Град китеж нестеров: Китеж-град. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

Мукой за муку Филолог Елена Кнорре об идеальной общности в дневниках писателя Пришвина: Лекторий: Библиотека: Lenta.ru

В Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова филолог Елена Кнорре (Константинова) прочитала лекцию, основанную на изучении дневников Михаила Пришвина 1917-1922 годов. Поднимая тему личностного самоопределения писателя в эпоху гражданской войны и первых лет строительства нового советского государства, она рассказала об отраженной в дневниках особой авторской оптике, в которой исторические события преломляются сквозь фокус «родственного внимания» к миру, о взаимосвязи понятий «община», «коммуна», «коллектив», «церковь» в пришвинских записях и произведениях 1917-1920-х годов.

Елена Кнорре (Константинова)

Мы и «Мiр»

В дневниках Пришвина тема идеального целого уже в 1914 году выявляется в образе утраченного «мiра», через сопоставление идеального «Мы» христианской общины и «мы» реального, обывательского. 1 января 1914 года он пишет в своем дневнике о «мiре» как особом цветке, выросшем посреди раздробленной земли: «На этой земле, нищей, раздробленной на мельчайшие полоски, вырос чудесный христианский цветок, имя ему «Мир» («Мiр»)».

Далее Пришвин говорит об «утрате» «Мiра» как особого рода общности людей: «Во имя этого цветка «Мира» и соединилась крестьянская дружина старых народников-рационалистов и славянофилов-мистиков. Рационалисты впоследствии потонули в головных спорах о крестьянской общине, мистики где-то потерялись в Гегеле… Что же осталось теперь от чудесного христианского цветка «Мира»? До сих пор еще можно там и тут встретить в народе белых стариков, от которых веет духом прежнего мира, если с ними говорить по отдельности.

Если же посмотреть на лицо такого старика, обращенное к современному быту, то от него веет духом непримиримой вражды, и ответ у них на все один: человеку палка нужна; песнь о палке, как вздох освобожденного узника о стенах своей тюрьмы, — вот что осталось теперь у прежнего крепостного раба. Теперь от мира осталось «мы» маленькое, обывательское, община современная есть крестьянская, а не христианская. В этом споре маленьких «я», составляющих обывательский «мир», есть особое острое «я», как стремление быть во что бы то ни стало свободным; на этой почве вырастает, с одной стороны «я» Каиново — хозяйственный индивидуализм, кулачество, и [с другой — ] «я» разбойничье — хулиганство».

Путь в Китеж

Утрата «мiра» как особого чувства «мы» коррелирует с ключевой для Пришвина темой утраты града Китежа — «России личной», ушедшей под воду. В этом смысле вся коллизия 1917-1922 годов будет рассматриваться нами через это преломление двух путей к «мы» — чаемый путь в Китеж и путь страны к некоему «единству», наблюдавшийся Пришвиным в действительности.

Образ Китежа в русской культуре формируется на основе народной легенды. В книге Сергея Дурылина «Церковь невидимого града» (1913 год) путь туда осмысляется как путь спасения души: «В невидимом граде, в соборах и церквях, идут справляемые по древнему уставу несказанно благолепные службы, сонм святых и праведных славит Бога и непрестанно предстательствует за зримый мир… Невидимая Церковь невидима нами лишь до тех пор, пока мы не знаем пути к ней, пока мы не пришли к ней тяжкой «Батыевой тропой», тропой подвига, послушания и религиозного опыта… Путь к Невидимой церкви открыт всякому, но это тесный путь, и не всякий войдет в китежские воротца, которые так недалеко от земли».

Картина М. В. Нестерова «В лесах. Град Китеж», 1917 год

Китеж — образ божьего мира, незримого для человека в его повседневной реальности. «Незримый град» в работах Дурылина, по мнению историка Анны Резниченко, — это форма присутствия Бога в мире: «Летом 1916 в «Богословском вестнике» отца Павла Флоренского была опубликована работа Дурылина «Начальник тишины», в которой впервые звучит тема Оптиной пустыни как реального воплощения «Града Незримого» — и «ласки Церкви» («жалости») как формы присутствия Бога в мире, невозможной в старообрядческом учении о Невидимом Граде».

Пришвин обращается к легенде о Китеже в начале XX века. В 1908 году писатель совершает поездку на озеро Светлояр, которую описывает в 1909 году в книге «У стен града невидимого». В 1913 году в рецензии на работу Дурылина он пишет: «Как странно, что никто из писавших о Светлом озере и граде Китеже не останавливается на моменте безысходной мрачности своих впечатлений… Совершенно та же апокалипсическая легенда о низ-ходящем граде, совершенно та же религиозная психология людей, и вот что мы видим в одном уголке Кавказа: десятки лет священным долотом и священным топориком люди долбят каменную гору, веря, что град украшенный аметистами и топазами, низ-шел в эту гору. Не то ли и в Китеже… представьте роковую душу интеллигента…, ищущего видимую церковь на земле, — и будет трагедия, и с нею смысл».

«Мир есть, но насильно его не возьмешь»

В дневниках 1917 года образ Китежа осмысляется в контексте двух «глубочайших падений» — войны с Германией и революции: «и новое жестокое воспоминание встает в моей памяти о людях, потерявших путь в невидимый град Иерусалим, нисходящий и украшенный драгоценными камнями. Нашлись такие на Руси люди, которые поверили, что град уже низшел и скрылся в одной из гор Кавказа. Соблазненные князем тьмы, русские люди стали долбить эту гору и вот уже больше двадцати лет роются во тьме, надеясь выкопать невидимый град… Есть и такие на Руси люди. И не похожи ли все эти интернационалисты на людей, долбящих гору Кавказа, чтобы откопать, минуя сердце многомиллионного народа, умом и голыми руками схватить пылающий невидимый град!»

Эта версия сюжета о пути в невидимый град становится лейтмотивом дневников Пришвина 1914-1922 годов. Писатель выявляет два пути в Китеж: с одной стороны это путь каждого человека к спасению через «тесные воротца» покаяния, с другой — попытка рациональным путем создать идеальное государство, дорога к которому оборачивается насилием. В этом контексте его концепция сближается с замятинской антиутопией «Мы». Ключевым здесь будет парадокс, выявляемый Пришвиным: «Мир есть, но насильно его не возьмешь».

Кровавая завеса войны

Конфликт рационального пути творчества нового мира и сердечного начала становится основной коллизией дневников Первой мировой войны, когда Пришвин созерцает войну изнутри, глазами военного корреспондента. В дневниках противопоставляются два пространства: «рефлексирующий тыл», где люди думают о том, что происходит на фронтах, кто прав, а кто виноват, и «братская линия», за чертой которой открывается «завеса». Евангельский образ завесы символизирует собой жертву Христа, открывающую людям новый мир, мир спасенный. Она разделяет рефлексирующий тыл и братскую линию — мир, открываемый состраданием друг к другу.

Военный корреспондент Пришвин (слева)

Изображение: public domain

В одном из эпизодов дневника взгляд автора останавливается на том, что в канавах лежат банки из-под австрийских консервов или бумажки от пачек махорки: «австрийцы шли тут и русские шли и даже можно сказать, что махорка преследовала консервы». Образ борьбы махорки с консервами снижает остроту враждебного противостояния разных народов — оказывается, что людей рознят только эти две вещи.

Такое снижение пафоса нивелирует смысл войны как борьбы за территорию, выявляя другой, более значимый конфликт объединяющей всех людей человечности и нарушающей этот закон жизни эгоистической воли государств. Пришвин осмысляет войну как дележ имения («Дележ имения, дележ всей земли»). Земля — «имение» Бога-отца, где все братья, и оно распадается. Появляется образ «числа» — это ключевой мотив дневников Пришвина: деление, дробящее людей на красных и белых, русских и немцев, своих и чужих.

Его задача как военного корреспондента состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что нового открывает война. В одном из эпизодов дневника описывается разговор Пришвина с профессором Сопешко, сделавшим на основе наблюдений и опытов открытие, позволяющее отличать самострел от настоящих ранений. Профессор решает не выдавать солдат с самострельными ранениями: «Он даже оправдывал их, он предлагал всем судящим самим сесть в окопы без пищи на несколько суток и потом судить».

Концовка новеллы включает в смысловое поле миниатюры новое звучание. Настоящим открытием становится не результат изучения природы явления, а плод душевного движения человека, откровения сердца. Новым в очевидности для врача становится сопереживание бойцам: Сопешко преодолевает логику «суда и наказания» и открывает путь прощения, сердечного сочувствия другому. Это и есть момент, когда в душе открывается Китеж, росток сопереживания, преображающий человека.

Другой пример: прапорщик отказывается застрелить раненую лошадь, потому что она посмотрела на него «человечьими глазами». Он забирает животное и начинает выхаживать — логика военного времени нарушена, ведь война требует жертв. Пришвин пишет, что в обычной жизни прапорщик был бухгалтером — человеком из мира чисел, а здесь для него становятся реальностью совсем другие вещи. Взгляд лошади — момент какой-то нематериальной данности, невидимые связи особого родственного ощущения мира. Животное умирает, но для прапорщика оно остается главным воспоминанием войны.

Материалы по теме:

Путь от рационального восприятия к сердечному осмысляется Пришвиным как воскрешение мертвого — преображение мира и человека, оживление души состраданием другому. Кульминационной в этот период становится новелла «В августовских лесах», в основе сюжета которой лежит разговор с ксендзом. В ее первой части рассказчик повествует о духовной работе человека во время войны: «Три дня я видел, как врачи, без сил и пищи, перевязывали раненых, изумлялся, откуда у них такие силы…, шли пешком при страшном морозе, и, когда прибывали в безопасные места, опять принимались за работу — откуда, я спрашивал себя, бралась такая сила? Это и была мука, но этой мукой искупались муки других. С каждым часом работы, мне казалось, что люди взбирались все выше и выше на неприступную гору: муки давали силу, муку брали мукой».

Этот опыт в дальнейшем повествовании получает неожиданное осмысление: «Священник слушал меня и вдруг воскликнул:

– Да ведь это же: «Смертию смерть поправ!»

Как будто он был поражен и я тоже этим внезапным открытием: мы твердили с самого детства слова «Смертию смерть», и вдруг оказалось, мы твердили это без всякого смысла, и сразу смысл открылся, когда я просто свое пережитое назвал своими словами: мука мукой».

Образ «мукой за муку» осмысляется Пришвиным как путь личности к творчеству нового мира, общности, обретаемой сердечным сочувствием друг к другу: «…воевать и быть одному невозможно, и отсюда два пути, два вывода: один, что государство нужно создавать, другой в муке за муку. И один оканчивает мукой за муку, творит новый мир, другой признает, что он творит государство». Новый мир в концепции писателя — это взаимодействие бессмертной личности и космоса, преодолевающее «наивный эгоизм» государства: «Провиденциальная точка зрения на войну: разрушение того, что неизбежно должно разрушится: наивный эгоизм государства, фетишизм государственный, создастся взаимодействие (империализация мира): бессмертная личность и космос…»

В дни Февральской революции 1917 года на улицах Петрограда

Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ»

Через чистилище революции

Летом 1920 года в дневниках Пришвина снова возникает мотив завесы: «Кровавая завеса. Директор показательной школы-коммуны Мих. Мих. Исаев, бывший пулеметчик, говорит, что не может быть педагогом — видел, как турку кишки выпустили и наводил пулемет, он может только дрова заготовлять для школы; а между прочим, ненавидит нытье, призывает к радости и говорит, что рано или поздно на дверях Царь-града будет русский знак (советский, пусть советский, лишь бы русский). В голодно-холодной кровавой завесе мира вырисовывается для большинства людей лик врага (он) — кто это он? — Большевик. Обыкновенно называют «они» (вместо прежнего «он»)».

Эта «завеса», по Пришвину, закрывает «радостный мир», словно воротца Китежа, и откроется он тем, кто пройдёт путь искупления. Образ врага начертан на завесе, но если ее открыть, то окажется, что врага в мире нет.

Тема общей вины за свершившееся — ключевой мотив дневников. Не виноваты ли мы все в том, что началась война? «Мрачно молюсь, чтобы помог мне Бог не простить, но вдруг душа без мысли озаряется от света солнца на дерево или блеска свежего снега, и забыта молитва. .. и как помнить такой пустяк, если душа озарилась, как долина в горах от восходящего солнца. И растерянно спрашиваю, когда нужно молиться: да кто же мой враг, кому не простить, не виноват ли я сам во враге своем?» Здесь можно вспомнить эпизод из романа Толстого «Война и мир», когда Наташа во время молебна в период войны с Наполеоном «не могла молиться о попрании под ноги врагов своих, когда она за несколько минут перед этим только желала иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них». Вместе с тем «она тоже не могла сомневаться в правоте читаемой колено-преклонной молитвы».

Ненависть, путь вытеснения одной властью другой осмысляется как попытка «умом и голыми руками», «минуя сердце», схватить пылающий Небесный град. Революционный Петербург становится пародией на Китеж: «Православные шли этим путем вместе и в невидимый град через узкие врата смерти поодиночке. А товарищи впустили всех сразу, без всякой подготовки, чистилища. «Мы,— говорят,— все равны!» Ну вот и посмотри, как равны, один шел с благоговением, и того одного затолкли и все изломали, истоптали и стало ни на что не похоже, и град невидимый стал городом Петербургом, оскверненным, загаженным, и люди стали гориллами».

Пришвин обнаруживает утопизм революционной идеи — оторванная от сложного потока жизни, теория не может претендовать на преображение мира. Он пишет: «Нужно твердо помнить, что в революции дело идет не о сущности и не о бытии, а о формах бытия, причем летящему в революции кажется, что дело идет о самой, самой сущности. Вожди — это ядро кометы… в их обманчивом свете сияет весь хвост кометы, вся эта пыль земная и мусор мчащийся».

Молодой Пришвин

Изображение: public domain

И далее другая цитата, продолжающая предыдущую: «Революция зарождается в оборванных личностях, которые, не найдя своего, со злости хотят служить другим — будущим. Важно, что будущим: и тут идеи, принципы. Личность обрывается — рождается злость и принципы творчества будущего: ветер, буря, революция. Личность находит себя в настоящем, в любви к текущему: мир, свет, любовь».

Революционному пути противопоставляется образ земного хозяйствования. По словам Пришвина, народ бросил крест свой и присягнул князю Тьмы. «Пропала Россея», — кричат люди. Вместо этого, размышляет Пришвин, можно было бы пойти и яблоньку подкопать. Для него в этой погоне за будущим новым миром теряется настоящее дело, которое тоже является воротцами в град Китеж. В пространстве разрушенной войной России открывается райский сад — простое дело, в котором Пришвин находит радость: в 1921-1922-е годы он учит детей в Алексино, работает хранителем музея, занимается краеведением.

Принятие мира

Со временем у Пришвина появляется репутация писателя, принятого властью, но критическое отношение к происходящему не исчезает из его дневников. Все годы, пока он жил, его не покидало чувство, что мы все виноваты в случившемся. Это было важно, потому что открывало пространство собственного делания — свободу что-то делать без страха и ощущения, что нас «забросили» в какой-то не наш мир. Здесь можно выявить интересное пересечение с образом Мастера из романа Булгакова. В финале романа Мастер оставляет «печальные огонечки» Земли «где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки» и удаляется в свой дом, где его никто не потревожит — там есть друзья, такие же, как он, которые его понимают.

Для Пришвина обретение Дома — это покаяние, умаление «я» в принятии другого. Дом не для избранных, а со всеми вместе. Путь к дому-Китежу — это особая аскеза, приглашение на тайную вечерю всех воюющих: «Нет, господа, с первыми сумерками разведите-ка самовар, накрывайте скатерти и твердите во все уголки: — Жалуйте, жалуйте! Явятся рогатые и пузатые, не брезгуйте. Это кажется только вначале, в сумерках неприятно, а потом привыкнете… припахнется. Вступите с ними в остроумную беседу и до рассвета пейте, ешьте и веселитесь. А потом, когда начнется голубой день, такая радость охватит всех, какая не известна ни одному защитнику света. Ни пост, ни молитва, ни покаяние, ни всякие опыты — это все способы, а основа всего — первое тайное движение сердца: крик первого петуха в ночи».

Путь к Дому воплощается в двухчастном строении сюжета. В основе первой его части лежит мотив смерти героя, удаление в «светлые открытые далекие горы» от воюющего на Земле человечества, переход из мира горя-несчастья в Невидимый град, закрытый туманами. Вторая часть сюжета прочерчивает связь между земным и небесным в сердечном отклике сострадающего людям героя. Удаленность от мира теперь символизирует духовный путь восхождения как причастия жизни, принятия чаши страданий.

Образ мирской чаши становится символом принятия мира, возвращения к нему с особой любовью. Эта участная позиция преображает героя и открывает для него иные связи — способность среди воюющих быть в особом отношении к ним. Герой отказывается делить людей на «белых» и «красных», но выявляет сердечным вниманием имя — «человек».

Михаил Пришвин

Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ»

В другом эпизоде дневника это выявление имени («брат») ассоциируется с возникновением и прорастанием церкви как особого пространства человеческих связей: «Что бы там не говорили в газетах о гражданской войне и все новых и новых фронтах, в душе русского человека сейчас совершается творчество мира, и всюду, где собирается теперь кучка людей и затевается общий разговор, показывается человек, который называет другого не официальным словом «товарищ», а «брат». Эта маленькая церковь поднялась чуть-чуть от земли, и, кажется, только что проросла». Образ церкви — это образ невидимых связей, «пряжи Богородицы», имя которой воссоединяет разрозненное.

В более поздних дневниках появляется топос золотой луговины и ее психологического эквивалента — «необижаемого» места души. Способность не обижаться — это ключик от ворот Китежа.

При всей критике утопизма революционной идеи, Пришвин не вытесняет идею революции, а восполняет. Настоящая революция — «лицеродящая», суть которой — видеть не врага, а лицо другого, не отчужденное «они», а близкое «ты», сопрягать этот мир родственным вниманием. Тогда появляется образ иного домостроительства — образ священства в мире: «Родина, над ней отечество, над отечеством творческие труды, над ними прямое любовное воздействие на людей и воскрешение отцов (церковь, в которой священником Я)».

Китеж

Китеж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»), памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опереН. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Предание

Согласно преданию, князь Юрий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».

Образ в искусстве

Музыка

Классическая

  • С. Н. Василенко создал оперу «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояре» (1902).
  • На основе материалов легенды о Китеже и древнерусской «Повести о Петре и Февронии» создано либретто к опере Н. А. Римского-Корсакова«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907).

Современная

  • Георгий Георгиевский — «Китеж», бардовская песня
  • Александр Непомнящий — «Китеж», бардовская песня
  • Псой Короленко — «Град Китеж»
  • Silenzium — «Китеж-град»
  • Соломенные еноты — «Мама для мамонтёнка»; «…Это значит наследовать землю и построить на ней свой Китеж…»

Изобразительное искусство

  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).

Литература

  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Писатель Михаил Успенский в романе «Там, где нас нет» описывает «Нестьград», город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия).
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.
  • Писатель Евгений Гуляковский развернул основное действие фантастического романа «Красное смещение» в Китеж-граде и его окрестностях.
  • В трилогии Сергея Садова «Рыцарь Ордена» Китеж является столицей одной из главных стран мира.
  • Частично действия книги Екатерины Неволинной «Город-невидимка» происходят в Китеже.
  • В фантастической книге Владимира Данихнова «Девочка и мертвецы» упоминается миф о Китеже.

Кинематограф

В 1971 Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам оперы Римского-Корсакова.

  • Действие фильма «Чародеи» (1982) происходит в городе Китежград.
  • В фильме 2011 года «Жила-была одна баба» используется образ города Китежа.

Компьютерные игры

В компьютерной игре «Rise of the Tomb Raider», вышедшей в конце 2015 года, Лара Крофт отправляется на поиски затерянного города Китежа.

Затерянный город Тиннос — Прохождение игры

Прохождение Back to the Tomb Raider 3

Цели: Пройдите через затерянный город, чтобы найти 4 маски Oceanic. Вам также нужно будет найти 2 ключа Ули, прежде чем отправиться к выходу с уровня.

Секреты: 3

Предметы: 4 Океанические маски и 2 ключа Ули

Бегите через дверь впереди, которая откроется к месту раскопок, когда вы приблизитесь. Бегите в дальний левый угол и поднимайтесь по лестнице. Подъезжайте к туннелю и продолжайте бежать вправо, пока не найдете 9.0003 Переключатель . Потяните его, чтобы открыть дверной проем во дворе внизу.

Поверните налево и бегите по коридору с окрашенными стенами. Поверни направо на первом повороте. Вы заметите Power-Up Crystal на расстоянии.

Прыгните с разбега к столбу, а затем еще раз с разбега, чтобы схватиться за выступ в углу. Поднимитесь, чтобы получить кристалл усиления и ракету. Спрыгните обратно во двор внизу.

Бегите туда, где вы поднялись по лестнице, но на этот раз прыгайте в туннель справа. В нише справа вы найдете Первый ключ Ули . Спрыгивайте обратно во двор и бегите на другую сторону с большими дверями. Используйте ключ на замке рядом с синими воротами.

Войдите внутрь, поднимитесь по лестнице и сойдите налево. Переключатель впереди открывает синие ворота, которые возвращают вас в область, которую вы уже исследовали. Вместо этого поверните налево и идите к отверстию, выходящему во двор. Спрыгните на уступ ниже и потяните переключатель на стене слева.

Поднимитесь обратно тем же путем, которым пришли, бегите вперед и скатитесь вниз по склону в конце справа. Следуйте по проходу и потяните переключатель в дальнем конце небольшой комнаты. Вы увидите комнату с 5 кнопками.

Бегите обратно во двор через 2 большие двери, которые теперь открыты. Выглянув из этих двух дверей, бегите в дальний левый угол, где есть небольшой проход, ведущий в комнату с 5 кнопками.

Поднимитесь по лестнице и нажмите кнопки в указанном порядке слева направо. Кнопка 1 , Кнопка 2 и Кнопка 5 . Внизу откроются ворота. Спрыгивайте и бегите через ворота к большому сломанному мосту.

Если вы посмотрите вверх и влево, вы увидите ос, выходящих из пещеры. В общей сложности 21 оса выйдет одна за другой, так что вы можете либо застрелить их всех сейчас, либо продолжить карабкаться и стрелять в них, когда они приближаются. Осы имеют светящиеся брюшки, которые освещают невидимые платформы над мостом.

Бегите к сломанной части моста и поверните налево. Вы заметите кристалл в пещере. Встаньте на левый край и прыгните с разбега, чтобы схватиться за край пещеры. Поднимитесь и возьмите кристалл усиления.

Подойдите к краю пещеры, посмотрите на мост и поверните налево. Прыгните вперед по склону, чтобы приземлиться на частично прикрытый выступ скалы. Подпрыгните, чтобы ухватиться за каменный выступ наверху, и поверните направо. Совершите прыжок с разбега, чтобы схватиться за коричневый блок и подтянуться. Повернитесь по диагонали вправо и совершите прыжок с разбега, чтобы приземлиться на невидимый блок. Блок можно увидеть, если Осы пролетят над ним или воспользуются сигнальной ракетой.

Подойдите к краю и прыгните с места на треугольный блок в верхней части конструкции моста. Совершите еще один прыжок с места на невидимую платформу прямо перед осиным гнездом. Вы можете прикончить всех ос отсюда, а затем прыгнуть с разбега в маленькую пещеру на Секрет № 1 и небольшой медицинский пакет, обоймы Desert Eagle и гранаты.

Прыгните обратно к невидимому блоку, а затем к желтовато-коричневому мосту тем путем, которым вы пришли. Перепрыгните на невидимый блок между мостами, а затем на другую сторону. Прыгните назад и спрыгните на мост. В дальнем конце моста по небольшой дорожке слева вы найдете Малый Медипак. Обернитесь и войдите через небольшой туннель в стене с правой стороны моста.

Подготовьте свое лучшее оружие и следуйте по пути к меньшему мосту. Когда вы подойдете к арке, на вас нападут 2 супермутанта. Бегите по ступенькам и уклоняйтесь от двух качающихся горелок. Бегите направо и следуйте по ступенькам наверх. Вы увидите луч света посреди прямоугольной комнаты. Из этой комнаты ведут 4 прохода, каждый из которых приведет вас в другую область, где вы найдете одну из четырех Океанических масок. Вы можете выполнять их в любом порядке.

Ворота Элемента Воздуха

Лицом к лучу света от входа идите налево. Ворота закроются за вами. Продолжайте идти вперед в лабиринт. Чтобы найти выход и большинство пикапов по пути, просто продолжайте идти по лабиринту, всегда придерживаясь левой дорожки.

Сначала вы найдете несколько зажимов для УЗИ. Продолжайте идти по пути налево и убейте Осу. Сразу за осой находится блок с вырезанным на нем лицом. Толкните его вперед и возьмите сигнальные ракеты и небольшой медицинский пакет слева.

Продолжайте двигаться вдоль левой стены, чтобы найти патроны для дробовика, гранаты и, наконец, пандус, ведущий к выходу. Есть более быстрый путь через лабиринт, но вы пропустите все эти предметы.

Наверху рампы вы увидите три бревна с шипами. Подпрыгните на уступ слева или справа. Прыгайте боком на другой уступ, чтобы избежать катящегося бревна с шипами, а затем снова прыгайте назад. Когда вы подниметесь, другой набор бревен с шипами начнет катиться вниз. Уклоняйтесь от них, как и раньше, а затем продолжайте подниматься по рампе, чтобы схватить Первая океаническая маска .

Когда вы встанете на пьедестал, справа откроется дверь. Бегите в нишу и оставайтесь в дальнем правом углу. Дверь снова закроется, позволяя вам пройти. Спрыгните в дыру слева и плывите через туннель. Вытащите, бегите по проходу и поверните на первом повороте направо. Синие ворота откроются автоматически, когда вы приблизитесь. Это приведет вас в комнату у основания луча света. Позже вы разместите здесь все Океанические маски.

Поднимитесь по лестнице на другой стороне комнаты обратно в комнату с элементальными воротами. На этот раз продолжайте идти вперед через Врата Элементалей Земли.

Ворота Элемента Земли

Спрыгните в мутную воду и следуйте по проходу справа. Голова Лары будет просто под водой, но она все равно сможет дышать. Следуйте по грязной реке до тех пор, пока не сможете подняться на несколько ступенек. Поднимитесь на третью ступеньку и развернитесь. Перепрыгните через небольшую каменную стену на плоское место на другой стороне. Затем прыгните с места на плоское место на каменном столбе посередине.

Теперь поверните налево и прыгните с места через грязную реку к плоскому блоку на другой стороне прямо перед символом, выгравированным на стене. Поднимитесь в лаз в стене и спрыгните с другой стороны. Поднимите малый медицинский пакет и потяните переключатель , чтобы сбросить блок с потолка, который позволит вам позже получить секрет № 2.

Поднимитесь обратно по лазу и спрыгните в мутную реку. Выходите на ступеньки, как раньше. На этот раз поднимитесь по ступенькам и пройдите через проход. Следуйте вдоль правой стены, пока не дойдете до каменного моста. Возможно, вам придется убить Осу или двух по пути.

Бегите по мосту до Второй Океанической Маски . Выбраться немного сложнее, так как землетрясение начинается в тот момент, когда вы берете маску. Вернитесь на полпути через мост и выйдите на уступ справа. Если вы посмотрите вниз через край, вы можете увидеть внизу плоский камень.

Прыгните назад с края и совершите прыжок с места, чтобы приземлиться точно на скалу внизу.

Если вы сделаете это неправильно, вы будете раздавлены падающими камнями. Вы все равно получите некоторый урон, но вы должны выжить, если у вас полное здоровье. Поверните налево и прыгните с места на выступ скалы за углом. Подойдите к краю и прыгните с разбега на плоский камень возле входа в туннель.

Пройдите через туннель. Ворота не откроются, поэтому поверните направо и прыгайте, чтобы схватиться за лестницу. Спуститесь или спуститесь на дно. Бегите по коридору и забирайтесь на блок в конце. Продолжайте движение и скользите вниз по наклонным блокам. Уклонитесь от 2 качающихся горелок и потяните переключатель с другой стороны. Это откроет люк над лестницей в конце прохода.

Поднимитесь по лестнице, развернитесь и подождите, пока люк закроется. Вы можете перебежать через него налево и через синие ворота, которые вернут вас в комнату у основания луча света.

Поднимитесь по лестнице еще раз и на этот раз пройдите через проход справа от луча света.

Ворота Элемента Воды

Бегите до конца прохода, а затем лебедем ныряйте в бассейн внизу. Проплывите через туннель у основания пола. Вы попадете в комнату с 4 туннелями за вращающимся лезвием. Проплывите через туннель слева и подтяните воздух.

Потяните подводный рычаг , который откроет временную дверь в правом туннеле. Выплывите и пройдите через правый туннель. Подплывите к воздушному карману на самом верху, чтобы перевести дух.

Теперь вы находитесь в комнате с 4 вращающимися колесами. На выступах между лезвиями есть несколько вкусностей, которые вы можете схватить, если вы в отчаянии. Нырните вниз и повернитесь лицом к уступу с клипсами Узи. Проплывите мимо двух вращающихся колес и войдите в туннель справа вверху. Потяните за подводный рычаг . Это открывает ворота в той же стене внизу в центре.

Выплывите и проплывите через нижний центральный туннель. Выйдите из воды и возьмите третью океаническую маску 9.0004 . Возьмите Power-Up Crystal справа и потяните переключатель , чтобы открыть ворота в комнате с 4 туннелями.

Нырнуть в воду и проплыть через туннель. Продолжайте движение прямо мимо 4 лезвий и пройдите через туннель прямо напротив. Примерно на полпути вы столкнетесь с еще одним подводным рычагом . Потяните его, чтобы открыть ворота впереди. Продолжайте плыть по туннелю обратно в комнату с 4 туннелями.

На этот раз плывите через нижний центральный туннель. Следуйте по проходу, и вы окажетесь на мелководье, по которому можно пройти. Продолжайте идти и плывите с другой стороны. Следуйте по небольшому проходу, а затем плывите вверх по длинной шахте. Вытяните, а затем потяните Переключатель наверху, который сбрасывает вас через люк в проход внизу. Поверните налево и выходите через синие ворота обратно в комнату у основания светового луча.

Поднимитесь по лестнице и на этот раз пройдите через последний проход на другой стороне светового луча.

Ворота Элемента Огня

Прыгните с разбега на первый блок слева, а затем прыгните с разбега на блок на дальней стене. Поверните направо и прыгните с разбега, чтобы схватить нижний блок вдоль каменной стены.

Поверните направо по диагонали, прыгните с разбега на столб с Большим Медицинским пакетом и быстро вернитесь к блоку, из которого вы пришли, прежде чем вспыхнет пламя. Прыгайте обратно к блоку, а затем прыгайте с разбега к выходу слева.

Идите вперед и откроется люк. Лара соскользнет в комнату с огнедышащими статуями. Совершите прыжок с места к центру комнаты, чтобы ухватиться за первый невидимый блок.

Когда статуя вот-вот перестанет дышать огнём, подтянитесь и немедленно совершите прыжок с места, чтобы ухватиться за второй невидимый блок. Пройдите немного левее, подтянитесь и совершите прыжок с разбега, чтобы ухватиться за выступ справа между статуями. Потяните вверх и потяните Переключите , чтобы выключить последнюю статую.

Развернитесь и прыгните с места, чтобы схватиться за край последнего невидимого блока. Когда огонь прекратится, подтянитесь и прыгните с разбега к выходу справа. Синие ворота откроются автоматически. Уклоняйтесь от качающейся горелки и возьмите Четвертую океаническую маску .

Поднимитесь по проходу справа и пройдите через синие ворота обратно в комнату у основания столба света. Теперь, когда у вас есть все маски, вы можете поместить их в их контейнеры сейчас или подождать, пока у вас не появится второй ключ Ули.

Вторая секретная комната и комната супермутантов

Поднимитесь по лестнице и спуститесь по коридору, который является входом в эту комнату. Вы заметите блок в середине комнаты, который упал, когда вы потянули рычаг ранее. В этой комнате будут появляться осы, если вы еще не разобрались с ними.

Один раз толкните блок вперед, заберитесь на него и прыгайте на лестницу справа. Поднимитесь наверх и спрыгните с другой стороны, чтобы найти Secret #2 . Увернитесь от пылающей горелки и проползите через проход к кристаллу усиления и большому аптечке. Вернитесь в комнату с осами и подвижным блоком.

Глядя на 2 качающиеся горелки, поверните направо и идите в конец комнаты. Следуйте по проходу налево и потяните рычаг , чтобы открыть синие ворота. Двигайтесь медленно, пока вы не откроете трое ворот с супермутантами за ними. Есть один спереди, один слева и один справа. Сначала откроются передние ворота, затем правые, а затем левые. Используйте мощное оружие, такое как ракетная установка или MP5, и стреляйте влево и вправо, чтобы уничтожить их.

Пройдите через левые ворота и потяните переключатель , чтобы поднять платформу в комнате супермутантов. Вернитесь через ворота, поверните налево и заберитесь на серый блок. Прыгните с места на серую платформу и бегите вправо, перепрыгивая пропасть. Пройдите через лаз в комнату с переключателями.

Комната переключателей

Перед вами и одна слева качается горелка. Если вам нужна еще добыча, прыгайте с разбега и проползайте через проход слева, чтобы найти зажимы для Узи и сигнальные ракеты. В противном случае прыгайте с разбега к правому проходу и проползайте, чтобы вытащить 9.0003 Переключатель №1 . Это ничего не сделает, пока вы не потянете следующий переключатель.

Прыгните с разбега в проход справа, напротив входа. Проползите и потяните Переключатель #2 . Это опустит уступ немного ниже. Выползите, поверните направо и трижды спрыгните вниз. Обернитесь и прыгните с разбега на уступ на том же уровне.

Прыгните с места на земляной блок внизу. Повернитесь направо, сделайте шаг назад и совершите прыжок с места на коричневый блок. Спрыгните с другой стороны на уровень земли и потяните Переключатель №3 .

Между блоком грязи и коричневым блоком, на который вы только что прыгнули, находится триггер, который выпустит 14 ос. Либо избегайте той части пола, которая проходит между блоками к другой стороне комнаты, либо активируйте их сейчас и убейте их всех, чтобы вы могли продолжить.

Поднимитесь обратно на коричневый блок слева и совершите прыжок с места, чтобы схватиться за более высокий блок грязи. Поверните налево и совершите прыжок с места, чтобы схватиться за серую платформу. Поверните налево и прыгните с разбега на платформу рядом с переключателем. Потяните Переключайтесь #4 и быстро переворачивайтесь налево на блок грязи, так как платформа, на которой вы стоите, рухнет. Это также поднимет платформу в другом месте.

Поверните налево и прыгните с места, чтобы схватиться за серую платформу. Поднимитесь и прыгните с разбега на серую платформу в углу. Развернитесь и прыгайте прямо вверх, чтобы схватиться за более высокую платформу. Поднимитесь на блок, а затем пройдите по лазу, чтобы еще раз потянуть Переключатель № 2 . Он должен быть в поднятом положении.

Выползите обратно и спрыгните 2 раза вправо. Поверните налево и прыгните с места на серую платформу под уступом с качающейся горелкой. Сделайте один шаг назад и совершите прыжок с места, чтобы приземлиться на серый выступ под центральной дорожкой. Поверните налево, подпрыгните, чтобы схватиться за нижнюю часть дорожки, и обезьяна переберется на другую сторону. Спрыгните вниз и потяните Переключатель #5 , чтобы открыть двойные двери на уровне земли.

Обезьяна вернитесь к серой платформе, поверните налево и прыгните с действием, чтобы приземлиться в воде внизу, не получив никакого урона. Вылезайте и бегите через двойные двери, обязательно перепрыгивая через пол в одном квартале от двойных дверей, чтобы не вызвать срабатывание ос, если вы их еще не убили.

Бегите к большому открытому участку с мелкими бассейнами. В этой области также появляются осы, но вы можете их избежать.

Пройдите через неглубокий бассейн и поверните направо. В правом углу, со стороны входа, вы найдете Второй ключ Ули на небольшом уступе.

От входа пройдите в дальний левый угол и поднимитесь по лестнице наверх. Сойдите налево и потяните переключатель, чтобы открыть ворота. Используйте второй ключ Uli на замке рядом с воротами. Если вы еще не поместили маски Oceanic в контейнеры, сделайте это сейчас.

Последний обход за последней тайной

К настоящему времени луч света должен был остановиться. Если вы упадете в дыру в центре, вы закончите уровень, но есть еще один секрет, который нужно найти!

Вернитесь через синие ворота тем путем, которым вы пришли, и безопасно спуститесь на большую площадку внизу. Выйдите с другой стороны комнаты и пройдите через двери обратно в комнату переключения.

Потяните переключатель на первом этаже, который был переключателем № 3 в прохождении выше. Поднимитесь по коричневому блоку слева, а затем прыгните на блок грязи. Обернитесь и совершите прыжок с места, чтобы схватиться за серую платформу. Подтянитесь и прыгните с разбега, чтобы схватиться за серую платформу на другой стороне комнаты. Подтянитесь, развернитесь и подпрыгните, чтобы схватиться за дорожку наверху. Поднимитесь на блок справа и бегите через проход к Switch #6 . Сохраните игру здесь.

Когда вы потянете этот переключатель, дверь у основания сломанного моста откроется, но у вас есть только 2 минуты, чтобы добраться туда. У вас должно быть много времени, если вы будете следовать этим инструкциям.

Потяните Переключатель #6 , катитесь и бегите из прохода. Как только вы упадете в нижнюю часть дорожки, перевернитесь вправо один раз, а затем еще раз. Прыгайте вперед и выбегайте из двойных дверей справа.

Бегите через открытую комнату с мелкими бассейнами в дальний левый угол и поднимайтесь по лестнице. Сходите налево. Пробегите комнату с масками и поднимитесь по лестнице. Продолжайте идти вперед по проходу впереди, а затем внизу поверните налево, чтобы пройти мимо входа с двумя качающимися горелками. Бегите до конца моста и спрыгивайте с края справа.

Если вам повезет, дверь в Secret #3 все еще будет открыта, где вы можете получить Power-Up Crystal, клипсы Desert Eagle и большой медицинский пакет.

Вернитесь вверх по блокам на мост.

Вернитесь тем путем, которым вы пришли в комнату с масками и спрыгните в отверстие в центре. Спуститесь по проходу, чтобы закончить уровень.

Следующий уровень: Метеоритная пещера

Назад: Расхитительница гробниц 3 Прохождение

 

Любовное зелье Пар Нестер — Искусство на холсте

  • Красные бирки с указанием процента

Выберите тип продукта

  • icanvas.com/canvas-print/the-love-potion-par-nesterov-bmn12071″ data-anchor-group-default=»1PC6-26×26″ data-anchor-group-advanced=»1PC6-26×26″ data-group-default=»active» data-group-advanced=»active»>

    Холст

  • Холст в рамке

  • Печать в рамке

Выберите формат

  • 1 кусок

Выберите размер (дюймы)

  • MINI
    12×12

  • СРЕДНЯЯ
    16×16

  • МАЛЕНЬКИЙ
    18×18

  • БОЛЬШОЙ
    24×24

  • СРЕДНЯЯ
    26×26

некоторых размеров временно нет в наличии

Выберите толщину

  • СТАНДАРТ [1,5 ДЮЙМА ТОЛЩИНОЙ]
  • ТОНКИЙ [. 75″ ТОЛЩИНА]
  • 1 дюйм

Выберите толщину рамы

  • Белая матовая плавающая рамка

    [толщина 2 дюйма]

  • Пятнистая золотая плавающая рамка

    [толщина 2 дюйма]

  • Стандартная плавающая рама для шампанского

    [толщина 2 дюйма]

  • Классическая плавающая рама из темного дерева

    [толщина 2 дюйма]

  • Проблемная белая плавающая рамка

    [толщина 2 дюйма]

  • Состаренная черная плавающая рама

    [толщина 2 дюйма]

  • Плавающая рама из темного деревенского дерева

    [толщина 2 дюйма]

  • Пятнистая серебряная плавающая рамка

    [толщина 2 дюйма]

  • Черная матовая плавающая рамка

    [толщина 2 дюйма]

  • Обернутый холст для галереи (без рамки)

  • Тонкий черный матовый

    [0,75″ ШИРИНА]

  • Роскошный черный

    [ШИРИНА 1,5″]

  • Классическая рамка из темного дерева

    [ШИРИНА 1,25″]

  • Каркас из натурального дерева

    [ШИРИНА 1,25″]

  • Пятнистая золотая рамка

    [ШИРИНА 1,25″]

  • Белая матовая рамка

    [ШИРИНА 1,25″]

  • Черная матовая рамка

    [ШИРИНА 1,25″]

  • Изысканное золото

    [ШИРИНА 2 ДЮЙМА]

Выберите цвет рамы

Выберите рамку

  • Черный матовый

    ШИРИНА 1,25″

  • Черный матовый

  • Белый матовый

  • Тонкий черный матовый

    ШИРИНА 0,75 ДЮЙМА

  • НОВИНКА

    Роскошный черный

    ШИРИНА 1,5 ДЮЙМА

  • Пятнистое золото

  • Пятнистое серебро

  • Белый матовый

    ШИРИНА 1,25″

  • Темное дерево

  • Пятнистое золото

    ШИРИНА 1,25″

  • Черный состаренный

  • НОВИНКА

    Изысканное золото

    ШИРИНА 2 ДЮЙМА

  • Белый состаренный

  • Натуральное дерево

    ШИРИНА 1,25″

  • Классическое дерево

    ШИРИНА 1,25″

  • Классическое дерево

  • Шампанское

REG

СКИДКА 40% —

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА

В настоящее время недоступен

Приворотное зелье Пар Нестеров, 1888 г.