Сколько был в космосе юрий гагарин: 60 лет назад Юрий Гагарин совершил первый полет в космос

Читать онлайн «Юрий Гагарин. Первый человек в космосе. Как это было», Александр Милкус – ЛитРес

© Милкус А., текст, 2021

© Оформление обложки, АО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2021

Предисловие

Это необычная юбилейная книжка. В томе, который вы сейчас держите в руках, собраны публикации журналистов «Комсомольской правды» разных поколений, посвященные полету в космос первого человека.

Так получилось, что корреспонденты «Комсомолки» вели эту тему, передавая главного героя как эстафету. Василий Михайлович Песков первым из журналистов приехал в семью Юрия Гагарина в тот момент, когда спускаемый аппарат корабля «Восток-1» еще только входил в плотные слои атмосферы, возвращая космонавта на землю.

А на следующий день спецкоры Василий Песков и Павел Барашев единственные из советских журналистов вылетели на спецсамолете из Москвы в Саратов, чтобы привезти Гагарина в столицу на торжества, посвященные может быть самому главному событию XX века.

Владимир Губарев, Леонид Репин, Ярослав Голованов в разные годы ярко вели космическую тему в «Комсомолке».

С 1997-го историей космонавтики занимается Александр Милкус. Он собрал «Народную энциклопедию о Юрии Гагарине». Журналисты региональных редакций «Комсомолки» встречались с теми, кто помнил Юрия Алексеевича, и с их потомками, записывали рассказы о первом космонавте планеты. В «Комсомолку» присылали воспоминания очевидцы, приходили любительские фотографии космического первопроходца. В этой книге вы прочтете подборку из таких рассказов. Понятно, что с 60-х годов прошлого столетия прошло уже немало времени – где-то люди может быть невольно приукрашивают события, путают даты, добавляют деталей, которые во времена Гагарина были невозможны. Но мы специально не правили ничего и публикуем так, как рассказывали нам люди. В данном случае важны не столько досконально выверенные свидетельства, сколько эмоции, картинки того, каким запомнился Юрий Гагарин самым разным людям – тем, с кем он встретился на несколько мгновений, и тем, кто с ним дружил многие годы, служил вместе, вместе отдыхал.

Нам важно показать в этой книге Юрия Алексеевича Гагарина таким, каким его увидели современники, каким его запомнили в народе. Потому что Гагарин – самый что ни на есть народный герой.

Владимир Сунгоркин,

генеральный директор медиахолдинга «Комсомольская правда»

Уважаемый читатель!

Вы держите в руках подарочное издание «Комсомольской правды», посвященное 60-летию первого полета человека в космос.

У «Комсомолки» исторически складывались теплые отношения с космонавтикой. Можно сказать, что первый литературный портрет Юрия Гагарина написал один из лучших ее авторов – замечательный журналист Василий Михайлович Песков, рассказав советским людям, да и всему миру о личности первого космонавта, его страстной натуре, волевом характере и любви к Родине как главном источнике его подвига.

Об истории космонавтики много и с любовью писали замечательные журналисты «Комсомолки» Ярослав Голованов, Владимир Губарев, Леонид Репин. Последние без малого четверть века космическую тему в газете ведет Александр Милкус, составивший «Народную энциклопедию о Юрии Гагарине», в которой собраны воспоминания современников о первом космонавте планеты, редкие фотографии, запечатлевшие для нас мгновения его жизни в семье и на службе, его встречи с простыми людьми, друзьями и коллегами, художниками и политиками.

Поэтому не случайно в юбилейный год эры пилотируемой космонавтики Госкорпорация «Роскосмос» выступила партнером «Комсомольской правды» в этом проекте.

Издание иллюстрировано уникальными кадрами фотохроники, в нем вы найдете материалы ведущих журналистов «Комсомолки», посвященные Юрию Алексеевичу, его интервью, а также рассекреченные и ранее не публиковавшиеся подробности полета «Востока-1» и трагической гибели космонавта 27 марта 1968 года.

Книга рассчитана на широкого читателя, в том числе на юное поколение. Уверен, что знакомство с ней поможет современной молодежи лучше понять и прочувствовать величие подвига советского народа, совершившего исторический прорыв в космос спустя всего полтора десятилетия после лихолетья Великой Отечественной войны.

Как писал Александр Сергеевич Пушкин, «Гордиться славою своих предков не только можно»! От себя добавлю: память об их подвигах сообщает нам силу и уверенность в нашем движении в будущее!

Дмитрий Рогозин,

глава Госкорпорации «Роскосмос»

Часть 1

Первый полет человека в космос

Двенадцать дней апреля 1961-го…

Владимир Губарев

Началось буднично. После обеда приехал в Звёздный Каманин (в то время – начальник отдела по подготовке и обеспечению космических полетов Главного штаба ВВС. – Прим. ред.), собрал космонавтов.

– Принято решение правительства о полете человека в космос, – лаконично объявил Николай Петрович. – Послезавтра вылетаем на космодром.

Это было 3 апреля.

Их встречал Сергей Павлович у трапа. Каждому пожал руку.

– Как настроение, орёлики? – улыбнулся Королёв.

– Боевое, – за всех ответил кто-то, кажется, Герман Титов.

– В таком случае будем работать вместе, – сказал Сергей Павлович. – Думаю, что восьмого можно будет вывозить ракету на стартовую позицию, а десятого-двенадцатого старт. Как видите, в вашем распоряжении еще есть время.

И космонавтам, и Каманину, и Карпову (в то время – начальник Центра подготовки космонавтов. – Прим. ред.) – всем показалось, что настроение у главного конструктора хорошее, он стал мягче, добродушнее. Но едва Евгений Анатольевич Карпов остался с ним наедине, как лицо Королёва изменилось.

– Не переусердствуйте, – жестко сказал он. – Надо, чтобы летчик ушел в полет в наилучшей форме, не перегорел. Составьте поминутный график занятости командира и запасного пилота… И хочу напомнить, что вы несете персональную ответственность за готовность космонавтов к полету.

Королёв уехал.

Космонавты увидели его только на следующий день вечером, 4 апреля. Вместе с Келдышем он приехал, чтобы посмотреть примерку скафандров.

Первым свой скафандр опробовал Гагарин, хотя никакого решения о пилоте Государственная комиссия еще не приняла.

«Вернулись в гостиницу около одиннадцати ночи, – вспоминал Н.П. Каманин. – Весь день я наблюдал за Гагариным. Спокойствие, уверенность, хорошие знания – вот самое характерное из того, на что я обратил внимание».

Перед сном космонавты разговорились о запуске ракеты. Им довелось видеть его, когда летали собачка Звёздочка и манекен «Иван Иванович» в марте.

Юрий Гагарин часто рассказывал о том дне, он очень гордился, что дал имя Звёздочке:

Перед полетом врачи особенно пристально следили за состоянием здоровья Юрия Гагарина

«Нам показали дворняжку светлой рыжеватой масти с темными пятнами. Я взял ее на руки. Весила она не больше шести килограммов. Я погладил ее. Собака доверчиво лизнула руку. Она была очень похожа на нашу домашнюю собачонку в родном селе, с которой я часто играл в детстве.

– Как ее зовут?

Оказалось, что у нее еще нет имени – пока она значилась под каким-то испытательным номером. Посылать в космос пассажира без имени, без паспорта? Где это видано! И тут нам предложили придумать ей имя. Перебрали десяток популярных собачьих кличек. Но они все как-то не подходили к этой удивительно милой рыжева-тенькой собачонке. Тут меня позвали, я опустил ее на землю и сказал:

– Ну, счастливого пути, Звёздочка!

– С каким-то смешанным чувством благоговения и восторга смотрел я на гигантское сооружение, подобно башне возвышающееся на космодроме, – признается позже Гагарин».

5 апреля. Космонавты легли спать, так и не узнав, что решила утром Государственная комиссия.

Нет, на этом заседании кандидатура первого пилота не рассматривалась. Прошло сугубо деловое, техническое совещание. Только Сергей Павлович более подробно доложил Госкомиссии о системе жизнеобеспечения: он подтвердил, что она способна работать несколько суток. Члены комиссии, хотя и не подали вида, поняли, что главный конструктор имел в виду одну из аварийных ситуаций – в случае отказа двигателя корабль затормозится в атмосфере и через несколько суток совершит посадку в одном из районов земного шара. Где именно, предсказать невозможно – это будет зависеть от параметров выведения корабля.

Непредвиденных ситуаций могло возникнуть несколько сотен – большая группа конструкторов и специалистов уже несколько месяцев продумывала, как нужно действовать в каждом конкретном случае. Одним из «специалистов по авариям» был Олег Макаров, инженер конструкторского бюро и будущий космонавт.

7 апреля все космонавты отрабатывали ручной спуск. После обеда играли в волейбол. Вечером смотрели фильм о полете «Ивана Ивановича».

Королёв получил сообщение из Москвы, что старт американского астронавта назначен на 21 апреля.

За несколько часов до полета… Синий комбинезон космонавты пододевали под скафандр

АМЕРИКАНЦЫ ГОТОВИЛИ ПРЫЖОК В КОСМОС

 

Американцы еще в декабре 1960 года объявили, что Алан Шепард совершит «прыжок в космос» весной 1961 года. Точную дату они не сообщили, а потому советской разведке было поручено узнать точно, когда это будет.

Шесть летчиков из первого отряда готовились к своему старту по 18 часов в сутки. Еще не было известно, когда именно стартует «Восток», ведь 22 декабря при очередном пуске произошла авария – корабль не вышел на орбиту и упал в Восточной Сибири.

Создавалось впечатление, что действительно Алан Шепард первым окажется в космосе.

С.П. Королёв был мрачен. Он понимал, что эта весна может оказаться роковой для дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Н.С. Хрущёв, который был так благожелателен к нему и который связывал всю свою внешнюю политику с достижениями ракетной техники и полетами в космос, конечно же, не простит главному конструктору, что мы оказались вторыми. Сергей Павлович понимал, что пока «американе» отстают: прыжок через Атлантику – это не орбитальный полет, но если Шепард окажется в космосе хотя бы на несколько минут, то во всем мире будут считать их первыми…

В США в первом отряде было 7 человек.

У нас врачи сначала отобрали около 3 тысяч человек. Из них 20 составили первый отряд. На завершающем этапе была выделена «ударная шестерка» – Валентин Варламов, Юрий Гагарин, Анатолий Карташов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов. Однако вскоре Варламов и Карташов были отчислены, их место заняли Григорий Нелюбов и Валерий Быковский.

Американцы ведут испытания корабля «Меркурий».

В июле 1960 года – взрыв вскоре после старта.

В ноябре – корабль не отделился от носителя.

Через две недели – пожар на пусковом столе.

Январь 1961 года – стартует обезьяна Хэм. И только чудом она остается в живых: сначала жуткие перегрузки, потом жара, а после приводнения – долгие поиски капсулы. Только мастерство врачей спасло Хэма. Человек такое испытание выдержать не смог бы…

По замыслу конструкторов капсула «Меркурия» поднималась на высоту около 200 километров, а затем опускалась в океан приблизительно в полутысяче километров от точки старта.

Но тем не менее на 21 апреля 1961 года назначен старт Алана Шепарда.

В Советском Союзе столь же интенсивно идут испытания «Востока».

Старт 15 мая 1960 года неудачен: корабль выходит на нерасчетную орбиту.

23 июля – авария вскоре после пуска.

19 августа – корабль приземлился, но возникли серьезные замечания по системе ориентации.

1 декабря – спуск в нерасчетном районе.

22 декабря – авария в начале полета последней ступени.

И тем не менее С.П. Королёв предполагает осуществить полет человека на «Востоке» до 21 апреля. Но для этого нужно провести два автоматических полета в марте. И эти полеты кораблей должны пройти без замечаний.

В день рождения Юрия Гагарина (кто утверждает, что символических совпадений не бывает!) – 9 марта 1961 года – стартует новый «Восток».

25 марта еще один полет корабля. Вся аппаратура работала нормально, спуск прошел без замечаний.

29 марта С.П. Королёв подписывает докладную записку «О ходе экспериментальной отработки кораблей «Восток»». В ней главный конструктор подробно информирует «директивные органы» (то есть Совет министров СССР и ЦК партии) о всех деталях подготовки к полету человека. А выводы звучат так:

«Экспериментальные полеты кораблей-спутников «Восток», проведенные в период с 28 июля 1960 г. по 25 марта 1961 г., позволили надежно отработать конструкцию и бортовую аппаратуру корабля. Вместе с этим отработан также комплекс средств, обеспечивающих выполнение одновитковой программы полета и осуществление посадки в заданном районе Советского Союза.

Таким образом, этап подготовки корабля-спутника «Восток» для полета человека в космическое пространство завершен. Полученные результаты позволяют осуществить первый полет человека в космическое пространство по отработанной программе».

Перед посадкой в корабль. Справа – главный конструктор Сергей Павлович Королёв

Оборудование корабля «Восток-1»

1. Пульт пилота

2. Приборная доска с вращающимся глобусом

3. Телекамера

4. Иллюминатор с оптическим ориентиром

5. Часть ассенизационного устройства

6. Контейнеры с пищей

7. Радиоприемник

8. Направляющие катапульты

Но кто же займет место в корабле?

Еще в конце марта заведующему отделом обороны ЦК партии из штаба ВВС пришло два набора фотографий. Юрий Гагарин и Герман Титов были сняты как в военной, лейтенантской форме, так и в гражданском. Был приложен и листок с биографиями.

Конечно же, в оборонном отделе определить, кому именно лететь, не могли. Фотографии начали свое путешествие «по инстанциям». В конце концов они легли на стол Н.С. Хрущёву.

Тому понравился и тот и другой.

«Решайте сами! – сказал он. – Мне нравятся оба!»

Мнение главы партии и правительства немедленно было передано на космодром. И тогда все поняли, что первым лететь Юрию Гагарину – он явно импонировал С.П. Королёву.

Официально основным пилотом «Востока» Гагарин был объявлен 8 апреля. Однако для прилетевших на полигон космонавтов интрига еще сохранялась.

В своих воспоминаниях Ю.А. Мозжорин – «главный космический цензор» и директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМаш) – рассказывает об одном из эпизодов подготовки полета человека в космос:

«С целью сокращения времени выхода в эфир сообщения ТАСС институтом по поручению начальства было подготовлено три варианта коммюнике. Первый – торжественный, рассчитанный на успех, где помимо сообщения об историческом полете добавлялись биография космонавта, его портрет, информация о повышении в воинском звании, присвоении почетных наград и т. п. Второй вариант содержал только одно сообщение ТАСС в случае невыхода корабля на орбиту и его приземления (или приводнения). Говорилось о неудачной попытке выведения КА, приводились район приземления (приводнения) космонавта, а также частоты, излучаемые радиомаяками корабля. Содержалось обращение к народам и правительствам с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта и возвращении его в Советский Союз вместе с кораблем. Третий вариант коммюнике содержал сообщение о трагической гибели первого космонавта…»

Три разных текста, согласованных с С.П. Королёвым и в ЦК партии, были положены в три пакета, которые были отправлены на радио, телевидение и в ТАСС. Вскрыть один из них было приказано по специальному звонку по «кремлевскому телефону».

Оставшиеся пакеты после приземления Юрия Гагарина были изъяты специальными курьерами и уничтожены.

Утром 8 апреля космонавты приехали в монтажно-испытательный корпус. Тренировки продолжались.

Первый отряд космонавтов в Сочи. Май 1961 года.

Сидят в первом ряду слева направо: Павел Попович, Виктор Горбатко, Евгений Хрунов, Юрий Гагарин, Сергей Королёв, его жена Нина Королёва с дочкой Поповича Наташей, Евгений Карпов (начальник Центра подготовки космонавтов), Николай Никитин (тренер по парашютной подготовке), Евгений Фёдоров (врач).

Стоят во втором ряду слева направо: Алексей Леонов, Андриян Николаев, Марс Рафиков, Дмитрий Заикин, Борис Волынов, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Валерий Быковский, Георгий Шонин.

В третьем ряду слева направо: Валентин Филатьев, Иван Аникеев и Павел Беляев.

А в это время члены Государственной комиссии подписывали полетное задание: «Одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180–230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта…»

После короткого перерыва члены Госкомиссии собираются вновь. Предстоит решить, кому стартовать первым. Гагарин – мнение было единодушным.

А потом все поехали в монтажно-испытательный корпус, чтобы посмотреть на тренировки космонавтов.

Пожалуй, Королёв «выдал» общее решение, хотя и договорились, что до 10 апреля, до торжественного заседания Государственной комиссии, ничего не сообщать космонавтам. Сергей Павлович подошел к Гагарину и начал ему подробно объяснять, как работают системы корабля. Сначала Гагарин не понял, почему главный конструктор столь внимателен к нему, а затем улыбнулся и тихо сказал:

– Всё будет хорошо, Сергей Павлович!

Королёв даже растерялся:

– Что же у нас получается: я подбадриваю его, а он убеждает меня в еще большей надежности корабля…

– Мы, Сергей Павлович, подбадриваем друг друга…

9 апреля, в конце дня, Николай Петрович Каманин не удержался. «Я решил, что не стоит томить ребят, что надо объявить им, к чему пришла комиссия. По этому поводу, кстати сказать, было немало разногласий. Одни предлагали объявить решение перед самым стартом, другие же считали, что сделать это надо заранее, чтобы космонавт успел свыкнуться с мыслью о предстоящем полете. Во всяком случае, я пригласил Гагарина с Титовым к себе и сообщил им, что Государственная комиссия решила в первый полет допустить Юрия, а запасным готовить Германа. Хотя они и сами догадывались, к какому выводу пришла комиссия, я увидел радость на лице Гагарина и небольшую досаду в глазах Титова».

– Вспоминая о первой встрече с «Востоком», Юрий Гагарин приводит любопытные детали: «По одному мы входили в пилотскую кабину корабля… Каждый впервые по несколько минут провел на кресле – рабочем месте космонавта», – цитировал я первого космонавта через несколько лет в разговоре с ведущим конструктором «Востока» Олегом Ивановским.

– Все правильно. Правда, гостям пришлось подождать, пока мы кресло установили в кабине и к кораблю подвезли специальную ажурную площадку. Гагарин поднялся первым и, сняв ботинки, ловко подтянувшись на руках за кромку люка, опустился в кресло.

– Опять символика: впервые в цехе, первым Гагарин познакомился с кораблем, первым и полетел.

– Мы его как-то выделяли из остальных. Обаяние – это тоже одна из черт, свойственная немногим людям. А Гагарин сразу располагал к себе искренностью и доверчивостью.

Вечером 10 апреля состоялось торжественное заседание Государственной комиссии. От технического руководителя пуска ждали, что он подробно расскажет о подготовке корабля и носителя, о комплексных испытаниях. Неприятности были, и еще накануне Королёв в довольно резких выражениях отчитывал и рядовых инженеров, и главных конструкторов. Несколько раз звучало знаменитое королёвское: «Отправлю в Москву по шпалам!» Да, сейчас ему представлялась прекрасная возможность детально проанализировать все сбои в подготовке к пуску и, невзирая на звание и положение, публично «дать перцу» всем, кто в предстартовые дни доставил немало неприятных минут Госкомиссии.

Сам Сергей Павлович готовился к таким заседаниям тщательно, считая их необходимыми, потому что здесь, в комнате, собирались все, кто имел отношение к пуску.

И вот теперь председатель предоставил ему слово…

Сергей Павлович встал, медленно обвел глазами присутствующих. Келдыш (в то время – президент Академии наук СССР. – Прим. ред.), который сидел рядом, приподнял голову. Глушко (в то время – главный конструктор ОКБ, где разрабатывались ракетные двигатели. – Прим. ред.) что-то рисовал на листке бумаги… В конце стола заместители Сергея Павловича, сразу за ними – представители смежных предприятий, стартовики – все затихли.

– Товарищи, в соответствии с намеченной программой в настоящее время заканчивается подготовка многоступенчатой ракеты-носителя и корабля-спутника «Восток». – Королёв говорил медленно и тихо. – Ход подготовительных работ и всей предшествующей подготовки показывает, что мы можем сегодня решить вопрос об осуществлении первого космического полета человека на корабле-спутнике.

Королёв сел. Он посмотрел на группу летчиков, но видел лишь одного – того старшего лейтенанта, о котором через несколько минут скажет Каманин.

«Волнуется, – подумал Королёв, – конечно же, знает – его фамилия прозвучит сейчас, но еще не верит в это… И Титов знает, и остальные…»

Нет, ни разу не говорилось публично, что первым назначен Гагарин.

 

При встречах Сергей Павлович ничем не выделял ни Гагарина, ни Титова, ни остальных. И это выглядело странно, потому что уже при первом знакомстве Гагарин ему понравился.

Королёв не сумел, да и не захотел этого скрывать. Именно тогда, вернувшись с предприятия, Попович сказал Юрию: «Полетишь ты». Гагарин рассмеялся, отшутился, но и он почувствовал симпатию Главного…

– Старший лейтенант Гагарин Юрий Алексеевич… – услышал Королёв, – запасной пилот старший лейтенант Титов Герман Степанович… – говорил Каманин.

Голос Гагарина прозвучал неожиданно звонко:

– Разрешите мне, товарищи, заверить наше советское правительство, нашу коммунистическую партию и весь советский народ в том, что я с честью оправдаю доверенное мне задание, проложу первую дорогу в космос. А если на пути встретятся какие-либо трудности, то я преодолею их, как преодолевают коммунисты.

Что-то было в нем мальчишеское. И все заулыбались, смотрели теперь только на этого старшего лейтенанта, которому через два дня предстоит старт.

Заседание комиссии закончилось. Гагарина поздравляли – сначала его друзья-летчики, потом те, кто был поближе, а затем уже все столпились вокруг него.

Сергей Павлович пожал ему руку одним из последних.

– Поздравляю вас, Юрий Алексеевич! Мы еще поговорим, – сказал он и быстро зашагал к двери.

Гид по гагаринским местам Крыма | Полезно знать

Полезно знатьКосмонавт Юрий Гагарин в «Артеке»

Фото: Государственный архив РФ

12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос. Его совершил наш соотечественник Юрий Гагарин. Это событие стало знаковым в истории. Жизнь и работа Юрия Алексеевича были неразрывно связаны с Крымом. В День космонавтики предлагаем вам своеобразный путеводитель по самым интересным гагаринским местам полуострова.

Гурзуф и «Артек»

Юрий Гагарин посещал «Артек» много раз — общался с детьми, бывал на их мероприятиях. В день исторического полёта, 12 апреля 1961 года, артековцы отправили космонавту приветственную телеграмму. А спустя четыре месяца встречали его и Германа Титова у горы Аю-Даг. Во время этого визита космонавтов сделали почётными артековцами, а их имена занесли в свою Книгу почёта.

Читайте также

Сколько россиян хотели бы полететь в космос как туристыВ память о Юрии Гагарине в «Артеке» названы набережная и поляна на склоне Аю-Дага. Его имя носит лагерь «Хрустальный», возле которого установлен бюст космонавта. А в музее «Космос» хранятся его тренировочный скафандр и фотографии.

Любил Юрий Гагарин и родной посёлок «Артека» — Гурзуф. Останавливался здесь несколько раз в военном санатории. Время проводил в том числе активно, например, катался на водных лыжах.

Феодосия

В советское время под Феодосией работал один из центров подготовки космонавтов. Там они отрабатывали аварийные ситуации, которые могут возникнуть при приводнении в море. Тренировался здесь и Юрий Гагарин. Испытания проводились в Феодосийском заливе и были строго засекречены.

Читайте также

Крым в космосе: где во Вселенной найти Ялту, Севастополь и КиммериюКроме того, в 1960-х годах в Феодосии находится штаб и отделы 3-го управления государственного научно-испытательного института ВВС им. Чкалова. По долгу службы Юрий Гагарин часто тут бывал. Сегодня в этом здании расположена Финансово-экономическая академия.

Во время командировок в Феодосию Юрий Гагарин останавливался в одной из гостиниц рядом с железнодорожным вокзалом. Этот объект до сих пор гордится своим звёздным гостем, и даже назвал в честь космонавта номер, в котором тот останавливался.

Севастополь

Бывал Юрий Гагарин и в Севастополе. Во время одного из визитов он посетил панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» и Графскую пристань, а также посадил дерево на Малаховом кургане.

Читайте также

Это мой Крым: космонавт Владимир ТитовВ этом городе-герое в 1961 году произошла встреча Юрия Гагарина с Владимиром Высоцким. О ней позже рассказывал сам бард. Тогда молодой артист снимался в фильме «Увольнение на берег». А чтобы как можно лучше вжиться в свою роль матроса, круглосуточно находился на крейсере «Михаил Кутузов». Вот тогда-то Юрий Гагарин и посетил этот корабль.

Евпатория

Именно из Евпатории 12 апреля 1961 года Земля поддерживала связь с Юрием Гагариным во время его исторического полёта. Переговоры вели сотрудники Центра дальней космической связи.

В Евпатории космонавт не только работал, но и отдыхал. Здесь же в 1968 году он отметил свой последний день рождения. В качестве подарка ему преподнесли большой торт в виде книги и с надписью «Дневник космонавта». Через несколько дней, 27 марта, космонавта не стало, он погиб во время учебного полёта на самолёте МиГ-15УТИ.

Кстати

  • Первый в Советском Союзе памятник Юрию Гагарину был установлен в Симферополе – в центре, на улице Пушкинской. Торжественное открытие состоялось через четыре дня после полёта космонавта. До наших дней памятник не сохранился.
  • В 1961 году один из сортов роз в Никитском ботаническом саду назвали «Майор Гагарин».
  • В 1967 году Юрий Гагарин участвовал в подготовке космической выставки в «Артеке». Она была организована во дворце Суук-Су. Со временем эта экспозиция переросла в музей «Космос». Среди выставленных здесь экспонатов — тренировочный скафандр Юрия Гагарина, стабилизирующий парашют корабля «Восток», космический аппарат «Луноход-2».

В Крыму Юрий Гагарин посещал и другие места: Ялта, Алушта, Форос, Партенит, Донузлав… Сегодня имя космонавта носят улицы и парки крымских городов. На полуострове ему установлены памятники и мемориальные доски. В честь него названы оздоровительные объекты, а в Севастополе – целый район.

Хотите быть в курсе самых интересных туристических новостей Крыма? Тогда напишите нам на [email protected] и мы включим вас в нашу рассылку

Хотите быть в курсе самых интересных туристических новостей Крыма?

Поздравляем! Письмо с подтверждением отправлено на ваш электронный адрес. Перейдите по ссылке из письма, чтобы подтвердить подписку

Telegram-канал для туристов

У советского космонавта Юрия Гагарина были нужные вещи

Когда я жил в Париже, однажды я доехал на метро до конца линии и провел полдня, бродя между Иври и Вильжюифом. Этот район может быть не таким живописным, как туристические зоны в центре Парижа, но в нем есть свои памятные места, такие как водный стадион имени Юрия Гагарина с бассейном олимпийской длины, расположенный на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Юрия Гагарина.

Иври-сюр-Сен, оплот коммунистов с 1920-х годов, тогда также располагался жилой комплекс под названием Сите Гагарин, открытый им самим во время визита во Францию ​​в 1963 году. Муниципальные власти снесли его в 2019 году, развесив плакаты о сносе с надписью Bye Gagarine» на английском языке с советским шрифтом. Едва ли можно упрекнуть New York Times в том, что в своем отчете они довольно многословно изложили: «Жилищный проект во Франции, когда-то символ будущего, теперь стал рассказом о прошлом».

Остается еще как минимум один многоквартирный дом, названный в честь космонавта: дом Гагарина в лондонском районе Баттерси, часть поместья Уинстенли. Я заметил это во время агитации за лейбористов на выборах 2017 года. Но Дом Гагарина, возможно, тоже ненадолго для этого мира. Депутат от лейбористской партии, избранный в том же году, Марша де Кордова, выступила с критикой плана «регенерации» местного совета, который на самом деле представляет собой социальную инженерию: «В настоящее время почти 70 процентов поместья составляют арендаторы социального жилья; когда проект будет завершен, менее 20 процентов поместья будет предназначено для социальной ренты».

Теоретически, любая страна с любой социальной системой могла отправить первого человека в космос. Но в то время казалось жизненно важным, чтобы впереди шел Советский Союз. Непрерывная череда советских триумфов, от полета спутника в 1957 году до новаторского выхода Алексея Леонова в открытый космос в 1965 году, заставила многих поверить в то, что первое в мире коммунистическое государство догнало Запад и теперь устремляется вперед, в будущее. Страх остаться позади побудил Джона Ф. Кеннеди выделить НАСА неограниченные ресурсы для достижения Луны к концу шестидесятых годов.

Непрерывная череда советских космических триумфов заставила многих поверить в то, что первое в мире коммунистическое государство догнало Запад и теперь устремляется вперед, в будущее.

Советский коллега Кеннеди Никита Хрущев был в ликующей форме на банкете по случаю возвращения Гагарина, как вспоминал Алексей Леонов:

Он объявил, что наше поколение будет жить в настоящем коммунизме. Мы все обнимались, аплодировали, кричали «Ура!» И мы ему очень поверили, ведь тогда успехи нашей страны были очевидны всему миру.

Леонов сухо заметил, что только позже, когда проблемы советской экономики стали более очевидными, он и его товарищи «осознали, что заявление Хрущева было несколько преждевременным».

Советский Союз вошел в историю задолго до того, как аварийные бригады покончили с Сите Гагарин. Система, положившая начало космической гонке, теперь кажется столь же далекой от нашего времени, как Гагарин и капсула «Восток» отдалились от его предков-крестьян.

Книга Тома Вулфа 1979 года « The Right Stuff » — это замечательная история космической гонки в ее первые годы, рассказанная со стороны США. Но это идет с большой дозой свободного рынка, социал-дарвинистской идеологии. Для Вулфа завоевание космоса основывалось на врожденном человеческом стремлении взобраться выше своих товарищей по пирамиде достижений в надежде однажды присоединиться к «тем немногим избранным на самом верху, к той элите, которая была способна довести до слез людей». мужские глаза».

В трактовке Вульфа оборотной стороной этого жесткого индивидуализма был серый анонимный коллективизм советской космической программы:

Советская программа излучала ауру колдовства. Советы практически не выпускали рисунков, рисунков или диаграмм. И никаких имён; выяснилось только, что советской программой руководил таинственный человек, известный как «Главный конструктор». Но силы его были неоспоримы! Каждый раз, когда Соединенные Штаты объявляли о крупном космическом эксперименте, Главный конструктор первым осуществлял его самым поразительным образом.

В каком-то смысле это совершенно точно: советские власти действительно скрывали личность своего главного конструктора Сергея Королева до его смерти в 1966. Но к тому времени, когда Вулф начал исследовать The Right Stuff , это уже было давней историей. Он явно не хотел отказываться от тщеславия, потому что оно соответствовало его взгляду на советскую систему как на гигантскую муравьиную колонию, чьи ранние успехи в конечном итоге уступят место лихому духу фронтира Америки:

В удивительно мрачном романе о будущем под названием « Мы », завершенном в 1921 году, русский писатель Евгений Замятин описывает гигантский «огнедышащий, электрический» ракетный корабль, который готов «воспарить в космическое пространство», чтобы « подчинить неведомых существ на других планетах, которые, возможно, еще живут в первобытном состоянии свободы» — и все это во имя «Благодетеля», правителя «Единого Государства». Этот всемогущий космический корабль называется «Интеграл», а его конструктор известен только как «D-503, Строитель Интеграла». В 1958 и в начале 1959 года, когда волшебный успех следовал за волшебным успехом, именно так американцы, даже в большей степени лидеры, чем последователи, стали смотреть на советскую космическую программу.

Это описание Вулфом космического полета Юрия Гагарина в 1961 году: «Рано утром 12 апреля сказочный, но анонимный строитель «Интеграла», главный конструктор спутников, нанес еще один из своих жестоких, но драматических ударов».

Большое достижение Сергея Королева было пропагандистским триумфом Никиты Хрущева, но также ретроспективной победой Королева над Иосифом Сталиным.

Если бы Вулф не увлекся своим антиутопическим видением космонавтов, строящих ГУЛАГи для микробов Красной планеты, он мог бы заметить, что «Строителем Интеграла» был зек , переживший свое время в пресловутый реальный ГУЛАГ. Большое достижение Сергея Королева было пропагандистским триумфом Никиты Хрущева, но также и ретроспективной победой Королева над Иосифом Сталиным.

В 1930-х годов Королев работал над советской ракетной программой под эгидой Красной Армии. У него уже была мечта отправить зонды на орбиту, опираясь на работу таких провидцев, как Константин Циолковский. Однако советское государство в первую очередь интересовало его ракеты из-за их боевого потенциала. Королев усердно работал в составе научно-исследовательского института до 1938 года, когда сталинские чистки начали охватывать все части советской системы, даже те, которые были жизненно важны для обороны страны.

Тайная полиция НКВД арестовала Королева и под пытками заставила его подписать ложное признание о своей роли в «антисоветской вражеской организации». Он отказался от признания на суде и написал письма Сталину с просьбой о пересмотре его дела, но безрезультатно. НКВД отправило его в систему лагерей Колыма на Дальнем Востоке России, где условия были безжалостно тяжелыми для всех — и особенно для такого человека, как Королев. Он отказался пресмыкаться перед преступниками, которые управляли лагерем от имени его охранников, поэтому они отказали ему в доступе к жалкому пайку.

Королев отказался пресмыкаться перед преступниками, управлявшими лагерем от имени его охраны, поэтому ему отказали в доступе к мизерному пайку.

Истощенный, замерзший, работающий до костей, Королев был на пути к верной смерти, когда на Колыму прибыла еще одна жертва чисток, директор авиазавода. Мало того, что он был таким же гордым, как Королев, он еще и был заядлым боксером. Он взялся за главаря преступников и избил его до полусмерти. Узнав в Королеве из прошлой жизни ценного слугу Советского Союза, он взял его под свою опеку и спас ему жизнь.

Это была первая удача Королева. Второе произошло после того, как советские власти перевели его в специальную тюрьму, где он работал над военными проектами вместе с такими людьми, как авиаконструктор Андрей Туполев и изобретатель Леон Термен, отец электронного прибора, носящего его имя. Благодаря регулярному питанию и рабочему графику здоровье Королева стало улучшаться, хотя он так и не смог полностью оправиться от пребывания в ГУЛАГе.

К концу Второй мировой войны советское руководство знало, что ракетные технологии будут иметь жизненно важное значение в любом будущем конфликте. Нацисты продемонстрировали его потенциал своими летающими бомбами, обрушившимися на Лондон на последних этапах войны. Сталин и его чиновники узнали, что Вернер фон Браун, создатель ракеты Фау-2, теперь работает на американцев. Они поручили Королеву изучить немецкую программу и как можно быстрее разработать советскую.

Именно знания и сила убеждения Королева убедили высших советских руководителей в необходимости космического проекта, детали которого никто из них не мог понять.

Во многих отношениях это была желанная перемена судьбы для Королева, хотя он еще не был полностью реабилитирован и все еще должен был работать под надзором сталинского начальника полиции Лаврентия Берии, который угрожал ему страшными последствиями всякий раз, когда происходило механическое отказ. К моменту смерти Сталина в 1953 году группа Королева была уже на пути к разработке баллистической ракеты, которая могла бы доставить советские боеголовки в американские города.

Королев должен был отдавать приоритет военной стороне ракетных технологий, но он никогда не забывал свое видение космических путешествий. Когда ракета Р-7 была готова, он убедил Хрущева в том, что если он с ее помощью выведет на орбиту первый в мире спутник, это сильно поднимет престиж СССР. Как позже признал Хрущев, именно знания и сила убеждения Королева подтолкнули высших советских руководителей к проекту, деталей которого никто из них не мог понять:

.

Мы таращились на то, что он должен был показать нам, как будто мы были стадом овец, впервые видящих новые ворота. Королев провел нас по стартовой площадке и попытался объяснить, как работает ракета. Мы не верили, что он может летать. Мы были как крестьяне на рынке, ходили вокруг ракеты, трогали ее, постукивали по ней, чтобы проверить, достаточно ли она прочна.

Около трети из шестидесяти тысяч заключенных на подземном ракетном заводе Вернера фон Брауна умерли после того, как их заставили работать в ужасных условиях, чтобы построить больше Фау-2. При строительстве ракеты погибло больше людей, чем на месте ее приземления.

Главным конкурентом Королева был тот самый человек, который послал свои Фау-2, чтобы убить тысячи лондонцев, теперь оснащенный американским паспортом, подаренным ему его казначеями, и телевизионным контрактом с Уолтом Диснеем. Дебора Кэдбери структурирует свою превосходную книгу Космическая гонка как двойная биография Королева и Вернера фон Брауна. Такой подход является справедливым отражением их важности в завоевании космоса, но он не делает фон Брауну никакой пользы, поскольку его единственный опыт пребывания в исправительно-трудовых лагерях пришел с другой стороны забора из колючей проволоки.

Даже без Королева как контрастной фигуры было бы трудно представить в воображении симпатический портрет фон Брауна. Он не только работал в рамках нацистской системы, чтобы реализовать свои научные мечты, создавая оружие, поразившее воображение Гитлера. Он также в полной мере и сознательно воспользовался преимуществами этой системы в ее самых преступных проявлениях, используя рабов из концентрационных лагерей в своих исследовательских учреждениях.

Вернер фон Браун с моделью ракеты, 1958 год. (Wikimedia Commons)

Около трети из шестидесяти тысяч заключенных на подземном ракетном заводе фон Брауна в горах Гарца погибли после того, как их заставили работать в ужасных условиях, чтобы построить больше Фау-2. При строительстве ракеты погибло больше людей, чем на месте ее приземления. Фон Браун, член СС с удостоверением личности, даже совершил личную поездку в Бухенвальд, чтобы, по его собственным словам, «разыскать более квалифицированных заключенных».

Операция «Скрепка» вытащила таких людей, как фон Браун, из развалин послевоенной Германии и переправила их через Атлантику для работы на правительство США, похоронив подробности их деятельности во время войны в секретных файлах. К моменту запуска спутника фон Браун уже был знаком по телепрограммам и глянцевым журналам — красивый фотогеничный человек с телосложением футболиста колледжа. Его акцент был единственным следом его прошлого в Старом Свете, когда он с энтузиазмом говорил о практичности космических станций и отправке человека на Луну.

Боги, кажется, разгневались на фон Брауна за то, что он так легко избежал тени Пенемюнде и Миттельверка, потому что они послали не одного, а двух великих сатириков, чтобы разрушить его безупречный общественный имидж. Питер Селлерс взял фон Брауна в качестве модели для своего немецкого ученого с едва подавляемым нацистским уклоном, доктора Стрейнджлава, в великом фильме Стэнли Кубрика. Но Том Лерер, вероятно, нанес больший ущерб репутации фон Брауна своей одноименной песней, исполненной мягким голосом поверх звякающего фортепиано, что сделало ее текст еще более эффектным.

Лерер изобразил фон Брауна как «человека, чья верность / управляется целесообразностью», блаженно не беспокоящегося о последствиях своих действий: «Если ракеты взлетели, какая разница, куда они упадут? Это не мой отдел, — говорит Вернер фон Браун. Воспоминания о Блице еще свежи в памяти людей, и Лерер напомнил им о своем вкладе в бойню:

.

Некоторые нелестно отзываются об этом известном человеке.

Но некоторые думают, что наше отношение

Должен быть один из благодарности,

Как вдовы и калеки в старом лондонском городке

Кто должен большие пенсии Вернеру фон Брауну

Крис Крафт, основатель Центра управления полетами НАСА, тесно сотрудничал с фон Брауном и полюбил его на личном уровне. Он по-прежнему считал, что набросок персонажа Тома Лерера был совершенно справедливым: «Ему было насрать на то, на кого он работал и чем занимался».

Здесь стоит подчеркнуть, что советские лидеры были бы рады задействовать фон Брауна в своей собственной программе и фактически привлекли группу менее известных немецких ученых. История операции «Скрепка» очень плохо отражается на системе США; это не значит, что он хорошо отражает советский.

Тем не менее, приятно вспомнить, кто именно вырвал чашу из уст фон Брауна: юный протеже Королева Юрий Гагарин, который еще ребенком видел, как гитлеровская армия пришла в его деревню. Сергей Королев и Никита Хрущев видели в Гагарине своего рода советского обывателя, сына колхозного рабочего. Когда дело доходило до критической ситуации, это прошлое обеспечило Гагарину преимущество над своим коллегой-космонавтом Германом Титовым, чей отец был учителем.

Первый опыт Гагарина в военной технике заключался в том, чтобы вмешаться в немецкие танковые батареи, когда солдаты потеряли бдительность.

Если Гагарин был типичным представителем своего поколения, это лишь подчеркивало, насколько необычным — и ужасным — был опыт этого поколения. Он родился в деревне, расположенной к западу от Москвы, ему было семь лет, когда нацисты вторглись в Советский Союз. Немецкие войска заняли деревню и выгнали Гагариных из их семейного дома, заставив их жить в лачуге. Однажды ему пришлось наблюдать, как солдат повесил на дереве самодельной петлей его младшего брата; как-то выжил.

Первый опыт Гагарина в военной технике заключался в том, чтобы вмешиваться в работу немецких танковых батарей, когда солдаты теряли бдительность. Когда Красная Армия начала отбрасывать немецкое наступление, эсэсовцы взяли двух его старших братьев и сестер с собой на работу в трудовые лагеря. Только после войны остальные члены семьи обнаружили, что они все еще живы.

После этого травматического детства Гагарин пошел в техникум и выучился на летчика-истребителя, невольно записавшись в вербовку первой партии космонавтов. Пропаганда советского государства была полна мифотворчества, но, по крайней мере, в одном отношении она не преувеличивала. Гагарин действительно символизировал замечательный период социальной мобильности, когда дети и внуки крестьян становились рабочими, техниками, партийными работниками, летчиками и даже космонавтами.

У Гагарина, возможно, был правильный бэкграунд для своей роли, но у него была и подходящая личность. Когда они исследовали свою биографию Starman , Джейми Доран и Пирс Бизони долго разговаривали с Германом Титовым и очень полюбили его. По понятным причинам он был очень расстроен из-за того, что упустил уникальное достижение с таким большим отрывом, но он считал, что выбор был правильным:

.

Не из-за правительства, а потому, что Юра оказался человеком, которого все любили. Меня они не могли любить. Я не влюбчив. Они любили Юру. Когда я был у его мамы и папы на Смоленщине после его смерти, то понял это. Я вам говорю, они правильно выбрали Юру.

Справедливости ради от Титова, пусть он и не обладал гагаринской харизмой, зато мог придумать запоминающуюся фразу. Во время визита в Соединенные Штаты в 1962 году он произнес одну из величайших шуток космической эры, которую часто ошибочно приписывают самому Гагарину:

.

Целый день внимательно оглядывался, но никого там не нашел. Я не видел ни ангелов, ни Бога… никакой бог не помогал делать ракету. Ракету делали конечно наши люди и полет выполнял человек. Поэтому я не верю в Бога. Я верю в человека — в его силы, его возможности и его разум.

Философия

Титова сильно отличала его от Джона Гленна и Меркурийной семерки, которые любили подчеркивать свою религиозность (по крайней мере, публично), соответствуя совершенно другому стереотипу о том, что значит быть обычным человеком.

Советское руководство нажилось на природном обаянии Гагарина после его потрясшего мир подвига, отправляя его в поездку за поездкой в ​​качестве разъездного посла. Восторженные толпы, приветствовавшие его везде, куда бы он ни пошел, составляли долгожданный контраст с организованными парадами на Красной площади. 1961-й год был также годом, когда Хрущев и его немецкий союзник Вальтер Ульбрихт возвели Берлинскую стену, поэтому иметь действительно популярного фронтмена советской современности, внешний вид которого мог бы уравновесить менее вдохновляющие символы восточного блока, было большим пропагандистским благом.

Советское руководство нажилось на природном обаянии Гагарина после его потрясшего мир подвига, отправляя его в путешествие за путешествием. Восторженные толпы, приветствовавшие его, составляли долгожданный контраст с организованными парадами на Красной площади.

Журналист Ярослав Голованов, знавший советскую космическую программу изнутри, настаивал на том, что Гагарин оставался довольно скромным, несмотря на то, что внезапно стал одним из самых известных людей в мире: «Он никогда не забывал, что находится на вершине огромной пирамида инженеров и конструкторов, подготовивших его к полету». Сознавал это Голованов или нет, но это аккуратно перевернуло зацикленность Тома Вулфа на сверхчеловеках, взобравшихся на вершину зиккурата.

Полет Гагарина стал кульминацией необычайной последовательности — первый спутник, первый зонд, достигший Луны, первая женщина, вышедшая на орбиту, первый выход в открытый космос — из-за чего казалось, что СССР никогда не будет равных, по крайней мере, в этой области. Мало кто за пределами советского ближайшего окружения понимал, насколько эта череда успехов обязана личному динамизму Королева, выжимавшему все до последней капли из того, что было ему доступно.

Конечно, он опирался и на технологическую базу Советского Союза, созданную с 19 века.20-х годов через крах индустриализации. Но эта база была недостаточно сильной, чтобы конкурировать со всеми ресурсами экономики США, когда они, наконец, были задействованы в космической гонке.

Полета

Гагарина и других унижений, которые Королев обрушил на США, было достаточно, чтобы спровоцировать Джона Ф. Кеннеди на объявление полномасштабной лунной программы. Его администрация выбрала спутник Земли в качестве цели именно потому, что это была очень дорогая и трудоемкая миссия. Как он сказал аудитории в Техасе в 1962: «Мы решили полететь на Луну в этом десятилетии и заняться другими делами не потому, что это легко, а потому, что это сложно». Это не было просто общим прометеевским чувством, как причина, по которой Джордж Мэллори захотел подняться на Эверест: «Потому что он там». В замечании Кеннеди была и острая геополитическая подоплека.

Королев врезался в землю, пытаясь конкурировать с чрезвычайно дорогой программой «Аполлон», которая в итоге стоила более 150 миллиардов долларов в сегодняшних деньгах и на пике своего развития обеспечила работой более четырехсот тысяч человек.

Королев врезался в землю, пытаясь конкурировать с программой «Аполлон», которая в итоге стоила более 150 миллиардов долларов в сегодняшних деньгах и на пике своего развития обеспечила работой более четырехсот тысяч человек. При этом он напрягал свое и без того хрупкое здоровье непосильным трудом.

Незадолго до своей смерти в январе 1966 года Королев задержал Гагарина и Алексея Леонова после вечеринки и впервые рассказал им о своем опыте в ГУЛАГе, который, по словам Леонова, произвел на обоих огромное впечатление: «По дороге домой Юрий не переставал задаваться вопросом: как могло случиться, что такие уникальные люди, как Королев, подверглись репрессиям?»

Основоположник советской космонавтики скончался во время операции в возрасте пятидесяти девяти лет. Одна деталь показалась бы слишком большой, если бы писатель включил ее в вымышленный рассказ: врачи не могли вставить трубку в легкие Королева, чтобы помочь ему дышать, пока он находился под наркозом, из-за длительного повреждения его челюсти, полученного во время наркоза. он был на Колыме. Это был острый символ гораздо более широкой проблемы. Несмотря на надежды начала 1960-х годов, советская система все еще была отягощена темным наследием сталинизма и никогда не могла полностью преодолеть его.

Алексей Леонов во время испытательного проекта «Аполлон-Союз», 1975 год. (Picryl/Public Domain)

Поскольку рука Королева больше не была на румпеле, Советский Союз потерял все свои малые шансы на победу над американцами. Экспериментальная ракета Н-1, которая должна была доставить космонавтов на Луну, взорвалась на стартовой площадке за несколько недель до того, как Нил Армстронг ступил на лунную поверхность. Знаменитый страх Линдона Джонсона спать «при свете Красной Луны» так и не сбылся.

Гагарин тоже не дожил до высадки на Луну: 19 марта68 лет, он погиб в авиакатастрофе в возрасте тридцати четырех лет. Некоторые из его друзей предположили, что роковое падение было организовано советской элитой, хотя, как твердо настаивают Доран и Бизони, «не было никаких реальных доказательств того, что крушение Гагарина было чем-то иным, кроме несчастного случая».

Алексей Леонов был убежден, что сверхзвуковой самолет, летевший слишком низко, отправил МиГ Гагарина в катастрофический штопор, сделав его жертвой небрежности, а не злого умысла. Были и более диковинные теории о том, что Гагарин инсценировал собственную смерть и прожил остаток жизни в безвестности, что свидетельствует о его культовом статусе Элвиса космических путешествий.

Именно ракета «Сатурн-5», разработанная фон Брауном и его командой, использовалась для запуска миссии «Аполлон». Но на самом деле это был не фон Браун, или Нил Армстронг, или любой другой человек, который превзошел Советы. Это был огромный коллективный проект, подкрепленный долларами налогоплательщиков из самой богатой страны на Земле, который превзошел конкурирующую команду, еще более полагавшуюся на талант отдельных лиц. В этом смысле Том Вулф ошибался: высадка на Луну была победой коллективизма над индивидуализмом, Большого правительства над духом фронтира.

Спустя более полувека, что действительно выделяется, так это то, к чему привело соперничество между двумя сверхдержавами. Холодная война была парадоксальным временем для мира. Он как минимум дважды ставил человечество на грань ядерного конфликта, и его именем оправдывались бесчисленные жаркие войны и эпизоды внутренних репрессий. Но это также побудило Соединенные Штаты и Советский Союз более конструктивно конкурировать друг с другом, повышая престиж своих систем и повышая уровень жизни своих граждан.

Та же самая технология, которая могла бы испарить любой крупный город между Москвой и Сиэтлом, позволила покорить небеса, и мы все еще пожинаем плоды сегодня.

Космическая гонка воплотила этот парадокс. Та же самая технология, которая могла бы испарить любой крупный город между Москвой и Сиэтлом, позволила покорить небеса, и мы до сих пор пожинаем плоды. Программа, основанная Королевым, не прекратила свое существование после триумфа Нила Армстронга: она переориентировалась на новые проекты, от космических станций, которые продемонстрировали, как люди могут жить вне земной атмосферы в течение длительных периодов времени, до зондов «Венера», которые передавали обратно изображения Венера и помогли нам понять динамику глобального потепления. Бюджет НАСА может быть меньше, чем во времена Кеннеди и Никсона, но оно по-прежнему может отправлять космические корабли к странным мирам, таким как Титан и Плутон, расширяя наши знания о Солнечной системе и, возможно, обо всей Вселенной.

Тот факт, что имя Юрия Гагарина было связано с проектами государственного жилья, весьма уместен. В настоящее время правительства предпочитают оставлять задачу по размещению своих граждан частному сектору, так же как они оставляют задачу планирования марсианской колонии Илону Маску. Маску, естественно, легче представить себе терраформирование планеты, чем преобразование наших социальных отношений, и он хочет, чтобы его марсианский проект опирался на кабальный труд, обремененный долгами. Если это лучшее, что может предложить наше общество в виде футуристической утопии, пора вернуться к чертежной доске и восстановить дух коллективных амбиций, который двигал исследованием космоса по обе стороны железного занавеса.

В конце 1961 года Сергей Королев написал триумфальную статью для «Правды » под псевдонимом «К. Сергеев»:

Одной из самых увлекательных проблем, волновавших человечество на протяжении веков, является вопрос полета на другие планеты и в отдаленные регионы Вселенной; сначала к ближайшим к Земле областям, таким как Луна, вечная спутница Земли, которая теперь носит на своей поверхности символ СССР, а затем к ближайшим к Земле планетам Солнечной системы — Меркурию, густооблачной окутал Венеру, таинственный Марс, далекий Юпитер и еще четыре планеты. Это вероятные межпланетные маршруты советских исследователей. И после этого: массивные солнца и миры других галактик. 1961 подошел к концу. Этот год стал для советского народа большим скачком вперед. Это был год XXII съезда партии, утвердившего программу построения коммунизма; год триумфальных достижений советской науки и выдающихся проявлений мужества наших летчиков, проложивших первую дорогу в космос.

С сегодняшней точки зрения модернистская вера Королева в научный прогресс кажется почти столь же неуместной, как и его уверенность в славном советском будущем, которому, сам того не подозревая, оставалось всего три десятилетия. Большинство людей предпочли бы самоуничтожение человеческой цивилизации, а не ее распространение по межгалактическому пространству. Но если мы научимся осваивать и наши технологии, и наши социальные системы и отправимся в эти великие путешествия, то Королев и Гагарин заслуживают признания как те, кто сделал первый шаг.

Юрий Гагарин | МОЙ ГЕРОЙ

Глеб из Виктории

«Облетев Землю на космическом корабле, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, давайте сохраним и приумножим эту красоту, а не разрушаем ее!»

Arto Jousi //Suomen valokuvataiteen museohttps://commons.wikimedia.org Время идет, люди уходят. К сожалению, это относится и к героям, но то, что они сделали для мира, будет жить и всегда будет помниться.

Гагарин родился 9 марта, 1934 год, в селе Клушино под Гжатском, Россия. Его родители, Алексей Иванович и Анна Тимофеевна, работали в колхозе. В юности Гагарин интересовался космосом и планетами. Учился в профтехучилище в Люберцах и был отобран для обучения в техникуме в Саратове. Пока он тренировался там, он вступил в «Аэроклуб» и научился управлять самолетом. После завершения обучения в техникуме он поступил в Ориенбургскую летную школу для прохождения военной летной подготовки. Там он познакомился со своей будущей женой Валентиной Горячевой. Получив крылья летчика на МиГ-15, он женился на ней. Это случилось в 1957. 5 ноября 1957 года он получил звание лейтенанта ВВС СССР, а через два года стал старшим лейтенантом.

В 1960 году после долгого отбора Юрий Гагарин вместе с еще 19 пилотами был выбран для участия в советской космической программе. После этого Гагарина отобрали в элитную тренировочную группу под названием «Сочинская шестерка». Позже из этой группы будут выбраны первые космонавты программы «Восток». Гагарина и другого пилота подвергли экспериментам, в ходе которых проверили их физическую и психологическую выносливость. Из всех двадцати человек, отобранных для участия в советской космической программе, для первого запуска были выбраны Гагарин и Герман Титов. Они были выбраны из-за их высокой производительности во время тренировок, а также из-за их физических характеристик.

12 апреля 1961 года Гагарин стал первым человеком, отправившимся в космос на корабле «Восток-1». Он также был первым человеком, облетевшим Землю. Он провел в полете более полутора часов и благополучно вернулся на землю. После полета Гагарин рассказал Никите Хрущеву, что при входе в атмосферу он насвистывал песню Дмитрия Шостаковича «Родина слышит, Родина знает». Некоторые источники говорят, что во время своего полета Гагарин сказал, что не видел там никакого Бога. Однако на самом деле он никогда этого не говорил, подтверждает друг Гагарина полковник Валентин Петров. Он сказал, что цитата исходит от Никиты Хрущева, когда он произносил речь об антирелигиозной кампании государства. Петров также рассказал, что Гагарина крестили в детстве.

После своего полета Гагарин стал знаменитостью, известной во всем мире. Он посетил множество стран, таких как Канада, Бразилия и Германия, чтобы продвигать достижения Советского Союза по запуску первого человека в космос. В 1962 году он стал депутатом Верховного Совета СССР. Затем он вернулся в базу космонавтов в Звездном городке, где провел семь лет, работая над проектами многоразовых космических кораблей. 12 июня 1962 года он стал подполковником ВВС СССР, а через год получил звание полковника ВВС СССР. Советские чиновники пытались удержать Гагарина от любых полетов, потому что боялись потерять своего героя в аварии.

Юрий Гагарин-en.wikipedia.org/wiki/Yuri_GagarinГагарин был запасным пилотом своего друга Владимира Комарова в полете на корабле «Союз-1». Он был запущен, несмотря на протесты Гагарина о необходимости дополнительных мер безопасности. После того, как полет Комарова потерпел крушение, Гагарину навсегда запретили тренироваться и участвовать в других космических полетах. Гагарин стал заместителем директора по подготовке Звездного городка, и одновременно начал переквалификацию в летчика-истребителя.

27, 19 марта68-го во время планового тренировочного полета с авиабазы ​​​​Чкаловский он и его летный инструктор Владимир Серегин разбились на МиГ-15УТИ под Киржачем. Говорили, что их тела кремировали, а прах захоронили в стенах Кремля на Красной площади, но в 1984 году выяснилось, что их так и не нашли.

Никто толком не знал причину авиакатастрофы. Было много теорий, объясняющих, как разбился самолет. Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, написал книгу под названием «Две стороны Луны». Здесь он утверждает, что когда летел на вертолете в том же районе, где летел Гагарин, то услышал вдалеке два громких хлопка. Его теория гласит, что другой самолет летел ниже минимально допустимой высоты, и из-за ужасных погодных условий он не заметил, как пролетел в десяти-двадцати метрах от самолета Юрия, преодолев звуковой барьер. Турбулентность от этого самолета привела бы МиГ в неуправляемый штопор. Леонов говорит, что первый грохот, который он услышал, был реактивным самолетом, преодолевшим звуковой барьер, а второй — падением самолета Юрия.

Гагарин, на мой взгляд, герой. Он вдохновил многих людей, показав, как обычный человек может превратиться в героя. Его великое достижение сделало мир совершенно другим местом. Он доказал, что всего можно добиться упорным трудом. Несмотря на то, что он ушел из жизни, его великие дела будут жить и всегда будут помнить.

Страница создана 01.03.2015 14:31:17

Последнее редактирование 09.04.2020 00:21:00

Убеждения, точки зрения и мнения, выраженные в этом герое, представленном на сайте принадлежат автору и не обязательно отражают убеждения, точки зрения и мнения проекта «МОЙ ГЕРОЙ» и его сотрудников.