Баба яга происхождение: Баба-яга: происхождение имени | О жизни слов

5 версий происхождения сказочного персонажа — Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Самый яркий и всем знакомый образ русских народных сказок отражает, по мнению ученых, древние пугающие представления наших предков об устройстве мироздания. О том, кем была по национальности Баба Яга и отношении к ней представителей национальных общин читайте в нашем специальном материале.

Бабка-Ёжка — русская? 

Баба-Яга, костяная нога знакома каждому с детства, она общается с Иванушками и Аленушками говорит с ними (а также с собственной избушкой, гусями-лебедями, котами и прочими загадочными обитателями леса) на чистом русском языке, ее образ встречается во множестве известных сказок: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди, туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»… Она то детей уносит, то молодцу коня волшебного дарит…

Красотой лесная ведьма не отличается. А если почитать не детские, а записанные фольклористами варианты сказок, то вовсе спать перестанешь: «…баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»…

Георгий Милляр — главная Баба Яга советского кино

Вячеслав Никифоров, Русское национально-культурное объединение РТ:

— Есть такое выражение: «Баба Яга — костяная нога». В связи с этим возникает вопрос: «А какая нога у нее была костяная?» (смеется) Относительно страха, то детство у меня прошло без сказок, оно было реальное, поэтому Бабой Ягой меня никто не пугал. Так что Баба Яга — это строгая, справедливая старушка.

Баба-Яга — славянка? Точнее, праславянка…

Очень схожий сказочный персонаж встречается и у соседних народов: живет себе в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей. Жилище это обнесено забором из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка у нее там — рот с острыми зубами. Эта милейшая старушка известна у словаков под именем Ежибабы, у чехов — Ягабабы. В сказаниях же сербов, словенцев, черногорцев и македонцев лесная ведьма зовется Баба Рога, Баба Ега, Гвоздензуба…

Как говорят специалисты, ее имечко произошло еще в давние времена от древнего праславянского корня слова (j)ęgа. От него образовано современное сербское Jeza – «болезнь», «кошмар», словенское jezа — «гнев», чешское jezinka — «злая баба», польское jędzа — «ведьма». А в современном русском осталось слово «язва». Образ Бабы Яги однозначно возник, когда славяне еще не делились на русских, болгар и поляков.

Иван Билибин «Тут с веселою душою попрощался он с Ягою» 1911

Баба-Яга — индоевропейка?

А часть специалистов идет еще дальше и заглядывает совсем уже в глубь веков. И находит там свои параллели и созвучия — например, между словами «Яга» и «йог». А ведь образ жизни сказочной ведьмы довольно экзотичен, она владеет множеством тайн и загадочных приемов, на вид очень стара, но при этом обладает силой…

Да, Баба-яга еще и перемещается по миру в летающей ступе! Как тут не вспомнить, что во многих странах Азии храмы называют именно этим словом «ступа»? В переводе с санскрита оно, кстати, означает «могила, урна для захоронения». А некоторые ученые напоминают еще, как сильно образ Бабы-Яги хранит в себе черты существа, охраняющего вход-выход в загробный мир. И даже имя ее сходно по звучанию с именем древнеиндийского бога смерти Ямы.

Возможно, наша старушка родом еще из того периода, когда по нашим южным просторам носились воинственные кочевники праиндоевропейцы, они же «арийцы»?

Иван Билибин «Баба Яга» 1900

Светлана Садыкова, чувашская национально-культурная автономия:

— В детстве мы Бабу Ягу не боялись, она больше ассоциировалась с мудростью. Зато нас, детей, пугали одной бабушкой, которая, как говорили превращалась по ночам то в кошку, то в свинью и в этом облике бегала и пугала людей. Правда, потом оказалось, что это обычная и очень даже милая старушка.

Баба-Яга — финно-угорка?

А вот эта странная избушка на курьих ножках у бабули откуда? Опять же, этнографы напоминают, что наши предки соседствовали с разными финно-угорскими народами, у которых издревле был обычай хоронить кремированные останки своих покойников в небольших деревянных домиках, поднятых над землей на сваях. И «курьи» в данном случае означает вовсе не куриные ножки той избы, как изображают на современных картинках, а окуренные дымом погребального костра! Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши.

Кстати, и первым письменным источником сведений о Бабе Яге стали записи Джайлса Флетчера «О государстве русском» еще 1591 (!) года, точнее их глава «О пермяках, самоедах и лопарях». Там Яга-баба упоминается как кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем. Колдовством и стремление жить где-то в лесной глуши славились представители народа саамов…

Виктор Васнецов «Баба Яга» 1917

Марина Матвеева, национально-культурная автономия удмуртов РТ:

— Бабой Ягой я сама была с детства: на всех утренниках, детских сценках, постановках меня одевали именно в этого персонажа. Поэтому я Бабу Ягу из сказок вообще не боялась. Главная ассоциация с ней — это лес, большой, дремучий, как в моих родных краях. А по характеру она сначала злая, но всегда справедливая и в конце концов оказывается доброй.

Баба-Яга — представительница тюркских народов?

Кем пугают капризничающих детишек? До сих пор порой им говорят: «Вот придет Баба Яга — и заберет тебя!» Или такой еще вариант: «Бабайка придет!»

А между тем веками русским приходилось соседствовать и с представителями тюркских народов, хотя бы с теми же татаро-монголами, отношение к которым было, мягко говоря, неприязненным. В тюркских языках при этом есть выражение «Бабай-Ага» то есть «большой господин». Представители Орды, те самые «господа» приезжали в русские поселения собирать дань, а порой и уводить людей в рабство.

Слышите, как одинаково это звучит: баба-яга и бабай-ага?

Неудивительно, что матери не раз говорили детишкам: «Не плачь, постреленок, а то придет Бабай-Ага и заберет!» Возможно, этот образ страшного Бабая-Аги слился с образом лесной ведьмы, а результатом стала всем нам известная Бабка-Ежка?

Дмитрий Маколкин «Загрустила что-то Баба Яга» 2017

Анжелика Амирханова, сотрудник Дома Дружбы народов Татарстана:

— Я не боялась этого персонажа, хотя она и злая, страшная, ненавидит детей, ненавидит все прекрасное. А сейчас Баба Яга для меня — это злая старая женщина, у которой в жизни ничего не удалось, поэтому она и злая.

Информационный центр ДДнТ

Баба-яга когда-то была красавицей

Горбатая старуха с длинным крючковатым носом, чья единственная цель – зажарить кого-нибудь и съесть. С детства именно такой мы представляем себе Бабу-ягу. Но не так страшен черт, как его малюют. Ведь если вспомнить сказки, Баба-яга на самом деле никого не убивает, а наоборот – помогает герою. Она дарит ему сказочного коня или какой-нибудь волшебный предмет, подсказывает, как обойти препятствие. Есть даже теория, что когда-то Баба-яга была совсем другой: богиней, лесной красавицей. Но что-то пошло не так. Почему Баба-яга потеряла свою красоту и стала страшной, выяснил телеканал «МИР 24».

Самая узнаваемая Баба-яга – из сказок советского режиссера Александра Роу. Ее роль исполнял актер Георгий Милляр. Лохмотья, растрепанные волосы, большой нос с бородавками и жутко торчащие клыки – актер сам придумывал костюм и грим для Яги. Колдунья Милляра получилась не только страшной, но и комичной. 

Баба-яга всегда хочет съесть незваного гостя, кажется, что это ее главная цель. Но ведь на самом деле ни один герой ни в одной сказке не пострадал. В итоге Баба-яга всегда сама оказывается в печке, а потом помогает Иванушке-дурачку. Но помогает не просто так, а если он отгадает ее загадки.

«Она не совсем злой персонаж, у нее гораздо большая миссия, чем просто творить зло. С Кощеем отношения долгие, трудные, разнообразные, но так как это нечистая сила, то это одна компания и в течение своих долгих отношений они творят нечистые дела», – говорит актриса Театра кукол Александра Капустина.

В славянских мифах, из которых и появились сказки, Баба-яга была проводником между мирами живых и мертвых. 

«Баба-яга на самом деле – это труп, по описанию, у неё спина разложившаяся или спины вовсе нет, это полуразложившийся труп, а избушка – это гроб. Недаром она дает советы Ивану Царевичу, как вести себя в тридевятом царстве, потому что она знает, как там себя вести, а он нет. Она его кормит, поит, укладывает спать, то есть как бы приобщает к иному миру. Он должен съесть пищу мертвых, выпить напиток мертвых и переночевать в царстве мертвых. Если он это сделает на этой границе, то потом сможет вернуться», – поясняет фольклорист Варвара Добровольская.

Но не всегда Бабу-ягу изображали скрюченной старухой. В языческой мифологии была богиня, которую называли Йогиня. Она была молодой и мудрой женщиной, могла понимать языки всех живых и мертвых существ, а своей красотой сражала мужчин наповал. Бабу-ягу помолодевшую и с шикарными формами показал в фильме «Последний богатырь» режиссер Дмитрий Дьяченко. 

Что же случилось? По одной из версий, во всем виноват Кощей Бессмертный. Он выбирал молодых красавиц, похищал их и утаскивал в свое царство. Это произошло и с Йогиней. В загробном мире она осталась надолго – на три тысячи лет. Там у нее появилось трое детей: Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь. Проведя в царстве мертвых столько времени, она состарилась и стала совсем непривлекательной. Тогда-то Кощей ее и отпустил охранять загробный мир и заманивать добрых молодцев.

 

Баба Яга

Как эволюция русского мифа отражает отношение страны к природе.

Баба Яга фигурирует во многих русских народных сказках и обычно изображается как старая ведьма, живущая в избушке на курьих ножках. Какие бы злые черты характера вы ни придумали, они есть в современном изображении Бабы Яги. Она готовит детей в своей печи, ее хижина — портал в мир мертвых, ее забор сделан из человеческих костей и, главное, она совершенно непредсказуема. Описанная таким образом, она кажется архетипом сложной серийной убийцы. В древнеславянском мифе о Яге она изображалась совсем иначе, олицетворяя мать-природу, божественную женщину и погоду. Даже в некоторых народных сказках, относительно современных по сравнению с ними, Яга не всегда действует согласно своему устрашающему образу.

Вместо этого она часто появляется как один из трех женских архетипов в славянской мифологии: могущественный воин; старая карга; и молодая женщина, которая помогает другим с помощью магии и советов. Существует несколько теорий о точном происхождении Бабы Яги: некоторые историки считают, что Яга является производным от санскритского слова ягья, что означает жертвоприношение, и что Баба происходит от санскритского слова, означающего мудрец, отец или аскет. Это могло бы объяснить хижину, стиль строительства, который не подходит для русских зим, но идеально подходит для более теплых земель, которые регулярно затапливаются. Другие считают Ягу древнеславянским божеством Усоньшей Виевной, богиней смерти, женой бога Велеса. Здесь Яга напоминает греческие легенды о Хароне, который переносит души только что умерших через Стикс, или о Персефоне. Как эволюция русского мифа отражает отношение страны к природе. королева подземного мира.

Желание Яги жарить детей также можно объяснить давней традицией заворачивать больных или недоношенных детей в густое тесто в теплой печи, как в инкубаторе. Хотя историки не согласны с конкретной версией происхождения Яги, ясно, что она могла вызывать ветер, дождь, ураганы и грозы. И это, кажется, было источником ее падения. Управление погодой было мечтой человечества на протяжении тысячелетий, но Баба Яга была непредсказуемой и неуправляемой. В матриархальном обществе, в котором она возникла, Яга была принята как часть естественного порядка вещей. Вы не могли управлять природой, и в этом была часть красоты Яги.

По мере того, как наши отношения с природой менялись, становясь все более потребительскими, требуя больше гарантий, менялись и наши отношения с Бабой Ягой. Когда на Русь пришло христианство — средневековая славянская культура, предшествовавшая современной России, — навязанное языческому населению князем Владимиром в политическом стремлении объединить земли, Яга превратилась из сложного божества в ведьму-каннибала. В последнее время Баба Яга переживает возрождение как внутри России, так и за ее пределами. В Instagram у #babayaga более 100 000 постов, а серьезный характер Яги нравится молодому поколению женщин, которые видят в ней идола-феминистку, которая делает все, что ей заблагорассудится. По мере того, как мы все больше осознаем необходимость уважать природу и нашу собственную хрупкость, когда мы этого не делаем, силы Бабы Яги возвращаются.

Вы можете продолжить читать это вместе со всем содержимым с конца
вопросы, став цифровым подписчиком.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Просмотреть все

Поэма — ВЫПУСК №12

Функция — выпуск № 12

интервью — Выпуск №12

Функция

— выпуск № 12

Интервью — Выпуск №12

Функция — выпуск № 12

Функция — выпуск № 12

Баба-яга – дикая старая ведьма в славянском фольклоре

С точки зрения позора, в славянской мифологии очень мало персонажей, которые могли бы похвастаться более интригующей привлекательностью, чем Баба Яга. В переводе на английский язык имя Бабы Яги означает «бабушка» или «пожилая женщина». На протяжении многих веков сказки о Бабе-Яге использовались для устрашения детей, причем взрослые чаще использовали их в качестве последнего средства, чтобы заставить детей вести себя должным образом.

В фольклоре Баба Яга может быть как полезной, так и зловредной. Таким образом, она представляет собой страшную фигуру бабушки, которая также способна давать очень хорошие советы и подарки, когда это необходимо. Однако одно всегда оставалось неизменным: никто не осмеливался связываться со старой дикой ведьмой, известной как Баба-Яга.

Хотя ее характер может быть настоящим парадоксом, так как нет единого понимания о ней, общий знаменатель таков: Ее персонаж совершенно обворожительный и даже любимый. Например, ее домик в лесу буквально стоит на двух гигантских куриных ножках.

Что страшного в Бабе Яге? Какова ее история происхождения? И насколько зловреден этот персонаж в славянском фольклоре?

Under World History Эду исследует все сказки, мифы и популярные истории о Бабе Яге, ужасающей старухе, которая, как считается, похищает, а затем поедает своих жертв.

Баба-Яга – не типичная ведьма

Баба-Яга могла иметь обычный внешний вид, как ведьмы изображались в старинном фольклоре, т.е. старая и взлохмаченная женщина с длинными ногтями на руках; впрочем, она немного другая. Вместо того, чтобы летать на метле, она летает с помощью ступки или железного котла и пестика.

При внимательном изучении славянского фольклора о Бабе-Яге быстро понимаешь, что она не типичная ведьма с летающей метлой/шваброй и в остроконечной черной шляпе. Вместо этого Баба Яга путешествует на волшебной ступке и пестике, которые летают по воздуху. Она использует пестик как своего рода пропеллеры. Также было сказано, что она заметала след, который оставила во время полета.

Происхождение

Фольклористы и ученые утверждают, что образ Бабы Яги восходит к Средневековью. Это объясняет, почему нетрудно найти истории о Бабе Яге, поскольку их несколько тысяч в славянском фольклоре и других соседних фольклорах в регионе. В результате она считается одним из самых известных персонажей славянского фольклора.

Утверждается, что первое известное документальное свидетельство истории Бабы Яги было в гравюрах на дереве, которые датируются 17 9 годом.0056-й век.

Имя Бабы Яги упоминается в грамматическом сборнике русского ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова 1755 года под названием Российская грамматика . В книге персонаж Баба Яга ( Iaga baba ) упоминается дважды, поскольку автор пытается найти эквиваленты римских богов в славянском пантеоне. Михаил, возможно, не считая Бабу-Ягу полноценным божеством, не дает ведьме никакого аналога в римском пантеоне.

Общеизвестно, что сборник Василия Левшина 1780 года «Русские сказки» содержит первое повествовательное описание этого персонажа из славянского фольклора. В сборнике автор изображает ее в том же свете, что и в устных преданиях. Говорят, что она очень смертоносная старуха с острыми, как бритва, зубами и медвежьими когтями.

Баба Яга оставалась во многом русским и славянским печально известным персонажем; однако, начиная примерно с 19 -го -го века, персонаж начал приобретать некоторую международную известность, поскольку рассказы о ней стали читать в других частях Европы и за ее пределами. Ее выход за пределы России и славянских общин был поддержан переводами русских народных сказок Александра Афанасьева.

Подробнее: Список римских богов и богинь и их греческих эквивалентов

Значение ее имени

Во многих восточнославянских регионах слово «баба» использовалось для обозначения замужней крестьянки детородного возраста и старше. В некоторых других случаях слово является просто лепетом, в основном используемым малышами.

Однако в древнерусском языке слово «баба» использовалось для знахарей, повивальных бабок и гадалок.

Также вероятно, что современное русское слово «бабушка», что означает «бабушка», произошло от слова «баба». По-польски слово babcia, что означает «бабушка», скорее всего произошло от слова «баба».

В современном употреблении в России и Польше баба можно рассматривать как разговорный уничижительный термин, брошенный в адрес трудной старухи. Поэтому само собой разумеется, что ведьма, подобная Бабе Яге в фольклоре, связана с таким уничижительным словом.

В славянском фольклоре Баба-Яга — уродливая людоедка со сверхъестественными способностями, живущая в очень густом лесу. Ее видят либо как злую ведьму, которая похищает и ест своих жертв, в основном детей, либо как мудрую старуху, которая помогает людям стать лучшими версиями самих себя.

В некоторых восточноевропейских языках баба означает «пеликан». Вероятно, поэтому она изображалась с длинным носом, а также поэтому ее избушка стоит на курьих ножках.

Что касается слова Yaga, , его корни трудно найти. Общепринятое мнение состоит в том, что это слово вызывает что-то неприятное, ужасное или ужасающее. В русском языке это может означать «ездить». В ранней латыни яга было связано со словом, обозначающим змею или змею.

Ассоциация

Не всегда Баба-Яга изображается в виде отвратительной старой и злой ведьмы. Иногда она утешает и дает советы главным героям истории.

Баба Яга, старая бабка-ведьма или злая «баба», ассоциируется со многими злыми и хорошими вещами. Например, она ассоциируется со словами ужаса, ярости, болезни или болезней.

Как богиня, она была связана с некоторыми древними славянскими божествами. Считается, что она на самом деле богиня, поскольку обладает сверхъестественными способностями, магическими чарами и властью над жизнью и смертью.

Баба Яга умеет летать?

Во многих славянских мифах о Бабе Яге известно, что дикая старая ведьма действительно умеет летать. Как указано выше, она использует свой большой пестик и ступку, чтобы летать. Затем ее метла используется, чтобы скрыть любой след, который она оставляет.

Чертова бабка

Бабу Ягу иногда называют Чертовой бабкой. Если это так, то у старой ведьмы в какой-то момент действительно были собственные дети. Ее связь с дьяволом несколько раз фигурирует в сказках. Ее также иногда видели как спутницу смерти в его многочисленных путешествиях.

Дом Бабы Яги на опушке леса

Обычно считается, что дом Бабы Яги находится в глубоком темном лесу. Говорят, что дом, который стоит на двух гигантских куриных ножках, постоянно вращается. Он останавливается, чтобы впустить кого-то только тогда, когда используется магическая фраза. Дверь Бабы-Яги можно открыть только сказанной волшебной фразой.

Деревянная избушка Бабы Яги, расположенная в глухой части ее леса, считается такой же уродливой, как и сама старая ведьма. Тем не менее, были некоторые изображения ее проживания в очень великолепном особняке. Независимо от того, избушка или хором, жилище Бабы Яги часто бывает, так сказать, не обыденным. В фольклоре ее дом обычно поддерживают две массивные куриные ножки. Это позволяет ей выкорчевывать дом и перемещаться куда угодно и когда угодно. В некоторых случаях опорными балками служат козлиные ноги или бараньи рога.

Дом Бабы Яги плотно обнесен забором из человеческих костей и черепов. Ворота забора сделаны из мужских ног, а засовы — из человеческих рук. А замок на калитке забора сделан из зубов человеческой челюсти. Что еще хуже, в доме нет окон. Точно так же говорят, что дверь открывается только после произнесения магической фразы. Волшебная фраза звучит так: «Повернись спиной к лесу, лицом ко мне». Это изображение дома Бабы Яги усиливает представление о ней как о каннибале в фольклоре.

Черепа на вершине забора размещены там, чтобы предупредить любого, кто попытается проникнуть внутрь. Имейте в виду, что эта старая ведьма ест не только детей; в фольклоре известно, что она ест незнакомцев, которые заблудились в лесу, а затем забрели в ее логово.

Полномочия

Баба Яга, связанная с темными силами и поеданием человеческой плоти, обладает огромной властью над многими вещами, включая погоду, время, жизнь, смерть и жизнь. Во многих фольклорных сказках присутствие Бабы Яги предвещается свистом ветра и воем деревьев.

Еще одно очень известное владение Бабы Яги — ее заколдованные зеркала, которые, как считается, превращаются в озера с водой. Считается, что гребень, который она использует, превращается в леса. Она также могла превратить свой носовой платок или шарф в реки. Альтернативой ее летающей мортире является ковер-самолет, который она использует с ужасающей эффективностью. У этой старой ведьмы из славянского фольклора в конюшне дома тоже есть огнедышащие лошади.

Баба Яга, находясь внутри, имеет возможность вытягиваться из одного угла избы в другой угол. Она также известна как хранительница источников воды жизни.

Изображения

Одежда Бабы Яги часто бывает рваной и грязной. Ее зубы длинные и, как говорят, сделаны из железа. Изображение: Баба Яга в исполнении русского иллюстратора и сценографа Ивана Яковлевича Билибина, 1900

Бабу Ягу обычно изображают в виде высокой тощей старухи, а в некоторых мифах говорится, что у нее очень костлявая нога. Были некоторые, кто утверждал, что ее костлявая нога буквально скелетная нога.

Ее волосы, как и ее рваная одежда, часто неопрятны; в то время как ее нос, как говорят, большой и искаженный. В некоторых рассказах говорится, что когда она ложится на пол своей хижины, ее нос буквально касается потолка. Некоторые фольклорные истории утверждают, что ее длинный нос позволяет ей узнавать людей по запаху.

Зубы Бабы Яги длинные и, как полагают, сделаны из железа. Эта ее особенность позволяет ей ломать кости своих жертв голыми зубами.

Эпитеты

Из-за ее парадоксального характера и огромного количества сфер, с которыми она была связана, Баба Яга получила ряд эпитетов, в том числе «костлявая нога» ( Баба Яга костяная нога ), «старая женщина в лесу», и «женщина, проживающая в доме на курьих ножках».

Баба Яга слепая?

В фольклоре есть легенды о Бабе Яге, что взлохмаченная старая ведьма на самом деле слепа. В этих историях утверждается, что она компенсирует недостаток зрения очень острым обонянием. Как было сказано выше, Баба-Яга обладает способностью узнавать людей по их запаху.

Сложный характер Бабы Яги

Такие ученые, как Мария Гимбутас из Литвы и Владимир Яковлевич Пропп из России, указывали на то, насколько неоднозначным может быть характер Бабы Яги. В некоторых сказках она совершенно злая и питается плотью и костями детей, которых похищает; в то время как в других она какая-то мудрая и полезная старуха, которая подталкивает главного героя к полноценной жизни. Изображение: Иван Бильбин, Баба Яга, иллюстрация в 1911 из «Сказки о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне»

Характер Бабы Яги достаточно сложный, в лучшем случае парадоксальный. В некоторых историях она предлагает помощь и совет молодым людям; в других историях говорят, что она сурово наказывает плохих людей. Вот почему такие фольклористы, как русский ученый Владимир Яковлевич Пропп, описывали Бабу-Ягу как того, кто испытывает главных героев, чтобы извлечь из них лучшее. Проп также отметил, что Баба Яга может быть откровенной злодейкой. Другие авторы также подтверждают многогранный характер Бабы-Яги, поскольку она может быть в одном случае чудовищем, пожирающим детей, а в другом случае полезной, доброй старухой, которая раздает очень хорошие советы и даже подарки.

Таким образом, Баба Яга в фольклоре могла быть самой разной, от мудрой старой бабушки до костолома, от помощницы до злой ведьмы. В некоторых сказках она является всем этим.

Сестры Бабы Яги

В некоторых источниках говорят, что у Бабы Яги есть сестры, обычно две сестры. В одной сказке русского этнографа и фольклориста Александра Афанасьева из сборника народных сказок 19 века главный герой Иван посещает одну из трех Баба-яг.

Спутница смерти

В некоторых сказках, собранных в XIX веке русским фольклористом Александром Афанасьевым, Баба Яга в конце концов умирает; однако она снова воскресает, заставляя многих поверить в то, что она может быть бессмертной. Точно так же было сказано, что она является спутницей смерти в его многочисленных путешествиях.

Больше фактов о Бабе Яге

Баба Яга

Возможно, причина, по которой ее дом стоит на двух гигантских куриных ножках, связана с теми складскими помещениями, которые использовались в то время в некоторых славянских общинах. Чтобы остановить кормление животных, дома были размещены на пнях. Вероятно, образ дома Бабы Яги произошел от этой традиции. Кроме того, некоторые славянские общины нередко помещали мертвых на деревянные платформы, поднятые на шестах. Это позволяло трупам высохнуть, чтобы можно было сохранить кости. Вероятно, эти образы повлияли на изображение дома Бабы Яги.

Использование ступки и пестика в старые времена ассоциировалось с женщинами, так как эти предметы были важны при приготовлении еды, зерна и лекарств. Поэтому само собой разумеется, что основным транспортом для ведьмы, такой как Баба Яга, стали именно эти предметы.

Во времена расцвета Советского Союза истории о Бабе-Яге использовались как форма социалистической пропаганды, поскольку такие черты, как решение проблем, трудолюбие и смелость, занимали видное место в темах историй о Бабе-Яге.

В старых славянских общинах сказки о Бабе Яге, вероятно, часто фигурировали всякий раз, когда народные сказки ( Сказка ) рассказывались во время пиров, обедов или свадеб.

Одна из самых известных фигур восточноевропейского фольклора. Она, безусловно, одна из самых известных ведьм в славянских сказках и за их пределами. Известно, что она фигурирует в нескольких десятках тысяч сказок из Восточной Европы, включая Беларусь, Латвию, Россию и другие.

Русский эрудит Михаил В. Ломоносов не указал, каким был бы эквивалент славянского персонажа/богини Бабы Яги в римской мифологии. Из ее черт и характера можно сделать вывод, что греческая богиня Геката, скорее всего, будет эквивалентом Бабы Яги. Как и Баба-Яга, Геката связана с широким спектром вещей, включая колдовство, колдовство, магию, ночь, знание трав, некромантию и другие.

Между концом 17 -го и началом 18-го -го века в России Баба-Яга и ее сказки представлены в ряде лубок , лубках, которые выполнены в простой графике, а их повествование основано на народных сказках, религиозных рассказах и литературе.