Вклад даля в развитие русского языка: Какой вклад внёс В.И.Даль в развитие науки о языке?

Уважаемые коллеги

Уважаемые
коллеги!

 

Творчество Владимира Ивановича
Даля специально не изучается в средней школе. Причин тому множество, в том
числе и идеологические. В советское время говорить о художественных произведениях
В.И. Даля было не очень удобно из-за их православного подтекста и из-за низких
оценок официальных историков русской литературы критиков, например М. Горького.
Так получилось, что писатель был причислен к разряду «писателей второго ряда» и
его сказки, повести, картины, полемические публицистические статьи долгое время
были в тени «Словаря живого великорусского языка» и Сборника пословиц. Между
тем, долгое время, с середины XIX
до
начала века XX,
произведения В.И. Даля обстоятельно изучались в российской школе.

Сегодня творчество Даля выходит
из забвения. Исследователи доказали его неоспоримый вклад в развитие русской
культуры и науки. Благодаря сотрудникам кафедры русской литературы и
журналистики Петрозаводского государственного университета стали доступны в
электронном виде большинство текстов произведений писателя, в том числе и не
публиковавшихся ранее. О значении далевских произведений для воспитания
личности снова заговорили педагоги. На страницах педагогических изданий и в
Интернете стали появляться разработки уроков, посвященных творчеству В.И. Даля
и различные материалы к ним. Сама многогранная и насыщенная жизнь автора
позволяет использовать этот материал прежде всего для интегрированных уроков.

Разработанное методическое
пособие для учителей состоит из следующих разделов:

— конспект
интегрированного урока на тему «За Далем – даль…», апробированного в
Державинском лицее и лицее № 40
г. Петрозаводска;

— библиотека
методической литературы и методических разработок, включающая статьи и
монографии; статьи из коллективных сборников; ссылки на Интернет-материалы к
урокам о жизни и творчестве В. И. Даля; ссылки на конспекты уроков и разработки
для внеклассных мероприятий о В.И. Дале в сети Интернет; ссылки на презентации
для проведения уроков о жизни и творчестве В.И. Даля и самостоятельной работы
учащихся разных возрастов.

 

Интегрированный
урок на тему

«За Далем — даль…».

Владимир
Иванович Даль как феномен русской культуры 19 века:

русский
язык, литература, история, живопись.

Автор урока -
учитель русского языка и литературы Державинского лицея С.Е. Тарасова

 

Цели
урока
:

·       
учебные:

-
познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества В.И. Даля;

-
сформировать представление о нем как личности ренессанского масштаба;

-
показать значение деятельности В. И. Даля для русской культуры, истории;

-
повторить знания по некоторым разделам языкознания (лексика, морфемика,
орфография).

·       
развивающие:

-
развивать умение анализа исторических фактов;

-
способствовать формированию целостного представления о явлениях окружающей
действительности;

-
развивать речь учащихся.

Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, проектор, словари и книги В.И. Даля (для
выставки), презентация.

 

Ход
урока
:

1.                    
Организация класса.

2.                     
Представление темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы
заново откроете для себя человека, чье имя слышали не раз. Он известен, его
главный труд сделал его бессмертным. Трудно переоценить вклад этого деятеля в
лингвистику, в изучение языка русского народа и нашей культуры. Парадокс
заключается в том, что это был сын датчанина и француженки! Впрочем, сам этот
человек на вопрос о его принадлежности к какой-либо национальности, отвечал
вполне определенно: «Я русский человек, потому что я думаю по-русски». С тех
пор способом определения собственного отношения к тому или иному народу,
предложенным Владимиром Ивановичем, пользуются по всему миру.

Интерактивное задание
1
. (презентация) Вставьте в высказывание
подходящие по смыслу слова, и вы узнаете об этом способе.

-
Кто этот человек? (открывается портрет В.И. Даля)

3.           Сообщение
ученика о месте рождения В.И. Даля, его семье
.

Интерактивное задание 2. (презентация) Собрав пазлы, вы сможете увидеть, как выглядел
г. Луганск в 19 веке.

А так выглядит дом-музей В.И.
Даля в современном Луганске.

4.                    
Главный труд В.И. Даля.

Учитель: Главный труд В.И. Даля
— это его «Словарь живого великорусского языка». Он включает в себя более 200
тысяч слов в 4-х томах. Для сравнения вспомним Большой академический толковый
словарь современного русского языка в 20 томах: здесь собрано лишь 120 тыс.
слов, почти в 2 раза меньше. С чего же началось увлечение Даля собирательством
слов? Какое первое слово записал в свой словарь великий Даль?

Интерактивное задание 3. (презентация) Возьмите
приставку из одного слова, корень из другого, добавьте указанные суффикс и
окончание, и вы узнаете то слово, с которого начался Словарь Даля.

5.                    
Поисковая работа в Интернете по разным
направлениям деятельности В.И. Даля
.

Класс делится на 7 групп (см. таблицу) и работает за
компьютерами, составляя краткое сообщение (на 3 — 4 мин.) о выбранном
направлении деятельности В.И. Даля.

Задание классу: слушая
сообщения о деятельности В.И. Даля, заполняйте таблицу. Подумайте, как ее можно
озаглавить.

Таблица.








В.И. Даль – морской
офицер

 

В. И. Даль — врач

 

В.И. Даль — чиновник

 

В.И. Даль – географ, историк,
биолог

 

В.И. Даль — лингвист

 

В.И. Даль — писатель

 

В.И. даль – друг

А.С. Пушкина

 

 

Учитель: В.И.
Даль не только известный лингвист. Он начинал учиться в Морском кадетском корпусе,
в годы учебы путешествовал на фрегатах, некоторое время служил морским офицером
в Николаеве. Затем закончил Дерптский (Юрьевский) университет, получив диплом
врача. Именно он первый в России начал делать операции на глазном хрусталике,
стал применять гомеопатию. Кроме того, исполнительный Даль был востребован на
чиновничьей службе: работал на государственной службе в Нижнем Новгороде,
Оренбурге, в Петербурге и в Москве. Живя и работая в разных городах России, он
собирал бесценный научный материал: гербарии, описания различных животных,
заметки по краеведению – и направлял в Академию наук. Он стал одним из
основателей Российского географического общества, написал ряд научных статей.
Зная высокий уровень образованности Даля и его широкие научные интересы, к нему
обратились с просьбой о написании учебников по истории, биологии и зоологии для
морских учебных заведений. Даль справился и с этим заданием. Сегодняшний
читатель не знает, что он был одним из самых читаемых авторов художественных
произведений в 19 веке. Все литературные журналы того времени почитали за честь
опубликовать рассказ, сказку, статью Казака Луганского (это творческий
псевдоним Даля). Прижизненное собрание сочинений писателя насчитывало 8 томов,
в после смерти, в 1898 году, вышел десятитомник! Был он близко знаком и с А.С.
Пушкиным. Известно о трех встречах великих русских деятелей 19 века. Первая -
знакомство, связанное со скандальной публикацией первого сборника сказок Даля в
1832 году, вторая — встреча в Оренбургском крае, где Даль служил, а Пушкин
приехал собирать материал для своего «Пугачевского бунта» и «Капитанской
дочки»; третья – при трагических обстоятельствах, когда доктор Даль оставался
рядом со смертельно раненным Пушкиным до его кончины. Именно Далю Н.Н.
Гончарова передала перстень с руки мужа и его «выползину» (это слово тоже есть
в Словаре) — простреленный сюртук.

Кроме известного Словаря, Даль
проявил себя как талантливый филолог, собирая русские народные сказки,
пословицы и поговорки. Собрание сказок и лубочных картин он безвозмездно
передал Афанасьеву и Сахарову. А из пословиц и поговорок составил известный
сборник.

Учитель: Какой
вывод можно сделать по таблице? (о ренессанском масштабе личности Даля).

6.           Фамилия Даль тесно связана с историей
и культурным наследием Карелии. Рассказ подготовленным учеником о связи Далей
(отца писателя и его сына Льва) с Карелией.

7.           Учитель
(презентация): Две фигуры в античных одеяниях. Лицо одного, бородатое,
окруженное сединой волос для большинства неузнаваемо. Зато смуглое лицо второго
хорошо знакомо всем. Его изображения украшают книги, школьные учебники,
телеэкраны… Александр Пушкин — главный поэт России. И хотя лицо его товарища
знакомо немногим, имя его хорошо известно. В первую очередь, благодаря
знаменитым 4 томам составленного им «Толкового словаря живого великорусского
языка». Идею которого согласно исторической легенде (относительно достоверной)
Владимиру Далю подсказал именно Пушкин. Итак, почему же Козьма и Дамиан
превратились в Пушкина и Даля?

Козьма
и Дамиан — по легенде два брата-близнеца. Святые великомученики, казненные в
царствование императора Диоклетиана, правителя, в принципе, по римским меркам
вполне приличного, но систематически преследовавшего христиан. Прославились они
как искусные врачеватели. Настолько искусные, что лечили и людей, и животных.
Некогда одержимый дьяволом верблюд впоследствии стал одним из самых известных
их пациентов. В Италии они были покровителями знаменитого флорентийского рода
Медичи. А на Руси они очень быстро стали почитаться не только как врачи, но и
как покровители кузнецов (не без влияния языческих верований) и … брака. Они
ковали счастье новобрачных.

Однако
появление на месте святых великого поэта и великого лексикографа связано не с
этими «функциями» великомучеников. День Козьмы и Дамиана приходился на 1 ноября
(по новому стилю 14 ноября). В этот день после окончания сельскохозяйственных
работ открывались церковно-приходские школы. Так Козьма и Дамиан стали отвечать
еще и за образование. Именно в этой ипостаси римские святые для одной из икон
«позаимствовали» облик Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича
Даля.

8.           Контроль усвоения знаний.

Интерактивное задание 4. (презентация) Ответив
на вопросы, вы сможете увидеть один из самых известных портретов В.И. Даля.

 

Библиотека методической литературы

Статьи
и монографии

1.    
Бахтин В.С.
Даль // Бахтин
В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л.: Детская литература,
1988. – С. 150-152.

3.                   
Брюзгина Л.П. Опыт
нравственно-эстетического воспитания младших школьников в Доме-музее В.И. Даля:
К 190-летию со дня рождения списателя // Начальная школа. – 1991. – № 11. – С. 11 – 16.

4.     
Булатов В., Порудоминский В. Собирал человек слова…
Повесть о В. И. Дале. М.: Детская литература, 1969.

5.      Зингеева Л.А. В. И. Даль и фольклор. Русский язык в
школе. – 2001. – № 5. – С. 43-48.

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Зинин С.И. Владимир
Иванович Даль: (К 200-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. – 2001. –
№ 5. – С. 95-100.

8.      Крестинская Т.П., Щепина К.П. Вечер русского языка для учащихся VII –VIII классов «Владимир
Иванович Даль и его словарь»  // Русский
язык в школе. – 1975. – № 1. – С. 43 – 46.

12.                                                                                                                                                                                                                                                                                          
Светлова Г. Замечательный собиратель русского слова:
К 200-летию со дня рождения В.И. Даля (1801 – 1872) // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 76 – 81.

13.                                                                                                                                                                                                                                                                                          
Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский // Русский язык в школе. – М.,
2001. – № 4. – С. 74 – 77.

14.
Сухотин А.М. В.И. Даль // Русский язык в школе. – М., 1937. – № 6.
– С. 19 – 27.

1.      Вторые международные Измайловские чтения, посвященные
200-летию со дня рождения В.И. Даля, 25–27 окт. 2001 г.: Материалы
конференции — Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического
университета, 2001.

Береснева
Л.А.
«Заветный
уголок» земли: (В. И. Даль на уроках литературного краеведения). С. 315–320.

Брякова
И.Е
. К вопросу об изучении
творчества В.И. Даля в школе. С. 321-325.

Дубцова
Е.К
. Использование словаря
Даля в процессе изучения произведений русской литературы XIX века в 5 классе.
С. 339–341.

Кулаева
Г.М
. Слово о В.И. Дале на
уроках русского языка. С. 342-345.

Леонтьева
С.А
. Произведения В.И. Даля
в чтении детей. С. 346 — 352.

Попова
В.И
. Словарь В.И. Даля как
источник этнокультуроведческого аспекта изучения русского языка в школе. С.
355–359.

Пыхтина
Ю.Г
. Провинциальный город в
рассказе В.И. Даля «Домик на Водяной улице»: Урок внеклассного чтения в 9 кл.
С. 360–364.

Ульянова
Т.В
. Изучение творчества
В.И. Даля на уроках русского языка. С. 365–367.

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                               
В. И. Даль и Общество любителей
российской словесности: Сборник / Ответственный редактор В.П. Нерознак,
составитель Р.Н. Клеймёнова. – СПб.: Златоуст, 2002.

Львов В.В. В.И. Даль и его
Словарь в современных учебниках для общеобразовательной школы. – С. 287 – 291.

Остапенко Н.И. Воспитание мудростью: Из опыта работы Педагогического
колледжа № 5 – С. 284 – 286.

Пример для подражания: [Далевская конф. в школе]. –
С.291-293.

3.     Отечественная лексикография – школе: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 16 ноября 2001 г. М.; Ярославль, 2001.

Арефьева О.В. Самостоятельная
работа учащихся по текстам В.И. Даля: С использ. справ. лит-ры . – С. 33 – 35.

Бойнова Т.М. Изучение пословиц и
поговорок с архаическими лексическими компонентами в структуре на уроках
русского языка: На материале сборника В. И. Даля. – С. 36–39.

Горбич О.И. «Толковый словарь
живого великорусского языка» и сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля
как основа организации диалога на уроках русского языка в 5 – 6 классах. – С.
29–30.

Гордиенко
О.В
. Обращение к сборнику В.И. Даля «Пословицы
русского народа» на уроках русского языка. – С. 30–33.

Дейкина А.Д. Труды В.И. Даля как
средство духовно-нравственного воспитания в процессе обучения русскому языку. –
С. 12–14.

Зайцева О.Н. Работа со словарём
В.И. Даля на уроках русского языка. – С. 61–63.

Королёва
И.А
. Материалы В.И. Даля в
региональной исторической лексикографии. – С. 18–21.

Леонов И.С. Собственные номинации
как лингвистический аспект филологического анализа текста: На примере пословиц
и поговорок, собранных В.И. Далем. – С. 49–51.

Озерова С. М. Словарь В.И. Даля как
источник отбора дидактического материала при изучении односоставных
предложений. – С. 26.

Пахнова Т.М., Янченко В.Д.
Межвузовская научно-практическая конференция «Отечественная лексикография –
школе», посвященная 200-летию со дня рождения В.И. Даля. – С. 8–11.

Преликова
О.С
. Деловая лексика в
«Толковом словаре» В.И. Даля и её изучение в школе. – С. 84–87.

Радзиховская
В.К.
Феномен мысле-рече-языкового единства: По
материалам словаря В.И. Даля. – С. 73–77.

Севрюгина
Е.В
. Толкование понятий «любовь» и «красота» в
«Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля и поэзии Ф.И. Тютчева. – С. 80–
84.

Шиленко О.В. Концепт «память» в
толковом словаре  В. И. Даля и школьное
сочинение-воспоминание. – С. 77 – 80.

Янченко В.Д. О личности и трудах
В. И. Даля в школьном курсе русского языка. – С. 92–94.

 

4.      Материалы к урокам о жизни и творчестве
В.И. Даля в Интернете:

·        
Материалы о
жизни и творчестве В.И. Даля

·       
Биография В.И. Даля

philolog.ru

www.pravoslavie.ru

·        
Сайт о В.И. Дале. Включены разделы: Биография. Архивные
документы. Даль для школьников и др.

·        
В.И.
Даль на уроках русского языка (материалы к уроку, конспект урока)

 

5.      Конспекты уроков и разработки для
проведения внеклассных мероприятий в Интернете:

·        
Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку
«Собиратель русских слов» (о В.И.Дале

·        
Урок –
мастерская. Литература. 5 класс. Литературные сказки Владимира Ивановича Даля.

·       
Занятие по развитию речи в 3
классе по теме: «
Дар Владимира Ивановича Даля».

·        
Урок – мастерская. Литература. 5
класс.
Литературные сказки Владимира Ивановича Даля. «У тебя у
самого свой ум».

·        
Урок литературы в 6 классе. Тема урока:
«Пословицы и поговорки».

·        
Урок
литературного чтения 2 класс. В. И.
Даль «Старик-годовик».

·        
Магеллан, переплывший русский язык от А до Я. Урок русского языка в 7классе.

·        
В. Даль «Старик-годовик». Урок литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова.

·        
В.И. Даль – писатель и лингвист мировой
величины. Урок внеклассного
чтения в 5 – 6 классах.

·        
Библиотечный урок для 3 класса. Тема «Дар Владимира Даля».

·        
Открытый урок русского языка в 3 классе, проведенный на Неделе русского
языка. Тема: «Люби и знай великое русское слово»

·       
Урок-игра
«Что мы знаем о В. И. Дале».

·       
В помощь преподавателю. Лингвокультурологический аспект на
уроке русского языка. Тема: «Подвижник русского слова»

 

6.      Презентации для проведения уроков о жизни и
творчестве В.И. Даля и самостоятельной работы учащихся:

·        
Презентация
выполнена ученицами 6 класса ко Дню славянской письменности.

·       
Презентация рассказывает о биографии В.И. Даля.

·       
Презентация
«Владимир Иванович Даль. В поисках живого слова»

·       
Флэш-презентация подготовлена Новосибирской областной
детской библиотекой. Подробно освещена деятельность Даля в различных областях
жизни.

·       
Презентация
поможет провести урок, посвященный изучению биографии В.И. Даля и созданию
Словаря.

·       
Презентация «В.И. Даль» (9 класс): Биография». Исследование
ученика пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем.

·       
Презентация
на тему: Владимир Иванович Даль (выполнила ученица 9 класса)

·       
Презентация, посвященная малому жанру фольклора — загадке

·       
Презентация рассказывает о насыщенной интересной жизни В. И.
Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка» и составителя
сборника «Пословицы русского народа»

·       
Презентация
и конспект урока. «Жизнь и творчество Владимира Ивановича Даля».
Беседа с игровыми элементами для 5-8 классов.

 

7.      Фильм о В.И. Дале из цикла «Гении и злодеи»
(длительность – 26 мин.).

Режиссер Олег Бараев. Сценарий Елена Литвинова. Оператор
Николай Спицын. Текст читает Дмитрий Полонский.

 

Главный толкователь русского языка – ГАУ ДПО «СОИРО»

В.И. Даль

22 ноября 1801 года родился Владимир Иванович Даль.

Многие из нас знают Владимира Ивановича Даля как выдающегося исследователя русского языка, создавшего знаменитый Толковый словарь. Однако основная профессия известного ученого и литератора – военный врач. Во время войны он оказывал помощь раненым, написал несколько учебных пособий по ботанике и зоологии. Но главная заслуга этого человека – неоценимый вклад в изучение русского языка. Современники в шутку называли Даля «принцем Датским», но он был истинно русским человеком и считал своей родиной Россию.

Владимир Даль родился в поселке Луганский завод. Так в то время назывался Луганск. Его родители были интеллигентными, высокообразованными людьми. Отец, Иоганн Кристиан, обрусевший выходец из Дании, за два года до рождения сына принял российское подданство. Вместе с этим он получил и новое имя – Иван Матвеевич. Этот человек был настоящим полиглотом, прекрасно знавшим русский, английский, французский, греческий, древнееврейский, латинский языки. Его обширным знаниям в медицине можно было только позавидовать, кроме того, Иван Матвеевич был прекрасным богословом.

Супруга Даля, Мария Христофоровна Фрейтаг, – дочь коллежского асессора. Корни ее семьи уходят к де Мальи, французским гугенотам. Мария Христофоровна была образованной женщиной, хорошо знала русскую литературу, занималась переводами трудов Иффланда, Геснера. Она была высоконравственной и доброй женщиной, искусной рукодельницей, старалась приучать детей к труду. Отец Марии считал, что его зятю-филологу трудно будет прокормить семью. Он настоял на том, чтобы Иван Матвеевич получил еще и медицинское образование.

Семейство Далей было многодетным. У будущего этнографа было три брата и две сестры. В Луганском заводе они прожили недолго, когда Владимиру исполнилось четыре года, семья поселилась в Николаеве. Здесь Иван Матвеевич занимал должность старшего лекаря Черноморского флота, за особые заслуги пожалован титул дворянина. После этого он получил возможность учить своих сыновей за казенный счет в Петербургском морском кадетском корпусе.

В раннем детстве Владимир находился на домашнем обучении. В 13 лет он поступил учиться в кадетский корпус, окончил его в звании мичмана. Юношу отправили на службу в Николаев.

Молодой мичман вел себя неосмотрительно, возможно, он слишком надеялся на порядочность окружающих. Свой литературный талант он использовал для сочинения резких обличительных эпиграмм. Тема была острой – любовная интрижка между главнокомандующим Черноморской флотилии и дамой Лией Сталинской. Когда эпиграммы дошли до руководства, начался розыск. Подозрение пало на Даля, мичман был арестован и наказан. Через некоторое время из Николаева его перевели в Кронштадт.

Флотская служба тяготила молодого человека, к тому же у него обнаружилась морская болезнь. После шести лет службы Владимир решил получить гражданскую специальность. Он выбрал медицину, стал студентом Дерптского университета.

Нужно было каким-то образом содержать себя, но никаких накоплений у студента не было. Будущий медик стал зарабатывать на жизнь уроками русского языка. В период учебы он улучшил свои познания в латыни, занимался изучением философии. Статус дипломированного врача Даль получил досрочно из-за начавшейся войны с Турцией.

Война с Турцией (1828–1829), польская компания 1831 года стали настоящим испытанием для молодого военного врача. Он занимался спасением раненых, делал операции в сложных условиях полевого госпиталя, иногда и сам принимал участие в сражениях. Когда выдавалось свободное время, Владимир Иванович занимался литературным трудом. Он писал статьи и наброски, которые в дальнейшем становились основой для его книг.

В 1832 году Владимир Даль публикует свою первую книгу «Русские сказки. Пяток первый». Книга была написана простым, понятным каждому русскому человеку языком. Даль очень радовался своему первому произведению, но его радость была недолгой. На писателя поступил донос, цензура сочла за благо изъять из обращения нераспроданные книги неблагонадежного автора. Весь тираж был уничтожен, автор оказался под арестом, и только заступничество поэта Жуковского позволило ему выйти на свободу.

В 1833 году Даль получает пост чиновника по особым поручениям при военном губернаторе В.А. Перовском, служившем в Оренбурге. Это место для литератора было очень желанным. Благодаря своей новой должности он много путешествовал по Южному Уралу, занимался сбором уникального фольклорного материала. Все эти наработки литератор будет использовать в своих произведениях. Уже через несколько лет Владимир Иванович опубликует книгу под названием «Естественная история Оренбургского края».

Даль очень хотел познакомиться со своим знаменитым современником, Александром Пушкиным. Он представился поэту сам, вручив ему ценный подарок – книгу «Русские сказки», один из немногих уцелевших экземпляров. Пушкин был в восторге от такого подарка, и в свою очередь, осчастливил литератора бесценным даром. Так Даль стал обладателем рукописи «О попе и работнике его Балде», на которой красовалась дарственная надпись великого поэта.

Дружеские отношения между Далем и Пушкиным сохранились до самой гибели Александра Сергеевича. Когда Пушкин отправился в путешествие по пугачевским местам, Даль вызвался его сопровождать. В благодарность за приятную компанию Пушкин в 1835 году вручил Далю подарочный экземпляр «Истории Пугачева».

Когда поэт получил смертельную рану, Владимир Иванович принимал деятельное участие в оказании помощи раненому другу. На память Пушкин подарил верному другу золотой перстень с изумрудным камнем. Александр Сергеевич считал это украшение своим талисманом.

Восемь лет (1841–1849) Владимир Иванович жил в Петербурге. Он занимал должность секретаря Л.А. Перовского, затем заведовал его особой канцелярией. В этот период он работает над физиологическими очерками, пишет учебные пособия по зоологии, ботанике, издает целый ряд статей, несколько повестей.

Его всегда интересовало устное народное творчество – пословицы, поговорки, песни, предания. Когда Даль жил в северной столице, он получал образцы народного творчества от своих корреспондентов – жителей разных уголков огромной страны. Все это очень помогало исследователю в работе, но ему не хватало непосредственного общения с народом.

Именно по этой причине в 1849 году литератор переезжает в Нижний Новгород. Здесь он получает должность управляющего удельной конторой. Он завершает свой долгий труд по изучению русских пословиц. К тому же периоду относится и его конфронтация с современниками. Даль выступал против бездумного обучения крестьян грамоте, считая, что ему должно предшествовать нравственное и умственное образование.

Ученый прожил в Нижнем Новгороде 10 лет, затем вышел в отставку и перебрался в Москву. Он занялся публикацией своих работ. В 60-х годах XIX века были опубликованы два фундаментальных труда Даля – «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка». Последнее произведение является настольной книгой преподавателей русского языка, за 150 лет оно не утратило своей актуальности. На составление этого словаря у Владимира Ивановича ушло 63 года.

Книга содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок, загадок и присловий, необходимых для пояснения смысла приводимых слов. Только до 2004 года словарь Даля переиздавался около 40 раз, а в период с 2005 по 2014 годы – около 100 раз.

Первые части опубликованного словаря принесли автору Константиновскую медаль от Императорского Русского географического общества, в 1868 году он был избран в почетные члены Императорской Академии наук, а когда словарь вышел полностью, был награжден Ломоносовской премией.

Писатель скончался в 1872 году. Прах этого великого ученого покоится на Ваганьковском кладбище.

По материалам, взятым из открытого доступа в сети Интернет

Властелин слов: Толковый словарь живого великорусского языка как национального эпоса Владимира Даля | Весь мир в книге: Словари XIX века

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicВесь мир в книге: Словари XIX векаИсторическая и диахроническая лингвистикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicВесь мир в книге: Словари XIX векаИсторическая и диахроническая лингвистикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cайт

Виницкий Илья,

«Властелин слов: Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля как народного эпоса» Book: Dictionaries in the Nineteenth Century

(

Нью-Йорк,

2020;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 19 декабря 2019 г.

), https://3.doio.org. /9780190913199.003.0011,

, по состоянию на 24 ноября 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicВесь мир в книге: Словари XIX векаИсторическая и диахроническая лингвистикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicВесь мир в книге: Словари XIX векаИсторическая и диахроническая лингвистикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Реферат

Виницкий рассматривает культурно-исторические элементы Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля , крупнейший и самый известный из русских словарей. Религиозные страсти Даля и экспериментальный подход к языку привели к организующему принципу, основанному не на научной лексикографии, а на статьях, сосредоточенных на понятии словесной семьи или «гнезда». Обсуждая эти особенности творчества Даля, Виницкий представляет словарь как изобретательское произведение, призванное через слова живого русского языка раскрыть читателю общинный дух России. Виницкий исследует литературные и интеллектуальные цели Даля, а также структуру и прагматику его словаря наряду с взаимосвязанными контекстами лексикографических тенденций в Англии, реформ в России, литературных основ интереса Даля к семейным структурам, а также религиозного и духовного происхождения Даля. Благодаря своему уникальному подходу к языку Даль стремился превратить сам русский язык в своего рода национальный эпос.

Ключевые слова:
Даль, русский язык, народный эпос, лексикография, статьи, экспериментальный подход

Предмет

СоциолингвистикаИсторико-диахроническое языкознание

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Русский язык | Происхождение, история, диалекты и факты

Ключевые люди:
Лу Синь
Валерий Яковлевич Брюсов
Максимус Грек
Футабатей Шимей
Нина Берберова
Похожие темы:
русская литература
восточнославянские языки

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое русский язык?

Русский язык является основным государственным и культурным языком России. Русский язык является основным языком большинства жителей России. Он также используется в качестве второго языка в других бывших республиках Советского Союза. Он принадлежит к восточной ветви славянской семьи языков.

Кто создал русский язык?

Русский язык сформировался под влиянием нескольких основных факторов. Среди них были христианские миссионеры IX века святые Кирилл и Мефодий, которые использовали старославянский язык в своей работе среди славян, и Петр Великий (годы правления 1682–1725), чья политика вестернизации открыла русский язык для западноевропейских языков. Поэт XIX века Александр Пушкин, сочетая в своих произведениях разговорную и старославянскую дикцию, положил конец спору о том, какая форма русского языка лучше всего подходит для литературного использования.

Русский язык основан на греческом?

Не сам русский язык основан на греческом, а его алфавит. Кириллица очень близка к греческому алфавиту, хотя содержит около дюжины дополнительных букв, которые были созданы для обозначения звуков, встречающихся в русском языке, но не в греческом.

Почему русский язык важен для космонавтов?

На борту Международной космической станции рабочим языком является английский, поэтому все астронавты должны свободно владеть этим языком или хотя бы владеть им для выполнения своих процедур. Однако одним из средств передвижения на МКС и обратно является российский космический корабль «Союз», который работает исключительно на русском языке, поэтому астронавты также должны владеть этим языком.

Русский язык , русский Русский язык , основной государственный и культурный язык России. Вместе с украинским и белорусским русский язык составляет восточную ветвь славянской семьи языков. Русский язык является основным языком подавляющего большинства людей в России, а также используется в качестве второго языка в других бывших республиках Советского Союза. Русский язык широко преподавался и в тех странах, которые находились в советской сфере влияния, особенно в Восточной Европе, во второй половине 20 века.

Русские говоры делятся на северную группу (простирающуюся от Санкт-Петербурга на восток через Сибирь), южную группу (на большей части центральной и южной части России) и центральную группу (между северной и южной). Современный литературный русский язык основан на центральном говоре Москвы, имеющем в основном систему согласных северного говора и систему гласных южного говора. Однако различий между этими тремя диалектами меньше, чем между диалектами большинства других европейских языков.

Britannica Quiz

Языки и алфавиты

Parlez-vous français? ¿Habla usted español? Посмотрите, как M-U-C-H вы знаете о ваших ABC на других языках.

Русский и другие восточнославянские языки (украинский, белорусский) не отличались заметным образом друг от друга вплоть до среднерусского периода (конец 13 — 16 вв.). Термин древнерусский обычно применяется к общему восточнославянскому языку, использовавшемуся до того времени.

Русский язык находился под сильным влиянием старославянского языка и — начиная с политики царя Петра I Великого, направленной на западничество в 18 веке — языков Западной Европы, из которых он заимствовал много слов. 19Поэт X века Александр Пушкин оказал очень большое влияние на последующее развитие языка. Его сочинения, сочетающие разговорный и церковнославянский стили, положили конец значительным спорам, возникшим по поводу того, какой стиль языка лучше всего подходит для литературного использования.

Современный язык использует шесть падежных форм (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный) в единственном и множественном числе существительных и прилагательных и выражает как вид совершенного вида (завершенное действие), так и вид несовершенного вида (процесс или незавершенное действие) ) в глаголах. В своей звуковой системе русский язык имеет множество шипящих согласных и согласных групп, а также ряд палатализованных согласных, контрастирующих с рядом непалатализованных (простых) согласных. (Небные согласные произносятся при одновременном движении лезвия языка к твердому небу или к нему; они звучат так, как если бы они сопровождались и скользят и часто называются мягкими согласными.) Редуцированные гласные х и х исконнославянского языка были утеряны в русском языке в слабом положении в раннеисторический период. Структура предложения в русском языке в основном представляет собой субъект-глагол-объект (SVO), но порядок слов варьируется в зависимости от того, какие элементы уже знакомы в дискурсе.