбы и центральные
главы собора Андрея Боголюбского сохранились, и мы можем судить
достоверно как шедевр древнерусского зодчества Успенский
собор 1158-1160 гг. выглядел так (см. гл. 5, рис. 42 и 43).

 

Глава 10. Вопросы
первоначального вида и даты Дмитриевского собора во Владимире

 

Сергей Заграевский

 

Введение

Глава
1.Организация добычи и обработки белого камня в Древней Руси

Глава 2.