Возраст князя игоря: Князь Игорь биография кратко – самое важное о правлении на Руси, внешняя и внутренняя политика

Образ и характеристика князя Игоря в поэме «Слово о полку Игореве»

Князь Игорь Святославович – герой художественного произведения и реальный персонаж истории Руси. Характеристика и образ Игоря в «Слове о полку Игореве» вводят читателя в сложное время княжеских междоусобиц и поиска воинской славы русскими князьями.

Молодой древнерусский князь

Игорь – князь небольшого города Древней Руси. Он управлял Новгород-Северским, расположенным в Черниговской области (земле). Князь женат на дочери князя Ярослава, правящего на Галицких землях. Годы жизни князя – 02.04.1151г – 1201 (1202)г.

Характеристика персонажа складывается из сюжета произведения. Игорю во времена описываемых событий 34 года. Автор считает, что это молодой князь:

«молодых настало время», «загубили юность».

Для современного восприятия это несколько спорно, но если знать возраст отцов, то 34 года – это только становление мужчины. Игорь – удивительный человек. Его так сильно любит Ярославна, что ее плач слышат не только люди, но и ветер, солнце, река. Отношение к князю меняется после плача жены. Читатель понимает, насколько дорог Игорь его семье, княжеству.

Игорь – воин

Автор не показывает, как бьется князь, он подбирает для него эпитеты: удалой, храбрый, отважный. Опора Игоря – мужество. В награду за победу князь берет саблю и поверженный стяг. В бою князя ранили. Автор пишет о стойкости мужчины: израненный он пытается вернуть в строй испуганных дружинников, обращается к воинам со славами поддержки. Нет слов о страхе, жажде власти, порабощении пленных. Игорь воин – патриот. Ему нужна свобода для русских земель. Его цель – заставить хана перестать «гулять по русским землям», устраивая «кровавые пиры».

Большинство исследователей считают, что Игорь – эгоистичен. Он захотел быстрой славы. Ему уже представлялось, как о нем будут складывать песни, восхваляя доблесть и отвагу:

«нашу славу силой мы возьмем, а за ней поделим и былую».

Новгород-Северского князя больше интересует своя слава, чем честь Руси. Об Игоре сложили «Слово …», но в не трагизм и горе, а поход стал примером необдуманного поступка молодых князей, воспитанных на славе отцов. Князь – любимый муж, смелый полководец, крепкий семьянин, настоящий брат. Князь – эгоистичный мужчина, неверующий человек, хитрец и лжец. Именно такое соединение в одном человеке противоположных качеств привело его сначала в плен, а потом к переоценке своих действий.

Смысл похода

Игорь стремится напасть на половцев. Он надеется на легкую победу. Должен сработать план неожиданно наглый. Игорь идет в половецкие земли. Он думает, что его там не ждут, и победа будет быстрой. Гордость, решительность перемешиваются с молодецкой самонадеянностью, непредусмотрительностью. Видно из текста, что князь Игорь вспыльчив. Он не способен трезво оценивать ситуацию. Что предлагает автор «Слова…»? Совет старших, единство сил. Игорь должен был взять в союзники не одного брата, а предложить всем русским князьям. Если 2 войска бились 3 дня, и полчища половцев не могли их одолеть даже на своей земле, то бой единой Руси длился бы час. Исторические документы перечисляют всех князей, принявших участие в походе: Всеволод, Святослав (г.Рыльск), Владимир (г.Путивль), дружина ковуев. В тексте «Слова…» автор уделяет внимание только братьям. Он выводит на первый план тему братства, воинского и семейного. Тесные родственные узы на Руси всегда подтверждались крепкой дружбой и поддержкой. Обратись князь Игорь к Святославу, нашлись бы смельчаки, не оказалась бы русская дружина одна в половецкой степи. Вражьих полков было столько, что автор сравнил их количество с лесом.

Предзнаменование свыше

Автор показывает интересное природное явление — солнечное затмение. Природа предупреждает дружину – быть беде. Затмение настолько сильное, что сложно ему не придать значения.

«Пало князю на ум хотение (желание), И жажда (славы) ему знамение застила (закрыла)».

Игорь не верит приметам, с призывом о предстоящей битве обращается к своей дружине и идет в земли врагов. Предостережение требовала сконцентрироваться, оценить происходящие вокруг события. Стихия и животный мир сначала не союзники, а противники князя. В конце повествования Игорь бежит из плена, а природа, птицы и звери показывают ему путь и помогают добраться до родных земель.

Князь Игорь – Самарский театр оперы и балета

О спектакле ЛибреттоСМИДействующие лица

Краткое содержание

Действие
происходит в Путивле и в половецком
стане в 1185 году.


Первое действие

Пролог

Площадь в Путивле

       Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода.

       Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Он обходит ряды дружинников и ратников.

      Два гудошника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие. Они решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить «сытно и пьяно».

      Приходят прощаться княгиня и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что долг и честь велят ему идти в поход. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот благодарит Игоря за поддержку в трудную минуту и обещает отплатить услугой за услугу. Из собора выходит священник и благословляет Игоря и рать. 

       Проходит время. Игоря в Путивле давно нет.   

Княжеский двор князя Галицкого

      Народ гуляет, пьёт и веселится. Всем заправляют   скоморохи Скула с Ерошкой – они не любят скуки, пьяная и сытная жизнь у князя им по нраву. Сестру свою, Ярославну, князь Галицкий хочет отправить в монастырь.

      Во двор вбегает толпа девушек.  Выкрали их подругу, и они просят отпустить её. Князь издевается над девушками и прогоняет их. Разгульная жизнь продолжается…

Терем  Ярославны

      Ужасные предчувствия охватили княгиню – от Игоря давно нет вестей. Жив ли любимый супруг?

      Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли просительницы. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.

      Врывается князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки с криком убегают. Ярославна упрекает Владимира в бесчинствах и требует немедленно освободить девушку.   Галицкий нагло отвечает, что все люди в Путивле за него, и что он сам, если захочет, будет здесь править.  Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и прогоняет Галицкого.   Оставшись одна, Ярославна  признаётся, что борьба ей не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.

Входят думные бояре. Они пришли с плохими вестями. Бояре  рассказывают, что на  Путивль  идут  половцы, русская рать разбита, а  Игорь  вместе с  братом   и   сыном 

попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что Путивль выстоит, что его крепость –  в вере людей в Бога, в верности князю и княгине, в любви к родине.  Слышен звон набатного колокола, виднеется зарево пожара. 

Второе действие

Половецкий стан

      Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. Половецкий дозор обходит стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.

      Вбегает Владимир, сын Игоря. Юноша охвачен сладостным ожиданием своей возлюбленной. В окружении подруг появляется Кончаковна. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Юноша слышит шаги отца, влюблённые расстаются…

      Входит Игорь. С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур, которого в свое время Игорь великодушно отпустил из русского плена. Овлур предлагает князю бежать, чтобы спасти Русь. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но слова Овлура заставляют его задуматься…

      Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием, но Игорь повторяет, что в плену жить не может. Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Путивль

 Плач Ярославны.

    Вдали появляются два воина. Один из них в половецкой одежде,  другой – в русских воинских доспехах. Они приближаются, и   Ярославна узнает в русском воине любимого супруга. Князь Игорь вместе с Овлуром возвращается в Путивль. Князь бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости. Ярославна спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь рассказывает, что бежал из плена и снова готов собрать полки на битву с захватчиками.

Эпилог

     На площади появляются хмельные Ерошка и Скула. Они поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Гудошники   понимают, что им не поздоровится из-за их измены. Что же им делать?  Бежать   некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

Наш ответ Любимову
Валерий Иванов
«Самарские известия», 09. 11.2013

В Самаре солисты ведущих музыкальных театров исполнили «Князя Игоря»
Светлана Дильдина
«niasam.ru», 03.11.2013

“КНЯЗЬ ИГОРЬ” НА СЦЕНЕ САМАРСКОЙ ОПЕРЫ
samaralife.com

Князь Игорь
Армен Арутюнов
«Самарская губерния в сердце России.» Весна 2011 

«Солнцу красному слава! Князю Игорю слава!»
Нина Ванина
«Самарская газета» 24.02.2011

В самарском театре оперы и балета состоялась премьера – опера «Князь Игорь»
 ГТРК «Самара» 22.02.2011

Первыми оперу «Князь Игорь» увидели дети и ветераны
 Кирилл Ляхмов. Видео Андрея Сёмочкина
«63.ru» 17.02.2011

«Князь Игорь» — 2011
 Валерий Иванов. Фото Юрия Стрельца
 «Самарские известия» 22.02.2011

Со счастливым финалом
 Ксения Аитова, Андрей Рымарь. Фото Дмитрия Бурлакова
 «Волжская Коммуна»  21.02.2011

Князю Игорю слава!
 Армен Арутюнов
«Новая Газета в Поволжье»

Вячеслав Окунев: «Хотелось бы, чтобы премьера была культурным событием»
 Ксения Аитова. Фото ИТАР-ТАСС
 «Волжская Коммуна» 18.02.2011

В самарском театре оперы и балета сегодня премьера — опера «Князь Игорь»
ГТРК «Самара» 18.02.2011

И грянул хор!
Катерина Петрова, Андрей Цедрик Фото: Дмитрий Бурлаков
«Волжская Коммуна» 18.02.2011

Сегодня Театр оперы и балета играет премьеру «Князя Игоря»
Андрей Цедрик. Фото Дмитрия Бурлакова
ВОЛГА НЬЮС 18.02.2011

Юрий Александров: «Нет плохих актеров, есть плохие режиссеры и дирижеры»
 Валерий Иванов. Фото Юрия Стрельца
 «Самарские известия» 18.02.2011

В оперном театре прошла первая постановка «Князя Игоря»
Николай Четвергов
«63.ru» 18.02.2011

Премьера в оперном театре
 Виталий Спирин
ТолькоЧто.Ru 18.02.2011

Княжеская опера
Нина Ванина
«Самарская газета» 17.02.2011

Декорации для постановки в Самарской опере «Князя Игоря» изготовит поставщик Большого театра
ВОЛГА НЬЮС 08.12.2010

В опере «Князь Игорь» актеры будут усыпаны жемчугами и стразами
 Мария Мирошниченко. Фото Александра Архипова
«Комсомольская правда» 16.02.2011

Премьера с чистой совестью
Ксения Аитова
«Волжская Коммуна» 15.02.2011

Спектакли возвращаются на сцену оперного театра
Илья Поляков
«РегионСамара.ru» 19.01.2011

В Самарском театре оперы и балета готовятся к премьере спектакля «Князь Игорь»
ГТРК «Самара» 14.01.2011

«Князь Игорь» станет «первым» на сцене оперного
«Губернский портал Самара.ру» 14.02.2011

Постановкой «Князя Игоря» в Самаре руководит режиссер Мариинки
Кирилл Ляхманов
«63.ru» 06.02.2011

В ожидании оперного праздника
Валерий Иванов
«Самарские известия» № 26 (5974) от 16.02.2011

В ожидании праздника
Ксения Аитова
«Волжская Коммуна» 08.02.2011

Юрий Александров: «Просто хочу ставить там, где мне хорошо»
Ксения Аитова
«Волжская коммуна» 20.01.2011

Вернуться к первоисточнику
Наталья Эскина
Газета «Браво», октябрь 2010 г.

Свет драматургический так же силен, как и тьма
Наталья Эскина
Газета «Браво», октябрь 2010 г.

Юрий Александров: «В Самаре должен быть праздник»
Андрей Рымарь
«Волжская коммуна» 02.10.2010

В январе в Самаре покажут премьеру оперы «Князь Игорь»
Новости@mail.ru 23.09.2010

  1. Купить билет Пушкинская карта

О спектаклеЛибреттоСМИДействующие лица

Краткое содержание

Действие
происходит в Путивле и в половецком
стане в 1185 году.


Первое действие

Пролог

Площадь в Путивле

       Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода.

       Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Он обходит ряды дружинников и ратников.

      Два гудошника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие. Они решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить «сытно и пьяно».

      Приходят прощаться княгиня и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что долг и честь велят ему идти в поход. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот благодарит Игоря за поддержку в трудную минуту и обещает отплатить услугой за услугу. Из собора выходит священник и благословляет Игоря и рать. 

       Проходит время. Игоря в Путивле давно нет.   

Княжеский двор князя Галицкого

      Народ гуляет, пьёт и веселится. Всем заправляют   скоморохи Скула с Ерошкой – они не любят скуки, пьяная и сытная жизнь у князя им по нраву. Сестру свою, Ярославну, князь Галицкий хочет отправить в монастырь.

      Во двор вбегает толпа девушек.  Выкрали их подругу, и они просят отпустить её. Князь издевается над девушками и прогоняет их. Разгульная жизнь продолжается…

Терем  Ярославны

      Ужасные предчувствия охватили княгиню – от Игоря давно нет вестей. Жив ли любимый супруг?

      Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли просительницы. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.

      Врывается князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки с криком убегают. Ярославна упрекает Владимира в бесчинствах и требует немедленно освободить девушку.   Галицкий нагло отвечает, что все люди в Путивле за него, и что он сам, если захочет, будет здесь править.  Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и прогоняет Галицкого.   Оставшись одна, Ярославна  признаётся, что борьба ей не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.

Входят думные бояре. Они пришли с плохими вестями. Бояре  рассказывают, что на  Путивль  идут  половцы, русская рать разбита, а  Игорь  вместе с  братом   и   сыном 

попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что Путивль выстоит, что его крепость –  в вере людей в Бога, в верности князю и княгине, в любви к родине.  Слышен звон набатного колокола, виднеется зарево пожара. 

Второе действие

Половецкий стан

      Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. Половецкий дозор обходит стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.

      Вбегает Владимир, сын Игоря. Юноша охвачен сладостным ожиданием своей возлюбленной. В окружении подруг появляется Кончаковна. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Юноша слышит шаги отца, влюблённые расстаются…

      Входит Игорь. С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур, которого в свое время Игорь великодушно отпустил из русского плена. Овлур предлагает князю бежать, чтобы спасти Русь. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но слова Овлура заставляют его задуматься…

      Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием, но Игорь повторяет, что в плену жить не может. Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Путивль

 Плач Ярославны.

    Вдали появляются два воина. Один из них в половецкой одежде,  другой – в русских воинских доспехах. Они приближаются, и   Ярославна узнает в русском воине любимого супруга. Князь Игорь вместе с Овлуром возвращается в Путивль. Князь бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости. Ярославна спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь рассказывает, что бежал из плена и снова готов собрать полки на битву с захватчиками.

Эпилог

     На площади появляются хмельные Ерошка и Скула. Они поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Гудошники   понимают, что им не поздоровится из-за их измены. Что же им делать?  Бежать   некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

Наш ответ Любимову
Валерий Иванов
«Самарские известия», 09. 11.2013

В Самаре солисты ведущих музыкальных театров исполнили «Князя Игоря»
Светлана Дильдина
«niasam.ru», 03.11.2013

“КНЯЗЬ ИГОРЬ” НА СЦЕНЕ САМАРСКОЙ ОПЕРЫ
samaralife.com

Князь Игорь
Армен Арутюнов
«Самарская губерния в сердце России.» Весна 2011 

«Солнцу красному слава! Князю Игорю слава!»
Нина Ванина
«Самарская газета» 24.02.2011

В самарском театре оперы и балета состоялась премьера – опера «Князь Игорь»
 ГТРК «Самара» 22.02.2011

Первыми оперу «Князь Игорь» увидели дети и ветераны
 Кирилл Ляхмов. Видео Андрея Сёмочкина
«63.ru» 17.02.2011

«Князь Игорь» — 2011
 Валерий Иванов. Фото Юрия Стрельца
 «Самарские известия» 22.02.2011

Со счастливым финалом
 Ксения Аитова, Андрей Рымарь. Фото Дмитрия Бурлакова
 «Волжская Коммуна»  21.02.2011

Князю Игорю слава!
 Армен Арутюнов
«Новая Газета в Поволжье»

Вячеслав Окунев: «Хотелось бы, чтобы премьера была культурным событием»
 Ксения Аитова. Фото ИТАР-ТАСС
 «Волжская Коммуна» 18.02.2011

В самарском театре оперы и балета сегодня премьера — опера «Князь Игорь»
ГТРК «Самара» 18.02.2011

И грянул хор!
Катерина Петрова, Андрей Цедрик Фото: Дмитрий Бурлаков
«Волжская Коммуна» 18.02.2011

Сегодня Театр оперы и балета играет премьеру «Князя Игоря»
Андрей Цедрик. Фото Дмитрия Бурлакова
ВОЛГА НЬЮС 18.02.2011

Юрий Александров: «Нет плохих актеров, есть плохие режиссеры и дирижеры»
 Валерий Иванов. Фото Юрия Стрельца
 «Самарские известия» 18.02.2011

В оперном театре прошла первая постановка «Князя Игоря»
Николай Четвергов
«63.ru» 18.02.2011

Премьера в оперном театре
 Виталий Спирин
ТолькоЧто.Ru 18.02.2011

Княжеская опера
Нина Ванина
«Самарская газета» 17.02.2011

Декорации для постановки в Самарской опере «Князя Игоря» изготовит поставщик Большого театра
ВОЛГА НЬЮС 08.12.2010

В опере «Князь Игорь» актеры будут усыпаны жемчугами и стразами
 Мария Мирошниченко. Фото Александра Архипова
«Комсомольская правда» 16.02.2011

Премьера с чистой совестью
Ксения Аитова
«Волжская Коммуна» 15.02.2011

Спектакли возвращаются на сцену оперного театра
Илья Поляков
«РегионСамара.ru» 19.01.2011

В Самарском театре оперы и балета готовятся к премьере спектакля «Князь Игорь»
ГТРК «Самара» 14.01.2011

«Князь Игорь» станет «первым» на сцене оперного
«Губернский портал Самара.ру» 14.02.2011

Постановкой «Князя Игоря» в Самаре руководит режиссер Мариинки
Кирилл Ляхманов
«63.ru» 06.02.2011

В ожидании оперного праздника
Валерий Иванов
«Самарские известия» № 26 (5974) от 16.02.2011

В ожидании праздника
Ксения Аитова
«Волжская Коммуна» 08.02.2011

Юрий Александров: «Просто хочу ставить там, где мне хорошо»
Ксения Аитова
«Волжская коммуна» 20.01.2011

Вернуться к первоисточнику
Наталья Эскина
Газета «Браво», октябрь 2010 г.

Свет драматургический так же силен, как и тьма
Наталья Эскина
Газета «Браво», октябрь 2010 г.

Юрий Александров: «В Самаре должен быть праздник»
Андрей Рымарь
«Волжская коммуна» 02.10.2010

В январе в Самаре покажут премьеру оперы «Князь Игорь»
Новости@mail.ru 23.09.2010

Князь Игорь — Астраханский государственный театр оперы и балета



Князь Игорь — Астраханский государственный театр оперы и балета

К 70-летию Великой Победы

Эпическая опера Александра Бородина в 4-х действиях с прологом

Либретто на старинный эпос «Слово о полку Игореве»? композитором.

Первое исполнение: 23 октября 1890 г.

в Мариинском театре в Санкт-Петербурге

Исполняется с одним антрактом на русском языке

В редакции Астраханского театра оперы и балета.

Премьера по адресу: 25 апреля 2015

Возрастная категория: 16+

Игорь Святославич, князь Новгород-Северский   Кондратьев Дмитрий Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Петр Мигунов (Капелла, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва) Лауреат международных и национальных конкурсов Сигбатулин Руслан
Ярославна, жена от второго брака   Татьяна Баласанова Лауреат международного конкурса Алена Диянова Лауреат международных конкурсов Елена Разгуляева
Владимир Игоревич, сын Игоря от первого брака   Лауреат международных и национальных конкурсов Александр Диянов Александр Малышко Лауреат международного конкурса Иван Михайлов
Владимир Ярославович, князь Галицкий, брат княгини Ярославны   Лауреат международного конкурса Андрей Валентий (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Минск) Дмитрий Кондратьев Лауреат международного конкурса Андрей Пуялин
Кончак, Половецкий хан   Лауреат международных и национальных конкурсов Максим Палый Вадим Шишкин
Кончаковна, дочь хана Кончака   Лауреат международных конкурсов Наталья Воробьева Лауреат международных конкурсов Ольга Войнова Лауреат международных конкурсов Зинаида Дужова
Овлур, половец христианин  Лауреат международных и национальных конкурсов Александр Диянов Александр Малышко Алексей Михайлов
Скула, гудокист   Лауреат международных и национальных конкурсов Максим Палый Лауреат международного конкурса Алексей Фролов
Ерошка, гудокист   Михаил Кухарев Алексей Михайлов Минтьен Оджаев
Медсестра Ярославны   Лауреат международных конкурсов Ольга Войнова Елена Малышева Лауреат международных конкурсов Екатерина Чернышова
половецкая девица   Лауреат международных и национальных конкурсов Воронина Оксана Лауреат международных и национальных конкурсов Старцева Евгения Лауреат международных и национальных конкурсов Шакирова Альбина
Половецкие пляски   Артисты балета театра Солисты: Анна Никонова Ксения Саулевич Лауреат Государственной премии Марий Эл Александр Зверев Заслуженный артист Удмуртской Республики Максим Мельников

Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские богатыри, девы, люди, половецкие ханы, подружки Кончаковны, ханские холопы Кончака (гриб), русские пленные, половецкие часовые, половцы — театральный хор, балет артисты ансамбля пантомимы

 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Действие происходит в русском городе Путивле и половецком стане 1185 года.

Памяти Игоря Давидовича Ойстраха (1931-2021)

Violinist.com — Новости и советы — Новости

Виктор Юзефович

4 сентября 2021, 23:21 · 14 августа в возрасте 90 лет ушел из жизни Игорь Давидович Ойстрах. Игорь был всемирно известным музыкантом, заслуженным народным артистом СССР. Выступал с лучшими оркестрами мира и как солист-скрипка, и как дирижер; и он преподавал в качестве долгосрочного профессора в Московской и Королевской Брюссельской консерваториях.

Узнав в 1974 году о смерти отца Игоря Ойстраха, легендарного советского скрипача Давида Ойстраха, Иегуди Менухин сказал: «Его смерть оставила пустоту, которая никогда не будет заполнена. Но династия Ойстрахов уже сложилась в лице его сына — гениальный скрипач Игорь Ойстрах и для будущих поколений в лице его внука Валерия».

Тем не менее, даже сегодня, спустя почти полвека, самые авторитетные издания начинают свой рассказ о смерти Игоря Ойстраха словами: «Ушел из жизни сын великого скрипача Давида Ойстраха. ..» Я сомневаюсь в этичности этого — безусловно, это художник, стоящий на своих собственных достижениях.

Любому сыну потребуется немало мужества и настойчивости, чтобы придерживаться избранного пути, унаследовав профессию отца. В случае с Игорем Ойстрахом речь идет об отце, настолько успешном в своей профессии, что его имя практически сливается в нашем сознании с самим понятием «скрипка». Не случайно вся жизнь Игоря Ойстраха стала сплошным упражнением в преодолении.

Скрипачи Игорь и Давид Ойстрах.

Ему пришлось преодолевать конкурентные, соревновательные барьеры — такие, которые традиционны почти для каждого молодого исполнителя. Добавьте к этому тот факт, что первые два послевоенных десятилетия в СССР оказались на удивление «урожайными» для скрипачей — на свет появились такие выдающиеся артисты, как Игорь Безродный, Марк Лубоцкий, Борис Гутников, Михаил Вайман.

Пришлось ему преодолевать и психологические барьеры — в сознании окружающих, недоверчиво относившихся к династиям в искусстве (как будто не закрепилась мировая культура династий Бахов, Кранахов и Дюма). И в своем уме — ведь каждый день слыша, как звучала отцовская скрипка, легко было бы поддаться убеждению в бессмысленности собственной попытки возвыситься как скрипач.

Игорь получил помощь от отца? Несомненно. Когда он был молод, это было урывками, между бесконечными гастролями по миру, когда Дэвид слушал мальчика и давал ему указания играть. Но особенно ценной была эта помощь, когда сын много лет учился в классе отца в Московской консерватории и ее аспирантуре.

Было ли покровительство со стороны отца? Конечно. В 1947 году Давид Ойстрах дал возможность сыну дебютировать с ним, исполнив скрипичный дуэт, и этот дуэт прожил на концертных площадках до 1974 года. Именно это, в основном, и погрузило Игоря в пучину международной гастрольной деятельности. Игорь тогда был еще студентом, но уже победителем нескольких престижных конкурсов.

Для меня было огромной привилегией иметь возможности, данные Игорю близостью к отцу. Какая сокровищница живительных источников музыкальных знаний открылась в начале 19 века. 50-е годы молодому скрипачу из Советского Союза, запертого за железным занавесом! А позже, в 1960-1970-е годы, в творческом общении с такими гигантами, как Отто Клемперер, Герберт фон Караян, Пабло Казальс, Иегуди Менухин, во встречах с Яшей Хейфецем, Исааком Штерном, Руджеро Риччи! И какую школу они дали ему — и как скрипачу, и как будущему дирижеру — выступлениями под управлением Герберта фон Караяна, Георга Шолти, Карло Марии Джулини, Юджина Орманди, Лорина Маазеля, Зубина Меты, Сэйдзи Одзавы, Геннадия Рождественского и Евгений Светланов!

Но воспользоваться этой привилегией, не сломаться под давлением — мало кто смог бы сделать это с такой грацией, как Игорь. Мало кто мог обратить обилие столь сильных впечатлений на пользу собственному искусству. Игорь говорил со своим авторитетом, сохранял собственное творческое лицо и неуклонно подтверждал право на собственные интерпретации музыкальных шедевров. Имя отца не гарантирует детям успешной карьеры, но Игорь действительно добился успеха. Как гласит английская пословица: «Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить». Жаль, что недоброжелатели музыкальных династий забывают эту истину.

Скрипач и дирижер Игорь Ойстрах. Фотография Лотты Мейтнер-Граф (1899–1973), использована с разрешения.

Нужно было иметь феноменальные навыки игры на скрипке, чтобы выступать вместе с Давидом Ойстрахом, стремиться играть на том же уровне, что и он. Нужно было иметь действительно сильную артистическую личность, чтобы каждый день испытывать на себе влияние мощной личности своего отца, преодолевать чувство некой эталонности, с которой воспринимались многие его интерпретации, стремиться играть в по-другому, по-своему.

В 1961 году известный французский критик Бернар Гавоти воскликнул: «Игорь больше не сын своего отца!» Тогда весь мир стал называть скрипачей «царем Давидом и князем Игорем».

После выступления Игоря Ойстраха в 1982 году в Лондоне один английский критик написал: «Он больше, чем когда-либо, похож на своего отца, и больше, чем когда-либо, играет, как он». С улыбкой прокомментировал эти слова и сам Игорь: «Если в молодые годы, когда я сознательно старался не быть похожим на отца, меня порадовал отзыв Гавоти, то спустя 20 лет высказывание его английского коллеги заставило меня не менее счастливым».

Мне посчастливилось много лет дружить и сотрудничать с Игорем Ойстрахом — особенно тесно в процессе работы над книгой «Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом» (1979), и над книгой-альбомом «Царь Давид» (2017). Эти книги просто не увидели бы свет без редких душевных качеств, большой эрудиции и удивительной памяти Игоря Давидовича. Он говорил с добротой и отзывчивостью, беспримерной любовью и уважением к отцу; и имел он способность, говоря о людях, не поминать никакого зла. Но его так много в этом мире!

Память человеческая предательски изменчива и коварна, порой склонна забывать тех артистов, тех музыкантов, которые не мелькают каждый день в публичном пространстве. Вот почему кажется не лишним в эти печальные дни напомнить о творческом «размере» Игоря Ойстраха. На протяжении всей своей жизни он, безусловно, способствовал укреплению бренда «Ойстрах» в мире.

* * *

Сегодня получил это воспоминание об Игоре Ойстрахе, присланное мне по моей просьбе, от Валентина Жука — замечательного музыканта-скрипача, дирижера, многолетнего концертмейстера оркестров Московской филармонии и Голландского радио.

Слово о моем друге Игоре Ойстрахе

Трудно писать в прошедшем времени об Игоре Ойстрахе. Кстати, мы с друзьями никогда не называли его Игорем — для нас он был Гариком.

Попробую перенестись почти на 80 (!) лет назад, когда я учился во 2-м классе ЦМШ в Москве. На одном из школьных концертов выступил незнакомый 11-летний мальчик с громкой фамилией. Я даже помню, что он играл — «Военный концерт» Кароля Липински (кто сейчас помнит это произведение!). Затем он учился у Валерии Ивановны Меренблюм.

В отличие от общеобразовательных школ, в ЦМШ занимались по 10-12 человек. Класс, в котором учился Гарик, подарил стране и миру таких музыкантов, как Марк Лубоцкий и Геннадий Рождественский. Хочу отвлечься от темы и перечислить учеников, которые были на класс старше: скрипачи Игорь Безродный, Эдуард Грач, Нина Бейлина, Рафаил Соболевский, Борис Шульгин, альтист, участник квартета имени Бородина Дмитрий Шебалин, пианисты Лазарь Берман, Евгений Малинин. , композиторы Александра Пахмутова, Роман Леденев.

Даже на этом звездном фоне Гарик гигантскими шагами шел к вершинам успеха.

Стоит помнить, что его высоко ценил не кто иной, как Яша Хейфец. Вот что рассказал мне Гарик: «В начале моего большого турне по США мне сказали, что Хейфец будет присутствовать на последнем концерте в Лос-Анджелесе. В суматохе концертов и переездов я как-то забыл об этом. Перед концертом в Лос-Анджелесе мне сказали, что Хейфец в зале. Представляете мое состояние?!»

Наши тесные творческие и дружеские связи зародились, когда я стал руководителем Ансамбля солистов Московской филармонии. Гарик всегда был у нас желанным гостем. Под его руководством мы записали восемь концертов Корелли (первые 4 были записаны с Давидом Федоровичем Ойстрахом перед его смертью), все Бранденбургские концерты Баха (в Шестом концерте солирующие альты исполнялись двумя скрипачами — Гариком и мной).